Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Тема: «Работа с текстом стихотворения А.Шибаева «Буква заблудилась». Конспект занятия: Игра «Буква заблудилась»

Александр Александрович Шибаев (1923-1979) не вошел, как еще недавно говорили, «в обойму», в первый ряд послевоенной детской поэзии. Ленинградец, а не москвич, человек скромный, домашний, а не публичный, - он и не претендовал на роль литературной звезды. Полтора десятка книжек для детей, вышедших при его жизни; итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (1977) и появившаяся уже посмертно еще одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (1981), которую он дописывал на больничной койке, - вот, собственно, и все его литературное наследие.
Во второй половине 60-х, в 70-е годы, когда наша поэзия для маленьких нередко ограничивалась описанием детского быта или шла на поводу у «барабанного» оптимизма, Шибаев обратился к основам культуры - к языку как таковому, его законам, его богатству. Он стал последовательно учить детей родной, обыкновенной речи посредством речи поэтической. Он опоэтизировал школьную грамматику и для каждого урока нашел точный, познавательный, занятный ход, открывая в стихах и волшебство языка, и одновременно методику обучения. Загадки, скороговорки, перевертыши, небольшие сюжетные истории про звуки, буквы, слова и знаки препинания - Шибаев пошел в этой игре дальше многих: возможно, впервые в поле зрения детского поэта попала столь обширная область практического языка.

Читаешь?..
- Читаю.
Не шибко пока...
- А ну-ка, прочти это слово.
- Сейчас прочитаю.
ТЫ-Е-ЛЫ-КЫ-А.
- И что получилось?
- КОРОВА!

Кому в детстве не приходилось, быстро повторяя какое-либо особое слово, «вылущивать» из его звуков другое, схожее с ним по звучанию? Шибаев доводит эту игру до поэтического совершенства, подталкивая читателя на поиск таких «двойных» слов, раскрывая их внутренние связи:

Зверек, зверек, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
- Бегу в камыш-камыш-камыш,
Я - мышка-мышка-мышка.

На эвфонической стороне языка Шибаев особенно заострял внимание. Это и понятно: со звука начинается постижение речи, один-единственный звук, одна буква часто становятся главным различием совершенно чуждых друг другу слов. Поэт подчеркивает это различие весело и остроумно:

Букву «Д» на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело Драки.

Переходя от звука к слову, Шибаев и здесь демонстрирует меткость глаза и остроту слуха. То он заставляет прислушаться к самим словам, в их звучании обнажая смысл:

О твердом камне говорит
И слово твердое ГРАНИТ.
А для вещей, что мягче всех,
Слова - помягче:
ПУХ, МОХ, МЕХ.

То, отталкиваясь от смысла - через звук, - показывает удивительную многогранность, неожиданность родной речи:

Я шел по лужайке.
Гляжу - АДМИРАЛ...
Я тихо подкрался к нему
И - поймал!
Поймал!
Наконец-то поймал адмирала!..
Богатой
Коллекция бабочек
Стала!

Слова-близнецы и знаки препинания, слоги и предлоги, правила чтения и навыки культурной речи - все становится объектом внимания. И в стихах, посвященных более сложным законам языка, Шибаев всегда ищет способ растормошить ученика своей поэтической школы, заставить его правильно ответить на вопрос, а то и выставить самому себе заслуженную отметку:

Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенес.
«Едва» я перенес «е-два»
И получил за это «два».
«Укол» я перенес «у-кол»
И получил за это «кол».
«Опять» я перенес «о-пять».
Теперь, надеюсь, будет «пять»?!

Эти строки хороши тем, что играют в рифменное ожидание: прочитав слово, читатель уже догадывается, какую оценку заслужил герой, и, смеясь, может легко восстановить правильное написание при переносе.
Конечно, стихи Александра Шибаева стали прямым развитием уже существовавшей традиции. Это школа Маршака и творчество ее создателя. Это перевертыши и загадки Хармса. Это ассоциативные связи с современниками - Борисом Заходером, Генрихом Сапгиром, Вадимом Левиным. В этом ряду место Шибаева весомо и оригинально: сделав язык главным персонажем стихов, он показал, что игра - когда она существует не ради незамысловатой забавы, а ради учения и постижения культуры, - в высшей степени необходима детской поэзии.
«Занимательная азбука» А. Шибаева, вышедшая нынче в «Махаоне», представляет творчество поэта полнокровно и целенаправленно. Целенаправленно - поскольку это действительно, как указано на обложке, настоящие уроки чтения и грамотной речи. А полнокровно, потому что помимо большого поэтического (и прозаического, и - дополнительно - игрового) материала книга представляет Александра Шибаева как блистательного поэта, для которого педагогика - только особая форма передачи читателю всего богатства своего внутреннего поэтического мира.

Михаил Яснов

1.Станция «Повторяйкино»

«Снеговики»

Найди закономерность и догадайся какой снеговик должен стоять на пустом месте. Нарисуй его!

2. Станция «Закреплялкино»

«Словесная цепочка»

Меняя по одной букве на каждом шаге получи новое слово сделай из борща-кашу.

3. Станция «Разминочная»

« БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ»

В игре используются три группы текстов. Учитель читает стихи о том, чего на самом деле быть не может из-за одной неправильной буквы. Задача - первым назвать верное слово.


Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва вошла туда

Буква-озорница,

Очень страшные дела

Начали твориться!


Посмотрите-ка, ребятки,

Раки (маки) выросли на грядке!

На виду у детворы

Крысу (крышу) красят маляры!

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил.

Мы собрали васильки -

На голове у нас щенки (венки).

Синее море перед нами,

Летают майки (чайки) над волнами.

Забодал меня котел (козел) - На него я очень зол.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом).

Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель (капель) перед сном.


Жучка будку (булку) не доела: Неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета (билета), Заплатил он штраф за это.

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять волов (голов).


Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

Сели в ложку (лодку) и - айда!

По реке туда-сюда.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.

5.Физминутка

Будем вместе веселиться

И резвиться, и играть,

И вниманье проверять.

Вы же будьте начеку:

Если в тексте ошибемся,

Вы похлопайте в ладоши.

Коль порядок со словами,

Вы потопайте ногами.

Колокольчики звонят: хрум-хрум-хрум (хлопают).

Лает песик во дворе: мяу-мяу-мяу (хлопают).

Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу (топают).

Утки серые кричат: кря-кря-кря (топают).

Козлик серенький кричит: му-му-му (хлопают).


В чаще, голову задрав, воет с голоду... жираф (волк)

Дочерей и сыновей учит хрюкать... муравей (свинья).

По горной круче проходил обросший шерстью... крокодил (баран).

В теплой лужице своей громко квакал... Бармалей (лягушонок).

С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает... корова (обезьяна).

Был ли тучкой грозовой, с Пятачком ходил на бой, больше всех любил он мед крошка маленький... енот (Винни-Пух).

6.Станция «Грамотеево»

НЕБЫЛИЦЫ

Учитель читает стихотворения. Тот, кто заметит в отрывках небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все найденные небылицы.


«Радость»

К. Чуковский

«Шутка»

У нас в переулке есть дом с чудесами,

Сходите, взгляните - увидите сами:

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихоньку их у мальчишки.

Теперь во дворе мы не знаем покоя.

Какое же слово? Какое? Какое?

3. Александрова

«Плыви утюг»

Ну мышонок, ну огонёк! Надо же такое придумать! Выпилил из пенопласта, который не тонет, утюг-поплавок и в бассейн бросил. выдумщик! Найди в клеточках слово «ПОПЛАВОК» и ещё 24 слова, не меньше

7.ИГРА «ВЕСЕЛОЕ ИНТЕРВЬЮ»

8. Физминутка (под музыку)

9. Станция ПЕРЕВЕРТЫШИ

Участникам игры предлагается расшифровать перевертыши пословиц, названий сказок и книг. Можно предложить отгадать пять перевертышей (по одному каждого вида), за правильный ответ начисляются баллы. Время на обдумывание ограничено (10-20 секунд).

Волк и семеро козлят.

2. Король под фасолью. - Принцесса на горошине.

3. Собачья развалюха. - Кошкин дом.

4. Утки-индюшки. - Гуси-лебеди.

5. Одетый слуга. - Голый король.

Стойкий оловянный солдатик.

7. Бодрствующий урод. - Спящая красавица.

8. Бледненький кустик. - Аленький цветочек.

9. Великолепный индюк. - Гадкий утенок.

10. Семь худышек. - Три толстяка.

11. Пес без босоножек. - Кот в сапогах.

12. Железная отмычка. - Золотой ключик.

13. Беличья шерстка. - Ослиная шкура.

Али-Баба и сорок разбойников.

15. Девочка как дом. - Мальчик-с-пальчик.

16. Песчаная нищенка. - Снежная королева.

17. Индюшка-домоседка. - Лягушка-путешественница.

Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

По щучьему велению.

20. Развалюха. - Теремок.

21. Иван Безобразный. - Василиса Прекрасная.

Сказка о рыбаке и рыбке.

Городок в табакерке.

Сказка о Золотом петушке.

25. Лошадка-уродина. - Конек-горбунок.

26. Синяя бейсболка. - Красная Шапочка.

27. Квадратик. - Колобок.

28. Континент мусора. - Остров сокровищ.

29. Счастье от глупости. - Горе от ума.

30. Закон и поощрение. - Преступление и наказание.

31. Солнечный принц. - Снежная королева.

9.Подведение итогов. Награждение.

Вариант 3


Эй, дружок, угадай-ка, Где тут болтик, где тут гайка? Может, вовсе и не гайка, А, к примеру, сайка, чайка, Лайка, зайка, наконец, Угадаешь - молодец!

Репки (щепки ) белые летят Из-под топора, Рубит, рубит дед Игнат На зиму дрова.

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на ель (мель ). И матросы три недели Карамель на ели ели.

Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся гад (сад ), Пчелы первые летят.

Нарядили ложки (ножки ) В красные сапожки. Вы шагайте, ложки , Прямо по дорожке.

Караси перекусили

И добавки попросили.

Заморили червяка

И погладили быка (бока ).

Пугал крестьян окрестных сел Паривший в воздухе осел (орел ). Рот (кот ) сидит, не дышит -Караулит мышек.

Филиппок за окуньком В речку лезет босиком. Очень хочет Филиппок Окунька загнать в совок (сачок ).

Пробуждается природа, Снег растаял у порога, Кочки (почки ) лопаются дружно И пальто уже не нужно.

Капризные сандалии Однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки Сапожной старой тетки (щетки ).

Ухо (эхо ) слышно тут и там -Ухо ходит по горам.

- УХо , спустишься сюда? Ухо тихо: «Да, да, да-а-а!»

Бык, могучий великан, В детстве был теленком. Толстый увалень банан (баран ) -Тоненьким ягненком.

НЕБЫЛИЦЫ

Ведущий читает стихотворения. Тот, кто заметит в отрывках небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все найденные небылицы.

«Путаница»

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать!»

А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать!»

Свинки замяукали: «Мяу-мяу!»

Кошечки захрюкали: «Хрю-хрю-хрю!»

Уточки заквакали: «Ква-ква-ква!»

Воробышек прискакал и коровой замычал: «Му-у-у!»

Прибежал медведь и давай реветь: «Ку-ка-ре-ку!»

Только заинька был паинька:

Не мяукал и не хрюкал - под капустою лежал,

ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

По-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал:

«Кому велено чирикать - не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать - не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»

К . Чуковский

«Радость»

Рады, рады, рады светлые березы,

И на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады темные осины,

И на них от радости растут апельсины.

То не дождик пошел из облака и не град,

То посыпался из облака виноград.

И вороны над полями вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли сладким медом потекли.

Куры стали павами, лысые - кудрявыми.

Даже мельница - и та заплясала у моста.

Так бегите же за мной на зеленые луга,

Где над синею рекою встала радуга-дута.

Мы на радугу вскарабкаемся, поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге на салазках, на коньках!

К . Чуковский

«Шутка»

У нас в переулке есть дом с чудесами, Сходите, взгляните - увидите сами: Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет, А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихоньку их у мальчишки. Теперь во дворе мы не знаем покоя. Какое же слово? Какое? Какое?

3. Александрова

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Предложите участникам игры расшифровать перевертыши пословиц, названий книг, строчки из стихов и песен. Можно предложить отгадать пять перевертышей (по одному каждого вида), за правильный ответ начисляются баллы. Время на обдумывание ограничено (10-20 секунд).

№ 2, 2007 г.

Пословицы и поговорки

1. Счастье перемещается кучами. - Беда не ходит одна .

2. Уйти от новой стиральной машины. - Остаться у разбитого корыта .

3. Лысина - мужское безобразие. - Коса - девичья краса .

4. От смелости затылок мал. - У страха глаза велики .

6. На милиционере валенки мокнут. - На воре шапка горит .

7. Ниже пяток не опустишься. - Выше головы не прыгнешь .

8. Скрыл, что водоросль, - выходи из аквариума. - Назвался груздем - полезай в кузов .

9. Курица кабану подружка. - Гусь свинье не товарищ .

10. Борщ соусом поправишь. - Кашу маслом не испортишь .

Строчки из стихотворений

1. Мне танец разрушать и умирать мешает. - Нам песня строить и жить помогает .

2. Девушек так мало замужем. - Парней так много холостых .

3. Во поле срубили березку. - В лесу родилась елочка .

4. Подумал о неделях снизу. - Не думай о секундах свысока .

5. Старикам нигде нет тупика. - Молодым везде у нас дорога .

6. Ты ушла от меня, не попрощавшись. - Я пришел к тебе с приветом .

7. Под молодой болотной кочкой скромно ползает червяк. - Над седой равниной моря гордо реет буревестник .

8. Ты забыла ужасную вечность. - Я помню чудное мгновенье .

9. Ваша Маша тихо смеется. - Наша Таня громко плачет .

10. Ты ненавидишь мою коровку. - Я люблю свою лошадку .

Названия кинофильмов

1. Твоя ужасная миссис. - Моя прекрасная леди .

2. Ревущие из кустов. - Поющие в терновнике .

3. Ангар. - Гараж .

4. Африканский портной. - Сибирский цирюльник .

5. Домашняя повесть. - Служебный роман .

6. Пока, умники. - Привет , дуралеи .

7. Молодые жеребцы. - Старые клячи .

8. Грустные девчонки. - Веселые ребята .

9. Взбодренные дождем- Утомленные солнцем .

10. Умрем после среды. - Доживем до понедельника .

11. Три часа осени. - Семнадцать мгновений весны .

12. Темнота маленькой деревни. - Огни большого города .

13. Сидят галки. - Летят журавли .

14. Ненавистный мужчина уборщицы Сидоровой. - Любимая женщина механика Гаврилова .

15. Ползок под берлогой медведя. - Полет над гнездом кукушки .

16. Твой враг Жан Макаронов. - Мой друг Иван Лапшин .

17. Мужчина, что танцует. - Женщина , которая поет .

ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

18. Прибитые волной. - Унесенные ветром .

19. Ужасная шестерка. - Великолепная семерка .

Названия сказок и книг

1. Лиса или шестеро цыплят. - Волк и семеро козлят .

2. Король под фасолью. - Принцесса на горошине .

3. Собачья развалюха. - Кошкин дом .

4. Утки-индюшки. - Гуси - лебеди .

5. Одетый слуга. - Голый король .

6. Падающий деревянный генерал. - Стойкий оловянный солдатик .

7. Бодрствующий урод. - Спящая красавица .

8. Бледненький кустик. - Аленький цветочек .

9. Великолепный индюк. - Гадкий утенок .

10. Семь худышек. - Три толстяка .

11. Пес без босоножек. - Кот в сапогах .

12. Железная отмычка. - Золотой ключик .

13. Беличья шерстка. - Ослиная шкура .

14. Алексей Борисович или две прокурорши. - Али - Баба и сорок разбойников .

15. Девочка как дом. - Мальчик - с - пальчик .

16. Песчаная нищенка. - Снежная королева .

17. Индюшка-домоседка. - Лягушка - путешественница .

18. Ужасная экскурсия Нины без домашних тараканов. - Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями .

19. Без лягушачьей просьбы. - По щучьему велению .

20. Развалюха. - Теремок .

21. Иван Безобразный. - Василиса Прекрасная .

22. Стихотворение про охотника или дичь. - Сказка о рыбаке и рыбке .

23. Деревенька из шкатулки. - Городок в табакерке .

24. Былина про чугунную курочку. - Сказка о Золотом петушке .

25. Лошадка-уродина. - Конек - горбунок .

26. Синяя бейсболка. - Красная Шапочка .

27. Квадратик. - Колобок .

28. Континент мусора. - Остров сокровищ .

29. Счастье от глупости. - Горе от ума .

30. Закон и поощрение. - Преступление и наказание .

31. Солнечный принц. - Снежная королева .

ПЕРЕПУТАНИЦА

В предлагаемом ниже тексте «переплелись» два отдельных стихотворения, которые называются «Грустная история» и «Кошкина считалка». Помогите восстановить каждое из них.

Раз, два, три, четыре, пять,

Целый месяц под дождем

Мокнет крыша, мокнет дом,

Потихоньку, понемножку

Мокнут лужи и поля, Прибавляет к мышке кошку. Мокнет мокрая земля. Получается ответ: И далёко от земли Кошка есть, а мышки нет! Мокнут в море корабли.

Распутайте шутливый фольклорный тест, состоящий из двух самостоятельных потешек.

Однажды старушка у нас в городке

Вчера в половине шестого

Послала на мельницу мышку в мешке.

Я встретил двух свинок без шляп и ботинок.

Но мельник ни разу мышей не молол,

А если молол,

Даю вам честное слово!

То не брал за помол.

Поэт написал стихи, а рассеянный наборщик перепутал все строчки. Вот что у него получилось:

Ветер, ветер, ветер, В почерневший сад, Тучи, тучи, тучи Грустные сидят. Льется дождь колючий Мокрый листопад, Взрослые и дети По небу летят.

ГРИБНОЙ КУЗОВОК

Команды получают по «корзинке» - пакету для «сбора грибов», где находится карточка со слогами:

и 8 чистых листочков. Ведущий читает условия игры:

«По тропинке во весь дух Мчится по лесу петух. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку! Честь и слава грибнику! Я наполнил кузов мой И бегу скорей домой». Из под елки фыркнул еж:

КА - РО - MAC - ЛЕ - СЫ - ЕЖ - ВИК НОК - ПОД - ОСИ - ВИК - РЫ - КА - ЖИК КА - СИЧ - ЛИ - ПОД - РЕ - БЕ - 30 - НО НУШ - ИК - КА - ИН - ПЕ - МОК - ВОЛ - ОВ - О

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» - это слоги, из которых следует «собрать» названия грибов.

Каждая команда «складывает грибы» в свой кузовок в течение двух минут и вручает его жюри. (Масленок , подосиновик , волнушка , сыроежка , подберезовик , рыжик , опенок , лисичка .)

Цель: укрепление речевого внимания, тренировка логического мышления, воспитание звукового анализа.

Ход занятия Логопед. Ребята, вы, наверное, хорошо помните, что на улице Бассейной жил человек рассеянный. С ним приключилось много неожиданных смешных историй из-за его рассеянности. А однажды он решил написать стихи для детей и сам сделал рисунки. Вы сейчас услышите эти стихи. Автор по рассеянности перепутал буквы. Мы должны догадаться, что хотел рассказать автор, и исправить текст. Для этого следует убрать букву, которая заблудилась, и поставить на её место нужную букву. Её вы найдёте в кассе букв и поднимете, когда я вас об этом попрошу.

БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ

Неизвестно, как случилось,

только буква заблудилась:

заскочила в чей-то дом и -

хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

буква-озорница,

очень странные дела

начали твориться...

Закричал охотник:

- «Ой! Двери гонятся за мной!»

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зелёный лук

с длинными усами!..

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки,

на головах у нас - щенки.

Синеет море перед нами,

летают майки над волнами.

Посмотрите-ка, ребятки,

раки выросли на грядке!

Говорят, один рыбак

в речке выловил башмак.

Но зато ему потом

на крючок попался дом.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

На виду у детворы

крысу красят маляры.

Миша дров не напилил,

печку кепками топил.

Жучка будку не доела:

Не охота, надоело…

На болоте нет дорог,

Я по кошкам скок да скок

(А.Шибаев.)

Задания по тексту:

§ чтение стихотворения по фрагментам;

§ восстановление текста;

§ показ «буквы-хозяйки» (из кассы букв);

§ запись слов парами (самостоятельно, по памяти), например:

двери - ... ?

будка - ... ?

9. Дать ответ на «Загадку».

Они, как я заметила,

везде и всюду есть:

в руке их только четверо,

зато в кармане - шесть.

Я шесть их вижу в радуге

то сразу сами скажете,

что их в арбузе - пять!

(Н.Разговоров.)

Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), составляющих слова: рука, карман, радуга, арбуз.

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд

10. Перед каждым учеником ряд цифр (1-9). Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове четыре звука».

Уха, полка, сто, машина, стук, утро, звон, трава, ужин, играл, соки, гром, кошка, груши, звук, крот, чашка, голуби, малыш, грузовик...

Позиционный анализ звуков в слове

1. Указать место звука в слове (по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий.

В качестве речевого материала используются любые из ранее приведенных слов, написание которых не расходится с произношением.

Игра «Буква заблудилась»

Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой!

Д вери гонятся за мной!».

На виду у детворы

Крыс у красят маляры.

Куклу выбросив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый л ук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался д ом.

Посмотрите-ка, ребятки:

Р аки выросли на грядке!

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно в рачей.

Мы собирали васильки -

На головах у нас щ енки.

Старый дедушка Пахом

На коз е скакал верхом.

Жучка буд ку не доела:

Неохота, надоело.

На пожелтевшую листву

Роняет лев свою листву.

Мама с б очками пошла

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку к епками топил.

Синеет море перед нами,

Летают м айки над волнами.

Л. Шибаев

Игра «Типография»

Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.

Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.

Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.

Игра «Слова по теме»

Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.

Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.

Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

Игра «Пятерки»

Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.

Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.

Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.

Игра «Поиграем в слова»

Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.

1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:

2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые

Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.

Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.

Игра «Парад грамотеев»

Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.

Кот стремительно мчался на одной ноге.

Она так испугалась, что бросилась в обморок.

На картине изображен ученик средних лет.

Его правая щека весело улыбалась.

Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.

Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.

Он сел на коня и поехал пешком.

Он лег в постель и уснул изо всех сил.

Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.

У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.

Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.

Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.

Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.

Мы спали, но нам не спалось.

Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

Мальчик облизался до ушей.

Мой любимый уголок природы - солнце.

На крыше было много голубей, человек сорок.

На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.

Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.

Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.

Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.

В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

Северный океан очень ледовитый.

Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.

Лицо у него было овальное, как прямой угол.

В своих сапогах я чувствовал себя как дома.

У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.

У него была шпага с одним патроном.

Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.

Я так люблю книги, что даже их читаю.

Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.

Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.

Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.

Я быстро стоял на одном месте.

За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.

У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.

Неожиданно он услышал чей-то взгляд.

Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.

И тогда он взял нож и застрелился.

За кустом белело что-то синее.

Он узнал ее по родинке на правом носу.

Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.

Уши у него торчат кто куда.

Самым любимым временем года у него были каникулы.

Мысли как назло не хотели думать.

Было мне так холодно, что я вспотел.

Слева лес редкий, но дремучий.

Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.

На меня напала мысль.

У Сережи зачесались руки на коленях.

Саша вышел под громкое мычание всего класса.

Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.

Игра «Соберите слова»

Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.

Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»

Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.

гривость

дуванчик

нтермедия

снователь

стребитель

боснование

ипровизация

бозреватель

спользование

бщественница

скусственность

прометчивость

зобретательство

тносительносгь

носказательность

врагоукрепление

Игра «Дружная семья»

Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.

Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).

Л - ли — частица.

И - или - союз.

Т - триста - числительное.

Е - ехать - глагол.

Р - радостно - наречие.

А - а - союз.

Т - тот - местоимение.

У - у - предлог.

Р - розовый - прилагательное.

А - ах - междометие.

Другой пример со словом - трудолюбие.

Т - ты - местоимение.

Р - разве - частица.

У - удивляться - глагол.

Д - десять - числительное.

О - ох - междометие.

Л - легко - наречие.

Ю - юла - существительное.

Б - без - предлог.

И - или - союз.

Е - елейный - прилагательное.

Игра «Найдите числительные»

Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?

Есть у нас три сестри цы.

Вы не знаете их?

Как бы мне ухитри ться

Рассказать о троих.

У одной, что в Стри жове,

Над окошком жил стри ж.

Стри чь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

У другой, что в Устри цах,

Никаких устри ц нет,

Но зато осетри ну

Подают на обед!

А у третьей, в Быстри це,

Быстри на на реке,

И резвятся три тоны

По ночам на песке.

У просто го сторожа -

Не просто рный дом:

Часто в нем стоножка

Бродит под сто лом.

Дорожит сто ножка

Чисто тою ног

И сто личной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто ,

Сразу сто лько обуви

Не носил никто!

У просто й сто ножки

Сто ит постоять,

Можно у сто ножки

Опыт перенять!

Перевод Л. Кондратенко

Игра «Кто больше составит слов?»

Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)

Игра «В словах рекорд будет побит: мы составляем алфавит!»

(по теме: Нарицательные и собственные имена существительные)

Задание : напишите 33 слова нарицательных имен существительных в именительном падеже единственного числа. Каждое слово должно состоять из 5 букв. Из средних букв должен получиться полный алфавит. (Задание можно видоизменить: составить слова из 7 букв, чтобы из четвертых букв получился полный алфавит.)

ирина большакова
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Как же, как же так случилось? Наши буквы заблудились!»

Тема : «Как же, как же так случилось ? Наши буквы заблудились !

Все дела в саду оставим-буквы по местам расставим

Основная образовательная деятельность : речевое развитие .

Возраст : старшая группа .

Форма проведения : совместная деятельность взрослого и детей.

Цель : воспитание интереса к образовательной деятельности, доброжелательного отношения друг к другу, проявление инициативы.

Развивающие задачи : расширение словарного запаса через участие в словесно-речевых играх, развитие ассоциативной памяти,обучнение детей обобщению и классифицированию слов.

Образовательные задачи : обучение детей делить слова на слоги.

Методы и приемы : словесный (объяснение и рассказ) . Совместное участие.

Организация детей : по 2 человека

Индивидуальная работа : напоминание и дополнительное объяснение затрудняющимся детям.

Предварительная работа : дидактические игы на развитие речи , памяти, внимания, логического мышления. Отгадывание загадок. Стихи для заучивания.

Структура НОД :

1. Организационный момент.

2. Основная часть. Игра-занятие «Буква заблудилась » .

3. Физкультминутка. Игра «Карлики и великаны» . Игра на внимательность и быстроту реакции.

4. Игра на развитие ассоциативной памяти «Подсказки» .

5. Игра на рсширение словарного запаса «Шаги навстречу друг другу» .

6. Игра с колокольчиком (деление слов на слоги) .

7. Заключительная часть. Подведение итогов.

Ход НОД.

Воспитатель : «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну, где живут буквы , звуки и слова. Давайте придумаем название этой стране!»

Воспитатель выслушивет варианты детей и выбирает лучший.

Воспитатель : «Итак, наша страна будет называться «Букварёнок » . Закройте глаза и представьте, что мы прилетели в эту страну на воздушном шаре. Ну вот, мы и прибыли!».

Воспитатель читает стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась » .

Неизвестно, как случилось ,

Только буква заблудилась :

Заскочила в чей-то дом

И - хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница ,

Очень странные дела

Начали твориться.

Воспитатель : «А сейчас ребята, будьте внимательны, я вам буду читать стихи, а вы- отвечать, какая же буква стоит не на своем месте и на какую другую букву ее нужно заменить ?. Прежде, чем начнем, давайте вспомним правила :

На занятиях в игре громко четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь отвечать, не кричи и не шуми,

Только руку подними!

Воспитатель читает по 2 или 4 строчки стихотворения. Дети поднимают руку, отвечают по одному. Воспитатель старается спросить каждого ребенка в группе , если ответ неправильный,стихотворение читается еще раз и ребенку дается возможность исправить ошибку.

Воспитатель зачитывает стихи :

Закричал охотник : - Ой!

Двери гонятся за мной!

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки.

На головах у нас - щенки.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

Врач напомнил дяде Мите :

- Не забудьте об одном :

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

Сели в ложку и - айда! -

По реке - туда, сюда.

На болоте нет дорог.

Я по кошкам - скок да скок!

Забодал меня котёл,

На него я очень зол!

Hа виду у детворы

Крысу красят маляры.

Писем мы не написали

Тучку целый день искали.

Сидит на грядке крепко

оранжевая кепка.

Загремел весенний гном

Тучи на небе кругом.

Говорят один рыбак

В речке выловил башмак

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Ехал дядя без жилета

Заплатил он штраф за это.

У вратаря большой улов

Влетело в сетку пять волов.

Не учил уроки, а играл в футбол.

От того в тетрадке появил гол.

На поляне весной

Вырос зуб молодой.

Поэт закончил строчку

В конце поставил бочку.

Воспитатель : «Спасибо вам, ребята! Буквы из страны «Букеварёнок» нашли свое место и благодарят вас».

Воспитателю необходимо посмеяться вместе с детьми над комичностью ситуации.

Физкультминутка.

Игра «Карлики и великаны» .

Игроки становятся в круг, когда ведущий скажет «Карлики!» , все должны сесть на корточки, а если скажет «Великаны!» , все должны встать. Ведущий намеренно подает неправильные команды, например : «Кар. тошка» , «Ве. ревка» , «Кар. маны» , «Ве. дерко» . Кто ошибется, выходит из игры. Победителем становится самый внимательный игрок, т. е. тот,кто останется в игре последним.

Воспитаель : «Ребята, слова из страны «Букварёнок » очень хотят, чтобы вы их запомнили, они передали вам письмо и просили сказать, что есть один очень интересный способ их запомнить. Для этого нужно найти между словами связь. Так, например : зонтик связан с дождем, а молоко с коровой.

Игра «Подсказки» . Воспииатель медленно читает слова, дети запоминают, затем воспитатель говорит первое слово из пары, задача детей вспомнить второе.

Небо-солнце

Туча-дождь

Собака-хвост

Заяц-капуста

Комната-кровать

Рыба-река

Цветок-ваза

Лягушка-тина

Птица-дерево

Море-корабль

«Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием!» .

Игра «Шаги навстречу друг другу» .

Дети разбиваются на пары. Воспитатель вызывает по два человека. Игроки становятся друг напротив друга, по середине ставят флажок (любой знак) . Выбирается тема, например : «Вежливые слова» . Ребенок называет вежливое слово и делает шаг навстречу другу. Темы могут быть любые : «Всё круглое» , «Ласковые слова для мамы» , «Слова утешения» . В конце игры воспитатель говорит : «Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!» .

Воспитатель звенит в колокольчик : «Ребята, все жители страны «Букварёнок » -очень добрые и веселые буквы , звуки и слова. Вот только мы с вами забыли, что в этой стране есть еще и другие жители, без них не обойдется почти ни одно слово. Как вы думаете, кого мы забыли? Из чего состоит предложение?».

Ответ детей : «Из слов» .

«А из чего состоит слово?»

Ответ детей : «Из звуков» .

«А звуки делятся на гласные и согласные. А на что делятся слова?»

Дети : «На слоги» .

Воспитатель : «Правильно! Так вот давайте поиграем с вами в игру. Я буду звенеть в колокольчик, а вы бегать по ковру, как только колокольчик перестанет звенеть, вы останавливаетесь. Ведущий называет слово, вы его повторяете, при этом хлопками разделяете слово на слоги».

Ведущий называет 8-10 слов. Напимер :

ма-га-зин

со-ло-вей

са-ра-фан

по-ми-дор

Дети садятся на места. Воспитатель : «Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы опять летим на воздушном шаре. Мы поднимаемся всё выше и выше! И страна «Букварёнок » скрывается из виду, а под нами уже наш любимый детский сад и наша группа . Открывайте глаза. Вот мы и на месте! Скажите, вам понравилось путешествие? И мне тоже очень понравилось! Я благодарю вас за помощь, вы замечательно справились со всеми заданиями и очень дружно участвовали во всех играх!».

Публикации по теме:

Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной литературой в старшей группе детского сада.

Перспективный план работы по развитию речи в старшей группе Сентябрь «Здравствуй, детский сад» 1. НОД. «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] –[с] Цель: поупражнять детей в отчетливом.

План-конспект НОД в подготовительной группе по развитию связной речи «Осень» План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольника в подготовительной группе на развитие связной речи Тема «Осень».

План-конспект НОД в подготовительной группе по развитию связной речи «Овощи» Период обучения I Цель: актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Овощи» Задачи: -повторение полученных знаний (что где растет.

План-конспект НОД с использованием ИКТ по развитию речи в первой младшей группе «Лесные звери» План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ по развитию речи в первой младшей группе «Белочка»«Лесные.

План-конспект НОД с учетом ФГОС по развитию речи в подготовительной к школе группе «Здравствуй, Федора!» План – конспект НОД с учетом ФГОС по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Здравствуй, Федора» Воспитатель: Александрова.

План-конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «Кто как ходит?» Задачи: Упражнять детей согласовывать свои движения со словами, развивать слуховое восприятие, развитие речи, воспитывать дружеские отношения.

План конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «Кто как кричит?» Задачи: Формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать чтение, воспитывать бережное отношение.

План-конспект занятия по коммуникации (развитию речи) в подготовительной группе «М. Пришвин «Золотой луг» Тема: «М. Пришвин «Золотой луг» (пересказ) Цель: учить понимать специфику жанра рассказа, пересказывать литературный текст, используя средства.

«Весна» Цель: закрепить полученные знания по теме весна. Задачи: Формировать: словарный запас по теме «Весна», представление о признаках.

Библиотека изображений: