Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Ученые установили, как быстро человек забывает старую любовь. Как называют человека который все помнит

Шерешевский тоже весьма своеобразно использовал свой поток образов - он применял его для выполнения поразительных трюков с памятью. К концу жизни Шерешевский снискал славу «человека, который запоминает все». Его память была совершенной в буквальном смысле слова. Как-то раз, проводя эксперимент, психолог А. Р. Лурия дал Шерешевскому список слогов, который начинался примерно так:

1. ма ва на са на ва

2. на са на ма ва

3. са на ма ва на

4. ва са на ва на ма

5. на ва на ва са ма

6. на ма са ма ва на

7. са ма са ва на

8. на са ма ва ма на

Поскольку список был очень длинным, а слоги столь бессмысленны и похожи друг на друга, обычные мнемонические приемы не помогли бы запомнить их. Шерешевский не только с легкостью запомнил слоги, но и через восемь лет восстановил все без единой ошибки и в том же порядке, вызвав этим неподдельное удивление Лурии.

Секрет Шерешевского.

Секрет Шерешевского состоял в использовании им для облегчения процесса запоминания так называемых мультисенсорных мозговых бурь. Он утверждал, что запоминает слова не только с помощью фотографических отпечатков, возникающих в сознании, но также по их «вкусу или весу», то есть по «целому комплексу ощущений».

К примеру, прочитав вышеупомянутый список бессмысленных слогов, Шерешевский внезапно вообразил себя в лесу. Слева от него сразу же возникла тонкая серовато-желтая линия.

«Это оттого, что все согласные в списке сопровождались буквой а, - вспоминал он позднее. - Затем на линии появились бугорки, кляксы, разводы, грозди - разные по цвету, весу и толщине. Они представляли собой буквы м, в, н и т. д.».

Восстанавливая слоги, как объяснял Шерешевский, он просто проходил по воображаемому пути в лесу, чтобы «прочувствовать, ощутить запах и прикосновение каждого пятна, каждого всплеска».

Волшебник - недоучка.

Поразительная память Шерешевского доставляла ему и свои неприятности. Он не мог ее полностью контролировать: она работала непредсказуемо, как заклинание, произнесенное волшебником-недоучкой. И эта особенность постоянно напоминала ему о себе, вызывая неожиданные проблемы. Когда, например, он пытался запомнить набор слов, выписанных на доске, в его памяти всплывали другие наборы слов, написанные на этой же доске, но в другое время, и все они перепутывались. Шерешевский должен был постоянно прикладывать усилия, чтобы подавить определенные образы, освобождая место для других, тогда как у большинства людей этот процесс протекает естественно.

Кроме того, у него была плохая память на лица. Мы, как правило, помним знакомые лица как цельные обобщенные образы. Но с Шерешевским все было иначе. Когда он пытался вспомнить чье-либо лицо, его сознание переполнялось образами этого лица, запечатленными памятью в разные моменты жизни в мельчайших деталях, во всевозможных ракурсах, при различном освещении и во всем многообразии выражений.

Среди всей этой путаницы Шерешевскому очень редко удавалось узнать человека. «Лица так переменчивы, - жаловался он, - меня постоянно сбивают с толку бесконечные оттенки их выражений».

В поисках равновесия.

Явление гениальности, по всей видимости, связано с интенсивностью подсознательных образов. Для того чтобы использовать свои способности эффективно, необходимо поддерживать равновесие между подавлением образов, не представляющих сиюминутной ценности, и допуском остальных в область осознаваемого. В борьбе за восприятие интенсивного потока ярких образов мы не должны потерять способность подавлять его по мере необходимости. Наиболее простой путь к желаемому равновесию - использовать управляемый процесс, такой как метод просмотра образов, позволяющий выбрать подходящий момент для контроля потока образов и сохранить при этом ясность сознания и готовность к быстрой и адекватной реакции.

Феномен воспроизведения сна.

Мы обладаем гораздо большими способностями по реорганизации нашей подсознательной деятельности, чем может показаться на первый взгляд. Явление воскрешения сновидений в памяти представляет собой одну из наиболее ярких иллюстраций таких скрытых возможностей. Некоторые эксперты, например нейролог Алан Хобсон, утверждают, что, когда наш мозг погружается в состояние REM-фазы сна, он приостанавливает выделение нейротрансмиттеров - химических компонентов, необходимых для работы памяти. Именно поэтому, согласно Хобсону, физиологически невозможно запомнить большую часть являющихся нам сновидений. Однако вы сами можете легко убедиться в ошибочности этой теории.

Давайте проведем простой эксперимент. Спросите себя: «Какие три сна я видел прошлой ночью?» В большинстве случаев вам не удастся вспомнить и одного, не говоря уже о трех кряду. Многие люди вообще говорят, что совсем не видят снов, разве что крайне редко. Но специалисты по сновидениям утверждают, что каждый нормальный человек в течение ночи в среднем видит около пяти снов, общая продолжительность которых не менее двух часов. Мы просто забываем их, когда просыпаемся.

А теперь попробуйте следующее. Прежде чем отойти сегодня ко сну, приготовьте блокнот и карандаш. Как только вы проснетесь - пусть даже посреди ночи, - запишите все, что вам удастся вспомнить из своего сна. Первые несколько дней, скорее всего, не принесут никаких результатов, но я гарантирую, что через пару недель таких упражнений вы обнаружите, что просыпаетесь каждое утро с яркими детальными воспоминаниями, как минимум, трех различных сновидений. У вас в памяти окажется такое неимоверное количество материала, что вы будете просто не в состоянии все записать. Тот же результат можно получить, заменив блокнот и карандаш магнитофоном.

Тренировка и развития навыка.

Это явление иллюстрирует так называемый первый закон поведенческой психологии: навык развивается благодаря повторяемости действий.

Всякий раз, записывая содержание своих сновидений, вы укрепляете навык восстанавливать их. И наоборот, как только вам не удается записать сон, вы играете на руку обратному навыку.

Метод просмотра образов работает в том же направлении. Когда вы впервые взяли эту книгу в руки, ваш поток был, вероятно, очень слабым и бедным, поскольку на протяжении всей своей жизни вы старательно подавляли и игнорировали его. Но как только вы начнете ежедневные упражнения по предписанной методике, вы с удивлением обнаружите, насколько живее и ярче становится ваше воображение.

Как вызвать поток образов.

Процедура просмотра потока образов обманчиво проста. Вы удобно усаживаетесь в кресло, закрываете глаза и описываете вслух череду образов, проносящихся в вашем сознании. Отметим три важнейших принципа. Я называю их тремя китами прогона образов:

1. Вы должны описывать образы вслух - либо партнеру, либо пользуясь магнитофоном. В противном случае вы обрекаете себя на неудачу.

2. Вы должны использовать полный набор ощущений при описании образа. Если вы видите, например, заснеженную вершину, не ограничивайтесь описанием того, как она выглядит. Опишите ее вкус, ощущения, которые вы получили бы, прикоснувшись к ней, ее запах и свист проносящегося над ней ветра.

3. Составляйте свои описания в настоящем времени.

Эксперимент Райнерта.

Первоначально я разрабатывал метод просмотра образов как некоего оракула по вызовам. Идея заключалась в том, чтобы, поставив вопрос своему подсознанию, вы могли получить на него ответ в мысленных картинах, подобно тому как Элиасу Хове мир его снов помог изобрести швейную машину. Не без гордости отмечу, что метод и в самом деле оказался максимально эффективным для достижения поставленной цели. Подробнее я остановлюсь на этом в последующих главах.

К тому же неожиданно открылись и дополнительные преимущества просмотра образов. Один из наиболее удивительных побочных эффектов проявился в эксперименте, выполненном доктором Чарльзом П. Райнертом, профессором физики при Юго-Западном университете в Маршалле, штат Миннесота. Райнерт предложил семидесяти девяти студентам-первокурсникам принять участие в опробовании методов ускоренного обучения.

В течение зимнего семестра 1988 года часть студентов занималась по методу Уимби (Whimbey), представляющему стандартную программу, использующую для развития аналитических способностей вербальные задания. Остальные студенты опробовали необычный новый метод - просмотр образов.

Каждому из испытуемых Райнерт предложил стандартный тест на уровень развития интеллекта - до и после экспериментального курса. Результаты оказались потрясающими.

В первой группе студенты набирали примерно 0,4 балла IQ за каждый час занятий; а те, кто занимался по методу просмотра образов, - около 0,9 балла в час, то есть целый балл за 80 минут практики! (Результаты Райнерта еще не опубликованы и могут рассматриваться только как предварительные. Окончательные цифры будут приведены по завершении Райнертом его долгосрочного исследовательского проекта.)

По старым каналам.

Почему же метод просмотра образов так повышает IQ? Ответ на этот вопрос кроется в клеточной структуре мозга. Рассмотрим, что происходит при вырабатывании нового навыка, например, езды на велосипеде. Сначала кажется невозможным балансировать на движущейся двухколесной машине, но, овладев ею однажды, вы уже никогда не забудете, как это делается. И даже после двадцатилетнего перерыва можно снова сесть на велосипед и поехать без особого труда.

Все это происходит потому, что навык езды на велосипеде «впечатывается» в наш мозг как обширная сложно переплетенная сеть, охватывающая миллионы различных нейронов. Подобные сети достигают гигантских размеров. Ученые из Нью-Йоркского университета натренировали кота различать две двери, на одной из которых были изображены две концентрические окружности. Кот довольно быстро понял, что миску с кормом можно найти, толкнув дверь с окружностями. Но экспериментаторы были поражены, когда при радиоактивном сканировании мозга животного обнаружилось, что этот простой акт распознавания и выбора одного из двух объектов требует одновременного использования от 5 до 100 миллионов кошачьих нейронов, - то есть до 10% всей массы мозга!

Этот эксперимент показал, что одни и те же нейроны используются во многих сетях памяти одновременно. Иначе всего кошачьего мозга хватило бы только на десять сложных заданий. Объекты сохраняются в памяти не в клетках как таковых, а в виде своеобразных рабочих схем электрохимических сигналов, циркулирующих между клетками. А как сохраняются эти схемы? Неужели, если в течение двадцати лет вы не садитесь на велосипед, ваш мозг все это время держит схему данного навыка включенной? Конечно, нет. Мозг уже давно бы угас, если бы ему пришлось постоянно сохранять все 280 квинтиллионов бит вашей памяти, включая все приобретенные навыки.

В 40-х годах нашего столетия психолог Дональд Хебб открыл, что, когда два смежных нейрона обмениваются сигналами, в обеих клетках происходят нейрохимические изменения, вследствие чего они взаимодействуют друг с другом намного проще, чем с другими нейронами, не вовлеченными в этот процесс. Когда вы учитесь кататься на велосипеде, нейроны формируют связи, описанные Хеббом. Если вы садитесь на велосипед даже после двадцатилетнего перерыва, эти связи еще сохраняются и электрические импульсы распространяются по ним подобно дождевой воде, стремящейся просочиться по уже размытым в почве каналам.

Просмотр образов - такой же вырабатываемый навык, как и езда на велосипеде. Чем больше мы практикуемся, тем сильнее укрепляем миллионы хеббовых связей, соединяющих различные участки нашего мозга.

Сонный паралич.

Шестидесятисемилетнему мужчине периодически снилось, что он едет на мотоцикле, а мотоциклист-соперник пытается столкнуть его с трассы. Он сопротивлялся, яростно отталкивая нападавшего.

К несчастью, его бурные сны прорывались в реальную жизнь. Его жена жаловалась, что во сне он толкал ее и бил кулаками, а иногда вскакивал и неистово метался по комнате.

Психиатры университета штата Миннесота пришли к заключению, что у пациента нарушен механизм сонного паралича.

Ключевые участки нашего мозга не способны отличить сон от реальности. Когда во сне мы видим, слышим, щупаем, пробуем на вкус или нюхаем, включаются все соответствующие области мозга, как если бы это происходило в реальности. Аналогично физические движения во сне активизируют соответствующие моторные механизмы, реализующие движения и в период бодрствования.

«Что касается нейронов, - говорит нейролог Алан Хобсон, - во время REM-фазы сна мозг контролирует зрительные процессы и движение».

Но для того чтобы мы не покалечили себя и других, в стволе головного мозга существует «кнопка безопасности», отключающая во время REM-фазы сна мышечную систему, фактически парализуя нас. В описанном случае с мужчиной механизм подстраховки был нарушен.

Наведение мостов.

В потоке образов, как и во сне, воображаемые картины, звуки и ощущения активизируют соответствующие центры мозга, почти идеально воспроизводя реальность.

Во время таких занятий человек говорит, слушает, смотрит, ощущает запахи и вкус, чувствует, анализирует, размышляет и удивляется, творит и генерирует мысленные образы - и все это одновременно.

Эта необычная ментальная комбинация «наводит мосты» между многочисленными противоположными полюсами мозга. За последние пятнадцать лет попытки достичь равновесия между аналитическим левым полушарием мозга и оперирующим цельными структурами творческим правым полушарием стали почти самоцелью. Во многих престижных корпорациях психологи без устали натаскивают исполнителей-тугодумов в «правостороннем» мышлении. Наиболее отчаянные занимаются тренингом в специальных салонах, где в окружении ярких мигающих огней и модулированных звуковых волн пытаются добиться синхронности работы обоих полушарий.

При просмотре образов каждый из основных полюсов мозга вовлекается в своеобразную игру, формирующую связи между его отделами. В результате наведения мостов развиваются те самые способности, которые помогли Эйнштейну в создании теории относительности.

Однако делению на правое и левое полушарие придается несколько большее значение, чем следовало бы. На самом деле функции мозга с таким же успехом могут быть поделены между верхним и нижним или задним и передним отделами. Практически любая деятельность, связывающая различные полюса мозга, способствует его сбалансированному развитию.

Из всех известных мне методов именно те, что способствуют установлению связей между различными отделами мозга, активизируют наиболее обширные и сбалансированные его части, максимально повышая активность сознательной деятельности и наращивая мощные сети хеббовских связей, пронизывающих мозг не только справа налево, но и во всех направлениях. Просмотр образов - это лишь одна из множества методик, способствующих развитию связей между полюсами мозга, но, бесспорно, наиболее эффективная.

Мало кто в состоянии вспомнить в мельчайших подробностях абсолютно все события собственной жизни, начиная с десятилетнего возраста, включая дни недели и даты, в которые эти события произошли

Мало кто в состоянии вспомнить в мельчайших подробностях абсолютно все события собственной жизни, начиная с десятилетнего возраста, включая дни недели и даты, в которые эти события произошли.

Такие люди, по мнению исследователей, обладают высокоразвитой автобиографической памятью. А совсем недавно учёные выяснили, в чём же заключается их секрет.

Учёные из Калифорнийского университета города Ирвин (UCI) обследовали 11 человек с подобными способностями и выделили ярко выраженные индивидуальные особенности в 9-ти структурах их головного мозга. Неудивительно, что значительная часть отличий была обнаружена в зоне, ответственной за автобиографическую память. Также у участников эксперимента белое вещество в средней и передней долях головного мозга оказалось более плотным, чем в аналогичных структурах мозга у людей из контрольной группы.

Документальное подтверждение этих аномалий мозга дало возможность учёным получить «наглядное, связное описание того, что происходит» в голове человека с такими способностями, объяснят Аврора Лепорт, исследователь из университета UCI.

«На следующем этапе мы хотим понять механизмы памяти, — говорит Лепорт. ­– Может быть, это просто различные механизмы передачи информации. Может, такая память заложена генетически. Или это происходит на молекулярном уровне».

Явление, которое иногда называют гипермнезией (повышенная способность к запоминанию и воспроизведению информации; прим.. С момента открытия этой способности, учёные обследовали более 500 человек, которые считали, что обладают высокоразвитой автобиографической памятью. Учёные смогли подтвердить это только у 33 человек, включая 11 человек из предыдущего исследования. Результаты 37 человек оказались спорными и были отправлены на дальнейшее изучение.

Учёные отмечают, что люди с такими способностями не превосходят других в тестах на запоминание. Однако они обладают особым видом памяти, отличным от того, которым обладают люди, способные запоминать длинные цепочки событий и чисел.

«Не каждого из них можно назвать мастером по запоминанию, — утверждает Лепорт. – Их способности в этой области не отличались от средних показателей чемпионов с обычным типом памяти, которые могут запомнить длинную цепочку знаков числа Пи после запятой. От этого проект становится только интереснее. Мы находимся на пути к открытию особого вида памяти».

На всей планете живет всего несколько десятков человек, которые обладают феноменальной памятью и могут вспомнить даже самые мельчайшие детали из своего младенчества, в то время как большинство людей совершенно не помнят себя в таком раннем возрасте. Невероятно большой объем памяти обусловлен синдромом, который ассоциируют с понятием гипертимезия.

Гипертимезией , или гипертиместическим синдромом называют способность человека помнить и воспроизводить предельно высокое количество информации о своей жизни. Эта способность затрагивает только автобиографическую память. В медицине до сих пор не могут определить статус данного явления и иногда ассоциируют его с гипермнезией, то есть аналогичной способностью, которая затрагивает уже все виды и формы памяти.

Давайте подробнее узнаем об этом …

Термин «гипертимезия» появился не так давно, в 2006 году. Группа ученых тогда выдвинула гипотезу о характеристиках данного нарушения. Так, человек, у которого развивается гипертиместический синдром, проводит ненормально много времени над размышлениями о своем прошлом, благодаря чему возникает способность вызывать в памяти те или иные события из своей жизни.

В то время как феноменальная память, развитая с помощью мнемонических методик, не считается патологией, если речь идет о запоминании нужной информации и данных, то гипертимезию ученые считают отклонением. У пациентов с таким синдромом возникают неконтролируемые и бессознательные ассоциации при виде определенных предметов или дат, вследствие чего человек вспоминает с точностью любой день своей жизни.

Одной из известных людей, у которых развита гипертимезия, является Мэрилу Хеннер (родилась в 1952 году), американская актриса и продюсер.

Что касается Мэрилу Хеннер, феномен которой сейчас активно изучают специалисты, то её самые ранние воспоминания относятся к возрасту 18 месяцев. В этот день, как вспоминает женщина, она играла со своим братом. Интересно, но ранее считалось, что человек не может вспомнить то, что происходило с ним до двух лет.

После этого события она может рассказать о том, как провела любой свой день, о чём говорила, какие передачи шли по телевизору и т.д. Так, если за всю свою жизнь обычный человек запоминает около 250 лиц, то Хеннер помнит их тысячи. Из этого ученые также сделали вывод, что долговременная память не избирательна, и в долговременное хранилище переходят все события, которые обрабатывает кратковременная память.

Сам же процесс вспоминания у Мэрилу Хеннер не требует абсолютно никаких усилий. Это, как говорят специалисты, сродни идеальному видеоредактору, который может точно воссоздать любой фрагмент записи.

Американка Джилл Прайс — она помнит абсолютно все события своей жизни, начиная с 14 лет — если назвать произвольную дату, Джилл воспроизведёт, что случилось с ней в тот день, какая была погода, какие важные события произошли в мире.

Её феноменальные способности были подтверждены учёными Калифорнийского университета в Ирвайне в 2006 году. С тех пор благодаря возросшему интересу к исследованиям в этой области гипертимезия была подтверждена ещё у пятерых человек.

Всего, по подсчетам ученых, к 2014 году удалось выявить около 50 людей с такими невероятными способностями помнить в деталях любой день своей жизни. Ученые на данный момент не могут со всей точностью выявить причины такого синдрома, но это, возможно, связано с тем, что у пациентов височные доли и хвостатое ядро в головном мозге увеличены в размерах.

Изучением особенностей мозга занимаются нейробиологи. В рамках поиска людей с хорошей памятью в Калифорнийском центре нейробиологии было исследовано более двух тысяч человек. Им задавали шестьдесят вопросов, ответить на который могли только люди, помнящие все.

Из-за того, что людей с гипертимезией очень мало, данных о возникновении такой способности практически нет. Некоторые ученые считают абсолютную память мифом и желанием людей верить в свои безграничные возможности. Профессор истории психологии Гронингенского университета Доуэ Драйсма (Douwe Draaisma) в своей «Книге о забывании» пишет, что «бóльшая часть наших переживаний не оставляет в мозге никакого следа».

Доуэ также отмечает, что «люди склонны сравнивать память с тем, что для них лично стало символом сохранения, например, компьютером или фотографией. А для забывания используются иные метафоры: решето, дуршлаг. Но все они предполагают, что сохранение в памяти и забывание - противоположные процессы, и, соответственно, одно исключает другое. На самом деле, забывание замешано в наши воспоминания, как дрожжи в тесто.

Профессор применяет к памяти средневековую метафору - палимпсест, т.е. повторно используемый кусок пергамента.

«Пергамент был дорог, и потому старые тексты с них соскребали или смывали и поверху писали новый текст, через некоторое время сквозь новый текст начинал проступать старый. …палимпсест - очень хороший образ послойности воспоминаний: приходит новая информация, старая стирается, но в принципе, старая информация скрыта в новой.

В Ваших переживаниях также резонируют Ваши воспоминания, и уже поэтому нельзя описывать воспоминание как непосредственную копию пережитого. Они абсорбируются тем, что там уже есть». (По материалам «Het geheugen is ongezeglijk». — de Volkskrant, 03.11.10, p. 48-49.)

Большинству из нас, все же, «счастье» обладать абсолютной памятью не грозит. И, пока ученые спорят, болезнь ли гипертимезия или семантическая особенность организма, в наших силах сделать свою память хорошей, ведь возможность ее тренировки не оспаривает никто.

В разделе на вопрос Как называются люди, которые всё помнят? В "Мгновения грядущего" ещё над ними опыты ставили. заданный автором Иван Петров лучший ответ это Эйдети́зм (от др. -греч. εἶδος - образ, внешний вид) - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы по иным руслам восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные и т. д.) В том или ином виде и степени эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается довольно редко.
Среди тех, кто первым описал эйдетизм - сербский учёный Урбанчич (1907). В 1920-х в Германии психологом Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма.
В психологии - воспроизведение во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологическая основа эйдетических образов - остаточное возбуждение анализатора.

Героиня фильма про 50 первых свиданий видится человеку со слишком хорошей памятью счастливой.

Разум человека с нарушенным процессом забывания похож на жесткий диск компьютера, который активно заполняли, но никогда не чистили. В таком хранилище информации задерживается все - даты, отчества, номера случайно увиденных машин, подробности дневного рациона своего и чужого. Мы сегодня располагаем историями четверых граждан США, которые в 21-м веке официально признаны людьми с феноменальной памятью. Это не дар, это - отягощающее дни жизни расстройство, как правило развивающееся на фоне приобретенного синдрома навязчивых состояний или врожденного аутизма.

Нейробиологический центр при Университете Калифорнии спешит познакомить вас с четверкой лучших накопителей данных системы «человек разумный».

Способность к запоминанию цифр и дат дала Бобу Петреллу ту карьеру, к которой он был морально готов. Сегодня он руководит телеканалом, показывающим теннис, и при этом, разумеется, помнит результаты всех мало мальски важных теннисных состязаний. Бобу можно показать любой «замороженный» фрагмент матча с участием его любимой бейсбольной или футбольной команды, и он скажет, что это был за матч, когда, и как сыграли.

Петрелла говорит, что с 5-летнего возраста запоминает всё. В отдельной копилке воспоминаний остаются все пин-коды и телефонные номера. Боб, например, помнит, что потерял мобильный телефон 24 сентября 2006 года, но в памяти аппарата не было ни одного номера, так как Петрелла хранит их все в голове.

Чаще, чем остальные трое «суперлюдей», попадала на экраны и страницы СМИ госпожа Джилл Прайс из Калифорнии, которая с 14-летия помнит в деталях всю свою жизнь. Это началось после физической травмы и психического истощения в ходе переезда с Востока на Запад США. Самой Джилл её мучительный дар напоминает какую-то опостылевшую видеокамеру, которую круглые сутки надо носить с собой включенной. В процессе воспоминания чего-то нужного или нет включается перемотка на требуемый фрагмент. В годы суровой войны в условиях отключенного интернета г-жа Прайс могла бы стать легендарной шпионкой и спасительницей мира.

Джилл Прайс живет вдалеке от Голливуда, ведет непубличный образ жизни, работая в еврейской религиозной школе. Вечеринки в ее жизни случаются нечасто, поэтому г-же Прайс всегда приятно удивить гостей своими феноменальными знаниями. Вместе с тем, по признанию Джилл, жить с грузом неприятных воспоминаний (а у кого их нет?) - это мучительная судьба.

Прототип Человека Дождя, покойный Ким Пик жил с поврежденным мозжечком, посему считался чокнутым. Еще несколько врожденных аномалий мозга отняли у Пика способность к забыванию. Из того, что прочитывал (за 8 секунд разворот книги), Ким Пик запоминал до 98% информации, словесной и цифровой. К 7 годам он знал наизусть Библию, к 20-ти - полное собрание Шекспира.

Повреждение мозжечка у ходячей энциклопедии, видимо, было обусловлено мутацией генов. Как бывает в таким случаях, хранитель феноменальной памяти плохо ходил (походка его была весьма странной), не мог завязать шнурки или застегнуть пуговицы на рубашке. Все «драйвера» этого ходячего компьютера были нацелены на сканирование и запоминание того, что видят глаза и слышат уши. Со временем, правда, на склоне лет Пику удалось научиться и застегиваться, и играть на фортепиано.

Прообраз Человека Дождя Ким Пик не был болен «модным» аутизмом, как не страдал им еще один киногерой без прототипа - математик Макс Коэн из фильма «Пи», за которым охотились ортодоксальные евреи с пейсами и автоматами. В конце фильма уставший от своего дара Коэн высверливает в голове дырку и становится свободным человеком, так как его перестают мучить не только фанатики, но и головные боли.

И еще двое из ныне живущих людей живут с официально зарегистрированным диагнозом «гипертимезия» (т.е. «избыточная память»). Это Брэд Уильямс и Рик Бэрон, оба из США.

Американцы говорят, что на каждую Джилл Прайс найдется свой Брэд Уильямс. Американцы имеют в виду радиоведущего из штата Висконсин, которому, в отличие от Джилл, суперпамять не в тягость. Мистер Уильямс ею хвастается при каждом удобном случае. Если его спросить, что было 31 августа 1986 года, Брэд вспомнит, что в этот день утонул «Адмирал Нахимов» и умер скульптор Генри Мур.

Господин Уильямс прекрасно помнит, в какой день шел снег, а в какой была гроза, что и когда он ел на завтрак или ужин. В телепередаче «Доброе утро, Америка!» Брэда Уильямса обозвали «человеком-гуглом».

Однажды благодаря своему непрактичному таланту Брэд чуть не выиграл в американской версии телешоу «Своя Игра». Говорят, что сразился на спортивных вопросах. В отличие от Боба Петрелла, Уильямс спорт не любит, и его глубочайшие познания наполнены, например, историей поп-культуры. Докторам «человек-гугл» говорит, что ничего сверхъестественного в своих способностях не усматривает.

В отличие от собратьев по гипертимезии, житель Кливленда Рик Бэрон использует свои гениальные способности для зарабатывания денег. Будучи официально безработным, Бэрон принимает участие во всевозможных телевизионных чемпионатах по эрудиции.

Постоянно выигрывая, Рик Бэрон получает в качестве наград скидочные карточки, билеты на спортивные мероприятия, 14 раз он ездил по выигранным путевкам в отпуск в дальние края. Бэрон утверждает, что запоминает всё с 11-летнего возраста. Причем ретроспективно помнит ежедневные хроники всего, что произошло с ним с семи лет.

Сестра хронического победителя конкурсов считает, что у Рика серьезный невроз навязчивых состояний. Это заключается в том, что все вокруг себя г-н Бэрон старается упорядочить и каталогизировать. Кроме того, обладатель суперпамяти не позволяет ничего выбрасывать и аккуратно хранит все оплаченные счета и погашенные билеты на спортивные матчи.

О, потрясающе интересно. Не слышала о таких людях. Конечно, трудно жить с такой феноменальной памятью.

Трудно-это мягко сказано. Не скажу что у меня гипертемизия, но я запоминаю 70% звуковой информации, дословно запоминаю разговоры (даже чужие), бонусом помню около 65-70% своих сновидений, тексты песен и т.д. Парадокс в том, что о своей жизни я помню не больше остальных. Но даже этого количества информации достаточно чтобы превратить мозг в кашу.

Александра, как с Вами связаться, хотела бы расспросить Вас о Ваших особенностях памяти?

Добавить комментарий Отменить ответ

Город призрак Припять полностью опустел 27 апреля 1986 года после аварии на Чернобыльской атомной [. ]

Вы считаете, что вас замучила теща/свекровь? Или начальник с его дурным чувством «юмора»? Что [. ]

А ну-ка, кто оканчивал школу в Чехословакии, поднимите руки! А кого родители избавили от [. ]

Тревожные события годов обратили внимание восточных славян, жителей городов и сел, на таинственное [. ]

Эрнесто Че Гевары нет в живых более 40 лет. Его великие современники, такие как [. ]

«Я так люблю водку, на все готов ради нее», - признается студент. «Ну, так [. ]

Герпетофобией не страдаете ли случайно? Можете отличить дружелюбного ужика от нелюдимой гадюки, а резинового [. ]

Сайлент Хилл - город, под которым много лет бушует подземный пожар - для нас [. ]

Он вознесся льдисто-зубастый, По ранжиру - к чалме чалма, Ледяной фасад государства Под названием [. ]

Человек, который запоминает все

Шерешевский тоже весьма своеобразно использовал свой поток образов - он применял его для выполнения поразительных трюков с памятью. К концу жизни Шерешевский снискал славу “человека, который запоминает все”. Его память была совершенной в буквальном смысле слова. Как-то раз, проводя эксперимент, психолог А. Р. Лурия дал Шерешевскому список слогов, который начинался примерно так:

1. ма ва на са на ва

2. на са на ма ва

3. са на ма ва на

4. ва са на ва на ма

5. на ва на ва са ма

6. на ма са ма ва на

7. са ма са ва на

8. на са ма ва ма на

Поскольку список был очень длинным, а слоги столь бессмысленны и похожи друг на друга, обычные мнемонические приемы не помогли бы запомнить их. Шерешевский не только с легкостью запомнил слоги, но и через восемь лет восстановил все без единой ошибки и в том же порядке, вызвав этим неподдельное удивление Лурии.

Секрет Шерешевского состоял в использовании им для облегчения процесса запоминания так называемых мультисенсорных мозговых бурь. Он утверждал, что запоминает слова не только с помощью фотографических отпечатков, возникающих в сознании, но также по их “вкусу или весу”, то есть по “целому комплексу ощущений”.

К примеру, прочитав вышеупомянутый список бессмысленных слогов, Шерешевский внезапно вообразил себя в лесу. Слева от него сразу же возникла тонкая серовато-желтая линия.

“Это оттого, что все согласные в списке сопровождались буквой а, - вспоминал он позднее. - Затем на линии появились бугорки, кляксы, разводы, грозди - разные по цвету, весу и толщине. Они представляли собой буквы м, в, н и т. д.”.

Восстанавливая слоги, как объяснял Шерешевский, он просто проходил по воображаемому пути в лесу, чтобы “прочувствовать, ощутить запах и прикосновение каждого пятна, каждого всплеска”.

Поразительная память Шерешевского доставляла ему и свои неприятности. Он не мог ее полностью контролировать: она работала непредсказуемо, как заклинание, произнесенное волшебником-недоучкой. И эта особенность постоянно напоминала ему о себе, вызывая неожиданные проблемы. Когда, например, он пытался запомнить набор слов, выписанных на доске, в его памяти всплывали другие наборы слов, написанные на этой же доске, но в другое время, и все они перепутывались. Шерешевский должен был постоянно прикладывать усилия, чтобы подавить определенные образы, освобождая место для других, тогда как у большинства людей этот процесс протекает естественно.

Кроме того, у него была плохая память на лица. Мы, как правило, помним знакомые лица как цельные обобщенные образы. Но с Шерешевским все было иначе. Когда он пытался вспомнить чье-либо лицо, его сознание переполнялось образами этого лица, запечатленными памятью в разные моменты жизни в мельчайших деталях, во всевозможных ракурсах, при различном освещении и во всем многообразии выражений.

Среди всей этой путаницы Шерешевскому очень редко удавалось узнать человека. “Лица так переменчивы, - жаловался он,- меня постоянно сбивают с толку бесконечные оттенки их выражений”.

Явление гениальности, по всей видимости, связано с интенсивностью подсознательных образов. Для того чтобы использовать свои способности эффективно, необходимо поддерживать равновесие между подавлением образов, не представляющих сиюминутной ценности, и допуском остальных в область осознаваемого. В борьбе за восприятие интенсивного потока ярких образов мы не должны потерять способность подавлять его по мере необходимости. Наиболее простой путь к желаемому равновесию - использовать управляемый процесс, такой как метод просмотра образов, позволяющий выбрать подходящий момент для контроля потока образов и сохранить при этом ясность сознания и готовность к быстрой и адекватной реакции.

ФЕНОМЕН ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СНА

Мы обладаем гораздо большими способностями по реорганизации нашей подсознательной деятельности, чем может показаться на первый взгляд. Явление воскрешения сновидений в памяти представляет собой одну из наиболее ярких иллюстраций таких скрытых возможностей. Некоторые эксперты, например нейролог Алан Хобсон, утверждают, что, когда наш мозг погружается в состояние REM-фазы сна, он приостанавливает выделение нейротрансмиттеров - химических компонентов, необходимых для работы памяти. Именно поэтому, согласно Хобсону, физиологически невозможно запомнить большую часть являющихся нам сновидений. Однако вы сами можете легко убедиться в ошибочности этой теории.

Давайте проведем простой эксперимент. Спросите себя: “Какие три сна я видел прошлой ночью?” В большинстве случаев вам не удастся вспомнить и одного, не говоря уже о трех кряду. Многие люди вообще говорят, что совсем не видят снов, разве что крайне редко. Но специалисты по сновидениям утверждают, что каждый нормальный человек в течение ночи в среднем видит около пяти снов, общая продолжительность которых не менее двух часов. Мы просто забываем их, когда просыпаемся.

А теперь попробуйте следующее. Прежде чем отойти сегодня ко сну, приготовьте блокнот и карандаш. Как только вы проснетесь - пусть даже посреди ночи, - запишите все, что вам удастся вспомнить из своего сна. Первые несколько дней, скорее всего, не принесут никаких результатов, но я гарантирую, что через пару недель таких упражнений вы обнаружите, что просыпаетесь каждое утро с яркими детальными воспоминаниями, как минимум, трех различных сновидений. У вас в памяти окажется такое неимоверное количество материала, что вы будете просто не в состоянии все записать. Тот же результат можно получить, заменив блокнот и карандаш магнитофоном.

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

Есть ли люди, которые помнят абсолютно все?

Есть такое нарушение, которое называется гипертимезия или феномен выдающейся автобиографической памяти. Таких людей всего около 80. Пример тому Ребекка Шеррок. Она помнит абсолтно все, начиная с 2-х недельного возраста.

Мне кажется, что любой человек запоминает абсолютно всё.

Другое дело, что воспроизведение информации имеет ограничения. Поэтому вся она "складируется" на "задворках" памяти. А человек помнит только то, что ему необходимо для практической жизни. Такой механизм защищает мозг от перенапряжения.

Нередки случаи, когда люди вспоминали то, что с ними было десятилетия назад. Лично я сама с этим сталкивалась. Совсем неожиданно вспомнила случай из детства (я уже на пенсии), причем это воспоминание пришло по ассоциации увиденного в фильме. То есть информация о детском происшествии больше 50 лет хранилась в глубине мозга. И похожая история из фильма по ассоциации "вытянула" ее на свет божий.

Здесь я не имею в виду феноменальную память как особую способность человека, когда он запоминает ненужную информацию или быстро ее вспоминает (цифры, имена и пр.). Думаю, что это совсем другое. Просто особый талант (как любой другой талант).

Мне так кажется.

Лично я знал человека, который с золотой медалью закончил военный ВУЗ и обладал феноменальной памятью. Он легко мог через год вспомнить фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона человека с которым общался всего 10 минут. Он мог воспроизвести целые фрагменты лекций почти наизусть, иногда даже не понимая физический смысл излагаемой информации. Я не думаю что он помнит абсолютно всё, но скорость извлечения данных из дальних уголков памяти у него просто исключительная. При поступлении в ВУЗ, на экзамене по истории он воспроизвёл рассказ экскурсовода в доме-музее А.В. Суворова, который слышал лет пять тому как. Когда спрашивали как смог, сказал что просто захотел и вспомнил.

Был такой человек - Соломон Вениаминович Шерешевский (1886-1958). Помнил всё, даже страницы цифр, фразы не незнакомом языке. Он 30 лет наблюдался у психолога Александра Лурия, который написал о нем книгу - «Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)». Жить Шерешевскому с такой памятью было трудно.

Помнить абсолютно все практически не реально, ведь необходимо еще понимать, что подразумиваеться под понятием "абсолютно все". Номера телефонов с телефонов адресной книги, дни рождения всех родственников и друзей и информация такого рода, или же просто не забывать о том, что говорят и просят сделать.

Если вы о вундеркиндах, то и они тоже не могут всего упомнить - просто мозг взорвется. Человек устроен так, что он запоминает только ту информацию которую с чем-то ассоциировал или хочет запомнить насильно.