Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что изучают в разделе морфология. Морфология

Что изучает морфология? Синтаксис? Что такое морфема?

Что такое аффиксы? Какие виды аффиксов вы можете назвать?

В чем разница между словообразовательными и словоизменительными аффиксами? Как рассматривается в современной лингвистике проблема частей речи? Каковы единицы синтаксиса? Словосочетание и его типы. Каковы способы связи слов в словосочетание. Назовите основные признаки предложения и охарактеризуйте их.

Определите, из каких языков пришли к нам слова

1. Морфология -- раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) -- а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.

Синтаксис (греч. уэнфбойт -- составление) - раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строении связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:

Учение о словосочетании,

Учение о предложении (правильно построенном высказывании). Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения .

Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи). Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии («грамматическое значение», «грамматическая категория»).

Морфема - наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов -- фонем.

Аффикс (также формант ) -- морфема, которая присоединяется к корню и служит для образования слов. Аффиксы могут быть словообразовательными (как английский - ness и pre- ) и флексионными (как -s и -ed ). По сути аффикс является связанной морфемой (морфема, которая не совпадает с основой хотя бы в одной словоформе неслужебного слова; напр., kindness , unlikely ). Префиксы и суффиксы могут быть отделимыми аффиксами.

В чём разница между словообразовательными и словоизменительными аффиксами? Словообразовательные аффиксы служат для образования новых слов, словоизменительные - для изменения смысла слова.

Как рассматривается в современной лингвистике проблема частей речи?

Часть речи (калька с лат. partes orationis) -- категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т.п., но это не универсально) и глагол, в большинстве языков общепринято также деление частей речи на знаменательные и служебные. Наиболее общие классы, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями (инвентарем словоформ и парадигм, особенностями словообразования) и синтаксическими функциями. Учение о частях речи предполагает ряд принципов описания части речи и приложение этих принципов к характеристике отдельного слова как представителя той или иной части речи.

Каковы единицы синтаксиса? Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание (докоммуникативная конструируемая единица) и свободное предложение (коммуникативная конструируемая единица), а в последнее время - также ССЦ (сложное синтаксическое целое) и, наконец, связный текст. Мельчайшая единица синтаксиса - словоформа с её синтактикой (то есть свойствами сочетаемости) есть инвентарная номинативная единица и в то же время максимальная единица морфологии.

Словосочетание - это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др.

Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов, соединенных на основе подчинительной связи; в нём обязательно наличие грамматически главенствующего и зависимого членов, между которыми устанавливаются различного рода отношения.

Основной классификацией словосочетаний является классификация по морфологическим свойствам главного слова. По этой классификации словосочетания делятся на:

Именные: деревья в лесу, недовольный работой;

Наречные: по-прежнему важно, незадолго до концерта.

В словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова).

Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • 1. Согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову). Красивая шляпка, об интересном рассказе.
  • 2. Управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова). Ненависть к врагу, читать книгу .
  • 3. Примыкание (вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения). Петь красиво, лежать дрожа .

Предложение (в языке) - это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками - или многоточием.

Из каких языков пришли к нам слова:

арык - -казахск. ары?, тур. arэk, узб. ariq - гидротехническое сооружение в виде оросительного канала,

деньги - по самой распространённой версии, русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «деньга») произошло от тюркского «те?ге», или «де?ге». В настоящее время тенге - денежная единица в Казахстане, а также разменная монета в Туркмении. В «Хожении за три моря» Афанасия Никитина (XV век) индийские и китайские деньги называются тенка, тенки, например, «Почка алмаза новой копи по пять кени, черного - по четыре-шесть кени, а белого алмаза - одна тенка». Российские деньги в том же источнике называются рублями. морфема аффикс лингвистика

карикатура - итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать.

клерк - англ. clerk от лат. clericus - клирик

корреспондент - нем. кorrespondent, от позднелат. correspondeo - отвечаю, осведомляю

кредо - кредо (лат. credo - верю)

лазер - англ. laser, сокр. от Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation -- «Усиление света с помощью вынужденного излучения»

норма - лат. norma - дословно «наугольник», переносное значение «правило» - регулирующее правило, указывающее границы своего применения.

раса - от франц. race -- род, порода

роман - возникло в середине XII века вместе с жанром рыцарского романа (старофранц. romanz от позднелатинского наречия romanice «на (народном) романском языке»), в противоположность историографии на латинском языке.

трио - итал. trio от лат. tria -- «три»

штаб - нем. Stab

адресат - фр. adresse и adresser - направлять. Адресат - получатель.

адресант - фр. adresse и adresser - отправитель.

нарратив - лат. narrare - языковой акт, т.е. вербальное изложение - в отличие от представления

модератор - от лат. moderor -- умеряю, сдерживаю

лоббирование - англ. lobbyism, от lobby -- кулуары

1.
Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:

Морфология изучает слово как часть речи, особенности образования форм и их признаки.
Постоянными признаками имён существительных является только род и склонение.
Предлог – это служебная часть речи, которая используется для связи слов в словосочетании и предложении.
Причастие имеет признаки как глагола, так и прилагательного.

2.
Укажите номер ответа, сочетание слов в котором НЕ является СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

Подъехавший к нему
лес зеленеет
цвета бордо
белая берёза

3.
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании БЕЛОСНЕЖНОЕ ПОКРЫВАЛО:

Согласование
управление
примыкание

4.
Укажите глагольное словосочетание:

Слишком долго
красивыми цветочками
план сочинения
пилить доски

5.
Укажите верную характеристику предложения по цели высказывания, интонации и наличию второстепенных членов предложения.

Каждая книга открывает мир!

Повествовательное, восклицательное, распространённое
побудительное, восклицательное, распространённое
побудительное, восклицательное, нераспространённое
повествовательное, невосклицательное, распространённое

6.
Выпишите грамматическую основу предложения.

В Сибири не любят горячку и спешку. (А. Сурков)

7.Каким членом предложения является выделенное слово?

С УТРА перед окнами повисла желтоватая пелена. (А.Н. Толстой)

Подлежащее
сказуемое
определение
обстоятельство
дополнение

8.
Укажите вид односоставного предложения.

Яркий морозный день.

Назывное
определённо-личное
неопределённо-личное
обобщённо-личное
безличное

9.
Укажите номера (по одному в каждую ячейку) простых предложений, осложнённых однородными обстоятельствами.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Утром, днём и вечером шёл дождь.
В праздничные дни все выходили гулять на площади, бульвары, в парки и переулки.
Диваны и кресла стояли рядом.
Мы изучали синтаксис и пунктуацию.
Мне нравится читать интересные, увлекательные книги.
Среди птиц, насекомых чувствовалось приближение весны.

10.
Укажите номера простых предложений с вводными словами и конструкциями.

Конечно, лето в этом году будет жарким.
Общаясь с лесником, я понял важность сохранения леса.
Не спеши, мой дорогой друг.
Задача, пожалуй, не такая и сложная.
По мнению педагогов, читать необходимо ежедневно.
В глухом лесу, в самой чаще, бродят бурые медведи.

11.

По словам жильцов, воду отключат уже сегодня вечером.



12.
Укажите верное объяснение, почему обособлена выделенная часть предложения.

Позвольте поблагодарить вас за прекрасно написанную контрольную работу, дорогие восьмиклассники!

Потому что обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Потому что обособлено определение, выраженное причастным оборотом.
Потому что обособлено обращение.
Потому что обособлена вводная конструкция.
Потому что обособлена вставная конструкция.

Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Части речи в русском языке

Части речи - это группы слов, объединённых на основе общности их признаков.

Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

Так, все слова русского языка можно разделить на междометия инемеждометныеслова. Междометия - это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, чёрт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные иместоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол - он, удобный - такой, легко - так, пять - сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи - местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учётом следующих признаков:

1) обобщённое значение,

2) морфологические признаки,

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имён), наречие и глагол.

Таким образом, части речи - это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учётом их обобщённого значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трём основаниям (обобщённое значение, морфология, синтаксис), например: существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщённый» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, - местоимение и числительное.

В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто), прилагательными (этот, какой), числительными (сколько, несколько).

В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счёте. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три итретий различны.

Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи - категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов чётко не определён. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счёт включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).

Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи - это результат определённой классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщённое значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.

В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и некоторые другие слова.

Понятие «морфология» происходит из греческого языка. В составе этого слова содержится два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переводится как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Это наука, связанная с изучением грамматических признаков слова.

Что такое морфология в русском языке? Определение предмета морфологии - это раздел языкознания, исследующий слова как части речи, а также правила русского языка.

Что такое морфология и что она изучает в русском языке

Основные понятия морфологии

В сегодняшнем русском языке выделяют основы частей речи:

  • самостоятельные
  • служебные

Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой разделы морфологии, понятия и правила:

Имя существительное: определение - это основа самостоятельных, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?, а также вопросы, относящиеся к косвенным падежам, часть речи.

  1. Разряд: собственные (пишущиеся с большой буквы), нарицательные (с маленькой буквы).
  2. Одушевлённые (предмет видит), неодушевлённые (не видит).
  3. Род: мужской (он), женский (она), средний (оно), общий (оконч. -а, -я; соня, плакса, ябеда).
  4. Склонение (1 скл., 2 скл., 3 скл.).
  5. Число (единственное, множественное).
  6. Падеж (И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.).

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, обозначающая признаки каких-либо предметов, также она отвечает на вопросы какой? каков? чей? (сочный арбуз, зимний день, бабушкин пирог).

  1. Начальная форма - м. р., И. п., ед. ч.
  2. Разряды по значению: качественный, относительные, притяжательные.
  3. Форма: полная и краткая.
  4. Степени сравнения: сравнительные и превосходные.
  5. Род (мужской, женский, средний).
  6. Число (ед. и мн.).
  7. Падеж.

Имя числительное - это знаменательная, а также входит в состав самостоятельных частей речи, существующая для выражения количества предметов, числа или порядка предметов при счёте и отвечающая на такие вопросы, как сколько? который?: двадцать страниц; седьмой ряд.

Н. ф. - И. п.

Местоимение - это самостоятельная, указывающая на предметы, признаки и количество, часть речи, но при этом их не называет. Местоимения могут употребляться вместо имён существительных - отвечают на вопросы существительных, прилагательных - отвечают на вопросы прилагательных, числительных - отвечают на вопросы числительных.

  1. Разряд: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая выражает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? сделать?(читать, слушать, рисовать, молчать, засмеяться, подпрыгнуть).

Н. ф. - неопред. форма (что делать? сделать?).

Постоянные признаки:

  1. Вид: совершенный (что сделать?), несовершенный (что делать?).
  2. Возвратность/невозвратность.
  3. Переходность/непереходность.
  4. Спряжение (I спр., II спр.).

Непостоянные признаки:

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая не изменяется, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечающая на вопросы где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени? с какой целью? часть речи. В предложении наречие может примыкать к глаголу (идти быстро), к имени существительному (прогулки пешком) и прилагательному (очень ответственный), другому наречию (весьма неоднозначно).

  1. Разряды по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
  2. Степени сравнения: сравнительная (простая и составная формы), составная форма превосходной степени.
  3. Знаменательные и местоименные.

В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:

предлог - это часть речи, относящаяся к служебным и указывающая на зависимость самостоятельных частей речи в словосочетании и предложении и на некоторые отношения между ними (временные, пространственные, цели, причины и др.).

Непроизводные (простые) и производные (отглагольные, отымённые, отнаречные).

Пример: ходить по асфальту, разглядеть за деревом, действовать согласно плану.

союз - это часть речи, относящаяся к служебным, которая объединяет однородные второстепенные члены в составе простого предложения, некоторые части сложного предложения и одновременно является средством выражения каких-либо взаимоотношений между ними по смыслу.

  1. По происхождению: производные/непроизводные.
  2. По составу: простые, составные.
  3. По расположению: одиночные, повторяющиеся.
  4. По значению: сочинительные, подчинительные.

Пример: за дождём не видно ни моря, ни бури.

  1. Разряды по значению: отрицательные, утвердительные, вопросительные, указательные, усилительные, выделительно-ограничительные, сравнительные, восклицательные, выражающие сомнение, уточняющие.

Пример: чтобы вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином!; что за прелесть эти сказки!

Примечательно, что частицы не изменяемые части речи, не имеющие самостоятельного значения, в том числе лексического и не являющиеся самостоятельными членами предложения, но они могут содержаться в составе членов предложения.

Пример: как приятно быть в лесу и собирать ягоды!

А также частью речи считается междометие - часть речи, которая не изменяется и выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их.

  1. Производные/непроизводные.

Пример: Ой! Ого! Эй! Батюшки!

Междометия не относятся ни к каким частям речи: ни к самостоятельным, ни к служебным. Они не являются членом предложения (за исключением случаев, когда они являются другими частями речи: по лесу разносилось звонкое «ау»).

Морфологические нормы

Определение морфологической нормы звучит так: морфологическая норма устанавливает правильное употребление слов, образование грамматических форм разнообразных частей речи.

Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:

  • Фонетика - раздел науки о языке и речи, который выражает звуки языка, ударение, интонацию, слог, слогораздел.

Звук - это наименьшая единица речи. Все звуки разделяются на гласные и согласные

В русском языке 42 основных звука, 6 гласных звуков и 36 согласных.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Большая часть согласных образует пары по указанным признакам.

  • Лексика - изучает комплекс абсолютно всех слов русского языка, то есть словарную структуру языка.

Лексикология - это раздел языкознания, изучающий лексический состав и значение языка, особенности употребления, с точки зрения способов обозначения предметов и явлений действительности, происхождения, активного и пассивного его запаса, сферы употребления.

Лексическое значение слова - это обозначение в слове того или иного явления действительности (предметы, события, действие, признаки и тому подобное). Отталкиваясь от числа значений, имеющих место быть в слове, выделяют такое понятие, как однозначные и многозначные слова.

  • Словообразование - раздел науки о языке, изучающий морфемный состав и структуру слов, а также методы их образования. Морфемы помогают словам.

Морфема - минимально значимая часть слова. По значению и функции в слове выделяют корневую морфему и аффиксальные (приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема, окончание).

  • Орфография - это основа раздела науки о языке, система общепринятых в языке правил написания слов и их значимых частей.

Орфограмма - написание, которое отвечает установленному правилу.

  • Синтаксис - это раздел науки о языке, исследующий словосочетание и предложение: их строение, значение, роль в речи.
  • Словосочетание - единица синтаксиса , состоящая из двух или более самостоятельных слов, объединённых подчинительной связью: солнечный день, строить дом, идти лесом.
  • Пунктуация - это:
  1. основа раздела науки о языке, изучающая знаки препинания и правильное употребление их на письме,
  2. система знаков препинания.

1.ЧТО ИЗУЧАЕТ МОРФОЛОГИЯ?

Морфология - это раздел грамматики, который изучает грамматические свойства слова, то есть те свойства, которые обеспечивают участие слов в осмысленном высказывании. Морфология изучает слово как грамматическую величину.

Грамматичность же слова выражается в том, что:

· в осмысленной связной речи слово всякий раз выступает в одной из возможных своих форм;

· наряду с лексическим, вещественным, значением слово обладает дополнительным, грамматическим, значением;

· формы со свойственными им грамматическими значениями соотносятся друг с другом и объединяются в определенные ряды - парадигмы;

· слово с системой своих форм является представителем определенного класса слов, в который входят слова с одинаковыми грамматическими свойствами значений («отец», «блокнот», «папка» и другие).

Итак, морфология изучает:

· грамматические формы слова, или формы словоизменения;

· грамматические значения этих форм;

· грамматические классы слов, то есть части речи.

2. УКАЖИТЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВ:

ВЕЧЕРЕЛО. безличный глагол

ПОВСЮДУ наречие

РЕТИВОнаречие.

РОС глагол

ОРЕШНИК имя существительное.

МЫ местоимение

ВЫШЛИ глагол

НА предлог

СКАТ имя существительное.

НАМ местоимение

ОТКРЫЛАСЬ глагол

КАРТИНА имя существительное

НА предлог

ДИВО. имя существительное

ОТДЫШАВШИСЬ, деепричастие

МЫ местоимение

ВЗГЛЯНУЛИ глагол

НАЗАД. наречие

"ПАСТЕРНАК"

3.В ЧЕМ СИМАНТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ РАЗРЯДОВ СОБСТВЕННЫХ И НАРИЦАТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, КОНКРЕТНЫХ И ОТВЛЕЧЕННЫХ.

В зависимости от значения и грамматических форм все имена существительные делятся на несколько разрядов.

Так, первая классификация разделяет существительные на собственные и нарицательные. Собственные имена существительные называют индивидуализированные предметы, например, имена и фамилии, прозвища, клички животных, астрономические. Географические и административные наименования, наименования произведений литературы и искусства. Собственные имена существительные выделяют данное лицо или явление из типизированных или подобных. Собственные имена существительные имеют одно яркое грамматическое свойство: они употребляются только в единственном или во множественном числе, то есть не имеют соотносительных форм числа. Исключение составляют случаи, когда имена собственные называют лица или предметы с одинаковыми именами.

Нарицательные имена существительные - это обобщенные, неиндивидуализированные названия. Основная часть нарицательных имен существительных имеет соотносительную форму числа.

Между собственными и нарицательными именами существительными нет жесткой границы, зачастую наблюдаются взаимопереходы («Бостон», «бостон»).

Все нарицательные имена существительные, в свою очередь, делятся на четыре группы:

· конкретно-предметные - достаточно конкретные по семантике имена существительные (наименования предметов, лиц, живых существ), поддающиеся количественным изменением. Они сочетаются с количественными и порядковыми числительными ;

· конкретно-вещественные - достаточно конкретные по лексическому значению, но обозначающие определнные вещества, не имеющие соотносительных форм числа: наименования продуктов питания («молоко», «чай»), название химических и лекарственных средств(«аспирин»), название металлов и минералов («железо»), название веществ («снег», «песок»). Стоит отметить, что возможно использование форм множественного числа имен существительных, если речь идет о различных сортах или типах данного вещества (например, «сыры»), пространстве, заполненным данным веществом («снега»);

· абстрактные (отвлеченные) - имена существительные, которые обозначают действие, состояние, признаки («смех», «доброта»). Данные имена существительные не сочетаются с количественными и порядковыми числительными. Как правило, используются либо только в единственном, либо только во множественном числе;

· собирательные - обозначают совокупность предметов, лиц и других живых существ: «молодежь», «крестьянство».

Категория числаявляется словоизменительной дляконкретно-предметных существительных , которые имеют соотносительные формычисла. Формаединственного числаговорит о том, что данный предмет выступает в единственном экземпляре(«книга», «цитата»), аформа множественного числа- о том, что данный предмет выступает более чем в одном экземпляре(«книги», «цитаты»).

При изменении существительного по числам его лексическое значение полностью сохраняется, так как речь идет о формообразовании .
Формальным показателем категории числа является флексия. При этом при образовании форм числа могут наблюдаться морфонологические явления: чередование («друзья»), усечение основы («крестьяне»), изменение позиции ударения («стены»).

Формачисланеизменяемых имен существительных определяется с помощью синтаксической сочетаемости сприлагательными , причастиями или глаголами .
Некоторые имена существительные имеют несколько возможных форм числа, которые различаются по значению: «листья» на дереве - «листы» бумаги, «зубы» человека - «зубья» вилы.

Соотносительной формычислане имеет небольшая группа конкретно-предметных существительных, которые обозначают парные или составные предметы:«очки», «брюки», «качели»и так далее.

Вещественные и абстрактные существительные не имеют соотносительных формчисла, большинство из них употребляется только вединственном числе:«молоко», «нефть», «картофель». Существуют и вещественные и абстрактные существительные, которые используются только вомножественном числе:«макароны», «сливки»и другие.

Собирательные имена существительные используются только в формеединственного числа.

5.УПР.96 ОПРАЗУЙТЕ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КРАТКИЕ ФОРМЫ И ВНЕСИТЕ ИХ В ТАБЛ. ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ

ПОЛНАЯ ФОРМА

КРАТКАЯ ФОРМА

М.Р - болен; Ж.Р - больна; СР.Р - больно; МН.Ч- больны

ГРУСТНЫЙ

М.Р - грустен; Ж.Р - грустна; СР.Р - грустно; МН.Ч - грустны

ИСКРЕННИЙ

М.Р - искренен; Ж.Р - искренна; СР.Р - искренно; МН.Ч- искренны

М.Р - сладок; Ж.Р - сладка; СР.Р - сладко; МН.Ч - сладки

РАЗНОСТОРОННИЙ

М.Р - разносторонен; Ж.Р - разностороння; СР.Р - разносторонне; МН.Ч - разносторонни

М.Р - бледен; Ж.Р - бледна; СР.Р - бледно; МН.Ч - бледны

МАЛЕНЬКИЙ

М.Р - мал; Ж.Р - мала; СР.Р - мало; МН.Ч - малы

М.Р - редок; Ж.Р -редка; СР.Р - редко; МН.Ч - редки

ИНТЕРЕСНЫЙ

М.Р - интересен; Ж.Р - интересна; СР.Р - интересно; МН.Ч - интересны

М.Р - боек; Ж.Р - бойка; СР.Р - бойко; МН.Ч - бойки

СКЛОННЫЙ

М.Р - склонен; Ж.Р - склонна; СР.Р - склонно; МН.Ч - склонны

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ

М.Р - торжественен; Ж.Р - торжественна; СР.Р - торжественно; МН.Ч - торжественны

М.Р - умен; Ж.Р - умна; СР.Р - умно; МН.Ч - умны

М.Р - хитер; Ж.Р - хитра; СР.Р - хитро; МН.Ч - хитры

ДОСТОЙНЫЙ

М.Р - достоин; Ж.Р - достойна; СР.Р - достойно; МН.Ч - достойны

М.Р - высок; Ж.Р - высока; СР.Р - высоко; МН.Ч - высоки

М.Р - далек; Ж.Р - далека; СР.Р - далеко; МН.Ч - далеки

М.Р - годен; Ж.Р - годна; СР.Р - годно; МН.Ч - год

6.КАКОВЫ ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИКО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОНОСТИ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

  1. Качественные прилагательные , как правило, имеют полную и краткую форму :
  • красивый →
  • красив (м. р.)
  • красива (ж. р.)
  • красиво (ср. р.)
  • красивы (мн. ч.)

2. большинство изменяются по степеням сравнения:

  • сладкий →
  • слаще (сравнительная, синтетическая)
  • более сладкий (сравнительная, аналитич.)
  • сладчайший (превосходная, синтетич.)
  • самый сладкий (превосходная, аналитич.)
  • синий от холода
  • родная до боли

Не все качественные прилагательные обладают перечисленными грамматическими особенностями. Так, например, всего одним признаком обладают прилагательные гнедой, каурый, вороной и двумя признаками — коричневый.

Структурно-словообразовательные особенности качественных прилагательных

1. качественные прилагательные могут быть производными (только качественные!) и непроизводными:

  • непроизводные
  • красивый
  • веселый
  • прочный
  • богатый
  • бодрый
  • важный
  • производные
  • умный
  • заботливый
  • беззаботный
  • нерешительный

2. большинство качественных прилагательных образуют качественные наречия на -о, -е:

  • тепло
  • светло
  • певуче
  • нежно
  • храбрый → храбрость
  • голубой → голубизна
  • упрямый → упрямство
  • удалой → удальØ
  • синий → синьØ

4. могут образовывать формы оценки и сложные прилагательные:

  • белый — белешенький, беленький, белый-белый
  • веселый — развеселый
  • злой — злющий

7.УПР.128 ВЫДЕЛИТЕ У ГЛАГОЛОВ ОСНОВУ НАСТОЯЩЕГО,БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ. ОБРАЗЕЦ:УЖИНАТЬ-----УЖИНА j--+УТ

обедать - обеда+ют

дремать - дремл+ют

мазать - маж+ут

арендовать - аренду+ют

диктовать - дикту+ют

купить - куп+ят

запланировать - запланиру+ют

бороться - бор+ют+ся (в основу СЯ входит всегда, даже если стоит после окончания)

крикнуть - крикн+ут

обидеться - обид+ят+ся

пустить - пуст+ят

петь - по+ют

ломать - лома+ют

поколебать - поколебл+ют

учительствовать - учительству+ют

стричь - стриг+ут

горевать - горю+ют

шить - шь+ют

  1. НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ДЕЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ НА МЕСТОИМЕНИЯ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество.

К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратноесебя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

9. ПРОСКЛОНЯЙТЕ МЕСТОИМ.:

10.КАКИЕ СУФФИКСЫ ХАРРАКТЕРНЫ ДЛЯ ИНФИНИТИВА.

Средством образования инфинитива, как глагольной формы, являются суффиксы -ть (делать, спать, жить, пилить) и -ти (нести, ползти, пойти).

Большинство инфинитивов с основой, оканчивающейся на гласный звук, имеют суффикс -ть. У некоторых глаголов этот суффикс может стоять и после согласной: грызть, класть. Суффикс -ти(более древний) можно встретить у небольшой группы глаголов с основой на согласный звук. Этот суффикс всегда под ударением. Некоторые формы с -ти имеют варианты с -ть: нести - несть(были распространены в литературном языке в ХIХ веке).Суффиксы -ть и -ти формообразовательные и поэтому не входят в основу инфинитива.

В русском языке есть инфинитивы глаголов, оканчивающиеся на -чь (беречь, стеречь, печь). В этих глаголах -чь является частью корня. Такие инфинитивы образуются от личных форм глаголов на -г, -к, -х с чередованием: берегу - беречь, пеку - печь. Древние формы этих глаголов - берегти , пекти . В результате исторических изменений сочетания [гт] и [кт] образовали звук [ч]. В древних формах морфемный состав ясен: [г] и [к] входят в состав корня, а [т] - в состав суффикса.

Кроме формообразовательных суффиксов-ть и -ти, для инфинитива характерны суффиксы -а-, -е-, -и-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ну- и др.: слышать, сидеть, пилить, использовать, горевать, отдохнуть и др.

а) глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени, у глаголов совершенного вида форма настоящего времени отсутствует;

б) у глаголов несовершенного вида будущее время сложное, у глаголов совершенного вида — простое;

в) глаголы несовершенного вида образуют причастия настоящего времени (действительные и страдательные), у глаголов совершенного вида эти формы отсутствуют;

15.ЗНАЧЕНИЕ МОДАЛЬНЫХ СЛОВ.

Модальные слова - лексико-грамматический разряд слов, при помощи которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения их отношения к объективной действительности. Модальные слова выражают:

а) логическую оценку высказывания, реальность сообщаемого: действительно, безусловно, несомненно, конечно, бесспорно, очевидно, разумеется и др.;

б) возможность, вероятность сообщаемого, предположение, сомнение в его достоверности: возможно, вероятно, наверное, видимо, видно, по-видимому, кажется, пожалуй и др.

Модальные слова лишены номинативной функции, они не являются членами предложения и грамматически не связаны со словами, составляющими предложение. Их синтаксические функции:

а) употребление в роли слова-предложения, чаще в диалогической речи.— Вы купите эту книгу? — Безусловно (Горький);

б) употребление в качестве вводного слова с модальным значением. Вам до меня, конечно, нет никакого дела (А. Н. Толстой). Не включаются в разряд модальных слов:

1) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности (к счастью, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде и т. п.);

2) слова со значением уточнения, пояснения, ограничения (в частности, впрочем, кстати а т. п.);

3) слова, указывающие на связь мыслей, порядок их изложения, способ оформления, близкие по функции к союзам) во-первых, наконец, напротив, наоборот, однако, итак, значит, следовательно, словом, так сказать и т. п.).