Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Краткосрочный проект в ДОУ для старшей группы «Всем советуем дружить. Проект "мир семян" для старшей группы

Проект "Белоствольная красавица" (старшая группа, краткосрочный)

Чистякова Олеся Петровна, воспитатель МАДОУ детский сад общеразвивающего вида "Василёк"
Мотив:
Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных.
Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.
Модель 3-х вопросов:
Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
Берёза- это дерево.
Берёза украшает улицу.
Можно спрятаться от жары.
Берёзка красивая.
Птички любят сидеть на берёзке.
Летом прохладно под берёзкой, ветерок.
Берёзка красивая.
Можно спрятаться от солнышка.
Шевелит листочками.
Тонкие ветки, белый ствол.
Чем питается?
Где берёт воду?
Почему берёзку все любят?
Зачем нужны деревья?
Какую пользу приносят деревья?
Почему под берёзой прохладно?
Почему птички любят берёзку?
Что можно сделать из берёзы?
А берёзка умеет говорить?
А берёза лечит?
Спросим у воспитателя.
Спрошу у бабушки.
Прочитаем в книге.
Узнаем из энциклопедии.
Расскажет воспитатель.
Прочитаем в книге.
Прочитаем в книге.
Спрошу у папы.
Спрошу у воспитателя.
Прочитаем в энциклопедии.

Выводы:
1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.
2. Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России.
Виды работы:
Сбор информации.
Подбор иллюстративного материала.
Отбор художественной литературы, публицистического материала.
Подбор музыкального материала.
Организованная и неорганизованная деятельность.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Презентация проекта.
Тип проекта: социально - познавательный
Участники проекта: дети старше - подготовительной группы 6 – 7 лет, воспитатели Чистякова О. П., музыкальный руководитель, родители.
Срок: краткосрочный (2 недели).
1 этап - Разработка проекта.
Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.
3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
4. Развивать у детей познавательную активность.
5. Активизировать и обогащать словарь.
6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.
Предполагаемый результат:
Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.
Перспективное планирование.
Цикл наблюдений:
Почему зимой нет листьев на деревьях?
Берёза в белоснежном уборе.
Морозный солнечный день.
Метель.
Беседы с детьми:
Красота природы бесценна.
Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой. (см. в Приложениях)
Что мы знаем о деревьях и берёзе в частности. (см. в Приложениях)
Как берёзу использовали в древности. (см. в Приложениях)
Экскурсия по территории детского сада (в парк).
Художественная литература.
Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», Е. Тимошенко «Ёлочки метёлочки».
Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».
Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую», С.Есенин «Белая берёза».
Организованная деятельность
Беседа «Красота природы бесценна». Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой». Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. (см. в Приложениях)
Рассказ воспитателя «Воспетое дерево». Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.
Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?». Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Комплексное занятие «Люблю берёзку русскую». Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке. (см. в Приложениях)
Совместная и самостоятельная деятельность
Художественно- продуктивная:
Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина.
Аппликация «Осенняя берёза».
Совместная деятельность с родителями:
Воскресные наблюдения «Красавица берёзка».
Детская художественная литература.
Фотоальбом «Родная природа».
Репродукции картин И.Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень»), К.Юона («Мартовское солнце»), И.Грабаря («Февральская лазурь»), И.Шишкина («Лесная глушь»).
Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года».
2 этап - Реализация проекта.
3 этап – Презентация.
Развлечение для детей «Люблю берёзку русскую».
Итог работы:
Вопросы к детям:
- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
- Что вас удивило?
- Что понравилось больше всего?
Перспектива: оформление дневника наблюдений «Наше дерево».

Приложение
Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?
Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую»
Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».
Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация "Березка"

Проект для старших дошкольников. Тема проекта: «Все работы хороши, выбирай на вкус!».

Сроки реализации: долгосрочный.
Тип проекта: исследовательский, творческий.
Авторы проекта: воспитатели старшей группы
Участники проектной деятельности: воспитанники и родители старшей группы МАДОУ ДС «Дарование»
Срок реализации проекта: сентябрь 2016 – апрель 2017

Актуальность проекта:
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Цель проекта : Развитие у детей интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:
- расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях;
- пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
- формировать реалистические представления о труде людей;
- помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
- формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
- развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемые результаты:
- У участников проекта сформировано представление о востребованных в обществе профессиях.
-Дети мотивированы на самостоятельное знакомство с профессиями района, и их общественной значимостью.
-Вовлечение родителей в воспитание и профориентационное сопровождение детей.

Условия реализации:
Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Основные средства:
Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
Обогащение ППРС.

Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный

Подготовительный этап
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
Определение маршрутов экскурсий, подготовка к их проведению.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическим содержанием
Основной этап
Содержание Участники Сроки
Просмотр презентаций «Все работы хороши», «Дело мастера боится», «Профессии» Воспитатели
дошкольники Сентябрь
Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии» Воспитатели
дошкольники Сентябрь - октябрь
Серия бесед:
«Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий»,
«Мир профессий»
Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы.
Составление рассказов о профессии родителей. воспитатели
дошкольники
родители Сентябрь - октябрь
Экскурсии:
пожарная часть, аптека, магазин, библиотека, парикмахерская. воспитатели
дошкольники
родители Сентябрь - ноябрь
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет». воспитатели
Составление фотоальбомов по профессиям «Профессии моей семьи» дошкольники
родители ноябрь
Встречи с интересными людьми
работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…»
младший воспитатель «О важности профессии» Воспитатели
дошкольники
родители Декабрь
январь
Мастер-классы с родителями и детьми:
Золотые руки наших мам
«Подарок для папы своими руками»
«Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит» Воспитатели
дошкольники
родители Ноябрь
февраль
Выставка творческих работ на тему «Кем хочу я стать» воспитатели
дошкольники
родители Март
Чтение художественной и познавательной литературы.
Пополнение библиотеки и «полочки умных книг» новыми энциклопедиями, книгами, журналами по теме. Воспитатели
дошкольники В течение всего времени реализации проекта
Оформление атрибутов, пошив костюмов для сюжетно-ролевых игр: «Автомастерская», «Салон красоты», «ПДД», «Поликлиника», «Библиотека», воспитатели
дошкольники
родители Сентябрь - апрель
Оформление информации о проведенной работе по проекту для родителей (стенд) воспитатели апрель

Заключительный этап
Подведение итогов
Праздник «Все профессии нужны» с выступлением детей (презентации).

Результат проекта:
Проект «Все работы хороши, выбирай на вкус» реализовал поставленные задачи.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда).

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.

Формы реализации проекта:
Беседы
Непосредственная образовательная деятельность;
Наблюдения и экскурсии;
Познавательное чтение.
Экскурсии
Сюжетно – ролевые, дидактические, имитационные игры;
Презентации
Выставки
Ресурсное обеспечение проекта:
Центр сюжетно – ролевых игр в группе.
Методический инструментарий (дидактические игры, конспекты занятий, сценарий праздника и т.д.).
Подборка художественной литературы
Подборка демонстрационного материала
Подготовка презентаций

Продукты проекта:
1. Фотоальбом по профессиям «Профессии моей семьи»
2. Атрибуты и костюмы для сюжетно – ролевых игр
3. Фотовыставка «Мой папа на работе»

Приложение

Художественная литература
Пословицы и поговорки о труде
Человек трудом велик.
Кто любит труд, того люди чтут.
Без дела жить – только небо коптить.
За один раз дерево не срубишь.
Всяк годится, да не на всякое дело.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Баловством хлеба не добудешь.
С разговоров сыт не будешь.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Муравей не велик, а горы копает.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Пчѐлка маленькая, а и та работает.
У плохого мастера и пила плохая.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Стихи и загадки о профессиях
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?
(Учитель)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
(Врач)

Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач - …
(Ветеринар)

На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака.
(Крановщик)

Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам!
(Маляр)

Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём.
(Строители)

За коровами глядит,
А когда на них сердит,
Громко щёлкает кнутом.
Так загадочка о ком?
(Пастух)

Он науку изучил.
Землю - словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся...
(Агроном)

Чтение стихов и рассказов о профессиях

Труд
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.

Всё для всех
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

Трудится Земля
Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг,
Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят,
Кто-то нефть в тайге качает
Из глубин земных пластов,
А другие листья чая
Аккуратно рвут с кустов.
Ежедневно дел в достатке
Для тебя и для меня.
Будет все всегда в порядке,
Если трудится Земля.

Кем хотите стать вы, дети?
Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
- Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.

Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
- Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету!
- В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
- Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
- Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
- Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!

Хорошие профессии
Мне паяльник нравится,
Чёрный, будто смоль.
Ах как быстро плавится
И пахнет канифоль!
А Вовке очень нравится,
Как в пальцах глина давится
И звери без конца
Вылепливаются.
Хорошо на свете
Что-нибудь уметь!
Хорошие профессии
Будем мы иметь!
И Вовка станет всюду
Ваять, ваять, ваять.
А я повсюду буду
Паять, паять, паять!

Лётчиком или матросом?
Лётчиком или матросом
Стать, когда я буду взрослым?
Море очень я люблю:
Волны, и не видно края.
А по небу облака
Серебристые летают.
А из космоса - моря
Небольшие, словно лужи.
И прекрасна так Земля -
Кем ни стану, я ей нужен.

(Л. Слуцкая)В.Маяковский «Кем быть?».
С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные»,
С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа - милиционер».
В Лифшиц «И мы трудиться будем»,
Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим».

Любовь Храпатая
Краткосрочный проект «Волшебница вода» для старшей группы ДОУ

Краткосрочный педагогический проект

«Волшебница вода

(для детей старшей группы )

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы , родители.

Срок реализации проекта : неделя

Актуальность :

Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса – усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения

Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к людям и природе. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности

Объект : Вода в нашей жизни .

Гипотеза : Мы предположили, что без воды нельзя прожить

Проблема : Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.

Обоснование проблемы :

Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а так же ее значимости;

Ухудшение экологической обстановки

Цель проекта : Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

Задачи :

Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное) ;

Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;

Развивать навыки элементарного экспериментирования;

Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу;

Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности;

Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а так же коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты :

Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Овладеть элементарными навыками экспериментирования

Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Повышение знаний с области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи) .

Принципы реализации проекта :

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта :

Экологические занятия.

Наблюдения и экологические экскурсии.

Познавательное чтение.

Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты) .

Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Этапы реализации проекта :

I этап : подготовительный

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе

2. Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).

3. Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.) .

4. Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»

5. Сбор иллюстративного материала

II этап : основной

Направление работы Цель Пособия и оборудование

I блок – Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Вода , вода – кругом вода » Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, газообразное, твердое) .

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде. Конспект

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. Конспект

Беседа «Чистота та же красота» воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил Конспект

Собери мозаику «Кораблик»

Развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом

Пальчиковая игра «Водичка – вода » , «Моем руки» , «речка и рыбка» , «По воду» Познакомить детей с новой пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик. -

II блок – Познавательное развитие

Загадки «О воде» Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствовать активному развитию образности речи, обогащать словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогать овладеть образностью слов, усвоить знания о словообразовании, развивать поэтический слух и поэтическое восприятие Картинки с изображением ответов

Опыт №1 : «Свойства воды» Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета, поверхностное натяжение и др.). Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода , три стакана, соль, сахар, ложечка, пахучий раствор, краситель разного цвета

Опыт № 2 «Живая вода » Познакомить детей с животворным свойством воды. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода »

Опыт № 3 «Испарение» Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Опыт № 4 «Агрегатные состояния воды» Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях : жидком – вода ; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Блюдце, снег

Опыт № 5 «Очистка грязной воды» . Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами. Пластмассовые трубки, пластмассовая воронка, пластмассовая крышка, пластмассовая чашка, пакетик камешков, пакетик шариков, бумажных фильтра, губка, измерительная чашка; для стаканчик, бинт, вата, стакан с грязной водой, тарелочка, клеенки, мерная ложка.

III блок – Речевое развитие

Стихотворение С. Погорельского «Весенний ручеек» , Л. Люшина «Капелька» , Э. Мошковской «Капля в море» , Г. К. Андерсона «Дюймовочка» , рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели» , «История одного пруда» , «Жила – была Река» , Сказка о круговороте воды в природе Надежда Болтачева Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Книги

Набор карточек с изображениями лужа, капли, цветы, пар, горы и т. д.

«Подскажи словечко»

Развивать речь детей, моторику речевого аппарата Книга

IV блок – Художественно-эстетическое развитие

Рисование по точкам «Морские обитатели» Формирование элементарных математических представлений Лист бумаги, цветные карандаши

Рисование живительная влага Активизировать мыслительные процессы Лист бумаги, цветные карандаши

Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Цветная бумага, клей

Оригами «Белая кувшинка» Совершенствовать умения создавать объемные поделки из бумаги Белая бумага

V блок – Игровая деятельность

Разрезные картинки Развивать мыслительную деятельность, закреплять знания о разных водоемах, воспитывать бережное отношение к воде Фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки

Животные водоемов Закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность Набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема

Где снежинки? Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность Карточки с изображением различного состояния воды : водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

VI блок – Физическое развитие

Подвижная игра : «Мы капельки» Развивать воображение детей, активность в игре.

Подвижная игра : «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Подвижная игра «Мы – большие киты» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода » Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность Мяч

Создание снежных фигурок Закрепить приёмы : скатывания, создания шара, а так же знания о свойствах снега; побуждать к декоративному оформлению созданного образа; развивать эстетический и художественный вкус детей. Снег, лопатки, ведерки

Совместная деятельность родителей и детей

1. Изготовление макета отдельных частей аквариума (водоросли, камни, рыбки и т. д.)

Цель : Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.

2. Поиск необходимых материалов и сбор водопада

III этап : Заключительный

В ходе реализации проекта «Волшебница вода » у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Результат работы :

1. Обогащенные и систематизированные знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы

2. Повышение компетентности воспитателей по представленной теме

3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному вопросу

4. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Д.Д.Яфарова с.Татарский Канадей

ПРОЕКТ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Старшая группа

Воспитатель: Санжапова Г.Р.

2014 – 2015 уч. г.

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель : формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта в виде презентации.

Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц» .

Проведение акции «Птичья столовая»

Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

Совместно с ребенком сделать кормушку.

Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в дошкольную группу.

5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

I. Игровая деятельность:

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Театрализация.

Подвижные игры.

Упражнения на дыхание.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

II. Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины

III. Беседы.

IV. Решение проблемной ситуации .

V. Наблюдение за птицами зимой.

VI. Труд. VII. Коммункация.

VIII.Творческое рассказывание.

IX. Художественное творчество:

Рисование.

Лепка из пластилина.

Аппликация.

X. Музыка.

XI. Работа с родителями.

Ожидаемый результат.

Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

Улучшение предметно-развивающей среды.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.


« Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э.Н. Голованова


Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Домашние задание родителям Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка. Заучивание стихотворений о зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

Игровая деятельность Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото. Лабиринт Зимующие птицы. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».

Лото. Лабиринт Зимующие птицы.

«Разрезные картинки»

Подвижные игры

«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Беседы:

«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Наблюдение за птицами зимой:

Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

Труд:

изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Коммуникация :

Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Художественное творчество :

Рисование «Снегири».

Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.

Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц»:

Цель: учить лепить птиц из целого куска.

Аппликация «Синичка».

Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания. Музыка: Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

III этап - заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации. Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц». Проведение акции с родителями «Птичья столовая»

Результаты реализации проекта.

Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.


Выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. На основе исследований Запорожца, Поддъякова и др. в качестве центрального явления общественной жизни для познания дошкольников была вычленена трудовая деятельность людей, обуславливающая все другие явления.

Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда. В.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, которые носят отражательный характер, где ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми и события, детям трудно направить содержание игры, расширить ее, организовать детский коллектив. Отражению полученных представлений в самостоятельных играх малышей на бытовую тематику их стимулирует постоянное пополнение знаний о социальной действительности, о деятельности людей. Закон "Об образовании" призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Внедряя эту программу, перед воспитателем ставилась цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, организовать общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию. Для выполнения этой задачи, наряду с другими, была использована такая форма работы как «Встреча с интересным человеком». Огромная роль в процессе формирования положительного отношения к труду у детей принадлежит взрослым, особенно близким людям. Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к труду ребенок пронесет через всю жизнь. От этого будет зависеть, на что человек направит силу своего ума - на созидание или на разрушение. Дошкольное детство - самый благоприятный период, в котором закладывается созидательное отношение к трудовой деятельности человека. Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта:долгосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: 5-7лет. Основной целью является создание условий для расширения и углубления представлений дошкольников о различных профессиях. Для достижения поставленной цели разработала анкету для родителей (Приложение №1), диагностический инструментарий с целью выявления знаний дошкольников о профессиях (Приложение №2) примерное перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с профессиями (Приложение№3), организована традиция «Встреча с интересными людьми», где с успехом проходят и экскурсии. Исходя из поставленной цели были определены и задачи:

1)развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность;

2) формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

3)демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

4)обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

5)развивать монологическую и диалогическую речь;

6) воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:

1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения , но подробно останавливается только на одном виде труда.

2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.

3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.

4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности: профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы; домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п; труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п. хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др. Традиционные встречи с интересными людьми с участием родителей начинают проводиться со старшей группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. Чаще всего они проходят в группе. На момент пребывания детей в средней группе (сентябрь) был составлен вопросник для родителей, который помог узнать профессии, хобби, любимые домашние занятия родителей, а также бабушек и дедушек. На родительском собрании воспитателем было рассказано о желании проводить "Встречи с интересными людьми". Родителям было объяснено, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей. Получив согласие родителей на помощь в такой работе, воспитатель наметил план встреч таким образом, чтобы они (встречи) помогли расширить сферу познавательной деятельности детей, учитывая зону их ближайшего развития, и способствовали формированию детско-родительских отношений. В этом заключался первый этап работы . Второй этап - это подготовка мероприятия. Он предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой - со взрослым. Первые встречи проводятся с сотрудниками группы и детского сада. Прежде всего, пробуждался интерес детей к предстоящей встрече или теме. Например, если это встреча с человеком, увлекающимся вышиванием, в группу вносилась вышивка. Рассматривалась с детьми. Воспитатель восхищался работой и умелыми руками взрослого, который это выполнил, вызывая эмоционально-положительный отклик у детей. Таким образом, вначале у детей обязательно закладывалось положительное отношение, и только потом давалась информация. Предлагалось узнать дома у взрослых - умеют ли они вышивать, есть ли дома вышивки, журналы или книги, в которых были бы рисунки, образцы, какие-либо сведения об этом искусстве. В группе открывалась выставка из экспонатов, которые дети приносили из дома. Постепенно шло погружение в тему.

Рассказывалось об истории вышивки,

Показывались пяльцы, наперсток, разные иглы, объяснялось, зачем они нужны, как их можно использовать ,

Вносились образцы, выполненные в разной технике,

Демонстрировались разнообразные нитки: мулине, шелк, ирис, шерсть,

Показывались образцы тканей: ситец, лен, вафельная ткань и др.

Рассказывалось, что вышивку можно очень широко использовать - украшать ею одежду, постельное белье, шторы, это могут быть просто картины и разнообразные украшения,

Обращалось внимание на аккуратность, чистоту вышивок,

Демонстрировалось, как можно перенести рисунок с бумаги на ткань (через копировальную бумагу, через кальку, с помощью синьки).

Понимание детей подводилось к выводу, что нужно многое знать и уметь, чтобы получились хорошие работы. Выяснялось, что у одной из девочек мама умеет вышивать. Дети выразили желание пригласить ее на встречу. Может возникнуть вопрос - зачем детям так много знать, когда еще и встречи не было? Оказывается, только на основе имеющихся знаний у детей появляется интерес, а, следовательно, и вопросы, и мероприятие, в таком случае, проходит более оживленно. Детям предлагалось подумать, что бы им хотелось узнать у человека, с которым планируется встреча. Индивидуально с каждым обговаривались вопросы, давалась установка на то, что вопрос надо запомнить. Вместе с детьми решали, что подарить гостю. Хорошо, если это будет то, что взрослый мог бы использовать в труде, о котором будет рассказывать. Например, игольница для человека, увлекающегося вышивкой, альбом - для коллекционера марок, книжка с домашними рецептами, проиллюстрированная детьми - для того, кто любит печь. Примерно по такому плану идет работа с детьми перед каждой встречей. Параллельно велась работа с взрослыми. Давался перечень детских вопросов, советы, что понадобится на мероприятии. Родителям подсказывалось, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить. Например, любителю вышивать, советовалось на встрече показать детям канву из соломки, ее дети еще не видели, внести капроновые нитки, с ними дети еще не знакомы. Любителю домашней выпечки предлагалось принести разнообразные пряности, чтобы дети могли понюхать и попробовать. Родителям озвучивались педагогические приемы, которые можно было бы использовать в процессе встречи. Например, во время встречи с пекарем предлагалось вылепить булочки всем вместе. Обращалось внимание взрослого на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон.

Гостю предлагалось подумать, какой подарок он приготовит детям, чтобы у них начал развиваться, а у кого-то и закреплялся интерес к этому виду деятельности. Это могла бы быть недошитая игрушка при встрече с помощником воспитателя, увлекающимся их шитьем, или жезл при встрече с полицейским. Часто встреча включала в себя практическую часть, и дети становились участниками трудовой деятельности. Например, любители домашней выпечки , готовили вместе с детьми печенье. Дети-поварята с удовольствием вымешивали тесто, раскатывали, лепили печенье, украшали его. Решая нравственные задачи, накануне мероприятия с детьми готовился подарок и приглашение для взрослого, организовывалась "школа этикета". Обговаривалось, как гостя будем встречать, где удобнее предложить раздеться, как пригласить в группу, показать выставку. Вместе решалось, где гостя лучше посадить, на каком стуле ему будет удобнее, где он сможет разместить свои экспонаты. Заключительный третий этап работы - проведение мероприятия. Встреча начиналась с приема. Дети встречали, помогали гостю раздеться, приглашали в группу, показывали выставку, предлагали занять заранее приготовленное место, разместить экспонаты. Затем воспитатель проводил знакомство. Представляя гостя, обязательно называлось его имя, отчество, профессия и лишь потом увлечение. Говоря о детях, обращалось внимание гостя на индивидуальные особенности каждого. (Это Марина- она самая внимательная, любит петь, Дима - озорной, увлекается спортом…). Основная часть встречи - это небольшой, яркий рассказ гостя о том, как он выбрал свою профессию или хобби и ответы на детские вопросы с демонстрацией способов работы, готовых изделий, материалов. Сюда может входить и практическая часть. В конце дети выражали родителю свою благодарность за интересный рассказ, преподносили подарок. Гость также благодарил детей за теплый прием, внимание и вручал свой подарок. Воспитатель обращал внимание на значимость того, чем занимается гость, восхищался "золотыми руками", которые помогают в жизни. Если позволяло время, гость приглашался к столу, и проводилось чаепитие. Такая работа планируется проводиться в группе в течение двух лет. Её результаты приносят свои плоды. К концу старшей группы у детей отмечается быстрая адаптация к незнакомым людям. Родители и гости, посещающие группу, отмечали раскованность детей. Они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. С радостью знакомят взрослых с группой, проводят по ней экскурсии, объясняя, что где расположено, что появилось нового. Предлагают гостям поиграть в самые разнообразные игры, рассказывая правила. Знают имена и отчества почти всех родителей. Проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы , передавать домашние задания.

Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях отмечается 100% посещаемость, иногда присутствуют по два человека от семьи. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам. Выросла инициатива родителей. Если в начале средней группы активно работал родительский комитет в составе трех человек, то, уже в подготовке семейного праздника активно участвовали 60% пап и мам, а в подготовке выпускного вечера 90% родителей. Уже после первой "Встречи с интересным человеком" дети стали спрашивать родителей, когда же они придут в гости в группу. Те мамы, у которых нет хобби и увлечений, забеспокоились. Стали советоваться с воспитателями, с чем они могли бы прийти на встречу с детьми.

Речь детей стала более четкой, последовательной, логичной. Ребята легко и грамотно излагали свои мысли, задавали много вопросов, правильно строя их.

Использованная литература:

«Беседа с дошкольниками о профессиях» Т.В. Попова, 2005г.

«Профессии. Какие они?» Т.А. Шорыгина, 2007г.

«Учимся, говорим, играем» Г.И Сергеенко, 2006г.

«Развитие речи в детском саду» Г.А. Кошлева,2009 г.

«ОБЖ для дошкольников» Т.П. Гарнилеева,

Приложение №1.

Уважаемые родители!

С целью обогащения знаний дошкольников об окружающем мире, просим ответить Вас на следующие вопросы:

1. Как называется ваша профессия? Знает ли ваш ребенок что-либо о вашей профессии?

2. Какими должен обладать знаниями и умениями человек данной профессии?

3. Какие орудия труда необходимы для вашей профессиональной деятельности?

4. Каков результат вашей профессиональной деятельности? Польза для общества?

5. Каковы ваши увлечения, хобби?

6. Интересуется ли ваш ребенок вашей профессиональной деятельностью или вашим увлечением?

Благодарим за сотрудничество!

Приложение №2.

Диагностика «Выявление знаний дошкольников о профессиях» По методике Ф.Г.Даскаловой

Подготовка исследования. Составить вопросы для беседы по теме «Что такое профессия?».

Проведение исследования. С детьми 5-6 лет проводят индивидуальную беседу: «Что такое профессия? Какие ты знаешь профессии? Зачем люди трудятся?» После этого беседуют отдельно о каждой названной ребенком профессии, например: «Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?»

Обработка данных. Результаты по каждой беседе оформляются в таблицу.

Подсчитывают среднее число названных дошкольниками профессий и частоту повторения отдельных профессий в зависимости от пола и возраста. Данные заносят в таблицу

Примерное содержание представлений дошкольников о профессиях


Возраст детей

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Осознают общественную значимость результатов труда взрослых.

Имеют полное представление о труде строителей (каменщика, маляра, плотника), крестьян (хлебороба, животновода, овощевода), работников швейной фабрики (закройщика, швеи), работников транспорта (шофера, водителя, машиниста).


Расширяются представления о труде взрослых: его содержаний, коллективном характере.

Имеют представления о профессиях моряка, космонавта, учителя, библиотекаря.

Складывается обобщенное представление о компонентах трудовой деятельности взрослых (цель, мотив, предмет, орудие труда, трудовые действия и результат); о роли техники в процессе труда и связи труда людей разных профессий.


Приложение №3

Примерное перспективное планирование по ознакомлению с трудом людей

старших дошкольников



Срок

Содержание

Задачи

1.

Сентябрь

Труд работников детского сада: воспитатель, помощник воспитателя, повара, работники прачечной, музыкальный руководитель, медсестра и т.д.

Расширять представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2.

Сентябрь

Труд людей в сельском хозяйстве: хлебороб

Формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т.д.

3.

Октябрь

Труд работников почты

Расширять представления детей о том, что по почте можно отправить не только письма, но и посылки. Приемщица посылок принимает посылку , взвешивает, запечатывает, выписывает квитанции, выдает посылки. Почтальон доставляет почту на дом

4.

Ноябрь

Особенности труда людей в библиотеке

Пополнять знания детей о профессии библиографа: в библиотеке устраивают познавательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

Активизировать словарь детей: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки


5.

Декабрь

Беседа с инспектором ДПС

Конкретизировать знания детей о профессии милиционера, он поддерживает порядок на дороге, следит, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения. Активизировать словарь детей: пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС

6.

Январь

Труд работников ателье

Формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит, в примерочной делают примерки одежды.

Активизация словаря: разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало.


7.

Февраль

Труд строителей

Познакомить детей с обобщающим словом строитель. Дать представление детям строительных профессиях: каменщик, маляр, плотник, стекольщик и др. Учить детей группировать, объединять профессии по общему признаку.

8.

Март

Беседа с плотником.

Уточнять представления детей, что в своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу. Активизировать словарь детей: молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка.

9.

Март

Беседа о труде медицинских работников

Углубить представление детей о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи, которую оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице, на «скорой помощи»; благодарить за внимание и заботу.

10.

Апрель

Экскурсия в школу

Познакомить детей: с помещением школы, с понятиями – «урок», «перемена», учитель учит читать, писать, считать. Вызвать у детей желание пойти в школу

11.

Апрель

Беседа о профессии космонавта

Дать детям представление о профессии космонавта. Они ведут в космосе большую научно-исследовательскую работу: исследуют климат Земли, другие планеты, как ведут себя растения в невесомости. Космонавт должен быть отлично физически развитым, образованным, настойчивым и бесстрашным.

12.

Май

Беседы о труде людей разных профессий

Человек славен трудом, экскурсии к памятным местам в честь героев

Примерное перспективное планирование по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе


Срок

Содержание

Задачи

1.

Сентябрь

Труд работников просвещения: детский сад, школа

Продолжать формировать понимание трудовых процессов сотрудников детского сада ; учить строить наглядно-схематическую модель трудового процесса. Углубить представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях; воспитывать эмоционально-положительное отношение к школе и желание учиться.

2.

Октябрь

Труд работников торговли

Уточнять представления о труде работников торговли, о профессиях (кассир, продавец, водитель, товаровед), о функциях, которые выполняют представители этих профессий, о материалах, оборудовании, которыми пользуются.

3.

Ноябрь

Труд людей в библиотеке

Познакомить с историей происхождения и изготовления книги, ее составные части(обложка, переплет, страницы, иллюстрации); показать как она преобразовывалась под влиянием творчества человека; воспитывать бережное отношение к книге. Познакомить с работой читального и абонементного залов. Формировать представления о библиотеке и профессии библиотекаря

4.

Ноябрь

Экскурсия в парикмахерскую

Углубить представления детей о взаимосвязи труда всех работников парикмахерской: дамский мастер, мужской мастер, мастер по маникюру, визажист, кассир, администратор. Визажист-мастер по прическам и макияжу, эта профессия очень важна и нужна везде. Воспитывать у детей опрятность, аккуратность, желание следить за своим внешним видом.

5.

Декабрь

Труд работников ателье

Расширять представления детей о взаимосвязи труда разных профессий, занятых на одном производстве: приемщица, закройщик, портной, модельер. Углубить представления детей о назначении предметов, облегчающих труд в быту (швейная машина), определять их особенности. Модельеры разрабатывают новые современные модели обуви, платьев, костюмов и др. Чтобы стать модельером, нужно уметь рисовать и обладать хорошим вкусом; именно они диктуют моду для всех нас. Активизировать словарь детей: лекало, манекен, мерка, сантиметр, примерочная.

6.

Декабрь

Труд работников ДПС

Формировать представления детей о правилах дорожного движения, о профессиях милиционера, регулировщика, водителя, о работе светофора; закрепить с детьми правила поведения в транспорте и на улице.

7.

Январь

Труд военных, строителей, пожарных, спасателей.

Знакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях; воспитывать чувство ответственности. Формировать умение, в случае необходимости, вызывать пожарных, спасателей.

8.

Февраль

Труд медицинских работников

Углублять знания детей о профессиях врача: терапевта, инфекциониста, хирурга, окулиста, стоматолога, рентгенолога. Уточнять знания детей о том, что врачи работают в поликлинике, больнице, им помогают медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, дают лекарства, водят на процедуры. Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают мед.сестрам ухаживать за больными. Формировать умение, в случае необходимости, вызывать скорую помощь.

9.

Март

Труд мам

Расширить представления детей о профессиях мам. Их важности для людей ; воспитывать уважение к труду мамы и желание помогать ей.

10.

Март

Труд людей в сельском хозяйстве

Подводить к пониманию взаимосвязи сельскохозяйственных работ в разное время года и их влияния на результат труда (правильно и вовремя проведенные зимние и весенние работы – будет хороший урожай). Дать представление о том, что на результат сельского труда оказывают влияние погодные условия. Учить понимать взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий (рабочие в городах на заводах изготавливают с\х технику, перерабатывают продукцию, которую поставляют жители села, и т.д.)

11.

Апрель

Наблюдение за работой сантехника, электрика, столяра, рабочего по ремонту мебели (в детском саду)

Формировать обобщенные представления о труде взрослых. О социальной значимости труда людей. Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд. Воспитывать интерес и уважение к результатам их деятельности (бережное отношение к предметам и вещам).

12.

Апрель

Инженеры и изобретатели

Формировать представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях (И.П.Кулибине, А.С.Попове, А.Н.Туполеве); развивать познавательный интерес детей; воспитывать уважение и чувство гордости за выдающихся людей нашей страны.

13.

Май

Профессия диктор радио и телевидения, журналист

Дать представления детям о профессии диктора. Диктор должен знать отлично родной язык, чтобы правильно и четко, без запинок произносить слова; он должен быть дисциплинированным и вежливым. Дать представления о профессии журналиста – она очень важная и почетная; журналист первым узнает все новости, а потом их рассказывает нам.

14.

Май

Человек трудился всегда

Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, но его средства и формы изменялись в связи с техническим прогрессом; поддерживать у детей интерес к разным профессиям, их взаимосвязи; развивать способность к умозаключениям, суждениям