Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Разница между учебником и учебным пособием. Учебные пособия и их роль в образовательном процессе

Инструкция

Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предмету, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется . Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом.

Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помните, что большее значение здесь имеет не количество собранных фактов и данных, а качество их изложения. Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это , что весь материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия.

Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную программу. Старайтесь сложными, длинными фразами и большими параграфами. Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную , обязательно дайте в сносках или в скобках расшифровку используемых понятий.

Для лучшего усвоения материала дополните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление информации намного облегчает ее восприятие и делает книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.

Включите в каждую тему кроме теоретической информации практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите . Особенно это важно, если учебно- предназначено или младших курсов.

Дополните учебно-методическое пособие полным списком использованной литературы. Кроме того постарайтесь дать к каждой теме перечень доступных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебники, но и оригинальные труды исследователей.

Начинающему педагогу, как и любому творческому профессионалу, следует готовить предварительный план занятия, й недели или полугодия заранее. Нужно это для того, чтобы не «пересидеть» на каком-то предмете большее количество часов. И помочь педагогу в этом может документ, сводящий вместе все учебные дисциплины и количество часов, отведенное на каждую из них. Этот документ называется учебным план ом.

Вам понадобится

  • - методические пособия,
  • - консультации с преподавателями вашего учебного заведения,
  • - справочники и пособия по организации учебного процесса

Инструкция

Сформулируйте основные цели педагогического процесса в вашем учебном заведении. Обоснуйте закономерность подбора учебных дисциплин. Уделите несколько слов каждому предмету, раскройте его особенность. Разъясните, данные предметы выбраны и в связи между собой они находятся. Какую общую задачу они выполняют, как работают на развитие , как полноценной личности. Подробно разъясните, почему ваш учебный план отводит n-ое количество часов на каждый предмет, чем это обусловлено? Эта часть учебного план а в педагогической пояснительной запиской или обоснованием. Главная ее цель - формирование общего представления о целях, которые преследует учебное в образовательном и воспитательном процессах.

Приступайте к составлению «сетки часов», как ее называют преподаватели. Эта часть учебного план а является функциональным распределением перечисленных в первой части основных предметов и факультативов на учебный год с указанием общего количества часов, отведенных на тот или иной предмет. Также в сетке указывается количество часов, отведенных на проверочные и контрольные . Удобнее всего оформлять этот материал в форме таблицы. Сделайте номинальное перечисление всех предметов, запишите их в столбик. Список должен быть максимально полным, если ваша задача - составить сводный учебный план для всего учебного заведения.

Посвятите вторую часть таблицы распределению предметов на общее количество академических часов. Включите туда следующие графы: общее количество заплан ированных часов, лекционные занятия, практические (лабораторные работы); консультации и индивидуальные занятия; контрольные, проверочные работы и зачеты; часы для самостоятельной работы. В последней графе укажите способы итоговой проверки / - , зачет.

Обратите внимание

В сетке часов предметы следует распределить блоками - гуманитарные предметы, предметы естественно-математического направления, дополнительные и развивающие дисциплины. Каждый такой блок должен заканчиваться графой «Итого», в который вам необходимо указать общее количество часов, отведенных на каждый вид учебной деятельности.

Полезный совет

Оформляйте сетку часов в соответствии с требованиями вашего руководства. В школе, училищах и вузах обычно оформляется стандартная «шапка». В ней указывается полное название учебного заведения (большими буквами в центре документа), ниже - отступается место для подтверждающих подписей и печатей директора или завуча. Далее разместите в центре заголовок - «Учебный план», укажите временной период, например, «2011-2012 учебный год». Далее должна следовать сама таблица.

Учебное пособие – это печатное издание, разработанное для помощи студентам в изучении какого-либо предмета. От обычной научной литературы учебные пособия отличаются тем, что не только содержат теоретический материал, но и включают разнообразные практические задания и вопросы. Многие преподаватели, читающие лекционные курсы, часто сталкиваются с необходимостью написания учебных пособий для более качественного усвоения студентами пройденного материала.

Инструкция

Независимо от предмета и курса любое учебное пособие должно отвечать ряду требований. Прежде всего оно должно соответствовать существующей учебной программе того курса, для которого готовится пособие . Поэтому, прежде чем приступать к созданию пособия, определите основные цели изучаемого курса в подготовке . Обозначьте задачи обучения и воспитания, которые должны быть решены в процессе преподавания. Впоследствии эти сведения вы должны сформулировать во "Введении" вашего пособия.

Составьте четкую структуру учебного пособия. Помните, что изложенный в нем теоретический материал должен соответствовать учебной программе курса, разработанной на основе государственного образовательного стандарта. Очень важно, чтобы последовательность изложения в учебном пособии соответствовала последовательности лекционного курса и темам программы. В противном случае у студентов могут возникать трудности с поиском и усвоением необходимых сведений.

Работая над теоретическим материалом каждой главы, помните, что информация должна быть изложена максимально доступным, . Желательно избегать чрезмерного злоупотребления специальными терминами и предложениями. Важно, чтобы после ознакомления с текстом, у студентов оставалась ясное понимание прочитанного. Все используемые специальные или иностранные термины должны иметь расшифровку и пояснения.

Учебное пособие предполагает не только изложение теоретического материала, но и помощь учащимся в подготовке к практическим занятиям. Поэтому каждую тему вашего учебного пособия вы должны сопроводить перечнем вопросов для самопроверки и списком научных трудов, отражающих данную проблематику. Желательно также включить в каждую главу возможные темы и докладов. При этом каждая теоретическая тема (глава) в конце должна содержать четко сформулированные выводы из изложенного материала.

Каждое учебное пособие должно быть оформлено с соблюдением всех требований, принятых в научной и типографике. Проследите за правильностью и полнотой всех , приложений и схем, включенных в пособие . Особое внимание уделите общему списку , помещенному в конце пособия. Каждое издание в нем должно содержать полные данные о его авторах, названии, дате выхода и издательстве. Эти сведения будут очень полезны студентам при самостоятельной работе с курсом.

Полезный совет

Графики и схемы значительно облегчают восприятие и усвоение теоретического материала. Не пренебрегайте возможностями, которые представляют таблицы, схемы и рисунки. Они не только украсят вашу работу, но и помогут студентам лучше понять изложенные сведения.

Сегодня сложно найти таких людей, у которых нет дома персонального компьютера или ноутбука. Но, к сожалению, не все могут им правильно пользоваться, а также работать с программами. Если вам нужно кого-то этому обучить, стоит написать учебную программу для пользователей.

Вам понадобится

  • - Компьютер;
  • - выход в интернет;
  • - программное обеспечение.

Инструкция

Составьте план своей обучающей программы. Отразите в ней самые важные аспекты. Важно понимать на данном этапе, для кого будет она предназначена? Если для , то им будет достаточно базовых знаний по пользованию компьютером, технике безопасности и некоторым языкам программирования. На данный момент они еще не умеют создавать сайты в сети. Но будет вполне вероятно через некоторое время. Для желающих начать свой информационный бизнес в сети нужно все расставить по своим местам от А до Я: HTML язык, CSS, Photoshop и другие программы. Так что, сделайте тщательный план.

Подберите программы для создания уроков. Все зависит от того, будет ли ваше учебное пособие в письменном или устном виде. Может, вы изберете самый прогрессивный вариант – с голосовым . Решать вам. Тем не менее, вам понадобится Word (для текста) и Power Point () от Microsoft Office. Для записи видео пользуйтесь программой Camtasia Studio. Все это можно легко найти в свободном доступе.

При составлении пособия опирайтесь на существующие учебники. Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем дисциплины. Ваше методическое пособие должно использовать достоинства учебников и компенсировать их недостатки.

Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно- идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интересующий его раздел.

Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегодняшний день накопилось достаточно. А вот качественных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает.

Укажите как можно больше источников информации, к которым может обратиться специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и продемонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач.

Обязательно выделите в отдельную главу методические приемы, позволяющие проводить междисциплинарные (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением материала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.

Каждый учитель-предметник сталкивается с необходимостью разработать рабочую программу по своей учебной дисциплине. Конечно, существуют типовые программы, но педагогу приходится иметь дело с конкретными учащимися, уровень знаний, умений и навыков которых может быть в чем-то выше или ниже среднестатистических показателей. Рабочая программа составляется на основе типовой, но с учетом конкретных условий.

Любой из нас учится или учился в университете, причем имеет колоссальный багаж знаний, а вот на вопросе, что такое учебно-методическое пособие, «сдувается» каждый второй. Нет, конечно, все мы понимаем, что речь идет об учебнике, справочнике, литературе, которая помогает учиться; но вот что это такое конкретно, знают лишь единицы. Что же, попробуем разобраться вместе.

Что такое учебно-методическое пособие и его особенности

Итак, учебно-методическое пособие — это официальное печатное издание, содержание которого полностью соответствует учебной программе по той или иной специальности в вузе.

Если говорить простым и доступным языком, то это самая обыкновенная методичка , которая из курса в курс передается студентам во временное пользование.

Это небольшой справочник, подсказка или даже конспект, который чаще всего затрагивает лишь одну тему, но зато в подробностях.

По методичкам не только выполняют практические и лабораторные работы в аудитории, но и правильно оформляют отчеты, согласно всем предъявляемым Министерством Образования требованиям.

Так что можно смело сказать, что учебно-методическое пособие – это незаменимый помощник на лекционных и практических занятиях в университете.

Раз уж я так сильно восторгаюсь этим печатным изданием, самое время поговорить о его весомых преимуществах, на фоне остальной литературы, которая в открытом доступе имеется в каждой студенческой библиотеке или читательском зале.

Преимущества учебно-методического пособия

1. Данное издание предлагает краткую тезисную информацию по заданной теме, которая гораздо проще переваривается сознанием и запоминается.

2. Методичка – это своего рода инструкция или шпаргалка, как выполнять задания на практике, и на какие аспекты своей работы обязательно обращать внимание.

3. Методичка помогает с оформлением и презентацией работы, а, как известно, за это также добавляется дополнительный балл к итоговой оценке.

4. Количество страниц методички не превышает 30 – 50, а это означает, что носить такую книжку в рюкзаке или сумке совсем нетяжело.

5. Методичкой при желании и навыках можно воспользоваться на экзамене в качестве реальной подсказки по теме. Когда своих шпаргалок нет, а в голове сквозняк – это идеальное решение, так что лучше методичку не забывать на ответственный экзамен.

Однако данное учебно-методическое пособие имеет свои существенные недостатки, о которых также требуется знать заблаговременно, чтобы не остаться «с носом»:

1. Методички пользуются повышенным спросом у студентов , поэтому выбить в библиотеке на абонемент лишний экземпляр порой просто не предоставляется возможности. Приходится просить у соседа по парте, либо копировать на ксероксе за своей счет, естественно.

2. Методички имеют невидимые «ноги» . Да-да, это то печатное издание, которое может посредине пары исчезнуть в неизвестном направлении и уже не вернуться.

Опять-таки повышенный спрос сказывается, так что лучше всего держать ухо востро, а собственную методичку в поле зрения, иначе проблем со строгим библиотекарем в будущем просто не избежать.

3. Методички имеют субъективное мнение на ту или иную тему , а объясняется это просто – они создаются под редакцией одного из педагогов кафедры.

Личная неприязнь и извечная конкуренция преподавателей, и твой ответ по методичке является не просто ошибочным, а «самым настоящим издевательством» над наукой (по себе помню).

Но в целом, не стоит обращать внимание на такие мелочи, ведь учебно-методическое пособие, как не крути, несет просвещенность в массы, а это для узкомыслящих студентов грандиозное преимущество.

Так что запасайтесь методичками и в бой за новыми знаниями. Главное, чтобы от вашей рассеянности, гвардия не разбежалась.

Потеря методички

Никого не хочу пугать, но предупредить просто обязана, что потеря методички – это не просто неприятность, это трагедия вселенского масштаба для библиотекарей.

Сначала они начинают вздыхать и охать от услышанного признания, потом передают эту информацию из смены в смену, затем придумывают наказание студенту рассеянному и, наконец, запоминают его фамилию и ставят «на карандаш».

Поверьте, в момент, когда вы потеряли учебно-методическое пособие, нажили врагов в лице всего обслуживающего персонала библиотеки, включая уборщицу. Выхода из ситуации два:

1. Отксерить такую же методичку и предоставить в библиотеку;

2. Купить новую книгу в библиотеку по своему принудительному желанию.

После этого конфликт исчерпан, но библиотекарь еще долго будет вас подкалывать при каждом посещении библиотеки и, тем более, взятии книжки на руки.

Откуда берутся методички?

Вопрос, конечно, глуповат, но в данной теме весьма актуален. Итак, кто издает такие инструкции?

Ответ очевиден: открой первую страницу и прочитай имя автора. Как правило, авторами являются преподаватели своей же кафедры, которые и рекомендуют приобретение конкретной методички. Ну, от скромности наши педагоги никогда не умрут, зато методичек настрочили порядком.

Самое смешное, что каждый автор хвалит только собственное творение, а на методички своих условных конкурентов и вовсе не советует обращать внимание. Но, хочешь – не хочешь, а мы все учились по методичкам и продолжаем это делать в современном студенчестве.

Вот тут мы подобрались ко второму главному вопросу, который стоит на повестке дня и особенно волнует многих аспирантов и преподавателей, которые еще не имели дела с написанием таких печатных изданий.

Как правильно написать и составить методичку?

Чтобы не писать ничего лишнего, перейдем сразу к теме, а процесс написания методички также распишем по плану, для большего удобства, так сказать.

1. Необходимо определиться с темой, которой будет посвящено запланированное печатное издание. Начинать можно с легкой информации, ну а в последующих методичках затрагивать уже более глобальные научные вопросы.

2. Изучать информацию по теме желательно не из интернета, который многие считают «помойной ямой». Не стоит рисковать, ведь в сети можно взять за основу недостоверный источник, причем по большой случайности. Обращать внимание лучше на проверенных авторов, реальные книги и фактически первоисточники, которых в библиотеке предостаточно.

3. Чтобы выученная теория не казалась бессмысленной, нужно мысленно перевести ее на свои практические знания, чтобы в итоге иметь четкое представление, о чем в дальнейшем будете писать учебно-методическое пособие.

4. Начинать свою работу желательно с предварительного плана, который может состоять из коротких предложений или емких тезисов. Это очень важно, иначе можно упустить какую-то важную информацию изучаемой темы.

5. Методичка – это шпаргалка, поэтому она должна подробно отвечать на перечень главных вопросов. Именно поэтому желательно заранее продумать их содержание, и ни один не упустить из виду.

6. Методичка по своему содержанию не должна быть сложной, а весь представленный материал должен быть описан емко, но простым и легко читаемым языком, чтобы студент не потерял интерес и не забросил ее уже после скучного прочтения первого абзаца.

7. Вся используемая литература должна быть засвидетельствована после содержания, а ее оформление также соответствует определенным нормам и правилам, которые важно соблюдать.

8. Изучить все правила оформления работы и преступить к дальнейшему написанию своего первого учебно-методического пособия.

9. Готовую работу проверить, воспользовавшись услугами корректора (если вы, конечно, не филолог).

10. Сдать на проверку, а потом в публикацию.

Если вы решили написать свое учебно-методическое пособие, то обязательно должны помнить элементарные правила, которые поднимут рейтинг вашего труда, а не оставят его долгие годы пылиться на полке в библиотеке без надобности.

Правило первое . Очень важно изучить учебную программу, чтобы методичка соответствовала теме, а не оказалась бесполезной либо неактуальной.

Правило второе . Структура должна не только соответствовать одной тематике и не вилять, но и содержать актуальную информацию, последние сведения и новые открытия, познания. В общем, учебно-методическое пособие не должно попадать в категорию «морально-устаревшая литература».

Правило третье . Подобранный для написания материал обязательно должен быть структурированный, доступный, логичный, закономерный и понятный для студентов. Желательно использовать короткие фразы и небольшие абзацы, нумерованные и маркированные списки, тезисы, различные графические выделения, а по необходимости таблицы и графики.

Правило четвертое . Список литературы должен быть ёмким и подробным, а составлен в соответствии требованиям.

Правило пятое . Сложная терминология не приветствуется, а, если без ее участия не обойтись, то желательно объяснить подробно значение того или иного слова, фразы, выражения.

В противном случае ваше учебно-методическое пособие вряд ли окажет содействие в учебе доброй половине студентов.

Вывод : Вам нужна методичка? Выбирайте самую потрепанную – она явно популярная и востребованная в массах! Вы решили написать свое учебно-методическое пособие, тогда излагайте свои мысли просто, доступно, лаконично.

Только тогда такое увлекательное издание студенты обязательно возьмут на заметку.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебно-методическое пособие .

Используемые в уч.-воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система У. п., между к-рыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отд. видов У. п.

Различают 3 осн. группы У. п.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естеств. и искусств, языков.

В состав первой группы входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты произ-ва, препараты растений и животных и т. д.); натуральные предметы и техн. средства для воспроизведения явлений и последующего лабораторного их изучения (реактивы, приборы и т. д.); материальные и техн. средства для трудовой, изобразит, и др. деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т. п.; измерит., контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки, техн. устройства и др.).

Вторая группа: объёмные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т. д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, радио и позволяют знакомить учащихся с достижениями совр. науки, техники, произ-ва и культуры, с явлениями, недоступными непосредств. наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), во внутр. в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и обществ, жизни.

Третья группа: уч.-метод, лит-ра - программно-методическая (программы и метод, указания к ним, метод, письма и руководства); обучающая (буквари, учебники, текстовые пособия, лекции, конспекты и пр.); вспомогательная (хрестоматии, практикумы, сб-ки практич. заданий, задач и упражнений, атласы, сб-ки чертежей, рабочие тетради; издания для чтения на иностр. языках и др. материалы).

Особую группу У. п. составляют технические средства обучения: информационные, контролирующие, обучающие.

К У. п. предъявляются разносторонние функционально-пед., эргономич., эсте-тич., экон. требования, а также требования техники безопасности и гигиены.

Разработку У. п. осуществляют н.-и, ин-ты, конструкторские и технол. бюро разл. мин-в (в т. ч. промышленных), педагоги-специалисты по уч. оборудованию, а также отд. учителя. Создание новых и модернизация существующих У. п. происходит на основе исследований, ведущихся в ин-тах РАО и др. У. п. производятся на фабриках уч.-наглядных пособий, в изд-вах.

Комплектование школ У. п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школ, разрабатываемыми н.-и, ин-тами РАО. В перечни включены комплекты средств обучения и воспитания, обязательные для оборудования уч. кабинетов, классов, мастерских. Кол-во оборудования и раздаточного материала для самостоят. лабораторных и практич. работ определено в соответствии с наполняемостью классов. Снабжение школ У. п. осуществляется через отраслевую систему снабжения.

Лит.: Шаповаленко С. Г., Методологии, вопросы исследований и разработок в области шк. оборудования, СП, 1982, № 6; Шахмаев H. М., Средства обучения, в кн.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скат-кина, M., 19822, гл. 7; Анциферов Л. И., Самодельные приборы для физ. практикума в ср. школе, М., 1985; Д p и г. а И. И., P а х Г. И., Техн. средства обучения в общеобразоват. школе, М., 1985; Иванов Б. С., Электронные самоделки, М., 1985; Каталог уч. оборудования по географии, М., 1985; III м а р-гун Н. И. Экранно-звуковые пособия в обучении физике, М., 1985; Якушина Л. С., Кино и звукозапись на уроках лит-ры, М., 1985; см. также лит. при ст. Технические средства обучения, Обучающие машины. Учебное кино и др. Т. С. Назарова.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ" в других словарях:

    учебные пособия - mokymo priemonės statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo proceso struktūros elementai, apimantys mokymo reikmenis, skirtus moksleivių pojūčiams, suvokimui, vaizdiniams, mąstymui ir sugebėjimams, praktinio darbo mokėjimams ir įgūdžiams… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Учебные пособия - в современной педагогической классификации средства обучения (См. Обучение), предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами (См. Учебная программа) и изложенных в Учебниках. К У … Большая советская энциклопедия

    Учебные пособия - в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и… … Педагогический терминологический словарь

    Учебные пособия - обычно дополняют существующие учебники по даннойдисциплине, т. е. в них, как правило, рассматривается только часть учебногокурса, или они ориентированы на практическую сторону усвоения материала(Г); специально изготовленные и натуральные предметы … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Учебные пособия - 1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3)… … Педагогический словарь

    Учебники и учебные пособия по дисциплине "Оценка программ" - Основная статья: Оценка программ Учебники Учебники и учебные пособия по дисциплине «Оценка программ». Статья представляет собой обзор основных учебников и учебных пособий по дисциплине «Оценка программ и политик», изданные на английском и русском … Википедия

    УЧЕБНЫЕ КАРТЫ Большой Энциклопедический словарь

    Учебные заведения - Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее… … Википедия

    учебные карты - предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают… … Энциклопедический словарь

    Применяются в преподавании естеств. науч. и обществоведч. дисциплин в ср. и высш. школе. Система У. к. п. включает карты, атласы, глобусы, репродукции аэро и космич. снимков и фотокарты. Карта образно знаковая модель, представляющая собой… … Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • Методика преподавания восточных языков: аспектизация, компьютеризация, новые учебные пособия. Сборник статей участников I Международной конференции. Москва, НИУ ВШЭ, 22-23 апреля 2013 г. , Маслов А., Аникина В., Бакланова М. и др.. В настоящий сборник включены статьи участников I международной конференции «Методика преподавания восточных языков: аспектизация, компьютеризация, новые учебныепособия». Представленные…

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ


  • Пузырев А.В.
    «Эстетика языка и оценка содержательной основы массовых песен»
  • Филимонова Л.В., Быкова Е.А.
    Математика и информатика.
    (для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов)

    Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся на факультетах, где математика и информатика не являются предметами специализации. Оно составлено с учетом требований государственного стандарта и в нем на доступном уровне изложены некоторые основополагающие вопросы, вошедшие в учебную программу по новому предмету "Математика и информатика". Данное пособие содержит 11 параграфов, каждый из которых посвящен изучению фундаментальных вопросов математики и информатики. Его цель - воспитать у человека культуру рациональных методов оперирования имеющимися и приобретения новых знаний, ознакомить студентов с некоторыми разделами высшей математики, углубить знания, полученные в школе по информатике и информационным технологиям, дать необходимые сведения о современных аспектах использования ЭВМ и последних достижениях.

  • Кравченко В.А.
    Справочный материал для составления курсового проекта (работы) по системе применения удобрений в севооборотах
    (для студентов сельскохозяйственного факультета дневной и заочной форм обучения)

  • Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ
    (для студентов сельскохозяйственного факультета по направлению подготовки дипломированного специалиста - 660200 "Агрономия")

    Настоящие методические указания переработаны на основе методических указаний разработанных преподавателями агрономического факультета Воронежского Государственного Аграрного Университета им. К.Д. Глинки - Козлобаева В.В. Федотова В.А. Попова А.Ф. и имеют своей целью дать необходимую информацию студентам сельскохозяйственного факультета Елецкого Государственного Университета им И.А. Бунина для самостоятельной подготовки и защиты выпускной (дипломной) работы.

  • Подаева Н.Г., Жук Д.А.
    Лекции поосновам геометрии
  • Подаева Н.Г., Красникова Л.В.
    Линии и поверхности в евклидовом пространстве
    (для студентов физико-математического факультет)
  • Подаева Н.Г., Евсиков С.В.
    Лекции по элементам топологии
    (для студентов физико-математического факультет)
  • Носов В.А.
    Комбинаторика и теория графов
  • Губина Т.Н., Таров Д.А., Масина О.Н., Тарова И.Н.
    Методические рекомендации по подготовке к государственному итоговому экзамену "Информатика" выпускников физико-математического факультета
  • Губина Т.Н., Масина О.Н., Губин М.А.
    Работа в Microsoft Office
  • Позняк Т.А., Тарова И.Н., Карпачева И.А., Будякова Т.П.
    Производственная практика будущих учителей информатики
  • Таров Д.А., Тарова И.Н., Губина Т.Н., Масина О.Н., Дякина В.А.
    Контрольно-измерительные материалы по дисциплинам информационного профиля.
  • Таров Д.А.
    Методические указания по написанию курсовых работ по дисциплинам информационного профиля.
  • Тарова И.Н., Терехов Ю.П., Масина О.Н., Скоков А.В.
    Практикум по решению задач на ЭВМ.
  • Балашова Т.Н.
    Наследственное право
    (для студентов дневного и заочного отделений)

    В данном пособии поставлена задача - оказать методическую помощь студентам, изучающим дисциплину Наследственное право. В нем рассматриваются все основные разделы дисциплины, предлагаются контрольные задания, тесты и задачи к каждой теме. Методические указания составлены в соответствии с программой по наследственному праву для высших учебных заведений. Рекомендуется студентам юридического факультета. Пособие предназначено для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения.

  • Зубова О.В.
    Учебно-методические материалы по гражданскому праву (общая часть)

    Данные учебно-методические материалы предназначены для студентов и преподавателей юридического факультета. Целью пособия является оказание помощи в изучении общей части гражданского права, а также облегчение поиска нормативного материала и юридической литературы, необходимой для выполнения практических заданий.
    В сборнике даются практические задания, которые студенты могут использовать для освоения основных положений учебного курса в процессе самоподготовки к занятиям по гражданскому праву, а преподаватели - для осуществления контроля знаний студентов.


  • Курсы по выбору студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной): Рабочие программы [Текст]

    Учебно-методическое пособие содержит темы и содержание курсов по выбору для студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной). Пособие состоит из предисловия, программ курсов по выбору. В предисловии раскрывается место дисциплин по выбору в учебном процессе факультета и их значение в подготовке высококвалифицированных специалистов. Тематика и содержание курсов по выбору разработаны преподавателями кафедры дошкольной и коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие адресовано студентам дневной и заочной форм обучения, преподавателям вузов, практическим работникам.


  • Сборник рабочих программ психолого-педагогических дисциплин по специальности 050703 дошкольная педагогика и психология

    Сборник содержит рабочие программы по основному перечню психолого-педагогических дисциплин по специальности "Дошкольная педагогика и психология", разработанных преподавателями кафедр дошкольной и коррекционной педагогики, возрастной и педагогической психологии согласно ГОСТам 2005 года, современным требованиям и уровню развития науки. Каждая рабочая программа включает цель и задачи данной дисциплины, основное содержание, практические и лабораторные занятия, задания к самостоятельной работе, вопросы к зачетам и экзаменам, списки основной и дополнительной литературы, примерный перечень тем рефератов и курсовых работ, варианты тестов и контрольных работ по семестрам и т.д. Рабочие программы одобрены методическим Советом факультета педагогики и психологии дошкольной. Данное учебно-программное издание адресовано студентам факультетов педагогики и психологии дошкольной, может быть полезно преподавателям педагогических колледжей и вузов, готовящих специалистов данного профиля.

  • Чуйкова Ж.В.
    Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку
    (к курсу по выбору)
  • В.Н. Карташова
    Deutsch 4: Mein Beruf ist Fr?hfremdsprachenlehrer
    (Учебное пособие по практике немецкого языка для студентов 4 курса факультета педагогики и психологии дошкольной с дополнительной специальностью "Иностранный язык")

    Пособие предполагает реализацию принципов профессиональной и коммуникативной направленности, обеспечивающих активное формирование в процессе учебной деятельности иноязычных навыков у студентов - будущих учителей иностранного языка для дошкольников и младших школьников. Ориентация на будущую специальность студента определила отбор учебного материала. Пособие содержит оригинальные тексты для чтения по педагогической и страноведческой тематике. Учебное пособие предназначено для студентов 4 курса факультета педагогики и психологии (дошкольной), изучающих немецкий язык как вторую специальность.

  • Ануфриева О. В.
    Изобразительное искусство Германии.
    (для студентов факультета дизайна)

  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
    (для студентов специальности 030501 - Юриспруденция всех форм обучения)
  • Захарова М.А.
    Педагогическое исследование в формате курсовой и ВКР
  • И.А. Карпачева, Т.А. Позняк
    Педагогическая практика.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов физико-математического факультета, обучающихся по специальности 032100.00 - Математика с дополнительной специальностью (квалификация учитель математики). В пособии нашли отражение общие положения организации учебной и производственной практики студентов - будущих учителей, права и обязанности студентов-практикантов, требования к оформлению документов, критерии оценивания деятельности студентов. В соответствии с этапами организации практик последовательно раскрыто их содержание, сформулированы общепедагогические и методические рекомендации по организации современного урока, разработаны исследовательские задания и предложены рекомендации по их выполнению. Пособие содержит диагностические методики, планы и конспекты уроков.

  • Карпачева И.А., Крикунов А.Е.
    Методические рекомендации по изучению педагогики для студентов-заочников.
    (для студентов-заочников)

    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников физико-математического факультета, обучающихся по сокращенной программе. Вместе с тем, оно будет полезно студентам заочной формы обучения всех педагогических специальностей. В пособии представлены логика и структура изучения курса педагогики в течение всего срока обучения в университете, предлагаются методические рекомендации и задания к семинарским занятиям, задания для самостоятельной работы. Студенты заочники найдут в пособии задания по педагогике, которые необходимо выполнить в период педагогической практики, а также рекомендации по выполнению курсовой и выпускной квалификационной работы.

  • В. Н. Мезинов
    Введение в педагогическую деятельность
  • Т.П. Будякова
    Курсовая работа по психологии

    В учебно-методическом пособии рассматриваются общие методические вопросы написания и оформления курсовой работы по психологии. Предлагаются способы описания результатов научного эмпирического исследования. Для студентов непсихологических специальностей.

  • Т.П. Будякова
    Знаково-символическая деятельность и её генез
    (к курсу "Возрастная и педагогическая психология" для специальности 031200 "Педагогика и методика начального обучения")

    В учебном пособии раскрывается один из наиболее сложных в изучении разделов возрастной и педагогической психологии: развитие знаково-символической деятельности в онтогенезе. Даётся определение знаково-символической деятельности, описываются пути её формирования и развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пособие адресовано студентам, изучающим психологию.

  • Т.П. Будякова
    Юридико-психологические аспекты правового института компенсации морального вреда
    (к курсу "Юридическая психология" (для студентов, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция"))

    Учебное пособие посвящено малоразработанным проблемам юридической психологии. В частности рассматриваются юридико-психологические аспекты в применении норм гражданско-правового института компенсации морального вреда.

  • Морозова М.А.
    Современный русский язык. Морфология (глагол, глагольные формы). Планы подготовки к практическим и индивидуальным занятиям.
    (для самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения специальности "050301 - Русский язык и литература" с доп. специальностью "050401 - История".)

    Пособие содержит программу по морфологии русского языка (глагол и глагольные формы) для студентов 3 курса филологического факультета, планы практических занятий с указанием литературы, аудиторными и домашними заданиями и образцами их выполнения, перечень основной и дополнительной литературы по курсу, две контрольные работы, которые могут быть использованы также для самостоятельной подготовки к занятиям и зачёту. Пособие предназначено для студентов и преподавателей, ведущих курс морфологии русского языка (глагол, глагольные формы).

  • Воеводина Г.А.
    Уникальные аффиксы в современном русском языке.
    (для студентов филологического факультета)

    В учебном пособии по спецкурсу исследуются вопросы, связанные со статусом уникальных аффиксов, не имеющие однозначного ответа в силу их недостаточной изученности. Рассмотрение вопросов об уникальных аффиксах способствует уточнению понятия морфемы и её основных признаков. Данное пособие может быть использовано для теоретического и практического осмысления языкового материала, при изучении "Курса по выбору", факультатива, при подготовке курсовых и квалификационных работ.

  • Бирюкова Т.Г.
    Анализ и синтез текста

    Пособие представляет собой теоретико-практический курс, помогающий освоить приемы восприятия чужих и создания собственных текстов. Его основная задача - развить умение общаться в различных сферах на основе овладения наиболее распространенными жанрами устной и письменной речи, научить использовать выразительные средства языка для эффективного общения. В пособии предусмотрена разнообразная работа с текстом, задания носят творческий характер, имеют практическое значение. Книга предназначена для выпускников школ, а также для студентов различных специальностей, желающих повысить речевую культуру.

  • В.И. Казарина
    Современный русский синтаксис: структурная организация простого предложения

    Учебное пособие, включающее материал по проблемам присловных и предложенческих связей, структурной схеме простого предложения как языкового знака, означаемым которого является типовая пропозиция, и позиционной схеме как речевого знака высказывания, структурной и семантической организации предложений, традиционно квалифицируемых односоставными с экскурсами в историю изучения, предназначено прежде всего для студентов филологического факультета, оно будет полезным для аспирантов и учителей школ, а также и для всех, кого интересуют проблемы русского синтаксиса.

  • Филимонова Л.В., Боброва Т.М.
    Методические рекомендации для лабораторных занятий по изучению раздела общей физики "Механика". В двух частях.
    (для студентов инженерно-физического и физическо-математического факультетов)

    Целью данного пособия является оказание помощи студентам в подготовке и выполнении лабораторных работ по темам из раздела общей физики "Механика". В пособии приводятся описания к 13 лабораторным работам. Работы первой части затрагивают преимущественно материал по кинематике, колебаниям и волнам, движению тел в вязкой жидкости во второй части содержатся работы по динамике материальной точки и твердого тела. К каждой работе дается формулировка цели ее выполнения, перечень используемого оборудования, краткие основы теории по теме работы, описание метода, вопросы к допуску, содержание экспериментальных заданий, вопросы к отчету. Представленный в каждой работе материал достаточен для ее выполнения, но требует изучения дополнительных литературных источников для подготовки отчета. В приложениях приводятся краткая справка по вычислению погрешности результатов учебного эксперимента по физике, необходимые справочные таблицы, дополнительный материал. Учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию на лабораторных занятиях со студентами инженерно-физического и физико-математического факультетов ЕГУ в лаборатории механики.

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть вторая. МКТ и термодинамика.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Целью данных указаний является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу "МКТ и термодинамика". В методических указаниях приводится материал к 6 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий взяты из рабочей программы дисциплины "Общая и экспериментальная физика" и охватывают теоретический материал по основам молекулярно-кинетической теории вещества и термодинамики. К каждому практическому занятию приводятся подробные указания по решению широкого круга задач, освещая основные законы, понятия и методы, отраженные в лекционном материале. Представленный в каждой теме через методические указания материал достаточен для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях содержатся дополнительный материал, посвященный понятию "число степеней свободы", математическим методам решения сложных задач, перечень используемых обозначений и справочный материал. Методические указания рекомендуются к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "МКТ и термодинамика".

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть третья. Электричество.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Целью данных указаний является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу общей и экспериментальной физики "Электричество". В методических указаниях приводится материал к 7 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, некоторые замечания к теоретическому материалу, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий охватывают соответствующий лекционный материал, раскрывая законы и принципы, понятия и термины электростатики и электродинамики, освещая практические аспекты и методы применения теории. Представленная в указаниях информация достаточна для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях приводятся перечень используемых обозначений, список основных формул, необходимый справочный материал, дополнительный материал, посвященный математической теории векторного поля, и др. Методические указания рекомендуются к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "Электричество".

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть четвертая. Электромагнетизм.
    (для студентов физикоматематического факультета)

    Целью данного пособия является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу "Электромагнетизм". В пособии приводится материал к 6 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий взяты из рабочей программы дисциплины "Общая и экспериментальная физика" и охватывают теоретический материал по основам магнитостатики, системе уравнений Максвелла для электромагнитного поля и электромагнитным волнам. К каждому практическому занятию приводятся подробные указания по решению широкого круга задач, освещая основные законы, понятия и методы, отраженные в лекционном материале. Представленный в каждой теме через методические указания материал достаточен для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях приводятся дополнительный материал, посвященный, перечень используемых обозначений и справочный материал. Учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "Электромагнетизм".

  • Вобликов С.Н.
    Методическое пособие по написанию курсовых работ по теории государства и права
  • В.И. Коротких, А.В. Усачев
    История философии
    (Сборник учебно-методических материалов для студентов ЕГУ им. И.А. Бунина, обучающихся по специальности "Религиоведение" с хрестоматией, прологом и эпилогом)
  • Горичева В.Л., Левашова О.В.
    Учебно-методическое пособие по написанию курсовых работ по кафедре уголовного права и процесса.

    В данном пособии поставлена задача - оказать методическую помощь студентам, осуществляющим написание курсовых работ по кафедре уголовного права и процесса. В пособии дается подробное описание процесса подготовки курсовой работы от выбора темы до публичной защиты. Особое внимание уделяется требованиям, предъявляемым к объему, структуре, содержанию и оформлению работы, этапам и методике ее выполнения. Пособие предназначено для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения.

  • Е.В. Исаева
    Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу "История зарубежной литературы XVII-XVIII веков"
  • С.В. Воробьев, Е.Г. Есина, Н.С. Трубицына
    Информационные системы в экономике: СУБД Access
    (Укороченный вариант)

    Данное учебно-методическое пособие посвящено проблемам, связанным с автомати-зацией обработки больших объемов информации, а именно, её организации в системе управ-ления базой данных Microsoft Access. Указанное приложение содержит широкий диапазон средств для эффективного управления информацией, в том числе, и экономической. Изуче-ние СУБД Access входит в содержание дисциплины "Информационные системы в экономи-ке" и, прежде всего, предназначена для студентов экономического факультета. Цель работы - дать студентам знания и практические умения в области прикладной информатики, показать методы автоматизированного решения различных экономических задач. Пособие содержит пять, достаточно объемных, лабораторных работ, в которых имеет-ся необходимый минимум теоретического материала, рассмотрены примеры решения задач с их подробным описанием, предлагаются задания для самостоятельного выполнения. Издание будет полезно не только студентам и аспирантам экономического профиля, но и бухгалтерам, аудиторам, аналитикам и иным категориям специалистов, занимающихся экономическими расчетами.

  • В.Е. Медведев, С.В. Воробьев
    Практикум по информационным системам в экономике: расчеты в электронной таблице Excel
    (Укороченный вариант)

    Данное издание предназначено для того, чтобы помочь читателям научиться эффектив-но применять встроенные средства электронной таблицы Microsoft Excel в процессе решения экономических задач. Пособие разделено на темы, каждая из которых содержит минималь-ный объем теоретической информации, необходимой для решения поставленных задач, практические задания с подробным объяснением технологии их решения, а также задачи для самостоятельного выполнения. Материал излагается в доступной форме по принципу от про-стого к сложному. Практикум может использоваться на лабораторных занятиях в процессе изучения дис-циплины "Информационные системы в экономике" и других подобных дисциплин. Пособие будет полезно студентам, аспирантам и преподавателям экономических специальностей, практикующим бухгалтерам и экономистам, которые желают самостоятельно повысить и за-крепить свой уровень знаний и умений в области экономических информационных систем и технологий.

  • Артюхова Г.А., Воробьев С.В.
    Автоматизация торговых операций и складского учета
    (Укороченный вариант)

    В настоящем учебно-методическом пособии излагаются основные принципы ведения автоматизированного складского учета и торговых операций фирмы в системе "1С: Предприятие", а именно, в конфигурации "Торговля и Склад". Теоретический материал пособия сопровождается практическими заданиями, большинство из которых имеет подробное описание хода решения. Кроме того, в каждой теме предлагаются за-дачи для самостоятельного решения. Данное пособие ориентировано на студентов экономических специальностей, может быть использовано в рамках информационных дисциплин, на спецкурсах или факультативах по информационным технологиям. Пособие будет полезно работникам экономических подразделений торговых фирм, бухгалтерам, а также программистам.


  • Практикум по решению задачи ведения бухгалтерского учета в системе 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ
    (Укороченный вариант)

    Учебно-методическое пособие представляет собой комплексный набор за-даний по бухгалтерскому учету, представленный в виде сквозной задачи по ос-новным разделам учета. Задания предусмотрены для типовой конфигурации 1С: Бухгалтерия, входящей в систему 1С: Предприятие версии 7.7. Настоящее издание будет полезно студентам и аспирантам экономических специальностей, а также практикующим бухгалтерам и экономистам, которые желают повысить и закрепить свой уровень знаний и умений в области экономи-ческих информационных систем и технологий.

  • Воробьев С.В.
    Автоматизация управления предприятием в интегрированной системе "галактика"
    (Укороченный вариант)

    Учебно-методическое пособие содержит в себе описание основных принципов работы в отечественной корпоративной информационной системе "Галактика". Рас-сматриваются технологии организации процесса управления предприятием на приме-рах таких внутренних контуров, как "Управление персоналом", "Логистика", "Бухгал-терский учет". Каждая тема содержит теоретический материал, который сопровождает-ся практическими заданиями с подробным описанием хода решения, а также в каждой теме предлагаются задачи для самостоятельного решения. Данное пособие ориентировано на студентов экономических специальностей, может быть использовано в рамках дисциплин информационно-технологического цик-ла, на спецкурсах или факультативах по информационным технологиям. Пособие будет полезно для ознакомления работникам экономических подразделений производствен-ных предприятий, бухгалтерам, а также программистам.

  • М.В. Ильяшенко
    Программа педагогической практики в учреждениях системы среднего профессионального образования для студентов отделения заочного обучения факультета педагогики и психологии (дошкольной)
    (для студентов отделения заочного обучения факультета ПиПД)
  • Бакаева О.Н., Гожина О.Л., Емельянова И.Д., Краковская В.С., Красова Т.Д., Ильяшенко М.В., Мартынова Л.Н., Пеньковская О.В., Пронина А.Н., Фаустова И.В., Фоменко Л.К., Чуйкова Ж.В.
    Педагогическая практика студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной)

    В пособии излагаются цели, задачи, содержание и методы орга-низации всех видов педагогической практики студентов по специаль-ности "Дошкольная педагогика и психология", с дополнительными специальностями "Логопедия", "Педагогика и психология", "Ино-странный язык". Представлены задания для студентов-практикантов, позволяющие выявить и сформировать у них необходимые профес-сиональные умения. Сообщаются требования к оформлению докумен-тации по каждому виду практики, приводятся необходимые образцы. Разработаны критерии оценки студента-практиканта. Описаны обя-занности руководителей практики и студентов-практикантов.
    Учебно-методическое пособие может быть использовано сту-дентами и преподавателями факультета дошкольной педагогики и психологии.

  • Р.Н. Перелетов
    ИСТОРИЯ РОССИИ (с древнейших времен до XVIII в.)
    (учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения по специальности «история»)

    В учебно-методическом пособии публикуются необходимые для студентов заочной формы обучения материалы по специальности «история». Они включают в себя практические занятия, историческую термино-логию, тесты, задания по историческим картам и др.

  • Белькова Н.А., Краснова Т.В., Тропин Н.А.
    Музейная и археологические практики
    (программы практик и методические рекомендации)

    Данные учебные материалы подготовлены опытными преподавателями, воз-главляющими в течение ряда лет учебные практики студентов исторического и филологического факультетов. Издание предназначено для студентов этих факультетов.

  • Д.А. Ляпин
    Служилое землевладение елецкого уезда в конце XVI-XVII вв.
    (программа спецкурса)

    Учебно-методическое пособие включает авторское содер-жание спецкурса (дисциплины специализации), тестовые зада-ния, тематику рефератов, перечень вопросов к отчетности, об-ширный список библиографии. Для студентов исторического факультета по специальности «история».

В школах и вузах активно используются учебники и учебные пособия. Что представляют собой те и другие источники знаний?

В чем заключается специфика учебников?

Под учебником принято понимать основной источник знаний в рамках той или иной учебной дисциплины или предмета - в школе, среднем специальном учреждении, вузе. По своей структуре он соответствует правилам и нормам, закрепленным в отраслевых и иных нормативных источниках.

Учебник предназначен для:

  • вовлечения учащегося в процесс освоения знаний за счет интересного, систематизированного и комплексного изложения материала автором;
  • предоставления учащемуся конкретной информации, необходимой для лучшего освоения материалов на занятии;
  • формирования у студента умения анализировать факты, навыков запоминания и систематизации текста.

Учебники классифицируются на несколько основных разновидностей:

  • практикумы (издания, позволяющие студентам закреплять знания тем или иным практическим способом);
  • хрестоматии (издания, в которых информация по теме изложена очень емко, дополнена различными комментариями, иллюстрациями);
  • словари, справочники и энциклопедии (издания, позволяющие студенту знакомиться с различными фактами по изучаемой теме, представленными в широком разнообразии).

Учебники, как правило, содержат большое количество страниц - несколько сотен, иногда выпускаются сериями. Освоение материалов с помощью учебников требует от студентов весьма длительного времени, во многих случаях - также разъяснений со стороны преподавателя по тем или иным формулировкам, приведенным в источнике.

Сведения в учебниках носят в основном теоретический характер. Прикладной аспект темы рассматривается уже на занятиях в учебном заведении.

В чем заключается специфика учебных пособий?

Под учебным пособием принято понимать дополняющий учебники или лекционные занятия источник знаний по какой-либо дисциплине или предмету. Структурирован он таким образом, чтобы студент за короткое время имел возможность ознакомиться с ключевыми фактами по теме.

То есть учебное пособие - это источник:

  • в котором информация излагается в достаточной мере кратко и емко, часто - тезисами;
  • который имеет небольшой размер, например - в несколько десятков страниц;
  • который может быть использован в целях самостоятельного освоения той или иной части учебной программы, поскольку формулировки, приведенные в пособии, обычно не требуют дополнительных разъяснений со стороны преподавателя.

Таким образом, учебное пособие - это источник, адаптированный для самостоятельного освоения студентом темы. Но, как правило, небольшой и являющейся только лишь частью более масштабной программы.

Учебные пособия классифицируются:

  • на методические;
  • на наглядные;
  • на конспекты;
  • на каталоги;
  • на иллюстрированные источники (атласы, схемы).

Каждый из указанных типов учебных пособий позволяет студенту освоить тему определенным способом. Методическое пособие более всего похоже на учебник по структуре и способу изложения информации. Наглядные и иллюстрированные источники содержат полезную визуализацию различных фактов по теме. Конспекты позволяют студенту освоить максимальный объем основных фактов по изучаемой теме, каталоги - найти новые источники знаний по исследуемому направлению.

Сравнение

Главное отличие учебника от учебного пособия - в предназначении. Первый источник в большинстве случаев является неотъемлемым элементом учебного процесса в аудитории или классе. Второй предназначен преимущественно для самостоятельного освоения студентами знаний. Отсюда - разница в структуре, способе изложения информации в учебниках и учебных пособиях, в масштабах соответствующих источников, в принципах их классификации.

Получается, что учебники и учебные пособия нельзя рассматривать как полностью взаимозаменяемые источники. Первые, безусловно, могут дополняться вторыми, но представить весь объем фактов, отраженных в учебнике и необходимых для освоения студентом темы, в пособии крайне непросто. Более того, информация, получаемая из учебника, как мы отметили выше, в большинстве случаев требует разъяснения квалифицированным преподавателем. Ее также проблематично изложить в относительно небольшом по размеру пособии.

С точки зрения подготовки к экзамену учебное пособие - отличный ресурс для систематизации знаний, в то время как использование в этих же целях учебника может отнять существенно больше времени и усилий у студента. Однако с точки зрения объема знаний, которые можно получить из пособия, крайне маловероятно, что оно заменит необходимые для освоения факты из учебника, а также лекционные материалы. Поэтому готовиться к экзаменам только лишь на основе учебных пособий - непродуктивно.

В свою очередь, использовать в аналогичных целях только лишь учебник также, как правило, недостаточно. Дело в том, что в нем излагаются, во-первых, общие знания, а во-вторых, факты, требующие дополнительного разъяснения преподавателем.

Благодаря внушительному объему учебник может содержать большое количество иллюстраций и иных элементов визуализации материала. В то время как в учебном пособии информация представлена главным образом только текстом, иногда - небольшими таблицами, схемами.

Учебник - часто значительно более фундаментальный труд, требующий наличия у автора большого объема знаний и компетенций. Нередко издательства рассматривают в качестве потенциальных авторов учебников - чтобы заключить с ними контракты - только специалистов с ученой степенью, профессоров. Учебное пособие может издать, в принципе, любой человек, имеющий необходимые знания, - желательно, конечно, чтобы они были получены в вузе. Кроме того, автор должен быть готов представить их в удобном для освоения студентами виде.

Определив, в чем разница между учебником и учебным пособием, отразим выводы в небольшой таблице.

Таблица

Учебник Учебное пособие
Является источником общих знаний, требующих, как правило, разъяснения преподавателем на лекции или на уроке Является источником знаний более узкоспециализированных, но представленных в меньшем, чем в учебнике, объеме
Как правило, непосредственно связан с учебным процессом в образовательном учреждении Может быть использовано в целях самостоятельного освоения темы студентом
Имеет большой объем - в несколько сотен страниц Имеет меньший объем - часто в несколько десятков страниц
Может быть дополнен большим количеством иллюстраций Обычно дополняется небольшими таблицами, схемами
Учебники пишутся кандидатами и докторами наук, профессорами Может быть написано человеком, в принципе разбирающимся в теме, но желательно - также имеющим высшее образование