Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Центр подготовки педагогов к аттестации. Центр подготовки педагогов к аттестации Важность охраны живого мира планеты сообщение

Важность охраны живого мира планеты.

По учебнику:

И.Н. Пономаревой

И.В. Николаева

О.А. Корниловой.


Вспомните

  • Как древние люди использовали живую природу?
  • Как современные люди используют природное богатство Земли?

В природе все взаимосвязано. Многие события вызывают самые неожиданные и далекоидущие последствия. Антропогенный фактор проявляется во многих районах Земли. С уничтожением леса гибнут и животные. По вине человека в лесах Европы исчез тур.


в степях - дикая лошадь тарпан

В Тихом океане была

полностью истреблена

морская корова- крупное

морское млекопитающее,

питающее водорослями.


На островах в Индийском

океане были уничтожены

крупные нелетающие

птицы – ДРОНТЫ.


Резко сократилась численность

АМУРСКОГО ТИГРА

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЛЕОПАРДА

в лесах Дальнего Востока.


Сокращается численность СОБОЛЯ в лесах Сибири.


В озерах страны почти исчезла

ВЫХУХОЛЬ

В степях

ДРОФА


Сокращается численность

САЙГАКА

В Арктике становится меньше

БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ


Все больше становится мест, где уже не встречаются раннецветущие растения-

ГОЛУБАЯ ПРОЛЕСКА

СОН- ТРАВА


ЦИКЛАМЕНЫ

ХОХЛАТКИ


Почти полностью исчезли из таежных лесов ВЕНЕРИН БАШМАЧОК , водяные лилии- КУВШИНКА БЕЛАЯ и КУБЫШКА ЖЕЛТАЯ.


  • Нарушения в живой природе в настоящее время очевидны. Скорость исчезновения видов с лица Земли огромна- теперь люди знают об этом и создают программы по охране животных, растений и грибов.
  • Более 100 лет назад ученые предложили организовать по всей стране ЗАПОВЕДНИКИ.

Проявление заботы о живом мире.

  • В 1916году был создан первый отечественный заповедник- БАРГУЗИНСКИЙ.
  • Он помог сберечь уникальную тайгу Восточного Прибайкалья и жемчужину этой тайги- БАРГУЗИНСКОГО СОБОЛЯ.
  • В настоящее время в России насчитывается более 140 заповедников и других особо охраняемых территорий.

ЗАПОВЕДНИК- территория, на которой запрещена любая деятельность людей.


СИНИЙ КИТ

Около 30 лет назад люди начали обсуждать вопрос о запрете охоты на китов. Многие страны полностью прекратили китобойный промысел, но, к сожалению, не все. До сих пор в некоторых государствах разрешена охота на эти ценнейшие виды млекопитающих, и, хотя китов осталось совсем мало на планете, люди продолжают нещадно их уничтожать. Впрочем, благодаря усилиям защитников природы численность некоторых видов китов и дельфинов начала понемногу расти.


Многие живые организмы нашей планеты нуждаются в охране. Они являются частью того, что мы называем ПРИРОДНЫМ БОГАТСТВОМ. ВСЕ ВИДЫ НУЖНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЕ И СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ,

  • Живые организмы надо охранять, ведь это огромная ценность нашей планеты.
  • Они нас кормят и одевают, дают нам жилище, лекарства и места для отдыха.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.

  • Назовите растения, ставшие редкими по вине человека.
  • По каким причинам животные и растения становятся редкими?
  • Какие животные и растения находятся под охраной в вашем регионе?
  • Каково назначение заповедников?

Знаете ли вы?

Важным событием в деле сохранения природы стал Международный форум по проблемам, связанным с сохранением тигра на Земле, который прошел в нашей стране (в Санкт- Петербурге) в ноябре 2010года. Здесь встретилось руководство 13 стран, на территории которых тигр обитает в дикой природе. Они договорились охранять редкого хищника в своих странах и помогать друг другу. Благодаря этой встрече. Возможно, удастся сохранить тигра и увеличить его численность.

Титова Марина Сергеевна Учитель биологии МОУ БСОШ № 97

Слайд 2

Задача 1

В процессе транскрипции участвовало 120 нуклеотидов. Определите число аминокислот, которые кодируются этими нуклеотидами, а также число т – РНК, которые будут участвовать в трансляции, число триплетов в молекуле ДНК, которые кодируют этот белок. Решение задачи

Слайд 3

Вспомним теорию

1. транскрипция – это биосинтез молекул и – РНК на основе молекулы ДНК (происходит в ядре) 2. трансляция – биосинтез белка на рибосоме 3. триплет – последовательность из трех нуклеотидов 4. одна молекула т – РНК переносит одну аминокислоту на рибосому 5. один триплет кодирует одну аминокислоту

Слайд 4

Решение задачи

1. одну аминокислоту кодирует три нуклеотида, следовательно, число аминокислот = 120: 3= 40 2. число т – РНК = числу аминокислот, т. к. каждая т – РНК транспортирует одну аминокислоту число т – РНК = 40 3. три нуклеотида = 1 триплет число триплетов = 120: 3 = 40

Слайд 5

Задача 2

В процессе трансляции участвовало 30 молекул т – РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок. Решение задачи

Слайд 6

Решение задачи

1. одна молекула т – РНК транспортирует одну аминокислоту число аминокислот = число т – РНК = 30 2. одну аминокислоту кодирует один триплет число триплетов = число аминокислот = 30 3. Триплет – это последовательность из трех нуклеотидов Число нуклеотидов = число триплетов * 3 Число нуклеотидов = 30 * 3 = 90

Слайд 7

Задача 3

При исследовании клеток различных органов млекопитающих было обнаружено, что % - ное содержание митохондрий в клетках сердечной мышцы в 2 раза выше, чем в клетках печени, и в 5 раз выше, чем в клетках поджелудочной железы. Как можно объяснить полученные результаты? Решение задачи

Слайд 8

Вспомним теорию

Митохондрии - «энергетические станции клетки» Основная функция – синтез АТФ (Аденозинтрифосфорная кислота – универсальный источник энергии)

Слайд 9

Решение задачи

Митохондрии – органоиды клетки, в которых происходит энергетический обмен, синтез и накопление АТФ Для работы сердца требуется много энергии (АТФ), поэтому в клетках сердечной мышцы наибольшее содержание митохондрий. Обмен веществ в клетках печени выше, чем в клетках поджелудочной железы, поэтому клетки этого органа содержат больше митохондрий

Слайд 10

Задача 4

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГТГТАТГГААГТ. Определите последовательность нуклеотидов на и – РНК, антикодоны соответствующих т – РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, пользуясь таблицей генетического кода. Решение задачи

Слайд 11

Вспомним теорию

Принцип комплементарности – избирательное соединение нуклеотидов. В основе этого принципа лежит Образование и – РНК на одной из цепочек ДНК – матрицы. ДНК и - РНК Г (гуанин) – Ц (цитозин) Ц (цитозин) – Г (гуанин) А (аденин) – У (урацил) Т (тимин) – А (аденин) и – РНК т – РНК Г (гуанин) – Ц (цитозин) Ц (цитозин) – Г (гуанин) А (аденин) – У (урацил) У (урацил) – А (аденин)

Слайд 12

Таблица генетического кода

  • Слайд 13

    Решение задачи

    Последовательность нуклеотидов на и – РНК: ЦАЦАУАЦЦУУЦА 2. антикодоны молекул т – РНК: ГУГ, УАУ, ГГА, АГУ 3. последовательность аминокислот в молекуле белка: гис-иле-про-сер.

    Слайд 14

    Задача 5

    В результате гликолиза образовалось 56 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось при гидролизе и при полном окислении. Ответ поясните. Решение задачи

    Слайд 15

    Вспомним теорию

    Энергетический обмен 1 этап: подготовительный Сложные органические вещества расщепляются на более простые, энергия рассеивается в виде тепла 2 этап: гликолиз (бескислородный) Осуществляется в цитоплазме, Образуется 2 молекулы ПВК, 2 молекулы АТФ 3 этап – кислородный (гидролиз) Протекает в митохондриях Образуется 36 молекул АТФ, углекислый газ, вода

    Слайд 16

    Решение задачи

    при гликолизе одна молекула глюкозы расщепляется до 2 молекул ПВК и 2 молекул АТФ Число молекул глюкозы = 56: 2 = 28 2. При гидролизе образуется 36 молекул АТФ из одной молекулы глюкозы Число АТФ(гидролиз) = 28 * 36 = 1008 3. При полном окислении из одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ Число АТФ (полное окисление) = 28 * 38 = 1064

    Слайд 17

    Задача 6

    Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы? Решение задачи

    Слайд 18

    Решение задачи

    В клетках молочнокислых бактерий происходит только гликолиз, а в клетках мышечной ткани и гликолиз и гидролиз Из одной молекулы глюкозы при гликолизе синтезируется 2 молекулы АТФ, значит в клетках молочнокислых бактерий образуется 30 * 2 = 60 молекул АТФ 3. При полном окислении одной молекулы глюкозы синтезируется 38 молекул АТФ, поэтому в клетках мышечной ткани образуется 30 * 38 = 1140 молекул АТФ

    Слайд 19

    Литература

    Андреев Н. д. Биология. 10 – 11 клссы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Мнемозина, 2010. – 327 с., ил. ЕГЭ – 2009: Биология: реальные задания – М.: АСТ: Астрель, 2009 Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2012. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 443 с.

    Посмотреть все слайды

    Микроорганизмов; к животным относится и человек. Каждый компонент органического мира играет свою роль в природе и между этими компонентами реализуется взаимосвязь, грубое нарушение которой может привести к гибели всего живого. Это делает необходимым реализацию специальных природоохранных мероприятий, направленных на защиту растений, животных и других организмов, а в конечном счете, самого человека.

    Роль растений в жизни природы трудно переоценить, так как это продуценты и органического вещества и молекулярного кислорода, и организмы, которые формируют климата и микроклимата. Такая роль растений делает их высоко эксплуатируемыми объектами, которые используются в сельском хозяйстве, в лесоперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, химической и других отраслях промышленности. Нерациональная вырубка лесов приводит к уменьшению территорий, занятых лесом. Нерациональное ведение сельского хозяйства изменяет видовой состав растительного царства, ведет к исчезновению целого ряда видов, полезных человеку, так как именно эти виды подвергаются наибольшему воздействию. Нерациональное использование средств защиты культурных растений приводит к гибели насекомых-опылителей и часто способствует распространению насекомых-вредителей, что отрицательно воздействует на растительные сообщества. Глобальное осушение болот вызывает гибель целых биогеоценозов, основу которого составляют растения.

    Из вышесказанного вытекают некоторые особенности охраны растений, которые состоят в разумном использовании ценных растений, т. е. в организации правильных вырубок леса, осуществлении лесопосадок, восстанавливающих лесной покров, в рекультивации земель (их восстановлении или в прежнем, или близком к прежнему виде), в оптимальном использовании удобрений и химических средств защиты растений, в замене химических способов борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства на биологические способы. Перечисленные природоохранные меры для , гидросферы и литосферы также являются частью охраны растений, так как удаление различного рода отходов деятельности человека способствует сохранению растительных сообществ.

    Большое значение имеет и охрана животных (фауны). Животные играют огромную роль в жизни природы и человека. Благодаря им происходит круговорот веществ в природе, а для человека они являются источником животной пищи, сырья для различных отраслей промышленности (кожевенной, пищевой, химической, фармацевтической и т. д.). Велика и эстетическая роль животного мира. Все это определяет характер воздействия деятельности человека на животный мир. В процессе жизнедеятельности человек истребляет как полезные, так и вредные для него виды животных. За последние 100 лет каждый год полностью исчезает один вид животных. Под угрозой исчезновения в настоящее время находится довольно много видов животных, и еще больше официально считаются безвозвратно . Все это делает необходимым охрану животного мира. Охрана животного мира предполагает осуществление научно обоснованной эксплуатации тех или иных видов животных: проведение охоты и добычи в определенные сроки, сохранение мест обитания в неприкосновенности (о чем будет сказано ниже), акклиматизация животных в новых условиях обитания, сохранение нерестилищ для рыб, сокращение строительства гидростанций и т. д. Как для растений, так и для животных важно рациональное применение удобрений и утилизация различных загрязнителей, которые резко ухудшают условия среды проживания, что приводит к .

    Важнейшими мероприятиями по охране органического мира является создание заповедных территорий, т. е. участков земной поверхности, на которых сохраняются в естественном виде все элементы биогеоценоза и которые охраняются государством. Различают три типа заповедных территорий: заповедники, заказники и национальные парки.

    Заповедники - охраняемые территории, на которых запрещена любая производственная деятельность, а также охота, рыбная ловля, туризм и т. д. (это высшая форма охраны уникальных участков природы). Здесь проводится научная работа по изучению флоры и фауны, работы по акклиматизации и т.д. Примерами заповедников являются: Аскания-Нова (Украина), Тибердинский заповедник (Россия) и др.

    Заказники - участки суши или акватории моря, в которых постоянно или в течение ряда лет в определенные сезоны года (или круглый год) охраняются отдельные виды животных, растений, части природных биогеоценозов, однако хозяйственное использование других ресурсов допускается, но в такой форме, которая не оказывает отрицательного влияния на охраняемые виды или группу видов. Различают охотничьи (охраняются животные, промышляемые человеком для охоты), ихтиологические (охраняются нерестилища и отдельные виды рыб), орнитологические (охраняются отдельные виды птиц, их гнездовья), флористические (охраняются растения, леса, участки степей), ландшафтные заказники и т. д.

    Национальные парки - охраняемые территории суши или акватории моря, на которых ограничена производственная деятельность человека, создаются наиболее благоприятные условия проживания для разных организмов, но эти территории используются для оздоровительных целей, туризма, науки, культуры и биолого-экологического просвещения. На таких территориях ограничена рыбная ловля, охота, но тем не менее по лицензиям она ограниченно возможна. Излишне интенсивный туризм наносит определенный ущерб природе национальных парков, поэтому его необходимо регулировать в государственных масштабах.

    Заповедные территории позволили сохранить большое число видов, перевести их из категории «исчезающий вид» в категорию обычных видов, возродить некоторые исчезнувшие виды (например зубров), сохранить нетронутыми отдельные биогеоценозы, которые являются эталоном соответствующих природных комплексов.

    Для учета состояния природы, ее отдельных видов заведена Красная книга, куда заносятся виды, находящиеся под угрозой исчезновения, сокращающиеся виды, редкие виды, неопределенные и восстановленные виды. Данная Международная книга позволяет следить за динамикой охраны разных видов, планомерно проводить природоохранную деятельность в области охраны органического мира.

    1.Тип урока. Урок открытия новых знаний
    2.Цели урока.
    Деятельностная цель:
    Оказать помощь учащимся в формировании умения выявлять взаимосвязи между действием антропогенного фактора и состоянием природных сообществ, между исчезновением видов растений и животных и хозяйственной деятельностью человека. Способствовать развитию умения прогнозировать последствия деятельности человека в экосистемах и необходимости охраны живого мира на планете.
    Обучающая цель:
    Способствовать актуализации знаний учащихся о влиянии деятельности человека на живые организмы; формированию знаний о редких и охраняемых видах, о мерах по охране исчезающих животных и растений, о заповедниках как территориях, на которых сохраняются и восстанавливаются исчезающие виды.
    3.Задачи урока.
    Образовательные: Создание условий для усвоения учащимися знаний о последствиях деятельности человека в природе, об истреблении животных и растений, о мерах, направленных на сохранение биологического разнообразия и необходимости этого.
    Развивающие: Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; умению самостоятельно контролировать время и управлять им. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Развитие способности к основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
    Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения. Формирование умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
    4.Описание хода урока.
    В начале урока учитель демонстрирует учащимся видеоклип «Красная книга Олега Газманова», предлагает сформулировать цель урока. Осуществляет актуализацию знаний учащихся в ходе фронтального опроса и работы со схемой цепи питания.
    Учитель мотивирует учащихся на изучение нового материала, создав проблемную ситуацию: «Все живые организмы тесно связаны друг с другом, исчезновение вида может повлечь гибель других видов организмов. Люди бездумно подходили к использованию природных богатств. К чему привело это бездумное отношение? Почему и сейчас над некоторыми видами нависла угроза исчезновения? Надо ли что-то предпринимать или нет причин для беспокойства?»
    Учащиеся с помощью учителя составляют план изучения нового материала:
    Читают статью учебника «Угроза для жизни», смотрят на слайды презентации. Называют причины исчезновения видов животных и растений и записывают их в тетрадь. Делают вывод о воздействии человека на природу и необходимости охраны природы.
    Учитель мотивирует учащихся на дальнейшую работу. Предлагает ответить на вопрос: «Как же конкретно заботиться об исчезающих растениях и животных. Да и о неисчезающих тоже?» Предлагает самостоятельно прочесть текст на с 114, посмотреть видеофрагмент и выяснить, когда и где был создан первый заповедник в нашей стране, какое животное в нём охраняется?
    Организует работу над мини проектом «Давайте сохраним». Учащиеся делятся на группы, каждая группа получает задание охарактеризовать одну из особо охраняемых природных территорий. Время работы регламентируется. Ученики представляют свою ООПТ у доски, используя иллюстративный материал, подготовленный заранее учителем. Далее учащиеся совместно вырабатывают рекомендации по организации природоохранной работы. Высказывают свою точку зрения на степень собственного участия в охране живого мира планеты: предполагают вести просветительскую работу, не мусорить на природе, не уничтожать насекомых, не разорять гнёзда, не рвать редкие растения и проч.
    Учитель оказывает помощь учащимся в формулировании выводов по теме урока.
    Задаёт и комментирует домашнее задание (обязательное и на выбор). Осуществляет первичную проверку понимания, создаёт условия для рефлексивно-оценочной деятельности учащихся.
    5.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
    Знания:
    Актуализация знаний о природных сообществах, цепях питания, экологических факторах, о влиянии человека на природу. Приобретение знаний о причинах исчезновения живых организмах, последствиях деятельности человека в природе, о мерах по сохранению биологического разнообразия, об особо охраняемых территориях, их видах.
    Умения и навыки:
    Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную, прогнозирование, контроль времени, коррекция действия, само и взаимооценка, организация учебного сотрудничества, проектная деятельность, работа с различными источниками информации, работа с текстом, рефлексивно-оценочная деятельность.
    Качества:
    Способность к коммуникации, неравнодушие, убеждённость в необходимости сохранения биологического разнообразия и охраны живого мира.




    Биологическое разнообразие Все животные и растения важны, так как каждый вид является составной частью природного биологического цикла, от которого зависит вся жизнь на Земле. Большая часть Земли покрыта водой, и на дне мирового океана обитают миллионы различных видов, многие из которых до сих пор нам не известны


    Биологическое разнообразие На протяжении многих миллионов лет растения и животные появлялись и развивались, превращаясь в то, чем они являются сегодня. Все эти годы перед ними не стояла угроза вымирания. К сожалению, сегодня из- за деятельности человека многие из них находятся в опасности


    Цифры и факты: На Земле существует больше животных и растений, чем звезд на небе (10 18) (в основном насекомые). Значимость многих из них еще предстоит оценить: на нашей планете ученые зарегистрировали только 1,75 миллионов видов. Человек это лишь один из видов на этой планете




    Почему важно сохранить биологическое разнообразие Все существа являются частью экосистемы и играют важную роль в поддержании жизни на Земле. Например, орлы зависят от мышей, лягушек и других маленьких животных, и если эти животные вымрут, то не станет и орлов.


    Почему важно сохранить биологическое разнообразие Помимо того, что растения являются основным источником питания для людей и животных, более 60% жителей Земли используют растения в качестве лекарственных средств. Многие виды растений используются в промышленности, где из них изготавливают краски, масла и т.д.




    Утрата среды обитания Вырубка леса, лесные пожары, загрязнение и ведение сельского хозяйства приводят к сокращению разнообразия сред обитания и видов, которые в них обитают. Шоссе и железные дороги могут преградить путь природным миграционным потокам и нарушить процесс питания