Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Почему есть правостороннее и левостороннее движение? Левостороннее и правостороннее движение.


В XIX и начале XX века руль на первых автомобилях устанавливался в центре салона. С увеличением количества транспортных средств внимание шофера все больше сосредотачивалось на встречных автомобилях, а удобней это делать, когда водитель сидит ближе к стороне встречного движения. Это и стало главной причиной размещения руля с правой или левой стороны. Кроме того, при использовании автомобиля в качестве такси руль с одной из сторон делает посадку и высадку пассажира более удобной и безопасной.


Почему основная масса дорог имеет правостороннее движение?
Однозначного ответа нет. Возможно, это связано с тем, что большинство людей является правшами. Простые жители ходили по правой стороне дороги, чтобы уберечь от встречных свое имущество, которое, как правило, носили на правом плече.

Как обыграть онлайн-казино на 368 548 рублей, используя дыру в алгоритме?
Пошаговая инструкция

Привет! В интернете меня знают, как Джером Холден и я зарабатываю на тестировании алгоритмов всем известного казино Вулкан: ищу уязвимости в играх, делаю ставки и срываю куш.

Сейчас я собираю комьюнити для более глобального проекта, поэтому делюсь схемами бесплатно. Рассказываю все максимально подробно, ничего сложного нет, работать можно прямо с телефона, справятся даже девушки)). Можешь протестировать алгоритмы, заработать денег и решить - присоединиться к моей команде или нет. Подробности тут .

За три месяца я заработал на своих схемах 973 000 рублей:


Почему в России правостороннее движение?
Считается, что сторона движения транспорта в России была определена 5 февраля 1752 года. Тогда российская императрица Елизавета I подписала указ, где было четко сказано, что возы и кареты в городе должны придерживаться правой стороны дороги.

Почему в Америке правостороннее движения?
Вначале в США было левостороннее движение, но к концу XVIII века произошёл постепенный переход на правостороннее движение. Считается, что это заслуга французского политического деятеля Мари-Жозеф Лафайета. После того, как первым массовым автомобилем с левосторонним расположением руля стал Ford T, подобное расположение руля были вынуждены выбрать и другие автопроизводители.

Почему в Японии левостороннее движение?
В 1945 году американскими оккупантами в стране было организовано правостороннее движение. В 1977 году японская префектура Окинава по решению японского правительства перешла с правостороннего на левостороннее движение. Смены движения была продиктована Женевской конвенцией о дорожном движении 1949 года, которое требует от стран-участниц наличия лишь одной транспортной системы.

Почему в Англии левостороннее движение?
Левая сторона движения была определена законом в 1756 году. В нем говорилось, что движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. Через 20 лет был издан «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение.



Почему страны меняют движение автомобилей с одной стороны на другую?
Чаще всего смена движения происходит из-за неудобств. Когда страну окружают соседи с правосторонним движением, то логично тоже стать правосторонним. Например, так поступила Швеции, когда 3 сентября 1967 года страна перешла с левостороннего движения на правостороннее (случился день «H»).


Другой пример, Самоа в 2009 году перешла на левостороннее движение из-за большого количества подержанных автомобилей с правым рулем (в этой стране 99% машин привезены из «левой» Австралии).


Кстати, а Вы знаете, что во время Парада Победы 9 мая автомобили едут по левосторонней схеме, а не по привычной правосторонней? Еще одна особенность нашей страны - это

Ответ редакции

Не было бы Англии — не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.

АиФ.ru попытался разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.

Почему в Англии повелось ездить по левой стороне дороги?

Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф — фунт серебра.

Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.

  • Римская версия

В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку. После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций. В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.

  • Морская версия

Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.

В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.

Фото: Shutterstock.com

Как английская «левизна» расползлась по всему свету?

Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:

  • Колониальный фактор.

Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.

  • Политический фактор.

Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт , схема движения превратилась в аргумент политики. В тех государствах, что поддерживали Наполеона, — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.

Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.

Когда в России утвердилось правостороннее движение?

В России нормы правостороннего движения сложились ещё в средние века. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в Российской империи повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.

Страны, которые поменяли движение

История знает немало примеров, когда страны переходили с одной схемы движения на другую. Поступали так государства по следующим причинам:

  • «Назло вчерашним оккупантам»

США перешли на движение по правой стороне дороги после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году.

Корея перешла на правостороннее движение после окончания японской оккупации в 1946 году.

  • Географическая целесообразность

На правостороннее движение в середине 1960-х - начале 1970-х перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии.

Швеция поменяла направление движения последней в Европе. В 1967 году там произошёл так называемый День «H» , когда все машины королевства перестроились на другую полосу. Причина перехода на «право» лежала не только в географии, но и в экономике. Большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль.

Шведский день «H». Фото: Commons.wikimedia.org

В 2009 году на левостороннее движение перешло Самоа. Это было связано с большим количеством подержанных автомобилей с правым рулём, которые поставлялись в страну из Австралии и Новой Зеландии.

«Левые» исключения

В правосторонних странах находится место для «левых» исключений. Так, на небольшой улице генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже двигаются по левой стороне. Есть небольшие участки с левосторонним движением в Одессе (Высокий переулок), в Москве (разъезд на ул. Лескова), в Питере (набережная реки Фонтанки) и во Владивостоке (ул. Семёновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на ул. Мордовцева).

Какое движение безопаснее?

По мнению специалистов, то, по какой стороне вы едете, не влияет на степень безопасности движения — это всего лишь вопрос привычки.

Страны с левосторонним движением

Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % — по левой.

Северная Америка

  • Антигуа и Барбуда
  • Багамские Острова
  • Барбадос
  • Ямайка

Южная Америка

  • Гайана
  • Суринам
  • Великобритания
  • Ирландия
  • Мальта
  • Бангладеш
  • Бруней
  • Бутан
  • Восточный Тимор
  • Гонконг
  • Индия
  • Индонезия
  • Макао
  • Малайзия
  • Мальдивские о-ва
  • Непал
  • Пакистан
  • Сингапур
  • Таиланд
  • Шри-Ланка
  • Япония
  • Ботсвана
  • Замбия
  • Зимбабве
  • Кения
  • Лесото
  • Маврикий
  • Мозамбик
  • Намибия
  • Сейшельские острова
  • Свазиленд
  • Танзания
  • Уганда
  • Австралия
  • Кирибати
  • Науру
  • Новая Зеландия
  • Папуа — Новая Гвинея
  • Самоа
  • Тонга
  • Фиджи

Вопрос этот, конечно, животрепещущий. Особенно он становится актуальным, когда после непродолжительного пребывания в Японии внезапно ловишь себя на мысли о том, что никак не можешь разойтись с японцами на ровном месте - постоянно сталкиваешься. Перемещаясь по японским улочкам на велосипеде, испытываешь внутреннею потребность «принять вправо». Со временем эта печальная привычка проходит, но порой в самый неподходящий момент дает о себе знать. Иногда это доводит до печальных последствий; лично меня как-то раз в Киото практически машиной сбило.

Копать вопрос левости японцев я начал постепенно, без фанатизма; слово за слово - что-то постепенно удалось насобирать. Спрашивать у самих японцев – дело гиблое. Во-первых, большей части их нации в голову не приходит, что в других странах могут ездить по правой стороне дороги. Говоришь им - они глаза раскроют и с нулевым выражением лица головой кивают.

Один мой друг, как-то раз прибыв в Японию по вопросам бизнеса, сидел в баре с одним японским товарищем. Тот его любопытства ради спрашивает: откуда прибыли в Японию? Наш ему и отвечает, мол, из самой близкой к вам страны (дело происходит в Саппоро – главный город самого северного острова - Хоккайдо). Японец долго думал, долго рассматривал русского, потом сказал: «Из Кореи?». Вот такими хорошими знаниями о внешнем мире славится большая часть японцев. Вернемся к нашим баранам.

История принятия левой стороны дороги как основной – история странная. Корнями она уходит в японскую древность, когда самураи скакали по гористой японской местности на резвых лошадях с мечами на левом боку. На перевязи катану (японский меч) никто не носил, затыкали за пояс, так что он торчал с левого боку, где-то на полметра выпирая. Видимо, опасаясь зацепиться мечами и тем спровоцировать бой, самураи стали использовать принцип левостороннего движения. Они вообще народ был нервный, шуток не понимающий.

Рационально предположить, что помимо вояк-самураев, чьи героические образы пафосно воспеты в современном японском кинематографе режиссером Такеси Китано, был и простые люди: крестьяне, ремесленники, торговцы. Им как ходить подобало? Этот люд мечей не носил и совершенно спокойно пользовался любой стороной дороги. Главной радостью было вовремя посторониться от приближающегося самурая. Последний мог запросто прирезать мещанина за косой взгляд или еще за какой «неуважительный» поступок.

В начале периода Эдо (1603-1867 гг.) уже закрепилась традиция, указующая каждому, кто направлялся в сторону столицы (Токио в то время звался Эдо), держаться левой стороны. Похоже, что такая система прикипела к японцам и постепенно стала распространяться по всей стране. С уверенностью можно говорить, что к концу 18-го века обычай двигаться по левой стороне дороги уже сформировался как общее правило для перемещения по Японии.

В середине 19-го века Японию практически штурмом заставили открыться миру. Тут японцы осознали силу западной техники и решили тотально все заимствовать. Множество японских подростков отправили учиться уму-разуму в западные университеты; большая часть отбыла в Англию. Там, кстати, тоже по левой стороне ездят.

Наверное, японцы все-таки стали бы ездить по правой стороне, если бы американцы или французы одержали верх в тендерах на строительство первых железных дорог на островах японского архипелага. Но их опередили англичане. Первый поезд запустили в 1872 году, и, как ни печально, паровозы придерживались левостороннего движения.

Дальше – больше. Первые трамваи на лошадиной тяге также двигались по левой стороне дороги. Чем объяснить такую организацию? Наверное, вид паровозов произвел на японцев такое неизгладимое впечатление, что они просто не смогли помыслить иного порядка дорожного движения. В начале двадцатого века лошадей заменили на электропривод, и менять распорядок движения не стали – традиционалисты как-никак!

Самое интересное то, что за пятьдесят лет никто так и не удосужился законодательно регламентировать, какой стороны дороги следует держаться. Максимум на что пошла полицейская управа в Токио - так это издала предписание о том, что лошади и автомобили должны придерживаться левой стороны, а при встрече с военными отрядами - правой. Японская армия – особый случай – ходила по правой стороне дороги до 1924 года.

Управители города Осака, недолго думая, обязали всех конных и «автомобильных» двигаться по правой стороне дороги. Осака – второй по величине город в Японии, власти которого проявляли завидную самостийность в решении своих вопросов. Простым японцам такое положение дел, наверное, еще больше «нравилось». В Токио – по левой стороне дороги, в Осаке – по правой, скучать не приходится.

В 1907 году в Японии первый раз насмерть задавило пешехода автомобилем. Властям потребовалось еще почти 20 лет, чтобы в законодательном виде оформить левосторонне движение и положить конец путанице. Хотя в Японии вообще никто никогда и ни в чем не путается, культура и ее обычаи очень жестко регулируют каждый пунктик социальной активности и поведения человека в группе.

Понятное дело, что любому иностранцу до культурных реалий Японии особого дела нет, если только он не профессиональный исследователь. Зато нам, русским, крайне важно быстро разобраться, по какой стороне дороги следует ездить. Забавных историй с левосторонним движением хватает. Есть много баек о том, как русские выехали на трассу без машин, поехали по правой стороне, а потом стали сигналить автомобилям, ехавшим навстречу, громко ругаться, когда те не сразу разбирались, представители какой нации сидят за рулем. В основном эти сказки выдержаны в стиле «Особенностей национальной охоты».

Однако вот вам практика из жизни. При совершении ДТП без жертв японцы предпочитают разобраться сами и не вмешивать сотрудников дорожной полиции. Они обычно быстренько обмениваются визитками и разъезжаются по своим делам. Сложно сказать, почему они так поступают - кто владеет языком и довольно долго пожил в Японии, думаю, растолкует. Японцы очень доверяют написанному на бумаге и только после обмена визитными карточками начинают воспринимать собеседника и вести себя с ним соответственно его рангу.

Загадочный край эта Япония, и удивительно красивый, а машины там делают - просто обалдеть!

Познавательная статистика: мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72% и 28%, при этом 66% водителей мира ездят по правой стороне и 34%

- по левой. История правостороннего и левостороннего движения от разъезжающихся всадников на древнеримских дорогах и до шведского Дня H, когда схема движения в стране сменилась на противоположную - в нашем специальном материале.


Возьмём влево

Об организации дорожного движения в древности мы знаем совсем мало. Римские предки современных водителей оставили несколько свидетельств о левосторонних предпочтениях (левая колея на каменоломне, разбитая сильнее по сравнению с правой, изображения разъезжающихся всадников на динариях), также часть историков ориентируется на левосторонний метод разъезда воинов.

С другой стороны, дорожная система развивалась, количество лошадиных сил в экипажах росло, и на дорогах стало формироваться правостороннее движение - большинству людей, как правшам, удобнее направить экипаж более сильной правой рукой.

Сильные стороны


Исторически сложилось так, что Россия не колебалась в выборе, и ещё в Средневековье было положено: правая сторона! «В России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны», - значится в докладе Юста Юля, датского посланника при Петре I (1709 год). В 1752 правостороннее движение для городских карет и извозчиков было обозначено императорским указом Елизаветы Петровны.



Чуть позже на другой части континента правосторонний уклад был закреплён влиянием Франции.

Парижский декрет 1789 года, изданный на фоне событий Великой Французской революции, направлял движение по «простонародной» правой стороне. Немногим позднее и Наполеон Бонапарт предписал военным держаться правой стороны, чтобы другие люди, встретив французскую армию, уступали дорогу. Ещё через некоторое время на выбор схемы движения стала оказывать влияние политическая ситуация, и страны-союзники Наполеона приняли правостороннее движение (Польша, Испания, Голландия, Италия, Швейцария, Германия), а противники перешли на левостороннее (Португалия, Британия, Австро-Венгрия). Долгое время оставалось левосторонним движение в Швеции.


В Австрии в зависимости от провинции можно было встретить оба варианта, пока в 1930-х годах, после включения в состав Германии, не был совершён полный переход на правостороннее движение.


Теперь возьмём влево. Англия, 1756 год: издан билль, в котором фиксируется левостороннее движение по Лондонскому мосту и штраф за нарушение данного правила. Спустя 20 лет выходит «Дорожный акт», регламентирующий движение по левой стороне на всех английских дорогах, включая железнодорожные пути.


По одной из теорий, левостороннее движение было задано осторожными кучерами, которые боялись задеть прохожих справа кнутом и потому пускали свой экипаж по левой стороне дороги.


Вслед за самой Великобританией левостороннее движение было принято в её колониях (например, в Индии, Пакистане и Австралии). В 1859 году под влиянием посла королевы Виктории сэра Р. Алкока соответствующие правила были приняты и в Токио.

На чьей вы стороне?


Некоторые страны с течением времени поменяли одну сторону движения на другую - в основном под влиянием стран-соседей с противоположной схемой.


3 сентября 1967 года такой переход с левостороннего движения на правостороннее совершила Швеция. В истории этот день остался как День H (Dagen H). Рано-рано утром, в 4:50, все автомобили остановились, сменив сторону дороги, чтобы в 5:00 продолжить движение, но уже по новой схеме.


Сьерра-Леоне, Нигерия, Гамбия и Гана, бывшие британские колонии в Африке, перешли на правую сторону дороги, так как в их соседях значатся страны, которые в прошлым были французскими колониями и, соответственно, использовали правостороннюю схему движения.


А в Мозамбике, португальской колонии в прошлом, соседство с бывшими британскими колониями повлияло на обратный переход - слева направо.


Корея перешла на правостороннее движение в 1946 году по окончании японской оккупации.


В Италии сейчас правостороннее движение, но было время, когда в разных городах можно было встретить разные схемы.


США перешли от левостороннего движения к правостороннему к концу XVIII века, в Канаде левостороннее движение частично присутствовало до 20-х гг XX в.


Необычно получилось в Самоа. Там на переход к левостороннему движению повлияло преобладающее большинство подержанных праворульных автомобилей на дорогах.

Лево руля, право руля!


Руль на первых автомобилях обычно располагался справа. При таком расположении водитель лучше ориентировался при обгоне, а также имел возможность выходить из машины не на проезжую часть, а на тротуар.

По материалам портала drive.ru и Wikipedia .

Левостороннее движение является визитной карточкой Англии, а также некоторых других стран. Но в Европе Великобритания считается единственной страной, где принято ездить слева. В чем причина такого явления?

Левостороннее движение: исторические предпосылки

Согласно мнению историков левая сторона дороги была выбрана еще в те времена, когда по Лондону разъезжали на конных упряжках. Проезжая справа кучер мог случайно задеть хлыстом людей на тротуаре. Поэтому все ездили слева.

Некоторые исследователи считают, что левостороннее движение пришло на Британские острова от римлян, когда-то завоевывавших их. Там также было удобнее ехать на коне слева, а меч держать в правой руке. Это позволило бы быстро дать отпор нападавшим самой сильной рукой.

К тому же, в пользу «левого» движения сработал английский билль, введенный в 1756 году. В нем говорилось о том, что на Лондонском мосту теперь существует только движение слева. За нарушение правила предполагался крупный штраф.

Ровно через 20 лет после билля, по всей Англии приняли закон о левостороннем движении. Такой способ передвижения на авто актуален и сегодня.

Морское объяснение

Долгое время судьба Великобритании была связана с морем. Ведь до островов ходили лишь пароходы и корабли. Они то и были связующим звеном Англии со всем остальным миром. Поэтому морские традиции тесно вплелись в уклад жизни англичан.

Раньше, корабли обходили суда слева. И для страны, так тесно связанной с морем, нет ничего удивительного в том, что этот обычай стал сухопутным.

На сегодняшний день, в мореходстве принят обгон справа, но то что было раньше, так это совсем иная история.

Страны, повторившие за Великобританией

Государства, использующие левостороннее движение, сделали свой выбор под влиянием следующих факторов:

  • Колониальная причина. Еще в прошлом веке Англия имела в своем подчинении множество колоний. Поэтому после отмены колонизации, многие государства сохранили привычную схему движения, как единственно верную;
  • Политическая причина. Благодаря Наполеону Франция задала тон среди других стран в выборе стороны дороги. Те, кто поддерживал Наполеона, также вводили правостороннюю схему. А те, кто был против, выбирали левую сторону.

Дружба Англии и Японии обернулась для второй страны введением левосторонней схемы езды. Новый закон был принят в 1859 году. И действует на сегодняшний день.

Когда колонии Англии в США получили свободу, то перешли на правостороннее движение, но раньше там также ездили, держась левой стороны. Это был ответ американцев оккупантам.

Как обстоят дела с левосторонним движением в мире?

Мировое сообщество на 72% процента состоит из тех, кто выбирает проезд справа. И лишь на 28% из тех, кто ездит слева.

В Северной Америке на Багамах, Ямайке и Барбадосе левостороннее движение.

В Южной Америке такое положение дел в Суринаме и Гайане.

А в Европе на «лево» ездят Англия, Ирландия и Мальта. В Азии 17 стран являются приверженцами левостороннего движения.

В Африке таких стран 13. А в Океании их число равняется 8. Не так уж и мало, если рассматривать в общем.

Весь остальной мир выбрал правую сторону дороги для езды. Но в чем причина такого выбора?

Лево и право: причины перехода

Перейти с одной стороны на другую не так просто. Например, в Швеции перешли на правостороннее движение из-за большого количества подходящих для этого авто. Произвели переход в специально обозначенный день.

Бывшие колонии Англии в США сделали свой выбор в знак протеста против прежних оккупантов.

Южная Корея, вырвавшись из под японского гнета, также сменила «лево» на «право». Аналогично поступили и в Китае.

Особенности езды слева

Туристы, впервые приехавшие в страну, где действует левостороннее движение, отмечают неудобство перехода на иной стиль вождения.

Некоторые испытывают страх, при смене стороны движения. Если вышеприведенные факторы присутствуют, стоит воздержаться от самостоятельных поездок на автомобиле. Ведь всегда можно воспользоваться общественным транспортом или такси. А перебарывать себя за рулем опасно для жизни.

С левой стороны ездить не сложно, главное, внимательно смотреть на знаки и разметку, а также не торопиться. Несколько дней практики по молооживленным улицам – и вот вы можете выехать на главные проспекты Лондона.

Для облегчения задачи можно подробно выстраивать маршрут в навигаторе, а также заранее искать на карте объезды и места для парковки машины. Помимо всего этого, в каждой стране есть курсы, где помогают обучиться езде с новой стороны.

Следствием левостороннего движения являются более простые правила движения, а также определенная свобода для тех, кто желает проявить вежливость в пути.

Например, существуют истории о том, что английские джентльмены ратовали за левостороннее движение, так как оно позволяло свободно пожимать руку на малом ходу, а затем разъезжаться без проблем.

О том, что лучше: движение справа или слева, спорят миллионы автолюбителей. Но Великобритания давно сделала свой выбор, и, кажется, не собирается его менять.

Англия сильно отличается от многих других европейских государств. У нее особая культура, богатая история и свои традиции, превратившиеся в привычки. И левостороннее движение для англичан – это также естественно, как и овсянка на завтрак. В Великобритании даже считают, что только такой способ передвижения самый верный, удобный и безопасный.