Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Этнос: нации и народность. Дополнительный материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию "Этнос: нации и народности" Нация

ПРОФИЛЬ - 11 класс

1 - вариант.

1. К этническим общностям относятся

1) общины 2) элиты 3) маргиналы 4) народности

2. Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

3. Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется

1) межнациональной дифференциацией 2) международной интеграцией

3) культурным плюрализмом 4) межнациональным конфликтом

4 . Один из спо-со-бов предот-вра-ще-ния меж-на-ци-о-наль-ных кон-флик-тов в де-мо-кра-ти-че-ском об-ще-стве:

1) последовательное на-ра-щи-ва-ние во-ен-но-го по-тен-ци-а-ла государства

2) компактное рас-се-ле-ние людей одной на-ци-о-наль-но-сти в пре-де-лах мно-го-на-ци-о-наль-но-го государства

3) обеспечение прав и сво-бод всех граж-дан не-за-ви-си-мо от на-ци-о-наль-ной принадлежности

4) создание на-ци-о-наль-но од-но-род-ных государств

5 . Верны ли следующие суждения о межнацио-нальных отношениях?

А. Межнациональные отношения вплетены в другие общественные отношения (политические, эко-номические, экологические, духовные, языковые).

Б. Межнациональные отношения существуют в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений.

6 . Верны ли следующие суждения о националь-ном самосознании?

А. Национальное самосознание является обяза-тельным признаком этнической общности.

Б. Национальное самосознание формируется из неосознанных или полуосознанных стереотипов поведения, отличающих один народ от другого;

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны

7. Одним из конституционных принципов национальной политики в Российской Федерации является:

1) преувеличение места и роли национально-культурной автономии в составе единого федеративного государства

2) создание условий для разрозненного проживания малочисленных народов в национальной среде

3) равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

4) приоритет прав человека, установление привилегий для «коренной» нации

8. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии наций на современном этапе?

А . Процесс сближения, объединения наций на основе экономической интеграции.

Б . Процесс дифференциации наций, выражающийся в их стремлении к самоопределению.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны

9. В демократическом государстве национальная политика реализуется через:

1) гарантирование прав малочисленных народов

2) конституционное закрепление национального избирательного ценза

3) предоставление прав гражданам по национальному признаку

4) ограничение использования национального языка

10. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной интеграции и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 балла.

1) религиозный фанатизм

2) взаимопроникновение религий и культур

3) протекционизм в экономике

4) транснациональные корпорации

5) глобализация

Критерии оценки: 11 б. - «5» 10- 8 б - «4» 7- 5 б.- «3» менее 5 б.- «2»

Тест по теме: «Этнос и нация. Межэтнические отношения».

ПРОФИЛЬ - 11 класс

2 - вариант.

За правильно выполненные задания 1-9 - 1 балл.

1. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

1) профессиональной 2) территориальной

3) демографической 4) этнической

2. Одним из признаков народа как этнокультурной общности является:

1) единое гражданство 2) единство убеждений

3) общность социального статуса 4) общность религии

3. К ис-то-ри-че-ским разновидностям эт-ни-че-ских общностей относят:

1) государства 2) племена 3) сословия 4) конфессии

4 . Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о на-ци-о-наль-ной политике?

А. В Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции на-ци-о-наль-ная по-ли-ти-ка на-прав-ле-на на фор-ми-ро-ва-ние де-мо-кра-ти-че-ских ме-ха-низ-мов раз-ре-ше-ния на-ци-о-наль-ных и меж-на-ци-о-наль-ных проблем.

Б. Ха-рак-тер на-ци-о-наль-ной по-ли-ти-ки за-ви-сит от кон-крет-ных ис-то-ри-че-ских условий.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны

5 . К культуре межнациональных отношений не относится:

1) реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности

2) уважение национального самосознания

3) признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации

4) проявление национального недоверия

6 . Верны ли следующие суждения об этносе?

А. По мере развития этноса в нём убывают биоло-гические черты и нарастают социально-политиче-ские.

Б. К этносам причисляют племена, народности и нации.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны

7 . Одним из способов разрешения межнациональных конфликтов является:

1) наличие демократического правового государства

2) использование в конфликтах вооружённых сил

3) национальное обособление

4) абсолютизация национального суверенитета

8 . Верны ли следующие суждения об этническом самосознании народа?

А . Этническое самосознание народа фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.

Б . Этническое самосознание народа еще не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны

9. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает

1) сепаратизм 2) сближение народов

3) национальная изоляция 4) национальная дифференциация

10. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной дифференциации и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 балла.

1) протекционизм в экономике

2) транснациональные корпорации

3) национализм в различных формах в политике и культуре

4) глобализация

5) самоизоляция

Критерии оценки:

11 б. - «5»

10- 8 б - «4»

7- 5 б.- «3»

менее 5 б.- «2»

Тест

Этнос: нации и народности

Этнос - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация; которая проживает на определенной территории. Имеет свой язык и культуру.

Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующихся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

Нация - территориальная культурно-политическая и социально-экономическая общность, возникающая в процессе формирования государства.

Признаки этноса:

1) кровное родство

2)устойчивая межпоколенная преемственность - Каждое поколение, с одной стороны,продолжает унаследованную деятельность, культуру в новых условиях. А другой стороны видоизменяет и дополняет старое – и так из поколения в поколение т.е. происходит преемственность между поколениями.(растили хлеб, производили металл- изменилось в современных условиях)

3)общность исторической судьбы - В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Но есть в истории мрачные страницы. Воспринимать их надо с болью и негодованием, не скрывать не удобные факты, это и есть исторический путь каждого народа. Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев.

4)общее самосознание - Национальное самосознание – это осознание что ты принадлежишь какому – то народу, не отделимая его частица, осознает историю своего народа, общие национальные ценности- письменность, язык, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию.

5)единство языка - Язык отличительный признак этноса. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней.

6)определенная территория - Она как язык может расширяться, обновляться. Иногда могут переселяться, осваивать новые земли. Связь между этносом и территорией очень тесная. Этносы часто борются за землю предков не на жизнь, а на смерть.

7)общая культура и традиции. У каждого народа существуют присущие только ему традиции

Племя – исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов

В IX в.формируется государство у восточнославянских племен- с центром в г.Киеве – Киевская Русь.

В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство.

Подчиняясь власти киевского князя каждое племя, отправляло своё ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом «Мы из рода русского» заявляли с гордостью В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность.

Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории. Устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.

В результате монголо-татарского нашествия в XIII в.древнерусская народность была разобщена. С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо – Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык. Жители Юго-Западной и западной Руси оказались включены в состав владений Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В тоже время не имея возможности общаться с Северо –Восточной Русью, они сохранили особенности местных диалектов, быта и культуры. В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель Из некогда единой древнерусской народности формируется русская, украинская. белорусская народности.

Позже с образование централизованного государства и развития капиталистических отношение формируется нация - русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса - нации . Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое, возникает нация.

Итак племя - это исторически первая ступень формирования этноса, народность вторая ступень, недостаточно устойчивая общность, нация – устойчивая и наиболее развитая ступень формирования этноса.(схема)

Этнос – это собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.

Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностями и инструментами

Народность - собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию

Племя - исторически первая ступень формирования этноса; представители обладают собственным языком или диалектом, территорией, формой организаций, общими церемониями

Этнические общности. В науке под этносом (от греч. ethnos - народ) понимается исторически сложившаяся на определённой территории общность людей, которая характе­ризуется единством происхождения, культуры, языка, а так­же сознанием своего единства. Человек осознаёт себя потом­ком ряда предшествующих поколений, принадлежавших к данному этносу. Память о предках передаётся из поколения в поколение. В результате образуется историко-культурное наследие, которое и определяет целостность этноса.

Поскольку любой этнос пополняется за счёт межэтни­ческих браков и включения в свой состав представителей других этносов, попытки делить людей по «чистоте кро­ви», различать «чистых» и «нечистых» представителей этноса лишены серьёзных научных оснований. Этническая


общность основана прежде всего не на единстве «крови», а на самосознании людей. Почти во всякой родословной, уходящей достаточно далеко в прошлое, обнаруживаются выходцы из иных народов.

В ходе исторического развития человечества этносы, по­добно людям, рождались, жили и умирали, давая начало другим этносам. Различным историческим периодам в раз­витии общества соответствуют три формы (этапа) развития этноса - род и племя, народность, нация {схема 2).

Этапы развития этноса

Род и племя характерны для первобытного общества.

Род представляет собой группу людей, связанных между собой родственными узами и имеющих общего предка. В жиз­ни рода отсутствует формальная система руководства. Раз­личные вопросы решаются либо старшим в роду, либо ду­ховным предводителем рода (шаманом), но чаще всего - собранием рода. В качестве законов используются родовые традиции, передаваемые в устной форме.

Племя - более крупное образование, нежели род. Племя состоит из нескольких родов. Люди, входящие в состав пле­мени, говорят на одном языке, имеют общие бытовые прави­ла и религиозные обряды, считают людей из других племён чужаками. В племени в отличие от рода имеется формаль­ный лидер - вождь, а также совет старейшин. Разложение


родо-племенных отношении происходит в связи с появлени­ем частной собственности и обмена. При этом усиливается роль военных вождей, появляется племенная знать.

Народности обычно складывались из нескольких пле­мён, близких по своему происхождению и языку, либо из разноязычных племён, смешавшихся в результате за­воеваний. В процессе складывания народности формиру­ется общий язык (обычно это язык более многочисленной или более развитой в культурном отношении группы пле­мён). Формируется территориальная, культурная и отчасти хозяйственная общность входящих в народность людей. Становление государства способствовало упрочению народ­ностей.

Нации представляют собой более высокую ступень само­организации и консолидации этноса. Они складываются в результате соединения, перемешивания представителей раз­личных племён и народностей. Современные нации формиро­вались в период становления капиталистических отношений. В результате развития товарного производства и торговли, складывания региональных и общенациональных рынков постепенно преодолевалась средневековая обособленность на­селения. Создание централизованных государств укрепляло хозяйственную общность и ускоряло формирование наций. С этим связаны процессы создания национального языка, развития общенациональной культуры, формирования осо­бенностей национального характера и образа мыслей, воз­никновения национального самосознания.

Народности, оказавшиеся разделёнными на части госу­дарственными границами, могут дать начало нескольким нациям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембурж-цы и др.). Древнерусская общность людей явилась единым корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации.

Нация рассматривается в науке не просто как этниче­ское единство людей, а как политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество граждан данно­го государства, объединённых одним правлением.

Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется прежде всего его самосознанием.


Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное - от его включённости в на­циональную культуру и чувства причастности к ней. Порой этническое самосознание и национальное самосознание не совпадают. Попадая в новую этническую среду, например, в результате переезда в другую страну, люди не меняют своей этнической принадлежности. Но они могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосозна­ние, либо ассимилироваться, т. е. освоить иную культуру и обрести новое национальное самосознание. В современных нациях много людей разного этнического происхождения - американские белорусы, обрусевшие немцы и т. д. Для обо­значения этнической принадлежности людей в наши дни пользуются термином «национальность», а понятие «на­ция» часто отождествляется с понятием «народ». Напри­мер, белорусская нация - это белорусский народ, объеди­няющий всех граждан нашей страны.

Как правило, у каждого народа свой язык. Но из этого правила есть исключения. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, хотя являются разными народами. А существование во Франции кроме французского ещё че­тырёх языков - бретонского, гасконского, провансальского и немецкого не помешало образованию единого француз­ского народа. В Республике Беларусь два государственных языка - белорусский и русский.

Развитие наций и национальных отношений. Современ­ное человечество представлено примерно тремя тысячами различных наций и народностей. Большинство их них жи­вут в многонациональных государствах. Благополучие, а нередко и сама жизнь людей зависят от их способности к диалогу и взаимопониманию, от уважительного отношения к особенностям, обычаям, нравам, взглядам представителей других национальностей.

Для каждой нации характерно наличие системы извест­ных всем её представителям традиционных форм пове­дения, бытовой символики, других элементов культуры, которые обеспечивают их взаимопонимание и сходство ми­ровоззрения.


Современная Индия

В современном мире ни одна нация не может жить в пол­ной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые связи с другими на­циями. Эти связи могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими). Они могут основывать­ся либо на соперничестве, либо на сотрудничестве, быть равноправными или же неравноправными.

Примером сближения наций может служить Европей­ский союз (ЕС). На 1 января 2007 г. в него входило 27 госу­дарств, народы которых говорят по меньшей мере на 40 язы­ках. Введены единое европейское гражданство, единая ва­люта - евро, разработано единое европейское право. Вер­ховенство европейского права над национальным призна­ют все государства ЕС. На случай конфликтов, для реше­ния сложных проблем организована «третья власть» - Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС. На постсоветском пространстве успеш­но функционируют такие объединения стран и народов, как



Заседание Международной организации труда


Ансамбль «Песняры», 1977 г.

Содружество независимых государств (СНГ), Европейско-Азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Национальное самосознание. Посредством самосознания нация определяет свои коренные интересы, цели и идеалы, собственное место среди других народов и отношение к ним. Национальное самосознание базируется на историче­ской памяти и предполагает оценку прошлого своей нации, а также её современного состояния.

Человек самостоятельно причисляет себя к той или иной национальности исходя из владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему

Людям присуще чувство национальной гордости, но по­нимают они её по-разному. Например, мы по праву гордим­ся культурными достижениями белорусского народа, одна­ко при этом уважаем ценности и интересы других народов. Такой позиции противостоит другая: «Всё своё - хорошо, всё чужое - плохо». Люди, придерживающиеся такой точ­ки зрения, готовы восхвалять хорошее и оправдывать пло­хое, характеризующее прошлое и настоящее своего народа,


и чернить историю и современную жизнь другого народа. Так возникают национальная рознь и конфронтация.

"Нация не есть раса, но длящаяся в истории группа,... Не нация создает государство,... Наоборот, государство создает нацию",..
«Фашизм - концепция историческая,.. где сотрудничают все нации»

Муссолини

Цель ФЦП − укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:

Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;

Содействие этнокультурному многообразию народов России.

Программа обеспечит координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.

Срок реализации Программы − 2014−2020 годы. Её реализация будет осуществляться в два этапа.

Целью I этапа (2014−2016 годы) является формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации .

Целью II этапа (2017−2020 годы) является развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, включая достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации , гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России.

Реализация Программы предполагает достижение определённого социально-экономического эффекта, который будет выражаться:

В укреплении единства российской нации и развитии единого этнокультурного пространства России как важного фактора устойчивого развития России и её территориальной целостности;

Общий объем финансирования Программы
составляет 6766,35 млн. рублей (в ценах
соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета -
4581,91 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 2184,44 млн. рублей

* * *
«Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской »
[В.И.Ленин, т. 10, с. 267]

-"Создана новая историческая общность- советский народ" .
[отчётный доклад Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева на XXIV съезде КПСС]
-"Дальнейшее сближение наций и народностей нашей страны представляет собой объективный процесс, ...партия считает недопустимым какие бы то ни было попытки сдерживать процесс сближения наций... искусственно закреплять национальную обособленность, ибо это противоречило бы генеральному направлению развития нашего общества"
[Брежнев, 1973, с. 30-31]

P.S.
Почему в заглавии поста слово "фашизм":
Для тех кто не в курсе- Гитлер себя фашистом никогда не называл, и никогда им не был. Фашизм, был в Италии при Муссолини.
И оба они не любили, когда их идеологии путали.
Для сравнения, цитата из Гитлера на ту же тему:
-«Понятие "раса" необходимо поставить в центре внимания».
«Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».
Гитлер был национальный социалист - сокращённо "нацист" (что очень удачно для коммунистов- "интернациональных социалистов", оказалось очень похоже по звучанию с совершенно другим словом - национализм. Многие и до сих пор верят, что это одно и то же).

Вариант № 14717

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Правительство стра­ны Z при­ня­ло ре­ше­ние о под­держ­ке кон­кур­са хо­ро­вых кол­лек­ти­вов «Поющий мир». Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о вза­и­мо­дей­ствии сфер общества

1) политической и экономической

2) экономической и социальной

3) политической и духовной

4) духовной и социальной

Ответ:

Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

1) уход от конфликтной ситуации

2) посредничество

3) компромисс

4) сотрудничество

Ответ:

Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?

1) хозяйственную

2) исследовательскую

3) политическую

4) производственную

Ответ:

Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.

Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?

1) среднее профессиональное

2) высшее профессиональное

3) основное общее

4) среднее общее

Ответ:

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам

Ответ:

Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц, это

3) дивиденды

4) страховые выплаты

Ответ:

В каком из пе­ре­чис­лен­ных при­ме­ров речь идет о со­хра­не­нии своих на­коп­ле­ний от обесценивания?

1) Татьяна при­об­ре­ла квар­ти­ру в пре­стиж­ном районе

2) Сергей хра­нит сэко­ном­лен­ные сред­ства дома

3) Иван приобрёл новый автомобиль

4) Марина за­стра­хо­ва­ла при­над­ле­жа­щие ей дра­го­цен­но­сти от кражи

Ответ:

Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

К социально значимым признакам, определяющим положение человека в обществе, относят

1) уровень образования

2) мировоззрение

3) физические данные

4) особенности темперамента

Ответ:

Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

1) патриархальной

2) многодетной

3) неполной

4) малой (нуклеарной)

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об этносе?

А. В от­ли­чие от народности, нация - более устой­чи­вая общ­ность людей, причём устой­чи­вость ей придаёт общ­ность эко­но­ми­че­ской жизни.

Б. Го­су­дар­ство фор­ми­ру­ет на­род­но­сти и нации, объ­еди­ня­ет тер­ри­то­рии и уста­нав­ли­ва­ет связь с эт­ни­че­ски­ми группами.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Отличительным признаком политической партии является

1) объединение людей с общими интересами

2) создание разветвленной организации

3) право законодательной инициативы

4) стремление участвовать в осуществлении политической власти

Ответ:

Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется

1) верховенство парламента

2) республиканская форма правления

3) унитарное государственное устройство

4) разделение властей

Ответ:

Верны ли следующие суждения о политике?

А. Любые властные отношения носят политический характер.

Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Что является отличительным признаком правового государства?

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

3) функционирование правоохранительных органов

4) наличие суверенитета

Ответ:

Выберите верное утверждение:

Президент Российской Федерации

2) назначается сроком на 5 лет

3) избирается Государственной Думой

4) утверждается Федеральным Собранием

Ответ:

В каком из приведённых случаев вступает в действие Закон РФ «О защите прав потребителей»?

1) Склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата соответствия.

2) Гражданин приобрёл для личного пользования автомобиль, в котором была обнаружена бракованная деталь.

3) Гражданин приобрёл для перепродажи в другом городе партию оказавшегося недоброкачественным товара.

4) Фирма поставила аптекам города партию лекарств с истекшим сроком годности

Ответ:

Верны ли следующие суждения о семейном праве?

А. Все имущество, приобретенное во время брака, является общей собственностью супругов.

Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

В при­ве­ден­ном списке ука­за­ны черты сход­ства науки и ис­кус­ства и от­ли­чия науки от искусства. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы порядковые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку - по­ряд­ко­вые номера черт отличия:

1) является об­ла­стью духовной культуры

2) использует ху­до­же­ствен­ные образы

3) требует точ­но­сти и обос­но­ван­но­сти утверждений

4) создает ду­хов­ные ценности

Ответ:

Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Глобализация мировой экономики - это противоречивый процесс, который имеет и положительные, и отрицательные последствия. (Б) Исчезновение биологических видов является негативным последствием глобализации. (В) Сам по себе переход к информационному обществу не является глобальной проблемой.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А Б В

Ответ:

В стра­не Z был проведён опрос среди со­вер­шен­но­лет­них жи­те­лей на тему: «Кто в первую очередь дол­жен за­ни­мать­ся вос­пи­та­ни­ем детей?». Ре­зуль­та­ты опро­са в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших пред­став­ле­ны в таблице.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таблицы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Практически рав­ные ко­ли­че­ство опро­шен­ных как среди мужчин, так и среди жен­щин полагают, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей дол­жен за­ни­мать­ся отец.

2) Наименьшая часть опро­шен­ных среди жен­щин полагает, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем долж­ны за­ни­мать­ся в шко­лах и дет­ских садах.

3) Пятая часть опро­шен­ных жен­щин считает, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей долж­на за­ни­мать­ся мать.

4) Наименьшая часть опро­шен­ных муж­чин считает, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей долж­ны за­ни­мать­ся стар­шие члены семьи.

5) Более по­ло­ви­ны как среди опро­шен­ных мужчин, так и среди опро­шен­ных жен­щин считают, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей дол­жен за­ни­мать­ся один из родителей.

Ответ:

В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.

Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране X наблюдается медленный, но неуклонный экономический рост.

2) В среднем уровень жизни в государстве можно охарактеризовать как низкий.

3) Для экономики страны X характерен быстрый рост цен.

4) Можно констатировать усиление социального расслоения в стране X.

5) Усиление социального расслоения связано с ростом безработицы в государстве X.

Ответ:

Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


(По Э. Бенешу)

Опираясь на текст, на­зо­ви­те три фактора, вы­сту­па­ю­щие при­чи­на­ми де­цен­тра­ли­за­ции го­су­дар­ствен­но­го управления.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

(По Э. Бенешу)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя со­дер­жа­ние текста, на­зо­ви­те три ха­рак­тер­ные черты демократии, ко­то­рые вы­де­ля­ет автор.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

(По Э. Бенешу)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

(По Э. Бенешу)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Автор пишет, что де­цен­тра­ли­за­тор­ские дви­же­ния могут при­во­дить к со­вер­ше­нию ве­ли­ко­го греха и пре­ступ­ле­ния про­тив соб­ствен­но­го го­су­дар­ства и народа. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в под­твер­жде­ние ав­тор­ской позиции.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.