Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры. Что такое анафора? Анафора: примеры

В поэзии для усиления воздействия используются различные стилистические и риторические фигуры (эпитеты, тропы, метафоры, аллегории и др.). Одной из них в речи является анафора - это единоначатие. Что она собой представляет, можно узнать, прочитав эту статью.

Анафора: что это такое? Примеры использования данной фигуры речи

Для чего нужна эта стилистическая фигура? Анафора представляет собой повторяющееся в начале стиха, нескольких строф или полустиший определенное слово или звуки. Они нужны для скрепления речевых отрезков и придания всему стихотворению выразительности и яркости. Этот термин произошел от древнегреческого слова ἀναφορά, которое означает "вынесение". Например, в стихотворении Александра Сергеевича можно встретить анафору "Уж", которая повторяется в начале первых двух строф. Она усиливает ощущения от признаков приближающейся осени. После прочтения стихотворения с анафорой "уж" возникает тоскливое чувство от приближения сырой и холодной поры.

Примеры анафор

Как и всякие другие повторения, эти причем независимо от их местоположения, привносят в стихотворение некую изюминку, большую выразительность, как бы направляя внимание к тому или иному слову или мысли. То же самое касается и других стилистических и риторических фигур, но, в отличие от, например, эпитетов или троп, анафора - это которая имеет свое строгое местоположение - начальную позицию. Подобные приемы существуют и в музыке. Вот еще один пример анафоры, который можно встретить у Высоцкого:

"Чтобы не попасть в капкан,

Чтобы в темноте не заблудиться…

…Начерти на карте план".

В данном случае слово "чтобы" как бы перечисляет все невзгоды, которые можно встретить, если не начертить план.

Разновидности анафоры

Данная стилистическая фигура имеет несколько разновидностей, а именно:

1. Звуковая анафора - это повторяющиеся сочетания одних и тех же звуков. Например, в стихотворении А. С. Пушкина в начале строк повторяется не слово, а только его первые три буквы: "Грозой снесённые мосты, гробы с размытого кладбища…"

2. Морфемная. В данном случае используется повторение морфем (корня) или других частей слова. Вот, в начале строк стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "…Черноглазую девицу, черногривого коня!.." повторяется корень "черн". Но не все слово.

3. Лексическая . В этом случае повторяются целые слова. Вот пример подобной анафоры: "Не напрасно ль дули ветры, не напрасно ль шла гроза". Кстати, этот вид - наиболее часто встречающаяся Это можно заметить из школьного курса по данному предмету. В учебниках по литературе, независимо от времени их издания, всегда можно найти стихотворения Афанасия Фета, он поистине является мастером по употреблению данных стилистических фигур.

Вот отрывок из одного из его стихотворений: "Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало,.. рассказать, что лес проснулся..." Здесь лексической анафорой является слово "рассказать".

4. Синтаксическая . Помимо повторяющихся слов и сочетаний звуков, анафорой также является повторение синтаксических конструкций. Например, "брожу ли я …, сижу ли я…, вхожу ли я…".

5. Строфическая . Повторение может стоять в начале каждой из строф, причем это может быть как одиночное слово, так и словосочетание, в большинстве случаев - восклицательное. Например: "Земля!.. От влаги снеговой… Земля!.. Она бежит, бежит".

6. Строфико-синтаксическая анафора - это такой вид стилистической фигуры, которая по своему принципу похож на предыдущий, однако здесь в начале строфы ставится повторяющееся предложение с некоторыми смысловыми изменениями, например: "Пока не жаждет пулемет, ...пока не страждет командарм…"

Кстати, анафора - это также при котором все слова в стихотворении начинаются с одного и того же звука. Например: "Лучистый лен любовно лепит…"

Эпифора, или стилистическая фигура, противоположная анафоре. Это что?

В отличие от анафоры, эпифора представляет собой повторение не в начале стиха или строфы, а, наоборот, в конце. Благодаря ей получается рифма: "Вот на берег вышли гости, князь Гвидон зовёт их в гости...". Эпифора, как и анафора, - это стилистическая фигура. Она придает данному литературному произведению (стихотворению, поэме, балладе) экспрессию, яркость, остроту. Благодаря этой фигуре речи создается рифма.

Виды эпифор

Эпифора имеет несколько разновидностей. Она может быть следующих видов:

1. Грамматическая . Когда на конце одинаковых отрезков повторяются одни и те же звуки, например, дружили - жили и т. д., то мы имеем дело с грамматической эпифорой.

2. Лексическая . В поэзии иногда в конце каждой из строф может повторяться одно и то же слово. Это и является лексической эпифорой. Данную стилистическую фигуру можно встретить в стихотворении А. С. Пушкина "Храни меня, мой талисман". Здесь в конце каждого из куплетов повторяется слово "талисман".

3. Семантическая эпифора. Этот вид стилистических фигур отличается тем, что повторяются не слова и сочетание звуков, а синонимичные слова.

4. Риторическая . Этот часто употребляется в фольклорных произведениях, например, в песенке про гусей - "…один белый, другой серый - два веселых гуся". Данная конструкция, состоящая из двух строк, встречается в конце каждого из куплетов.

Заключение

Анафора - это единоначатие. Она представляет собой такую стилистическую фигуру, которая придает стихотворению или речи отдельных персонажей (в поэме) особую смысловую и языковую выразительность путем повторения слов, сочетаний звуков, словосочетаний, а также предложений в начале строки, строфы или куплета.

; 2) (иногда) вся Литургия верных.

Свое название – «Ана молитва

В греческих и славянских рукописях иногда анафорой обозначается вся литургия верных.

Общее замечание

Смысловым центром каждой евхаристической (полной) Литургии (святых , ап. Иакова и других) является таинство Евхаристии («Благодарения»), а центром текстуальным – , или молитва евхаристической Анафоры , читаемая архиереем или священником над хлебом и вином , приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. Свое название – «Ана фора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва получила оттого, что во время ее чтения священнослужители «возносят» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу.

Анафора, иначе именуемая Евхаристическим каноном, – «самый древний элемент богослужения всех Церквей» (иером. М. Арранц). У христиан византийской богослужебной традиции, к которым принадлежим и мы, слово «Анафора» у же, чем слово «Литургия». Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь». «Литургия» содержит всё чинопоследование (весь текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после Евхаристического канона.

В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора в основном читается священником в алтаре «тайно» (звучат лишь немногие, вырванные из контекста, тирады). А это лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Человек может всю жизнь ходить в храм, но пребывать в полном неведении о важнейшей богослужебной молитве; между тем, знание ее текста абсолютно необходимо христианину для осмысленного восприятия Литургии. Непосредственно перед началом анафоры – с возгласом «Станем до бре!..» – в нашем храме зажигают «большой свет», а по ее окончании – гасят (спасибо и за это указание). Это хороший видимый ориентир при чтении текста анафоры. Жирным шрифтом отмечены громко звучащие возгласы; серым цветом выделены позднейшие вставки и дополнения, которых нет в древнем авторском тексте анафоры св. ; в квадратных и круглых скобках – редакторские научные заголовки и пояснения, отсутствующие, разумеется, в богослужебном тексте Литургии.


(по современному Служебнику)

[Диалог перед анафорой (призыв к совершению Таинства после пения Символа веры):] Диак .: Станем до бре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приноси ти! Лик : Милость мира, жертву хваления. Свящ.: Благодать Госпо­да нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа бу ди со всеми вами. Лик: И со духом твоим. Свящ.: Горе име им сердца . Лик: И мамы ко Господу. Свящ.: Благодарим Господа. Лик: Достойно и праведно! есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.

Свящ.: Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя , до ндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе (греч. Литургии) сей, ю же от рук наших прия ти изволил еси, а ще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафи­ми, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, (возглашает:) победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща!

Лик: Свят, свят, свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Свящ.: С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, во­пием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси , я коже Сына Твоего Единородного да ти, да всяк ве руяй в Него не погибнет, но и мать живот вечный: И же пришед, и все е же о нас смотрение исполнив, в нощь, в ню же предая шеся, па че же Сам Себе преда­яше за мирски й живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непоро­ч­ныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек [возглашает «установительные слова» Господа на Тайной вечере]: Приими те, яди те, сие есть Тело Мое, е же за вы ломимое во оставление грехов! Лик: Аминь. Свящ.: Подо бне и чашу по вечери, глаго ля:Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за мно ги изливаемая во оставление грехов! Лик: Аминь.

Свящ.: Поминающе у бо ныне спасительную сию заповедь, и вся, я же о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхожде­ние, одесну ю седе ние, второе и славное паки пришествие (возглашает): Твоя от Твоих, Тебе принося ща о всех и за вся!

Лик: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.

Свящ.: Еще приносим Ти словесную сию и безкровную Службу (Литургию), и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежа щыя Дары сия, [свящ. и диак. читают: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа… Сердце чисто созижди… Не отвержи мене… – Тропарь III-го Часа и стихи 50-го псалма; это славянская интерполяция с начала XV в., чуждая изначальному тексту анафоры; у греков ее нет.] Диак.: Благослови, влады ко, святы й хлеб. Свящ.: и сотвори у бо хлеб сей честно е Тело Христа Твоего. Диак.: Аминь. Благослови, владыко, святую чашу. Свящ.: А е же в чаши сей, честну ю Кровь Христа Твоего. Диак.: Аминь. Благослови, владыко, обоя . Свящ.: Преложи в Духом Твоим Святым. Диак.: Аминь, аминь, аминь.

Свящ.: Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставле­ние грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение. (Здесь священник молится, чтобы причастники обрели в Святых Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царства Небесного и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).

Свящ.: Еще приносим Ти словесную сию Службу о и же в вере почив­ших: пра отцех, отце х, патриа рсех, проро цех, апо столех, пропове дни­цех, еван­гелистех, мученицех, исповедницех, возде ржницех, и о всяком ду се праведнем, в вере скончавшемся, (возглашает:) изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богоро­дице и Приснодеве Марии! вящ. приносит хода­тайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках и особенно «изрядно» – о Богородице.) Лик: Достойно есть яко воистину… (поется всем известный Богородичный гимн).

Свящ.: О святе м Иоанне проро це… ( о Церкви, о богохранимой стране нашей, о гражданских властях; затем священник возглашает:)

В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего (имярек) , Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и госпо­дина нашего (Высоко)преосвященнейшего (имя и титул правящего архиерея ), их же даруй Святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины! Лик: И всех и вся.

Свящ.: Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и стра­ну, и верою живущих в них. (И далее следует поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных …; поминает также поименно всех, кого хочет, и в завершение возглашает:)

И даждь нам еди неми усты и еди нем сердцем сла вити и воспевати пречестно е и великоле пое Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков! (Конечное славословие Божественного Имени – и окончание анафоры ). Лик: Аминь. (Повернувшись к народу лицом, невидимый за алтарной завесой, священник громко благословляет народ:) И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами! Лик: И со духом твоим. (В нашем храме гаснет «большой» свет.)

Префацио : Санктус , который переходит к искупитель­ным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с «установи­тельными словами». Далее (анамнесис ) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…!»).

Эпиклезис начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.

В интерцессионес у се (духе) праведном»); особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвяте й…»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается громким славословием Имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, – что символизирует особую близость христиан к Богу.

Лит.: Арранц М., иером. Евхаристия Востока и Запада. 2-е изд. Рим, 1998 (приведена основная библиография).

Анафора святого Иоанна Златоуста (по греческому Евхологию « Barberini gr . 336», VIII в.)

Общие замечания

Смысловым центром каждой так называемой «полной» Литургии (то есть имеющей Евхаристический канон) – свв. Иоанна Златоуста, ап. Иакова и других – является таинство Евхаристии (греческоеЭвхаристи а – буквально значит «Благодарение»), а центром текстуальным – молитва евхаристической анафоры, читаемая предстоятелем (архиереем или священником) над хлебом и вином, приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора читается «тайно», что лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Во всяком случае, знание ее текста абсолютно необходимо каждому христианину для осмысленного восприятия Литургии. Свое название – «Анафора» («Возношение»), молитва получила от того, что во время ее чтения священник «возносит» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу. [Об Анафоре (и Литургии) в целом см.: Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. М., 1975. № 13; Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. 2-е изд. Рим, 1998 (приведена основная библиография)].

Анафора , иначе именуемая Евхаристическим каноном – самый древний элемент богослужения всех Церквей. При этом следует учитывать, что у христиан византийской традиции (к которой принадлежим и мы, славяне) слово анафора у же, чем слово Литургия . Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь»! «Литургия» содержит всё чинопоследование (текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после евхаристического канона. До патриарха Никона (1652–1658), стремившегося максимально приблизить русский богослужебный обиход к любезному его сердцу греческому, вместо слова «Литургия» чаще употреблялся его не совсем точный русский перевод – «(Божественная) Служба». Поскольку же терминыЕвхаристия, Анафора, Литургия, Таинство Тела и Крови и другие обозначают различные аспекты одного и того же евхаристического служения, то они могут употребляться в литургической литературе в качестве синонимов.

Евхаристия – таинство Тела и Крови Господа, – установленная Им на Тайной Вечере, совершалась затем Его апостолами и позднейшими христианами «в воспоминание» этого события (), – то есть в соединении с вечерней трапезой, в завершение которой над преломляемым хлебом и чашей произносились славословия и благодарения. Поэтому древнейшие анафоры (II–III вв.), известные науке, носят название анафор трапезного типа.

Начиная со II-го века происходит отделение Евхаристии от вечерней трапезы и перенесение ее на утро. В книге Завещания (II–III вв.) встречаем реальную службу: «хваление зари», чтения из Писания и евхаристию. В IV столетии в Антиохии отдельные элементы Анафоры – «хвалебные, жертвенные и трапезные – перерабатываются великими литургистами-богословами, и создаются классические анафоры антиохийского типа, которые, отвечая греческому вкусу эпохи, являются литературными шедеврами и в то же время очень глубокими богословскими трактатами. Такому типу принадлежат анафоры VIII-й книги Апостольских постановлений, св. Иакова, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и еще несколько десятков на греческом, сирийском, коптском, армянском и эфиопском языках» (иером. М. Арранц).

Этот процесс формирования композиционно и логически связной молитвы-анафоры протекал под знаком выкристаллизации элементов, которые в дальнейшем получили значение непременных в анафоре, а в литургической науке стали известны под названиями: префа цио (praefacio), ана мнесис (ajnavmnesi§), епи клесис (ejpivklesi§) и интерцессио нес (intercessiones), то естьвведение , воспоминание , призывание и ходайства .

Приводимая здесь Анафора заимствована из древнейшего сохранившегося греческого (византийского) Служебника (Евхология), известного в науке как «Евхологий Барберини 336», VIII в., и хранящегося в Ватиканской библиотеке. Русский перевод (не всегда точный) см.: Собрание древних Литургий Восточных и Западных в переводе на русский язык. Вып. 2. СПб, 1875 (репринт: М., 1998). С. 124–129. Для настоящего занятия этот перевод выправлен по критическому изданию текста рукописи: L’Eucologio Barberini gr. 336 (ff. 1–263) / Edizione a cura di S. Parenti ed. E. Velkovska. Roma, 1995, p. 31–38; Арранц М., иером. Избранные сочинения по литургике. Т. III. Евхологий Константинополя в начале XI в. Рим–М., 2003. С. 569–575.

Писцо вые уставны е ремарки и заголовки набраны курсивом; в угловых скобках – подразумеваемый Евхологием текст, не приведенный писцом ради экономии места (то же – многоточием без всяких скобок). Внесенные нами в текст современные заголовки и учебно-методические пояснения (разумеется, отсутствующие в рукописи) заключены в квадратные скобки. Сравните этот древнейший сохранившийся греческий текст Анафоры св. Иоанна Златоуста с текстом его же Анафоры в древнейшем (из сохранившихся) русском Служебнике: по изданию: Рубан Ю . Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ, Син. 604/343, конец XII – начало XIII в.): (Описание, тексты, комментарии). – Euchologion («Sluzebnik») Sancti Barlaami Chutynensis, finis XII – initium XIII seculi. – Museum Historicum Nationale (Mosquae). Sectio librorum manuscriptorum. Collectio synodalis, n 604/343 // Ученые Записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996; Рубан Ю. Древнейшая русская Литургия // София (Новгород), 1998. № 4. С. 11–14.

[Евхаристический канон]

[Диалог перед Анафорой]

Священник: Мир всем! Народ: И духу твоему! Диакон: Возлюбим друг друга!И, после преподания любви, диакон говорит: Двери, двери! Будем внимательны! Народ: Верую…[поется Символ веры]. Диакон говорит: Будем стоять благопристойно! Народ: Милость, мир!

Священник [говорит:]

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами.

Народ: И со духом Твоим!

Священник: Горе будем иметь (вознесём) сердца!

Народ: Имеем (вознесём) ко Господу!

Священник: Будем благодарить Господа!

Народ: Достойно и справедливо!

Священник начинает Святое возношение (Анафору)

[ Praefacio – вступление; 1-я часть Анафоры: перед «Свят, свят, свят»]

Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте владычества Твоего; ибо Ты – Бог неизреченный, недове домый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, тождественно сущий: Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небытия в бытие, и падших восстановил опять, и не перестал совершать все, пока не возвел нас на небо и даровал будущее Царство. За все это благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого; за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неявные благодеяния Твои, совершившиеся на нас. Благодарим Тебя и за эту Службу (Литургию), которую Ты сподобил принять от рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы, шестикрылые, многоокие, высоко парящие, окрылённые. Возглашает: Победную песнь поющие,.<вопиющие, взывающие и говорящие: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф…!»>

Священник тайно:

С этими силами, человеколюбивый Владыка, и мы возглашаем и говорим: Свят Ты и всесвят, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой; свят Ты и всесвят, и великолепна слава Твоя. Ты так возлюбил мир Твой, что отдал Сына Твоего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Который придя и исполнив всё домостроительство о нас,[Установительные слова] в ту ночь, в которую Он предал Себя, взяв хлеб в Свои святые и пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, преломил и подал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: Возглашает:« Прими те, вкусите, это – тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов!» Подобным образом и чашу после вечери подал, говоря: «Пейте из нее все, это – кровь Моя нового завета (союза), за вас и за многих проливаемая для отпущения грехов!»

Народ: Аминь!

[Ана мнесис – воспоминание; приношение и благодарение]

Священник тайно:

Итак, вспоминая эту спасительную заповедь и всё совершившееся ради нас: Крест, гроб, тридневное Воскресение, восшествие на небеса, сидение по правую руку [Отца], Второе и славное пришествие вновь, Возглашает: Твоё из Твоего принося Тебе по всему и для всего!

Народ: Тебя воспеваем!

Священник тайно говорит:

[Эпи клезис – Призывание]

Еще приносим Тебе эту словесную и бескровную службу, и просим, и молимся, и умоляем: Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие Дары.

И, восстав, знаменует, говоря тайно:

И соделай этот хлеб драгоценным телом Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.

А то, что в этой чаше, – драгоценной кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.

[Прошение после эпиклезиса: смысл совершения Евхаристии]

Священник тайно:

Чтобы они были для причащающихся [дарами] к трезвенности души, во оставление грехов, в общение Святого Твоего Духа, к достижению (исполнению) Царства, к дерзновению перед Тобой, не в суд или во осуждение.

[Интерцессио нес – ходатайства]

[Поминовение всех святых] Ещё приносим Тебе эту словесную службу о скончавшихся в вере отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, воздержниках и о всяком праведнике, скончавшемся (букв. достигшем совершенства!) в вере. Возглашает :Особенно [о] пресвятой, пречистой, преславной, благословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!

[Поминовение знаменитых святых] [О] святом Иоанне, Предтече и Крестителе, и святых и всеславных апостолах, и святого такого-то , память которого мы ныне совершаем, и всех святых Твоих, ради молитв которых призри на нас, Боже.

[Общее поминовение усопших] И помяни всех, скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной, и упокой их, где зрится свет лица Твоего.

[Поминовение священства] Еще просим Тебя: помяни, Господи, всякое епископство православных, верно преподающих слово Твое истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнослужительский сонм.

[Общее поминовение о всем мире] Еще приносим Тебе эту словесную службу о Вселенной [греч. Ойкумена, или Экумена, т. е. Римская империя] , о святой Твоей Кафо(т)олической и Апостольской Церкви, о пребывающих в чистоте и благочестивой жизни, о проводящих жизнь в горах, и пещерах, и ущельях земли; о благоверных царях, христолюбивой царице, всей палате и воинстве их. Дай им, Господи, мирное царствование, чтобы в мире их и нам проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте.

[Поминовение города] Помяни, Господи, город, в котором мы живем, и всякий город и страну, и [людей] с верою живущих в них. Возглашает:

[Второе поминовение священства] Во-первых помяни, Господи, архиепископа нашего (такого-то).

[Заключительное всеобщее поминовение] Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных, и спасение их.

Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих добро во святых Твоих церквах, и помнящих о бедных, и на всех нас ниспосли Твои милости. Возглашает: И дай нам одними устами и одним сердцем прославлять и <воспевать всечтимое и великолепное Имя Твое – Отца, и Сына, и Святого Духа, – ныне, и всегда, и во веки веков>! И будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

АНАФОРА СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА
(Структура. Темы основных разделов)

[Призыв народа к Анафоре после пения Символа веры:]

Д .: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити… Свящ. : Благодать Господа нашего Иисуса Христа… Горе име им сердца (вознесём ввысь сердца). Люди: И мамы (имеем [такое намерение]) ко Господу. Свящ.: Благодарим Господа. Люди: Достойно и праведно!

Анафора

Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити… (1-я молитва анафоры, окончанием которой является возглас священника) : Победную песнь пою ща, вопию ща, взывающа и глаголюща. Люди: Свят, свят, свят, Господь Саваоф!…

С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем… (2-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает установительные слова Господа на Тайной вечере): Приими те, ядите, сие есть тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета!…

Поминающе у бо ныне спасительную сию заповедь… (3-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает): Твоя от твоих, Тебе принося ща о всех и за вся!

Еще приносим Ти… [Господи, и же Пресвятаго Твоего Духа… Сердце чисто созижди… Не отвержи мене… – Тропарь III-го Часа и стихи 50-го псалма; это славянская интерполяция с начала XV в., чуждая изначальному тексту анафоры; у греков в настоящее время ее нет].

И сотвори у бо хлеб сей честно е тело Христа Твоего. … А еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего. … Преложив Духом Твоим Святым (освящение Св. Даров).

Я коже быти причащающимся во трезвение души… (священник молится, чтобы причастники обрели в Св. Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царствия Небеснаго и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).

Еще приносим Ти словесную сию службу о и же в вере почивших, праотцех… (священник приносит ходатайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках «И о всяком ду се пра веднем в вере скончавшемся»,особенно же – изрядно – о Богородице, – как свидетельствует завершающий молитву возглас ): Изря дно о Пресвятей…!

О святе м Иоанне проро це… (продолжение воспоминаний – Иоанна Крестителя, апостолов, всех святых и вновь – усопших. Затем – поминовение церковной иерархии, моления о Церкви, о богохранимой стране нашей.)

Священник возглашает: В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Алексия (Кирилла)… (патриарха ), и господина нашего высокопреосвященнейшего… (правящего архиерея ). Помяни, Господи, град сей, в немже живем… (и далее поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных …)

И даждь нам еди неми усты и еди нем сердцем славити и воспевати… (конечное славословие Имени – и окончание Анафоры ).

Префацио : благодарение Бога за творение мира и промысл; служба людей Творцу возводит к воспоминанию ангельского служения («жертва хваления»): «Свят, свят, свят» – Санктус , который переходит к искупительным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с установительными словами. Далее (анамнесис ) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…»).

Эпиклезис начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.

В интерцессионес – моления о почивших («о всяком ду се праведном») – особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвятей»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается славословием Имени Св. Троицы: Отца и Сына и Св. Духа.

[В молитве Господней («Отче наш»), которая уже не принадлежит к Анафоре, слова «хлеб насущный», согласно позднейшей традиции, приобретают «особое, чисто евхаристическое значение» (архим. . Евхаристия)].

Лит.: Успенский Н. Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. М., 1975. № 13; Мень А., прот. Таинство, Слово и Образ: Богослужение Восточной Церкви. Брюссель, 1980 и переиздания (гл. 3: Литургия; здесь содержится перевод центральной части анафоры св. Иоанна Златоуста на руский язык). Смотрите также литературу при статье «Литургия».

Материалы к курсу лекций «Основы православной литургики »
Доц. Ю. Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия

В переводе с греческого "анафора" обозначает единоначатие. Давайте попробуем понять, что такое анафора в литературе. Анафора - это повторение речевых явлений, таких как слова, звуки, строфы или обороты, расположенные в начальных частях речевого потока. Эта стилистическая фигура широко применяется в поэтической речи. Кроме того, существует много видов анафоры, среди которых различают следующие:

  • звуковая - основана на повторении одних и тех же звуков в начале;
  • морфемная - повторение частей слова или морфем;
  • лексическая - повторение одних и тех же слов;
  • синтаксическая - повторение синтаксических конструкций;
  • строфическая - повторение строф стихотворения и схемы их построения;
  • строфико-синтаксическая - объединение строфической и синтаксической анафор;
  • ритмическая анафора - основана на повторении ритма, используется редко.

Теперь рассмотрим примеры анафоры, которая встречается наиболее часто и которую изучают в школе на уроках литературы.

Примеры анафоры

В учебниках различается множество видов анафоры. Чтобы выяснить роль анафоры, достаточно будет рассмотреть лексическую анафору как самую часто встречающуюся и выразительную. В ее основе всегда лежит эмоциональность и взволнованность.

Афанасий Афанасьевич Фет часто использовал в своих стихотворениях анафору. Рассмотрим отрывки из некоторых его стихотворений в качестве наглядных примеров. После этого вам станет еще более понятно, что такое анафора. Итак:

Этот синий свод,

Этот крик и вереница,

Эти стаи, эти птицы,

Это говор вод,

В этом примере хорошо видны многочисленные повторения: это, этот, эти. Это и является анафорой стихотворения, здесь она указывает на возрождающуюся весеннюю природу. Рассмотрим еще один отрывок из стихотворения Фета в качестве примера анафоры:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

При рассмотрении данного примера стихотворения также очень хорошо видна лексическая анафора. Приведенные примеры являются стихотворениями Фета потому, что он – поэт анафоры. Что такое анафора в творчестве Фета? Она является выразительным средством для стихотворной речи. Именно этот поэт гениально использует анафору, добиваясь мелодичного строя в своих стихотворениях.

В русской поэзии в целях усиления воздействия выражений используются разного вида риторические и стилистические фигуры ( , эпитеты , аллегории, тропы и др.).

Одной из таких фигур является анафора. Попробуем разобраться в том, что именно она собой представляет и как применяется в русском языке и литературе.

Анафора: значение

Анафора означает единоначатие или иными словами одновременное начинание и повтор звуков, слогов, одного слова или нескольких в начинающихся фразах или строфах стихотворения или прозаического отрывка. Возьмем в пример знаменитые строчки А. С. Пушкина :

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю … стройный вид…

Повторение слова «люблю» в этом случае и есть загадочный стилистический ход, который служит скреплением речевых отрезков и придает стихотворению яркость и выразительность.

Термин произошел от слова, которое в переводе с древнегреческого на русский язык означает “вынесение вверх”. К примеру, в стихотворении А. С. Пушкина “Осень” используется анафора “уж”, она повторяется в первых двух строфах, тем самым усиливает приближающейся осени. При прочтении этого стихотворения возникает чувство тоски, ведь напоминает нам о приближении холодной и сырой поры года.

Анафора: википедия

Ана́фора (в переводе с древне-греческого ἀναφορά – восхождение) – стилистическая фигура, которая состоит из повторения сродных звуков, одного слова или группы слов, находящихся в начале каждого ряда параллельно друг другу, т.е. в повторении начинающихся частей двух и более самостоятельных отрезков речи (стихов, полустиший, прозаических отрывков или строф).

Значение и примеры анафоры в литературе

Анафора в литературе – это фигура художественной речи, литературный прием, в основе которого лежит похожесть слов в прозаических отрывках и стихах, повторяющихся в словах, словосочетаниях, звуках, синтаксических построениях и морфемах в начале частей сложных предложений, строф, фраз, абзацев и периодов.

Примеры:

В произведениях такого рода стилистический прием используется с целью эмоционально воздействия на читателя, часто это выражается в возвышении тона, а также путем логического и смыслового выделения важных мыслей, которые объединяют в одно целое различные по строению и синтаксическому уровню подобранных конструкций.

Также стилистическая фигура рассматривается как вид слитного предложения . В старо-германской поэзии этот оборот речи встречается в качестве формы связи некоторых предложений или частей предложения и образует так называемый «анафорический трёхсложник». Также существует связь анафоры с такой риторической фигурой, как градация; в данном случае в литературных приемах отмечается постепенное повышение эмоционального характера речи (например: «умирает скотина, умирает друг, умирает и человек» ).

В прозаической речи она тесно связана с формами прощания и приветствия. Поэты и прозаики эти формы называют анафорическими; часто они проявляются в подражании народного значения и в произведениях писателей нового времени.

Стоит отметить и историко-культурную основу данного литературного приема. Важным оборотом речи издавна считалось похожее обращение к властителям, богам или заседающим вместе ; ко всем обращались одинаково, чтобы никого не разгневать (например, на собрании, на званом пиру или на суде говорили: «достопочтеннейшие, уважаемые, высокоучёные, благомудрые господа бургомистры и ратманы »; «почтеннейшие, именитые и предусмотрительные господа эльтерманы и старики » и т.п.).

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы расскажем о литературном приеме, который называется АНАФОРА (для правильного произношения ударение надо ставить на вторую букву «А»).

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. А само слово «αναφορα» переводится как «повторение , возвращение, восхождение, единоначатие».

Определение - что это такое

Анафора – это стилистический прием, который заключается в повторении некоторых звуков , слов или . Используется поэтами и писателями для усиления эмоциональной части произведения, создания возвышенного тона или смыслового выделения наиболее важных, по мнению автора, кусков текста.

В отличие от других литературных приемов, анафора чаще всего располагается в начале предложений, то есть они начинаются с одних и тех же строк.

Приведем несколько примеров из жизни. Вспомните строчки известной песни Юрия Антонова:

МОИ года – МОЁ богатство

Здесь анафорой является притяжательное местоимение «мой». Таким образом, автор делает акцент, во-первых, что речь идет именно о нем, а во-вторых, прямо дает понять, что гордится своим возрастом.

А вот футбольные болельщики наверняка помнят скандальную фразу Андрея Аршавина после провального для сборной России Чемпионата Европы 2012 года. На упреки болельщиков в слабой игре, он ответил:

ВАШИ ожидания – это ВАШИ проблемы

Анафора в этом случае получилась очень недвусмысленной и эмоциональной. Вот только сам Аршавин, наверное, сто раз уже пожалел о том, что сказал.

Примеры анафор в поэзии

Чаще всего анафоры можно встретить именно в поэзии. Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость . И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания.

Наиболее яркий пример можно найти у Александра Сергеевича Пушкина – в его поэме «»:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид …

Глагол «люблю» очень эмоционально передает отношение автора к Петербургу. Ведь Пушкин действительно обожал город на Неве, и в этих строчках это особенно чувствуется.

Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз …
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей …
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром …

И как противоположность – известные стихи Владимира Высоцкого «Я не люблю»:

Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, —
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

А еще вспомните, насколько эмоционально пел Высоцкий. И в совокупности с анафорой это вообще выглядело как крик души.

А еще в качестве анафоры может использоваться не целое слово, а лишь приставка к нему. Например, отрицание «НЕ» в известном стихотворении Сергея Есенина :

НЕ жалею, НЕ зову, НЕ плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Анафора в прозаической литературе

В прозе анафоры встречаются гораздо реже, потому что использовать этот прием сложнее. При неправильном подходе, он , что всегда идет только во вред. Но если сделать все правильно, создается очень сильный и эмоциональный текст. Хорошие примеры можно найти даже в Библии :

Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.

К анафоре редко, но любили прибегать и классики русской литературы :

Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света (Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно, и ненавидя. (Достоевский)
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Леонов)

Разновидности анафоры (примеры)

Все анафоры условно делят на несколько видов:

  1. Звуковая . Это когда в начале предложений стоят разные слова, но звучащие весьма похоже.

    Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)

  2. Морфемная анафора. Используются слова, имеющие схожие слоги.

    ЧЕРНОглазую девицу,
    ЧЕРНОгривого коня. (Лермонтов)

  3. Лексическая . Самый распространенный вид, о котором мы и рассказывали до этого, — когда полностью повторяются слова или словосочетания.

    Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь. (Есенин)

  4. Синтаксическая . Имеет место повторение целых конструкций.

    Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
    Быть может, вся Природа – различность голосов? (Бальмонт)

  5. Строфическая анафора. Тут повторяются не только отдельные слова, но и достаточно сложная конструкция всего произведения.

    З е м л я!..
    От влаги снеговой

    Она ещё свежа.
    Она бродит сама собой
    И дышит, как дежа.

    З е м л я!..
    Всё краше и видней

    Она вокруг лежит.
    И лучше счастья нет, - на ней
    До самой смерти жить. (Твардовский)

Анафора в повседневной жизни

Стилистические повторения, которые призваны усилить речь, нередко используют в рекламных целях :

Твой день – твоя вода (Архыз)
Новые компьютеры – новые доходы (Intel)

Конструкции с использованием повторов можно часто услышать на заседаниях суда или на любых многочисленных собраниях. Их используют, например, в качестве приветствий :

Многоуважаемый судья, многоуважаемые присяжные, многоуважаемые присутствующие…

И наконец, анафоры любят использовать политтехнологи, когда пишут речи для своих «хозяев». Один из ярких примеров – выступление Уинстона Черчилля перед вступлением Великобритании во Вторую мировую войну.

В ней он в каждом предложении использовал местоимение «МЫ», чтобы воодушевить всех сограждан:

«Мы пойдем до конца. Мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем охранять наш остров, чего бы это нам ни стоило, мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться на месте высадки, мы будем сражаться в полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах. Мы никогда не сдадимся».

Вместо заключения

Есть в русском языке прием, который очень напоминает анафору. Он , и в нем также используются повторения различных слов или словосочетаний. Но разница в том, что анафора ставится в начале текста, в эпифора – в конце.

Но об этом подробнее расскажем в следующий раз. До новых встреч на страницах нашего блога.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Эпифора - это повторение с особым смыслом Аффирмации - работают ли позитивные установки на каждый день (на деньги, на удачу, на здоровье, для женщин)
Моветон и Комильфо - что это такое и какое значение имеют эти слова в современной речи (чтоб в Википедию не ходить) Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей Импонировать - что это (значение слова) Ирония - это скрытая усмешка