Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Непостоянен солнце снег и дождь вперемешку. Непостоянный месяц

Конспект урок по окружающему миру для 2 класса на тему «В гости к Весне!»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Личностные результаты:

Понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Межпредметные результаты:

Умеют устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимают связь между живой и неживой природой,

Высказывать и аргументировать своё мнение.

Умеют работать в парах и в группах.

Отделять значимую информацию от второстепенной.

Давать оценку своей работе и работе товарища.

Предметные результаты:

Ученики знают весенние изменения в живой и неживой природе, весенние месяцы, назввания раннецветущих растений.

Учатся наблюдать за изменениями в природе.

Конспект урока.

1. Организационный момент.

Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Необычный, потому что у нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И работать мы будем сегодня под девизом: «Успех дарит радость».

Проверим, все ли готово у нас для успешной работы?

А чтобы наша работа на уроке была успешной, вспомним правила:

Писать - грамотно.

Слушать – внимательно.

Спрашивать – по существу.

Уважать других!

Работайте дружно и помогайте друг другу!

2. Актуализация знаний детей.

Учитель: На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа”

Учитель : Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация .

Учитель: Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. Сегодня на уроке я вас приглашаю в гости…

Отгадайте к кому?

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла…

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая,-

Значит к нам пришла…

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет,-

Значит к нам пришла … (весна)

3. Сообщение темы урока.

Кто же мне может сказать, какая тема нашего урока.

Итак, мы идём в гости к весне. Точнее она идет к нам. Вы любите ходить в гости?

Как вы думаете, а чем мы будем заниматься в гостях у весны? Ваши предположения (будем играть, узнавать что-то новое, поделимся своими знаниями, выполнять разные задания). Давайте определим цель нашего урока: повторить и привести в систему знания о весне, которые мы получили раннее и на прошлом уроке во время экскурсии. А именно, ответить на вопрос: какое оживление (какие изменения) происходят в природе весной и почему?

Зря время терять не будем, а отправимся в гости и проверим ваши предположения.

Вы пойдёте в гости одни или со мной?

Представьте, что мы идём, дверь – что нужно сделать? (постучаться – постучались) . Дальше покажем себя вежливыми – поздороваться.

Здравствуй, матушка весна всем красна! (хором).

Весна – прекрасное время года! Это пробуждение! Люди любят весну. И взрослые, и дети всегда ждут ее с нетерпением. Ведь это тепло пригреваемого солнышка, прекрасное настроение, ощущение чего-то особенного, может быть даже волшебного.

Весну в своих произведениях воспевают по-своему художники, композиторы, поэты.

А знаете ли вы, какой голос у весны? Сейчас я включу музыку польского композитора Фредерика Шопена «Весенний вальс». Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передаст вам настроение того, что происходит сейчас в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, или на речку, или на поляну. (Звучит музыка Фридерик Францишек Шопен « Весенний вальс»)

А вот так изобразил весну художник Василий Николаевич Бакшеев - большой мастер пейзажа. Самое главное в его картине - это голубой фон неба. Вся картина пронизана его влекущим очарованием.

Вот как представляет нам весну поэт И. С. Никитин

Полно, степь моя, спать беспробудно:

Зимы-матушки царство прошло,

Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

Снег пропал - и тепло, и светло.

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись,

Принакрой свою грудь муравою,

Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

( у детей есть распечатка этого стихотворения)

Кто больше найдёт признаков весны, которые назвал автор в своём стихотворении?

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Весенние изменения в неживой природе.

Перечислите названия весенних месяцев по порядку.

Отгадайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком месяце идёт речь, и какие признаки этого месяца вы услышали?

(Читает учитель)

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Слово март - не русское. Оно пришло к нам из Византии. Первый месяц весны назван так по имени бога войны Марса. Наши предки называли этот месяц «протальником» из-за быстрого таяния снега и проталин. В марте сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и «капельником. А как ещё называют март догадайтесь сами и закрасьте красным карандашом. (У детей на партах лежат карточки: весна света, весна воды и весна зелени) Первая победа солнца - весна света. Она началась, когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, скворцы и прилетели.

21 марта «день с ночью мерится» (весеннее равноденствие)

ПОЧЕМУ НАЧАЛО ВЕСНЫ – март месяц НАЗЫВАЮТ ВЕСНА СВЕТА?

А теперь "вопросы от марта":

а) Что происходит с температурой воздуха с наступлением весны? (повышается)

б) Что означает "температура повышается"? (становится тепло)

в) Почему температура повышается? ( солнце на небе становится выше).

г) Влияет ли это на изменение продолжительности дня и ночи? Как? (день становится длиннее)

Еще не кончилась весна света, а солнце повело уже новое наступление.

Загадка (читает учитель)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл апрель? (Апрель)

Скажите, а апрель – это какая весна? (закрашивают) Вторая победа солнца - весна воды.

Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют апрельскими затеями.

К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овражки, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Отсюда ещё одно название апрелю – водолей. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зелёных трав, листвы и цветов. За непостоянство погоды, её изменчивый характер «капризник», «обманщик».

Природа весной пробуждается. Была весна солнца, воды. А какая третья победа весны?

Загадка

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…(май)

Наши предки называли май «травником», «птичьим пересвистом», май – конец весны, преддверие лета - весна зелени. В мае ветер поёт, а земля надевает свой лучший наряд. Земля покрывается зелёным ковром. Май – цветень. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка. Прибывают последние пернатые странники на места гнездовий.

Жёлтой глазурью облитая калужница, синие пролески, розовый дурман волчьего лыка, лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черёмух и рябин, - всё это дало ещё одно название маю – травень-цветень.

Звонок, весел май, но и неустойчив. Крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается.

Спасибо, месяцам за их интересный рассказ.

Физкультминутка

Игра «Топаем-хлопаем»

Я называю признаки весны. Если вы согласны – хлопаете, если не согласны – топаете.

Весной день становится длиннее

Ворона – перелетная птица

Птицы улетают на юг

Таяние снега, льда

Небо голубое, высокое

Зацветают растения

С деревьев опадают листья

Появляются насекомые

Ребята, одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

Какой весенний месяц самый холодный? А самый теплый? Почему?

Изменилась ли продолжительность дня?

Теперь словами нарисуем небо. Какое оно весной?

Какие осадки выпадают весной?

А что происходит со снегом? Что происходит с почвой весной? Почему?

Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Выступление Исаковой Ж.)

4. Изменения в живой природе.

Но не только в неживой природе с наступлением весны происходят изменения. Весна вносит изменения и в жизнь животных.

Фёдоров М.(«Животные весной»).

Оттаявщая почва, даёт сигнал представителям царства растений. Как называют растения, которые зацветают первыми? (Первоцветы)

А Настя нам расскажет об весенних изменениях в жизни растений.

Закрепление изученного.

    Работа на карточках.

Распределить на группы

капель

оттепель

оттаивание почвы

таяние снега

первые грозы

прилёт птиц

появление подснежников

цветение растений

появление насекомых

линька животных

    Работа в группах

Правила работы в группах:

Умей слушать товарища

Работай тихо, чтобы не мешать другим

Закончив свое дело, помоги другу

Рабочее место содержи в порядке

Перед вами рассказ о весне. Но там есть опечатки: ваша задача вместе их отыскать и исправить.

Весной солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся короче.
Повсюду снег, замерзают бурные звонкие ручьи.
Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.
У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все деревце словно окутано нежным желто-зеленым облаком. У деревьев начинается листопад. Светлеют, делаются пушистыми сережки на ольхе и орешнике. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Улетают в тёплые края на родину перелетные птицы. Ложатся в спячку некоторые звери. У них начинается линька.
Весной у людей много работы. Заготавливают на зиму сено домашним животным. В огородах сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук. В садах убирают урожай яблонь, груш.

    Найди лишнее слово. Объяснить свой выбор:
    1.март, апрель, май, ноябрь:
    2.мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник;
    3.медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок;
    4.бабочка, трясогузка, шмель, пчела;
    5.трактор, лопата, грабли, вилы.

Подведение итогов.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? По своим наблюдениям расскажите, как изменилась погода с приходом весны? Почему стало теплее? Что в связи с этим происходит в неживой природе? Что такое ледоход? Когда река грозит половодьем? Какие правила безопасного поведения вы знаете во время таяния льда на прудах, реках? Как изменились осадки с наступлением весны? Как изменилась почва?

Солнце выше, чем зимой -

Дни стали длиннее.

Потепление –

Небо голубое, высокое

Облака белые, лёгкие

Таяние снега, льда

Ледоход

Половодье

Осадки: снег, дождь

Первая гроза

Оттаивание почвы

Вывод:

От того, что солнце встает высоко над горизонтом, изменяется жизнь живой природы. Идёт весна!

Рефлексия

Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Весне.

Оно вам понравилось?

Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!

Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы! Похлопайте себе!

А п р е л ь. Апрель -водолей. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик - апрель: на дню семь погод. К концу этого месяца солнце красное прогоняет послед- ние остатки снега – поэтому апрель называют снего- гоном. Куда не ступишь, куда ни посмотришь – везде вода.

Картинка 78 из презентации «1 Весна 5»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «1 Весна 5.pps» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 5724 КБ.

Скачать презентацию

Природа

«Зима» - Уходи, мороз суровый! Коньки. И последний месяц зимы – февраль. Деревья сейчас спят, укрытые снегом. Январь - начало года, силён его мороз. Первый месяц зимы – декабрь. Варежки. Труженик – крестьянин вытащил санишки, снеговые горы строят ребятишки. Медведь. Зима отличается низкой температурой воздуха.

«Чудеса природы» - Ниагарский водопад. Анды на территории Перу. Архипелаг на острове Лусон. Арочная плотина Хангри-хорс на речке Флатхед, США. Река Енисей, Россия. Водохранилища в Альпах, Швейцария. Виноградники Шампани. Гималаи – самые молодые горы на Земле. Долина в Бутане. Величайшая гора Японии – Фудзияма. Река Виктория-Нил.

«Стихи о весне» - Деньки стоят погожие на праздники похожие, а в небе солнце теплое – веселое и доброе. Пришла пора весенняя, пришла пора цветения. Покинув страны южные, вернулись птицы дружные. И значит, настроение у всех людей весеннее. Ушла зима со стужами. Сугробы стали лужами. Все реки разливаются. Все почки распускаются.

«Вулканы» - Глубоко под нами Земля такая горячая, что похожа на кашу. Глубоко внутри Земли так жарко, что даже камни плавятся. На космическом корабле можно попасть в космос. Кусочки застывшей лавы - пемза. На следующем слайде звук взрыва. На нашей Земле есть вода (моря, реки и океаны) и суша (она сухая). Мы живем на планете, которая называется Земля.

«Русская зима» - Животные, остающиеся бодрствовать, меняют свои шубки на пушистые и теплые. Зима. Елочки и сосны не расстаются со своими иголками. Деревья еще осенью сбрасывают листья и "засыпают" на зиму. Зимой часто идет снег. Многие птицы осенью улетают в более теплые места. Снег укрывает Землю, деревья, кусты, крыши домов толстым белым покрывалом.

Всего в теме 43 презентации

Наталья Сердюкова
Урок окружающего мира «Апрель-водолей»

МОУ «Новоилимская общеобразовательная средняя школа имени Н. И. Черных»

Урок окружающего мира

«Апрель – водолей »

(1 класс)

Составила :

Учитель начальных классов

Сердюкова Н. Ф.

Педагогическая цель : привести в систему знания детей об изменениях в природе весной.

Тип урока : решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные) :

Обучающийся научится : объяснять изменения в природе весной; получит возможность научиться : соблюдать правила экологического поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Универсальные учебные действия (метапредметные ) :

Личностные : У обучающегося будут сформированы : положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования : представления о ценности и уникальности природного мира , природоохране, здоровьесберегающем поведении

Регулятивные : Обучающийся научится : принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий; получит возможность научиться : осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; в сотрудничестве с учителем и товарищами находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные : Обучающийся научится : осуществлять поиск нужной информации в учебнике и пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные : Обучающийся научится : договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : формулировать своё мнение и позицию; строить понятные для окружающих высказывания .

Формы и методы обучения : фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы :

Оливер Клэр. Детская энциклопедия Земли.

М.:Эксмо, 2010.

Сороцкая, О. Н. Учебно – наглядное пособие. –М.: Просвещение,1990.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки с изображением животных, растений, насекомых, птиц; экземпляры коллекции насекомых; звукозапись - журчание ручья, голоса птиц.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать –

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

(проверка готовности к уроку )

II. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите, перед вами две картины. Скажите, какое время года на них изображено?

В чём сходство (различие) картин?

(И. Левитан «Март» , А. Комаров «Наводнение» )

Как вы думаете, почему на второй картине художник изобразил очень много воды?

Когда в природе такое случается?

Загадка :

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся.

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?. (Апрель )

Что же происходит в природе с приходом весны?

(личные наблюдения детей)

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Ученик читает стихотворение :

Что весной творится!

Прилетают птицы!

Тает снег, и тает лёд!

И на речках – ледоход!

Появляется трава,

Оживает поле,

Ливень льёт, как из ведра!

Гром гремит : «Весна! Ура!

Погремлю – ка вволю я!»

Что значит «ливень льёт, как из ведра» ?

2. Учитель :

В апреле бывает разное : солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен апрель . Зато куда ни глянь, ни посмотри – везде…

(детям предлагается послушать, представить, почувствовать то, что они услышат)

Звучит звукозапись шума ручья

Что вы слышали? Видели? Чувствовали?

3. В народе апрель называют по – разному :

«березень» - древнерусское название месяца. В апреле у берёз начинается сокодвижение.

Как вы понимаете слово – сокодвижение?

(При затруднении обращаемся к «Толковому словарю» )

«водолей» - льёт воду

Поясните, в каком значении употреблено выражение «льёт воду» ?

Как вы думаете, почему в апреле так много воды ?

Где воды бывает особенно много?

4. «Путешествие» на реку.

Я предлагаю вам заглянуть на реку и посмотреть, что же там происходит?

(сюжетная картина «На реке» ; ответы детей)

Ученица читает стихотворение :

Лёд идёт, лёд идёт!

Вереницей длиной

Третьи сутки напролёт

Проплывают льдины…

Как называется природное явление, когда лёд идёт* по реке?

(поясняем смысл выражения «лёд идёт*)

Чтение отрывка учеником :

Шли первые дни апреля . Однажды утром неожиданно для всех на реке начался ледоход. Лёд тронулся. Сердито толкая друг друга, как – то неторопливо и нехотя плыли по реке льдины. Самые ленивые теснились у берега, трещали, ломались, будто ворчали : «Куда все спешат, ещё успеем, успеем…» Через три дня река очистилась ото льда.

Что значит «река очистилась ото льда» ?

Куда же подевался лёд?

Продолжите предложение :

Когда лёд растает, воды…

Работа по картине А. Комарова «Новоднение» . Рассказ об изменениях в жизни животных.

Рассматривание репродукции картины

Обмен впечатлениями об увиденном

Какое время года изобразил художник на картине? Как вы догадались?

Как называют природное явление, когда река выходит из берегов*?

(при затруднении обращаемся к «Толковому словарю» ; поскольку дети только учатся работать со справочной литературой, делаю пометки в словаре и прошу зачитать)

«Половодье» * - весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.

«наводнение» * - затопление суши водой, выступившей из берегов.

«паводок» * - поднятие уровня воды в реках в результате ливня или таянии снега.

Учитель :

Весна приносит животным не только радость, но и неприятности, и даже настоящую беду. Весеннее солнышко растопило снег, растаял лёд. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка. Вот и герой картины – заяц забрался на ветку старого дерева. Ему страшно. Прижавшись спиной к стволу дерева, он внимательно смотрит на прибывающую воду. Очень жаль зверька, попавшего в беду. Если через несколько дней паводок не спадёт, зайцу грозит смерть.

Как вы думаете, зачем художник нарисовал эту картину?

О чём он хотел нам рассказать?

А может ли человек помочь животным?

(ответы детей, вспоминаем стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» )

Как же чувствуют себя другие звери в это непростое для них время?

5. Работа в группах. (Детям предлагается разделиться на две группы и выбрать животного, о котором они будут рассказывать. На партах лежат заготовленные заранее опорные слова, картинки, которые можно использовать для описание животного, образа его жизни, влияние неживой природы на изменения в жизни.)

1 группа : рассказ о лисе. Защита.

Дополнение : В семье лисицы пополнение. Ранней весной в норе родились слепые маленькие лисята. Они ещё совсем беспомощные и слабые, но уже через месяц, когда они немного подрастут и окрепнут, мама – лиса начнёт выводить их из норы. Она уходит за добычей и оставляет малышей одних.

2 группа : рассказ о медведе. Защита.

Дополнение : Ещё в феврале у медведицы родились медвежата. Их может быть двое. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло и уютно. И мама рядом, Как только пригреет весеннее солнышко, и побегут ручьи, вся медвежья семья выходит из своего убежища. Мама – медведица воспитывает малышей, приучает их к воде и обучает первым навыкам охоты.

Оценка работы групп.

Учитель :

Голодно животным весной. Лиса вынуждена выйти на охоту, чтобы прокормить себя и своё потомство. Лёгкая добыча – мыши.

Что же лиса делает? (ответы детей)

(мышкует*, толкование слова)

А где же взять еды медведю? (ответы детей)

Он разоряет муравейник. Достаёт лапой муравьёв и их личинок и слизывает языком. Личинки- богатая пища, поэтому медведь быстро утоляет голод.

6. ФИЗМИНУТКА.

7. Игра «Исключи лишнего» . Рассказ об изменениях в жизни растений.

На партах каждой группы лежат картинки с изображением :

Ландыш, одуванчик, стрекоза, подснежник

Медуница, божья коровка, калужница, подснежник

(Дети, советуясь, убирают лишний предмет и обосновывают свой ответ)

Как одним словом можно назвать оставшиеся предметы?

РАСТЕНИЯ

Учитель :

В народе говорят : «Апрель воду подбирает , цветы раскрывает»

8. Работа в группах. (Детям предлагается выбрать растение, о котором они будут рассказывать. На партах лежат заготовленные заранее опорные слова, картинки, которые можно использовать для рассказа)

1 группа : рассказ о подснежнике. Защита.

2 группа : рассказ о мать – и – мачехе. Защита.

Оценка работы группы.

Как вы думаете, для чего природа дарит людям цветы?

(повторяем правила экологического поведения)

9. Рассказ о жизни насекомых.

Учитель : Когда на обогретом солнышком пригорке распускаются первоцветы, вот тут – то и начинается работа? Для кого?

Загадка :

Домовитая хозяйка

Пролетая над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела)

Что значит выражение «домовитая хозяйка» *, «похлопочет» *?

Рассказ учеников о жужелице, крапивнице.

(детям предлагается рассмотреть насекомых из коллекции)

В невысокой траве весной легко найти жужелицу – крупного жука «металлической» блестящей окраски. Лучше всего искать его вечером, так как этот жук любит охотиться, когда стемнеет. Да, да, охотиться! Жужелица – хищник, но её можно не бояться, потому что ест она только гусениц и слизняков.

Бабочка – крапивница зимовала под крышей старого сарая. Только пригрело весеннее солнышко, она покинула своё жилище.

Игра «Аукцион» .

Назвать как можно больше насекомых, которых можно встретить весной.

Учитель : Много насекомых - это пиршество для… Кого?

10. Рассказ о жизни птиц. Рассказ ученика из личных наблюдений. (часть проекта)

Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места. Потом началось выселение воробьёв. Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, сухую траву, перья, пух, солому и даже тряпочки.

Какие птицы уже прилетели?

Как люди встречают птиц?

Почему человек должен помогать им?

(демонстрация фотографий акции «Скворечник» )

IV. Рефлексия. Итог урока .

Класс: 2

Цели: систематизация и расширение знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе; знакомство с раннецветущими растениями и воспитание бережного отношения к ним.

Оборудование: учебник и тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, автор А. Плешаков; проектор, экран.

1. Организация класса.

2. Сообщение темы урока. Введение в тему.

Учитель: Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна.)

Назовите по порядку весенние месяцы.

Сегодня они пришли к нам в гости. Встречайте.

(Выходят заранее подготовленные дети и рассказывают о весенних месяцах)

Слайд 3.

Март. Первый весенний месяц. Но весна неторопливо разворачивает своё шествие. «Февраль силён метелью, а март – капелью», - гласит народная мудрость. И поэтому этот месяц называют в народе капельником, а день со звонкими капелями – солнечником.

В марте появляются первые проталины, отсюда и другое его название – протальник, февралю – бокогрею младший брат.

1 марта праздновали встречу весны. Собиралась весна давно, с января – просинца, с февраля – бокогрея, так приди же, приди…Дети пели:

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март –
Солнцу рад?
Апрель, апрель –
Откроет дверь.
Май, май –
Сколько хочешь гуляй!
Ау, ау, аукаем…

Мало того, бывало, лето «вызывали»:

Лето, лето, вылазь из подклета,
А ты, зима, иди туда –
С сугробами высокими,
С сосульками морозными,
С санями, с подсанками!

Дети окликали весну, забравшись куда ни есть повыше – на изгороди, кровли сараев, погребов.

Весна – красна!
Что принесла?
Тёплое солнышко,
Красное летечко…

Март – проба голосов птиц – зимовщиков: овсянок, пищух, поползней. Сейчас и ворону влечёт на веснянки, обласкало бы теплом, горбится, шею тянет и хрипит, нежно прикаркивает. Войдёт в раж серая, глаза закатит и клювом водит, кокетничает, невесть что воображает про себя…

Капель, мокрые дороги. В деревне с крыш капель – ручейками, в лесу – росинками. С ветки на ветку пробрызнет, с иголки на иголку капнет и застынет в тени сосулькой.

Слайд 4.

Апрель – водолей. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют апрельскими затеями.

К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овражки, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Отсюда ещё одно название апрелю – водолей. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зе6лёных трав, листвы и цветов. Начинается сокодвижение у берёз, пробуждающихся в апреле. Отсюда ещё одно название апреля – березень.

7 апреля: «Весна зиму поборола» - вестью благой одаряли устные календари. Весело, в играх, в хороводах, проходили народные гулянья третьей встречи весны.

Широко, особенно по городам, соблюдался обычай «отпущенья птиц на волю». Покупали пташек дети и взрослые и тут же на рынке растворяли клетки.

Синички – сестрички, тётки – чечётки,
Красногрудые снегирюшки,
Щеголятки – молодцы,
Воры – воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Апрель – первый месяц весеннего тепла, первый вылет пчёл на подснежники и ивы.

Слайд 5.

Май – цветень. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка. Прибывают последние пернатые странники на места гнездовий.

Жёлтой глазурью облитая калужница, синие пролески, розовый дурман волчьего лыка, лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черёмух и рябин, - всё это дало ещё одно название маю – травень-цветень.

Звонок, весел май, но и неустойчив. Крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается. Ай-ай, месяц май – и тёпел, да холоден. Бывает май – под кустом рай, а то май – коню сена дай, а сам на печь полезай.

3. Изменения в неживой природе.

Слайды 6 – 9.

Учитель.

Спасибо, месяцы, за ваш интересный рассказ. По своим наблюдениям расскажите, как изменилась погода с приходом весны? Почему стало теплее? Что в связи с этим происходит в неживой природе? Что такое ледоход? Когда река грозит половодьем? Какие правила безопасного поведения вы знаете во время таяния льда на прудах, реках? Как изменились осадки с наступлением весны? Как изменилась почва?

4. Изменения в живой природе. Растения.

Учитель. Оттаявщая почва даёт сигнал представителям царства растений. Как называют растения, которые зацветают первыми? (Первоцветы)

Ранней весной первыми зацветают деревья: ива, ольха, орешник, верба и другие. Им нужно отцвести до появления листьев, т. к. растения эти ветроопыляемые.

Затем начинают цвести первоцветы. В наших лесах к ним относятся мать–и- мачеха, первоцвет, ветреница, медуница, хохлатка, печёночница благородная, гусиный лук и другие. Некоторые из них нуждаются в охране. Заглянем на лесные полянки и полюбуемся первыми весенними цветами, а ребята расскажут о них.

(Сообщения детей о первоцветах).

Слайд 10.

Мать-и-мачеха. У неё два лица – весеннее и летнее. Весеннее лицо – жёлтые соцветия на коротких стебельках. Она показывает их миру очень рано, в середине апреля, жёлтые огоньки. Словно предупреждают, как жёлтый сигнал светофора: подождите немного, и загорится зелёный свет – зазеленеют луга, парки, леса, сады…Листья – её второе лицо, летнее. Появляются они в конце мая – начале июня, когда цветение заканчивается. Листья крупные и необычные: сверху они зелёные, гладкие, жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким войлоком волосков и как будто тёплые. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать».

Слайд 11.

Медуница. Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. А если попадётся целая полянка, поросшая медуницей, то просто в глазах зарябит. Эта пестрота нужна для того, чтобы издалека привлекать насекомых-опылителей. Самые желанные гости – шмели.

Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану! Собирать её в Московской области запрещено.

Слайд 12.

Хохлатка. Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу – под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост – шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы – собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь – растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.

Слайд 13.

Ветреница. Когда цветёт хохлатка, ветреницы почти не видно. Но проходит немного времени – и лес преображается. Теперь под ногами уже незаметна серая прошлогодняя листва: жёлто-зелёный ковёр ветреницы скрывает её. Рассмотрите ветреницу. Растение состоит как бы из трёх этажей. Первый этаж не видно: он подземный. Это корневище. От него отрастает вверх стебелёк, на котором, образуя второй этаж, сидят три сильно изрезанных листа, тоже распластанных горизонтально. Выше опять стебелёк, а на нём третий этаж – один или два цветка. Они жёлтые, как у лютика. Вот почему ветреницу этого вида называют лютиковой. Название растения происходит от латинского «анемос», что означает ветер.

Слайд 14.

Гусиный лук. Новую весну спешит встретить и маленький гусиный лук. Откуда только сила берётся в его маленьком худеньком тельце? Откуда берётся смелость?

Слайд 15.

Первоцвет. Золотые ключи весны… Золотые ключики… Так называют первоцвет в народе. Цветки первоцвета и вправду похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а сделанных из чистого золота. И сложили люди легенду о том, что именно первоцвет открывает желанную дверь в доброе и щедрое лето, к долгому-долгому теплу.

Слайд 16.

Пролеска. В лесу ещё лежат сугробы, а по лесным опушкам и перелескам снег почти растаял. Из-под снега показалась сухая прошлогодняя трава. И в этой траве загорелись маленькие ярко-голубые звёздочки. Это зацвели подснежники-пролески. Наклонись к цветкам, осторожно разбери вокруг них сухую траву и увидишь зелёные листья. А назвали пролеску так за то, что поселилась она на лесных опушках и в небольших светлых лесках – перелесках, где весной снег тает прежде всего.

Закрепление.

С. 37 №4 в тетради.

Животные и птицы.

Зимующие птицы почувствовали приближение весны. Звонко запели синицы, весело зачирикали воробьи. Возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. Встречайте!

(Сообщения детей о перелётных птицах).

Слайд 17.

Грач . В народе говорят: «Увидел грача – весну встречай».И действительно, грачи появляются в наших краях одними из первых, в марте, когда кругом лежит снег. Ростом грач примерно с ворону, но весь чёрный, с красивым металлическим блеском. Основание клюва у взрослых грачей беловатое. Селятся грачи колониями по нескольку десятков птиц на опушках лесов или в городских парках. Питаются грачи в основном насекомыми и их личинками, но весной поедают и семена зерновых и овощей, осенью ест кукурузу и подсолнечник, кабачки и тыквы, клубни картофеля. Но пользы птица приносит больше, уничтожая огромное количество насекомых-вредителей.

Слайд 18.

Скворец . О скворцах говорят: на крыльях весну принесли. И действительно, вот в конце марта – начале апреля скворцы появились, и смотришь: ручьи побежали, зацвела мать-и-мачеха, вылетели первые бабочки… Самцы скворцов прилетают первыми, находят подходящие скворечники и начинают петь, чтобы привлечь самок и предупредить соседей – место занято. Скворцы – певцы-пародисты. Они запоминают и умеют копировать голоса многих птиц: дрозда, иволги, зяблика, галки и многих других. Говорят, они и по кошачьи умеют «разговаривать».

Слайд 19.

Жаворонок. Рано весной, едва зачернеют в полях первые проталины, появляются у нас жаворонки. Прилетают они одновременно со скворцами и даже,бывает, чуть раньше. Только скворцы летят молча, а жаворонки поют на лету. Обычного жаворонка называют полевым. Поля, а также пастбища и луга – вот его дом. С первых дней весны и до середины лета слышны здесь его песни. Иван Сергеевич Соколов-Микитов говорил: «Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробуждающейся земли похожа эта радостная песня».

Слайд 20.

Зяблик. В первых числах апреля вслед за скворцами и жаворонками прилетает к нам из тёплых стран зяблик. Это одна из многочисленных птиц наших лесов и парков. Хорошо заметный отличительный признак зяблика – белые полоски на крыльях. Самец разноцветный: лоб чёрный, затылок серовато-синий, спина коричневая, надхвостье зелёное, грудь красно-бурая. Самка окрашена скромнее – в сероватые тона. Полоски на крыльях тоже есть, но не такие яркие.

Слайд21.

Певчий дрозд . Приди, кум! Приди, кум! Чай пить! Чай пить! С сахаром... Такими словами обычно передают песню дрозда. Действительно, что-то похожее в ней услышать можно. Но никакими словами не выразить красоту этой песни. Писатель Соколов-Микитов назвал её «лучшей музыкой весны в пробуждающемся от зимней спячки лесу». Не случайно дрозда ещё зовут лесным соловьём. Прилетают к нам певчие дрозды в середине апреля. Ростом он примерно со скворца, спинка тёмная, грудь светлая, покрыта коричневыми крапинками.

Слайд 22.

Соловей . Птица-невидимка. Спроси любого своего знакомого, слышал ли он песню соловья. Наверняка получишь ответ: да, слышал. А спроси, видел ли певца? Вряд ли. Хотя соловей не редкая, и не заморская птица. Он селится обычно рядом с людьми – в садах и парках. Не видим мы его потому, что среди бела дня не обращаем внимания на маленькую, чуть крупнее воробья, серо-бурую птичку, которая пропорхнёт где-нибудь в кустах и быстро исчезнет. Самые первые соловьиные трели раздаются у нас примерно 10 мая, через несколько дней после возвращения птиц из тёплых краёв. В это время деревья уже одеты молодой листвой. В народе говорят: соловей прилетает тогда, когда сможет напиться росы или дождевой воды с берёзового листа.

Слайды 23 – 27.

Учитель. Это лишь малая часть птиц, прилетающих к нам весной. Узнаёте? (Кукушка, утка, цапля, ласточка, трясогузка). Все птицы весной заняты строительством гнёзд, а затем высиживанием птенцов. Поэтому весной в лесу необходимо вести себя тихо, осторожно.

Слайд 28.

Говоря о приходе весны, нельзя не вспомнить о бабочках. Когда ещё лежит снег и реки закованы в лёд, а деревья ещё дремлют – появляются бабочки-крапивницы . Те самые крапивницы, которые известны всем и которых ребята часто называют шоколадницами. Действительно, рисунок у них на крыльях шоколадных тонов. Мы соскучились по бабочкам и не можем равнодушно пройти мимо, увидев в парке или на лесной опушке это порхающее чудо. Улыбнёмся, задышим веселее и зашагаем легче: весна пришла, новая весна!

Слайд 29.

Примерно в то же время начинает летать бабочка-лимонница . Она действительно лимонного цвета да по одной аккуратной оранжевой точке имеет на каждом крыле. У этой бабочки есть и другое название – крушинница. (Гусеницы её кормятся листьями одного из наших кустарников – крушины).

Слайд 30 – 31.

Рано весной появляются траурница и дневной павлиний глаз . Обе бабочки очень красивы и своё название получили за рисунок на крыльях. У траурницы крылья тёмно-шоколадного цвета, почти чёрные, бархатистые, а по краям беловатая кайма. У дневного павлиньего глаза четыре сиреневых пятна на крыльях по одному на каждом. И вправду похожи на павлиньи глаза, те самые, что у него на перьях.

Слайд 32.

Очень красив адмирал . Украшена бабочка красными полосками, напоминающими ленты адмиральского мундира. Эти бабочки не попали пока в Красную книгу. Они ещё встречаются, хотя в последние годы и их стало меньше. Поэтому бабочек надо беречь!

Слайды 33 - 36.

Кроме бабочек просыпаются другие многочисленные насекомые. Все они вам знакомы: шмели, пчёлы, божьи коровки и т. д.

Закрепление .

В тетради №5 с. 38.

Народные приметы.

  • Чайки прилетели – лёд пойдёт, а журавль тепло принесёт.
  • Стаи грачей кричат, взлетают и садятся в гнёзда перед переменой погоды.
  • Ласточки прилетели – будет гром скоро, опускаются на лету и задевают землю крыльями – к тихой погоде. Если в середине марта тепло – к тёплому лету.
  • Если у берёзы много берёзового сока – к дождливому лету.

Итог.

Наше путешествие в гости к весне заканчивается. Но весна в самом разгаре, поэтому вы продолжаете наблюдать за всем, что происходит в природе. Прочитайте стихи о весне. Выполните рис. «Красота весны».

Презентация (в архиве с аудиофайлами).