Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Как связаны отрасли экономики окружающий мир. Конспект урока по окружающему миру «Что такое экономика? Учитель начальных классов

2. Знакомство со значением слова «экономика».

У. Где можно найти значение незнакомого слова? (слайд 11)

У. – Можно обратиться к словарю, зайти в Интернет, в поисковой системе задаём слово «экономика».

А сейчас сами узнаем, что же такое экономика.

Рабочая тетрадь стр.67.Разгадать кроссворд. (Работают в группах) Что же это такое? (слайд 12) (проверяем слайд 13 )

Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». (слайд 14)

Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам.

Наша страна – это тоже наш дом. Поэтому мы поговорим с вами об экономике страны.

Экономика – это хозяйственная деятельность людей в стране или– хозяйство.

В экономике страны все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли.

(слайд 15)

Каждый день мы сталкиваемся с разными предметами экономики.

Давайте попробуем определить название разных отраслей экономики по группам товара.

1.Итак, наша экономика начинается каждый день с того, что каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? (фабрики, заводы) Это отрасль называется промышленность. (слайд 16-17 )

2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит откуда? … Да, из сельского хозяйства. (слайд 18-19 )

3. Еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Это – строительство.

(слайд 20-21 )

4. Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др. Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля. (слайд 22-23 )

5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, тоже помогла отрасль экономики. С помощью чего мы можем добраться до работы? Это транспорт(слайд 24-25 )

Итог: Я представила экономику (хозяйство) нашей страны в виде дерева. Вот самые основные отрасли экономики.

(слайд 26)

Посмотрите на них внимательно и ответьте на такой вопрос: связаны ли между собой части экономики?(слайд 26)

Давайте поразмышляем. Скажите, какие отрасли нам помогли, чтобы мы могли утром выпить стакан молока? (слайд 27)

Кто изображен? (слайд 28)

А как называется человек, который их пасет?

А что будет, когда корова поест траву? Значит, настала пора корову…(доить).

Кто доит коров?

Ребята, вся эта деятельность, которую мы с вами рассмотрели, называется животноводством – это часть одной из отраслей экономики, которая называется – сельское хозяйство. Посмотрите, сколько видов деятельности, профессий занято только для того, что бы получить молоко. Но на этом её путь не заканчивается.

Подумайте, что люди будут делать с молоком, которое они получили от коров?

А как оно может туда попасть? А кто управляет машиной?

А как называется автомобиль с кузовом- цистерной для перевозки молока?

Ребята, мы с вами столкнулись с еще одной отраслью экономики – какой? Транспорт. Какое значение он имеет?

А как вы думаете, сельское хозяйство как-то связано с транспортом?

Куда мы с вами приехали?

А что такое молокозавод?

А что происходит с молоком после того, как его переработали? Что с ним делают?

Вот мы и встретили еще одну отрасль экономики – пищевую промышленность.

Пищевая промышленность перерабатывает продукты, которые поступают к ней из сельского хозяйства, и производит из них продукты, которые мы с вами используем в пищу.

Пищевая промышленность – это часть большой отрасли экономики, которая называется – промышленность.

На заводе приготовили множество молочных продуктов. Куда их повезут? Заводим моторы, едем в магазин.

Кто работает в магазинах?

А кто-нибудь знает, как называется эта отрасль экономики?

Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы.

А куда же потом попадает молоко?

Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло с момента его рождения.

И, посмотрите, мы на этом примере убедились, что ВСЕ отрасли ВЗАИМОСВЯЗАНЫ. (слайд 29)

Прочитаем информацию .
Растениеводство - часть (отрасль) сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений. Животноводство - часть (отрасль) сельского хозяйства, которая занимается разведением домашних животных. Основные отрасли промышленности : электроэнергетика, металлургия, машиностроение, добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность. Основные отрасли животноводства : скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство. Основные отрасли растениеводства : полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство, цветоводство.
В экономике различные отрасли связаны между собой.
Связи отраслей промышленности:

  • химическая промышленность → пищевая промышленность
  • добывающая промышленность → химическая промышленность
  • добывающая промышленность → металлургия
  • машиностроение → химическая промышленность
  • металлургия → машиностроение
Связи отраслей сельского хозяйства:
  • растениеводство → животноводство
:
  • животноводство → пищевая промышленность
  • растениеводство → пищевая промышленность
  • химическая промышленность → растениеводство
  • растениеводство → легкая промышленность
  • машиностроение → растениеводство
Рассмотрим примеры .

Связи отраслей промышленности

Химическая → пищевая

Завод выпускает полиэтиленовую упаковку и тару для продуктов питания.

Добывающая → химическая

Нефтяники добывают нефть для изготовления бензина.

Добывающая → металлургия

Горняки добывают железную и алюминиевую руду для выплавки алюминия, чугуна, стали.

Машиностроение → химическая

Машиностроительные предприятия изготавливают станки и механизмы для производства пластиковой упаковки и тары.

Металлургия → машиностроение

Металлурги вырабатывают алюминий, чугун, сталь для производства кастрюль, ножниц, ложек, ведер и др.

Связи отраслей сельского хозяйства

Растениеводство → животноводство

Хлеборобы заготавливают корма для домашних животных.

Животноводство → растениеводство

Домашние животные дают навоз для удобрения полей.

Связи отраслей сельского хозяйства с отраслями промышленности

Животноводство → пищевая

Давно известны людям целебные свойства молока. В нем содержится более 100 полезных для здоровья человека веществ. Из молока на заводах производят разнообразные молочные продукты.

Растениеводство → пищевая

На полях выращивают подсолнечник. Из семечек этого растения получают подсолнечное масло.

Химическая → растениеводство

На химических предприятиях вырабатывают различные минеральные удобрения, которые применяются для подкормки растений.

Ребята, где вы могли слышать слово «экономика»?

Как часто вы слышите это слово?- Раз это слово мы очень часто слышим, наверное, оно имеет важное значение?

Вы согласны со мной?

Ребята, раскрывая новые понятия, вы не против создать коллективный проект на тему «Что такое экономика?»

Ключевые слова будут являться планом нашего проекта.

Мы провели большую подготовительную работу и у вас уже есть материал для этого проекта, вы увидите это позднее. Мы неспроста взяли на урок проекты, с которыми работали раньше.

У нас с вами получиться книжечка – брошюрка (учитель показывает папку, которая будет заполняться в ходе работы по теме урока и материалам кружковой работы), которая нам будет нужна на уроках окружающего мира в начальной школе и на уроках экономики в старших классах. Какое название будет у нашего проекта?

Ключевые слова будут являться планом нашего проекта, разделами в книге (экономика, отрасли, взаимосвязь, деньги)

И так приступаем к работе по плану (план на доске), первое, что мы должны выяснить?

Где мы можем узнать лексическое значение слова экономика?

У вас на столах лежат толковые словари. Найдите значение этого слова.

Всё ли вам понятно из того, что прочитали?

Учитель даёт упрощённое значение этого слова, рассказывает о его происхождении.

В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос»- дом «»номос»- закон. Буквальный перевод –«искусство ведения домашнего хозяйства»

Экономика- это хозяйственная деятельность людей.

Экономика- это искусное ведение домашнего хозяйства.

Экономика – это наука.

Нужна ли вам знать, о том, что такое экономика? Да, нужно.

Наша экономическая жизнь начинается с того, что окружает нас каждый день- с домашних дел и забот.

Ещё древние греки понимали. Что хозяйство нужно вести по определённым законам и правилам. У каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин…

- Подведём итог первого этапа нашей работы. Раскрыли ли вы значение слова экономика?

Скажите пожалуйста, что такое экономика?

Следующий этап работы,- это работа по отраслям.

Кто для кого ведёт хозяйство? Хозяйство ведёт человек и для человека, для того, чтобы было удобно жить.

Как называется страна, в какой мы живём стране?

У каждой страны есть фабрики, заводы…

А ещё, какое хозяйство?..

Послушайте, пожалуйста, сказку

«Труженицы - пчёлы»

Спасибо, дети. Содержание сказки говорит о том, что жизнь животных и людей тесно связана.

Давайте, как сказал Филин, изобразим схему экономики в виде дерева.

Какие отрасли вы знаете?

А где вы встретились с этими понятиями

Дети заполняют схему на доске.

Ребята, что вы заметили, все ли мы заполнили веточки дерева?

Это о чём говорит?

Да, а что – это мы узнаем в будущем. Вам интересно?

Над этим вы подумаете дома.

Каждая группа готовила проект об одной из отраслей. Защита проектов произошла на занятиях факультатива. Кто - то из детей рассказывает, как мы работали.

А теперь от каждой группы кто-то должен кратко рассказать о своей отрасли. (Каждая группа получает вопросы, по которым готовиться рассказать о своей отрасли) Капитаны групп нам скажут кто. Рассказ сопровождается показом слайдов, о сельском хозяйстве фильмом. (Фильм о школьном хозяйстве)

Какого транспорта у нас в районе больше всего?

А кто им управляет?

Пришло время отдохнуть.

Какая из разученных музыкальных физкультминуток нам подойдёт?

Физкультминутка. (Танец)

«Песенка шофёра»

Если б вы были министрами, что бы вы сделали, для улучшения жизни своего села

Итог.

Давайте подведём итог этого этапа работы над нашим проектом..

Из каких отраслей состоит экономика?

Какая из отраслей составляет экономическую основу нашего района?

Вы провели большую работу по их изучению, скажите, важно ли для экономики развитие каждой отрасли.

Следующая страница нашего проекта взаимосвязи. О каких взаимосвязях пойдёт речь?

Как вы думаете, связаны ли между собой части экономики?

Сейчас вы в группах выполните исследовательскую работу и докажите, что отрасли взаимосвязаны между собой.

(Каждая группа получает конверт, содержащий рисунки различных отраслей, название отраслей и вопрос. Отвечая на него, дети составляют схемы, последовательные цепочки. Представитель от группы защищает работу)

Какой мы сделаем вывод. Связаны ли между собой отрасли?

Хохолина Ирина Евгеньевна
учитель высшей категории
МОУ гимназия №33
г. Кострома

План-конспект урока по учебнику
«Окружающий мир. 2 класс»

Методический комментарий: c введением новых стандартов в образовании, в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального образования у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные универсальные действия. Работа на данном уроке помогает формировать такие регулятивные универсальные учебные действия как: постановка учебных задач в сотрудничестве с учителем; способность самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Для формирования адекватной самооценки у младших школьников используется два вида оценок ученика: прогностическая и ретроспективная. Прогностическая оценка ставится учеником перед выполнением работы. Дети предполагают, на какую оценку они справятся, выполняя то или иное задание, проверяя то или иное умение. Выполнив и проверив задание, учеником ставится объективная оценка – ретроспективная. Оба вида этих оценок обязательно должны предшествовать оценке учителя. После проверки учитель оценивает работу и анализирует, совпала его оценка с оценкой ученика или нет. Если в большинстве работ оценки совпадают, то можно сделать вывод, что у ребёнка формируется адекватная самооценка. Ученики так же сравнивают свои оценки с оценками учителя. Если в работе есть ошибки, ребёнок имеет возможность видеть конкретные причины неуспешности и легко сориентироваться, какой материал необходимо повторить еще. Такая работа помогает ученику увидеть, каких знаний не хвалило и что он может предпринять в дальнейшем. На этом этапе ребёнок формулирует собственные рекомендации или дальнейший план действий.
Я предлагаю урок по окружающему миру, который не только даст новые знания детям, но и поможет формированию регулятивных учебных универсальных действий.

Цель урока :

  • раскрыть понятия экономика, сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля;
  • учить выделять связи между составными частями экономики;
  • формировать регулятивные универсальные учебные действия: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска.
Материалы для урока: карточки для групповой работы с изображением отраслей экономики; карточки с перечнем отраслей; индивидуальные карточки для проведения среза по изученному материалу, карточка с зашифрованной темой урока.

Ход урока:

Актуализация знаний и формулировка цели урока.
На магнитной доске карточка с зашифрованной темой урока
- Расшифруйте слово и вы узнаете тему урока

А К И М О Н О К Э

Э К О Н О М И К А

Где вы слышали это слово? Где оно вам встречалось в жизни?
- А знаете ли вы что такое экономика? Предположите?
- Одинаковые или разные получились ответы?
- Какую задачу на урок вы перед собой поставите? (узнать, что такое экономика)

Работа с новым материалом
Сейчас мы узнаем, что такое экономика. Для этого необходимо разгадать кроссворд. В середине кроссворда откроется нужное нам слово (разгадывание кроссворда с использованием компьютера).
-Так что такое экономика? ЭКОНОМИКА - ХОЗЯЙСТВО (на доске появляется карточка)
Вы наверно в жизни слышали фразу дела по хозяйству?
- Какие дела входят в это определение? (уборка дома, приготовление еды, уход за домашним любимцем…)
То есть хозяйство состоит из нескольких составляющих – частей. Так вот и экономика, так как это хозяйство, состоит из нескольких частей.
- А знаете ли вы, из каких частей состоит экономика?
- Какая следующая задача урока? (узнать из каких частей состоит экономика)
Чтобы определить части экономики вы будете работать в группах.
Задание каждой группе: соотнесите иллюстрацию с одним словом из списка и расскажите, как вы понимаете это слово. (Каждая группа получает карточку с изображением одной отрасли экономики и карточки с перечнем отраслей)
Далее следует выслушивание одного представителя от группы и заполнение схемы на доске.

Работа с учебником
- Откройте учебник на стр.100, прочитайте вывод. Рассмотрите рисунки на стр.101. Какие части экономики представлены на фотографиях? Какая часть экономики отсутствует? Найдите её на стр. 100.

Физ.минутка.
- Как эти части экономики могут быть связаны между собой? Рассмотрим простой пример с обычным стаканом молока.
- Подумайте, посовещайтесь в паре с соседом, как стакан молока появляется у вас дома? Какие отрасли экономики задействованы? Как?
На доске: с/х – транспорт – промышленность – транспорт – торговля
- А теперь я назову части экономики, а вы приведите свои примеры.
Промышленность и торговля, строительство и транспорт?
Есть ещё один элемент экономики, без которого она не может существовать. Я прочитаю определение этого слова, а вы попробуйте определить эту часть.
- Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, или средством платежей и предметом накоплений. (Деньги)
- Узнать о том, как появились деньги вы сможете, прочитав текст учебника на стр.102 (1вариант читает 1 часть, 2 вариант – 2 часть)
- Расскажите, что вы узнали о происхождении денег?
- Теперь пришло время проверить себя по теме ЭКОНОМИКА. Что узнали и что запомнили.

Самостоятельная работа в индивидуальных карточках (см. приложение).
- Подпишите карточку.
-Прочитайте задание.
-Предположите, на какую оценку вы сможете выполнить работу.
-Выполняйте работу. Кому очень сложно, можно посмотреть в учебник, но при этом ваша максимальная оценка будет не выше четверки.

Проверка – фронтальная, образец-схема на доске (во время работы доска закрыта).
Все исправления во время проверки допускаются только зелёным цветом.
-Оцените себя после проверки: 7 слов верно – пять, 6-5 – четыре, 4 слова – три, 3 слова и менее – не справился. Сдайте карточки на проверку.
- Подведите итог урока по теме ЭКОНОМИКА.
Можно использовать фразы – сегодня на уроке я: научился…., узнал…, было важным…., было трудным….., было интересным…. и т.д.
Спасибо за работу!

Домашнее задание : учебник с 100-103,тетрадь стр. 38 задание 3-4.

Приложение

1.ЭКОНОМИКА – это ______________________________________
2. Под рисунками подпиши части экономики.

3. Выбери верный ответ и подчеркни его. Части экономики связаны между собой?
Да Нет

Ни одно современное государство не может существовать без экономики. Только благодаря ей можно строить и развивать хозяйство страны, обеспечивать достойный уровень жизни ее гражданам. Так же, как и во всем мире, отрасли экономики России, позволяют укреплять страну, расширять ее сферу влияния на мировом рынке.

Что такое отрасли экономики

Экономика – это искусство ведения домашнего хозяйства. Еще в глубокой древности наши предки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным правилам и законам – только тогда будет достаток и стабильность.

Например, в большой семье кто-то отвечает за уборку, кто-то – за покупки, кто-то – за приготовление пищи. В семье, где каждый занимается своим делом и выполняет его добросовестно, никогда не будет никаких проблем. Так же и с государством – чтобы оно процветало, необходимо распределение экономики по отраслям.

Отрасль экономики – это совокупность предприятий, которые производят однотипную продукцию или предоставляют схожие услуги. К основным отраслям относят промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговлю.

Рис. 1. Промышленность.

Все отрасли экономики тесно связаны между собой. К примеру, транспорт доставляет на стройку материалы, произведенные на фабрике. Или же транспорт перевозит сельскохозяйственную продукцию на предприятие для переработки, а затем готовый продукт развозит по магазинам.

Отрасли экономики

Каждая отрасль имеет большое значение для экономики, и находится в тесном взаимодействии с другими отраслями. Все отрасли можно разделить на две большие группы: отрасли материального производства и отрасли сферы услуг.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К отраслям материального производства относят:

  • . Это совокупность предприятий, занятых добычей и переработкой природного сырья, производством энергии, орудий труда, различных товаров потребительского значения.
  • . Данная отрасль обеспечивает население продуктами питания, ценным сырьем для различных отраслей промышленности. Сельское хозяйство хорошо развито практически во всех странах.

Рис. 2. Сельское хозяйство.

К отраслям сферы услуг относят:

  • Строительство . Основная задача отрасли – возведение всевозможных зданий, строений и сооружений.
  • Транспорт . Одна из важнейших отраслей экономики, благодаря которой осуществляется перевозка грузов и пассажиров как внутри страны, так и далеко за ее пределами.
  • Торговля . Осуществляет куплю-продажу, обмен товаров, а также все связанные процессы: обслуживание покупателей, доставку и хранение товаров, подготовку их к продаже.

Помимо перечисленных основных отраслей экономики, есть и другие направления: связь, жилищно-коммунальное хозяйство, банковский сектор, общественное питание, наука и многие другие.

Рис. 3. Банковский сектор.

В задачи лесного хозяйства входит изучение и учет лесов, их охрана от пожаров, болезней и вредителей, контроль за их воспроизводством и использованием, регулирование лесопользования.

Что мы узнали?

При изучении темы «Отрасли экономики» по программе 2-4 класса окружающего мира мы узнали, насколько важна экономика для развития любого государства. Мы выяснили, что все отрасли экономики делятся на две большие группы: отрасли материального производства и сферы услуг. Также мы познакомились с краткой характеристикой самых главных отраслей экономики.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 226.