Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Танкисты рф. Танки, стоящие на вооружении армии россии

Танковые войска - ударная сила армии

И любой военный эксперт подтвердит, что это правда. Без танковой поддержки сложно представить себе успешную наступательную операцию, особенно если речь идет об укрепленных позициях противника. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что Танковые войска России - это не одни лишь танки.

В состав данного рода войск так же входит другая бронетехника: боевые машины пехоты, самоходная артиллерия, тягачи, бронетранспортеры и многое другое. Даже специализированные учебные заведения и органы военного управления являются частью танковых войск. Так что вы должны понимать, что это не просто армада мощной бронетехники, а сложная структура.

Без Танковых войск потери советских (и российских) боевых соединений были бы более значительны. Взять, к примеру, Великую Отечественную, где именно танки сыграли одну из решающих ролей. Или, конфликт в Грузии 2008 г. Ведь без мощной танковой поддержки он мог бы и не закончиться так молниеносно. А кто знает, во что бы это все переросло. Так что роль Танковых войск в российской армии переоценить сложно (как и в других мощных армиях мира).

Кстати, для всех танкистов у военторга "Военпро" есть не только информационные материалы о роде войск, но и качественная , которая всегда будет напоминать о лучших моментах службы.

Вооружение Танковых войск России

Когда-то, советские Танковые войска можно была считать одними из лучших на планете (если не лучшими). Так, например, по количество танков Советы превзошли всех. Однако десятилетиями танковые войска медленно, но верно сокращались. Наиболее печальным периодом для данного рода войск являются «лихие 90-е», когда армия потеряла не только много техники, но и немало профессиональных кадров.

Тем не менее, в последние годы тенденция немного изменилась. На данном этапе идет полномасштабное перевооружение, что в перспективе должно значительно повысить боеспособность российских Танковых войск, даже при снижении количества самих боевых машин.

Но, пока до полного перевооружения еще далеко, хотелось бы поговорить о боевых машинах, которые стояли на вооружении отечественной армии и позволяли ей долгие годы диктовать свою неуклонную волю потенциальным противникам.

Танк Т-90А/К/АК/С

Основной боевой танк РФ, стоящий на вооружении Танковых войск в нескольких модификациях. Танк заслужил высокие оценки не только отечественных, но и многих зарубежных экспертов. Общее число боевых машин - более 500 в ВС РФ, около 1000 поставлено на экспорт, также существует ряд вспомогательных машин, основанных на базе Т-90.

Кроме впечатляющих боевых характеристик следует отметить универсальность машины в боевом применении в различных регионах с экстремальным климатом. Т-90 проявил себя, как надежный ОБТ в условиях Севера, в пустынях Саудовской Аравии, влажных джунглях Малайзии и Индии, чем не могут похвастаться конкуренты.

Танк Т-80Б/БВ/У

Довольно неплохая боевая машина, хоть и немного устаревшая. На вооружении РФ стоит более 4000 этих машин, однако к 2015 году планируется полностью снять их с «боевого поста» и заменить на более современные образцы. Насколько это будет выполнено, покажет время.

Специфика мощного газотурбинного двигателя (ГТД мощностью 1000-1250 л.с., в зависимости от модификации) делало этот ОБТ идеальным для развития успеха в Европе, но сейчас военная доктрина иная и подобная боевая машина теряет свою актуальность, как средство реализации стратегии.

Танк Т-72А/Б

Еще один "возрастной" танк, который, казалось бы, можно выводить из эксплуатации. Но было принято решение произвести модернизацию машины уровня Т-72Б3. Возможно, это связано с большим количеством данной модели - около 9 000 единиц. Просто «выкинуть» такое количество отличной бронетехники, мягко говоря, жалко. Остается только вопрос: насколько модернизированный танк будет соответствовать мировым стандартам.

Да, эта боевая машина великолепно проявила себя в различных войнах, но ранние модификации морально устарели и только дальнейшая модернизация сможет оставить ОБТ Т-72Б3 конкурентоспособным на современном поле боя.

Как уже говорилось ранее, в состав Танковых войск России входят не только танки. Так, например, на вооружении РФ стоит около 6 000 боевых машин пехоты (БМП-2 и БМП-3). Имеется так же несколько сотен самоходных ПТРК, около 15 000 бронетранспортеров различных модификаций и 7 видов боевых разведывательных машин общим количеством более 2 000 единиц.

Разумеется, это не полный список того, что стоит на вооружении танковых войск РФ, но и этого достаточно, чтобы понять, насколько мощная бронетанковая «махина» стоит на защите границ России. Вот если бы еще Танковые войска не разрушались планомерно и долгие годы, было бы еще лучше. Но времена "сердюковщины" прошли и теперь можно с оптимизмом взглянуть в будущее.

Танковые войска России и США. Сравнение

Чтобы получше понять, что же из себя представляет военный потенциал Танковых войск Российской Федерации, давайте сравним его с другой мощной в военном смысле страной, а именно - США.

Что ж, начнем с самих танков. Мы не будем внедряться в какие-то технические подробности, количество экипажей, подготовку, испытания и другие факторы, а поговорим исключительно про численность Танковых войск России и Штатов, соответственно.

Итак, на вооружении США в данный момент находиться около 7 000 танков. Далеко не все из них представляют собой новейшие образцы. Если говорить о «топовых», то их в армии США почти 600 (Абрамс M1A2SEP). Что касается РФ, то наш новейший танк Т-90 (Т-90А и Т-90АК) представлен приблизительно в 500 экземплярах. Расхождения, так скажем, не критичные. Зато, общее количество российских танков в несколько раз превосходит показатели заокеанских коллег. Таким образом, даже если подготовить всего треть отечественных танков к бою, этого будет достаточно.

Идем дальше. На очереди у нас артиллерия. На вооружении США стоит около 1500 буксируемых оружий и приблизительно 2000 САУ. Россия же располагает 6800-ю самоходными установками, а так же 7500-ю буксируемых стволов. Последние, правда, изрядно поредеют, но и без этого в плане артиллерии РФ превосходит конкурента.

Кстати, РСЗО у России так же больше, причем значительно: 3500 против 830 штатовских. А, учитывая тот факт, что артиллерия - Бог войны, вывод напрашивается сам собой. Тем более, что если взглянуть на передовые образцы, построенные на шасси Т-90, например, ТОС-1А "Солнцепек", то подобных аналогов за океаном мы не обнаружим.

Если говорить о БМП, то здесь РФ так же превосходит США. На вооружении России стоит приблизительно в 2 раза больше боевых машин пехоты разных модификаций. А вот в плане БТР-ов, Штаты вырвались в перед. Америка располагает 16 000 машин, против приблизительно 5 000 отечественных.

Итог


Что ж мы имеем в сухом итоге? Многие говорят, что Танковые войска РФ сейчас находятся в плачевном состоянии. Это глупости. За последние годы удалось серьезно поднять уровень боевой подготовки личного состава, улучшить морально-психологическое состояние. Офицеры наконец-то начали получать достойную оплату за свою нелегкую службу. Быть может, если сравнивать со временами рассвета СССР, то еще есть к чему стремиться. Но прогресс очевиден.

Если брать во внимание тот факт, что после развала Союза Танковые войска планомерно разрушались, то нынешнее положение дел далеко не так печально, как заявляют некоторые "эксперты"-паникеры. Количество бронетехники в России достаточное, квалифицированного персонала тоже практически хватает, перевооружение идет полным ходом.

Можно много говорить про преимущества и недостатки российской техники, но вот парадокс: там, где находятся Танковые войска России, почему-то всегда победа наших войск!

Нужно так же понимать, что «оборонка» - это удовольствие дорогое и просто так взять и «переодеть» все Вооруженные Силы не так-то просто. Но непросто - это не значит, что невозможно. В любом случае, Танковые войска РФ еще имеют «порох в пороховнице» и немало.

"Военпро" также напомнит о возможности приобрести сотни разнообразных и качественных в наших каталогах.

Основу бронетанковых войск составляют созданные ещё в Советском Союзе ОБТ. В начале 1990 года в войсках и на консервации находилось около 63900 танков. В период с 2005 по 2010 годы количество сократилось с 23000 до 18000 машин, большая часть которых находится на хранении.

Армия использует примерно 2700 танков, большая часть которых – различные модификации Т-72, например, Т-72Б или Т-72Б3. Последний является дешёвой модификацией Т-72Б и неоднократно подвергался критике. Тем не менее, выпущен в количестве 800 единиц и по некоторым характеристикам догоняет Т-90.

Т-90 Владимир также создавался на базе Т-72Б, точнее является его очень глубокой модернизацией. Получил лучшую броню, КОЭП Штора-1, новую башню, мощный двигатель, современную систему управления огнём и множество других доработок.

Начиная с 2001 года, Т-90 9 лет был самым востребованным покупателями танком в мире. Всего выпустили более 1800 различных модификаций.

В 2011 году появилась модификация Т-90АМ Прорыв с новой башней, системой управления огня и динамической защитой Реликт.

О боевом применении Т-90 ничего неизвестно кроме войны в Сирии, где в 2016 году один из них был поражён ПТРК TOW-2A, но не получил серьёзных повреждений.

Стоит вспомнить и газотурбинный Т-80, не снискавший популярности в наших войсках, но являющийся очень интересной машиной. В армии на 2016 год находится около 450 таких танков и ещё 3000 на хранении.

Новые танки России

2015 год стал праздничным для следящих за развитием отечественной бронетехникой. На Параде Победы продемонстрировали платформу Армата, давно будоражащую умы любителей танков. На её базе создан ОБТ Т-14 Армата с необитаемой башней, БМП Т-15 и несколько других образцов техники.

Также появись более лёгкие платформы: средняя гусеничная Курганец-25 и колёсная Бумеранг. Отличительными чертами новой техники является повышенная защита экипажа и унификация.

При создании Арматы был использован опыт разработки Т-95. Например, компоновка корпуса, наработки по автомату заряжания и броне.

В 2016 году должны пройти испытания новой техники её принятие на вооружение и серийное производство. Сложно говорить, насколько быстро она заменит устаревающие машины в армии, но в планах нашей страны выпустить 2300 Армат к 2020 году.

Сравнение

Западные танки обладают гораздо больше массой и высоким силуэтом чем российские.

Отечественные машины имеют большую дистанцию огня за счёт использования управляемых ракет и более высокую скорострельность, не замедляющуюся со временем, благодаря автоматам заряжания. Впрочем, последние часто называются ахиллесовой пятой, поскольку при детонации мгновенно уничтожают танк вместе с экипажем.

Т-14 Армата стала работой над ошибками, получив отделённый от боеприпасов экипаж, высочайшую защищённость за счёт пассивной и динамической брони, а также комплекса активной защиты. При этом её размеры стали впечатлять даже на фоне зарубежных ОБТ.

Можно сказать, что в последние годы вектор развития нашей бронетехники резко повернул. Стало уделяться большое внимание защите машин и их экипажа, значительно улучшилась эргономика, стали привычны цифровые системы.

Мощный рев двигателей, звонкий лязг гусеничных траков, яркие отблески лучей солнца на «отшлифованной» стали… Так 8 сентября 1946 г. русские танкисты впервые с гордостью отметили свой профессиональный праздник на Красной площади российской столицы. В центре внимания публики - советские танки четвертой гвардейской Кантемировской дивизии, которая была создана еще летом 1942 года в Сталинграде. Этот день вошел в историю, как первый официальный праздник всех бойцов подразделений танковых войск, которые отчаянно и стойко сражались с немецкими оккупантами. Указ о назначении Дня танкиста в СССР был рассмотрен на съезде народных депутатов и окончательно утвержден 11 июля 1946-го года на заседании Президиума Советского союза.

С момента своего основания и до наших дней танковые войска, наравне с артиллерией, остаются ключевой ударной «единицей» российской армии. Благодаря повышенной мобильности, хорошей маневренности в условиях открытой местности и достаточно мощному вооружению, бронированные танки способны оперативно решать наиболее важные боевые задачи в ходе контрнаступления основных подразделений сухопутных сил или проведения оборонительных операций. При этом сами механизированные войска представлены не только танками. Данный род войск объединяет и другие виды бронетехники: самоходные артиллерийские установки (САУ), специальные боевые машины мотострелков (БМП) и плавающие бронетранспортеры. Одним словом, танковые войска - это всесокрушающее и грозное оружие, которое в умелых руках способно изменить ход любого сражения.

Область применения бронетехники в условиях полномасштабных боевых действий достаточно многогранна, и одной из первостепенных задач танковых войск является прорыв укреплений противника по флангу или прямо «в лоб» - выбор тактики зависит от конкретной ситуации и обстановки на поле боя. Танки вполне могут действовать самостоятельно, но как показала практика, максимальный эффект их «КПД» достигается в основном при тесном взаимодействии с другими подразделениями вооруженных сил. Только так танки способны оперативно и «безболезненно» преодолевать вражеские укрепления, продавливая на полном ходу заданное направление и нанося при этом колоссальный урон живой силе и технике противника.

По сравнению с другими подразделениями войск (артиллерией, пехотой, ВМФ и др.), танковые войска являются относительно «свежим» видом вооруженных сил России - бронированная техника появилась лишь в начале Первой мировой войны, практически сразу после того, как изобрели двигатель внутреннего сгорания и освоили производство элементов брони и танкового вооружения. Принятый еще во времена Российской Империи многоцелевой курс на интенсивное развитие машиностроительной отрасли не лучшим образом сказался на состоянии экономики страны, но позволил в сжатые сроки нарастить огромный военный потенциал. Благодаря самоотверженному труду советских инженеров, конструкторов и ученых, а также храбрости и мужеству танкистов, российская армия смогла выдержать схватку с самым грозным врагом - силами Третьего Рейха.

О перспективах полномасштабного развития танкостроительной отрасли для военных нужд всерьез задумались в самый разгар Первой мировой войны. Чтобы организовать наступление, необходимо было преодолеть хорошо укрепленные позиции противника, и сделать это силами пехоты не представлялось возможным, поскольку в этом случае потери среди рядового состава были бы колоссальными. Справиться с поставленной задачей под силу только мобильной бронированной технике, оснащенной пушками, поскольку перевозить тяжелую артиллерию с места на место - занятие достаточно хлопотное, требующее огромных временных затрат. И хотя до конца реализовать эту гениальную задумку в ходе Первой мировой не удалось, уже в послевоенные годы в некоторых западноевропейских странах «светлые умы» человечества стали активно выдвигать первые теории будущих маневренных войн, которые подразумевали использование особых механизированных боевых частей, состоящих из бронетехники.

Такие выдающиеся личности, как Ричард Бакминстер Фуллер, Сэр Бэзил Генри Лиддел Гарт, Гейнц Вильгельм Гудериан и другие, первыми заявили, что все последующие войны на планете перейдут на новый уровень - станут более быстрыми, яростными и маневренными. Свои догадки они взяли не из «пустой» головы, а почерпнули из полученного опыта прошлых военных конфликтов, детально проанализировав неудачи и поражения всех сторон вооруженного противостояния. Руководство СССР относилось к этой теории неоднозначно - были как сторонники, так и противники. Однако развитию военной техники придавалось тогда первостепенное значение, причем основной упор делали на производство бронированных машин.

В рядах Красной Армии начали в срочном порядке создавать новые уставы, в которых были закреплены прогрессивные взгляды военной науки советского «образца». Главное командование вооруженных сил СССР рассматривало будущие военные конфликты не только с точки зрения маневренного характера (хотя это и был основной фактор) - советские начальники также не исключали вероятность позиционных форм боевых действий. После долгих диспутов танки было решено строить, потому как без этого нового вида вооружения невозможно было противостоять многочисленным модернизированным и переоснащенным армиям стран Европы.

Хронология развития танковых войск

На конкретных этапах развития советские подразделения танкистов называли по-разному. Всего официально было утверждено шесть наименований. Хронология «имен» ведется еще со времен Имперского периода.

  1. Броневые силы

Первые мобильные подразделения русской армии, оснащенные легкобронированной техникой с пушками, появились в составе регулярных войск в 1914 году. Именно тогда была сформирована автопулеметная рота, которая включала 12 бронированных машин. В том же году подразделения стали называть броневыми силами армии. Эта формулировка не менялась вплоть до 1929 года. По состоянию на 1917 год было сформировано более десяти мобильных дивизионов, на вооружении которых числилось порядка 300 бронемашин. Как ни парадоксально, но Красная армия на период Первой мировой не обладала собственными парками танков, но были приняты на вооружение ВС специальные бронепоезда отечественного производства.

  1. Механизированные войска

Начиная с 1929 года, дивизионы советских бронесил переименовали в специальные мехвойска, которые были уже оснащены первыми танками. Верховным командованием Красной Армии было сформировано Главное управление по механизации и моторизации войсковых соединений. В 1930 году в составе мехвойск числился отдельный танковый полк, который на тот момент насчитывал более сотни единиц техники. Спустя два года на базе Ленинградского ВО были уже отдельные мехкорпуса, в которых общее количество бронетехники превышало 500 единиц. В СССР название «Механизированные войска» использовалось до начала 1936 года.

  1. Автобронетанковые войска

Последующее интенсивное развитие мехвойск и танковых подразделений послужило толчком для модернизации внутренней структуры армейских частей и формирования нового вида сухопутных войск - автобронетанковых. Эти процессы начались в 1936 году. В том же году было сформировано управление по моторизации действующих боевых частей, которое позже тоже переименовали в автобронетанковое. В таком составе танковые подразделения СССР стояли на страже Родины до 1942 года. Помимо четырех основных танковых частей, дополнительно было сформировано около тридцати танковых бригад.

  1. Бронетанковые и мехвойска

В самый разгар Второй мировой Главным командованием советской армии было принято решение снова переименовать танковые подразделения. В 1942 году их официальным названием стала двойная формулировка «Бронетанковые и механизированные войска» (БМВ). Эта аббревиатура была сохранена и после завершения военных действий - до 1953 года.

  1. Бронетанковые войска

С появлением на военной арене тяжелых танков и после изменения в связи с этим тактики ведения боя танковые подразделения стали называть проще - бронетанковыми войсками. Официальный указ вышел в 1953 году. Уже тогда было «призвано на службу» более 50 тысяч единиц техники, при этом основу бронетанковых подразделений составляли высокоманевренные танки класса Т-54/55. В качестве действующих боевых формирований ВС СССР бронетанковые войска существовали до 1960 года.

  1. Танковые войска

Решение окончательно переименовать бронетанковые войска в танковые приняли только в 1960 году, когда активно разворачивалась Холодная война между Советским союзом и США. Они стали ударной и огневой мощью русской армии - на вооружение были приняты новые танки класса Т-72 и Т-80. Последнее название оказалось наиболее удачным и остается приоритетным даже сегодня - в вооруженных силах РФ.

Нужно отметить, что менялось не только название бронетанковых подразделений, но также их ключевая роль в проведении боевых операций. В зависимости от театра военных действий, танки и бронемашины пехоты могли использоваться как в качестве вспомогательного средства, так и в роли ударно-штурмовых сил.

«Рождение» бронетехники в России

Практически с самого начала Первой мировой в рядах Имперской армии России сформировали специальные броневые силы пехотных войск, которые были оснащены легкими бронемашинами с пушками и пулеметами. Англичане и немцы скептически относились к идее перевооружения, по этой причине вариант применения нового вида техники на первых этапах военных действий они не рассматривали. Тогда как в Российской Империи уже в 1905 году ученые вместе с инженерами проводили первые экспериментальные опыты по созданию броневой техники на колесах. Тогда на вооружение приняли образцы бронемашин Накашидзе-Шаррон, созданных по чертежам экс-майора французских артиллерийских войск Поля Алексиса Гюйе.

После того, как в августе 1914 г. Верховное командование Императорской армии постановило сформировать в рядах армии отдельную механизированную автопулеметную роту, на Ижорском машиностроительном заводе, расположенном в 26 км от Северной столицы - Санкт-Петербурга, приступили к созданию первых боевых бронированных машин. За основу взяли конструкцию автомобиля «Руссо-Балт», которые начали выпускать в 1905 году в Риге. Бронемашины оснастили автоматическим оружием - в основном использовались станковые пулеметные системы класса «Максим», изобретенные в 1883 году. Поскольку запросы были очень велики, а промышленных мощностей катастрофически не хватало, со временем легковые броневики стали завозить из-за границы.

В начале осени 1914 года командование Императорской армии России заключило долгосрочный контракт на поставку целой серии бронеавтомобилей с английской фирмой Austin Motor Company. За три года в Россию было отправлено порядка 200 единиц импортной бронетехники марки «Austin». Летом 1916 года инженеры ГВТУ приступили к разработке «русских Остинов». Главным центром производства стал Путиловский завод. Английские «Austin» в целом были неплохими, но требовали небольшой доработки с учетом особенностей российского рельефа местности. Чтобы не начинать все с нуля, командование армии заключило с Austin Motor Company дополнительный договор на поставку фирменных автомобильных шасси в количестве 60 штук.

Инженеры ГВТУ основательно доработали проект «русского Остина»: добавили 8 мм брони, усилили раму и переделали задний мост, а пулеметные башни расположили по диагонали. Также места пулеметчиков дополнительно укрепили броневыми листами. Немного позднее разработали модификацию с более «универсальным» пулеметом, который способен был вести прицельную стрельбу не только по наземным, но и воздушным целям. Обновленную модель бронемашины оснастили комбинированным колесно-гусеничным движителем системы Кегресса. Массовое производство русских броневиков организовали на Путиловском заводе в начале весны 1918 г.

Каждый автомобильный бронеотряд обычно состоял из 4-х броневых машин: 3 пулеметные и 1 пушечная, а также дополнительно комплектовался мотоциклами с колясками, транспортными грузовыми автомобилями и мобильными ремсредствами. Рядовой состав одного бронеотряда составлял до 100 человек. Как правило, самостоятельно они не действовали - ими укрепляли действующие пехотные дивизии и кавалерийские полки. На завершительной стадии гражданской войны (во время обороны города Царицын) три бронеотряда объединились в отдельную колонну. Полученный боевой опыт послужил толчком для выделения броневых сил РККА в самостоятельный род войск.

Весной 1919 года, во время боев под Одессой красноармейцы отбили у белогвардейцев несколько французских танков Renault ft-17. Одну бронемашину решили подарить вождю пролетариата - Владимиру Ильичу Ленину. Трофейный презент «во всей красе» продемонстрировали руководству страны на торжественном первомайском параде, который традиционно проходил на Кремлевской красной площади. Управление французским танком «Reno» доверили «дедушке русской авиации» Борису Илиодоровичу Россинскому. Уже тогда В. И. Ленин сказал, что России нужно в обязательном порядке освоить «высшую» технику, иначе противники растопчут «в пух и прах». Спустя несколько дней Владимир Ленин приказал организовать и запустить собственное производство русских танков.

Осенью Renault ft-17 доставили на завод «Красное Сормово», который до сих пор продуктивно работает в Нижнем Новгороде. Работу над проектом первых русских танков поручили инженеру Николаеву. Бронелисты для будущих машин планировали доставлять с Ижорского завода, пушки - с Путиловского. Двигатели для танков производили на заводе имени Лихачева (АМО ЗИЛ). В. И. Ленин практически каждый день запрашивал подробные отчеты о результатах работ. Из-за нехватки опыта и технологического оборудования процесс экспериментального танкостроения продвигался мучительно долго. И все-таки, медленно, но уверенно Россия приближалась к поставленной цели.

Русский «Рено» выехал «в люди» утром 31 августа 1920 года - именно он считается первым танком, сделанным в СССР. После практических испытаний «на прочность» в период 1920–21 гг. его запустили в массовое серийное производство. Согласно общепринятой классификации он относился к легким маневренным бронемашинам, главная задача которых - прикрытие основных сил и огневая поддержка контрнаступательных операций сухопутных подразделений советской армии. Конструктивно практически ничем не отличался от своего французского «собрата» Renault FT-17, разве что сделан по-русски. Находился на вооружении до начала 1930 года, однако в боях не участвовал. Масса танка составляла 7000 кг, мощность двигателя - 34 л.с. В башне русского «Рено» помещалось всего 2 члена экипажа. В качестве вооружения использовались пушка калибра 37 мм и один пулемет, рассчитанный на пули калибра 7,62 мм.

Развитие танкостроения в СССР

В 1924 г. в Советском союзе проводилась полномасштабная военная реформа. Помимо изменения внутренней структуры боевых подразделений, верховным командованием было принято решение сформировать специальное Военно-техническое управление - ВТУ РККА. Также была создана главная комиссия по танкостроению, в задачи которой входило контролировать процесс производства танков и утверждать инженерные проекты. Члены этой комиссии единогласно поддержали идею массового производства легких танков вместо тяжелых. По большому счету, данное решение было обусловлено экономическим и промышленным кризисом в стране - катастрофически не хватало ресурсов и квалифицированной рабочей силы. В 1927 году в СССР выпустили легкий танк Т-18, который позже назвали МС-1.

В отличие от русского «Рено», МС-1 весил всего 5300 кг. Его оснастили 37-миллиметровой пушкой и сдвоенным пулеметом, рассчитанным на пули калибра 6,5 мм. По классификации МС-1 являлся танком сопровождения пехоты - на ровной местности он мог разгоняться до 17 км/ч. Двигатель на 35 л.с. позволял «безболезненно» преодолевать небольшие подъемы, не теряя начальную скорость. МС-1 серийно выпускали на Обуховском заводе в Ленинграде. За основу русские инженеры взяли конструкцию французского Renault FT-17. Однако ничем особенным этот танк не отличался. В 1929 году он был задействован в боях на китайской границе и уже тогда стало понятно, что советский МС-1 оказался ненадежным танком. Помимо технических неисправностей, неудовлетворительными оказались и другие характеристики бронемашины - крайне плохая проходимость на «полосе препятствий». Танк МС-1 не способен был преодолевать траншеи, ширина которых была больше одного метра. Несмотря на это, именно этот танк был взят за основу для создания будущих, более «продвинутых» моделей.

Тенденции развития механизированных войск СССР включали:

  • постепенное наращивание боевого потенциала, огневой мощи и ударной силы армии;
  • формирование полностью автономных танковых подразделений, которые способны были бы эффективно проводить боевые операции в отрыве от основных сил;
  • создание необходимых условий для обеспечения маневренности и мобильности отдельных танковых групп во время наступательных операций;
  • организация легкоуправляемой структуры танковых подразделений сухопутных войск.

В период 1930-40 гг. бронесилы Красной Армии оснащали высококлассной техникой, которая была создана лучшими конструкторскими бюро СССР. Новые ударные русские танки опытные инженеры создавали на основе британских и американских моделей. Наиболее популярным в те годы стал танк БТ-2. В дальнейшем были выпущены его улучшенные модификации - БТ-5 и БТ-7, которые надолго «прописались» в рядах Красной Армии.

Массово производить танки серии БТ начали в период 1932-40 гг. на паровозостроительном заводе в городе Харькове. Всего выпустили порядка 8 тысяч бронемашин. Кроме БТ, производили и другие модели танков, в частности Т-26. За основу этой модификации был взят 6-тонный танк британской компании Vickers. Изначально новый легкий танк оснастили двумя пулеметными башнями, но позже заменили на одну, в которую поместили 37-миллиметровую пушку и пулемет калибра 7,62-мм. Еще спустя некоторое время 37-мм пушку заменили на 45-мм, образца 1932 г. В 1938 году цилиндрическую башню танка Т-26 заменили на более рикошетную башню конической формы, дополнительно установили ТОС с вертикальной стабилизацией. Всего выпустили около 11 тысяч танков класса Т-26.

В 1933-34 гг. начали массово производить новые танки Т-28 и Т-35, которые были разработаны по чертежам советских инженеров и оснащены отечественным вооружением. Немного позже в СССР наладили производство моделей плавающих танков Т-37, Т-38 и Т-40, оснащенных пулеметными системами калибра 7,62 миллиметра. Но как показала практика, даже эти советские танки требовали полной модернизации. В ходе военных операций на территории Испании выявилось, что 10-мм броня не соответствует современным требованиям и в буквальном смысле прошивается насквозь. И тогда русские конструкторы получили задание сделать универсальные маневренные и хорошо защищенные танки, способные одинаково эффективно выполнять боевые задачи в атаке и обороне.

Русские танки Второй мировой

До начала Второй мировой на вооружении советской Армии числилось более 600 единиц КВ-1 и порядка 1200 единиц Т-34. Всего за первые годы войны предприятия оборонной промышленности выпустили больше 52 тысяч средних и тяжелых танков. Летом 1942 года Главное командование армии постановили срочно сформировать 4 отдельных танковых подразделения для проведения наступательных операций. В 1943 г. в бронетанковые формирования, помимо танков включили также ПТ-САУ, минометные и ракетно-зенитные комплексы. В том же году дополнительно была сформирована пятая танковая армия.

В первые два года войны танковые соединения несли огромные потери, поэтому командованием Красной Армии было принято решение расформировать корпуса и дивизии - вместо них создали отдельные механизированные батальоны и танковые бригады, которые на практике оказались более эффективными в ближних боях. Осенью 1943 года официально утвердили организационно-штатную структуру бронетанковых и механизированных войск. В каждую военную бригаду входили три ударных танковых батальона, состоявших из 65-ти средних танков Т-34, отдельный батальон пехоты (мотострелков), а также были предусмотрены дополнительные ремонтные подразделения и части снабжения. Численность рядового состава составляла более 1300 солдат.

История развития русских танков не ограничивается только легендарными танками Т-34. В разные периоды войны с конвейера советских заводов выпускались и другие «шедевры танкостроения». В 1943 г. на Челябинском Кировском заводе запустили производство нового тяжелого танка КВ-85. В 1944 году выпускали средний танк Т-44. А в конце войны появился ИС-3, но в боевых операциях он участие не принимал. Выпускались также легкие танки Т-60 и Т-70 - их производство было дешевым, но они не имели должного бронирования и служили больше для отвлекающего маневра. Немецкие солдаты называли их «неистребимой саранчой». В общей сложности в период 1941-45 гг. было изготовлено более 95 тысяч танков и САУ разных модификаций.

Во Второй мировой войны Красная Армия потеряла более 60-ти тысяч танков и САУ. Но главная цель была достигнута - силы Третьего Рейха потерпели поражение, а военное правительство Германии подписало акт о капитуляции. За мужественную борьбу с фашистскими захватчиками более тысячи русских танкистов были награждены медалью «Золотая звезда» и удостоены почетного звания Героя Советского Союза. Порядка 10000 работников оборонной промышленности, которые лично «ковали» Великую Победу в тылу страны, получили государственные награды и грамоты.

Танковые тараны: «Приказано уничтожить…»

В числе героических подвигов, которые совершили русские танкисты, особенное место занимают виртуозно проведенные танковые тараны. На войне ситуации возникали разные: заклинило башню, кончились снаряды или контузило наводчика… Но враг наступал по всем фронтам, и танкистам приходилось изощряться, чтобы не допустить прорыва на фланге. Первый в истории танковый таран успешно провел экипаж КВ-1 во главе с легендарным командиром Павлом Даниловичем Гудзем. На полной скорости тяжелый советский танк врезался в борт танка PzKpfw III и вывел его из строя.

Очень много аналогичных таранов было совершено в 1943 г. в ходе сражений под Прохоровкой. В общей сложности русские танкисты взяли тогда «на абордаж» порядка 20–30 вражеских машин. Во время легендарной Курской битвы тараном было повреждено больше 50-ти единиц немецкой бронетехники. Стоит отметить, что при помощи танковых таранов удавалось повредить не только бронемашины и легкие танки противника. Иногда в роли «жертвы» выступали также знаменитые «тигры» и «пантеры» - в момент столкновения у них часто рвались гусеничные траки, «трескались» по швам бронелисты и деформировались опорные катки.

Были случаи, когда танки сталкивались случайно (попадали в «клинч»), но чаще всего танкисты шли на таран намеренно, чтобы остановить продвижение немецких танковых колонн. Обычно это делали в ночное время или когда стоял густой туман, поскольку плохая видимость не позволяла вести прицельную стрельбу на средних и дальних дистанциях. Русские тяжелые танки врывались в ряды вражеской колонны, на полном ходу сокрушая немецкую бронетехнику мощными ударами корпуса. Нужно признать, что танковые тараны являлись показателем виртуозного мастерства танкистов, ведь чтобы удар нанес повреждение, необходимо было правильно рассчитать скорость, траекторию и вычислить наиболее уязвимые места противника.

Русские танки таранили не только «себе подобных», но и другие вражеские объекты - немецкие бронепоезда и даже самолеты на аэродромах. Летом 1944 г. командир среднего танка Т-34 Дмитрий Евлампиевич Комаров впервые совершил таран бронепоезда на железнодорожной станции Черные Броды. Отличились и бойцы 24 танкового корпуса во время контрнаступления русских войск после успешной обороны Сталинграда. В декабре 1942 г. они направились в сторону станции Тацинской, где на двух аэродромах готовились ко взлету более 200 немецких самолетов. Поскольку снарядов было мало, уничтожать авиацию противника пришлось тараном.

Михаил Катуков - гений танковых войск СССР

Имя Михаила Ефимовича Катукова, ставшего самым выдающимся маршалом бронетанковых войск СССР, впервые стало известно из сводок совинформбюро во время проведения оборонительных операций за Москву. В этих сражениях Катуков со своими верными «подопечными» из 4-й танковой бригады сумел остановить и разгромить бронированный «кулак» из немецких танков, которым командовал главный танковый стратег Третьего рейха - генерал Гейнц Вильгельм Гудериан. Немецкий полководец никогда не признавал поражения, действовал холодно и расчетливо, что позволяло ему успешно проводить любые атаки. Но в схватке с Катуковым он вынужден был признать неоспоримое преимущество советских танков т-34 перед немецкими бронемашинами и отказался от попытки захватить Тулу, чтобы начать наступление на Москву с юга.

В октябре 1941 года, в самый разгар битвы за Москву, танковая группа генерала Гудериана добилась серьезных успехов, преодолев за три дня почти 200 км российской территории. Передовой ударный отряд немцев сходу ворвался в город Орел, а еще через 180 км добрался до Тулы. Группа Гудериана не собиралась сбавлять темп наступления, но на их пути возникла 4-я танковая бригада полковника Катукова, которая не только остановила наступление, но и фактически вывела из строя немецкую дивизию. Катуков грамотно использовал рельеф местности, ложные позиции, маскировку и тактику танковых засад, когда танки прятались в земле по башню и ждали своего часа для атаки. За один бой силами 4-й бригады было уничтожено более десяти танков противника.

У Катукова было меньше войск, чем у Гудериана, но маневренные Т-34 творили на поле боя чудеса. Позже немцы прозвали Михаила Катукова «Генерал хитрость» и выдающийся русский полководец неоднократно подтверждал полученную от противника оценку своего полководческого таланта. В начале ноября 1941 г. бригаду Катукова переименовали в 1-е гвардейское танковое соединение в РККА. Самому Катукову присвоили звание генерал-майора танковых войск. Поскольку генеральских звездочек на передовой в 1941 году не было, пришлось нарисовать их на петлицах химическим карандашом.

В ноябре 1941 года Михаил Катуков был удостоен высшей награды СССР ордена Ленина. В те же дни он получил еще одну памятную награду - старинный Тульский самовар, который подарили тульские рабочие в память о том, как танкисты Катукова защищали подступы к городу. Растроганный Михаил Ефимович пообещал тогда дойти до Берлина и попить чайку на ступеньках рейхстага. Весной 1945 г. генерал-полковник Катуков свое обещание сдержал. Он растопил тульский самовар прямо посреди руин столицы Третьего Рейха.

Прохоровка: сражение стальных «титанов»

Легендарное танковое противостояние под российским поселком Прохоровка, который находится в Белгородской области, стало самым масштабным и грандиозным в истории Второй мировой войны. Сегодня в кругу историков ведутся «горячие» споры о количестве танков, артиллерийских систем и другой бронетехники, задействованных в танковой баталии под Прохоровкой. Однако какими бы не оказались реальные цифры, можно с уверенностью сказать, что по количеству используемых танков подобного сражения не было за все годы войны. Немецкое командование привлекло практически все технические резервы и сформировало достаточно мощный «железный кулак», чтобы наверняка прорвать советскую оборону своими танковыми клиньями.

Главными участниками баталии, которая состоялась в 1943 г. под Прохоровкой, являлись пятая танковая армия генерал-лейтенант Павла Алексеевича Ротмистрова с советской стороны и второй танковый корпус СС оберстгруппенфюрера Пауля Хауссера. В битве «стальных титанов» было задействовано около 1500 единиц бронетехники, причем перевес был у Красной Армии - 800 советских танков против 700 немецких. Русские Т-34 вливались в боевые порядки немецких войск, стараясь выиграть за счет маневренности, и расстреливали вражеские танки на близкой дистанции. Ближний бой был невыгоден немецкой стороне, поскольку сводил на нет все преимущества мощных крупнокалиберных пушек, но исправить ситуацию и переломить ход событий фашистам не удалось.

До поздней ночи под Прохоровкой не смолкал гул двигателей и лязг гусениц, взрывались снаряды, горели танки и артиллерийские установки. Черная пелена дыма заволокла небо. Немецкий план наступления под кодовым названием «Цитадель» потерпел фиаско. Это масштабное сражение полностью переломило ход Второй мировой, поскольку танковые силы Третьего Рейха не смогли оправиться от сокрушительного поражения и восстановить былую мощь. Проиграв битву, фашисты начали постепенно сдавать и другие позиции - началось отступление по всем фронтам. Курская битва стала символом стойкости бойцов Красной армии и высокого военного мастерства офицеров.

Современные модели танков ВС РФ

От армии Советского союза нынешним Вооруженным силам Российской Федерации достались в наследство прогрессивные танковые войска с внушительным парком боевой бронетехники, а также несколько крупных промышленных центров танкостроения, которые сегодня занимают ведущие позиции в ОПК страны. В 2005 году на вооружении российских ВС числилось более 20000 танков различных модификаций. Со временем советское «достояние» снимали с вооружения по причине несоответствия современным военным тенденциям. В 2009 году в строю оставили только 1/10 часть машин. Первостепенной задачей, которую поставило перед собой военное руководство России, стала модернизация танковых войск.

Первым танком нового образца, запущенным в серийное производство после войны, стал средний танк Т-54, который вооружили скорострельным 100-миллиметровым орудием. Также разработали усовершенствованный вариант этой модели танка - танк Т-55 с мощным 115-миллиметровым орудием, который был предназначен для проведения боевых действий в радиоактивных зонах. Но наиболее популярным в советской и российской армии стал средний танк Т-62, оснащенный хорошо бронированной башней и гладкоствольным 155-миллиметровым орудием. Серийные модели танков Т-72, Т-80 и Т-95 представляли собой универсальные средние танки, способные оперативно и эффективно выполнять различные боевые задачи на любой местности.

Приоритетным направлением в развитии танковых войск РФ в начале ХХ века стало перевооружение армии современными машинами, которые могут преодолевать любые преграды, а также выполнять маневренные марш-броски на средние и дальние расстояния, независимо от времени суток. Особенного внимания заслуживают российские танки и ПТ-САУ последнего поколения:

  • Средний танк «Армата» - представляет собой поистине уникальный образец российского танкостроения, способен проводить маневренные боевые операции против вражеских танков и сухопутных сил, входя в состав отдельных танковых и мотострелковых подразделений;
  • ПТ-САУ «Коалиция-СВ» - конструкция этой модели разработана с применением последних научных достижений и цифровых технологий 21-го века. Используется для оперативного уничтожения ядерных средств тактического назначения, наземных артиллерийских систем, минометных батарей и любых видов бронетехники;
  • БМП «Курганец-25» - широко применяется сегодня для переброски мобильных сухопутных подразделений в любую точку боевых действий, а также обеспечивает их огневую поддержку во время вооруженного столкновения;
  • Бронетранспортер «Бумеранг» - российская бронемашина нового поколения. Основным назначением является транспортировка сухопутных подразделений и содействие активному подавлению живой силы и легкой бронетехники противника.

На сегодняшний день модернизированные танковые войска России, как и несколько десятилетий назад, являются наиболее «закаленным» родом войск и представляют собой достаточно грозное оружие универсального действия. И хотя многие армии мира держат курс на бесконтактные формы войны, танки еще долго будут оставаться одной из главных ударных сил.

Основу танковых войск России составляют машины, прекрасно проявившие себя во всех заметных конфликтах последних четырех десятилетий . Со времен Второй мировой войны танки были и остаются одной из основных действующих сил в конфликтах с непосредственным соприкосновением противников - так сказать, главным тяжелым оружием на поле боя. Естественно, поэтому численность танковых войск тоже остается одним из важнейших показателей боевых возможностей армии того или иного государства.

Среди мировых держав наиболее крупными танковыми войсками обладают три: РФ, США и Китай, причем в этой тройке наша страна лидирует с колоссальным отрывом. На сегодняшний день в действующих войсках и на хранении в арсеналах Российской армии насчитывается, по разным данным, порядка 21 000–22 000 танков .

Американские танковые войска вооружены вдвое меньшим количеством машин - 9125 единицами, из которых подавляющее большинство (около 8700) составляют принятые на вооружение почти четверть века назад М1 «Абрамс». Сопоставимое количество танков, по разным данным - от 8500 до 9000 штук, имеет Народно-освободительная армия Китая, где превалирует танк «Тип 96», принятый на вооружение в 1997 году и по своим боевым возможностям стоящий ближе всего к отечественному Т-72 последних модификаций.

Тому, что именно Российская армия обладает наибольшим числом танков в мире, удивляться не приходится. Ведь наша страна имеет самую протяженную в мире сухопутную границу, а кроме того, все войны последних двух веков, в том числе и две мировых, Россия была вынуждена вести в основном на собственной территории. В таких условиях концепция применения вооруженных сил неизбежно должна в значительной степени опираться на танковые войска - так же, как американская концепция войны на чужой территории за океаном опирается на авианосцы и мобильные войска типа морской пехоты.

В строю и в запасе

Формально, как об этом говорит официальный сайт Министерства обороны РФ, на вооружении отечественных танковых войск стоит три модели танков: Т-72, Т-80 и Т-90 . В их число не включен пока официально не принятый на вооружение новейший танк Т-14 «Армата», совсем недавно продемонстрированный широкой публике на Параде Победы в Москве. Официальных данных о количестве танков каждой модели Минобороны не приводит, но, по данным независимых источников, общее число машин всех трех моделей достигает 13 000–14 000 штук .

Кроме того, официальный военный сайт не упоминает и о танках, хранящихся в резерве, - устаревших, но не потерявших своих боевых возможностей Т-55, Т-62 и Т-64. А их не так уж и мало - почти 8000. Больше всего зарезервировано танков Т-55: как-никак это самый массовый советский послевоенный танк первого поколения. Принятая на вооружение в 1958 году, эта бронированная машина только в СССР и только в основных модификациях была выпущена в количестве свыше 20 000 штук! Большинство из них, конечно, уже утилизировано, но примерно 2800 Т-55 хранятся в арсеналах на консервации.

Чуть меньше - около 2300 штук - законсервировано танков Т-64. Эта машина оказалась весьма удачной, несмотря на свой низкий модернизационный потенциал, а на Западе ее появление вообще сравнивали с выходом на поле боя прославленного Т-34. А вот предшественник и современник Т-64 - танк Т-62 - сохранился в арсеналах в гораздо меньших количествах: приблизительно 1600 штук. Еще совсем недавно их было почти 2500, но 900 машин было утилизировано, при том что с вооружения Т-62 окончательно сняли лишь в 2011 году.

Основной танк Т-72 «Урал»

Число танков, стоящих на вооружении: около 2000 единиц.
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: около 30 000 штук (примерно 7500 штук находится на хранении).
Вес: 41 т;

Экипаж: 3 человека;
Скорость на пересеченной местности: 35–45 км/ч.



Танк Т-72

Т-72 можно считать самым массовым советским послевоенным танком всех поколений, что закономерно: его приняли на вооружение 7 августа 1973 года, в том же году была выпущена установочная партия в 30 машин, а прекращен выпуск модели только в 2005-м, то есть 32 года спустя! Главный конструктор танка Леонид Карцев отмечал, что зарубежные специалисты считают эту машину «лучшим и самым массовым танком второй половины ХХ века».

За три десятка лет танк неоднократно модернизировался: общее число модификаций, включая экспортные версии, достигает двух десятков. Но основными были модификации Т-72А и Т-72Б, а также более современные Т-72БА и . Первая модификация - Т-72А - была проведена в 1979 году: на машину установили новые приборы наведения и наблюдения, заменили пушку на более новую и усилили навесную защиту, а также поменяли двигатель на более мощный.

Спустя шесть лет появилась модификация Т-72Б - с новым комплексом управляемого вооружения «Свирь», новым комплексом динамической защиты «Контакт» и новым двигателем, а также пушкой - пусковой установкой вместо обычной пушки.

Третья модификация представляет собой глубокую модернизацию Т-72Б с усилением защиты, в том числе и встроенной динамической, и более современными элементами системы управления огнем и самим танком. А последняя модификация - Т-72Б3 - поступает в войска последние три года и отличается новейшей системой управления огнем, существенно увеличившей возможности бортового вооружения, самым мощным двигателем во всей линейке и усовершенствованной ходовой частью.

Основной танк Т-80

Число танков, стоящих на вооружении: около 4000.
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 10 000 штук (из них свыше 6500 - модификация Т-80У).
Вес: 42–46 т;
Вооружение: 125-мм пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм;
Экипаж: 3 человека;
Скорость на пересеченной местности: 50–60 км/ч.



Танк Т-80

Т-80 был принят на вооружение всего на три года позже Т-72, но при этом специалисты относят его не ко второму или первому переходному, как «семьдесят второй», а к третьему поколению. И совершенно справедливо: Т-80 - первый в СССР и в мире танк с единой газотурбинной силовой установкой. Несмотря на то, что по многим элементам эта машина была унифицирована с Т-72 и даже с Т-64, который являлся «предтечей» обоих новых танков, конструктивно и по своей основной идее она была совершенно новой.

Что же отличает «девяностый» от «прародителя»? Прежде всего, новый комплекс управления огнем, призванный заменить отлично показавший себя, но уже устаревающий, установленный на Т-72 и Т-80. Но самые серьезные изменения в оборудование танка были внесены в 2006 году, и эта модификация стоит на вооружении под индексом Т-90А. Она имеет новый ночной прицел, в роли которого выступает тепловизор, усиленное бронирование корпуса и башни, новый тысячесильный дизельный двигатель и новый стабилизатор орудия.

В 1999 году, после смерти главного конструктора Т-90 Владимира Поткина, его самому знаменитому детищу было присвоено имя создателя: «Владимир». Четыре года назад танки Т-90 перестали поступать на вооружение нашей армии: им на смену должен прийти новейший - первый в мире танк четвертого поколения. Но пока в планах военных - закупка до 2020 года всего 2300 подобных танков.

Так что пусть и не самые новые, но все еще грозные и на многое способные Т-72, Т-80 и Т-90 явно послужат своей стране еще не один год, а то и не один десяток лет. Так же, как послужили их предшественники - легендарные Т-55, Т-62 и Т-64, наследники прославленной на весь мир «тридцатьчетверки».

Маневренные, мощные и эффективные танки - надежная основа Вооруженных сил любой страны. Постоянная гонка вооружений, негласно ведущаяся между передовыми странами мира, обязывает конструкторов создавать усовершенствованные модели боевых машин. Лучшие танки современности - это машины, каждая из которых обладает уникальными функциями и возможностями.

Challenger 2, Великобритания

Challenger 2 в отличие от остальных современных боевых машин укомплектован нарезным орудием диаметром 120 мм. Внутренняя нарезка позволяет эффективно поражать объекты на расстоянии свыше 5 километров. Challenger 2 - рекордсмен по дальности ведения танковых боев.

Этот танк является самым защищенным в мире. Особое бронирование, в основе которого - засекреченная броня Dorchester, состоящая из сплава стали, кевлара, керамики. Подобное соединение снижает мощность ударов от попадающих снарядов. Он способен эффективно противостоять оружию прямого наведения. Однако надежная броня значительно утяжелила. Challenger. В сочетании с двигателем относительно небольшой мощности это сделало танк медленным и неповоротливым.

Встроенная информационная система ведения боя и компьютерное управление огнем помогают в сложных условиях.

Эти танки отлично проявили себя в Иракской войне (2003 год). В битве за Басру бронетанковая бригада участвовала в наступлении на город. Позднее боевые машины вступили в бой с иракскими танками. Это было крупнейшее танковое сражение со времен Второй мировой войны - англичане смогли уничтожить 15 вражеских машин, не лишившись при это ни одного своего танка.

За все время существования Challenger 2 его броня была поражена лишь однажды - в результате ошибочного попаданию по нему точно такого же танка.

Т-90 («Владимир»), Россия


Основной боевой танк России. В начале XXI века он был самым продаваемым, имея лучшие показатели по соотношению цены и качества.

Уникальная черта российской боевой машины - система управления огнем «Калина», по многим показателям превосходящая аналоги. Она позволяет с первого выстрела поражать объекты противника, находящиеся в движении даже при неблагоприятных погодных условиях.

Автомат на 22 снаряда способен делать в минуту до 9 выстрелов. При этом он может стрелять противотанковыми управляемыми ракетами.

Особая конструкция позволяет Т-90 преодолевать водные преграды до 5 метров глубиной. По результатам множества испытаний, включающих в себя такие показатели, как точность стрельбы, маневренность, устойчивость к износу, этот танк занимает лидирующие позиции, оставив позади знаменитые танки других держав.

Существуют предположения, что в 1995 году несколько боевых единиц Т-90 принимали участие в Чеченской войне, однако документально это не подтверждено. Российские танки участвовали в боевых действиях на Украине, выступая на стороне ополченцев, были использованы в ликвидации Иловайского котла, в штурме силовиков под Луганском. Т-90 в составе сирийской армии принимали участие в недавних военных операциях в Сирии.

Type 10, Япония

Новейшая боевая машина Японии. Ее уникальность заключается в оснащении инновационными механизмами электронных и компьютерных боевых систем - автоматической системой зарядки и панорамным обзором.

Автоматическая бесступенчатая трансмиссия позволяет развивать максимальную скорость при движении в обе стороны. Type 10 имеет гидропневматическую подвеску, позволяющую изменять клиренс и градус наклона корпуса. Это улучшает проходимость, увеличивает диапазон вертикального наведения пушки. Уменьшенный клиренс дает возможность опустить танк на днище, сделав его менее заметным.

Экипаж размещается в специальном отсеке, покрытым более прочной нанокристаллической сталью.

M1 Abrams, США

Один из немногих танков, имеющих систему защиты от оружия массового поражения. В случае ядерной или химической атаки система подает экипажу чистый воздух и блокирует попадание ядов и пыли в боевое отделение.

Abrams укомплектован приборами химической и радиационной разведки, оснащен инновационной системой управления огнем. Машина усилена урановой броней, имеет орудия новейшей разработки. За 35-летнюю историю существования этого танка не зафиксированы случаи полного уничтожения экипажа, что говорит о его отличной защищенности.

M1 Abrams оснащен передовыми тепловыми датчиками и системами навигационного наблюдения. Газотурбинный двигатель имеет отличную производительность, но прихотлив в обслуживании и требует много топлива.

Одно из основных преимуществ этой боевой машины - возможность дистанционного управления вооружением.

Первый опыт сражения Abrams получили в 1991 году во время военных действий в Персидском заливе. Благодаря техническому превосходству американские танки успешно уничтожали иракские машины.

Участвовали M1 Abrams и в семилетней войне в Ираке. В сражениях американцы понесли значительные потери - из 1200 боевых машин 800 получили повреждения разной степени тяжести.

Merkava, Израиль

Отличительная черта этого танка - переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения, что обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Еще одна особенность боевой машины - задний отсек для транспортировки раненых или десанта. Это добавляет танку универсальность и способность вариативности действий в соответствии с боевой обстановкой.

Merkava первым использовал комплекс активной защиты, эффективно сбивающий ракеты и снаряды, приближающиеся к танку.

Он отлично защищен - модульная броня может быть оперативно заменена. Особое внимание уделено и маскировке - чтобы танк был не заметен на поле боя, конструкторы изменили оттенок выхлопных газов. Защитная система способна информировать об угрозах и обезвреживать ракеты.

Новая система наведения снарядов особенно эффективна против низко летающих вертолетов.

Leopard 2, Германия

Имеет передовую систему управления огнем, позволяющую эффективно поражать движущиеся цели, находясь при этом в непрерывном движении.
Накладная броня защищает от мин, фугасов, ракет, кассетных боеприпасов.

Leopard имеет специальную установку, которая обеспечивает функционирование всех электронных систем без включения основного двигателя. Танк укомплектован одной из лучших модификаций пушек и двумя пулеметами, которые благодаря лазерной дальномерной системе могут поражать цели на расстоянии до 5 километров.

Преимущества Leopard 2 дают система информационного взаимодействия, улучшенные дневные и тепловизионные прицелы, динамическая защита, система информирования об атаке. Прекрасные показатели в режиме ведения боя.

Отличной эффективностью и маневренностью также обладают еще несколько моделей боевых машин.

K2 Black Panther, Южная Корея:

имеет инновационные системы слежения, выполняет порядка 10 выстрелов в минуту. Защищен композитной и реактивной броней, имеет активную и пассивную защиту. Системы наведения автоматически определяют объект поражения и производят запуск снарядов.