Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Дорогие родители! Какая рыба какую ест? Хищная озерная рыба. Хищные рыбы моря Самая опасная и хищная рыба на Земле - белая акула

ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент. 2. Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок». Правила игры: учащиеся по очереди называют по одному слову: первый игрок – имя мальчика, второй – имя девочки, третий – название цветка, четвертый – опять имя мальчика и т.д.. В конце игры обсуждение: что было лишним в этой группе слов и почему?3. Упражнение «Четвертый лишний». Учитель зачитывает ряды слов, в каждом ряду одно слово лишнее по существенным признакам. Нужно найти это слово и объяснить, почему оно лишнее (в одном ряду может быть несколько вариантов правильного выполнения задания). Желательно дать образец ответа: «Лишнее - …, потому, что все остальные - …(указывается общий признак), а это - …(называется отличие)». Например, даны слова: мороженое, масло, сыр, батон; лишнее слово – батон, потому что все остальные продукты изготовлены из молока, а батон – из муки. Рекомендуется 3-4 ряда слов обсудить коллективно, а 5-6 предложить для самостоятельного выполнения в тетради (упражнение «Проверь себя»). Примеры слов для игры: Лебедь, утка, курица, гусь; Диван, стол, кресло, стул; Ель, сосна, пихта, кедр; Карась, акула, дельфин, щука; Альбом, книга, блокнот, тетрадь; Россия, Америка, Африка, Бразилия; Банка, бутылка, кастрюля, кувшин; Пушкин, Чуковский, Маршак, Барто; Землятресение, дождь, шторм, смерч; Портфель, сумка, чемодан, рюкзак; Телевизор, магнитофон, радио, пылесос; Черника, ежевика, папоротник, малина; Легенда, рассказ, сказка, былина; Темный, светлый, голубой, яркий; Гнездо, нора, сторожка, курятник; Футбол, баскетбол, волейбол, теннис; Голод, жадность, жажда, холод; Смех, шутка, хохот, улыбка; Постепенно, быстро, торопливо, скоро;4. Беседа о понятии «класс». В игре после исключения лишнего оставались 3 слова, объединенных каким-то общим признаком. Можно сказать, что эти слова образовывали группу, или «класс». Еще в дошкольном возрасте ребенок учится объединять слова в группы, умеет выполнять задания типа: «Яблоки, груши – как назвать одним словом? Назови еще несколько слов, входящих в эту группу» или «Назови птиц». Школьники тоже нередко сталкиваются с подобными заданиями, но более сложными по содержании, например,: «Назовите геометрические фигуры», «Перечислите части слова», «Дождь, снег, туман – каким одним словом их можно назвать?». Учитель предлагает привести примеры классов объектов, которые школьники знают, которые они еще не знают (а просто слышали об этом). Учитель дает определение: «Класс – это совокупность предметов, объединенных по какому-то существенному признаку».

    Упражнение «Четыре лишних».
На доске написаны слова: банан, апельсин, яблоко, персик. Учитель предлагает исключить лишнее. В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что каждое из понятий может быть лишним, по каким-то признакам отличаясь от всех остальных. Например: банан: продолговатой формы, растет гроздью, апельсин: внутри имеет дольки, яблоко: можно высушить; персик: внутри имеет большую косточку. Затем необходимо показать, что при исключении лишнего слова можно учитывать не только смысловую, но и формально-грамматическую сторону. Например, слово «яблоко» - лишнее, потому что оно единственное среди всех среднего рода, начинается и заканчивается на гласную, делится на 3 слога для переноса и др.; «апельсин» - лишнее, потому что только это слово с мягким знаком, оно самое длинное (8 букв), количество слогов и количество частей для переноса не совпадают и др. В начале урока мы играли в игру «Четвертый лишний», где лишним был только один объект. А сейчас в игре лишними были все объекты по очереди, и поэтому эту игру можно назвать «Четыре лишних». Учитель показывает схемы двух игр на доске, предлагает определить, какой игре соответствует какая схема, и сравнить эти две игры.
    Работа в группах.
Каждая группа получает 4 слова, нужно найти признаки исключения для каждого из них: игра «Четыре лишних». Примеры слов: Печка, электроплита, свеча, костер; Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор; Дерево, тумбочка, метла, вилка; Шуба, кепка, сапоги, шарф; Лампа, линейка, стол, скворечник; Дождь, снег, туман, град; Лодка, корабль, яхта, пароход; Медведь, заяц, лиса, волк; Ножницы, туча, книга, акула. Для проверки выполнения задания группы обмениваются ответами и оценивают их правильность.
    Игра «Выбывание слов».
Нужно ли специально подбирать слова для игры «Четыре лишних»? Чтобы в этом полностью убедиться, поиграем в игру «Выбывание слов». Правила игры: учащиеся называют любые 6-7 слов, которые учитель записывает на доске. Слово, которое отличается от всех остальных (заранее оговорить: по смыслу или по грамматическим признакам), «выбывает»: зачеркивается или стирается. С оставшимися словами – аналогично. Например, на доске записаны слова: слон, веник, гроза, батон, драка, машина. Лишний – слон, это живое существо. Лишний – батон, это единственный съедобный предмет. Лишняя – гроза, это явление природы. Лишняя – машина, это средство передвижения. Лишний – веник, он служит для наведения порядка. («А драка лишняя, потому что она никому не нужна»). Лишняя – «драка», в этом слове есть две одинаковые буквы. Лишний – «слон», это слово из 4 букв. Лишняя – «гроза», это слово с безударной гласной, проверяемой ударением. Лишняя – «машина», это слово женского рода. Лишний – «веник», ударение в слове падает на первый слог.8. Подведение итогов. 9. Подумай дома. Наш школьный класс – это тоже «совокупность объектов, объединенных по существенному признаку»: ученики седьмого года обучения. Но внутри класса можно выделить и другие «совокупности», объединенные общими признаками. Например: есть мальчики и девочки, есть учащиеся 13-летнего и 14- летнего возраста, есть спортсмены и музыканты… Задание: на какие еще группы можно разделить наш класс?Занятие 9 - 10. Тема: «Правила классификации». Цель: изучить правила классификации понятий и возможные ошибки в делении.Задачи: 1)познакомить учащихся с правилами, предъявляемыми к классификациям, 2) научить пользоваться этими правилами и критечски оценивать их и применять на различных уроках.Тип: практикум, спаренное занятие.Вид: групповой.Ход занятия: 1. Организационный момент 2. Игра на внимание «Руки вверх - руки вниз». Игра основывается на разделении класса на две группы по разным признакам. Например: «девочки» и «мальчики», «умеют плавать» и «не умеют плавать», «занимаются в кружке» и т.д. Правила игры: учитель называет пары слов, делящих класс на две группы. Те ученики, которые относят себя к первой из называемых групп, поднимают руки вверх; кто относится ко второй группе, руки не поднимают. Примеры классификаций: Есть брат / нет брата; Родился зимой / родился не зимой; Летал на самолете / не летал на самолете; Смотрел вчера кино / не смотре вчера кино; Любит манную кашу / не любит манную кашу; Волосы длинные / волосы короткие; Рано встаешь / поздно встаешь 14 лет / не 14 лет; Есть домашнее животное / нет домашнего животного; Примечание: деление возможно дихотомическое, т.е. деление на двое). Например, класс можно разделить на спортсменов и не спортсменов (дихотомическое деление), а можно на спортсменов, музыкантов, танцоров; тех, кто занимается в нескольких кружках, и тех, кто нигде не занимается (деление более чем на две группы). Для игры используется именно дихотомическое деление, при этом следует отметить, что деление на два» не означает «деление пополам». Для иллюстрации этого игру можно сопровождать соответствующими диаграммами на доске, наглядно показывающими «размеры» группы. Вывод: класс можно разделить на разные группы по разным признакам, и один и тот же ученик может принадлежать к разным группам.3. Проверка домашнего задания. Учитель зачитывает из домашних работ те варианты деления класса на группы, которые не назывались в игре. Проверку можно организовать как продолжение игры.4. Беседа о правилах классификации. - Сейчас мы делили класс по разным признакам на различные группы.
Действие, когда совокупность объектов делится на группы по каким-либо признакам, называется классификацией.Запись в тетрадь: Классификация - деление (разбиение) на классы. -Существуют правила классификации, о них мы сегодня на уроке бу-дем разговаривать. Вначале два примера разбиения на классы: «Дома делятся на одноэтажные и многоэтажные» и «Дома делятся на кирпичные и многоэтажные». Как вы считаете, в каком случае деление произведено правильно? Обоснуйте свой ответ.

    Действительно, основное правило классификации - это деление на
    классы по одному основанию (признаку). В первом предложении дома
    делятся по этажности, а во втором по материалу и по этажности - так неправильно. Переделайте второе предложение так,
    чтобы стало правильно. Основанием для деления возьмите признак
    «материал».

А сейчас послушайте примеры различного деления на классы, определи-
те, в каких случаях допущены ошибки, и постарайтесь их исправить Примеры классификаций (неправильные помечены звездочкой): птицы делятся на перелетных и водоплавающих; * звуки делятся на гласные и согласные; животные делятся на домашних и динозавров; * грибы делятся на съедобные и несъедобные; задачи бывают простые и на движение; * растения делятся на деревья и дикорастущие; часы делятся на наручные и золотые; * люди делятся на мужчин и детей; * числа делятся на нечетные и четные.Запись в тетрадь: Правила классификации: 1. Деление должно проходить только по одному основанию. - В следующих классификациях деление проведено по одному основанию. Но посмотрите, нет ли тем не менее в них ошибок? Примеры классификаций: Животные делятся на птиц, насекомых, млекопитающих; Фигуры делятся на круги, треугольники и квадраты; В слове можно выделить приставку и окончание; Транспорт делится на наземный и воздушный. Вывод: во всех этих классификациях деление проведено недостаточно, так как перечислены не все классы (есть еще и другие классы животных, фигур, частей речи, транспорта). Значит, правильное деление должно быть таким, чтобы сумма всех классов была равна всему объему понятия. Учитель предлагает исправить данные примеры классификаций. При делении нужно указывать все классы или добавлять слова «и др.», «и т.д.». 2. Деление должно быть соразмерным. Какое правило классификации нарушено в этом случае? Примеры классификаций:
      Артисты делятся на тех, кто поет, и тех, кто танцует; Ученики делятся на тех, кто любит читать, и тех, кто любит ходить в кино; Есть числа, которые делятся на 2, и те, которые делятся на 3.
Вывод: один и тот же объект не должен принадлежать нескольким классам в одной и той же классификации. 3. Классы не должны пересекаться.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ. «ВИДЫ ЖИВОТНЫХ». Учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 г.Балей Забайкальский край Чередниченко Валентина Ивановна. Где правда, а где вымысел, легенда, ложь, Без науки о животных не поймёшь.

2 слайд

Описание слайда:

Игра «Узнай, кто я?». 1. Температура моего тела на семь градусов выше, чем у человека. 2. На каждой моей ноге по два пальца спереди и по два - сзади. 3. Когда я лечу, то совершаю волнообразные движения. 4. Мои жёсткие колючие хвостовые перья помогают мне охотиться. 5. Мой рацион состоит, в основном, из насекомых – древоточцев, а также из муравьёв, желудей, летающих насекомых, ягод, сока растений. 6. Моё гнездо – дупло в дереве, которое я сам и делаю. 7. Своим клювом я занимаюсь резьбой по дереву.

3 слайд

Описание слайда:

1. Я двигаюсь быстро сейчас, но в юности двигалась намного медленнее. 2. Я обычно охочусь около воды. 3. Я поедаю летающих насекомых. 4. Я очень хорошо летаю. 5. Иногда у меня бывает изысканная, богатая окраска. 6. У меня холодная кровь, а скелет снаружи, а не внутри. 7. У меня на две ноги больше, чем у мышки и очень большие глаза. 8. Мои четыре крыла делают меня похожей в полёте на вертолёт.

4 слайд

Описание слайда:

Игра «Кто лишний?» 1. Лиса, заяц, жираф, дельфин, панда, слон. Нет лишних: дельфин – млекопитающее, рождает живых детёнышей, кормит их молоком; дышит лёгкими. 2. Страус, пингвин, ласточка, летучая мышь, фламинго, дятел. Летучая мышь – млекопитающее, тело покрыто шерстью. 3. Бабочка, шмель, кузнечик, божья коровка, паук, стрекоза. Паук – не насекомое, т.к. имеет 8 ног, тело делится на две части: головогрудь и брюшко. Относится к группе паукообразных. 4. Щука, окунь, кит, карась, акула, осётр. Кит – млекопитающее. Как и дельфины, киты дышат лёгкими, рождают живых детёнышей и кормят их своим молоком.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

ПАСПОРТ НАСЕКОМОГО. 1. Представители группы. Кузнечик, бабочка, пчела, муравей, стрекоза, божья коровка, светлячок, сверчок, муха… 2. Среда обитания. Вода, воздух, земля. 3. Строение тела (отделы). Тело делится на 3 части: голова, грудь, брюшко. 4. Покровы тела. Хитиновый покров. 5. Органы движения. 6 ног, 4 крыла 6. Органы дыхания. трахеи 7. Размножение. Выводятся из яиц. 8. Температура тела. Непостоянная, зависит от температуры окружающей среды. Относятся к холоднокровным животным.

8 слайд

Описание слайда:

ПАСПОРТ РЫБЫ. 1. Представители группы. Акула, карась, окунь, щука, карп, морской конёк, осётр, горбуша, сельдь… 2. Среда обитания. Вода 3. Строение тела (отделы). Голова, туловище, хвост. 4. Покровы тела. Тело покрыто чешуёй. 5. Органы движения. Плавники. 6. Органы дыхания. Жабры 7. Размножение. Выводятся из икры. 8. Температура тела. Непостоянная. Подвижность рыб зависит от температуры воды. Холоднокровные.

9 слайд

Описание слайда:

ПАСПОРТ ЗЕМНОВОДНОГО (АМФИБИИ). 1. Представители группы. Жаба, лягушка, тритон, саламандра, квакша… 2. Среда обитания. Часть жизни живут на суше, часть – в воде. 3. Строение тела (отделы). Голова, туловище, 4 ноги. У некоторых есть хвост. 4. Покровы тела. Тело покрыто голой влажной кожей. 5. Органы движения. 4 ноги 6. Органы дыхания. Жабры, лёгкие и кожа. 7. Размножение. Выводятся из икры. 8. Температура тела. Непостоянная, зависит от температуры окружающей среды. Относятся к холоднокровным животным.

10 слайд

Описание слайда:

ПАСПОРТ ПРЕСМЫКАЮЩЕГОСЯ (РЕПТИЛИИ). 1. Представители группы. Крокодил, черепаха, змея, ящерица, удав, хамелеон… 2. Среда обитания. Преимущественно на суше. 3. Строение тела (отделы). Голова, шея, туловище, хвост. 4. Покровы тела. Кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками или панцирем. 5. Органы движения. 4 ноги или совсем отсутствуют. 6. Органы дыхания. Лёгкие. 7. Размножение. Выводятся из яиц. 8. Температура тела. Непостоянная, зависит от температуры окружающей среды. Относятся к холоднокровным животным.

11 слайд

Расширение представлений о подводном мире морей, рек, озёр их обитателях. О рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по данной теме.

Уважаемые родители ! тема этой недели «Подводный мир. Рыбы » . Предлагаем вам некоторые рекомендации по работе с детьми для закрепления данной темы.

Дети должны усвоить : основные названия водных обитателей, части тела рыбы, среда обитания, чем питаются; рыбопродукты, морепродукты, рыболов, рыбозавод.

Словарь ребенка должен включать слова : рыба,улитка, лягушка, морские рыбы, морские животные; корм, пища; плавать, ползать, ловить; хищники, пруд, озеро, водоём, море, река, охота; карп, окунь, сом, щука, акула, кит, морской конёк, медуза, осьминог; туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя; зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться.

1. Расскажите ребенку о жителях подводного мира (моря, реки, океан, озера) .

2. Обратите внимание на особенности проживания, питания, строения этих животных.

3. Ответьте на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

4. Рассмотрите с ребенком иллюстрации подводных жителей морей, рек. озёр. .

Грамматический строй

1 «Четвертый лишний » (назови лишний предмет
объясни свой выбор, используя слова «потому что» )
Акула, кит, дельфин, ерш .
Плавники, шерсть , чешуя, жабры.
Лужа , море, река, аквариум. .
Акула, мурена, щука, меченосец.

2. «Назови ласково» (образование прилагательных уменьшительной формы)
Карась - карасик (дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом)

3. «Великаны» (формирование навыка словообразования существительных с увеличительными суффиксами)
Пескарь - пескарище

4. «Сосчитай улов» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один пескарь , три пескаря , пять пескарей
(Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша)

5. «Чей? » (образование притяжательных прилагательных)
У акулы голова - ... акулья .
У щуки плавники - ... У лягушки лапки - ...
У рыбы глаза - ... У черепахи панцирь - ...
У кита хвост -... У дельфина глаза - ...

6. «Вкуснятина » (что можно приготовить из рыбы и морепродуктов?)

7.Заучите стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка?»

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий - к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень , только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

8. Загадайте и объясните загадки по теме:

Здесь - куда не кинем взор -

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать? (Море)

Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила. (Осьминог)

Объясняю малышу,

Чтобы не было ошибок:

Зверь я, воздухом дышу,

Но похож на крупных рыбок.

В ватерполо я ловкач

И с детьми играю в мяч. (Дельфин)

Над водой взметнулась глыба -

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг. (Акула)

Связная речь. Составьте рассказ по алгоритму.

КТО ЭТО?

ЦВЕТ

ЧАСТИ ТЕЛА

ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО?

ГДЕ ЖИВЁТ?

ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ

Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.

Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракообразными, паукообразными и моллюсками.

Познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема: Разнообразие животных.

Цели: 1. Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.

2. Расширить знания детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракообразными, паукообразными и моллюсками.

3. Учить сравнивать и выявлять существенные признаки.

4. Познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы.

Оборудование:

  • карточки с заданием;
  • распечатки таблицы;
  • книжка-раскладушка «Разнообразие животных»;
  • «куб насекомых»;
  • раздаточный демонстрационный материал с картинками животных;
  • презентация «Разнообразие животных»;
  • ноутбук, экран, мультимедийный проектор;
  • иллюстрированная энциклопедия «Зоология»;
  • карточки с изображением животных для игры «Узнай по описанию» (енот-полоскун, дятел, стрекоза).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – всё в порядке.

II. Актуализация знаний. Мотивация.

На какие 4 большие группы (царства) учёные делят живые существа? (слайд №2) (Растения, животные, грибы, бактерии.)

Игра «Узнай, кто я?».

Загадывается животное. Составляется его описание от сложного к простому. Один из учеников выступает в роли животного (своё выступление готовит заранее). Он говорит о

животном по одному предложению. В руках он держит карточку с изображением животного, но не показывает её классу до тех пор, пока ребята не отгадают.

Если ребята отгадали животное быстро, всё равно описание данного животного дослушивается до конца.

Енот (полоскун).

1. Я кормлю своих детей молоком и облизываю их шерсть.

2. У меня крепкое телосложение, но я очень проворный.

3. Я больше боюсь собак, чем людей.

4. Мой разнообразный рацион состоит из грызунов, кроликов, птиц, яиц, лягушек, рыбы, насекомых, желудей, фруктов, падали и зерна.

5. Я живу в дупле дерева, среди камней или в большой норе.

6. Я - ночное животное.

7. У меня очень любопытные и умные пальцы.

8. Я предпочитаю жить возле рек и озёр.

9. Чёрная маска под глазами помогает мне охотиться; прежде чем съесть свою еду, я люблю полоскать её в воде.

Дятел.

1. Температура моего тела на семь градусов выше, чем у человека.

2. На каждой моей ноге по два пальца спереди и по два - сзади.

3. Когда я лечу, то совершаю волнообразные движения.

4. Мои жёсткие колючие хвостовые перья помогают мне охотиться.

5. Мой рацион состоит, в основном, из насекомых – древоточцев, а также из муравьёв, желудей, летающих насекомых, ягод, сока растений.

6. Моё гнездо – дупло в дереве, которое я сам и делаю.

7. Своим клювом я занимаюсь резьбой по дереву.

Стрекоза.

1. Я двигаюсь быстро сейчас, но в юности двигалась намного медленнее.

2. Я обычно охочусь около воды.

3. Я поедаю летающих насекомых.

4. Я очень хорошо летаю.

5. Иногда у меня бывает изысканная, богатая окраска.

6. У меня холодная кровь, а скелет снаружи, а не внутри.

7. У меня на две ноги больше, чем у мышки и очень большие глаза.

8. Мои четыре крыла делают меня похожей в полёте на вертолёт.

Карточки с изображением животных после окончания игры вывешиваются на доску.

Как в двух словах можно назвать эту группу живых существ? (Царство животных.)

Назовите представителей этого царства .

Назовите тему урока.

Учитель. Сегодня мы отправимся с вами в удивительное Царство – это Царство животных. В волшебном Царстве, Животном государстве животный мир называют ещё фауной. В этом государстве приветствует нас сама Богиня Фауна, она бережно охраняет своё Царство. Фауна в римской мифологии – богиня лесов и полей, покровительница животных. (Слайд №3.)

На слайде №4 располагаются фотографии представителей различных групп животных.

Каких представителей этого Царства вы видите? (Медведь, сорока, пчела, щука, лягушка, черепаха.)

К какой группе животных их можно отнести?

Дети называют соответствующие группы животных, и в результате рядом с фотографиями на слайде появляются названия групп :

  • млекопитающие (звери)
  • птицы
  • насекомые
  • рыбы
  • земноводные (амфибии)
  • пресмыкающиеся (рептилии)

Учитель. Царство животных пришли вы познать,

Их тайны и загадки придётся отгадать!

Игра «Кто лишний?» (слайды №5-10)

Кто же лишний в группе? Почему? Как назвать одним словом оставшихся животных?

Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчёркивает разногласия, усиливает противоречия.

Опять нет единого мнения . Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка, неверное представление о животном?

(Изучить эти группы животных.)

Найти существенные отличительные признаки каждой группы животных. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование? (слайд 11а)

Какими отличительными признаками обладает каждая группа животных.

Учитель демонстрирует слайд с записанным вопросом. (слайд 11б)

Учитель. Где правда, а где вымысел, легенда, ложь,

Без науки о животных не поймёшь.

Какая наука изучает животных? Найдите ответ в тексте учебника (стр.78).

(Зоология.)

Учитель. Животных изучает наука зоология. Её название происходит от двух греческих слов: «ЗООН» - «животное» и «ЛОГОС» - «учение». (слайд 12)

И сегодня в царстве животных вы будете в роли зоологов.

1-я группа будет изучать млекопитающих, 2-я – птиц, 3-я – насекомых,

4-я – рыб, 5-я – земноводных, 6-я – пресмыкающихся.

III. Исследование в малых группах.

Учитель. На столах у вас лежат фотографии представителей животных этой группы, учебники, текст о данной группе животных и таблица, которую надо заполнить. (В каждой группе назначается консультант, который будет направлять деятельность всей команды.)

Как настоящие учёные, составим план работы . Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

(На слайде №13 записан план работы.)

  1. Прочитать текст.
  2. Рассмотреть фотографии.
  3. Заполнить таблицу, отметив какие особенности имеют животные – представители этой группы.

Правила работы в группах . (слайд №14 )

  • Работай в группе дружно, помни: вы одна команда.
  • Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
  • Не бойся высказывать своё мнение.
  • Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы.
  • Работай сам, не рассчитывай на других.
  • Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
  • В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни: каждый человек имеет право на ошибку.
  • Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то используйте считалку или жребий.

Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу:

Млекопитающие, или звери .

Представители группы.

Среда обитания.

Строение тела (отделы).

Покровы тела.

Органы движения.

Органы дыхания.

Размножение.

Температура тела.

Аналогичные таблицы по птицам, насекомым, земноводным, пресмыкающимся, рыбам.

IV. Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы животных в единую таблицу . Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах.

Ученики представляют вниманию собравшихся информационный продукт – «Паспорт животного».

Паспорт млекопитающего, или зверя. (слайд 15)

Представители группы.

Зебра, дельфин, белка, крот, кенгуру, летучая мышь,

слон, тигр, морж, лев, олень, жираф, кит…

Среда обитания.

На суше, в воде, в земле.

Строение тела (отделы).

Голова, шея, туловище, хвост, 4 ноги.

Покровы тела.

Тело покрыто шерстью.

Органы движения.

4 ноги

Органы дыхания.

Дышат лёгкими.

Размножение.

Рождают живых детёнышей. Детёнышей кормят молоком.

Температура тела.

Постоянная, примерно +37 . Теплокровные животные.

Почему данная группа получила такое название «млекопитающие»?

(«Млеко»- «молоко». Детёнышей кормят молоком.)

Какой признак является главным, отличительным для данной группы?

(Детёнышей кормят молоком.)

Учитель. Рождение живых детёнышей нельзя считать признаком, характерным для всех зверей. По этому признаку биологи делят зверей на 3 группы:

  • яйцекладущие;
  • сумчатые;
  • плацентарные.

Первые, как вы догадались, откладывают яйца (утконос, ехидна).

Вторые донашивают детёнышей в сумке на животе (кенгуру, коала).

У плацентарных детёныши развиваются в теле матери (лиса, кит).

Учитель. Тело покрыто шерстью – тоже нельзя считать признаком, характерным для всех зверей. У дельфина и кита нет шерсти. Как и дельфины, огромные морские животные киты дышат лёгкими и рождают живых детёнышей, которых кормят своим молоком.

(Слайд №16) Утконос и ехидна – два необычных млекопитающих, которые откладывают яйца в мягкой скорлупе.

Паспорт птицы. (слайд 17)

Представители группы.

Аист, сова, пеликан, колибри, страус, павлин, пингвин,

дятел, ласточка, цапля…

Среда обитания.

На суше, в воздухе.

Строение тела (отделы).

Голова,

Покровы тела.

Тело покрыто перьями.

Органы движения.

2 ноги, 2 крыла.

Органы дыхания.

Лёгкие.

Размножение.

На свет появляются из яиц.

Температура тела.

Постоянная, примерно +42 . Она не зависит от температуры окружающей среды. Теплокровные.

Какой признак является характерным для всех птиц?

(Тело покрыто перьями.)

Паспорт насекомого. (слайд 18)

Представители группы.

Кузнечик, бабочка, пчела, муравей, стрекоза, божья коровка, светлячок, сверчок, муха…

Среда обитания.

Вода, воздух, земля.

Строение тела (отделы).

Тело делится на 3 части: голова, грудь, брюшко.

Покровы тела.

Хитиновый покров.

Органы движения.

6 ног, 4 крыла

Органы дыхания.

трахеи

Размножение.

Выводятся из яиц.

Температура тела.

Почему данная группа получила название «насекомые»?

(Имеют насечки на брюшке.)

Какой признак является характерным для всех насекомых?

(Шесть ног.)

Паспорт рыбы. (слайд 19)

Представители группы.

Акула, карась, окунь, щука, карп, морской конёк, осётр, горбуша, сельдь…

Среда обитания.

Вода

Строение тела (отделы).

Голова, туловище, хвост.

Покровы тела.

Тело покрыто чешуёй.

Органы движения.

Плавники.

Органы дыхания.

Жабры

Размножение.

Выводятся из икры.

Температура тела.

Непостоянная. Подвижность рыб зависит от температуры воды. Холоднокровные.

Какой признак является характерным для рыб?

(Тело покрыто чешуёй.)

Паспорт земноводного (амфибии). (слайд 20)

Представители группы.

Жаба, лягушка, тритон, саламандра, квакша…

Среда обитания.

Часть жизни живут на суше, часть – в воде.

Строение тела (отделы).

Голова, туловище, 4 ноги. У некоторых есть хвост.

Покровы тела.

Органы движения.

4 ноги

Органы дыхания.

Жабры, лёгкие и кожа.

Размножение.

Выводятся из икры.

Температура тела.

Непостоянная, зависит от температуры окружающей среды. Относятся к холоднокровным животным.

Почему данная группа получила название «земноводные»?

(Часть жизни живут на суше, часть – в воде.)

Какой признак является характерным для всех земноводных?

(Голая влажная кожа.)

Паспорт пресмыкающегося (рептилии). (слайд 21)

Представители группы.

Крокодил, черепаха, змея, ящерица, удав, хамелеон…

Среда обитания.

Преимущественно на суше.

Строение тела (отделы).

Голова, шея, туловище, хвост.

Покровы тела.

Кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками или панцирем.

Органы движения.

4 ноги или совсем отсутствуют.

Органы дыхания.

Лёгкие.

Размножение.

Выводятся из яиц.

Температура тела.

Непостоянная, зависит от температуры окружающей среды. Относятся к холоднокровным животным.

Почему данная группа получила название «пресмыкающиеся»?

(Эти животные ползают, пресмыкаются.)

Какой признак является характерным для всех пресмыкающихся?

(Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.)

Холоднокровные и теплокровные животные.

Для сохранения жизни крайне важно поддерживать определённую температуру тела. Животные решают эту проблему двумя способами. Одни, как, например, рептилии, используют солнечную энергию. Они греются на солнце и охлаждаются в тени. Эти животные называются холоднокровными . Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. К холоднокровным животным относятся насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

В отличие от них, птицы и млекопитающие получают энергию из пищи. Благодаря коже, волосам, меху или оперению они сохраняют энергию, полученную в процессе обмена веществ, и поддерживают постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды. Они относятся к теплокровным животным.

К какой группе принадлежишь ты?

А динозавры?

Общая сводная таблица (слайд 22)

Группы животных

Отличительные признаки группы

Насекомые

6 ног, насечки на брюшке.

Рыбы

Тело покрыто чешуёй. Передвигаются при помощи плавников.

Земноводные

Голая влажная кожа.

Пресмыкающиеся

Сухая кожа с роговыми чешуйками.

Птицы

Тело покрыто перьями.

Млекопитающие, или звери

Детёнышей кормят молоком.

Число видов. (слайд 23)

Учёным известно около 1 млн. 500 тыс. видов животных. Более миллиона из них – насекомые . Рыб известно примерно 20 000 видов, земноводных – 3 400, пресмыкающихся – 6 000, птиц – 8 600, зверей – 4 000.

Но не все животные, обитающие на Земле, известны учёным. Довольно часто удаётся находить новые виды, особенно насекомых. Больше всего их открывают в тропических лесах.

Какая группа животных наиболее богата видами? (Насекомые.)

Учитель. На нашей планете более 1 млн. видов насекомых. Насекомых на Земле в 2 раза больше, чем всех других видов животных, вместе взятых.

(Учитель демонстрирует «Куб насекомых».)

Но ведь каждый вид – это тысячи, миллионы отдельных живых существ. Сколько же их всего? Невероятно много. Общее количество насекомых на Земле выражается числом, состоящим из единицы с 18 нулями – 1 000 000 000 000 000 000 (1 квинтиллион). Не зря учёные в шутку говорят, что Земля – это планета насекомых.

Какая группа включает особенно мало видов? (Земноводные.)

V. Физкультминутка.

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки ёж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

(Е. Гайтерова)

VI. Первичное закрепление.

1.Выполнение заданий в Рабочей тетради (задания 115-119, стр. 46-47). Работа в парах.

2. Учитель предлагает задания в устной форме. Учитель называет признаки животных, а учащиеся определяют, для какой группы они характерны.

  • Тело покрыто голой влажной кожей. (Земноводные.)
  • Передние конечности – крылья. (Птицы.)
  • Имеют шесть ног. (Насекомые.)
  • Тело покрыто шерстью. (Млекопитающие.)
  • Имеют четыре крыла. (Насекомые.)
  • Выкармливают детёнышей молоком . (Млекопитающие.)
  • Тело покрыто чешуёй . (Рыбы.)
  • Тело покрыто роговыми чешуйками . (Пресмыкающиеся.)
  • Органы передвижения – плавники . (Рыбы.)
  • Тело покрыто перьями. (Птицы.)
  • Органы дыхания – жабры . (Рыбы.)

Задания в устной форме типа «Закончи предложение»:

  • Пескарь, окунь, плотва – это … (рыбы).
  • Жаба, тритон, лягушка – это … (земноводные).
  • Пчела, стрекоза, майский жук – это … (насекомые).
  • Стриж, снегирь, филин – это … (птицы).
  • Зебра, медведь, кролик – это … (млекопитающие).

Ответы на вопросы учебника (стр. 104).

№5. а) отгадки: кузнечик, рыбы.

№6. Дельфин – млекопитающее, акула – рыба.

VII. Какие ещё бывают животные? Работа по учебнику (стр. 104-105).

А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду, улитку?

(Ответы учеников.)

Учитель. Учёные-зоологи делят царство животных на большее число групп.

Какие группы животных ещё существуют? Найдите ответ в учебнике (стр.104-105)

  • Черви
  • Моллюски
  • Ракообразные
  • Паукообразные
  • Иглокожие

Учитель. Давайте познакомимся с ними поближе.

Материал вариативной части учебника представлен только рисунками. Работа с рисунками определяется содержанием заданий 1-4 (стр.105 учебника). Одновременно обсуждение сопровождается показом слайдов № 24-28 .

Ответы на вопросы учебника (стр.105).

№1. Общие признаки всех червей – удлинённое тело, стенки которого состоят из кожного покрова и мускулатуры. Передвижение происходит путём сокращений мускулов тела.

№2. Все ракообразные имеют 10 ног: первая пара – клешни, остальные 4 пары – ходильные ноги. Органы дыхания – жабры. Это водные беспозвоночные.

№3. а)У всех паукообразных 8 ног.

Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них 8 ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – желёзок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нитки-паутины.

Б)От насекомых паукообразные отличаются количеством ног (у насекомых 6 ног).

№4. Моллюски различаются формой, размером, окраской. Общее: у всех есть голова, туловище, нога (у кальмаров и осьминогов видоизменена в щупальца); имеют раковину (у кальмаров и осьминогов остаток раковины внутри тела).

Иглокожие. Как показывает название, кожа иглокожих вооружена разной длины иглами и бугорками. Все иглокожие порой закапываются в ил. Большинство иглокожих питается животной пищей. Иглокожие водятся только в морях и океанах. К ним относятся морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы.

VIII. Организация информации.

Как много групп животных мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства? (Беспозвоночные и позвоночные.)

Как вы думаете, чем отличаются эти группы животных друг от друга?

Позвоночные животные – это животные, имеющие позвоночник.

Какие группы животных мы отнесём к беспозвоночным?

Какие – к позвоночным?

Животные (слайд 29)

беспозвоночные позвоночные

черви рыбы

моллюски земноводные

иглокожие пресмыкающиеся

ракообразные птицы

паукообразные млекопитающие

насекомые

IX. Связывание информации. Обобщение.

У.- Итак, какие группы животных могут встречаться в Царстве животных?

Д.- Царство животных разнообразно. В него входят звери (или млекопитающие), птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, паукообразные, ракообразные, иглокожие, моллюски, черви.

У.- Каждая группа животных имеет свои отличительные признаки , благодаря которым мы можем распознавать животных.

Д.- (Обращение к сводной таблице.)

  • Насекомые имеют 6 ног.
  • У рыб тело покрыто чешуёй.
  • У земноводных голая влажная кожа.
  • У пресмыкающихся кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками или панцирем.
  • Тело птиц покрыто перьями.
  • Млекопитающие, или звери, кормят детёнышей молоком.

X. Подведение итогов. Рефлексия.

У.- А теперь, поработав, как настоящие зоологи, обладая научными знаниями об отличительных признаках животных, сможем ли мы разрешить наш спор?

(Дети возвращаются к слайдам №5-10 о животных «Кто здесь лишний?» и определяют ложные утверждения.)

1. Лиса, заяц, жираф, дельфин, панда, слон.

Нет лишних: дельфин – млекопитающее, рождает живых детёнышей, кормит их молоком; дышит лёгкими.

2. Страус, пингвин, ласточка, летучая мышь, фламинго, дятел.

Летучая мышь – млекопитающее, тело покрыто шерстью.

3. Бабочка, шмель, кузнечик, божья коровка, паук, стрекоза.

Паук – не насекомое, т.к. имеет 8 ног, тело делится на две части: головогрудь и брюшко. Относится к группе паукообразных.

4. Щука, окунь, кит, карась, акула, осётр.

Кит – млекопитающее. Как и дельфины, киты дышат лёгкими, рождают живых детёнышей и кормят их своим молоком.

5. Лягушка, улитка, жаба, тритон, квакша, саламандра.

Улитка. Это моллюск. Имеет мягкое тело, защищённое раковиной.

6. Крокодил, черепаха, ящерица, хамелеон, кобра, уж.

Нет лишних. Все пресмыкающиеся. Имеют сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками или панцирем.

Игра «Ты – мне, я – тебе».

Назовите животное и группу, представителем которой является это животное.

Один ученик называет животное, другой – группу. Можно провести игру по рядам.

X. Отметка.

1.Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

2. Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

(Поднимите зелёную полоску, кому было легко сегодня на уроке, жёлтую – кто испытывал незначительные затруднения, красную – кому сегодня было очень трудно понять новую тему.)

XI. Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одной из групп животных (по выбору). На следующем уроке я приглашу одного ученика к доске, который расскажет о своей группе животных, не называя её. Задача класса: узнать группу.

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие, или звери


Дорогие родители!

Никогда не принуждайте ребенка к занятиям, старайтесь его

заинтересовать.

Проводите занятия в игровой форме.

Хвалите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего

огорчения, если у него что-то не получается. Подбадривайте

его, в следующий раз обязательно получится.

Знайкин предлагает игры и упражнения по теме « Рыбы».


  1. Побеседуйте с ребенком о том, что рыбы живут в разных водоемах: океанах, морях, реках, озерах, прудах.

  2. Сходите с ребенком в зоомагазин или рассмотрите изображения аквариумных рыбок:
- обратите внимание на части тела рыбок (голова, туловище, хвост, плавники, жабры);

Произнесите с ребенком слова сложной слоговой структуры: аквариум, аквариумные рыбки, водоросли, проворный, меченосец, золотая рыбка, гуппи.


  1. Составьте с ребенком описательный рассказ о рыбке.
По образцу:

По затычке хвостатой (невод)


  1. Предложите ребенку нарисовать любую рыбку по
желанию.

Не забудьте похвалить ребенка!
С пожеланиями успехов!

МДОУ « Детский сад « 68»
учитель – логопед Титаренко Галина Борисовна

Соедини по точкам

10. Проговорите с ребенком скороговорки

Ща – ща – ща - щука смотрит на леща.

Щу – щу – щу – надо уплывать лещу.

Щука говорит лещу:

« Я обиды не прощу».

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Щуку тощую с реки

Притащили рыбаки.

Щука хищная страшней,

Чем страшилище Кощей.


  1. Отгадайте загадки:
На столе – стеклянный пруд,

А рыбачить не дают.

Прикоснется рыба к червяку –

Сразу знак подаст он рыбаку.

По дну волочится

Кафтан дыроватый,

И в каждой дыре

Это золотая рыбка. Выведена она в Китае путем селекционной работы, проводимой среди карасей. Она живет в аквариуме. Рыбка красная. У нее длинный хвостик и плавники.

Аквариумные рыбки не могут жить в морях, потому что

они пресноводные; в реках и озерах, потому что они теплолюбивые.




рыб, загадывая загадки:

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает (щука).

Колюч, да не еж.

Кто же это? (ерш).

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом).

Сом – крупная речная рыба. У него большое туловище, широкая голова, маленькие хвост и плавники. Его тело не покрыто чешуей. Сом – хищная рыба. Он охотится на других рыб, лягушек, птенцов, водоплавающих птиц.

Блинчик плавает живой –

Он с хвостом и головой (камбала).


океанариуме или рассмотрите изображения морских животных.

Дельфин – это животное, которое живет в морях и океанах.

Дельфин большой, черный, гладкий. У него овальное

туловище, вытянутая мордочка, сильные хвост и плавники.

Дельфин – очень умное животное. Иногда дельфины спасают в

море тонущих людей.


  1. Поиграйте с ребенком в игры:
« Когда так говорят?»

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

« Собери предложение»

Рыбак, рыбалку, на, идет

Аквариуме, в, плавает, рыбок, много

Котелке, в, уха, варится

« Какое слово самое длинное?»

Ерш, сомик, карп, горбуша

Море, водоем, пруд, речка

Морская, аквариумная, речная, озерная

« Что не так?»

Уха варится из куры.

Сначала рыбу варят, а потом ловят.

Рыбы умеют разговаривать.

« IV лишний»

Щука, сом, карась, акула

Лещ, дельфин, кит, рыба молот

Камбала, горбуша, карп, гуппи

« Кто, где обитает?»


  1. Развивайте у ребенка слуховое внимание и логическое мышление.
« Доскажи словечко»

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я…(осьминог)

« Звук заблудился»

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом! (сом).

«Умные задачки»

Если щука больше окуня, а окунь больше пескаря, то кто меньше всех?

Саша и Максим были на рыбалке. Они поймали ерша и карпа. Какую рыбу поймал Максим, если Саша поймал не карпа?


  1. Предложите ребенку вспомнить, персонажами каких известных сказок были рыбы:
- золотая рыбка, « Сказка о рыбаке и рыбке».

- щука, « По щучьему велению»


  1. Развивайте у ребенка зрительное внимание и мелкую моторику руки:
- повторите рисунки по клеточкам.