Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Сообщение лес и человек окружающий мир. Значение леса в природе и жизни человека

Татьяна Норинская
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»

Цели урока :

Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы ;

Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека , с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

Развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;

Воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

I. Организационный момент

Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости . Поприветствуем. Садитесь.

Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»

Мы сами написали

В лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса

Надежные друзья –

Такие же девчонки,

Такие же мальчишки,

Такие же счастливые,

Как ты и я!

Почему я начала наш урок этим отрывком ? (Этот отрывок о друзьях леса)

А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)

Кто может сформулировать тему нашего урока ?

Сообщаются тема и цели урока .

Тема нашего занятия - «Лес и человек »

II. Проверка домашнего задания

1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим домашнее задание.

Расскажите о тундре.

Что вы можете рассказать о тайге?

Назовите деревья, которые растут в тайге

Какие животные обитают в тайге?

А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?

Растительный мир лесов

2. Проводится конкурс рисунков : «Как я представляю себе тайгу , смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются. (на доске выставка рисунков)

Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?

По каким признакам узнали?

III. Работа над новой темой

1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил :

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом )

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека .

2. Работа по учебнику, стр. 106. Определение роли леса в жизни человека .

Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.

3. Работа в тетрадях.

Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на первый вопрос : Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои ответы)

4.1) Так чем же является лес для человека ? (открывается первая карточка - «место отдыха» ).

Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. На чистом воздухе хорошо и приятно отдыхать.

2)А почему лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека» ).

Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.

3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи» ).

4) А как лес может обогреть человека ?

Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива» ).

5) (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов» ).

Как вы это понимаете?

6) Чем является лес для воздуха?

Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т. к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе

7) Почему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв» ).

Как лес защищает водоемы?

Как же лес защищает почвы?

Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.

Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы .

5. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Значение леса

1. Место отдыха

3. Источник воды и пищи

4. Источник топлива

5. Дом для растений, грибов, животных

6. Защитник водоемов, воздуха, почв.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Вывод : лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека .

IV. Закрепление пройденной темы

1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)

Давайте выполним небольшой тест. Внимание на экран.

1. Природная зона лесов состоит из :

1) пяти частей;

2) двух частей;

3) трех частей;

2. Самую большую территорию занимают :

1) смешанные леса;

2) хвойные леса;

3) широколиственные леса;

3. В тайге растут :

1) пихты, ели, лиственницы;

2) дубы, сосны, ели;

3) березы, липы, лиственницы;

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы :

1) овцебык, морж, розовая чайка;

2) краснозобая казарка; кречет; стерх;

3) аист; морж; тюлень;

5. Охрана лесов - это….

1) обязанность государства;

2) обязанность государства и долг каждого гражданина;

3) забота самих обитателей леса;

2). Самопроверка.. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)

Какой лес мы называем тайгой?

Какое дерево является символом России?

- Назови дерево : «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые ».

Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.

Кто является санитаром леса?

Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

Плодами, какого дерева являются желуди?

Выполняют на карточках по парам.

Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.

Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)

Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз) .

3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)

1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза) .

2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки) .

3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля) .

4. Есть в реке работники : не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры) .

5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли) .

6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец (скворец) .

7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись : солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)

8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)

9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик) .

10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк) .

V. Итог. Рефлексия

Давайте подведём итог нашего урока .

Попробуйте ответить на эти вопросы.

Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?

Что показалось интересным?

Что запомнилось?

О чем захотелось узнать побольше?

Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)

Молодцы! Хорошо поработали на уроке .

VI. Домашнее задание

Открыли дневники и записали домашнее задание

2) Тетрадь страница 51-52

Спасибо огромное за урок !

Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречаются растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу - обязанность каждого человека!


Подумай и запиши, какую роль лес играет в твоей жизни.

Лес - это главный защитник воздуха, благодаря ему я дышу чистым воздухом. А еще это место отдыха для меня и моей семьи.

Составь схему на основе схемы в учебнике (Окружающий мир 4 класс, с. 103), заменив текст рисунками-символами.

Подумайте, какие экологические проблемы лесных зон выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных лесных зон и подпиши их названия.

Венерин башмачок, женьшень, жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень, утка мандаринка, филин, зубр, амурский тигр

Придумайте и нарисуйте условные знаки к правилам, помещённым в учебнике (с. 107). Используя эти знаки как опору, расскажите о правилах разведения костра.

Как разводить костёр

Дети не должны разводить костёр одни, без старших

Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.

Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место

Здесь можешь сделать записи для своего сообщения об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу России (по заданию учебника, с. 108).

Тема сообщения: Венерин башмачок

План сообщения:

1) Описание растения
2) Почему так называется
3) Где растёт
4) Особенности растения и интересные факты

Важная информация для сообщения:

Венерин башмачок– растение семейства орхидей. Растения из рода венерин башмачок можно назвать одними из самых красивейших цветов тайги. Название растения - «венерин башмачок», пришло из глубины веков. В старинной легенде говорится о том, что однажды богиня красоты Венера, убегая от преследователя, скрывалась в северных лесах среди топких болот и темных, высоких деревьев. Внезапно красавица Венера оступилась, и золотой башмачок с красными атласными лентами слетел с ее ноги и превратился в прекрасный цветок.
А ведь цветок венериного башмачка действительно очень похож на изящную туфельку красавицы. Поэтому в народе ее назвали «богородицыны сапожки», «марьин башмачок», «кукушкин башмачок».
Венерин башмачок цветет долго, почти месяц. А не жалует венерин башмачок травоядных лесных зверей. Чтобы не быть съеденным лосями или зайцами, он накапливает в своих листьях горькое ядовитое вещество. Это вещество является самым настоящим защитным средством.
В народной медицине этот цветок популярен как успокаивающее средство при бессоннице. Также его применяют при головной боли.

Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия

Лес - это экологическая сложная система, с множеством звеньев. Деревья, кустарники, лишайники, травы, мхи, грибы, животные и различные микроорганизмы - все это составляющие лесов. Каждое растение или живое существо является неотъемлемой частью лесной зоны и входит в пищевую цепочку. Растения вырабатывают кислород и сахар. Травоядные животные питаются за счет растений и распространяют их семена. А хищники питаются этими травоядными.

Таким образом лес является основой жизни животного мира внутри. Реки, ручьи и различные озера также являются важной компонентом лесного массива.

(Бамбуковый лес )

Леса возрастают в различных условиях, как в холодных, так и в жарких. К лесам относятся не только хвойные, лиственные, смешанные и вечнозеленые. Джунгли, тайга, сельвы и другие зеленые насаждения также являются лесами. Выделяются естественные и искусственные леса. Создателем первых является природа, а вторых - человек. Сегодня леса занимают 1/3 суши, хотя далеком прошлом лесные земли были намного многочисленнее.

Значение леса в природе

В природе леса имеют огромное значение. В них возрастает множество видов растений, проживает большое количество животных и микроорганизмов. Кроме этого, леса выполняют ряд природных задач. Одной из них является выработка и очистка кислорода. Количества вырабатываемого кислорода одним деревом хватает на троих людей.

Еще одной значимой функцией леса в природе является снижение уровня пыли. Ежегодно 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли. Леса регулируют и улучшают водный баланс водоемов, находящихся внутри или поблизости леса. Это происходит за счет того, что лесная подстилка накапливает влагу, образовывающуюся в весенний период. Именно она помогает сохранить полноводье рек и водоемов.

Леса служат шумоизоляцией, они способны снизить уровень шума от автодороги на 11 децибел. Лесные массивы препятствуют сильным ветрам, повышают влажность и качество воздуха, а также способны смягчить климат. Они служат воздушным фильтром, очищающим воздух от вредоносных химических веществ. Немаловажной функцией лесов является защита почвы от селей, оползней и различных геологических процессов.

Значение леса в жизни человека

Лес всегда играл огромную роль в жизни человека. На сегодняшний день важность лесов только усиливается за счет того, что их количество заметно уменьшается. Роль леса в жизни человека можно разделить на три составляющие - экологическую, экономическую и социальную.

Экологическая роль заключается в качестве окружающей среды и сохранности природы. Любому живому существу жизненно необходимы условия для жизни. Именно деревья способствуют тому, что современный человек дышит чистым воздухом, имеет возможность заниматься сельским хозяйством и получать из этого выгоду.

Для современного человека лес играет большую экономическую роль. В лесах возрастает древесина, из которой изготавливаются строительные материалы, бумага, мебель древесное топливо, пищевые, материальные и лекарственные продукты.

Главным материальным ресурсом является древесина. Но ягоды, грибы и лекарственные растения, растущие только в лесах, также востребованы человеком. Не смотря на то, что люди ищут замену лесным ресурсам, древесина всегда будет востребована. Ископаемое топливо, заменяющее древесину, исчерпывается и стоит намного дороже дерева. Замена бумажных пакетов на пластиковые принесла большой вред земному покрову за счет того, что пластик не перерабатывается. Лесная промышленность зачастую становится градообразующей деятельностью и требует большого числа работников и техники. Поэтому роль леса всегда будет очень важной как для окружающей среды и современного мира.

Социальная роль леса заключается том, что он является историческим звеном. Лес - это элемент развития народов, их культур и отношения к природе. Издавна лес был источником ресурсов, необходимых для выживания - здесь можно найти и пищу, и воду, и убежище. Народные песни, сказки и повести всегда отделяют немаловажную роль лесным массивам. Сегодня леса служат человеку местом, где можно расслабиться отдохнуть и вдохнуть свежего воздуха.

А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении?

2ученик .В лесу много лекарственных растений. Боярышник- понижает давление, липовый цвет -при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое.

Учитель : А где мы покупаем лекарства?

Ученики: В аптеке.

Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу.

Значит лес – это тоже

Учитель: А как может обогреть человека?

4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.

Учитель . А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут)

А животные, насекомые, птицы? (Они живут)

Значит лес для них является домом.

4.Работа с учебником стр.106.

Учитель: -Вы познакомились с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.

ФИТОНЦИДЫ

Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.

Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.

На доске — ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА

МЕСТО ОТДЫХА

АПТЕКА

ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ

ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ

ИСТОЧНИК ТОПЛИВА

ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ

ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ

5. О чём должен помнить человек, входя в лес?

Игра. Мухомор увидев, я

Мимо прохожу друзья. (да)

Выпал птенчик из гнезда,

Трогать нам его нельзя. (да)

Кто бруснику собирает,

С корнем кустик вырываем. (не я)

По тропинке кто шагает

На жуков не наступает? (я)

Веточки мы не ломаем,

Когда по лесу гуляем. (да)

Мы ежонка увидали

И домой его забрали.(нет)

Муравейник мы найдём

Понаблюдаем и уйдём. (да)

Ландышей нарву в лесу

На праздник маме принесу. (нет)

Физминутка.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

6. Беседа об охране природы.

Учитель.

— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Послушайте стихотворение:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – вон убежал.

О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса).

— Какую еще экологическую проблему вы можете назвать? (Незаконная охота-браконьерство).

На доске.

А какие ещё проблемы у леса?

2 ученик.

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.

Показ Красной книги.

Значит ещё одна проблема леса.

НЕЗАКОННАЯ ОХОТА (БРАКОНЬЕРСТВО)

7 . Самостоятельная работа.(по группам)

Выполнение заданий в рабочей тетради №. 3 стр 51.Какие экологические проблемы отражены на рисунках?

Выполнение заданий в рабочей тетради №. 4 стр 51 Используйте атлас определитель.

8.Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес?

Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные.

. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения.А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить.

Послушайте стихотворение «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не заметил, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра

А утром ветер разгонял туманы,

И ожил потухающий костер

И сыпля искры посреди поляны

Багровые лохмотья распростер

Он всю траву с цветами вместе выжег

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «как разводить костер» стр 107.

Творческая работа № 5 на стр52 (работа в группе)

Работа с СД Работа в группе.

9. Подведение итогов урока.

Перечислите экологические проблемы лесов.?

От кого в первую очередь страдает лес?

Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?

Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?

На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (которые записаны на доске)

Рефлексия

Какие знания вы для себя открыли?

Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Кого из ребят можно поблагодарить?

К плакату на доске учащиеся прикрепляют лепесток цветка определённого цвета, соответствующего настроению ученика и отношению к проведённому уроку.

— Понравился ли вам урок? Что узнали на уроке?

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий, до свиданья!

Защитил ты нас от зноя,

Напоил живой водою.

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес

Полный сказок и чудес!

Преподаватель - Шишлова Мария Васильевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение – Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

Предмет – окружающий мир

Класс - четвёртый

Тема –Лес и человек

Продолжительность занятия - 45 минут

Цели урока : Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;

организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека;

помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу;

развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

Оборудование : учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков; мультимедийное сопровождение; аудиозаписи песен, картинки растений и животных

Ход урока

1.Организационный момент, сообщение темы, целей урока

Звучит песня «Лесной марш» (сл.Синявского, муз.Ю. Чичкова)

Почему мы начали наш урок этой песней? (в этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о берёзках, которые надо беречь)

А кто должен оберегать лес?

Кто из вас сможет назвать тему нашего урока? (Лес и человек)

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни леса. Мы будем говорить о роли леса в природе и жизни людей, об использовании леса и его охране.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальная работа

Перед тем, как перейти к изучению новой темы, выясним, что вы знаете о лесной зоне. Покажите на карте её местоположение и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам?

(заслушивание сообщений, подготовленных дома)

Чьё сообщение вам понравилось больше и почему?

Блиц-турнир «Я знаю лес»

Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)

Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (сосна)

Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки)

Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

Какое дерево является символом России? (береза)

Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (белка-летяга)

Плодами какого дерева являются желуди? (дуба)

У какого животного пять черных полос на спине? (бурундук)

Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа)

Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (рысь)

Индивидуальная работа по карточкам (4-5 учеников) :

1 задание: определить каким деревьям принадлежат эти семена и шишки? (на карточках даны изображения семян и шишек деревьев лесной зоны) ;

2 задание: напиши две цепи питания, сложившиеся в лесной зоне;

3 задание: зрительный диктант: соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Кедровая сосна

смешанный лес

Лиственница

широколиственный лес

3. Изучение нового материала

Чтение стихотворения С. Никулиной “Русский лес”

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить -
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода- водица,
Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя.

(Самостоятельное чтение стихотворения)

Так чем же является для человека лес?

Мы попытаемся взглянуть на эту тему глазами людей разных профессий. (дети разделены на три группы: биологи, экологи, медики)

Работа в группах.

Дети доказывают отношения человека и леса. Одновременно идет показ слайдов.

Медики.

Почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистую воду.)

Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека? (Лес является местом отдыха для человека, а также источником чистой пищи и воды.)

Биологи.

А что ждет человека в лесу?

Что делают в лесу рябина, орехи, цветы?

Чем является для них лес?

Для кого лес еще является домом?

Значит, лес- это еще и дом для растений, животных, грибов.

Экологи.

Чем является лес для воздуха? (Лес - защитник воздуха, водоемов и почв.)

Как лес защищает водоемы? (Там, где растет лес, не мелеет река.)

Проблемная ситуация.

На слайде запись:

Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес.

Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы)

А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.

Н. Некрасов.

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.

Итак, о какой же экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса)

Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Показ слайда)

Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности! Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

Какие чувства у вас вызывает эта фотография?

Разные чувства вызывает эта фотография, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.

Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Читает ученик:

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Какие проблемы леса вы еще знаете?

(Загазованность воздуха и пожары)

Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. (показ слайда с фотографиями несанкционированных свалок за нашим селом и т.д.)

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (показ слайда)

А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.

Работа в группах.

Одновременно идет показ слайда.

Медикам, биологам и экологам сейчас предстоит рассказать нам что может произойти, если человек не будет беречь лес и его богатства.

Медики.

При загрязнении воздуха трубами заводов, чистого воздуха в природе останется все меньше. Станет больше болеющих людей.

Биологи.

Из-за отсутствия чистого воздуха нарушится рост растений, исчезнут животные.

Экологи.

Мест для отдыха человека совсем не останется. Источник Читой воды и пищи исчезнет с лица земли. Нарушится здоровье человека. А это экологическая катастрофа!

Правила поведения в лесу

Лес – наше богатство. Лес – “легкие нашей планеты”.

Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

А какие правила вы знаете?

(Ответы детей)

Показ слайда, чтение правил.

Вывод : Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес им дать то, что сейчас дает нам.

4.Итог урока.

Наши специалисты помогли нам на уроке определить взаимодействие человека и леса.

Что нового вы узнали для себя?

На доске изображена наша планета (белого цвета) . Посмотрите, какая она одинокая и холодная. Наши специалисты сейчас поместят на планету свои символы. (Дети помещают символы: животных, растения) .

А теперь наша планета стала нарядная и красивая. И все это зависит от человека (на середину помещается изображение человека) . И конечно же от нас с вами.

Последний слайд.

Чтение стихотворения.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

5 .Домашнее задание .

Задание в рабочей тетради с.36 № 4

Нарисовать знаки, призывающие беречь природу.