Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Михаил талалай о православии в современной италии. Страничка паломника

МОСКВА, 13 июн — РИА Новости, Наталия Федотова. В Италии все больше русских приходов, православие в этой католической стране — вторая по числу последователей конфессия. О том, почему итальянцев не смущают ни молитва стоя, ни церковнославянский язык, — в материале РИА Новости.

Православие по-итальянски

Летиция Лели родилась в католической семье. "Я всегда бежала в церковь первой, пела в хоре, а в 23 года стала катехизатором — начала учить других. Ну и сама глубже задумалась о вере. И поняла, что в чем-то ошибаюсь", — рассказывает она.

В 26 лет девушка вместе с приходской общиной отправилась в тур по России с посещением православных монастырей. "Это было замечательное путешествие. Я решила больше узнать о православии, стала его изучать и осознала, что православная церковь ближе к древнему христианству, чем католическая. Начала ходить на православные литургии", — продолжает она.

А через четыре года приняла православие. "И не пожалела об этом", — подчеркивает итальянка.

Если пять лет назад в стране было 50 русских приходов, то сегодня — 72. Архиепископ Венский и Будапештский Антоний, управляющий русскими приходами в Италии, подал еще пять запросов католическим архиереям о выделении храмов для православных общин.

"Открытие приходов, обустройство храмов и других помещений, где совершаются православные богослужения, было бы невозможно без доброго отношения как Римско-католической церкви, так и итальянского государства", — отмечает он.

В 2012 году Русская православная церковь в Италии получила официальную юридическую регистрацию "именно в качестве церкви, о чем был издан декрет президента Итальянской Республики", напоминает архиепископ.

Работа и духовность

Прихожане русских храмов — преимущественно экономические мигранты с Украины, из Молдавии, России, Румынии, Белоруссии и некоторых других стран, а также православные греки и, конечно же, коренные итальянцы.

Италоговорящие приходы Русской церкви сосредоточены в основном в Модене, Пистойе, Болонье, Турине, Франкавилла-Фонтане, там священники — итальянцы. Но они учат церковнославянский, чтобы богослужение было понятно и русскоговорящим.

Самые крупные русские приходы — в Риме, Милане, Венеции и Неаполе. Большинство общин РПЦ — на индустриально развитом севере страны, куда приезжают в том числе в поисках работы.

Главная святыня времен неразделенной Церкви (на католическую и православную) в Южной Италии — мощи святителя Николая Чудотворца, хранящиеся в католической базилике в Бари. В начале XX века рядом построили подворье Русской православной церкви. "В дни памяти святителя Николая сюда приезжают множество паломников — со всей Италии и из стран канонической территории Московского патриархата", — отмечает архиепископ Венский Антоний. А у мощей святителя Николая поочередно совершаются католические и православные богослужения.

Опасная толерантность

Что же приводит итальянцев к православию? Личный духовный поиск, заключение брака с православными, неприятие навязчивой "светскости" и агрессивной "толерантности" европейского общества и реформ, начавшихся в Римско-католической церкви после II Ватиканского собора (1962-1965).

"Я родился в католической семье, а к православию обратился благодаря учебе и научной работе. Меня всегда беспокоили вопросы, связанные с понятиями папской непогрешимости, первородного греха, спасения, чистилища. Получив магистерскую степень по патристической филологии, а затем и докторскую, я осознал, что моя проблема — с Римско-католической церковью, а не с Христом. Православная церковь была наиболее разумным выбором, несмотря на первоначальные трудности, связанные с церковнославянским языком", — рассказывает Валерий Полидори.

В Русской церкви, по его мнению, самая глубокая духовная атмосфера. "Люди идут в храм молиться и делают это серьезно, благопристойно. Это то, что католики во многом утратили после II Ватиканского собора. И что еще я особенно ценю — чувство осознанности в принятии Святых Даров и то, что многие часто причащаются. Так и должно быть", — считает он.

Чужая боль

"Приход живет как одна семья, и это очень важно", — говорит архиепископ Антоний.

Большинство прихожан Екатерининского храма в Риме, куда его назначили настоятелем восемь лет назад, — те, кто оставил семьи и уехал на заработки в силу непростой ситуации на родине. "Как правило, в Италию приезжают женщины — у них дома мужья, дети. Порой они выполняют очень тяжелую работу — в физическом и моральном смысле. Их приглашают ухаживать за тяжелобольными, иногда за людьми с психическими расстройствами", — поясняет архиерей.

Среди прихожан Екатерининского храма в Риме и русские, и украинцы, и молдаване, и сербы, и болгары, и грузины, и осетины. Внешнеполитические бури на них, по словам владыки, не сказываются. "Мы причащаемся от одной Чаши, исповедуем одного Бога и принадлежим к одной православной церкви, которая не знает ни границ, ни национальностей. Думаю, в наших зарубежных приходах, как нигде, чувствуешь вселенский характер Церкви", — заключает управляющий русскими приходами в Италии.

Ноябрь 2, 2016

В Италии титульная религия - католицизм, но немало и православных храмов и приходов. Даже если вы не являетесь сторонником христианских конфессий, посетить святые места будет интересно всем.

Самые известные направления для паломничества:

Бари.
Один из самых почитаемых святых в странах постсоветского пространства - Николай Чудотворец (Николай Угодник, Святитель Николай, Николай Мирликийский). В Италии известен как San Nicola di Bari (Святой Николай из Бари).
Базилика Святого Николая (ит. Basilica di San Nicola). была специально построена для хранения мощей святого, которые привезли из древнего города Мира (сейчас находится в Турции). Принадлежит католической церкви, но в крипте (подземное помещение) базилики проходят совместные православные богослужения. По четвергам, если они не совпадают с другими важными праздниками, совершаются богослужения византийского (греческого) обряда.
9 мая (в православии это 22 мая) - праздник города Бари и день перемещения мощей Николая Чудотворца.
Памятные даты в православии: 19 декабря, 22 мая, 11 августа, каждый будний четверг.
Для католиков это: 6 декабря, 9 мая, 29 июля.
Largo Papa Urbano II, 70122 Бари, Италия

Церковь святителя Николая Чудотворца (для итальянцев - La Chiesa Russa di Bari /// Русская церковь в Бари). Принадлежит Московской Патриархии и Русской Православной Церкви Заграницей. Построена по византийскому типу двухэтажных церквей, в псковско-новгородского зодчества XV века. Церковь построена относительно недавно - в начале прошлого века. Строительство было связано с устройством в Бари подворья специально для паломников, прибывающих к мощам Николая Чудотворца. Сейчас на территории церкви находятся 2-х и 3-х этажные здания для всех желающих. Стоимость и условия проживания на официальном сайте Патриаршего подворья:
http://bargrad.com
Corso Benedetto Croce, 130-140, 70125 Бари, Италия

Таранто.
Скальные церкви — довольно распространённое явление для Италии. Это когда в природных ущельях организованы религиозные места с соответствующим антуражем. Апулия в VIII-X веках была довольно пустынным краем и сюда бежали монахи-иконописцы, после того как в Византии император Лев III в 726 году запретил писать святые иконы. Для житья и своих творений они выбирали природные убежища, в которых и написали уникальные фрески. По-итальянски ущелье — gravina. Этим же словом и называют такие скальные церкви.
Где посмотреть:
⇒ Региональный природный парк «Земля гравин» (ит. Il Parco naturale Terra delle Gravine)
⇒ В небольшом городе Массафра расположены две действующие гравины: святого апостола и евангелиста Марка и гравину Божией Матери делла Скала.
Palazzo De Notaristefani — Massafra Via Vittorio Veneto, 15

Италия – одна из древних колыбелей христианства. К сожалению, разделение 1054 года существенно уменьшило контакты христианского Востока с итальянскими христианами. Тем не менее православие продолжало свою жизнь в этом крае, развивалось.

Ставропигиальный храм Русской Православной Церкви в Риме в честь св. вмц. Екатерины

Живы, активны православные приходы в Италии и сегодня. Сегодня особенно, когда в Италию устремляются, в надежде трудоустроиться, многие украинцы, румыны, молдаване и другие представители православных культур. Чем живёт православие в Италии сегодня? Какое место занимает среди других христианских конфессий? Чем отличается итальянское православие от других европейских Православных Церквей? На эти и другие вопросы отвечает известный историк итальянского православия, литератор Михаил Талалай (Италия).

– Расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш интерес как исследователя к сфере истории Церкви, в частности православной Италии?

– Как исследователь я сформировался на родине – в Ленинграде/Петербурге и поначалу позиционировал себя как краевед. Существовало и существует также неуклюжее «петербурговед» (москвичам-москвоведам тут лучше). В области краеведения меня занимали «белые пятна», те зоны истории великого города, которые в советские времена табуировались. Одним из главных направлений моих поисков была церковная история Петербурга, храмостроительство и даже «храморазрушение», что считалось антисоветским дискурсом. Первая моя статья, в самиздате, анонимная, так и называлась – «О судьбе петербургских храмов». Я хорошо представлял историю Церкви новейшего времени, знал имена, специфику, участвовал в православной жизни позднесоветского Ленинграда. Когда же стал обосновываться в Италии – а это был постепенный процесс – очень органично очутился в православной Италии. Долгое время я был прихожанином православной общины во Флоренции, а это (у меня есть специальная статья) – «петербургский памятник», так как с берегов Невы приехали архитектор, художники и многие другие. А главный стимул, как и для всех исследователей, для меня состоял в том, что история православной Италии была совсем не изучена – в отличие, скажем, от Франции и Германии, где существует развитая православная диаспора.

– Какими юрисдикциями представлено нынешнее православие в Италии?

– Почти всеми! Проще сказать, каких нет. Была даже представлена Автокефальная Православная Церковь в Польше! Но здесь – специфика Италии: так как в «польскую» православную общину входили итальянцы, жители Сардинии, так уж получилось во время поисков канонической основы. Конечно же, широко представлены все национальные Церкви – Румынская, Болгарская, Грузинская и другие. Есть даже старообрядческая община – самая большая в Западной Европе.

– В чем уникальная специфика православия в Италии по сравнению с другими европейскими странами?

– В первую очередь Италия находится под сенью Ватикана, пусть это официально другое государство: Папы Римские, даже и не итальянцы, по традиции охотно принимают участие в итальянских делах. Так что – густая католическая среда, на фоне которой, до недавних времен, до Второго Ватиканского Собора, православных воспринимали как схизматиков. Теперь наши Православные Церкви воспринимают здесь как разделенные Церкви-Сестры, и итальянцы проявляют в отношении нас радушие, что и в целом свойственно этому чудесному народу. Однако не приветствуются переходы из католицизма в православие: «Где родился, там и сгодился». Наши священники ведут себя весьма дипломатично и «миссией» не занимаются. Другая особенность – Римско-Католическая Церковь за два тысячелетия практически беспрепятственной деятельности собрала на италийской земле великое множество святынь – мощей, икон, и для православных это источник радости и вдохновения.

– Почему самые многочисленные православные общины в современной Италии – румынские, молдавские?

– Потому что здесь это самая могучая диаспора эмигрантов. У Италии были особые отношения еще с социалистической Румынией, которая на поздних порах не препятствовала трудовой эмиграции. На автомобильных фабриках Турина еще в 80-е годы появилась масса румын (и в их числе – потомков старообрядцев, бежавших от Петра Первого в турецкие земли, ныне румынские). Румынам и молдаванам проще освоиться в итальянском пространстве и благодаря языковой близости. Интересно, что эти народы не сливаются под одними православными «куполами»: молдаване жалуются, что румыны к ним относятся свысока, и посему предпочитают общины Московского Патриархата, где к тому же выходцы из бывшего Советского Союза с общим культурно-политическим прошлым.

– В каких итальянских регионах больше всего православных и почему?

– Там, где больше всего эмиграции из Восточной Европы – в промышленно-развитых северных областях (в Ломбардии, Пьемонте, Эмилии-Романье).

– Есть ли итальяноязычные православные приходы в Италии или православие здесь слишком тесно связано с национальной идентичностью мигрантов, членов общин?

– Конечно, в настоящий период массовой трудовой эмиграции на первом плане – национальная идентичность. Однако в 1970–80-е годы было иначе. Существовала целая группа италоязычных приходов – в Милане, Турине, Болонье, Палермо. Это уникальное явление – православной диаспоры тогда почти не существовало, за исключением греческой, весьма обособленной, этноцентричной. И в тот момент едва теплившуюся православную жизнь поддержала плеяда итальянцев, принявших православие. Некоторые из них, будучи учителями, врачами и проч., стали священниками, продолжая свою прежнюю профессиональную деятельность. В поисках канонической основы они преимущественно обустроились под омофором Московского Патриархата, который не боялся трений с Ватиканом из-за этих переходов (случалось, что и католические священники принимали православие, а это уже скандал). Сейчас выросло уже новое поколение православных священников-итальянцев.

Ставропигиальный храм Русской Православной Церкви в Риме в честь св. вмц. Екатерины, интерьер

– Во Франции в своё время был проект Галльской Церкви, который, однако, из-за эксцентричности личности Ковалевского, одного из его инициаторов, так и не был реализован в полной мере (новая юрисдикция всё же появилась, но не была признана канонической). А были ли проекты Итальянской Православной Церкви?

– Да, такая попытка была, но, увы, ее осуществил ушедший в раскол Евлогий Хесслер, бывший католический монах, ставший в 1970-е годы православным иеромонахом, главой большой миланской общины в составе Московского Патриархата. Однако он в чаянии епископского сана ушел к греческим «старостильникам», и за его перемещениями теперь вообще трудно уследить. Пытался он провозгласить и Итальянскую автономию. Все это весьма маргинально…

– Православные в Италии служат преимущественно в арендованных помещениях, или предоставленных местными властями домах, приспособленных под храм, или…?

– Общего правила нет. Если говорить о соотечественниках, то есть и исторические храмы, устроенные императорской Россией: их пять, и они стали предметом моей диссертации, а затем монографии. Конечно, новые православные общины ищут поначалу опустевшие католические пространства и часто находят: католики передали православным свои упраздненные церкви в Милане, Турине, Неаполе и ряде других городов. Но иногда межконфессиональные отношения не складываются, по разным причинам. Встречаются католические архиереи, которые – негласно – но не приветствуют рост православной диаспоры, и в таких местах приходится арендовать или искать поддержку у других некатолических конфессий. Например, в Неаполе – при предыдущем архиепископе православным пришлось поначалу служить у вальденсов, потом при братстве св. Эгидия. Пришел новый католический архиерей – и ситуация кардинально изменилась.

– В последнее время среди итальянских католиков наблюдается интерес к православному наследию. Одним из подтверждений этому может служить огромный христианский форум в Римини, который предоставляет свои площадки для экспозиций о православии: и для выставки о новомучениках и истории гонений на Православную Церковь (2013), и для выставки о митрополите Антонии Сурожском (2015) и пр. Как Вы думаете, с чем связан такой интерес?

– Итальянцы – чувствительный живой народ. В последние годы многие заинтересовались истоками христианства, иконой, восточной мистикой. Есть даже некая мода на так называемый восточный, или византийский обряд. Кроме того, итальянцев поразило свидетельство православия перед лицом небывалых гонений. Удивляет их и размах паломничества православных – например, в Бари, к Святителю Николе Чудотворцу.

Беседовала Анна Голубицкая

Святыни, катакомбы, реликвии, история, предания… Мы отправляемся в большое путешествие, чтобы увидеть святые места Италии – в определенном смысле посетим мировой центр католицизма. В рюкзак стоит захватить хороший фотоаппарат и… побольше открытости на мир : тогда точно будет интересно!

Многих, кто впервые отправляется на Запад в путешествие по паломническим маршрутам, тревожит один и тот же вопрос… Верить или нет? Конечно, каждый решает сам. Возможно, именно ради этого и стоит коснуться свидетельств давних событий, чудом уцелевших в веках.

Семь паломнических церквей Рима

Классический паломнический маршрут по Вечному Городу начал формироваться еще в первые века христианства. Уже в позднем Средневековье Данте упомянул эти религиозные места в Божественной Комедии. Последние изменения в главный путь пилигримов по Ватикану и Риму внёс папа Иоанн Павел II в 2000 году. Тогда вместо собора святого Себастьяна за стенами () в паломнический перечень был включен храм Богородицы Божественной Любви. Отправляясь в путь, не забудьте заказать : уютное и безопасное место пребывания сделает путешествие еще более запоминающимся.

Базилика святого Петра

Собор Сан-Джиминьяно

Колледжата-ди-Санта-Мария-Ассунта в итальянском городке Сан-Джиминьяно (Тоскана) – это коллегиальная церковь (коллегиата) и малая базилика одновременно. Она посвящена Взятию Пресвятой Девы Марии в Небесную славу. Коллегиата знаменита своими фресками, где можно увидеть события Ветхого и Нового Заветов. Этот собор (ит. дуомо) также является частью наследия ЮНЕСКО.

Источник фото: holidaycheck.de.

Собор Иоанна Крестителя, Турин

В Туринском соборе хранится еще одно свидетельство Страстей Христовых – Плащаница. Это льняное полотно имеет 4 м в длину. На нём явственно видно следы завернутого человека (также отпечаток лица). Происхождение этих следов до сих пор является темой исследований учёных и предметом веры для многих христиан.

Источник фото: duomoditorino.it.

Собор Воскресения Христова, Равенна

Корни равеннского собора уходят в 5 век. Рядом с собором сохранился (часть всемирного наследия ЮНЕСКО) тех времен – место, где крестили новообращённых христиан. В соборе находятся саркофаги 5 века, а также живописный амвон епископа Агнеллуса. Барочная капелла Санта-Мария-дель-Судоре – место нахождения почитаемой здесь иконы Богородицы.

Источник фото: panoramio.com, автор Panov_Nikolay.

Базилика Святого Фомы Апостола, Ортона

В городе Ортона с 13 века покоятся мощи апостола Фомы, известного многим из библейского повествования как «Фома неверующий». До того была больше известна как Санта-Мария-дельи-Анджели (святой Марии Ангельской).

Источник фото: ortonapescaturismo.it.

Выбрать отель, чтобы комфортно остановиться в Ортоне, можно, .

Церковь Сан-Паоло-алле-Тре-Фонтане, Рим

Собор святого Марка, Венеция

Базилика Святой Иустины, Падуя

Святая мученица Иустина Падуанская широко почитается в итальянском городе Падуя, в . В грандиозной базилике, возведенной в её честь, находиться другая великая христианская святыня – гробница святого Луки, автора одного из четырех Евангелий и книги Деяний Апостолов. Предполагают, что евангелист Лука также был и врачом.

Источник фото: padovatravel.it.

Итальянские храмы, посвященные святым

Личные паломничества люди часто осуществляют к храмам своих святых покровителей , или же к мощам (реликвиям) святых. Доверяя святым свои молитвы, люди часто просят что-то «по специализации» святого: больные обращаются к врачу, бедные – к благотворителю… Тем временем растерянные и неуверенные в своём выборе ищут заступничества у мучеников.

Базилика Сан-Витале, Равенна

По преданию, Виталий Миланский, покровитель еще одной , был раннехристианским мучеником. Он мог жить еще в 1 веке н. э. Женой мученика была св. Валерия, детьми – свв. Гевасий и Протасий. Почитается святой Виталий 28 апреля. К Виталию обращаются военные, служащие судебных институций, а также врачи.

Источник фото: unitedeuropeanchristendom.com.

Базилика Святого Николая, Бари

1087 год для всего христианского мира ознаменовался тем, что города Миры в Бари были перенесены мощи великого святителя и чудотворца – епископа Николая Мирликийского, почитаемого 6 (19) декабря. Он считается особым заступником моряков, странников, купцов, детей и незамужних девушек-бесприданниц.

Источник фото: cmapspublic.ihmc.us.

Базилика святой Анастасии, Верона

Город Ромео и Джульетты знаменит также старинной , почитаемой согласно разных календарей как 25 декабря, так 22 декабря (или 4 января). По преданию, она облегчала страдания узников-христиан, а также имела достаточные знания в медицине и помогала женщинам в родах.

Источник фото: youtube.com, автор NastaRic.

Изучить предложения отелей Вероны и выбрать лучший вариант .

Базилика Космы и Дамиана, Рим

Косма и Дамиан – двое братьев-римлян, известные как врачи-бессребреники и чудотворцы. Они приняли мученическую кончину в Риме в конце 3 века. День памяти – 1 (14) июля. В , названной в их честь, Косму и Дамиана почитают те, кто надеется на помощь в излечении от болезней, а также врачи. К святым братьям также обращаются те, кто отвергает всякую коррупцию.

Источник фото: romanchurches.wikia.com.

Возле базилики святых лекарей Космы и Дамиана в Риме находятся .

Собор Рождества Пресвятой Девы Марии, Милан

Величественный – это настоящая «пламенеющая готика», сохранившаяся до сегодня. Неожиданный белый мрамор, впечатляющие размеры, большое собрание христианских святынь – этот собор во многом можно назвать уникальным. Тут почивают мощи святого Амвросия Медиоланского, крестителя блаженного Августина. День памяти святого – 7 (20) декабря. К нему обращаются богословы и епископы, музыканты и даже пчеловоды.

Источник фото: openbuildings.com.

Милан – развитый центр туризма. предлагают самые разные предложения – от бюджетных до фешенебельных.

Церковь Сан-Франческо, Ассизи

В городе Ассизи – одна из шести великих католических базилик мира. Вместе с монастырем Сакро-Конвенто она входит в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. Святой Франциск (почитаемый 4 октября) – покровитель бедных, а также актеров, экологов, незрячих, рабочих, заключенных и др. Кроме того, Франциска почитают как особого заступника в делах дипломатии и установления мира.

Источник фото: dovecomequandoit.com.

Ассизи – один из крупных паломнических центров. для паломников тут всегда рады новым путникам!

Базилика Святого Антония, Падуя

Почитают мощи святого Антония Падуанского, ученика святого Франциска и чудотворца. День его памяти – 13 июня. К Антонию обращаются бедные люди, путешественники, а также те, кто что-то потерял в буквальном или переносном смысле. Кроме того, молитвы к св. Антонию произносят желающие обрести внутреннее равновесие и самоконтроль.

Источник фото: aegeecaesar.wordpress.com.

Падуя – также большой паломнический центр для пилигримов со всего мира. тут впечатляющий.

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения св. апостола Павла.

Когда в 67 г. апостол Павел, по повелению Нерона, был усечен мечом за стенами Рима в местности, именуемой «Сальвийские Воды» (Aquae Salviae), где ныне находится церковь во имя святого апостола Павла «на трех Фонтанах», тогда римская благочестивая христианка Лукина (Луцина) собрала священные останки св. Павла и с честью погребла их в загородной усадьбе своей по Остийской дороге (Via Ostiense). С этого времени усадьба эта сделалась усыпальницей древних христиан, известной под именем катакомб св. Лукины.

На том месте, где находится эта церковь, некогда красовался Сессорианский дворец, служивший местом жительства св. царицы Елены, матери св. царя Константина (их память - 21 мая ст.ст.). В стенах дворца и сооружена была в 330 г. св. Константином, по желанию его матери, базилика во имя Честного и Животворящего Креста Господня, или св. Креста в Иерусалиме.

Церковь основана папой Пием (142-157) в доме св. Новата, сына апостола Пуда, и построена по просьбе преподобной Пракседы девы, дочери апостола Пуда и сестры св. Новата. В IX в. папа Пасхалий возобновил эту церковь почти от основания и перенес в нее мученические тела, собранные им в разных катакомбах. По распространенному в Риме преданию, именно св. Пракседа собирала здесь тела мучеников Христовых

Церковь стоит на том месте, где апостол Павел восприял мученическую кончину 29 июня 67 г.
О ней он сам предвозвестил во втором послании к своему возлюбленному ученику, апостолу Тимофею, епископу Ефесскому: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 6-8). Мученическая кончина апостола Павла совершалась так. В последние дни земной жизни апостол Павел содержался вместе с апостолом Петром в Мамертинской темнице.

Церковь построена там, где некогда стоял дом отца преподобной Пудениианы, римского сенатора Пуда, о котором апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимо­фею (2 Тим. 4, 21).

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Название свое Колизей получил от латинского слова «великан». Так назван был впоследствии (в VIII в.) за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 гг. после Р.Х. и называвшийся первоначально Амфитеатром Флавия. Сейчас происхождение этого название возводят к стоявшей рядом гигантской статуи Нерона, Колосс Нерона. Его строили еврейские пленники из Иерусалима, как некогда отцы их сооружали пирамиды для египетских фарао­нов.

Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла.
Св. Севастиан (память 18 дек.) с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г.

Поводом к устроению церкви на настоящем месте и к вышеприведенному наименованию ее послужило следующее событие из жизни апостола Петра, о котором повествуется в Четьих Минеях.

Рима Катакомбами называются подземные кладбища, в которых христиане первых трех веков, страха ради от язычников, полагали своих усопших и мучеников, а также иногда совершали богослужения.

Катакомбы получили наименование по св. Каллисту, папе римскому, который еще до вступления на папский престол, будучи архидиаконом римской Церкви, заведывал, по поручению папы Зефирина, катакомбами и много потрудился над их устройством.

Св. Агния пострадала в гонение Максимилиана в 304 г. на том месте, где ныне стоит на Навонской площади церковь ее имени (Chiesa di Sant’Agnese in Agone), воздвигнутая еще при св. равноапостольном царе Константине. Современное здание на пьяцце Навона - выдающийся памятник барокко (арх. Борромини; 1666 г.)

Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом,

Темница находится у подножья Капитолийского холма, со стороны Римского Форума под церковью Иосифа Обручника (Chiesa di San Giuseppe dei falegnami al Foro Romano), noстроенной братством плотников.

(Panteon), представляющий собой огромную круглую постройку с величественным куполом, был сооружен римским консулом Марком Агриппой, зятем императора Августа, в 27-25 гг. до Р.Х. и посвящен семи языческим божествам. Император Адриан (117-138) перестроил Пантеон и посвятил его «всем богам». Языческое идолослужение совершалось в этом храме до IV в.

Церковь, основанная при св. равноапостольном царе Константине на том самом месте, на котором в гонение Адриана, в 120 г., пострадали св. великомученик Евстафий Планида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист.

Победоносца Георгиевская церковь в древнем районе Велабро была уже известна с VII в. - как учреждение диаконии, центра церковной благотворительности для римского населения.

Первоначальное описание церкви восходит ко временам св. царя Константина; в 560 г. она была перестроена папой Палагием. В ней св. Григорием Двоесловом была произведена 36-я беседа его на Евангелия.

Храм Мария д’Аракоели (ин Арачели) стоит на самой вершине Капитолийского холма, на развалинах некогда находившегося здесь храма Юпитера Капитолийского, и была известна уже в VI в. как церковь Санта Мария де Капитоло, то есть Божией Матери «Капитолийской»

В Риме трудно найти паломника, который бы не посетил Святую Лесницу — одну из самых известных христианских святынь. Церковь Святой Лестницы находится вблизи собора Св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano). Фасад этой церкви работы Доменико Фонтана относится к 1585 году.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Базилика святых мученика Бонифатия (Вонифатия) и Алексея человека Божия на Авентинском холме в Риме сегодня открывается пред глазами паломников в своем барочном «обличии», обретенном при радикальной перестройке в середине XVIII столетия. И трудно представить, что под этой «современной» базиликой находятся еще две, относящие нас к III и IX векам.



Святыни северной Италии

– один из самых красивых городов северной Италии. Первые поселения возникли здесь еще в IV в. до Р.Х., благодаря выгодному географическому положению на реке Адидже. Значительное развитие город получил с середины I в. до Р.Х., когда был включен в состав Римской Империи. После падения Империи Верона стала столицей лангобардов и остготов, но это мало отразилось на ее развитии, зато время Средневековья украсило ее церквями и соборами. Романский и готический стили придают городу неповторимый колорит

Согласно древней традиции, св.Лука, родом из Антиохии в Сирии, умерший в преклонном возрасте (84 года), был захоронен в г. Тебе — столице греческого региона Беоция. В начале IV века его мощи были перевезены в Константинополь, в Базикику Двенадцати Апостолов.

Реликвия, или часть мощей Святителя Николая, представляет собой одну кость левой руки и находится при церкви Сан Николо в Порту с 1177 года, как гласит древняя летопись.

Чтобы лучше понять кто такая святая Фекла, начнем с бегства св. ап. Павла из Антиохии Писидской в Иконию. Некий житель Иконии по имени Онисифор знал, что апостол будет проходить через их город и вышел встречать его на Царской дороге.

Одна из самых древних церквей в Милане, по преданию, была построена святым Амвросием Медиоланским в 379-386 гг., в районе захоронений христиан — жертв религиозного преследования в римский период. В то время церковь называлась Basilica Martyrum (Базилика мучеников).