Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Старейшая актриса россии. Старейшая актриса россии У зои булгаковой есть муж дети

Жизнь актрисы

Булгакова Зоя Фёдоровна (родилась в 1914 году)

советская театральная актриса, заслуженная артистка РСФСР (1945), почётный гражданин Новосибирска.

Печатается по книге:

«Созидатели» : очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II . С. 64-71.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. – 496 с.

Актриса Новосибирского ТЮЗа Зоя Федоровна Булгакова – живая легенда, одна из лучших травести советского театра для детей. Травести, кто не знает, – амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.

Зоя Булгакова – сердце творческой жизни Новосибирского ТЮЗа 30-50-х годов. Здесь начался ее творческий путь. В театре, которому она отдала тридцать лет жизни, и где происходила в те годы частая смена его главных режиссеров, Булгакова фактически оставалась его единственной постоянной и счастливой величиной. Как актриса-травести она обладала редчайшей возможностью играть детей в возрасте 7-9 лет. Всего на сцене театра ею сыграно более 70 ролей.

Уже тогда, в тридцатые годы, ликующим шумом встречали мы свою любимую актрису – маленькую, прелестную Зою Булгакову. Она играет мальчишек и девчонок. Зоя ростом мне едва до груди, но сложена она пропорционально, у нее хорошенькое лицо и звонкий детский голос. Но, главное, на сцене она естественна, как сама жизнь. Многие, даже очень хорошие актеры, казались рядом с ней искусственными: они играли, а она жила. Кто из школьников не знал ее? – так писал о ней в книге воспоминаний «Мои бессонные ночи» новосибирский писатель Илья Лавров.

…Зоя Булгакова родилась в Новониколаевске в 1914 году. Детство ее прошло на одной из окраинных улиц, где у них был собственный дом; там жили ее мать, отец и они – пятеро детей. Отец работал на извозе, держал свою лошадь. В детстве Зоя участвовала в домашних спектаклях, которые устраивал со своими сверстниками ее старший брат Николай, и одновременно мечтала стать цирковой наездницей. Но судьба ее определилась в 1930 году, когда в город приехали актеры Ленинградского ТЮЗа, которым было осуждено открыть здесь, в Новосибирске, первый детский театр Сибири, и вообще первый стационарный театр в городе. Войдя в спектакли театра в 1931 году, еще будучи студийкой театрально-производственной мастерской, она свяжет с ТЮЗом свою судьбу на целых три десятилетия.

Творческий рост и становление актрисы пришлись на те годы в истории советского театра для детей, которые принято считать его «золотым веком». Однако при всех своих достижениях этот театр был втиснут в каркас сталинской эпохи. Ставились пьесы советских драматургов, многие из которых сегодня забыты. Именно в таких пьесах и начинала свой творческий путь Зоя Булгакова.

Первые роли... Девочка-туркменка Эне-Гуль в пьесе Н. Шестакова, Эльза – «Чемодан Клауса Хильснера» Н. Курдюмова, Топси – «Хижина дяди Тома» А. Бруштейн, Ахмет – «Винтовка № 492116» А. Крона. Среди более поздних персонажей – Ефимчик, герой пьесы Б. Горбатова «Юность отцов» – «молодой боец коммуны номер раз», который видит «классовые сны» и во всем старается походить на взрослых. Или советский мальчик Саша Бутузов, увезенный в годы войны в Германию – герой пьесы С. Михалкова «Я хочу домой»… Актриса была искренна по отношению к своим героям: детство – часть жизни общества, и оно более бесхитростно в выражении его мыслей.

Эстетическое воспитание понималось в те годы прежде всего как воспитание гражданских чувств, нацеленность на готовность к самопожертвованию во имя советской Родины, на чувство долга и активное проявление классового сознания. Новосибирский ТЮЗ шел в общем потоке тюзовского движения в стране: иначе и быть не могло. Своеобразной декларацией идейно-политической линии театра стал спектакль «Как закалялась сталь» Н. Островского с участием Василия Макарова в главной роли.

Маленькой со звонким голосом Зоечке Булгаковой судьба и время уготовили особый путь. Зоя уверенно пошла своей тропинкой, пролегшей параллельно главной, героико-романтической линии театра. Ее героическое начало будет иным. Непосредственность, вера в предлагаемые обстоятельства роли и всегдашняя готовность откликнуться на них всем строем своих чувств оказались у Булгаковой редчайшими качествами. Кажется, что природа специально оставила ей разноцветную эмоциональную палитру такой свежести и ясности, какие бывают только в детстве, чтобы напоминать зрителю о своем раннем-раннем утре, когда он вне всякой идеологии, а просто человек на живой земле.

В те годы актриса разговаривала на языке общечеловеческих ценностей, возможно, н е о с о з н а н н о отстаивая всей своей природой их свободное проявление. И Зое Булгаковой это удавалось в силу ее психофизических данных и возрастных особенностей юного зрителя. Особенно любимы стали современные герои Зои Булгаковой. Ведь они отвечали естественному и страстному желанию юных зрителей видеть себя на сцене. А актриса в силу своих природных данных могла решать эту сложную творческую задачу.

Первое десятилетие существования театра было отмечено и первой значительной победой не только в жизни актрисы, но и театра. В 1940 году в Москве проходил всесоюзный смотр ТЮЗов. В ту дальнюю поездку отправился и Новосибирский ТЮЗ. Впервые. Из Сибири в Москву. Везли сказку для детей «Снежная Королева» Е. Шварца, в которой Булгакова играла Герду (режиссер Д. Крамской) и «Как закалялась сталь» Н. Островского с Василием Макаровым в главной роли (режиссер Р. Суслович). Работы Булгаковой и Макарова были названы одними из лучших.

В 1936 году на улице Романова 35 был построен дом. Сейчас его так и называют: «Старый актерский дом». Тогда в него вселились многие актеры не только ТЮЗа, но и «Красного факела». Существуют интересные воспоминания об этом доме, о том, кто там жил. Представим и мы, в какой обстановке жила наша героиня, кто был ее соседями по дому, в котором она проживет почти всю свою жизнь.

«В том 1936 году в Новосибирск приехали в «Красный факел» около 20 актеров из Алма-Аты, Ташкента, Томска. Актерам давали 2-, 3-комнатные квартиры. Нужно сказать, что получить прекрасную квартиру для артистов того времени было событием. Ведь обычно у актеров, кроме пары чемоданов, больше ничего не было. Поэтому почти все актерские семьи были бездетными. Интересно, что через год, в 1938-м, около десяти актерских супружеских пар или ждали ребенка, или уже успели его родить. Так, ждали ребенка Елена Герасимовна Агаронова, жена Василия Макарова – Ася Березовская, Зоя Федоровна Булгакова, бывшая замужем за краснофакельским актером Виктором Подчасовым, режиссер Крамской и его молодая жена Надежда Лебедева – краснофакельская актриса, Клавдия Бесова – тоже краснофакельская актриса. Это был удивительный год!

И нужно сказать, что к семейной жизни, действительно, располагали прекрасные бытовые условия. Актеры не просто въехали в новые квартиры. Все квартиры были обставлены фешенебельной мебелью. На полах – ковры, на окнах – бархатные шторы, буфеты, письменные столы. Посуды и скатертей, правда, не было. Сейчас обычно кухни маленькие, а тогда кухни в трехкомнатных квартирах этого дома позволяли поставить там даже кровать. И многие актеры смогли принять домработниц, содержать их.

Из факельцев такие кухни были у Иловайского, Белоголовых, Северова. Домработницами обычно становились вырвавшиеся из деревни женщины, которых прописывали «по-блату» у знакомых в городе. Обычно они жили по году. Потом, получив паспорт, уходили.

Домработницу держала, например, и Валентина Баранова, одна из ведущих актрис «Факела» середины 30-х годов. Ее семья даже держала прачку, ей платили 25 рублей. Она приходила один раз в месяц и забирала вещи для стирки. Валя Баранова получала 105 рублей. Северов – ведущий актер – получал 100 рублей. Это считалось очень высокой ставкой. Домработница получала 50 рублей в месяц. Кроме того, ее одевали и кормили. Некоторые же домработницы задерживались в семье надолго. Так, в доме Северова домработница задержалась на 27 лет, и сын ее закончил к этому времени институт.

Жили тогда, как и многие граждане той советской эпохи, коллективно, сообща. Вместе трудились, вместе отдыхали. И не только в ТЮЗе. Старожилы помнят, как зимой многие актеры «Красного факела» в свой выходной понедельник в конце каждого месяца проводили вместе на городском катке – стадионе «Спартак». Лучше всех, как профессионал, катался Николай Федорович Михайлов в неизменном белом кашне… Любовь к спорту Зоя Федоровна пронесет на долгие годы. Лыжи, ходьба, лесные прогулки за грибами, плаванье – станут ее верными друзьями надолго.

Началась война. Осенью сорок первого в труппе театра остались только трое мужчин. Остальные ушли на фронт. А вскоре, оставив сцену своего родного театра и свои собственные квартиры эвакуированным из Ленинграда театральным коллективам, свернув свой скарб и взяв детей, новосибирские актеры уехали в шахтерский городок Анжеро-Судженск.

В годы войны театр возглавил ученик Мейерхольда, режиссер Павел Владиславович Цетнерович. Новое художественное руководство не только сохранило ТЮЗ, но и творчески его вырастило. В те годы благодаря эвакуации коллектив театра пополнился новыми прекрасными актерами: Руфиной Виноградовой (жена Цетнеровича), Ирмой Эйдиновой, Ириной Слоновой, Анной Поповой из Второго МХАТа, Еленой Негиной – одной из старейших актрис русского театра, и ее талантливым сыном Михаилом Бибером.

В Анжеро-Судженске театр был единственным, поэтому ТЮЗ много стал играть для взрослых. В его репертуар пришли: «Парень из нашего города» и «Русские люди» К. Симонова, «Давным-давно» Ф. Гладкова, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Комедия ошибок» В. Шекспира. Зоя Булгакова играла в спектакле «Тимур и его команда» по А. Гайдару. Однажды после спектакля ей и Зейнаб Новик-Берендеевой, игравшей в этом спектакле роль Мишки Квакина, отъявленного хулигана, местные мальчишки преподнесли по огромной охапке черемши, лесной травы. Актрисы заметили, что это не цветы, а трава. А они: «Мы вас так любим! У нас нет цветов. Но мы хотим, чтобы вам было хорошо, чтобы вы были здоровы и не умерли! Возьмите, это очень полезная и вкусная трава». Зейнаб и Зоя взяли эти охапки… Здесь в Анжерке им обеим было суждено получить похоронки на своих мужей. Зое – на Виктора Подчасова, Зейнаб – на Николая Лалетина…

В 1945 году Зое Булгаковой, Василию Макарову и Павлу Цетнеровичу первыми в истории Новосибирского ТЮЗа присвоено почетное звание «Заслуженного артиста РСФСР».

Может быть, одна из тайн успеха Булгаковой и в том, что она никогда не рассматривала своих юных героев с высоты своего возраста. Она относилась и относится к растущему человеку как к равному. Нет, точнее – с удивлением, как к тайне. Это присутствует в ее взгляде и сегодня, когда она смотрит на проходящую мимо пятилетнюю девочку или восьмилетнего мальчика. Уважение и любопытство к детству не покидают ее до сих пор.

В те далекие годы, когда говорили или писали о Булгаковой, обязательно добавляли – «любимица детворы». И это было правдой: Зоя Федоровна любила своего зрителя искренно и щедро. Она никогда не отказывалась ни от творческих встреч, ни от спектаклей, даже когда болела. Не раз ее больную с температурой больше 38, просили: «Зал полон. Все билеты проданы». И ее на машине привозили на спектакль, потом отвозили домой.

Отличительной особенностью творчества этого поколения актрис-травести была новизна стоящей перед ними задачи – создание образа ребенка на сцене нового театра – театра для детей. З. Ф. Булгакова оказалась не только чрезвычайно одаренной натурой, но и вдумчивым психологом. Она всегда стремилась к выявлению неповторимого в характере своих героев и больше всего боялась штампа в своей работе.

Спустя много лет актриса признавалась: Я ужасно боялась узнать, прочесть, что мой герой похож на тех, кого я уже играла. Я стремилась выстраивать характер по жизненной правде. Обстоятельства, в которые попадает ребенок, – это и есть его характер. И я всегда искала отличительные черты своих героев. Мы в те годы стремились играть, как нас учили, по системе Станиславского…

Зоя Булгакова в своем творчестве с особой силой утверждала те ценности, которые в официальной политике театра не являлись главными. Так, добродушием, приветливостью, доверчивостью она согревала образ Красной Шапочки. Бескорыстием, жалостью, состраданием, способностью к самопожертвованию щедро наделяла Герду. Самопожертвование во имя любви станет и главной чертой Снегурочки в пьесе А.Н. Островского. Эта роль будет единственной попыткой актрисы выйти за рамки своего амплуа, сыграть лирическую героиню на сцене родного театра.

Зоя Федоровна наполняла живым теплом своего сердца схемы-пьесы, схемы-характеры, которые часто встречались в ее творческой жизни. Актерская драматургия привносила в жизнь роли очень важный компонент – о ц е н к у всего, что окружало ее героев, как ч а с т ь ж и в о г о о г р о м н о г о м и р а. Очевидно, поэтому сама она больше всего любила играть в сказках – с их установкой на поэтический вымысел, игру фантазии.

Система причинно-следственных связей системы Станиславского для Булгаковой стала мостиком, трамплином, с которого она озорно устремлялась в стихию сказочной игры. Играя Конька-Горбунка в одноименной пьесе по сказке П. Ершова, Кота в сапогах в пьесе Л. Макарьева, Митиль в «Синей птице» М. Метерлинка, Зайку-Зазнайку в сказке С. Михалкова, Горе-Злосчастье в «Горя бояться – счастья не видать» и маленькую королеву в «Двенадцати месяцах» С. Маршака, она испытывала удовольствие и восхищение перед сказочными обстоятельствами пьесы (вплоть до мельчайших подробностей, как то: огромный размер какого-нибудь плода, растущего в сказочном лесу), на том же эмоциональном градусе, который свойственен ее юному зрителю.

Булгакова интонационно вводила зрителей в атмосферу сказки. Вносила свое личное отношение к происходящему в провисающей и тающей интонации, а в какие-то мгновения в лукавой отстраненности, словно из-под вислоухой маски Зайки-Зазнайки проглянуло лицо доброго и умудренного опытом человека.

Свое собственное детство актриса хорошо помнит. Помнит ясно дни, когда отец сажал их, детей, в телегу, запрягал лошадь, и они медленно ехали по заросшей травой и одуванчиками дороге в центр города. Это было событием. Помнит, как на Пасху сооружали им качели, и весь огромный душистый мир раскачивался у них над головой…

Эта удивительная маленькая женщина-ребенок и сегодня, в свои 89 лет, поражает всех, кто знает ее. При Новосибирской организации Союза театральных деятелей России она возглавляет секцию ветеранов сцены. Помогает доставать деньги нуждающимся, ездит к больным, устраивает одиноких в Дом милосердия, ходит на все мероприятия Дома актера, без устали стуча своими каблучками. Кто-то подметил, что Зоя Федоровна не ходит, бегает...

В 1999 году З. Ф. Булгакова награждена дипломом мэрии Новосибирска в области культуры за большой вклад в театральное искусство. В 2001 году ее имя внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области как лауреата областной премии «Честь и достоинство».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Булгаковой Зои Фёдоровны

Булгакова Зоя Федоровна – советская театральная актриса.

Детство и юность

Зоя Булгакова родился 11 (по новому стилю – 24) декабря 1914 года в Ново-Николаевском (ныне этот город носит другое название – Новосибирск) в многодетной семье. Она стала четвертым отпрыском из пяти ребятишек извозчика и домохозяйки. Родители Зои были людьми неграмотными, но вместе с тем очень культурными и воспитанными.

Зоя с детства отличалась артистизмом. Именно поэтому, когда при местном Театре юного зрителя (сегодня – Новосибирский театр «Глобус») открылась театральная студия, Зоя стала там одной из первых учениц. В 1932 году она успешно окончила студию.

Творческий путь

Играть на сцене ТЮЗа Зоя Булгакова начала еще в 1930 году. Она посвятила родному театру целых 30 лет. Время от времени, в 1940 и 1946 годах, актриса ездила на смотры детских театров в Москву.

Зоя Булгакова играла на сцене Новосибирского театра юного зрителя маленьких девочек и мальчиков, причем последние удавались ей куда проще. Видимо, этому способствовал боевой характер Зои – в детстве она обожала лазать по крышам и деревьям. Из ярких ролей актрисы можно выделить Герду из «Снежной королевы», Красную Шапочку, Золушку, Кота в сапогах, Конька-Горбунка, Снегурочку, Зайку- Зазнайку и прочих.

В 1960 году Зоя Федоровна решила покинуть сцену. Спустя 4 года актриса начала преподавать актерское мастерство в кульпросветшколе. Помимо этого, Зоя Булгакова нередко устраивала встречи с начинающими актерами, на которых делилась с молодежью своей мудростью, и давала интересные интервью на радио.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Личная жизнь

Первым мужем Зои Булгаковой был актер театра «Красный факел» Виктор Подчасов. Он погиб на фронте во время войны. Вскоре после получения похоронки на Виктора вдове пришлось предать земле и своего маленького сына…

Вторым супругом актрисы был Герман Иванович Молодцов, хормейстер, сделавший огромный вклад в развитие хоровой культуры Новосибирска.

Награды и премии

В 1945 году Зоя Булгакова стала заслуженной артисткой РСФСР. В 1999 году актриса стала «Человеком года» в области культуры и искусства. Эту почетную премию она получила за огромный вклад, который внесла в развитие театрального искусства и культуры Новосибирска. В 2001 году имя Зои Булгаковой, лауреата областной премии «Честь и достоинство», попало в Золотую книгу культуры Новосибирской области.

Зоя Федоровна была награждена двумя почетными медалями – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и медалью «Ветеран труда».

Смерть

3 февраля 2017 году Зоя Булгакова скончалась. На момент смерти ей было 102 года. 6 февраля в Доме актера в Новосибирске состоялась церемония прощания со старейшей актрисой России.

В Новосибирске на 103-м году жизни скончалась старейшая заслуженная артистка РСФСР Зоя Булгакова.

3 февраля в Новосибирске в возрасте 102 лет скончалась старейшая заслуженная артистка РСФСР - Зоя Федоровна Булгакова.

Об этом сообщает официальный сайт местного академического молодежного театра «Глобус».

"Имя Зои Федоровны Булгаковой по праву вошло в историю детского театра нашей страны, во все академические издания, исторические труды, посвященные детскому театру ХХ века. Оно неразрывно связано с историей Новосибирского ТЮЗа 30-50-х годов. С нею всегда любили работать товарищи-партнеры, ее талантом увлекались режиссеры, она вдохновляла драматургов на написание новых сцен в своих драматических произведениях", - говорится в сообщении.

Звание «Заслуженная артистка РСФСР» Зое Федоровне присвоили в 1945 году. Через год она сыграла роль маленькой королевы в сказке «Двенадцать месяцев», после чего спектакль выдвинули на Сталинскую премию.

Зоя Федоровна Булгакова

Родители поженились в 1900 году. Построили дом на улице Ломоносова, 23 (на этом месте сейчас находится здание филиала Академии наук), купили скотину, родили пятерых детей. Зоя - четвертая.

Отец с матерью были людьми неграмотными.

Ее отец был извозчиком, мать воспитывала пятерых детей.

В Новосибирском театре юного зрителя, который теперь известен как «Глобус», она стала играть в 1930 году, став одной из первых выпускниц созданной при нем театральной студии. Играла она в детском театре 30 лет, на счету Зои Булгаковой более 70 ролей. Особенно хорошо актрисе удавалось играть в амплуа «травести», то есть, исполнять роли детей.

В 1930-е годы в России возникло движение по организации «театров особой государственной важности» - театров для детей. Первым открылся Ленинградский театр юных зрителей. Его создатели были инициаторами и организаторами детских театров по всей стране. Новосибирский театр юного зрителя основали 9 артистов из Ленинграда под руководством Н.Ф. Михайлова. В мае 1930 года Зоя Булгакова стала ученицей театральной студии. Её опыт выступлений на сцене цирка очень помог ей поступить и учиться в студии. Усердие, творческая жилка и умение уловить в повседневной жизни черты героев, которых она играла на сцене, принесли Зое Фёдоровне признание благодарных зрителей - мальчишек и девчонок. «Устами младенца глаголет истина» - и эти придирчивые зрители сразу полюбили молодую артистку.

В 1932 году закончила студию при Новосибирском театре юного зрителя (ныне Новосибирский театр «Глобус»).

В 1942 вступила в ВКП(б).

В 1930-1960 годах служила актрисой-травести в Новосибирском ТЮЗе.

В 1940-е годы выступала на смотрах детских театров в Москве.

Великая Отечественная война изменила судьбы многих театров и актёров. В Новосибирск из Ленинграда были эвакуированы Ленинградский академический театр им. А.С. Пушкина, симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Когда прибыл новый ТЮЗ, коллектив новосибирского ТЮЗа проявил поистине сибирское гостеприимство, передав своё помещение ленинградцам. Зоя Фёдоровна вручила директору ленинградского ТЮЗа ключи от своей квартиры, а сама уехала со своим театром в город Анжеро-Судженск.

Во время Великой Отечественной войны Зоя Фёдоровна Булгакова в качестве председателя планировала военно-шефскую работу, организовывала концертную деятельность. Она очень стремилась выехать на фронт в составе концертной бригады, но тяжёлая болезнь, настигшая её в дороге, остановила этот порыв. Яркая сценическая деятельность принесла артистке заслуженное признание. За 30 лет на сцене она сыграла 80 ролей. Вспоминая пройденный путь, Зою Фёдоровну Булгакову особенно радует то, что многие маленькие зрители, повзрослев, узнавали её. Зоя Фёдоровна любит вспоминать поразительный случай: раненый боец, находившийся в госпитале в городе Анжеро-Судженске, узнал любимую артистку, которую видел ещё в детстве в Новосибирске. Этот солдат потом и сам стал сначала актёром, а затем - директором Новосибирского театра оперы и балета.

Театральные работы Зои Булгаковой:

«Красная шапочка» Е. Шварца - Красная Шапочка;
«Снежная королева» Е. Шварца - Герда;
«Кот в сапогах» Л. Ф. Макарьева - Кот;
«Единая боевая» А. Бруштейн - Панюшка;
«Гастелло» И. Штока - Витя Гастелло;
«Сильные духом» Д. Медведева и А. Гребнева - Колька;
«Пионер Павлик Морозов» А. Яковлева - Федюшка;
«Чистые руки» М. Шатрова - Митя;
«Хижина дяди Тома» А. Бруштейн - Топси;
«Винтовка № 492116» А. Крона - Ахмет;
«Юность отцов» Б. Горбатова - Ефимчик;
«Чемодан Клауса Хильснера» Н. Курдюмова - Эльза;
«Тимур и его команда» по А. Гайдару;
«Синяя птица» М. Метерлинка - Митиль;
«Двенадцать месяцев» С. Маршака - Королева;
«Горя бояться - счастья не видать» С. Маршака - Горе-злосчастье;
«Я хочу домой» С. Михалкова - Саша Бутузов;
«Сомбреро» С. Михалкова - Вова Пестиков;
«Эне-Гуль» Н. Шестакова - Девочка-туркменка Эне-Гуль;
«Конек-Горбунок» П. Ершова - Конек-Горбунок;
«Снегурочка» А.Н. Островского - Снегурочка;
«Золушка» Е. Шварца - Золушка;
«Зайка-Зазнайка» С. Михалкова - Зайка-Зазнайка.

Имя Зои Фёдоровны внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области как лауреата областной премии «Честь и достоинства» (2001).

Роль Красной Шапочки Зоя Булгакова исполняла в постановках театра разных лет - от 1937 до 1955 годов, три года она играла Герду в «Снежной королеве».

В число её ролей вошли традиционные для детского театра Кот в сапогах, Конёк-Горбунок, Снегурочка, Золушка, Зайка-Зазнайка и Митиль.

«Я всю жизнь играла мальчиков и девочек. Амплуа "травести" вообще редкость в театре, поэтому невостребованности я никогда не ощущала. Кстати, роли мальчишек у меня всегда получались лучше, чем образы девочек. Может быть, потому, что характер у меня боевой: по крышам, деревьям и заборам я лазила порой лучше иного мальчишки», - рассказала Зоя Булгакова.

Зоя Булгакова имеет награды: Орден Отечественной войны II ст. (1985); медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.».

В 1999 году З. Ф. Булгакова награждена дипломом мэрии Новосибирска в области культуры за большой вклад в театральное искусство. В 2001 году ее имя внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области как лауреата областной премии «Честь и достоинство».

В одном из последних интервью актриса говорила: «В 1960 году, когда за моими плечами было тридцать лет игры на сцене и 80 сыгранных ролей, я решила покинуть театр. Я глубоко убеждена, что актрисе, тем более актрисе-травести, надо уйти вовремя, чтобы о ней не говорили как о ненужной и состарившейся. Хотя я и смотрелась гораздо моложе своего возраста и могла еще какое-то время играть девочек и мальчиков, я твердо решила оставить тюзовскую сцену.

Однако и вне своей родной сцены я продолжала делать то, что я умею: много лет трудилась в Доме художественного воспитания детей, в филармонии, а сейчас - в театре «Куклы смеются». Снова рядом со мной любимые детские персонажи, снова - детские лица в зале. С ними я чувствую себя моложе и счастливее. Оглядываясь назад, на свою прожитую жизнь, я говорю ей: «Спасибо». Я говорю спасибо моему родному городу, ставшему моей судьбой. Счастливой судьбой».

Самый почтенный подросток
В возрасте 102 лет скончалась старейшая актриса России Зоя Булгакова

На 103-м году жизни скончалась старейшая актриса России, заслуженная артистка РСФСР Зоя Булгакова , сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу молодежного театра «Глобус». Прощание с актрисой состоится 6 февраля 2017 года в новосибирском Доме актера. Ещё 100-летние


Зоя Булгакова в роли Красной Шапочки


Зоя Фёдоровна Булгакова родилась 24 декабря 1914 года. В театре «Глобус» (ранее ТЮЗ) она играла с 1930 года. Актрису приглашали в Москву, где она исполнила роль Королевы в спектакле «Двенадцать месяцев». Автору пьесы Самуилу Маршаку настолько понравилась игра Булгаковой, что он специально для нее дописал текст в роли. Однако артистка не захотела остаться в Москве. В 55 лет Булгакова ушла из театра. По словам актрисы, она не хотела обманывать зрителя и предпочитала остаться ребенком в памяти детей. Биография Зои Булгаковой и время, в которой пришлось жить этому старейшему ветерану сцены, не исчерпывается, но наглядно описывается двумя строчками официальной биографии: «В 1930 году была принята в Новосибирский ТЮЗ в качестве актрисы амплуа травести. В 1942 году вступила в ВКП(б)».

Но все по порядку.


2. Зоя Булгакова в молодости


В 1930 году юная 15-летняя Зоя Булгакова пришла в только что открывшийся новосибирский Театр юного зрителя, чтобы заниматься в его студии, после окончания которой она вошла в труппу театра. Ей досталось амплуа травести: в силу своей внешности она легко играла детей, причем как мальчиков, так и девочек. На сайте театра (с 1993 года он носит название «Глобус») отмечается, что Булгакова стала одной из первых создательниц детских образов на советской сцене - причем традиционно такие образы часто доставались взрослым актрисам, как, например, 38-летней Янине Жеймо, сыгравшей Золушку в одноименном фильме 1947 года.

- Булгакова занималась тем же самым с начала 30-х - и до ухода со сцены в 60-е.

Она играла в спектаклях новосибирского ТЮЗа, таких как «Конек-горбунок», «Синяя птица» Метерлинка (1936), «Красная Шапочка» (1937), «Кот в сапогах» Перро (1938), «Снежная королева» (1939). В «Снежной королеве» актриса была Гердой - в свои 25 лет она играла роль маленькой девочки. Через семь лет ей - уже заслуженной актрисе республики, прошедшей войну - досталась роль маленькой Королевы в спектакле «Двенадцать месяцев» - и вместе с другими членами труппы она будет выдвинута на Сталинскую премию.


3.


- Всего в ее творческой биографии более 80 ролей, сыгранных на сцене новосибирского ТЮЗа.

Причем практически все она играла именно как травести - ее единственной взрослой ролью была Снегурочка в спектакле по одноименной пьесе Островского.


4.


Даже после ухода со сцены она с актерской профессией не рассталась - учила молодежь, участвовала в творческих вечерах (в том числе и своих собственных), давала интервью, в которых уверяла, что роли мальчиков ей удавались лучше, чем девочек. В 1999 году мэрия Новосибирска наградила актрису дипломом - за большой вклад в театральное искусство, а через два года ее имя было внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области.



5.


Булгакова в одном из своих многочисленных интервью рассказывала о забавном случае, произошедшем в незабавных обстоятельствах: во время войны в госпитале Анжеро-Судженска один из эвакуированных раненых после шефского концерта узнал в Булгаковой актрису из спектакля, который посетил в детстве. После войны, как стало известно Зое Федоровне, боец стал артистом, а впоследствии - директором Новосибирского театра оперы и балета.


6.


Этот случай хорошо описывает характер как недавней прижизненной, так и будущей посмертной славы: ее, ушедшую в наставники, чаще театральной критики поминает театральная мемуаристика. Зато хорошо запомнят дети всех возрастов - самые строгие и благодарные критики.

Зоя Булгакова

___

Фрагмент программы "Дело в шляпе" (НТН, 1992г. Автор и ведущий - Валерий Походня). «Делая эту программу 22 года назад, ни секунды не сомневался, что Зоя Фёдоровна встретит свой 100-летний юбилей. Она в душе всё такая же юная и озорная, как её героини. Дай бог ей здоровья, терпения и радости!»

Заслуженная артистка РСФСР, актриса Новосибирского театра юного зрителя в 1930-1960 гг.

Имя , актрисы-травести, хорошо известно сибирскому зрителю. «Жемчужиной» ТЮЗа называли ее сослуживцы и многочисленные поклонники.

Родилась Зоя Федоровна 24 декабря 1914 года в Новониколаевске в семье служащего. Училась в Новосибирске. В раннем детстве Зоя даже не думала о профессии актрисы. В школе на вопрос «Кем ты хочешь стать?» девочка отвечала: «Врачом по внутренним болезням». Первым в жизни театральным опытом стала роль Мышкинорушки в школьном спектакле. Потом было увлечение цирком: Зоя мечтала стать наездницей. Но судьба распорядилась иначе. После школы З. Булгакова поступила в театральную студию при театре юных зрителей. Уже на втором году обучения получила первую самостоятельную работу - играла девочку в пьесе «Аул Гидже». А потом были Топси в «Хижине дяди Тома», Птаха в «Кладе», Отто в спектакле «Продолжение следует», Герда в «Снежной королеве», Кот Васька в «Репке», Мотя в пьесе «Белеет парус одинокий», Ворчун в «Белоснежке», Котофей Иванович в сказке «Два клена», Мышь в «Волшебном цветке», Саша Троекуров в пьесе «Дубровский» и многие другие роли.

Актриса широкого плана, З. Ф. Булгакова наделяла каждый создаваемый образ своими особыми, всегда жизненно важными чертами. «Над каждой новой ролью я работаю так, как над первой в жизни - с той же тщательностью, с тем же старанием и с той же мыслью: а все ли я сделала, чтобы образ наполнился подлинной правдой?», - писала актриса. Играть детей примерно одного возраста так, чтобы они ничем не были похожи друг на друга, обладали индивидуальным характером, чтобы каждый образ был наполнен жизненными красками, не допускать штампов, наи гранной детскости - сложнейшая задача актрисы-травести. Дать жизнь целой галерее персонажей, которые запомнились бы юным зрителям на долгие годы, - по силам лишь настоящему таланту. «Образ ребенка надо так же вынашивать, как образ взрослого человека. Но в первом есть особая творческая радость - радость создания образа формирующегося человека», - делилась опытом Зоя Федоровна. Умение сохранять искренность, убедительность на протяжении всей роли очаровывали десятки тысяч детей края, будили в них горячий отклик и живое сочувствие.

Много творческой активности проявила З. Ф. Булгакова в годы Великой Отечественной войны во время работы Новосибирского ТЮЗа в городе Анжеро-Судженске. Кроме спектаклей в театре, Зоя Федоровна выступала с концертами перед шахтерами Кузбасса, в госпиталях. В 1939 г. она избрана депутатом в Новосибирский городской Совет депутатов трудящихся. С 1964 г. Зоя Федоровна работала педагогом по актерскому мастерству в культпросветшколе.

Сегодня З. Ф. Булгакова продолжает активно делиться своим богатейшим жизненным опытом, выступает по радио, встречается с молодежью. Оптимизм, вера в лучшие человеческие качества, широта души - отличительные качества этой удивительной женщины.

В Государственном архиве Новосибирской области имеется личный фонд Зои Федоровны Булгаковой, в котором представлены уникальные документы: статьи о творчестве актрисы, приказы, почетные грамоты, депутатские мандаты, удостоверения к медалям, справки, приветствия, поздравления, письма зрителей, юбилейный сборник, посвященный десятилетию Новосибирского ТЮЗа, переписка с Комитетом по делам искусств, с редакцией журнала «Сибирские огни» о постановке пьес, об участии в творческих конкурсах, программы спектаклей и другие документы, рассказывающие о жизни и деятельности Зои Федоровны.

За высокое исполнительское мастерство, талантливое сценическое воплощение образов З. Ф. Булгаковой в 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР». Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.», значки «За освоение новых земель», «Отличник культурного шефства над Вооруженными силами СССР», «За активную работу с пионерами», почетные грамоты Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся за плодотворную творческую и общественную деятельность и большую работу по коммунистическому воспитанию юношества, за военно-шефскую работу в воинских частях в дни Великой Отечественной войны - таков далеко не полный перечень наград за многолетний труд. Самой же главной наградой Зои Федоровны Булгаковой всегда была благодарная любовь зрителей.

Гутыра Т.Н. 90 лет со дня рождения заслуженной артистки РСФСР Булгаковой Зои Федоровны […] // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2004 год.

ЛИТЕРАТУРА И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

БУЛГАКОВА З. Ф. Судьбе говорю спасибо: [Автобиогр. воспоминания, 1914-1960 гг.] // Мой Новосибирск: Кн. воспоминаний. - Новосибирск, 1999. - С. 50 - 63.

БУЛГАКОВА З. Ф. Зоя Булгакова: О времени, театре и судьбе: [Беседа] / Вела М. Шабанова // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. - 2002. - № 43. - С. 21: ил., портр.

БУЛГАКОВА З. Ф. Юные зрители прошлого воспринимали все буквально: [Беседа] / Вела А. Батурина // Чест. слово. - 1999. - № 5. - С. 21: портр.

В «ЗОЛОТУЮ книгу культуры» вписаны новые имена // Новосиб. новости. - 2001. - № 23. - С. 19.

ЖУРАВЛЕВА Г. Жизнь актрисы // Созидатели: Очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. - Новосибирск, 2003. - Т. 2. - С. 64 - 70: портр.

БАЛАНДИН Л. А. Счастливая судьба: Зоя Булгакова на сцене и в жизни. - Новосибирск: Изд. Дом «Горница», 1998. - 62 с.: ил.

КОНЬЯКОВА Т. Вечной «лолите» новосибирской сцены исполнилось 85 лет, и она лишь недавно получила первую в жизни возрастную роль // Веч. Новосибирск. - 2000. - 31 янв. - С. 2: портр.

СМИРНЫХ В. Великая крошка // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. - 2000. - № 3. - С. 22: портр.

СТЮАРТ Е., САЛЬНИКОВ Ю. Четверть века на сцене // Сиб. огни. - 1956. - № 2. - С. 158 - 166.

КОЛЕСИНСКАЯ Я. Возвращение на сцену // Чест. слово. - 2001. - № 16. - С. 13.

ЖУРАВЛЕВА Г. К. Булгакова Зоя Федоровна // Новосибирск: Энцикл. - Новосибирск, 2003. - С. 127: портр. - Библиогр.: с. 127.

ГАНО. Ф.Р-210. Оп.1. Д.1. Л.28, 50, 50об.; Д.2.Л.49, 52; Д.6. Л.1. Д.7. Л.1-7. Д.9. Л.1. Д.10.Л.2-25. Д.13. Л.21об.