Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Познание мира обществознание. Познание

ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Познание – процесс деятельности человека, содержание которого – отражение объективной реальности в его сознании, а результат – получение нового знания об окружающем мире.

Теории познания мира:

    агностицизм – отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не даёт достоверных сведений о мире;

    скептицизм – не отрицая принципиально возможность познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер;

    оптимизм – познать и получить достоверные знания о мире возможно.

Виды познания:

    обыденное – приобретение знаний о мире в результате повседневных жизненных обстоятельств;

    социальное – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Особенности социального познания :

    субъект и объект познания совпадают

    задевает непосредственно интересы людей

    социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание

    сложность объекта познания – общества

    установление только относительных истин, т.к. общество изменчиво

    ограничена возможность применения эксперимента, велика роль мышления.

Принципы социального познания :

А. рассматривать социальную действительность в развитии

Б. изучать социальные явления во взаимодействии

В. выявлять общее и особенное в общественных явлениях.

    научное – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Научное познание

эмпирический уровень (практика) теоретический уровень

Особенности научного познания :

    объективность добываемого знания

    развитость понятийного аппарата (категорийного);

    рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность)

    проверяемость

    высокий уровень обобщения знаний

    универсальность – может сделать предметом изучения любой феномен в человеческом мире

    использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Формы научного познания :

    научный факт – описание объективного факта посредством некоторого языка

    эмпирический закон – объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами

    проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа – м.б. теоретической и практической

    гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании

    теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Методы (орудие, средство познания) научного познания:

    наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования, возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств;

    эксперимент – исследование путём активного воздействия на явление при помощи создания новых условий или изменения течения процесса в нужном направлении, устранение всех мешающих факторов, применение технических устройств;

    анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части;

    синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей;

    индукция – переход от отдельных фактов к общим положениям;

    дедукция – от общего к частному;

    аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых отношениях;

    моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

    абстракция – мысленное отвлечение от ряда свойств и выделении какого-либо свойства;

    идеализация – образование абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности;

    исторический метод – этапы развития объекта в хронологической последовательности, описание исторического процесса с учётом его неповторимых особенностей;

    логический метод – воспроизведение в теоретической форме основного содержания исторического процесса;

    формализация – уточнение содержания познания через сопоставление объекта с некоторыми материальными конструкциями;

    математизация – использование различных способов измерения, приписывание материальным объектам и их свойствам определённых чисел, дальнейшее действие по математическим правилам с числами вместо трудоёмкой работы с объектами.

    религиозное (мифологическое)

    художественное – познание посредством художественных образов.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ»

А 1. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

    отвлечённых понятий

    художественных образов

    научных приборов

    абстрактных моделей

А 2. Верны ли следующие суждения о цели научного познания?

А. Цель научного познания – осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания – отражение действительности в художественных образах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 3. «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером

    житейского знания

    мифологического знания

    научного знания

    паранаучного знания

А 4. Только в состав научного знания входят

    установленные факты

    экспериментально обоснованные выводы

    логические умозаключения

    результаты наблюдений

А 5. И религиозное, и научное знание

    имеет объективный характер

    предполагает доказательства

    может передаваться из поколения в поколение

    необходимо человеку для рациональной деятельности

В 1. Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель …. познания.

В 4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания.

    проведение контрольных измерений

    выдвижение и обоснование гипотез

    создание логической модели изучаемого объекта

    описание изучаемых явлений

    проведение научного эксперимента

    объяснение существующих взаимосвязей

В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда

    описание; 2. метод; 3. наблюдение;

4.интервьюирование; 5. эксперимент.

С 6. Назовите любые два отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое примером.

С 7. Учёные одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, другим по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашёл отражение в данном сообщении?

Какой уровень научного знания представлен в нём? Аргументируйте свой ответ.

ФОРМЫ И РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ

Формы познания:

    чувственное – осуществляется органами чувств – зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом:

- ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

- восприятие – чувственный образ целостной картины ПЯП;

- представление – обобщённый образ ПЯП, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих ПЯП познания на органы чувств.

Особенности чувственного познания:

    непосредственность – прямое воспроизведение объекта

    наглядность и предметность возникающих в результате познания образов

    воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

    Эмпиризм – единственный источник наших знаний – чувственный опыт.

Чувственное познание

эмоции – аффективная форма проявления чувства – эмоции, выраженные в

моральных чувств соответствующих понятиях (любовь)

    рациональное – отражение действительности посредством мышления:

- понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства ПЯП;

- суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о ПЯП;

- умозаключение – вывод – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения:

А. индуктивное – от частного к общему;

Б. дедуктивное – от общего к частному;

В. по аналогии – по сходству.

Особенности рационального познания:

    опора на результаты чувственного познания

    абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов

    воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

    Рационализм – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

    Знание – единство чувственного и рационального познания действительности.

    интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», без опоры на логические обоснования и доказательства.

Признаки:

    внезапность

    неполная осознанность

Виды:

    интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;

    мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

Результат познания

знания заблуждение ложь

    Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Виды знаний:

    житейское (обыденное) – сводится к констатации фактов и их описанию, носит эмпирический характер, базируется на здравом смысле и обыденном сознании;

    научное – достоверное обобщение фактов, действительность в прошлом, настоящем и будущем облекается в форму отвлечённых понятий и категорий (графики), предвидение явлений;

    практическое – овладение вещами, преобразование мира;

    художественное – целостное отображение мира и человека в нём посредством образа, а не понятия;

    рациональное – связано с рациональным мышлением, отражение реальности в логических понятиях и категориях;

    иррациональное – противоречит рациональному мышлению, предметы знаний парадоксальны и не подчиняются законам логики и науки (эмоции, интуиция, воля);

    личностное – зависимо от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности

    ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира:

Донаучное – предпосылочная база научного знания

Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.

    Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждени я:

    погрешности при переходе от чувств к разуму

    некорректный перенос чужого опыта без учёта конкретной ситуации.

    Ложь – сознательное искажение образа объекта.

Что такое познание?

    Вот правильное определение ПОЗНАНИЯ.

    Познавательный процесс представляет собой гармоническое развитие знаний в разных формах и содержаниях. То есть познание понимается как движение разума к знанию, истине, творческая деятельность.

    Познанием называют изучение человеком различных аспектов наук, естества природы. Получение новых знаний. Это понятие широко применяется в философии. Там существуют такие понятия, как познание окружающего мира или познание самого себя.

    Познание присуще человеку. Познание - это процесс приобретения новых знаний. Всю свою жизнь человек познает мир. Маленький новорожденный ребенок смотрит вокруг себя, слишит звуки, таким образом он познает мир. Затем за свою жизнь мы постоянно узнаем что-то новое. Все новые знания (в любой сфере жизнедеятельности) будут являться познанием.

    Познание - это сведение, знание, опыт и вс, что человек знает из науки. И в то же время, познание - это когда происходит процесс приобретения знаний, когда постигаются закономерности объективного мира. И, конечно, к самому процессу познания нужны определнные способности. Не даром говорится:

    Познание это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

    Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. Гносеология слово греческого происхождения (гнозис знание и логос слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин теория познания ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.

    Совершенствование средств познания неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, то есть существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления. При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий.

    Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX веке стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в VIII главе). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

    Познание - это знание первопричин, мотивов, естества.

    Если своими словами, то познание это изучение чего-либо нового в любых сферах. Я бы назвал познание углубленным изучением, своего рода взглядом изнутри. Самое главное в познании, это желание узнать самому. Когда человек изучает тему с желанием, то информация впитывается намного лучше. Ищутся нюансы, мелочи и непонятные вопросы с последующим их решением. Все это дает определенно лучшие познания в определенной теме. Можно учить и изучать, но НЕ ПОЗНАТЬ ГЛАВНОГО.

    Познание это важная часть человека.Благодаря этой способности мы развиваемся.Познание это вид деятельнности человека которая направленна на поиск и получение знания о мире.Мотивы познания обуславливаются стремление понять как это работает и как это использовать.Конечная цель познания достижение истины

    Определение слова познание заключается в следующем:

    Это высшая степень отражения действительности,выработка настоящих знаний,которые достигаются человеком путем приобретения жизненного опыта.Это стремление человека к чему-то новому,еще не постежимому.Существует много форм познания.но основная это познание истины.

    А вот какое определение дает слову Логический словарь:

    Это пополнение знаний. Увеличение размеров нашего виртуального мира и изменение его качества. Познание порождает знание. а знание побуждает к познанию.

    Я понимаю слово познание, как именно яркое стремление человека познать что- то новое для себя. Оно должно выражаться именно в стремлении, в желании самого человека. Познание в какой либо отрасли помогает человеку самосовершенствоваться, достигать высот. Оно движет человеком, развивает его.

    Познанием называют такие процессы, и методы, с помощью которых приобретаются знания о законах и явлениях объективного мира. Познанием занимается наука гносеология.

    Говоря о познании, мы подразумеваем творческую деятельность человека. Этот процесс включает в себя два уровня:

    • чувственный,
    • рациональный.

    Также оно может быть произвольным и организованным.

    Каждый в этом слове видит что-то свое... для кого-то это знания... для кого-то это опыт и мудрость, для кого-то просвещение и Бог. Все зависит от человека, от его характера и соответственно жизненной позиции.

Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, даем определение!

Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка.

Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть

Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например.

Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта .
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод , который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

Таким образом, чувственное познание является предпосылкой

Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
  • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
  • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере

Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

Даем определение:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

«Относительная истина характеризуется субъективностью».

И наш полный ответ:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.

3. ПОЗНАНИЕ

3.1. Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.

Формы чувственного познания:

    Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).

    Восприятие – целостный образ предмета или явления.

    Представление – сохранение образов предметов в памяти.

Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.

Формы рационального познания:

    Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).

    Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).

    Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).

Процессу познания присущи некоторые противоречия:

1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.

2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.

3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.

4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

В процессе познания большую роль играют такие внерациональные формы познания как воображение, фантазия, эмоции, вера, интуиция. Интуиция – способность прямого (непосредственного) постижения истины, то есть без опоры на рассуждения и доказательства.

3.2. Истина, ее критерии. Относительность истины.

Целью любого познания является истина. Истина – соответствие знания предмету познания.

Для истины характерны объективность (соответствие знания об объекте самому объекту), процессуальность (истина может измениться в процессе познания, т.к. познаваемый мир неисчерпаем), конкретность (истина определяется конкретными условиями места, времени, ситуации).

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Например, все люди смертны.

Относительная истина – неполное, неточное, недостаточное знание об объекте. В основе относительности истины лежит понимание, что познаваемый мир безграничен, а человеческие познавательные возможности ограничены.

Знание, не соответствующее познаваемому объекту, называется заблуждением. Заблуждения можно разделить на три вида:

    Ошибка – заблуждение, возникающее в результате невнимательности или глупости.

    Ложь – преднамеренное заблуждение, возникающее в случае, когда выгодно выдать за истину то, что ею не является.

    Иллюзия – заблуждение, не зависящее от личных качеств субъекта.

3.3. Виды человеческих знаний

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются как вненаучные формы.

Мифологическое знание – исторически первая форма познания, направленная на постижение природы и общества, опыт поколений через смысловое родство с познаваемой действительностью.

Обыденно-практическое (житейское) знание – форма познания, в основе которой является здравый смысл, жизненный опыт, повседневная практическая жизнь.

Художественно-образное знание – форма познания, проявляющаяся в искусстве через создаваемые образы.

Религиозное знание – форма познания, основанная на вере в сверхъестественное.

Философское знание – форма познания, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума).

Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков, с целью выявления собственной сущности.

3.4. Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание

Научное познание – познание, целью которого является открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.

Черты научного познания:

    исследование существенных, типичных, устойчивых связей, свойств и отношений;

    объективность;

    строгая доказательность, опытная проверка, воспроизведение, повторение результатов;

    систематичность знания, формирование целостной системы понятий, символов, формул, теорий;

    использование полученных знаний в реальной жизни.

В структуре научного познания выделяются два уровня – эмпирический и теоретический .

Эмпирическое познание ориентировано на явления, в нем преобладает чувственный опыт, рациональное познание подчинено чувственному. Главные методы эмпирического познания – наблюдение, сравнение, эксперимент.

Теоретическое познание ориентировано на сущность явлений, оно основано на рациональном познании. Главные методы теоретического познания – абстрагирование, формализация, моделирование, мысленный эксперимент, системный подход, идеализация.

Основные формы научного познания:

    Научный факт – предложение, фиксирующее эмпирическое (опытное) знание.

    Научная проблема – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью научного исследования.

    Научная идея – интуитивное объяснение явления.

    Гипотеза – допущение или предположение, нуждающееся в доказательстве.

    Закон – отображение существенной, необходимой или повторяющейся связи между объектами или явлениями.

    Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.

Социальное познание – познание общества, социальных отношений. В данном виде познания субъект и объект познавательной деятельности совпадают. Социальное познание ориентировано на исследование качества (значимость явлений), а не количества (типичность, повторяемость). Социальное познание направлено на исследование единичного, уникального на основе общего, закономерного. Социальное познание изучает не только общественные связи, но и человека, поэтому его часто называют социально-гуманитарным.

Основными социальными науками считаются история, социология, политология, юриспруденция. Социально-гуманитарные науки – психология, культурология, филология, лингвистика, религиоведение.

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания



Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).