Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Бог древней греции зевс - как выглядел бог громовержец, миф о рождении зевса. Бог зевс - доклад сообщение

По количеству богов древние греки не могут сравниться ни с одним народом нашей планеты. Жители Эллады практически на каждом шагу руководствовались советами какого-либо божества. Однако среди них самым главным был Зевс. Кто такой этот персонаж Это бог молний и грома, а также властитель всего мира.

Кем являлся Зевс, согласно древним мифам?

Главный из всех богов считался третьим сыном Реи и титана Кроноса (Гомер описывал его как старшего сына). Кроме того, он был братом Деметры, Аиды, Посейдона, Гестии и Геры. Атрибутами главного божества являлись двойной топор (лабрис) и щит. Иногда рядом с Зевсом изображали орла. А местопребыванием громовержца считался Олимп.

Что отождествлял собой бог грома и молний?

Итак, Зевс. Кто такой этот всемогущий властитель мира? Считалось, что он способен распределить зло и добро на всей земле. В некоторых мифах его ассоциируют с самой судьбой. В отдельных легендах главный напротив, выступает в качестве существа, которое находится во власти рока. Мифология наделяет Зевса способностью предвидеть будущее. При этом предначертания судьбы он возвещает посредством молний, грома, а также сновидений.

Считали, что построение общественного порядка - это прямая заслуга Зевса. Именно он, по их мнению, подарил законы людям и власть царям. Считалось, что главное божество следит за тем, чтобы неуклонно соблюдались все обычаи и традиции народа, а также сохранялись дом и семья.

Рождение

Зевс - кто такой этот главный бог? Это представитель третьего поколения божеств, которые свергли своих предшественников.

Пост главного божества дался Зевсу не так просто. Его отец, хитрый и коварный Кронос, больше всего боялся того, что власть над миром отнимут у него собственные дети. И он решил их уничтожить. Для этого Кронос стал глотать своих отпрысков живьем. Когда пришла очередь Зевса, Рея спрятала своего сына на острове Крит в одной из глубоких пещер. При этом мужу она дала обмотанный пеленками камень, который он и проглотил, приняв за младенца. Только после этого Кронос успокоился, считая, что больше никто не может угрожать его трону.

Детские годы

А тем времнем в пещере Крита потихоньку подрастал спрятанный Зевс. Мифология древней Греции отводит большую роль в его воспитании козе Амальтее и нимфе Мелиссе. Первая кормила божественного ребенка своим молоком. козы давал Зевсу все необходимое. Огромную заботу о младенце проявляла и нимфа Мелисса. Она обеспечивала его всем, в чем он мог нуждаться. Давала ему нимфа и питательный мед, способствующий быстрому росту. Согласно преданиям, верные стражники охраняли пещеру, в которой находился божественный отпрыск. Когда малыш плакал, они громко стучали в свои щиты копьями, чтобы Кронос ничего не услышал.

Битва Титанов

Прошли годы. Зевс подрос и возмужал. В конце концов события развернулись именно так, как и было обещано Кроносу. Сын сверг жестокого отца, заставив его вернуть всех проглоченных детей к жизни. Вшестером они одержали над тираном победу.

Наиболее могущественный Зевс начал царствовать на небе. Его брату Аиду досталось подземное царство, а Посейдону - морские просторы. При этом они решили, что управлять землей будут сообща.

Царство богов

Олимп и Зевс в мифологии Древней Греции - понятия неразделимые. На этой высокой горе могущественный властитель вершил судьбами людей и всего живого на земле, находясь в окружении беспрекословно подчинявшихся ему других богов.

Врата Олимпа были закрыты густым пышным облаком. Возле него находились богини Горы. В их обязанности входило убирать облако, пропуская золотые колесницы.
Царство Зевса отличалось тем, что в нем постоянно царило ласковое и теплое лето. На земле, напротив, грозы и проливные дожди были довольно частым явлением. Люди считали, что бог Греции Зевс сердится на них по каким-либо причинам. Поэтому и посылает в качестве наказания молнии и гром. Недаром в древнегреческих мифах и легендах главного властелина Олимпа называли тучегонителем и громовержцем.

Зевс в Олимпии проживал в роскошном дворце, у ворот которого непременно стояли два сосуда. В одном из них находились дары Добра, а в другом - Зла. Временами Зевс черпал содержимое этих сосудов, посылая его людям.

Особое место древнегреческие мифы отводили Мойрам. Несмотря на всесилие Зевса, именно эти три богини определяли судьбы и людей, и богов.

Период правления

Древнегреческая мифология называет людей и богов. Однако она говорит и о том, что власть его над богами Олимпа слаба, а судьбоносные пути зачастую ему неизвестны. По совету Урана-Неба и Геи-Земли Зевс проглотил Метиду - свою первую супругу. Этим он избежал рождения сына, который должен был стать сильнее отца.

Дочь Геи, Фемида, открыла Зевсу тайну: у Фетиды родится точно такой же сын. Тогда повелитель всех богов отказался от брака с ней и выдал богиню за героя Пелея.
И вот второй супругой Зевса стала Фемида - богиня справедливости. Их дочерьми являются Оры. Благодаря им в жизни людей и богов существует порядок и размеренность.

Третьей законной супругой Зевса является Гера. Но на самом деле именно эта богиня, которая покровительствует брачным узам, стала первой женой по своему значению.
Правление Зевса заметно меняет мир всех олимпийцев. Благодаря дочкам главного божества от Эвриномы - Харитам - в жизнь вносится изящество, радость и веселье. От Мнемосины у Зевса рождается девять Муз. Этот факт предопределяет то, что громовержца в греческой мифологии именуют источником, вдохновляющим служителей науки и искусства.

Вот так постепенно Зевс преобразует весь мир. Он порождает богов, которые привносят в жизнь людей порядок и закон, и науку, искусство и т. д.

Значение Зевса в мифологии Древней Греции огромно. Главное олимпийское божество в дошедших до нас текстах отождествляется с покровителем городской жизни и общности людей, а также выступает защитником обиженных.

Олимпийские игры

Отвечая на вопрос: "Зевс - кто такой?", невозможно не упомянуть об Олимпийских играх. Ведь именно он является основоположником этого зрелища, он зажег первый Олимпийский огонь, и именно в его честь с 776 г. до нашей эры начали проводиться соревнования, на которых древнегреческие мужи демонстрировали свою силу, ловкость и красоту. Значение этих игр для людей было так велико, что на период их проведения прекращались войны. Города-государства, которые участвовали в боевых действиях, заключали временное перемирие.

Верховный бог, владыка богов и людей; сын титанов Кроноса и Реи, отсюда одно из его имен - Кронид. Низвергнув господство Крона и богов старшего поколения - титанов , Зевс уступил власть над морем и подземным царством своим братьям Посейдону и Аиду. Себе Зевс оставил верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией, отсюда его эпитеты Зевс-Громовержец, Зевс-Тучегонитель.

Я. Йорданс. Детство Зевса

Зевса почитали как хранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев. Постоянным местопребыванием Зевса считался Олимп, отсюда эпитет Зевс-Олимпиец. Атрибутами Зевса были эгида, скипетр, иногда орел. Как даритель победы в войнах и в состязаниях Зевс изображался с богиней победы Нике (римская Виктория) в руке. Зевс считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Ареса, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и ряда героев: Геракла, Персея. От Зевса вели свое происхождение знатные роды Древней Греции. Важнейшими местами культа Знвса были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где устраивались в честь Зевса Олимпийские игры. Отдельные эпизоды мифов о Зевсе приведены в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в «Теогонии» Гесиода, «Мифологической библиотеке» Аполлодора. В древнеримской мифологии Зевсу соответствовал Юпитер.

Изначально в каждой области Греции почиталось особое божество, ведающее небесными явлениями - громом и молнией. Когда сложилась общегреческая культура, местные боги слились в образ 3евса, который ведал сменой времен года, посылал попутный ветер и даровал ясные дни. Когда он потрясал эгидой, налетали бури и дожди. Иногда Зевс отождествляется с судьбой, иногда сам был подвластен мойрам - богиням судьбы. Зевс возвещал предначертания судьбы посредством сновидений, молнии и грома, с помощью полета птиц и шелеста листьев священных деревьев. Он дал людям законы, учредил государственную власть, покровительствовал народным собраниям. 3евс оберегал семью и дом, следил за выполнением обычаев и обрядов.

Главным святилищем 3евса была Олимпия в Элиде, где находился храм 3евса и в его честь проводились Олимпийские игры. Согласно основному варианту мифа, 3евс был спасен матерью от Крона, проглатывавшего своих детей, и укрыт ею в надежном убежище. Когда 3евс вырос и возмужал, он восстал против отца и низверг его господство над миром. 3евс заставил Крона изрыгнуть проглоченных детей - своих братьев и сестер.
Низвергнув титанов в Тартар, 3евс разделил с братьями Посейдоном и Аидом господство над миром. Женой 3евса стала Гера, родившая ему Ареса, Гебу и, по некоторым вариантам, Гефеста. Кроме того, у 3евса было много детей от других богинь: от Леты - Аполлон и Артемида, от Деметры - Персефона, от Майи - Гермес, от Дионы - Афродита, от Фемиды - Оры и Мойры, от Евриномы - Хариты. Имел Зевс детей и от смертных женщин: Семела родила от 3евса Диониса, Алкмена - Геракла, Леда - Елену и Полидевка, Даная - Персея. В Додоне 3евса почитали богом плодородия, владыкой эфира, открывавшим свою волю шелестом листьев священного дуба. Женой 3евса здесь считалась Диона.

На Крите 3евс почитался богом тайных сил природы. Критяне считали, что 3евс был рожден Реей втайне от Крона именно на Крите. Рейя скрывала Зевса на Крите, нимфы Адрастея и Ида вскармливали его молоком козы Амалфеи. На Крите показывали могилу 3евса, его чтили в оргиях как умирающего и воскресающего бога растительности. В Риме культ 3евс слился с культом Юпитера. В античном искусстве 3евс изображали в виде всемогущего властителя, восседающим на троне со скипетром и Никой в руках, с орлом возле трона.

Сообщение про Зевса для детей может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ о Зевсе для детей может быть дополнен историями из мифов и легенд.

Доклад про Зевса

Зевс — главный и могущественный богов Древней Греции. Зевс — бог неба, грома и молний, отец богов и людей. Зевс был сыном Кроноса и Реи и принадлежал к третьему поколению богов, которые свергли второе поколение - титанов. Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, иногда орел, а местом его пребывания был Олимп.

Кронос безжалостно пожирал всех своих детей, опасаясь, что они восстанут против него. Рея спасла Зевса, своего шестого ребенка, дав Кроносу проглотить вместо младенца камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил отца вернуть проглоченных им детей.

В знак благодарности братья и сестры отдали во владение своему спасителю громы и молнии. А чуть позже Зевс воевал с Кроносом и другими титанами, чтобы заполучить безграничную власть. Когда титаны были побеждены Зевс и его два брата Посейдон и Аид разделили власть между собой.

Зевс оставил себе небо, Посейдону досталось море, а Аиду — подземное царство душ умерших. И стал Зевс царить на Олимпе в окружении сонма богов. Рядом с Зевсом на троне сидит его жена, величественная богиня Гера.

Кроме того, Зевс распределил добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги.

Согласно мифам о богах Древней Греции в основе вселенной лежал Хаос – первоначальная пустота, мировой беспорядок, из которого благодаря Эросу – первой действующей силе – родились первые древнегреческие боги: Уран (небо) и Гея (земля), ставшие супругами. Первыми детьми Урана и Геи были сторукие великаны, превосходившие всех силой, и одноглазые циклопы (киклопы). Всех их Уран связал и сбросил в Тартар – мрачную бездну подземного мира. Потом родились титаны, младший из которых Кронос оскопил своего отца серпом, данным ему матерью: она не могла простить Урану гибели своих первенцев. Из крови Урана родились Эринии – ужасного вида женщины, богини кровной мести. От соприкосновения части тела Урана, брошенной Кроносом в море, с морской пеной родилась богиня Афродита, которая, по другим источникам, является дочерью Зевса и титаниды Дионы.

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

После того как бог Уран отделился от Геи, титаны Кронос, Рея, Океан, Мнемосина (богиня памяти), Фемида (богиня правосудия) и другие вышли на поверхность земли. Таким образом, титаны оказались первыми существами, жившими на земле. Бог Кронос, благодаря которому его братья и сестры освободились от заключения в Тартаре, стал править миром. Он женился на своей сестре Рее. Так как Уран и Гея предсказали ему, что собственный сын лишит его власти, он проглатывал своих детей, как только они рождались.

Боги Древней Греции – Зевс

См. также отдельную статью .

По древнегреческим мифам, богине Рее было жаль своих детей, и, когда у нее родился младший сын Зевс, она решила обмануть мужа и подала Кроносу камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. А Зевса она спрятала на острове Крит, на горе Иде, где его воспитали нимфы (божества, олицетворяющие силы и явления природы,– божества источников, рек, деревьев и т. п.). Коза Амалфея кормила бога Зевса своим молоком, за что Зевс впоследствии поместил ее в сонм звезд. Это нынешняя звезда Капелла. Став взрослым, Зевс решил взять власть в свои руки и заставил отца изрыгнуть всех проглоченных им детей-богов. Их было пятеро: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия.

После этого началась «титаномахия» – война за власть между древнегреческими богами и титанами. Зевсу в этой войне помогли сторукие великаны и циклопы, которых он для этого вывел из Тартара. Циклопы выковали богу Зевсу громы и молнии, богу Аиду – шлем-невидимку, богу Посейдону – трезубец.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Победив титанов, Зевс низверг их в Тартар. Гея, разгневанная на Зевса за расправу с титанами, вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет Тифона, ужасное чудовище. Древнегреческие боги содрогнулись от ужаса, когда из недр земли вышел огромный стоголовый Тифон, огласивший мир ужасным воем, в котором слышался и лай собак, и рев разъяренного быка, и рычание льва, и человеческие голоса. Зевс испепелил молниями все сто голов Тифона, и, когда тот упал на землю, все вокруг стало плавиться от жара, исходившего от тела чудовища. Низвергнутый Зевсом в Тартар Тифон продолжает вызывать землетрясения и извержения вулканов. Таким образом, Тифон является олицетворением подземных сил и вулканических явлений.

Зевс мечет молнию в Тифона

Верховный бог Древней Греции, Зевс, по жребию, брошенному между братьями, получил во владение небо и верховную власть над всем сущим. Не властен он только над судьбой, олицетворяемой тремя его дочерьми Мойрами, прядущими нить человеческой жизни.

Хотя боги Древней Греции обитали в воздушном пространстве между небом и землей, местом их собраний была вершина горы Олимп, высотой около 3 километров, находившейся на севере Греции.

По имени Олимпа двенадцать главных древнегреческих богов называются олимпийскими (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита и Гермес). С Олимпа боги нередко спускались на землю, к людям.

Изобразительное искусство Древней Греции представляло бога Зевса в виде зрелого мужа с окладистой курчавой бородой, с волнистыми волосами до плеч. Атрибутами его являются громы и молнии (отсюда его эпитеты «громовержец», «молниевержец», «тучегонитель», «тучесобиратель» и др.), а также эгида – сделанный Гефестом щит, потрясая которым Зевс вызывал бури и дожди (отсюда эпитет Зевса «эгиох»– эгидодержавный). Иногда Зевс изображается с Никой – богиней победы в одной руке, со скипетром в другой и с орлом, сидящим у его трона. В древнегреческой литературе бог Зевс часто называется Кронидом, что означает «сын Кроноса».

"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.

Первое время правления Зевса, по понятиям древних греков, соответствовало «серебряному веку» (в отличие от «золотого века»– времени правления Кроноса). В «серебряном веке» люди были богаты, пользовались всеми благами жизни, но утратили невозмутимое счастье, так как лишились былой невинности, забывали воздавать должную благодарность богам. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, сославшего их в преисподнюю.

После «серебряного века», по представлениями древних греков, наступил век «медный» – век войн и опустошений, затем – век «железный» (Гесиод вводит между медным и железным веками век героев), когда нравы людей настолько развратились, что богиня справедливости Дика, а с нею Верность, Стыдливость и Правдивость покинули землю, и люди стали в поте лица, тяжкими трудами добывать себе средства к существованию.

Зевс решил уничтожить род людской и сотворить новый. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только супруги Девкалион и Пирра, ставшие родоначальниками нового поколения людей: по велению богов они бросали за спину камни, которые превратились в людей. Мужчины возникли из камней, брошенных Девкалионом, а женщины – из камней, брошенных Пиррой.

В мифах Древней Греции бог Зевс распределяет на земле добро и зло, им установлен общественный порядок, учреждена царская власть:

«Громораскатный, владыка державный, судья-воздаятель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей»
(из гомеровского гимна Зевсу, ст. 2–3; пер. В. В. Вересаева).

Хотя Зевс был женат на своей сестре, богине Гере, матерями его многочисленных детей стали в древнегреческих сказаниях и другие богини, и нимфы, и даже смертные женщины. Так, фиванская царевна Антиопа родила ему близнецов Зета и Амфиона, аргосская царевна Даная родила сына Персея, спартанская царица Леда – Елену и Полидевка, финикийская царевна Европа – Миноса. Таких примеров можно было бы привести много. Это объясняется тем, что, как было сказано выше, Зевс вытеснил многих местных богов, жены которых стали со временем восприниматься как возлюбленные Зевса, ради которых он изменял своей супруге Гере.

В особо торжественных случаях или при весьма значительных поводах Зевсу приносили «гекатомбу» – великую жертву из ста быков.

Боги Древней Греции – Гера

См. отдельную статью .

Богиня Гера, считавшаяся в Древней Греции сестрой и женой Зевса прославлялась как покровительница супружества, олицетворение супружеской верности. В древнегреческой литературе она изображается блюстительницей нравственности, жестоко преследующей ее нарушителей, особенно своих соперниц и даже их детей. Так, Ио, возлюбленная Зевса, была превращена Герой в корову (по другим греческим мифам бог Зевс сам превратил Ио в корову, чтобы спрятать ее от Геры), Каллисто – в медведицу, а сына Зевса и Алкмены, могучего героя Геракла , супруга Зевса преследовала всю его жизнь, начиная с младенческого возраста. Будучи защитницей супружеской верности, богиня Гера карает не только возлюбленных Зевса, но и тех, кто пытается склонить ее к неверности мужу. Так, Иксион, взятый Зевсом на Олимп, пытался добиться любви Геры, и за это, по ее требованию, не только был низвергнут в Тартар, но и прикован к вечно вращающемуся огненному колесу.

Гера – древнее божество, почитавшееся на Балканском полуострове еще до прибытия туда греков. Родиной ее культа был Пелопоннес. Постепенно в образе Геры соединились и другие женские божества, и она стала мыслиться как дочь Кроноса и Реи. По Гесиоду, она является седьмой женой Зевса.

Богиня Гера. Статуя эллинистического периода

Один из мифов Древней Греции о богах рассказывает, как Зевс, раздраженный покушением Геры на его сына Геракла, подвесил ее на цепях к небосклону, привязав к ногам тяжелые наковальни, и подверг бичеванию. Но это было сделано в порыве сильного гнева. Обычно же Зевс относился к Гере с таким уважением, что другие боги, бывая у Зевса на советах и на пирах, выказывали высокое почтение его супруге.

Богине Гере в Древней Греции присваивали такие качества, как властолюбие и тщеславие, толкавшие ее на расправу с теми, кто ставил свою или чужую красоту выше ее красоты. Так, в продолжение всей троянской войны она содействует грекам, чтобы наказать троянцев за предпочтение, отданное сыном их царя Парисом Афродите перед Герой и Афиной .

В браке с Зевсом Гера родила Гебу – олицетворение юности, Ареса и Гефеста. Впрочем, по некоторым преданиям, Гефеста она родила одна, без участия Зевса, от аромата цветов, в отместку за рождение им Афины из собственной головы.

В Древней Греции богиню Геру изображали высокой величавой женщиной, одетой в длинное платье и увенчанной диадемой. В руке она держит скипетр – символ своей верховной власти.

Вот в каких выражениях славит богиню Геру гомеровский гимн:

«Золототронную славлю я Геру, рожденную Реей,
Вечноживущих царицу с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу
Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги
Благоговейно ее наравне почитают с Кронидому
(ст 1–5; пер. В. В. Вересаева)

Бог Посейдон

Бог Посейдон, признававшийся в Древней Греции владыкой водной стихии (этот удел он получил по жребию, как Зевс – небо), изображается очень похожим на своего брата: у него такая же, как у Зевса, курчавая окладистая борода, такие же волнистые волосы до плеч, но у него свой атрибут, по которому его легко отличить от Зевса,– трезубец; им он приводит в движение и успокаивает морские волны. Он господствует над ветрами; очевидно, с морем было в Древней Греции связано представление о землетрясениях; этим объясняется применяемый Гомером по отношению к богу Посейдону эпитет «колебатель земли»:

«Землю и море бесплодное он в колебанье приводит,
На Геликоне царит и на Эглах широких. Двойную
Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги:
Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья»
(из гомеровского гимна Посейдону, ст. 2–5; пер. В. В. Вересаева).

Трезубец, таким образом, нужен Посейдону для того, чтобы вызывать сотрясение земли, и для того, чтобы, раздвинув горы, создавать обильные водой долины; трезубцем бог Посейдон может ударить по каменной скале, и из нее тотчас забьет светлый ключ чистой воды.

Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

По мифам Древней Греции, у Посейдона были споры с другими богами за обладание той или иной землей. Так, Арголида была бедна водой потому, что при споре Посейдона с Герой назначенный судьей аргосский герой Инах передал эту землю ей, а не ему. Аттика же подверглась наводнению из-за того, что боги решили спор Посейдона с Афиной (кому обладать этой страной) в пользу Афины.

Женой бога Посейдона считалась Амфитрита , дочь Океана. Но Посейдон, как и Зевс, питал нежные чувства и к другим женщинам. Так, матерью его сына, циклопа Полифема , была нимфа Фооса, матерью крылатого коня Пегаса – горгона Медуза и т. п.

Великолепный дворец Посейдона находился, по древнегреческим сказаниям, в глубине моря, где кроме Посейдона обитали и другие многочисленные существа, занимающие второстепенные места в мире богов: старец Нерей – древнее морское божество; нереиды (дочери Нерея) – морские нимфы, среди которых наиболее известны Амфитрита, ставшая женой Посейдона, и Фетида – мать Ахилла. Осматривать свои владения – не только морские глубины, но и острова, и прибрежные земли а иногда и земли, лежащие в глубине материка, – бог Посейдон отправлялся на колеснице, запряженной конями, имевшими вместо задних ног рыбьи хвосты.

В Древней Греции Посейдону как державному владыке морей и покровителю коневодства посвящены были Истмийские игры на Истме, Коринфском перешейке, у моря. Там же, в святилище Посейдона, находилась железная статуя этого бога, воздвигнутая греками в честь победы их на море, когда был разбит персидский флот.

Боги Древней Греции – Аид

Аид (Гадес), называемый в Риме Плутоном , получил по жребию подземный мир и стал его владыкой. Представление древних об этом мире отражено в древнегреческих именах подземного бога: Аид – невидимый, Плутон – богатый, так как все богатства, как минеральные, так и растительные, порождаются землей. Аид – повелитель теней умерших, и его называют иногда Зевсом Катахтоном – подземным Зевсом. Считаясь в Древней Греции олицетворением богатых недр земли, Аид не случайно оказался мужем Персефоны , дочери богини плодородия Деметры. Эта супружеская пара, не имевшая детей, в представлении греков, враждебна была всякой жизни и насылала на все живое непрерывный ряд смертей. Деметра не хотела, чтобы ее дочь оставалась в царстве Аида, но когда она просила Персефону вернуться на землю, та ответила, что отведала уже «яблока любви», т. е. съела часть полученного от мужа граната, и не может вернуться. Правда, две трети года она все-таки проводила с матерью по велению Зевса, потому что, тоскуя по дочери, Деметра перестала посылать урожай и заботиться о созревании плодов. Таким образом, Персефона в мифах Древней Греции олицетворяет взаимодействие между богиней плодородия, дарующей жизнь, заставляющей землю давать плоды, и богом смерти, отнимающим жизнь, увлекающим все порождения земли обратно в ее лоно.

Царство Аида имело в Древней Греции разные названия: Аид, Эреб, Орк, Тартар. Вход в это царство, по представлению греков, находился либо в южной Италии, либо в Колоне, близ Афин, либо в других местах, где были провалы и расселины. В царство бога Аида после смерти отправляются все люди и, как рассказывает Гомер , влачат там жалкое безрадостное существование, лишенные памяти о своей земной жизни. Полное сознание боги подземного мира сохраняли лишь немногим избранным. Из живых только Орфею , Гераклу , Тесею , Одиссею и Энею удалось проникнуть в Аид и вернуться на землю. Согласно мифам Древней Греции, у входа в Аид сидит зловещий трехглавый пес Цербер, на его шее шевелятся с грозным шипением змеи, и он не позволяет никому покинуть царство мертвых. В Аиде протекает несколько рек. Через Стикс перевозит души умерших старый лодочник Харон, взимавший за свой труд плату (поэтому в рот умершему клали монету для того, чтобы его душа могла расплатиться с Хароном). Если человек оставался непогребенным, Харон не пускал его тень в свою лодку, и ей суждено было вечно скитаться по земле, что считалось в Древней Греции величайшим несчастьем. Человек, лишенный погребения, будет вечно голодать и томиться жаждой, так как у него не будет могилы, у которой родственники делали бы возлияния и оставляли бы для него пищу. Другие реки подземного мира – Ахерон, Пирифлегетон, Коцит и Лета, река забвения (глотнув воды из Леты, усопший забывал все. Только испив жертвенной крови, душа умершего на время обретала прежнее сознание и способность говорить с живыми). Души очень немногих избранных живут отдельно от других теней в Элисии (или на Елисейских полях), упоминаемом в «Одиссее » и в «Теогонии »: там они пребывают в вечном блаженстве под покровительством Кроноса, как бы в Золотом веке; позже считалось, что в Элисий попадают все, посвященные в Элевсинские таинства .

Преступники, оскорбившие чем-либо древнегреческих богов, терпят в подземном царстве вечные муки. Так, фригийский царь Тантал , предложивший в пищу богам мясо своего сына, вечно страдает от голода и жажды, стоя по горло в воде и видя рядом с собой спелые плоды, а также пребывает в вечном страхе, потому что над головой его нависает готовая обрушиться скала. Коринфский царь Сизиф вечно втаскивает на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины горы, скатывается вниз. Сизиф наказан богами за корыстолюбие и лукавство. Данаиды , дочери аргосского царя Даная, за убийство своих мужей вечно наполняют водой бездонную бочку. Эвбейский великан Титий за оскорбление богини Латоны лежит в Тартаре распростертый, и два коршуна вечно терзают его печень. Бог Аид вершит свой суд над умершими с помощью трех героев, прославившихся своей мудростью,– Эака, Миноса и Радаманта. Эак считался также привратником подземного царства.

По представлениям древних греков, царство бога Аида погружено во мрак и населено всякими ужасными существами и чудовищами. Среди них – страшная Эмпуса – вампир и оборотень с ослиными ногами, Эринии , Гарпии – богини вихря, полуженщина-полузмея Ехидна; здесь и дочь Ехидны Химера с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи, здесь и боги различных сновидений. Над всеми этими демонами и чудовищами властвует трехглавая и трехтелая дочь Тартара и Ночи древнегреческая богиня Геката . Ее троякий облик объясняется тем, что она появляется и на Олимпе, и на земле, и в Тартаре . Но, по преимуществу, она принадлежит подземному миру, является олицетворением мрака ночного; она посылает людям тяжкие сны; ее призывают при совершении всякого рода колдовских действий и заклинаний. Поэтому служба этой богине совершалась ночью.

Циклопы, по мифам Древней Греции, выковали богу Аиду шлем-невидимку; очевидно, эта мысль связана с представлением о незримом приближении смерти к своей жертве.

Изображается бог Аид зрелым мужем, сидящим на троне с жезлом или двузубцем в руке, с Цербером у ног. Иногда рядом с ним богиня Персефона с гранатом.

Аид почти не появляется на Олимпе, поэтому его не причисляют к олимпийскому пантеону.

Богиня Деметра

Древнегреческая богиня Афина-Паллада – любимая дочь Зевса, родившаяся из его головы. Когда возлюбленная Зевса океанида Метида (богиня разума) ждала ребенка, который, по предсказанию, должен был превзойти силой своего отца, Зевс хитрыми речами заставил ее уменьшиться в размерах и проглотил. Но плод, которым была беременна Метида, не погиб, а продолжал развиваться у него в голове. По просьбе Зевса Гефест (по другому мифу Прометей) разрубил его голову топором, и из нее выскочила богиня Афина в полном воинском вооружении.

Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок на амфоре второй половины VI в. до Р. Х.

«Пред Зевсом эгидодержавным
Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
Острым копьем потрясая. Под тяжким прыжком светлоокой
Заколебался великий Олимп, застонали ужасно
Окрест лежащие земли, широкое дрогнуло море
И закипело волнами багровыми...»
(из гомеровского гимна Афине, ст. 7–8; пер. В. В. Вересаева).

Будучи дочерью Метиды, богиня Афина сама стала «Полиметидой» (многодумной), богиней разума и разумной войны. Если бог Арес упивается всяким кровопролитием, будучи олицетворением губительной войны, то богиня Афина вносит в войну элемент человечности. У Гомера Афина говорит, что боги не оставляют безнаказанным употребление отравленных стрел. Если появление Ареса наводит ужас, то присутствие в битве Афины дисциплинирует, воодушевляет и приносит примирение. Таким образом, в ее лице древние греки противопоставляли разум грубой силе.

Являясь древним микенским божеством, Афина сосредоточила в своих руках управление многими явлениями природы и сторонами жизни: в свое время она была и повелительницей небесных стихий, и богиней плодородия, и врачевательницей, и покровительницей мирного труда; она научила людей строить дома, обуздывать коней и т. п.

Постепенно древнегреческие мифы стали ограничивать деятельность богини Афины войной, внесением разумности в действия людей и женским ремеслом (прядением, ткачеством, вышиванием и т. п.). В этом отношении она родственна Гефесту, но Гефест – стихийная сторона ремесла, связанная с огнем; у Афины же и в занятии ремеслом превалирует разум: если для придания благородства искусству Гефеста понадобился его союз с Афродитой или харитой, то богиня Афина сама – совершенство, олицетворение культурного прогресса во всем. Афину чтили в Греции повсеместно, но особенно в Аттике, которую она выиграла в споре с Посейдоном. В Аттике она была любимым божеством, в ее честь главный город Аттики был назван Афинами.

Имя «Паллада», по-видимому, появилось после слияния культа Афины с культом древнего божества Палланта, который в представлении греков был гигантом, побежденным Афиной во время войны богов с гигантами.

Как воительница она – Паллада, как покровительница в мирной жизни – Афина. Ее эпитеты – «голубоглазая», «совоокая» (сова как символ мудрости была священной птицей Афины), Эргана (работница), Тритогенея (эпитет неясного значения). В Древней Греции богиня Афина изображалась по-разному, но чаще всего в длинном одеянии без рукавов, с копьем и со щитом, в шлеме и с эгидой на груди, на которой укреплена голова Медузы , подаренная ей Персеем ; иногда – со змеей (символ врачевания), иногда – с флейтой, так как древние греки считали, что Афина изобрела этот инструмент.

Богиня Афина не была замужем, она неподвластна чарам Афродиты, поэтому главный храм ее, находившийся в акрополе, носил название «Парфенон» (парфенос – дева). В Парфеноне была установлена огромная «хрисэлефантинная» (т. е. сделанная из золота и слоновой кости) статуя Афины с Никой в правой руке (работы Фидия). Недалеко от Парфенона, внутри стен акрополя стояла другая статуя Афины, бронзовая; блеск ее копья был виден мореходам, приближавшимся к городу.

В гомеровском гимне Афина названа градозащитницей. Действительно, в изучаемый нами период древнегреческой истории Афина – сугубо городское божество, в отличие, например, от Деметры, Диониса, Пана и др.

Бог Аполлон (Феб)

По мифам Древней Греции, когда мать богов Аполлона и Артемиды, возлюбленная Зевса, Латона (Лето) должна была стать матерью, ее жестоко преследовала Гера, ревнивая и безжалостная супруга Зевса. Все боялись гнева Геры, поэтому Латону гнали отовсюду, где бы она ни останавливалась. И лишь остров Делос, скитавшийся, как и Латона (по преданию он был когда-то плавучим), понял страдания богини и принял ее на свою землю. Он был, кроме того, прельщен ее обещанием родить на его земле великого бога, для которого там же, на Делосе, будет разбита священная роща и воздвигнут прекрасный храм.

На земле Делоса богиня Латона родила близнецов – богов Аполлона и Артемиду, получивших в честь его эпитеты – Делий и Делия.

Феб-Аполлон – древнейшее божество малоазийского происхождения. Когда-то его почитали как охранителя стад, дорог, путников, мореходов, как бога врачебного искусства. Постепенно он занял одно из главенствующих мест в пантеоне Древней Греции. Его два имени отражают его двойственную сущность: ясный, светлый (Феб) и губительный (Аполлон). Постепенно культ Аполлона вытеснил в Древней Греции культ Гелиоса , первоначально почитавшегося как божество солнца, и стал олицетворением солнечного света. Лучи солнца, живительные, но иногда и смертельно опасные (вызывающие засуху) воспринимались древними греками как стрелы «сребролукого», «далеко разящего» бога, поэтому лук – один из постоянных атрибутов Феба. Другой его атрибут Аполлона – лира или кифара – по форме напоминает лук. Бог Аполлон – искуснейший музыкант и покровитель музыки. Когда он появляется с лирой на пирах богов, его сопровождают музы – богини поэзии, искусств и наук. Музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять: Каллиопа – муза эпоса, Евтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовной поэзии, Полигимния – муза гимнов, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории и Урания – муза астрономии. Любимым местом пребывания муз считались горы Геликон и Парнас. Вот как автор гомеровского гимна к Аполлону Пифийскому описывает Аполлона-Мусагета (предводителя муз):

«Благоухают на боге одежды бессмертные. Струны
Страстно под плектром звучат золотым на божественной лире.
Мысли быстрее с земли на Олимп перенесшись, оттуда
Входит в палаты он Зевса, в собрание прочих бессмертных.
Тотчас желанье у всех появляется песен и лиры.
Сменными хорами песнь начинают прекрасные Музы...»
(ст. 6–11; пер. В. В. Вересаева).

Лавровый венок на голове бога Аполлона – память о его возлюбленной, нимфе Дафне, которая превратилась в лавровое дерево, предпочтя смерть любви Феба.

Врачебные функции Аполлона постепенно перешли к его сыну Асклепию и внучке Гигиее – богине здоровья.

В архаическую эпоху Аполлон-стреловержец становится самым популярным богом у древнегреческой аристократии. В городе Дельфы находилось основное святилище Аполлона – дельфийский оракул , куда приходили за предсказаниями и советами как частные лица, так и государственные деятели.

Аполлон – один из самых грозных богов Древней Греции. Другие боги даже немного побаиваются Аполлона. Вот как рассказывается об этом в гимне Аполлону Делосскому:

«По дому Зевса пройдет он – все боги, и те затрепещут.
С кресел своих повскакавши, стоят они в страхе, когда он
Ближе подступит и лук свой блестящий натягивать станет.
Только Лето остается близ молнелюбивого Зевса;
Лук распускает богиня и крышкой колчан закрывает,
С Фебовых плеч многомощных оружье снимает руками
И на колок золотой на столбе близ седалища Зевса
Вешает лук и колчан; Аполлона же в кресло сажает.
В чаше ему золотой, дорогого приветствуя сына,
Нектар отец подает. И тогда божества остальные
Тоже садятся по креслам. И сердце Лето веселится,
Радуясь, что родила луконосного, мощного сына»
(ст. 2–13; пер. В. В. Вересаева).

В Древней Греции бога Аполлона изображали стройным юношей с волнистыми кудрями до плеч. Он либо обнажен (у так называемого Аполлона Бельведерского лишь легкий покров ниспадает с плеч) и держит в руках пастушеский посох или лук (у Аполлона Бельведерского за плечами колчан со стрелами), либо в длинных одеждах, в лавровом венке и с лирой в руках – это Аполлон Мусагет или Кифаред.

Аполлон Бельведерский. Статую работы Леохара. Ок. 330-320 до Р. Х.

Примечательно то, что хотя Аполлон являлся в Древней Греции покровителем музыки и пения, он сам играет только на струнных инструментах – лире и кифаре, которые греки считали благородными, противопоставляя их «варварским» (чужеземным) инструментам – флейте и свирели. Недаром богиня Афина отказалась от флейты, предоставив ее низшему божеству – сатиру Марсию, так как при игре на этом инструменте у нее некрасиво надувались щеки.

Боги Древней Греции – Артемида

Бог Дионис

Дионис (Вакх), в Древней Греции – бог растительных сил природы, покровитель виноградарства и виноделия, в VII–V вв. до н. э. приобрел огромную популярность у простого народа в противовес Аполлону, культ которого был популярен у аристократии.

Однако этот быстрый рост популярности Диониса был как бы вторым рождением бога: культ его существовал еще во II тыс. до н. э., но потом был почти забыт. У Гомера Дионис не упоминается, и это свидетельствует о непопулярности его культа в эпоху господства аристократии, в начале I тыс. до н. э.

Архаическое изображение Диониса, такого, каким бог мыслился, по-видимому, до изменения культа,– зрелый муж с длинной бородой; в V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Вакха изнеженным, даже несколько женоподобным юношей с виноградом или с венком из плюща на голове, и это изменение внешнего облика бога свидетельствует об изменении его культа. Не случайно в Древней Греции существовало несколько мифов, рассказывавших о борьбе, с которой внедрялся культ Диониса, и о сопротивлении, встретившем его появление в Греции. Один из этих мифов положен в основу трагедии Еврипида «Вакханки» . Устами самого Диониса Еврипид весьма правдоподобно рассказывает историю этого бога: Дионис родился в Греции, но был забыт у себя на родине и вернулся в свою страну только после того, как завоевал популярность и утвердил свой культ в Азии. Ему пришлось преодолевать сопротивление в Греции не потому, что он был там чужим, а потому, что он принес с собой чуждый Древней Греции оргиазм.

Действительно, вакхические празднества (оргии) в классическую эпоху Древней Греции были экстатическими, и момент экстаза был, очевидно, тем новым элементом, который был привнесен при возрождении культа Диониса и явился результатом слияния культа Диониса с восточными божествами плодородия (например, идущим с Балкан культом Сабасия).

В Древней Греции бог Дионис считался сыном Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма . Богиня Гера возненавидела Семелу и захотела ее погубить. Она убедила Семелу, чтобы та попросила Зевса явиться к своей смертной возлюбленной в обличье бога с громами и молниями, чего он никогда не делал (являясь к смертным, он изменял свой облик). Когда Зевс приблизился к дому Семелы, молния выскользнула из его руки и попала в дом; в пламени вспыхнувшего пожара Семела погибла, родив перед смертью слабого, не способного жить ребенка. Но Зевс не дал сыну погибнуть. Из земли вырос зеленый плющ, который прикрыл ребенка от огня. Затем Зевс взял спасенного сына и зашил его в свое бедро. В теле Зевса Дионис окреп и родился во второй раз из бедра громовержца. Согласно мифам Древней Греции, Диониса воспитывали горные нимфы и демон Силен, которого древние представляли себе как вечно пьяного, веселого старика, преданного своему воспитаннику-богу.

Вторичное внедрение культа бога Диониса отразилось в ряде рассказов не только о прибытии бога в Грецию из Азии, но и вообще о его путешествиях на корабле. Уже в гомеровском гимне мы находим рассказ о переезде Диониса с острова Икария на остров Наксос. Не зная, что перед ними бог, красивого юношу схватили разбойники, связали его прутьями и погрузили на корабль, чтобы продать его в рабство или получить за него выкуп. Но в пути с рук и ног Диониса сами собой слетели путы, и перед разбойниками начали совершаться чудеса:

«Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду
Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный
Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленья глядели.
Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,
Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли...»
(ст. 35–39; пер. В. В. Вересаева).

Обернувшись львом, Дионис растерзал предводителя пиратов. Остальные пираты, за исключением мудрого кормчего, которого Дионис пощадил, бросились в море и превратились в дельфинов.

Чудеса, описанные этом древнегреческом в гимне, – самопроизвольное спадание оков, возникновение фонтанов вина, превращение Диониса в льва и т. п., характерны для представлений о Дионисе. В мифах и в изобразительном искусстве Древней Греции бог Дионис часто представлен в виде козла, быка, пантеры, льва или с атрибутами этих животных.

Дионис и сатиры. Живописец Бригос, Аттика. Ок. 480 до Р. Х.

Свита Диониса (фиас) состоит из сатиров и вакханок (менад). Атрибут вакханок и самого бога Диониса – тирс (палочка, увитая плющем). У этого бога много имен и эпитетов: Иакх (вопящий), Бромий (дико шумящий), Бассарей (этимология слова неясна). Одно из имен (Лиэй) связано, очевидно, с чувством освобождения от забот, испытываемым при употреблении вина, и с оргиастическим характером культа, освобождающего человека от обычных запретов.

Пан и лесные божества

Пан был в Древней Греции богом лесов, покровителем пастбищ, стад и пастухов. Сын Гермеса и нимфы Дриопы (по другому мифу – сын Зевса), он родился с козлиными рогами и козлиными ногами, потому что бог Гермес, ухаживая за его матерью, принял облик козла:

«С нимфами светлыми он – козлоногий, двурогий, шумливый
Бродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев,
Нимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают,
Пана они призывают с курчавою грязною шерстью,
Бога веселого пастбищ. В удел отданы ему скалы,
Снежные горные главы, тропинки кремнистых утесов»
(из гомеровского гимна Пану, ст. 2–7; пер. В. В. Вересаева).

В отличие от сатиров, имевших такую же внешность, Пан изображался древними греками со свирелью в руках, тогда как сатиры – с виноградом или с плющом.

По примеру древнегреческих пастухов, бог Пан вел кочевую жизнь, бродя по лесам, отдыхая в глухих пещерах и наводя на заблудившихся путников «панический страх».

Лесных богов в Древней Греции было множество, и в отличие от главного божества они назывались панисками.

Зевс (Дий), греч., лат. Юпитер - сын Кроноса и Реи, верховное божество древних греков.

Зевс не всегда был верховным богом и не правил вечно: власти над богами и людьми он добился, восстав против своего отца Кроноса, который ранее сверг с трона своего отца Урана - первого владыку мира после первоначального Хаоса. В отличие от высших (или единственных) богов многих религий Зевс имел свою индивидуальную биографию, он не воплощал в себе одни только высшие добродетели и не застыл в оцепенелой неизменности. Греки сотворили его по собственному образу и подобию и по образу тогдашних земных властителей. Поэтому Зевс обладает человеческими свойствами и чертами человеческого характера - естественно, преувеличенными и возвеличенными, как и подобает повелителю земных владык и бессмертных богов.

Родился Зевс в пещере горы Дикта на острове Крит. Роды были окружены тайной, ведь его мать Рея боялась, что ее супруг Кронос проглотит младенца, верный своему обычаю, позаимствованному у отца Урана. В этот раз Кронос проглотил продолговатый камень, завернутый в пеленки и подсунутый ему Реей. Так Зевс избежал судьбы своих старших братьев и сестер - Гестии, Деметры, Геры, Аида (Гадеса) и Посейдона, продолжавших существовать в утробе своего отца. Рея не могла оставаться с Зевсом, поэтому она доверила его попечению нимф, которые вскармливали его молоком божественной козы Амалфеи и пчелиным медом. Безопасность Зевса обеспечивали горные демоны Куреты. Когда Зевс плакал, они ударяли мечами в щиты и плясали под дикие крики, поэтому Кронос его не слышал. На горе Дикта и еще более высокой горе Ида Зевс вырос, возмужал и пришел к решению свергнуть Кроноса.

Первым делом Зевс заставил Кроноса извергнуть своих сестер и братьев, напоив его тошнотным зельем. Гестию, Деметру и Геру он отправил на край света, а Аида и Посейдона призвал присоединиться к нему, и они тут же общими силами повели атаку на Кроноса. Тот призвал на помощь своих братьев и сестер, титанов, и хотя пришли не все, атака молодых была отражена и постепенно их оттеснили на самую вершину горы Олимп. Но, как говорится, без пяти минут двенадцать Зевса выручили одноглазые великаны Киклопы. Они выковали ему молнии и громы, с помощью которых он отбился, а затем и перешел в контратаку. Шансы Зевса значительно возросли, когда между титанами возникли противоречия. Океан, Стикс, Прометей и некоторые другие, недовольные диктатом Кроноса, перешли на сторону Зевса. Тем не менее, целых десять лет жестокая борьба не могла привести к победе ни одну из сторон.. С помощью своих союзников Зевс, в конце концов, победил, низверг Кроноса и союзных с ним титанов в вечную тьму Тартара и провозгласил себя властелином всего, что существует и будет существовать.

Однако провозгласить себя властелином и стать им - далеко не одно и то же, и вскоре Зевс пришлось в этом убедиться. Во-первых, оставались его старшие братья Аид и Посейдон, которые благодаря своему происхождению и заслугам в борьбе с Кроносом могли притязать на свою долю власти. Однако появление нового противника объединило братьев. Богиня земли Гея разгневалась на Зевса за суровое наказание титанов, вступила в союз с богом темных подземных глубин Тартаром и породила стоглавое чудовище Тифона - специально, чтобы погубить Зевса. Тифон был так огромен, что под ним прогибалась земля, он выл голосами всех диких зверей и извергал из своих драконьих пастей пламя. Однако Зевс в трудном бою сразил Тифона своими громами и молниями и тоже сбросил в Тартар. Затем он предложил братьям разделить сферы влияния с помощью жребия, и те согласились. Тут уж Зевс постарался, чтобы ему повезло: в результате Посейдону досталось море, Аиду - загробный мир, а Зевсу - небо и земля.

Поначалу Зевс правил как тиран и даже пытался дважды уничтожить человеческий род. В первый раз он хотел сделать это потому, что люди показались ему уж слишком слабыми и беспомощными. Но ему помешал титан Прометей, творец людей.

Заботясь о своих творениях, Прометей принес людям огонь и знания. Во второй же раз Зевс решил погубить всех людей потому, что после получения даров Прометея они показались ему слишком могучими. Он наслал на свет потоп, но Прометей дал возможность своему сыну Девкалиону и его жене Пирре спастись, и они потом снова населили мир людьми. А Зевс укрепил свою власть, почувствовал себя уверенно и ослабил узду своего правления - и даже отпустил на свободу некоторых бывших своих врагов. Впрочем, он по-прежнему сохранял за собой абсолютную власть не только благодаря руководству победоносным восстанием и счастливому жребию, но, главным образом, благодаря своему могуществу.

Боги отдавали себе отчет в могуществе Зевса и поэтому подчинялись ему, хотя не всегда охотно, а порой даже пытались бунтовать. Однажды они даже попробовали свергнуть его с трона, но сторукий великан Бриарей выручил Зевса. Лишь одно восстание за все время владычества Зевс представляло серьезную угрозу - это был мятеж волосатых гигантов, но Зевс беспощадно подавил его с помощью остальных богов и своего земного сына Геракла. А в общем боги считали, что с верховным богом лучше жить по-хорошему; того же мнения придерживалось и большинство людей. В эпоху героев Зевс почти уже не злоупотреблял властью и могуществом, и хотя за ним водилось множество человеческих слабостей, все же он был намного лучше всех предыдущих правителей мира.

Зевс был абсолютным, но не всемогущим правителем. Этим он отличался от богов других религий, без воли которых даже волосок не мог упасть с головы человека. Над ним, так же как над остальными богами и людьми, царило нечто более высокое, неисповедимое и ненарушимое: судьба. Считалось, правда, что Зевс - властитель судеб; но это была всего лишь метафора: так же как любой другой бог или человек, Зевс мог повелевать судьбе лишь постольку, поскольку действовал в соответствии с ее предназначением. Против судьбы Зевс идти не мог, даже если бы захотел. Он был не властелином судьбы, но лишь ее стражем и исполнителем. Вспомним поединок Ахилла и Гектора: в решающий момент Зевс бросил на золотые весы судьбы жребии героев, жребий Гектора опустился вниз - и судьба его решена, он обречен, а Зевсу оставалось лишь констатировать это.

Как верховный правитель богов и людей Зевс был созидателем и охранителем божественных и человеческих порядков. Он вводил царей во владение, охранял народные собрания, укреплял порядок и право, был свидетелем и хранителем клятвы, карал за нарушения справедливости, защищал всех, кто обращался к нему за помощью (хотя не всегда отличался последовательностью). Он все видел, все слышал, все знал (если не сразу, то хотя бы задним числом). И будущее было ему известно, и иногда он давал понять об этом людям разными знамениями: явлениями природы, сновидениями и предсказаниями (особенно если люди просили его об этом, принеся соответствующие жертвы). Зевс раздавал людям добро и зло, по своему усмотрению выбирая эти дары из двух больших сосудов, установленных в его дворце. Самым сокрушительным его оружием были громы и молнии. У него же самого был несокрушимый щит (эгида - «козья шкура»), изготовленный из шкуры козы Амалфеи.

Основной резиденцией Зевса была раздвоенная вершина горы Олимп в греческой Фессалии, терявшаяся в облаках и достигавшая неба. Там стоял его великолепный золотой дворец, построенный Гефестом. Кроме того, Зевс охотно проводил время на критской горе Ида, на другой Иде - в Троаде, на фокийском Парнасе, беотийском Кифероне и на других горах. Когда Зевс под именем Юпитера стал также богом римлян, одним из мест его пребывания стал римский Капитолий. Свои выезды из Олимпа Зевс совершал в золотой колеснице, но мог прибегать и к более скромным способам передвижения. Практически же он был вездесущим, и к нему можно было взывать о помощи не только в его храме, но и в любом месте. Иногда Зевс приходил в мир, изменив свое подобие, он мог предстать в виде человека, зверя или природного явления - впрочем, этой привилегией обладал любой бог.

Зевс не слишком обременял себя своими руководящими функциями. В основном он проводил время за великолепными пирами в компании остальных богов-олимпийцев, где в качестве главного блюда подавалась амброзия, а в качестве напитка - нектар. Эти деликатесы, рецептура которых нам, увы, неизвестна, обеспечивали богам бессмертие и вечную свежесть сил, без которой в бессмертии было бы мало радости. На пирах, которые одновременно были совещаниями богов, Зевс восседал на золотом троне. Обслуживали его виночерпий богов Ганимед и богиня юности Геба, прелестные Хариты и богини искусств Музы развлекали его танцами и песнями. Когда Зевс осуществлял свои владыческие функции, его сопровождали боги и богини Кратос, Зелос, Биа и Нике, олицетворявшие власть, рвение, силу и победу. Когда же Зевс выступал в роли верховного судьи, у его трона стояли Фемида - богиня законного порядка и Дике - богиня справедливости. Обеспечивать порядок в природе ему помогали богини времен года Горы. Неразлучными спутницами Зевса были также Тиха - богиня счастливого сайт случая, богиня мира Эйрена и богиня радуги Ирида, одновременно выполнявшая функции вестницы Зевса, так же как и Гермес.

Супругой Зевса была его сестра - прекрасная и величавая Гера. Она родила Зевсу троих детей: бога войны Ареса, кузнеца и оружейника богов Гефеста и богиню вечной юности Гебу. Зевс воздавал Гере всевозможные почести и высоко ее ценил. Но это не мешало ему иногда заглядываться на других женщин. Честно говоря, «иногда» - не то слово: Зевс был жуткий юбочник и с одинаковой охотой выбирал себе возлюбленных среди богинь и среди смертных женщин. Богиня Деметра родила ему Персефону, Мнемосина - Муз, Эвринома - Харит, Фемида - Гор и Мойр, Майя - Гермеса, Лето - близнецов Аполлона и Артемиду; Диона, говорят, родила ему Афродиту. Не всегда ему удавалось сразу добиться взаимности, даже смертные женщины порой уклонялись от такой высокой чести. В таких случаях Зевс без колебаний превращался в их супругов, в быка, лебедя, дождь - во что угодно, лишь бы добиться своей цели. Перечень потомков Зевса от смертных женщин выглядит весьма солидно: Алкмена родила ему Геракла, Семела - Диониса, Даная - Персея, Европа - Миноса, Сарпедона и Радаманфа, Антиопа - близнецов Амфиона и Зета, Леда - Полидевка и Елену. О многих его потомках мы вообще толком не знаем - какая бессмертная или смертная женщина приходится им матерью? Но бывали и такие случаи, когда женщины приписывали Зевсу отцовство, чтобы похвастаться или вывернуться из щекотливого положения. Но самую любимую дочь, Афину, Зевс сотворил без женской помощи: он родил ее сам, из своей головы, откуда она сразу выскочила в полном вооружении. Обо всех своих детях Зевс позаботился как следует, во многих случаях - лучше, чем о своих возлюбленных. Все они также сыграли важную роль в мире мифов (об этом рассказано в соответствующих статьях).

Понятное дело, Гера неодобрительно относилась к увлечениям Зевса. Она преследовала его любовниц и их детей и устраивала ему такие сцены ревности, что Олимп содрогался и на земле возникали бури. Однако Зевсу удавалось утихомирить ее: в конце концов, он был не только супругом, но и богом. Помимо своей слабости к женщинам (если это можно так назвать) Зевс не был лишен и других недостатков. Иногда он бывал недальновидным, особенно под влиянием богини заблуждения и помрачения ума Аты, несколько раз его бдительность буквально усыплял бог сна Гипнос; кроме того, Зевс любил похвастаться, хотя уж ему-то это было совсем ни к чему. Остальные боги искусно использовали эти его недостатки, а также его ласковость и отвращение к ссорам. Самой большой мастерицей по этой части была, конечно, Гера.

Тем не менее, Зевс был самым могучим и благородным из богов. Ему принадлежали титулы и эпитеты, которые на древнегреческом звучат куда лучше, чем в переводе: «всевластный», «всемудрый», «тучегонитель», «громовержец», «высокогремящий», «ясноблещущий» и т. д. Но чаще всего люди просто называли его «Олимпийцем» или «Всевышним», а в особо торжественных случаях - «Отцом богов и царей». Его символом были громы и молнии, из птиц - в основном орел, из деревьев - дуб. Греки (и римляне) представляли себе его в виде величественного мужчины с густой волнистой бородой и усами; в его спокойном взгляде отражалось гордое сознание несокрушимой силы.

На современном уровне исследований Зевс считается древним богом индоевропейского происхождения, сайт родственником индийского Дьяуса, этрусского Тина (Тинии) и римского Юпитера. Греки принесли с собой Зевса из прежних мест своего пребывания. Первоначально они почитали его как бога неба и небесных явлений, властелина погоды. Всевышним богом он стал лишь в процессе антропоморфизации древних богов, т. е. их превращения в существа, подобные людям по своему внешнему виду и свойствам. При этом (явно под влиянием древнейшего населения Греции) Зевс приобрел разнообразные новые функции, которые обозначались индивидуализирующими атрибутами. В конечном итоге греки вчленили Зевса вместе с остальными богами в родовую систему, отвечающую представлениям родового общества, и придали ему облик земного властителя тех времен, только более могущественного во всех отношениях. Мы встречаем Зевса под его собственным именем уже на табличках, написанных крито-микенским линейным письмом «Б» (14-13 вв. до н. э.). В том виде, в каком мы знаем Зевса сегодня, его впервые описывает Гомер в «Илиаде» и «Одиссее», а затем Гесиод в своей «Теогонии».

Греки почитали Зевса превыше всех остальных своих богов, несмотря на слабости и недостатки, которые приписываются ему в мифах. Они сооружали ему храмы, алтари и статуи во всем своем мире, который не ограничивался территорией нынешней Греции, а включал прибрежные области современной Турции и южной Италии с близлежащими островами, местами же доходил до устья Дона на севере, к Нижнему Нилу на юге, к реке Эбро на западе, на востоке его отростки уходили далеко за Тигр.

Все храмы, посвященные Зевсу, сегодня лежат в развалинах. Самыми значительными из них были храмы в Олимпии, Афинах и в Акраганте на Сицилии. Первый был построен в 460-450 гг. до н. э. по проекту Либона из Элиды. Афинский храм Олимпион был крупнейшим на территории нынешней Греции (108 х 41 м в плане, 104 колонны высотой 17,5 м - из них пятнадцать стоят до сих пор). Фундамент этого храма был заложен Писистратидами ок. 515 г. до н. э., а достроен он был лишь при императоре Адриане в 132 г. н. э. Еще больший храм соорудили сицилийские греки в Акраганте в начале 5 в. до н. э.: его площадь в плане равнялась 113 х 56 м, а в фасаде колонны чередовались с теламонами. Из алтарей Зевса самый знаменитый - Пергамский (180-160 гг. до н. э.); после того как его обнаружил Гуманн, алтарь был перевезен в Берлин, реконструирован и размещен в специально построенном Пергамон-музее, который теперь является составной частью Государственных музеев в Берлине.

Из статуй Зевса, пожалуй, наиболее известен «Зевс из Отриколи» - римская копия с греческого оригинала, приписываемого Бриаксису (4 в. до н. э.). Наиболее ценная - бронзовый «Зевс из Артемисия», приписываемый афинскому скульптору Каламису (5 в. до н. э.) и выловленный из моря в 1926-1928 гг. у мыса Артемисия на северной Эвбее; он был найден среди обломков античного корабля, перевозившего в Италию награбленные произведения греческого искусства. Некоторые искусствоведы видели в нем Посейдона; но в любом случае это одно из лучших произведений античной пластики. Оригинал находится в Национальном археологическом музее в Афинах, а точная копия украшает вестибюль здания ООН в Нью-Йорке, рядом с моделью первого советского спутника. Однако наиболее знаменита была статуя Зевса в Олимпии, выполненная Фидием из золота и слоновой кости ок. 430 г. до н. э. Древние считали ее одним из «семи чудес света», но в начале 5 в. н. э. по приказу императора Феодосия II ее увезли, как языческого идола, в Константинополь, где она впоследствии исчезла без следа. Ее списали как жертву пожара 475 г.

Если бы мы вздумали перечислить европейских художников, изображавших Зевса, то фактически получили бы перечень чуть ли не всех мастеров Ренессанса, барокко, классицизма и многих художников более позднего времени. На всех картинах, изображающих сонм греческих богов, Зевс занимает центральное место - например, на картине Рубенса «Собрание олимпийских богов» (ок. 1602, Картинная галерея Пражского Града).