Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Презентация к уроку по чтению на тему: Презентация. Русская народная сказка "Самое дорогое"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская народная сказка «Самое дорогое» 3 класс

За лесом за еловым, под солнышком под веселым в маленькой деревушке жили-были старик со старушкой. Старик ивовые прутья резал. корзины плел, старуха шерсть пряла, чулки да рукавицы вязала.

Как-то раз случилась беда: сломалась у старухи прялка, а у ножа, которым старик прутья резал, ручка треснула. Вот и говорит старуха: - Сходи-ка ты, дед, в лес, выруби деревце. Сделаем новую прялку и ручку к ножу.

Ладно, бабка, схожу, - ответил старик. Собрался и пошел в лес. Приходит старик в лес. Выбрал подходящее деревце. Но только он топором замахнулся - так на месте и замер: батюшки, да это кто же такой?!

Выходит из чащи Лесной Дед. Был это Дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелеными горят. - Не трогай, старичок, моих деревьев, - говорит Лесной Дед, - ведь все они живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, что тебе надобно, все тебе дам.

Удивился наш старик. Не знает, что и сказать. но спорить не стал. Подумал и говорит: - Хорошо, только погоди, я должен домой сходить, со старухой посоветоваться. - Ладно, - отвечает Лесной Дед, - иди, посоветуйся, а завтра опять на это место приходи.

Прибегает старик домой. Встречает его старуха: - Что же ты, старый, зачем в лес ходил? Даже и деревца не вырубил? А старик смеется: - Не серчай, бабка! Идем в избу. Послушай-ка, что со мною было!

Вошли они в избу, уселись на лавку, старик и принялся рассказывать, как вышел к нему из чащи Лесной Дед и что было потом. - Вот теперь и подумаем, чего у Лесного Деда просить будем, - старик говорит. - Хочешь, бабка, попросим у него много-много денег? Он даст. Он ведь лесной хозяин, все клады, в лесу зарытые, знает.

Что ты, старый! На что нам много-много денег? Нам их прятать негде. Да и боятся будем, что их ночью воры утащат. Нет, дед, не надо нам чужих денег. Нам и своих хватит. - Ну хочешь, - старик говорит, - попросим большое-пребольшое стадо коров и овец? Будем их на луговине пасти.

Да опомнись, дед! На что нам большое-пребольшое стадо? Нам с ним не управится будет. Ведь есть у нас коровушка Буренушка, молоко дает, есть шесть овечек - шерсть дают. На что нам большое-то?

А может попросить у Лесного Деда тысячу курочек? - старик спрашивает. - Ну куда нам с тобой тысячу курочек? Чем мы их кормить станем? Что с ними делать будем? Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок, нам и довольно.

А хочешь, бабка, я тебе у Лесного Деда пятьсот новых сарафанов выпрошу? - старик говорит. - Опомнись, дед! Да когда же я их носить-то стану? Да как я их стирать-то буду? И подумать страшно! Не надо мне новых сарафанов, мне и моих трех старых хватит.

Вздохнул старик: - Ой, баба, беда мне с тобой! Ничего-то ты не хочешь. - Ох, дед, да и мне с тобой-то горюшко. чего только не навыдумывал! -Ну, ладно, - старик говорит, - Утро вечера мудренее. Авось чего-нибудь надумаем.

Легли они спать, а утром старик веселый встает: - Я, - говорит, -бабка, знаю, чего у Лесного Деда просить надо! Оделся и пошел в лес.

Приходит он на знакомую полянку - а навстречу ему Лесной Дед, в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелеными горят.

Ну как, - говорит, - надумал ты, старичок, чего тебе у меня просит надобно? - Надумал. - отвечает старик, - не надо нам не богатства. ни скота, ни другого добра ненужного. Не это на свете самое дорогое!

Так чего же ты хочешь? - Лесной Дед спрашивает. А старик и отвечает: - Вот ты так сделай, чтобы наш ножик да прялка никогда не ломались, да чтобы руки у нас всегда здоровыми были; тогда, все что нам нужно, мы с бабкой сами заработаем.

Хорошо, ты, старичок, придумал, - Лесной Дед говорит, - пусть будет по-твоему. Договорились они, распрощались, и пошел наш старик домой

И зажили они со старухой по-прежнему: старик корзины плетет, старуха шерсть прядет, чулки да рукавица вяжет... Работают оба. Тем и кормятся. Все, что нужно, есть у них. И хорошо живут, счастливо!


Сказка Самое дорогое заставляет читателя задуматься всерьез о жизненных ценностях. Что бы вы попросили для себя у доброго волшебника? Трудно сразу ответить? Тогда узнайте, какой выбор сделали мудрые герои доброй сказки. Попробуйте вместе с ребенком выбрать три самых заветных желания вашей семьи, которые вы хотели бы адресовать доброму волшебнику Лесному Деду. Может быть, после обсуждения сказки вы откроете в своем ребенке что-то новое. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Самое дорогое читать

Душа в душу жили старик со старухой. Хоть и старая была у них изба, жили – не тужили. Баба пряла пряжу, дед мастерил корзинки. Своим трудом они на кусок хлеба зарабатывали и судьбу благодарили. Однажды у бабы поломалась прялка, а у деда нож. Старик пошел в лес, чтобы срубить деревце: нужно починить себе нож, а бабушке прялку. Увидел Лесной Дед, покровитель леса, что старик рубит дерево и начал просить старика: «Не руби дерево, оно живое, проси все, что ни пожелаешь. Задумался дед. Пошел домой, чтобы с бабкой посоветоваться. Сели старички и думают, что им попросить: денег, коров, овец, курочек? Долго они думали. Все, что им нужно, у них есть – одеты, обуты, сыты. Попросили у Лесного Деда здоровья, а еще попросили, чтобы никогда не ломались прялка и нож, которыми они на хлеб зарабатывают. Выполнил волшебник их желания. И живут старички счастливо – горя не знают. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Самое дорогое

Бытовая сказка Самое дорогое раскрывает тему жизненного выбора. У героев сказки была возможность попросить у волшебника много всего, например, богатство, счастье. Из содержания сказки видно, что у стариков счастье уже есть. И создали они его своими руками. Это мир в семье, взаимопонимание, простые радости, труд. Главная мысль сказки – самое дорогое – не богатство, а здоровье и умение радоваться тому, что ты имеешь в жизни.

Мораль сказки Самое дорогое

Чтобы определить мораль сказки Самое дорогое, не нужно углубляться в ее содержание. Она на поверхности – не стоит гоняться за призрачным счастьем, богатством, развлечениями. Самое дорогое – здоровье, семья, теплые отношения с родными и близкими, мир в душе. Возможно, сказка подтолкнет вас к пересмотру ваших жизненных приоритетов.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Без здоровья нет счастья.
  • У кого хлебушек, у того и счастье.
  • Семья – опора счастья.
Русская народная сказка «Самое дорогое»

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”, углубить и расширить знания о видах народных сказок.

Задачи урока:

Образовательные : способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее сказки;

развивающие: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, развивать речь, пополнять лексический и словарный запас; поддерживать интерес к чтению как процессу, так и учебному предмету.

воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, способствовать сплочению классного коллектива, развивать культуру речи.

Формы работы : фронтальная и групповая

Планируемые результаты:

Личностные:

– самопределение,

Смыслообразование –результат между учением и деятельностью- постановка вопроса о личном отношении к ситуации и уважению выбора старших, а также любовь к природе.

Регулятивные УД

Целеполагание (усвоение уч. материала на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и еще неизвестно;

Прогнозирование-определение послед-ти целей, составление плана и последовательности действий;

Саморегуляция- мобилизация сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

- оценка и коррекция своего мнения и высказывания.

Познавательные УД

Постановка и решение проблемы:

Поиск информации по заданному вопросу;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Смысловое чтение для осмысления цели чтения и: извлечение информации из жанра сказок.;

Постановка и формулирование проблемы и решение её творческим и поисковым характером.

Знаково-символические действия

Работа с информацией (анализ, сравнение, доказательство);

Коммуникация (развёрнутое высказывание);

Сотрудничество при работе в коллективе

Коммуникативные УД

Выразительное осмысленное чтение текста;

Работа по плану;

Работа со словами и их значением

Оборудование: компьютер и мультимедиа приставка, учебник,

Учебник: Литературное чтение О.В. Кубасовой 2 класс (УМК “Гармония”).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока


  1. Организационный этап
«Спешу приветствовать вас я,

Мои весёлые друзья!

Мы собрались сегодня в классе!

Верней не в классе, а в лесу.

Случайно волка не видали?

А, может, встретили лису?

Всё это присказка, не сказка,

Ведь сказка будет впереди.

Но мало времени осталось.

Готовы вы со мной идти?

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания

Словарная работа

Весть – известие,

угомонился – укспокоился

потчевать – угощать,

досада – обида.

Спросонья – только что проснулся,

Бахвалиться – хвастаться

Браниться – ругаться,

Дружба врозь – поссорились, больше не дружат,

Работа на лад не идет – не получается

Птицелов – человек, который ловил птиц

Из какого литратурного жанра встретились слова?

Речевая разминка

ОК, ОК, ОК –продолжаем мы урок.

ИМ, ИМ, ИМ все задания – повторим,

АТЬ, АТЬ, АТЬ –надо четко повторять,

ЕС, ЕС, ЕС - отправляемся мы в лес,

ОВ, ОВ, ОВ – повстречался птицелов

III Этап всесторонней проверки ЗУН

1.- Вспомним, с каким произведением работали на прошлом уроке.

(Индийская сказка «Ссора птиц»)

Как попали птицы в сеть птицелову?

Какие птицы попались на приманку? (вороны, скворцы, голуби и др.)

Что предложили скворцы?

Что придумали для освобождения голуби?

Чему и как обрадовались остальные птицы?

Как вел себя птицелов, на что надеялся?

Почему птицам не удалось улететь от птицелова?

О чем закаркали вороны?

Что ответили голуби?

Как вели себя скворцы?

Что поучительного для себя вы узнали из этой сказки?

А как бы вы изменили сказку, чтобы конец был счастливым?

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала

1.Давайте вспомним и другие нами прочитанные сказки. Какие бывают сказки на свете?

Мы познакомились с индийской сказкой, а какие еще бывают сказки? –

Мы с вами уже познакомились со многими русскими народными сказками. Сказки просят:

« А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. А помогут мне в этом Ваши друзья (группа подготовленных детей читает загадки).

Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался мигом красивой, пригожей.

(Царевна – лягушка. Народная сказка.)

Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Доченька, - говорит мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора,

будь умницей – мы купим

тебе платочек…(Гуси – лебеди)

Появилась девочка, чуть больше ноготка.

И жила та девочка в чашечке цветка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

(Петушок и бобовое зернышко. Русская народная сказка)

На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать (Лиса и журавль. Р.Н.С.)

– Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать


  1. СОБРАТЬ СЛОВА И ПРЕДПОЛОЖИТЬ, О КОМ СКАЗКА; СТА-РИК, СТА-РУ-ХА, плел, пря-ла,тка-ла. Лес-ной Дед
-А теперь самое сложное задание: прочитайте текст сказки и подумайте, а из какой сказки этот отрывок.

Эта сказка вам еще не знакома, называется она “Самое дорогое”.

И перед нами на мгновенье

Раздвинул ветви чудный лес

И, задержав слегка волненье,

Войдём в мир сказок и чудес.

На ровном месте, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старухой. Старик ивовые прутья резал, корзинки плел. Старуха лен пряла да ткала. Тем и кормились

IV Этап усвоения новых знаний

1. Подготовительная работа перед чтением текста.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

2. Перед чтением текста словарная работа

Нам встретятся слова, смысл которых может быть вам не понятен.

Кормиться – добывать средства к жизни

Прут (много- прутьев) тонкая ветвь без листьев,

Ивовый прут – прут из ивы,

Прялка – приспособление для ручного скручивания шерстяной нити.

3. Установка на восприятие сказки.

Подумайте, какова главная мысль сказки?

4. Комбинированное чтение текста. Чтение «Буксиром»

Чтение сказки учителем и подготовленными детьми.

5. Первичная беседа по содержанию.

Понравилась ли вам сказка? А чем?

Какова главная мысль сказки?

6. Физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнём – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо по пять раз.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживёшь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять!

Повторите- ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

К какому виду относится эта сказка? (Бытовая)

6. Повторное чтение сказки по “цепочке”.

V Этап понимания учащимися нового материала

7.Беседа по содержанию. Игра «Внимательный читатель».

Где жили старик со старухой? Подтвердите свой ответ чтением отрывка из текста?

Чем занимался старик?

Что делала старуха?

Для чего старик пошел в лес? Кого он там встретил?

Как выглядел Лесной Дед?

Какое самое главное богатство охранял Лесной Дед? Почему?

VI Этап закрепления нового материала

8.На какую сказку по содержанию похожа сказка «Самое дорогое»? (Сказка о рыбаке и рыбке)

Чем различаются сказки? В ком самая главная причина? (Старуха)

Кто написал эту сказку и к какому виду она относится?

9.Работа над пословицами.)

В сказках есть главная мысль, которая является мудростью, в пословицах тоже есть мудрость.

Найдите пословицу, которая относится к прочитанной сказке

Как вы объясните их значение?

VII Рефлексия.

С какой сказкой мы познакомились?

Кто герои сказки?

Какова главная мысль этой сказки?

Что же самое дорогое в жизни? (здоровье, труд, счастье)

VIII Подведение итогов

Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе, и о своих близких; трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь.

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Мой юный друг!

Бери с собой в дорогу

Своих любимых сказочных друзей

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Лесной Дед выполнит и ваше пожелание. На шишке напишите самое важное для своей семьи и прикрепите к Деду.

А вам за активную работу Лесной Дедушка принес шишки –шишки непростые, волшебные. Они будут вам как талисман на успешную учебу.

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть.

Сказки могут душу греть.

Чудеса в них происходят,

Люди к счастью путь находят,

И, конечно же, добро

Побеждает ложь и зло.

Вот и кончился урок.

Всем прощаться выпал срок.

И даю я вам заданье,

Но на завтрашний урок.

С. 75, задание №1.

Жили-были в старой избушке старик со своей старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, а старуха лён ткёт. Тем и кормятся.

Вот сидят они, трудятся:

Ох, дед, трудно нам стало работать: у меня прялка сломалась!

Да-да, а у меня гляди-ка, ручка у ножа треснула, едва держится.

Сходи-ка ты в лес, старик, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.

И то верно, пойду.

Пошёл старик в лес. Приглядел он хорошее деревце. Только замахнулся он топором, а из чащи Лесной Дед выходит. В мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.

Не трогай, - говорит, - моих деревьев: ведь они все живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, чего тебе надобно, - всё дам.

Удивился старик, обрадовался. Пошёл домой со старухой посоветоваться. Сели они рядком перед избой на лавочку. Старик и спрашивает:

Ну, старуха, чего мы у Лесного Деда просить будем? Хочешь - много-много денег попросим? Он даст.

А на что нам, старик? Нам их и прятать негде. Нет, старик, не надо нам денег!

Ну, хочешь, попросим большое-пребольшое стадо коров и овец?

А на что нам, старик? Нам с ним и не управиться будет. Есть у нас коровушка - молоко даёт, есть шесть овечек - шерсть дают. На что нам больше? Не надо!

А может быть, старуха, мы у Лесного Деда тысячу курочек попросим?

Да что ты, старик, чего выдумал? Чем же мы их кормить станем? Что с ними делать будем? Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок - нам и довольно.

Думали, думали старик со старухой - ничего придумать не могут: всё, что нужно, у них есть, а чего нет, то они своими трудами всегда заработать могут. Встал старик с лавки и говорит:

Я, старуха, придумал, чего у Лесного Деда просить надо!

Пошёл он в лес. А навстречу ему Лесной Дед, в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.

Ну как, мужичок, надумал, чего тебе надобно?

Надумал, - старик говорит. - Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно, сами себе заработаем.

Будь по-вашему, - Лесной Дед отвечает.

И живут-поживают с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет.

Тем и кормятся.

И хорошо живут, счастливо!

Страница 1 из 2

За лесом за еловым. под солнышком под веселым в маленькой деревушке жили-были старик со старушкой. Старик ивовые прутья резал. корзины плел, старуха шерсть пряла, чулки да рукавицы вязала.

Как-то раз случилась беда: сломалась у старухи прялка, а у ножа, которым старик прутья резал, ручка треснула. Вот и говорит старуха:
— Сходи-ка ты, дед, в лес, выруби деревце. Сделаем новую прялку и ручку к ножу.

— Ладно, бабка, схожу, — ответил старик.
Собрался и пошел в лес.
Приходит старик в лес. Выбрал подходящее деревце. Но только он топором замахнулся — так на месте и замер: батюшки, да это кто же такой?!

Выходит из чащи Лесной Дед. Был это Дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелеными горят.
— Не трогай, старичок, моих деревьев, — говорит Лесной Дед, — ведь все они живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, что тебе надобно, все тебе дам.

Удивился наш старик. Не знает, что и сказать. но спорить не стал. Подумал и говорит:
— Хорошо, только погоди, я должен домой сходить, со старухой посоветоваться.
— Ладно, — отвечает Лесной Дед, — иди, посоветуйся, а завтра опять на это место приходи.


— Что же ты, старый, зачем в лес ходил? Даже и деревца не вырубил?
А старик смеется:
— Не серчай, бабка! Идем в избу. Послушай-ка, что со мною было!

Вошли они в избу, уселись на лавку, старик и принялся рассказывать, как вышел к нему из чащи Лесной Дед и что было потом.
— Вот теперь и подумаем, чего у Лесного Деда просить будем, — старик говорит. — Хочешь, бабка, попросим у него много-много денег? Он даст. Он ведь лесной хозяин, все клады, в лесу зарытые, знает.

— Что ты, старый! На что нам много-много денег? Нам их прятать негде. Да и боятся будем, что их ночью воры утащат. Нет, дед, не надо нам чужих денег. Нам и своих хватит.
— Ну хочешь, — старик говорит, — попросим большое-пребольшое стадо коров и овец? Будем их на луговине пасти.

— Да опомнись, дед! На что нам большое-пребольшое стадо? Нам с ним не управится будет. Ведь есть у нас коровушка Буренушка, молоко дает, есть шесть овечек — шерсть дают. На что нам большое-то?

— А может попросить у Лесного Деда тысячу курочек? — старик спрашивает.
— Ну куда нам с тобой тысячу курочек? Чем мы их кормить станем? Что с ними делать будем? Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок, нам и довольно.