Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Краткое содержание рассказа кто чем поет бианки. Урок по литературному чтению В.Бианки "Кто чем поёт?"

/ Бианки, Кто чем поёт?

Бианки, Кто чем поёт?

Бианки Виталий Валентинович. Родничок 2 +

скачать

Аудио сказка о животных Виталия Бианки "Кто чем поёт?" рассказывает нам о том, чем и как поют безголосые обитатели лесов, болот, рек и полей. "Лягушки на озере начали ещё с ночи. Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли. "Ква-а-а-а-а!" - одним духом пошёл из них воздух...
Аист... Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!..
Выпь... придумала: "Дай-ка на воде сыграю!" Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! пошёл по озеру громкий гул: "Прумб-бу-бу-бумм!"...- словно бык проревел...
Дятел... - Чем дерево не барабан, а нос мой не палочка?- Хвостом упёрся, назад откинулся, размахнулся головой - как задолбит носом по суку! Точь-в-точь - барабанная дробь...
Жук с предлинными усами. Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея - тоненький-тоненький писк послышался... Шею натрудил - зато сам своей песнею доволен...
вылез Шмель... Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно струна гудит...
Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков - длинные задние лапки коленками назад. На крыльях - зазубринка, а на ножках - зацепочки. Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает - стрекочет. Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.
"Эх, - думает долгоногий Бекас под кочкой, - надо и мне спеть!.. полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!" ...залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие пёрышки ветром перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял. А это Бекас... поёт... хвостом!"

Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.

Лягушки на озере начали ещё с ночи.

Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли.

«Ква-а-а-а-а!..» - одним духом пошёл из них воздух.

Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался.

Целый хор! Будет мне чем поживиться!

И полетел на озеро завтракать.

Прилетел и сел на берегу. Сел и думает:

«Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».

Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!

Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:

И придумала:

«Дай-ка на воде сыграю!»

Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул:

«Прумб-бу-бу-бумм!..» - словно бык проревел.

«Вот так песня! - подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. - Инструмент-то у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?»

Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой - как задолбит носом по суку!

Точь-в-точь барабанная дробь.

Вылез из-под коры Жук с предлинными усами.

Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея - тоненький-тоненький писк послышался.

Пищит усач, а всё напрасно: никто его писка не слышит. Шею натрудил - зато сам своей песнею доволен.

А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.

Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно струна гудит.

Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве.

Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков - длинные задние лапки колонками назад. На крыльях - зазубринка, а на ножках зацепочки.

Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает - стрекочет.

Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.

«Эх, - думает долгоносый Бекас под кочкой, - надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся… Эх! Была не была, - полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!»

Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает.

И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял.

А это Бекас.

Отадай, чем он поёт?

Тема урока: Виталий Бианки « Кто чем поёт

Цель: Создать условия для исследования содержания книги В.В.Бианки «Кто чем поёт?»

Задачи:

Учащиеся познакомятся с творчеством писателя-натуралиста В.В.Бианки

Смогут установить взаимосвязь явлений в живой и неживой природе

Узнают об образе жизни и повадках представителей животного мира:

земноводных, птиц, насекомых

Разовьют умения и навыки устной речи, грамотного, выразительного

чтения, пересказа

Научатся выполнять простейшие предположения, строить гипотезы,

развивать умения сравнивать и делать выводы.

Оборудование : компьютер, карточки с заданиями, кроссворд, картинки

Ход урока:

1 .Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок,
Нам пора начать урок

Учитель: Ну а вам не надоело,

Дети: Нет!

Тому, кто занят делом.

Просто некогда скучать!

Тихо сели, спины прямо

Вижу класс наш хоть куда,

Ну, начнём, урок друзья!

2.Определение темы, постановка целей.

Сегодня у нас урок-исследование, а вы исследователи.

А что значит исследовать? (узнавать, изучать)

Ребята, давайте прислушаемся. Вы слышите что-нибудь? Нет? А я слышу. В нашем классе стало очень тихо. Это мы незаметно пробрались в лес и вот что там услышали.

(Пение птиц).

Чьё пение вы услышали? - Вам понравилось?

Жители леса, так же как и люди могут петь. Только одни имеют красивый голос, а другие не очень. Вот, например, птицы жаворонок, соловей, канарейка, щегол, имеют красивый голос и нам их приятно слушать. А вот В.Бианки услышал, как поют безголосые жители леса.

Изучение нового материала.

Познакомьтесь с фактами из биографии этого человека. Поработаем над читательской грамотностью.

(дети жужжащим чтением читают текст)

Виталий Валентинович Бианки родился 30 января 1894 г. в Санкт-Петербурге в семье ученого-орнитолога (учёный, изучающий птиц). Отец Бианки приобщал сына к природе. Он рано начал брать его с собой в лес. Отец каждую травинку, каждую птицу и зверушку называл по имени, отчеству и

фамилии. Учил узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда.

Писать для детей Виталий Бианки начал в 28 лет. За 30 лет написал для детей более 120 книг, в которые вошло приблизительно 300 произведений рассказов, сказок, повестей. Виталий Валентинович Бианки писал: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были

доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Главная тема произведений Виталия Бианки – лес и его обитатели. С большой любовью пишет о животных, птицах. Он много путешествовал, наблюдал за животными и свои впечатления от увиденного передавал в рассказах о природе.

Вопросы -Где родился В. Бианки?

Кто привил ему любовь к природе?

Как отец приобщал сына к природе?

Когда начал писать книги?

Для кого писал свои произведения В. Бианки?

Сколько произведений написал Бианки?

Какова главная тема его произведений?

Прочитайте заголовок «Кто чем поёт?»

Заголовок это не просто слова.

Эти слова – всему голова!

О чём может быть текст с таким названием?

Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

Поставьте цель урока. Закончите предложения:
Узнать… . Узнать о том чем поют животные
Учиться…. Учиться правильно читать.
Определить…. Определить главную мысль произведения
Развивать…. Развивать речь

Итак, узнаем, чем же поют безголосые животные?

3.Знакомство с произведением.

1.Чтение учителем. Пауза

Как вы думаете, кто такие безголосые?

Учитель: чтение про лягушек Пауза.

Почему лягушки надувают пузыри? (информация о лягушках)

Ученик рассказывает о лягушках.

Ранней весной, когда появляется солнышко, вода от его лучей становится теплее. Лягушки просыпаются и откладывают свои икринки, из икринок появляются головастики. Летом головастики растут, превращаются в лягушек, которые плавают в воде, охотятся на берегу, а ночью поют свои песни. «Поёт» лягушка заушными мешками, которые наполнены воздухом и кажется, что у неё на голове воздушные шарики! В холодное время года, зимой, лягушка спит на дне водоема. Она зарывается в ил, потому что там теплее,а когда вновь наступит весна и пригреет солнышко, лягушка вылезет из своего убежища, начнет опять плавать, охотиться и громко квакать - петь свои лягушачьи песни.

Чтение про аиста. Пауза.

А кто услышал песню лягушки? Почему он прилетел на болото?

(Завтракать, будет мне чем поживиться)

Почему же он забыл про завтрак?

(Увлекся своей песней).

Почему о пении аиста Бианки так говорит: “Трещотка трещит деревянная”? (информация об аистах)

Ученик рассказывает об аистах.

Аисты действительно любят селиться рядом с человеком, вблизи деревень и хуторов. Почему? Да потому, что на возделанных человеком полях больше насекомых, рядом с жильем водятся мыши, а на лугах –ящерицы. В наши края аисты прилетают в конце марта, в начале апреля. Первыми прибывают самцы, выбирая место для гнезда. Самцы нередко дерутся друг с другом за гнездо. Вскоре прилетают и самки. Аисты откладывают от 1 до 7 яиц и насиживают их по очереди: самец днем, самка ночью. Вылупившиеся птенцы будут находится под опекой родителей 70 дней, за это время их выкормят и научат летать, и добывать корм.

Выпь

Кто услышал песню аиста?

А она как поет?

Почему о пении выпи Бианки так говорит: « Словно бык проревел»? (информация о выпи)

Ученик рассказывает про выпь

Выпь птица крупная , тело сильно сжато с боков и достигает 62-79 сантиметров. Клюв сильный и прямой. Шея и ноги довольно длинные. Окраска глинисто-рыжая, пестрая и неяркая. Большая Выпь осторожная ночная птица. Характерной чертой Большой Выпи является ее способность затаиваться в камыше, при этом птица вытягивается, словно палка, и застывает неподвижно. Окраска Выпи делает ее совершенно незаметной.

Пищей для Выпей является мелкая рыба, земноводные, беспозвоночные и в небольшом количестве растения.

Дятел

Жук

Чем же поёт жук?

Шмель

Почему пение шмеля напоминает гудение струны?

Саранча

Почему Бианки называет пение саранчи выступлением струнного оркестра? (о саранче)

Ученик рассказывает про саранчу

Стадное насекомое, перелетающее огромными массами, вредитель сельского хозяйства., оставляет за собой опустевшее, мёртвое пространство.

Бекас

Почему Бекас так долго не вступал в общий хор? (Нечем петь)

Чем же запел Бекас? (Хвостом)

Ученик рассказывает про бекаса
Бека́с - небольшая птица с очень длинным, прямым и острым клювом. Небольшой кулик размером примерно с . Длина тела около 26 см, масса 80-180 г, размах крыльев 40-45 см.

При самец бекаса поднимается на высоту до 100 м и затем стремительно пикирует вниз. При этом он издаёт звук, напоминающий блеянье барашка, причём источником звука являются перья хвоста, вибрирующие под напором воздуха.

Выборочное чтение с одновременным заполнением таблицы:

Какая музыка гремит в лесу?

Где и как поют Лягушки?

Кто застучал, затрещал? (аист)

Кто играет на воде? (выпь)

У кого нос, как барабанная палочка? (дятел)

Как пищит жук – усач?

Как поёт Шмель?

Кто стал скрипочки налаживать?

Чем поёт Бекас? (саранча)

-Чья песня вам понравилась больше всего?

Игра (физминутка) «Летает, не летает»

(летает - машем руками, не летает – стоим)

    Сова, сокол, пингвин , ласточка, синица, страус , чайка, фламинго, снегирь, курица , жаворонок, лебедь.

4.Работа в группе (отгадай животное)

Жалобы животных.

1. «Сама знаю, что я не красавица. Окажись рядом, многие шарахаются в сторону. А то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А вот польза от меня большая. Ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда добычей становятся мелкие землеройки и полевки - враги урожаев. А уж сколько от меня достается комарам, которых вы, ребята, ох как не любите, а они вас наоборот -уж больно вкусненькие! А если меня принести в дом, где завелись тараканы, они быстренько исчезнут. Догадались, кто я? (Жаба).

2. «Ох, и не любят меня люди! Голос мой не нравится им и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь я за лето уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки и пирожки любит, уважать обязаны. И нечего меня страшилищем выставлять и детей мною пугать... Умные люди меня уважают и ценят. Символом мудрости меня называют, и мой портрет недаром украшает эмблему очень интересной игры «Что? Где? Когда?». (Сова).

3. А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится, что темноту я люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя. Но я друг человеку, а не враг. Кто я?

(Летучая мышь) Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160 – 170 комаров.

4. Мы хотим защитить себя от тех, кто нас часто ловит. Это в основном вы, дети! Вы ловите нас, отрываете крылышки. А когда нас трогают за крылья, то мы становимся беспомощными, потому что не можем больше летать. Мы очень красивые, нежные и хрупкие, как цветы. Без нас летняя полянка не будет такой пестрой и веселой. Ребята, не обижайте нас!

(Бабочки) Бабочки не только украшают наши поля и луга, но и приносят человеку пользу. Например, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.

5 . Я быстрая и ловкая с пушистеньким хвостом.

Скачу по веткам шустренько и в дереве мой дом.

Характер мой запасливый – готовлюсь я к зиме.

Люблю орехи, ягоды – их хватит всей семье.

Кто я? (Белка)

Я очень быстрая и ловкая. Но и мне приходится нелегко в лесу. Часто бывает, что не хватает кормов и нам приходится уходить с обжитых мест. По дороге очень многие погибают от зубов хищников и от рук человека. Нас убивают из-за красивого меха. А сколько моих сородичей гибнет в лесных пожарах! Остановись, человек, береги все живое!

6. А нам как плохо живется – хуже некуда, хоть и не видно нас почти, а только слышно тонкий голосок. Каждый норовит нас обидеть. А ведь мы пользу приносим. Нашими личинками, которые мы откладываем в воде, питаются рыбы и разная водная живность. Но от нас все отмахиваются, пытаются убить. Хоть мы не кусаемся, а просто прокалываем кожу человека хоботком, чтобы выпить капельку крови, которая необходима самке. Только после этого она сможет отложить яички, из которых наши дети выводятся. (комары)

Выступление групп.

- Какие слова из текста вам помогли догадаться?

5. Тест В. Бианки «Кто чем поёт?»

1. Каких животных В. Бианки называет целым струнным оркестром?

А) Кузнечиков Б) Саранчу В) Сверчков

2. Кто надул пузыри за ушами и запел: «Ква-а-а-а-а!»?

А) Лягушки Б) Саранча В) Ящерицы

3. Кто хвостом «поёт», словно барашком блеет?

А) Бекас Б) Сокол В) Филин

4. Кто поёт, будто барабанит по дереву?

А) Клёст Б) Дятел В) Сова

5. Кто поёт так, будто бык ревёт: «Прумб-бу-бу-бумм!»?

А) Аист Б) Выпь В) Сова

6. Кто поёт так, словно струна гудит?

А) Муха Б) Шмель В) Комар

7. Кто поёт постукиванием одной половинкой клюва о другую, словно «трещотка деревянная»?

А) Дятел Б) Аист В) Бекас

8. О какой группе животных не упоминается в книге «Кто чем поёт?»

А) Насекомые Б) Птицы В) Пресмыкающиеся

9. Кто поёт своей шеей?

А) Жук Б) Муха В) Комар
10. Чем поёт шмель?

А) Ножками Б) Усиками В) Крылышками

Самопроверка.

6.Итог .

Чему учит рассказ В. В. Бианки? (учит быть наблюдательными, любить и беречь природу, уметь находить и замечать в ней необычное, интересное)

Что вас удивило?

Что заинтересовало?

Какая основная мысль произведения?

7.Рефлексия (светофорик)

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно.

У меня остались пробелы в знаниях.

8.Домашнее задание.

Пересказ понравившегося отрывка из произведения.

Пользуясь энциклопедией, подготовить сообщение о птицах, насекомых и т.д.

Рисунок понравившегося героя

Жанр: рассказ

Главные герои: лесные обитатели

У Бианки во всех книгах отчетлива идея единения с природой, и краткое содержание рассказа «Кто чем поет» для читательского дневника это подтверждает.

Сюжет

В лесу каждый поет на своем языке. Лягушка протяжно квакает. Аист стучит клювом под ритм. Выдувает свои песни выль. К аисту присоединился дятел, добавляя четкий, твердый ритм. А малыш-жучок принимается жужжать. Скрипачка-саранча играет на шероховатых лапках ног, будто на струнках. К ней присоединяются целый оркестр кузнецов. Птицы поют хвостами, крыльями, развевающимися на ветру, и дополняют песни прекрасными голосами.

Вывод (моё мнение)

Каждое живое создание любит жизнь и существует для целей, о которых мы можем не знать. Каждый жучок, каждый кузнечик, птица, лягушонок - все имеют плоть, нервную систему, они чувствуют и страх, и боль, и удовольствие, и радость. Не стоит считать, что природа не нужна человеку, человек крепко связан с природой, и обитатели природы - наши братья меньшие, это правда, нас связывает что-то общее - жажда жизни, инстинкты - самосохранения, выживания, продолжения рода, и пренебрежение природой, игнорирование ее потребностей или нанесение ей вреда - ухудшение собственного положения и преступление против будущих поколений.

Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.

Лягушки на озере начали ещё с ночи.

Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли...

«Ква-а-а-а-а!..» — одним духом пошёл из них воздух.

Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался:

— Целый хор! Будет мне чем поживиться!

И полетел на озеро завтракать.

Прилетел и сел на берегу. Сел и думает:

«Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».

Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, — то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:

И придумала: «Дай-ка на воде сыграю!»

Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул:

«Прумб-бу-бу-бумм!..» — словно бык проревел.

«Вот так песня! — подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. — Инструмент-то у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?»

Хвостом упёрся, назад откинулся, размахнулся головой — как задолбит носом по суку!

Точь-в-точь — барабанная дробь.

Вылез из-под коры Жук с предлинными усами.

Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея — тоненький-тоненький писк послышался.

Пищит усач, а всё напрасно: никто его писка не слышит. Шею натрудил — зато сам своей песней доволен.

А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.

Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно струна гудит.

Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве.

Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков — длинные задние лапки коленками назад. На крыльях — зазубринки, а на ножках зацепочки.

Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринками зацепочки задевает — стрекочет.

Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.

«Эх, — думает долгоносый Бекас под кочкой, — надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся... Эх! Была не была, — полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!»

Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с бока на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие пёрышки ветром перебирает.

И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял.

А это Бекас.

Отгадай, чем он поёт? Хвостом!