Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Откровения сестры Муслима Магомаева Татьяны Зайцевой (фотосессия). Откровения сестры муслима магомаева татьяны зайцевой Путевка в лагерь "Гайдар"

«ОРЕН.РУ / сайт» - один из самых посещаемых информационно-развлекательных сайтов в оренбургском интернете. Мы рассказываем о культурной и общественной жизни, развлечениях, услугах и людях.

Сетевое издание «ОРЕН.РУ / сайт» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68408.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Городской портал Оренбурга – удобная информационная площадка

Одной из характерных особенностей современного мира является изобилие информации, которая доступна любому желающему на различных онлайн-площадках. Получить ее можно практически везде, где есть интернет-покрытие, используя современную компьютерную технику. Проблемой для пользователей являются чрезмерная мощность и наполненность информационных потоков, не позволяющие при необходимости быстро отыскать необходимые данные.

Информационный портал Орен.Ру

Сайт города Оренбурга Орен.Ру был создан с целью обеспечения горожан, жителей области и региона, других заинтересованных лиц актуальной качественной информацией. Каждый из 564 тысяч горожан может, посетив данный портал, в любой момент получить интересующие его сведения. В режиме онлайн пользователи этого интернет-ресурса, независимо от местонахождения, могут найти ответы на интересующие их вопросы.

Оренбург – стремительно развивающийся город с активной культурной жизнью, богатым историческим прошлым, развитой инфраструктурой. Посетители Орен.Ру могут в любой момент узнать о происходящих в городе событиях, об актуальных новостях, запланированных мероприятиях. Тем, кто не знает, чем заняться вечером или в выходные дни, данный портал поможет подобрать развлечение в соответствии с предпочтениями, вкусами, финансовыми возможностями. Любителей кулинарии и приятного времяпровождения заинтересует информация о постоянно действующих и недавно открывшихся ресторанах, кафе и барах.

Преимущества сайта Орен.Ру

Пользователям доступна информация о последних событиях в России и в мире, в политике и бизнесе, вплоть до изменения котировок на биржах. Новости Оренбурга из различных сфер (спорт, туризм, недвижимость, жизнь и пр.) подаются в удобной для восприятия форме. Привлекает удобный способ размещения материалов: по порядку или тематически. Посетители интернет-ресурса могут выбрать любой из вариантов, соответственно предпочтениям. Интерфейс сайта эстетичен и интуитивно понятен. Узнать прогноз погоды, изучить театральные анонсы или телевизионную программу не составит ни малейшего труда. Несомненным преимуществом городского портала является отсутствие необходимости в регистрации.

Для жителей Оренбурга, а также тех, кто просто интересуется происходящими в нем событиями, сайт Орен.Ру – это комфортная информационная площадка с новостями на любой вкус и требования.

Стас Михайлов.

Помимо жен, детей и внуков, которых тащат на сцену ныне здравствующие знаменитости, в шоу-бизнесе периодически объявляются родственники знаменитостей, давно ушедших в мир иной – то правнук младшего брата Федора Шаляпина, то внебрачный внук Леонида Утесова, то внучатый племянник Валерия Ободзинского. Обычно это «дети лейтенанта Шмидта», не имеющие к своим прославленным «предкам» никакого отношения. Одно из немногих исключений – певец из Мурманска Юрий Магомаев, который действительно приходится племянником покойному Муслиму Магомаеву.

О том, откуда у легендарного азербайджанца взялись родственники в далеком северном городе и помогла ли им в жизни громкая фамилия, у Юрия выяснил музыкальный обозреватель «Экспресс газеты ».

Мой папа – сын от второго брака мамы Муслима Айшет Ахмедовны Магомаевой, - поведал Юрий Магомаев. – Она была театральной актрисой. Ее девичья фамилия – Кинжалова. Везде пишут, что это сценический псевдоним. Но именно эта фамилия значилась у нее в свидетельстве о рождении. Перед войной бабушка вышла замуж за театрального художника Магомета Магомаева и перебралась из своего родного Майкопа к нему в Баку. 17 августа 1942 года у них родился сын Муслим. А в 1945 году буквально за несколько дней до Победы Магомет погиб на фронте. Бабушке нужно было продолжать обучение в театральном институте и одновременно зарабатывать на жизнь. Она оставила маленького Муслима в Баку в семье его дяди Джамала. А сама уехала в Вышний Волочек, где ей предложили работу в местном театре. Потом актерская судьба забрасывала ее в самые разные города Советского Союза - Тверь, Архангельск, Улан-Удэ, Барнаул, Усть-Каменогорск, Чимкент. В Улан-Удэ она сблизилась с актером Леонтием Брониславовичем Кавкой. Он стал ее вторым мужем. Но официально они не были расписаны. И по паспорту бабушка оставалась Магомаевой. В 1956 году у них родилась дочь Таня. А в 1958 году – сын Юра, мой папа. Так как гражданские браки тогда не признавались, в графе «отец» у них стоял прочерк. А фамилию Айшет Ахмедовна дала им свою.

Не секрет, что Муслим долгое время обижался на маму и считал, что она его бросила. У нас сохранились его детские письма к ней, где он писал: «Я очень по тебе скучаю. Забери меня к себе!». Когда Муслиму исполнилось 9 лет, Айшет Ахмедовна забрала его в Вышний Волочек. И они целый год прожили вместе. Но потом она вернула Муслима в Баку к дяде для получения музыкального образования. Может быть, если бы она так не сделала, мы бы никогда не увидели и не услышали того Муслима, которого все знают. С ее стороны, это был продуманный поступок. Она побеспокоилась не только о себе, но и о будущем своего первенца. Что могла дать ребенку вдова, которая кочевала по провинциальным театрам? А дядя Джамал был далеко не последним человеком в Баку. Он жил в одном доме с певцом Бюль-Бюлем, отцом Полада Бюль-Бюль Оглы, и другими известными людьми. У него стол всегда ломился от черной икры. «Айшет, не будь дурой! – сказал дядя Джамал. - Оставь ребенка нам! Мы обеспечим его всем необходимым». В дальнейшем Муслим сам признал, что мама правильно поступила. Отношения у них наладились. Мой папа и тетя Таня стали для Муслима родными братом и сестрой. Еще маленькими детьми они ездили с Айшет Ахмедовной на его первую свадьбу и на его первый сольный концерт в Кремле. И потом постоянно бывали у него в гостях.В 1971 году бабушка получила выгодное предложение от Мурманского областного драмтеатра и вместе с семьей переехала в Мурманск, где осела уже до конца своих дней. Там в 1979 году и появился на свет я. Мои родители познакомились в ресторане. Мама работала официанткой. А папа играл на клавишах и пел в ресторанном ансамбле. Его ансамбль пользовался большим успехом. Все прочили ему карьеру на профессиональной эстраде. В 1981 году папа пытался со своими песнями попасть в телепередачу «Шире круг». Ездил специально в Москву. Все ждали, когда его покажут. Но его так и не показали. Как он всем объяснял, его якобы вырезали. Лишь недавно выяснилось, что на самом деле никаких съемок не было. Создательница «Шире круг» Ольга Молчанова рассказала, что папа действительно ей звонил и передавал свои записи, но они ее не заинтересовали. Почему папа не воспользовался помощью своего знаменитого брата – я не знаю. В свое время Муслим приглашал его в Москву. Предлагал работать с ним. Но папа отказался. Видимо, хотел всего добиться сам. Отказался он и от предложений войти в состав белорусского ансамбля «Песняры» и казахской группы «Арай», переименованной потом в «А-Студио». Так и проработал 35 лет в мурманских ресторанах. Меня тоже с детства приобщали к музыке. Заставляли ходить в музыкальную школу. Но за семь лет она настолько мне надоела, что после ее окончания я долгое время вообще не подходил к пианино. Меня больше увлекали только появившиеся у нас компьютерные игры. Я продавал игровые приставки. Работал охранником детских игровых автоматов. И не думал становиться музыкантом. Но в 17 лет меня вдруг снова потянуло к инструменту. Некоторое время я играл с папой в ресторанах. А с 2001 года начал ездить на заработки в Сочи. У нас в Мурманске были ребята-музыканты, которые каждое лето там работали и возвращались очень довольные. «Дай-ка я тоже попробую!» - подумал я. Первый раз мне повезло. Я приехал в Сочи, погулял по набережной и сразу устроился в ресторан «Флибустьер» у гостиницы «Жемчужина». А на следующий год я целый месяц не мог найти работу и сидел голодный и без денег. К счастью, я встретил знакомого музыканта, у которого годом раньше покупал фирменные «минуса». И он сосватал меня музыкальной руководительнице ресторана «Розарий». Там была очень хорошая работа. К концу сезона я заработал себе на «Мерседес». В принципе, за эти деньги я мог купить квартиру в Сочи. Но мне хотелось покрасоваться и вернуться в Мурманск на хорошей машине. После этого я четыре сезона пел в «Розарии». Потом знакомый из «Флибустьера» позвал меня «раскачать» новое заведение – тогда еще «Золотая бочка», а ныне «Каравелла». Там я уже был соучредителем. Привез туда свой звук и свет. И отработал пять сезонов, пока не познакомился с москвичкой и не перебрался к ней в Москву. Со своим знаменитым дядей я встречался всего один раз в жизни, когда в 1995 году он приезжал к нам в Мурманск. Для нашего города это было большое событие. Оно освещалось всеми местными СМИ. Даже у меня брали какое-то интервью. Но меня тогда это мало интересовало. Мне было 15 лет. И для меня было главным пройти новую компьютерную игру, которую я только что купил. Какие там знаменитые дяди?! А когда с возрастом у меня изменились жизненные приоритеты, и мне самому захотелось встретиться с Муслимом, этому всячески препятствовали мои родственники с папиной стороны. Хотя мои родители давно развелись, до определенного времени мы все нормально общались. Помню, как бабушка приходила с папой на мой день рождения и под его аккомпанемент пела «Соловей мой, соловей». И я постоянно тусовался у них дома. Но с каждым годом отношения становились все хуже и хуже. У папы появилась молодая жена – на год младше меня. Мне могли уже сказать: «Юра, почему ты пришел без звонка?». Когда 21 августа 2003 года от инсульта умерла бабушка, я узнал об этом от чужих людей. Папа и тетя Таня даже не сочли нужным меня известить. А когда я приезжал в Москву и порывался зайти в гости к Муслиму, они все время говорили: «Не вздумай! Не ходи! Тебя туда не пустят. Вот мы приедем в Москву и вместе к нему сходим». К сожалению, такой случай так и не представился.

Только не подумайте, что я рассчитывал на какую-то помощь со стороны дяди. К тому времени Муслим уже был на пенсии и сам нуждался в помощи. Насколько я знаю, он фактически жил за счет консульства Азербайджана, откуда ему каждый день привозили продукты. Но больше всего дяде не хватало чисто человеческого общения. По рассказам тети Тани, в последнее время он часто расспрашивал ее о нашей семье и хотел дружить со всеми родственниками. «Приезжайте ко мне! - говорил ей Муслим. – Мне так одиноко. Дочка ко мне не приезжает». Кстати, с его дочкой Мариной я сейчас общаюсь в «Одноклассниках». Она живет в Цинциннатти, в Америке. Приглашает меня к себе в гости. А вот с вдовой Муслима Тамарой Синявской у меня отношения не сложились. Меня представили ей в 2008 году на прощании с Муслимом в зале Чайковского. «Юрочка тоже Магомаев? – удивилась она. - И тоже поет? Ах, как приятно!». Потом Тамара Ильинична спросила у тети Тани, есть ли у нас с собой загранпаспорта. «Полетели со мной в Баку на похороны!» - предложила она. У меня был загранпаспорт. И я был готов полететь с ней. Но папа и тетя, у которых паспортов не было, стали возражать. «Что в этом такого? – недоумевал я. – Я хотя бы поддержу человека». В итоге из-за них мне пришлось отказаться. А когда Синявская пришла в себя после похорон Муслима, она позвонила тете Тане и начала разбираться, каким образом я тоже стал Магомаевым и почему я выступаю под этой фамилией. Честно говоря, мне это было очень неприятно.

Не менее неприятные для меня слова прозвучали на концерте памяти Муслима, который в первую годовщину его смерти устраивал в своем «Крокус Сити Холле» имени Магомаева азербайджанский миллионер Арас Агаларов. «Для нас Магомаев всегда будет один-единственный, - сказала тогда Лариса Долина. - Другим Магомаевым мы дороги не дадим». И все начали ей поддакивать: «Не дадим! Не дадим!». Год назад на открытии памятника Муслиму в Вознесенском переулке мне удалось встретиться с Арасом Агаларовым и его сыном Эмином. Мы с моим директором Юрием Вахрушевым, который, кстати, раньше работал в программе «Шире круг», пытались поговорить с ними о возможном сотрудничестве. Но там так много амбиций, что нас даже не стали слушать. Видимо, Эмин, который тоже поет, считает самого себя наследником Магомаева. И тут внезапно появляется какой-то родственник. Зачем ему это надо? Он и без меня в полном шоколаде. А я тоже напрашиваться не хочу. Папа с детства мне говорил: «Юра, смени фамилию! Возьми псевдоним!». По его словам, единственное, о чем он всю жизнь жалел, - что при получении паспорта не взял девичью фамилию мамы – Кинжалов. «Певцов Магомаевых не может быть двое», - всегда повторял он. Я считаю, что это бред. Я получил эту фамилию при рождении. И имею полное право ее носить. Особенно меня обижает, когда меня спрашивают: «Юра, тебе не стыдно пользоваться фамилией Магомаева?». Я на это отвечаю: «Спросите лучше Ивана Урганта или Стаса Пьеху – не стыдно ли им! А я еще никакой выгоды от своей фамилии не получил».

Если кто и пытался поживиться за счет фамилии Магомаева, то некоторые не очень порядочные люди, которые набивались мне в друзья и предлагали заняться моими делами. Одним из таких людей был папа покойной «королевы шансона» Кати Огонек Евгений Семенович Пенхасов. В 2010 году весьма авторитетные люди меня с ним свели. И одно время он выполнял роль моего директора. Внешне он выглядел как божий одуванчик. Но был момент, когда я вывел его на чистую воду. Он меня просто конкретно обворовал. Я поручил ему заплатить людям, которые оказывали мне определенные услуги. Но деньги ушли ему в карман. Я потом спрашивал этих людей. И они с широко открытыми глазами мне говорили: «Мы никаких денег не видели». Столь же некрасиво повел себя Пенхасов, когда ему позвонили насчет меня от Стаса Михайлова. Некоторое время назад Стас открыл свой продюсерский центр и искал артиста, который мог бы стать его первым проектом. Видимо, промониторил Интернет, наткнулся на меня и захотел со мной встретиться. Но Пенхасов долго укрывал меня от Михайлова. «Юра, тебе это не нужно, - говорил он. – Или пусть Михайлов даст мне денег! Тогда я тебя отпущу». «Ни хрена себе! – удивился я. – За что тебе давать денег? И что значит – ты меня отпустишь? Ты что, мой продюсер?». Продюсер – это человек, который деньги вкладывает. А Пенхасов был никто. Он выполнял мои поручения и кормился, благодаря моим финансам.

Несмотря на происки Пенхасова, встреча со Стасом Михайловым у меня все-таки состоялась. Мы очень душевно поговорили. При нашем разговоре присутствовали его супруга Инна, его директор Сергей Кононов и программный директор одной из ведущих российских радиостанций. Стас предложил мне продюсирование. «Дальше телеканала «Ля Минор» ты сам не продвинешься», - сказал он. Но ничего конкретного, кроме красивых шмоток и призрачного признания, Стас не обещал. А зачем мне нужны эти шмотки?! Его супруга показывала мне какой-то журнал и говорила: «Вот так примерно ты будешь выглядеть!». А там был изображен какой-то педрила. Я представил себя в роли этого педрилы и подумал: «Матерь Божья! Мне только до кучи не хватало подобным видом опозорить фамилию Магомаева». И я вежливо отказался от его предложения. С творческими вопросами я и сам успешно справляюсь. А с финансами мне помогают мои друзья, один из которых, например, глава строительной компании, занимающейся возведением олимпийских объектов в Сочи. Как потом выяснилось, своим отказом я страшно обидел Стаса Михайлова. «Зря ты так плохо с ним поговорил», - отчитывали меня. А что Михайлов хотел? Чтобы артист от счастья забыл обо всем на свете? В итоге он получил такого артиста в лице соавтора моих песен Максима Олейникова.

С Олейниковым, как и со многими другими ребятами, я познакомился в Сочи. Он приехал туда на заработки из Волгограда. На протяжении десяти лет у нас была самая дружная компания среди сочинских ресторанных музыкантов. В 2008 году у Максима возникли проблемы с квартирой в Волгограде. Он приобрел ее в кредит в кооперативе. А кооператив развалился. У тех, кто не успел расплатиться, стали через суд отбирать квартиры. И ему нужно было срочно погасить задолженность. С половиной суммы ему помогли друзья из Волгограда. А оставшуюся половину ему одолжил я. Хотя у меня вот-вот должен был родиться ребенок, и впереди была голодная зима, требовать свои деньги назад я не стал. В тот момент Максим открыл классную студию звукозаписи, и мы договорились, что он будет их отрабатывать написанием для меня песен. В Волгограде стоимость его работы составляла 3-5 тысяч. А я ему списывал за каждую песню по 15-20 тысяч, чтобы он быстрее закрыл долг. Но до конца мы с ним так и не рассчитались. После моего отказа Михайлов обратился к Олейникову. И в отличие от меня он согласился работать со Стасом. С Максимом заключили продюсерский договор на стандартных условиях: 10% доходов артисту, 90% продюсеру. Денег, которые, по имеющимся у меня сведениям, ему сейчас платят в месяц, мне бы не хватило и на неделю. А Максим за эти деньги ездит с Михайловым по всем городам и весям и выступает у него на разогреве.

И все бы ничего, но, поскольку своего репертуара у Максима не было, Михайлов решил, что он должен исполнять мой. «На каком основании песни Олейникова принадлежат тебе? - начали предъявлять претензии мне. – Ты не имел к их созданию никакого отношения. Максим сам их писал. А ты приезжал к нему на студию и только мешался». Я объяснил, что я эти песни купил у него с потрохами. Неважно – кто их написал. Максим получил деньги и передал мне исключительные права на музыку и на текст. Хотя на самом деле у него не было готовой музыки и готового текста. Были только наброски. Мне приходилось доделывать их самому. Ни одной аранжировки и ни одного текста без моего участия написано не было. На свою беду, я как порядочный человек регистрировал эти песни в РАО на нас двоих – по 50 процентов. А, по российскому законодательству, Олейников как соавтор имел право на их переработку. Воспользовавшись этим правом, он немножко переделал мои лучшие песни «Улетай» и «Там высоко». В частности, «Улетай» заменил на «Прилетай» и переставил пару нот в аранжировке. И начал исполнять эти песни в концертах Стаса как свои. «Я ничего не решаю, - оправдывался потом Макс. – Все решают продюсеры. Я не хотел эти песни петь. Целый год не хотел. Но они меня заставили». Я не в обиде на Олейникова. Он теперь человек подневольный. А вот его продюсер, по моему мнению, повел себя некрасиво. Мне ничего в жизни не доставалось даром. Почему же я должен кому-то дарить песни, за которые я честно заплатил?

Прошел год со дня смерти Муслима Магомаева . Народного артиста СССР не стало 25 октября 2008-го. И хоть в столице Заполярья Муслим Магометович никогда не жил, здесь его по праву считали и считают земляком. И не просто так. В Мурманск он любил приезжать. Здесь жила его мама и до сих пор живут его брат Юрий Магомаев и сестра Татьяна Зайцева . Именно с ней мы вспоминали великого артиста. С братом и сестрой Муслим виделся не так часто, как наверное хотелось и им всем. Но все встречи эти были запоминающимися.

Для малышни привез польскую диковинку - жвачку

Мать Магомаева была актрисой и потому много путешествовала. Так и заполярной театральной сцене она отдала с десяток лет. Младшие дети: Юрий и Татьяна (разница в возрасте с Муслимом у них составляла 16 и 14 лет соответственно), будучи еще маленькими ездили с мамой. Муслим же в ту пору уже жил один, и постигал музыкальный Олимп , где добивался определенных успехов. Первая памятная встреча с ним у брата с сестрой состоялась на родине певца в Баку .

Мы тогда жили в Чимкенте , в Казахстане , - вспоминает собеседница. - Шел 1961 год. 19-летний Муслим уже был знаменит в Азербайджане . Он позвонил маме и пригласил на свадьбу в Баку. Его невестой была девушка Офелия.

Первая супруга певца до сих пор живет в Баку. А вот его единственная дочь сейчас с Штатах. Марина поселилась в Сан-Франциско и поддерживает связь с родственниками, в том числе и с тетей Таней из Мурманска.

Мама взяла нас маленьких и поехала на свадьбу, - продолжает Татьяна Леонтьевна. - Вот с этого момента я его помню. Он, тогда как раз приехала из-за границы, с песенного фестиваля в Польше и привез нам жвачку. В прозрачной упаковке лежали жевательные подушечки: желтые, белые, красные, - такого сладковатого вкуса. В Советском союзе тогда их вообще мало кто не видел. 61-й год, какие там жвачки, вы что! Тогда вообще ничего не было. Он нам маленьким дал горсть, а мы и не поняли, что с этим делать. Тогда Муслим, объяснил: это жевательная резинка, ее надо жевать. Мы удивились конечно. Ведь дети в ту пору что жевали: смолу да клей древесный. А тут такая импортная штучка. Саму же свадьбу почти не помню. Мне пять лет всего было все-таки. Но гуляния шли в большом красивом бакинском дворе. Было весело, тепло, собралось много народу.

Путевка в лагерь «Гайдар»

Всесоюзная слава пришла к Магомаеву буквально год спустя. А в 1963-м он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета. Однако в Москву Муслим переехал лишь ближе к тридцати годам.

У мамы каждое лето были гастроли по стране, которые заканчивались примерно в конце августа, - продолжает сестра артиста. – И мы почти всегда проезжали Москву. Когда Муслим перебрался в столицу стали обязательно заглядывать и к нему. Правда, бывало, мы едем, а он на гастролях, едем обратно – он снова за пределами столицы. Бывало, что из-за этого по несколько лет не виделись, но встречи всегда были теплыми. Помню, как он шутил. У меня в молодости была коса до колен. Муслим меня дергал за косу и приговаривал: «Танька, не вздумай только стричь косу». Я чаще чем брат Юрий была в Москве. Ездила туда в балетное училище, например, поступать. Как-то в одну из таких поездок Муслим мне вручил путевку в пионерлагерь «Гайдар » в Подмосковье . Очень интересно. Там я познакомилась с девочкой, с которой дружу до сих пор.

В Москве первое время Магомаев жил в гостинице «Россия ». Когда родные к нему приезжали, то вынуждены были выходить с артистом из здания только через черный ход. Популярность у Муслима Магометовича была дикой. Чуть-чуть зазеваешься, налетают толпы поклонников.

Один раз мы уже вышли из гостиницы и сидели в машине, а Муслим стоял рядом в белом костюме. Вдруг кто-то из фанатов увидел его и сразу набежал народ. Через минуту на костюме не было ни одной пуговицы, оторваны карманы. Поотдирали на память. Ему пришлось идти переодеваться и выходить через другую дверь потом, - вспоминает Татьяна. - Были и вредители конечно. Как-то на концерте в Кремлевском дворце съездов сидела толпа молодежи и топала все выступление Муслима. Настроение ему тогда сильно испортили. Еле закончил концерт.

Тем временем Магомаев обретал популярность. Обзавелся жильем, женился на певице Тамаре Синявской , а его семья перебралась в Мурманск.

Понравилось? Это змея!

К моменту первого визита в Заполярье родственники Магомаева прожили здесь уже 23 года. Артист очень часто звонил, присылал поздравительные открытки со всеми праздниками, но приехать все не получалось. И вот в 1995-ом состоялось. Магомаев в Мурманске.

В тот приезд он дал много интервью на радио и на телевидении, - рассказывает сестра артиста. - А потом был замечательный концерт. По его ходу Муслим обратился к зрителям со сцены и сказал, что в зале сидит моя мама, Айшет Ахмедовна Магомаева. Люди аплодировали. Когда он заехал к нам домой, я думала чем угостить брата. Не удивишь ведь. «Муслим, будешь борщ?» Он мне: «Буду еще и как! Наконец-то нормальная русская кухня, а то меня кормят в ресторанах всякими изысками. Балуют. А так хочется простой домашней пищи».

Обычно, как любой выходец с Кавказа любил отмечать праздники в большой компании. Так свои юбилеи, он как артист проводил на сцене, а на второй день устраивал прием для друзей и близких. Часто в ресторане «Баку».

Там я в первый раз в жизни змею попробовала, - смеется Татьяна Леонтьевна. – Сидим за столом, отмечаем, кушаем. Вижу, лежат такие черные ромбики с зелеными прожилками. Думала это что-то из мяса с добавлением зелени. Попробовала: мягко, вкусно, но что это конкретно разобрать не могу. Что-то такое нежное, прямо тает во рту и на мясо похоже. Я еще взяла – понравилось! Муслим рядом сидит и хохочет: «Что нравится Таня?». «Ага, говорю, вкусно очень». «А знаешь, что ты ешь? Это змея!» Удивилась сильно, но противно не стало. Вкуснятина ведь! Это было 17 лет тому назад. Муслим отмечал 50-летие. Вел юбилейный вечер великий конферансье Борис Брунов . В один из моментов он обратился к собравшимся за столами: «Прошу весь зал встать, здесь присутствует мама Муслима Магомаева! А я с вашего позволения подойду и поцелую ручку".

Любил анекдоты и учил Баскова

Магомаев слыл большим шутником и очень любил анекдоты. Выдумывать каких-то смешных историй не приходилось. Когда часто общаешься со звездами первой величины, как-то Пугачева или Кобзон веселые истории появляются сами собой. Активно помогал молодым артистам.

Обучал Николая Баскова , например. Но при этом Магомаев любил уединяться. Закрывался в отдельном кабинете – рисовал, писал музыку. Ведь у многих песен, что исполнял артист, написанными «со стороны» были лишь стихи. Сказывался наследственный талант видимо:

Мама замечательно пела, - продолжает сестра Магомаева. – Тамара с Муслимом переглядывались, дай бог нам так замечательно петь в этом возрасте. В 70 лет иметь такой чистый звонкий голосочек. Она всегда пела и на праздники и вообще. У нее даже первая роль была - Сюзанна в «Свадьбе Фигаро».

Вино, по воспоминаниям сестры, Магомаев, несмотря на кавказскую кровь не жаловал. А вот хороший, дорогой коньяк любил. В меру, конечно. Зато курил много и до последних дней. Удивительно или нет, но проблем с голосом от этого у него никогда не было.

Последние два года очень сдал, - завершает Татьяна. – Не хотел, чтобы его видели больным. Собирался обязательно поправиться и собрать друзей отметить день рождения, как прежде. Сильно подкосил его 2003 год. Тогда умер его любимый дядя, и тут же мама заболела сильно. После ее смерти матери он сник.

От концертных выступлений в последние годы он отказывался. А песня «Прощай, Баку», записанная в 2007-ом стала финальной в его долгой карьере.

Думали, что Муслим будет жить долго. У нас в семье все так. Все долгожители. У мамы до 80 лет даже карточки в поликлинике не было... А Муслим ушел слишком рано.

Лет тридцать назад ко мне на эстраду в ресторане "69 параллель" поднялся какой-то подвыпивший мужчина и бойко заявил: "Я на ящик коньяка поспорил с соседом по столику, что вы брат знаменитого Муслима Магомаева!" - с грустной улыбкой вспоминает Юрий Магомаев.

В молодости мурманского музыканта подобные беспардонные расспросы донельзя раздражали, особенно когда в душу пыталась ступить нога незнакомого человека. Вот и в тот раз клавишник и певец ответил назойливому меломану коротко и ясно:

Вы проспорили соседу ящик коньяка...

И только самые близкие друзья знали, что мурманчанин Юрий Магомаев не только родственник великого певца Советского Союза, но и его родной, вернее, как в старину говорили - едино-утробный, брат по матери.

Простая история

Мама с детства воспитывала меня с сестрой в скромности. Я ведь даже в мурманских средней школе № 35 и в музыкальной школе № 1 значился в классных журналах под нейтральной фамилией Кинжалов. И только когда получил в шестнадцать лет паспорт, открылась моя настоящая фамилия. В Мурманское музучилище я поступал уже Магомаевым.

История семьи Магомаевых проста и горька, как история многих семей в сороковые-роковые. Девушка Айшет вышла замуж в Баку за театрального художника Магомета Магомаева буквально накануне войны. В 1942 году родился мальчик Муслим, а отец ушел на фронт и погиб в бою за несколько дней до Победы в 45-м.

Айшет Ахмедовна, сталинский стипендиат ГИТИСа, в полной мере вкусила прелести кочевой жизни провинциальной актрисы. Театры в Вышнем Волочке, Твери, Усть-Каменогорске, Чимкенте, Улан-Удэ.

Время доказало, что мама поступила мудро, не таская Муслима за собой по гастролям. Он проявлял большие способности к музыке, а получить с детства полноценное музыкальное образование он мог только в родном Баку. Поэтому и решили, что жить он будет в семье родного брата погибшего отца, хотя мама однажды не выдержала и увезла мальчика с собой в Тверь, - рассказывает Юрий.

Но жизнь есть жизнь. Через десяток лет после смерти мужа Айшет Ахмедовна познакомилась в Улан-Удэ с коллегой по сцене Леонтием Кавкой. Здесь и родился в 1958 году Юрий.

У меня ведь в свидетельстве о рождении в графе "отец" стоял прочерк, - философски вздыхает Юрий Леонтьевич. - Советская власть не признавала гражданских браков, хотя мы всю жизнь прожили одной семьей.

Родителей великолепный клавишник похоронил уже за полярным кругом - двадцать лет назад отца, актера Мурманского драмтеатра, а в 2003 году и маму, вышедшую на пенсию актрису нашего же областного.

Былое "Созвездие"

В областную драму маму пригласили служить в актерском составе в 1971 году. Тринадцатилетний Юрий после среднеазиатского Чимкента словно попал на другую холодную планету. Но планета оказалась населена хорошими людьми, особенно музыкантами.

Еще будучи студентом нашего музучилища, сначала по классу фортепиано, а затем эстрадного отделения, подающий надежды клавишник начал профессионально работать в ВИА "Созвездие" Дома культуры железнодорожников на улице Октябрьской.

Семидесятые годы - пора расцвета вокально-инструментальных ансамблей и в стране, и в Мурманске, - говорит сегодня чуть поседевший заполярный Алан Прайс (имя чудесного английского клавишника из "Энималз" помянуто не всуе). - К каждому нашему ДК тогда был прикреплен свой ВИА, состоявший в основном из выпускников и студентов музучилища. В "Кировке" блистал ансамбль "Второе дыхание", в Первомайском ДК гремела "Аэлита", в клубе моряков зажигало "Стремление". Все мы были штатными единицами, получали зарплату как музыкальные спецы на танцах.

О, эти танцевальные вечера в столице Заполярья в стародавние годы, до рождества дискотек! Главное место знакомств молодежи обоего пола, бесспорный повод для создания многих будущих семей. На пляски в ту же "железку" набивалось людей вдвое больше официальной вместимости танцевального зала в фойе на первом этаже.

Дело прошлое, но тогдашний директор ДК умудрялся продавать под видом билетов на танцы билеты в кино. Посещаемость по средам, пятницам и субботам вырастала с трехсот человек до шестисот, а заодно и перевыполнялся план по кинопрокату! - раскрывает Юрий Магомаев секрет культурно-массовой кухни.

Он молодеет на глазах от грез по той атмосфере праздника 1975 года. Он до сих пор встречается с бас-гитаристом былого "Созвездия" Александром Игнатенко, который теперь музицирует в ансамбле песни и пляски Северного флота и заодно поет в популярном североморском вокальном квартете "Сенатор", сравнимом по уровню исполнения со знаменитым хором Турецкого. А вот ударник Виктор Варник отдалился от музыки, по образованию он врач, с головой ушел в медицину. Гитарист Андрей Карпенко давно уехал из Мурманска в среднюю полосу. И только вокалист "Созвездия" Вячеслав Усов по сей день работает рука об руку с Магомаевым на одном музыкальном поприще.

Я счастлив, что уже не играл на танцах, когда в конце 70-х бездушные механизированные дискотеки начали вытеснять из мурманских ДК и клубов живых музыкантов, - бросает прочувствованную ремарку умудренный ветеран танцполов.

Иронический оптимизм

В портовом Мурманске на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов функционировало не менее двадцати ресторанов. Возможно, это был своего рода рекорд СССР среди некрупных областных центров (например, в Курске, абсолютно равном тогда Мурманску по числу жителей - 380 тысяч, было всего лишь три ресторана).

И в каждом таком "заведении общепита с высшей категорией наценки" по вечерам играл свой ансамбль, что и определяло статус ресторана в отличие от столовых и кафе. Любопытно, что ни в одно такое заведение после 18 часов попасть было практически невозможно. Даже забегаловки, уж простите за прямоту, типа ресторана "Заполярный" на северных кварталах были полны публики, и без трешки в лапу швейцару не войти. Впрочем, извините, перегнул - в середине 70-х достаточно было и твердого советского рубля, который стоил официально в полтора раза дороже американского доллара. А уж на червонец можно было и вечерок культурно скоротать, если, конечно, не тратиться на заказ песен по пятерке.

Другая страна. Другие люди. Иронический оптимизм золотой эпохи застоя.

Я не зря приставил эпитет "портовый" к названию нашего города. Тысячи и тысячи мурманских рыбаков, возвращаясь с промысла, практиковали предварительный заказ столиков радиограммой в администрацию того или иного ресторана - "половину зала на весь экипаж!".

Именно моряки привозили из загранки свежие грампластинки, моментально становившиеся популярными в городе. Так и я познакомился с сольным творчеством великих клавишников Джона Лорда из "Дип Перпл" и Алана Прайса из "Энималз", - говорит Юрий. - А уж когда на экраны Мурманска в 1976 году вышел английский кинофильм "О, счастливчик!", где Алан Прайс под электроорган пел свои песни с одноименного диска-саундтрека 1973 года, я их все включил в свой репертуар, просто сняв по слуху кальку с магнитофона. Ничего не поделаешь, публика настаивала. Но вскоре всех затмила гениальная песня "Отель Калифорния" группы "Иглз". Вот уж был безоговорочный хит мурманских кабаков, как, впрочем, и песня "Для меня нет тебя прекрасней" Юрия Антонова.

Играл тогда Магомаев в ансамбле самого престижного в городе ресторана при только что открывшейся в Долине Уюта гостинице "69 параллель". Шикарное было местечко. На первом этаже каминный зал, где магнитофон наяривал через хай-файевскую акустику шлягеры "Бони М" и перешедших в новую диско-веру "Би Джиз". На втором этаже - настоящий огромный бар с длинной стойкой и высокими сидушками. Бары только-только вошли в острую моду, еще два маленьких было при ресторане "Панорама" у Семеновского озера и при гостинице "Север" на улице Профсоюзов. Долгострои же "Арктика" и "Меридиан" еще не были тогда возведены, раздражая горожан вечными строительными лесами и заборами.

Стройки века! - по привычке иронизировали над плановым хозяйством мурманчане, покупая в рыбном магазине близ Пяти Углов свежую треску по 46 копеек.

Меридианы и параллели

Наш ансамбль, между прочим, открывал ресторан "Меридиан" в 1985 году, - скромно, но с достоинством роняет Магомаев. - И, видимо, там-то на следующий год меня и услышал Владимир Мулявин из "Песняров".

А дело было так. В 1986 году в столицу Заполярья впервые приехал знаменитейший белорусский ансамбль "Песняры". И стал на постой в отеле "Меридиан". А на концерте в ДК Кирова Юрия Магомаева провел за кулисы и познакомил с отцом-основателем "Песняров" известный мурманский пианист Владимир Чалый (к слову, дело ныне покойного Владимира Лукича сейчас успешно продолжает его сын клавишник Олег Чалый, создавший качественное джазовое трио в Греции). Так вот, Мулявин предложил нашему Магомаеву приехать в Минск и попробовать поработать с "Песнярами". Причем имел он в виду не только виртуозное владение клавишами, но и интересный баритон Юрия. Ведь именно "Песняры" ввели в высокую моду на советской эстраде свое изумительное многоголосие.

Да какой из меня белорус! - с юмором комментирует сейчас мурманчанин свой вежливый отказ от предложения, сулившего золотые эстрадные горы.

Да какой из меня казах! - сказал он и тогда, когда десятью годами раньше отклонил в Чимкенте предложение войти в состав группы "Арай", всенародно известной теперь под названием "А-студио".

Да какой из меня финн! - тоже отшутился заполярный Магомаев, получивший десятью годами позже лестное предложение остаться профессиональным исполнителем в Финляндии, которую он всю объездил в 90-е годы с выступлениями.

Но самое, быть может, заманчивое музыкальное предложение, способное в корне перевернуть жизнь, Юрий Магомаев все-таки получил от брата, легендарного Муслима.

Человек-оркестр

Примерно в 1978 году, когда Юрий в очередной раз приехал в Москву повидаться с братом, Муслим на полном серьезе попросил молодого мурманского пианиста стать его штатным концертмейстером, то есть подыгрывать певцу и на репетициях, и на сцене, и в многочисленных гастрольных поездках. Но юноша как раз пребывал в том романтическом возрасте, когда всего хотелось добиться самому, и уж тем более без родственной протекции. В общем, опять отшутился.

Муслим впервые познакомился со мной, когда я еще был двухлетним малышом и мама взяла меня с собой к нему на свадьбу в Баку, - рассказывает Юрий. - А вот лет через пятнадцать на его вторую свадьбу с певицей Тамарой Синявской в Москву поехали мама с моей и его сестрой Татьяной, а я уж не помню, чем был занят в музучилище. В 1996 году Муслим приезжал в Мурманск, выступал в филармонии, заходил к нам в гости в нашу квартиру на улице Самойловой.

Кстати, в московской квартире Муслима Магомаева Юрий впервые потрогал руками редчайший по тем временам в СССР инструмент, который кормит его сегодня.

Муслим и сам был отличным пианистом, но когда я увидел в конце 70-х у него дома синтезатор, да не один, а целых два - солидных американских марок "Профет" и "Полимуг", я был поражен. Хотя Муслим всегда был современным человеком, и новые звуки ему казались любопытными. Мог ли я тогда подумать, что через тридцать лет синтезатор станет моей музыкальной судьбой, - размышляет клавишник.

Сегодня Юрий Магомаев успешно работает своего рода человеком-оркестром на многочисленных корпоративных вечерах, юбилеях, торжествах, он объездил с выступлениями всю область. Современный синтезатор позволяет ему собственноручно наигрывать и заранее заносить в компьютерную память партии различных инструментов от барабана до саксофона, включить собственные аранжировки в нужный момент, но одновременно вживую играть ведущую партию клавишных. А как он поет!

Мне довелось на днях побывать на юбилее "Учительского братства" мурманских учителей физкультуры, который отмечался в ресторане "Полярные зори". Играл и пел человек-оркестр Магомаев. Так завораживать публику песнями может только большой мастер.

Дома у Юрия небольшая студия звукозаписи, где он готовит материал для первого диска своих собственных композиций. Жене Светлане, бухгалтеру по профессии, он запретил работать, справедливо полагая, что домохозяйка - это одна из самых трудных профессий, а кормить семью должен все-таки мужчина. Свою двухлетнюю дочку он назвал в честь любимой мамы - Ая, уменьшительно-ласкательное от Айшет.

Стоя 28 октября 2008 года в Большом зале консерватории, где вся Москва прощалась с Муслимом, я почему-то вспомнил, как он впервые в жизни сводил меня, провинциала, в Большой театр послушать живую оперу. Он был очень остроумным человеком, любителем веселых розыгрышей, но над братом своим меньшим не подшучивал. Моя жизнь, пусть и в его тени, оказалась вполне счастливой. И единственное, о чем я, может, и жалею, так это то, что не оставил себе, получая паспорт, сценический псевдоним моей мамы - Кинжалов.

Певцов Магомаевых не может быть двое.

МАГОМАЕВ ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ родился 12 сентября 1979 года в городе Мурманске. С детства его мама хотела, чтобы он вырос музыкальным человеком и поэтому отдала репетиторам по классу фортепиано, а уже в 7 лет Юра поступил в музыкальную школу, параллельно занимаясь в хоре мальчиков во дворце культуры им. С.М. Кирова. "Талантливый человек должен быть талантлив не только в музыке, но и в танцах" - так считала тетя Юрия, Татьяна, сестра Муслима
Магомаева
и, недолго думая, Юра стал посещать бальные танцы в Межсоюзном дворце, где, немного позанимавшись понял, что танцы это не его и занятия бросил. Окончив школу, решил поступать в музыкальное училище на эстрадное отделение но, увлёкшись работой и зарабатыванием денег, про эту идею быстро забыл. Тогда, уже в свои 18 лет ему доводилось работать в лучших ресторанах города, а спустя три года рванул в Сочи на сезонные заработки, где и задержался на 10 лет, периодически зимой возвращаясь домой в родной Мурманск, а уже в 2006 году и вовсе перебрался в Москву.

О какой то музыкальной карьере Юрий никогда не задумывался. После смерти Муслима Магомаева - символа советской эстрады всё перевернулось. Фамилия Магомаев стала известной благодаря деду Муслима, известному как Абдул Муслим Магомед оглы Магомаев 1885г.р. В 1935 году Магомаеву было присвоено звание Заслуженного артиста Азербайджанской ССР . Последователем его стал и внук, сам Муслим Магометович.

"С детства я не придавал особого значения родства со знаменитым Муслимом Магомаевым, и что в будущем буду гордиться таким дядей, и что сам ношу фамилию, данную своим отцом"- рассказывает Юрий. Известно, что папа Юрия, Магомаев Юрий Леонтьевич, родной брат Муслима Магометовича по матери, так же посвятил всю свою жизнь музыке. Так или иначе для Юрия уход из жизни дяди Муслима сильно повлиял на то, чтобы переосмыслить свою жизнь и попробовать себя не только как ресторанный музыкант - ди-джей. В тот самый момент Макс Олейников, друг и в последствии компаньон, уже чётко определил дальнейшие творческие планы, написав первые две песни: "Для любимой " и "Ты, как и все", которые и стали началом нового пути в жизни Юрия Магомаева.

"С Максом мы давно дружим, вместе работали в Сочи, долго занимались моим проектом" - продолжает рассказывать Юрий. "Над первым альбомом мы трудились почти два года до момента, когда он выйдет в свет. Альбом называется "Улетай" и в него вошли 15 композиций, одна из которых - наш с Максом дуэт, песня "Там высоко". Сейчас записываются новые песни к новым альбомам, а Максим покинул наш проект и сейчас успешно занимается своей сольной карьерой.


В начале 2010 года появляются первые ротации песен на радио, проходят самые первые съёмки передачи "К нам приехал..." на музыкальном телеканале Ля-Минор , который уже в конце года вручил Юрию музыкальную премию в номинации «Открытие года».


Песня "Улетай", которая долгое время занимала первые строчки хит-парада различных радиостанций, становится не только хитом , но и визитной карточкой артиста. Именно за эту песню радиостанция Питер FM в 2011 году присуждает музыкальную премию Питер FM.

В 2011 году выходит в продажу первый альбом, который также называется "Улетай".

Про семейную жизнь Юрий старается не распространяться. У него есть сын с дочкой и он считает, что этого знать достаточно. Его мама рассказала нам, каким в детстве Юра был любознательным и всегда стремящимся вверх, как и самолеты, на которые он мог любоваться часами. "Он очень хотел быть лётчиком гражданской авиации, но из-за зрения поступать в лётное училище не имело смысла "- рассказывает Елена Ивановна. Компьютерная программа и авиатренажёры по сей день являются неотъемлемой частью жизни Юрия, благодаря которым, хоть ненадолго, он чувствует себя в другой роли.

Переодически дополняется

Награды и премии: