Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

История пьянства в России: от древности к современности. Лечение наркомании

Само слово «наркотик» известно более двух тысяч лет. Греческое слово «наркотикос» означает «приводящий в оцепенение».

Считается, что впервые употребил его Гиппократ для описания сильнодействующих веществ, которые вызывают паралич или потерю чувствительности.

Марихуана и прочий опиум для народа

С наркотиками в нынешнем понимании человечество встретилось задолго до Гиппократа.

Еще шумеры более пяти тысяч лет назад были знакомы со свойствами опийного мака. В их языке опиум назывался словом, которое в переводе означало радость.

Наряду с марихуаной опиум – один из древнейших наркотиков.

Марихуана – продукт переработки одной из разновидностей конопли (каннабиса), содержащей максимальное количество действующего вещества – дельта-9-тетрагидроканнабиола.

Опиум получается из высушенного макового млечного сока и содержит около 20 действующих веществ-алкалоидов, главные из которых – морфин, кодеин, тебаин и папаверин.

Эти два наркотика и одурманивали человечество на протяжении двух последних тысячелетий. Впрочем, использовали их и в медицинских целях – в основном, для обезболивания.

Помните известное «религия – опиум для народа» (если быть точным, «религия – опиум народа») Карла Маркса? Знаменитый немец указывал на то, что религия не только дурманит, но и помогает людям пережить боль их невыносимого существования.

XIX век

Широкое распространение наркомании началось в XIX веке. Этому способствовали два открытия.

В 1803 году из опия научились получать морфий . Он обладал более сильным действием и использовался как обезболивающее средство.

Еще через 50 лет, в 1853 году, французский врач Шарль Праваз и шотландский доктор Александр Вуд придумали шприц , с помощью которого морфий стали вводить внутривенно.

Бытовало мнение, что морфий, в отличие от опиума, не вызывает зависимости, поскольку зависимость – это «свойство желудка». В результате уже из лазаретов Крымской войны многие солдаты возвращались наркоманами.

Четверть века спустя английский химик Александр Райт добавил к молекуле морфина две ацетильные группы и получил диацетилморфин.

С 1898 года немецкая фирма «Байер» стала продавать диацетилморфин как средство от кашля. Название придумали «героическое» – героин . Только через 15 лет врачи заметили, что пациенты злоупотребляют этим препаратом.

Одновременно с героином в употребление вошел и кокаин . Хотя листья коки были известны с древности и применялись как психостимуляторы индейцами Южной Америки еще до нашей эры, главное действующее вещество листьев – алкалоид кокаин – удалось выделить только в 1855 году.

С 1879 году кокаин стали применять в медицине как обезболивающее средство. Первоначально, с 1885 по 1906 годы, кокаин содержала и знаменитая кока-кола .

Осознание беды

С конца XIX века во всем мире начало крепнуть убеждение, что наркотики наносят огромный вред . В это же время появляются подозрения о наркотической сущности кокаина и героина. В начале XX века в США случилась даже так называемая «кокаиновая паника».

23 января 1912 года в Гааге было подписано первое в мире международное соглашение о контроле за оборотом наркотиков – Международная опиумная конвенция или Конвенция де Ла Айа.

В ней говорилось, что «обязующиеся державы должны приложить все возможные усилия для осуществления контроля, в том числе и силового, всех лиц, производящих, продающих, распространяющих и экспортирующих кокаин и их производные, а также для учета зданий, в которых эти лица содержат подобные производства и торговые места».

Постепенно кокаин и героин были запрещены повсеместно , а морфин остался как обезболивающее при терминальных стадиях онкологических заболеваний.

Однако к этому времени производство наркотиков превратилось в крупный преступный бизнес.

XX век стал веком синтетических наркотиков . Часть из них синтезировалась как лекарства, например, амфетамины . Поначалу их применяли в войсках во время Второй мировой войны для снятия усталости и повышения работоспособности солдат и только после Вьетнамской запретили к применению.

Та же судьба постигла и самый известный галлюциноген – диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД) , который поначалу использовался в лечебных целях в психиатрии.

Современное понимание

Сейчас словом «наркотик» принято называть вещество, которое удовлетворяет трем критериям:

Медицинский . Лекарство, которое воздействует на нервную систему и изменяет психику. Именно это действие на психику и провоцирует его немедицинское применение. Синонимы ВОЗ – психоактивное или психотропное вещество.

Социальный . Немедицинское применение вещества широко распространено и наносит значительный вред людям и обществу в целом.

Юридический . Вещество включено в перечни наркотических средств контрольными органами.

Почти во всех странах все вышеупомянутые наркотики запрещены. При ООН действует Комиссия по наркотическим средствам. В России контроль за оборотом наркотиков осуществляет Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.

К сожалению, список запрещенных веществ пополняется почти каждый год.

Пишу в своем блоге серию постов, посвященных истории употребления наркотиков, в том числе и как лекарств. Добралась до опиумных войн.
Посты содержат субъективный взгляд на историю, проблему наркотиков и большое количество стереотипов. Так что подумайте, надо ли вам оно.


1840-1842
Начало первой опиумной войны.

В Европе середины 19го века творился военный бардак. Франция мерилась письками с Пруссией. Непонятно для чего, между прочим – деньгами и властью там и не пахло. Был Бисмарк с шилом в заднице и ещё Россия, которая позорно сливала в Турецкой компании. Ну да, ещё США – они разогревались антиантирасистскими настроениями перед гражданской войной.
И только крохотный кусок скал – самый хитрожопый и расчетливый не принимал участия во всем этом хаосе. Англия страна маленькая и суровая. Возлагать серьезных надежд на родную землю было неразумно. Поэтому англичане непрерывно что-то колонизировали и захватывали. И очень успешно, надо сказать.

Самую большую ошибку, которую может совершить военный и политик – это недооценить Англию. Не знаю, известно ли читателям, но исторически королева Елизавета 2 до сих пор является главой не только Великобритании, но и Канады и Австралии. Китайцы про это не знали. Они думали, что они самые умные, а европейцев презрительно называли варварами и попытались их перехитрить. Феерическая наивность!

За триста лет, кстати, практически ничего не изменилось, как и сегодня – Китай заполнял рынок своими дешевыми товарами и ничего не покупал. Как и сегодня, Китай был самой густонаселенной страной с большим количеством платежеспособного населения. Пропустить мимо себя такой жирный кусок Англия не могла.

Была только одна проблема – умный китаец наотрез отказался пускать хитрого купца на свои территории. И англичане решили уладить этот вопрос дипломатически. Воевать они не хотели. Война - это деньги, силы и жизни. Поэтому действовать Англия упорно и вежливо – засылала послов, давала взятки и подарки, но ничего, ровным счетом ничего не менялось.
Ситуацию хорошо резюмируют слова императора Цяньлун, сказанные им в 1793 году лорду Маккартни, послу Георга III: «Нам никто не нужен. Возвращайтесь к себе. Забирайте свои подарки!»

История о взаимоотношениях Англии и Китая напоминает мне взаимоотношения США и России во времена перестройки. Медленно и верно Англия разваливала Китай так, как это делали США. И если в начале девяностых штаты использовали для развала жвачку и джинсы, то Англия сделала упор на опий, именно он исподволь играл важнейшую роль в хитросплетениях военного хаоса 19го века.

Кстати, история опиумной войны может послужить прекрасным руководством для менеджеров по продажам. Англичане использовали самые современные методы. Тут был и маркетинг, и экономическая разведка, и системы прогнозирования рынка, и блистательный шпионаж. Когда стадия сбора информации о Китае было закончена, накал страстей превысил все ожидаемые нормы, найден повод и подготовлена армия, англичане перешли к силовому захвату китайского рынка.

Вели они себя крайне методично. Динамика военных действий выглядела примерно таким образом «Маленькая победа – большие переговоры, маленькая победа – большие переговоры». После каждой очередной победы и каждого неудачного переговора требования англичан возрастали. Китай сдавал позиции. Поняв, что пропускают что-то важное и, сделав небольшой перерыв, подкатили США и Франция.

В результате захватчики подсадили Китай на опиум, получили кучу денег и ещё Гонконг – который Англия сделала одним из главных экономических узлов и вернула обратно только в 1997 году.

Однако, на редкость неприятное место...


1856-1860
Вторая опиумная война была куда более быстрой и победоносной. Китай снова рыпнулся, снова проиграл, снова позорно сдал позиции и был окончательно сломлен

Вообще, делая сноску, замечу, что вторая опиумная война интересна аномалией на территории Китая – Тайпинским государством. Во-первых, эти психи посмели рыпнуться не только на ослабленный Китай, но и на непотопляемую Англию. Во-вторых, главой государства был христианин... В общем, очень занятная страница в истории.

1861-1865г.
Гражданская война в США, более известная как война Севера и Юга.
В истории употребления опия эта войне отведена важная роль. Опий (а точнее - морфий), являлся в то время ходовым обезболивающим. Из-за своей доступности он широко применялся на войне. Слово «наркомания» в то время ещё не существовало, поэтому среди инвалидов войны, крепко подсевших на морфий, закрепился термин «army disease» - армейская болезнь, по сути, являвшейся ничем иным, как морфиновой зависимостью.

1870-1871г.
Франко-Прусская война – это очень смешная война. Пожалуй, самая смешная из всех, что мне известны. Читая сухие исторические очерки, моя фантазия все время играет со мной разные шутки. То я представляю себе французов, которые искали повод к войне дольше, чем воевали. То взъерепенившегося Бисмарка. То Россию, которая, как обычно, на бронепоезде – самая фрикнутая и труднопроходимая труднодоходимая. Естественно, что Англия в этом бардаке не учувствовала – будь там Англия, лулзов стало бы куда меньше.

В истории употребления опиума эта война известна тем, что там впервые начали применять внутривенно морфий, в качестве солдатского наркотика. За двадцать лет до этого был изобретена полая игла и шприц.

1874 год.
Думаю, что после вышеописанного ни для кого не будет удивительным, что именно английский ученый, спустя 15 лет синтезировал диацетилморфиин в то время продававшийся как детское средство от кашля.

По сравнению с возрастом человека современного типа — homo sapiens (не менее 40 тыс. лет) время потребления отдельными народами слабоградусного алкоголя, вроде пива, коротко: максимум 4-10 тыс. лет. Ещё короче время потребления крепкого алкоголя, типа водки, полученного путём перегонки — не более 500 лет. То есть потребление слабоградусных алкогольных изделий по времени составляет не более 10 — 25%, а крепких алкогольных изделий — не более 1,25% возраста «человека разумного».

C переходом к позднепервобытной производящей общине, с VIII-II тыс. до н. э., жители материка Евразия начали изготавливать и потреблять слабоградусные алкогольные изделия, полученные путём естественного сбраживания: пиво, мёд (как хмельной напиток), а позднее в южных районах и виноградное сухое вино. Открыв наркотические свойства алкоголя, первобытные люди стали принимать алкоголь в ритуальных, обрядовых целях на нечастых сезонных пирах, которые были необходимым условием поддержания дружественных межобщинных и внутриобщинных связей. Причём, приём алкоголя не являлся самоцелью, а был частью общего праздника, пить допьяна было не принято.

В Древней Греции пили мало, и только разбавленное вино, которое смешивали в соотношении 1:3, 1:4 (одна часть вина и три-четыре части воды). А если учесть, что крепость натурального вина не превышает 12-13%, то нетрудно подсчитать, что крепость вина, которое пили в те времена, не превышала 3-4 градусов. Кроме того, для повседневного употребления вино разбавляли даже в пропорции 1:20. Косвенными свидетельствами о характере употребления алкоголя в то время являются литературные памятники, эпитафии. Вот надпись на могильном камне (Каллимах, 310 — 240 гг. до н. э.): «Пьяницу Эрасиксена сгубили винные чаши: выпил несмешанными он сразу две чаши вина ».

Но даже тогда, когда вино было принято разбавлять водой, существовало пьянство и представление об опьянении, как о чём-то постыдном и недопустимом. В Древней Греции винопитие осуждали Гомер, Геродот, Каллимах, Полемон, Феокрит.

В Древнем Риме отношение к алкоголю поначалу также было сдержанным, существовало много запретов и ограничений: запрещалось пить вино мужчинам, не достигшим 30-летнего возраста, а женщинам — всю жизнь. Когда же пьянство захлестнуло Римскую Империю, она пала. Как римляне теряли города во время нашествий варваров, рассказано в ряде документов: уже враг стоит у стен, а отцы города покидают пирушку только тогда, когда враги уже по существу входят в город.

Вопреки расхожим представлениям, эпикурейцы как философское течение, прославляющее наслаждение жизнью, к алкоголю относились очень сдержанно, а сам Эпикур вел почти трезвый образ жизни. Абсолютно воздерживался от вина математик Пифагор и того же требовал от своих учеников. ; Добровольным безумием называли пьянство Аристотель и Сенека.

Во всех древних культурах безоговорочно запрещалось пить вино детям, а во многих — и женщинам.

Дистиллированный спирт из виноградного вина стали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что значит «одурманивающий». Первую бутылку дистиллированного спирта изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина в спирт сразу же резко усугубила пьянство. Те, кто первыми заглянули в алкогольную пропасть, первыми и осознали пагубные последствия алкоголя. Видимо, именно это и послужило поводом для запрета алкоголя основоположником ислама Мухаммедом (Магомет, 570-632). Этот запрет впоследствии был введён в свод мусульманских законов — Коран (VII в). С тех пор на протяжении 12 веков в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступников жестоко карали.

Крепкий алкоголь также научились получать в средневековье в Западной Европе путём возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, одним из первых это первым сделал итальянский монах Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние опьянения, алхимик заявил, что открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым. В 1260 году ирландские монахи научились дистиллировать хлебное вино, которое получило название «виски». С тех пор алкоголь быстро начал распространяться по всему миру. Особенно значительное распространение крепкий алкоголь в Европе получил после изобретения в начале XIX столетия «шнапса» — водки из картофеля.

Почти трезвой была Древняя Русь. Существует миф о том, что пьянство является старинной традицией нашего народа. Русский историк и этнограф профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Аналогичные выводы делает Иван Прыжов в своей фундаментальной работе «История кабаков в России в связи с историей русского народа». Он указывает, что русские пили в основном слабоградусные «напитки». Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из неё каждый отпивал несколько глотков. Пить допьяна было не принято. Как говорится в русских сказках: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».В будни никаких спиртных «напитков» не было, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Крепость сухих вин, завозимых из Византии, была тоже невелика — от 9 до 14 градусов. Более того, в домосковской Руси вино было принято разбавлять водой, как в Греции и Византии (1:3 или 2:5). Все «напитки» были домашнего производства и не являлись предметом коммерции.

Согласно исследованию Н.П. Загоскина (1851-1912), в России пили мало и в средние века. По Устюжской Уставной грамоте 1614 года населению дозволялось варить и держать в домах крепкие пития на 4 праздника: Великий День (Пасха), Дмитриевскую субботу, Николин день и на Масленицу. А в Пермской Уставной грамоте 1553 года даже указывалось, что разрешение варить хмельные пития распространялось лишь на «лучших людей», чтоб «порухи меж ними и убийства не было ».

Б. Кутырев провёл исследование по двум книгам — «Сказание о русской земле» Нечволодова (1913) и «Иностранцы о древней Москве, XV-XVII века (сборник архивных материалов) и приводит следующие высказывания иностранцев о нравах на Руси.

Барбаро Иосафат, венецианский купец и дипломат, был на Руси в 1436-1452 гг.:

«Великий князь Иоанн издал запрещение изготовлять брагу и мёд и употреблять цветы хмеля в чём бы то ни было. Таким образом, обратил их к хорошей жизни ».

Сигизмунд Герберштейн, австрийский дипломат в России:

«…русским, за исключением немногих дней в году, запрещено пить мед и пиво, а телохранителям одним только предоставлена полная свобода пить, и поэтому они отделены от сообщения с остальными, чтобы прочие не соблазнялись ».

Александр Гваньини, комендант Витебска 1569-1587 гг.:

«Василий III построил слободу «Наливки» для солдат своей гвардии и других иноземных солдат — поляков, немцев, которые по природе своей любят пьянствовать».

Матфей Меховский, польский епископ (начало XVI в.):

«Во избежание пьянства, царь запрещает под страхом лишения жизни, держать в домах мёд и другие опьяняющие напитки, кроме двух-трёх раз в году, с разрешения государя ».

Климент Адамс, мореплаватель. Был в России в 1553-1554 гг.:

«На пиру у царя в честь английского посольства было 100 человек гостей. Обед кончился, когда были уже зажжены свечи (потому что наступила ночь). И царь простился с обедавшими, назвав всех по именам ».

(Попрощаться по именам с сотней гостей, из которых многие иностранцы, под силу только трезвому человеку!).

Михалон Литвин:

«В Московии же нет нигде шинков, и если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имения конфискуются, прислуга и соседи, живущие на этой же улице, наказываются, а сам хозяин навсегда сажается в тюрьму.

Так как московитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами… ».

Нечволодов: «Под влиянием татарского ига стало заметно усиливаться общее огрубление нравов, образованность падала, а развивались пьянство и любовь к грубым зрелищам, между прочим, к кровавым кулачным боям ».

В.В. Похлёбкин, историк и этнограф, автор фундаментальной работы «История водки» указывает, что в целом виноделие, медоварение и пивоварение на Руси, как и в других странах, носили «патриархальный (домашний или общинно-артельный характер, были тесно связаны с религией и ритуальными обычаями, восходящими к языческому культу предков и загробных верований», «использовались для важных, государственных, торжественных, религиозно-политических целей… Поэтому все эти «напитки» рассматривались не просто как алкогольные, но в первую очередь как священные…, а потому традиционно не связывались с фискальными (финансовыми — прим. автора) интересами классового государства ».

Если русские традиционно пили мало, то откуда тогда взялся миф об «извечном русском пьянстве»? По мнению доктора политических наук В. Мединского, этот миф был сочинен нашими европейскими соседями, которые пили куда больше, чем русские, но которых сильно беспокоила растущая мощь России. Поэтому они стали внушать, что это русские — пьяницы, а не они, тем самым программируя на пьяное поведение своих соперников.

XIV-XV вв. явились переломными в производстве алкоголя в России. В 1386 году русские впервые ознакомились с виноградным спиртом, ввезенным из Кафры (Крым) генуэзскими купцами.

На Руси сырьём был не виноград, а зерновые. Создание винокурения на Руси В.В. Похлёбкин связывает с периодом апогея экономического развития сельского хозяйства, когда появились излишки хлеба в результате применения трёхполья, т. е. в 40—70-е гг. XV века. Предположительно хлебное вино впервые стали выкуривать в Московском государстве. Однако в XV-XVI вв. словом «водка» обозначали лекарства в аптеке — настои, отвары, водка значит «разбавленная водой». Закономерно, что хлебное вино, разбавленное водой, тоже стали называть водкой. Но лишь в XVIII веке это слово стало впервые употребляться в официальном языке. Получается, что слово «водка» для обозначения алкогольного изделия применяется немногим более 200 лет. А история того изделия, которое называется водкой сегодня (чистый спирт, разбавленный водой), согласно недавнему исследованию Б.В. Родионова, вообще началась лишь в 1895 году с введением государственной питейной монополии.

Винокурение стало одним из технических открытий феодального общества — оно возникло в эпоху перехода от патриархальщины к рыночно-денежному хозяйству. На смену бесконтрольному производству домашних «напитков» приходит жёсткая, беспощадная, скрупулёзно проводимая «государственная регалия» на выделку хлебного спирта. Появляется государственная монополия на производство и сбыт , ведь сырьё крайне дешёвое, и в отличие от напитков, получаемых натуральным путём, производство спирта значительно дешевле и прибыль в десятки и сотни раз перекрывает стоимость сырья. Так было положено начало пьяной традиции в России: пьянство стало насаждаться «сверху». ;

При Иване III организуются первые кабаки. Корчмы , где можно было не только выпить, но и поесть, уничтожаются, вместо них создаются кабаки — исключительно питейные заведения. При Иване Грозном продажа водки разрешена только опричникам царя. В царевых кабаках должны были пить крестьяне и посадские. А власть имущим было дозволено «курить» вино для домашнего употребления.

Во главе царевых кабаков были поставлены целовальники. Их называли так, потому что они «целовали крест и клялись, что весь доход будут направлять в казну». Работа целовальника была выборной, считалась повинностью и не оплачивалась. Со временем в сознании народа сложился образ целовальника, умеющего грабить не только для государства, но и для себя.

Целовальникам были даны большие права. Малейший недобор угрожал им царевой немилостью, а увеличение сбора сулило почести. За недобор денег в казну миряне подвергались правежу — избиению тростью. Каждый подвергался правежу ежедневно до тех пор, пока не выплачивал долга.

Как отмечал Э.И. Дейчман, в кабаках XVII века висело объявление: «По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси… питухов от кабаков не отзывать, не гоняти — ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне оной, покуда оных питух до креста не пропьется ». Получается, что пьянство насаждалось сверху из корыстных побуждений — пополнить казну. Фактически для крестьян и посадских людей был введён дополнительный налог. Однако это было только начало спаивания.

Значительный вклад в насаждение пьяных традиций в России внёс Пётр I. Образ настоящего «европейского времяпровождения» сформировался у этого царя ещё в юном возрасте и позже вылился во «Всепьянейший Собор» с его пьяными ассамблеями и принудительным пьянством, которое часто заканчивалось под столом. Собор был своего рода «общественной организацией», устав которой лично подписал Петр. Главное требование устава было: «Быть пьяным во все дни и не ложиться трезвым спать никогда ». Низости, творимые Петром и его сподвижниками, историки сравнивают с бесчинствами безбожников в 1920-е гг., когда безбожники с черепами на палках бегали по храмам, матом орали в церкви и блевали на алтарь. Трезвых, как страшных грешников, при Петре торжественно отлучали от всех кабаков в государстве, а еретиков, борцов с пьянством, предавали анафеме.

Винокурение и насаждение пьянства сразу же привели к социальным последствиям — росту пьянства, возникновению новых, более свободных моральных норм и отношений, к возникновению новых конфликтных ситуаций, росту городского нищенства.

Особенно безудержной алкогольной эксплуатации наш народ стал подвергаться в первой половине XIX века, когда появилось фабричное производство водки и когда повсюду были открыты кабаки с продажей водки днем и ночью. Тогда-то и появилась проблема не просто пьянства, а алкоголизма, что вылилось в конечном итоге в массовое трезвенническое движение и установление «сухого закона» («право местного запрета») (1914-1925 гг.).

Следующая волна спаивания народа приходятся на конец 20-30-х гг. ХХ столетия после снятия всех ограничений на производство и продажу алкоголя (после отмены «сухого закона»). В сороковые годы роковую роль в распространении пьянства сыграли наркомовские 100 граммов на фронте во время Великой Отечественной войны: многие бывшие фронтовики стали алкозависимыми.

И новая волна спаивания — в 60-е гг., когда в средствах массовой информации развернулась лживая пропаганда «умеренного», «культурного» потребления алкогольных изделий. Одновременно был запущен эффективный экономический механизм спаивания. Алкогольно-табачная выручка стала распределяться не через центральный бюджет, а уходила в местный, что «вдохновило» местные власти на наращивание более лёгкого и куда более прибыльного производства алкоголя и табака по сравнению с другими товарами. Как грибы после дождя, стали расти на всем пространстве СССР и, особенно в России, спиртзаводы. Повышенное предложение при поддержке пропаганды «умеренных» доз и привело к стремительному росту пьянства.

Наконец, последняя волна спаивания, самая беспрецедентная за всю историю России, началась после поражения горбачёвской антиалкогольной кампании в 90-е гг. XX и первое десятилетие XXI веков.

Сравним данные о потреблении алкоголя в дореволюционной России, СССР и современной России в течение XX в. (в литрах абсолютного — 100-процентного — алкоголя на душу населения в год). Используются расчёты видного советского социолога И.А. Красноносова и современного исследователя эпидемиологии потребления алкоголя и его последствий, доктора медицинских наук А.В. Немцова:

Из приведённых данных видно, что в 1914 году, когда российское общество считало алкогольную ситуацию настолько чрезвычайной, что это вынудило царя Николая II ввести «право местного запрета», в России пили в 3-4 раза меньше, чем в 2009 году!

Таким образом, легенда о том, что мы «всегда так пили», даже с учётом последних трёх-четырёх «пьяных» десятилетий, не соответствует действительности.

Табак

Обычай курить табак впервые появился в цивилизациях, практикующих человеческие жертвоприношения и магические ритуалы. Считается, что новейшая история табака началась в 1492 году и неразрывно связана с именем Христофора Колумба. Главной целью экспедиции Колумба было открытие новых торговых путей, желание разбогатеть. Колумб был адмиралом испанского флота, и в своих поисках новых путей к Индии, по ошибке «открыл» Америку. Но по дороге в Америку он попал со своей командой на группу островов, которая получила название Западно-Индийские острова.

Когда он высадился на эти острова, то обнаружил, что аборигены, которых Колумб называл индейцами, курят внушительных размеров трубки, скрученные из листьев какого-то растения, выпуская изо рта клубы дыма. Это были первобытные «сигары», которые сами индейцы называли «Табаккос».

Поначалу табак курили сами моряки, а также портовые проститутки, криминальные элементы, портовые рабочие.

Вскоре табак стало популярным и среди высших классов испанского и португальского общества, и связана эта популярность, прежде всего с именем Жано Нико, сына бедного нотариуса, который благодаря своему трудолюбию и талантам попал в португальский двор. Экспериментируя с выращиванием табака в садах Лиссабонского двора, он стал изучать лечебные свойства свежих табачных листьев. Он вылечил одного из своих знакомых, страдающих болезнями носа, компрессами из свежих табачных листьев, затем даму с дефектами кожи тем же способом избавил от абсцесса на щеке. Путь к известности для Нико был открыт.

Во Франции, после ранней смерти своего сына пришла к власти Екатерина Медичи. Страдая мигренями, она обратилась к Нико, и тот рекомендовал ей растертые в порошок листья табака в качестве нюхательного средства. Лечение королеве помогло, и вскоре весь королевский двор стал нюхать табак вне зависимости от мигрени и прочих недомоганий.

Екатерина Медичи оказала Нико огромную поддержку в его табачных начинаниях, табак стали выращивать во всех королевских садах, а потом и по всей Франции, а оттуда распространился на всю Европу.

В XVIII веке сигары были популярны уже при всех дворах Европы.

Русской царице Екатерине II присылали сигары, украшенные шелковыми ленточками, чтобы её пальчики не впитывали табачный запах и не желтели, касаясь табачных листьев.

Как видно из выше изложенного, распространению табака способствовала вера в его целебные свойства, а также мода на его употребление, которую ввели королевские особы. В наши дни табак успешно применяют в борьбе с огородными и садовыми вредителями, а свежие литья табака поедают даже животные. Но табак становится опасен, когда в высушенном виде превращается в табачный дым или применяется для рассасывания во рту.

Табак в России был под запретом вплоть до правления Петра I, который, находясь в Европе, сам пристрастился к табаку, вернувшись, разрешил его свободный ввоз и продажу.

По мере распространения табака предприимчивые люди быстро смекнули, что на табаке как веществе, вызывающим зависимость, можно неплохо зарабатывать, что и стало главной движущей силой по его дальнейшему распространению.

Распространению табакокурения в России в ХХ столетии способствовали русско-японская, Первая и Вторая мировые войны.

Размер папиросы в Первую мировую войну соответствовал калибру патрона, чтобы в случае необходимости быстро перестроить производство одного средства массового уничтожения на другое с наименьшими затратами.

Во время Второй мировой войны Адольф Гитлер так формулировал свою политику в отношении ненавистных ему славянских народов: «Никаких прививок, никакой медицины, никакого образования, только водка и табак».

На рубеже тысячелетий на Западе табачному капиталу пришлось изрядно потесниться после серии успешных судов против табачных фирм, которые провели обычные граждане. По утверждению главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, Западная Европа планирует к 2020 году полную ликвидацию производства и продажи сигарет. Курение всё больше становится сомнительной привилегией «неполноценных» народов.

Изгоняемые из США и Европы, табачники нашли рынок сбыта в России. С начала 90-х годов началось небывалое распространение курения табака в России, и Россия стала одной из самых курящих стран мира. Производство сигарет в России только с 1995 по 2007 гг. выросло с 250 до 400 миллиардов штук.

Табакокурение в истории Европы и особенно России является относительно недавним приобретением и насчитывает всего несколько веков. Не курили известные герои русской литературы Онегин и Печорин. Ещё в конце XX столетия почти не курили российские женщины, а в школах курили в основном только «трудные» дети. Разговоры о том, что мы всегда так курили, — опасный миф, который дезориентирует общественное мнение и мешает принять адекватные меры в борьбе с курением табака.

Наркотики

Выводы к главе 3

  1. История человечества значительно древнее, чем история алкоголя. Потребление слабоградусных алкогольных изделий по времени составляет не более 10-25%, а крепких алкогольных изделий — не более 1,25% возраста «человека разумного».
  2. Когда были обнаружены свойства некоторых веществ изменять сознание, они были тотчас взяты под контроль вождями племен, жрецами, шаманами. Первоначально наркотики применялись только в религиозных культовых и медицинских целях. Социальная история наркотиков начинается позже и первое время ограничивается ритуальным употреблением в честь различных значимых событий: смены времён года, удачной охоты, сбора урожая и т.п.
  3. Распространению наркотиков часто способствует слепая вера людей в безобидность их употребления и их мифические целебные свойства. Распространению наркотиков нередко способствуют и заблуждения интеллектуалов, которые спешат поделиться своими «открытиями» с остальным миром.
  4. Социальная история всех «легальных» и «нелегальных» наркотиков свидетельствует, что они нередко становятся средствами манипулирования людьми, экономической и политической эксплуатации. Как правило, насаждение пороков начинается «сверху».
  5. Главный исторический урок состоит в том, что насаждение наркотиков всех мастей и видов, держится на лжи и обмане, целью которой является эксплуатация, стремление жить за чужой счёт.

Шесть тысячелетий назад в Годайн-Тепе, торговой фактории шумеров на территории современного Западного Ирана, люди пили пиво и вино. В 1992 г. химики определили, что осадок на дне глиняных кружек, найденных в развалинах древнего города, - следы вина или пива. Все кружки были обнаружены в одной комнате. Ученый добавил, что, «похоже, здесь выпивали очень серьезно». Жители Шумера одними из первых на земле придумали письменность, создали сложное общество, состоявшее из процветающих городов-государс тв, хозяйство которых опиралось на ирригацию, сельское хозяйство и развитую торговлю.

Производство пива началось в Месопотамии примерно за 8000 лет до нашей эры, почти одновременно (или даже раньше) с началом возделывания ячменя для изготовления хлеба.

Археологи уже давно не могут прийти к единому мнению, что было первой целью тех, кто одомашнил ячмень: хлеб или пиво?

Какова же история появления алкоголя?

Есть и другие свидетельства того, что человечество познакомилось с алкоголем уже во времена палеолита. Об этом говорит как этимология, так и изучение доживших до XX в. культур каменного века.

В распоряжении людей каменного века были, скорее всего, перебродивший фруктовый сок (вино), перебродившее зерно (пиво) и перебродивший мед (хмельной мед). Этимология позволяет предположить, что самым первым хмельным напитком был мед. Слово mead - от mede (средневековый английский) и meodu (англо-саксонски й) - происходит от древних слов языков индо-европейской группы, таких, как methy (греческий) и madhu (санскрит). В санскрите и в греческом это слово обозначало одновременно «мед» и «пьянящий напиток».

То, что именно мед, а не зерно или фрукты, связывается с опьянением, как раз и может свидетельствоват ь, что мед раньше начали использовать для производства спиртных напитков.

Большинство доживших до наших дней культур каменного века знакомы с алкоголем. Первые европейские исследователи Африки и Нового света часто сталкивались с тем, что алкоголь играет важную роль в туземных культурах. Индейцы с восточного побережья Северной Америки, например, изготовляли алкоголь, сбраживая сок березы или сахарного клена.

Страницы истории употребления алкоголя

Тысячелетиями алкоголь использовали для лечения и в религиозных церемониях, но также и для увеселения. Согласно Ветхому Завету, праотец Ной «выпил вина и опьянел».

Месопотамская цивилизация оставила нам одно из первых клинических описаний опьянения и один из первых рецептов средства от похмелья. Месопотамский врач рекомендует: «Если человек выпил крепкого вина, оно ударяет в голову, и он забывает слова, его речь делается сбивчивой, мысли - путаными, а глаза блуждающими. Чтобы исцелить его, возьми лакрицы, фасоли, олеандра... смешай с маслом и вином до прихода богини Гула (т.е. до захода солнца), а утром, прежде восхода солнца и утренней любви, дай ему этого, и он исцелится».

Один из немногих дошедших до нас памятников 17-й династии Египта, примерно во время правления Хаммурапи, представляет собой записанный иероглифами крик души придворной дамы. «Пришли мне восемнадцать чаш вина, - взывает она. - Знаешь ведь, я люблю пьянство!» Это было свойственно и другим египтянам той эпохи. Пьянство уже стало нередким явлением и встречалось во всех слоях общества - от скромных земледельцев до богов (или правящего класса). Празднества часто оканчивались тем, что гости, мужчины и женщины, напивались до блевотины, и это никого не шокировало.

В исторических документах мы находим не только описания пьянства, но и призывы к умеренности. В династическом Египте был создан явно первый в истории трактат о пользе воздержания от пьянства. Воздержание рекомендовал даже такой образец умеренности, как Чингисхан: «Воин не должен напиваться чаще чем раз в неделю. Было бы еще лучше, если бы он совсем не напивался, но не стоит рассчитывать на невозможное». Ветхий Завет осуждает пьянство, но не алкоголь. «Дайте сикеру погибающему, - требует книга Притчей

Соломоновых, - и вино огорченному душею; Пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании».

Библейское «сикера» (крепкое вино) - это, вероятнее всего, вино неразбавленное. Она «растворила вино свое», сообщает книга Притчей Соломоновых; обычным напитком евреев была смесь вина с водой.

Александр Великий занимает свое место в бесконечно длинной цепи злоупотреблявших вином военачальников. Согласно Плутарху, Александр в 330 г. до нашей эры, за семь лет до смерти, спьяну сжег царский дворец в Персеполе. Пьяный Александр с факелом в руке возглавлял процессию бражников, славивших Диониса, и первым запалил здание, о чем, протрезвевши наутро, горько сожалел. Последний год жизни Александра был отмечен пышными кутежами, и не исключено, что это и ускорило его кончину.

Плутарх описывает массовую оргию, организованную в 325 г. до нашей эры Александром и его македонским войском: «Ни один не имел при себе шлема, щита или копья, но каждый сжимал в руках чашу, кубок или рог Для вина, которыми они черпали из больших бочек, и одни пили не покидая шествия, а другие - развалившись на обочине». История войн полна подобными сценами.

Алкоголь был «источником опьянения» в иудео-христианск ой культуре. «Пьянство - это развлечение христиан, неизвестное туркам и персам», - триста лет назад написал Конгрейв. Нельзя сказать, что турки и персы были вовсе незнакомы с вином, но они и в самом деле предпочитали другие дурманящие вещества, прежде всего те, что получают из мака и конопли.

Уровень употребления алкоголя

Один из мифов нашего времени гласит, что именно напряженность жизни причина массового обращения к алкоголю как к источнику разрядки. Это неверно. Самый высокий уровень подушевого потребления алкоголя в США отмечен в начале XIX в., когда любимыми напитками населения были виски и сидр, - примерно шесть- семь галлонов на человека (27-30 литров). Причина в том, что виски и сидр проще было перевозить, Чем зерно и яблоки. До появления железных дорог транспортабельно сть была важным качеством, особенно для тех, кто в кочевых телегах двигался на Запад.

В Великобритании пик пьянства был достигнут в се-редине XVIII в., во время «эпидемии джина», когда пинта этого напитка продавалась за несколько пенни. В истории, возможно, не было другого периода, когда бы улицы города заполняло такое количество пьяных, как в Лондоне во времена Хогарта. Сегодня в Великобритании на душу населения пива потребляется меньше, чем 100 лет назад. Потребление вина уменьшилось, но потом опять начало расти в конце 1960-х гг., когда импортные пошлины снизились и начало сказываться влияние европейского Общего рынка.

На уровень потребления влияли доступность питьевой воды, падение цен на чай, кофе и какао, сделавшее их массовыми напитками, а также смягчение нравов под действием движения за отказ от спиртного.

В последние годы в США и в большинстве стран Запада потребление алкоголя постепенно снижается. Но ничего подобного мы не наблюдаем в России и в Польше. По статистике, в США годовое потребление чистого ал-коголя составляет чуть меньше трех галлонов (13,5 л) на человека (старше 14 лет). Оценка базируется на данных об уплате налогов. Сбыт алкоголя, не облагаемого налогом, как в сети снабжения военных баз, сюда не входит, поэтому вполне возможно, что уровень подушевого потребления здесь занижен. К тому же при расчете уровня потребления учитывается только население штата, так что, когда граждане другого штата приезжают к соседям за более дешевой выпивкой, у последних уровень подушевого потребления оказывается завышен. В таких местах, как столичный

Вашингтон, и в других туристических центрах все выпиваемое приезжими записывается на счет местных жителей, что также завышает оценки.

Потребление спиртного в США снижается, несмотря на то что люди стали пить меньше спиртных напитков, не облагаемых налогом. Число их тоже уменьшилось. В ряде отсталых районов страны прежнему процветанию самогоноварения пришел конец. Производство самопальных алкогольных напитков прежде было семейным бизнесом, но теперь в США все виды семейного бизнеса пребывают в упадке.

Любопытны изменения в структуре потребления спиртных напитков. Американцы стремятся похудеть, а потому стали пить больше «легкого» пива (меньшей калорийности), чем обычного. В области крепких спиртных напитков американцы теперь отдают предпочтение «беленьким» (водка и джин) и меньше пьют «темных» (виски и бренди). Причина этого неясна, разве что люди решили, будто бесцветная выпивка здоровее, что, весьма вероятно, совсем не так.

Международные сопоставления в лучшем случае непросты. Впрочем, представляется несомненным, что традиционные винодельческие страны (Франция и Италия) потребляют больше алкоголя в расчете на человека, чем страны, привычные к крепким спиртным напиткам. Самый низкий показатель потребления алкоголя в Израиле. В Ирландии, вопреки традиционному представлению, уровень потребления ниже, чем в Великобритании. По уровню потребления алкоголя США находятся в середине, а Россия (если верить ее статистике) - в нижней трети. (Однако статистике этой верить не стоит. Россия была и остается страной с одним из самых высоких уровней потребления алкоголя, может быть с самым высоким.)

Большинство взрослых в США пьют не много. Около 35% не пьют совсем, 55% - меньше трех порций в неделю, и только 11% потребляют в среднем более унции алкоголя в день. (Порция соответствует 12 унциям пива, 5 унциям вина и 1,5 унции 40-градусного напитка. Каждая порция содержит равное количество абсолютного спирта - одну унцию, или 28,3 грамма.)

Стиль и структура потребления зависят от возраста и пола. Мужчины и женщины больше всего пьют и реже всего полностью воздерживаются от алкоголя в возрасте от 21 до 34 лет. В любом возрасте мужчины пьют помногу в 4-5 раз чаще, чем женщины. В возрасте старше 65 лет среди мужчин и женщин больше тех, кто совершенно воздерживается от спиртного, чем тех, кто его потребляет, и только 7% мужчин и 2% женщин этого возраста являются тяжкими пьяницами.

Уровень потребления очень неоднороден. В США больше всего пьют в северо-восточных штатах и меньше всего - на юге страны. Больше всех пьют молодые белые мужчины.

С возрастом доля подростков, признающихся в том, что они уже знают вкус алкоголя, растет, и среди старшеклассников таких 80-90%. Доля познакомившихся со спиртным одинакова среди мальчиков и девочек.

Большую часть алкоголя пбтребляет относительно малый процент населения. 70% пьющих выпивают только 20% потребляемого в стране алкоголя, 30% пьющих - 80%, и всего 10% выпивают 50% спиртного, потребляемого страной.

Но пить еще не значит быть алкоголиком. Можно ли сказать, что алкоголизм растет?

Есть свидетельства, что он, пожалуй, падает. По оценке выдающегося американского врача Бенджамина Раша, в 1795 г. 4000 американцев ежегодно умирали от «чрезмерного пристрастия к крепким спиртным напиткам». Поскольку население в то время составляло около 4 миллионов, уровень смертности от пьянства равнялся 100 на 100 000. Сегодня в США официальный показатель смертности от алкоголизма равен 2 на 100 000. Даже если предположить, что оценки д-ра Раша неточны, все равно есть основания думать, что в настоящее время в США алкоголизм менее распространен, чем 200 лет назад.

Хотя, конечно, трудно сказать. Оценивая распространеннос ть алкоголизма, мы сталкиваемся с несколькими проблемами. Прежде всего - кого считать алкоголиком. К тому же, когда проводят опросы семей, алкоголики редко оказываются дома, а окрестные бары редко включают в программы таких обследований.

Третья причина скептицизма по отношению к существующим оценкам - заинтересованнос ть источников статистической информации. Американским чиновникам приходится немало потрудиться, чтобы выжать деньги из законодателей, и они часто оказываются перед дилеммой: с одной стороны, выгодно иметь низкий уровень алкоголизма - это показатель их хорошей работы, а с другой стороны, нужны устрашающие показатели, чтобы законодатели выделили побольше денег на решение проблемы.

В конце 1960-х, к примеру, правительство США объявило, что в Америке только пять миллионов алкоголиков. Сегодня утверждают, что их четырнадцать миллионов. Этот рост сопутствует усилению внимания правительства к изучению и разрешению проблемы. Связь, безусловно, чисто случайная, но, поскольку и цифры совершенно надуманные, это не имеет ровно никакого значения. Никто не сомневается в распространеннос ти алкоголизма.

Вначале для приготовления снотворных и успокаивающих снадобий использовали коробочки мака, в дальнейшем же стали употреблять опий - засохший млечный сок из надрезанных коробочек мака.

Самые ранние сведения о начале истории опия относятся к V тысячелетию до н. э. В Персии сохранилось описание получения и употребления «сока из мака». В письменных источниках конца III тысячелетия до н. э. государства шумеров (территория южной части современного Ирана) упоминается о снотворном действии опия.

В Древнем Египте опиумный мак широко использовался 3,5 тысячи лет назад во времена бубастидских владетелей XXII династии. Немецкий ученый Георг Эберс в 1873 г. обнаружил древнеегипетский папирус, названный впоследствии «Папирус Эберса». В этом документе, написанном за 1500 лет до н. э., были собраны почти 700 рецептов, многие из которых основывались на опиуме. Описывается, например, способ приготовления препарата «спен» и употребление его при плаче младенцев для успокоения. По мнению специалистов, этот препарат не мог быть ничем другим, кроме опиата.

В Средиземноморье в XVI-XIII вв. до н. э. уже был известен опий. Во времена Гомера (условно между XII и VII вв. до н. э.) в медицинской практике он использовался для «закрепления желудка», с наркотической целью, а также в религиозных ритуалах. В своих произведениях Гомер упоминал о напитке, внимающем горе и дающем забвение печалей. В «Илиаде» (IX в. до н. э.) сообщается о разведении культуры мака для Получения опия. В «Одиссее» волшебница Цирцея, по-видимому, опоила Одиссея и его спутников настойкой опия, а прекрасная Елена, жена Менелая, напоила снадобьем из опия Телемаха: «Позаботилась о том, чтобы налить в подходящее вино снадобье, заглушающее скорбь, угоняющее тревогу и стирающее воспоминания о всех бедах». По мнению специалистов, в этот напиток, Несомненно, входил опиум.

В I тысячелетии до н. э. латофаги (народы, населявшие Побережье северной Африки), а также древние греки Использовали настойку опия. Как пишут летописцы, за 900 лет до н. э. «напиток забвения» непентес (препарат опия древних греков) был хорошо известен и широко применялся. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.) писал в своих произведениях о разведении мака в Меконе («Город мака»), находящемся в Коринфе (Греция).

С развитием медицины появилась потребность в эффективных обезболивающих средствах. Эта потребность дала истории опия дополнительные плюсы. «Отец медицины», древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) Положил начало научному подходу к медицине. Он первым нанес решительный удар тауматургии (медицине на основе магии). Изучая целебные свойства растений, Гиппократ совсем не отрицал необходимости применения наркотиков для лечения больных, более того, наоборот, он считал их важными лекарственными средствами. Он широко использовал в своей врачебной практике опиум в качестве болеутоляющего и снотворного препарата. Философ и естествоиспытатель Теофраст (372-287 гг. до н. э.), ученик Платона и Аристотеля, был одним из первых ботаников древнего мира. В своем труде «История растений» он описывает растения с наркотическим действием, упоминая об опии, его действии и разведении. Теофраст, можно сказать, был в числе первых в античном мире, кто научно изложил способы надреза коробочек мака для получения млечного сока и описал его лечебные свойства.

Древнегреческий врач и ученый Педаний Диоскорид (I в. н.э.) свои наблюдения за лечебным действием различных растений и исследования изложил в книге «О целительных средствах». В этой книге Диоскорид описывает наркотические растения и их свойства, упоминает об опии и даже различает опий, вытекающий из надреза маковых головок, и опий, получаемый при вываривании мака. Диоскорид называл сок мака «меконином». Из сока семенной коробочки опиумного мака он получал и исследовал вещество меконион, описал сироп на его основе, называя его «диакодумом». В некоторых странах до недавнего времени был в продаже такой же препарат под названием «диакод». Книги Диоскорида были переведены на арабский язык, их изучали известные врачи Ибн Сина, Ибн Рушд и др. Этот ученый был очень популярен на Востоке почти до XX в.

В Древнем Риме было признано к употреблению около 350 видов растений, обладающих наркотическими свойствами. Римский литератор и государственный деятель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) и римский мыслитель-энциклопедист Марк Терренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) в своих творениях упоминали о различных наркотических растениях, в том числе о маке, который употреблялся в опийно-шафрановой настойке, сложной настойке сабура и др. Авл Корнелий Цельс (25 г. до н. э. - 50 г. н. э.), названный римским Гиппократом, в своем труде «О медицине» писал о наркотическом действии сока мака.

Римский ученый и государственный деятель Плиний Старший (1 в. н.э.), современник Диоскорида, хранил длинный список целебных растений, которые вылечивали от разных болезней или вызывали психические расстройства - галлюцинации, расстройства сознания. Плиний писал об употреблении мака в лечебных целях, а также описывал, как римляне вдыхали через стебель сахарного тростника растительный дым для лечения болезней или с целью улучшения настроения, избавления от печали. Римский писатель и агроном Луций Колумелла (I в. н. э.) в своих трудах писал о способе получения, о выращивании Культуры мака с целью изготовления лекарств или наркотиков. Но в это время - в I в. н. э. - предпочтение отдавалось Не исследованиям, а компиляциям энциклопедического типа. Так, например, Плиний Старший в своей «Естественной истории» использовал 2000 трудов 500 авторов. Придворный врач Императора Юлиана Орибазий в IV в. н. э. составил подробную медицинскую энциклопедию, в которой упоминал об опии при лечении различных заболеваний.

Как же происходило распространение опия в других регионах мира? Еще войска Александра Македонского (356- 323 гг. до н. э.) занесли опий, технику его извлечения и способ употребления в районы своих завоеваний - Малую Азию, Месопотамию. Таким образом, опий распространялся с запада на Восток - со Средиземноморья в Малую Азию, Персию, Индию и Китай. Однако существуют и другие Персии, согласно которым колыбелью опия являются Китай и Индия или Египет.

Персия, находясь на пике процветания, была торговым центром и крупным потребителем опия. В трудах Плиния Старшего описано употребление персами опия при лечении больных. Из творчества великого персидско-таджикского поэта Абулькасима Фирдоуси (ок. 940-1020 гг. или 1030 г.) можно сделать вывод, что первое кесарево сечение роженице было сделано под наркотическим обезболиванием опием.

Распространяясь на Восток, опий в X-XI вв. использовали такие арабские врачи, как Абу Бекр Разий, Ибн Сина, Ибн Рошд. Завоевания арабов способствовали дальнейшему распространению опия.

Если исходить из теории распространения опия с запада, то в Индию он мог быть занесен в VI в. до н. э. войсками персидского царя Дария Гистаспа, в IV в. до н. э. - Александром Македонским и другими завоевателями. Индия была первой страной, которая экспортировала в другие страны благовония и наркотические вещества.

В XVII в. опий активно применялся в Индии при лечении болотной лихорадки, кроме того, его использовали и как типичный наркотик. С 1600 г. Ост-Индская компания (1600-1858 гг.), субсидированная государством, начала прибирать к рукам всю англо-азиатскую торговлю, в том числе и торговлю опием. Однако после того как эта компания подчинила себе производство опия в Бенгалии, с последней четверти XVIII в. началась контрабандная торговля наркотиком. Большое распространение опий получил в Индии во времена колониального британского господства, когда большинство английских врачей поощряли умеренное курение опиума, превознося его за возбуждающее действие, появление под его действием общительности и другие свойства.

На международной конференции по опиуму в 1925 г. была Представлена резолюция с требованием ограничить торговлю Опием во всем мире только медицинскими и научными нуждами. Резолюция была подписана Рабиндранатом Тагором и Махатмой Ганди. На момент начала второй мировой войны в Индии производилось 12000 т опиума в год. Опиомания в Индии была распространена не тольео среди мужчин, но и среди Женщин - 20% поступающих на лечение зависимых от опия составляли женщины. Иногда госпитализировали семьи, даже вместе с детьми. Несмотря на то что Индия была крупным производителем опия, его употребляли в значительно меньших количествах, чем в Китае. При этом опиофагия (употребление пилюль или настоев опия) преобладала над опиокурением. Ограниченное употребление опия в Индии можно объяснить высокими ценами на него и большими прибылями колонизаторов от экспорта опия, чем от продажи внутри страны. В Индии опиокурение законодательно было запрещено в 1946 г.

В древней рукописной китайской книге «О целебных травах», написанной в годы царствия императора Схен-Нуна, указывается на большое количество трав с наркотическим действием азиатского происхождения, что можно объяснить тропическим и субтропическим климатом, который благоприятствует интенсивному росту растений. Предполагают, что мак стал известен в Китае в VI или VII в. н. э. Из рукописи, датированной 973 г., известно, что опий под названием «инг-тзу-шу» употреблялся как лечебное средство против дизентерии, боли и бессонницы. Впервые иностранный опий был завезен в Китай португальцами - первыми европейцами, прибывшими в Китай в 1516 г.

Около 1620 г. в Китай с Филиппинских островов проник табак, который приобрел среди населения большую популярность. Обычай подмешивать опиум к табаку был занесен, по всей вероятности, голландцами с Явы. С этого времени в Китае стало развиваться опиокурение, пришедшее на смену опиофагии. Уже с середины XVII в. курение опия получило широкое распространение, и опий стал использоваться преимущественно с наркотической целью.

К концу XVII в. (при последнем императоре династии Мин) в связи с запретом табакокурения употребление опия в Китае значительно увеличилось. Поэтому с начала XVIII в. в Китае стали усиленно культивировать опийный мак. В конечном счете опиокурение в Китае стало принимать такие масштабы, что в 1729 г. правительство было вынуждено издать первый эдикт, запрещающий курение опия. Однако этот запрет остался формальным. В последней четверти XVIII в. ввоз в Китай опия из Индии увеличился. Быстрое развитие торговли опиумом стало основной и наиболее доходной статьей англичан в Китае. Увидев эту прибыль, на китайский рынок также пришли торговцы опием из США и Португалии.

Ввоз опиума в Китай имел целью не только получение огромных прибылей на необъятном рынке этой страны но и преследовал распространение опиокурения для ослабления страны изнутри, что вело к превращению Китая в полуколонию западных стран. Опиокурение постепенно стало принимать бедственный характер. Правительство пыталось бороться с разведением опиумного мака но в постоянно завозилось большое количество контрабандного опия, преимущественно из Бенгалии. Форсированный ввоз опия привел к массовому распространению опиокурения в Китае и стал представлять угрозу для нации. Поэтому китайский император издал два закона: первый - запрещающий курение опия, и второй - запрещающий его ввоз. Однако данные законы не дали желаемого результата по причине коррупции государственного управления и чиновников на местах. Император издал еще один закон согласно которому смертной казнью карали контрабандистов наркотика. Это послужило в дальнейшем основной причиной так называемых опиумных войн.

В 30-х годах XIX в. в Китае начался курс на запрещение торговли опиумом и опиокурения, что привело к англо-китайской войне (1840-1842 гг.) - иак называемая первая «опиумная» война, а затем к англо-франко-китайской войне (1856-1860 гг.) - вторая «опиумная» война. Попытка силой защитить родину от ввоза наркотиков результатов не дала. После ряда поражений в этих войнах Китай был вынужден во имя «свободы торговли» подписать договор чающий право ввоза опия иностранным торговцам в некоторые порты. Таким образом, контрабандный ввоз опия с 1858 г. был заменен легальным. Это явилось важной вехой па пути превращения Китая в полуколонию. Опиокурение в стране получило еще более широкий размах.

Из Индии и Китая опий распространялся по всей Юго-Восточной Азии. В чисто колониальных странах политика европейских колонизаторов была еще более циничной, чем в Китае: они вместе с феодальной верхушкой колониальных и зависимых стран насаждали употребление наркотических веществ, имея от этого двойную выгоду - получая баснословные прибыли от продажи наркотиков, одновременно ослабляли физические и духовные силы народа, отвлекали его от национально-освободительной войны.

Употребление и производство опия в Турции не уступало Индии и Китаю. Французский естествоиспытатель и натуралист Пьер Белон во время путешествия в 1546-1549 гг. был потрясен размахом потребления опия в Малой Азии и Египте. В описании своего путешествия «Наблюдения и т. д.» Белон отмечал, что нет такого турка, который не истратил бы последнюю монету на покупку опиума. Турецкие завоевания способствовали распространению опиомании в Европе, Азии и Африке.

В средние века при короле франков Карле Великом в Европе начинает развиваться наука о наркотиках. В это время растения, содержащие наркотики, выращивались для медицинских нужд. Более широкое введение опия в медицинскую практику можно отнести только к XVI в.

Это связано с именем швейцарского врача, философа и естествоиспытателя, профессора Базельского университета Парацельса (1453-1541), который своими трудами открыл новые пути для исследования наркотических веществ. Парацельс изготавливал и широко применял в своей практике настойку на основе опия «лауданум Парацельса» (от вещества лауданина, являющегося составной частью опия). Однако наличие наркотика в этой настойке оспаривалось некоторыми учеными. Поэтому английский врач Томас Сиденхэм (1624- 1689) составил рецепт похожего препарата, но с явным содержанием в нем опия, за которым впоследствии осталось название «лаудан», но уже без имени Парацельса. Сиденхэм был ярым пропагандистом лаудана, видя в нем «руку господню», и считал, что все лечение должно строиться на базе опиума. Вплоть до открытия и распространения алкалоидов опия (морфия, кодеина, героина) лаудан играл большую роль в медицинской практике. Его применяли при боли, возбуждении, бессоннице, кашле, слабости, истощении, кровотечениях, поносах и др. Хотя широкое применение лаудана не дало такого большого роста опиомании, как это было на Востоке от опиокурения, но все же наркомания стала постепенно появляться в Европе.

Культура опия привлекает всеобщее внимание и становится модной. Опиомания распространяется очень быстро, проникая в различные слои общества. В Англии употребление опиума в виде таблеток стало тормозом для работы текстильной промышленности, замедляло производительность труда. Это вынуждало британское правительство прибегать к некоторым ограничительным мерам. Многие английские наркоманы рекрутировались для прохождения службы в Индии. При возвращении на родину они привозили с собой наркотики, приобщая к ним окружающих. Наркотики настолько вошли в быт, что стали употребляться как обычные лекарственные средства. В лондонских трущобах проживало множество наркоманов, которые проводили время в специальных курильнях.

Проникновение опия во Францию было аналогичным проникновению в Англию. Во Франции классические наркоманы часто принадлежали к артистическим и литературным кругам. Здесь уместно вспомнить о пристрастии к наркотику Шарля Бодлера, Теофиля Готьс и др. Опиум также употребляли и моряки военно-морского флота Франции, что в свое время вынудило правительство принять специальные ограничительные меры. В конце XIX в. во Франции опиокурение входит в моду, появляются специальные дома, где опиум курят не только мужчины, но и женщины.

Увлечение опием не обошло Германию, Италию, Австрию и другие европейские страны. В это время наркомания еще не выходила за рамки медицины, социальные факторы ее не проявлялись и не были изучены. За последние сто лет с каждым десятилетием употребление опия в Европе все более распространялось. В некоторых социальных группах (богемная среда, определенные деклассированные элементы и т.п.) опиомания стала даже преобладать над традиционно привычным для европейской культуры употреблением алкоголя.

Первая мировая война послужила толчком для последующего распространения наркомании в Европе. Эпидемия употребления наркотических веществ охватила почти все воюющие страны. После Войны стало определяться общественное отношение к наркомании как к порочной болезни, поскольку она была наиболее распространена среди бродяг, преступников, «ночных бабочек» и других аморальных элементов.

Вторая мировая война также послужила фактором роста потребления наркотиков во всех воюющих странах. Этому способствовали сложнейшие условия военного времени, вынужденное резкoe увеличение использование различного рода наркотиков в медицине, большое переселение населения. Однако после второй мировой войны спада наркомании не отмечалось. Опиомания развивалась, но постепенно стала заменяться другими видами наркомании. До второй мировой войны наркотические препараты больным отпускались бесконтрольно. И только после войны их выдача была упорядочена.

Употребление опиатов получило особенно широкое распространение в США. Наркотики завозились в Америку многочисленными эмигрантами из регионов, где употребление наркотических веществ было традиционным. Китайские кули - чернорабочие, переселившиеся в США в середине XIX в., способствовали быстрому распространению опиокурения в Америке. В дореволюционной литературе часто прототипом отрицательного героя был китаец - содержатель притона, где курили опиум. Широкое применение опиум получил как лекарственное средство во время гражданской войны (1861-1865 гг.). К началу XX в. наркомания в США по своим масштабам стала серьезной социальной проблемой. Только в 1909 г. в США был запрещен импорт опия. В декабре 1911 г. в Гааге состоялась международная конференция, выработавшая меры по борьбе с распространением опиума. Но тем не менее наркомания в США набирала темп и после первой мировой войны достигла рекордного уровня. Согласно данным статистики, в 1921 г. употребление опия в Америке было в 12 раз выше, чем в любой другой стране мира. Запрет на продажу алкоголя в это время способствовал увеличению потребления опия.

Вторая мировая война послужила толчком к дальнейшему росту наркомании; наркотики были распространены и в армии США. Во время войны во Вьетнаме комиссия во главе с адмиралом Мэком вынуждена была признать следующее: «Министерство обороны США никогда в действительности не представляло себе, какое большое количество наркотиков употребляется в армии, авиации и флоте... Несколько расследованных дел являются не более, чем каплей в огромном океане наркоманий, захлестнувшем американскую армию». Однако следует отметить, что при общем развитии наркомании в последнее десятилетие потребление чистого опия в США несколько снизилось за счет увлечения более модными и более сильными наркотиками, о которых будет сказано далее.

В нашей стране мак был известен еще в древнеславянские времена. В основном это были масличные сорта мака, которые использовали в пищу. Из его семян получали жирное масло, мак употребляли при выпечке пряников. Кроме того, мак использовали и как лекарственное средство.

В дореволюционной России курение опия было очень широко распространено в Средней Азии, а также в наиболее крупных городах. В газетах того времени сообщалось, что в Москве существует салон, в котором проходят сборы любители покурить опий: «После нескольких затяжек, минут через 10-15, все общество погружается в сон или некоторого рода странное опьянение. Приятные грезы, сновидения охватывают всех... Но горько бывает, как рассказывает один из курильщиков, пробуждение хуже, чем после попойки, - говорит он. - Виски давит, как тисками, в глазах светящиеся пятна и круги, тошнота, отвращение к еде - словом, мерзость».

Однако каких-либо радивальных мер против этого порока не предпринималось. Только после революции 1917 г. развернулась борьба с наркоманией. За сравнительно короткий период опиомания была почти ликвидирована. Осталось только незначительное количество потребителей медицинских препаратов опия - настоек, пилюль, экстрактов (в настоящее время нашей фармацевтической промышленностью они не выпускаются).

Вместе с тем, в последнее время в России и Украине получили распространение самодельные препараты опия - ханка, муча, хочнар и другие суррогаты, получаемые при помощи примитивной технологии наркоманами и торговцами наркотическим ядом.

Дополнительно статьи на данную тему: