Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Объяснение десяти заповедей, данных моисею. Курс «Новая Жизнь

Заповеди Божии можно сравнить с законами природы: и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют друг друга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основу человеческой душе. Разница между ними та, что материя, безусловно, подчиняется физическим законам, человек же свободен подчиняться или не подчиняться нравственным законам. В предоставлении человеку свободы выбора заключается великая милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться, даже – уподобляться Богу . Однако, нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки.

Сознательное нарушение заповедей Божиих ведет к духовному и физическому вырождению, рабству, страданию и в конце концов – к катастрофе. Так, например, еще до того, как Бог создал наш видимый мир, трагедия произошла в ангельском мире, когда гордый Денница восстал против Творца и вместе с другими ангелами образовал свое царство, ставшее местом мрака и ужаса, именуемое адом. Другая трагедия произошла в жизни человечества, когда наши прародители и Ева нарушили заповедь Божию, в результате чего зараза греха непослушания перешла к их потомкам, и жизнь людей наполнилась преступлениями, страданиями и несчастьями. К катастрофам меньшего размера надо отнести всемирный потоп в наказание современников Ноя; уничтожение городов Содома и Гоморры; разрушение сначала Израильского, а потом – Иудейского царства при Навуходоносоре и, вторичное, в 70 году нашей эры; падение Византийской и Русской империи и многие другие бедствия, которые постигают страны за грехи их народа.

Сравнивая далее законы природы с Заповедями Божиими, надо сказать, что законы природы временны и условны: они появились вместе с физическим миром и с ним же, вероятно, прекратят свое существование. (Таково мнение некоторых современных ученых). Нравственные же законы – вечны. Они содержат основные моральные нормы, которые неизменны , потому что отображают собой сущность вечного и неизменяемого Творца.

Основы нравственного закона заложены Творцом в самую духовную природу человека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в душе человека с законом в Священном Писании , мы видим, что они имеют одно содержание: Заповеди Божии в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью.

В этой брошюре мы поговорим о Десяти Заповедях Божиих, которые лежат в основе всех законодательных систем, как древних, так и современных. Вкратце расскажем об обстоятельствах, при которых эти заповеди были даны и раскроем их значение в жизни христианина.

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возникает народ, призванный верить и служить Богу, из которого в последствии произошли великие пророки, апостолы и святые первых веков христианства. Из него же родился по плоти Сам Спаситель мира – Господь .

Об обстоятельствах получения Десяти Заповедей повествует книга Исход в 19–20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив – две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: «Скажи... сынам израилевым: ...если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом» (). Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны» (). Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.

Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в “Ковчеге завета” (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом. (Местонахождение каменных скрижалей с Десятью Заповедями – неизвестно. Во 2-й главе Вторая книга Маккавеев повествует, что при разрушении Иерусалима Навуходоносором в 6-м столетии до Р.Х. пророк Иеремия спрятал каменные скрижали и некоторые другие принадлежности храма в пещере на горе Нево. Гора эта находится в двадцати километрах на восток от места впадения реки Иордан в Мертвое море. Перед самым вступлением израильтян в Обетованную землю (1400 лет до Р.Х). на этой же горе был похоронен пророк Моисей. Неоднократные попытки найти скрижали с Десятью Заповедями не увенчались успехом). Эти заповеди мы здесь приводим:

О почитании святых икон: Отвергать почитание святых икон и других религиозных предметов, ссылаясь на вторую заповедь – неправильно. Икона, изображающая Святую Троицу или Спасителя, в православном понимании не воспринимается православным человеком, как божество, но как напоминание об истинном Боге. Икона передает в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Здесь изображение является символом на таких же правах, как и слово.

Молясь перед иконой, православные люди воздают честь не веществу, из которого икона сделана, но Тому, Кто на ней изображен. Человек так устроен, что его зрение, слух и другие чувства имеют огромное влияние на его мысли и духовное настроение. Гораздо легче обращаться мыслью к Спасителю и сознавать Его близость, когда видишь перед собой Его пречистый лик, или крест, нежели когда перед тобой пустая стена или что-либо отвлекающее твою мысль от молитвы.

Не противоречит второй заповеди и почитание святых угодников Божиих, их икон и мощей (святых останков). Святые – наши старшие братья. у нас один, а ангелы и святые являются нашими помощниками в деле спасения и заступниками перед Богом. Мы обращаемся к ним, прося молиться о нас перед престолом Божиим и помогать нам в добром. Ведь Сам Господь повелел: «Молитесь друг за друга». Как мы знаем из Евангелий, Господь часто по молитве одних, помогал тем, за которых они молились. Надо понять, что человек призван спасаться не в одиночку, но именно в Церкви – в этой великой семье, в которой все должны помогать друг другу достичь спасения. Мы, верующие на земле и святые на небе составляем одну духовную семью.

Поучительно то, что Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить золотых херувимов на крышке Ковчега Завета. Господь сказал Моисею: «Сделай их на обоих концах крышки… Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов». Господь повелел Моисею также выткать изображения херувимов на завесе, отделявшей Святилище от Святое Святых, и на внутренней стороне виссонных (из дорогой шерстяной материи) покрывал, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии ().В храме Соломона находились скульптурные и вышитые изображения херувимов на всех стенах и на церковной завесе (; ). И обновлены были херувимы на крышке Ковчега Завета (). «Когда храм был готов, слава Господня (в виде облака) наполнила храм» (). Изображения херувимов были угодны Господу, и народ, взирая на них, молился и преклонялся.

Изображений Господа Бога в Скинии и в храме Соломона не было потому, что в течение большей половины ветхозаветной жизни люди не удостоены были видеть Господа. Не было изображений ветхозаветных праведников, потому что тогда люди еще не были искуплены и оправданы (; ). По преданию, Сам Господь послал чудесное изображение Своего Лика эдесскому князю Авгарю, названное позже “Нерукотворным” образом. Помолившись перед образом Христовым Авгарь исцелился от своей болезни.

Св. евангелист Лука, врач и живописец, писал и оставил, по преданию, после себя иконы Божией Матери. Некоторые из них находятся в нашем отечестве – России. С этих изображений Спасителя и Девы Марии христиане потом делали копии, многие из которых Господь прославил чудесами. Так возникли чудотворные иконы.

Третья заповедь Закона Божия

«Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно».

Этой заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например: в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей заповеди являются: божба, т.е. легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога во свидетели в пустых житейских делах.

Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением, потому что оно обладает величайшей силой. Человеческому слову с призванием имени Божия повинуется природа, о чем существует немало рассказов в Библии . Книга Деяний Святых Апостолов повествует о многих чудесах и изгнании бесов, совершенных именем Христовым. Поэтому имя Божие следует употреблять, собрав свои мысли, – в молитве и в серьезной беседе о Боге. Употребление Его имени в клятве или присяге разрешается только в исключительно важных случаях ().

Имя Божие, призываемое с вниманием и благоговением на молитве, привлекает к человеку Божью благодать, приносит свет уму и радость сердцу. Ни при каких обстоятельствах нельзя разрешать себе шуток и разговоров в храме.

Четвертая заповедь Закона Божия

«Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему».

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете праздновалась суббота (“Шаббаш” по-древнееврейски значит “покой,”) как воспоминание о творении Богом мира: «И благословил седьмой день и освятил его, ибо в этот день Бог почил от дел Своих» (). После вавилонского пленения иудейские книжники стали объяснять заповедь о субботнем покое слишком формально и ригористично, запрещая в этот день вообще что-либо делать, даже доброе. Как видно из Евангелий, книжники и Спасителя обвиняли в “нарушении субботы,” когда Он в этот день кого-либо исцелял. Господь объяснял им, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (). Иными словами, субботний покой установлен для физической и духовной пользы человека, а не для порабощения его и лишения доброй деятельности. Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.

В апостольское время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения. Однако, в первый день после субботы, в воскресенье, иудеи-христиане собирались для молитвы и причащения. Так уже в первое столетие христианской эры возникло празднование воскресного дня. Обращая язычников в , апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день. Постепенно суббота уступила место воскресенью, которое стало повсеместно отмечаться, как день, посвященный Богу, в исполнение четвертой заповеди. Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые леня тся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: «шесть дней трудись». Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.

Православным христианам следовало бы возобновить в себе духовное горение христиан первых веков и стараться каждое воскресение причащаться святых Тайн Тела и Крови Христовых.

Пятая заповедь Закона Божия

«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле».

Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался (; ).

Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали...». «Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу» (, ; ).

Что касается отношения к посторонним людям, то Христианская вера учит необходимости оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ().В духе этого апостольского наставления христианину следует уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту. Грешат те молодые люди, которые не уважают старших и стариков, считая их людьми отсталыми, а их понятия – отжившими. Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: «Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего» ().

Но если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога» () должно быть готовым претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало.

Шестая заповедь Закона Божия

«Не убивай».

Этой заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни – у других людей или у самого себя. есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.

Самоубийство есть тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются еще грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против промысла Божия. Ужасно еще то, что человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в своем грехе, потому что после смерти покаяние не действительно. Чтобы не отчаиваться, надо помнить, что временные страдания посылаются нам для спасения души. Все праведники наследовали Царство Небесное через свои страдания. Притча о богатом и Лазаре ярко иллюстрирует значение земных страданий (). При испытаниях надо помнить, что бесконечно добр. Он никогда нам не пошлет страданий выше наших сил, и при страданиях нас укрепляет и утешает.

Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но способствует убийству или допускает других до убийства. Например: судья, осуждающий подсудимого, невинность которого ему известна; всякий, кто помогает другим совершать убийство своим приказанием, советом, согласием; кто укрывает убийцу и тем способствует совершению новых преступлений; всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда мог бы это сделать; всякий, кто тяжелым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих подчиненных и тем сокращает их жизнь; всякий, кто невоздержанием и различными пороками разрушает свое здоровье. Человек бывает виновен в убийстве даже если убил другого человека нечаянно, потому что допустил неосторожность. Уничтожение зародыша в утробе матери причисляет к убийству. Ряд церковных законов налагают строгие епитимии на лиц, повинных в этом грехе. (Смотри 2-е и 8-е правила св. , 21-е правило Анкирского собора и 91-е правило 6-го Вселенского Собора).

Говоря о грехе убийства, Господь повелел нам искоренять в своем сердце те чувства злобы и мести, которые толкают человека на этот грех ().Согласно Евангельскому учению, «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.

Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство – духовное. Совершает духовное убийство тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни. Ведь оба эти состояния являются духовной (). Спаситель сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» ().

В качестве противодействия чувствам злобы и мести, Господь учил Своих последователей любить всех людей, в том числе и своих врагов: «Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного» ().

Примечание: Как следует смотреть на войну и на смертную казнь преступников? Ни Спаситель, ни Его апостолы не диктовали гражданским властям, как те должны решать свои государственные и общественные проблемы. Христианская вера ставит себе целью преобразить самое сердце человека. Пока зло живет внутри людей, войны и преступления – неизбежны. Если же люди станут лучше, то и войны и преступления прекратятся.

Несомненно, что война есть зло. Но войну оборонительную следует признать, как меньшее зло, в сравнении с допущением неприятеля на территорию своей страны и всех последствий агрессии. Убийство на войне церковь не рассматривает, как частный человека, когда воин идет “отдать душу свою за ближних своих”. Среди воинов существуют и святые, прославленные чудесами: св. великомученик Георгий, св. благоверный князь Александр Невский, святые Федор Тирон, Федор Стратилат и другие. Смертная казнь преступника относится также к общественному злу и может быть объяснима необходимостью уберечь благонамеренных граждан от большего зла – грабежа, насилий и убийств.

Запрещая насильственное отнятие жизни, христианская вера учит спокойно смотреть на смерть, когда неизлечимая болезнь подвела человека к ее порогу. Является неправильным употреблять героические средства, чтобы продлить часы умирающего. Лучше помочь ему примириться с Богом и мирно отойти в вечность, где мы все встретимся.

Седьмая заповедь Закона Божия

«Не прелюбодействуй».

Этой заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, неженатым же быть целомудренными – чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешить против седьмой заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства, как то: сквернословие, “пикантные” анекдоты, бесстыдные песни и пляски, смотрение соблазнительных фильмов и фотографий, чтение безнравственных журналов. Объясняя седьмую заповедь в Нагорной проповеди , Господь говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ().

Чтобы избегать нечистых желаний, надо греховные мысли пресекать при самом их возникновении, не давая им возможности овладеть нашими чувствами и волей. Господь, как сердцевед, знает, как трудно человеку бороться с плотскими соблазнами, поэтому Он учит нас быть решительными и беспощадными к себе, когда они приходят: «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было брошено в геенну» (). Здесь – образная речь, которую можно перефразировать так: Если кто-либо так дорог тебе, как твой собственный глаз или рука, но соблазняет тебя, то не медля прекрати всякое общение с соблазнителем. Лучше тебе лишиться его дружбы и услуг, чем вечной жизни.

Относительно же обязанности супругов хранить взаимную верность Господь сказал: «Что сочетал, того человек да не разлучает» ().

Тяжелым грехом против седьмой заповеди является гомосексуализм. Развратники всячески пытаются этот оправдать. Этот постыдный грех апостол Павел строго бичует в первой главе своего послания к Римлянам (ст. 21–32). Древние города Содом и Гоморра были истреблены Богом именно за этот грех (-я глава, смотри соборное послание ап.

Десятая заповедь Закона Божия

«Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему».

Этой заповедью Господь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время, как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, эта последняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает нас стремиться к душевной чистоте. Всякий начинается с нехорошей мысли. Если человек на этой мысли останавливается, то возникает греховное желание. Желание толкает человека на самый поступок. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше – в мыслях.

Зависть-это яд для души. Как бы человек не был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало и он всегда будет недоволен. «Мерзость пред Господом – помышления злые» и «Дьявольской завистью вошел в мир» (, ). Чтобы не поддаваться чувству зависти надо благодарить Бога за его милости к нам, недостойным и грешным. Нас следовало бы истребить за наши преступления, а Господь терпит, да еще посылает нам Свои милости. Ради нас Сын Божий пролил Свою пречистую кровь. Апостол наставляет: «Имея пропитание и одежду будем довольны тем. А желающие обогащаться впадут в искушение и сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (Иисус Христос ответил: «Соблюдай заповеди!» и перечислил заповеди, здесь приведенные ().

Суммируя их, мы видели, что первая заповедь призывает нас поставить Бога в фокусе наших мыслей и стремлений; вторая – запрещает преклоняться перед чем-либо или служить чему-либо, вместо Бога и учит не порабощаться страстями; третья – учит благоговеть перед Богом и Его именем; четвертая – посвящать Ему седьмой день недели и вообще часть своей жизни; пятая – учит почитать родителей и вообще старших. Следующие четыре заповеди внушают уважение к ближнему и запрещают причинять ему какое-либо зло: лишать его жизни или вредить его здоровью, посягать на его семейную жизнь, его имущество и ронять его честь. Наконец, последняя заповедь запрещает завидовать и призывает к сердечной чистоте.

Таким образом, Десять Заповедей дают людям то основное нравственное руководство, которое необходимо для созидания, как частной, так и семейной и общественной жизни. показывает, что, пока государство в своем законодательстве руководится этими моральными принципами и заботится о соблюдении их, жизнь в стране течет нормально. Когда же оно отступает от этих принципов и начинает попирать их, будь это тоталитарное или демократическое государство, жизнь в стране приходит в расстройство и катастрофа надвигается.

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Не убивай.
  2. Не прелюбодействуй.
  3. Не кради.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Это значит:

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это - благодаря Богу. Способность семени расти, травы - дышать, человека - жить - суть способности Божии. Все эти способности - собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Это означает:

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, - имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.

Это значит:

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой - вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Это значит:

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Это значит:

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того - на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, - лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

А это значит:

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

А это значит:

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

А это значит:

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание - это семя греха. Греховный поступок - это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

четвертая, наиболее забытая и пренебрегаемая всеми заповедь:

I.

«Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

II.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода , ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

III.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

IV.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Гос-подь день субботний и освятил его.

V.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

VI.

Не убивай.

VII.

Не прелюбодействуй .

VIII.

Не кради.

IX.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

X.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:2-17).

А соблюдаем ли мы четвертую заповедь закона Божьего?

ОСОБЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ

Это единственная заповедь, в которой подробно рассказывается история

ее происхождения: «...ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:11) .

О том, как в самом начале времен, еще до того, как человечество начало свое шествие по земле, Бог за шесть дней сотворил наш мир, а в седьмой день находился в покое, записано также в первых главах Библии:«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел

Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:1-3).

Читая четвертую заповедь закона Божьего, мы видим, что день покоя, суббота, отмечена тремя Божественными деяниями:

- Он почил в седьмой день;

- Он благословил седьмой день;

- Он освятил седьмой день.

Согласно четвертой заповеди, мы видим три важных момента воли Божьей о нас:

- по примеру своего Творца в субботу человек должен покоиться;

- соблюдая субботний покой, мы обретаем заложенное в нем Божье благословение;

- необходимо относиться к субботе как к святому, то есть отделенному, особенному дню недели.

Господь сделал седьмой день недели торжественным, радостным событием и дал его человеку как величайшее благо. Суббота - это памятник творению, счастливый праздник, когда люди, свободные от трудов и забот, могут целый день быть вместе с Богом, наслаждаясь общением с Ним. Суббота напоминает о счастливом времени в Едемском саду, когда человека и Бога ничто не разделяло. Она также указывает на то, что когда на земле будет истреблен грех, человек и Бог будут вновь вместе.

Недельный цикл уникален. Объяснение ему невозможно найти в астрономии. Все остальные закономерности, связанные со временем, например, деления на дни, месяцы, годы, диктуются астрономическими законами. Деление же времени на недельные циклы, завершающиеся днем покоя в общении с Богом, определено только Библией.

Подобно тому, как мы празднуем свой день рождения, стремясь в этот день быть вместе с родными и близкими, так и Господь призвал нас каждую неделю в субботу быть вместе с Ним: «Помни день субботний, чтобы святить его».

Субботу нельзя поставить в ряд обычных праздников, ведь она является днем поклонения Богу. Если мы пренебрегаем ее благословениями и занимаемся в это освященное, отделенное Господом время какими-то повседневными

делами, то показываем тем самым свое неуважение к Создателю и Его закону.

Слово «суббота » означает «покой», «отдых». Это день, в который наш Небесный Царь посылает особенный мир в сердца Своих детей. В этот день мы можем, оставив все заботы и тревоги, испытать счастье общения с Ним.

По Господнему замыслу, суббота должна побуждать человеческий разум к размышлению над великими делами Божественной мудрости, сотворившей Вселенную и все живое. Библия, духовное общение с верующими людьми и книга природы в этот день особенным образом обращаются к нашему разуму и сердцу. Назначение субботы - постоянно напоминать человеку о любви Создателя. Ее соблюдение сохранит нас от идолопоклонства, безбожия, неверия и черствости. Вот что написал об этом Давид в своем псалме на день субботний:

«Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи, на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим:

я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! Дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того» (Псалтирь 91:2-7).

ПОЧЕМУ СУББОТА - СЕДЬМОЙ ДЕНЬ?

Наверное, у Вас возник вопрос: «Согласно нашему календарю, суббота - это шестой день недели, а не седьмой. Почему же он в заповеди назван седьмым?» Действительно, в современном российском гражданском календаре суббота является шестым днем недели. Но так было не всегда.

В древние библейские времена этот день являлся седьмым, а неделя начиналась

с воскресенья. Такой порядок во многих странах остается и поныне, что можно видеть в большинстве календарей мира. Существуют доказательства того, что и в нашей стране недельный цикл, называемый в старину «седмицей», долгое время официально начинался с воскресенья. Об этом свидетельствуют названия дней недели.

Первый день даже после принятия Русью христианства назывался не «воскресеньем», а «неделей» (на Украине до сих пор он именуется «недиля»).

Вот что говорится об этом в толковом словаре Владимира Даля:

«Неделя - от не делать, не работать; воскресенье, воскресный день. Церковь… счет начинает не по-граждански - с понедельника, а по-церковному - с воскресенья (недели)» (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 2-й. С.1346).

Итак, если первый день седмицы назывался «неделей», то второй, следующий после него - понедельником (т.е. идущим после недели). Затем вторник, второй день после недели, и среда. Среда именовалась так, потому что она находилась как раз посередине седмицы - до нее три дня (неделя, понедельник, вторник) и после нее три дня (четверг, пятница, суббота).

Завершалась седмица субботой, седьмым днем. Таковым он и яв-ляется согласно Священному Писанию.

Суббота была освящена Богом, чтобы приносить людям покой, радость и благословение. Только Создатель может освятить определенный день и сделать его особенным. Человеку, даже если он меняет календарь, неподвластно изменить Божью заповедь.

СОБЛЮДЕНИЕ ХРИСТОМ БИБЛЕЙСКОЙ СУББОТЫ

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению

Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Евангелие от Луки 4:16).

Иисус соблюдал субботу. В субботу Он находился в доме молитвы и открывал людям глубокие духовные истины. Придя на землю, Он стал для нас примером во всем, чтобы показать, как «исполнить всякую правду » (Евангелие от Матфея 3:15). Это означает праведный образ жизни, послушное и искреннее следование Слову Божьему. Нигде в Библии мы не встречаем упоминания о том, что Иисус отменял или не соблюдал святой день. Всегда Он чтил его.

Таким образом, мы видим, что Христос ожидал, что все Его последователи будут соблюдать субботу и после Его воскресения. Книжники и фарисеи имели неправильное понимание того, как нужно исполнять четвертую заповедь. Они придумали к ней великое множество правил и ограничений, следование которым никак не способствовало духовному развитию человека, но делало соблюдение субботнего покоя тягостной обузой. Вот как обличены они в Писании:

«И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, - там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены» (Книга пророка Исаии 28:13). Иисус говорил про них: «…связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их…Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие (Евангелие от Матфея 23:4,24 ). Одно из основных обвинений иудейских учителей, направленных против Иисуса Христа, заключалось в том, что Он якобы не следует заповедям Божьим, нарушая субботний покой. Но на самом деле, единственное, что Спаситель не соблюдал - это бессмысленные человеческие постановления относительно четвертой заповеди, извращавшие ее благословенную суть.

«И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул,

и стала рука его здорова, как другая» (Евангелие от Марка 3:1-5).

«Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро» (Евангелие от Матфея 12:11,12).

«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Евангелие от Марка 2:27,28). (

Иисус участвовал в процессе сотворения нашего мира вместе со Своим Отцом и Святым Духом, и вместе с Ними Он, оставаясь в покое в седьмой

день, освятил и благословил его. Поэтому, по праву Создателя, Христос является Господином субботы. «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… все Им и для Него создано » (Послание к Колоссянам 1:16).

Спаситель освящал субботу через дела милости и любви к людям, открывая им ее благотворное влияние. Он боролся против того, чтобы суббота становилась для верующих днем их самоправедности.

Своим примером Иисус показал, как следует исполнять четвертую заповедь, чтобы иметь покой и для тела, и для разума, и для души. Если мы хотим обрести мир Божий, «который превыше всякого ума » (Послание к Филиппийцам 4:7) , мы должны помнить об этом особенном дне, который Он сотворил для нас.

Насколько сегодня важна заповедь о соблюдении субботы? Так ли уж необходимо неукоснительно следовать ей? Вот какие слова сказал о соблюдении закона Иисус Христос:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Евангелие от Иоанна 14:15).

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо

и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Евангелие от Матфея 5:17-19).

Как видим, ничто не должно быть изменено в нравственном законе хотя бы на йоту (йота - это небольшая черточка, служащая для того, чтобы отличать одну букву от другой. Она очень мала и напоминает значок над русской буквой «й»). Таким образом, по словам Иисуса, закон Божий незыблем, навечно утвержден на небесах. Исполниться он должен целиком. Нарушение же его ведет к необратимым духовным последствиям.

Всякий, нарушающий одну из заповедей, становится нарушителем всего нравственного кодекса. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Послание Иакова 2:10).

Соблюдение заповеди о субботе, так же как и всех остальных, является критерием нашей любви к Господу. Конечно, если человек никогда ничего не знал об этом Божьем повелении, но жил в согласии со своей совестью, храня в сердце тот свет истины, который ему был открыт Духом Святым, он не будет осужден за нарушение заповеди о субботе. Но тот, кто, имея полноту знания библейского учения, сознательно переступает через закон Творца, может оказаться в числе погибающих богоотступников.

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день… Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем… И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут » (Евангелие от Иоанна 12:48; 15:22; от Луки 12:48).

За несколько столетий до рождения Христа пророк Исаия сказал: «Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон» (Книга пророка Исаии 42:21). Иисус Христос подтвердил значимость и неизменность закона Творца. Все десять заповедей, переданных Богом Моисею на Синайской горе, соблюдались Христом, включая и заповедь о субботе.

СЛЕДУЯ ПРИМЕРУ ИИСУСА

В начале времен Отец, Сын и Дух Святой, завершив творение мира, в субботу находились в покое от трудов Своих. Когда Иисус Христос на Голгофском кресте закончил дело спасения человечества, Он также покоился в гробнице в седьмой день.

Ученики Христа после Его смерти соблюдали субботу по примеру своего Учителя.

«День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Евангелие от Луки 23:54-56).

Павел был призван Богом проповедовать языческому миру благую весть о спасении через Христа. Находясь среди народа, привыкшего к идолопоклонству, живущего вразрез с законом Божьим, апостол свято соблюдал покой седьмого дня. В Коринфе в течение полутора лет каж-дую субботу он учил людей библейским истинам.

«Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов... И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» ( Деяния святых Апостолов 18:4,11).

В Деяниях мы читаем, что Павел проповедовал по субботам и в Антиохии Писидийской, и у реки близ города Филиппы, и в Фессалониках:

«Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели… При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу… В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие… В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами… Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам» (Деяния святых Апостолов 13:14,42,44; 16:13; 17:2,3).

Апостол Иоанн умер последним из двенадцати апостолов около 100 года н.э., приблизительно спустя 70 лет после вознесения Христа. Он написал пять книг, вошедших в Библию: Евангелие, три Послания и От-кровение. Нигде в своих писаниях он не говорил об изменении субботней заповеди и перенесении празднования святого дня Господня на какой-либо другой день.

Среди других апостолов также никогда не возникало вопроса, явля-ется ли библейская суббота Господним днем.

В последней книге Библии перед нами открывается картина Второго пришествия Христа. Вот как ученик Иисуса описывает тех, кто с упованием ожидает этого славного события:

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса » (Откровение 14:12). Перед возвращением Господа на нашу землю

Его народ через исполнение нравственного закона, в который входит и заповедь о субботнем дне, будет хранить Ему верность.

«И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела» (Откровение 14:13-15).

Итак, в последние дни люди, соблюдающие заповеди Божьи и веру-ющие в Иисуса, будут отделены от остальных. Они являются как раз той драгоценной жатвой, которую вскоре придет собрать Сын Божий.

Когда искупленные вступят на новую Землю, суббота Христова будет для них особенно счастливым днем - временем встречи и общения с Богом лицом к лицу.

«Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и …имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Книга пророка Исаии 66:22,23).

В Земле обетованной не будет нарушителей святости субботнего покоя. Уже сегодня, начиная готовиться к грядущей вечности, будем помнить о важности соблюдения субботы Господней.

ОБРЕТЕНИЕ НЕБЕСНОГО ПОКОЯ

«И дал им заповеди Мои и объявил им Мои постановления, исполняя

которые, человек жив был бы чрез них; дал им также субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я - Господь, освящающий их» (Книга пророка Иезе кииля 20:11,12).

Суббота является знамением жизни, освященной Господом. Апостол Павел пишет, что Господь «сделался для нас… освящением » (1 Послание к Коринфянам 1:30) и что «мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела » (Послание к Ефесянам 2:10).

Соблюдая субботний покой, человек свидетельствует этим, что знает истинного Бога, Который создал все Иисусом Христом и Который через Него искупляет и освящает грешника, преобразует его сердце и приводит его в гармонию со Своей волей.

Если мы будем правильно относиться к этому уникальному знаку созидательной силы Творца, то и на нас изольются обильные благословения Господни:

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли… уста Господни изрекли это» (Книга пророка Исаии 58:13,14).

Все мы осознанно или неосознанно стремимся к внутреннему миру и гармонии в душе. Иметь радость в Господе - это то, чего особенно недостает каждому жителю нашей многострадальной планеты. Прислушаемся же к обетованиям о духовном покое, посылаемом тем, кто послушно исполняет Божьи заповеди:

«О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя как волны морские» (Книга пророка Исаии 48:18);

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Книга пророка Иеремии 6:16);

«Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Псалтирь 118:165);

«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится» (Псалтирь 90:1);

«Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Книга пророка Исаии 48:22).

Обращаясь через Своего пророка к жителям Иерусалима с призывом святить седьмой день, Бог обещает им награду за послушание и предупреждает о наказании за неповиновение:

«Так говорит Господь: берегите души свои, и не носите нош в день субботний, и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим, которые, впрочем, не послушались и не приклонили уха своего, но сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления.

И если вы послушаете Меня в том… чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою, то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно… А если не послушаете Меня… то возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет» (Книга пророка Иеремии 17:21-25,27).

Многократно указывал Господь на то, что субботу следует соблюдать как знамение завета между Ним и Его народом, как знак дарованного Им мира. Говорил Он и о том, что послушание должно исходить из глубины сердца и быть искренним:

«О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! » (Второзаконие 5:29).

Но снова и снова Израиль нарушал постановления живого Бога. Народ отвернулся от истинного Творца небес и земли и стал поклоняться языческим лжебогам. Привязавшись к идолам, люди забыли о назначении субботы как святого дня Господня. Из-за своего упрямства и непокорности они были лишены обещанных благословений и наказаны грозными судами Вседержителя. Из истории мы знаем, что иудеи подверглись нападению, были разорены и уведены в плен вавилонским царем. После освобождения и возвращения на родину они уже не смог-ли вернуть ей прежнюю славу, а вскоре снова оказались под властью завоевателей, став подданными Римской империи.

«...Я поклялся рассеять их по народам и развеять их по землям за то, что они постановлений Моих не исполняли, и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы Мои, и глаза их обращались к идолам отцов их. И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы» (Книга пророка Иезекииля 20:23-25).

А какой смысл заключен в субботе для нас, современных христиан? Мы почитаем Бога, единого Творца неба и земли. Он не изменился в Своем совершенстве, как не изменился и Его великий закон. Суббота, установленная при сотворении, на протяжении всех веков оставалась символом покоя и жизни в Боге. День Господень помнили и святили Адам и Ева, древние патриархи и пророки, жившие еще до возникновения Израиля, Спаситель Иисус Христос и Его ученики, а также множество преданных Богу людей во все периоды земной истории. Изменилась ли каким-нибудь образом значимость субботы в наши дни? Вслушаемся в слова апостола Павла:

«Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Послание к Евреям 4:1,2,9,10).

И в наше время суббота дарует небесный покой всем, кто помнит и соблюдает ее. Она является частичкой вечности на бренной земле, прообразом грядущего Царства Небесного. Она приоткрывает дверь в славное будущее, о котором в Библии сказано:

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце

человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Послание к Коринфянам 2:9).

Так же, как в начале земной истории соблюдение субботы было частью Господнего замысла, так и сегодня эта заповедь продолжает выражать неизменную волю нашего Создателя. Проникая духовным взором в глубь веков к месту Голгофской казни, у ног распятого за нас Агнца Божьего мы обретаем душевный мир. Возносясь верою к небесам в день субботний, у престола нашего Творца и Искупителя мы находим блаженный покой.

«Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь… Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь » (Книга пророка Исаии 54:10; 57:19).

Итак, для нас, христиан, живущих перед концом земной истории, по слову Божьему остается библейское «субботство», то есть соблюдение святости субботнего покоя. Мы святим седьмой день не для того, чтобы быть спасенными, но радуясь, что мы спасены. Соблюдение субботы - это знак того, что мы благодарны Господу и храним Его закон, записанный у нас в сердце и разуме.

Хотите ли Вы обрести мир, «который превыше всякого ума » (Послание к Филиппийцам 4:7) , душевный покой, который предлагает нам Христос? Стремитесь ли Вы «поступать так, как Он поступал » (1 Послание от Иоанна 2:6) ? Примите субботу как знамение своего единства с Господом!

У одного очень загруженного бухгалтера появились серьезные проблемы со зрением. Долгие часы работы за компьютером дали о себе знать. Он отправился к врачу, чтобы заменить очки. Но окулист, вместо того, чтобы выписать новый рецепт, посоветовал ему дать отдых глазам.

Это невозможно, - возражал бухгалтер, - моя профессия требует постоянной работы за письменным столом!

Вы можете продолжать работать как обычно. Но каждый час вставайте

из-за письменного стола, подходите к окну и смотрите вдаль. После длительного напряжения это даст отдых вашим глазам.

Так и суббота для нас означает приглашение отдохнуть от обыденных вещей, заполняющих нашу повседневную жизнь, и посмотреть вдаль, на вечное. Суббота помогает нам вылечиться от духовной близорукости, «перефокусировать» очи своего разума и сердца на истинные, непреходящие ценности.

«Дорогой Господь, сотворивший небо и землю, подаривший жизнь всему сущему во Вселенной! Благодарю Тебя за то, что однажды Ты создал меня и поддерживаешь каждый день. Благодарю Тебя за чудный день покоя, когда можно отложить все дела, забыть о своих тревогах и заботах и насладиться общением с Тобой, познанием Твоей мудрости и любви, Твоей святой воли. Помоги мне всегда помнить о субботе, соблюдая ее по заповеди. Пусть Твое удивительное обетование о мире и радости исполнится в моей жизни. Да будет за все Тебе слава - Отцу, Сыну и Духу Святому! Аминь».

Прежде чем начать рассуждения на тему о Христовых заповедях, сначала определимся с тем, что закон Божий - это как та путеводная звезда, которая указывает человеку путешествующему его дорогу, а человеку божьему - дорогу в Царствие Небесное. Закон Божий всегда означал свет, согревающий сердце, утешающий душу, посвящающий разум. Какие они - 10 заповедей Христа - и чему они учат, попробуем кратко разобраться.

Заповеди Иисуса Христа

Заповеди дают главную нравственную основу для человеческой души. О чем говорят заповеди Иисуса Христа? Примечательно, что у человека всегда есть свобода в том, чтобы подчиняться им или нет, - великая милость Божия. Она дает человеку возможность духовно расти и совершенствоваться, но и налагает на него ответственность за совершающиеся поступки. Нарушение хоть одной заповеди Христа ведет к страданиям, рабству и вырождению, в общем, к катастрофе.

Вспомним, когда Бог создал наш земной мир, то в ангельском мире произошла трагедия. Гордый ангел Денница восстал против Бога и захотел создать свое царствие, которое теперь именуется Адом.

Следующая трагедия произошла, когда Адам и Ева не послушали Бога, и их жизнь познала смерть, страдания и нищету.

Другая трагедия случилась во времена Всемирного потопа, когда Бог наказал людей - современников Ноя - за неверие и нарушение законов Божиих. За этим событием происходит уничтожение Содома и Гоморры тоже за грехи жителей этих городов. Дальше наступает разрушение Израильского, а за ним Иудейского царства. Потом падет Византия и Русская империя, а за ними будут и другие несчастья и бедствия, которые обрушатся Божиим гневом за грехи. Нравственные законы вечны и неизменны, а кто не будет соблюдать заповеди Христа, тот будет уничтожен.

История

Самым важным ветхозаветным событием является получение людьми от Бога десяти заповедей. Моисей принес их с Синайской горы, где учил его Бог, и высечены они были на двух каменных скрижалях, а не на тленной бумаге или другом веществе.

До этого момента еврейский народ представлял собой бесправных рабов, работающих на Египетское царство. После возникновения синайского законодательства создается народ, который призван служить Богу. Из этого народа потом вышли великие святые люди, и от него же родился сам Спаситель Иисус Христос.

Десять заповедей Христа

Ознакомившись с заповедями, можно увидеть в них некую последовательность. Итак, заповеди Христа (первые четыре) говорят о человеческих обязанностях по отношению к Богу. Пять следующих определяют человеческие взаимоотношения. А последняя призывает людей к чистоте помыслов и желаний.

Десять заповедей Христа выражены очень кратко и с минимальными требованиями. В них определяются границы, которые не стоит переступать человеку в общественной и личной жизни.

Первая заповедь

Первая звучит: «Я - Господь твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме меня». Это означает, что Бог является источником всех благ и руководителем всех человеческих поступков. И поэтому человек всю свою жизнь должен направить на познание Бога и своими благочестивыми поступками прославлять имя его. В этой заповеди указывается, что Бог един на всем белом свете и других богов иметь недопустимо.

Вторая заповедь

Во второй заповеди говорится: «Не создавай себе кумира…» Богом запрещается человеку создавать себе воображаемых или вещественных кумиров и преклоняться перед ними. Кумирами для современного человека стало земное счастье, богатство, физическое удовольствие и фанатичное преклонение перед своими лидерами и вождями.

Третья заповедь

Третья говорит: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Человеку запрещается употреблять имя Господа неблагоговейно в житейской суете, в шутках или пустых разговорах. Грехами являются богохульство, кощунство, клятвопреступление, нарушение обетов, данных Господу и т.д.

Четвертая заповедь

В четвертой говорится о том, что надо помнить день субботний и свято проводить его. Шесть дней нужно работать, а седьмой посвятить Богу своему. Это значит, что шесть дней в неделю человек трудится, а в седьмой день (субботу), должен изучать слово Божие, молиться в храме, а значит, посвящать день Господу. В эти дни нужно заботиться о спасении души своей, вести благочестивые беседы, просвещать ум религиозными знаниями, посещать больных и заключенных, помогать бедным и т.д.

Пятая заповедь

В пятой говорится: «Почитай отца и матерь свою…» Бог повелевает всегда заботиться, уважать и любить своих родителей, не оскорблять их ни словом, ни делом. Великий грех - неуважение отца и матери. В Ветхом Завете за этот грех наказывали смертью.

Шестая заповедь

Шестая гласит: «Не убивай». Эта заповедь запрещает забирать жизнь у других и у себя. Жизнь - великий дар Божий, и только он устанавливает человеку пределы земной жизни. Поэтому самоубийство - это есть самый тяжелый грех. В самоубийство кроме самого убийства вкладываются еще и грехи маловерия, отчаяния, ропот против Господа и восстание против его промысла. Всякий, кто питает чувство ненависти к другим, желает смерти ближним, заводит ссоры и драки, тот грешит против этой заповеди.

Седьмая заповедь

В седьмой написано: «Не прелюбодействуй». В ней указывается, что человеку нужно быть, если он не женат, целомудренным, а если женат, хранить верность мужу или жене. Чтобы не грешить, не нужно устраивать бесстыдные песни и танцы, смотреть соблазнительные фотографии и фильмы, слушать пикантные анекдоты и т.д.

Восьмая заповедь

Восьмая говорит: «Не кради». Бог запрещает присваивать имущество другого. Нельзя заниматься воровством, грабительством, тунеядством, взяточничеством, лихоимством, а также уклоняться от долгов, обвешивать покупателя, утаивать найденное, обманывать, удерживать зарплату наемного работника и т.д.

Девятая заповедь

Девятая указывает: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Господь запрещает человеку давать ложные показания против другого на суде, совершать доносы, клеветать, сплетничать и злословить. Это дело дьявольское, ведь слово «дьявол» означает «клеветник».

Десятая заповедь

В десятой заповеди Господь учит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его…» Здесь людям указывается на то, что надо учиться воздерживаться от зависти и не иметь нехороших желаний.

Все предшествующие заповеди Христа учили преимущественно правильному поведению, а вот последняя обращается к тому, что может происходить внутри человека, к его чувствам, мыслям и желаниям. Человеку всегда нужно заботиться о чистоте душевных помыслов, ведь любой грех начинается с недоброй мысли, на которой он может остановиться, и тогда возникнет греховное желание, которое будет подталкивать на неблагоприятные поступки. Поэтому нужно научиться пресекать свои нехорошие мысли, чтобы не нагрешить.

Новый Завет. Заповеди Христа

Кратко суть одной из заповедей Иисус Христос изложил так: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим". Вторая же, подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Это и есть самая главная заповедь Христа. Она дает то глубокое осознание всех тех десяти, которые четко и ясно помогают понять, в чем выражается человеческая любовь к Господу и что этой любви противоречит.

Для того чтобы новые заповеди Иисуса Христа приносили пользу человеку, необходимо сделать так, чтобы они руководили нашими мыслями и поступками. Они должны проникать в наше мировоззрение и подсознание и всегда находиться на скрижалях нашей души и сердца.

10 заповедей Христа - это основное нравственное руководство, необходимое для созидания в жизни. Иначе все будет обречено на уничтожение.

Праведный царь Давид писал, что блажен тот человек, который выполняет закон Господа и размышляет о нем и днем, и ночью. Он будет как то посаженное в потоках вод дерево, которое принесет плод свой в свой час и не увянет.