Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Пирамида потребностей человека по маслоу. Что такое пирамида потребностей абрахама маслоу

В мире существует довольно много разных пирамид. Вы, наверное, слышали о или о пирамидах, которые строили инки и ацтеки. Каждая из них имеет свою особенность и предназначение. Однако существуют и другие виды пирамид, принадлежащие к разряду интеллектуальных конструкций.

Сегодня мы поговорим о пирамиде Маслоу , названной так в честь американского психолога. Эта пирамида широко используется на сегодняшний день не только в , но и в теории менеджмента, и во множестве других сфер и знания.

Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида Маслоу – это общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий – теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.

Выглядит пирамида в виде диаграммы, на которой показаны различные потребности человека. Важно отметить, что в работах самого ученого отсутствуют какие-либо изображения и чертежи, поскольку, по его мнению, этот иерархический порядок может меняться. Это напрямую зависит от каждого, отдельно взятого индивида.

Впервые о пирамиде Маслоу узнали в 70-х годах прошлого века. На данный момент времени, информацию о ней можно встретить во многих книгах по психологии и маркетингу.

Пирамида потребностей Маслоу широко применяется и в экономике, и имеет значительный вес в теории мотивации и поведения потребителей.

Примечательно, что сам Абрахам Маслоу не создавал пирамиду, а только сформировал потребности тех личностей, которые достигли в жизни определенных высот.

Уровни пирамиды Маслоу

По мнению Маслоу, каждый человек нуждается в 5 главных потребностях. Перечислим их по порядку, и приведем краткое объяснение каждой потребности:

  1. Физиологические потребности

Поскольку каждый живой организм нуждается в тех или иных физических потребностях, то они также присущи и каждому человеку. Таким образом, если тот или иной индивид не будет их удовлетворять – у него не получится нормально развиваться и совершенствоваться.

К примеру, если человек хочет в туалет, то в этот момент ему вряд ли захочется наслаждаться чтением, любоваться природой или думать о чем-либо другом.

Следовательно, пока он не удовлетворит свою физиологическую потребность, он не сможет нормально работать, принимать какие-нибудь решения и заниматься любым другим делом.

К физиологическим потребностям относятся голод, жажда и многие другие вещи.

  1. Безопасность

Каждый человек стремится обезопасить себя и иметь определенную стабильность, комфорт и постоянство условий жизни. Это можно легко понять на примере младенца.

Сразу после своего рождения он на подсознательном уровне стремиться получить защиту. И дать ее может только заботливая мать.

Подобную аналогию можно увидеть в ситуациях и с взрослыми людьми. Человек, желая себя обезопасить, может оформлять страховку на свою жизнь, устанавливать в собственном доме надежные замки, двери, сигнализацию и т.д.

  1. Социальные потребности

Речь идет о социальных потребностях: общении, привязанности, заботе о других и внимании к себе, совместной деятельности.

Когда люди пытаются с кем-то познакомиться, обзавестись друзьями или найти для себя спутника жизни – это и есть яркая демонстрация социальных потребностей.

Так или иначе, но любой человек остро нуждается в том, чтобы не только самому проявлять любовь, но чтобы и получать ее от других.

В окружении социума, индивиду удается на практике почувствовать свою значимость. Именно эта потребность мотивирует человека привязываться к кому-то и искать взаимности.

  1. Престижные потребности

Сюда относятся самоуважение, уважение со стороны других, признание, и высокой оценки своей деятельности, служебный рост. То есть все то, что связано с желанием получить уважение и авторитет.

Эти потребности Маслоу провоцируют человека демонстрировать социуму свои индивидуальные особенности, например, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Только получив признание среди близких и родных людей, человек становится уверенным в себе, и получает возможность реализовать собственный потенциал.

  1. Духовные потребности

Последний уровень пирамиды потребностей Маслоу – это духовность. Сюда относятся познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация и т.п.

На этой последней стадии личность стремится реализовать свои духовные потребности и желает саморазвиваться. Человек начинает увлекаться творчеством, ходит на разные культурные мероприятия, и пытается лучше развить присущие ему таланты.

Индивид, которому удалось удовлетворить 4 предыдущих ступени и оказаться на 5, начинает размышлять над смыслом жизни, интересуется окружающим его миром и пытается оставить после себя какой-то след.

У такого человека могут формироваться новые убеждения и взгляды на жизнь в целом.

Согласно теории Абрахама Маслоу, главные потребности человека выглядят именно так. Точны ли они и правдивы, – вы можете определить сами, проведя над собой самоанализ.

Однако справедливости ради нужно отметить, что в данной пирамиде существует несколько сомнительных факторов.

Авторство

В 1975 г., в книге малоизвестного У. Стоппа, был представлен график под названием «Иерархия потребностей». Маслоу умер В 1970 г., но в его трудах не было найдено ни одного подобного графика.

Поэтому имеются обоснованные сомнения в подлинном авторстве пирамиды потребностей, которая стойка связалась с именем Маслоу.

Удовлетворенная потребность перестает мотивировать

В этом случае возникает вопрос касательно актуальности потребностей для того или иного индивида. Например, если кому-то присуща гордость и безразличие по отношению к социуму, то естественно он не будет никоим образом к нему стремиться.

Также, тот, кто чувствует, что он защищен, – не станет еще больше защищать себя. Из этого следует, что удовлетворенная потребность теряет свой смысл, переходя на иную стадию.

Поэтому чтобы понять действительные потребности, достаточно просто узнать неудовлетворенные.

Теория и практика

Множество современных психологов критично относится к пирамиде Маслоу. Они считают, что применить ее принципы на практике весьма непросто, ведь сама схема может привести к совершенно неточным результатам.

Если не учитывать разные статистические данные, то сразу же появляется масса интересных вопросов. Например, насколько сильно подавлен человек, который не признан социумом, то есть, у которого хромает 4 уровень потребностей?

Или правильно ли считать постоянно недоедающего человека (уровень 1) совершенно безнадежным или несчастным? Согласитесь, что в мировой можно отыскать сотни, если не тысячи примеров , которым удалось достичь высот в разных областях деятельности благодаря тому или иному виду неудовлетворенности. Это, например, может быть безответная любовь или даже нищета.

Есть и другая версия, согласно которой Абрахам Маслоу отказался от собственной теории, и что в более позднее время его концепция была значительно доработана им же.

А пирамида, которую сегодня используют в психологии и в области маркетинга, вообще не имеет никакого серьезного веса.

Критика

Главным поводом для критики пирамиды Маслоу является иерархическая лестница, а также то, что, в конечном счете, человеческие потребности не могут быть удовлетворены.

Другие исследователи утверждают, что согласно данной пирамиде, человек представляется каким-то животным, которое постоянно в чем-то нуждается.

Есть и те, кто критически относится к теории Маслоу из-за того, что ее «законы» неприменимы на практике. Особенно, когда дело касается бизнеса, рекламы или маркетинга.

Однако тут надо сказать, что автор пирамиды потребностей Маслоу не ставил перед собой цель выстроить теорию под бизнес или рекламу. Ему больше хотелось найти ответы на важные вопросы, которые не могли объяснить бихевиоризм или фрейдизм.

Маслоу просто хотелось дать определение разным мотивам поступков человека. К его теории необходимо относиться не с методологической стороны, а рассматривать ее философски.

Преимущества и недостатки

Очевидно, что пирамида потребностей является не просто их классификацией, а выражает определенную иерархию: инстинктивные, базовые и возвышенные потребности.

Любой здоровый человек имеет все перечисленные потребности. Но тут в силу вступает четкая закономерность: базовые потребности человека считаются доминирующими, а более возвышенные потребности могут активизироваться при условии, когда удовлетворены базовые.

Однако очень важно помнить о том, что у каждого индивида потребности выражаются не одинаково. Это может происходить на любом этапе пирамиды Маслоу.

Из этого следует, что каждый человек обязан правильным образом анализировать свои желания, учиться их интерпретировать и правильно удовлетворять.

При несоблюдении данных условий, он будет находиться в состоянии неудовлетворенности и может даже депрессии. С точки зрения самого Маслоу, достигнуть 5, наивысшей ступени, может только 2% из всех людей.

Альтернативная версия пирамиды Маслоу

В конце стоит заметить, что существует более подробная классификация потребностей Маслоу. В этой системе выделяется семь основных уровней (приоритетов). Первые 6 считаются низшими потребностями, и только последний, 7 уровень – высшим:

  1. Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Теперь вы знаете, что такое пирамида Маслоу, и почему о ней часто говорят. Если у вас есть мысли по поводу этой классификации потребностей – напишите об этом в комментариях.

Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся на тему психологии, и т.п., – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Американский психолог Абрахам Маслоу в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно находятся в процессе самоактуализации. Под этим термином он имел ввиду стремление человека к саморазвитию и постоянной реализации внутреннего потенциала.

Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах 20 века, получила название «Теория мотивации» или, как принято называть её сейчас, пирамида потребностей. Теория Маслоу, то есть пирамида потребностей имеет ступенчатую структуру. Сам американский психолог объяснил такое возрастание нужд тем, что человек не сможет испытать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные и более примитивные. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данная иерархия.

Что такое Пирамида Маслоу? Классификация потребностей

Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

      1. Первая ступень - физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Или, человек сильно хочет в туалет, он наверняка не будет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, наслаждаясь удивительным пейзажем. Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. Такими потребностями являются дыхание, питание, сон и т.п. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.

        Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки.

        Третья ступень - потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.

        Четвертая ступень - потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.

        Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу - эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

В этих пяти пунктах заключается вся пирамида, то есть иерархия потребностей Маслоу. Как отмечал сам создатель теории мотивации, эти ступени не настолько стабильны как кажется. Встречаются люди, порядок нужд которых является исключением из правил пирамиды. Например, для кого-то самоутверждение важнее, чем любовь и отношения. Посмотрите на карьеристов, и вы увидите, насколько распространен подобный случай.

Пирамиду потребностей Маслоу оспаривали многие ученые. И дело здесь не только в нестабильности созданной психологом иерархии. В нестандартных ситуациях, например во время войны или в крайней нищете люди умудрялись создавать великие произведения и совершали героические поступки. Таким образом Маслоу пытались доказать что даже не удовлетворив свои базовые и основные потребности люди реализовали свой потенциал. На все подобные нападки американский психолог отвечал лишь одной фразой: «Спросите у этих людей, были ли они счастливы».

Удовлетворённая потребность больше не мотивирует

Здесь главным является вопрос об актуальности потребностей для человека. К примеру, самодостаточный человек, безразлично относящийся к общению, не нуждается в нём и не будет к нему стремиться. Тот, кто чувствует себя защищённым, не станет ещё больше стремиться к тому, чтобы защититься. Говоря проще, удовлетворённая потребность теряет свою актуальность и переходит на другую ступень. И чтобы определить актуальные потребности, достаточно лишь определить неудовлетворённые.

Достоинства и недостатки теории

Как несложно заметить, пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности, базовые, возвышенные. Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые. Но следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности. Кстати говоря, Абрахам Маслоу придерживался позиции, что пятой ступени достигает лишь 2% всех людей.

Что на практике?

По мнению многих современных психологов, несмотря на то, что пирамида Маслоу является чётко структурированной моделью, применить её на практике довольно сложно, а сама схема может привести к абсолютно неверным обобщениям. Если отбросить в сторону все статистические данные, то сразу возникает ряд вопросов. Например, насколько омрачено существование не признанного в обществе человека? Или, следует ли считать человека, который систематически недоедает, абсолютно безнадёжным? Ведь в истории можно отыскать сотни примеров того, как люди добивались огромных жизненных результатов именно благодаря тому, что их потребности оставались неудовлетворёнными. Взять, например, бедность или безответную любовь.

Стремления индивидов не подвергаются трансформации. Единственное, что может быть различным – пути их удовлетворения. Как применять теорию ученого в реальной жизни? Рассмотрев уровни пирамиды Маслоу, управляющий персоналом может выстроить максимально эффективную в конкретной ситуации мотивационную лестницу. Что касается поиска работы, то для начала важно очертить собственные цели. Ответьте себе на вопрос о том, что вы хотите получить от определенной должности. Какие факторы важны? Разобравшись с личными мотивами, вы сможете избежать ошибок в выборе компании или даже профессии.

Пирамида потребностей по Маслоу (кратко ее уровни были рассмотрены выше) нередко используется в маркетинге. Некоторые опытные маркетологи утверждают: руководствуясь представленной иерархией человеческих стремлений, удается выявить, потребности какого уровня обслуживаются конкретной компанией. Не секрет, что деятельность той или иной фирмы находится в прямой зависимости от динамики и состояния удовлетворяемых рынков потребностей. Например, когда экономика находится в кризисном состоянии, нужды потребителей стремительно опускаются на нижние уровни небезызвестной пирамиды. Что касается потребностей в еде, то они вечны. То же самое можно сказать и о медицинских услугах.

А вот стремление следовать модным тенденциям нивелируется по мере снижения доходов. Базовый принцип стратегического планирования любого вида деятельности – необходимость держать руку на пульсе нужд рынка. Если наблюдается тенденция развития одной из потребностей, имеет смысл настраиваться на ее обслуживание. Как отмечал Джон Шейлдрек, уровни пирамиды потребностей Маслоу актуальны только для людей. Применять постулаты данной теории к крупным компаниям бессмысленно, поскольку поведение организаций отличается особой сложностью, и для его анализа следует вооружаться иными теоретическими инструментами.

Американскими психологами был предложен собственный вариант рассматриваемой пирамиды. Как отметили исследователи, хотя реализация является, без сомнения, значимым мотивом, она не может считаться ведущей с точки зрения эволюционной теории. Подавляющее большинство действий, перечисленных Маслоу в его теории, отражают основные биологические нужды, базирующиеся на получении статуса в целях привлечения партнера и последующего продолжения собственного рода. Как отметил один из участников проводимых экспериментов – Дуглас Кенрик – среди фундаментальных стремлений людей главным является желание завести потомство. Именно поэтому воспитание детей можно считать базовым уровнем в пирамиде потребностей современного типа.

Стремления в большой степени определяют поведение людей. Для понимания человеческой природы важно учитывать потребности разных уровней. В таком случае удастся найти объяснение большинству поступков людей.

(60)

В статье подробно рассматриваются потребности человека на примере знаменитой пирамиды Абрахама Маслоу. Детально расписаны все ступени становления потребностей.

В основе мотивов лежат потребности — состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек — существо желающее, и вряд ли в реальности можно представить себе ситуацию, когда все потребности удовлетворены полностью: едва человек обретает нечто, в чем нуждался, как тут же на первый план выходит новая потребность.

Пожалуй, наиболее известной теорией потребностей в психологии является концепция Абрахама Маслоу . Он не только создал классификацию потребностей, но и предположил, что у любого человека они имеют определенную иерархию: есть потребности базовые, есть более высокие. Все люди па земле испытывают потребности всех уровней, причем действует следующий закон: базовые потребности являются доминирующими, и потребности более высокого уровня могут «заявить о себе» и стать мотивами поведения только при том условии, что удовлетворены потребности «нижележащие».

Знаменитая -«пирамида Маслоу» выглядит следующим образом:

Как мы видим, в основании пирамиды лежат самые базовые потребности — физиологические. За ними следуют потребности безопасности, удовлетворение которых обеспечивает человеку выживание и ощущение постоянства, стабильности его жизненных условий. Можно сказать, что до тех пор, пока все эти потребности не удовлетворены, человек человеку — волк: основными мотивами поведения являются те, что направлены на выживание. Когда же человек получает все необходимое для обеспечения своего физического благополучия, у него появляется возможность ощутить потребности более высокого уровня: он испытывает нужду в объединении с себе подобными, проявляется потребность в принадлежности и любви — в том, чтобы другие люди признали его «своим».

Удовлетворение потребностей этого уровня дает «зеленый свет» следующим в иерархии — потребностям самоуважения: человеку недостаточно быть сытым, одетым, защищенным от внешних угроз и одиночества — ему необходимо чувствовать себя «достойным», знать, что он в чем-то достоин уважения. Наконец, на самом верху пирамиды находятся потребности в самоактуализации, то есть в раскрытии своего потенциала: А. Маслоу объяснял эго как потребность «стать тем, кем ты являешься».

Предполагается, что все эти потребности являются врожденными и общими для всех и каждого. В то же время очевидно, что люди очень различаются друг от друга но своей мотивации. По самым разным причинам далеко не всем удается подняться на самую вершину пирамиды: многие люди на протяжении всей жизни не осознают отчетливо собственной потребности в самоактуализации, увлеченные бесконечным удовлетворением потребностей на более низких уровнях.

Пренебрежение своими высшими потребностями тем не менее вызывает неосознаваемый, но существенный дискомфорт: причина его человеку неясна, и все-таки, сколько бы очевидных своих потребностей он не насыщал, чего-то ему все равно не хватает для достижения душевной гармонии.

Таким образом, чем выше человек поднимается в иерархии своих потребностей, то есть чем в более высоких потребностях отдает себе отчет и стремится их удовлетворить, тем ярче проявляются его индивидуальность, истинно человеческие качества, и тем прочнее его душевное здоровье.

Всем нам известны примеры нарушения описанной выше последовательности в удовлетворении потребностей. Наверное, если бы высшие духовные потребности испытывали только сытые, физически здоровые, находящиеся в полной безопасности люди, само понятие человечности утратило бы смысл. Достаточно вспомнить блокадный Ленинград, в котором в условиях жесточайшего неудовлетворения всех базовых потребностей находились люди — и немало людей! — способные писать картины, поэмы и симфонии, проявлять постоянную деятельную заботу о близких и незнакомых — всегда в ущерб собственным потребностям, — чтобы убедиться: теория иерархической организации потребностей полна исключений.

Это, впрочем, признавал и ее создатель, отмечая, что всегда существуют на свете люди, чьи идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод, жажду и другие лишения, вплоть до готовности умереть, ради сохранения этих идеалов. Маслоу полагал, что в силу определенных особенностей биографии человек может сформировать и собственную иерархию потребностей, в которой, например, стремление к самоуважению окажется сильнее, нежели потребность в любви и принятии со стороны других людей.

Важно еще уточнить, что никогда потребности не удовлетворяются по принципу «все или ничего»: если бы это было так, то физиологические потребности насыщались бы в какой-то момент раз и навсегда, и человек переходил бы на следующий уровень пирамиды, никогда больше не возвращаясь ниже. Не нужно доказывать, что дело обстоит совсем не так.

Поведение людей всегда мотивировано потребностями уровней: действуя под влиянием стремления к самоуважению, мы не перестаем испытывать голод и жажду, нужду в защищенности и хорошем отношении окружающих. Какие-то наши потребности удовлетворяются в большей степени, какие-то в меньшей — во всем этом сложном переплетении и заключена мотивация в целом.

Рассмотрим подробно каждый из уровней пирамиды.

Физиологические потребности

На самом нижнем уровне пирамиды располагаются потребности, обеспечивающие физическое выживание индивида. Соответственно, они являются наиболее неотложными и обладают самой мощной побудительной силой. Они должны быть удовлетворены хотя бы минимально, чтобы человек имел возможность ощутить потребности более высоких уровней.

К физиологическим относятся потребности в:

1. пище и питье;

2. кислороде;

3. сне;

4. защите от экстремальных температур;

5. физической активности;

6. сенсорной стимуляции.

К сожалению, история рода человеческого изобилует свидетельствами о том, как именно ведут себя люди в условиях неудовлетворения физиологических потребностей: какое бы тысячелетие не стояло на дворе, всегда здесь и там, по тем или иным причинам, кто-то выживает, будучи лишен самого необходимого. И для многих людей мотивы, связанные с насыщением базовых потребностей, остаются ведущими.

Впрочем, мы уже упомянули очевидный факт: физиологические потребности нельзя удовлетворить раз и навсегда, они мотивируют наше поведение постоянно, просто при своевременном реагировании на них они не становятся доминирующими: человек выспался, поел — и переключился на более важные дела.

Но влияние физиологических потребностей прослеживается в нашем поведении всегда — и вовсе не только в условиях жестокого кризиса, серьезной угрозы выживанию. Просто человеческий организм всегда стремится к поддержанию стабильного состояния: постоянной температуры тела, постоянного содержания в крови необходимых питательных веществ и кислорода и т. д. Поддержание этого постоянства называется гомеостазом. Этот самый гомеостаз нередко определяет наше поведение, в то время как мы ищем какие-то более сложные психологические объяснения собственным поступкам.

Один из типичных примеров — неудачные попытки многих женщин похудеть, соблюдая диету. Очень часто события развиваются по хорошо известному сценарию: вы садитесь на самую модную и эффективную диету, старательно придерживаетесь всех рекомендаций и довольно скоро начинаете радоваться результатам: лишние килограммы уходят. Но почему-то счастье оказывается недолгим — аппетит усиливается даже по сравнению с «додиетическим», желание есть становится просто непреодолимым. И довольно быстро возвращаются все утраченные килограммы. Ученые полагают, что у любого организма имеется своя «точка равновесия» — оптимальный вес (который женщины зачастую считают «избыточным»). Соблюдение диеты может привести к тому, что вес упадет ниже этой точки равновесия, и организм неизбежно будет стремиться к возвращению в нормальное состояние. В этом случае поведение человека будет определяться потребностями гомеостаза — а вовсе не «слабоволием», «потаканием собственным слабостям» и т. д.

Другая физиологическая потребность, сильно влияющая на поведение, — потребность в сенсорной стимуляции, то есть в чувственных ощущениях. Эта потребность в раздражителях выражена у людей очень по-разному. Психологи выделяют два типа личности в зависимости от потребности в ощущениях: типы «Т» и «t».

Люди, принадлежащие к Т-типу, нуждаются в острых ощущениях, риске, сильных переживаниях: это любители экстремальных аттракционов и видов спорта, искатели приключений, сильных эмоций, предпочитающие опасности и конфликты безмятежному существованию. Люди t-типa обладают низкой потребностью в стимуляции: они комфортно чувствуют себя в стабильных условиях, предпочитают покой, очень тяжело переносят воздействие даже несильных раздражителей.

Большинство людей принадлежит к «золотой середине», то есть не нуждается в очень сильной чувственной стимуляции, но и не реагирует болезненно на любые стимулы внешнего мира.

Особенно важно уделять внимание развитию детей с ярко выраженной принадлежностью к одному из крайних типов. Дети t-типа требуют особенно бережного отношения, их бессмысленно и вредно приучать быть «смелыми», «отважными», «более открытыми». Следует избегать шумных многолюдных мероприятий, любых ситуаций, богатых стимулами (детские праздники со множеством участников и порой довольно назойливых аниматоров, аквапарки и парки аттракционов, всевозможные световые и музыкальные шоу, даже «прогулки» по торговым центрам). Навязчивое желание «окунуть» такого ребенка «в жизнь» наверняка приведет к быстрому развитию невроза.

Не менее важен грамотный подход и к ребенку Т-типа. Здесь важно как можно раньше выявить склонность к риску и подобрать ребенку занятие, позволяющее направлять эту склонность в конструктивное, а главное — безопасное русло. Это могут быть активные виды спорта, театральные студии и т. п. При благоприятных условиях дети Т-типа проявляют заметную творческую одаренность, но отсутствие правильного руководства их побуждениями может уже к подростковому возрасту привести к очень нежелательным последствиям: социально отклоняющемуся поведению, употреблению психоактивных веществ и др.

Потребности безопасности и защиты

Следующий уровень витальных (то есть жизненно важных, обеспечивающих выживание) потребностей — это потребности безопасности и защиты, потребности в:

1. свободе от угрозы (внешнего негативного воздействия, болезни, страха, хаоса);

2. стабильности, организации, порядке;

3. предсказуемости событий.

Можно сказать, что если физиологические потребности связаны с выживанием организма в каждый конкретный момент, то потребности безопасности обеспечивают долговременное выживание индивида.

Конечно, заметнее всего эти потребности выражены у наиболее беспомощных люден — прежде всего, очень маленьких детей. Мы уже обсуждали значение того факта, что человеческий детеныш после рождения целиком зависит от заботящихся о нем взрослых. Эта уязвимость и объясняет тот факт, что поведение и развитие маленького ребенка в огромной степени определяется именно тем, насколько полно удовлетворяются его потребности в защите и безопасности.

Речь идет не просто об элементарном уходе за младенцем — этот уход обеспечивает насыщение физиологических потребностей, но ребенку необходимо гораздо больше, чем своевременное кормление, тепло и физический комфорт. Психологи говорят, что маленькие дети — ярко выраженные конформисты, то есть приверженцы определенного порядка. Изменения в режиме, в окружающей обстановке они обычно воспринимают негативно, предпочитая держаться привычного порядка вещей.

Исследования показывают, что соблюдение режима (путь не очень жесткого, но все же постоянного) благотворно влияет на развитие и психическое состояние малыша: если же сон, кормление, прогулки происходят «вне графика», то у ребенка развиваются тревожность, недоверчивость, нарушения поведения. Его мир непредсказуем, то есть страдает одна из базовых потребностей — потребность в безопасности, не формируется уверенность в том, что мир надежен и в нем можно ориентироваться, справляться с его требованиями.

Потребности этого уровня влияют и на поведение взрослых людей: мы стремимся иметь надежную работу со стабильной заработной платой, откладываем деньги «на всякий случай», страхуем квартиры и здоровье, ставим прочные замки и решетки на окна, постоянно пытаемся составить какие-то прогнозы па будущее.

По мнению многих ученых, в значительной степени именно этими потребностями объясняется и наличие системы религиозных или философских убеждений человека: вера в высшие силы, к которым можно обращаться за помощью и покровительством, также дает человеку более прочное чувство безопасности и защищенности.

Потребности принадлежности и любви

Следующий уровень в пирамиде Маслоу — потребности принадлежности и любви — связан со стремлением человека избежать одиночества, быть принятым в сообщество людей. Мотивы этого рода становятся доминирующими, когда удовлетворены витальные потребности предыдущих двух уровней.

Очень многое в нашем поведении определяется этими потребностями: для нас жизненно важно чувствовать себя включенными в отношения между людьми, быть «одним из» — идет ли речь о семье, дружеском или профессиональном круге или обществе в целом. Маленькому ребенку любовь необходима так же, как удовлетворение физиологических нужд и ощущение безопасности.

Особенно ярко проявляются потребности принадлежности и любви в подростковом возрасте: в этот период мотивы, вырастающие из этих потребностей, становятся ведущими. Психологи говорят о типичных чертах подросткового поведения: основной деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, также характерны поиски авторитетного взрослого (учителя, наставника, лидера). Подростки страстно желают быть «как все» (хотя под «всеми» разные дети подразумевают разное): отсюда — сильная подверженность моде, принадлежность к той или иной субкультуре (это могут быть рокеры, байкеры, экстремалы, пацифисты или, наоборот, националистические группировки и т. д.).

Если подросток увлекается каким-то музыкальным направлением, основным мотивом является не столько любовь именно к такой музыке, сколько принадлежность к фанатам конкретной группы или певца; если занимается каким-то видом спорта (или вообще какой-то «внешкольной» деятельностью) — то опять-таки в фокусе его интересов обычно не столько занятия как таковые, сколько то, что они являются совместными, объединяют его с другими молодыми людьми.

По мере взросления потребности принадлежности и любви фокусируются на более избирательных, но и более глубоких отношениях: они подталкивают людей к построению семьи, более важным становится не количество связей, а их качество, глубина. У взрослых людей обычно не так много друзей, как у подростков, но это уже по-настоящему близкие люди, связи с которыми очень важны для душевного благополучия.

Потребности принадлежности, принятия в разной степени выражены у разных людей: кто-то и в зрелые годы стремится поддерживать очень широкий круг общения, кому-то достаточно двух-трех очень близких привязанностей. Желая изучить различия в потребности принадлежности, американские психологи Краун и Марлоу разработали и провели любопытный эксперимент.

С помощью специально составленного теста для измерения потребности в социальном одобрении они разделили испытуемых на две группы. Затем участникам каждой группы было дано задание, сложить в коробку двенадцать катушек, причем требовалось брать их строго по одной. После этого от испытуемых требовали высыпать катушки из коробки и вновь собрать их. Участники эксперимента с низкими и средними баллами по тесту нужды в социальном одобрении сочли это задание весьма скучным и бессмысленным (каковым оно, конечно, и являлось!).

А вот люди, обладающие сильно выраженной потребностью в одобрении, не только оценили это задание как интересное и важное, но и уверяли, что данный эксперимент позволил им научиться чему-то и наверняка принесет пользу науке.

Люди с высокой потребностью в принятии и социальном одобрении вполне узнаваемы: их конформизм, то есть приверженность общепринятым нормам, заметен и в манере поведения, и в готовности следовать правилам — при этом они действуют не вынужденно, но с искренним энтузиазмом. Часто они не просто одеваются и причесываются «как все», но стараются и внешне подчеркнуть принадлежность к какой-то группе. Вспомним «форму» футбольных болельщиков: шарфы и прочие аксессуары «командных» расцветок — вовсе не свидетельство большой любви к спорту, но знак единства, объединяющий символ для всех «фанатов».

Очень активно эксплуатируется потребность в принадлежности создателями рекламы. Персонаж, не принимаемый обществом, имеет перхоть и редкие волосы, неприятный запах изо рта, прыщи и кариес, он одинок и растерян. Но стоит ему приобрести все рекламируемые средства, как он превращается в популярного и общительного человека, «свежее дыхание» облегчает ему взаимоотношения с окружающими, а «густая шевелюра» обеспечивает успех у противоположного пола. Недаром рекламные ролики изобилуют призывами вроде «Вливайся!», «Присоединяйся!», «Участвуй!»

В современной жизни люди достаточно разобщены, несмотря на развитие всевозможных виртуальных средств общения. Сегодня мы не чувствуем себя членами общины — в лучшем случае, наша принадлежность ограничивается семьей из трех поколений, но многие лишены и этого. Неудовлетворенность потребности в принадлежности приводит к самым различным психологическим нарушениям. При этом часто люди, с детства испытывавшие нехватку близости, в зрелом возрасте испытывают сильный страх перед ней. С одной стороны, они очень нуждаются в близких отношениях, с другой — невротически избегают их, опасаясь утратить свою целостность.

А. Маслоу выделил два возможных типа любви (подразумевая под ней не только любовь между мужчиной и женщиной, хотя, прежде всего ее, но и другие очень тесные, интимные отношения — между родителями и детьми, ближайшими друзьями):

1. Дефицитарная любовь (Д-любовь) — стремление восполнить нехватку чего-то жизненно важного. Источник такого рода любви — неудовлетворенные потребности: в защите, самоуважении, принятии. Это эгоистичная любовь, мотивированная заполнением внутренних лакун, заставляющая человека только брать, но не отдавать. Увы, очень часто в основе отношений между людьми — в том числе и длительных, например, супружеских — лежит именно дефицитарная любовь: участники такого союза могут прожить вместе всю жизнь, но в их отношениях многое определяется внутренним голодом. Отсюда зависимость, ревность, страх потерять и желание подчинить, постоянные попытки «перетянуть одеяло на себя», подавить и подчинить партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

2. Бытийная любовь (Б-любовь) — чувство, основанное на признании безусловной ценности другого, не за какие-то его заслуги или качества, а просто потому, что он есть. Конечно, бытийная любовь тоже удовлетворяет наши потребности в принятии, но в ней нет компонента собственничества, стремления отнять у другого то, в чем нуждаешься сам. Человек, способный испытывать бытийную любовь, не старается переделать, исправить, изменить партнера, но лишь поощряет в нем все лучшее, поддерживает в нем стремление к росту. Маслоу описывал Б-любовь как здоровые, нежные отношения между людьми, основанные на взаимном уважении, доверии и восхищении.

Говоря о возможности такого сложного и редкого чувства, как бытийная, то есть не эгоистичная и не собственническая любовь, А. Маслоу описывал ее так: «Можно упиваться картиной, не воруя ее из музея, наслаждаться розой, не срывая ее с куста, восхищаться младенцем, не похищая его у матери, слушать песни соловья, не сажая его в клетку. Но точно так же можно любоваться и наслаждаться другим человеком, не утверждая над ним своего владычества».

Потребности самоуважения

Хотя этот уровень обозначен как потребности самоуважения, А. Маслоу выделял здесь два типа потребностей: нужда в самоуважении и нужда в уважении со стороны других людей. Впрочем, они сильно зависят друг от друга, и разделить их подчас бывает трудно. Тем не менее можно уточнить, что к первому типу потребностей относятся потребности в:

1. ощущении своей компетентности;

2. уверенности;

3. достижениях;

4. независимости и свободе в принятии решений.

5. Ко второму типу потребностей можно отнести потребности в:

6. престиже;

7. признании;

8. статусе;

9. репутации;

10. принятии.

Потребность в самоуважении — это стремление человека знать, что он способен справляться с встающими перед ним задачами и требованиями, испытывать чувство, что он является личностью. Потребность в уважении со стороны других — это желание быть уверенным, что окружающие люди признают и ценят то, что мы делаем.

Если эти потребности не удовлетворяются, возникает чувство неполноценности, зависимости и слабости, бессмысленности собственного существования. Чем сильнее эти переживания, тем слабее способность человека в реальности действовать эффективно — один из многих психологических порочных кругов, в которые можно попасть из-за дефицита в удовлетворении тех или иных потребностей.

Очень важный момент: самоуважение является здоровым и обеспечивает психологическую устойчивость только тогда, когда в его основе лежит действительное уважение со стороны других людей, а не лесть, жалость, статус и положение в обществе.

Отношение к нам окружающих хотя и зависит от наших качеств и поступков, но отнюдь не абсолютно; слишком многое в нем вызвано факторами, которыми мы не можем управлять. Проще говоря, это отношение определяем не только (и даже не столько) мы сами, но и личные особенности других людей, принятые в обществе стереотипы, самые разные влияния внешней ситуации. Поэтому весьма опасно строить свое самоуважение преимущественно на оценке других людей.

Потребность в уважении зависит от возраста человека: предполагается, что сильнее всего она выражена у молодых людей (которые только-только сформировались как личность, еще находятся в поисках своей профессиональной ниши, налаживают семейные отношения), а в зрелые годы становится менее интенсивной. Психологи объясняют это двумя причинами.

Во-первых, взрослый человек уже имеет достаточно реалистичную оценку своей настоящей значимости и ценности, основанную на жизненном опыте. Во-вторых, в большинстве случаен к зрелым годам люди уже приобретают опыт уважения, имеют некоторую уверенность в своих способностях и качествах — и потому потребности самоуважения хотя и не исчезают полностью, но перестают быть доминирующими: статус более или менее утвержден, знания о собственных возможностях и потенциале имеются, и открывается путь для более высоких потребностей — потребностей в самоактуализации (см. ниже).

Одна из самых распространенных и влиятельных потребностей этого уровня — потребность в достижениях, которой в западном обществе придается огромное значение. Сильно развитая потребность в достижениях считается одним из ключевых факторов жизненного успеха.

Люди с высокой потребностью в достижениях предпочитают задачи, решение которых требует усилий, — но важно, чтобы задача в принципе была решаема, то есть удовлетворение приносит не сам процесс решения, а достигнутый результат. Для этих людей важно иметь возможность самостоятельно планировать свою работу, ставить цели и задачи, полагаться при их решении на собственные силы, а не указания вышестоящих лиц.

Поскольку потребность в достижении относится к уровню самоуважения и уважения другими людьми, основным мотивом здесь является не столько практический результат деятельности (например, материальное вознаграждение), сколько получение одобрения со стороны окружающих. Люди, мотивированные на успех и достижения, могут работать и на «голом энтузиазме», если только их труд будет оценен, сами они получат столь необходимое им признание.

С сильно выраженной потребностью в достижениях тесно связана мотивация на успех, в то время как люди, менее стремящиеся к достижениям, часто предпочитают действовать, исходя из стремления избежать неудачи.

Особенности потребности в достижении закладываются в детстве, под влиянием родительских установок. Если родители сами обладают этой потребностью, они, как правило, требуют самостоятельности и инициативности от своих детей. Те же, кто имеет слабую потребность в достижениях, склонны чрезмерно опекать детей, предоставлять им меньше свободы, и в результате дети вырастают менее уверенными в себе и своих силах, предпочитают полагаться на руководство, авторитеты, нежели принимать собственные решения и брать ответственность на себя.

Потребность в достижениях может быть и искаженной: желая получить уважение, одобрение, признание со стороны окружающих, человек тем не менее не готов прикладывать усилия для воплощения этих желаний. Всеобщая гонка за достижениями часто «заражает» людей, не обладающих необходимым запасом энергии и уверенности в себе. Нередко люди относят к своим достижениям то, что на самом деле является лишь игрой случая — например, выигрыш в азартной игре.

Такого рода успех создает иллюзию повышения статуса, позволяет человеку почувствовать себя «состоятельным». Так что одним из ведущих мотивов азартного поведения является отнюдь не жажда материального обогащения, как принято думать, и не стремление к риску, а именно искаженная потребность быть признанным, заслужить уважение других.

Потребности самоактуализации

Наконец, высший уровень в пирамиде — потребности самоактуализации — Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может стать: «Музыканты играют музыку, художники рисуют, поэты сочиняют стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут стать. Они должны быть преданны своей природе».

Не следует думать, что самоактуализация возможна только для художественно одаренных людей — художников, музыкантов и т. п. Свой творческий и личностный потенциал есть у каждого. Каждый человек имеет свое призвание, и потребность в самоактуализации означает желание найти в себе это призвание и добиться возможности заниматься именно этим, любимым делом. Пути и формы самоактуализации очень разнообразны, и именно на этом, высшем уровне потребностей, мотивация и поведение людей наиболее индивидуальны и уникальны.

Маслоу утверждал, что стремление максимально реализовать свои возможности в принципе присуще всем людям. Тем не менее людей, руководимых именно этими потребностями, то есть тех, кого ученый называл самоактуализирующимися, очень и очень немного (согласно оценке Маслоу, проводившего специальное исследование, таковых не более 1% от всего населения). Почему же потребности, заложенные в психику каждого человека, становятся побудительными стимулами столь редко?

Маслоу указывал на три причины такого неблагоприятного положения:

1. Незнание о своих возможностях и непонимание пользы самосовершенствования (сомнения в собственных способностях, страх успеха).

2. Давление социальных и культурных стереотипов (потенциал человека может идти вразрез с тем, чего требует от него общество в целом или ближайшее окружение: например, стереотипы «мужественности» и «женственности» могут помешать юноше стать талантливым танцором или визажистом, а девушке — достичь успехов в какой-нибудь «неженской» профессии).

3. Противодействие потребностей безопасности (процессы самоактуализации требуют порой совершения рискованных поступков, действия без гарантии успеха, готовности приобретать новый опыт).

Каковы же люди, руководствующиеся в жизни потребностями этого уровня? Для подробного знакомства с темой мы рекомендуем познакомиться с работами самого А. Маслоу, собравшего множество «портретов» самоактуализирующихся людей и весьма ярко описавшего их.

Мы же ограничимся кратким перечислением тех качеств, которые свойственны этим «лучшим представителям» человеческого общества.

1. Более качественное понимание реальности — умение видеть действительность такой, какова она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других людей и природы — свобода от чрезмерного давления стыда, тревоги, чувства вины, гармония не только со своей душой, но и со своим телом; способность с пониманием относиться к слабостям других людей, без желания исправлять и переделывать их; восхищение природой и понимание того факта, что в ней действуют неподвластные человеку законы.

3. Непосредственность, простота и естественность — отсутствие стремления произвести эффект, представить себя кем-то иным и в то же время готовность вести себя в соответствии с запросами ситуации, если это разумеется необходимо.

4. Центрированность на проблеме — приверженность какому-то делу, призванию, долгу; дело воспринимается выше непосредственных личных потребностей.

5. Независимость и потребность в уединении — потребность в общении с собой, способность к творческому, конструктивному одиночеству.

6. Самостоятельность — независимость от культуры и окружения, опора на внутренние источники силы и развития, способность к самоконтролю и отсутствие подверженности влиянию внешних условии.

7. Свежесть восприятия — умение замечать и ценить даже самые обычные явления, наслаждение тем, что дается природой, судьбой, другими людьми.

8. Вершинные переживания — кульминационные моменты «озарения», чувство абсолютной гармонии с миром и природой, выход за пределы своего «Я».

9. Общественный интерес — чувство глубокой близости, сопричастности человеческому роду, сострадание и любовь ко всему человечеству в целом.

10. Глубокие межличностные отношения — круг общения невелик, по отношения с каждым из близких людей очень тесны, глубоки и серьезны.

11. Демократичный характер — свобода от классовых, расовых, гендерных, возрастных и прочих предубеждений, готовность учиться у других.

12. Разграничение средств и целей — цель никогда не оправдывает средства; приверженность нравственным и этическим нормам (хотя совсем не обязательно религиозность); способность наслаждаться различными занятиями ради самого удовольствия от деятельности (наслаждение средствами), а не ради достижения цели (например, удовольствие от физических упражнений как таковое, а не стремление к цели «стать здоровым» и т. п.).

13. Философское чувство юмора — удовольствие от того юмора, который скорее вызывает улыбку, а не смех, не от тех шуток, что высмеивают кого-то конкретного или бьют «ниже пояса», а скорее глупость и нелепости в человеческой жизни в целом (наглядный пример — разница между некоторыми «сиюминутными» шутками М. Задорнова и философским юмором М. Жванецкого).

14. Креативность — спонтанная и естественная способность к творчеству, подобная детской; не обязательно творчество в искусстве, по свежий и свободный от шаблонов, увлеченный подход к любому делу, которым человек занимается.

15. Сопротивление окультуриванию — независимость в сохранении собственных ценностей и идеалов, неподчинение догме.

Даже это краткое описание может способствовать впечатлению, что самоактуализирующиеся люди — это некие «сверхчеловеки», одиноко воспарившие над огромной серой массой. Маслоу неоднократно подчеркивал, что это совсем не так. Да, во многих отношениях это люди исключительные и формирующие некий особый слой в человеческом обществе: «Эти особи, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не крови, расы, рождения, молодости, семьи, возраста, имени, славы или власти».

И эти люди — отнюдь не ангелы, лишенные всех человеческих недостатков. Они могут быть тяжелы в общении, упрямы, вздорны, тщеславны и вспыльчивы. Многим они могут показаться холодными и равнодушными, и порой действительно ведут себя с «хирургической холодностью», особенно в ситуациях разрешения конфликтов. Как и все другие люди, они страдают от неуверенности и сомнений или же раздражают и обижают окружающих.

И, тем не менее, они служат ярким свидетельством того, что потенциал человеческого роста и развития намного шире, чем тот, каким довольствуется большинство из нас.

Когда речь заходит о пирамидах, то в сознание человека рисуются древние сооружения, расположенные на территории Египта и Мексики. Однако, темой нашего разговора станет термин «пирамида», который используется в психологии. Американским ученым Абрахамом Маслоу, в середине двадцатого столетия была представлена пирамида человеческих потребностей. Основываясь на биографических данных многих исторических личностей, ученый вывел определенные закономерности в человеческих потребностях. В данной статье будет рассмотрена иерархия потребностей по Маслоу, а также различные аспекты, связанные с этой пирамидой.

Пирамида Маслоу представляет собой особую диаграмму, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека

Перед тем как рассматривать потребности человека по Маслоу, следует сказать о том, что в научном мире бытует мнение, что участие самого ученого в данном вопросе являлось минимальным. По мнению скептиков, ученым были выдвинуты лишь основы данной идеи, которые в дальнейшем были распространены его последователями. Согласно самой теории о человеческих потребностях, то согласно этому учению каждый индивид нуждается в удовлетворении пяти основных стимулов, которые характеризуются как ступени.

На первой ступени пирамиды расположены стимулы физиологического характера, которые являются неотъемлемой составляющей человеческой жизнедеятельности. От удовлетворения этих потребностей зависит сама человеческая жизнь. К данной категории стимулов относятся: прием пищи, сон, дыхание и, конечно, репродуктивные функции. Для кого-то эта ступень пирамиды может показаться «низменной», однако все эти потребности являются фундаментальной составляющей человеческой жизнедеятельности.

По мнению ученых, отсутствие возможности удовлетворить вышеперечисленные стимулы, может привести к нежеланию духовного развития. Человек, испытывающий чувство голода, не будет думать о том, какой подтекст несет в себе музыкальная композиция и ни за что не потратит последние деньги для покупки билета в театр. Данные фундаментальные стимулы заставляют человека осуществлять профессиональную деятельность, для того, чтобы потратить заработанные деньги на удовлетворение своих желаний.

Вторая ступень пирамиды – это необходимость ощущения собственной защищенности и стабильности. В качестве примера этой ступени, будем рассматривать поведение новорожденных. Новорожденные младенцы помимо удовлетворения потребности в пище, жаждут защиты от окружающего их мира. Только этим можно объяснить, что длительная истерика может окончиться за несколько секунд, после того как ребенок окажется в объятиях матери. Подобная необходимость наблюдается и в более зрелые годы. Важно отметить, что сила выраженности желания чувствовать себя защищенным зависит от психической стабильности конкретного индивида. Стимул чувства защищенности проявляется в виде установки замков на двери в квартире, оформлении страховки и прочих действий, направленных на создание собственной безопасности от окружающего мира.

Пирамида потребностей Маслоу состоит из пяти ступеней, каждой из которых отведена немаловажная роль. Середина этой пирамиды является символом социальных нужд. Стремление к социальности выражается жаждой человеческого сознания стать неотъемлемой составляющей какой-либо группы. Жажда принимать и отдавать свою любовь, заставляет каждого из нас общаться с окружающими, создать семьи, рожать детей и даже заводить домашних питомцев. Коммуникационные связи позволяют человеку укрепить самооценку за счёт собственного поведения в отношении окружающих людей.


Согласно исследованиям учёного, у человека есть пять основных потребностей

Четвертый «этаж» рассматриваемой пирамиды является жаждой признания обществом. Удовлетворение вышеперечисленных стимулов заставляет человека обратить свое внимание на другие жизненные аспекты. Именно в этот момент, человек чувствует острую необходимость быть признанным как лидер или творец. Реализация собственного потенциала наряду с признанием общественности позволяет укрепить самооценку и увеличить стремление к духовному развитию.

Верхушкой «айсберга» является жажда раскрытия максимального творческого потенциала. Именно данное желание заставляет человека развивать собственную духовность, посещая различные культурные мероприятия. Удовлетворение стимулов, которые расположены на нижестоящих ступенях, заставляет человека задумываться об устройстве этого мира, смысле жизни и справедливости.

Различные нюансы

Таблица, созданная американским ученым, рассматривает различные аспекты развития человеческой личности. Однако современный вид этой пирамиды не является результатом исследований Маслоу. «Иерархия человеческих потребностей» в привычном нам виде была обнародована в тысяча девятьсот семьдесят пятом году. Абрахам Маслоу умер в начале семидесятых годов, поэтому принять участие в издании собственного труда в виде информационного графика, ученый никак не мог.

Также существует множество спорных вопросов касаемо самой теории. По мнению многих специалистов, реализованные стимулы не относятся к мотивирующим. В качестве примера они приводят довод о том, что человек удовлетворив свою потребность в пище, откажется принять участие в драке за еду. Человек, стремящийся к уединению, будет искать возможность избегать шумных компаний и навязчивого общения. Люди с отсутствием желания признания собственных лидерских качеств, не подстраивают свою поведенческую модель с целью удовлетворить требования общества. По мнению специалистов, актуальность потребности определяет степень её удовлетворенности. Для того чтобы определить количество первостепенных желаний, достаточно выявить неудовлетворенные стимулы.


Каждая ступень пирамиды представляет собой один уровень потребностей

По мнению специалистов из области психологии, классификация человеческих потребностей по системе Маслоу, не имеет практического применения в современных реалиях. Противники теории считают, что данная схема является лишь неуместными обобщениями, которые не имеют ничего общего с настоящей жизнью. Говоря об этом, они приводят в качестве доводов информацию о том, что каждый человек должен рассматриваться в индивидуальном порядке. Давайте представим жизнь человека, который не удовлетворён собственным положением в обществе. Лишь малая часть людей, живущих с подобными «проблемами», делают значимые шаги для изменения своей жизни.

Кроме того, в данную пирамиду не встраивается такое частое явление, как безответная любовь.
Также если брать данную теорию как основную модель человеческих потребностей, то сложно отнести факт, что находясь в условиях заключения под стражу, многие революционеры продолжали свою деятельность. В эту же модель не вписываются факты о том, что многие поэты и художники «золотого века» проводили свою жизнь в нищете, однако, несмотря на все жизненные препятствия, дарили свое искусство современникам.

Согласно не подтвержденным данным, сам исследователь в итоге отказался от созданной им модели потребностей. В более поздних трудах, опубликованных после смерти ученого, говорится о видоизмененной концепции личностных стимулов. Таким образом, Маслоу самостоятельно признал неполноту модели, имеющую вид пирамиды с несколькими ступенями. Но, несмотря на это, именно данная пирамида часто применяется в современном мире многими маркетологами и психологами.

Достоинства и недостатки

Пирамида Маслоу потребности человека классифицирует на несколько групп, которые построены в определенном порядке. Согласно иерархии все человеческие стимулы подразделяются на две категории:

  • базовые (физиологические);
  • возвышенные (духовные).

Человеку присуще одновременное стремление удовлетворить оба вида потребностей, однако базовые стимулы принято считать доминантными. Исходя из этого, можно сказать о том, что задумываться о «возвышенном» человек начинает только после того, как полностью насытится более низменными стимулами.

Здесь следует обратить внимание на факт, что особенности человеческой личности уникальны для каждого индивидуума, что говорит о том, что степень выраженности потребностей у каждого человека может различаться. Именно поэтому часть людей пытается занять место среди «сильных мира сего», а другим достаточно получать поддержку от собственных близких. Подобная широта спектра человеческих желаний является неотъемлемой составляющей каждой ступени иерархии.

Для того чтобы удовлетворить собственные желания, нужно не только правильно их интерпретировать, но и найти адекватный способ для их исполнения, в противном случае, достигнутая цель может принести разочарование.


Не удовлетворив (хотя бы частично) базовые потребности, продвигаться вверх по пирамиде крайне сложно

Теория Маслоу имеет множество противников, которые критикуют не только иерархию стимулов, но и факт того, что человеческие желания не могут быть удовлетворены раз и навсегда. Противники Маслоу говорят о том, что согласно мнению ученого, человек представлен в виде животного, которое постоянно нуждается в различных стимулах. Многие противники рассматриваемой пирамиды говорят о нецелесообразности её использования в реальной жизни.

На сегодняшний день данная пирамида используется в качестве одного из основных инструментов в маркетинге, рекламной деятельности и бизнесе . Однако в защиту ученого можно сказать то, что данная модель человеческих нужд создавалась совершенно с другой целью. Как говорил сам психолог, его модель была создана для того, чтобы дать ответы на те вопросы, что невозможно решить другими методами. По его словам, данная таблица потребностей, представленная в виде пирамиды, является лишь представлением мотивов для поступков человека, которые совершаются людьми на протяжении всей жизни.

Практическое использование пирамиды Маслоу

По мнению специалистов, большинство потребностей человека являются базовыми и никогда не изменяются. Изменяются лишь способы для достижения желаемого. На сегодняшний день пирамида Маслоу нашла применение в следующих сферах:

  • менеджмент;
  • аналитика;
  • маркетинг.

Первый пример сферы применения данного информационного графика имеют важную значимость. Личностные мотивы и знание собственных желаний помогают не только успешно реализоваться в профессиональной сфере, но и избежать ошибки при выборе сферы деятельности. Именно поэтому человек должен уметь разбираться в собственных мотивах и желаниях.

Также применение иерархии потребностей нашло свой спрос в сфере аналитики, при создании долгосрочной стратегии, нацеленной на определенные результаты. Знание людских желаний позволяет аналитиком составить долгосрочные прогнозы, которые будут иметь актуальность даже по прошествии нескольких лет. Таким образом, компании, занимающиеся производством различных товаров, получают возможность своевременно предоставить на рынок собственную продукцию.

В маркетинге, рассматриваемая иерархия человеческих стимулов применяется наиболее часто. По мнению ученых, применение теории позволяет понять какие желания более присущи для каждого представителя социального слоя. Благодаря этой методике компании, оказывающие услуги или производящие товары, получают возможность отслеживать динамику рынка желаний. Здесь важно обратить внимание на то, что степень важности потребностей и место в иерархии может изменяться под влиянием различных факторов . К таким факторам относится экономический кризис.


Как утверждал Маслоу, человек в идеале должен достичь наивысшего уровня примерно к пятидесяти годам

Существуют и «вечные» стимулы, которые находятся на самой нижней ступени пирамиды. Именно поэтому медицинские услуги и продовольственные магазины будут пользоваться спросом в любой ситуации. В случае с модными техническими изделиями и одеждой, спрос на подобную продукцию зависит от финансового благополучия отдельно взятой страны. Именно поэтому многие компании уделяют много времени анализу человеческих стимулов и желанию. Развитие потребительского спроса позволяет увеличивать или снижать масштабы производства. Помимо этого, тщательный анализ позволяет предпринимателям своевременно отказаться от низко прибыльной деятельности.

Специалисты отмечают, что рассматриваемая методика используется исключительно на людях. Применять данный метод в качестве инструмента анализа конкурентов нецелесообразно, из-за сложности анализа и возможного широкого структурного подразделения рассматриваемой компании.

Пирамида потребностей по Маслоу, это общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, - стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, - разъяснял Маслоу. - Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии - наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей - основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество - это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности . Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней приоритетов:

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Критика

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви - в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется к годам 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру.

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены.

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований.

Любопытные факты

  • Маслоу утверждал, что «стадии самореализации» достигает не более 2 % людей.
  • В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды

Заключение

От автора. Тем не менее пирамида Маслоу объясняет многие процессы в жизни людей и один из факторов, почему люди не строят свой бизнес в компании МЛМ или остаются за чертой бедности — это не желание развиваться и работать над собой. Необходима мечта, с мечтой надо ложиться спать и просыпаться утром, тогда будут силы и возможности достичь успеха, роста как личности и гармонии с собой и окружающим миром.

Для тех людей, кто мечтает и стремится быть лучше, достигать высот в карьере, получить дополнительный доход и самореализоваться, открыт наш учебный сайт и моё обучение. , пишите или звоните, с удовольствием отвечу на ваши вопросы.