Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

День Ильи-пророка: история, приметы и традиции праздника. Когда это Илья в воду писает и зачем

День Ильи пророка - традиционное и известное название Ильин день, отмечается по новому стилю 2 августа. Он самый популярный среди простого народа Святой. И поэтому естественно, что Ильин день богат на традиции, обычаи, и приметы. Святого Илью расценивали как хозяина громов с молниями и дождями, а перестук конских копыт - как раскаты грома. Славяне традицию почитания святого Ильи позаимствовали у византийцев.

Грозный и справедливый заступник, щедрый покровитель скотоводства и земледелия христианский Илья-пророк пришел на смену языческому Перуну-Громовержцу. Недаром день Ильи-пророка в народе называют еще и Громобоем, Держателем гроз, Громовержцем, Перуновым днем, Обжинками, Ильей-Грозным. И люди его представляют скачущим по небесам на огненной колеснице, в каковую впряжены четыре белых быстрых коня. В народе называли Илью сударем, заявителем святого божьего закона. Он справедливо карал грешников, исполосовывая их поля градом, к трудолюбивым и благочестивым крестьянам он проявлял отцовскую заботу: поливал благодатным дождем посевы, истреблял вредителей полей.

Легендарного, мифопоэтического Илию изображали как птицу небесную, облетающую весь мир и являющуюся там, где неизбежно божественное вмешательство; чудодейственное исцеление, разрешение супружеских споров, примирение родителей с детьми.

История праздника Ильин день

В иудейском городе Фисвы в IX веке до нашей эры родился ребенок, назвали его Илья. Во время его появления на свет, на его отца нашла дремота, и он увидел пророческий сон. Его новорожденного сына кормили огнем сами архангелы и заворачивали в огненные пеленки. Сон сбылся. Младенец вырос и стал светочем веры. Во времена царствования царя Израиля Ахавы пророку Илье неоднократно приходилось совершать чудеса, чтобы образумить Ахаву, который под влиянием финикийской веры жены, стал идолопоклонником и служил богу Ваалу.


В библии есть сюжеты о том, как Ильей, чтобы показать силу христианской веры, трижды сводился огонь с небес, воскрешался мертвый отрок, вызывался дождь. Илия, при приближении смерти, достиг небес на колеснице, с 4-мя огненными конями, чтобы перед 2-м пришествием Христа вернуться на землю. Духовную же силу он милостливо передал ученику своему, Елисею.

Традиции и обряды в День Святого Ильи

Во всех преданиях описывалось, что Илия-пророк выражает Божий гнев. Его карающая справедливая десница наказывала духов тьмы, а особенно злых демонов. По верованию людей, вся нечистая сила спасается от его молниеносных стрел, превращаясь не только в диких зверей (зайцев, лисиц) и пресмыкающихся, но и в домашних: собак, кошек и прочих. Потому-то 2 августа появился обычай не выпускать на улицу собак и кошек и не впускать домашних любимцев, чтобы духи тьмы, нашедшие укрытие в них и спасающиеся от стрел, не пробрались в жилище, и в дом не попала молния, предназначенная для них. Крестьяне доставали ружья, чтобы дать отпор нечистой силе вселившейся в волков, лис и других зверей. Рыболовы в этот день выбрасывали пойманную во время грозы рыбу с красными глазами, веря, что в ней нашли временное пристанище черти.


Во время грозы запрещалось находиться в воде, под деревом, под сосной с 2-мя верхушками, бегать по улице, громко говорить, петь, кричать, стрелять. Бабушки учили внуков при грозе плотно закрывать двери, занавешивать окна, перед иконой зажигать или лампадку, или свечу (крещенскую или четверговую); перекрестить себя и все вокруг, умоляя Илью-пророка избавить их семью от трясучего грома, от летучей стрелы. На голове при этом охранительном обряде обязательно должен был быть платок. Чтобы сохранить от молнии свои жилища и дворы, поля, скот, крестьяне окуривали всё ладаном в вечернее время перед днем Ильи.

Поверья и запреты в День Ильи пророка

Праздник этот прослыл в народе как таковой, в который зачастую было ненастье и запрет на купание. Почему нельзя купаться в Ильин день и после него, народ трактовал различно. Кто-то говорил о студеной воде, в которую упала подкова лошади, отвалившаяся во время быстрых скачек Ильи-пророка по небесам. Многие считали, что водоемы сам черт или водяной осквернил. Некоторые верили, что Илья бросил в воду кусочек льда. Купаясь, в такой воде можно было или утонуть или сильно заболеть, после купания появлялись на теле нарывы и фурункулы. В озера и реки с этого дня возвращались черти, русалки, которые со Дня Ивана Купала (Иванова дня) поселились на суше, где их настигали молнии Ильи-пророка. В преданиях описываются случаи, когда обозленная нечистая сила утаскивала на дно тех, кто нарушил запрет.

Скот, не смотря на летний день, на пастбища выгонять опасались. Илья в свой день по небесам носился на огненной колеснице и активно боролся с нечистой силой. Всякая нечисть, пряталась в воде, поселялась в животных, боясь его огненных стрел. И молния могла случайно поразить коров, коней.


Работать на это праздник было абсурдно. Сено в стога складывать и возить было грешно, Илья мог их сжечь молнией.

На огород даже заходить запрещалось, иначе корни у огурцов сгниют, плоды опадут, и завянут листья на капусте.

А вот для ухаживания за пчелами - божиими пташками-труженицами, с воска которых делались свечки для Бога - было единственное исключение. Приветствовались пасечники, которые чистили ульи, на пчельнике подрезали соты. Даже если в ульях спрятались злые духи, Илья ни за что не направит туда свою огненную стрелу.

Ильин день сменяла воробьиная ночь с сильной грозой. Испуганные раскатами грома и бликом молний воробьи начинали взлетать, ударяясь о различные сооружения и падать вниз.

Приметы на Ильин день

После праздника Ильи дневное время суток молниеносно убывало.

До Ильи люди купаются, а после него с речкой прощаются.

С праздника Ильи вода все холоднее.

Слышен гром, то Илья небеса объезжает в своей колеснице.

Ильей жатва начинается, а летечко заканчивается.

До Ильи облака плывут по ветру, а с Ильи - супротив ветра.

До Ильи даже поп дождика не умолит, а после него баба своим фартуком нагонит.

После Ильина дня ночь темна и особенно длинна: крестьяне все высыпаются, а кони и коровы наедаются.

Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год.

Кто в это день копны считает, тот скоро все добро растеряет.

День Ильи пророка — традиционное и известное название Ильин день, отмечается по новому стилю 2 августа. Он самый популярный среди простого народа Святой. И поэтому естественно, что Ильин день богат на традиции, обычаи, и приметы. Святого Илью расценивали как хозяина громов с молниями и дождями, а перестук конских копыт — как раскаты грома. Славяне традицию почитания святого Ильи позаимствовали у византийцев. Грозный и справедливый заступник, щедрый покровитель скотоводства и земледелия христианский Илья-пророк пришел на смену языческому Перуну-Громовержцу. Недаром день Ильи-пророка в народе называют еще и Громобоем, Держателем гроз, Громовержцем, Перуновым днем, Обжинками, Ильей-Грозным. И люди его представляют скачущим по небесам на огненной колеснице, в каковую впряжены четыре белых быстрых коня. В народе называли Илью сударем, заявителем святого божьего закона. Он справедливо карал грешников, исполосовывая их поля градом, к трудолюбивым и благочестивым крестьянам он проявлял отцовскую заботу: поливал благодатным дождем посевы, истреблял вредителей полей. Легендарного, мифопоэтического Илию изображали как птицу небесную, облетающую весь мир и являющуюся там, где неизбежно божественное вмешательство; чудодейственное исцеление, разрешение супружеских споров, примирение родителей с детьми.

История праздника Ильин день

В иудейском городе Фисвы в IX веке до нашей эры родился ребенок, назвали его Илья. Во время его появления на свет, на его отца нашла дремота, и он увидел пророческий сон. Его новорожденного сына кормили огнем сами архангелы и заворачивали в огненные пеленки. Сон сбылся. Младенец вырос и стал светочем веры. Во времена царствования царя Израиля Ахавы пророку Илье неоднократно приходилось совершать чудеса, чтобы образумить Ахаву, который под влиянием финикийской веры жены, стал идолопоклонником и служил богу Ваалу. В библии есть сюжеты о том, как Ильей, чтобы показать силу христианской веры, трижды сводился огонь с небес, воскрешался мертвый отрок, вызывался дождь. Илия, при приближении смерти, достиг небес на колеснице, с 4-мя огненными конями, чтобы перед 2-м пришествием Христа вернуться на землю. Духовную же силу он милостливо передал ученику своему, Елисею.

Традиции и обряды в Ильин день

Во всех преданиях описывалось, что Илия-пророк выражает Божий гнев. Его карающая справедливая десница наказывала духов тьмы, а особенно злых демонов. По верованию людей, вся нечистая сила спасается от его молниеносных стрел, превращаясь не только в диких зверей (зайцев, лисиц) и пресмыкающихся, но и в домашних: собак, кошек и прочих. Потому-то 2 августа появился обычай не выпускать на улицу собак и кошек и не впускать домашних любимцев, чтобы духи тьмы, нашедшие укрытие в них и спасающиеся от стрел, не пробрались в жилище, и в дом не попала молния, предназначенная для них. Крестьяне доставали ружья, чтобы дать отпор нечистой силе вселившейся в волков, лис и других зверей. Рыболовы в этот день выбрасывали пойманную во время грозы рыбу с красными глазами, веря, что в ней нашли временное пристанище черти.

Во время грозы запрещалось находиться в воде, под деревом, под сосной с 2-мя верхушками, бегать по улице, громко говорить, петь, кричать, стрелять. Бабушки учили внуков при грозе плотно закрывать двери, занавешивать окна, перед иконой зажигать или лампадку, или свечу (крещенскую или четверговую); перекрестить себя и все вокруг, умоляя Илью-пророка избавить их семью от трясучего грома, от летучей стрелы. На голове при этом охранительном обряде обязательно должен был быть платок. Чтобы сохранить от молнии свои жилища и дворы, поля, скот, крестьяне окуривали всё ладаном в вечернее время перед днем Ильи.

Поверья и запреты в День Ильи пророка

Праздник этот прослыл в народе как таковой, в который зачастую было ненастье и запрет на купание. Почему нельзя купаться в Ильин день и после него, народ трактовал различно. Кто-то говорил о студеной воде, в которую упала подкова лошади, отвалившаяся во время быстрых скачек Ильи-пророка по небесам. Многие считали, что водоемы сам черт или водяной осквернил. Некоторые верили, что Илья бросил в воду кусочек льда. Купаясь, в такой воде можно было или утонуть или сильно заболеть, после купания появлялись на теле нарывы и фурункулы. В озера и реки с этого дня возвращались черти, которые со (Иванова дня) поселились на суше, где их настигали молнии Ильи-пророка. В преданиях описываются случаи, когда обозленная нечистая сила утаскивала на дно тех, кто нарушил запрет.

Скот, не смотря на летний день, на пастбища выгонять опасались. Илья в свой день по небесам носился на огненной колеснице и активно боролся с нечистой силой. Всякая нечисть, пряталась в воде, поселялась в животных, боясь его огненных стрел. И молния могла случайно поразить коров, коней.

Работать на это праздник было абсурдно. Сено в стога складывать и возить было грешно, Илья мог их сжечь молнией.

На огород даже заходить запрещалось, иначе корни у огурцов сгниют, плоды опадут, и завянут листья на капусте.

А вот для ухаживания за пчелами — божиими пташками-труженицами, с воска которых делались свечки для Бога — было единственное исключение. Приветствовались пасечники, которые чистили ульи, на пчельнике подрезали соты. Даже если в ульях спрятались злые духи, Илья ни за что не направит туда свою огненную стрелу.

Ильин день сменяла воробьиная ночь с сильной грозой. Испуганные раскатами грома и бликом молний воробьи начинали взлетать, ударяясь о различные сооружения и падать вниз.

Приметы на Ильин день

После праздника Ильи дневное время суток молниеносно убывало.

До Ильи люди купаются, а после него с речкой прощаются.

С праздника Ильи вода все холоднее.

Слышен гром, то Илья небеса объезжает в своей колеснице.

Ильей жатва начинается, а летечко заканчивается.

До Ильи облака плывут по ветру, а с Ильи — супротив ветра.

До Ильи даже поп дождика не умолит, а после него баба своим фартуком нагонит.

После Ильина дня ночь темна и особенно длинна: крестьяне все высыпаются, а кони и коровы наедаются.

Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год.

Кто в это день копны считает, тот скоро все добро растеряет.

Ильин день в 2019 году отмечается 2 августа. Это народно-христианский праздник. Он заменил языческое торжество, посвященное богу-громовержцу Перуну. Православная Церковь в этот день почитает память святого пророка Илии.

История жизни пророка Илии

Илия - библейский пророк, который жил в IX веке до н.э. в Израильском царстве. С ранних лет он посвятил себя служению Единому Богу. Пророк Илия жил в пустыне, проводил время в молитве и посте. Он боролся против язычества и поклонения идолам. Пророк уличил царя Ахаву и его жену Иезавель в культе Ваалу и Астарте. Илия наслал на Израильское царство трехлетнюю засуху и голод, которые закончились лишь после того, когда жрецов языческих божеств казнили.

После смерти жрецов Иезавель решила отомстить Илии и подвергла его гонению. Пророк поселился на горе Хорив, где взял в ученики Елисея. Елисей стал свидетелем вознесения на небо живого Илии в огненной колеснице, запряженной лошадьми.

В России святой Илия считается покровителем военно-воздушных сил и воздушно-десантных войск (ВДВ).

Традиции и обряды праздника

Празднование Ильина дня сочетает в себе церковные и народные традиции.

В православных храмах проводят богослужения в честь пророка: читают божественную литургию и устраивают крестный ход. Земледельцы молятся святому Илии, просят у него хорошего урожая и освящают в церкви семена.

В народе принято в этот праздник устраивать пышный обед. Хозяйки ставят на стол тушеную баранину и свинину, хлеб, лепешки. Праздничной едой угощают членов семьи, друзей и соседей. В Ильин день принято проявлять милосердие и кормить малоимущих.

После праздничного пиршества люди устраивают народные гуляния и ярмарки. Они поют обрядовые песни, водят хороводы и организуют игры.

Что нельзя делать в Ильин день

На Ильин день существуют народные запреты.

Нельзя работать в поле и по дому, чтобы не разгневать святого пророка.

В день праздника и после него запрещается купаться в водоемах. Согласно поверью, когда Илия отправлялся на небо в колеснице, в воду упала подкова с копыта лошади и охладила ее. Люди, которые в этот день купаются в водоемах, могут простудиться.

Нельзя стоять под деревом, бегать, ругаться, громко кричать, петь, стрелять с рогатки. Того, кто выполняет эти действия, может ударить молния.

Древние славяне верили, что в этот праздник в домашних животных может вселяться нечистая сила. Чтобы уберечь себя, люди в этот день не выпускают питомцев на улицу и не впускают их в дом.

Приметы и поверья на Ильин день

  • В День Ильи лето заканчивается.
  • Дождливый день - в году будет мало пожаров.
  • Сильный гром 2 августа - на протяжении года будет часто болеть голова.
  • Если в Ильин день попасть под дождь, то весь год будет крепкое здоровье.
  • После 2 августа комары и мухи не кусаются.

Публикации раздела Традиции

Ильин день. Праздник грозы и первого урожая

Н ародный праздник Ильин день приходится на 2 августа (20 июля по старому стилю). Что означает этот день и как его отметить по древнерусским традициям.

Илья-громовержец

История пророка Илии рассказана на страницах Ветхого Завета. Святой жил в Израильском царстве в IX веке до Рождества Христова, обладал властью над силами природы и был ревностным служителем Господа Яхве.

На Руси культ Илии зародился также до принятия христианства. Пророку, который был властителем воды и огня, молились чаще, чем многим славянским богам, даже громовержцу Перуну. Земледельцы просили у «плододавца» Ильи дождя во время вызревания хлеба, хорошего урожая. К нему с молитвами об удачном замужестве обращались девушки на выданье. К XVII веку в каждом русском городе была церковь, посвященная Илье-пророку, а в Новгороде их было даже восемь. Древнейший храм на территории России, посвященный Илье-пророку, построен в Х веке и находится на территории Карачаево-Черкесского музея-заповедника .

Гулянья в «грозный праздник»

Ильин день называли «грозным» праздником. Если 2 августа начиналась гроза, говорили, что «Илья громы и грозы держит», «Илья великий гудит», «Илья-пророк по небу на колеснице ездит» . Двери и окна плотно закрывали, во двор в качестве громоотвода выбрасывали ухват, клюку или сковородник. Всю порожнюю утварь переворачивали, чтобы гонимая стрелами Ильи «нечистая сила» не спряталась в избе и не привлекла в дом грозу. Но если уж возник пожар, зажженный «небесным огнем», тушить его считалось грехом.

Отмечать Ильин день часто начинали заранее: прекращали полевые работы, пекли обрядовое печенье. В Ильин день устраивали братчину - коллективную трапезу, крестный ход, массовые гулянья. В Псковской области их называли «ярманки» . На улицах играли на народных инструментах - гармони, балалайке, гуслях, тальянке, дудках. В Коми в Ильин день женщины открывали сезон игры на чипсане - разновидности флейты Пана . А в Пермском крае 2 августа «закрывали сезон» весенне-летней игры на семиствольных флейтах-пэлянах.

На гуляньях водили хороводы, пели и танцевали. У псковских мужчин существовал особый вид пляски - ломание. Иначе этот танец назывался «ломать веселого»: под наигрыш на гармони мужчины входили в подобие транса, а затем переходили к обрядовым боям.

Ильин день - конец лета и начало жатвы

C праздника святого Илии лето по народному календарю начинает идти на убыль: «На Илью до обеда лето, а после - осень», «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна», «Петр и Павел час убавил, а Илья-пророк два уволок», «Илья лето кончает - жито зачинает» . Сразу после Ильина дня (а в некоторых районах - в сам праздник) крестьяне приступали к жатве. В северных районах Псковщины вечером 2 августа хозяйки выходили в поле, чтобы сделать из трех колосков или трех пясток (пучков колосьев) крест и оставляли его на поле. В деревне Мутовозово Пустошского района в первый день жатвы пекли каравай, затем молились и отправлялись в поле на работу, оставляя хлеб с солью на столе. Жатва хлеба сопровождалась многочисленными обрядами и особыми жнивными песнями: их пели и перед началом трудового дня, и в поле, и на отдыхе. Они помогали жнецам не сбиваться с ритма во время работы и меньше уставать.

Жнивная песня «Соловейко, не летай по полю» в исполнении У.В. Поздняковой и Е.В. Поздняковой из д. Борисково Невельского р-на Псковской обл.

Первые скошенные на Ильин день колосья по обычаю несли в дом и ставили за иконами в красный угол - «божницу». Позже их освящали на Спасов день (19 августа) и обмолачивали: эти зерна по традиции обязательно сеяли на следующий год.

А еще считалось, что первые колоски обладают целительной силой. На севере Псковской области жнецы из девяти ржаных колосьев сплетали себе пояс. А когда был сжат первый сноп, поверх пояса клали на поясницу серп. Это должно было помочь от болей в спине: «Как нива ни баитца жина, так спина не бойся реза».

Чтобы задобрить Илью-пророка и отблагодарить его за посланный урожай, на поле оставляли клочок нескошенной ржи. Этот обряд назывался «завивание бороды»: колосья связывали в пучок и наклоняли к земле, а под них клали кусочек хлеба, приговаривая: «Вот тебе, Илья, борода - на лето уроди нам ржи и овса», «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города» .

24211 14

И льин день, с которым связано множество обычаев, традиций и примет. По библейской легенде, ветхозаветному пророку Илие были подвластны грозные стихии. Самый конец его жизни окружен атмосферой чуда — в вихре и пламени он живым вознесся на небо. Не удивительно поэтому, что с приходом на Русь христианства народ, сохранявший многие качества старых языческих богов, наделил Илью приметами своего самого почитаемого божества — Перуна-громовика.

Независимый и могучий Перун повелевал громами и молниями, вихрями и ветрами, небесной влагой. Ему посвящался один из дней недели — четверг. В засуху только Перун мог послать благодатный дождь. Его просили об этом, но часто мольбы оставались тщетными. Кстати, отсюда и пошла шутливая поговорка: "После дождичка в четверг".

Пророк Илия, заменив в народном представлении Перуна, взял на себя и все его "обязанности", став вдобавок защитником и покровителем земледелия и скотоводства. Илья-пророк сделался одним из самых популярных в простом народе святых. Грозный, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий, он — распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Илья скачет по небу в огненной колеснице, запряженной шестеркой белых коней; от стука ее колес происходит гром. А "быстрее коней Ильи только ветер", — гласит пословица.

Впрочем, иногда народное воображение приближало образ святого к простому крестьянскому быту. Один исследователь записал лет сто тому назад такую беседу со смоленским крестьянином.

— Илья развозит по небу, — поведал землепашец, — воду для всех святых и, если расплещет малость, так на земле дождь идет.
— А почему ж зимой дождей не бывает? — поинтересовался ученый.
— А зимою, — нимало не смутился вопросом собеседник, — святые без воды сидят.

В русских сказках Илью поселяют на острове Буяне, лежащем на неизведанных просторах моря-океана; на острове том будто бы спрятаны все громы-молнии, вся сила бурь-ветров. Но не только ими повелевает Илья: ему молились и о защите от ружейных ран, и об удаче на охоте, и даже об излечении от сибирской язвы. Множество всевозможных заговоров связано с его грозным и всемогущим именем.

"Встану я, раб Божий, пойду на восточную сторону, к морю океану. На том океане - море стоит Божий остров, на том острове лежит белгорюч камень-алатырь, а на камне сидит святой пророк Илья с небесными ангелами. Молюсь тебе, святой пророк, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луками и стрелами, чтобы отбивали они от раба твоего все беды и напасти, все недуги и болезни".

Властен Илья-пророк и над духами тьмы, поражает их своими стрелами. Спасаясь от Ильи, нечистая сила превращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак и т. п. Поэтому в Ильин день установился обычай не пускать собак и кошек в дом: того и гляди, наведешь ненароком на избу грозу и молнию. Вообще ко 2 августа приурочено множество запретов.
Нельзя выгонять скот на пастбище, а то загрызут его волки: существовало поверье, что в Ильин день "весь дикий зверь бродит на свободе". Но, даже и избежав встречи с хищниками, пастух-ослушник будет наказан: разгневанный непослушанием пророк может наслать молнию и на скот, и на пастуха.

Еще нельзя на Ильин день работать. Сено возить — грех, Илья сожжет его. Стогов на Ильин день не мечут — спалит грозой. Единственное исключение делалось для пасечников: они могли подрезать соты на пчельнике, чистить ульи. Пчела — "божья пташка", собирающая воск Богу на свечку; Илья не ударит стрелой в улей, хотя бы даже укрылся за ним нечистый дух.

Еще в Ильин день нельзя купаться. Если 1 августа это не рекомендовалось, то 2-го запрещалось строго-настрого. Этот запрет объяснялся так: Илья-пророк ездит на конях по небу; от быстрого бега в Ильин день одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу становится холодной: "Илья-пророк в реках воду мутит".

"Мне было лет восемь или девять, — рассказывала крестьянка из Нерчинска собирателю народных рассказов, — я помню, это было в Ильин день. Мужики наши мылись в бане. У нас же в деревне все бани на берегу, за огородами. Мужики напарятся и выскакивают — прямо в речку ныряют.
Мы, ребятишки, на берегу были. И вот тетка Мищиха из своей бани вышла, к нам подошла. Посмотрела, посмотрела и говорит:
— Это что же такое они вытворяют! Разве в Ильин день купаются? Сегодня Илья - пророк воду мутит — только черти сегодня купаются. Сказала так и ушла. И вот мы смотрим: на той стороне речки появился из воды кто-то косматый, черный и давай из воды выскакивать. Нырнет — снова вынырнет, нырнет — выскочит. Сам волосатый, волосья длинны, черны и до самых пят. Руками хлопает по воде и выскакивает. А там же, на той стороне, скалы одни. Кто ж там мог быть?! Человек никак не мог".

Почитание Ильи повсюду отличалось сочетанием языческих и христианских традиций. В Вятской губернии, например, пророка умилостивляли дарами: приносили в церковь ногу барана, пчелиный мед, пиво, колосья свежей ржи и зеленый горох. В некоторых местах долго сохранялся обычай в Ильин день собирать у церкви рогатый скот. После обедни выбиралось одно животное для ритуального заклания. Его закалывали, разделывали на части по числу мирян, те мясо покупали, а деньги шли потом на нужды храма. В этой традиции ясно просматривается уцелевший от глубокой языческой старины обычай приносить в жертву богу-покровителю стад лучшее животное.

А под конец Ильина дня наступала так называемая воробьиная ночь. Считалось, что она чревата грозой, от которой испуганные птицы начинают метаться, вспархивать, натыкаться на разные предметы и падать наземь. После же дня пророка Ильи светлая часть суток начинает стремительно убывать: "Илья-пророк три часа проволок".

Рецепты к праздничному столу

Баранина с овощами

  • 750 г бескостной баранины
  • 500 г картофеля
  • 3 луковицы
  • 2 зубца чеснока
  • 3 моркови
  • 500 г свежей капусты
  • 1 большой стручок сладкого перца
  • 1 лавровый лист
  • щепотка тимьяна
  • щепотка тмина
  • растительное масло, перец, соль

Мясо вымыть и крупно порезать. На нагретом масле пожарить мелко нарезанный лук, добавить мелко порезанный чеснок, положить мясо, все вместе немного обжарить. Добавить тимьян, тмин, лавровый лист, посолить, поперчить, залить водой с верхом и варить до полуготовности мяса. Положить нарезанную полосками капусту, нарезанную кружочками очищенную морковь, нарезанный перец и очищенный и порезанный кубиками картофель. Все залить водой с верхом и варить до полной готовности мяса и овощей. В случае необходимости долить немного теплой воды. Блюда из баранины вкуснее всего очень горячие, поэтому их рекомендуется подавать на стол сразу после готовки, по возможности не перекладывая из посуды в посуду.

Баранина молодая с рисом по-крестьянски

  • баранина 1 кг
  • рис 1,5 стакана
  • бульон 3 стакана
  • перец черный молотый, лавровый лист, мята, зелень петрушки, соль.

Баранину нарезать крупными кусками, залить водой, посолить, добавить специи и варить до размягчения, периодически удаляя пену. Рис перебрать, промыть, выложить на сковороду, сверху положить мясо, залить бульоном, посыпать измельченной зеленью петрушки, мятой, поперчить и запечь в духовке до готовности риса.

Медовые клубочки

  • 8 яиц
  • 250 г пшеничной муки
  • 2 чайные ложки топленого масла
  • 1/2 чайной ложки сахара
  • сахарная пудра
  • Для сиропа:
  • 1/2 стакана меда
  • 1/2 стакана сахара
  • 1/2 стакана воды

Желтки взбить с сахаром, солью, добавить топленое масло, просеянную муку и немного взбитых белков. Смесить тесто. Тесто должно быть "гибким", чтобы его можно было скатать в тонкие "веревочки" (диаметром 1/2 см, длиной 12-15 см). Каждую такую "веревочку" надо "смотать в клубочек" вокруг изюминки. В скороварке для сиропа вскипятить воду вместе с сахаром и медом, в кипящий сироп положить "клубочки", плотно закрыть скороварку. Варить на ровном пламени 50-60 минут. Во время варки крышку снимать нельзя. В конце варки уменьшить пламя. Готовые "клубочки" (они имеют коричневый цвет) выложить на смоченную водой доску, посыпать изюмом. Остывшие посыпать сахарной пудрой.