Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Повесть временных лет читать подвиг отрока киевлянина. Народное - подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича

Тема: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

Класс : 5

Предмет : литература

Учебник : Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2011 г

Название раздела, темы: Из древнерусской литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Тема мероприятия: Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

Цели урока: знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Задачи:

  • познакомить учащихся с летописным рассказом с помощью приёма «чтение с остановками»;
  • Показать патриотизм героев летописи:
  • Прививать любовь к родному языку и родной истории;
  • Привитие навыков работы с текстом
  • стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «двухчастный дневник», «вставь пропущенные слова», синквейн, кластер;
  • способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.

развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление

  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с содержанием летописного сказания как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения героев сказания к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: история, география, живопись.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html )
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3 )
  3. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru
  4. Ершова Н.О. «Подвиг отрока киевлянина» http://www.proshkolu.ru

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления

ХОД УРОКА:

1 стадия «Вызов»

  1. Эмоциональный настрой на урок

Здравствуйте, отроковицы! Здравствуйте, отроки, из коих в будущем вырастут достойные мужи!

В лето 2013 на Русской земле, не в Киеве, где течёт могучий Днепр и Лыбедь, не в Переяславце на Дунае, а в селе Троекурово на славной реке Красивая меча начинается наш урок. И не зайдут к нам княгиня Ольга, князь Святослав, воевода Претич. Не потревожат нас никакие печенеги. Надеюсь, ни один отрок не будет изнемогать, тужить и сокрушаться. А выступим мы в роли сторожей, сядем в ладью знаний и отправимся в путешествие…

Как вы думаете, в какую литературу? (древнерусскую)

Почему вы так решили? (устаревшие слова в приветствии, оборот «в лето») Слайд 1

Какие произведения так начинались? (Летопись)

Что известно по этой теме? Составим кластер

  1. Приём «составление кластера»

Летопись

«Повесть временных лет», Нестор, летописец, запись по годам, исторические события т.д.

Какие ключевые слова встретились в моём приветствии?

  1. Работа с незнакомыми словами (ключевыми)

СЛАЙДЫ

печенеги - тюркоязычный народ, пришедший на Русь с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины

отрок – мальчик-подросток в возрасте 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг

муж – взрослый мужчина, воин, богатый и знатный человек

дружина - отряд воинов на службе у князя.

воевода – начальник войска, дружины

сторожа – передовые, разведывательные отряды

ладья – лодка

затворяться – закрываться

тужить - горевать

сокрушался - сильно печалился

Лыбедь – название реки, которая впадает в Днепр

Претич – воевода Святослава

Ольга – княгиня, мать Святослава

Святослав - великий князь киевский. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

4. Приём «Ключевые слова»

Используя ключевые слова, которые вы видите на слайде, попробуйте составить рассказ- предположение

Эти слова и эти герои встретятся в отрывке из «Повести временных лет». Попробуйте угадать события и факты, о которых пойдёт речь.

Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке (целеполагание)

2 стадия «Осмысление»

  1. Приём «Чтение с остановками». (Аудиозапись)

1 остановка, заканчивая словами «Изнемогали люди от голода и жажды»

Когда происходят события?

Где был Святослав?

Кто остался в Киеве?

Почему нельзя было выйти из города?

Почему люди изнемогали?

2 остановка, заканчивая словами «… но не могли ему ничего сделать»

Почему люди той стороны Днепра не могли прийти на помощь?

(Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди - «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.)
-Что хотели передать киевляне на ту сторону?

Почему отроку удалось обмануть печенегов?

Как бы вы поступили на месте юноши?

3 остановка, заканчивая словами «… погубит нас Святослав»

Куда привезли отрока?

Что он сказал?

Что на это ответил Претич?

Как бы вы поступили на месте воеводы?

4 остановка, заканчивая словами «И отступили печенеги от города»

Почему печенеги побежали от города?

О чём спросил печенежский князь?

Как обманул воевода печенегов?

Чем окончился их разговор?

Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение до конца

Как вы понимаете слова киевлян?

Почему Святослав сразу же поехал в Киев?

Что бы случилось, если бы князь не захотел вернуться?

Как бы вы поступили на месте князя?

  1. Приём «Двухчастный дневник»

Я предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанными страницами

1 группа

В левой части дневника записаны цитаты из текста, справа нужно их прокомментировать

Цитата

Комментарий

«В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю»

«И стали тужить люди в городе»

«Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков…»

«И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили»

«Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом"

"Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул»

Святослав … сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов

2 группа

Подберите из текста нужные цитаты, которые отражают данный комментарий

Цитата

Комментарий

В 968 году печенеги впервые напали на Русь

Люди в осаждённом Киеве стали печалиться

Отрок киевлянин сильно рисковал

Воевода Претич с дружиной смело поехал к городу, не испугавшись печенегов

Князь печенегов решил заключить мир

Киевляне осудили князя Святослава

Святослав испытывал чувство вины

  1. Приём «Вставь пропущенные слова» (Задания для 3 группы)

Учащимся предлагается готовый текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены, и учащийся должен вставить их.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» - это отрывок из ________________________________________________________________

События летописного сказания происходят ___________. Святослав был в

А Ольга с внуками________________________.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение: Претич - _____________, он заключает мир с _______________князем; Святослав - ____________, княгиня Ольга - его______.

Отрок киевлянин совершает подвиг. Он прошёл через стан противников, говоря ____________________. Если бы печенеги додумались, что он ___________ , они бы ____________ его.

Хитрость ________________ Претича заключалась в том, что он не признался_____________ князю в том, что Святослав далеко от_______________________, а произнёс, будто он возглавляет передовой отряд, а __________ идёт следом.

Летописец не одобряет Святослава. Это заключается в словах киевлян:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последними словами летописец подчёркивает, что самое важное – это _________.

Афиширование наработанных результатов.

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Вот мы руки развели,

(Руки разводим в стороны)

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились

Ниже дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь!

(Наклоны вперед)

  1. Рефлексия

Рассмотрите, пожалуйста, репродукцию картины художника Александра Иванова «Подвиг молодого киевлянина». (Слайд)

Подумайте, таким ли вы себе его представляли. Попробуйте описать её дома, используя приём «Вставь пропущенные слова»

Художник ___________________не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв_________, спасающего свою _______________от врагов.
Мы видим_________, который, перебежав через стан врагов, на берегу ________скинул с себя_________ и торопится броситься в воду, чтобы переплыть __________. За фигурой юноши мы видим ___________ с развевающимися _________и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего ________ распластались кажущиеся черными ветви _______. Правее коня мы угадываем бледные силуэты ___________ всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними - контур крепостных стен осажденного печенегами ____________.
В нижнем левом углу мы видим полоску _________, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский _________ в кольчуге, в груди его торчит оперенная _________. Другую __________, уже вынутую из раны, он держит в правой _________. Лицо его выражает страдание и _____________________, что юноша спасет родную ______________, за которую воин пролил свою ____________. Левая рука его ________________, словно своим жестом он хочет благословить _________, но сил ему не хватает. Серебристая________________, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы _________ и раненого ___________ в одно _____________.
Главный герой картины, киевский___________, изображен___________. В правой руке у него ____________, он придерживает алый развевающийся _____________, благодаря которому передается стремительность движения юноши. В лице его сосредоточенность, стремление, но не ____________. Он хочет добраться до русского ________________, но не желание остаться в живых движет им: его задача - передать воинам важную ____________. Тело его освещено светом _________________, которая занимается слева, за _______________, где стоят войска русского воеводы _________________.
С помощью картины _________________________ рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к _____________________, к победе над __________________.

На слайде слова Д.С.Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности» (Слайд)

Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»?
Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна - это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям.
Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

Приём «Синквейн»

Составьте, пожалуйста, синквейн по теме нашего урока (задание по группам)

Подвиг

Отважный, смелый

Спасает, рискует, стремится

Поступок ради спасения Родины

Смелость

Воевода

Хитрый, смелый

Обманывает, спасает, решается

Умеет принимать важные решения

Смельчак (богатырь, начальник)

Урок

Интересный, увлекательный

Учит, знакомит, воспитывает

Главное – любовь к Родине

Знания

(Слайд)

Урок окончен.


Народные И Древнерусские Произведения - Подвиг Отрока Киевлянина И Хитрость Воеводы Претича В лето 6476 (968) . Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра) ". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

История человечества знает много примеров героизма и храбрости. Они дошли до нас благодаря летописцам, устному творчеству, мифам и легендам. Это очень важно для грядущих поколений: потомки должны гордиться своими национальными героями, даже если события происходили более тысячи лет назад! Не все знают о том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин, и в какие времена это случилось.

Изучение на уроках литературы

Конечно, «Повесть временных лет», записанная Нестором, требовала перевода и обработки для того, чтобы это историческое произведение было понятно современному читателю. Содержание легенд и исторические события доносит до нас древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина изложен уже на Сегодня легенда изучается в школах учениками пятых классов. Для детей остаются непонятными некоторые старорусские слова, название племен, народов. Чтобы легче запоминались архаизмы, следует составить для себя небольшой словарь: во время объяснения педагога записать значение выражений или отдельных названий. Дети могут не знать что такое отрок, отчина, печенеги, тужить. Хотя параллельно на уроках истории дети изучают Древнюю Русь и слышат некоторые термины.

Цитатный план

Подвиг отрока-киевлянина лучше воспринимается детьми, если педагог им рекомендует составить план произведения. Желательно, чтобы это был цитатный план: достаточно использовать фразы из текста, отображающие содержание эпизода. Это может выглядеть так:

Пришли печенеги на Русскую землю;

Осадили город силою великою;

Кто бы смог перебраться на ту сторону;

Сказал отрок: «Я проберусь!»;

Люди сдадутся ли печенегам;

Сели в ладьи и громко затрубили;

За мною идет войско;

Дал Претичу коня, саблю и стрелы;

Святослав вернулся в Киев.

Памятник, сооруженный в честь победы князя Святослава Игоревича над печенегами доныне высится над берегом Днепра в Запорожье.

Каждая часть повествования легко запоминается и пересказывается, благодаря применению цитатного плана. Педагог может предложить ученикам прочитать произведение по ролям. На подобных уроках дети начинают понимать значение появления письменности, книг, летописей для ставшей христианской Руси. О том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин, сегодня знают многие школьники благодаря урокам литературы и истории. В честь этого подвига построен Софийский Собор.

Книги и летописи

До XI века книги попадали на Русь только из Византии, а затем и из Болгарии. Это были переводы зарубежных авторов. Первые произведения уже древнерусских писателей появились только в одиннадцатом веке: это сочинение Иллариона и летописи. В других странах такого жанра не знали. В XII веке монах Нестор делает дополнения и исправления в старых летописях и дает им название «Повесть временных лет». Временные лета - это значит минувшие года. В летописи описывается жизнь и деятельность всех князей русских: особо автор подчеркивает мысль о том, что только любовь братьев и желание мира могла сплотить их. Любовь к Родине, бережное отношение к земле своих предков - отчине - это основной мотив всего произведения. И хотя начало книги похоже на предания и мифы, читатель получает информацию об исторических личностях, создававших первые княжества Древней Руси. Частью повестей и является описание того, какой подвиг совершил отрок-киевлянин и воевода Претич.

Легенда о подвиге отрока

Это случилось летом 968 года или, по календарю тех времен, в 6476 году. Княжества постоянно подвергались к нападениям восточных племен. Но в это лето впервые на покусились печенеги. В это время в городе Киеве не было Святослава: он находился в Переяславце. Здесь оставалась его мать - княгиня Ольга со своими внуками, детьми Святослава.

Это были три его сына: Олег, Владимир и Ярополк. Она заперлась вместе с ними в городе Киеве, и они не имели возможности выйти оттуда: печенеги осадили его великою силою. Не было возможности населению выйти за пределы города, нельзя было послать вести и попросить о помощи. Люди изнемогали от голода и жажды.

Отрок-киевлянин и подвиг

С другой стороны Днепра тоже собрались люди, которые не могли пробраться к Киеву сквозь огромное полчище печенегов, чтобы оказать помощь жителям города или доставить туда провизию и воду. Они наготове стояли в ладьях на противоположном берегу и не могли ничего сделать.

Население города пыталось найти кого-нибудь, кто смог бы пробраться через ряды врагов и сообщить отрядам, что если они не подойдут к Киеву, то придется сдаваться печенегам. И вот один отрок-киевлянин заявил, что он проберется к «своим». Люди сказали ему: «Иди!»

Этот мальчик знал язык печенегов. Он взял в руки уздечку и вышел с нею в стан противника. Он пробежал через их ряды и спрашивал, не видел ли кто его коня? Они принимали юношу за своего человека. Добежав до Днепра, он сбросил одежду и бросился в воду. Печенеги увидели его маневр и кинулись за ним, стреляли: но ничего нельзя уже было сделать.

Воевода Претич и его хитрость

Люди на противоположном берегу заметили, что отрок-киевлянин бросился в воду и поплыл по направлению к ним. Они пошли на ладьях навстречу к нему, подняли его на борт и доставили в дружину. Отрок сообщил, что если не подойдут завтра к городу воины, то людям придется сдаться печенегам. Воеводой был Претич, и он предложил подойти в ладьях к городу, захватить княжну Ольгу и княжичей, умчать на противоположный берег. Если же они этого не сделают, не спасут княжичей, то Святослав не простит этого и погубит их. Настоящий подвиг совершил отрок-киевлянин, сообщив о тяжелом положении Киева.

План воеводы

По плану Претича на рассвете дружина села в ладьи и с трубными звуками двинулись к Киеву. Люди в городе, услышав звуки труб, закричали. Печенеги кинулись врассыпную, во все стороны: им показалось, что это пришел сам князь Святослав. Из города вышла со своими внуками, свитой и направилась к ладьям. Князь печенегов, заметив это, вернулся к ладьям самостоятельно и спросил Претича о том, кто они такие? На что получил ответ, что это люди с другой стороны Днепра. На вопрос печенежского князя, не Святослав ли он, Претич ответил, что они - это передовой отрад, а за ними движется огромное войско во главе с князем Святославом. Он специально так сказал, чтобы напугать печенежского князя. Это и решило все противоречия: печенег предложил Претичу дружбу и тот принял ее. Они пожали друг другу руки и обменялись доспехами: князь получил щит, меч и кольчугу, а Претич - коня, стрелы и саблю.

Победа над врагами

Несмотря на перемирие и отступление печенегов от города, опасность быть захваченными оставалась. Враг остался стоять плотным становищем на реке Лыбедь, и жителям невозможно было вывести напоить коней. И тогда решили жители Киева послать к Святославу гонца со словами о грозящей им опасности. Они упрекали князя в том, что воюя и заботясь о чужой земле, он оставил свою родную сторону. А печенеги чуть не взяли в плен и его мать, и его детей. Жители звали князя на помощь, просили защитить. Как только дошли до него эти вести, Святослав вместе со своею дружиною быстро воротился в Киев, где его встретила мать и трое сыновей.

Он очень сокрушался о том, что пришлось пережить им всем. Святослав собрал всю свою дружину и прогнал далеко в поле всех печенегов. После чего наступило мирное время.

Теперь на вопрос о том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин,каждый может сказать, что он спас жителей древнего города и семью князя Святослава. Это сегодня называется патриотизмом и любовью к Родине.

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

Претича".

5класс, учебник

Публикация на сайте: http://www. saharina. ru/metod/lit/

Источник иллюстрации: http://www. tainaxx. info/images/articles/s7_3.jpg

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест


Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир

2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,

6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь

7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир

2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,

6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь

7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу