Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Презентации к урокам мхк. Презентации по МХК (Мировой Художественной Культуре)

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Боги Древнего Египта

Бог Амон Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона - баран и гусь (оба - символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.

Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер.

Бог Анубис Анубис, в египетской мифологии бог - покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования.

Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).

Бог Гор Гор, Хор ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями.

Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом.

Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

Бог Сет Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой.

Бог Тот Тот, Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса.

Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Поскольку Тот участвовал в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых.

Суд Осириса

Бог Осирис Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.

Осирис - бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших; изображался в виде человеческой мумии в короне, обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть.

Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Осирис лег в саркофаг.

Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Анубис совершает погребальный обряд над телом Осириса

Часто Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом. Осирис с головой барана

Богиня Исида Исида (Изида) в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака.

По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь.

Богиня Сехмет Сехмет ("могучая"), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет - львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.

Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет - богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами.

Бог Птах Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем". Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.

Птах и Муза

Нут и Геб Богиня неба и и бог земли.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Реконструкция Акрополя

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверочная работа «Народные промыслы России»

1. Назови промысел Филимоновская игрушка - свистулька

2. Назови промысел Богородская резная игрушка

3. Назови промысел Павлово – посадский платок

4. Продолжи фразу: Оренбургский… Вологодское… Дымковская… Жостовский… Хохломская Золотая… Со своим … в Тулу не ездят. пуховый платок кружево игрушка поднос посуда хохлома самоваром

5. Вид деятельности Гончарная деятельность

6. Убери лишнее: Пряха Кудель Кружево Коклюшки Нитки Ножницы Булавки

7. Назови промысел Дымковская игрушка

8. Податливые в обработке материалы: Глина Пластилин Дерево Камень Металл Воск Гипс

9. Назови промысел Гжель

10. Назови промысел Хохлома

11. Убери лишнее: работа, талант, завод, глина, инструмент, рабочий, мастер, изделие, сноровка, Игрушка, промысел. ярмарка,

12. На каких основных ярмарках России торговали изделиями народных промыслов? Ирбитская Сергиево-Посадская Нижегородская Вятская Сибирская Московская Красноярская

13. Назови промысел Жостово

14. Подумай и дополни. Ремесленник работал один или со своей семьёй? Много ли продукции он мог произвести? Что предпринимали для успешной деятельности: Объединялись Скрывали секреты Ругали сь

15. Вид изделия Каслинское литьё

16. О чём речь? Удивляя, прорастая, Как-то празднично жива, Молодая, непростая, Черно-красная трава, Листья реют, не редея От дыхания зимы, Входим в царство Берендея, В мир волшебной… ХОХЛОМЫ.

19. В каком городке появился этот народный промысел? Гжель, Скопин, Дымково, Хохлома, Городец, Холуй.

18. К какому виду ДПИ относятся народные промыслы? Гжель, Скопин, Дымково, Хохлома, Городец, Гусь-Хрустальный.

18. К какому виду ДПИ относятся народные промыслы? Гжель, Скопин, Дымково, Хохлома, Городец, Гусь-Хрустальный. КЕРАМИКА РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ СТЕКЛОДЕЛИЕ

17. В каком стиле выполнена аэрография? ХОХЛОМА

20. Где Федоскино, а где Палех? 2 1 Федоскино Палех

21. Что вы знаете о подносном промысле на Урале?

22. Назови любой народный промысел, не прозвучавший в проверочной работе. Удачи!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура Киевской Руси

Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций.

Каковы основные особенности культуры Древней Руси, какой промежуток времени занимает этот период? Перечислите языческих богов древних славян. Что такое «капище»? С какими событиями связано формирование государства на Руси? Расскажите о первых князьях Древней Руси.

До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. Дало мощный толчок развитию художественной культуры.

Вопросы к домашнему заданию «Принятие христианства на Руси»: Назовите причины, по которым Русь принимает православное (византийское) христианство. Каково значение принятия христианства для развития русской культуры. Как происходил процесс принятия христианства народом.

купол барабан закомара хоры апсида столб Боковой неф Боковой неф Центральный неф Устройство крестово - купольного храма.

Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы. Реконструкция

Киевская София Самым древним из дошедших до нас архитектурных сооружений является Софийский собор (возведен между 1017 – 1037гг.) Строили этот храм в период правления Ярослава Мудрого с помощью греческих мастеров.

Собор был выложен из красного кирпича, чередующегося с розовой цемянкой.

Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

Обилие пролетов и арок различного характера составляет существенную особенность помещений Софийского собора.

Пролеты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.

Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света.

Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель

Грандиозная фигура Богоматери (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде.

Евхаристия

Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма.

Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.

Христос Богоматерь

Григорий Чудотворец Григорий Нисский

Архангел

Благовещение

Вручение Марии пурпура для храмовой завесы

Единоборство Иакова с архангелом Михаилом.

В росписи храма наряду со священными лицами и событиями нашел себе место и тот реальный мир, который окружал человека. Семья Ярослава Мудрого

Император и придворные.

Проверь себя: 1.Назовите год принятия христианства на Руси. 2.В период правления какого князя построили данное сооружение?

3 Назовите количество куполов собора Святой Софии и что они символизируют.

Как называются данные изображения и где они находятся? 4. 5.

6 В какой технике выполнены главные изображения Софийского собора и где они сосредоточены? 7 Укажите название фрески.

Использованные ресурсы: Е.П. Львова, Н.Н. Фомина «Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века» Очерки истории. – М.: Питер, 2007г. Л. Любимов «Искусство Древнего Мира» - М.: Просвещение, 1980г. Н.Н. Куцман «Элективный курс Культура Древнего Мира». – Волгоград «Корифей», 2001г. Ю.Е. Галушкина «Мировая Художественная Культура». – Волгоград: Учитель, 2007г. Журнал «Искусство» №7 1993г. Т.Г. Грушевская «Словарь по МХК» – Москва: «Академия», 2001г. А.И. Немировский. «Книга для чтения по истории Древнего мира», 2000г. ЦОР «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон». ЦОР «Культурология» ЗАО «Новый диск». ЦОР «МХК от зарождения до XVII века» Издательский дом «Питер».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Экскурсия по Афинскому Акрополю

Афинский Акрополь (V в. до н.э.) Акрополь – верхний город Афинский Акрополь стоял на высокой отвесной скале, возвышающейся на 150 м. над уровнем моря. Он является композиционным центром города, раскинувшегося у его подножия Его создателями были зодчие, работавшие под руководством скульптора Фидия. Фидий посвятил Акрополю 16 лет своей жизни. Здесь в полной мере развернулись его творческие и организаторские способности, а талант скульптора достиг зрелости

Перикл Расцвет главного центра афинской культуры – Акрополя связан с Периклом, который правил в это время в Афинах Это был высокообразованный человек, общепризнанный вождь афинской демократии Перикл объединил вокруг себя лучшие умы Эллады: его друзьями были философ Анаксагор, художник Поликлет и скульптор Фидий

Праздник Великих Панафиней Композиционный замысел ансамбля Акрополя связан с Панафинейскими торжествами и шествием на Акрополь афинян В последний день Великих Панафиней, праздновавшихся один раз в 4 года, торжественная процессия из граждан города подносила Афине священное покрывало (пеплос), сотканное руками афинских девушек. Этот дар был знаком воскресения богини Афины Праздник сопровождался конными и гимнастическими соревнованиями, состязаниями певцов и музыкантов.

Реконструкция Акрополя

Пропилеи Пропилеи – это торжественный, парадный вход Построил его архитектор Мнесикл в 437-432 г до н.э. Представляют собой два дорических портика, один из которых обращён к городу, а другой- к вершине Акрополя Слева к пропилеям примыкала пинакотека – картинная галерея, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения к богам

Храм Ники Аптерос Справа от Пропилей находился крошечный, изящный, лёгкий храм Ники Аптерос (бескрылой) – богини Победы Он сооружён Калликратом в 427-424 г до н.э. Внутри храма находилась бескрылая статуя богини. Известна легенда, согласно которой эта богиня принесла победу грекам над персами, а потом жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив её бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город

Статуя Афины Промахос (воительницы) Пройдя Пропилеи, попадаем на вершину выровняной скалы, превращённой в площадь В центре площади возвышалась огромная 17-метровая бронзовая статуя Афины Промахос, покровительствующей Афинам и греческому народу. Суровая и грозная богиня правой рукой опирается на копьё, а левой держала щит. Эта статуя была хорошо видна со всех сторон города, и даже с моря Ныне площадь пуста, т.к. статую уничтожили в 13 в. суеверные рыцари-крестоносцы

Парфенон В основе композиции Акрополя лежит принцип ассиметрии, принцип свободной панорамы. Поэтому статую Афины поместили левее главной оси Припилей, а справа сместили знаменитый Парфенон Храм Парфенон посвящён Афине Парфенос (деве) Построен архитекторами Иктином и Калликратом Построен из золотисто-розового пентеллийского мрамора

По своему плану Парфенон это дорический периптер – 8х17 колонн высотой 10.5 м. Храм гармоничен, благодаря объединению в нём свойств двух ордеров – дорического и ионического Наружные колонны были дорического ордера, стены собственно храмоцеллы венчал непрерывный ионический фриз

Внутри здание разделено на две равные части. В заподном крыле хранилась казна Афинского морского союза, а в восточной части на высоком постаменте стаяла знаменитая статуя Афины Парфенос Афина Парфенос последняя статуя работы Фидия. Работал он над ней 10 лет Высота статуи 12 метров. Она имела деревянную основу, покрытую золотом и слоновой костью На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди – эгида с маской Медузы Гаргоны. В правой руке держала двухметровую богиню Нику, а левой - щит. На щите с наружной стороны была изображена битва греков с амазонками. У ног Афины сова – символ мудрости, а слева змей, олицетворяющий Эрехфея – древнейшее божество Аттики. Величественно ниспадающие складки её одежды напоминали желобки стройных колонн - каннелюры В 5 в. н.э. статую Афины увёз в Константинополь один византийский император, и там спустя 100 лет она погибла при пожаре

Снаружи Парфенон украшали сцены жестоких сражений (из мифологических сюжетов) Внутри рельефный фриз Парфенона огибал всё здание. На мраморной ленте длинной 160 метров и высотой 1 метр изображалось торжественное шествие жителей Афин в день Великих Панафиней По гармоничности, сплавленности форм и красоте ритма он не имел равных в мировом искусстве.

Эрехтейон Эрехтейон – небольшой ионический храм, созданный в 421-405 г. до н.э. Храм посвящён богине Афине и мифическому царю Эрехтею и названый в его честь По легенде именно здесь состоялся спор между Афиной и Посейдоном за право владеть Аттикой Композиция храма очень сложна. Он выстроен на неровной площадке скалистого склона, имеет три совершенно различных по размеру и форме портика

С какой бы стороны мы не подходили к этому храму, отовсюду он встречает нас новой, неожиданной композицией фасада, ассиметрией углов В одном из портиков роль колонн выполняют коры – фигуры девушек Статуи кариатид органично сочетаются с архитектурой. Они выполняют конструктивную роль, заменяя колонны, и вместе с тем замечательно смотрятся на фоне мраморной стены храма.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск КУЛЬТУРА РОССИИ XVI век

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI в. прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства. Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель Религиозное мировоззрение продолжало оставаться единственным, а потому определяло направление духовной жизни общества в XVI столетии. В XVI в. формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности.

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск ПИСЬМЕННОСТЬ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ. Основной материал для письма – бумага. Привозили ее из Италии, Франции, Германских государств, Польши. Центры книгописания – монастыри. Появились письменные документы. Продолжается летописание.

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск 1563 г –первая типография в Москве.

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск Первопечатник в России – Иван Фёдоров. 1564 – начало книгопечатания на Руси. Помощник – Пётр Мстиславец. Первая печатная книга, вышедшая в России,- «Апостол» (1564). 1565 г –«Часослов» - сборник ежедневных молитв. Русский букварь был напечатан в 1574 г в Литве. Всего в XVI в было издано 20 книг.

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск Литература. летописи «Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись). хронографы исторические повести: « Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков» публицистика: - в посланиях игумена Филофея великому князю Василию III был окончательно сформулирован тезис «Москва - третий Рим» . - Иван Пересветов: идеал государственного устройства - сильная самодержавная власть, опирающаяся на дворянство. князь Андрей Курбский: выступал за ограничение власти царя (вёл переписку с Иваном Грозным). Священник Ермолай: выступал за установление твёрдых норм крестьянских повинностей. Феодосий Косой: высказывался о равенстве всех людей.

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск «ДОМОСТРОЙ» автор священник Сильвестр. середина XVI в: Свод житейских правил и наставлений на основе патриархальных порядков с беспрекословным подчинением главе семьи. . «МИНЕИ ЧЕТЬИ» (греч - ежедневные чтения) - собрание жизнеописаний отцов церкви, житий святых для ежедневного чтения. Составлено под руководством митрополита Макария в 30-40-е гг. XVI в., включает 12 томов, каждый из которых соответствует определенно­ му месяцу и разбит по дням. «Минеи Четьи» имеют 27 тыс. страниц рукописного текста, украшенных орна­ментами.

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск АРХИТЕКТУРА. Завершение строительства ансамбля Московского Кремля: В его создании приняли участие не только лучшие отечественные, но и итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин (Руффо), Алевиз Новый. В это время сложился архитектурный ансамбль Соборной площади

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск Архангельский собор 1505-1508 был до начала XVIII в. усыпальницей московских князей и царей, архитектор Алевиз Новый Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, цари Михаил и Алексей Романовы. В раках хранятся мощи святых - князя Михаила Черниговского и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, убитого в Угличе.

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск колокольня Ивана Великого 1505-1508 гг Архитектор Бон Фрязин. Высокий стройный столп из двух поставленных один на один восьмигранников (походила на русские сторожевые башни). 1624 – Филаретовская пристройка арх. Бажен Огурцов. 1532 – звонница для тяжёлых колоколов. Арх. Петрок Малый.

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск в XVI появился в шатровый стиль. Храмы венчались шатром. Шатёр – завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Построена в 1532 г., в честь рождения наследника Василия III - будущего царя Ивана Грозного. Высота около 62 м с крестом Здание выстроено из кирпича, почти все архитектурные детали выполнены из белого камня. Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. «… Бе же та велми чюдна высоьою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси», - писал летописец.

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск Храм Василия Блаженного. (Покровский собор). 1555-1561. . зодчие Барма и Постник построен в честь взятия русскими войсками Казани. Сначала собор был окрашен в белый цвет, и только в XVII в получил пёструю окраску. Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое русское государство.

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск Смоленский Кремль конец XVI в архитектор Фёдор Конь. . «ожерелье земли русской»

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск ЖИВОПИСЬ. Иконопись: Икона-картина «Церковь воинствующая» Размер 4 метра. Цель: увековечить в искусстве покорение Казанского ханства. книжная миниатюра: Государев Совет миниатюра XVI века.

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск ЖИВОПИСЬ. Фресковая роспись фрески Благовещенского собора Московского кремля, выполненные артелью художников во главе с Феодосием. Страшный Суд - фреска Благовещенского собора

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск ЖИВОПИСЬ. Фресковая роспись Благовещенский собор, Фреска "Троица

Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ №3 г. Красноуфимск памятник русского меднолитейного дела: Царь-пушка – 1594 г. мастер: Андрей Чохов самая большая пушка в мире. вес - 40 тонн, калибр пушки -89 см, диаметр ствола - 120 см, длина пушки - 5,5 метра. Это гигантское оружие могло стрелять каменными ядрами весом более 800 килограмм. Андрей Чохов, называл её "пушкой", в старину это орудие часто называли "Дробовиком российским", потому что стрелять оно должно было "дробом" (картечью).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура России XVIII века

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. Введение

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I. Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства. Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.

Просвещение

На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах бо­лее 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

В России XVIII существовало 3 типа школ: солдатские школы, закрытые дворянские учебные заведения, духовные семинарии и школы. подготовка специалистов велась и через университеты - Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в.

Солдатские школы Солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, от­крытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Закрытые дворянские учебные заведения Закрытые дворянские учебные заведения - это частные пансионы, шляхетские корпу­са, институты благородных девиц и т. д. всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы - частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства.

Духовные семинарии и школы Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.

Книгопечатание

В XVIII значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708 г. была проведена реформа шрифта, были введены гражданская печать, что способствовало увеличению светских и гражданских книг, журналов. Были организованы библиотеки, открыты книжные магазины. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского языка способствовало укреплению светского языка.

Литература

В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744 гг.). Поэт В.К.Тредиаковский (1703-1768 гг.) стал реформатором русского языка и стихосложения. Основоположником русской драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма.

Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества крупного поэта Г.Р.Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях "Бригадир" и "Недоросль" Д.И.Фонвизин. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в литературе. Основоположником русского сентиментализма стал Н.М.Карамзин (1766-1826 гг.), автор повестей "Бедная Лиза", "Деревня" и др. Основное сочинение Карамзина - "История государства Российского".

Архитектура

Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу в летопись мировой архитектуры. В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. С политико-экономическим развитием страны новые требования предъявляются к гражданскому строительству.

Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др. В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились В.П.Баженов и М.Ф.Казаков.

В 1700 году Россия начала Северную войну против Швеции, чтобы освободить русские земли и возвратить Невские берега России. Выход в Балтийское море для России был открыт. Необходимо было только его обезопасить и закрепить. 27 мая 1703 года, по чертежу Петра I и военных инженеров заложили крепость нового бастионного типа – Петропавловскую крепость. На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году по чертежу Петра I заложили судостроительную верфь-крепость –Адмиралтейство.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительство Санкт-Петербурга. Под защитой трех взаимодействующих крепостей началось его возведение, ставшего с1712 года новой столицей России. Размещение градоформирующих сооружений велось по указаниям самого Петра I. С 1710 года стали строить только кирпичные дома. Т.к. квалифицированный специалистов не хватало, то в 1710 году были приглашены: итальянцы, немцы, голландцы. Они должны были не только строить, но и подготавливать русских архитекторов из учеников, работавших с ними.

Русское барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской империи, наиболее ярко проявился в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления - Ф. Б. Растрелли. По его проектам созданы величественные дворцовые ансамбли в Петербурге (Зимний, Строгановский дворец, и в Петергофе, в Царском Селе (Екатерининский дворец,). Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё искусство Середины XVIII века.

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения.

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до 1796 года. Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других).

В XVIII России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов В. И. – строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. и до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века. Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции. Дом Пашкова, ныне старое здание Библиотеки В.И.Ленина является до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века. Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге.

Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.

Изобразительное искусство

Это время расцвета портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - Андрей Матвеев и Иван Никитин - основоположники русской светской живописи. К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению живописи. Лучшие портретисты XVIII в. - А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, Д.Т.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Классическое направление в скульптуре представляли Федор Шубин, Михаил Козловский. В конце 18 в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе лежит частная собрание картин Екатерины II .

В 18 в. продолжалось развитие театра. Открывались новые театры, ставились спектакли по пьесам русских авторов - Сумарокова, Фонвизина. Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах драматических и оперных спектаклей. В 1741 г. по указу дочери Петра Елизаветы была учреждена русская балетная труппа. Продолжал развиваться и крепостной театр. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Михаила Щепкина и др. В XVIII веке театр приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс.

В XVIII в. начинает распространяться светское музыкальное искусство. Создается Филармоническое общество, в котором исполняется старинная и классическая музыка, формируется композиторская школа, появляются русские композиторы - авторы оперной, камерной музыки. Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.

Ведущим музыкальным жанром становится опера. Ведущим оперным композитором того времени являлся Д.С.Бортнянский - автор около 200 произведений. В конце века появляется жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства. В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.

Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни. Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров. В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику. Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.

Заключение

Восемнадцатый век в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.

Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Появились новые литературные журналы, художественная литература, общедоступный театр, светская музыка. Идет становление русского классицизма. Развитие культуры 18 в. подготовило блестящий расцвет русской культуры 19 в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры. Однако в отличие от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Викторина «У истоков искусства» Первобытный мир Древний Египет Древняя Греция Древний Рим … … . … … задание: Вставь номера слайдов в нужную колонку таблицы.

I. К какой культурной эпохе можно отнести эти произведения искусства?

II. К какой культурной эпохе можно отнести эти высказывания? Человек – венец творенья, он подобен богам. Все виды искусства объединены в обрядовых действиях, синкретичны. Одна из задач искусства – подготовка человека к жизни после смерти. Идея величия империи, призванной господствовать над народами, воплотилась в монументальных памятниках архитектуры.

III. К какой эпохе можно отнести эти особенности искусства? Архитектурные постройки имеют строгую геометрическую форму, гладкую отшлифованную поверхность, стены украшены фресками и надписями, описывающими жизнь царей и богов.

III. К какой эпохе можно отнести эти особенности искусства? 2. Архитектурные постройки в форме базилики, имеют большое количество колонн, стены и фасад зданий украшены барельефами и скульптурами.

III. К какой эпохе можно отнести эти особенности искусства? Постройки складываются из природных материалов, необработанного камня.

III. К какой эпохе можно отнести эти особенности искусства? 4. Архитектурные постройки из бетона, огромных размеров, в форме ротонды (круглая постройка, перекрытая куполом) с большим количеством арок (аркады).

III. К какой эпохе можно отнести эти особенности искусства? Изображение людей, богов и животных символическое, плоское, фаснопрофильное. Размер изображения зависит от социального положения и знатности того, кого изображают.

III. К какой эпохе можно отнести эти особенности искусства? 6. Изображение реальных людей (полководцев, императоров) со всеми достоинствами и недостатками внешности.

III. К какой эпохе можно отнести эти особенности искусства? Изображение людей и животных в действии, во время охоты. Рисунок плоский схематичный.

Стамбха Ашоки. III в. до н. э. Высота 9,8 м В 321 г. до н. э. в Индии возникло первое централизованное государство - империя Маурьев. Во время правления царя Ашоки (268-232 гг. до н. э.) в качестве государственной религии был принят буддизм. Ашока демонстрировал свое обращение в буддизм энергичным распространением веры по всей Индии - от Бенгалии до Афганистана при помощи указов, высеченных на монументальных колоннах из камня. Колонны (стамбхи) символизируют ось Вселенной, которая соединяет Небо и Землю и олицетворяет Мировое Древо Жизни. http://indiapicks.com

Львиная капитель стамбхи из Сарнатха. Середина III в. до н. э. Стамбха, достигающая в высоту свыше 10 метров, представляет собой хорошо отполированный каменный столб. Венчает стамбху капитель со скульптурными изображениями животных, что означает царские подношения Будде. Самая знаменитая из них - Львиная капитель из Сарнатха. Согласно преданию, столб, несший эту капитель, был установлен в том месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Изображение Львиной капители отпечатано на денежных знаках современной Индии. http://newtown.k12.ct.us

Большая ступа в Санчи. Во время правления царя Ашоки в архитектуре империи Маурьев получили распространение буддийские мемориальные и погребальные сооружения - ступы. В отличие от других буддийских построек, имевших внутренние помещения и вход, ступа была монолитной и цельной en.wikipedia.org

Большая ступа в Санчи. III-II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.) en.wikipedia.org Одна из самых древних сохранившихся ступ была сооружена в Санчи при Маурьях (ок. 250 г. до н. э.). Позднее она была перестроена и несколько увеличена в размерах. Полусферический купол ступы покоится на круглом основании с идущей по всему периметру террасой. Терраса предназначалась для ритуального обряда поклонения, который состоял в том, что молящиеся обходили ступу кругом, по часовой стрелке. С южной стороны к террасе ведут две симметричные лестницы.

Большая ступа в Санчи. III-II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.) en.wikipedia.org На вершине купола установлена колонна, как бы выходящая из сердцевины ступы. В этом исследователи усматривают продолжение культа колонн Ашоки. Центральный столб, символизирующий ось Вселенной, увенчан круглыми дисками и окружен оградой из квадратных столбов. Зонты олицетворяют небесные уровни или ступени восхождения к нирване. Три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Закон и монашескую общину.

Ранние ступы служили местом захоронения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Будду спросили, какой должна быть его гробница. Учитель расстелил на земле свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела свою полусферическую форму. Полусфера, символ Неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды (то есть его окончательное освобождение от мира), а также и самого Будду.

archi.1001chudo.ru Большая ступа в Санчи. III-II вв. до н. э. По традиции ограда вокруг центрального шеста должна была скрывать его от молящихся во время ритуального обхода.

Резные ворота www.buddhanet.net, www.shunya.net, fog.ccsf.cc.ca.us,

Большая ступа в Санчи. III-II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.). Западные ворота www.greatbuildings.com Сама ступа также окружена массивной оградой. Четверо ворот (тораны) указывают на четыре стороны света и своими, покрытыми глубокой резьбой, балками и колоннами представляют главные стороны учения; они завораживают зрителя своими историями и картинами

Большая ступа в Санчи. III-II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.). Восточные ворота. Фрагмент www.greatbuildings.com Рельефная резьба в Санчи ограничена колоннами и балками четырех ворот. Каждые ворота разделены на три части. В верхней секции, состоящей из трех архитравов, разворачивается повествование, которое оканчивается в волютах -словно каменные страницы иллюстрированных рукописей, некогда переносимых из деревни в деревню странствующими рассказчиками. Несмотря на тесно расположенные сюжеты, глубокая резьба выполнена настолько искусно, что истории можно рассмотреть даже снизу, с земли.

Пространство заполнено человеческими фигурами, фигурками животных (реальных и фантастических) и буддийскими символами, такими как ступа, лотос и дерево. Капители, которые соединены с балками и квадратными колоннами, окружены львами, слонами и карликами - их фигуры нарушают плоскостность ограды и создают динамический переход от вертикальных колонн к горизонтальным балкам. Визуальная связь с балками создается также с помощью кронштейнов в виде женских фигур. Большая ступа в Санчи. III-II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.). archi.1001chudo.ru

Большая ступа в Санчи. III-II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.). Якшиня с восточных ворот www.greatbuildings.com Это один из лучших примеров образа якшини в индийском искусстве. Обнаженный стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения женщины легки и грациозны, поза свободна и естественна. Эталоном красоты женщины и богини плодородия являются подчеркнуто округлые бедра и бюст. В целом форма и декоративная проработка фигур заимствованы из движений и позиций танца, который всегда был источником вдохновения для индийских художников.

Чайтья Чайтья - один из типов индийской буддийской архитектуры, представляющий собой продолговатый зал с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа (полусферическое погребальное, а затем мемориальное сооружение). Чайтья в Карли. Разрез. www.artprojekt.ru

Чайтья в Карли. I в. до н. э. В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы - чайтьи (преимущественно в районах, где вздымающиеся горные плато резко обрываются, создавая ступенчатые стены из твердого камня протяженностью в несколько сотен километров). Примером такого рода сооружений является чайтья в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны. Важнейшей деталью фасада чайтьи является огромное подковообразное окно, которое служит основным источником света в храме. www.2india.ru

Внутреннее пространство отдаленно напоминает базилику: вырубленное в скале пространство разделенно на три “нефа”, отделенные друг от друга рядами колонн с горшковидными базами и сложными капителями (соединение мотивов колокола и цветка лотоса) со скульптурным завершением из группы мужских и женских фигур. Чайтья в Карли. I в. до н. э. Интерьер www.newtown.k12.ct.us

Рельеф чайтьи в Карли. I в. до н. э. Наружный фасад чайтьи в Карли украшают скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами. Возможно, здесь изображены дарители, на средства которых был построен храм. Пары, изображенные на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе - мужское и женское. Их соединение рождает все живое на земле. www.columbia.edu

Пещеры Эллора Комплекс пещерных храмов Эллоры расположен в индийском штате Махараштра, неподалеку от города Аурангобада, и состоит из 34 пещерных храмов, создававшихся на протяжении VIII-IX веков. Пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах. www.tury.ru Они представляют собой лушие образцы как индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с 6 по 9 столетья нашей эры.

Наиболее интересен среди прочих храмов Эллоры Храм Кайласанатха в пещере 16, который является колоссальным монолитом с витиеватым внешним видом, целиком вырезанный из целого холма. Он начал строится в период с 757 и 773 годы, на его строительство ушло 150 лет. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире. www.tury.ru Храм Кайласанатха в Эллоре. Середина VIII в. Изумляет в Кайласанатхе то, что в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон.

Храм Кайласанатха в Эллоре. Середина VIII в. При его строительстве было выдолблено 200 тысяч тонн горной породы. Храм посвящен богу Шиве. Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным завершением) главное святилище и многоколонный зал для молящихся. www.tury.ru Это самый крупный в мире монолитный комплекс, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Храм Кайласанатха поистине грандиозен. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза.

Нижняя часть храма высечена в виде цоколя восьмиметровой высоты. В его центре высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около трех метров, словно держащих на своих спинах тяжесть здания храма. Эта идея огромного сооружения, покоящегося на спинах слонов и львов, носит мифологический и символический характер - ведь мир, как известно из древних легенд, стоит на трех слонах. Только слонов в Кайласанатхе гораздо больше... clubs.ya.ru Храм Кайласанатха в Эллоре. Середина VIII в.

Рельеф из пещерного храма в Эллоре. VIII-X вв. Храмовые комплексы Эллоры (VI-X вв.) известны стенными барельефными композициями с изображениями буддийских и брахманских богов и мифологических героев. По сравнению с каноническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов - пластически сочные, исполненные напряженной динамики. www.shunya.net

Пещеры и храмы Эллоры внесены ЮНЕСКО в список памятников, являющихся всемирным достоянием (наследием) человеческой цивилизации.

Трехликий Шива Махадева из храма на о-ве Элефанта Три лика Шивы символизируют его троякую сущность: Творец, Защитник и Разрушитель. www.vedanta.it

Красный форт, или Лал Кила Красный форт, или Лал Кила, является одним из самых великих и знаменитых памятников Индии. Находится он в столице Дели на берегу реки Ямуна. Построенный из красного камня, он поражает своей красотой, величием и неприступностью. Красный форт, или Лал-Кила не мене прекрасен чем Тадж Махал и обязан своим именем красному песчанику, из которого выстроены его стены. Фасад крепости Лал-Кила в Дели. «Если и есть рай на свете, то он здесь, он - здесь» - говорится в надписи арки зала Кала-а-Мубрака. В этих словах персидского поэта Амира Хосрова выражен замысел архитекторов Шах-Джехана - построить цитадель по образу и подобию рая, описанного в Коране ru.wikipedia.org/wiki/ Лал-Кила

Форт обязан своим появлением великому Шах Джахану, который построил также знаменитый Тадж Махал. Строительство началось 16 апреля 1639 года и закончено было ровно через 9 лет 16 апреля 1648 года. wordtravel.com.ua Красный форт, или Лал Кила Шах Джахан решил перенести столицу государства из Агры в Дели, и именно Красный форт стал его резиденцией в новой столице. Шах-Джехан остался в истории как великий покровитель искусств и основатель династии.

В «Красном форте» времен Шаха-Джахана размещалось 3000 человек придворных. Сооружение было первой цитаделью эпохи Моголов, задуманной в форме неправильного восьмиугольника, что стало позднее особенностью архитектурного стиля времен этой династии. ru.wikipedia.org/wiki/ Лал-Кила www.hot-putevki.ru/india sightseen.turistua.com/ru/gallery Красный форт, или Лал Кила Строительным материалом были кирпичи, облицованные керамикой или красным мрамором.

Дворец ветров. Джайпур Самая знаменитая достопримечательность Джайпура - дворец Хава-Махал или «Дворец Ветров». Это пятиэтажное здание с 590 окнами и балконами использовалось как гарем для жен и наложниц раджей Джайпура. www.hot-putevki.ru/india Интересен внутренний интерьер дворца, где практически каждая комната не превышает ширины окна.

Хава-Махал или Дворец Ветров. Джайпур. Хава-Махал или Дворец Ветров стал символом Джайпура. Это здание, выполненное из розового камня и украшенное колоннами и балконами, было построено в 1799 году. Хава Махал является частью городского дворцового комплекса www.hot-putevki.ru/india

Дворец Махараджи. Джайпур Городской Дворец, часть которого открыта для посещений в качестве музея, другую часть до сих пор занимает царская семья.


Мировая художественная культура – это тот предмет, который крайне трудно изучать, не имея наглядного материала, ведь в основе культуры лежат картины, музыка и скульптура. Презентации по МХК содержат в себе большое количество слайдов и фото и музыки, благодаря чему информация очень хорошо усваивается. Презентации помогут лучше раскрыть тонкости развития культуры разных стран, и расскажут ученикам о биографиях великих художников и композиторов. Все презентации доступны для скачивания абсолютно бесплатно.

Презентации по МХК выполнены в программе PowerPoint, у нас вы найдете большой ассортимент презентаций по МХК, которые можно скачать абсолютно бесплатно. Чтобы это сделать необходимо перейти на выбранную презентацию и нажать на кнопку «скачать». Перед этим Вы можете увидеть каждый слайд и просмотреть их описание, Вам не придется сперва качать файлы и только потом понять, что это не совсем то что нужно. Если возникли трудности с поиском нужной Вам темы, можете воспользоваться поиском по всем презентациям, введите ключевое слово и мы подберем для Вас самые подходящие работы.

Здесь Вы найдете презентации по МХК как для младших классов, так и для старшеклассников. Благодаря наглядности, красочности слайдов, правильно структурированной и разбитой по блокам информации аудитория будет легче воспринимать предмет и лучше концентрироваться на теме.

Аннотация к материалу

Презентации по МХК , которые можно прямо сейчас бесплатно скачать на все темы уроков из разделов нашего сайта, позволяют создать на уроке идеальную среду для формирований у учащихся школы ключевых компетенций по предмету, для изучения основных тенденций мировой художественной культуры, для знакомства с известными личностями, деятельность которых повлияла на формирование культуры целых эпох. Готовые разработки учителей, наполненные иллюстративным и текстовым материалом, оказывают содействие в быстром усвоении материала старшеклассниками и учащимися среднего звена, значительно увеличивают увлечение предметом и повышают качество его усвоения на любом этапе.

Провести урок мировой художественной культуры без наглядности невозможно. Одними словами, даже используя огромное количество эпитетов или сравнений, ни одну картину или архитектурное строение описать точно не удастся. Демонстрировать маленькие картинки перед классом не всегда практично и эстетично, водить детей по музеям нет возможности у большинства учителей. Зато у каждого уже сегодня появилась великолепная возможность: скачать презентацию по МХК бесплатно и на примерах искусства познакомить детей с духовным наследием, которое формировалось на протяжении нескольких веков и бережно хранилось нашим народом. Увидев воочию репродукцию шедевра, относящегося к средним векам или эпохе Возрождения, услышав на уроке музыкальное произведение или отрывок из него, учащиеся начинают по-новому смотреть на творения великих художников, архитекторов, композиторов и по-другому свидеть их творчество, открывая для себя новые имена и замечательные работы.

Многие презентации на тему МХК выполнены учителями, некоторые работы представлены учащимися, которые изучили тему и создали свою работу для защиты проекта. Каждое мультимедийное пособие - это маленькое виртуальное путешествие в отдельный музей или в страну, где жил великий творец. Всматриваясь в слайды готовой презентации по МХК, которые можно скачать к урокам бесплатно, учащиеся не просто знакомятся с Лувром или Русским музеем. Школьники делают свои выводы, совершают гениальные открытия и становятся богатыми духовно, получая знания.

Цифровые технологии пришли в наш мир. Они прочно обосновались в образовании, поэтому пусть у каждого педагога будет возможность в одном месте скачать презентации для уроков мировой художественной культуры и показать их на уроках учащимся 10 - 11 классов. Иногда темы этих работ могут быть созвучными с материалом, изучаемом на истории, изо, поэтому интерактивные пособия могут иметь и более широкое использование в работе школьного учителя.

Презентации по мировой художественной культуре могут быть полезными ученикам, которые самостоятельно готовят тему урока дома. Не менее интересно посмотреть любую из работ на досуге тем, кто интересуется культурой, и открыть для себя поразительный мир художественных образов и интересных людей.

Каждый учитель стремится быть современным. Вам хочется привить учащимся любовь к своему предмету? Готовые презентации по МХК для уроков в 10 - 11 классе позволят это сделать. Скачивайте их в свою медиатеку и пользуйтесь на открытых и обычных уроках.

МХК - 8 класс

Срочно нужны презентации по МХК для 8 класса? Перед вами новый раздел на портале Классные-часы.ру, где все готовые работы, выполненные педагогами и учащимися школы, можно скачать бесплатно. Урок превратится в настоящее путешествие, на котором можно не только говорить, но и видеть, рассуждать, обсуждать, сравнивать и делать выводы. Школьники на таких...

МХК - 9 класс

Презентации по МХК в 9 классе нужны каждому педагогу, который будет преподавать данный предмет. Без этого наглядного материала невозможно раскрыть суть сложных понятий, не удастся представить роскошь и красоту современной культуры, своеобразие искусства древности, мир творчества отдельных авторов. В школах появились компьютеры. Они сегодня уже ни у кого не вызывают...

МХК - 10 класс

Презентации по МХК в 10 классе - это уникальные наглядные пособия, которые позволят учителю познакомить на уроке школьников с любым произведением искусства и любым художником, композитором, скульптором, архитектором, который является его автором. Красочные слайды с картинками, которые сопровождают рассказы педагога, помогают сделать учебное занятие интересным. Это то пособие, которое у...

МХК - 11 класс

Презентации по МХК в 11 классе позволяют интенсифицировать учебный процесс и вызвать интерес к культуре своей страны и художественным творениям с мировыми именами. Оптимальной наглядностью для уроков мировой художественной культуры стали мультимедийные ресурсы, которые обычно выполнены в программе Power Point. Использование таких пособий позволяет каждое учебное занятие наполнить новым смыслом....

Олимпийские игры в Древней Греции – презентация Презентация рассказывает, как проходили первые Олимпийские игры в Древней Греции. Скачать разработку можно для урока истории в 5 классе или для урока изобразительного искусства для...Пунические войны – презентация Презентация на тему «Пунические войны» выполнена для урока истории в 5 классе. Данная разработка - прекрасное наглядное пособие, на примерах которого можно рассказать о ряде...Презентация Религия древних греков Презентация на тему «Религия Древних греков» рассказывает о религиозных верованиях в Греции, о том, каким богам молились древние люди, какие мифа о Деметре, Дионисе, Прометее...

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, - это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Роль МХК как учебного предмета

В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.

Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.

Как учебный предмет МХК - это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.

Понятие культурной эпохи

Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.

Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

Что такое эпоха Возрождения

Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.

После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.

Периодизация

Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии - на родине Ренессанса - были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).

Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.

Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.

Философская и религиозная составляющие Возрождения

Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.

Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.

Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.

Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме

Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».

В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.

Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека

В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи - создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи - художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк - живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.

В данный раздел включены темы проектов по МХК (мировой художественной культуре), не вошедшие в списки тем для 7, 8, 9, 10 и 11 классов.
На странице предлагается выбрать интересные темы исследовательских работ по МХК , в которых рассматривается архитектура, живопись и скульптура Древнего Востока, Египта, Европы и России.

Мы распределили темы исследовательских работ по мировой художественной культуре по классам, ниже можно перейти и просмотреть темы по МХК для 7-11 классов .

Также предлагаются темы исследовательских работ по культуре на знакомство с музеями различных стран мира.

Среди тем проектных работ по МХК можно выбрать интересную тему проекта для учащихся любого класса школы. Темы охватывают культуру практически всех известных цивилизаций мира.

Темы исследовательских работ по МХК (общие)

Интересные темы проектов по МХК для учащихся школ:


Арканджело Корелли.
Архитектура Древнего Египта.
Архитектурные памятники города, в котором я живу.
Архитектурный модерн одного из городов России.
Библейские сюжеты и образы в творчестве Эль Греко (Рембрандта и др.)
Боевые воинские искусства
Бытовой жанр в западноевропейской и русской живописи.
В. А. Серов «Девочка с персиками»
Венецианская маска.
Влияние африканской скульптуры на творчество П. Пикассо.
Влияние венецианских масок на образы современной моды.
Влияние Византии на формирование культуры и искусства Киевской Руси
Волшебное искусство амигуруми.
Город-музей Санкт-Петербург и его пригороды.
Готическое искусство.
Греческий театр.
Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись.
Древнерусская иконопись
Египетский стиль в современном интерьере.
Живопись С. Дали и театр абсурда.
Живопись эпохи "передвижников".
Жизнь Иисуса в произведениях искусства.
Идеал красоты в разные эпохи
Из истории французского костюма.
Импрессионизм. Огюст Ренуар
Импрессионистические приемы в творчестве К. Коровина (В. Серова).
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство доколумбовой Америки.
Искусство Западной Европы XVII века. (Эпоха барокко).

Темы проектов по МХК (продолжение)

Интересные темы исследовательских работ по МХК для учащихся:


Йозеф Ланнер,основатель венского вальса.
Комната моей мечты.
Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX – начала XX века
Культура античности
Культура восточного танца
Культура и быт народов Кубани XVII - XVIII в.
Культура и искусство Византии
Культура и искусство эпохи Просвещения.
Майолика эпохи Возрождения
Может ли искусство быть оружием
Музеи Европы
Музеи мира. История становления музея, принципы, по которым сложились национальные коллекции.
Музеи России.
Музеи Украины.
Музей в современной социокультурной ситуации города.
Образ Клеопатры в кинематографе.
Образ кошки в русской культуре.
Образ Петра I в скульптурах Б.К. Растрелли и Э. Фальконе.
Образ солнца в народном искусстве.
Образы Мадонн в творчестве Леонардо да Винчи (Рафаэля).
Особенности русского духовного идеала в творчестве М. Нестерова.
Отражение образов первобытного искусства в творчестве П. Гогена.
Пирамиды в современной архитектуре.
Поиски фовистов и особенности их образного языка.
Преломление иконописных принципов в живописи Эль Греко.
Природа и человек в изобразительном искусстве романтизма (на примере творчества К. Д. Фридриха).
Проблема выбора жизненного пути в произведениях А. Иванова «Явление Христа народу» и И. Крамского «Христос в пустыне».
Прогулка по Версалю.
Противопоставление естественного и искусственного как основной мотив творчества К. Сомова.
Психологизм скульптурных портретов А.С. Голубкиной.
Роль Тулуз-Лотрека в развитии искусства плаката.
Романское искусство
Рыцарство
Своеобразие жанра картины-элегии в творчестве В. Борисова-Мусатова.
Своеобразие стилистической манеры Ф. Рокотова.
Символика натюрморта в голландской живописи XVII века.
Символика украшений Древнего Египта. Связь символики с мировоззрением египтян.
Символические образы в творчестве Врубеля.
Скульптура эпохи Возрождения: Донателло, Микеланджело.
Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.
Скульптурное убранство готических соборов.
Славянская мифология "Русская нечисть"
Славянская мифология "Священные птицы"
Советская и американская культура 20-х годов XX века.
Тайна красоты в русских женских портретах XIX века.
Танец богини Гуань
Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери.
Традиции древнерусского искусства в архитектуре петровского времени.
Художественные открытия «малых голландцев».
Черты романтизма в творчестве прерафаэлитов.
Экзотика Востока в произведениях Делакруа.
Экскурсия по Собору Святой Софии в Константинополе.