Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Письмо из леса от зверей. «Письмо из леса» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Методический приём

«Письма из леса»

Возмищева Татьяна Сергеевна

воспитатель I кв. к.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО

Экологическое мировоззрение – это продукт образования, его становление происходит постепенно, в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса, выпадает на период дошкольного возраста, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с природной средой.

На протяжении дошкольного периода значительная доля экологических сведений о разных сторонах жизни природы передаётся детям через образовательную деятельность. Главным компонентом такой деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, то есть наглядность, позволяющая формировать у детей отчётливые и правильные представления о природе. Мы рассматриваем с детьми - картины, иллюстрации, беседуем, читаем детскую литературу, просматриваем слайды, фотографии, презентации и др.

Важной особенностью экологического воспитания, является то обстоятельство, что чаще всего непрерывная образовательная деятельность посвящается ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдение. Это приводит к тому, что знания детям не могут быть даны в полном объёме, а в северных условиях тем более, так как суровый климат лишает возможности вести наблюдения за живой природой.

Чтобы расширить кругозор детей и познакомить их с представителями животного и растительного мира, я ввела в образовательный процесс, следующий игровой приём и дала ему название «Письма из леса». Благодаря этому приёму дети получают «письма» от разных представителей флоры и фауны. В этих письмах животные, насекомые, растения и др. описывают себя, указывают место своего обитания, при этом не называя, кто они. В процессе чтения письма, дети должны догадаться от кого оно пришло. После чтения, взрослые совместно с детьми, составляют ответ респонденту.

Используется данный приём в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Он способствует развитию памяти, мышления, воображения, повышению любознательности, а также воспитанию сопереживания к братьям нашим меньшим.

Посредством использования подобных приёмов, я решаю задачи экологической грамотности детей, что очень важно, особенно сейчас, когда природа нуждается в нашей защите и поддержке.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам письмо лесной житель. Знакомый заяц мне недавно рассказал, что писал вам письмо и уже получил ответ. Вот и мне очень захотелось с вами подружиться. Напишу о себе: - живу в лесу, отношусь к семейству грызунов. Дом свой строю высоко на дереве в дупле, или же делаю себе гнездо. У меня острые загнутые когти на лапках, которые позволяют мне хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву. У меня сильные и более длинные, чем передние задние лапы, которые дают мне возможность делать большие прыжки с ветки на ветку. Я имею очень красивый и пушистый хвост, действующий как парашют при прыжках и согревающий в зимнее холодное время. Я так же как и заяц меняю два раза в год окрас своего меха. Зимой я имею серый окрас, а весной у меня происходит линька, старую шерсть я сбрасываю, вместо неё у меня вырастает новая, гладкая, рыжая. Осенью у меня вырастает густая серая шерсть с подшёрстком, чтобы зимой не замёрзнуть. Я очень трудолюбивый зверёк. Осенью делаю столько запасов, что хватает на всю зиму, да и угостить могу кого ни будь. Питаюсь я орехами, семенами шишек, грибами, желудями и ягодами. У меня, как и у всех лесных жителей, есть враги – это хищные животные и люди, которые охотятся на меня из – за красивые меха. Поэтому, я очень осторожный зверёк. Ребята, приезжайте ко мне в гости, я буду очень рад вас видеть. Обещаю не бояться вас, ведь даже заяц, а он известный трусишка, пересилил свой страх, то и я постараюсь быть смелее. Уж очень хочется с вами подружиться. До свидания! Буду ждать ответа.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам письмо, представитель растительного мира. Очень хочется с вами подружиться. У меня в лесу много друзей, но также здорово будет иметь друзей среди вас – детей. Ведь если мы с вами подружимся сейчас, то, когда вы станете взрослыми, вы не будете меня обижать. Друзья не обижают друг друга. Напишу немного о себе и о своих подругах. Живём мы на лесной полянке, радуемся солнышку, дождику и лёгкому ветерку. Раньше у меня было много подружек, но теперь нас стало гораздо меньше. А всё потому что когда наступает весна, мы наполняемся соком, которым мы питаем наши почки. Люди любят наш сок и делают на нашем красивом, белом стволе зарубки топором. И тогда наш сок течёт на землю, а не к почкам, и наш ствол и веточки засыхают. Очень грустно становится нам от этого. Ведь чтобы вырасти большими и стройными деревьями, нам нужно не менее пятидесяти лет. Когда нас много, нам конечно же веселее, мы тогда образуем целую рощу. В наших рощах растёт много грибов и ягод. Люди про нас сочинили много стихов и песен. Мы гордимся этим и говорим – спасибо. Ребята, если вы согласны с нами подружиться, то напишите нам и обязательно приезжайте к нам в лес в гости. Будем с нетерпением ждать ответа. До свидания!


Информационное письмо к проекту «Письма животным»

Уважаемые педагоги!

В заключение Года экологии и Года заповедной системы России Министерство природных ресурсов и экологии инициировало проведение проекта «Письма животным». Этот проект в регионах курируют особо охраняемые природные территории, в Костромской области – заповедник «Кологривский лес».

В проекте могут принять участие учащиеся 1-5 классов, дошкольники с 6 лет и их родители.

Цель проекта – сформировать бережное отношение к природе и окружающему миру у детей и взрослых.

Сроки реализации проекта

Приглашаем педагогов дошкольного образования и педагогов начальных и 5 классов принять участие в проекте. Чтобы упростить ваше участие в проекте, мы предлагаем Вам Методическое пособие (автор – Рыжова Н.А.), разработанное сотрудниками заповедника занятие по подготовке к участию в проекте с приложениями, а также бланки и конверты для писем.

Справки по телефону – 89108052788 (Наталья Валерьевна Панова)

Тем, кто пожелает включиться в проект, предлагаем Краткую инструкцию по реализации проекта.

Краткая инструкция для педагогов по реализации проекта «Письма животным»

1. Знакомство с методическими, информационными и инструктивными материалами.

2. Проведение занятия или серии занятий по подготовке к участию в проекте. Вариант такого занятия прилагается, также можно воспользоваться Методическим пособием Рыжовой Н.А.

3. Написание писем (дети с родителями или педагогами индивидуально или группами пишут письма животным, передают их куратору в образовательном учреждении, который отправляет все написанные письма (не позднее 10 апреля 2018 года) в заповедник «Кологривский лес» (адрес: 157440, Костромская область, г.Кологрив, ул.Некрасова, д.48, ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес», отдел по экологическому просвещению). Можно использовать предлагаемые нами бланки для писем и конверты или сделать их самостоятельно.

4. Получение ответов (сотрудники заповедника, волонтёры пишут ответы на письма детей от имени животных и отправляют их в образовательные учреждения).

5. Лучшие письма (30 штук) отправляются в оргкомитет проекта для дальнейшего отбора. Их авторы награждаются на региональном уровне.

6. Оргкомитет отбирает лучшие 50 писем и публикует их во втором издании книги «Письма животным».

Примечание: предлагаемые методические материалы можно использовать на внеурочных занятиях, классных часах, при проведении экологических мероприятий.

Вариант занятия по подготовке детей к участию в проекте «Письма животным»

Цель – подготовить детей к участию в проекте «Письма животным».

Задачи:

1. Расширить знания детей о животном мире.

2. Воспитать любовь к животным и бережное отношение к природе.

3. Дать детям научные представления в области биологии, экологии, географии, но при этом облечь информацию в привлекательную и интересную форму. В игровой форме познакомить детей младшего возраста с особенностями экологии некоторых животных.

4. Познакомить детей с правилами переписки с животными: как изготовить конверты, составить адрес, заполнить анкеты, нарисовать портрет животного и т.д.

Оборудование: карточки с портретами животных, глобус, почтовый ящик, бланки для написания писем, конверты, мультимедиа проектор, компьютер, мешочек с желудями, шишками, ягодами, корой и т.д., анкеты, игра «Где чей дом?»

Ход занятия.

Часть 1. Путешествие по природным зонам. Беседа, работа с глобусом, возможен просмотр эпизодов из документальных фильмов.

Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся с вами в путешествие для того, чтобы познакомиться с живыми обитателями нашей планеты. Также у нас появилась возможность наладить переписку с животными с помощью «лесной почты».

Ребята, как вы думаете, что я вам принесла? (глобу с). Правильно, а что о нем можно сказать? (это уменьшенная модель Земли ).

Посмотрите какой он разноцветный! А знаете ли вы, что означают разные цвета? (голубой цвет – моря, океаны, желтый – пустыни, зеленый – равнины, леса степи, коричневый – горы, синие веточки — реки).

Нашу планету населяет множество различных видов животных, только на глобусе этого совсем не видно. Поэтому сегодня мы с вами будем путешествовать по разным областям Земли и заселять её, применяя наши знания.

Итак, первой природной зоной, которую мы рассмотрим, будет Арктика. А как еще ее можно назвать? (царство снега и льда ).

Почему здесь такой климат? (Снег
и лед здесь никогда не тают, зима длинная и суровая, сильные морозы. Солнышко светит, но не греет, поэтому не может растопить лед) .

Если в Арктике повсюду снег и лед, кто может здесь жить? (белый медведь, морж, тюлень ). Как эти животные приспособилось к суровому климату Арктики? (у них густой мех и толстый слой подкожного жира).

А чем они питаются? (Белый медведь – рыбой, тюленями. На снегу он совсем незаметен: шуба белая и снег белый, лишь нос черный. Когда он охотится на тюленей, прикрывает нос лапой. Медведю не страшны ни мороз, ни ледяная вода – у него густой мех и толстый
слой подкожного жира. Белый медведь хороший пловец, может плавать даже под водой).

Кто расскажет о том, чем питается морж? (Морж – сильное животное , у него есть клыки, которыми он раскалывает лед и находит пищу: рачков, моллюсков, клыки его защищают от врагов, он не боится холода, у него толстый слой подкожного жира ).

Мы с вами вспомнили о тех животных, которые обитают в Арктике, а сейчас я предлагаю дополнить пейзаж Арктики. Нужно найти изображения тех животных, которые живут в Арктике (выходят дети и работают у глобуса – прикрепляют к нему картинки с изображениями животных).

Вот какая получилась Арктика – царство снега и льда, где всегда суровая и холодная зима.

Следующая природная зона пустыня. Какой здесь климат? (жаркий климат, продолжительное лето, песчаные барханы, главная трудность – недостаток воды)

Значит ли это, что в пустыне никто не живет? А каких животных мы можем там встретить? (верблюд, варан, ящерицы, змеи, тушканчик, скорпион, черепаха) . Как они приспособились к данному климату? (могут долгое время обходиться без еды и воды)

Кто хочет рассказать о животных пустыни? (Верблюд – житель пустыни, его называют кораблем пустыни. В горбах у него жир, который помогает ему долго обходиться без еды и воды, после долгих переходов оба горба свисают набок, как пустые мешки. Но вот верблюд наестся и напьется – горбы снова расправились. В копытах у него есть подушечки, которые позволяют верблюду не обжигаться в песке и не проваливаться в песок);(варан – ящерица, а прозвали его пустынным крокодилом : поймает ящерицу — съест, поймает черепаху — проглотит, а вот тушканчика поймать не может, потому что тот очень быстро скачет). Почти все животные пустыни имеют коричневый окрас. Как вы думаете, почему? (Это делает их незаметными для врагов)

Следующая природная зона – тропический лес. Какой здесь климат? (влажный, каждый день дожди, жарко)

Каких животных можно здесь встретить? (слон, обезьяна, ленивец, гиппопотам, крокодил, тигр, носорог )

Расскажите о самом большом животном. (Слоны - удивительные животные . Они очень любят воду, любят «принимать душ» поливая себя с помощью своего хобота. Хобот у слона это длинный нос, благодаря которому он дышит, нюхает, пьет, захватывает еду, и даже издает звуки. Также у слонов очень мощные бивни, которые растут всю его жизнь. Слоны обычно держатся стадами. Они хорошо плавают и бегают. Слоны питаются корнями деревьев, травой, фруктами.)

Многие обитатели тропиков имеют пятнистую или полосатую окраску, как вам кажется, почему? (Полосатая либо пятнистая окраска многих обитателей помогает животным скрываться в пронизанном кое-где солнечными лучами полумраке тропического леса)

Часть 2. Составление анкеты животного и его адрес.

А теперь давайте отправимся в наш лес. В Костромской области есть тайга, смешанные, мелколиственные леса. Какое значение для человека и животных имеет лес? (дом для растений и животных , для человека источник древесины, ягод, грибов, лекарственных растений, место отдыха )

Какие животные обитают в Костромских лесах? (медведь, лиса, волк, куница, кабан, волк, лось, белка, заяц и др.)

Давайте вместе расскажем об одном из лесных животных и составим для него своеобразную анкету.

Место обитания

Профессия животного

Особые приметы

Одежда

Враги

Возможные варианты

Пользуясь этой анкетой, очень просто составить адрес животного и написать ему письмо. Вот, например, звери в заповеднике «Кологривский лес» очень ждут ваших писем и готовы вам ответить и рассказать о своей жизни.

Давайте попробуем составить адрес животного. В графе Куда нужно указать природную зону или название заповедника, где живёт животное, затем конкретное место, где оно обитает. Например, Заповедник «Кологривский лес», нора на р.Сеха.

Чтобы более точно определять адрес животного, давайте поиграем в игру «Где чей дом?» (См. Приложение к занятию)

В графе Кому нужно указать название – «фамилию» и «имя» животного. Имя – это название рода, а фамилия – название вида. Например: Европейской норке, Бурому медведю, Обыкновенной лисице, Белоспинному дятлу, Травяной лягушке и т.д.

Письмо с неправильным адресом будет долго искать получателя. Ответ в этом случае придет не скоро, а может быть, почтальон вообще не сможет его доставить. Для того чтобы письмо выглядело как настоящее (особенно, если вы хотите получить от животного ответ), нужно указать на конверте свой домашний адрес, адрес школы или детского сада. (Адрес школы можно написать под руководством педагога)

У нас заготовлены конверты (конверты также можно сделать самим на уроках рисования или технологии ), вы сами нарисуете на месте для марок портреты любимых животных, напишете адрес. А затем уже сочините тексты писем. В письмах можно рассказать животному то, что вы о нём уже знаете, и спросить о том, что вы хотите узнать, можно составить меню для животного и также вложить его в конверт. Также вы можете, оценив свои возможности, пригласить животное в гости (если сможете создать для него подходящие, как в природе, условия) или отказать ему в приеме (по причине отсутствия условий). Помните, что животным, которые живут в нашей местности, письма дойдут гораздо быстрее, а значит, вскоре вы получите ответы на них.

Чтобы более точно составить меню, давайте поиграем в игру «Угадай, что в мешочке». (Волшебный мешочек используется для определения предметов на ощупь (например, желудей, ягод, шишек, коры, листьев – пищи животных). Задача детей: определить предметы на ощупь, назвать их и рассказать, кто питается данным кормом.)

Теперь вы готовы к написанию писем животным и давайте приступим к их созданию.

Часть 3. Оформление адресов. Создание портретов. Написание писем.

(Письмо может быть индивидуальным или групповым, его можно написать в классе под руководством педагогов или дома с помощью родителей. Письма необходимо собрать и отправить одной посылкой от школы или детского сада не позднее 10 апреля по адресу 157 440, Костромская область, г.Кологрив, ул.Некрасова, д.48, ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес», отдел по экологическому просвещению. Справки по телефону 89108052788)

Кому_______________________________________
Куда_______________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Индекс места назначения

Приложение к занятию_Игра_Где чей дом.

Бланк для письма

Приложение к занятию_ Игра_Где чей дом




Однажды смотрю, на подоконнике лежит письмо. А от кого письмо? Вижу, из леса. Я решил узнать, кто же мне пишет… А писали лесные жители: лиса, заяц, белка и снегирь. Пишет заяц: «Пришла зима, выпал снег, и я сменил шубку. Теперь мне легче прятаться от хищников.» Лиса написала: «Стало холодно, но мне нравится зима, потому что я очень люблю убегать, путая следы.» Пишет лось: «Стало трудно добывать пищу, но в лесу очень красиво.» Пишет белка: «Не стало ягод и грибов, но в моих кладовых они всегда найдутся.» Написали и снегири: «Раньше мы как и другие птицы улетали на юг. А Деду Морозу было скучно одному. Всё вокруг белым-бело, ни одного яркого пятнышка. Вот он и пообещал: кто останется с ним зимой – того раскрасит ярко. Вот мы и решили оставаться каждую зиму» Письмо получил Гурьев Георгий


Здравствуйте, люди! К нам пришла зима! У нас очень холодно. Выпал снег. Вся вода покрылась льдом. Некоторые животные поменяли окраску. Медведь спит в берлоге. Мы питаемся запасами, которые приготовили осенью. Многие птицы, живущие в нашем лесу, улетели на юг, а воробьи и снегири здесь зимуют. Темнеет рано. Приходите к нам в гости! Приносите какие- нибудь лакомства. С нетерпением вас ждём. Письмо получил Корельский Дмитрий


Всё в лесу белым-бело, Снега много намело. Теперь я не пугаюсь, Со снегом я сливаюсь. Приходите в лес, друзья, Полюбуйтесь на меня! (Заяц) Прилетим мы к вам зимой На кормушку под сосной. Благодарим заранее За ваше к нам внимание. (Снегири) Пробираться нелегко Сквозь сугробы снежные, Трудно разобрать теперь Мои тропинки прежние. (Лось) Письмо получила Мелентьева Ирина


А вот голубой конверт, в котором зимнее письмо… Зайцы, которые не спят зимой, пишут в нём, что поменяли шубки: «Нам, зайцам, очень хорошо зимой, потому что в новых белых шубках после линьки нас почти не видно на снегу, нам легче прятаться и запутывать следы. В лесу тихо, и без птиц, что улетели в тёплые края, немного грустно. Но скоро наступит Новый год! А там и солнце станет ярче, и воздух теплее, и весна придёт!» Письмо получил Бедин Артемий


Здравствуй, Катя! Мы, лесные звери, хотим рассказать тебе о красоте зимнего леса и пригласить тебя в гости. Зима – прекрасное время года, а особенно хорошо зимой в лесу! В зимне лесу царят покой и тишина. Но это только на первый взгляд. Когда появляется солнце, весь лес преображается и блестит. Многие лесные жители легли в спячку, но не все. Вот заяц- трусишка сдирает кору с берёзы. А вот синичка перелетает с дерева на дерево. Белка скачет с орешком в зубах и роняет снег с огромных веток ели. Рядышком снегири присели на ветке, как ягоды рябины. Волк и лиса рыщут по лесу в поисках добычи, а вдалеке важно бродит лось с огромными рогами. А сам лес принаряжен пушистым, искрящимся в лучах солнца снегом. Так хорошо зимой в лесу! Обязательно приезжай! Мы тебя ждём! (Лесные звери) Письмо нашла Меньшикова Ульяна


Я – заяц, расскажу, как живётся мне в лесу. К зиме побелел, шубку новую надел. Под кустом присяду, спрячусь под сосной. Не увидит, не узнает зверь меня лесной! Я хоть и не трус, но всего-всего боюсь. Очень трудно зимой мне бывает… У меня, зайца, нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком высплюсь, завтра в овражке прилягу; где ямку в снегу выкопаю, там у меня и дом. Шубка у меня тёплая, пушистая и белая, как снег. И спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу – попробуй-ка разгляди! Днём я сплю, а ночью выхожу погулять и покормиться. Пока снега немного, я лапками его разгребу, травку найду. Как наметут вьюги сугробы, тут уж мне снег не раскопать. Я в лесу на высокий сугроб заберусь, с кустов, деревьев веточки обгрызу. У меня отличный слух, а ещё умею запутывать следы. Единственное, что спасает меня от погони – умение быстро бегать. Так и живу всю зиму. Письмо получил Горбунов Артём
Использованные изображения: jpg - зима - зима - весна – охота jpg - снегирь jpg - лось jpg - снежная зима envelope.jpghttp://us.cdn4.123rf.com/168nwm/brux/brux1006/brux / blue- envelope.jpg - конверт - фон снежинки

Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

На этой странице ответы к первой части тетради. Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

Готовые ответы решебника по предмету "Окружающий мир" за 2 класс помогут родителям сориентироваться и помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Приводим решебник к 1 части рабочей тетради по программе Перспектива. Все ответы на задания написаны учеником 2 класса Максимом Егоровым с помощью родителей, проверены и одобрены учителем начальных классов. Задания, которые могут вызвать затруднения, мы вам объясним. В качестве ответов мы приводим и расширенную информацию по соответствующим темам, которую можно прочитать в статьях нашей энциклопедии и использовать, если учитель задаст на дом подготовить доклад или презентацию.

ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс

Фотографии для рассказа:





По ссылке вы можете выбрать и другие приметы: все приметы живой и неживой природы о погоде >>

Фотографии для фоторассказа:


Страница 36. Осень.

Осенние месяцы.

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора - очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится "прямо над головой", лучи его падают "отвесно", это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья - это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево - улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух - это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки - близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги "Зелёные страницы" или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался - приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна >> Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины - желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез - в октябре; у лип - в сентябре; у кленов - в сентябре; у тополя - в ноябре; у осины - в сентябре; у калины - в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков) >> .

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца - личинка - стрекоза. Яйца - гусеница - куколка - бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги "Зелёные страницы! или "Великан на поляне" (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги "Зелёные страницы".

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка - лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушка
жаба
ящерица
змея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной - дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди - белка, сойка, мышь. Рябина - дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек - резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название...

ИГРА "Высокий дуб"

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: "Люба!". Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида - Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Или рассказ берем со странички: Доклады о животных красной книги >>

Страница 70. Осенняя прогулка.

Фото для вклейки: