Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Реальная история жизни Д'артаньяна. Актеры и роли Имя д артаньяна у дюма

«Это правдиво, как вымысел, и невероятно, как сама жизнь» (гасконская поговорка)

Д’Артаньян в книгах, фильмах и памятниках

С лёгкого пера классика французской литературы Александра Дюма Д’Артаньян на протяжении трёх веков остаётся одним из самых известных героев книг и фильмов (всего их снято в разных странах не менее 35), любимым персонажем и образцом для подражания для сотен миллионов людей во всем мире, прежде всего, конечно же, школьников. Но на самом деле и Дюма не был первым его литературным «отцом».

Самые первые трёхтомные «Мемуары г-на д’Артаньяна» были изданы ещё в 1700 году и в них, конечно же, правда тоже причудливо переплеталась с откровенной фантастикой. Несмотря на название — «мемуары» — сам мушкетёр написать их не мог по причине малограмотности, сочинителем был французский писатель Гасьен де Куртиль де Сандра. Именно эта книга и попала в руки Дюма, который ещё более «усовершенствовал» историю д’Артаньяна уже в своём цикле книг о мушкетёрах XVII столетия.

Чтобы сделать свои книги более яркими, Дюма включил в героизированные биографии д’Артаньяна и его друзей ряд уже существовавших полулегендарных сюжетов XVII века, в реальности с ним не связанных (эпизод с подвесками Анны Австрийской, попытка спасти Карла I, легенда о Железной Маске — якобы брате Людовика XIV и т.д.). У Дюма д’Артаньян перед смертью получает жезл маршала Франции, но в действительности он дослужился только до «полевого маршала» (аналог генерал-майора). Маршалом же был с 1709 года другой д’Артаньян, двоюродный брат прототипа нашего любимого героя по матери.

Помимо Дюма свои произведения о д’Артаньяне писали французский поэт Эдмон Ростан, современный русский писатель Александр Бушков и другие авторы. Мушкетёр, в реальности погибший на полях сражений в 1672 году продолжает жить «виртуальной» жизнью. Всем бы такую славу!

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Сейчас на главной

Статьи по теме

  • Политика

    Канал «Аксиома»

    Сколько еще будет страдать народ? Где выход? Будет ли война? Сулакшин

    Ответ Степана Степановича Сулакшина на вопрос зрителей: Сколько еще будет страдать простой народ и где выход? И будет ли война? Эпизод «Вопросы и ответы» №16 Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://сайт

    17.04.2019 22:28 16

    Общество

    Канал «Аксиома»

    Рейтинг Путина расчетный или нарисованный?

    На этой неделе Левада-Центр опубликовал данные. Если бы выборы президента РФ прошли в ближайшее воскресенье, действующий глава государства Владимир Путин набрал бы 55% голосов избирателей. Это на 15% меньше по сравнению с январем 2018 года, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на исследование «Левада-центра». По данным «Центра Сулакшина» — 5%. При этом 19% россиян не знают, за…

    13.04.2019 22:46 26

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Олигархи ставят рекорды по скорости обогащения в кризис

    Актуальный комментарий С.Сулакшина. Совокупное состояние богатейших россиян за первый квартал 2019 года увеличилось на 20,5 миллиарда долларов, следует из данных рейтинга BloombergBillionaires Index (BBI). В список из 500 самых богатых людей мира вошли 23 россиянина. Самое большое состояние среди соотечественников оказалось у владельца «Интерроса» и гендиректора «Норникеля» Владимира Потанина - 21 миллиард долларов. Он занял…

    5.04.2019 20:22 19

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Коротко. Визит визиря — Туалетная бумага для Медведева

    Коротко. В Перми, перед визитом Дмитрия Медведева в поликлинику в кабинки поставили туалетную бумагу. Заходил ли премьер в клозет, не сообщается. Пока Медведев общался с подготовленными для таких встреч врачами, больных держали на улице. Актуальный комментарий Степана Сулакшина. Источник новости https://59.ru/text/politics/66039229 Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://сайт

    3.04.2019 23:33 32

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Лживая стабильность. Рост тарифов ЖКХ, цен и обнищание — ИТОГИ

    Карикатуры Ёлкина Иллюзия стабильности навязанная пропагандой рушится с каждым днем. Аналитики компании — ведущего производителя контрольно-кассовой техники и программного обеспечения, пришли к выводу, что на электроэнергию россияне стали тратить вдвое больше, расходы на теплоснабжение выросли 1,5 раза. Растут цены на продукты питания и вещи повседневного спроса. Исследование содержит анализ более чем 20 млн платежей на…

    2.04.2019 9:12 26

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Арест Абызова совсем не случайность — Кто следующий?

    Актуальный комментарий Степана Сулакшина по аресту Михаила Абызова, который создавал «открытое правительство» и был приближен к премьеру Дмитрию Медведеву

    27.03.2019 20:31 15

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Готовится сценарий пожизненного правления Путина

    Анализ новостей со С.Сулакшиным. В президентской администрации рассматриваются различные варианты, которые позволят Владимиру Путину остаться у власти как можно дольше, сообщили Bloomberg три источника, близкие к Кремлю. Политолог и бывший сотрудник администрации президента Андрей Колядин сказал агентству, что в Кремле «активно обсуждали» и сценарий, схожий с тем, что сейчас происходит в Казахстане. Москва будет следить…

    24.03.2019 23:20 37

    Общество

    Канал «Аксиома»

    К антинародным законам с пониманием! Путин призвал смелее принимать непопулярные решения

    Карикатуры художника Ёлкина Актуальный комментарий С.Сулакшина. Президент Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры РФ призвал смелее принимать «непопулярные законы». Он сказал: «Принималось огромное количество «приятных для уха» обывателя нормативных актов, и более половины, уверенно можно сказать, не исполнялось, да и не могло быть исполнено в силу очень тяжелого финансового, экономического положения в стране. Что…

    22.03.2019 13:31 55

  • Канал «Аксиома»

    Уходя — не уходи. «Самое опасное, это вцепиться в кресло зубами»

    Весь интернет обсуждает отставку президента Казахстана Н.Назарбаева, который правил страной 30 лет. Назарбаев по-прежнему обладает широкими полномочиями, заняв более высокие должности. Ему подчиняется все руководство страны. Все было подготовлено заранее. Актуальный комментарий Степана Сулакшина.

    20.03.2019 23:49 31

  • Политика

    Канал «Аксиома»

    Курилово-разводилово. Переговоры по Курилам с Японией засекретили!

    Актуальный комментарий С.Сулакшина. Москва и Токио договорились не разглашать содержание переговоров по мирному договору. Об этом заявил министр иностранных дел Японии Таро Коно, передает ТАСС. По его словам, стороны стремятся достичь договоренности по мирному соглашению, однако не хотят обсуждать детали на публике. «Мы договорились с министром иностранных дел России [Сергеем] Лавровым, что не будем предавать…

    20.03.2019 23:41 5

    Политика

    Канал «Аксиома»

    У кого весеннее обострение? Кунгуров в полуприличной форме о программе Сулакшина

    Популярный блогер Алексей Кунгуров написал, уже три поста с резкой критикой «Программы Сулакшина» . Степан Степанович, конечно, прочел эти посты и высказал свое мнение в передаче «Вопросы и ответы». В своем анализе Кунгуров приписал Сулакшину: национал-социализм, неосталинизм…

    9.03.2019 22:47 4

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Россия ещё на шаг ближе к феодальному строю

    Итоги недели со Степаном Сулакшиным. Частные охранные структуры, армии и вот теперь ещё и частные судебные приставы. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает создать институт частных приставов, которые бы занимались взысканием долгов в пользу компаний и граждан. Об этом на заседании комитета РСПП по собственности и судебной системе заявил его председатель, член бюро правления…

Факт, что знаменитый Д"Артаньян существовал на самом деле, давно считается бесспорным. Многие даже читали его мемуары, переведенные на русский язык. Но мало кому известно, что правды в этом сочинении не больше, чем в романах Дюма, а его герой ничуть не похож на того мушкетера, который жил и совершал свои подвиги во времена Людовика XIV — Короля-Солнце. Да и мемуаров, похоже, он никаких не писал. И тем не менее великолепный гасконец - не важно, натуральный или синтезированный - продолжает «читаться». Роман «Три мушкетера», впервые вышедший в 1844 году, переведен на 45 языков и издан общим тиражом более 70 миллионов экземпляров. По его мотивам сняты 43 фильма. В общем, гасконец продолжает побеждать.

К 1843 году Александра Дюма знал весь Париж. Сорокалетний сын генерала-мулата прославился пьесами и фельетонами, салонными остротами и громкими любовными похождениями. Не так давно он взялся за сочинение исторических романов и теперь чуть свет вскакивал с постели и хватался за перо. Громадный, всклокоченный, он с быстротой молнии исписывал целые стопки бумаги. Зашедшим с визитом приятелям кричал из-за двери: «Подождите, мой друг, у меня в гостях Муза!» За год Дюма обрушивал на читателей три-четыре пухлых тома. Это породило легенду о том, что на него работала целая команда «литературных негров». На самом деле он писал сам, а помощникам доверял лишь отбор и проверку материала. Главным из его «негров» был Огюст Маке - невзрачный субъект с памятью-архивом, где хранились малоизвестные подробности прошлого. Вместе они составляли идеальную пару: резонер Маке гасил излишнюю восторженность своего пылкого шефа.

В один прекрасный день Дюма отправился в Королевскую библиотеку искать материал для очередного романа. В книжной россыпи ему попался старинный фолиант под названием «Воспоминания г-на Д"Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров». Он смутно помнил, что так звали какого-то военачальника интересующей его эпохи, и выпросил у любезного библиотекаря книгу на дом. Мемуары были изданы в 1704 году в Амстердаме в типографии Пьера Ружа - там выходили сочинения, запрещенные во Франции. Книга и впрямь содержала скандальные подробности о жизни королевского двора, однако Дюма они не слишком занимали. Ему гораздо больше понравился сам герой - отважный гасконец, на каждом шагу влипающий в опасные приключения. Понравились и его товарищи со звучными именами Атос, Портос и Арамис. Вскоре Дюма объявил, что нашел в той же библиотеке мемуары Атоса, где говорилось о новых похождениях друзей-мушкетеров. Эту книгу он просто-напросто выдумал, продолжив тем самым эстафету мистификаций, начатую автором так называемых «Воспоминаний Д"Артаньяна».


Мемуары Д’Артаньяна. Издание 1704 года

На самом деле эту книгу написал Гасьен де Куртиль де Сандра - небогатый дворянин, родившийся в 1644 году. Не преуспев на военном поприще, он занялся литературой, а именно - сочинением поддельных мемуаров известных лиц с массой скандальных откровений. За свою деятельность он отсидел несколько лет в Бастилии, потом сбежал в Голландию и там взялся за старое. Сочинив среди прочего и мемуары мушкетера, он в 1705 году вернулся на родину, наивно надеясь на недолгую память королевских слуг. Его тут же схватили и вернули в крепость, откуда он вышел незадолго до смерти. Бульварный автор был неисправим: даже в тюрьме он умудрился сочинить «Историю Бастилии» с массой небылиц об ужасах этой старинной темницы. Но самым знаменитым его сочинением, без сомнения, стали мемуары Д"Артаньяна, хотя уже в ту эпоху в их подлинность мало кто верил. «Какая наглость! - возмущался какой-то старый вояка. - Печатать в трех томах мемуары, где так называемому автору не принадлежит ни строчки!» Сам Куртиль утверждал, что использовал подлинные записки Д"Артаньяна, якобы конфискованные после гибели последнего специально посланным королевским чиновником. Но это маловероятно - мушкетер хоть и был грамотен, но пером владел куда хуже, чем шпагой, и вряд ли писал что-либо, кроме долговых расписок. К тому же даже самый отчаянный хвастун не стал бы писать о себе так, как герой Куртиля. На каждой странице он дерется, плетет интриги, избегает ловушек, соблазняет прекрасных дам - и всегда одерживает победу. Позже исследователи выяснили, что сочинитель не выдумал почти ничего. Он просто приписал своему Д"Артаньяну дела доброй дюжины головорезов и шпионов, служивших разным господам в конфликтах, сотрясавших Францию. Ту же традицию продолжил Дюма, заставив своего мушкетера отважно возражать кардиналу Ришелье и помогать королеве Анне в истории с алмазными подвесками. Кстати, и сама эта история была, по всей вероятности, придумана известным писателем Ларошфуко, которому Куртиль приписал другие фальшивые мемуары.

Знал ли Дюма об истинном происхождении книги Д"Артаньяна? Скорее всего, знал, но это его не смущало. Он ведь говорил, что история - только гвоздь, на который он вешает свои красочные картины. Смущало другое: мушкетер из воспоминаний выглядел храбрым, хитрым, ловким, но не слишком симпатичным. Это был типичный наемник, готовый служить тому, кто больше заплатит, и бестрепетно разящий шпагой правых и виноватых, если они становились у него на пути. Его отношение к женщинам также было далеким от романтизма. Писателю пришлось поработать над образом своего героя, передав ему кое-какие свои черты. Результатом стал роман «Три мушкетера», вышедший в 1844 году. Изображенный там благородный гасконец навеки покорил сердца читателей, но ученые - и историки, и литераторы - остались недовольны. Отвергнув героев Куртиля и Дюма как самозванцев, они уже полтора века ведут поиски подлинного Д"Артаньяна.

Не только Д"Артаньян
Приключенческая классика XVIII-XIX веков произвела на свет немало ярких героев, и почти все они имеют прототипов в реальной истории. Д"Артаньян - лишь один из примеров. Другой - немецкий барон Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен (1720-1797), о необычной судьбе которого «Вокруг света» рассказывал в прошлом году. Стоит напомнить, что он не только пережил обоих своих авторов - Распэ и Бюргера, но и угрожал им судом за оскорбление его баронского достоинства. Герой вышедшего в 1719 году романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», как известно, на самом деле был британским моряком Александром Селькирком (1676-1720). Правда, он провел на необитаемом острове четыре года вместо двадцати восьми, и было это на островах Хуан-Фернандес, а не на Тобаго, как писал Дефо. Герой романа Альфонса Доде «Тартарен из Тараскона» списан с кузена писателя Жака Рейно (1820-1886), который однажды в романтическом порыве увлек Доде в Алжир охотиться на львов. Чтобы не обижать родича, писатель дал своему герою звучную фамилию Барбарен, но в городке Тараскон нашлась семья с такой фамилией, и его пришлось переименовать в Тартарена. Великий сыщик Шерлок Холмс, по мнению ученых, списан с институтского наставника Конан Дойла, известного хирурга Джозефа Белла (1837- 1911). Он не только разгадывал преступления при помощи дедуктивного метода, но и курил трубку, и играл на скрипке. Прототип был даже у такого экзотического героя, как капитан Немо. Жюль Верн называет его вождем индийских повстанцев Нана Сахибом (1824-после 1857). Этот знатный феодал после разгрома восстания бесследно исчез - в принципе, он мог скрыться и в морских глубинах. Не всегда придумывал своих героев и сам Александр Дюма. Например, история графа Монте-Кристо родилась из главы книги «Полиция без маски», изданной в 1838 году на основе следственных архивов. Там говорилось о молодом сапожнике Франсуа Пико, арестованном по ложному обвинению накануне свадьбы. Через семь лет он вышел на волю и начал мстить доносчикам, убил троих, но пал от руки четвертого. Был в этой истории и клад, завещанный Пико его сокамерником - итальянским аббатом.

На берегах Гаронны

След прославленного мушкетера ведет на берега Гаронны и Адура, в древнюю Гасконь, где до сих пор гордятся знаменитым земляком. Однако ни Куртиль, ни целиком зависящий от него по части фактов Дюма не знали места рождения мушкетера. Они считали его уроженцем соседней с Гасконью области Беарн, где настоящий Д"Артаньян никогда не был. К тому же он носил совсем другое имя - Шарль Ожье де Бац де Кастельмор. Это выяснили французские историки, и в частности Жан-Кристиан Птифис - автор книги «Истинный Д"Артаньян», вышедшей в русском переводе в знаменитой серии ЖЗЛ.

Шарль родился около 1614 года в самом сердце Гаскони. Гордиться древностью рода он не мог: его прадед Арно Бац был обычным торговцем, который купил замок у вконец разорившихся владельцев. Сунув пару ливров королевскому чиновнику, он получил дворянское звание вместе с благородной приставкой «де». Его внук Бертран упрочил свой статус, женившись на девице Франсуазе де Монтескью. Однако в приданое юноше достались лишь разрушенный замок Артаньян и многочисленные долги, выплата которых лишила его семью остатков состояния. Фактически у Бертрана остался только замок Кастельмор, где и родились Шарль, его братья - Поль, Жан и Арно и трое сестер.

Несмотря на громкое название, это был просто двухэтажный каменный дом с двумя полуразрушенными башенками. О его обстановке мы можем судить по описи имущества, составленной в 1635 году после смерти Бертрана де Баца. Интерьер нижней гостиной составляли длинный стол на козлах, буфет и пять потертых кожаных кресел. Дальше размещалась супружеская спальня, где стояли два шкафа - один с бельем, второй с посудой. Еще на первом этаже находились кухня с большим котлом и громадный чан для засолки мяса. Наверху кроме еще одной гостиной с той же старой мебелью располагались четыре спальни для детей и гостей. Оттуда лестница вела в одну из башенок, где находилась голубятня. Опись скрупулезно перечисляет имущество семьи: две шпаги, шесть латунных подсвечников, шесть дюжин салфеток…

После смерти главы семьи дом и шесть принадлежавших де Бацам ферм перешли в руки алчных кредиторов. К счастью, дети к тому времени были уже пристроены благодаря влиятельной родне. Дочерей, несмотря на малолетство, загодя обручили с местными дворянами. Старший брат Поль первым вступил в ряды мушкетеров, но вскоре сменил почетную службу при короле на армейскую должность. Добыв на полях сражений славу и деньги, он выкупил родовое поместье и приумножил его площадь за счет соседних земель. Этот крепкий хозяйственник прожил почти сто лет и скончался с титулом маркиза де Кастельмор. Жан, тоже служивший в гвардии, рано исчез из анналов истории, вероятно, погиб в бою или на дуэли. Брат Арно избрал духовную карьеру и много лет был аббатом.

…От ощущения, что Дюма вывел троих братьев в образах Портоса, Атоса и Арамиса, отделаться трудно. Но писатель ничего о них не знал, да и сам Шарль Д"Артаньян (будем все же называть его так) виделся с ними куда реже, чем со своими придуманными друзьями.

Почему «придуманными», если они существовали реально? Дело в том, что вся славная четверка могла общаться лишь несколько кратких месяцев 1643 года. В декабре этого года в одной из бесчисленных стычек был смертельно ранен Арман де Силлег, известный также как сеньор де Атос. Той же осенью в мушкетеры поступил Исаак де Порто - дворянин из Ланна, которого Дюма ради рифмы переименовал в Портоса. Через несколько лет он вышел в отставку и вернулся домой, канув там в безвестности. Третий мушкетер, Анри Д"Арамиц, действительно был близким другом Д"Артаньяна и в 1655 году удалился в родной Беарн, где стал аббатом. Все трое были родственниками капитана мушкетеров де Тревиля - тоже потомка купца, присвоившего дворянский титул. Этот храбрый офицер пользовался полным доверием короля и активно продвигал своих земляков-гасконцев. На это рассчитывал и Д"Артаньян, когда отправился в Париж с рекомендательным письмом к Тревилю в кармане. Это было до 1633 года, когда он упоминается среди участников смотра мушкетеров. В то время ему было лет 18, как и пишет Дюма. Однако Ла-Рошель уже была взята, история с подвесками (если она и была) благополучно разрешилась, а герцог Бекингем, с которым гасконец якобы встречался, погиб от кинжала убийцы. К разочарованию поклонников, все эти приключения бравого мушкетера выдуманы. Но в его жизни хватало и настоящих, и он предвкушал их, спеша в Париж на воспетой писателем пегой лошаденке.

По следам мушкетера
Исторических мест, связанных с именем знаменитого мушкетера, сохранилось сегодня не так много. Главное из них, конечно же, французский замок Кастельмор, но он находится в частном владении и посетителей в него не пускают. Зато в соседнем городке Люпиак в честь Д"Артаньяна названа гостиница, а в гасконской столице Ош ему в 1931 году воздвигли памятник. Неподалеку расположена деревушка Артаньян, где сто лет назад граф Робер де Монтескью создал музей, посвященный его предку. После смерти графа коллекция погибла в огне пожара, а замок много лет простоял в руинах. Сегодня он восстановлен, но от прежнего здания остались только стены. Дом Д"Артаньяна в Париже на углу улицы Бак и набережной Сены был снесен в середине XIX века. Конечно, сохранились Лувр, Пале-Рояль, сад Тюильри и другие места, упомянутые в романе Дюма. Стоит до сих пор и угрюмая крепость Пиньероль в Провансе, где мушкетеру пришлось быть тюремщиком министра Фуке. А в голландском Маастрихте можно отыскать место за городской стеной, где отважного генерала сразила пуля. В общем, сохранилось не так уж много, поэтому постановщики фильмов о Д"Артаньяне обходятся без исторического антуража. Например, знаменитая советская картина 1978 года снималась в Крыму и отчасти в Прибалтике, что совершенно не помешало ее успеху.

Путь к славе

Мушкетеров в армиях того времени было немало, так назывались все солдаты, вооруженные мушкетами. Этот громоздкий предшественник винтовки приводился в действие кремневым замком или, как пушка, зажженным фитилем. В обоих случаях стрельба была делом сложным: дуло мушкета требовалось устанавливать на специальную подставку, что позволяло хоть как-то прицелиться. Каждого мушкетера сопровождал слуга, который носил подставку, запас пороха и всевозможные приспособления для чистки капризного оружия. В ближнем бою мушкет был бесполезен, и его владелец пользовался шпагой. Рота мушкетеров была создана для охраны короля в 1600 году, правда, до 1622 года ее бойцы назывались карабинерами. В роту входило чуть больше сотни человек, половина из которых с легкой руки де Тревиля оказалась гасконцами. В их ряды вписался и Д"Артаньян, снявший квартиру на улице Вьё-Коломбье - Старой Голубятни. Если верить Куртилю, он очень скоро закрутил роман с женой хозяина, превратившейся под пером Дюма в очаровательную госпожу Бонасье.

Жизнь мушкетеров была нелегка. Получали они немного, к тому же гвардейский этикет предписывал транжирить жалованье в кабаках. Денег у короля вечно не хватало, и его охранники на свои деньги покупали обмундирование, включая знаменитые плащи и шляпы с перьями. Требовалось одеваться как можно моднее, чтобы не отстать от ненавистных соперников - гвардейцев кардинала. Стычки с ними происходили чуть не каждую неделю и уносили немало жизней. Даже во время войны, когда устав запрещал дуэли под страхом смерти, противники находили возможность помахать шпагами. Мы ничего не знаем о дуэльных, как и о военных подвигах Д"Артаньяна в те ранние годы. Сохранилась лишь легенда о его участии в осаде Арраса весной 1640 года. Молодой мушкетер проявил не только храбрость, но и остроумие. Осажденные испанцы написали на воротах: «Когда Аррас будет французским, мыши съедят кошек». Гасконец под огнем подобрался поближе и вписал перед словом «будет» короткое «не».

В конце 1642 года умер всесильный Ришелье, ненадолго пережил его и король Людовик XIII. Власть оказалась в руках регентши Анны Австрийской и ее фаворита кардинала Мазарини. Этот скупердяй решил распустить мушкетеров, и Д"Артаньян оказался не у дел. Только в 1646 году он и его друг-гасконец Франсуа де Бемо добились аудиенции у кардинала и получили должности его личных курьеров. Несколько лет бывший мушкетер в жару и холод мчался по дорогам Франции, выполняя поручения своего господина. Его звездный час наступил в августе 1648 года, в грозные дни Фронды, когда парижане восстали против ненавистной власти Мазарини. Д"Артаньян в карете сумел где бранью, где уговорами проложить дорогу через ряды восставших и вывезти из Лувра кардинала и юного короля с матерью. Мазарини вскоре покинул страну и обосновался в городке Брюль близ Кёльна. Гасконец продолжал служить ему, навещая сторонников кардинала по всей Европе. Наконец в 1653 году достигший совершеннолетия Людовик XIV вновь привел итальянца к власти, и вместе с ним в Париж с триумфом вернулся Д"Артаньян.

Вскоре он оказался под стенами осажденного Бордо - последнего оплота Фронды. Переодевшись нищим, он сумел проникнуть в город и уговорить его защитников сдаться. Повоевав еще и с испанцами, он вернулся в Париж, где король в 1657 году восстановил роту мушкетеров. Тогда же у них появилась единая форма: красные камзолы и голубые плащи с белой перевязью. А лошади у защитников короля были серыми, поэтому их называли ротой Серых мушкетеров (позже была создана еще одна рота - Черных мушкетеров). Однако жалованье им Мазарини не прибавил. Поэтому одни тянули деньги у богатых любовниц, другие искали выход в женитьбе. По этому пути пошел и Д"Артаньян, женившийся в 1659 году на богатой наследнице Шарлотте де Шанлеси. На свадьбе присутствовали сам кардинал и многие придворные, вино лилось рекой. В приданое мушкетер получил сто тысяч ливров годового дохода и двухэтажный особняк на углу улицы Бак и набережной Сены.

С промежутком в год у супругов родились сыновья Луи и Луи-Шарль. Однако идиллии не вышло. Новобрачной было уже за тридцать, она успела побывать замужем и не отличалась ни красотой, ни кротким нравом. А Д"Артаньян с его психологией старого холостяка быстро устал от непривычной семейной жизни. Через год он уехал на войну и с тех пор побывал дома только дважды. В редких письмах он оправдывался: «Моя возлюбленная супруга, долг для меня превыше всего». Шарлотта кусала губы, представляя, как ее благоверный развлекается с другими девицами. Она прекрасно знала, что мушкетер в молодости был отчаянным ловеласом, да и теперь далеко не стар для амурных подвигов. В 1665 году она решилась на крайнюю меру: взяла детей и уехала в деревню, навсегда оставив мужа. Оба сына гасконца стали офицерами и дожили до преклонных лет, но род продолжил только младший, потомки которого дожили до XIX века.

Тюремщик поневоле

Не слишком жалея о потере супруги, Д"Артаньян отправился навстречу новым приключениям. Еще в 1661 году он вместе с королем посетил роскошный замок Во - резиденцию сюринтенданта финансов Николя Фуке. Этот ловкач часто путал государственную казну со своей, и его дворец намного превосходил пышностью Лувр. Людовик начал хмуриться еще у ворот, на которых красовался герб министра: белка с латинским девизом «Влезу куда угодно». Когда же он увидел мраморные гроты, дивный парк с фонтанами, столовую, где столы передвигал невидимый механизм, участь наглого царедворца была решена. Д"Артаньяну было приказано арестовать министра и отвезти его в неприступный замок Пиньероль в Провансе. В Нанте Фуке, почуяв неладное, попытался бежать, но мушкетер нагнал его в городской толчее и пересадил в другую карету с решетками на окнах. В той же карете министр был доставлен в Пиньероль, и король предложил гасконцу должность ее коменданта. Его ответ вошел в историю: «Предпочитаю быть последним солдатом Франции, чем ее первым тюремщиком». И все же Д"Артаньяну пришлось не один год провести в крепости. Узник не доставлял ему никаких забот: сломленный своим падением, Фуке стал весьма набожным и если чем и досаждал мушкетеру, то религиозными поучениями.

Отвергнув должность тюремщика, Д"Артаньян охотно принял звание смотрителя королевского птичника, благо, никто не требовал от него лично убирать клетки пернатых. К тому же придворная синекура приносила неплохой доход. Он даже начал называть себя графом, а весной 1667 года его назначили капитаном мушкетеров. Эта должность соответствовала генеральской. Сбылась мечта юноши, который когда-то приехал из Оша в Париж на пегой кляче. Но вскоре боевая труба опять позвала неугомонного гасконца в поход. Во время новой войны с испанцами он отличился при взятии Лилля и был назначен его губернатором. По свидетельствам современников, правил он справедливо, запрещая своим солдатам притеснять население. Правда, летом 1671-го он жестоко подавил восстание крестьян в области Виварэ. Что ж, он оставался сыном своего века, в конце концов, восставшие были врагами короля, к которому он испытывал не только верноподданнические, но и в какой-то степени отцовские чувства…

Летом 1673 года Д"Артаньян со своими мушкетерами отправился во Фландрию, где армия маршала Тюренна осаждала Маастрихт. Не раз французы прорывались к стенам города, но испанцы все время отбрасывали их. Вечером 24 июня после мощной артподготовки обе роты мушкетеров бросились в атаку и заняли один из фортов противника. Утром испанцы вынудили их отступать под ураганным огнем. Мало кто из французов добрался до своих позиций. Не было и Д"Артаньяна, на поиски которого отправились несколько добровольцев. Его тело нашли только к вечеру: горло командира было пробито пулей. Вопреки Дюма он не успел стать маршалом Франции. Это звание вскоре получил его двоюродный брат Пьер де Монтескью, кстати, ничем особенным не отличившийся.

Александра Дюма не раз упрекали в невнимании к исторической правде. Однако его герой благодаря случаю или художественному чутью оказался гораздо ближе к подлинному Д"Артаньяну, чем беспринципный кондотьер Куртиля. Впрочем, в объединенном персонаже «Трех мушкетеров» сосуществуют все три Д"Артаньяна, и каждый читатель может выбрать героя по себе. Одним окажется ближе отчаянный романтик, подозрительно похожий на Михаила Боярского. Другим - хитрец и острослов, выходящий невредимым из любых переделок. А третьим - честный служака, сделавший законом жизни девиз дворянина: «Шпага - королю, честь - никому!»

Его звали Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян (фр. Charles Ogier de Batz de Castelmore, comte d"Artagnan). Родился в 1613 году, рядом с замком Кастельмор, Гасконь, Франция, геройски погиб в 25 июня 1673, Маастрихт, Нидерланды. Всемирно известный гасконский дворянин, сделавший блестящую карьеру при Людовике XIV в роте королевских мушкетёров.

Прототип главного героя знаменитых «Трех мушкетеров» появился на свет в Гаскони, в семье дворянина Бертрана де Батц Кастельморо. Мальчика назвали Шарль. У старого Кастельморо было только одно богатство - пятеро сыновей, отличавшихся храбростью и умом. Каждый из них в свой срок отправился в Париж, чтобы стать королевским мушкетером. Для того, чтобы их имена звучали более благородно, при дворе молодые Кастельморо представлялись фамилией Д’Артаньян - названием одного из поместий в Гаскони. Но прав на эту фамилию молодые гасконцы не имели.

Шарль де Батц, самый младший сын Кастельморо, появился в Париже в 1640 году. По дороге в столицу он пережил немало приключений - он был несколько раз избит, успел посидеть в тюрьме, кроме того, исчезли все его деньги и вещи, в том числе и рекомендательное письмо к командиру роты мушкетеров господину де Тревилю. До Парижа Шарль добирался пешком. В городе он рассчитывал встретить старших братьев, но выяснилось, что один из них погиб, а остальные находятся на войне в Италии.

В одной из харчевен Шарль познакомился с юношей по имени Исаак Порто (в «Трех мушкетерах» он превратился в Портоса). Шарль представился ему под именем Д’Артаньян и рассказал о своих злоключениях. Порто служил в роте гвардейцев и тоже мечтал стать королевским мушкетером. Для этого он сводил знакомства с нужными людьми. Так, его приятелями были близкие родственники де Тревиля - мушкетеры Анри Арамиц и Арман де Силлек д’Атос д"Отевилль, которые позже вошли в историю литературы как Арамис и Атос.

В тот же день Шарль познакомился с обоими этими господами, и в отличие от книжных перипетий, молодые люди сразу, без всяких дуэлей и разборок согласились принять участие в судьбе бедного гасконца. На другой день Арамиц и д’Атос представили юного Шарля господину де Тревилю. Тот с радостью взял бы в свою роту Д’Артаньяна, потому что его братья очень хорошо зарекомендовали себя на службе королю. Но мушкетеры должны были покупать вооружение, обмундирование и коня на свой счет, а у Шарля не было денег даже на еду. Поэтому де Тревиль направил его в ту же гвардейскую роту, где служил Исаак Порто.

Если начало жизни Шарля в Париже совпадает с приключениями вымышленного Д’Артаньяна, то дальнейшие события на увлекательный роман походили очень мало. Став гвардейцем, Шарль оказался не в гуще королевских интриг, а на передовом крае. Он участвовал во множестве сражений, осаждал крепости, побывал во многих странах - и всегда рядом был его верный друг Порто.

В 1643 году скончался Людовик XIII, и был произведен новый набор в роту мушкетеров. Д’Артаньяну и в этот раз не повезло, а Исаак Порто примерил новый мундир. Вскоре выяснилось, что Шарля на службу королю не отпустил кардинал Мазарини. Д’Артаньян за три года службы кардиналу показал себя очень ловким и надежным человеком. И поэтому Мазарини решил приблизить его к себе.

Множество поручений, которые выполнял юноша, до сих пор покрыты тайной, известны лишь некоторые из них. Так, Арамиц и Д’Артаньян тайком ездили в Англию с письмами кардинала к изгнанной королевской семье.

Вскоре после этого поручения на Шарля было организовано покушение - семь наемных убийц напали на него на пустынной улице. Д’Артаньян принял бой, убил одного из наемников, но сам истекал кровью. По счастью, мимо проходили несколько мушкетеров, которые бросились защищать Шарля. Вскоре все убийцы были мертвы, но в этом бою погиб близкий друг Д’Артаньяна - Арман де Силлек д’Атос д"Отевилль.

Прибытие д’Артаньяна. Alex De Andreis

Военная служба Шарля продолжалась, он участвовал во всех сражениях, которые приходились на долю французской армии. Среди своих сослуживцев он превратился в легенду - из самых кровавых сражений он всегда выходил совершенно невредимым, хотя храбро бросался в гущу событий.

А судьба тем временем преподнесла Д’Артаньяну подарок - 1 ноября 1644 он стал королевским мушкетером. Но кардинал Мазарини вовсе не забывал о своем преданном слуге. Д’Артаньян оставался курьером кардинала и выполнял его секретные поручения. Кроме того, Шарль докладывал кардиналу об отношении к кардиналу в народе и в армии. Именно поэтому Д’Артаньян не пострадал от решения Мазарини распустить королевских мушкетеров, которое тот принял в 1647 году. Шарль остался на службе у кардинала.

Но вскоре самому кардиналу пришлось бежать из Франции вместе с Анной Австрийской и Людовиком XIV - в Париже началась Фронда. Карету с беглецами сопровождал Шарль Д’Артаньян.

Все время, пока кардинал был в изгнании, Шарль был для него глазами и ушами - он скакал по всей стране, собирая сведения для своего хозяина, тайком пробирался в Париж. Когда Фронда закончилась, кардиналу все же пришлось покинуть Францию - королевская семья решила избавиться от него. И Шарль опять последовал за ним в ссылку.

Сам гасконец все это время оставался так же беден, как и в те времена, когда он только что вошел в Париж. И при этом Мазарини готов был осыпать своего верного слугу дарами, драгоценностями и землями, но он сам потерял практически все.

Лишь в 1652 году Людовик XIV призвал к себе Мазарини и кардинал вновь получил власть и деньги. Он дал Д’Артаньяну звание лейтенанта и должность «привратника Тюильри» - царского дворца. Это было очень выгодное место, где платили огромное жалование, но не надо было практически ничего делать.

Но Д’Артаньян вовсе не скучал - он по-прежнему выполнял самые ответственные и секретные поручения Мазарини. Так однажды под видом священника-иезуита он отправился в Англию, где разведывал планы Оливера Кромвеля. Он так удачно выполнил это задание, что вскоре стал еще и «смотрителем птичьего двора» - еще одна высокооплачиваемая и непыльная должность. Немало славных дел совершил Д’Артаньян.

И когда Людовик XIV решил опять восстановить роту мушкетеров, то именно отважный гасконец занял место их командира. В подчинении Шарля было 250 человек, в том числе и сам король. У всех 250 человек были серые лошади и серые костюмы, поэтому их прозвали «серыми мушкетерами». Сам Д’Артаньян, наконец-то, к 37 годам стал богатым человеком.

Он жил в роскошном доме и получил графский титул. При этом Д’Артаньян отнюдь не заискивал перед кардиналом и королем. Однажды Людовик предложил Шарлю должность коменданта Бастилии, на что Д’Артаньян ответил: «Я предпочитаю быть последним солдатом Франции, чем ее первым тюремщиком». Но Шарль был отнюдь не последним солдатом, а одним из самых первых - бесстрашный и сильный. И погиб он как солдат - при штурме голландского города Маастрихт в 1673 году.

Жизнь д’Артаньяна, обильнейше сдобренная различного рода фантастическими эпизодами, легла в основу трёхтомных «Мемуаров г-на д’Артаньяна», изданных в 1700 году. В действительности этот текст (как и ряд других псевдомемуаров) сочинён писателем Гасьеном де Куртиль де Сандра; сам д’Артаньян ничего не писал и вообще, как показывают его бумаги, был малограмотен.

В XIX веке, когда Александр Дюма-отец создавал на основе этой книги свой цикл о мушкетёрах («Три мушкетёра» (1844), «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон»), фантастичность «мемуаров д’Артаньяна» была уже хорошо известна. Для того чтобы сделать свои книги более правдоподобными, в предисловии к «Трём мушкетёрам» он добавил факты, якобы доказывающие реальность «мемуаров». Дюма включил в героизированную биографию д’Артаньяна ряд уже существовавших полулегендарных сюжетов XVII века, изначально с ним не связанных (эпизод с подвесками Анны Австрийской, попытка спасти Карла I, легенда о Железной Маске - якобы брате Людовика XIV и др.). Также д’Артаньян Дюма в период между событиями, описанными во второй и третьей книгах трилогии, появляется в пьесе «Молодость короля Людовика XIV».

У Шарля был и знаменитый двоюродный брат Пьер де Монтескью, граф д’Артаньян, позже - граф де Монтескью (фр. Pierre de Montesquiou d"Artagnan, 1640 - 12 августа 1725). В отличие от Шарля, так и не ставшим маршалом как в книге Дюма (он был «полевым маршалом», по современному ранжиру - генерал-майор), получивший это звание.

Потомок знаменитого французского рода Монтескью, он был четвёртым сыном Генриха I де Монтескью, господина д’Артаньяна и его жены Жанны, дочери Жана де Гассиона. Он был двоюродным братом Шарля де Бац де Кастельмора, которому он обязан одним из своих титулов - граф д’Артаньян - и который был прообразом для героя Александра Дюма в романах о трёх мушкетёрах. Монтескью служил двадцать три года как мушкетёр во Французской гвардии до того, как стал бригадиром в 1688 году. Затем был повышен до «Maréchal de camp» (генерал-майора) в 1691 году и генерал-лейтенанта 3 января 1696 года до того, как стал маршалом Франции 15 сентября 1709 года в награду за выдающееся командование в битве при Мальплаке 11 сентября, в которой он был ранен, а под ним были убиты три лошади.

12 июля 1931 года в Париже был открыт памятник д’Артаньяну. Причем не тому гасконцу, который существовал на самом деле, а персонажу знаменитых романов Александра Дюма. Исторический мушкетер увековечен тоже. Правда, не во Франции, а в Голландии, на месте его гибели в городе Маастрихт. Словом, дата 12 июля — прекрасный повод поговорить о том, кем были прототипы героев Дюма-отца.

Атос

Атосу, самому старшему, умудренному опытом и таинственному из четверых героев романа, дал имя человек, проживший всего 28 лет и погибший, как истинный мушкетер, со шпагой в руке.

Арман де Силлег д’Атос д’Отевьель (Дотюбьель) родился в коммуне Атос-Аспис близ испанской границы. По иронии судьбы, родители прототипа высокородного графа де Ла Фер не были потомственными дворянами. Его отец происходил из купеческого рода, получившего дворянство, а мать, хоть и приходилась двоюродной сестрой капитан-лейтенанту королевских мушкетеров гасконцу де Тревилю, была дочерью буржуа — уважаемого торговца и выборного присяжного заседателя. Подлинный Атос смолоду служил в армии, однако счастье улыбнулось ему только в 1641 году, когда он смог пробиться в ряды элиты королевской гвардии и стать рядовым роты мушкетеров. Вероятно, не последнюю роль здесь сыграли родственные связи: де Тревиль все-таки был троюродным дядей реального Атоса. Впрочем, кого попало в личную охрану короля не брали даже при наличии «мохнатой гасконской лапы»: молодой человек слыл храбрецом, хорошим солдатом и носил мушкетерский плащ вполне заслуженно.

Вениамин Смехов — Атос в фильме «Д"Артаньян и три мушкетера», 1978 год

22 декабря 1643 года близ парижского рынка Прэ-о-Клер произошла роковая для Атоса схватка между королевскими мушкетерами и гвардейцами кардинала, которые всемером подкарауливали одного из лучших бойцов Его Величества — Шарля д’Артаньяна, направлявшегося куда-то по своим делам. Некоторые биографы знаменитого мушкетера вообще полагают, что люди Ришелье послали вместо себя наемных убийц. Опытный рубака д’Артаньян оказал отчаянное сопротивление, однако ему пришлось бы несладко, если бы в это время в одном из питейных заведений поблизости не развлекались Атос и его товарищи. Мушкетеры, предупрежденные ночным сторожем, случайным свидетелем потасовки, яростно бросились на помощь. Большинство нападавших были убиты или тяжело ранены на месте, остальные обратились в бегство. В этой схватке Атос и получил смертельную рану. Он был похоронен на кладбище парижской церкви Сен-Сюльпис, в регистрационных книгах которой сохранилась запись о «препровождении к месту захоронения и погребении преставившегося Армана Атоса Дотюбьеля, мушкетера королевской гвардии».

Прототип Атоса прожил всего 28 лет и погиб как истинный мушкетер


Существует история, согласно которой д’Артаньян когда-то спас жизнь Атосу во время одной из уличных схваток, и Атос сполна вернул ему долг чести, отдав свою за спасение д’Артаньяна.
Считается, что Александр Дюма наделил каждого из своих мушкетеров чертами кого-то из близких ему людей. Так вот, в графе де Ла Фер современники опознали первого соавтора и наставника Дюма, литератора Адольфа Левена, по происхождению действительно шведского графа. Сдержанный и холодноватый в общении Левен, подобно Атосу, был для Дюма надежным и преданным другом, воспитателем его сына. Следует добавить, что при этом граф был известен в кругах парижской богемы как большой любитель выпить — еще одна черта знаменитого мушкетера.

Портос

Прототип добродушного обжоры и наивного силача Портоса — старый вояка Исаак де Порто. Он происходил из рода беарнских дворян-протестантов. Бытует мнение, что его дед Авраам Порто, поставщик птицы ко двору короля Генриха Наваррского, заслуживший придворный титул «офицера кухни», был принявшим протестантизм евреем и бежал в либеральную Наварру из католической Португалии, где на его братьев по вере и крови шли жестокие гонения.

Родившийся в 1617 году в поместье Ланне в долине реки Вер Исаак де Порто был в семье младшим из троих сыновей. Следовательно, у него было меньше всего шансов рассчитывать на наследство, поэтому карьера военного являлась для Исаака лучшим вариантом. В шестнадцати- или семнадцатилетнем возрасте де Порто поступил на военную службу. В 1642 году он фигурирует в реестре чинов полка Французской гвардии Военного дома короля как гвардеец роты капитана Александра дез Эссара, той самой, в которой в романе Дюма начинал службу д’Артаньян.

Прототип Портоса был протестантом


А вот был ли подлинный Портос мушкетером — большой вопрос. Тем не менее, гвардейцы дез Эссара традиционно поддерживали с мушкетерами приятельские отношения, и это подразделение рассматривалось как источник потенциальных кандидатов в ближние телохранители короля.
Исаак де Порто много и храбро воевал. В итоге, раны, полученные им в сражениях, дали о себе знать, и он был вынужден покинуть службу и Париж. Вернувшись на родину, Исаак де Порто после 1650 года занимал гарнизонную должность хранителя боеприпасов гвардии в крепости Наварранс и продолжал служить Франции. Впоследствии он также исполнял обязанности секретаря провинциальных штатов в Беарне.



Генерал Тома — Александр Дюма

Прожив долгую и честную жизнь, реальный Портос скончался в начале XVIII века, оставив на своей малой родине скромную память заслуженного ветерана и хорошего человека. Его надгробие в часовне Сен-Сакреман церкви Святого Мартина в городе По сохранилось по сей день.
В образе Портоса Александр Дюма вывел многие черты своего отца, боевого генерала эпохи Наполеоновских войн, который прославился не только своими геркулесовыми подвигами, но также щепетильным отношением к вопросам чести и веселым нравом.

Арамис

Утонченный щеголь Арамис, которого равно занимали вопросы богословия и моды, был написан Александром Дюма с реально существовавшего мушкетера Анри д’Арамица. Уроженец Беарна, он принадлежал к старинному дворянскому роду, поддерживавшему гугенотов. Его дед прославился во время религиозных войн во Франции, отважно сражаясь против короля и католиков, и был произведен в капитаны. Однако отец Анри, Шарль д’Арамиц, порвал с протестантским прошлым семьи, приехал в Париж, принял католицизм и поступил на службу в роту королевских мушкетеров. Так что родившемуся около 1620 года и выросшему в семье телохранителя короля, Анри, сам Бог велел стать мушкетером. Набожность этого персонажа тоже не является вымышленной чертой. Подобно многим новообращенным, отец Арамиса был ревностным католиком и после увольнения из гвардии избрал стезю церковного служения, став светским аббатом в беарнском аббатстве Арамиц. Юный Анри был воспитан в католическом духе, и, насколько известно, действительно смолоду увлекался вопросами богословия и религиозной философии. Впрочем, с не меньшим рвением он овладевал фехтованием, верховой ездой, и уже к двадцати годам считался у себя на родине мастером клинка.


Люк Эванс — Арамис в фильме «Мушкетеры», 2011 год

В 1640 или 1641 году капитан-лейтенант мушкетеров де Тревиль, стремившийся укомплектовать свою роту земляками-гасконцами и беарнцами, пригласил приходившегося ему кузеном молодого Анри д’Арамица на службу. В гвардии прототип Арамиса прослужил около семи или восьми лет, после чего вернулся на родину, женился на демуазель Жанне де Беарн-Боннас и стал отцом троих детей. После смерти своего отца он вступил в сан светского аббата аббатства Арамиц и занимал его всю оставшуюся жизнь. Скончался Анри д’Арамиц в 1674 году в окружении любящей семьи и многочисленных друзей.

Дюма наделил литературного Арамиса некоторыми чертами своего деда


Александр Дюма наделил литературного Арамиса некоторыми чертами своего деда, образованного аристократа, известного модника и женолюба. В отличие от безупречно благородного Атоса и добродушного Портоса, Арамис предстает в цикле романов о великолепной четверке весьма противоречивым персонажем, не чуждым интриг и коварства. Возможно, писатель так и не смог простить деду незаконнорожденного статуса своего отца, сына темнокожей гаитянской рабыни Марии-Сессета Дюма.

Д’Артаньян

Как известно, фигура дерзкого и отважного д’Артаньяна, самого молодого из четверки, вполне достоверна. Шарль Ожье де Бац де Кастельмор (позднее д’Артаньян) родился в 1611 году в замке Кастельмор в Гаскони. Происхождение будущего мушкетера в эпоху верховенства дворянских титулов было более чем сомнительным: его дед был мещанином, присвоившим себе дворянство после женитьбы на аристократке Франсуазе де Куссоль. Учитывая, что титулы во Французском королевстве не передавались по женской линии, можно сказать, что Шарль де Бац был самозваным дворянином, или не был им вообще. Около 1630 года молодой человек отправился покорять Париж, где был принят на службу кадетом в полк Французской гвардии в роту капитана дез Эссара. В память о военных заслугах его отца король Людовик XIII повелел юному гвардейцу именоваться дворянской фамилией его матери Франсуазы де Монтескью д’Артаньян, происходившей из обедневшей ветви старинного графского рода. В 1632 году отцовские военные заслуги оказали кадету д’Артаньяну еще одну услугу: боевой товарищ отца, капитан-лейтенант мушкетеров де Тревиль, посодействовал переводу Шарля в свою роту. Вся последующая военная карьера д’Артаньяна была так или иначе связана с телохранителями короля.


Подлинный д’Артаньян, будучи, несомненно, храбрым и исполнительным солдатом, тем не менее, обладал и рядом менее рыцарственных талантов, позволивших его звезде ярко засиять среди современников. Несмотря на участие в десятках отчаянных уличных схваток с гвардейцами кардинала, он отнюдь не был безупречно предан королю, а прекрасно понимал, на чьей стороне сила. Д’Артаньян был одним из немногих мушкетеров, сумевших снискать покровительство всесильного кардинала Мазарини. Долгие годы гасконец выполнял при главном министре Франции обязанности доверенного лица и личного курьера, успешно совмещая с ними службу молодому королю Людовику XIV. Преданность смекалистого, готового на все ради исполнения воли своего повелителя и умевшего держать язык за зубами офицера была щедро отмечена чинами: в 1655 году д’Артаньян был произведен в капитаны Французской гвардии, а в 1658 году он стал вторым лейтенантом (то есть заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетеров. Вскоре он стал именовать себя графом.


Герб д’Артаньяна

В 1661 году д’Артаньян получил довольно скандальную известность своей неприглядной ролью в аресте министра финансов Николя Фуке, которого мстительный и капризный монарх приревновал к его роскоши и богатству. Тогда отважный лейтенант мушкетеров с сорока своими подчиненными едва не упустил Фуке и сумел схватить его только после отчаянной погони по улицам Нанта. Мушкетеры 1-й роты впервые стали предметом злых шуток и едких насмешек ироничных французов.

В 1667 году за заслуги в сражениях против испанцев Людовик XIV назначил новопроизведенного капитан-лейтенанта своих мушкетеров и самопровозглашенного графа д’Артаньяна губернатором Лилля. Найти общий язык с вольнолюбивыми горожанами гасконцу так и не удалось, поэтому он был несказанно рад, когда в 1672 году разразилась Франко-голландская война, и ему было позволено оставить губернаторство. В этом же году д’Артаньян получил из рук короля свой последний воинский чин — звание «полевого маршала» (генерал-майора).

Маршал д’Эстрад о д’Артаньяне: «Лучшего француза трудно найти»


25 июня 1673 года при осаде Маастрихта, в ходе ожесточенного боя за одно из укреплений, в безрассудной атаке по открытой местности, организованной молодым герцогом Монмутом, д’Артаньян был убит мушкетной пулей в голову. Тело гасконца нашли простертым на окровавленной земле среди тел его погибших солдат. Французская армия искренне оплакивала смерть испытанного генерала. «Лучшего француза трудно найти», — сказал позднее маршал д’Эстрад, который много лет служил под командованием д’Артаньяна. Король же проводил своего верноподданного словами: «Я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы».
Граф д’Артаньян был похоронен на кладбище небольшой церкви Святых Петра и Павла близ городской стены, к которой он так стремился в своем последнем бою. Сейчас там возвышается бронзовый памятник.


Памятник д’Артаньяну в Маастрихте

После д’Артаньяна остались вдова, Анна Шарлотта Кристина урожденная де Шанлеси, знатная шаролезская дворянка, с которой он прожил 14 лет, и два сына, оба носившие имя Луи и сделавшие впоследствии прекрасную карьеру военных.

История о Д"Артаньяне и трех мушкетерах, принадлежащая перу , стала классикой мировой литературы. Захватывающий сюжет, романтика XVII века, описание придворных интриг и яркие образы делают роман привлекательным для читателей любой эпохи. Главным героем произведения французского писателя стал гасконец Д"Артаньян, сумевший нахальностью и самоуверенностью покорить читательниц. Его удаль и отвага поражают и мужскую аудиторию. Книгой зачитываются подростки, прикоснуться к ее страницам не прочь и люди зрелого возраста. Но мало кто знает, что образы, запечатленные Дюма, были списаны с реальных персон.

История создания

Историки доказали, что кажущееся вымышленным имя главного героя принадлежало Шарлю де Бац Кастельмору, жившему в 1611-1673 годах. Дюма вдохновился книгой под названием «Мемуары господина Д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество частных и секретных вещей, которые произошли в царствование Людовика Великого». Она издана в Голландии в начале восемнадцатого столетия, и писатель черпал из произведения мотивы для своего труда. Текст, на который опирался романист, создан Гатьеном де Куртиль де Сандра. Автор собирал байки и сюжеты для книги, опираясь на чужие рассказы.

Некоторые читатели уверены, что герой был армянином. Но прототипом Д’Артаньяна оказался дворянин Шарль де Бац Кастельмор. На момент его рождения семейству принадлежало большое состояние, которое сумел сколотить дед Кастельмора и удержал в своих руках отец. В 1608 году Кастельморы были богатым и знатным родом Гаскони.

Переехав в Париж в 1630-ых годах, Шарль взял себе фамилию матери – Д"Артаньян. Как гласит сюжет романа Дюма, юноша отправился в столицу, пользуясь покровительством капитан-лейтенанта де Тревиля. Там он попал в мушкетерскую роту и был облагодетельствован вниманием кардинала Мазарини, который был министром Франции с 1643 года. Несмотря на скорое расформирование роты, Д"Артаньян остался верен покровителю и продолжал нести службу в качестве курьера.


Гвардеец кардинала, покоряющий сердца прелестниц в романе Александра Дюма, в реальности имел кроткий нрав и был примерным семьянином.

Благодаря мушкетеру было передано бесчисленное множество тайных поручений. Посланник сопровождал Мазарини в изгнании. В 1652 году за свою верность отчизне получил чин лейтенанта французской армии. Карьера Д"Артаньяна быстро развивалась. К 1658 году он был заместителем командира в восстановленной мушкетерской роте. В 1667 году он – уже командир роты. В это же время ему пожаловали титул графа. Несколькими годами позже Шарль занял пост губернатора Лилля, но не стремился к политической карьере, чувствуя себя на месте только на поле брани.


Причина смерти Шарля Д"Артаньяна кроется в возвращении в армию. В период франко-голландской войны он принимал активное участие в атаке противника. В одной из вылазок герой принял смерть от мушкетной пули, попавшей в голову. Уважение однополчан не дало Д"Артаньяну быть похороненным на чужой земле. Его вывезли в расположение французских войск и оплакивали всей страной. После смерти образ героя стал легендарным, ему посвятили не одну новеллу. История жизни мушкетера легла в основу произведения Александра Дюма и была увековечена.

Биография и сюжет

Главным персонажем романа «Три мушкетера» является гасконец Д"Артаньян. Ища славы и богатства, он отправляется в Париж, чтобы вступить в полк мушкетеров. Смекалистый и харизматичный персонаж отличается отвагой и смелостью. Он остер на язык и готов постоять за себя, бравируя молодостью.


Д"Артаньян

В столице Франции он попадает в быстротечный водоворот придворных интриг, дуэлей, скандалов и приключений. Благодаря хитрости и удачливости юноша умудряется выпутаться из любой ситуации. Его отличают благородство и прямолинейность, склонность к достижению поставленных целей. Сам и королева Франции признают заслуги гасконца.

Постоянно находясь в центре событий, герой ищет приключений и возможности для подвигов. Образ авантюриста отличается притягательностью, хотя рядом со своими новыми приятелями он выглядит неотесанным провинциалом.


Д"Артаньян и три мушкетера

Темпераментный и горячий, Д"Артаньян знакомится с новыми приятелями, вызывая их на дуэль. В результате трех поединков, назначенных на один день и час, у героя появляются друзья: , и . Войдя в новый коллектив, персонаж принимает установленные правила игры.

Автор не возносит своего героя над другими. Наоборот, делает простым порядочным человеком с индивидуальными недостатками и достоинствами. Его девушка была бы обречена на жизнь в вулкане страстей, но обаятельный Д"Артаньян играет симпатиями прелестниц. Интриги прекращаются, стоит ему познакомиться с Констанцией.


Д"Артаньян и Констанция

В сюжете романа переплетаются несколько линий, связанных с любовными отношениями героя и его долгом перед отечеством, который изображен в виде передачи подвесок для королевы. Фигурирует и мотив мужской дружбы, подкрепляемый тесным товариществом мушкетеров. Роман Александра Дюма наполнен коллизиями и деталями, подчеркивающими особенности описываемых образов.

Актеры и роли

Роман «Три мушкетера» представляет собой богатый материал для интерпретаций. Книга насчитывает 120 экранизаций, среди которых полнометражные картины, мини-сериалы и мультипликационные фильмы. Большинство лент снято за рубежом, и в одной популярной картине в образе Миледи предстала . В России создан знаменитый фильм 1978 года «Д"Артаньян и три мушкетера», его продолжение и вариации на тему в нескольких версиях.

В сердцах зрителей навсегда сохранится образ хвастливого, задорного и смелого Д"Артаньяна в исполнении . Любопытно, что на эту роль актера утвердили не сразу. Режиссер имел план по подбору актеров. В него пришлось внести изменения из-за некоторых обстоятельств. Предполагалось, что Михаил Боярский исполнит роль графа Рошфора.


Чарли Шин в роли Д"Артаньяна

Но, опоздав однажды на репетицию, запыхавшийся актер предстал перед режиссером в облике, который соответствовал образу мушкетера в представлении постановщика. Боярский с трудом забирался на лошадь, но в кадре выглядел настоящим гасконцем. Роль готовили для , но она досталась не ему. На решение режиссера повлияло и то, что Абдулову было сложно работать с музыкальными произведениями, написанными специально для картины.


Логан Лерман в роли Д"Артаньяна

В американской кинокартине 1993 года в образе главного героя предстал . В «Мушкетере», вышедшем в 2001 году, роль исполнил Джастин Чэмберс. А в фильме «Мушкетеры» 2011 года Д"Артаньяна воплотил . В российской ленте 2013 года в образе лихого мушкетера появился . И только для Михаила Боярского эта роль стала символичной.

Любопытно, что, кроме Д"Артаньяна, достоверными оказались и другие персонажи. У Атоса, Портоса и Арамиса имелись прототипы. Арман де Селлек д"Атос д"Отевиль из купеческой семьи, получившей дворянский титул, стал прообразом Атоса. Исаак де Порте, Портос, был сыном нотариуса. Д"Арамис, чье имя осталось неизменным, – офицерским сыном. Мушкетеры служили в роте в разное время и не были знакомы. Их объединил литературный замысел Александра Дюма.


Российская публика неизменно ассоциирует образ Д"Артаньяна с Михаилом Боярским, которому в юности, как и его герою, не приходилось занимать удали. В ходе съемок актер подвергал жизнь опасности. Так, в сцене поединка на шпагах рапира попала актеру в лицо и угодила в ротовую полость, едва не затронув жизненно важные органы.


Госкино предоставило для съемок советской картины скромный бюджет. Художникам по костюмам и реквизиторам приходилось использовать подручный материал, чтобы сделать кадры визуально привлекательными. На съемках в Одессе Юнгвальд-Хилькевич самостоятельно соорудил подвески королевы, скупив на местном рынке яркую бижутерию. Его авторству принадлежит также эфес шпаги Д"Артаньяна, сделанный из консервной банки.

Цитаты

Какие альтернативные вариации ни предлагал бы кинематограф, представители нескольких поколений навсегда запомнили цитаты из советского фильма. Поклонники не раз просили Боярского повторить знаменитые фразы:

«Каналья!», «Тысяча чертей!».

Бравый девиз мушкетеров:

«Один за всех и все за одного!» – повторяют мальчишки в дворовых играх.

Произведение Георгия Юнгвальд-Хилькевича наполнено остротами и юморесками, которые не набивают оскомину после многочисленных просмотров.

«Провинциальный, зато принципиальный», – сообщает о себе Д"Артаньян тем, кто смеет подшучивать над происхождением.

Гордый и самолюбивый герой не даст себя в обиду, а крылатая фраза повторяется гостями крупных городов. Любимым выражением растратчиков становится принадлежащее главному герою романа выражение:

«Скупость сушит душу».

«Три мушкетера» – приключенческий роман, главное действующее лицо которого не может усидеть на месте, когда вокруг происходят увлекательные события. Автор вкладывает в уста Д"Артаньяна слова:

«Я чувствую себя пыльной статуей, забытой в подвале. Такая жизнь, Портос, может убить похлеще пушечного ядра».

Эта описательная фраза выражает суть личности героя и характер произведения.