Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Чем отличается психолог от социолога.


Отличие социологии от социальной психологии.
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть
сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая
как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся
друг к другу.
При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и
предмет социологии и психологии личности:
Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы,
изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в
изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых
до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов,
людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него
влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на
отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские
отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков,
разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать
то, почему определенные люди привлекают друг друга.
Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти
отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся
изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних
механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например,
почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи
концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как
социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или
жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.
Методология
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к специфике формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология - это совокупность методов, способов, приемов, методик и технологий (техник) исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.
Под методом обычно понимается основной путь познания и интерпретации того или иного явления, а под методикой - совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется его исследование. Под методологией понимается, с одной стороны, учение о научном методе познания и, расширенно, о методах познания вообще. С другой стороны, это совокупность методов, применяемых в какой либо из научных отраслей. Это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической исследовательской деятельности. Методология определяет то, как будут проинтерпретированы получаемые в исследованиях данные относительно предмета и объекта исследований.
В современном научном знании термином "методология" обозначаются три различных уровня научного подхода.
1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы и т.д.
2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания
3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином "методикаКонкретные методики (или методы, если слово "метод" понимать в этом узком смысле), применяемые в социально- психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.
Общение как коммуникативная деятельность ,
По своей природе коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Основными составляющими процессами коммуникативной деятельности являются:
- коммуникативный, обеспечивающий передачу информации;
- интерактивный, способствующий регуляции взаимодействия партнеров в процессе общения;
- перцептивный, отвечающий за организацию взаимовосприятия, взаимопонимания, взаимооценки и рефлексии в общении.
В социальной психологии выделяются два вида коммуникативной деятельности:
- личностно-ориентированный;
- социально-ориентированный.

А.Н. Леонтьев выделяет в коммуникативной деятельности несколько составляющих ее компонентов:
- предмет общения - это другой человек, партнер, субъект, с которым осуществляется процесс общения;
- потребность в общении - стремление, нужда в познании оценки других людей посредством общения, с конечной целью совершенствования самопознания, самосознания;
- коммуникативные мотивы - то, ради чего совершается общение;
- действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);
- задачи общения - это та цель, во благо которой в коммуникативной ситуации направлены различные действия, совершаемые в процессе общения;
- средства общения - совокупность операций, посредством которых осуществляются действия общения;
- продукт общения - итог, «сухой остаток» общения в виде материальных или духовных образований.
основные
характеристики общения
Всякое общение характеризуется содержанием, функцией, манерой и стилем.
Содержание общения выражается в следующих моментах:
- передаче от человека к человеку информации;
- восприятии партнерами по общению друг друга;
- взаимооценка партнерами;
- взаимовлиянии партнеров по общению друг на друга;
- взаимодействии партнеров друг с другом;
- управление групповой или массовой деятельностью.
В литературе выделяются основные функции общения.
- Инструментальная - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации.
- Интегративная - раскрывает общение как средство объединения людей.
- Самовыражения - определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
- Трансляционная - как средство передачи способов деятельности, оценок и т.д.
- Экспрессивная - способствует взаимопониманию переживаний, эмоционального состояния партнеров общения.
- Социального контроля - функция регламентации поведения и деятельности субъектов общения.
- Социализации - определяет способность формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с установленными нормами и правилами.
Манера общения определяется следующими факторами:
- тоном общения (спокойный, властный, раздраженный, вкрадчивый, взволнованный и т.д.);
- дистанцией в общении (интимная, личная, социальная, публичная и т.д.).

Стиль общения. Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми, в которых находят свое выражение:
- особенности коммуникативных возможностей человека;
- сложившийся характер отношения с конкретными людьми или группами людей;
- психологическая или социальная индивидуальность человека;
- особенности партнеров по общению.
Способы общения.Потребность в общении
Обще?ние - обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение - это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. (
Психический контакт между людьми может быть непосредственным (например, при встрече) и опосредованным, с использованием специальных средств и орудий (например, обмен письмами). При общении с помощью писем, телефонных переговоров тоже происходит взаимный обмен информацией и эмоциями между реальными людьми; в этом отличие чтения письма от чтения художественной литературы: последняя дает возможность человеку лишь приобщиться к литературе, поэзии.
В последние годы все большее распространение получает способ общения через электронные средства. Его особенностью является отсутствие прямого физического контакта между людьми. Поэтому, если не имеется визуального изображения говорящих на электронных средствах, теряется большая часть информации, сообщаемой невербальными знаками (мимикой, жестами). Кроме того, при таком общении присутствует анонимность: общаясь с человеком через Интернет, мы можем не знать настоящее имя собеседника, его пол и возраст, его национальность и религиозную принадлежность и т. д., так же как он ничего не знает о нас. Для придания общению анонимного характера его участники используют псевдонимы.
Общение с помощью электронных средств (через Интернет) часто вызвано общими интересами. Такое общение происходит через сетевые конференции и онлайн-чаты. Конференция – это место виртуальной встречи людей с общими интересами. На ней собираются сообщения, объединенные определенной темой. Начинается она с того, что один из пользователей Сети посылает сообщение (называемое статьей). Другие пользователи читают эти статьи и, если хотят, отвечают на них. В результате получается дискуссия, в которой могут принимать участие многие люди. Таких конференций в Интернете проводятся тысячи.
Интернет-чат – это интерактивный обмен сообщениями между двумя или более участниками. В то время как в конференциях публикуются статьи, а люди посылают на них ответы через некоторое время, в чат-руме ответы появляются на экранах участников немедленно.
Потребность в общении является одной из основных социогенных потребно­стей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаимодействии. В ее основе лежит потребность в эмоциональном контакте, социализированный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. ПО проявляется в потребности индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодействовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказывать и принимать помощь. Она приводит к отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и дружеских связей между членами группы. ПО проявляется также в стремлении участвовать в совместных действиях. Человек как бы стремится уменьшить дистанцию между собой и другими членами группы. Т.о., потребность в общении стимулирует, поддерживает и направляет деятельность человека по общению с другими людьми.

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.
Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи - два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
и т.д.................

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Аннотация
Статья содержит в себе сравнительный анализ двух тесно связанных между собой наук: социологии и социальной психологии. Помимо того, в статье показано, как обе науки изучают одну и ту же проблему (с конкретными примерами). Также, раскрыт вклад социологии как науки в общую систему гуманитарных наук.

SOCIOLOGY AND SOCIAL PSYCHOLOGY: SIMILARITIES AND DISTINCTIONS

Lazareva Oksana Aleksandrovna
Saratov State University of N.G. Chernyshevsky
Student of the 5th course of sociological faculty


Abstract
Article comprises the comparative analysis of two sciences closely connected among themselves: sociology and social psychology. Besides, in article it is shown how both sciences study the same problem (with concrete examples). Also, the sociology contribution as sciences in the general system of the humanities is opened.

«Социология – наука об обществе» – самоё распространенное определение, которое Вы могли когда-либо слышать. Если разобрать слово «социология», то с латыни оно буквально так и переводится: «социо» -общество, «логос» – наука. Но на самом деле социология – не просто наука, а одна из самых важных дисциплин о человеке. Социология тесно взаимосвязана с психологией, а также социальной психологией .

Социологов интересует не просто человек, а индивид как формирующаяся личность, входящая с самого рождения в какую-либо группу или институт. Личности влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Причины этого взаимодействия можно объяснять и с помощью социологии, биологии, психологии, и даже философии.

Так, социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним (т.е., более частные случаи).

Рассмотрим несколько примеров, чтобы увидеть разницу объекта изучения социолога и социального психолога. Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять, как люди становятся привлекательными друг для друга и почему они вступают в брак. То же самое можно сказать и об изучении такой категории, как счастье: социолог стал бы выяснять, сколько счастливых людей среди студентов и какие индикаторы наиболее часто встречаются в понятии счастья, а социальный психолог стал бы изучать психологические признаки проявления состояния счастья и выяснять, что всё-таки есть счастье – эмоция или чувство .

Хотя социологи и социальные психологи иногда используют одни и те же исследовательские методы, социальные психологи больше полагаются на эксперименты, в которых они могут манипулировать каким-либо фактором. Например, чтобы понять, оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним пола, возраста и т. п., социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет присутствовать или отсутствовать. А социолог, скорее всего, проведёт интервью, фокус-группу или исследование с помощью анкетирования, где будет пользоваться таким методам, как корреляционная связь. Социолог не может исследовать каждого индивида и предположить модель его поведения, но он может сказать или предположить, как будет себя вести та или иная группа или большинство (основная масса людей). Исследования социологов очень важны для маркетинга, менеджмента и рекламоведения, так как они позволяют выявлять предпочтения их основных целевых аудиторий. Но всегда можно углубиться и обратиться к психологам, чтобы, например, выявить вкусовые особенности покупателя или мотивы для совершения покупок, при этом данные психологов сложно будет называть репрезентативными, соответствующими закону больших чисел (т.е., экстраполировать данные на основную массу покупателей) .

Каждый, кому доводилось изучать хотя бы азы социологии или психологии, знает, что нас формируют природа и воспитание. Как напоминают нам эволюционные психологи, благодаря унаследованной человеческой природе мы предрасположены вести себя так, как вели себя наши предки, которым удалось выжить и дать потомство. Мы несем в себе гены тех, кто обладал чертами, которые позволили им выжить и обзавестись потомством, и чьи дети смогли сделать то же самое. Природа также наградила нас огромной способностью к обучению. Мы чувствительны к нашим социальным факторам и реагируем на них. Социология как раз и занимается управлением, профилактикой и влиянием факторов на жизнь общества, группы индивида.

Стоить отметить, что социология изучает такие категории, какие не изучают больше ни в одной науке (социальная память, малая группа, социальная мобильность, социальный институт и т.д.). Все классики социологии потратили годы своих трудов, чтобы докопаться до истины каждого понятия. Например, М. Вебер и его типы действий. Ведь это благодаря ему мы теперь можем различать просто действие, совершаемое как рефлекс или привычка, и действие, направленное на что-то или кого-то. И именно социология изучает мотивы, цели и результаты таких взаимодействий. А без социальной интеракции в современном мире уже никак нельзя обойтись, ведь мы подвергаемся ежедневному влиянию и СМИ, друзей и т.д. .

Таким образом, хотелось бы отметить важную роль социологии в изучении индивида-личности, её формировании, взаимодействии с другими личностями, с группами, с институтами, а также в изучении влияния личностей, групп и институтов друг на друга. Любая статистика может быть полезна в любой из четырёх существующих сфер жизни общества. И, конечно, не стоит забывать про психологию и биологию, которые помогают социологии изучать все эти процессы. Также, особое внимание необходимо уделить такой науке, как социальная психология, которая сейчас становится популярной благодаря соединению методологии двух смежных наук. Она полезна и в маркетинге, и в сфере рекламы, и в психологии и педагогике, а также и в повседневной жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Отличие предмета социологии от предмета социальной психологии

Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:

Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов , людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.

Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга , как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

Социальная реальность, выраженная в совокупности информации о ней, социальные факторы образуют объекты социологии. Он не отделен непроходимой стеной от предмета. Предмет - часть объекта, он «вырастает» из него, являясь совокупностью содержательных узловых проблем. Скажем, общество как целостность - объект социологии. Изучение его как органической системы - предмет. Функционирование общества является объектом социологической науки, а исследование механизма функционирования составляет предмет. Обращение к социальным институтам (государству, собственности, семье) - объектная область социологии. Исследование же регулирующих, управляющих, властных функций этих инструментов составляет один важный элемент предмета нашей науки.

Соответственно вырисовывается понятие предмета социологии как науки о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, науки о становлении и динамике социальных общностей, институтов и организаций, взаимодействии между личностью и общностями, науки об осмысленных социальных действиях людей, социальных процессах и массовом поведении. Соответственно, основной вопрос социологии можно сформулировать так: что есть общество как функционирующая структурная целостность? Отвечая на него, мы говорим, что это взаимодействие социальных общностей, личностей, социальных процессов, поведения людей. Мы даем самое общее определение предметной области социологии, которое, как нам кажется, является лейтмотивом различных концепций относительно природы социологического знания.

Схематически структуру предмета социологии можно представить в виде концентрических кругов. В центре «Ядро» - социальные общности, включающие в себя всю совокупность человеческих индивидов и являющиеся «социумом» точном значения этого понятия. Социальные общности - источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие ведет к институционализации. Динамика социальных общностей, групп, классов, страт, социальных институтов формируют социальную структуру общества. Общество, характеризуясь стабильностью, динамичностью, открытостью, самодостаточностью, пространственно-временным бытием, выступает как целостная органическая система.

2. Социальные последствия приватизации государ ственной собственности в России

В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества » под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер . Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

Приватизация - это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

Приватизация в России - более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои права собственности, должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и рыночную экономику.

3. Социальные последствия власти

социальный приватизация власть организация

Организация и власть во многом являются синонимами. Когда мы говорим о результатах деятельности организаций, то представляем организации как инструмент власти в руках имеющих власть. Они являются инструментом подчинения людей правилам, установленным в организации. В отношении размещения ресурсов они являются политическими системами. Власть распределяется между привилегированными и лишенными привилегий. Минцберг, занимаясь проблемами власти «в и вокруг» организаций (Mintzberg, 1983), разработал основные положения и терминологию, которой мы будем пользоваться. Если мы думаем о власти как о последствии проекта организации, то расстановка власти будет еще одним средством, с помощью которого организация сможет достичь эффективности.

В этой главе мы проанализируем характер власти внутри организации. Основное внимание будет уделено развитию властных отношений во времени. Во многих отношениях власть - это наиболее запутанный феномен. С одной стороны, власть обладает устойчивостью и способностью к самосохранению. Власть предержащие имеют ресурсы для сохранения себя у власти. С другой стороны, как показали события в Восточной Европе и в СССР в 1989 и в 1990 гг., ослабленная власть может быть опрокинута с пугающей быстротой.

Власть в организации может распределяться по-разному. В главе 3, в обсуждении централизации мы выяснили, что власть может быть сконцентрирована в руках немногих, а может быть и децентрализована по всей организации. Обсуждение способов распределения власти хорошо начать с классификации властных отношений Моргана, состоящей из 6 типов.

К первому типу относятся автократические организации, в которых абсолютная власть находится в одних руках или в руках небольшой группы. Второй тип - организации бюрократические, в которых расписаны роли и властные отношения четко специфицированы. Третий тип - организации технократические, в которых системой управляют эрудиция и компетенция. Четвертый тип организаций управляется путем кодетерминации (совместной детерминации), при которой оппозиционные части организации входят в систему управления. Пятый - организации представительной демократии, в которых официальные лица выбираются и служат определенный срок или столь долго, сколько их поддерживают члены организации. Такой была система в бывшей Югославии, которая так трагически распалась. И, наконец, существуют организации прямой демократии, в которых каждый имеет право участвовать и участвует в управлении. Эта система характерна для многих кооперативов, а также для хорошо известных кибуци в Израиле. Многие организации относятся к смешанным типам с более чем одной формой правления. Бюрократия является преобладающим типом и будет рассмотрена нами в первую очередь.

Список литературы

1. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. - 8-е изд. - М.: Акад. Проект; Фонд «Мир», 2005. - 512 с.

2. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Уч. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-Издат, 2003. - 527 с.

3. Потапов В.П. Предмет, объект социологии и её место в системе наук об обществе. - М., 1999.

4. Руткевич М.Н. Общество как система. - СПб., 2001.

5. Социология: Энциклопедия /Редкол.: А.А. Грицанов и др. - Минск, 2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возникновения социологии как науки, особенности ее предмета и метода. Системный подход к изучению общества в социологии. Исторические типы общества. Культура как инструмент хранения целостности социальной системы. Типология социальных общностей.

    курс лекций , добавлен 15.05.2013

    Герберт Спенсер как английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Распространение Спенсером идей эволюции на все явления и процессы в природе и обществе. Социальные последствия приватизации государственной собственности в России.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Власть в историко-социологической перспективе. Проблема власти в истории социологии XIX - начале XX вв. Феномен власти в социологии XX-XXI вв. Социологические проблемы изучения современной власти. Социологический анализ современной российской власти.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Понятие социальной группы в социологии. Типология социальных групп. Малые, средние и большие социальные группы. Признаки и характеристика социальной организации. Формальные и неформальные социальные организации. Понятие социальной общности в социологии.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Особенности государственной власти. Социальная направленность конституции России и структур её власти. Истоки негативности в социальной сфере. Забота о пожилых и инвалидах - социальный императив государства. Кризис семьи как социальной ячейки общества.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2010

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Социология как наука и учебная дисциплина. Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе. Структура (уровни) социологического знания. Основные функции, законы и категории социологии. Специфика исследовательского метода социологии.

    реферат , добавлен 29.10.2011

    Взаимосвязь социологии с другими науками. Определения предмета социологии, предыстория и социально-философские предпосылки ее возникновения. Основные черты и направления развития европейской и американской социологии. Парадигмы современной социологии.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2011

    Социально-философский анализ понятия "политика" в соотношении с понятием власти. Власть с точки зрения социологии политики. Этапы развития и взаимодействия социологии и власти. Проблемы взаимодействия между властью и социологией в современной России.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2012

    Изучение понятия гендера в современной социологии. Процесс зарождения и становления научного предмета гендерной социологии. Программа пилотажного социологического исследования "Социальные факторы формирования гендерных стереотипов студенческой молодежи".

Сопоставим предметы общей психологии, включая и психологию человека, и социальной психологии. По мнению Д. Майерса, в центре внимания общей психологии и социальной психологии находится индивид, личность. Разница между ними заключается в социальном характере социальной психологии. Психологи, занимающиеся исследованием личности, фокусируют свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая, например, вопросы: почему одни индивиды более конформны, агрессивны и т. д., чем другие. Социальные психологи концентрируют внимание на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т. д. Таким образом, по сравнению с психологией человека социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами, а более на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг на друга.

Д. Майерс высказал мнение о различиях в предметах исследования психологии человека и социальной психологии с позиций «психологической социальной психологии». Представители «социологической социальной психологии», не отрицая необходимости изучения межличностных взаимодействий, основным объектом внимания социальной психологии считают общности (социальные группы). Личность с ее социально-психологическими характеристиками интересует социальную психологию лишь потому, что общественная психология (социальное) проявляется на разных уровнях социальной организации, в том числе и на индивидуальном уровне. Личность является носителем, выразителем общественно-психологических явлений. Она выступает субъектом общественной психологии в том смысле, что входит в состав любой социальной общности. Поэтому взаимодействие общественной психологии и психологии личности, механизм усвоения личностью психологии социальных общностей и представляет собой одну из важных проблем социальной психологии. Социальная психология, с точки зрения «социологической социальной психологии» исходит из принципа единства индивидуального и социального. Суть этого принципа состоит в выделении общего, типичного из массы индивидуальных проявлений, в том числе и индивидуальных психических образований. Поэтому если общая психология при изучении психических явлений фиксирует внимание на особенностях психики отдельных индивидов, то социальная психология при изучении психических явлений фиксирует внимание на тех из них, которые присущи социальным группам, и отвлекается от психики отдельных индивидов, составляющих ту или иную социальную группу. Например, она изучает общественное мнение определенной большой социальной группы как специфическое образование, возникающее в ходе борьбы индивидуальных и групповых мнений. Это образование не является суммой высказываемых суждений по предмету общественного мнения, а фиксирует лишь то, что приемлемо для большинства или всех участников обсуждения, т. е. социально значимое. Все индивидуальные оттенки мнений не принимаются в расчет, отсеиваются. Вместе с тем, социальная психология не только вычленяет социально значимое в изучаемых явлениях духовной жизни общества, но и рассматривает индивидуальное как конкретное проявление, выражение (может быть, неполное, одностороннее, противоречивое) социального.

Сторонники социологического подхода в современной психологии подчеркивают, что специфика социальной психологии, ее отличие от общей психологии, состоит в том, что она изучает не вообще психологические явления, скажем, настроения, мнения, социальные установки, стереотипы, традиции, а общественно-психологические явления в связи с их субъектами. Общественно-психологические явления возникают в сознании социальных субъектов (общностей людей) на основе уже имеющихся идей, взглядов, представлений как отражение действительности. Они суть отражение отражения действительности или духовные состояния социальных субъектов. Поэтому социальная психология, имея своим объектом общественно-психологические явления, призвана изучать не просто настроения, мнения, установки, жизненные ориентиры и т. п., а социальные субъекты, обладающие определенным состоянием сознания. В отличие от общей психологии социальная психология не может отвлекаться от субъекта изучаемых его духовных образований. Она изучает их в единстве, ибо ее интересуют не сами по себе, скажем, общественные настроения, мнения, а общности и группы людей, переживающие оценочные суждения.

В качестве иллюстрации сходства приведем тот факт, что психология человека и социальная психология выбирают человека в качестве единицы анализа (Шихирев). Это объясняется тем, что т. к. носителем психики является индивид, это у него происходят психические процессы, именно поэтому наука называется хотя и социальной, но все-таки психологией (Sherif). Другой аргумент состоит в том, что социальная психология как экспериментальная наука выросла из общей психологии^ и, будучи с ней таким образом тесно связанной, не должна изменять ее методологическим установкам. Связь социальной психологии с общей психологией находит свое отражение еще и в том факте, что в настоящее время подавляющее большинство (от 2/3 до 4/5 - по разным оценкам) социальных психологов приходит из общей психологии, а социологически подготовленные и ориентированные социальные психологи находятся в меньшинстве^. Но даже и они в основном согласны с тем, что психическое должно пониматься как индивидуальное. Нетрудно заметить, что подобное решение - продукт здравого смысла, а не результат теоретических размышлений над сложными проблемами переплетения индивидуального, психического, субъективного и т. д.

Перейдем к сопоставлению подходов социологии и социальной психологии.

С позиции «психологической социальной психологии» социология и социальная психология имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Но если социологи в большинстве своем изучают группы (от малых до очень больших обществ), то социальная психология изучает индивидов (что человек думает о другом, как они на него влияют, как он относится к ним). В проблематику социальной психологии входит и влияние группы на отдельных людей, и индивида на группу. Например, социолог мог бы провести исследование, каким образом расовые установки людей среднего класса как группы отличаются от расовых установок людей с низким уровнем дохода. Социальный же психолог стремится установить развитие расовых установок индивида.

Для сторонников «социологической социальной психологии» трудней провести разграничение между социологией и социальной психологией, поскольку с их позиций социальная психология представляет собой составную часть, отрасль социологии. Однако определение предмета социальной психологии требует и здесь обозначить его специфику. На основе исследования позиций разных ученых вырисовывается следующая схема рассуждений. Социология - это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. Социальная система базируется на определенных общественных отношениях. Содержание и структура общественных отношений исследуется социологией. Специфика социологического подхода к раскрытию общественных отношений состоит в том, что для социологии в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но - индивиды как представители определенных общественных групп, сложившихся в сфере разделения труда или в сфере политической жизни. Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе социальных интересов и положения, занимаемого в обществе. Поэтому такие отношения обусловлены объективно: они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль как нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого индивида, имеющего определенный социальный статус, несет на себе печать общественной оценки и является общественной функцией данного индивида. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного его носителя в деталях. Все зависит от того, насколько индивид усвоил, интериоризировал роль. Акт же интериоризации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Оставаясь личностями в системе безличностных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, но их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей», что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли» для своего исполнителя. Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных отношений второго рода отношений - межличностных или социально-психологических отношений. Межличностные отношения существуют не вне общественных отношений, а внутри каждого вида общественных отношений. Это реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются у людей на основе обыденных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Таким образом, межличностные отношения как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной жизнедеятельности и общения, являются предметом социальной психологии.

Мы представили различные позиции по вопросу о разграничении предметов исследования психологии человека и социальной психологии, социологии и социальной психологии. Однако из текста видно, что иногда это разграничение провести трудно. Ряд проблемных областей этих наук пересекаются. Например, социология личности и психология личности, социология малой группы и психология малой группы и др.

Изучение взаимоотношений индивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии. В связи с этим важно понять разницу между этими двумя дисциплинами. Психология изучает основные виды психической деятельности человека, а также базовые элементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения. Ранее психологи утверждали, что социальные явления можно объяснить только посредством психологического исследования. Сегодня обе дисциплины имеют свои отдельные предметные области.

Психологи интересуются поведением индивида, его проблемы и личностные проблемы (помешательство, тревога, депрессия и т.д.). А социологи ищут в этих типах поведения определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловлены социальными нормами, а также структурами и развитием общества.

Поэтому было неправильно считать, что поведение человека является то индивидуальным, то социальным. Психология и социология - это просто два разных подхода к изучению индивида в обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда как вторая уделяет тому общему, что связывает индивида с другими индивидами.

Развитие социологии и психологии приводит к появлению новой дисциплины, находящейся на стыке этих научных направлений - социальной психологии. Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и открывает общие тенденции развития межличностного поведения. Она не может уйти ни от одного вида непосредственного взаимодействия, ни от одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и представления. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), его психическими функциями, проявляющимися в поведении при различных социальных ситуациях.

Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они, в конечном счете, ориентированы друг на друга. Их тип связи можно назвать сотрудничеством.

Психология, изучая поведение человека, должна отправляться не только от знания его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и от человека как «продукта общественных отношений», знание о котором дает социологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А общей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания психологического субстрата человека - его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон» человека лежит перспектива прогресса социологического знания. И не только в области малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого. Можно ли его понять, не заглянув в психологию народов, этносов, классов, государств и стран?

Но есть и другой ракурс. Если социальная психология изучает слабо связанные между собой совокупности людей (толпу, театральную публику, случайные собрания и т.п.) или случайные, не организованные вообще, не дифференцированные образования, то тогда она будет просто-напросто главой социологии как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.