Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Теории о природе слога. Различные трактовки слога

Слог представляет собой одновременно и сегментную и суперсегментную единицу. Слог как сегментная единица является определенным отрезком речевой цепи. В слоге как суперсегментной единице один звук слоговой (или слогообразующий), он является вершиной слога, остальные звуки в слоге неслоговые. При этом не все звуки могут образовывать слог. Для этой функции не подходят мгновенные звуки, т.е. взрывные и аффрикаты. Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные, и наконец – фрикативные.

По своему звуковому строению слоги можно подразделить на открытые (кончается слоговым звуком) и закрытые (кончается неслоговым звуком), при этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми; неприкрытыми (начинающиеся слоговым звуком) и прикрытыми (начинающиеся неслоговым звуком).

Бывают и такие слоги, в которых имеется более одной гласной. Сочетание двух гласных внутри одного слога называется дифтонгом , при этом одна из этих двух гласных будет слоговой, другая неслоговой. Слоговой будет та гласная, которая обладает большей длительной и на которую может падать ударение, хотя последнее и не обязательно, т.к. дифтонги могут встречаться и в безударных слогах. Если в дифтонге первая гласная слоговая, то это нисходящий дифтонг, если же вторая гласная слоговая, то это восходящий дифтонг. Русскому языку дифтонги чужды, поэтому, заимствуя из других языков слова с дифтонгами, русские разлагают их на два слоговых монофтонга , вследствие чего получается лишний слог, или же превращают неслоговую гласную дифтонга в согласную, подгоняя под свои сочетания.

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится 1 толчком выдыхаемого воздуха. Но эта теория не объясняет всех случаев. Например, в односложном слове сплав можно наблюдать два выдоха, а в двусложном ау – один.

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Аванесовым. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный слоговой звук, остальные звуки неслоговые. Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, [и] может быть неслоговым. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Слоговые согласные отличаются от неслоговых большей напряженностью: щелевые – долготой, звонкие взрывные – долгой смычкой, глухие взрывные - придыхательностью, дрожащие – многоударностью.


У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают общей силой, интенсивностью , которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана теория слога, которая может быть названа динамической . С точки зрения этой теории слог – волна силы , интенсивности. Самый сильный звук слога – слоговой, менее сильные – неслоговые.

Щерба, вслед за французским лингвистом Грамманом развивал теорию различного мускульного напряжения слоговых и неслоговых звуков. По этой теории слог образуется нарастанием и спадом мускульного напряжения . В верхней точке этой волны слоговой звук. По силе мускульного напряжения выделяются сильноконечные согласные, у которых напряжение к концу нарастает, и сильноначальные , у которых напряжение ослабляется к концу. Сильноконечные образуют начало слога, а сильноначальные – конец слога.

§ 51. Более сложной фонетической единицей, по сравнению со звуком или дифтонгом, является слог. Слоги – это кратчайшие произносительные единицы речи, кратчайшие элементы (сегменты), на которые распадается звучащая речь, речевой поток в произносительном отношении. "В первом приближении слог может быть определен как минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи" .

Как известно, звуки речи, отличающиеся друг от друга в артикуляционном и акустическом отношении, в речевом потоке строго не разграничиваются, поскольку артикуляции смежных звуков в составе более сложных единиц частично накладываются одна на другую. Выделение фонем в потоке речи, как уже отмечалось, возможно лишь в результате лингвистического анализа. Членение речевого потока на слоги, выделение слогов в речи не вызывает особых затруднений, однако объяснение понятия слога, его сущности, определение его границ связано с большими сложностями.

По утверждению некоторых лингвистов, "слог – одна из самых сложных фонетических единиц" , "дать определение слога, выяснить его сущность и особенно те принципы, согласно которым происходит это членение (речь идет о членении речевого потока на слоги. – В. Н.), т.е. определить границы слога, представляется одной из самых трудных проблем фонетики" . Не случайно "природа слога и деление речи на слоги составляет предмет длительного спора между учеными" .

Трудности определения слога, его границ в речевом потоке связаны с тем, что слог сам по себе "никогда не может быть носителем смысла, а является лишь результатом физиологической последовательности движений артикуляционных органов, дающих определенный акустический результат" , что в большинстве языков, а именно в языках фонемного строя, каким является и русский, "он не соотносится с к.-л. значимыми единицами, а выявляется на основе достаточно неопределенных фонетических характеристик" .

Следует заметить, что в русском языке, так же как и во многих других языках, слог по своему звуковому составу может совпадать со значимыми единицами языка – словами или морфемами (ср., например, многие односложные слова: а, и, у, на, по, от, под, он, тот, так, там, здесь, дом, стол, лес, сад, день, тень; ср. также: вы-бор, из-нос, про-ход, не-вы-ход, не-до-лет). В то же время в большинстве случаев слова и морфемы, прежде всего корневые, состоят из двух и более слогов (например: го-род, ста-кан, та-ра-кан, о-то-звать, и-зо-бра-зить, пе-ре-си-лить). С другой стороны, имеется немало односложных слов, состоящих из нескольких морфем (ср.: бра-тъ, бра-л, зна-ть, зна-л, в-ста-ть, в-ста-л, с-би-ть, с-би-л, с-кры-ть, с-кры-л и т.п.).

Есть и такие языки, в которых границы слогов, как правило (почти всегда), совпадают с границами между морфемами. К ним относятся языки слогового типа, такие, как, например, китайский, вьетнамский, японский.

§ 52. Существуют разные теории слога, среди которых наиболее известны две: артикуляционная, или экспираторная, мускульная, теория мускульного напряжения, и акустическая, или сонорная, теория сонорности.

Артикуляционная теория слога , чаще называемая теорией мускульного напряжения , была выдвинута французским лингвистом М. Граммоном; в советском языкознании она была развита Л. В. Щербой и его учениками. Согласно этой теории слог определяется как "минимальная произносительная единица, т.е. такая последовательность речевых движений, к-рая образуется единым дыхательным толчком (Р. Стетсон), единым импульсом мускульного направления (Л. В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л. А. Чистович и др.)" . Иначе, это "часть речевого потока, начиная с усиливающегося звука и кончая ослабляющимся" , "звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха" . Для проверки правильности такого понимания слога обычно рекомендуется произносить отдельные слова перед пламенем горящей свечи: сколько раз пламя дрогнет при произнесении того или иного слова, столько слогов должно быть в составе данного слова.

Объяснение слога как отрезка речи, произносимого одним дыхательным толчком, не выдерживает критики. Как показывают экспериментальные данные, число дыхательных толчков при произнесении отдельных слов не всегда совпадает с числом слогов в этих словах. Например, междометное слово ау считается двусложным, хотя оно произносится одним толчком выдыхаемого воздуха (при его произнесении пламя свечи вздрагивает один раз). Такие глагольные формы, как ткать, ткёт, бди, признаются односложными несмотря на то, что при их произнесении наблюдается два толчка выдыхаемого воздуха (пламя свечи вздрагивает два раза) .

Виднейшим представителем акустической теории слога , или теории сонорности , был известный датский лингвист Отто Есперсен. В нашей стране эта теория развивалась Р. И. Аванесовым и другими учеными. В соответствии с данной теорией слог определяется как "волна нарастания и ослабления звучности" , "сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным" , "сочетание слогообразующего элемента (обычно гласного) с одним или несколькими неслогообразующими элементами – согласными" , как "отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними – предшествующим и последующим" .

Теория сонорности тоже не в состоянии объяснить некоторые вопросы выделения слога. Слабым местом этой теории является, в частности, то, что она не позволяет определить границы между слогами в составе многих слов.

§ 53. Слоги в разных языках и в отдельно взятом конкретном языке заметно различаются по своей структуре .

Слог может состоять из одного, двух и более звуков. В составе каждого слога выделяется один "главный" звук – слоговой , или слогообразующий . Он называется еще вершиной слога (слоговой вершиной), его центром , или ядром . Это – наиболее звучный элемент слога. Остальные, неслоговые, звуки в слоге образуют его периферию. Периферийные звуки могут находиться перед слоговым звуком, могут следовать за ним или располагаться по обе его стороны, а могут и отсутствовать в слоге, т.е. слог может быть представлен одним лишь слоговым звуком .

Слогообразующим обычно является гласный звук. В некоторых языках в качестве слоговых употребляются не только гласные, но и согласные звуки, прежде всего сонорные. Так, в чешском языке слоговыми могут быть сонорные l и r . В качестве слоговых эти звуки употребляются в положении между разными согласными или в абсолютном конце таких слов (словоформ), как, например: vlk (волк),plst (войлок), nesl (нес), brта (бровь), krk (шея), prst (палец), hrdlo (горло), vrba (верба), Тrnка (фамилия чешского лингвиста), Вто (название города). Те же согласные (/ и г) могут быть слоговыми в словацком языке, например, в словах slza (слеза), zrno (зерно). В сербском языке в качестве слогового употребляется согласный р [г], например, в таких словах: брз (быстрый), с"рце (сердце), трг (рынок, площадь). Сонорные согласные могут выступать в качестве слоговых в английском языке. Таковым является, например, конечный звук l в слове little (маленький). В литовском языке слоговыми являются все соноры (/, т, п и г) в составе смешанных дифтонгов с восходящей интонацией, например в словах: vilkas (волк), pulkas (полк), kaltas (виноват), gardas (огороженное место), turgus (рынок, базар), kur (где), visur (везде), antis (пазуха), ginti (гнать), irati (брать). Плавные сонорные согласные л и р [r] регулярно употреблялись в качестве слоговых в древнерусском, старославянском языках, например в словах: плъкъ (полк), тръгъ (торг).

В современном русском языке в качестве слогового может выступать любой сонорный согласный "в беглом разговорном стиле произношения" . Слогообразующую функцию такие согласные выполняют (при беглом разговорном произношении) в случае их сочетания с другими (преимущественно шумными) согласными, чаще всего в абсолютном конце слова, например в таких словах: рубль , мысль , смысл , кремль, спектакль, спектр, центр, театр, жизнь, болезнь, боязнь, фильм, реализм, патриотизм. Реже такие согласные выступают как слогообразующие внутри многосложных слов в положении между разными согласными, например звук л в слове джентльмен. В качестве слоговых сонорные согласные внутри слова могут выступать в случае полной редукции соседнего безударного гласного в многосложных словах: учительница , жаворонок , Ивановна . Естественно, соноры произносятся как слоговые звуки в словах, в составе которых гласные отсутствуют: брр (междометие, выражающее чувство холода, отвращения, презрения и т.п.), тпррр (употребляющееся наряду с тпру междометие, которым останавливают лошадь).

В отдельных случаях слогообразующую функцию могут выполнять и шумные согласные. Это бывает, в частности, при отсутствии в составе слова гласных и сонорных согласных (ср., например, русск. междометия тсс!, тшш! или чш!, чш-ш!, франц. pst! – в значении "тсс!") . По утверждению М. В. Панова, в русском языке в качестве слоговых выступают конечные согласные в таких словах, как ветвь, волхв, Вакх, билингв, букв (родительный падеж множественного числа), предпоследний согласный в фамилии Коше .

Неслоговыми звуками, образующими периферию слога, обычно являются согласные. В то же время неслоговыми могут быть и гласные, например в китайском языке . По мнению некоторых лингвистов, есть неслоговые гласные и в русском языке: конечный звук в словах (словоформах) типа кий, опий, ликуй, выкуй иногда рассматривается как неслоговой гласный и [i], а конечный звук начального (или единственного) слога в словах Айвазовский, байронический, рейд, флейта – как неслоговой э [е] .

§ 54. Слоги в разных языках различаются и могут классифицироваться по ряду конкретных признаков. В русском языке, например, они традиционно классифицируются в зависимости от положения слогового звука по отношению к концу слога. По этому признаку слоги делятся на два типа: слоги открытые и закрытые. Открытыми считаются слоги, оканчивающиеся слоговыми звуками, например в словах: во-да, стра-на, мо-ло-ко. Закрытыми называются слоги, которые оканчиваются неслоговыми звуками, например в словах: дом, стол, под-нос.

В зависимости от положения слогового звука по отношению к началу слога многими лингвистами различаются слоги прикрытые и неприкрытые. Прикрытые – это такие слоги, которые начинаются неслоговыми звуками, например в словах: да, но, два, дом, стол. Неприкрытые – это слоги, начинающиеся слоговыми звуками, например в таких словах: он, акт, остр.

На основании обоих названных признаков, т.е. в зависимости от положения слогового звука по отношению к началу и концу слога, все слоги можно разделить на следующие четыре типа: 1) открытые неприкрытые (открыто-неприкрытые, или неприкрыто-открытые), т.е. состоящие из одного, слогового звука, который занимает положение и начала, и конца слова, например: а, и, у, о-чертить , у -гостить, по-о-бещать, ради-о; 2) открытые прикрытые (открыто- прикрытые, или прикрыто-открыгые), т.е. начинающиеся слоговыми звуками и оканчивающиеся неслоговыми, например: два, дно, сто, во-да, стра-на ; 3) закрытые неприкрытые (закрыто-неприкрытые, или неприкрыто-закрытые): ад, ум, он, акт, остр и др.; 4) закрытые прикрытые (закрыто-прикрытые, или прикрыго-закрытые): дом, стол, брат, вздох, страсть и т.п.

Некоторые лингвисты среди закрытых слогов особо выделяют слоги полузакрытые (или полуоткрытые ), т.е. оканчивающиеся сонорными согласными, а среди прикрытых – полуприкрытые , т.е. начинающиеся сонорными согласными .

В зависимости от наличия или отсутствия словесного ударения слоги иногда подразделяются на сильные и слабые. Сильными называются слоги, на которые падает словесное ударение, слабыми – слоги, у которых словесное ударение отсутствует .

Примечание. Существует и иное понимание сильного и слабого слога. "По количеств, характеристике различают С. (т.е. слоги. – В. Н.) сильные, или "тяжелые" (рифма состоит из долгого гласного или краткого гласного + согласный), и слабые, или "легкие" (рифма состоит из краткого гласного)" . В близком значении иногда используются термины "долгий слог" и "краткий слог". "Для некоторых языков, например для древнегреческого и латыни, для арабского, существенно различение долгих и кратких слогов. Долгие слоги содержат либо долгий гласный, либо краткий гласный перед группой из двух и более согласных; краткие слоги содержат краткий гласный не перед группой согласных" .

У разных типов слогов можно выделить конкретные модели, которые различаются количеством неслоговых звуков и порядком их расположения по отношению к слоговому звуку. Это можно пояснить на материале современного русского языка, в котором модели слогов исключительно разнообразны. В нем обнаруживается, примерно, 20 слоговых моделей. (При описании моделей слогов ниже используются следующие символы: С – для обозначения слогового звука и Н – для обозначения неслогового звука.) Открыто-неприкрытые слоги в русском языке, как уже известно, представлены одним звуком – слоговым. Следовательно, все они представляют одну слоговую модель – С (например, в словах: а, и, у, увидеть, о-чертить, по-о-бещать, ради-о). Открыто-прикрытые слоги представлены такими моделями: НС (да, но, мо-ло-ко ), ННС (два, сто, жду), НННС (мзда, п-скра, се-стра). Закрыто-неприкрытые слоги относятся к следующим моделям: СИ (ад, ум, он), СНН (акт, иск, ость), СННН (остр, Омск, Орск), СНННН (Эрнст – личное имя). Закрыто-прикрытые слоги образуются по таким моделям: НСН (дым, кот, наш), НСНН (гость, мост, шифр), ННСН (брат, стол, трон), НСННН (перст, пестр, Курск), ННСНН (дрозд, спорт, треск, хвост, Днепр), НННСН (вдруг, вздох, здрав, страх, строй), НСНННН (чувств, зло-действ), ННСННН (Днестр, се-квестр), НННСНН (страсть, изве-стность), ННСНННН (свойств, средств), НННСНННН (у-стройств) (примеры приводились выше, в § 54).

§ 55. Слоги есть во всех языках мира. При этом в разных языках они существенно различаются по своему строению, о чем уже говорилось выше. В частности, эти различия проявляются в отношении протяженности, фонетической сложности слогов, т.е. возможного количества звуков, составляющих один слог. Так, например, в китайском языке в состав слога может входить не более четырех звуков, в то время как в русском языке встречаются слоги, в которых содержится в два раза больше звуков.

В русском языке, как уже говорилось выше, различаются все основные типы слогов, т.е. слоги открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые. В общеславянском языке (или в славянском праязыке) на определенном этапе его развития, а также в древнерусском языке – до падения слабых редуцированных гласных – были возможны только открытые слоги, закрытые слоги не употреблялись, действовал так называемый закон открытого слога. Отсутствуют закрытые слоги и в некоторых современных языках, например в полинезийских (в языках коренного населения Полинезии). Только открытыми могут быть конечные слоги в испанском языке, точнее – в его исконной лексике. В арабском языке возможны открытые, закрытые и прикрытые слоги, но невозможны слоги неприкрытые, т.е. "допустимы лишь слоги вида “согласный + гласный” и “согласный + гласный + согласный”" .

В некоторых языках ограничен набор возможных моделей слогов (по сравнению с современным русским языком). Так, например, в японском языке прикрытые слоги начинаются единичными согласными, т.е. отсутствуют слоги, начинающиеся сочетанием разных согласных . То же самое характерно для исконной лексики финского и других языков финно- угорской семьи, тюркских языков. В ряде языков возможны различные ограничения в употреблении конечных согласных в закрытых слогах. Например, в дагестанском языке в конце закрытого слога могут употребляться только сочетания сонорных согласных с последующим шумным; в немецком языке в конце слога невозможны звонкие шумные согласные; в шведском языке "за кратким гласным следует долгий согласный, а за долгим гласным – краткий согласный" .

§ 56. Особенно сложным в теории слога представляется вопрос о выделении слогов в потоке речи, об определении границ слога , или слогораздела . Деление речевого потока на слоги во многих языках, в том числе и в современном русском языке, вызывает большие трудности. Это связано "с отсутствием единого понимания сущности слога.., а также с отсутствием четких критериев, на основании к-рых можно говорить о месте межслоговой границы" .

В русском языке границы между слогами (слогораздел) принято определять с учетом "закона восходящей звучности", суть которого состоит в том, что "в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине – гласному" . Звучность звуков речи можно различать с разной степенью точности. В зависимости от этого устанавливается разное количество степеней звучности звуков; некоторые ученые различают до десяти степеней звучности . По мнению Р. И. Аванесова, для установления слогораздела достаточно деления звуков по степени звучности на три большие группы: гласные (самые звучные), сонорные согласные, или сонанты, включая звук й [j] (менее звучные), шумные согласные (наименее звучные). В соответствии с таким делением звуков при сочетании шумного или двух шумных согласных с последующим сонорным внутри слова слогораздел проходит после гласного (например: па-трон, по-дъем , се-стра), при сочетании сонорного с шумным или двумя шумными – после сонорного перед шумным (ам-бар, вой-на, напер-сток), при сочетании разных шумных согласных – перед начальным шумным после гласного (со-пка , ни-тка) и т.д.

На основании осуществленных опытов установлено, что при сочетании сонорных согласных с последующими шумными слогораздел может проходить между сонором и предшествующим гласным, например, "возможно слогоделение мо-ржи, го-ржусь и даже ба-нда, бо-мба (хотя чаще мор-жи, гор-жусъ, бан-да, бом-ба)" . Болес того, некоторыми лингвистами высказывается мнение, согласно которому слогораздел в русском языке всегда происходит после гласных .

По утверждению отдельных лингвистов, на слогораздел в русском языке оказывают влияние и такие факторы, как словесное ударение, морфемные границы в слове .

Гораздо проще решаются вопросы определения слогораздела в таких языках, в которых отсутствуют закрытые слоги, или в языках, в которых границы слогов совпадают с границами морфем.

  • Маслов Ю. С.
  • Панов М. В. Русская фонетика. С. 171.
  • Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. С. 166.
  • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. 1975. С. 78.

СЛОГ — звук или сочетание звуков, объединенных волной сонорности, то есть степенью звучности (гласности). Это основано на специфике работы нашего речевого аппарата, согласно которой дыхание связано с работой голосовых связок, а их максимальная напряженность и есть сонорность. Как правило, слогообразующий звук — гласный, но если по каким-то причинам гласного нет в данной ритмической группировке звуков, его роль может взять на себя сонорный (р, л, м, н) и даже шумный: Ш-Ш… ТС-С-С… И наоборот, гласный может утрачивать свою «слоговость» — в дифтонгах: АУ, ОЙ (КОЙКА).

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

Теории слога

Существует несколько теорий слога и слогоделения.

1) Экспираторная теория («выдыхательная»): слог — сочетание звуков, произносимое одни толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не объясняет случаев зияния гласных в слове, где на одном выдохе два слога (ау>), и, наобо-рот — случаев стыка трех и более согласных, где два и более выдохов на один слог {сплав).

2) Сонорная теория (Московская фонологическая школа, Р.И. Аванесов) рассматривает слог через акустические свойства речи — изложена в учебнике. Согласно этой теории, слог — это волна сонорности; объединение зву-ков по нарастающей вокруг опорного звука с наибольшей степенью звучности. Звукам присваивается индекс звучности: шумный глухой --1, шумный звонкий — 2, сонорный — 3, гласный — 4.

3) Т еория напряжённости : По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает. Напряжение, таким образом, выступает в качестве аналога звучности, и, действительно, оно также убывает по направлению от гласных через сонорные к звонким и глухим согласным. В данном случае слог трактуется с точки зрения единства произносительного импульса (которым, соответственно, объясняется его — слога — неделимость).

4) Динамическая теория слога: По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный — два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.

Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог — это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные — 4, сонорные — 3, шумные звонкие — 2, глухие — 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности . Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный — произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).

В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф.-де Соссюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю — чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

Слоговые и неслоговые звуки в русском языке

Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность - слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность - слоговый носитель слога.

Неслоговые - согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 - звучный гласный, 3 - звучный сонорный, 2- звучный зв-шумн. 1 - глух-шумн.

Типы слогов

Типы слогов выделяются по месту расположения слога в слове, структуре, степени звучности, отношению к ударению.

  1. По месту расположения слога в слове различают слоги начальные, неначальные (срединные) и конечные: [р/\-бо-тъ].
  2. По структуре слоги бывают
  • неприкрытые (начинаются с гласного) и прикрытые (начинаются с неслогового): [и-гла];
  • открытые (оканчивается гласным) и закрытые (оканчивается согласным): [бир-къ ].
  • прикрытые - слог с согласным в начале, и неприкрытые
  • полные - закрытые и прикрытые [сок}
  • усечённые с начала - закрытые и неприкрытые [ум, иск]
  • усечённые с конца [мгла]
  1. По степени звучности различают слоги
  • постоянной звучности (состоят из одного гласного звука): в слове игла первый слог [и] постоянной звучности;
  • восходящей звучности (звучность возрастает от согласного к гласному): например, второй слог в слове игла [гла] имеет звучность 234;
  • нисходящей звучности (звучность падает): например, первый слог в слове арка [ар] имеет звучность 43;
  • восходящее-нисходящей звучности (звучность возрастает, а затем падает): первый слог в слове спаржа имеет сложную звучность 1143 [спар-жъ];
  • нисходяще-восходящей звучности (звучность падает, а затем возрастает): например, в первый слог в слове мшистый [.мшы-стыj] имеет звучность 314.
  1. По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные, среди которых следует различать предударные и заударные.

В качестве наиболее важных традиционно рассматриваются два варианта классификации слогов: по конечному звуку и по количеству гласного.

I. По конечному звуку различают слоги:

  1. Открытые — то есть такие, которые заканчиваются непосредственно слогообразующим звуком и не имеют задней периферии;
  2. Закрытые — то есть такие, которые заканчиваются неслогообразующим звуком и, соответственно, располагают задней периферией.

В некоторых языках оба названных типа слогов используются одинаково активно, в других — закрытые слоги отсутствуют. В частности, к числу языков открытого слога на определенном этапе своего развития принадлежал праславянский язык; в настоящее время в русском языке закрытые слоги возможны, однако используются существенно реже, чем открытые — группы согласных, находящиеся в позиции между двумя гласными, при слогоделении принято относить к последующему гласному.

II. По количеству гласного различают слоги:

  1. Долгие — то есть такие, которые включают в свой состав либо долгий гласный, либо группу из нескольких согласных;
  2. Краткие — то есть такие, в составе которых имеется краткий гласный и в то же время отсутствуют группы согласных.

Слог

Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные - слогообразующие, остальные - неслоговые.

Особенности слогообразования

В русском языке слоги обычно строятся по принципу восходящей звучности, и слогораздел в неконечных слогах чаще всего происходит после самого звучного звука. Типы слогов в русском языке: открытые (-та-) и закрытые (-ат-), прикрытые (-та-) и неприкрытые (-ата-).

В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).

Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.

Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, гавайском, закрытых слогов нет.

Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного). Например, в слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый.

Для того, чтобы определить, сколько слогов в слове, применяют нехитрый прием, впервые показываемый учителями начальной школы детям. Для этого руку тыльной стороной подносят на близкое расстояние к подбородку и четко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснется руки. Это число и будет количеством слогов.

Слог бывает значимой звуковой единицей (например, во вьетнамском языке) и фонетической единицей, формальным понятием.

Ессен писал, что слог не несёт смысла и не имеет каких-либо особых акустических характеристик.

Слоги существуют, так как:

  1. Слог - важная и явно вычленяемая в речевой интуиции единица.
  2. Слог - основная единица в стихосложении .

Теории о природе слога

Языковеды выдвинули несколько теорий относительно природы слога: экспираторная, сонорная (акустическая), напряжённости (артикуляторная), динамическая.

Экспираторная теория слога

По экспираторной (выдыхательной) теории слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Теория известна с античных времён. Экспериментарной проверкой может являться простейший опыт с произнесением слова перед пламенем свечи: сколько раз в процессе произношения качнётся пламя - столько слогов содержится в слове. Однако эта теория признана неверной, поскольку имеются слова,в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий. Например, в слове «ау» - два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» - напротив: один слог, но два выдыхания.

Сонорная теория слога

По сонорной теории , которую ещё называют акустической теорией или теорией громкости/звучности, слог является сочетанием звуков с большей или меньшей степенью громкости. Слоговой гласный, как громкий звук, присоединяет к себе неслоговые согласные. Каждый слог имеет два минимума громкости, которые являются его пределами. Акустическую теорию предложил датский языковед Отто Есперсен . Для русского языка её разработал советский языковед Рубен Иванович Аванесов (1902-1982). Согласно этой теории, высшая ступень (четвёртый уровень в шкале уровня сонорности) по звучности принадлежит гласным звукам ([а], [е], [о] и другие). Между третьим и четвёртым уровнем находится звук [й], который имеет ослабленную звучность в сравнении с гласными. На третьем уровне находятся сонорные согласные ([л], [м]). Второй уровень занимают шумные звонкие ([б], [д] и другие). На первом уровне размещаются шумные глухие ([п], [т] и другие). При нулевом уровне звучание полностью отсутствует, это - пауза. Шкала уровня сонорности строится снизу вверх, подобно нотной линейке. Например слово «ау» на шкале уровня сонорности будет графически выглядеть как график с двумя резкими вершинами, упирающимися в верхную строчку линейки, с впадиной между ними, опускающейся книзу до линии, означающей нулевой уровень (паузу). Если слово условно изобразить в цифрах, представляющих эту акустическую закономерность, то слово «ау» (а-у ) можно представить как последовательность номеров уровней сонорности: 0-4-0-4-0. По этой схеме акустический график слово «сплав» (сплаф ) будет выглядеть как ломаная линия с последовательностью согласно номерам уровней сонорности: 0-1-1-3-4-1-0. Поскольку в последнем случае лишь одна вершина, то считается, что в слове «сплав» - один слог. Таким образом, сколько вершин имеется на шкале уровня сонорности того или иного слова, столько в нём будет слогов. Однако, согласно этой теории, количество слогов не всегда совпадает с количеством гласных, поскольку иногда встречаются, образующие «вершины», сонорные согласные. К примеру, в слове «смысл» (смы-сл ) схема будет следующей: 0-1-3-4-1-3-0. Здесь слово с одной гласной имеет два слога со слоговыми звуками «ы» и «л». В то же время это слово имеет произношении и в один слог: при этом сонорная «л» оглушается шумной глухой «с» по схеме: 0-1-3-4-1-1-0. Эта особенность некоторых слов иметь несколько вариантов произношения по слогам используется в стихосложении. Так, слово «декабрь» в стихотворении Бориса Пастернака может произноситься в два или в три слога, по необходимости, для поддержания общей ритмичности стиха:

Была в Останкине зима,

Декабрь (де-кабрь ), число тридцатое (…)

Была в Останкине зима, Декабрь (де-ка-брь ), тридцать первое.

Однако теория сонорности в отдельных случая даёт сбои. Так, для междометия «кс-кс-кс», которым в России подзывают к себе домашнюю любимицу-кошку, схема сонорности будет выглядеть графиком с длинной площадкой без вершин (0-1-1-1-1-1-1-0), несмотря на то, что даже на слух данное междометие имеет некую разбивку по уровням звучности.

Теория напряжённости

По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба , слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает.

Динамическая теория слога

По динамической теории , слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове - слоговые, менее сильные - неслоговые.

Литература

  • Актуальные проблемы культуры речи. - М., 1970.
  • Вербицкая Л. А. Русская орфоэпия. - Л., 1976.
  • Зиндер Л. Р. Общая фонетика. - М., 1979.
  • Кочергина В. А. Введение в языкознание. - Л., 1991.
  • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. - М., 1987.
  • Трубецкой Н. С. Основы фонологии. - М., 1960.

Ссылки

  • Мария Каленчук «Слог и ударение» // Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык (3 издание) / Главный редактор М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2004. - С. 88-89, 92. ISBN 5-8483-0051-8

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Слог" в других словарях:

    слог - слог, а, мн. ч. и, ов … Русский орфографический словарь

    Одно из самых простых, но научно наиболее трудно определяемых фонетических понятий. Как это ни странно на первый взгляд, но несомненно, что сознательное выделение С. предшествовало в истории человечества сознательному выделению отдельного звука.… … Литературная энциклопедия

    1. СЛОГ, а; мн. слоги, ов; м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Ударение на последнем слоге. Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук). Открытый с. (оканчивающийся на… … Энциклопедический словарь

    См. речь, стиль, язык бойкий слог, едкий слог, острый слог... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. слог манера, язык, стиль; речь; икт, склад, силлабема, перо, эвфуизм Словарь… … Словарь синонимов

    СЛОГ, слога, мн. слоги, слогов, муж. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (линг.). Открытый слог (оканчивающийся на гласный). Закрытый слог (оканчивающийся на согласный). Делить слова на слоги. 2 только ед. Стиль,… … Толковый словарь Ушакова

    Слог - Слог фонетико фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется несколько признаков слога как фонетической единицы. С точки зрения речедвигательного управления слог … Лингвистический энциклопедический словарь

    СЛОГ, а, мн. и, ов, муж. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова

Фонетический слог -- гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нём гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.В фонетике существует много теорий, с различных точек зрения определяющих природу слога. Господствующими можно считать две из них - эспираторную и сонорную.Эспираторная теория определяет слог как сочетание звуков, произносимое одним выдыхательным толчком, причем каждый выдыхательный толчок приводит к образованию слога. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако, совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда. За один фонационный период произносится обычно ряд слогов, причем слогообразование достигается пульсирующим сужением и расширением протока для струи воздуха. Эспираторная теория основывается лишь на одном факторе словообразования и поэтому не может истолковать явление слогообразования во всей его сложности. Эта теория подвергалась с разных сторон критике, считалась почти отвергнутой, но снова получила в недавнее время широкое распространение благодаря трудам американского фонетика Статсона. По его определению, "слог является единицей в том смысле, что он всегда состоит из одного выдыхательного толчка, который обычно становится слышимым благодаря гласному и начинается и заканчивается согласным".

В основе сонорной теории лежит акустический критерий словообразования. Сонорность - это степень звучности. Слог понимается сторонниками сонорной теории как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным - языковед Есперсен, разрабатывавший сонорную теорию, доказывал, что в языке существует относительная cсонорность всех звуков. наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей сонорностью - гласные звуки. Следовательно, слогообразующим мог бы выступить любой звук.В действительности сонорность свойственна только гласным и сонантам. Звонким шумным свойственна не сонорность, а "вокальность", т.е. преобладание голоса, тогда как при сонорности речь идет уже только о наличии голоса. Примесь шума в звонких шумных столь велика, что они не обладают способностью слогообразования. Сонорная теория, основываясь на антропофонических исследованиях всех звуков, подходила к выделению слога только акустически.Сонорная теория слога имела в науке прошлого большой успех. Некоторые языковеды считали, что можно соединять существующие теории слога, взять кое-что из эспираторной теории и, основываясь на сонорной теории, объяснить природу слога в большинстве языков. Такого взгляда придерживался Э. Сиверс: указанные две теории он считал не исключающими одна другую. По его мнению, возможны оба вида слогов, которые он назвал сонорными и эспираторными; однако слог любого вида представляет собой соединение звуков разной степени звучности, только в одном случае речь идет о различии в собственной интенсивности, а в другом - о градации интенсивности, обусловленной выдыхательным толчком. Такой же точки зрения придерживался и Томсон. Он полагал, что в одних языках господствуют эспираторные, а в других - сонорные слоги, хотя и указывал, что в большинстве языков тип слога смешанный. "Градации в силе звуков, - писал он, - дающие акустическое впечатление, или обусловлены различием в полнозвучности, присущей звукам речи самим по себе (слоги, основанные на полнозвучности), или же производятся произвольным усилием силы звука (динамические слоги). В большинстве языков оба условия соединяются обыкновенно, т.е. большая полнозвучность сопровождается еще усилением звука".

Если, пользуясь сонорной теорией, подсчитывать число слогов в словах, то в очень многих случаях она даст возможность получить правильные ответы. Расположив, например, по степеням звучности звуки слова пятница в полном стиле (/p"atn"ica/) и в разговорном (/p"atn"ca/), мы получим схемы, из которых видно, что число сонорных подъемов соответствует числу слогов. Такое соответствие будет далеко не всегда. Так, в русском слове полочка, произнесенном в разговорном стиле, второй гласный утрачивается, однако число слогов остается равным трем, так же как и в полном стиле . Как видно из схемы, число подъемов звучности равно в таком случае только двум. Почему мы в данной случае имеем все же три слога, с "точки зрения сонорной теории объяснить невозможно.Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.Применительно к русскому языку упрощенный вариант сонорной теории дает Р.И. Аванесов, стремящийся раскрыть механизм слогоделения. Различая для русского языка три градации звучности, он пишет: "Основной закон слогораздела в русском языке заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименьшей звучности.

Позже была выдвинута третья теория объяснения природы слога - теория мускульного напряжения (Щерба, Фуше и др.). Слог, говорили сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется тремя фазами (усиления, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображен схематически как "дуга мышечного напряжения". При этом, казалось бы можно легко находить границы слогов, легко объяснять структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка.

Однако, анализируя исследования мускульного напряжения гортани, можно заметить, что мышцы гортани, достигнув тонуса, необходимого для вибрации, тотчас теряют напряженность. Вершина слога, следовательно, сопровождается ослаблением напряженности мышц гортани. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования только с точки зрения физиологии, т.е. исключительно артикуляционно.Итак, слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения, причем чаще всего параллельного также нарастание и спад звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные модели слога и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге.

1. Членение речевого потока на слоги Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог везде выступает как минимальная произносимая единица речи. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Слог состоит из фонем, часть которых выступает как носитель смыслоразличительных признаков, как ядро, как слогообразующий элемент слога, или является слогоносителем. Слогоносителем в зависимости от языка могут быть: гласный; дифтонг, трифтонг; согласный; многофонемная группа "гласный + согласный". "Нет ни одного языка, в котором гласные не функционировали бы в качестве слогоносителей. В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными слогоносителями слова".