Транспорт - это средство перемещения людей, информации и грузов из одного места в другое. Существуют следующие категории (виды) транспорта: общего, необщего пользования, личный. Транспорт общего пользования предназначен для обслуживания торговли и населения. Необщего пользования - внутриведомственный и внутрипроизводственный. Личный - велосипеды, легковые автомобили, яхты, самолеты.
В зависимости от характера передвижения, виды транспорта могут подразделяться на следующие: водный, автомобильный, железнодорожный, воздушный и гужевой.
Водный транспорт
Самый древний тип передвижения - именно по воде. На протяжении многих веков он оставался самым важным для человечества. Особенно это касалось торговли, исследовательских экспедиций, войн.
Водный транспорт и сегодня играет важную роль. Более 60% всех грузов перевозится именно таким образом. Это выгодно из-за низкой стоимости и большой вместительности. Однако многие люди предпочитаю передвигаться быстрее.
Автомобильный транспорт
Это самый распространенный и, по мнению многих специалистов, самый опасный вид транспорта. Появился он сравнительно недавно, в конце XIX века. Среди преимуществ можно отметить: скорость, маневренность, гибкость.
С помощью грузовых автомобилей перевозят любые виды грузов. При этом на больших расстояниях использовать автопоезда намного выгоднее, чем железнодорожный транспорт. Особенно в случае транспортировки ценных грузов. Например, для которых очень важна скорость доставки.
Легковые автомобили личного пользования есть практически у каждого жителя планеты. Они удобны как для ежедневных поездок (на работу, за покупками и так далее), так и для длительных путешествий.
В качестве общественного автомобильного транспорта широко распространены автобусы. Они эксплуатируются в городах и пригородах, а также для междугородних, международных рейсов и туристических перевозок.
Кроме автобусов в качестве городского общественного транспорта используются троллейбусы.
Железнодорожный транспорт
Данные виды транспорта появились в XIX веке и быстро завоевали свое место. Железнодорожные пути связывают города, объекты промышленности и так далее. Такие перевозки имеют преимущества: высокая грузоподъемность, надежность. Однако в скорости они уступают автомобильному транспорту.
Большое значение по-прежнему имеют пригородные железные дороги и метрополитен.
Воздушный транспорт
Это самый быстрый и самый дорогой вид транспорта. Посредством него производятся в основном пассажирские перевозки. Реже осуществляется доставка почты, ценных и скоропортящихся продуктов. Одним из главных недостатков современных самолетов является чрезмерный шум, который производится ими при взлете.
Гужевой транспорт
Такой вид транспорта был освоен людьми еще в древние времена. Это и поездки на животных верхом, в санях или повозках. В качестве тягловой силы используют лошадей, волов, слонов, верблюдов, лам, собак.
Все вышеперечисленные виды транспорта претерпевают различные изменения и совершенствуются со временем. Попадая в различные жизненные ситуации, человек начинает придумывать и изобретать. Многие случайные изобретения впоследствии успешно используются.
Необычные виды транспорта сегодня можно встретить в разных уголках Земли. Самые известные из них:
- Плавающий автобус в Канаде.
- Висячий поезд в Германии.
- Подземный фуникулер Кармелит в Израиле.
- Полярный вездеход в Канаде.
- Ледовая лодка в США.
- Водное такси в Таиланде.
- Бамбуковый поезд в Камбодже.
- в США.
Несмотря на свою уникальность, все они успешно справляются с поставленной задачей. Это дает повод думать, что в будущем человечество ждет еще немало открытий, в том числе и в области перевозок.
Исследовательская работа
по теме : « Виды транспорта»
Выполнил: Кадыров Руслан
Старшая группа МДОУ № 17
Руководитель: Костенко И.В.
Ухта, 2011г.
- Введение
- Основная часть
История транспорта;
Виды транспорта;
Что называют транспортом?
Для чего нужен транспорт?
3. Заключение
4. Литература
Введение
Самым первым изобретением человечества была, наверное, обыкновенная палка, которую люди начали использовать для защиты или для того, чтобы достать с высокого дерева фрукт.
Потом появились первые сельскохозяйственные орудия, первое колесо, различные транспортные средства...
Я решил изучать этот вопрос, потому что я очень интересуюсь машинами. И мне интересно их история, сколько видов их существует.
Цель исследования: Собрать информацию о транспорте (историю, видах)
Задачи исследования : 1. Изучить литературу;
2. Выдвинуть гипотезу и проверить ее.
3. Провести исследование и сделать вывод.
Гипотеза исследования: Я предположил, что транспорт нужен для перевозки чего-нибудь.
Проблема: Какие виды транспорта и для чего они служат?
Основная часть
1. История транспорта.
Как появился первый транспорт?
Давным давно, когда человек жил в пещере, носил шкуру вместо одежды и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги, и жизнь нашего далекого предка зависела, в основном, от его умения быстро бегать. Древний человек был вынужден убегать от хищных зверей и сам догонять добычу, иначе он был съеден свирепыми хищниками или умер от голода. Но человек уже встал на две ноги, а большинство хищников оставалось на четырех, поэтому бегать с ними наперегонки было сложно.
Шли столетия. древний человек уже не хотел полагаться только на быстроту своих ног. Он был самым хитроумным из всех созданий природы и, наблюдая за табунами диких лошадей, думал, как же облегчить себе жизнь и использовать не свои ноги, а чужие? И когда на пути ему повстречался маленький жеребенок, отбившийся от стада диких лошадей, первобытный человек взял его с собой, накормил и оставил ночевать в своей пещере.
Вскоре жеребенок превратился во взрослого коня надежного друга человека.
С помощью лошади человек пахал землю, перевозил грузы, да и в бою верный конь не раз спасал жизнь воину. Это умное, сильное животное стало для нашего далекого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт гужевым. Гужевым транспортом у разных народов стали служить верблюды, слоны, ослики и другие животные.
Как человек придумал колесо?
Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и в конце концов он придумал КОЛЕСО. Это было великое изобретение, которое изменило жизнь людей.
С появленьем колеса
Происходят чудеса!
Как же жили вот вопрос
Раньше люди без колес?
Считается, что колесо изобрели в одной из стран Древнего Востока. Попытаемся представить, как это было.
Шло строительство гигантской пирамиды. Им надо было выламывать из горы огромные камни и тащить их к месту строительства.
Несколько человек безуспешно пытались сдвинуть с места один из гигантов. Палящая жара. Люди уже выбивались из сил, а глыба ни с места. Но работу надо было закончить до захода солнца, иначе рабочих ждали жестокие наказания. Кто-то с досады пнул ногой лежавшее на земле круглое бревно, и оно с грохотом откатилось в сторону. Увидев это, человек воскликнул: «Сейчас я отдал бы все на свете, чтобы ужасный булыжник покатился по земле так же легко, как это бревно!» Он посмотрел сначала на камень, потом на бревно и принял удивительно простое решение: сообразительный рабочий предложил своим товарищам подложить несколько бревен под камень, а затем толкнул его неожиданно тяжелая глыба сдвинулась с места и легко заскользила по бревнам… Дальше люди поняли, что делать. В течении всего пути они продолжали подкладывать бревна под движущийся камень и благополучно доставили его на место строительства.
Именно бревна натолкнули человека на мысль о более удобном транспорте повозке на колесах.
К сожалению, мы не узнали имени того, кто придумал колесо. Прошло много столетий, но этот круглый вращающийся предмет продолжает служить человеку. Практически весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес.
Первый автомобиль с паровым двигателем
Слово "велосипед" переводится, как "быстрая нога".
Первый трамвай
Первый троллейбус
2. Виды транспорта
Каким бывает транспорт?
Я узнал, что транспорт бывает наземный, водный, воздушный и даже космический.
Наземный транспорт это автомобили, автобусы,
Троллейбусы, трамваи,
Поезда, велосипеды, мотоциклы, повозки с лошадьми, которые
Движутся по земле.
Велосипед - это механический вид транспорта, который приводит в движение сила ног человека. Что может быть проще велосипеда? Казалось бы, из всех видов современного транспорта он самый незамысловатый.
Велосипеды бывают дорожные, спортивные, цирковые. Цирковые велосипеды к транспорту не относятся.
В зависимости от возраста того, кто садится за руль, бывают детские, подростковые и взрослые. Они отличаются размерами и количеством колес.
Мотоцикл по внешнему виду напоминает велосипед, но больший по размеру, с мощными колесами и массивным корпусом.
Мотоцикл сочетает в себе достоинство велосипеда и автомобиля. На ровной местности мотоцикл может разгоняться до такой же скорости, что и автомобиль.
Легковой автомобиль невелик по размеру и весит значительно меньше грузового автомобиля или автобуса, отсюда и название легковой. В обычный легковой автомобиль помещается пять человек, чтобы управлять машиной, необходимо знать правила дорожного движения.
Внедорожник. Существует разновидность легкого автомобиля внедорожник. Он крупнее и прочнее обычной «легковушки». Внедорожник способен ездить не только по асфальту, но и по неровной лесной дороге, и по полю с оврагами и ямами. Некоторые модели таких автомобилей называют джипами.
Такси. Когда опаздываешь на работу, на вокзал быстрее добратьсядо нужного места можно на такси. Такси этолегковой автомобиль, который перевозит людей и грузы. Водитель за такси берет определенную плату.
Грузовой автомобиль. Когда то человек приручил лошадь, осла, слона, верблюда, чтобы не таскать тяжелый груз на себе. Он придумал со временм грузовой автомобиль. Такая машина силач может везти на себе столько тяжести, сколько не подняла бы лошадь, верблюд и слон вместе взятые. Чего только не перевозят грузовые автомобили в своем кузове доски, бревна, зерно, овощи, фрукты, уголь, землю и т.д.
Есть еще специальный транспорт .
Если где-то вспыхивает пожар, то набрав по телефону «01», мы вызываем пожарную машину. Большие мощные машины красного цвета.
Если нашей безопасности кто-то угражает, мы набираем по телефону «02» и вызываем полицию. К нам спешит автомобиль белого цвета с синей полосой.
Если кому-то срочно нужен врач, мы набираем «03» и вызываем «скорую помощь» Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по вызову.
Помимо «пожарной», «полиции» и «скорой помощи» существует множество других специальных автомобилей. Такие машины убирают снег, поливают улицы, вывозят мусор, работают на полях.
Автобус. Когда нам надо куда-то доехать, мы садимся на автобус. Автобус доступен для любого человека, поэтому является общественным транспортом это значит «транспорт для всех».
Автобусы, в зависимости от маршрута, бывают городские, пригородные и специальные.
Троллейбус вид транспорта, у которого на крыше дуги. Этими дугами троллейбус цепляется за провода, и через них к его двигателю поступает электрический ток.
Трамвай. В больших городах на проезжей части можно встретить рельсы. По ним ездят трамваи. Он состоит из вагонов.
Поезд это железнодорожный транспорт. Они бывают пассажирскими и товарными. Пассажирские перевозят людей, а товарные различные грузы.
Водный транспорт это теплоходы, ледоколы, лодки, катера и другие суда, которые плавают по воде.
Водный транспорт используется для перевозки людей и нескоропортящегося груза.
Современный водный транспорт, безусловно, медленнее авиационного, но он более эффективен при перевозке больших количеств груза.
Лодка служит тоже транспортом на воде.
Теплоход пассажирский (лайнер ). Он возит пассажиров на большие расстояния по океанам, морям.
Катер небольшое быстроходное судно. Катера бывают военные, патрульные, спасательные и спортивные.
Ледокол. Когда вода покрывается льдом, ледокол, как локомотив, идет вперед и своей носовой частью проламывает лед.
Подводные лодки одни из самых опасных военных судов, потому что они невидимы.
Судно это плавающее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых и военных целей.
Транспортные суда те, что перевозят людей и грузы.. Промысловыми являются, в основном, рыболовецкие суда, а военными военные корабли.
Воздушный транспорт самолеты, вертолеты
Самолет летательный аппарат, который способен перевозить людей и грузы по воздуху. Самолеты курсируют между городами и странами. Они бывают трех видов - пассажирские, грузовые и военные, специальные, спортивные.
Вертолет схож со стрекозой не только внешне, но и летают они похоже. Скорость вертолета меньше, чем у самолета, но зато он, подобно стрекозе, способен зависать в воздухе, чего не может сделать ни один самолет. Вертолет может подниматься в воздух с любой ровной площадки. Вертолеты бывают санитарно-спасательные, военные, грузовые.
Космический транспорт - это вид транспорта, используемый в безвоздушном пространстве для перевозки людей или грузов. Что касается полетов человека, то как правило, пассажиры являются одновременно и командой, которая управляет транспортным средством. Некоторые космические суда, такие как «Прогресс» просто перевозят грузы, в них нет человеческой команды управления. Эту роль берут на себя роботы, либо же автоматизированная система управления.
В космическом деле все чаще используются ракетные технологии. Существует несколько типов космических ракет, которые подразделяются по принципу целей, выполняемых в
безвоздушном пространстве:
- орбитальные системы
- межпланетные космические аппараты
- межзвездные космические аппараты
- межгалактические космические аппараты
- суборбитальные системы
- околоземные космические аппараты
Каждый из вышеприведенных космических аппаратов имеет конкретные цели, из-за чего различаются в конструкции. Итак, главные задачи подобных аппаратов это: исследование поверхности Земли и других планет, отслеживание метеоусловий, поддерживание телекоммуникаций (спутники), а также появившийся относительно недавно космический туризм .
3.Что называют транспортом?
Люди с давним времен верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки. Ковер самолет легко переносил сказочных героев по воздуху через моря и океаны.
Мы помним про удивительную самоходную печку, на которой Емеля ездил к царю.
И ковер-самолет, и Емелина самоходная печка являются транспортом. Только волшебным. А у нас в настоящее время «транспорт» означает «перемещение». Поэтому транспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.
4. Для чего нужен транспорт?
Как было хорошо, если детский сад, место работы родителей, магазины были бы рядом с моим домом! Нередко бывает, что желаемый адрес находится так далеко, что идти до него, вероятно, пришлось бы несколько часов, дней, а то и лет. Вот тут-то и оказывается, на помощь приходит транспорт. Мы садимся в автобус или самолет и добираемся до места значительно быстрее, чем ногами.
А теперь представим такую ситуацию. Мой двоюродный брат живет в другом городе. Скоро у него день рождения и я хочу поздравить его с праздником и вручить подарок.
Тогда я пойду на почту и отправлю посылку, предварительно написав адрес, а дальше поезд или самолет, доставят подарок в нужный город. Потом с вокзала на машине привезут его на почту, где брат придет и получит свой подарок.
Теперь я понимаю, что транспорт существует для того, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое.
Заключение
Подходя к концу своей исследовательской работы, можно смело сделать выводы:
Я могу подтвердить свою гипотезу, что транспорт служит для чего-нибудь, а именно для перевозки грузов и людей. А также я узнал, какие бывают виды транспорта и какова их роль в жизни человека.
Список литературы:
- Нефедорова К.П. Транспорт. М.: «Гном»,2010
- http://www.lifetransport.ru
- http://www.muzel.ru/article/outgo/tramline/itor
- http://www.sci.aha.ru/ALL/k1.htm
Исследовательская работа
(выступление)
1. Добрый день! Меня зовут Руслан Кадыров. Мне 5 лет и в этом году я перешел в старшую группу.
Моя исследовательская работа называется «Виды транспорта»
2. Все мальчишки интересуются машинами, техникой. Транспорт является частью нашей жизни. Я сам давно интересуюсь машинами. И мне стало интересно как же появился транспорт, какие виды транспорта существуют, да и зачем он нужен нам.
3. Я поставил перед собой цель- собрать информацию с помощью взрослых о транспорте.
4. Мне предстояло решить такие задачи: Изучить литературу, выдвинуть гипотезу, исследовать тему, сделать вывод.
5. Я предположил , что транспорт нужен для перевозки чего-нибудь.
6. Предо мной встала проблема : как определить для чего нужен транспорт?
7. Я определил для себя пути решения этой проблемы:
Спросить у взрослых, что называют транспортом?
Рассказать мне историю транспорта.
Каким бывает транспорт?
Для чего нужен транспорт?
8. Так как я еще ребенок и мне 5 лет, то в моем исследовании мне помогали взрослые, которые мне показывали информацию в книгах, в Интернете, по телевизору, в журналах.
9. Я применял следующие методы: исследование, изучение литературы, сбор и анализ информации, наблюдение.
10. Затем я составил план исследования: - Собрать информацию по теме;
Изучить историю транспорта;
Проверить свою гипотезу.
11. Я узнал от взрослых историю транспорта, посмотрите каким оно было (показ №1)
На данном этапе я изучил виды транспорта, узнал какой транспорт является грузовым, а какой пассажирским. Из источников информации узнал, для чего нужен транспорт.
12.С помощью взрослых составили альбомы с видами транспорта (наземный, воздушный, водный, космический) (показ альбомов)
14.Проанализировав всю информацию, которую узнал от взрослых, из книг, телевидения, Интернета, я определил, что транспорт существует для того, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое.
15.Мне удалось решить проблему. Благодаря своему исследованию, я узнал много интересного о транспорте.
16. Моя гипотеза подтвердилась, есть транспорт пассажирский и грузовой. И он служит для перевозки, только каждый вид в своей области (на земле, воде, в воздухе, космосе).
17.Что дало мне мое исследование?
Я узнал, сколько много видов существует транспорта. Также узнал, что даже космические корабли тоже перевозят людей и грузы. Стал лучше определять вид транспорта.
18. Думаю, что мое исследование поможет другим детям с интересом изучать тему «транспорт»
19. Спасибо за внимание!
5. Структурно-функциональная характеристика транспорта.
Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования (рис. 1.2). При этом обе части системы могут быть представлены предприятиями федеральной (государственной), муниципальной или частной форм собственности.
Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления. Транспорт общего пользования - это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров,
кем бы эти перевозки ни были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом.
В отличие от транспорта общего пользования, транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т. е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными, или технологическими. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом.
Автомобильные или железные дороги (как правило, небольшой длины), принадлежащие тому или иному предприятию, называются подъездными. В транспортной системе страны имеется густая сеть таких дорог. Суммарная протяженность железнодорожных подъездных путей превышает протяженность железных дорог общего пользования. Более половины судов речного флота (в основном небольшой грузоподъемности и мощности) принадлежат различным ведомствам (предприятиям нефтяной и газовой промышленности, лесного, коммунально-бытового хозяйства и т. п.) В отличие от транспорта общего пользования, промышленный транспорт представлен также специальными транспортными средствами, такими как канатные и подвесные дороги, пневмотранспорт и др.
Кроме деления на транспорт общего и необщего пользования, в некоторых случаях подразделяют транспорт на магистральный и немагистральный. С одной стороны, магистральный - синоним транспорта общего пользования, а немагистральный - необщего (например промышленный транспорт - это транспорт немагистральный). С другой стороны, термин "магистральный транспорт" применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона. В этом случае небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения. В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:
универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный;
внутренний (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);
круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и т. д.) и сезонный (внутренний водный).
Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость, учитывает технико-экономические и другие особенности. Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Условно их можно разделить на следующие группы:
показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы (грузо- и пассажирооборот, объем перевозок грузов и пассажиров, приведенный грузооборот, объем отправления, объем прибытия);
показатели материально-технической базы (протяженность сети путей сообщения, ее густота, суммарная грузоподъемность или тоннаж транспортных единиц, суммарная энергетическая мощность активных транспортных единиц, пропускная и провоз-, ная способность элементов транспортной сети);
показатели эксплуатационной работы (средняя грузонапряженность, средняя дальность перевозок, скорость доставки грузов, использование грузоподъемности подвижного состава и время его оборота, среднесуточный пробег);
показатели экономической эффективности и финансовые (себестоимость, производительность труда, фондоотдача, фондоемкость, доходы, расходы, прибыль, рентабельность).
Важной характеристикой транспортных сетей является их территориальная организация, т. е. схема взаимного размещения отдельных элементов сети на различных иерархических уровнях.
Территориальную организацию, являющуюся продуктом длительной эволюции транспорта под влиянием экономических и - не в последнюю очередь - естественно-географических факторов, можно считать одним из показателей потенциальных возможностей путей сообщения. Классификация схем территориальной организации транспорта и членение его на иерархические
уровни в сводном виде показаны в табл. 1.1. В ней выделяются прежде всего макро-, мезо- и микроструктуры. Границы между структурами достаточно жестки и определяются общностью производственно-технологических задач транспорта на каждом иерархическом уровне. Характерные особенности указанных структур на железнодорожных и в меньшей степени на автодорожных сетях прослеживаются более четко, нежели на сетях других видов транспорта. Видовые особенности транспорта проявляются в существовании линейных и точечных структур. Первые характерны для железнодорожного, автомобильного, трубопроводного и речного транспорта, вторые - для морского и воздушного транспорта.
В нашей стране детально изучены схемы территориальной организации транспорта на региональном и субрегиональном уровнях, значительно меньше - на первых трех уровнях. Выявлена определенная взаимосвязь мощности транспортных устройств с характером мезоструктуры. Общей закономерностью является увеличение производственного потенциала сети при переходе от простых схем к более сложным. Одновременно с изменением структуры сети изменяются и ее количественные характеристики, а также информационная энтропия схемы. Под энтропией схемы понимается разнообразие возможных проектных решений (вариаций) по размещению элементов сети в рамках рассматриваемой структуры. В этом смысле можно говорить об ортогенезе схем территориальной организации транспорта, т. е. о развитии их в определенном направлении.
Структуру транспортной сети России составляют наземные, водные и воздушные пути (линии) сообщения, протяженность которых составляет, тыс. км:
Железные дороги МПС 87,6
Железнодорожные подъездные пути предприятий..95,0
Внутренние водные (речные) судоходные пути 101,0
Автомобильные дороги с твердым покрытием 750,0
В том числе общего пользования 463,0
Магистральные нефтепроводы 65,0
Магистральные газопроводы 145,0
Воздушные линии 800,0
В том числе международные 200,0
Транспортно-дорожный комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства страны. Он включает в себя более 1,5 млн км наземных путей сообщения с огромным количеством разнообразного подвижного состава, зданий и сооружений. Почти 6 млн чел обслуживают эту отрасль. Ориентировочная стоимость основных производственных фондов транспортно-дорожного комплекса Российской Федерации на конец 1994 г. составила более 400 трлн р.
6. Общие показатели работы транспорта.
Показатели уровня транспортной работы определяют преиму^ щества и особенности того или иного вида транспорта. Одни по! казатели характеризуют возможности транспорта, другие позво! ляют потребителю оценить и выбрать наиболее приемлемый ван риант транспортного обслуживания.
Показатели позволяют оценить:
размеры работы, например объем и дальность перевозки, гру4 зо- и пассажирооборот, грузонапряженность, плотность транс-." портной сети, транспортную подвижность населения, произво1 дительность труда, трудоемкость;
технико-эксплуатационные характеристики, например провоза и пропускную способности, сроки и скорости доставки, производи-! тельность транспортных средств, уровень сохранности качества;
экономические (стоимостные) данные и результаты, напри^ мер тарифы и цены на транспортные услуги, стоимость основнь производственных фондов, удельные капитальные вложения, бестоимость перевозок, рентабельность, стоимость грузовой мае* сы в процессе перевозки, прибыль.
Объем перевозок грузов (Q r ) - это число тонн перевозимой про-! дукции в единицу времени. Объем перевозок может быть местам для транспортного участка или пункта и транзитным. Единицей вреч мени может быть любой период: сутки, неделя, декада, месяц и
Объем перевозки пассажиров (Q n 3 CC ) - это число пассажиров! перевезенных в единицу времени.
Объем перевозок координируется с основными показателям* всех отраслей экономики. Он позволяет судить о качестве транспортного обслуживания отраслей экономики, сравнивая объемь производства товаров или численность жителей с учетом движности населения с объемами перевезенных грузов или пассажиров.
На железнодорожном транспорте учитывается также число по-| груженных вагонов в целом и по отдельным грузам.
Можно также учитывать объем доходов от реализации услуг.
Грузооборот (Р Т - КМ ) - количество транспортной работы при перевозке определенных объемов на определенные расстояния. Измеряется в тонно-километрах.
Пассажирооборот (Дасс-км) - количество транспортной работы по обслуживанию пассажиров, т. е. транспортная работа по перевозке пассажиров. Измеряется в пассажиро-километрах. Размеры пассажирооборота зависят от транспортной подвижности населения, т. е. числа поездок в год, приходящихся на одного жителя, и средней дальности поездок, а также от уровня жизни населения.
Грузо- и пассажирооборот являются для экономики вторичными показателями, но для транспорта они очень важны, так как на их основе проводится расчет необходимого количества транспортных средств для перевозки данного объема грузов с учетом конкретных условий эксплуатации, количества топлива, запасных частей и других затрат, необходимых предприятию для нормальной работы. (Значения объемов перевозки и грузооборота по видам транспорта см. в табл. 1.1 и 1.2.).
Средняя дальность перевозки (L cp ), измеряемая в километрах, - это отношение суммарного грузооборота к общему объему перевозки груза или суммарного пассажирооборота к объему перевозки пассажиров:
Можно определить среднее расстояние как частное от деления суммы грузовой и пассажирской работы на общий объем перевозок грузов и пассажиров. Этот показатель характеризует сферы деятельности данного вида транспорта.
Грузо- и пассажиронапряженность (ε) - характеристика степени загрузки работой определенного участка транспортной сети (т-км/км):
где L ЭКСПЛ - длина эксплуатационной сети, на которой осуществляются перевозки.
Грузо- и пассажиронапряженность - очень важный показатель, дающий основу для определения возможностей повышения пропускной и провозной способностей сети. Если значение этого показателя велико - идет интенсивная эксплуатация (использование) участка сети. Чрезмерное увеличение значения данного показателя лишает сеть резерва по пропуску дополнительных транспортных средств, а следовательно, усложняет работу транспорта на данном участке. В таких ситуациях возможна или необходима трансформация (изменение) сети путем строительства дополнительных участков в том же направлении, расширения дорог и тому подобных мероприятий. Слишком малое значение данного пока зателя говорит о неэффективности использования участка сети может служить основанием для закрытия данного направлен!*-Железнодорожный транспорт России работает с большой груз и пассажиронапряженностью, исчисляемой 15,5 млн приведен! ных т-км/км (для сравнения: на автомобильном транспорте этс показатель составляет 0,8 млн приведенных т-км/км), что лишае некоторые железные дороги возможности пропуска поездов с пс вышенной скоростью из-за отсутствия резерва.
Сложение грузовой и пассажирской работы в их абсолютных величинах несколько неправомерно, поэтому применяют понятие приведенной продукции с использованием коэффициента приведения грузовой работы к пассажирской.
Сроки выполнения перевозки обычно измеряются в сутках. При рыночных отношениях и применении логистических принципов построения транспортного процесса данный показатель имеет первостепенное значение.
Себестоимость перевозок определяется затратами, необходимы-j ми для производства единицы транспортной работы. Она измеряв ется в копейках или рублях на тонно-километр (пассажиро-кило-i метр)
Удельные капиталовложения - это совокупность единовременных затрат, направленных на создание новых или реконструкцш либо модернизацию действующих основных фондов (постоянные устройства и подвижной состав для работы транспорта), приходящихся на 1 т или 1 т-км. Стоимость, например, двухпутной железной дороги на 30 -40 % выше, чем однопутной, и сопоставима по стоимости с автомобильной дорогой 1-й и 2-й категорий.] Затраты на постоянные сооружения и подвижной состав (в %)" соотносятся на железнодорожном транспорте как 60:40; на автомобильном транспорте - 30:70; на воздушном транспорте - 20:80; на трубопроводном транспорте - 90:10. Дорогим считается под-: вижной состав воздушного и морского транспорта.
Стоимость грузовой массы, находящейся на транспорте при перевозке грузов, зависит от цены груза и длительности (сроков) доставки. Показатель очень важный, так как это - оборотные средства (вложенные в товар для его реализации и возврата при продаже для дальнейшего производства) и на период перевозки онг являются омертвленным капиталом грузовладельца. Данным по казателем можно оценивать качество работы транспорта (подробнее см. разд. 3.3).
Производительность труда - это отношение транспортной работы к числу занятых в ней работников. Измеряется производительность труда в тонно-километрах (пассажиро-километрах) на одного человека, например производительность труда на трубопроводнол транспорте - 12 млн т-км/чел., на автомобильном транспорте -140-160 тыс. т-км/чел., на речном Производительность транспортного средства может быть рассчитана при необходимости определения эффективности данного типа подвижного состава.
Трудоемкость - показатель, обратный производительности труда. Он дает информацию о затрате трудовых ресурсов для производства единицы транспортной работы на данном виде транспорта.
Плотность транспортной сети определяется частным от деления суммы длин эксплуатируемых участков дорог данного вида транспорта на общую площадь территории, на которой они расположены. Практически все виды транспорта имеют более густую сеть в европейской части страны. В городах обычно наибольшая плотность дорог приходится на центральные части. В настоящее время плотность сетей в городах не соответствует мощности потока транспортных средств, что отрицательно сказывается на качестве обслуживания жителей.
Пропускная способность дороги - это максимальное количество транспортных средств, которые могут проследовать в единицу времени через сечение дороги. Можно определять пропускную способность мест перегрузки, например порта водного транспорта.
Провозная способность дороги - это общее количество тонн грузов (пассажиров), перевозимых на данном участке в единицу времени.
Пропускная и провозная способности дороги - очень важные показатели для характеристики возможностей транспортной сети и степени ее использования. Они определяются габаритами сети, прежде всего шириной, качеством дорожного покрытия на автомобильных дорогах, глубиной фарватера на водных видах транспорта, степенью прочности железнодорожного полотна и т.д., а также организацией дорожного движения. На основе этих показателей решаются вопросы о развитии сети и ее необходимых параметрах, а также о реорганизации дорожного движения. В крупных городах при увеличившейся интенсивности движения автомобильного транспорта городские дороги не обеспечивают достаточной пропускной способности, что снижает скорость транспортного потока и требует реорганизации всего дорожного движения. Так, в Москве строится 3-е кольцо для автомобильного транспорта, которое позволит сократить транзитные перевозки по центру города. Московская кольцевая дорога реконструирована и позволяет большему количеству автомобилей ехать с повышенной, но допустимой по условиям безопасности скоростью движения (в левом крайнем ряду разрешена скорость до 100 км/ч).
Воздействие улучшения дорожных условий на экономику страны показано на рис. 3.1.
Существует ряд специфических и интегральных показателей для более детальной характеристики работы подвижного состава каждого вида транспорта в определенных условиях эксплуатации, например среднее время оборота вагона на железной дороге, чистая интенсивность грузовых работ на морском транспорте. Такие показатели рассматриваются детально в курсах по эксплуатации конкретного вида транспорта.
7. Транспортная система.
Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями. Каждый вид транспорта имеет свою сферу эффективного использования.
Разнообразие видов транспорта в нашей стране обусловлено ее большой территорией, множеством естественных водных путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, разнообразием ландшафтов и т.п.
В состав транспортной системы входит железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, или речной, морской, воздушный, трубопроводный, промышленный, городской, космический транспорт, транспорт энергии и информации.
Такие виды транспорта, как промышленный и городской, в свою очередь, также являются совокупностью различных видов транспорта, объединенных территориальным признаком. Каждый вид транспорта эффективен в определенной сфере использования.
Железнодорожный транспорт - наиболее развитой и технически оснащенный вид транспорта в нашей стране. На его долю приходится основная транспортная работа (в тонно-километрах). По железной дороге перевозят массовые недорогие грузы на средние и дальние расстояния, а также пассажиров - на средние расстояния и в пригородной зоне. В рыночных условиях из-за сравнительно невысоких скоростей железнодорожный транспорт стал терять свое значение в мире (кроме России), однако повышение технических скоростей до 240 - 320 км/ч в ряде стран Европы, Японии и др. и экологическая чистота электрифицированных железных дорог вернули к нему былое расположение. Многие страны мира сейчас интенсивно развивают железнодорожный транспорт с учетом новых научных достижений.
Автомобильный транспорт развивается ускоренными темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе дорогостоящих, на короткие и средние расстояния, а также обеспечения розничной торговли, малого бизнеса, систем производственной логистики. Он может быть единственным видом транспорта в сельскохозяйственных регионах при перевозке пассажиров и грузов. Автомобильный транспорт имеет самую широкою сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональном, междугородном и международном сообщении как самостоятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транспорта.
Этот транспорт широко используется в качестве туристско-эк-скурсионного (как самостоятельный или при взаимодействии с другими видами транспорта).
Развитие современных технологий, например контейнерной, расширяет сферу применения (дальность) автомобильного транспорта. Эффективна и перевозка на значительные расстояния при международном сообщении, которая ускоряет доставку экспортно-импортных грузов. Для сравнения: в США возят грузы на дальние расстояния (несколько тысяч километров) - от западного до восточного побережья и обратно - большегрузными дизельными тягачами автомобильного транспорта с прицепами длиной 40-50 футов (12-15 м) с рефрижераторными установками. Эффективность достигается благодаря большим объемам перевозки и обратной загрузке.
Внутренний водный, или речной, транспорт уступил свое лидирующее положение другим видам транспорта.
Используется речной транспорт для массовых перевозок недорогих грузов (доля гравия, песка, нерудных строительных материалов составляет более 85 %; нефти и каменного угля - 11 %). Особая роль отводится речному транспорту при обслуживании отдаленных районов нашей страны (Сибирь, Дальний Восток), в которых нет других видов транспорта. Он широко используется как круизный, а также для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния.
В международном сообщении речным транспортом задействовано 500 портов стран Европы, Африки и Азии. Широко развиты связи со Скандинавскими странами, Голландией, Грецией, Турцией, Англией, Германией и др. Роль речного транспорта возросла после распада СССР, когда Россия потеряла более десяти крупных морских портов.
Морской транспорт относится к старейшим видам транспорта. Используется, в основном, как межконтинентальный в международном сообщении (среднее расстояние перевозки 4000 км) и в малом и большом каботаже, т.е. в районах одного или нескольких морей. Применяется, прежде всего, для перевозки массовых недорогих грузов (в том числе сырья) и как круизный. Перспективы его развития наиболее тесно связаны с политикой государства в международных отношениях.
Особая роль морского транспорта для нашей страны состоит в возможности обслуживания территорий, прилегающих к Северному морскому пути, не имеющих других транспортных путей.
Воздушный транспорт используется главным образом как пассажирский на средних и дальних расстояниях. Для перевозок грузов его применение ограничено. Отличается от остальных видов транспорта возможностью осуществлять специфические виды деятельности.
Трубопроводный транспорт выполняет транспортировку жидких (в основном нефти и нефтепродуктов) и газообразных грузов на любые расстояния, реже - твердых грузов.
Промышленный транспорт обслуживает производство, на балансе которого он состоит, и осуществляет перевозки по территории предприятий, в цехах, между цехами, а также связывает производство с магистральными видами транспорта для ввоза-вывоза сырья и готовой продукции.
Городской транспорт осуществляет транспортное обслуживание населения города и пригорода, перевозя пассажиров к местам работы, отдыха и т.д., а также грузы, необходимые для жизнедеятельности людей.
Транспорт энергии и информации обеспечивает потребности жизнедеятельности общества, создает условия эффективного развития отраслей промышленности. Информация способствует организации перевозок, связи отраслей в единое целое и обеспечивает обороноспособность страны.
Космический транспорт превратился в самостоятельную отрасль. Он не только используется в научных целях познания мира, но и осуществляет целый ряд работ для обеспечения жизнедеятельности и обороны страны. Космические аппараты стали применяться для передачи информации, например спутниковая связь «Ком-стат» широко используется при автомобильных перевозках.
8. Показатели транспортной обеспеченности и доступности.
Показатели транспортной обеспеченности и доступности отражают уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения и зависят от протяженности сети путей сообщения, их пропускной и провозной способности, конфигурации размещения транспортных линий и других факторов. Очевидно, что эти показатели тем выше, чем более развита сеть путей сообщения. Различия в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуются показателем густо ты сети d s , km/1000 км 2 , измеряемым отношением протяженности эксплуатационной длины сети L 3 к площади территории S :
d S = 1000 L э / S
Однако при равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у того региона, численность населения которого больше i Тогда густота сети, характеризующая транспортную обеспеченность населения, км/10000 чел,
d Н = 1000 L э / H
Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории немецкий статистик Э. Энгель предложил формулу определения единого показателя густоты сети d a , км, с учетом и площади, и численности населения:
Вместе с тем очевидно, что при одинаковой численности населения и площади территории потребность в перевозках может быть различна в зависимости от структуры, объемов и размещения производства. Для учета этих факторов русский инженер Ю. И. Успенский модифицировал формулу Энгеля, введя в знаменатель объем предъявляемых к перевозке грузов Q , тыс. т:
Приведенные формулы, хотя и не отражают достаточность или оптимальность развития транспортной сети, являются важным индикатором уровня обеспеченности территорий путями сообщений отдельных видов транспорта. Для определения комплексного показателя густоты сети различных видов транспорта d K , прив. км, предложено указывать приведенную длину путей сообщения £ прив, км, и учитывать только обжитую площадь S o рассматриваемого региона.
В последнее время в нашей стране произошли изменения во многих отраслях, преобразования коснулись и транспортной системы. Изменилась ее структура, организация управления и нормативная база.
Если раньше управление в нашей стране было административно-командным, то теперь все строится на рыночных отношениях.
Развитие такого рода управления привело к возникновению необходимости улучшить деятельность транспорта, значительно повысить ее качество и усовершенствовать качество услуг.
Транспорт и его функции определенно нужны любому государственному строю. Но при рыночных отношениях особенно. Поскольку необходимо осуществлять перемещения товаров от поставщика к покупателю, сотрудники предприятий для организации продаж часто передвигаются до места назначения, пользуясь услугами общественного транспорта.
Транспортная деятельность состоит в перемещении от места отправления к месту назначения товаров и людей, а также почты.
Поскольку изменения такой системы в связи с реформой государственного строя произошли, их необходимо было узаконить. Поэтому возникла целая отрасль права, которая и отвечает за все нововведения на транспорте.
Что это такое
Это все нормы, правила, которые регулируют деятельность по перевозкам. Законодательство прописывает их в законах и нормативных актах.
Предмет и объект
К предмету такого права относятся любые отношения с ним связанные:
- услуги для пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей;
- иные функции транспорта;
- проведение ремонта транспортных средств;
- эксплуатация личного транспорта на путях сообщения общественного пользования.
Объектами такового права являются:
- пассажиры – люди и юридические организации, которые пользуются транспортом на основании договора;
- грузы – принимаются к перевозке на основании специальных документов (транспортных накладных);
- процесс перевозки с момента отправки до момента прибытия на место назначения.
Те, кто отправляет груз и те, кто получает груз, являются субъектами транспортного права.
Источники
Источник права – юридическая форма, выражающая деятельность государства, при помощи которой законодатель изъявляет свою волю. Неисполнение этой воли карается законом.
Основными источниками права являются:
Законодательные акты
Главной в списке является Конституция РФ, главный закон нашей страны и юридическая база для развития транспортного права.
Немалую роль среди источников транспортного права играет Гражданский кодекс РФ. Здесь представлены следующие нормы и правила:
Указы главы государства
Периодически выпускаются указы Президента об изменениях и нововведениях в транспортной деятельности. Правительство Российской Федерации и различные министерства и ведомства регулярно разрабатывают подзаконные акты, к которым относятся постановления, правила и инструкции для перевозок.
Подзаконные акты
Уставы и кодексы в транспорте тоже относятся к источникам данного права. Например, есть устав, который регулирует процесс перевозки пассажиров и грузов по железной дороге, кодекс – перевозку летающим транспортом.
Также, изданы уставы и кодексы, регулирующие деятельность морского и автомобильного транспорта. Все они являются нормативными актами, находящимися под контролем Гражданского кодекса Российской Федерации.
Главное ведомство, которому принадлежит контроль над транспортной деятельностью – Министерство транспорта . Им регулируются правила перевозок, продажи билетов, установление тарифов, выдача накладных на груз и специальных разрешений на перевозку за пределы страны, ответственность за причинение вреда и многое другое, споры.
Постановления судебных органов
Распоряжения суда, которые урегулируют споры, возникающие при перевозках, в том числе относятся к источникам транспортного права.
Деловые обычаи
Это те правила, которые действуют негласно, им нет подкрепления в нормативной документации.
Международные договоры
Источниками международного такового права признаны международные договоры. Международные договоры охватывают отдельные виды транспорта. В международных договорах прописаны правила оформления транспортных документов, ответственность перевозчика, порядок урегулирования споров.
При международных перевозках обязательна выдача специального транспортного документа.
Ответственность перевозчика в международных перевозках имеет строго определенный предел, он отвечает за несоблюдение договора в полном объеме. Так, если в процессе транспортировки утерян багаж, испорчен груз, то организация-перевозчик должна возместить материальный ущерб.
Данная деятельность занимает важное место в экономике страны. Поэтому существует множество источников транспортного права, которые необходимы для регулирования процесса перевозок, в том числе и международных, усовершенствования системы транспорта и предоставление более качественных услуг населению.
К тому же, если совсем не контролировать деятельность транспорта, не исключены постоянные нарушения, споры между грузоотправителем и грузополучателем, причинение вреда не только материального, но и нанесение ущерба жизни и здоровью пассажиров.
А так же в чём заключается характеристика источников права социального обеспечения, подробно указано в данной
Каким образом составляется
Транспортное законодательство должно постоянно совершенствоваться, чтобы споров между перевозчиками и клиентами возникало как можно меньше. Опыт предыдущих норм и правил должен учитываться при разработке новых.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами. Во-первых, воздушный транспорт является неотъемлемой составной частью мировой экономики. Во-вторых, он относится к числу наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. В-третьих, воздушный вид транспорта способен работать в суровых климатических условиях Севера, там, где нет других транспортных артерий, таких как железные, автомобильные дороги, что характерно для России.
Цель курсовой работы - выявить тенденции и обосновать перспективы развития воздушного транспорта с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие, охарактеризовать сущность воздушного транспорта как вида экономической деятельности;
Изучить факторы и условия функционирования и развития воздушного транспорта;
Изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование воздушного транспорта;
Проанализировать основные показатели функционирования воздушного транспорта;
Выявить тенденции и основные направления развития воздушного транспорта в современной России.
Объект исследования - воздушный транспорт как вид деятельности, осуществляемой в рамках национальной экономики.
Предмет курсовой работы - тенденции, факторы и перспективы развития воздушного транспорта как вида экономической деятельности.
Информационная база курсовой работы включает нормативно- правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам развития воздушного транспорта (Грущанский В.А, Дергачев А.А., Р. Дик, Д. Паттерсон), статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников. Содержание работы изложено на 40 страницах машинописного текста, включает 5 рисунков, 4 таблицы, список использованных источников состоит из 30 наименований.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ
Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) - ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является одной из отраслей хозяйственной деятельности человека, а также основой географического разделения труда, а при этом он активно воздействует на размещение производства. Его задача - удовлетворение потребностей других отраслей и населения в перевозках при обеспечении безопасности и наиболее эффективном использовании ресурсов. Продукцией транспорта является завершенное перемещение (перевозка) по определенным маршрутам пассажиров и грузов.
По характеру перевозок транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский.
По назначению транспорт подразделяется на:
1. транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения товаров и население;
2. транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный, ведомственный;
3. транспорт личного пользования - легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и др.
По видам транспорт подразделяется на сухопутный, водный и воздушный.
Воздушный транспорт, авиационный транспорт - вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путем с помощью летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, воздушных шаров, дирижаблей и др.). Для воздушного транспорта характерны высокие скорости движения (от 200 до 2000 км/ч), способность преодолевать естественные преграды, препятствующие наземному транспорту. Но грузоподъемность воздушных судов невелика, высока стоимость перевозок, особенно вертолетами. Воздушный транспорт незаменим в обслуживании труднодоступных отдаленных районов, для перевозки дорогих и скоропортящихся грузов на большие (свыше 1000 км) расстояния. С внедрением скоростных многоместных самолетов воздушный транспорт становится одним из важнейших видов пассажирского транспорта.
Воздушный транспорт осуществляет перемещение (перевозку) людей и грузов воздушными судами (самолётами и вертолётами). Включает наземную инфраструктуру (сеть аэропортов с пассажирскими и грузовыми терминалами, авиаремонтные заводы), воздушные суда, а также сеть авиалиний и авиакоридоров. По дальности беспосадочных полётов самолёты разделяются на магистральные, региональные и местные. По скорости - гиперзвуковые (их крейсерская скорость превышает 5 М (М - число Маха, 1 М = скорость звука = 1220 км/ч), сверхзвуковые (от 1 до 5 М), дозвуковые (ниже 1 М). По назначению - транспортные (грузовые), пассажирские, деловые, туристские, военные, специальные. По типу двигателей - поршневые, реактивные (турбореактивные, турбовинтовые, турбовентиляционные). По длине разбега - обычные (до 2-4 км), вертикального и короткого взлёта и посадки. По размерам фюзеляжа - с широким (аэробусы, выпускаются всего 3-4 компаниями) и узким.
Воздушный транспорт представляет собой относительно самостоятельную часть транспортной системы мира, включающей также железнодорожный, автомобильный, морской, речной и трубопроводный транспорт. Воздушный транспорт состоит из сети авиапредприятий транспортных (с парком воздушных судов), аэропортов (с системой аэропортовых сооружений и средствами механизации, навигации, связи и управления воздушным движением), а также учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.
Воздушный транспорт имеет следующие преимущества перед другими видами транспорта:
1. Возможность перевозок во всех направлениях, в любую точки Земного шара;
2. Сравнительно невысокие капиталовложения в строительство: нужны только аэропорты, а дорогой служат воздушные авиалинии;
3. Обеспечение значительной экономии времени за счёт высокой скорости полёта.
Основным недостатком является возможность транспортировки только небольшими партиями на дальние расстояния срочных или скоропортящихся грузов из-за стоимости транспортировки. Большая проблема современных самолётов - шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.
По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) деятельность воздушного транспорта включает в себя пассажирские и грузовые перевозки по воздуху или в космическом пространстве. В нём говорится о том, что деятельность воздушного пассажирского и грузового транспорта может подчиняться или не подчиняться расписанию, но во втором случае включаются регулярные чартерные рейсы. К деятельности воздушного транспорта относится аренда воздушного транспорта с экипажем, деятельность космического транспорта, выведение в космическое пространство космических объектов, подготовка к выведению в космическое пространство космических объектов, запуск в космическое пространство космических объектов, а также управление космическими объектами в космическом пространстве (рисунок 1).
экономический воздушный транспорт
Рисунок 1 - Состав деятельности воздушного транспорта по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)
Авиаперевозки имеют ряд особенностей по сравнению с другим транспортным обслуживанием. Это связано, прежде всего, с зависимостью их от метеоусловий и от ландшафта местности в пунктах взлета и посадки (особенно для самолетов). Кроме того, условия эксплуатации подвижного состава заставляют выносить аэропорты за пределы населенных пунктов и требуют значительного времени для подготовки пассажиров к непосредственно перелету. Тем не менее, благодаря главному преимуществу высокой скорости доставки в место назначения авиаперевозки составляют серьезную конкуренцию наземным и водным видам транспорта.
Основная функция воздушного транспорта общего пользования - перевозка пассажиров, побочная - перевозка срочных грузов и почты. Пассажирские рейсы по частоте полётов делятся на регулярные (по расписанию) и чартерные (целевые рейсы по заказам, направленные для перевозки паломников, туристов, «челноков», нефтяников к местам добычи нефти и т. д.); международные, внутренние и местные.
В России главными являются авиалинии, соединяющие Москву с крупнейшими городами Сибири и Дальнего Востока, а также с курортами Кавказа. В 1990-е гг. значительно увеличился объём перевозок из России на курорты и в туристические центры Средиземноморья, Европы, Юго-Вост. Азии и стран Карибского бассейна. На долю воздушного транспорта приходится свыше 10 % мирового пассажирооборота. В последнее десятилетие увеличилась доля чартерных перевозок, развивается деловая авиация (для перевозки бизнесменов и менеджмента крупных компаний, которые имеют свои корпоративные аэропорты и воздушные суда).
За последние годы воздушный транспорт превратился в крупнейшую отрасль мирового хозяйства. Он является неотъемлемой составляющей частью мировой экономики. Так же воздушный транспорт относится к числу наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. В этом секторе наблюдаются наивысшие среднегодовые темпы прироста авиаперевозок. Они, как правило, в 2-3 раза превышают аналогичные показатели в большинстве других сфер экономики. По некоторым оценкам, примерно 1/3 всей продукции мира будет в ближайшие годы предметом международного обмена. Воздушные трассы стали основой международных транспортных отношений.