Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Профессор знаев. Профессор знаев Сообщение по географии климат и человек

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА УРОКА КЛИМАТ И ЧЕЛОВЕК Учитель географии ГБОУ школы № 461 Егорова Е.А. 16 декабря 2015 года

Цель урока: Выяснить как климат влияет на различные стороны жизни человека и как человек влияет на климат.

Откройте учебник на стр. 68 и найдите рис.2.2.22. Изучите его. Скажите из каких показателей складывается понятие «комфортность климата»? Откройте атлас, стр. 23 карта «Благоприятность природных условий для жизни населения ». Проанализируйте её. 1 вариант определить и назвать районы страны с наиболее благоприятным климатом 2 вариант определить и назвать районы страны с неблагоприятными климатическими условиями

Определите районы страны наиболее благоприятные для проведения летних каникул

Распределите виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимому виду. Автомобильный Трубопроводный Авиационный Морской Электронный После ливня После снегопада Гололед

Распределите виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимому виду. 1. Авиационный 2. Морской 3. Автомобильный 4. Трубопроводный 5. Электронный После ливня После снегопада В гололед

Климат и сельское хозяйство Продолжительность периода со среднесуточными t° выше +10° . Сумма t° за этот период Коэффициент увлажнения Толщина снежного покрова и длительность его залегания Длительность безморозного периода

1 вариант климатические факторы 2 вариант атмосферные явления Засуха; туман; суховей; солнечная радиация; ураган; влажность воздуха; сильные морозы; град; пыльная буря; затяжные дожди; атмосферное давление; заморозки; гололёд; атмосферные осадки; суровые длинные зимы.

1 вариант климатические факторы солнечная радиация; влажность воздуха; атмосферное давление; атмосферные осадки. 2 вариант атмосферные явления засуха; туман; суховей; ураган; сильные морозы; град; пыльная буря; затяжные дожди; заморозки; гололёд; суровые длинные зимы.

В результате хозяйственной деятельности человека изменяется газовый состав и запыленность нижних частей атмосферы. Влияние человека на климат Загрязнение атмосферы приводит к изменению климата: понижение или повышение температуры и влажности воздуха.

Ребята, мы достигли цели урока? Выяснить как климат влияет на различные стороны жизни человека и как человек влияет на климат.

Сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось…

Погода в классе А Б В Е Д Г

Домашнее задание § 24 (с. 68-69). Ученики выбирают домашнее задание из предложенных вариантов. 1. Как влияет климат на набор наиболее популярных видов спорта – например, в Якутии и на Черноморском побережье. 2. Подобрать описание климата Санкт-Петербурга в художественной литературе. 3.Определить неблагоприятные климатические условия, характерные для нашего региона.

Всем хорошей погоды и благоприятного климата!


Тема урока: «Климат и человек»

Цель урока: показать актуальность (жизненную важность) проблемы климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • Сформировать знания учащихся о разнообразии климатических условий на территории России и их влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность человека.
    • Рассмотреть влияние неблагоприятных погодных явлений на хозяйственную деятельность людей.
    • Рассмотреть особенности климата важные для ведения сельского хозяйства.
    • Показать причины экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы и здоровьем человека.
  • Развивающие :
    • Развитие умений и навыков выделять главное, существенное при характеристике влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
    • Продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, картами атласа.
    • Продолжить формирование умений анализировать картографические данные и делать выводы по изучаемому материалу.
    • Развитие культуры письменной речи учащихся, расширение словарного запаса.
  • Воспитательные :
    • Продолжить формирование научного мировоззрения.
    • Показать связь с реальной жизнью.
    • Воспитывать позитивное бережное, трепетное отношение к природе, окружающей среде, через осмысление влияния окружающего мира на человека.
    • Расширение кругозора учащихся: знакомство с экологическими проблемами, с мерами охраны атмосферного воздуха от загрязнения.
    • Формировать патриотизм и любовь к своей малой Родине, чувство товарищества, умение работать в группах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок репродуктивного типа с частично-поисковым методом.

Основные методы, применяемые на уроке:

  • словесные (рассказ и объяснение учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом);
  • практические (заполнение таблицы);
  • наглядные (работа с наглядностью, проектором);
  • методы устного контроля (фронтальная беседа и беседа по новому материалу).

Основные формы деятельности учащихся на уроке:

  • работа в парах
  • фронтальная
  • индивидуальная (выполнение географического диктанта).

Оборудование урока:

  • физическая и климатическая карты России;
  • карта «плотности населения России»;
  • карта «Агроклиматические ресурсы»;
  • атлас 8 класса;
  • таблица № 1. Неблагоприятные климатические явления;
  • таблица № 2. Влияние климатических факторов на здоровье и жизнедеятельность человека;
  • проектор (презентация «Климат и человек»).

ХОД УРОКА

Отчего зависит погода? –
От места, в котором находишься ты,
Его высоты, его широты, долготы,
А также – от настроения.

Ю. Пономарева

I. Организационный момент

1. Приветствие:

– Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, начнем скорей урок.
– Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
– Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

2. Определение отсутствующих

3. Проверка готовности учащихся к уроку

II. Целеполагание и мотивация

Постановка цели и мотивация в ходе вводной беседы с учащимися

1. Вводная беседа с целью актуализации опорных знаний учащихся по данному вопросу.

Интересный факт:

С октября 1981 г. специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов и демонстраций. Каким образом? Что известно вам о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (Учитель предлагает вспомнить все, что ребята знают о климате и его влиянии на человека)

2. Постановка учебной задачи

Учитель формулирует главную проблему урока: влияет ли климат на человека и как? Какова обратная связь? Учебная задача решается совместными усилиями с учащимися.

III. Актуализация знаний и умений

1. Работа с терминологической картой. (Приложение 1 , презентация «Климат и человек»)

Повторение понятий:

  • климат
  • солнечная радиация
  • суммарная радиация
  • воздушные массы
  • циклон
  • антициклон
  • атмосферный фронт
  • атмосферное давление
  • погода
  • коэффициент увлажнения
  • испаряемость
  • амплитуда
  • трансформация

2. Работа с картами атласа

– Ребята, сравните, пожалуйста, климатическую карту России и карту «Плотности населения России» и ответьте на вопросы:

1. В каких климатических поясах на территории России наименьшая плотность населения? Почему?
2.В каких климатических поясах на территории России наибольшая плотность населения? Почему?
3. Как вы думаете, оказывает ли климат влияние на жизнь человека?

3. Тестовая работа. (Письменная проверочная работа по вариантам, содержит вопросы предыдущей темы – 7 минут)

Вариант 1

1. Преобладающая часть территории России расположена в климатическом поясе:

а) субтропическом б) арктическом в) умеренном г) экваториальном

2. Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях, называется:

а) испаряемость б) увлажнение в) коэффициент увлажнения г) испарение

3. Назовите район России с высоким уровнем комфортности:

а) низовья Енисея б) город Мурманск в) Краснодарский край г) республика Коми

4. Постепенное изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности называется:

а) циркуляцией б) трансформацией в) погодой г) атмосферным давлением

5. Выберите верные (выберите 3 верных ответа)

а) Наибольшее количество солнечной радиации поступает в южные районы страны.
б) На климат нашей страны оказывают влияние воздушные массы всех океанов.
в) При перемещении теплых воздушных масс в сторону холодных образуется теплый фронт.
г) Город Оймякон – самый холодный в Северном полушарии.
д) Для островов Северного Ледовитого океана характерен субарктический климат.

Вариант 2

1. Какой из перечисленных климатообразующих факторов для нашей страны наиболее важный?

а) географическая широта
б) подстилающая поверхность
в) хозяйственная деятельность человека
г) морские течения

2. Замкнутая область низкого атмосферного давления – это:

а) циклон
б) пассат
в) антициклон
г) муссон

3. Назовите район России с неблагоприятными условиями для проживания человека:

а) Красноярск
б) Екатеринбург
в) Анадырь
г) Москва

4. Определите тип климата, если летом очень много осадков приносимых с океана, а зима сухая:

а) резко континентальный
б) арктический
в) муссонный
г) субарктический

5. Выберите верные утверждения о климате России: (выберите 3 верных ответа)

а) На юге Дальнего Востока летом господствует морской арктический воздух.
б) Воздушные массы способны трансформироваться при перемещении над определенной территорией.
в) Атлантический океан оказывает на климат умеренных широт меньшее влияние, чем Тихий.
г) Сибирский антициклон – это обширная область высокого давления, оказывает решающее значение на суровость зимы в Сибири.
д) Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше тепла получает данная территория.

Проверка самостоятельной работы.

Правильные ответы и нормы

Вариант 1. Вариант 2.

1 – а 1 – а
2 – а 2 – а
3 – в 3 – в
4 – б 4 – в
5 – а, в, г. 5 – б, г, д.

Правильные ответы Оценка

5 «5»
4 «4»
3 «3»
2 «2»

IV. Изучение нового материала

Физкультминутка

Для улучшения мозгового кровообращения:

Исходное положение – сидя на стуле. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. Поворот головы вправо. Исходное положение. Поворот головы влево. Исходное положение.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.

Гимнастика для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5).
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6.
В среднем темпе 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

Мотивация учащихся на изучение нового материала постановкой проблемных вопросов:

1) Влияет ли климат на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность людей? Как?
2) Какие неблагоприятные климатические явления, вы знаете?

– Для решения поставленных задач нам необходимо проработать несколько теоретических вопросов.

1) Обратите внимание, пожалуйста, на доску, на которой изображена схема. Работая с данной схемой и со слайдами презентации, мы с вами сейчас докажем, что климат действительно оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека.

Особенно от климата зависит сельское хозяйство. Свойство климата, позволяющие выращивать различные сельскохозяйственные культуры, называются агроклиматическими ресурсами (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Важнейшими показателями агроклиматических ресурсов являются:

  • продолжительность периода со среднесуточной температурой выше +10 С (вегетационный период)
  • сумма температур за этот период
  • коэффициент увлажнения
  • мощность и продолжительность снежного покрова

Работа с картой (карта «Агроклиматические ресурсы»)

– Какие культуры позволяют выращивать агроклиматические ресурсы нашей местности? (Овес, озимая пшеница, озимая рожь, лен)
– Какие климатические явления мешают выращивать в нашей области теплолюбивые культуры? (Сильные морозы и заморозки)

Россия в силу географического положения несет огромные материальные затраты для поддержания жизнедеятельности населения:

  • расходы на строительство и отопление зданий
  • производство теплой одежды и продуктов питания

– Чем отличается жилище народов Севера, которые проживают в субарктическом климатическом поясе от людей, живущих в умеренном поясе? (Народы Севера занимаются в основном оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой.)
Люди, проживающие в умеренном климатическом поясе, строят деревянные или кирпичные дома, с двойным или в Сибири с тройным остекленением, что еще раз указывает на то, что Россия северная страна, с холодными зимами. А в условиях жаркого климата, например на Северном Кавказе, необходимы летние помещения: веранды, и остекленные террасы.

– Ежедневный прогноз погоды важен не только для выходящих из дома людей, но и людей управляющих различными видами транспорта. Для навигации морских и воздушных судов существует три серьезные проблемы: сильные воздушные потоки, низкие температуры и туманы. Аэропорты закрываются на несколько часов или дней в случае обледенения взлетной полосы, сильного снега или тумана.

Климат влияет на здоровье людей. Каким образом?

  • при низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;
  • долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам;
  • недостаток йода в окружающей среде ведет к заболеваниям щитовидной железы;
  • в горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки.

– Может ли человек своей хозяйственной деятельностью изменить климат? (Да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа)

Хозяйственная деятельность человека, влияющая на потепление климата:

1. Сжигание углеводородного топлива (нефть, уголь) при работе ТЭЦ и ТЭС.
2. Вырубка лесов.
3. Увеличение доли автомобильного транспорта.

2) Сообщения учащихся о неблагоприятных климатических условиях. Среди неблагоприятных климатических условиях для человека и его жизнедеятельности можно назвать: засухи, пыльные бури, заморозки, град, гололед, ураганы, сильные ливни.
Учащиеся слушают своих товарищей и заносят основную информацию в таблицу (презентация «Климат и человек»)

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
Четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.

V. Закрепление нового материала

Географический диктант (Презентация «Климат и человек»)

  • Понижения температуры воздуха ниже 0 С весной и осенью.
  • Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова.
  • Осадки в виде частиц льда.
  • Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.
  • Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.
  • Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.
  • Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.
  • Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха.
  • Жители, каких городов испытывают на себе влияние продолжительной и суровой зимы.
  • Представители каких профессий составляют прогноз погоды.

Проверка географического диктанта: (презентация «Климат и человек»)

  • Заморозок
  • Сильные морозы
  • Гололед
  • Туман
  • Суховей
  • Ураган
  • Засуха
  • Норильск или Мурманск
  • Метеорологи, синоптики

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок в журнал.

VII. Рефлексия

1. Сегодня на уроке мне понравилось…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До сегодняшнего урока я думал (думала), что..., а сейчас знаю…

IX. Домашнее задание

Параграф 22 учебника и письменно ответить на вопросы: «Какие неблагоприятные климатические условия встречаются в вашей местности? В каком климатическом поясе вы бы хотели жить и почему?»

Цели: Выявить зависимость климата от человека и человека от климата, конкретизировать представление о влиянии климата и погоды на здоровье человека и хозяйственную деятельность.

Совершенствовать умение сопоставлять, выявлять закономерности устанавливать причинно- следственные связи.

Формировать приёмы работы с опорными схемами.

Воспитывать экологическую направленность учащихся при изучении вопросов охраны атмосферного воздуха, возможности прогноза и предупреждения опасных природных явлений (засухи, суховеи, ураганы, туманы.)

Ход урока

I. Введение. Сообщение темы и задачи урока.

«О воздухах, водах и местностях» - так назывался трактат Гиппократа, в котором «отец медицины», сформировал бесспорную для него зависимость здоровья от климатических условий.

Гогенгейм сказал: «Тому, кто изучил ветры, молнии и погоду, известно происхождение болезней».

Задача: выявить, как элементы климата влияют на болезнь человека.

II. Работа над основным материалом.

1. Климат на человека.

Дополнительный материал (опережающее задание для учащихся):

Вывод: Можно утверждать, что здоровье и самочувствие человека зависит от климатических и погодных условий.

2. Коллективная работа (использовать доску).

В чём разница между понятиями климат и погода?

Выделите типы погод с точки зрения влияния их на здоровье человека?


Необходимо помочь организму в неблагоприятные дни.

Какой тип погоды чаще всего встречается в нашей местности?

Как вы на своём организме испытываете погодные изменения?
(пожилые люди при неблагоприятной погоде чувствуют следующие изменения: давление, болезнь костей, болят суставы.)

Мы живём в средних широтах северного полушария, для которого характерна сезонность. Какие чаще всего заболевания встречаются зимой?

Дополнительный материал: для зимы и лета характерны дерматиты, кожаные заболевания. Для районов с континентальным климатом (Сибирь) февраль – март – сердечно-сосудистые заболевания. К холоду наиболее чувствительны худощавые люди: плохое самочувствие, упадок сил, пониженная работоспособность. Для тучных людей хуже жаркая погода, они испытывают удушье, учащённое сердцебиение, повышенную раздражительность.

Итог: «Живя в погоде» человек испытывает влияние на свой организм гигантские космические и планетарные силы. Наука биометеорология и занимается изучением зависимости самочувствия от погоды, влияния её на человека.

3. Медико-климатическая оценка территорий России.

Мало установить зависимость между погодой и болезненным состоянием, его надо предупредить. Кто помогает нам в этом? Метеорологический прогноз, а исходные данные дают синоптики – люди, умеющие по снимкам, картам определять изменения в погоде и донести до нашего сведения.

Ученик: не удовлетворяет запросы медицины, отсутствуют многие параметры, среди них напряжение ультра - фиолетовой радиации, концентрация озона.

Учитель: при оценки влияния метеорологических условий обычно учитывают какой то один или два компонента, забывая, что действие ветра, атмосферного давления, температуры, чаще всего создают такое сочетание условий, которое может оказаться опасным для здоровья человека. Сейчас создаётся медико-метеорологическая служба информации и прогноза. Задачи её: медико-климатическая оценка территории на основе многолетних наблюдений, для правильной организации климатозакаливания.

Однако коренное население во всех районах нашей страны хорошо приспособилось к местным климатическим условиям: к жаре и холоду, постоянной влажности или сухости воздуха. Об этом говорит большое число долгожителей не только в горах Кавказа и Алтая, но и в районе «полюса холода» - Оймяконе, который считается с одной стороны здоровой зоной, т.к. низкие температуры убивают микробы, при низкой влажности.

Наиболее благоприятные: побережье Азовского моря, Каспийского моря, западная часть Европейской части России.

Благоприятные: юг Сибири, горы юга Сибири, Северный Кавказ, юг Урала, средняя полоса Центральной России. Континентальный климат Сибири.

Малоблагоприятные: Карелия, север, Европейской части, средняя Сибирь.

Неблагоприятные и крайне неблагоприятные: вблизи северного полярного круга и за ним. Климат высокогорий. Районы, где К>1.

Учитель: (дополнительный материал). Поскольку пасмурная погода – это положительные условия для развития туберкулёзной палочки, при облачной погоде – недостаток солнечного сияния – развитие рахита у детей (недостаток витамина Д), исключение составляют сосняки, дубово-липовые и берёзовые, которые выделяют фитонциды, убивают микробы. Северная зона нездорова из-за нехватки кислорода. Континентальный и резко-континентальный климат при наличии сухой и безветренной погоды благоприятен, а при наличии влажности способствует возникновению хронических бронхитов, переходящих в пневмонию. Средняя полоса умеренно-континентального климата благоприятна для здоровья и для организации курортов, отдыха, особенно нам жителям Санкт- Петербурга. Климат на разных высотах в горах неодинаково влияет на здоровье человека. Низкогорья и среднегорья до 2500м представляют большую ценность для отдыха и туризма и даже лечения некоторых заболеваний. Выше 2500м климат высокогорий требует сильного напряжения: сказывается кислородный режим, резкие колебания температур.

Итог: но курортные зоны у нас в России созданы во всех климатических зонах: и в таёжной зоне Западной Сибири, Восточной Сибири, в Забайкалье, в горном Алтае, в Европейской части, в Архангельской области, на севере и на Дальнем Востоке, в Ленинградской области (Зеленогорске, Сестрорецке, Репино и т.д.)

Нигде на территории нашей страны климат не служит непреодолимым препятствием для жизни и хозяйственной деятельности человека. Даже в суровом климате тундры и лесотундры выросли и развиваются такие города и посёлки как Норильск, Воркута, Тикси. И к суровости и к знойности климата человек привыкает, адаптируется.

4. Опережающее задание: адаптация – акклиматизация.

Чем больше отличаются климатические условия жизни переселенцев от климата предыдущего места жительства, тем труднее протекает адаптация. Поэтому жители средней полосы легче привыкают к жизни на крайнем севере, чем жители пустынь, легче адаптируются они к жизни в пустыне, чем северяне. Это необходимо учитывать при освоении новых территорий. В районах Сибири и крайнего севера ведутся исследования по адаптации человека к новым для него условиям. Интенсивно занимаются этим медицинские институты Иркутска и Новосибирска. Реакции, происходящие внутри живого организма в ходе акклиматизации, служат единой цели - сохранению целостности и известной независимости организма от среды его обитания, а также приспособлению его к изменению климатических условий. Люди, проживающие в различных климатических условиях, подвергаются разного типа стрессам, которые могут привести к состоянию шока и ситуациям, которые приводят к преждевременному старению, способствуют возникновению болезни. В каждой группе риска есть группа риска – лица, на которые эти условия действуют, прежде всего. Выделить такую группу – это значит наметить план борьбы за здоровье и трудоспособность в экстремальных условиях.

Для чего необходимо знать климатические условия отдельных территорий?
(Чтобы не допускать резкой смены условий, знать, где отдыхать.)
Резервы организма тренируемы. Можно приспособиться к любым условиям, если тренировать свой организм из года в год в связи с климатическими условиями, со сменой времён года.

Какие ещё неблагоприятные опасные атмосферные явления следует отметить, которые влияют на здоровье и хозяйственную деятельность человека?

5. Человек на климат.

«Воздух не только жизнь хранит, но и здравие наблюдает», как рыба в воде, человек живёт постоянно окружённый другой жидкостью – воздухом. Воздух – уникальное средство закаливания. Могучим средством обеспечения работоспособности человека, его здоровья является атмосферный воздух, насыщенный от вредных примесей.

Человек, в результате своей хозяйственной деятельности отрицательно воздействует на атмосферу.

Опережающее задание : конкретные примеры отрицательного и положительного влияния человека на атмосферный воздух.

Представляя свои примеры, одновременно составляется опорная схема с помощью опорных слов знаков, рисунков.

Примеры отрицательного влияния:

Широкое использование нефти и газа. ТЭС при сжигании топлива выбрасывают в атмосферу сернистый газ, при взаимодействии с парами воздуха превращается в сернистую кислоту, с ней связаны кислотные дожди. Сжигая органическое топливо, человек сжигает кислород и увеличивает количество углекислого газа в атмосфере.

Воздух промышленных городов запылён в 10 – 50 раз больше, чем чистый воздух. На долю автотранспорта приходится 40% всех загрязнителей. В выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания содержится не менее 200 вредных для здоровья веществ.

Самолёты, особенно летящие на высоте 12 -15км выбрасывают пар и другие вещества, разрушающие озон, но в то же время самолёты, летящие ниже 12км, дают прибавку озона. Вообще в тропосфере и, особенно, в приземном слое воздуха человечество производит очень много озона. В городах он – один из основных составляющих фотохимического смога. Именно от него чаще всего першит в горле и ест глаза в грязном воздухе городов.

В районах, где распространяются крупные металлургические предприятия, чаще наблюдаются катар верхних дыхательных путей, бронхит, злокачественные опухоли лёгких. В промышленном городе люди чаще заболевают раком легких. 80% заболеваний происходит из-за загрязнения атмосферного воздуха. Ижорский завод загрязняет атмосферный воздух никелем, хромом, сульфатами. В Красном Бору Ижора хранит вредные отходы. На одного жителя СПб приходится 200кг вредных веществ, содержащихся в приземном слое воздуха.

На уровень загрязнения воздуха влияют: скорость ветра, осадки, туман.

К загрязнению атмосферы относится и радиоактивность, при выработке электроэнергии на АЭС, обеспечивается защита атмосферы от радиоактивного заражения, всё же в мире известны случаи опасного повышения радиоактивности. В результате аварии на Чернобыльской АЭС увеличилось количество заболеваний щитовидной железы, особенно у детей, анемии, заболевания верхних дыхательных путей, органов зрения, лейкемии, 425тыссмертей от рака.

Если человечество будет теми же темпами воздействовать на природную среду и концентрация углекислоты будет повышаться, то уже на рубеже тысячелетий ср. температура на поверхности Земли повысится на один градус, а к середине следующего столетия на 3%.

Как такое повышение отразится на жизнь? Зимы станут в северном полушарии слякотными. В целом увеличится объем осадков, потому что с поверхности океанов будет испаряться больше влаги. Но, если в лесостепных зонах дождей будет больше, то ближе к экватору станет, наоборот, суше, пустыни пойдут в наступление, кроме того, начнут подтаивать льды Арктики, в конечном случае начнёт подниматься уровень Мирового океана. Это катастрофически отразиться на жизни народов населяющих берега морей.

В результате выступлений появляется опорная схема. (на доске, в тетради по усмотрению учителя)

Вывод: Человек, сам, оказывая воздействие на окружающую среду, является причиной своих болезней.

Работа с экологической картой и картами врезками в учебнике.

Учитель:

Приспосабливаясь к климатическим условиям, человек смог пережить различные колебания климата, но современные изменения его происходят настолько быстро, что приспособление становится невозможным и быстро распространяются заболевания среди населения, вызванные в первую очередь загрязнением атмосферы. Во многих городах нашей страны экологическая обстановка в результате загрязнения атмосферы выбросами предприятий стала критической. (работа с таблицами в конце учебника.)

Загрязнение атмосферы воздействует на человека очень медленно и сначала малозаметно. Поэтому на ранних стадиях большинства заболеваний трудно с уверенностью установить, что причина их именно в загрязнении. Так в частности пневмонию, обычно являющуюся вирусным заболеванием, в последнее время медики связывают с повышенным содержанием металлов в воздухе.

Какие меры необходимо принимать по охране воздуха? (учащиеся приводят свои примеры)

Лесные насаждения, которые поглощают углекислый газ и выделяют кислород – пыли становится меньше в 8-10 раз меньше.

Очистка топлива до сжигания, это обходится дешевле и идёт работа по использованию экологически чистых источников энергии: солнца, ветер, биогаз, получение при переработке коммунально-бытовых и с\х отходов.

Уменьшение и полное прекращение выбросов загрязнённых веществ можно достигнуть улучшением технологии производства и сжигания топлива, устанавливать пылеулавливающее оборудование, налаживание двигателей внутреннего сгорания. Большое значение имеет контроль и наблюдение.

Высокоэффективный способ – перевод городского транспорта на газообразное топливо. Газобаллонный автобус при холостой работе двигателя выбрасывает в атмосферу воздух всего 0,1% ядовитых веществ при норме 2%. Таким образом, газификация автотранспорта значительно оздоравливает атмосферный воздух городов.

III. Итог урока:

Вывод: Самочувствие человека зависит от климатических условий, погоды. Необходимо знать эти условия, чтобы знать причины заболеваний. Человек, сам, оказывая воздействие на окружающую природу является причиной своих болезней. Здоровье природы и здоровье человека неразделимы.

Самостоятельное впечатление и суждение: что вызывает жуткое чувство? Что внушает опасения? На что тратятся огромные деньги? Что дорого старикам? Что редко встречается? В чём видна невоспитанность? Что грустно видеть? Что человек не замечает? Что вселяет уверенность?

IV. Домашнее задание

Вопрос : влияние стихийных явлений на здоровье человека, (используя учебник и дополнительный материал).

Список литературы:

Т.В. Кучер, И.Ф. Колпащикова, Медицинская география. М. Просвещение, 1996.

Под. ред. д.м.н. В.П.Иванова, Экология человека. СПб, СПбГМА 1997.

Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова, Экология России. М. А.О. МДС Юникам 1995,

Климатообразующие процессы происходят при воздействии ряда географических факторов, основными из которых являются:

1) Географическая широта, определяющая зональность и сезонность в распределении приходящей к Земле солнечной радиации, а с нею и температуры воздуха, атмосферного давления и пр.; широта влияет на условия ветра и непосредственно, поскольку от неё зависит отклоняющая сила вращения Земли.

2) Высота над уровнем моря. Климатические условия в свободной атмосфере и в горах меняются в зависимости от высоты. Сравнительно малые различия в высоте, измеряемые сотнями и тысячами м, эквивалентны в своём влиянии на климат широтным расстояниям в тысячи км. В связи с этим в горах прослеживаются высотные климатические пояса.

3) Распределение суши и моря. Вследствие различных условий распространения тепла в верхних слоях почвы и воды и благодаря разной их поглощательной способности создаются различия между климатом материков и океанов. Общая циркуляция атмосферы приводит затем к тому, что условия морского климата распространяются с воздушными течениями в глубь материков, а условия континентального климата - на соседние части океанов.

4) Орография. Горные хребты и массивы с различной экспозицией склонов создают крупные возмущения в распределении воздушных течений, температуры воздуха, облачности, осадков и пр.

5) Океанические течения. Теплые течения, попадая в высокие широты, отдают теплоту в атмосферу; холодные течения, продвигаясь к низким широтам, охлаждают атмосферу. Течения влияют и на влагооборот, содействуя или препятствуя образованию облаков и туманов, и на атмосферную циркуляцию, поскольку последняя зависит от температурных условий.

6) Характер почвы, в особенности её отражательная способность (альбедо) и влажность.

7) Растительный покров в определённой степени влияет на поглощение и отдачу радиации, увлажнение и ветер.

8) Снежный и ледовый покров. Сезонный снежный покров над сушей, морские льды, постоянный ледовый и снежный покров таких территорий как Гренландия и Антарктида, фирновые поля и ледники в горах существенно влияют на температурный режим, условия ветра, облачности, увлажнения.

9) Состав воздуха. Естественным путём за короткие периоды он существенно не меняется, если не считать спорадических влияний вулканических извержений или лесных пожаров. Однако в промышленных районах отмечается повышение содержания углекислого газа от сжигания топлива и загрязнение воздуха газовыми и аэрозольными отходами производства и транспорта.

Климат и человек.

Типы климата и их распределение по земному шару, оказывают самое существенное влияние на водный режим, почву, растительный покров и животный мир, а также на распространение и урожайность сельско-хозяйственных культур. Климат в известной мере влияет на расселение, размещение промышленности, условия жизни и здоровье населения. Поэтому правильный учёт особенностей и влияний климата необходим не только в сельском хозяйстве, но и при размещении, планировании, строительстве и эксплуатации гидроэнергетических и промышленных объектов, в градостроительстве, в транспортной сети, а также в здравоохранении (курортная сеть, климатолечение, борьба с эпидемиями, социальная гигиена), туризме, спорте. Изучение климатических условий, как в целом, так и с точки зрения определённых потребностей народного хозяйства, обобщение и распространение данных о климате в целях их практического использования в СССР осуществляются учреждениями Гидрометеорологической службы СССР.

Человечество пока еще не может существенно влиять на климат путем непосредственного изменения физических механизмов климатообразующих процессов. Активное физико-химическое воздействие человека на процессы образования облаков и выпадения осадков уже является реальностью, но климатического значения оно по своей пространственной ограниченности не имеет. Индустриальная деятельность человеческого общества приводит к возрастанию содержания в воздухе углекислого газа, промышленных газов и аэрозольных примесей. Это влияет не только на жизненные условия и здоровье людей, но и на поглощение радиации в атмосфере и тем самым на температуру воздуха. Постоянно возрастает и приток тепла в атмосферу за счет сжигания горючего. Эти антропогенные изменения климата особенно заметны в больших городах; в глобальном масштабе они еще незначительны. Но в близком будущем можно ждать их значительного возрастания. Помимо этого, воздействуя на тот или иной из географических факторов климата, т. е. изменяя среду, в которой протекают климатообразующие процессы, люди, сами того не зная или не учитывая, с давних пор ухудшали климат нерациональным сведением лесов, хищнической распашкой земель. Напротив, проведение рациональных оросительных мероприятий и создание оазисов в пустыне улучшало климат соответствующих районов. Задача сознательного, направленного улучшения климата поставлена главным образом в отношении микроклимата и местного климата Реальным и безопасным способом такого улучшения представляется целенаправленное расширение воздействий на почву и растительный покров (насаждение лесных полос, осушение и орошение территории).

План-конспект по географии в 8 классе.

Тема : Климат и человек.

Цели: 1. определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения работать с атласом, учебником, источниками дополнительной информации, анализировать материал, составлять таблицу. 2. Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать.

3.Формировать интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к своей стране и малой Родине, толерантность.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: климатическая карта России..

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

2.1Фронтальный опрос:

Какому типу климата соответствует описание. Устный географический диктант.

1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около «0». Осадков не много, но увлажнение избыточное. (арктический)

2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге. (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат)

3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС. (резко-континентальный)

4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное. (субарктический)

5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (муссонный)

3.Актуализаця опорных знаний.

– Как вы думаете, какие компоненты климата наиболее сильно влияют на человека?

– Почему необходим прогноз погоды?

– Представителям, каких профессий он (прогноз погоды) особенно необходим

4. Формирование новых З.У.Н.

4.1. Рассказ с элементами беседы:

1. Комфортность климата.

Да, действительно, нам всем необходимо знать погоду по разным причинам. В географии есть такой термин как комфортность климата. Запишите, что это такое.

Комфортность климата – степень его благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.

Назаревский Олег Ростиславович (1910 – 1984 гг.) – советский климатолог, составивший таблицу комфортабельности климата и степени его благоприятности для человека.

Оценка влияния климата на здоровье человека основана на учете четырех элементов: температуры, относительной влажности воздуха, скорости ветра и солнечной радиации. Важна и длительность сезонов года, которая различна по районам. Например, считается, что в Западной Сибири зима продолжается от 240 дней в году на севере до 135 дней на юге, а лето соответственно от 30 дней до 140. Лето при этом определяется как период со средними суточными температурами воздуха выше + 100 С, а зима – ниже 0. Выделенный по такому критерию летний период продолжается до 240 дней в году на Черноморском побережье Кавказа, около 180 – 200 дней на Северном Кавказе, 120 – 150 дней в Подмосковье и около 90 дней в Архангельске.

Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень его изолированности от внешней среды. Например, на Крайнем Севере окна должны иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное отопление и механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха), естественная вытяжная. А на Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно защищать только от дождя, а погода зимой позволяет держать в домах открытыми форточки. Понятно, что затраты на отопление домов на Крайнем Севере будут во много раз выше, чем в субтропиках Кавказа, и это требуется учитывать и планировать. Климатические условия влияют и на потребность в жилой площади, и на планировку квартир. Чем большую часть времени человек проводит в своей квартире, тем просторнее она должна быть. Так, на Крайнем Севере на одного жителя должно быть в полтора раза больше жилой площади, чем в средней полосе России, а число комнат должно быть на одну больше, чем количество членов семьи. В районах жаркого климата необходимы летние помещения: веранды, неостекленные террасы, а дома должны иметь сквозное проветривание.

Какой вывод можно сделать: наиболее комфортный климат (тот, в котором человек чувствует себя лучше всего) – на юго-западе России; наименее благоприятные – на северо-востоке, причем по площади они преобладают.

климатические условия, способствующие любому виду деятельности человека, называются климатическими ресурсами. Они относятся к категории практически неисчерпаемых ресурсов, их использование, не ведет к их уменьшению.

2. Агроклиматические ресурсы

К климатическим ресурсам относятся энергия ветра, энергия солнечного излучения, атмосферные осадки и т.д.

Климатические условия, благоприятствующие лечению и отдыху людей называются рекреационными климатическими ресурсами (рекреация – от латинского, восстанавливаю – восстановление сил, израсходованных человеком во время труда). К рекреационным климатическим ресурсам могут относиться солнечная весенняя погода при наличии снежного покрова, характерная для весны, когда, возможно заниматься горными лыжами; жаркое лето на побережье морей и озер, благоприятное для купания и пр. Для лечения одних болезней полезен ровный нежаркий климат Средней России, других – теплый и сухой климат полупустынь, третьих – климат среднегорья и высокогорья.

Из различных сфер деятельности человека наиболее тесно связано с климатом сельское хозяйство. Климатические условия, влияющие на ведение сельского хозяйства,– это агроклиматические ресурсы, изучением которых занимается агроклиматология.

Запишите в тетрадь: агроклиматические ресурсы – это сумма активных температур (сумма средних суточных температур за период, когда, по многолетним данным, средняя суточная температура превышает + 100С), необходимых для выращивания определенных растений.

Сумма активных температур

Что выращивают

овощеводство в закрытом грунте

редис, шпинат, лук на перо, репу,

ранний картофель

поздний картофель

яровая пшеница

виноград

хлопчатник (среднеспелых сортов) цитрусовые

– Почему в России не выращивают цитрусовые?

– Виноградники в нашей стране выращивают на Черноморском побережье Кавказа. Почему?

– Вывод по вопросу: агроклиматические ресурсы (свет, тепло, влага) определяют возможности выращивания тех или иных сельскохозяйственных культур, а человек решает, как воспользоваться этими возможностям.

3. Неблагоприятные климатические явления в России.

Используя учебник, стр.110 рис 87, выпишите в тетрадь стихийные явления, связанные с климатом (работа с учебником).

Охрана атмосферного воздуха: кислотные дожди, озоновые дыры, смог.

Города с самым загрязненным воздухом в России (по данным Росгидромета)

1. Норильск

11. Новосибирск

12. Санкт-Петербург

3. Новокузнецк

13. Нижний Тагил

14. Челябинск

15. Красноярск

16. Волгоград

8. Череповец

17. Новочеркасск

9. Воркута

18. Ангарск

10. Магнитогорск

20. Братск

Климат России так холоден, что за зиму для обогрева одного жителя расходуется в:

Москве 3 тонны каменного угля, в Хабаровске – 4, в Норильске – 7.

За один день человек, живущий в центре крупного города, вдыхает с воздухом столько ядовитых веществ, сколько содержится в двух пачках сигарет.

Среди самых грязных городов России – Ангарск. Его нефтехимические заводы ежегодно выбрасывают в атмосферу более650 т. серной кислоты,110 000 т. углеводородов, 140 000 т. двуокиси серы.

5. Закрепление и обобщение.

1. Групповая работа: Используя карты атласа “Агроклиматические ресурсы” определите сумму активных температур для городов, и какие сельскохозяйственные культуры здесь выращивают (работа с атласом):

Группа 1: Мурманск

Группа 2: Якутск

Группа 3: Новосибирск

Группа 4:Москва

Группа 5: Петропавловск-Камчатский.

2. Какие неблагоприятные климатические явления характерны для городов:

Группа 1: Мурманск

Группа 2: Якутск

Группа 3: Новосибирск

Группа 4:Москва

Группа 5: Петропавловск-Камчатский

Подведение итогов урока. При ответе на вопрос каждая группа получала по одному баллу. Суммируйте свои баллы и поставьте каждому в своей группе оценки. Сумма не должна превышать количество баллов.

6. Домашнее задание

§22, нанесите на контурную карту самые грязные города России

7. Итог урока.