Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Промышленность в годы вов. Развитие производства в ссср в великую отечественную войну

Прошло более шестидесяти лет со времени нашей Победы в великой отечественной войне (1941-1945гг). В грозные годы Великой Отечественной войны все было мобилизовано на достижение главной цели - отстоять свободу и независимость нашей Родины. Мы оглядываем пройденный путь, чтобы глубже осмыслить и по достоинству оценить то, что ныне уже стало для нас историей, но не потеряло значения.

Большая доля в достижении Победы была внесена нашими нефтяниками. Значение нефти по пути к победе было огромно. Без нефтепродуктов немыслимы ни армия, ни военно-воздушный, ни военно-морской флот. Не зря нефть называют «черным золотом», «кровью земли», нефть является источником существования и стала движущей силой мира и войны...

Победа над врагом, имеющим в своем потенциале огромные промышленные комплексы, эксплуатирующим захваченные производственные мощности, резервы и ресурсы почти всей Европы, не представлялась возможной без коренных изменений в экономике. Вследствие чего было принято решение о размещении эвакуированных нефтяных предприятий на Востоке страны и перестройке всей промышленности на военный лад, что создало прочную базу победы и оказало большое влияние на экономическую жизнь страны.

Для перестройки работы нефтяной промышленности СССР на военный лад необходимо было решить две первоочередных задачи: всемерного роста добычи нефти в разработанных нефтяных районах и быстрого наращивания нефтедобывающего потенциала в районах между Волгой и Уралом и на Востоке СССР.Вместе с этим необходимо было проводить подготовку к уничтожению действующего фонда нефтяных скважин, нефтепромыслового хозяйства и нефтеперерабатывающих заводов при вынужденном отступлении.

В июле 1941 г. Государственный комитет обороны принял решение о разработке военно-хозяйственного плана обороны страны. На Н. А. Вознесенского возлагался контроль над производством металла и топлива. При Наркомате нефтяной промышленности был создан специальный штаб по обеспечению фронта горючим, который возглавил Н.С. Байбаков

Вся отрасль переводилась на 12-часовой рабочий день до конца войны, без выходных и отпусков.

В 1941 г. были приняты специальные постановления о работе нефтяной промышленности в условиях военного времени. В постановлениях были указаны конкретные задачи по переводе работы нефтяной промышленности на военный лад: о материально-техническом снабжении, обеспечении предприятий рабочей силой, организации геологоразведочных работ и размещении эвакуированных заводов.

В первые месяцы Великой Отечественной войны в Азербайджане определялись и принимались срочные меры по перестройке работы нефтяной промышленности на военный лад, Нефтяная промышленность Азербайджанской ССР план добычи нефти и газа за 1941 г. выполнила на 102,2 %. Укрепление трудовой дисциплины, применение технических усовершенствований, повышение коэффициента использования оборудования и внедрение новаторских методов в производственный процесс позволили поднять производительность труда нефтяников в 1941 г. по сравнению с 1940 г. на 17,3 %, а себестоимость нефти и газа снизить по сравнению с планом на 2%.

Нефтяная промышленность Майкопа в 1941 г. значительно увеличила выпуск высококачественного топлива. Нефтеперерабатывающие заводы Кубани успешно справились с поставленной задачей. Было совершенстве освоено производство авиационного бензина. Летом 1942 г. в период тяжелых оборонительных боев нефтяниками Кубани были выведены из строя нефтепромыслы Майкопа. Противник не смог воспользоваться нефтяными богатствами Краснодарского края. Кубанскими нефтяниками в основном было эвакуировано, частично взорвано или зарыто в землю оборудование, уничтожены скважины

30 июня 1941 г. был принят мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г, в котором предусматривалось широкое использование сырьевых ресурсов Урало-Поволжья и Западной Сибири, перемещение промышленных предприятий из прифронтовой полосы и ввод их в действие в восточных районах страны. Планировалось формирование на Востоке страны военного производства, необходимого для нужд Великой Отечественной войны. На IV квартал 1941 г. объем буровых работ по названным районам был установлен в размере 340 тыс. м, из них по разведочному бурению -135 тыс. м. Был установлен объем эксплуатационного и разведочного бурения в этих районах на 1942 г. Общий объем бурения планировался в 1760 тыс. м, в том числе 650 тыс. м разведочного бурения. Кроме того, в 1942 г. предусматривалось ввести в действие из бурения 1550 эксплуатационных скважин. Необходимо было развитие производства высокооктанового бензина и авиамасел, вследствие чего была поставлена задача срочного строительства ряда нефтеперерабатывающих заводов и установок. Во Втором Баку следовало ускорить строительство и увеличить мощности Уфимского, Саратовского, Сызрайского, Ишимбайского и других нефтеперерабатывающих заводов.

22 сентября 1942 г. было принято постановление «О мероприятиях по всемерному форсированию увеличения добычи нефти в Казахстаннефтекомбинате, Пермьнефтекомбинате и в трестах «Бугурусланнефть», «Сызраньнефть», «Ишимбайнефть», «Туймазанефть», «Туркменнефть», «Калининнефть» и «Ворошиловнефть». Документ представлял собой программу развития нефтяной промышленности на Востоке страны. Среднесуточная добыча нефти в восточных районах к концу 1942 г. должна была быть увеличена в 1,5 раза по сравнению с августом этого же года. Объем эксплуатационного бурения до конца 1942 г. устанавливался в 208,7 тыс. м, а объем разведочного - в 93,4 тыс. м. К концу этого же года должны были вступить в эксплуатацию 482 скважины, а в первом квартале 1943 г. - 580 скважин.

Основная база снабжения страны нефтепродуктами в военные годы была Азербайджанская ССР. Но в первую половину войны бакинская нефтяная промышленность испытывала большие трудности с вывозом готовых продуктов. Поэтому план добычи нефти в Баку был снижен, а в восточных районах увеличен. Также военно-хозяйственный план предусматривал увеличение добычи нефти и производства авиабензина, автобензина, аммиачной селитры, крепкой азотной кислоты, толуола в Урало-Поволжье. Там создавались государственные резервы топлива и нефтепродуктов за счет текущей добычи нефти, ее переработки и перемещения резервов топлива из западных районов СССР в восточные.

Перестройка работы нефтяной промышленности СССР в условиях военного времени потребовала осуществления мероприятий по совершенствованию структуры руководства геологопоисковыми и промысловыми работами. Для повышения эффективности геологопоисковых, буровых и промысловых работ и улучшения оперативного руководства нефтяными предприятиями Второго Баку в апреле 1942 г. в Урало-Поволжье были организованы три комбината - Пермьнефтекомбинат, Куйбышевнефтекомбинат, Башнефтекомбинат и трест «Востокнефтемаш».

Также большие работы осуществлялись в области поисков и разведки новых нефтяных месторождений. Они были подчинены общей стратегической задаче: увеличить добычу нефти в глубоком тылу на Востоке страны. Предстояло открыть новые месторождения нефти между Волгой и Уралом, найти и подготовить к разработке высокодебитные нефтяные залежи. С этой целью из южных нефтяных районов во Второе Баку были направлены крупные геологоразведочные организации и специальные экспедиции. Осенью 1941 г. в Башкирскую АССР из Азербайджанской ССР был переброшен мощный геологоразведочный трест «Азнефтеразведка» (переименованный в трест «Башнефтеразведка»), в составе которого находились высококвалифицированные специалисты - организаторы геологоразведочных работ А. А. Камладзе, А. Ф. Рустамбеков, И. Я. Вайнер, О. А. Межлумов, Н. А. Муганлинский, Г. И. Сафронов и другие. В Башкирию в то же время была направлена экспедиция Академии наук СССР, в которую входили видные ученые-геологи А. А. Блохин, А. А. Богданов, В. Е. Руженцов, К. Р. Чепиков, М. И. Варенцов и другие. Эта экспедиция проделала большую работу по выявлению перспектив газонефтеносности Башкирского Приуралья.

Успешное развитие нефтяной промышленности Узбекистана началось в годы Великой Отечественной войны. В предвоенные годы в республике было обнаружено около 50 месторождений нефти, в военные годы добыча и переработка нефти резко увеличились, Ферганская долина стала важной топливной базой по обеспечению фронта и тыла высококачественными горючесмазочными материалами. Нефтяники Узбекской ССР с первых же месяцев Великой Отечественной войны добились замечательных производственных успехов. К концу 1941 г. добыча нефти на промыслах треста «Калининнефть» составила 184 % от уровня 1940 г.

Добыча нефти увеличилась настолько, что имевшиеся нефтяные емкости уже не могли обеспечить прием и хранение нефти. Более того, в связи с угрозой вражеского вторжения в Закавказье нефтяным складам Красноводска пришлось принимать и бакинскую нефть. Нефтепровод Баку-Батуми уже в августе 1942 г. был демонтирован. До прекращения сообщения по Волге из 6 млн. т нефти, хранившейся на складах Баку, удалось вывезти только 1,6 млн. т. По решению правительства в IV квартале 1941 г. в Красноводске развернулись работы по строительству нефтяных емкостей и сооружению дополнительных эстакад, которые могли бы обеспечить налив не менее 1500 цистерн нефти в сутки.

В августе 1942 г. был снят и переправлен в Поволжье нефтепровод Баку-Батуми. Демонтировали и послали в восточные районы часть своего оборудования нефтяники Азербайджана, что привело к сокращению добычи нефти в Баку.

В первый год Великой Отечественной войны советская танковая промышленность столкнулась с глобальными сложностями. Архивные документы 1941–1942 гг. дают возможность взглянуть на проблемы оборонных заводов глазами наркома танковой промышленности​.

В условиях наступления немецкой армии многие заводы эвакуировались в тыл , возникала необходимость заново выстроить инфраструктуру, восполнять нехватку кадров, создавать приемлемые условия жизни и производства на новых местах. Для этих целей в сентябре 1941 года был создан Народный комиссариат танковой промышленности (НКТП) – управляющий орган, призванный организовать танковые заводы в эффективную производственную систему.

Шлифовка башни танка Т-34 на заводе № 183 им. Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР (Нижний Тагил). Источник: РГАЭ, Ф.8752, Оп.4, Д.880. Л.11
http://rgae.ru

Положение в стране было объективно тяжёлым, и военная промышленность не могла избежать общих бед. Танки делали живые люди – устававшие, страдавшие от бытовой неустроенности или, наоборот, пытавшиеся урвать свой кусок в атмосфере общей беды. Наркомат, в свою очередь, стремился не только наказать виновных в срывах производственной программы, но и «залатать дыры», неизбежно возникавшие в хаосе эвакуации, дать рабочим позитивную мотивацию.


Регулировка машин на заводе № 183 им. Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР (Нижний Тагил). Источник: РГАЭ, Ф.8752, Оп.4, Д.880, Л.30
http://rgae.ru

Во многом это была заслуга наркома Вячеслава Александровича Малышева, предпочитавшего осуществлять руководство непосредственно на местах: всё время с момента своего назначения до середины лета 1942 года он провёл в разъездах по заводам, лично знакомясь с проблемами производства. Знакомство с приказами НКТП даёт возможность взглянуть на ситуацию глазами наркома и представить, в каких условиях ковалось оружие Победы.

Главной проблемой на момент создания Наркомата танковой промышленности было частичное либо полное невыполнение плана по количеству производимых машин и их узлов. Вот приказ НКТП № 1 от 12 сентября 1941 года (РГАЭ, Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.2–3):

«На протяжении ряда месяцев завод им. КИМ не выполняет производственной программы. В результате безответственного руководства заводом со стороны директора т. Ефремова и главного инженера т. Хламова сорвано выполнение всех оборонных заказов. Трудовая дисциплина на заводе расшатана, в цехах захламлено. Крайне дефицитные станки простаивают, в то время как программа не выполняется.

тт. Ефремову и Хламову неоднократно указывалось Наркоматом и другими организациями на их плохую работу, но они не сделали должных выводов из этих предупреждений и продолжали работать негодными, порочными методами.

Совнарком Союза ССР своим постановлением от 11/ IX с.г. отметил, что в результате безответственного отношения к делу главного инженера завода т. Хламова значительная часть изготовленной для выполнения оборонного заказа оснастки оказалась негодной».

В итоге оба упомянутых производственника были сняты с высоких должностей и переведены на низовую работу с соответствующим понижением оклада.


Эшелон с танками Т-34 отправляется на фронт

С первых дней работы наркому было ясно: проблема выполнения плана оказывалась напрямую связана не только с технологиями производства, но и с использовавшими эти технологии людьми. Значительное количество приказов, посвящённых данному вопросу, содержали не только замечания к руководству и требования наказать виновных в простоях оборудования и срывах сроков, но и предложения по созданию у рабочих положительной мотивации. Приказ № 11 от 23 сентября 1941 года гласил (РГАЭ, Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.42–43):

«Проверка работы сборочно-сдаточного цеха ЧТЗ показала, что в этом цехе нет должного порядка и технологической дисциплины, в результате чего установленные сроки сборки машин срываются. После сборки обнаруживается большое количество дефектов, устранение этих дефектов затягивается, в результате чего сдача машин срывается, а 22/ IX с.г. из-за отсутствия должного порядка на сборке не было сдано ни одной машины.

Считая, что такое положение на сборке грозит срывом выполнения программы завода, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Обязать главного инженера ЧТЗ тов. Махонина лично навести должный порядок на сборке и обеспечить бесперебойную качественную сборку машин.

2. Установить, что каждая машина по сборке закрепляется за определённым старшим мастером конвейера, который полностью отвечает за сдачу машины с конвейера в сдаточный цех в срок, установленный правительственным графиком.

3. Обязать Директора ЧТЗ тов. Шор в однодневный срок расследовать причины срыва выпуска машин 22/ IX с.г. и виновных строго наказать, вплоть до предания суду.

4. Установить для ИТР сборочно-сдаточного цеха ЧТЗ премиальную систему за выполнение сроков сборки и сдачу машин с конвейера надлежащего качества. За повторные обкатки и дефекты с виновных удерживать расходы, связанные с повторением обкатки, а при систематическом повторении дефектов виновных привлекать к ответственности, вплоть до предания суду. Директору ЧТЗ тов. Шор в однодневный срок представить мне на утверждение премиальную систему для командного состава сборочно-сдаточного цеха.

5. Разрешить Директору ЧТЗ тов. Шор ввести для рабочих сборочно-сдаточного цеха прогрессивную оплату труда за перевыполнение норм сборки и сдачу машин, при своевременном обеспечении надлежащего качества сборки.

6. Разрешить Директору ЧТЗ тов. Шор увеличивать прогрессивную оплату туда рабочих до 50% за хорошее качество работы, за отсутствие дефектов и повторных обкаток после сдачи машин».

К концу зимы 1942 года ситуация начинает понемногу выправляться. Приказ № 41-м от 4 февраля 1942 года содержит замечания общего характера. Проблемы с дисциплиной отмечены, главным образом, на эвакуированных заводах (РГАЭ Ф.8752, Оп.1, Д.4, Л.144–147):

«Задача увеличения производства танков требует от всех рабочих и служащих полного использования установленного рабочего времени, строжайшей трудовой дисциплины и повышения производительности труда.

Однако, на ряде заводов, и, в особенности, на эвакуированных (заводы №№ 183, 37, 76 и др.) состояние трудовой дисциплины рабочих и служащих находится не на должной высоте, а со стороны директоров заводов и начальников цехов ослабло внимание к этому важнейшему вопросу. Еще не изжиты совершенно нетерпимые в военное время опоздания на работу, отлучки с работы, несвоевременное начало и окончание работы, бесцельное хождение в рабочее время и невыходы на работу по неуважительным причинам.

Многие начальники цехов и мастера проявляют либеральное отношение к лодырям, разгильдяям и нарушителям трудовой дисциплины, а причины и обстоятельства нарушения трудовой дисциплины выявляются несвоевременно и не тщательно.

<…>

Несмотря на то, что рабочие и служащие, согласно Указу от 26 декабря 1941 г., мобилизованы и прикреплены на период военного времени за предприятиями танковой промышленности, паспорта до сего времени продолжают оставаться у рабочих и служащих, что в ряде случаев используется для самовольных уходов с предприятий».

Стоит отметить, что прикрепление рабочих к заводам во время войны было вынужденной мерой. Предприятия постоянно сталкивались с проблемой нехватки персонала. Её корни уходят в историю эвакуации промышленности: при переезде терялись не только станки, но и ценные кадры. Например, многие рабочие харьковских заводов ушли в ряды ополчения вместо того, чтобы эвакуироваться на Урал. Однако имели место и постыдные случаи дезертирства, отражённые, например, в приказе № 30/ААГ от 26 сентября 1941 года (РГАЭ Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.87–88):

«Проверкой на месте на заводе № 183 мной установлено, что в ряде цехов «700», «100», «500» имеют место факты, когда отдельные рабочие самовольно прекращают работу раньше окончания смены и оставляют завод; ряд рабочих специальных цехов без уважительных причин не является на работу в течение 3–5 и более дней; некоторые рабочие, обязанные приказом по заводу выехать на другое место работы, получив подъемные и друг. выплаты, присвоив государственные средства, не выехали по месту назначения, прекратили явку на завод – дезертировали с трудового фронта».

Дезертировавших рабочих предписывалось отдать под суд, начальству был объявлен строгий выговор за допущение подобной ситуации.


Производство лёгких танков Т-70 на Горьковском автомобильном заводе, 1943 год

Директора заводов периодически обращались в Наркомат с просьбами помочь в решении кадровой проблемы. Но взять дополнительных рабочих было неоткуда: человеческие ресурсы были ограничены и истощены идущей войной. В этих условиях Малышев мог только указать директорам на внутризаводские возможности для хотя бы частичного исправления ситуации. Приказ № 165-м от мая 1942 года предписывает в двухнедельный срок перевести часть рабочих из аппарата отделов заводоуправления и цехов непосредственно на производство (Оп.1, Д.9, Л.127):

«В последнее время некоторые директора заводов обратились в Наркомат с ходатайством о сохранении на заводе временно направленной к ним рабочей силы, а также о дополнительном направлении на завод рабочих из числа трудоспособного населения.

Возросшие потребности на рабочую силу эти заводы считают возможным покрывать, главным образом, за счет притока рабочих извне.

Внутризаводские возможности (ужесточение норм выработки, улучшение технологических процессов, перевод вспомогательных рабочих, ИТР, служащих непосредственно на производственную работу и др.), обеспечивающие сокращение потребности в рабочей силе и увеличивающие численность производственных рабочих, директора заводов, начальники цехов использовали крайне недостаточно, в особенности на заводах №№ 37, 76, 174, Кировском, заводе № 200, № 38.

Управленческие аппараты заводов и цехов еще не приведены в соответствие с условиями войны».

Приведённые выше документы свидетельствуют о том, в каких тяжёлых условиях танковой промышленности приходилось выходить на нужную фронту мощность. Резервы СССР были не безграничны, война стала для страны серьёзной проверкой на прочность – в том числе и в тылу, в заводских цехах. Пристальное внимание наркома танковой промышленности к дисциплине и порядку на предприятиях было обусловлено необходимостью поиска внутризаводских ресурсов для выполнения планов по количеству машин.


Тяжёлый танк ИС-2 в цеху завода

Уже весной 1942 года отставание от плана на многих заводах сокращается, некоторые предприятия начинают перевыполнять план, организовываются социалистические соревнования. Наряду с установлением новых логистических связей между заводами и внедрением инновационных методов производства, предпринятые Малышевым административные меры помогали реорганизовать советское танковое производство сообразно условиям военного времени.

Использованная литература:

  1. Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны – М., 2009.
  2. Уланов А. А., Шеин Д. В. Порядок в танковых войсках? – М., 2011
  3. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление – М., 1996.

Великая Отечественная война потребовала немедленного перевода промышленных предприятий большинства отраслей народного хозяйства на выпуск военной продукции. Однако выполнение военных заказов осложнялось тем, что в начальный период войны большая часть предприятий военной промышленности была эвакуирована в восточные районы. За три месяца 1941 г. в восточные районы было перемещено более 1360 крупных предприятий.

Валовая продукция промышленности страны за шесть военных месяцев 1941 г. уменьшилась в 2,1 раза. Проката черных металлов - основы военной промышленности - в декабре 1941 г. было выпущено в 3,1 раза меньше, чем в июне 1941 г., производство проката цветных металлов сократилось более чем в 400 раз, а шарикоподшипников - в 21 раз. Последние два месяца 1941 г. были самыми тяжелыми и критическими в истории военной экономики.

Огромные потери сырья, материалов, продуктов питания восполнялись в основном за счет государственных резервов. С огромным уважением оценивал значение материальных резервов, заложенных накануне войны, прославленный маршал Г. К. Жуков: "Они преследовали цель обеспечить перевод хозяйства на военный лад и питание войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком на нужды войны. С 1940 г. по июнь 1941 г. общая стоимость государственных материальных резервов увеличилась с 4 млрд. до 7,6 млрд. рублей. Сюда входили резервы производственных мощностей, топлива, сырья, энергетики, черных и цветных металлов, продовольствия. Эти запасы, заложенные накануне войны, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству, несмотря на тяжелый 1941 г. быстро взять темп и размах, необходимые для успешного ведения войны".

Несмотря на жесткое нормирование снабжения населения и введение карточной системы с самого начала войны, солдаты были одеты и обуты, обеспечены продуктами питания.

Госрезервы позволили организовать четкую работу транспорта, связи, линий электропередач, а предприятиям быстро перейти к выпуску военной продукции, ремонтировать и изготовлять военную технику, даже при нарушенных связях с предприятиями-поставщиками.

Во время Великой Отечественной войны все работы с госрезервами были подчинены одной главной задаче - бесперебойному снабжению фронта, промышленности, сельского хозяйства и населения. За время войны из госрезерва было отпущено для нужд армии и промышленности огромное количество материальных ресурсов, а именно: хлеба - около 20 млн т., разных продовольственных товаров - около 3 млн. т., черных и цветных металлов - около 2 млн. т., угля - 16 млн. т., нефтепродуктов - около 9 млн. т., лесоматериалов - около 6 млн. Для проведения посевных работ только весной 1942 г. из резервов было выделено сельскому хозяйству для посевных целей 53 тыс. т высококачественного зерна.

В начале войны часть накопленных резервов была израсходована, но, как это ни парадоксально, объемы государственных резервов в годы войны не только не уменьшились, но по некоторым видам возросли более чем в 1,8 раза, о чем свидетельствуют данные таблицы.

Вид резервов

Мясные консервы

Алюминий

Каучук натуральный

Автобензин

Дизельное топливо

Начало Великой Отечественной войны подтолкнуло к развитию не только военно-техническую промышленность, но и все отрасли в целом.

Разработка новых и усовершенствование старых видов вооружения были затруднены из-за недостаточного производства алюминия. Поэтому истребители ЛаГГ-3 (и их следующие поколение – Ла-5 и Ла-7) делали из древесины, самолёты были тяжёлыми и ненадёжными.

В годы ВОВ алюминий в основном импортировался, так с 1941 по 1945 год США, Великобритания и Канада по ленд-лизу (долгосрочному долгу) поставили советской промышленности более 302 тысяч тонн алюминия. Фашисты за этот же период произвели почти 1,5 млн. тонн этого металла.

С началом войны в СССР остался лишь один завод на Урале, который выпускал алюминий. Волховский, Днепровский алюминиевые заводы и Тихвинский глинозёмный завод остановили свою деятельность из-за постоянных бомбёжек и осенью 1941 года с этих заводов, была произведена эвакуация оборудования, которое впоследствии было разделено и отправлено в Свердловск и Каменск-Уральский. Страна лишилась половины алюминиевого производства, трети мощностей по бокситам, 60% по глинозёму. Часть эвакуированной техники была направлена на строительную площадку Богословского завода. Туда же привезли установку Днепропетровского алюминиевого завода. Большую часть оборудования принял Уральский завод – там же разместили днепровскую технику, которая легла в основу второй производственной линии уральского гиганта.

Выплавка алюминия на Урале росла небывалыми темпами: более 31 тысячи тонны за 1941 год против 13 тысяч тонн в 1940 году. Во время войны УАЗ продолжал увеличивать объёмы производства, и в 1945 году довёл их до 71,5 тысячи тонн. То есть к окончанию войны одно уральское предприятие выпускало в разы больше алюминия, чем все 3 завода (Уральский, Волховский, Днепровский) в довоенное время.

Как показала военная практика начала Великой Отечественной войны, развитие современной авиации было невозможно без алюминиевых сплавов. Алюминий использовался не только в обшивке самолётов, но и при изготовлении двигателей, винтов, шасси. Плакированный силумином алюминиевый прокат использовался для изготовления узлов танков, САУ и гидросамолётов. Без магниевых и алюминиевых порошков невозможно было делать бомбы, снаряды, сигнальные ракеты.

Благодаря выверенным действиям руководства страны, в июле 1942 года мощности Уральского завода по производству алюминия были увеличены в два раза.

7 января 1943 года, страна получила первый сибирский алюминий на Новокузнецком алюминиевом заводе.

Первый глинозём на Богословском заводе получен 3 мая 1943 года, в 1944 году выпустил свою первую продукцию Каменск-Уральский металлургический завод, а в день Победы – 9 мая 1945 года Богословский завод выплавил свой первый алюминий.

Сложившаяся в 30-е годы директивно-плановая экономика СССР в своей основе имела мобилизационный характер, направленный на обеспечение обороноспособности страны. Поэтому основные ресурсы государства шли в отрасли тяжелой промышленности, машиностроение, станкостроение, приборостроение, связанные с производством самолетов, танков, артиллерии. Геополитическое положение нашего Отечества веками было таково, что на сельском хозяйстве, производстве товаров потребления, продовольствия приходилось экономить. Поэтому передовая материальная база пищевой промышленности до войны была создана, но стратегических резервов продуктов питания, достаточных, а тем более размещенных в тыловых районах страны, не было. Колхозы окрепли только перед самой войной, когда переходили на механизированное производство.

Начальный период Великой Отечественной войны был особенно труден. К концу 1941 г. немецко-фашистские войска оккупировали территорию СССР, на которой до войны проживало 40% населения страны, было 47% посевных площадей, производилось 30% всей промышленной продукции. База сельскохозяйственного производства пищевой промышленности резко сократилась.

За годы войны у населения оккупированных территорий СССР было отобрано 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней. Оккупанты отправили в рабство 4978 тыс. мужчин и женщин.

В годы войны в соответствии с требованиями боевой обстановки работа пищевой промышленности быстро перестраивалась. Выработка пищевой продукции увеличивалась на сохранившейся производственной базе за счет использования внутрипроизводственных резервов. Быстро вступало в строй перебазированное в тыловые районы страны оборудование. В кратчайшие сроки было организовано производство специального ассортимента сухарей, пищевых концентратов, витаминов, сухого спирта, глицерина и другой продукции, крайне необходимых в условиях войны.

На фабрике «Красный Октябрь» уже в августе 1941 г. карамельный цех был переоборудован под производство продовольствия для снабжения фронта. Развернулось соревнование за звание фронтовых и гвардейских бригад, бравших обязательства выполнять по две-три нормы. В октябре 1941 г. часть кондитерского оборудования была перебазирована в г. Самару, где развернулся выпуск шоколада для фронта. Когда не было топлива, освоили выработку карамели и конфет полухолодным способом. В конце отечественной войны краснооктябрьцы оказали помощь в восстановлении Киевской кондитерской фабрики.

Московский хлебозавод № 11 в основном переключился на выпуск сухарей «Воинских» и «Дорожных», пряников «Дорожных» и лапши. Вся продукция поступала в госпитали, больницы, воинские части.


Московский ликеро-водочный завод (ныне «Кристалл») перешел на выпуск боевой продукции. Средством защиты пехоты от танков стала бутылка с горючей желатинообразной смесью, названная германскими фашистами «коктейлем Молотова». Но готовили и водку для фронтовых нужд.

Несмотря на трудности, которые переживал наш народ, особенно в начальный период войны, не прекращалось строительство предприятий не только тяжелой промышленности, но и пищевой. На востоке страны и в Средней Азии в результате завершения ранее начатого, а также осуществления нового строительства было введено в эксплуатацию свыше 150 предприятий пищевой промышленности. Из них 13 сахарных, 12 консервных, 26 спиртовых заводов, 12 хлебозаводов, 16 заводов маслобойно-жировой промышленности.

О героизме нашего народа в тылу, на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны убедительно свидетельствуют будни коллектива фабрики им. Бабаева. С началом эвакуации предприятий из Москвы часть ценного оборудования и 22 специалиста были отправлены в Алма-Ату. В самом начале 1942 г. там был пущен новый кондитерский цех, выпускавший 20 тыс. тонн продукции в год. В Москве производство фабрики приспосабливалось к нуждам фронта. Коллектив полностью был переведен на казарменное положение, сохранявшееся в течение двух военных лет. Директор фабрики М.А. Беляева работала и жила в своем кабинете. Уже в сентябре 1941 г. был сдан в эксплуатацию цех пищевых концентратов в брикетах с различными видами каш (пшенной, гречневой, рисовой). В короткий срок освоили совершенно новую технологию. Цех стал давать до 30 тонн концентратов ежедневно.

На фабрике был создан цех боеприпасов. Он выпускал пламягасители и флегматизаторы для артиллерийских и танковых орудий, запалы для гранат. Комсомольско-молодежная бригада 18-и летней Саши Романовой выполняла задания на 200%, трудилась под девизом: «за себя и за того парня». Заработал дрожжевой цех, рассчитанный на обеспечение населения пищевыми белковыми дрожжами. Бабаевцы, как и все москвичи, питались в то время на талоны, по карточной системе. И существенным подспорьем для них был бесплатный дрожжевой суп, не очень вкусный, но питательный. Постепенно для действующей армии был налажен выпуск конфет со спиртом, а для населения – сладкой воды с сахарином.

Во время войны заготовка топлива для фабрики полностью велась своими силами. Десятки работниц в зимние месяцы трудились на лесозаготовках в Рязанской и Архангельской областях. Жили в бараках, питались «болтушкой» из отрубей и выполняли задания, рассчитанных на мужчин-лесорубов. Во время приближения немецких войск к Москве 100 молодых женщин и девушек фабрики копали противотанковые рвы в Химках. В 1943 г. по инициативе бабаевцев проводился сбор средств на построение бронепоезда «Московский железнодорожник». Работники предприятия внесли в фонд помощи фронту 1,7 млн. рублей, выделенных из своей зарплаты. В годы войны фабрика неоднократно получала переходящее знамя Государственного комитета обороны. Ряд работников за трудовые успехи был удостоен орденов. В годы войны рабочие кадры для фабрики готовила своя школа фабрично-заводского обучения (ФЗУ). 65 работников фабрики – участников войны погибли на фронте.

Но несмотря на героический труд положение в пищевой промышленности было тяжелым. Фашистскими захватчиками были уничтожены и разрушены 4490 мясоколбасных, сыроваренных, молочных и маслодельных предприятий, 649 спиртоводочных заводов, 204 сахарных, 47 консервных, 29 масложировых заводов, 157 хлебозаводов. Нанесенный ущерб вместе с потерями от сокращения объема производства, уничтожения посевов и скота составил 257 млрд. рублей. Прямое следствие этого урона – резкое сокращение объема производства даже наиболее необходимых для населения продовольственных товаров.

Карточная система, введенная в самом начале войны, обеспечивала городское население продуктами питания лишь в минимальной степени. Существовало несколько категорий при распределении продуктов. Наиболее высокие нормы были установлены для рабочих, занятых в добывающей и химической промышленности, металлургии, на военных заводах. Они снабжались по первой категории: от 800 грамм до 1-1,2 кг хлеба в день. В других отраслях производства рабочие были отнесены ко второй категории и получали по 500 грамм хлеба. Служащие получали по 400-450 грамм, иждивенцы и дети до 12 лет – по 300-400 грамм. По обычной норме в месяц выдавали на одного человека 1,8 кг мяса или рыбы, 400 грамм жиров, 1,3 кг крупы или макарон, 400 грамм сахара или кондитерских изделий. Но карточки надо было «отоваривать», то есть получить по ним товар, что удавалось далеко не всегда из-за дефицита продуктов. Однако хлеб отоваривался практически всегда. В коммерческих магазинах, на рынках цены были очень высокими. Практически вся зарплата городских жителей уходила на покупку продовольствия.

В продовольственном же снабжении бойцов и офицеров армии были и так называемые «наркомовские сто граммов». Из хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) постановлений Государственного комитета обороны (ГКО) следует, что И.В. Сталин лично подписал 22 августа 1941 г. постановление о выдаче каждому бойцу и командиру передовой линии действующей армии «водки 40 градусов в количестве 100 г в сутки». Правда затем Верховный главнокомандующий распорядился «прекратить с 15 мая 1942 г. массовую ежедневную выдачу водки личному составу», а сохранить эту практику только в отношении «имеющих успехи в боевых действиях, увеличив норму выдачи водки до 200 г на человека в день». О том, в каких масштабах армии и флота выражались «сталинские граммы» водки можно судить по постановлению ГКО о планах поставок продовольственных товаров для наркомата обороны СССР в сентябре 1944 года: мука пшеничная – 23970 тонн; мясопродукты – 50570 тонн; водка – 2150000 литров. Армия ежемесячно поглощала 43-45 железнодорожных цистерн водки. После Дня Победы 9 мая 1945 г. все эти решения были отменены. На сегодняшний день алкогольные напитки (125 граммов сухого красного вина типа «Каберне» для снижения воздействия радиации и вывода из организма солей тяжелых металлов) входят в официальный рацион только моряков-подводников, выполняющих учебно-боевые задачи в океане.

В победе над фашистской Германией оправдала себя сложившаяся колхозная система. В 1941 – 1944 гг. страна заготовила 4264 млн. пудов хлеба – это в 3 раза больше, чем в 1914-1917 гг. (1399 млн. пудов). При этом надо учесть, что оккупанты разрушили за годы оккупации 70 тысяч сел и деревень, разграбили более 100 тыс. колхозов и совхозов. Экспорт же крупы, муки и зерна из США и Канады в СССР составил лишь 2,9% внутренних заготовок нашей страны.

Таким образом, несмотря на колоссальные разрушения, сельское хозяйство и пищевая промышленность страны в экстремальных условиях длительной войны обеспечивали фронтовую армию необходимым количеством продуктов, а населению тыла давали минимум питания для поддержания работоспособности и выживания.