Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Ракетные комплексы "тополь" и "тополь-м". Тополь-М – держит ядерный паритет Дальность поражения тополь м

Безопасность всего живого на земле обеспечивается равновесием ядерных вооружений извечных противников США и России. На чашах этих весов лежат с одной стороны межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М», с другой – ракета «Трайдент II».

Кто-то может сказать, зачем такое оружие нужно? Надо его уничтожить и воевать обычными средствами. Но ведь война это очень плохо. Это потеря территории, ресурсов, а самое главное это гибель людей, притом в большей части мирных. А наличие такого вооружения имеет сдерживающий характер. Враг сто раз подумает, стоит ли ему нападать на нашу страну, когда в ответ на его территории начнут вырастать «Тополя». Оно дает шанс, огромный шанс предотвратить войну не начиная боевых действий.

История создания

После окончания Второй Мировой войны Советский Союз и Соединенные Штаты Америки вели масштабные разработки в сфере ядерного оружия и средств доставки боеголовок к цели. Разработки велись с переменным успехом. Американцы первыми создали атомное оружие и даже смогли испытать его против Японии. СССР вскоре нагнал своих оппонентов и провел свои испытания такого вида вооружения.

В середине XX века разгорелся Карибский кризис, и опять во главе угла было термоядерное вооружение. Хотя Советский Союз и уступал США по количеству боеголовок, но все-таки американцы не решились развязать третью мировую войну, щадя свои территории. СССР имел средства доставки, позволяющие ударить по территории Америки, и это охладило горячие головы. Удаленность континента перестала играть на руку США.

В 1985 году появляется новый фактор сдерживания. На боевое дежурство заступил первый ракетный полк, оснащенный установками «Тополь». В конце этого же десятилетия начинаются работы над новой МБР для шахтного и подвижного комплексов. Для разработки привлекли:

  1. московский институт теплотехники (конструкторский коллектив уже имел опыт создания подвижного грунтового комплекса);
  2. конструкторское бюро «Южное» в Днепропетровске (основной разработчик ракет шахтного базирования).

Этот тандем должен был произвести на свет унифицированный комплекс

Но этому не суждено было сбыться, поскольку произошел развал страны. В результате многие предприятия, задействованные в создании нового комплекса, оказались на территории разных государств. Например, КБ «Южное» стало принадлежать Украине.


Указом президента РФ в 1993 году все наработки по данной установке были сохранены и легли в основу глубокой модернизации уже существующего комплекса РТ-2ПМ. Была поставлена задача на создание комплекса «Тополь-М». Осуществив глубокие улучшения характеристик, практически полностью переделав ракету, конструкторы не вышли за рамки существующих международных договоров. Они оставили большой задел на будущую модернизацию, тем самым поддерживая РВСН в эффективной и боеготовой форме.

В ходе модернизации огромное внимание уделялось прорыву перспективной противоракетной обороны вероятного противника.

«Тополь-М» должен был иметь возможность нанести ответный или ответно-встречный ракетный удар по территории противника.

Это подразумевало под собой возможность запуска ракет, когда ядерный удар по нашей стране уже состоялся и вокруг бушуют поражающие факторы от него. Или ракеты противника находятся в воздухе. Тогда возникает другая проблема, которую комплекс должен решать с успехом. Это преодоление ядерного щита над целями. Также такие установки должны были иметь большую автономность.

В стране бушевала демократия. Разваливались научные институты, технические лаборатории, заводы военно-промышленного комплекса уходили «за дарма» в частные руки. Головастые люди бежали на запад, чтобы иметь достойную зарплату и возможность обеспечивать семью. Но, несмотря на все трудности, патриоты своей Родины трудились над ее оборонной мощью.

Уже через год был произведен пробный пуск ракеты шахтного базирования. К концу 1998 года под Татищво на опытное дежурство заступили первые модернизированные комплексы шахтного расположения. В начале XXI века комплекс шахтного базирования принят на вооружение. После этого ускорились работы по подвижному комплексу. Через шесть лет после принятия шахтного комплекса на боевое дежурство заступил первый подвижный дивизион «Тополь-М».

Эта ракета стала первой серийно выпускаемой, универсальной межконтинентальной ракетой наземного базирования. Даже проведена унификация с ракетным комплексом «Булава» морского базирования.

Описание комплекса

Ракета «Тополь-М» вобрал в себя все новинки в ракетостроении и все лучшее в научно-техническом секторе развития нашей страны. По оценкам многих специалистов, все, что относится к данному проекту, можно выделить одним термином «Впервые».

Практически все отличия от первой модели заложены в процесс доставки боеголовки до цели.

Они скрываются в системе устойчивого полета и проникновения сквозь систему противодействия вероятного противника. Активный участок полета ракеты сократился благодаря усовершенствованию маршевых двигателей. А приборы управления делают ее траекторию трудноопределяемой для средств обнаружения врага. Так же улучшена система наведения, она стала не чувствительна к мощным электромагнитным импульсам.

Ракета имеет три ступени. Все они твердотопливные, созданы из композитных материалов по проекту «Кокон». Управление осуществляется наклоном сопел маршевого двигателя. На корпус нанесено специальное покрытие с высоким содержанием редких элементов. Кабели управленческого контура укрыты специальным защитным кожухом и экранированы от всех видов излучений.

Система управления комплекса «Тополь-М» создана на основе цифровой бортовой вычислительной машины повышенной мощности и гиростабилизированной платформы с командными гироскопическими приборами. Установлена элементная база повышающая живучесть в условиях ядерного взрыва.

Боевая часть отделяемая, сконструирована по моноблочному типу, содержит термоядерный заряд мощностью 550 кт в тротиловом эквиваленте.

Может оснащаться разделяющейся головной частью блочного типа. Количество блоков варьируется от 3 до 7. Каждый блок имеет личную систему наведения.

Комплекс противодействия ракетной обороны, установленный на данном экземпляре состоит из:

  1. активные и пассивные ложные цели. При этом они практически не отличимые от оригинала во всех диапазонах слежения на всей траектории полета. На атмосферном участке траектории обеспечивают уверенное преодоление РЛС высокого разрешения. В его состав входят от 15 до 20 целей класса «Волнолет»;
  2. средства искажения характеристик. Состоят из совокупности различных покрытий и генераторов активных помех, дипольных отражателей и аэрозолей. Воздействуют на средства обнаружения противника;
  3. двигатели коррекции траектории. Создают хаотичное движение боеголовки к цели затрудняя наведение на нее систем противодействия.

Пуск ракеты происходит сродни минометному выстрелу – вертикально вверх. Это обеспечивает дополнительную безопасность для сложной технической системы управления.


После выхода ракеты из ТПУ запускается двигатель первой ступени. По нисходящей ветви траектории движется уже сама боеголовка.

Классификация

  1. Установка получила обозначение РТ-2МП2.
  2. Ракете присвоено обозначение 15Ж65.
  3. Подвижному комплексу присвоено наименование 15П165. В состав комплекса входит 9 МБР на АПУ.
  4. Стационарному комплексу присвоено наименование 15П065. В состав комплекса входит 10 МБР в ШПУ.
  5. По международным договорам комплекс проходит как РС-12М2.
  6. По обозначению НАТО SS-27 “Sikle-B”, что в переводе значит «Серп».

Возможность размещения

Комплекс может быть как стационарного, так и подвижного базирования. Проведена частичная унификация с «Булавой».

Для размещения используют шахтные пусковые установки. ШПУ – это вертикальный колодец с размещенными в нем несущими конструкциями с креплением, а так же приборами для обслуживания и запуска ракеты.

Сверху он закрыт броневой плитой, которая может отъезжать в бок или подниматься на шарнире в зависимости от конструкционных особенностей. Обеспечивает соблюдение заданных климатических и температурных режимов. Поддерживает ракету в постоянной готовности к пуску. В настоящее время для стационарных комплексов используются переоборудованные ШПУ от «Стилета» и «Воеводы». В шахтах ракеты размещены в металлическом транспортно-пусковом контейнере.


В состав одного комплекса входит 10 ракет и командный модуль с высокой степенью защиты. Процесс загрузки ракеты в шахту занимает более 8 часов. Срок боевого дежурства одной ракеты составляет до 15 лет.

Для размещения комплекса «Тополь-М» использовано самоходное шасси МЗКТ-79221. Это специальное многоосное шасси большой грузоподъемности, разработанное Минскими конструкторами в 1997 году.

Серийное производство начато в 2000 году.

Колесная база обеспечивает хорошую маневренность, преодоление различных препятствий и движение по различным видам грунта. Ракета помещена в ТПУ из стеклопластика, которое выполняет все функции по обеспечению готовности к запуску. Габариты подвижной установки позволяют производить пуск практически с любого места:

  • длина – 22 метра;
  • ширина – 3,4 метра;
  • вес 120 тонн.

В состав комплекса входит 9 подвижных установок, машины сопровождения и охраны, машина управления. С 2013 года в состав комплекса стали поступать машины инженерной маскировки. Они прячут следы комплексов вышедших на БД. А так же создают хорошо видимые следы, ведущие к ложным позициям.


Площадь зоны ответственности по маршруту патрулирования одного комплекса составляет 25 тысяч квадратных километров.

Тактико-технические характеристики

Мобильность комплекса обеспечивается установкой на шасси мощного турбодизельного мотора. На тягаче применены пневматические шины размером 1600*600-685, позволяющие двигаться по бездорожью. Дополнительно установлена система регулировки давления.

Ракета 15Ж65
Радиус поражения, км 12000
Стартовая масса, т 46,5
Скорость полета, км/с До 7
Длинна ракеты с боевой частью, м 22,6
Длинна ракеты без боевой части, м 17,5
Диаметр корпуса max, м 1,81
Вес ракеты в ТПУ, т 76
Вес боевой части, т 1,2
Диаметр вероятного отклонения, м 150-200
Топливо Твердая смесь
Боевая часть Термоядерный заряд
Мощность боевой части, т (тротил.эквивалент) 550
Тягач МЗКТ-79221
двигатель ЯМЗ-847.10
Мощность двигателя, л.с. Мощность двигателя, л.с.
Грузоподъемность, т 80
Масса, т 44
Длинна, м 22,7
Ширина, м 22,7
Ширина, м 3,4
Высота, м 3,3
Дорожный просвет, мм 475
Радиус поворота, м 18
Преодолеваемый брод, м 1,1
Запас хода, км 500
Скорость max, км/ч 45
Объем бака, л 875

Система наведения ракеты обеспечивает поражение целей с небольшой погрешностью. А учитывая мощность боеголовки это отклонение можно не принимать в расчеты.

Итог

Характеристики ракеты «Тополь-М» позволяют с уверенностью сказать, что враг будет повержен в любых условиях ведения войны.


РВСН нашей страны всегда будут держать паритет, имея на вооружении такой комплекс стратегического назначения. А заокеанские «друзья» сто раз оглянутся, прежде чем сделать необдуманный агрессивный шаг, в сторону развязывания вооруженного конфликта.

В дополнение к «Тополю» на вооружение скоро придет заканчивающий испытания новейший комплекс МБР с разделяющейся боевой частью.

Характеристики этого вооружения секретны, появление некоторых данных возможно только после того, как комплекс встанет на боевое дежурство.

Видео

Е ще не родившись, будущий ракетный комплекс попал в полосу неразрешимых организационных, политических и финансовых проблем. К тому моменту в СССР вовсю шла перестройка, разразились безудержная демилитаризация и конверсия. Потом Советский Союз распался. И за ним вся мощная и отлаженная секретная военно-промышленная система очень быстро развалилась, ознаменовав конец как невыносимой гонке вооружений и «железному занавесу», так и своему собственному ВПК, составлявшему одну из основ советской экономики.

В то сложное время Белорусская ССР стала независимым государством, и спецпроизводство Минского автозавода превратилось в самостоятельный Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Однако, оказавшись в сопредельной стране, он выразил готовность продолжать военно-техническое сотрудничество, дорабатывать свои ракетные шасси и поставлять их в Россию.

Итак, в 1990 году, накануне крушения СССР, на Минском автозаводе собрали первые восьмиосные автомобили-шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923 под монтаж будущего ракетного комплекса. Его проектированием занималось КБ «Южное» из Днепропетровска, созданное при Южном машиностроительном заводе (ЮМЗ), официально выпускавшим колесные тракторы. После этого прошло еще 16 лет кардинальных политических перемен и переосмысления новых мировых реалий, чтобы довести этот проект до промышленного изготовления и боевого развертывания.

Восьмиосные ракетоносцы МАЗ-7922 и МАЗ-7923

Последним аккордом секретной деятельности Минского автозавода в советские времена стало создание экспериментальных 80-тонных полноприводных шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923. Их проектированием занимался Владимир Ефимович Чвялев, который в апреле 1985 года, после ухода 83-летнего Бориса Шапошника на пенсию, стал главным конструктором и начальником УГК-2, а затем удостоился многих высших наград и званий, но близкие чаще называли его просто Автомобильный Королев.

Работы по восьмиосным автомобилям начались в 1987-м с использованием и поисковых разработок машин уникального многоосного комплекса «Целина» (о нем речь впереди). Через три года почти одновременно появились два шасси для несения тяжелого вооружения с полной массой пусковых систем до 125 тонн. С конструктивной точки зрения от базовой модели МАЗ-7917 и друг от друга они отличались заменой одного среднего неведущего моста на двухосную ведущую тележку и применением разных силовых агрегатов.

Первый автомобиль-шасси МАЗ-7922 с кодовым обозначением «Зубр», собранный в феврале 1990 года, оснащался новым дизельным двигателем ЯМЗ-8401 V12 мощностью 780 л.с. с турбонаддувом. Второй новинкой являлись управляемые колеса трех передних и трех задних мостов, отклонявшиеся в разные стороны и позволявшие существенно повысить маневренность 20-метровой машины. Все остальные агрегаты и узлы, кроме удлиненной рамы и двух средних ведущих мостов, изменений не претерпели.

Второй более оригинальный вариант МАЗ-7923 с шифром «Бизон» появился в конце 1990-го и представлял собой сочетание шасси МАЗ-7922 с принципиально новыми для такой техники решениями. На нем применялась электромеханическая трансмиссия, состоявшая из компактного газотурбинного двигателя мощностью 1000 л.с. и модернизированной генераторной станции от гигантской многоосной машины МАЗ-7907. От нее электрический ток подавался на тяговые электродвигатели, встроенные в ступицы всех 16 колес с планетарными редукторами. И в этом варианте вновь не удалось избежать важных недостатков, свойственных машинам с электроприводами: сложность конструкции, высокая стоимость, повышенная масса, малая надежность электрооборудования.

Первоначально, как обычно, планировалось провести государственные испытания обоих автомобилей и выбрать наиболее приемлемое шасси для несения будущего ракетного комплекса. Однако в эпоху глобальных политических перемен эти машины, созданные по заказу Министерства обороны СССР и построенные незадолго до развала Советского Союза, успели освоить лишь пробные заводские заезды. К тому времени дальнейшего финансирования этого проекта уже не существовало. Так уникальнейшие сверхдорогие шасси оказались невостребованными в демократической России, руководство которой бредило вечным мирным сосуществованием с бывшими противниками. Вспомнили о них только через два года.

В марте 1992-го, в связи с отказом украинского КБ «Южное» от участия в этом проекте, Минобороны приняло решение о создании новой полностью российской межконтинентальной ракеты. К тому времени работы по второму менее перспективному шасси МАЗ-7923 уже были прекращены, и единственной надеждой на создание нового комплекса осталась машина МАЗ-7922. Ее срочно доставили в подмосковные Бронницы и продемонстрировали высшему военному руководству на полигоне 21 НИИИ.

Потом автомобиль поступил на государственные испытания, но лишь через много лет превратился в надежную мобильную основу отечественного подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Тополь-М».

Испытания машины МАЗ-7922 на полигоне 21 НИИИ с весовым имитатором ракетной установки

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Автомобиль-шасси МЗКТ-79221 и комплекс «Тополь-М»

Формально полномасштабные работы по новому комплексу развернулись с подписанием в феврале 1993 года президентского указа, но еще долго пути ракетной системы и ее носителя расходились, хотя вопрос выбора шасси был уже давно предрешен. Учитывая максимальную унификацию автомобиля МАЗ-7922 с уже освоенным шасси МАЗ-7917, по результатам испытаний военные единогласно отдали ему предпочтение с рекомендациями по повышению мощности силового агрегата и маневренности. Так в 1995-м доработанный вариант МАЗ-7922 превратился в ракетоносец МЗКТ-79221.

Обновленная машина получила модернизированный многотопливный двигатель ЯМЗ-847.10 V12 мощностью 800 л.с. с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения с двумя радиаторами. В рулевом управлении, воздействовавшим на шесть крайних осей, появился механизм блокировки поворота трех пар задних колес. Все остальные агрегаты - гидромеханическая трансмиссия, мосты, гидропневматическая подвеска, двухконтурная тормозная система, шины и две стеклопластиковые кабины - целиком и полностью, вплоть до передаточных чисел, соответствовали базовой машине МАЗ-7917.


Ракетное шасси МЗКТ-79221 на демонстрационном показе в Минске (из архива автора)

История наиболее мощного и совершенного ПГРК 15П155 «Тополь-М» начиналась в сентябре 1989-го. Тогда советское правительство приняло решение о создании универсальной баллистической ракеты для подвижных и шахтных комплексов, которая первоначально дала всему проекту наименование «Универсал». Ее планировали оснастить десятью разделявшимися головными частями, в том числе ядерными, но события начала 1990-х полностью спутали эти планы.

Зимой 1993 года, в соответствии с указом президента Российской Федерации, новый головной разработчик - Московский институт теплотехники (МИТ) - приступил к работам по созданию моноблочной баллистической ракеты, помещенной в стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер. Одновременно волгоградское ЦКБ «Титан» начало проектирование пусковой установки 15У175 для будущего мобильного комплекса «Тополь-М».

А потом постановке автомобиля МЗКТ-79221 на производство и нового ПГРК на боевое дежурство предшествовали мучительно долгие и трудные годы восстановления российской военной промышленности и науки, испытания опытных систем и кардинального пересмотра всей стратегической военной доктрины Российской Федерации. Первый запуск новой ракеты с колесной пусковой установки состоялся только в сентябре 2000 года - сразу же после подписания президентом В. В. Путиным указа о принятии на вооружение шахтного варианта, которому тогда отдавалось предпочтение перед мобильной системой.

Новый ПГРК «Тополь-М», как и его одноименный предшественник «Тополь», также был рассчитан на несение боевого дежурства в постоянном движении по специальным грунтовым дорогам. Буквально с ходу, с любой точки маршрута, он мог нанести мощный ракетно-ядерный удар, оставаясь практически невидимым и недосягаемым для противника. Установленная на нем модернизированная межконтинентальная баллистическая ракета с точностью попадания до 350 метров обеспечивала уничтожение вражеских объектов на дистанциях до 10 тысяч километров.

В 2003 году, после очередной корректировки военных приоритетов России, состоялось важное решение о придании комплексам «Тополь-М» статуса основного ядерного потенциала страны и наиболее совершенного российского оружия XXI века. Постановка их на боевое дежурство началась в ноябре 2006-го. К тому времени, в соответствии с Государственной программой переоснащения Вооруженных Сил РФ, предполагалось до 2015 года поставить в РВСН до 80 мобильных систем «Тополь-М».

Новые более жесткие требования ведения военных действий и обострение отношений с Западом вновь спутали долгосрочные планы: в 2009-м, когда на вооружении состояло лишь 18 ПГРК «Тополь-М», их производство было остановлено в пользу обновленной более эффективной системы. Благодаря этому событию, с 2010 года ранее секретные комплексы стали регулярно принимать участие в военных парадах в Москве в ознаменование Дня Победы.

Единственным транспортным средством на шасси МЗКТ-79221, лишенном вооружения, был многоцелевой автомобиль 15Т418 с цилиндрической цистерной, наиболее известный как боевая машина сопровождения, агрегат колонны технического замыкания или габаритно-весовой макет.

Конструктивно он стал развитием двух предыдущих подобных конструкций и 15Т382, о которых . Новая машина также служила для сопровождения колонн ракетных комплексов, рекогносцировки маршрутов следования, эвакуации тяжелой автотехники, обучения механиков-водителей пусковых установок и подготовки боевых расчетов ракетных систем.

С подписанием в 2006 году договора между МЗКТ и заводом Wanshan о создании в Китае совместного предприятия восьмиосная гамма пополнилась еще одной машиной, созданной на основе МЗКТ-79221. Это было 80-тонное шасси WS-51200 (16x12) с 700-сильным двигателем Cummins китайской сборки, немецкой автоматической трансмиссией ZF и шестью парами управляемых колес. В то время как работы над китайской межконтинентальной ракетой задерживались, в КНДР на этом шасси стали монтировать собственные установки с баллистическими ракетами Hwasong.

Между тем, в 2010-м, в ходе очередной глубокой реорганизации Вооруженных Сил России, было принято решение о замене ПГРК «Тополь-М» на модернизированный наиболее мощный и совершенный комплекс 15П155М «Ярс». Его главным отличием от предшественника является ракета с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Постановка этой системы на боевое дежурство началась в 2014 году.

Первое публичное появление комплекса «Ярс» состоялось через год на Красной площади во время военного парада в честь 70-летия Дня Победы.

На заглавной фотографии - восьмиосное шасси МЗКТ-79221 для ракетного стратегического комплекса «Тополь-М» (из архива МЗКТ).

23 июля 2010 года исполняется 25 лет с того дня, как на боевое дежурство были поставлены грунтовые мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь".

РТ-2ПМ "Тополь" (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ (ГРАУ) — 15Ж58, код СНВ РС-12М, по классификации NATO - "Серп", SS-25 "Sickle") - стратегический мобильный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ, первый советский мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П), была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать , достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название "Тополь", закончились лишь в декабре 1988 года.

Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных "Тополей" на месте дислокации ракет РТ-2П.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями . Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон".

Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

Система управления -Тополя" - инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").

После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

Максимальная дальность стрельбы - 10500 км. Длина ракеты - 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части - 1 т. Мощность ядерного боезаряда - 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) - 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса - 125 тыс. кв. км.

Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты "Гранит" и "Барьер", вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе "Баррикады".

1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть "Тополей", оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт" . Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

6-го августа 1945 первое ядерное оружие было использовано против японского города Хиросима. Три дня спустя город Нагасаки был подвергнут второму удару, и в настоящее время - последнему в истории человечества. Эти бомбежки попытались оправдать тем, что они прекратили войну с Японией и предотвратили дальнейшие потери миллионов жизней. В общей сложности, две бомбы убили приблизительно 240,000 человек и провозгласили начало новой, атомной эры. С 1945 года до краха Советского Союза в 1991, мир перенес холодную войну и постоянное ожидание возможного ядерного удара между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В это время стороны построили тысячи единиц ядерного оружия, от маленьких бомб и крылатых ракет, к крупным межконтинентальным баллистическим боеголовкам (ICBM) и Морских баллистических ракет (SLBM). Великобритания, Франция и Китай добавили к этому запасу вооружения свои собственные ядерные арсеналы. Сегодня, страх перед ядерным уничтожением значительно меньше, чем в 1970-х, но несколько стран все еще обладают большим арсеналом этого разрушительного оружия.

Несмотря на соглашения, нацеленные на ограничение числа ракет, ядерные державы продолжают развивать и улучшать их запасы и способы доставки. Успехи в разработке систем противоракетной защиты заставил некоторые страны увеличивать развитие новых и более эффективных ракет. Появилась угроза новой гонки вооружений между мировыми супердержавами. Этот список содержит десять самых разрушительных ядерных ракетных систем, находящихся в настоящее время на обслуживании в мире. Точность, диапазон, число боеголовок, мощность боеголовки и подвижность - факторы, которые делают эти системы настолько разрушительными и опасными. Этот список представлен без определенного порядка, потому что эти ядерные ракеты не всегда разделяют ту же самую задачу или цель. Одна ракета может быть разработана, чтобы разрушить город, в то время как другой тип может быть разработан, чтобы разрушить вражеские ракетные бункеры. Кроме того, этот список не включает ракеты, в настоящее время испытываемые, или не официально развернутые. Таким образом, ракетные системы Agni-V в Индии и JL-2 в Китае, тестируемые шаг за шагом и готовые к эксплуатации в этом году, не включены. Иерихон III Израиля также не учтен, поскольку об этой ракете вообще мало что известно. Важно иметь в виду, читая этот список, что размер бомб Хиросимы и Нагасаки был эквивалентен 16 килотоннам (x1000) и 21 килотонне TNT соответственно.

M51, Франция

После Соединенных Штатов и России, Франция развертывает третий по величине ядерный арсенал в мире. В дополнение к ядерным бомбам и крылатым ракетам, Франция полагается на свои SLBM, как основное ядерное средство устрашения. Ракета M51 - самый современный компонент. Она поступила в эксплуатацию в 2010 и в настоящее время устанавливается на классе субмарин Triomphant. Ракета имеет диапазон приблизительно 10,000 км и способна к переносу 6 - 10 боеголовок на 100 кт. Круговое вероятное отклонение (CEP) ракеты отмечено между 150 и 200 метрами. Это значит, что у боеголовки есть 50%-я вероятность нанесения удара в пределах 150-200 метров от цели. M51 оснащена множеством систем, которые существенно усложняют попытки перехвата боеголовок.

DF-31/31A, Китай

Dong Feng 31 является дорожно-мобильной и бункерной межконтинентальной системой серии МБР, развернутой Китаем с 2006. Оригинальная модель этой ракеты несла большую боеголовку на 1 мегатонну и имела диапазон 8,000 км. Вероятное отклонение ракеты - 300 м. Улучшенный 31 А имеет три боеголовки на 150 кт и способен преодолеть расстояние в 11,000 км, с вероятным отклонением в 150 м. Дополнительный факт, что эти ракеты могут быть перемещены и запущены с мобильного ракето-носителя, что делает их еще более опасными.

Тополь-М, Россия

Известный как SS-27 по классификации НАТО, Тополь-М был введен в использование Россией в 1997 году. Межконтинентальная ракета базируется в бункерах, но несколько Тополей также мобильны. В настоящее время ракета вооружена единственной боеголовкой на 800 кт, но может быть оборудована максимум шестью боеголовками и ложными целями. С максимальной скоростью 7.3 км в секунду, относительно плоской траекторией полета и вероятным отклонением приблизительно в 200 м, Тополь-М - очень эффективная ядерная ракета, которую трудно остановить в полете. Трудность прослеживания мобильных единиц делает его более эффективной системой оружия, достойной этого списка.

РС-24 Ярс, Россия

Планы Администрации Буша развить сеть противоракетной обороны в Восточной Европе разозлили лидеров в Кремле. Несмотря на заявление, что экран для защиты от внешних ударных воздействий предназначается не против России, российские лидеры рассмотрели его, как угрозу собственной безопасности и решили разработать новую баллистическую ракету. Результатом было развитие РС-24 Ярс. Эта ракета тесно связана с Тополь-М, но доставляет четыре боеголовки на 150-300 килотонн и имеет отклонение в 50 м. Обладая многими особенностями Тополя, Ярс может также изменить направление в полете и несет ложные цели, что делает перехват системой противоракетной обороны чрезвычайно трудным.

LGM-30G Minuteman III, США

Это единственная наземная МБР, развернутая США. Впервые развернутый в 1970, LGM-30G Minuteman III должен был быть заменен на MX Peacekeeper. Та программа была отменена, и Пентагон вместо этого потратил $7 миллиардов на обновление и модернизацию существующих 450 Активных систем LGM-30G за прошлое десятилетие. Со скоростью почти 8 км/с и отклонением менее чем 200 м (точное число строго засекречено) старый Minuteman остается грозным ядерным оружием. Первоначально эта ракета доставляла три маленьких боеголовки. Сегодня же, используется единственная боеголовка в 300-475 кт.

РСМ 56 Булава, Россия

Морская баллистическая ракета РСМ 56 Булава находится на вооружении у России. С точки зрения морских ракет Советский Союз и Россия несколько отстали от Соединенных Штатов в эффективности работы и способностях. Чтобы исправить этот недочет, была создана Булава - более свежее дополнение к российскому подводному арсеналу. Ракета была разработана для новой субмарины Борей-класса. После многочисленных неудач во время фазы тестирования, Россия приняла ракету на службу в 2013. Булава в настоящее время оснащается шестью боеголовками на 150 кт, хотя в сообщениях говорится, что она может нести целых 10. Как и большинство современных баллистических ракет, РСМ 56 несет несколько ложных целей, чтобы повысить жизнеспособность перед лицом системы противоракетной обороны. Диапазон составляет приблизительно 8,000 км при полной загрузке, с примерной вероятности отклонения в 300-350 метров.

Р-29РМУ2 Лайнер, Россия

Новейшая разработка в российском вооружении, Лайнер был введен в эксплуатацию с 2014. Ракета - эффективно обновленная версия предыдущей российской БРПЛ (Синева Р-29РМУ2), разработанная, чтобы восполнить проблемы и некоторые недочеты Булавы. Лайнер имеет диапазон 11,000 км и может нести максимум двенадцать боеголовок по 100 кт каждая. Груз боеголовки может быть уменьшен и заменен ложными целями, чтобы улучшить жизнеспособность. Отклонение боеголовки держится в секрете, но, вероятно, схоже с 350 метрами Булавы.

UGM-133 Trident II, США

Текущая БРПЛ американских и британских подводных сил - Трайдент II. Ракета была введена в эксплуатацию с 1990 и была обновлена и модернизирована с тех пор. Полностью оборудованный, Трайдент может нести 14 боеголовок на борту. Позже это число уменьшили, и ракета в настоящее время доставляет 4-5 боеголовок на 475 кт. Максимальный диапазон зависит от груза боеголовок и варьируется между 7800 и 11,000 км. ВМС США потребовали вероятность отклонения не более 120 метров, чтобы ракета была принята на службу. Многочисленные отчеты и военные журналы часто заявляют, что на самом деле отклонение Трайдента превысило это требование на довольно значительный показатель.

DF-5/5A, Китай

По сравнению с другими ракетами в этом списке, китайский DF-5/5A можно считать серой рабочей лошадкой. Ракета не выделяется ни внешностью, ни сложностью, но при этом способна выполнить любую поставленную задачу. DF-5 поступила в эксплуатацию в 1981, как сообщение любым потенциальным врагам, что Китай не планирует превентивных ударов, но накажет любого, кто решится напасть на него. Эта МБР может нести огромную боеголовку на 5 мт и имеет диапазон более чем 12,000 км. У DF-5 отклонение приблизительно в 1 км, что означает, что у ракеты одна цель – уничтожать города. Размер боеголовки, отклонение и факт, что на её полную подготовку к запуску требуется всего час, все это означают, что DF-5 - карательное оружие, предназначенное для наказания любых потенциальных нападающих. Версия 5A имеет увеличенный диапазон, улучшение отклонения на 300 м и способность нести несколько боеголовок.

Р-36М2 «Воевода»

Р-36М2 «Воевода» - ракета, которую на Западе называют не иначе, как Сатана и на это есть весомые причины. Впервые развернутый в 1974, разработанный в Днепропетровске комплекс Р-36 прошел с тех пор много изменений, включая перенос боеголовки. Последняя модификация этой ракеты, Р-36M2 может нести десять боеголовок на 750 кт и имеет диапазон приблизительно 11,000 км. С максимальной скоростью почти 8 км/с и вероятным отклонением в 220 м, Сатана - оружие, которое вызвало большое беспокойство американских военных планировщиков. Беспокойства было бы гораздо больше, если бы советским планировщикам дали зеленый свет, чтобы развернуть одну версию этой ракеты, у которой должно было быть 38 боеголовок на 250 кт. Россия планирует снять с использования все эти ракеты к 2019.


В продолжение, посетите подборку самого мощного оружия в истории, где собраны не только ракеты.

Еще в разделе:


ПГРК "Тополь" на марше / Фото: Пресс-служба МО РФ

Соединения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), дислоцированные в Центральном и Западном военных округах, отрабатывают задачи боевого дежурства (ЗБД) на полевых позициях (ПП). Об этом сообщил ТАСС официальный представитель РВСН полковник Игорь Егоров.

«Стратегические ракетчики отработают вопросы вывода ракетных комплексов на полевые позиции, рассредоточения агрегатов со сменой полевых позиций, инженерного оборудования позиций, организации маскировки и боевого охранения»

"Около 10 ракетных полков, оснащенных комплексами , "Тополь-М" и находятся на маршрутах боевого патрулирования", - уточнил он.

По словам официального представителя РВСН, стратегические ракетчики отработают вопросы вывода ракетных комплексов на полевые позиции, рассредоточения агрегатов со сменой полевых позиций, инженерного оборудования позиций, организации маскировки и боевого охранения. Кроме того, противодиверсионные формирования отработают обнаружение, блокировку и уничтожение условных диверсантов. Также ракетчики выполнят условные пуски ракет.

Подразделения будут нести боевое дежурство на полевых позициях до 32 суток, в условиях максимально приближенных к боевым.

Как отметил Егоров, до конца года в РВСН будет проведено более 40 штабных и около 20 командно-штабных тренировок, около 10 командно-штабных учений, около 50 тактических и тактико-специальных учений.

Техническая справка


История

29 мая 2007 года на полигоне «Плесецк » произведён первый испытательный пуск РС-24 по полигону Кура .

25 декабря 2007 года на полигоне «Плесецк» произведён второй испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.

26 ноября 2008 года на полигоне «Плесецк» произведён третий испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.

О сроках завершения государственных испытаний МБР РС-24 «Ярс» указывались различные сведения: в одних говорилось о завершении ГИ в 2010 году, тогда как другие источники (главный конструктор комплекса ) сообщали о том, что ГИ были завершены в конце 2009 года, что, по-видимому, связано с различием сроков фактического завершения программы государственных испытаний и сроков оформления соответствующих документов и устранения выявленных на этапе ГИ замечаний.




Развёртывание

В конце 2009 года российский оборонно-промышленный комплекс поставил Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН) первое боевое подразделение подвижных ракетных комплексов РС-24 «Ярс», оснащенных разделяющимися головными частями. В июле 2010 года факт развёртывания первого подразделения РС-24 был подтверждён официально заместителем министра обороны В. А. Поповкиным .

Второй дивизион с ракетным комплексом РС-24 «Ярс» поставлен на опытно-боевое дежурство в Тейковской ракетной дивизии (Ивановская область) в декабре 2010 года. Первый полк, вооружённый подвижным ракетным комплексом «Ярс», переведён на боевое дежурство 4 марта 2011 года в составе двух дивизионов РС-24, находившихся с 2010 года на опытно-боевом дежурстве.

Летом 2011 года первый ракетный полк, вооруженный ПГРК «Ярс» в Тейковском ракетном соединении, доведен до полного штатного состава (3 дивизиона, 9 АПУ). 7 декабря 2011 года в этой же дивизии поставлен на опытно-боевое дежурство второй полк РС-24 «Ярс» в составе подвижного командного пункта (ПКП) полка и одного ракетного дивизиона. Второй дивизион этого полка поставлен на дежурство в конце декабря 2011 года, таким образом, к началу 2012 года общее количество развёрнутых РС-24 составило 15 АПУ с ракетами. В сентябре 2012 года перевооружение этого полка на мобильные «Ярсы» завершилось, и общее количество АПУ РС-24 «Ярс» было доведено до 18 (2 полка, 6 дивизионов).

В конце 2012 года были начаты работы по перевооружению на этот комплекс Новосибирского и Козельского (шахтный вариант комплекса, Калужская область) ракетных соединений. В 2013 году РВСН планирует продолжить перевооружение Новосибирского и Козельского ракетных соединений, а также практически окончено перевооружение ракетных полков Тагильской ракетной дивизии . Кроме того, планируется начать подготовительные работы к перевооружению Иркутской ракетной дивизии .

Ночью с 24-25 декабря 2013 года с космодрома «Плесецк» был проведён испытательный пуск МБР РС-24 «Ярс» шахтного базирования с разделяющейся головной частью. Пуск прошёл успешно. Боевые части ракеты поразили цели на камчатском полигоне Кура.

По состоянию на начало 2014 года, на вооружении РВСН находилось 33 ракеты мобильного базирования РС-24 с четырьмя боевыми блоками каждая.

14 апреля 2014 в 10:40 МСК на космодроме «Плесецк» с подвижной пусковой установки был проведён пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-24, оснащенной разделяющейся головной частью. Пуск проведён в интересах защиты партии изготовленных в Воткинске ракет (контрольно-серийные испытания). По сообщению официальных источников, задачи пуска выполнены в полном объёме.

26 декабря в 11:02 МСК с космодрома «Плесецк» был произведён испытательный запуск ракеты подвижного грунтового базирования, учебные боевые блоки поразили цели на полигоне «Кура» на полуострове Камчатка.




МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.сайт
12