Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Явление бога аврааму. Икона «Святая Троица» с частичкой Мамврийского дуба

Икона Святой Троицы – что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу.

Святая Троица

Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике – она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.

Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы – тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово - и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.

Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона - символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.

Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя - Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.

Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы - Сошествия Святого Духа на апостолов - мы называем «День Святой Троицы».

Троица и “Гостеприимство Авраама” – сюжет иконы Живоначальной Троицы

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему - служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.

Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней - гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.

К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская» , принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского - несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу - телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии », окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:

Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними - Авраам и Сарра.

Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым . Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива – «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий - дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).

Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест – на иконах так изображают Христа.

Икона Святой Троицы, XVII век

Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.

Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).

Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов – явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому :

Неканоничные изображения

Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.

Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской - из-за неэстетичности.

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра

Зато изображение «Троица Новозаветная » встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность - разделение Сущности Божества.

Наиболее известная икона данного канона – «Отечество » новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него - Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола - серафимы и херувимы, ближе к раме - святые.

Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку - Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине - Святого Духа также в виде голубя.

XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми - Бог:

Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна. (Дан.7:9).

Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…

(Откр.1:12-14).

Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.

Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.

«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним - Христос на Кресте, а над ними - Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная - носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

Изображение «Коронование Божией Матери » связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.

Богородица на изображениях Троицы, Прадо, Мадрид

В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.

Ветхозаветное явление Троицы произошло около 4 тысяч лет назад. Но сохранился Мамврийский Дуб, под сенью которого отдыхали путники. Когда-то он представлял собою три огромные разделяющиеся ветви. Но после того, когда буря в 1898 году сломала центральную ветвь, дерево скрепили металлическими обручами.

Этот обширный участок земли вблизи г. Хеврона (арабское назв. - Халиль) был приобретен у мусульман собирателем Русской Палестины, начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) в 1868 году. После этого Дуб постепенно начал сохнуть, так как благочестивые паломники отрывали на память куски коры и ветви. Чтобы это пресечь, вокруг Дуба выстроили железную решетку с запирающейся дверью.

Хотя Мамврийский Дуб и находится на русском участке, он принадлежит мусульманской семье, и право владения передается от отца к сыну. Нас, как и все прочие паломнические группы из России, дружелюбно встречал нынешний владелец святыни, пожилой шейх по имени Январь со своим многочисленным потомством. Его большое семейство (несколько жен и около 20 детей) кормятся тем, что он продает паломникам отпавшие кусочки коры и желуди. Также многие купили открытку с фотографией Дуба примерно 60-летней давности, на которой семья шейха пасет овец возле Дуба, а самому Январю там всего 4 года. На фотографии у Дуба зеленела одна ветвь, а сейчас он полностью высох.

По преданию, которое бытует на святой Земле, конец мира настанет тогда, когда высохнет активно мелеющее Мертвое море, когда в Великую Субботу на Гроб Господень не сойдет Благодатный Огонь, и когда засохнет Мамврийский Дуб. Дуб засох, но в нескольких метрах от него растут примерно два двухсотлетних дубка, их назвали Авраам и Сарра. А у подножия дерева пошел в рост совсем молодой дубок, который также имеет три разделяющиеся ветви. Вокруг ограды растет целая роща таких дубов. Они не похожи на наши, имеют острые резные листья и крупные желуди с шиповатой шляпкой. Этот вид называется «теревинф» или палестинский дуб.

В городе Хевроне находятся почитаемые могилы праотцев: Авраама, Сарры, Исаака, Иакова, Иосифа. Также Хеврон считается центром ислама на Святой Земле. На русском участке в 1911 году был построен православный храм, единственный в этом городе. Древние византийские христианские постройки в Хевроне не сохранились, они были разрушены, либо перестроены мусульманами.

Прекрасный храм из белого камня с золотыми куполами был освящен только в 1925 году. Он вместе с русским участком вошел в юрисдикцию РПЦЗ, служба там не прекращалась. Храм - трехпрестольный. Центральный престол был освящен в честь свв. Праотцев, правый - во имя пресвятой Троицы, а левый - во имя свт. Николая, Мирликийского Чудотворца. В храме нас встретил единственный монах по имени Авраам, родом из Москвы. Гостеприимные хозяева напоили нас чаем в трапезной, и мы почувствовали себя как дома, в России.

Неподалеку от храма русские археологи нашли погребальную пещеру времен Спасителя, спустившись в которую, мы смогли лучше представить события, связанные с погребением Господа нашего Иисуса Христа.

В календаре Святыни Святой Земли читаем: «16 июня 1997 года в Духов день участок посетил Святейший Патриарх Алексий II. Через две недели после этого события, 5 июля 1997 г., власти палестинской автономии передали участок в ведение начальника РДМ Московской Патриархии. Вскоре после этих событий в храме замироточили икона Божией Матери «Скоропослушница», Крест-Распятие и Плащаница Спасителя».

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному . Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца.

Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.

Против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто не следует изображать на святых иконах Святую и Единосущную Троицу, ибо сказано в Писании, что Авраам видел Бога с двумя ангелами, а не Троицу. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что Авраам видел Святую Троицу и что должно изображать на всечестных иконах Святую и Животворящую Троицу

Подобает знать, что все заповеди Господа нашего Иисуса Христа чудесны и полезны, ибо даны для нашего спасения. Бог не хочет смерти грешника (Ср.: ), но хочет всех спасти и привести к познанию истины (Ср.: ): одних Он приводит Сам, других – через святых пророков, апостолов, святых и преподобных отцов и вселенских учителей. Враг же наш непрестанно ищет, кого ему поглотить и отвратить от правого пути. Он начал с Адама и до нашего времени многих прельстил, научив одних поклонению идолам, других – убийству, прелюбодеянию и прочим грехам, третьих же – еретичеству.

Худший из всех грехов – еретичество – гнуснее любого беззакония. Многие сейчас поддались , исказили правую веру, говорили безрассудные слова и уклонились в различные ереси, ибо превратно толковали многие книги Божественного Писания, а потому отступили от истинной христианской веры к жидовству. Я говорю о протопопе Алексее, попе Денисе, Федоре Курицыне и их единомышленниках, которые на свою погибель сначала в Великом Новгороде, а после – во многих других городах и селениях посеяли жидовское учение и исказили Божественное Писание.

Скажем сейчас об одном нечестивом еретическом их учении: будто бы не следует изображать на честных иконах Святую и Животворящую Троицу, ибо Авраам, как они говорят, принимал у себя и угощал Бога с двумя ангелами, а не Троицу. Таково их обыкновение – извращать Священное Писание и толковать его в соответствии со своей ересью; в этом деле дьявол взял их себе в помощники, как он взял Иуду своим помощником в Распятии Господа Иисуса.

Но мы, не от себя придумав, но по древним Божественным пророческим книгам ответим еретикам и убедимся в том, что Авраам видел Бога в трех Лицах, то есть Отца, Сына и Святого Духа.

Великий Моисей говорит: "Явился Аврааму Господь у дубравы Мамре» (Ср.: ). Вдумайся в то, что он говорит: «Явился Аврааму Господь». Почему Моисей не сказал: «Явился Аврааму Господь с двумя ангелами»? Почему Моисей о Боге сказал, а об ангелах умолчал? Всем, кто читает Священное Писание , известно, что Бог многократно являлся святым – если Бог являлся один, то и Писание прямо говорит об этом, если же Бог являлся с ангелами, то и в Писании это отражено. Писание свидетельствует о том, что Бог один явился Ною, много раз один являлся Аврааму и Моисею. Когда же Бог явился Иакову на лестнице, Ангелы Божии восходили и нисходили по лестнице (); когда Он явился Исаие Сидящим на престоле, Серафимы предстояли Ему (); Даниилу Бог явился Ветхим днями, и тысячи тысяч служили Ему (), – обо всем этом прямо сказано в Писании. Писание не говорит о том, что Бог явился Аврааму с двумя ангелами, но вот что оно говорит: "Явился Аврааму Бог . Авраам возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него, ...он побежал навстречу им... и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благодать пред Тобою, не пройди мимо раба Своего; и принесут воды, и омоют ноги Ваши; ...и принесут хлеба , и Вы поедите. И сказал Авраам жене своей Сарре: поскорее замеси три саты лучшей муки... А сам Авраам , взяв с собой отрока, побежал к стаду и взял теленка лучшего, привел и приготовил его. И взял масло , мед и молоко... и поставил пред Ними, и Они ели, а сам он стоял подле Них» (Ср.: ). Все Трое сидели вместе, равные славой, равные честью, ни Один не больше и не меньше Других; Авраам одинаково послужил Им и равно почтил Их. Если бы это был Бог с двумя ангелами, то разве осмелились бы ангелы быть сопрестольными Богу? Нигде в Писании ты не найдешь свидетельства о том, что ангелы когда-либо бывают сопрестольными Богу, но сопрестольны Отцу только Сын и Святой Дух, как свидетельствует Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.

Так говорит премудрый Павел о Христе: «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах...» () «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его» (). И еще говорит святой апостол Павел: «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов... А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Твой елеем радости более соучастников Твоих» (). Желая показать славу Единородного Сына Божьего, пророк Давид говорит: () . Истолковывая псалмопевца, апостол Павел говорит: «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов" () ... «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века» (). Чтобы кто-нибудь не сказал, будто не к Сыну, но к Отцу обращены слова: «Престол Твой, Боже, в век века» , немного дальше пророк Давид говорит: «Посему помазал Тебя, Боже, Твой елеем радости более соучастников Твоих» (). Нигде в Писании не сказано о том, что Отец был помазан, только Сын Божий Единородный по Своей человеческой природе был помазан. Тот же пророк говорит о Единородном Сыне Божьем: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (). Если Он был Священником, значит, Он был помазан. Как Мелхиседек был священником не по закону Моисея, так и Владыка Христос, о котором апостол Павел говорит: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (). О Нем же и пророк Давид говорит: «Посему помазал Тебя, Боже, Твой» . Ибо Плоть Господа была помазана нашествием на Него Святого Духа, Который и есть «елей радости» , а слова «более соучастников Твоих» сказаны о всех людях, ибо всем людям дается отчасти общение Святого Духа. Сойдя на Сына Божьего, Святой Дух «пребывал на Нем» (), как сказал Иоанн, и не отлетал от Него, будучи Единосущным Ему. Кто-либо может сказать, что это сказано о царе или о поставленном по закону архиерее: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой», ибо и их называли богами. Но если бы это было сказано о царе или об архиерее, поставленном по закону, то пророк не сказал бы: «Престол Твой, Боже, в век века», ибо их престол не вечен, но вместе с их царством исчез и престол их. Один Единородный Сын Божий и Господь наш имеет престол во век века, и Ему сказано: «Престол Твой, Боже, в век века» .

Подобно этому и далее пророк Давид говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (). «Доколе» – сказано не о времени, но так, как обычно говорится в Священном Писании . Например, Бог сказал через пророка: «Я есмь, Я есмь, и до старости вашей Я тот же буду» (См. ). Понятно, что бытие Бога не прекращается вместе со старостью человека. Далее, да не подумает кто-либо, что простому человеку, а не Богу сказано: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», и что не вечно пребывание одесную Бога Отца, но ограничено во времени, раз есть слово «доколе». Желая показать, что эти слова обращены к Богу и что пребывание Бога Сына одесную Отца – вечное, пророк немного далее говорит: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (См. ). Слова «прежде денницы» означают, что Единородный Сын Божий был прежде всех лет и прежде веков; слова «из чрева» свидетельствуют о единстве Сущности и Естества Отца и Сына – так Отец говорит: не как-либо иначе, но от Моего Естества родился Сын. Будучи Единосущным и Одного Естества с Отцом, Сын сопрестолен Ему.

Таким образом, ты видишь, что Отцу сопрестолен Сын, а не ангелы.

Также и Дух Святой, равно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном, говоривший через пророков, равночестен и сопрестолен Отцу. О Нем свидетельствует первоверховный апостол Петр «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (). Также и премудрый Павел говорит о Нем: «И один Дух Святой, Им – все, и мы – в Нем. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (Ср.: ). И Давид говорит: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» (). Подобно этому говорит Иов: «Дух Божий создал меня» (). Иоиль говорит: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать» (). И Исаия свидетельствует: «Послал Меня Господь и Дух Его» (). И далее: «Дух Господень вел их к покою» (). И еще: "Но примите слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал через Духа Моего рабам Моим, пророкам» (См. ).

Из этого ты видишь, что Сын и Святой Дух Единосущны Отцу и имеют равную с Ним славу и честь. Если же Они Единосущны и имеют равную честь и славу, то все Три – Сопрестольны.

Об ангелах сказал мужественный подвижник Павел: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня?» (). Ангелы являются творением и созданием Святой и Единосущной Троицы, служителями вечной и непостижимой Ее славы, они знают свои чины и свое достоинство.

И довольно об этом.

Рассмотрим далее тайну явления Святой Троицы Аврааму. Святая Троица, неизреченная и непостижимая, явилась Аврааму неизреченно, непостижимо и неописуемо. Авраам, будто разговаривая с Одним и Тем же, обращался то к Троим, то к Одному. К Одному он так обращался: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими» (); к Троим так «И омоют ноги Ваши» (). Был таинственный смысл в том, что Авраам, видя Трех, называл Их Одним Господом, – этим в Писании объявляется единство Божества; когда же Авраам обращался к Троим, то этим показывал Триипостасность и Трехличность Божества.

Осознай это великое и чудесное таинство, которое благоизволил сотворить тогда в шатре Авраама! Вначале Бог явил Аврааму тайну Святой Троицы; затем ел у него, желая дать ему благое обетование рождения в старости Исаака, которое прообразует рождение без семени Спасителя. Все это необъяснимо и сверхъестественно: для Бога – быть в человеческом образе, для Бесплотного – есть, для бесплодной – родить в старости, для Девы – без мужа зачать и родить, сохранив девственность; но куда снизойдет Бог, Который превыше всякого естества, там происходят сверхъестественные вещи.

Еще говорит Писание: «И сказал ему Господь: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. Сказал ему Господь: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей» . Авраам помнил, что раньше обещал ему, говоря: «Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я... дам тебе от нее сына» (). Разве мог Авраам не понять, что его вновь посетил Бог, Который раньше обещал дать ему дитя, а сейчас исполнял обещанное?

Хотя Святая и Единосущная Троица благоизволила явиться Аврааму в человеческом образе, но вскоре дала понять ему Свое Божество и силу. Святое Писание говорит: «И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама раба Моего, что хочу делать!» () Какой странник в небогатой одежде, не имеющий ни воинов, ни слуг в услужении, мог бы назвать Авраама рабом, ведь Авраам имел много рабов и большое богатство?

Далее Господь говорит: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (). Вновь Аврааму стало понятно, что ему явился Бог, сказавший раньше: «Благословятся в тебе все народы земли» (См. ) . И сейчас Этот же вновь говорит Аврааму: «Благословятся в тебе все народы земли».

Почему Авраам, уже доподлинно узнав, что не люди, но явился ему, одинаково послужил Троим, равно почтил Троих, равно Троим омыл ноги? Разве это не истинное свидетельство того, что Святая, Единосущная и Животворящая Троица открыла Свою тайну Своему угоднику Аврааму: Она Едина и Троична, Едина Божеством и Существом, Троична же в Лицах, или Ипостасях. Ибо Писание говорит, что после этого «обратились мужи оттуда и пошли в Содом... И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом... И пришли те два Ангела в Содом» (). Знай же, что Отец пошел один, а в Содом Он послал Сына и Святого Духа, ибо Бога Отца никто никогда не посылал, Сын же Сам говорит о Себе: «Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь» (); и о Святом Духе Сын говорит: «Если Я пойду, то пошлю вам другого Утешителя от Отца» (Ср.: ). Изначально, когда захотел Отец сотворить человека, тогда Он призвал Сына и Святого Духа, говоря: «Сотворим человека» (). Когда Отец захотел уничтожить богоборное собрание людей, решивших создать Вавилонскую башню, Он не разрушил ее единолично, но сказал Сыну и Святому Духу: «Сойдем же и смешаем там язык их» (). Так же Он поступил и сейчас: захотев истребить гнусный, нечистый, дерзкий и свирепый народ и избавить праведника от смерти, Отец послал Сына и Святого Духа, чтобы показать единую во всем волю, единую власть и единое желание Святой Троицы.

И довольно об этом.

Теперь следует разрешить недоумение многих, спрашивающих: почему святые и божественные отцы и учители наши иногда пишут, что Авраам принимал у себя Святую Троицу, иногда – что он принимал Бога с двумя ангелами, иногда же – что он трех ангелов пригласил к себе в шатер? Можно подумать, что эти утверждения противоречат друг другу. Нет, они не противоречат друг другу, но согласны друг с другом, и подтверждаются Священным Писанием Ветхого и Нового Заветов. Максим Великий говорит, что все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов не может быть понято само по себе без мудрого истолкования святых отцов, исполненных благодати Божественного Духа. Многое в Писании нам кажется противоречивым: иногда сказано так, иногда по-другому. Мы так думаем из-за нашего неразумия, или из-за небрежности, или из-за строптивости. Нет, не слова святых мужей противоречат друг другу, но мы, будучи плотскими, не можем думать духовно и потому не можем понимать их; как кто-то из святых сказал, думающие по-плотски понимают Божественное Писание не по воле Святого Духа, но по воле плоти.

Поэтому мы начнем со страхом Божьим и углубимся в Священное Писание , чтобы, как говорит божественныйя Иоанн Златоуст, понять нам каждую книгу так, как надлежит, и принимать учение в подобающее время, а не наспех, чтобы Писание казалось нам не противоречивым, но во всем согласующимся. Истинно сказали святые отцы, что добро, не вовремя приходящее, превращается в зло, но не из-за своей природы, а из-за неразумия принимающих его. По словам Иоанна, автора божественной Лествицы, если принять лекарство в нужное время, то лечение идет на пользу, если же не вовремя, то оно может убить человека. Не будем и мы, прельщаемые гордыми мыслями, допытываться о смысле Писания прежде времени, ибо тогда не поймем и в надлежащее время; ведь иногда Священное Писание прямо свидетельствует, а иногда для верного понимания требуется определенное время и знание описываемых обстоятельств.

Как понять это? Почему одного и того же хочет и не хочет, любит и ненавидит?

Ответ заключается в том, что Бог, подавший закон, не заповедал ни жертвоприношений, ни всесожжений, но лишь допустил их, снисходя к слабости иудеев. После того как иудеи принесли жертвы тельцу, дал им заповедь о жертвоприношениях и попустил им играть на арфах во время праздников, ибо Бог видел, как иудеи неистовствовали и чуть не удушали себя, желая приносить жертвы, видел, как они хотели поклониться идолам, а многие из них уже поклонились. Поэтому Господь повелел им совершать жертвоприношения, говоря: «Раз вы неистовствуете и хотите жертв – приносите жертвы Мне».

Бог так повелел, но не навсегда оставил: Он премудрой хитростью отвратил иудеев от жертвоприношений, повелев совершать их только в одном городе. Когда, по прошествии некоторого времени, после многих знамений и чудес, иудеи, хотя и несовершенно, начали постигать истинного Бога, тогда Господь запретил им жертвоприношения животных, игру на арфах и пение и сказал через пророка: «Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (). И еще сказал Господь: «Ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди... о всесожжении и жертве» (). И еще: «Жертвы и приношения Ты не восхотел» (). И еще: «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих» ().

Соломон говорит: «Нет у человека преимущества перед скотом... Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (). Далее он же говорит: «Таково преимущество мудрого перед глупым» (См. ). Ранее сказав: , далее Соломон говорит, что не только перед скотом, но и перед грешным праведный имеет преимущество. Соломон говорит о грешниках: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (). А о праведниках он говорит: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (). И еще: «Праведники живут во веки; награда их – в Господе... Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа» (). И еще: «Он причислен к сынам Божиим и жребий его – со святыми» (). И далее Соломон ясно показывает, что не одинаков конец не только у человека со скотом, но и у праведников с грешниками: животные после смерти не живут и не сходят в ад, души грешных людей после смерти живут и из-за своих нечестивых дел попадают в ад, души праведных – в руке Божией; праведники получат царство славы и венец красоты от руки Господа; кроме этого, есть и другие различия между человеком и скотом. Чтобы показать слабость и ничтожество грешника, Соломон говорит: «Нет у человека преимущества перед скотом» . Когда же Соломон хочет показать славу и величие праведного человека, тогда он говорит «Праведники живут во веки... Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа» . И еще: «Они причислены к сынам Божиим и жребий их – со святыми» .

Есть у Соломона такие слова: (), – а немного дальше он говорит: «Детство и юность – суета» (). Соломон сказал: (), – а немного дальше он будто бы противоречит сам себе: (). Слова: «Веселись, юноша, в юности твоей» , – сказаны царем Соломоном в сердечном веселье. Когда же он говорит «Детство и юность – суета », – то осуждает плотские желания детства и юности. Слова: «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить» , – сказаны царем Соломоном в печали, ибо «вино... веселит сердце человека... и хлеб... укрепляет сердце человека» (). Когда же он говорит: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» , – то открывает духовную истину, поскольку в доме плача у человека пробуждается память о смерти.

Многим эти слова кажутся противоречивыми и несогласными друг с другом: ведь сначала Христос называет Себя Судией, а после говорит: «Я не сужу никого» ; и еще Господь говорит: «Свидетельство Мое истинно» , а в другом месте: «Свидетельство Мое не есть истинно» . Однако эти слова не противоречат друг другу, но согласуются. Слово Божие не меняется, не противоречит, не расходится с самим собой; так и приведенные выше слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Святом Евангелии.

Когда Он говорит: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» , то этим Он показывает нам Свою власть и величие, ибо воистину Он есть Судия живых и мертвых, по свидетельству пророка Исаии: «Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел... крепкий, Властелин, Князь мира» (). Если Он «Бог крепкий, Властелин, Князь мира» , то Он – Судия живых и мертвых. Приведенные выше слова сказаны Господом нашим Иисусом Христом о Своем втором пришествии, когда Он будет судить живых и мертвых. Когда же читаешь Его слова: «Я не сужу никого , – то знай, что здесь Он говорит о Своем первом пришествии, о котором Он сказал – Я пришел не судить мир, но спасти мир» ().

Господь говорит: «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно» , ибо «свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (): и Сам, и через пророков. Сам Отец свидетельствует о Сыне на Иордане и на Фаворской горе, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте» (); свидетельствуют о Сыне Божьем также и неизреченные знамения и чудеса, явленные при Рождестве и при Распятии Господа Иисуса Христа; поэтому истинно свидетельство Сына Божьего о Себе.

Мы немного написали на эту тему, но и этого немногого нам достаточно, чтобы увидеть: те, кто неверно понимает и неправильно читает Священное Писание , считают, что они нашли в Нем много противоречий, – те же, кто правильно и со вниманием исследует Писание, понимают, что все книги Ветхого и Нового Заветов согласуются и не противоречат друг другу.

Теперь докажем, что сказанное святыми божественными нашими отцами о Святой и Животворящей Троице не противоречит друг другу.

Некоторые из святых отцов иногда говорят, что Авраам принял Святую Троицу , иногда же – что принял Бога с двумя ангелами.

Но тот, кто, мудрствуя, ищет противоречий, скажет: если это правильно, то вообще не бывает явления ангелов, но Сам всегда принимает образ Ангела или Человека и так является.

Послушай же со вниманием. Когда является кому-либо или в человеческом, или в ангельском образе, то Писание прямо говорит о том, что Бог явился в виде Ангела или в виде Человека, – но при этом Писание не называет Его Ангелом. Когда же ангел является, а не Бог, в этом случае Писание не называет его Богом, но ангелом, как свидетельствует книга Бытия: «Увидел Иаков во сне: вот, лестница... и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» ). И таких мест много в Писании.

Святые Божии люди, угодившие Богу в Ветхом и в Новом Завете, просвещенные Святым Духом, сподобились многих неописуемых видений. Но они не видели самой Божественной сущности и предметов незримых: изъявлял Свою волю в определенных образах, уподоблениях и притчах, зависящих от обстоятельств. Ибо Бог не является людям Таким, Каков Он есть, но Таким, Каким Его может увидеть человек. Поэтому Он иногда являлся старым, иногда – молодым, иногда – в огне, иногда – в холоде, иногда – в вихре, иногда – вооруженным, не меняя при этом Своего существа, но приспосабливая Свой облик к способностям видящих Его и к цели Своего откровения. Ангел же, хотя и является в различных образах, в зависимости от Божественного повеления и от обстоятельств, но назваться Богом не может. Ты же, читатель, когда слышишь, что явления Бога многообразны, не думай, что Существо Бога многообразно: Бог бесплотен и неописуем, Он является в различных образах по необходимости. Человек же не может увидеть не только Существо Бога, но и истинный вид ангела.

И довольно об этом.

Скажем далее о том, почему святые и божественные отцы заповедали нам изображать на святых иконах явление Святой Троицы в образах Бога, царя и ангела, хотя в Писании сказано, что Святая Троица явилась Аврааму в образе людей.

Святые отцы так заповедали, потому что хотели этим Божественным изображением умножить честь и славу, воздаваемую Святой Троице. Сидение на престоле объявляет царственное достоинство, господство и власть Святой Троицы; круглые венцы изображаются на священных главах Святой Троицы, потому что круг – это образ Бога, Первопричины всего: как круг не имеет ни начала, ни конца, так и безначален и бесконечен. Крылья изображаются на иконе для того, чтобы показать, что Святая Троица пребывает на Небе, там вольно передвигается, возводит к Небу, не имеет в Себе тяжести и не причастна ничему земному. Скипетры в руках у Святой Троицы свидетельствуют о Ее власти, самодержавии и могуществе. Вот какой смысл имеет изображение Святой Троицы с атрибутами Бога, царя и ангела.

Все, что говорится о Боге, и все изображения Бога не могут вполне передать силы и величия Господа, но приспосабливаются или к слабости человеческого восприятия, или к обстоятельствам явления Бога. Сподобившиеся видения Бога не размышляли дотошно над таинством, но веровали со страхом и трепетом.

И мы также веруем и исповедуем устами и сердцем, умом и на словах, что воистину Авраам видел Святую, Единосущную, Нераздельную и Всемогущую Троицу, мы изображаем на святых иконах этот Божественный и досточтимый образ Святой Троицы, Неописанной, Неизреченной и Непостижимой по Своему Естеству, и поклоняемся ему. В Своем милосердии и безмерной милости Святая Троица являлась отцам, пророкам, патриархам и царям в определенных образах и подобиях, в зависимости от их возможности вместить видение. И мы сподобились в наше время изображать и писать Святую Троицу на честных иконах Такой, Какой Она в то время являлась. Благодаря этим изображениям на земле воспевается трисвятая песнь Трисвятой, Единосущной и Животворящей Троице; ибо в бесконечном желании и в безмерной любви мы возносимся духом от иконы к Непостижимому Первообразу. От этого вещественного изображения наш ум и мысль воспаряет к Богу и исполняется любви к Нему. Мы почитаем не вещь, но вид и образ Божественной красоты, ибо почитание икон переходит на Первообразы. Поэтому не только сейчас мы освящаемся и просвещаемся Святым Духом, но и в будущем веке мы примем великую и неизреченную награду, когда воссияют сильнее солнечного света тела святых, тех, кто в иконном изображении с любовью целует и почитает Единое существо Бога в Триобразных Ипостасях, кто молится этому истинному Божественному образу Святой и Живоначальной Троицы, кто воссылает Богу нашему благодарение, вместе с Отцом – Сыну и Всесвятому Духу. Ибо Его слава, власть, честь, поклонение и великолепие ныне, всегда и во веки веков. Аминь.

ПРИЗВАНИЕ АВРААМА. Когда почти все люди сделались идолопоклонниками, Бог для сохранения истинной веры на земле избрал одного благочестивого человека по имени Авраам, сына Фарры, из племени Сима. Авраам жил в земле Халдейской, был богат, имел много рабов и скота, но был бездетен и скорбел об этом. Однажды Бог явился к нему и сказал: оставь дом отца своего и иди в землю, которую Я тебе покажу; Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Повинуясь Богу, он взял с собою свою жену Сарру, племянника Лота, все имение и всех своих рабов и отправился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанской и была очень плодородна. Войдя в неё, Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

ЯВЛЕНИЕ АВРААМУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ВИДЕ ТРЁХ СТРАННИКОВ. В земле Ханаанской Авраам поселился близ Хеврона. Однажды, сидя у своего шатра, он увидел невдалеке трёх странников. Он тотчас пошёл им навстречу, поклонился до земли и стал просить их к себе отдохнуть

Обетование Аврааму о рождении сына. Ю. фон Карольфельд

под деревом и подкрепиться пищей. Странники согласились. По обычаю того времени Авраам омыл им ноги, подал хлеба, молока и лучшего жаренного телёнка. В то время когда странники ели, один из них сказал: через год я буду опять у тебя; у Сарры, твоей жены, будет сын. Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр, слышала эти слова. Удивившись внутренне, она сказала себе: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: есть ли что трудное для Бога?

Явление Аврааму Троицы. Г. Доре

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА. Прошёл год после этого события. Аврааму было сто лет, а жене его, Сарре, девяносто, когда у них родился сын Исаак. Авраам всей душой любил своего сына; Господь видел это. Когда Исаак вырос, Бог, желая испытать Веру Авраама, сказал ему: возьми единственного твоего сына, которого ты любишь, иди в землю Мориа и принеси его в жертву на одной из гор, которую Я тебе покажу (принесение в жертву Исаака было прообразом смерти и воскресения Иисуса Христа). Авраам повиновался. На другой день,рано утром, он приготовил дров, оседлал осла, взял двух рабов и сына своего, Исаака, и отправился в путь. На третий день пути ему было издали указано место для жертвоприношения. Оставив под горой своих рабов, Авраам дал Исааку дрова, сам же взял огонь и нож, и они пошли на гору. Дорогой Исаак спросил Авраама: отец мой, вот у нас есть огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам ответил: Господь усмотрит Себе агнца. На горе Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего, Исаака, и положил его на жертвенник. Он уже поднял нож, чтобы заколоть Исаака. Вдруг Ангел Господень явился ему и сказал: Авраам, Авраам! не поднимай руки на отрока своего! теперь я знаю, что ты боишься Бога, ибо не пожалел единственного своего сына. Оглядевшись, Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в кусте, и принёс его в жертву.

Надо иметь твёрдую веру в Бога и совершенное послушание: без этого нельзя угодить Богу, быть счастливым и удостоится обетований Божиих. В испытаниях не нужно быть малодушным. Все, что делает Господь, делает для нашего благополучия.