Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Хорошо у нас в лесу только я. Стихи про лес и деревья

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

В лесу

Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"
Потом вдруг качнулся,
вздохнул … и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.
М. Файзуллина

В лесу

Мы с мамой грибы
Собираем вдвоем.
Подарки лесные
В корзинку кладем.
Деревья над нами
Тихонько шумят,
О чем-то своем
Меж собой говорят.
В. Кудлачев

В лесу

Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
Н. Саконская

В лесу

Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Н. Матвеева

Дуб

Дует ветер с юга,
Дует ветер с вьюгой,
И с востока налетает,
Но меня он не сломает!
Дуйте, ветры, - не боюсь –
Дубом как-никак зовусь!
М. Вайнилайтис

Дубки

На лужайке у реки
Посадили мы дубки.
Веселей расти, дубрава,
Всем на радость,
Нам на славу!
С каждым годом расцветай,
Шум зеленый поднимай.
Будьте счастливы, дубки,
На лужайке у реки!
А. Прокофьев

Ели

Какой бы лютый холод не был
И как бы вьюги не гудели, -
Стоят и смотрят гордо в небо
Зеленые, как летом, ели.
Н. Гончаров

Елка

Елка, елка,
Елочка,
Вершинка –
Что иголочка!
С буйным ветром
Борется,
Дотронешься –
Уколешься!
А. Прокофьев

Ива

- Ива, ивушка моя!
Кто, скажи, твои друзья?
- Солнышко меня ласкает,
Ветер косы заплетает.
Г. Виеру

Калинушка

Лес осенний засыпает,
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
Степь под снегом холодеет,
Вся бела.
А калина ярко рдеет
Вкруг села.
Ф. Петров

Крапива

У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
В. Шварц

Крапива

Почему так сиротливо
У пенька стоит крапива?
Потому что жжется очень.
Кто с такой дружить захочет?
Е. Гит

Лес

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

Лес наполняет грибами лукошко
И про запас
Оставляет немножко...
Ведь звери лесные
Грибами питаются,
Поэтому жадным
Вход в лес воспрещается!
В. Шульжик
Лесная семейка
Над рекой
Поднялся клён,
А под ним,
Со всех сторон,
Выросли кленочки:
Дочки и сыночки.
В. Орлов

Липка

Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою,
Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -
Не забудь меня!
П. Воронько

Листопад

Желтый, красный листопад –
Листья по ветру летят.
Что случится с нашим садом,
Если листья облетят?
Ф. Грубин

Листопад

Листопад?
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Н. Егоров

Листопад

Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с кленов …
- Мы с яблонь …
- Мы с вишен …
- С осинки …
- С черемухи …
- С дуба …
- С березы…
Везде листопад:
На пороге морозы!
Ю. Капотов

Листья

Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Н. Нищева

На сосну уселась галка.
Мне бедняжку очень жалко:
Зачем себя так мучает,
Ведь сосна колючая!
М. Дружинина

Над деревьями взлетает
Голубей большая стая.
Зайчик думает, что тучи
Над деревьями летят,
И бежит под дуб могучий,
Чтоб укрыться от дождя.
Б. Лема

Наш лесок

Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.
Только раз погоревали:
Заблудился бедный Валя.
А. Прокофьев

Осенняя рябина
Под самым окном
Горит красным огнем.
Дом от нее не загорается.
Никто гасить ее
Не собирается.
В. Каризна

Осина

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
Р. Сеф

Осинку
Окрасила осень.
Осинка мне нравится
Очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль –
Облетает.
В. Лунин

О чем мечтает зернышко?

О чем мечтает зернышко
Зимой в сырой земле?
Конечно же, о солнышке,
Конечно, о тепле!
Ведь без мечты о солнышке
На холоде таком
Не стать весною зернышку
Зеленым стебельком.
Н. Красильников

Почему у дуба листья облетели

Говорили на опушке
Две залетные кукушки:
"Дуб зеленый, почему
Не летишь за нами?
Будет грустно одному
Зимними ночами".
Дуб зеленый услыхал,
Долго думал думу,
Долго ветками махал,
Много было шуму.
За ночь листья пожелтели
И наутро облетели.
В. Бояринов

Праздник осенью

Праздник осенью в лесу –
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
Каждый листик золотой –
Маленькое солнышко.
Соберу в корзину я,
Положу на донышко.
Берегу я листики…
Осень продолжается.
Долго дома у меня
Праздник не кончается.
А. Шибицкая

Растет лес

В тумане
Тихий лес
Как в молоке,
Исчез.
Он пьет
Парное молоко
И вырастает
Высоко.
Ш. Галлиев

Сосновые почки

Утка крякнула с порога:
- Простудилась я немного.
Я минуту каждую
Кашляю и кашляю…
Дятел книгу полистал,
Дятел книгу почитал,
Подчеркнул две строчки:
"Сосновые почки".
Не лекарство – просто чудо,
Вмиг пройдет твоя простуда.
В. Лукша

Сосчитай!

Покосился Еж на Елку:
- У тебя иголок сколько?
Пригорюнился на пне:
"Может, больше, чем на мне?"
Говорит лесов хозяйка:
- Лезь на ветки, сосчитай-ка!
Может больше, может, нет –
Сосчитай и дай ответ!
И. Демьянов

Теплый дождь

Загремел веселый гром…
Дождь идет в лесу густом.
Там сегодня банный день,
Мойтесь все, кому не лень.
Растрепав свои прически,
Моют головы березки.
Запыленные дубы
Моют рыжие чубы.
Под дождем нагнулась липа,
Моет листики до скрипа.
Перед зеркальцами луж
Принимают елки душ.
А рябинки и осинки
Моют шеи, моют спинки…
Мойтесь все, кому не лень,
Ведь сегодня банный день!
З. Александрова

Тополиный парикмахер

Ходит с лесенкою длинной
Парикмахер тополиный:
- Здравствуй, тополь,
Ты растрепан.
И железною пилой
Кудри с тополя долой.
Тополек не стал сердиться,
Просто в лужи не глядится:
"Ничего, что я урод,
То ли будет через год"
Г. Демыкина

Хорошо у нас в лесу!

Только я в кусты вошла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Еж колючий предо мной
Пробежал к себе домой.
Две синички в тишине
Звонко пели песни мне.
Я подальше забрела,
Там черники набрала.
Все теперь домой несу.
Хорошо у нас в лесу!
Г. Ладонщиков

Черемуховый цвет

У Совы печальный взгляд,
У Совы глаза болят.
Уселась на крышу:
- Ничего не вижу!
Доктор Дятел дал совет:
- Рви черемуховый цвет.
Пей отвар –
Быть может,
Он тебе поможет.
В. Лукша

Мы с мамой грибы
Собираем вдвоем.
Подарки лесные
В корзинку кладем.
Деревья над нами
Тихонько шумят,
О чем-то своем
Меж собой говорят.
В. Кудлачев

В лесу
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
Н. Саконская

В лесу
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Н. Матвеева

Лес
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

Лес наполняет грибами лукошко
И про запас
Оставляет немножко...
Ведь звери лесные
Грибами питаются,
Поэтому жадным
Вход в лес воспрещается!
В. Шульжик

Лесная семейка
Над рекой
Поднялся клён,
А под ним,
Со всех сторон,
Выросли кленочки:
Дочки и сыночки.
В. Орлов

Хорошо у нас в лесу!
Только я в кусты вошла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Еж колючий предо мной
Пробежал к себе домой.
Две синички в тишине
Звонко пели песни мне.
Я подальше забрела,
Там черники набрала.
Все теперь домой несу.
Хорошо у нас в лесу!
Г. Ладонщиков

Наш лесок
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.
Только раз погоревали:
Заблудился бедный Валя.
А. Прокофьев

Грибной лес
В лес грибной тебя зову
Тихим утром осени.
Видишь, пóд ноги листву
Нам деревья бросили.
Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.
Только белка на виду -
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.
Под стволами двух дубов
Помолчим немножко.
Принесем домой грибов
Полное лукошко.
Я. Аким

Ели
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат.
Смотрят на внучат.
А внучата – елочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.
И. Токмакова

В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков –
Разве не чудо?
Г. Галина

Скатерть-самобранка
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
Т. Шорыгина

В лесу
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит…
И. Белоусов

В лесу
Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу,
И они понимают меня.

Может быть, на тропинках звериных
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне.

Может, в этом краю, ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит подрумяненным боком
Средь высокой травы колобок.

И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей вдалеке.
Потому что и звери и птицы
На родном говорят языке.
В. Орлов

Лес
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.

Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды,
Когда больших твоих дубов
Вершины темные качались,
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались…

Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.
И. Никитин

Солнце нижет лучами в отвес,
И дрожат испарений струи
У окраины ярких небес;
Распахни мне объятья твои,
Густолистый, развесистый лес!

Чтоб в лицо и в горячую грудь
Хлынул вздох твой студеной волной,
Чтоб и мне было сладко вздохнуть;
Дай устами и взором прильнуть
У корней мне к воде ключевой!

Чтоб и я в этом море исчез,
Потонул в той душистой тени,
Что раскинул твой пышный навес;
Распахни мне объятья твои,
Густолистый,развесистый лес!
А. Фет

В лесу
Чуть рассвело, мы вышли с кузовком.
В румяном блеске тучка проплывала,
И утренним росистым холодком
Лесная глубь навстречу нам дышала.
Раздвинули затейливую сеть
Глухих ветвей и вышли на дорожку.
Вот первый гриб! Как весело глядеть
На крепкую, приземистую ножку,
На красный бархатистый колпачок!
А там второй, забавный и пригожий,
Запрятался под высохший листок!
Кусты черники у мохнатых пней
Блестят на солнце… Сколько ягод спелых!
Вот промелькнули в золоте лучей
Две бабочки на крыльях нежно-белых…
Мы надышались вереском, смолой,
Аукались из глубины зеленой…
Отяжелел наш кузовок плетеный,
И гордо мы несли его домой!
М. Пожарова

Мы с мамой грибы
Собираем вдвоем.
Подарки лесные
В корзинку кладем.
Деревья над нами
Тихонько шумят,
О чем-то своем
Меж собой говорят.
В. Кудлачев

В лесу
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
Н. Саконская

В лесу
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Н. Матвеева

Лес
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

Лес наполняет грибами лукошко
И про запас
Оставляет немножко...
Ведь звери лесные
Грибами питаются,
Поэтому жадным
Вход в лес воспрещается!
В. Шульжик

Лесная семейка
Над рекой
Поднялся клён,
А под ним,
Со всех сторон,
Выросли кленочки:
Дочки и сыночки.
В. Орлов

Хорошо у нас в лесу!
Только я в кусты вошла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Еж колючий предо мной
Пробежал к себе домой.
Две синички в тишине
Звонко пели песни мне.
Я подальше забрела,
Там черники набрала.
Все теперь домой несу.
Хорошо у нас в лесу!
Г. Ладонщиков

Наш лесок
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.
Только раз погоревали:
Заблудился бедный Валя.
А. Прокофьев

Грибной лес
В лес грибной тебя зову
Тихим утром осени.
Видишь, пóд ноги листву
Нам деревья бросили.
Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.
Только белка на виду -
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.
Под стволами двух дубов
Помолчим немножко.
Принесем домой грибов
Полное лукошко.
Я. Аким

Ели
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат.
Смотрят на внучат.
А внучата – елочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.
И. Токмакова

В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков –
Разве не чудо?
Г. Галина

Скатерть-самобранка
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
Т. Шорыгина

В лесу
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит…
И. Белоусов

В лесу
Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу,
И они понимают меня.

Может быть, на тропинках звериных
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне.

Может, в этом краю, ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит подрумяненным боком
Средь высокой травы колобок.

И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей вдалеке.
Потому что и звери и птицы
На родном говорят языке.
В. Орлов

Лес
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.

Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды,
Когда больших твоих дубов
Вершины темные качались,
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались…

Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.
И. Никитин

Солнце нижет лучами в отвес,
И дрожат испарений струи
У окраины ярких небес;
Распахни мне объятья твои,
Густолистый, развесистый лес!

Чтоб в лицо и в горячую грудь
Хлынул вздох твой студеной волной,
Чтоб и мне было сладко вздохнуть;
Дай устами и взором прильнуть
У корней мне к воде ключевой!

Чтоб и я в этом море исчез,
Потонул в той душистой тени,
Что раскинул твой пышный навес;
Распахни мне объятья твои,
Густолистый,развесистый лес!
А. Фет

В лесу
Чуть рассвело, мы вышли с кузовком.
В румяном блеске тучка проплывала,
И утренним росистым холодком
Лесная глубь навстречу нам дышала.
Раздвинули затейливую сеть
Глухих ветвей и вышли на дорожку.
Вот первый гриб! Как весело глядеть
На крепкую, приземистую ножку,
На красный бархатистый колпачок!
А там второй, забавный и пригожий,
Запрятался под высохший листок!
Кусты черники у мохнатых пней
Блестят на солнце… Сколько ягод спелых!
Вот промелькнули в золоте лучей
Две бабочки на крыльях нежно-белых…
Мы надышались вереском, смолой,
Аукались из глубины зеленой…
Отяжелел наш кузовок плетеный,
И гордо мы несли его домой!
М. Пожарова

(6,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.











Назад Вперёд

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о значении леса в жизни природы и людей.
  • Ознакомить с экологическими проблемами лесов, возникших по вине человека, с охранной деятельностью в лесной зоне.
  • Развивать познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, культуру поведения.

Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентации "Лес и человек", "Приокско-Террасный заповедник"; Мультимедийный курс "Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс". (CD); "Птицы средней полосы России: звуки природы - 2002," компакт-диск (CD-ROM) содержит записи голосов птиц средней полосы России. Рулонный магнитный пластиковый плакат "Природное сообщество леса" и иллюстрированные магнитные карточки из комплекта Spectra. Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса. Ч. 1. Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы: Ч.1. Загадки. Выставка ученических письменных (печатных) сообщений: о лекарственных растениях леса, о лесных грибах, ягодах; об использовании древесины; об охране лесов, Красной книге РФ. (С сообщениями дети знакомятся до и после урока).

1. Орг. момент. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с природной зоной лесов. А для того чтобы вы смогли определить, о чём сегодня будет наш урок, предлагаю послушать стихотворения в исполнении наших учеников:

Лес наполняет грибами лукошко
И про запас
Оставляет немножко...
Ведь звери лесные
Грибами питаются,
Поэтому жадным
Вход в лес воспрещается!
В. Шульжик

Хорошо у нас в лесу!
Только я в кусты вошла -
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зелёный моховик.
Ёж колючий предо мной
Пробежал к себе домой.
Две синички в тишине
Звонко пели песни мне.
Я подальше забрела,
Там черники набрала.
Всё теперь домой несу.
Хорошо у нас в лесу!
Г. Ладонщиков

Дети. Мы поговорим о том, что может дать человеку лес, и о бережном отношении к нему

Показ I слайда презентации "Лес и человек".

У. Представьте, что вы находитесь в лесу, закройте глаза.

Прослушивание фрагмента аудиозаписи "Птицы средней полосы России".

У. Какие звуки вы услышали в лесу?

Д. Пение птиц.

У. Вспомните, какой в лесу воздух?

Д. В лесу чистый воздух.

У. Любите ли вы бывать в лесу? Почему?

Д. В лесу красиво, интересно, много разных растений, животных, поют птицы.

У. Лес очень важен для природы и человека. В лесу чистый свежий воздух. Красота лесов вдохновляла поэтов, художников и музыкантов на создание замечательных произведений искусства, например, композитора П.И. Чайковского, художника И.И. Шишкина. Полюбуйтесь на репродукции лесных пейзажей, написанных Иваном Шишкиным.

Показ II слайда презентации "Лес и человек" И.И. Шишкин.

Мини-викторина.

У. Вспомните, из каких произведений, прочитанных на уроках литературного чтения, эти строки, и кто их автор? (Три ученика читают наизусть отрывки из стихотворений):

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
А.С. Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной...
И.А. Бунин "Листопад".

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою".

Д. Леса - это наше общее богатство, ими надо уметь любоваться, лес надо беречь.

У. Тема урока: "Лес и человек". На уроке мы поговорим о роли леса в жизни людей и природы, познакомимся с экологическими проблемами лесов и с охранной деятельностью людей в лесной зоне.

II. Проверка знаний.

Работа с мультимедийным учебником "Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс". (CD).Урок 09. Природные зоны России.

У. Что вы узнали о лесной зоне? (Ученики выполняют задания на интерактивной доске):

а) Укажи на карте зону тайги.

б) Какие растения есть в тайге?

в) В какой природной зоне России растут дуб, берёза, клён, осина?

г) Для какой природной зоны характерны эти растения и животные?

Составление цепей питания с использованием иллюстрированных магнитных карточек Spectra "Природное сообщество леса" (выполняет 1 ученик).

Индивидуальная работа по карточкам (работу выполняют три ученика):

а) Дополните текст: Лесная зона находится... зоны тундры. Она обозначена... цветом на карте природных зон. Зона лесов - самая... природная зона, которая располагается в... поясе. Лесная зона состоит из... частей.

б) Исправьте ошибки в тексте: Тайга - это лиственный лес, он занимает наименьшую часть лесной зоны. В тайге холодная зима, лето холоднее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые особенно требовательны к теплу: дуб, кедровая сосна, берёза, липа, клён, лиственница, ель, осина, пихта, сосна.

в) Продолжите предложения:

В лесной зоне выделяют три части:_____________________________

Ближе к югу на смену смешанным лесам приходят________________

В широколиственных лесах растут:_____________________________

В тайге обитают животные:____________________________________

Подведение итогов проверки знаний, выставление отметок.

III. Работа над новой темой.

Отгадывание загадок.

У. Предлагаю разгадать загадки, подумать о значении леса в жизни природы и людей:

Как на стёжке, на дорожке
Вижу алые серёжки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась - не ленилась,
Кружку с верхом набрала.
(Земляника) Е. Благинина

На пеньке живёт семья:
Мама, папа, брат и я.
Дом у нас один, а крыша
Есть у каждого своя.
(Опята) Н. Пикулева

Конечно, не белый -
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберезовик) 3. Александрова

Очень крепкий этот малый,
Зубу непослушный,
Расколи его сначала,
А потом и кушай.
(Орех) Неизвестный автор.

У. О чём были загадки? Подумайте, для чего же люди приходят в лес?

Д. Собирать грибы, ягоды, орехи.

У. Что ещё даёт человеку лес? А что он значит для природы? (Ответы детей).

Показ III, IV, V слайдов презентации "Лес и человек". Учащиеся знакомятся с содержанием слайдов, делают комментарии.

У. Издревле лес кормил, обогревал человека. Древесина служила материалом для постройки и обогрева жилища. Из дерева люди мастерили домашнюю утварь, строили избы, отапливали их дровами и хворостом, плели из лыка лапти, из прутьев - корзины, из берёсты - короба. Наши предки собирали в лесах ягоды, грибы, орехи, использовали лекарственные травы для исцеления от недугов, охотились на диких животных.

Работа с учебником.

У. О том, какое ещё значение имеет лес, вы узнаете, прочитав статью в учебнике "Роль леса в природе и жизни людей" на стр. 106 - 107.

У. Какие ещё роли выполняет лес? (Ответы детей).

Показ VI слайда презентации "Лес и человек". Значение леса.

IV. Физкультминутка.

Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней!
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова

V. Продолжение изучения новой темы.

У. Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Как вы думаете, по чьей вине возникают экологические проблемы леса? (Ответы детей).

Чтение учениками отрывка из рассказа К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы".

Пожалуй, больше всего композитору П.И. Чайковскому помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли...этот удивительный воздух...

Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место - оно называлось Рудым Яром.

Самая дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и по изволоку - вверх, в корабельный бор.

Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы...

Он знал, что сегодня, побывав там, он вернется - и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков. Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса...Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль и наспех записывать проигранное на листках нотной бумаги.

Чайковский быстро пошел к дому. На поляне стояла высокая раскидистая сосна. Ее он прозвал "маяком". Она тихо шумела, хотя ветра и не было. Он, не останавливаясь, провел рукой по ее нагретой коре...

Учитель. Узнав о том, что лес продан купцу Трощенко, который собрался его вырубать, Пётр Ильич отчаянно пытался "не дать свершиться палачеству": он ездил и к губернатору и к Трощенко. Но, возвращаясь домой, всё же стал очевидцем "подлости".

..."Успею ли? - думал Чайковский... Завтра начнут валить лес. Что за подлость такая!" ... Лошади вынесли коляску на поляну. Кто-то впереди предостерегающе закричал. Кучер с ходу осадил лошадей. Чайковский встал, схватился за плечо кучера. От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы.

Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрапели.

Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет... Чайковский подошел к вершине поваленной сосны...

Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чайковский вспомнил, как березы пытались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение, - от него далеко окрест дрогнула земля. Он быстро пошел домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И все так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой...Чайковский все ускорял шаги. Он почти бежал.

Подлость! - бормотал он. - Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им...

У. О какой экологической проблеме рассказывает К. Паустовский?

Д. О вырубке леса.

Показ VII слайда презентации "Лес и человек" На вырубке леса.

У. Посмотрите, как в настоящее время производится заготовка древесины. Такие картины остаются после работы лесозаготовщиков. Какие чувства вызывают у вас эти фотографии?

Наши леса в опасности! Нам небезразлична судьба леса, нас волнует эта проблема, а значит необходимо искать пути её решения. Что бы предложили сделать вы для защиты лесов? (Собирать макулатуру).

У. Послушайте стихотворение и скажите, о какой посильной помощи школьников в деле сохранения лесов ведёт речь автор?

Школьник, всего по тетрадке одной
Давай сбережём за четверть с тобой!
И сохранённые нами леса
Скажут "спасибо" на все голоса.

Чтение стихотворения (читают подготовленные ученики).

У. Подумайте, о каких экологических проблемах леса пишет Анатолий Орлов “Про туриста Федю и медведя (как не надо вести себя в лесу)”

По густой траве зеленой
Шел в поход турист “зеленый”.
В тишине грохочет “маг”,
В такт ему гремит рюкзак.
Солнце в небе ярко светит,
Бьет в лицо прохладный ветер.
Федя, - так туриста звали, -
В первый раз штурмует дали…
- Тают, - знай себе при этом, -
В яркой пачке сигареты.
Да в кустах дымятся спички,
Что бросает по привычке…
Вот в рябиновой куртинке,
Подцепив носком ботинка
Свой окурок, паренек
Смачно кинул на пенек.
Что испуганная птаха
Из гнезда взлетела махом.
Прокричал ей Федя вслед:
- Глухарю большой привет!
Недопитую бутылку
Бросил в кучу у развилки.
От бутылки скачет лучик
Жаркой струйкою по куче…
Пересохший веток ворох
Вспыхнет скоро, словно порох.
- …Парень крепок, полон сил –
От него и след простыл…
Из ракетницы по белке
Бьет, как в тире по тарелке…
Средь густого бурелома
Отдохнуть решил, как дома.
И на отдых Федя скор –
Вмиг развел большой костер.
“Сникерс” съел, чаек попил. –
Полон снова свежих сил.
И, костер не затушив,
Скрылся в сумрачной глуши…
Но за Фединой спиной
Дым густою пеленой.
А примерно в эту пору
Брел медведь тихонько в гору.
Видеть все его привычка:
Смотрит – лес горит от спички…
Там, где теплился костер –
Полыхает старый бор.
От горящей кучи в чащу
Змей ползет, огнем чадящий…
Вот подкинули работу
До седьмого, сразу, пота!
Шкура рыжая дымится,
Продолжает мишка биться
С разгулявшимся огнем.
- Не хватило часа днем –
Тушит вечер, тушит ночь,
Чтоб родной тайге помочь!
Гнев во всю медведя душит:
- Оборву поганцу уши.
Пусть зарубит на носу,
Как вести себя в лесу.
Но пока тайгу тушил,
Феди след давно простыл…
Да, - задумался медведь, -
В лес приходят сотни Федь.
Не узрит за каждым Федей
Даже тысяча медведей.
Нужно сделать, чтобы Феди
Чтили Правила медведей!
Чтоб они, и все мальчишки
Их читали, словно книжки.
Не курили, не сорили,
Лес во всём боготворили.
Берегли зверей и птичек,
Без плохих бы шли привычек.
И тогда в лесу медведи
Будут рады даже Федям!

У. Какие правила поведения в лесу нарушил Федя? Какой поступок такого горе - туриста привёл к большой беде для леса и его обитателей?

Д. Небрежное обращение с огнём приводит к пожару в лесу.

Показ VIII слайда презентации "Лес и человек". Лесной пожар.

У. Чем опасен пожар в лесу? А что надо делать, чтобы при разведении костра не возникало пожаров?

Д. Во время пожара погибают лесные жители, нарушаются экологическое равновесие и экологические связи. Чтобы не возникало пожаров, надо соблюдать правила разведения костра.

Работа с учебником.

У. Прочитайте в учебнике памятку "Как разводить костёр" на стр. 111.

У. Чего ещё нельзя делать в лесу?

Д. Ломать ветки деревьев, разорять гнёзда, шуметь, мусорить.

У. Вот во что может превратиться лес.

Показ IХ слайда презентации "Лес и человек". Свалки в лесу.

У. Какой вред наносят лесу и человеку несанкционированные свалки?

Д. Загрязняют окружающую среду, нарушают экологическое равновесие и т. д.

У. Какая ещё экологическая проблема леса вам известна?

Д. Убийство животных - одна из экологических проблем леса.

У. К чему привела неумеренная охота?

Д. К полному или почти полному истреблению некоторых животных.

У. Какие меры предпринимаются для защиты и спасения животных леса государством?

Д. Охота на лесных животных ограничена, браконьерство наказывается по закону, редкие и исчезающие животные и растения занесены в Красную книгу РФ и находятся под особой охраной государства.

Показ Х слайда презентации "Лес и человек". Красная книга.

Показ презентации "Приокско-Террасный заповедник".

У. В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, ознакомившись с презентацией и с рассказом учителя.

На юге Московской области недалеко от города Серпухова находится Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник - жемчужина природы южного Подмосковья. Заповедник был создан в июне 1945 года после войны. Его площадь 4945 га. Большая часть покрыта лесами. В 1979 году заповедник получил статус биосферного заповедника. На территории заповедника произрастает 960 видов растений, среди них редкие, занесенные в Красную книгу России. Жемчужиной заповедника являются участки степной растительности в окружении сосновых боров, расположенные на юге заповедника. Это уникальная "окская флора". Здесь можно увидеть такие редкие для Подмосковья растения как ковыль перистый, типчак, тюльпан Биберштейна, русский рябчик и другие растения степной зоны. Здесь обитает 56 видов млекопитающих. Распространены обитатели Русской равнины кабан, лось, барсук, куница, ласка, зайцы: беляк и русак. Редко заходит волк. В последние годы встречается рысь и выдра. Восстановлены косуля и бобр. Фауна птиц насчитывает 140 видов. Многочисленны весной и летом мухоловки-пеструшки, зяблики, зарянки, пеночки-трещотки, большие синицы. Есть глухарь, тетерев, рябчик. А также черный коршун, пустельга, ястребы - тетеревятник и перепелятник, неясыть, домовый сыч. Среди насекомых редкие виды бабочек мнемозина, махаон, аполлон и др. В 1948 году в заповеднике был организован Центральный зубровый питомник, ставший центром восстановления и разведения зубра в России. Звери содержатся здесь в условиях, приближенных к естественным. За время существования питомника родилось более 600 чистокровных зубров, 250 из них были расселены в леса России, Украины, Белоруссии, Литвы. В зубровом питомнике организованы экскурсии.

VI. Закрепление.

Работа с магнитным плакатом Spectra "Природное сообщество леса" и иллюстрированных карточек. С помощью карточек дети показывают и рассказывают о том, какая деятельность человека направлена на пользу лесному сообществу, а какая, наоборот приносит лесу вред.

У. Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?

Работа в тетрадях "Проверим себя". Взаимопроверка в парах.

  • I вариант - задание № 1. Дополнить схему "Значение леса в природе и жизни людей", с. 29.
  • II вариант - задание № 2. Отметить тех животных, которые внесены в Красную книгу и обитают в лесной зоне, с.30.

VII. Домашнее задание.

VIII. Итог.

У. Что нового узнали на уроке? О чём должен помнить человек, приходя в лес? (Ответы детей). Каждый должен задуматься, каким увидят леса наши потомки, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам ныне.

Выставление оценок.

Использованы материалы.

1. О. Дмитриева: Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир": 4 класс: К учебно-метод. комплекту Плешакова А.А. М.: ВАКО, 2006.

3. Сайта Приокско-Террасного заповедника http://www.danki.ru /

4. Сайта "Ecotravel" http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/2/36/