Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Как называется японский короткий меч. Японские клинки и короткие мечи

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:

Сравнительная таблица японских мечей

Тип Длина
(нагаса ),
см
Ширина
(мотохаба ),
см
Прогиб
(сори ),
см
Толщина
(касанэ ),
мм
Примечания
Тати 61-71 2,4-3,5 1,2-2,1 5-6,6 Появился в XI веке . Носился на поясе лезвием вниз в паре с кинжалом танто. Разновидность одати могла носиться за спиной.
Катана 61-73 2,8-3,1 0,4-1,9 6-8 Появилась в XIV веке . Носилась за поясом лезвием вверх в паре с вакидзаси.
Вакидзаси 32-60 2,1-3,2 0,2-1,7 4-7 Появился в XIV веке . Носился лезвием вверх в паре с катаной или отдельно как кинжал.
Танто 17-30 1.7-2.9 0-0.5 5-7 Носился в паре с мечом тати или отдельно как кинжал.
Все размеры приведены для клинка без учёта хвостовика. Ширина и толщина указаны для основания клинка, где он переходит в хвостовик. Данные взяты для мечей периодов Камакура и Муромати ( - гг.) по каталогам. Длина тати в начальный период Камакура и современных тати (гэндайто) достигает 83 см.

История японского меча

Древние мечи. До IX века.

Первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы », III - вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука ( - гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо , а к VII веку освоили технологию ковки многослойной стали. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.

Всего после завершения Второй мировой войны кузнецам было выдано около 650 лицензий на изготовление мечей. Около 300 лицензированных кузнецов продолжают работать в настоящее время. Многие из них стараются восстановить традиции изготовления мечей периодов Камакура и Кото. Выпускаемые ими мечи рассматриваются в первую очередь как произведения традиционного японского искусства.

Технология изготовления меча

Кузнецы-оружейники

Кузнецы обладали высоким социальным статусом в японском обществе, множество из них известно по именам благодаря спискам. Списки древних кузнецов начинаются именем Амакуни из провинции Ямато, жившем, по легенде, в начале VIII века в правление императора Тайхо ( - гг.).

В старые времена (период мечей кото, около - гг.) существовало примерно 120 кузнечных школ, которые на протяжении веков производили мечи с характерными устойчивыми признаками, выработанными мастером-основателем школы. В новые времена (период мечей синто, - гг.) известно 80 школ. Насчитывают около 1000 выдающихся мастеров кузнечного ремесла, a всего на протяжении тысячи лет истории японского меча зафиксировано более 23 тыс. кузнецов-оружейников, из них больше всего (4 тыс.) в период кото (старых мечей) проживало в провинции Бидзэн (современная префектура Окаяма).

Слитки железа расплющивались в тонкие пластины, резко охлаждались в воде и затем разбивались на куски размером с монету. После этого производилась селекция кусочков, отбрасывались куски с крупными вкраплениями шлака, по цвету и гранулярной структуре разлома сортировались остальные. Такой метод позволял кузнецу отбирать сталь с предсказуемым содержанием углерода в диапазоне от 0,6 до 1,5 %.

Дальнейшее выделение остатков шлака в стали и уменьшение содержания углерода осуществлялось в процессе ковки - соединения отдельных мелких кусочков в заготовку для меча.

Ковка клинка

Сечение японского меча. Показаны две распространённые структуры с отличной комбинацией в направлении слоёв стали. Слева: металл клинка проявит текстуру итамэ , справа - масамэ .

Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300 °C и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослойная сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв стали - типичная плотность дамаска для японских мечей.

Шлаки всё же остаются микроскопическим слоем на поверхности слоя стали, формируя своеобразную текстуру (хада ), напоминающую рисунок на поверхности древесины.

Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска: из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ , не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ . Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700-1100 °C длину заготовки до размеров меча.

При более сложной технологии свариваются до 4 брусков: из самой твёрдой стали (хаганэ ) формируют режущую кромку и вершину, 2 бруска из менее твёрдой стали идут на боковые стороны, а брусок из относительно мягкой стали формирует сердцевину. Многослойная структура клинка может быть ещё сложнее с отдельным привариванием обуха.

Ковкой формируется лезвие клинка до толщины около 2,5 мм (в районе режущей кромки) и его грани. Верхний кончик также выправляется ковкой, для чего по диагонали срезается конец заготовки. Затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), в результате чего структура металла в вершине обеспечивает повышенную прочность в ударной зоне меча, сохраняя при этом твёрдость и тем самым возможность очень острой заточки.

Закалка лезвия и полировка

Следующим важным этапом изготовления меча является термообработка лезвия для упрочнения режущей кромки, в результате которой на поверхности меча появляется узор хамон , специфический именно для японских мечей. До половины заготовок в руках среднего кузнеца так и не становятся настоящими мечами в результате неудавшейся закалки.

Для термообработки клинок покрывается неравномерным слоем термостойкой пасты - смеси из глины, золы и каменной пудры. Точный состав пасты держался мастером в секрете. Тонким слоем покрывалось лезвие, наиболее толстый слой пасты наносился на среднюю по ширине часть клинка, где закалка была нежелательна. Жидкая смесь разравнивалась и после высыхания царапалась в определённом порядке в области ближе к лезвию, благодаря чему подготавливался рисунок узора хамон . Клинок с засохшей пастой нагревают равномерно вдоль длины до ок. 770 °C (контролируется по цвету раскалённого металла), затем погружают в емкость с водой лезвием вниз. Резкое охлаждение меняет структуру металла около лезвия, где толщина металла и термозащитной пасты наименьшие. Затем клинок повторно нагревается до 160 °C и снова охлаждается. Данная процедура помогает снизить напряжения в металле, возникшие при закалке.

Закалённая область лезвия имеет почти белый оттенок по сравнению с остальной более тёмной серо-голубоватой поверхностью клинка. Граница между ними чётко видна в виде узорной линии хамон , который представляет собой вкрапления блестящих кристалликов мартенсита в железо. В древности хамон выглядел как прямая линия вдоль клинка, в период Камакура линия стала волнистой, с причудливыми завитушками и поперечными черточками. Считается, что кроме эстетичного внешнего вида, волнистая неоднородная линия хамона позволяет клинку лучше противостоять ударным нагрузкам, демпфируя резкие напряжения в металле.

При соблюдении процедуры как показатель качества закалки обух клинка приобретает белёсый оттенок, уцури (букв. отражение ). Уцури напоминает хамон , но его появление является не следствием образования мартенсита, а оптическим эффектом в результате слабого изменения структуры металла в этой зоне по сравнению с близлежащим телом клинка. Уцури не является обязательным атрибутом качественного меча, но свидетельствует об успешно проведённой термообработке для некоторых технологий.

При нагреве лезвия в процессе закалки до температуры более 770° его поверхность приобретает насыщенность оттенков и богатство деталей узора. Однако при этом может пострадать прочность меча. Совместить боевые качества меча с роскошным оформлением поверхности металла удалось только кузнецам провинции Сагами в период Камакура, высококачественные мечи других школ отличаются скорее строгой манерой оформления клинка.

Окончательную доводку меча осуществляет уже не кузнец, а ремесленник-полировщик, мастерство которого также высоко ценилось. Используя серию полировальных камней разной зернистости и воду, полировщик доводил клинок до идеального состояния, после чего кузнец выбивал своё имя и другие сведения на неотшлифованном хвостовике. Меч считался готовым, остальные операции по креплению рукояти (цуки ), гарды (цубы ), нанесению украшений относились к разряду вспомогательных процедур, не требовавших магического мастерства.

Боевые качества

Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.

Современная оценка японских мечей

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK , ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай) , одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

  • Национальное сокровище (кокухо ). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.
  • Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
  • Особо важный меч.
  • Важный меч.
  • Особо оберегаемый меч.
  • Оберегаемый меч.

В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.

В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

См. также

  • Утигатана

Источники

Статья написана по материалам следующих изданий:

  • Sword. Kodansha encyclopedia of Japan. 1-st ed. 1983. ISBN 0-87011-620-7 (U.S.)
  • А. Г. Баженов, «История японского меча», -С.-Пб., 2001, 264 с. ISBN 5-901555-01-5
  • А. Г. Баженов, «Экспертиза японского меча», -С.-Пб., 2003, 440 с. ISBN 5-901555-14-7 .
  • Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara, «The Craft of the Japanese Sword». Перевод на русский язык на сайте www.katori.ru .

Примечания

  1. В литературе встречаются дискуссии, называть ли японскими мечи самурайской формы, произведенные по не традиционным японским технологиям. В статье используется устоявшийся термин «меч», однако некоторые полагают термин «сабля» более корректным для обозначения изогнутого однолезвийного оружия. По действующему российскому ГОСТ Р 51215-98 (Холодное оружие, терминология) «японский меч» относится к саблям - «4.4 сабля: Контактное клинковое рубяще-режущее и колюще-режущее оружие с длинным изогнутым однолезвийным клинком». Определение меча: «4.9 меч: Контактное клинковое колющее и рубящее оружие с прямым средним или длинным массивным двухлезвийным клинком»
  2. Термин «тати» установился в русскоязычной литературе. Русская фонетика не позволяет точно передать звучание, английская фонетика воспроизводит название как tachi .
  3. Точного стандарта прогиба для тати не существует. В начале меч тати обладал почти сабельной кривизной, к XIV веку клинок выпрямляется. Прогиб «сори» стандартно измеряется как максимальной расстояние от обуха до прямой линии между кончиком меча и основанием клинка. Рукоять в расчёт кривизны не принимается.
  4. Определения типов японских мечей приведены в книге А. Баженова «Экспертиза японского меча» согласно пояснению японской ассоциации NBTHK («Общество по сохранению художественных японских мечей»), ответственной за сертификацию японских клинков.
  5. Хотя тати в среднем длинней катаны, нередко длина катаны превосходит длину тати.
  6. Такие длины получаются переводом традиционной японской меры длины сяку (30,3 см, прим. длина локтя) в см.
  7. То есть до конца периода Момояма . Традиционно японская история делится на неравные периоды, определяемые по названию населённых пунктов, которые становились местом обитания императора.
  8. Kokan Nagayama. The Connoisseur"s Book of Japanese Swords. - First edition. - Japan: Kodansha International Ltd., 1997. - С. 3. - 355 с. - ISBN 4-7700-2071-6
  9. Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara. Modern Japanese Swords and Swordsmiths. - First edition. - Japan: Kodansha International Ltd., 2002. - С. 13. - 224 с. - ISBN 978-4-7700-1962-2
  10. Aoi Art Tokyo : японский аукционный дом, специализирующийся по японским мечам.
    Japanese Sword Ginza Choshuya Magazine : магазин по продаже японских мечей, каждый месяц выпускает каталог.
  11. Meч Когарасу-Мару выполнен в необычном стиле киссаки-мороха, популярном в период Нара . Половина клинка до острия обоюдоострая, другая половина с тупым обухом. Вдоль клинка проходит центральная ложбинка, сам клинок очень слабо изогнут, но наблюдается довольно сильный изгиб хвостовика по отношению к клинку. Подпись на мече отсутствует. Хранится в коллекции императорской семьи. См. фото в книге Баженова «История японского меча».
  12. «Поясничный изгиб» (коси-дзори ) назван так потому, что максимальный прогиб клинка при ношении меча удобно облегал тело как раз в области поясницы.
  13. Обух может быть плоский или полукруглый, однако такие образцы среди настоящих японских мечей встречаются крайне редко.
  14. А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 41
  15. А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 147
  16. Tamio Tsuchiko. The New Generation of Japanese Swordsmiths. - First edition. - Japan: Kodansha International Ltd., 2002. - С. 8. - 256 с. - ISBN 4-7700-2854-7
  17. Sword. Kodansha encyclopedia of Japan.
  18. А. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 307-308
  19. Блестящий чистый цвет разлома говорит о содержании углерода выше 1 % (высокоуглеродистая сталь).
  20. Процесс ковки меча описан по буклету Всеяпонской ассоциации кузнецов-мечников и книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники), описывающей восстановленную современным мастером древнюю технологию.
  21. Различают до 30 разновидностей хада (текстуры металла), основными являются 3: итамэ (сучковатая древесина), масамэ (прямослойная древесина), мокумэ (древесная кора). В отличие от узора закалки (хамона), хада может быть и не видна невооружённым глазом. Отсутствие её в результате специальной полировки характерно только для клинков синто.
  22. По мнению авторов книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники).
  23. Хамон в виде прямой линии называется сугу-ха (букв. прямой ).
  24. Узор хамона является устойчивым признаком для идентификации той или иной кузнечной школы или времени изготовления меча. Условно для сертификации меча выделяют более 60 видов хамона.
  25. А. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 76


Название «самурайский» можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча в первую очередь , но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался «корейским». — цуруги — имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками. Начиная с III в.н.э. становится заточенным только с одной стороны, и у некоторых его типов появляется массивный противовес на рукояти. Изогнутый клинок в Японии начинают делать (первое серьезное упоминание о них относится к 710 г.), то есть почти одновременно с появлением классической сабли на Ближнем Востоке. К XII в., с ростом власти и усилением самурайского сословия, кривой клинок, являющийся табельным , полностью вытесняет в Японии прямой.

И в европейской, и в нашей литературе существует достаточная путаница в наименованиях самурайских мечей. Известно, что носил два меча — длинный и короткий. Такая пара называлась дайсё (букв. «больший и меньший») и состояла из дайто («большего меча»), бывшего основным оружием самурая, и сето («меньшего меча»), служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или , если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал кусунгобу . Правда, обычай ношения двух мечей окончательно сложился только к XVI в. Длинный меч имеет длину лезвия больше двух сяку (сяку = 33 см), короткий — от одного до двух сяку (то есть 33-66 см). Длинный меч — наиболее известный в Европе, обычно называют «катаной». Но это не совсем правильно. Катаной называется такой длинный меч, который носится в ножнах, заткнутым за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз . Такой метод ношения меча появился в XIV-XV вв. и стал основным, наиболее удобным (кстати: ношение катаны за поясом лезвием вверх позволяет удобно вытаскивать ее не только правой, но и левой рукой). До этого времени словом обозначался заткнутый за пояс длинный кинжал или короткий меч, а длинный носил название тати . носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх. Такой способ ношения длинного меча годился, когда воевали, в основном, верхом, но для пешего это было существенно менее удобно. К тому же, этикет требовал, чтобы при входе в дом длинный меч снимали, а вынуть меч в ножнах из-за пояса гораздо проще и удобнее, чем каждый раз отцеплять их от перевязи и потом привязывать обратно. С XIV-XV вв., когда такие мечи стали носить, в основном, за поясом, ношение меча на перевязи стало считаться скорее церемониальным, и потому сам тати и его ножны отделывались гораздо богаче, ибо были парадными. Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом, назывался катана или танто, когда его носили в паре с тати . А когда его носили в паре с длинной катаной, его называли вакидзаси . Так что наименование самурайских мечей отражает, в основном, способ их ношения , а извлеченные из ножен больший и меньший мечи, как бы они ни назывались, имели одинаковую длину и форму, разве что очень ранние формы меньшего меча (в те поры, когда он еще назывался катаной) имели едва заметную кривизну и казались почти прямыми.

Длина дайто — 95-120 см, сето — 50-70 см. Рукоять длинного меча рассчитана обычно на 3,5 кулака, короткого — на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей — около 3-х см, толщина спинки — 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес длинного меча около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она «цуба». Цуба малого меча могла иметь дополнительные прорези для вкладывания в его ножны дополнительных ножей — метательной кодзуки и хозяйственного когая. Производство цуб превратилось буквально в художественный промысел. Они могли иметь сложную ажурную форму, украшаться резьбой или рельефными изображениями.

Помимо дайсе самурай мог носить еще и нодати — «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м. Носили его обычно за спиной подобно цуруги или на плече, придерживая рукой. За исключением длины, нодати конструктивно ничем не отличался от дайто, который дальше мы будем называть катаной .

Всадник мог держать катану и одной рукой, но в бою на земле этот меч из-за его веса предпочитали держать двумя руками. Ранние техники работы катаной включают в себя широкие круговые рубяще-режущие движения, но позднее они стали гораздо более развитыми. Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий.

И , и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Европейский способ, нацеленный на пробивание доспеха, предполагает максимальное использование инерции движения меча и нанесение удара «с проносом». В японском фехтовании человек ведет меч, а не меч человека . Там удар наносится тоже силой всего тела, но не с обычного шага, а с приставного, при котором тело получает мощный толчок вперед (больший, чем при развороте корпуса). При этом удар наносится «фиксированно» на заданный уровень, и лезвие останавливается точно там, где этого хочет мастер, а сила удара при этом не гасится. И . И если такой удар не пришелся в цель, то он уже не тянет за собой владельца, как в случае с европейским мечом, а дает ему возможность сменить направление или нанести следующий, тем более что короткий приставной шаг позволяет наносить мощные удары на каждом шагу — сегодняшний кэндока , имеющий черный пояс, может выполнить три вертикальных удара мечом в секунду. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар. Отступают при бое на катанах вперед. Уход с линии атаки с одновременным нанесением удара — одна из наиболее часто употребляющихся комбинаций. Ведь надо иметь в виду, что прямой удар катаной может разрубить практически все, и просто не рассчитан на то, чтобы «держать» прямые удары. Поединок истинных мастеров самурайского меча сложно назвать поединком в европейском понимании этого слова, ибо он построен на принципе «одним ударом наповал». В же есть «поединок сердец», когда два мастера просто неподвижно стоят или сидят и смотрят друг на друга, и проиграл тот, кто первым дернулся к оружию…

Школ кэндзюцу , как называется в Японии , существовало и существует немало. Одни обращают особое внимание на мгновенный уход с линии атаки, сопровождающийся вертикальным ударом («Синкагэ-рю»), другие уделяют большое внимание подставке левой руки под лезвие меча и боевым приемам, проводимым при помощи этой техники («Синто-рю»), третьи практикуют работу двумя мечами одновременно — большой в правой руке, малый в левой («Нито-рю») — таких бойцов называют «рето дзукай». Кто-то предпочитает подрезающие удары в горизонтальной плоскости с обходом вокруг противника — между техникой кэндзюцу и много общего. Можно бить рукояткой, можно перехватывать меч на обратный хват, можно использовать в ближнем бою подножки и подсечки. Особенности самурайского меча позволяют использовать практически все техники работы с длинным клинковым оружием.

В XVII в., после объединения страны под властью дома , началась тенденция превращения кэндзюцу в кэндо — способа боя на мечах в Путь меча . уделяло много внимания нравственному самоусовершенствованию личности, а сейчас является одним из самых популярных в Японии видов спорта, в котором используется уже не настоящее боевое оружие, а его спортивные эквиваленты из дерева или бамбука. Впервые деревянный меч, повторяющий очертания настоящего (боккэн, или бокуто) , ввел легендарный мастер XVII в. . Правда, такой деревянный меч все равно был грозным оружием, которым запросто можно было расколоть череп. часто хранили боккэн дома, у изголовья. В случае внезапного нападения можно было с его помощью обезоружить и взять противника без пролития крови, просто, к примеру, перебив ему руки или сломав ключицу…

По сравнению с техникой боя длинным японским мечом, техника боя коротким известна меньше. Здесь встречаются и хлещущие удары кистью, построенные на том же принципе фиксированного удара, и подвешенное положение меча, которым так любят щеголять любители славяно-горицкой борьбы, и частые удары рукояткой в солнечное сплетение. Естественно, по сравнению с длинным мечом, тычковых ударов больше, поскольку это оружие все-таки предназначено для боя на близкой дистанции.

О месте меча и написано очень много. Меч был и остается одним из символов императорской династии, предметом синтоистского культа, одним из символов воспитания национального духа. Перед тем, как приступить к изготовлению настоящего традиционного японского меча, совершал долгий подготовительный ритуал, напоминающий подготовку русского иконописца к росписи церкви или к созданию важной для него иконы: пост, очистительные омовения, долгие молитвы, облачение в чистые, церемониальные одежды, целибат.

Пожалуй, ни в одной стране мира не был так развит этикет меча . Как и в других регионах, заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя клинок означал доверие к собеседнику, ибо из этого положения меч было труднее привести в боевую готовность. При входе в дом длинный меч оставлялся у входа на специальной подставке, и войти внутрь с этим мечом означало демонстрацию крайнего неуважения. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение, можно было только рукоятью к себе — поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. При демонстрации оружия меч никогда не обнажался полностью, и касаться его можно было только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение меча, удар ножнами о ножны и, тем более, бряцание оружием было равносильно вызову, за которым мог последовать удар без всякого предупреждения. Как и в Европе, мечи могли иметь имена и передавались из поколения в поколение. А лучшие часто специально не клеймили свои мечи, считая, что оружие само рассказывает о том, кто его создал, а человеку, который не способен этого понять, и знать незачем, кем меч создан. Слово «меч» часто табуировалось, и, например, «вакидзаси» буквально означает «на боку воткнутое»…

Любое повествование об историческом холодном оружии будет неполным без рассказа о средневековых японских мечах. Это уникальное оружие на протяжении долгих столетий верой и правдой служило своим хозяевам – свирепым воинам-самураям . В последние десятилетия меч катана, словно, переживает второе рождение, интерес к нему огромен. Японский меч уже стал элементом массовой культуры, катану «любят» голливудские режиссеры, создатели аниме и компьютерных игр.

Считалось, что в мече живут духи всех его прежних владельцев, а самурай всего лишь хранитель клинка, и он обязан передать его следующим поколениям. В завещании самурая обязательно был пункт, в котором распределялись его мечи между сыновьями. Если у хорошего меча был недостойный или неумелый владелец, то в этом случае говорили: «Меч плачет».

Не меньший интерес сегодня вызывает и история этого оружия, секреты его изготовления и фехтовальная техника, которую использовали средневековые японские воины. Однако прежде чем перейти к нашему рассказу, следует несколько слов сказать о самом определении меча самурая и его классификации.

Катана – это длинный японский меч, с длиной клинка от 61 до 73 см, с небольшим изгибом лезвия и односторонней заточкой. Существуют и другие типы японских мечей, в основном они отличаются своими габаритами и назначением. При этом слово «катана» в современном японском языке обозначает любой меч. Если говорить о европейской классификации холодного оружия, то катана вообще не является мечом, это типичная сабля с односторонней заточкой и изогнутым клинком. По форме японский меч очень напоминает шашку. Однако в традиции Страны восходящего солнца мечом называется любой тип (ну, или почти любой) холодного оружия, который имеет клинок. Даже нагината, похожая на европейскую средневековую глефу, с двухметровой рукоятью и клинком на конце, в Японии все-равно именуется мечом .

Историкам гораздо проще изучать японский меч, чем европейское или ближневосточное историческое холодное оружие. И причин здесь несколько:

  • Японский меч использовался в сравнительно недавнем прошлом. Катана (это оружие имело специальное название гун-то) массово применялась еще во время Второй мировой войны;
  • В отличие от Европы, до настоящего времени сохранилось большое количество старинных японских мечей. Оружие, возраст которого составляет несколько столетий, зачастую находится в отличном состоянии;
  • Производство мечей по традиционным средневековым технологиям продолжается в Японии и в наши дни. Сегодня изготовлением этого оружия занимаются около 300 кузнецов, все они имеют специальные государственные лицензии;
  • Японцы бережно сохранили основные техники искусства боя на мечах.

История

Железный век начался в Японии сравнительно поздно, только к VII столетию японские кузнецы освоили технологию изготовления оружия из многослойной стали. До этого момента железные мечи завозились в страну из Китая и Кореи. Древнейшие японские мечи чаще всего были прямыми и имели обоюдоострую заточку.

Период Хэйан (IX-XII столетие). В этот период японский меч получает свой традиционный изгиб. В это время центральная государственная власть ослабла, и страна погрузилась в череду бесконечных междоусобных войн и вошла в длительный период самоизоляции. Начала формироваться каста самураев – профессиональных воинов. В это же время значительно выросло мастерство японских кузнецов-оружейников.

Большинство схваток происходили в конном строю, поэтому место прямого меча постепенно заняла длинная сабля. Первоначально она имела изгиб около рукояти, позже он сместился область, отстоящую на 1/3 от конца хвостовика. Именно в период Хэйан окончательно сложился внешний вид японского меча, и была отработана технология его изготовления.

Период Камакура (XII-XIV столетие). Значительное улучшение доспехов, которое произошло в этот период, привело к изменениям в форме меча. Они были направленны на повышение ударной мощи оружия. Его вершина стала более массивной, увеличилась масса клинков. Фехтовать таким мечом одной рукой стало значительно сложнее, поэтому их в основном стали использовать в пеших поединках. Этот исторический период считается «золотым веком» для традиционного японского меча, позже многие технологии изготовления клинков были утрачены. Сегодня кузнецы пытаются восстановить их.

Период Муромати (XIV-XVI столетие). В этот исторический период начинают появляться очень длинные мечи, габариты некоторых из них превышал два метра. Такие гиганты являются, скорее, исключением, чем правилом, но общая тенденция была на лицо. Длительный период постоянных войн требовал большого количества холодного оружия, зачастую за счет снижения его качества. Кроме того, общее обнищание населения привело к тому, что мало кто мог позволить себе по-настоящему качественный и дорогой меч. В это время распространение получают печи-татары, что позволяет увеличить общее количество выплавляемой стали. Изменяется тактика поединков, теперь бойцу важно опередить соперника в нанесении первого удара, поэтому все более популярными становятся мечи-катаны. К концу этого периода в Японии появляется первое огнестрельное оружие, что изменяет тактику сражений.

Период Момояма (XVI столетие). В этот период японский меч становится короче, в обиход входит пара дайсё, позже ставшая классической: длинный меч катана и короткий меч вакидзаси.

Все вышеописанные периоды относятся к так называемой Эпохе старых мечей. В начале XVII века начинается Эпоха новых мечей (шинто). В это время в Японии прекращаются многолетние междоусобицы, и воцаряется мир. Поэтому меч несколько теряет свое боевое значение. Японский меч становится элементом костюма, символом статуса. Оружие начинают богато украшать, значительно больше внимания уделяется его внешнему виду. Однако при этом снижаются его боевые качества.

После 1868 года начинается Эпоха современных мечей. Оружие, выкованное после этого года, называется гэндай-то. В 1876 году ношение мечей было запрещено. Это решение нанесло серьезный удар по касте воинов-самураев. Большое количество кузнецов, занимавшихся изготовлением клинков, потеряли работу или были вынуждены переквалифицироваться. Только в начале прошлого века начинается кампания возвращения к традиционным ценностям.

Наивысшей частью для самурая было умереть в бою с мечом в руках. В 1943 году был сбит самолет с японским адмиралом Исороку Ямамото (тот самый, что руководил атакой на Перл-Харбор). Когда обугленное тело адмирала достали из-под обломков самолета, то обнаружили в руках мертвеца катану, с которой он и встретил свою смерть.

В это же время для вооруженных сил мечи начали изготавливать промышленным способом. И хотя они внешне напоминали боевой самурайский меч, это оружие уже не имело никакого отношения к традиционным клинкам, изготовленным в более ранние периоды.

После окончательного разгрома японцев во Второй мировой войне победители издали приказ об уничтожении всех традиционных японских мечей, но благодаря вмешательству историков он вскоре был отменен. Производство мечей по традиционным технологиям было возобновлено в 1954 году. Была создана специальная организация «Общество по сохранению художественных японских мечей», ее основной задачей стало сохранение традиций изготовления катан, как части культурного наследия японской нации. В настоящее время существует многоступенчатая система оценки исторической и культурной ценности японских мечей.

Японская классификация мечей

Какие же еще мечи, кроме знаменитой катаны, существуют (или существовали в прошлом) в Японии. Классификация мечей довольно сложна, в Стране восходящего солнца она относится к научным дисциплинам. То, что будет описано ниже, это всего лишь краткий обзор, который дает лишь общее представление о вопросе. В настоящее время выделяют следующие разновидности японских мечей:

  • Катана. Наиболее известная разновидность японского меча. Имеет длину клинка от 61 до 73 см, с довольно широким и толстым изогнутым клинком. Внешне очень она очень похожа на еще один японский меч – тати, но отличается от него меньшим изгибом клинка, способом ношение, а также (но далеко не всегда) длиной. Катана являлась не просто оружием, но и неизменным атрибутом самурая, частью его костюма. Без этого меча воин просто не выходил из дому. Катана могла носиться за поясом или на специальных завязках. Хранилась на специальной горизонтальной подставке, которая на ночь ставилась у изголовья воина;
  • Тати. Это длинный японский меч. Он обладает большим изгибом, чем катана. Длина клинка тати начинается от 70 см. В прошлом этот меч обычно использовался для конного боя и во время парадов. Хранится на вертикальной подставке рукояткой вниз в мирное время и рукоятью вверх во время войны. Иногда из этой разновидности японского меча выделяется еще одна — О-дати. Данные клинки отличались значительными размерами (до 2,25 м);
  • Вакидзаси. Короткий меч (клинок 30-60 см), который вместе с катаной образует стандартное вооружение самурая. Вакидзаси можно было использовать для боя в тесном пространстве, а также он применялся в паре с длинным мечом в некоторых фехтовальных техниках. Это оружие могли носить не только самураи, но и представители других сословий;
  • Танто. Кинжал или нож с длиной лезвия до 30 см. Использовался для отрезания голов, а также для совершения харакири , ну и для других, более мирных целей;
  • Цуруги. Обоюдоострый прямой меч, который использовался на территории Японии до X века. Часто этим именем называют любые древние мечи;
  • Ниндзя-то или синоби-гатана. Это меч, который использовали знаменитые японские средневековые шпионы – ниндзя . По своему внешнему виду он практически не отличался от катаны, но был короче. Толще были ножны этого меча, неуловимые синоби прятали в них целый шпионский арсенал. Кстати, ниндзя-то не носили за спиной, потому что это было крайне неудобно. Исключением были случаи, когда воину нужны были свободные руки, например, если он решил взобраться на стену;
  • Нагината. Это вид холодного оружия, который представлял собой слегка загнутый клинок, посаженный на длинное деревянное древко. Напоминал средневековую глефу, но японцы также относят нагинату к мечам. Бои на нагинатах проводятся и по сей день;
  • Гун-то. Армейский меч прошлого века. Это оружие изготавливалось промышленным способом и в огромных количествах направлялось в армию и на флот;
  • Боккен. Деревянный тренировочный меч. Японцы относятся к нему с не меньшим уважением, чем к настоящему боевому оружию.

Изготовление японского меча

О твердости и остроте японских мечей сложены легенды, как, впрочем, и о самом кузнечном искусстве Страны восходящего солнца.

Мастера-оружейники занимали высокое место в социальной иерархии средневековой Японии. Изготовление меча считалось духовным, почти мистическим актом, поэтому готовились к нему соответственно.

Перед началом процесса мастер много времени проводил в медитации, он молился и держал пост. Нередко кузнецы на время работы надевали облачение синтоистского священника или же придворный церемониальный костюм. Перед началом процесса ковки кузня тщательно убиралась, у ее входа вывешивали обереги, предназначенные для отпугивания злых духов и привлечения хороших. На время работы кузня становилась священным местом, в нее мог заходить только сам кузнец и его помощник. Членам семьи (кроме женщин) в этот период вход в мастерскую был запрещен, женщинам же вообще не разрешали заходить в кузницу, опасаясь их дурного глаза.

Во время изготовления меча кузнец ел пищу, приготовленную на священном огне, а на животную пищу, крепкие напитки, а также на сексуальные контакты было наложено жесткое табу.

Металл для изготовления холодного оружия японцы получали в печах татара, которые можно назвать местной разновидностью обычной домницы.

Клинки обычно делают из двух основных частей: оболочки и сердцевины. Для изготовления оболочки меча воедино сваривают пакет из железа и высокоуглеродистой стали. Его многократно складывают и проковывают. Основная задача кузнеца на этом этапе – добиться гомогенизации стали и очистить ее от примесей.

Для сердцевины японского меча используют мягкую сталь, ее также многократно проковывают.

В итоге, для изготовления заготовки меча мастер получает два бруска, из прочной высокоуглеродистой и мягкой стали. При изготовлении катаны из твердой стали формируют профиль в форме латинской буквы V, в который вкладывается брусок из мягкой стали. Он несколько короче общей длины меча и немного не доходит до острия. Существует и более сложная технология изготовления катаны, она заключается в формировании клинка из четырех брусков стали: из самой твердой стали производятся острие и режущие кромки оружия, на боковые стороны идет несколько менее твердый металл, а сердцевина выполняется из мягкого железа. Иногда и обух японского меча изготавливают из отдельного куска металла. После сваривания частей клинка мастер формирует его режущие кромки, а также острие.

Однако «главной фишкой» японских кузнецов-оружейников считается закалка меча. Именно специальная техника термообработки придает катане ее несравненные свойства. Она существенно отличается от аналогичных технологий, которые использовались кузнецами в Европе. Следует признать, что в этом вопросе японские мастера продвинулись куда дальше своих европейских коллег.

Перед закалкой японский клинок покрывают специальной пастой, сделанной из глины, золы, песка, каменной пыли. Точный состав пасты держался в строгом секрете и передавался от отца к сыну. Важным нюансом является то, что паста наносится на клинок неравномерно: на лезвие и острие наносился тонкий слой субстанции, а на боковые грани и обух – значительно более толстые. После этого клинок нагревали до определенной температуры и закаливали в воде. Участки клинка, покрытые более толстым слоем пасты, остывали медленнее и получались мягче, а наибольшую твердость при такой закалке получали режущие поверхности.

Если все выполнено правильно, то на клинке появляется четкая граница между закаленной областью лезвия и остальной частью. Она называется хамон. Еще одним показателем качества работы кузнеца являлся белесый оттенок обуха клинка, он называется уцуби.

Дальнейшую доработку клинка (полировку и шлифовку) обычно проводит специальный мастер, работа которого также ценится весьма высоко. Вообще же изготовлением и украшением клинка могут заниматься более десяти человек, процесс очень специализирован.

После этого меч должен пройти испытания, в древности этим занимались специально подготовленные люди. Тесты проводились на скрученных циновках, а иногда и на трупах. Особенно почетным было испытать новый меч на живом человеке: преступнике или военнопленном.

Только после испытаний кузнец выбивает на хвостовике свое имя, и меч считается готовым. Работы по монтировке рукояти и гарды считаются вспомогательными. Рукоять катаны обычно обклеивалась кожей ската и обматывалась шелковым или кожаным шнуром.

Боевые качества японских мечей и сравнение их с европейскими мечами

Сегодня катану можно назвать самым популярным мечом в мире. Трудно назвать другой вид холодного оружия, вокруг которого существует такое количество мифов и откровенных сказок. Японский меч называется вершиной кузнечного искусства за всю историю человечества. Однако с таким утверждением можно и поспорить.

Исследования, проведенные специалистами с использованием новейших методов, показали, что европейские мечи (в том числе и античного периода) мало чем уступали японским аналогам. Сталь, которую использовали европейские кузнецы для изготовления оружия, оказалась рафинированной не хуже, чем материал японских клинков. Они были сварены из множества слоев стали, имели селективное закаливание. При исследовании европейских клинков были привлечены современные японские мастера, и они подтвердили высокое качество средневекового оружия.

Проблема заключается в том, что к нашему времени дошло очень мало образцов европейского клинкового оружия. Те мечи, которые обнаруживают во время археологических раскопок, обычно находятся в плачевном состоянии. Есть особо почитаемые европейские мечи, которые пережили столетия и сегодня находятся в музеях в хорошем состоянии. Но их очень мало. В Японии же из-за особого отношения к холодному оружию к нашему времени сохранилось огромное количество старинных мечей, причем состояние большинства из них можно назвать идеальным.

Несколько слов следует сказать о прочностных и режущих характеристиках японских мечей. Без сомнения, традиционная катана – это превосходное оружие, квинтэссенция многовекового опыта японских оружейников и воинов, но резать «железо как бумагу» она все-таки не способна. Сцены из фильмов, игр и аниме, где японский меч без особых усилий режет камни, пластинчатые доспехи или другие металлические предметы следует оставить на совести сценаристов и режиссеров. Такие способности лежат за гранью возможностей стали и противоречат законам физики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Название "самурайский" можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча в первую очередь катану, но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался "корейским". Древнеяпонский меч - цуруги - имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками. Начиная с III в.н.э. цуруги становится заточенным только с одной стороны, и у некоторых его типов появляется массивный противовес на рукояти. Изогнутый клинок в Японии начинают делать в эпоху Хэйан (первое серьезное упоминание о них относится к 710 г.), то есть почти одновременно с появлением классической сабли на Ближнем Востоке. К XII в., с ростом власти и усилением самурайского сословия, кривой клинок, являющийся табельным оружием самурая, полностью вытесняет в Японии прямой.

И в европейской, и в нашей литературе существует достаточная путаница в наименованиях самурайских мечей. Известно, что самурай носил два меча - длинный и короткий. Такая пара называлась дайсё (букв. "больший и меньший") и состояла из дайто ("большего меча"), бывшего основным оружием самурая, и сето ("меньшего меча"), служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал кусунгобу. Правда, обычай ношения двух мечей окончательно сложился только к XVI в. Длинный меч имеет длину лезвия больше двух сяку (сяку = 33 см), короткий - от одного до двух сяку (то есть 33-66 см). Длинный меч - наиболее известный в Европе, обычно называют "катаной". Но это не совсем правильно. Катаной называется такой длинный меч, который носится в ножнах, заткнутым за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз. Такой метод ношения меча появился в XIV-XV вв. и стал основным, наиболее удобным (кстати: ношение катаны за поясом лезвием вверх позволяет удобно вытаскивать ее не только правой, но и левой рукой) До этого времени словом "катана" обозначался заткнутый за пояс длинный кинжал или короткий меч, а длинный носил название "тати". Тати носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх. Такой способ ношения длинного меча годился, когда самураи воевали, в основном, верхом, но для пешего это было существенно менее удобно. К тому же, этикет требовал, чтобы при входе в дом длинный меч снимали, а вынуть меч в ножнах из-за пояса гораздо проще и удобнее, чем каждый раз отцеплять их от перевязи и потом привязывать обратно. С XIV-XV вв., когда такие мечи стали носить, в основном, за поясом, ношение меча на перевязи стало считаться скорее церемониальным, и потому сам тати и его ножны отделывались гораздо богаче, ибо были парадными. Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом, назывался катана или танто, когда его носили в паре с тати. А когда его носили в паре с длинной катаной, его называли вакидзаси. Так что наименование самурайских мечей отражает, в основном, способ их ношения, а извлеченные из ножен больший и меньший мечи, как бы они ни назывались, имели одинаковую длину и форму, разве что очень ранние формы меньшего меча (в те поры, когда он еще назывался катаной) имели едва заметную кривизну и казались почти прямыми.

Длина дайто - 95-120 см, сето - 50-70 см. Рукоять длинного меча рассчитана обычно на 3,5 кулака, короткого - на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей - около 3-х см, толщина спинки - 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес длинного меча около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она "цуба". Цуба малого меча могла иметь дополнительные прорези для вкладывания в его ножны дополнительных ножей - метательной кодзуки и хозяйственного когая. Производство цуб превратилось буквально в художественный промысел. Они могли иметь сложную ажурную форму, украшаться резьбой или рельефными изображениями.

Помимо дайсе самурай мог носить еще и нодати - "полевой меча" с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м. Носили его обычно за спиной подобно цуруги или на плече, придерживая рукой. За исключением длины, нодати конструктивно ничем не отличался от дайто, который дальше мы будем называть катаной.

Всадник мог держать катану и одной рукой, но в бою на земле этот меч из-за его веса предпочитали держать двумя руками. Ранние техники работы катаной включают в себя широкие круговые рубяще-режущие движения, но позднее они стали гораздо более развитыми. Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий.

И катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Европейский способ, нацеленный на пробивание доспеха, предполагает максимальное использование инерции движения меча и нанесение удара "с проносом". В японском фехтовании человек ведет меч, а не меч человека. Там удар наносится тоже силой всего тела, но не с обычного шага, а с приставного, при котором тело получает мощный толчок вперед (больший, чем при развороте корпуса). При этом удар наносится "фиксировано" на заданный уровень, и лезвие останавливается точно там, где этого хочет мастер, а сила удара при этом не гасится. И когда мастер меча рубит в мелкие ломтики кочан капусты или арбуз, лежащий на животе у его ученика, или отрезает половинку лимона, зажатого у него в зубах (часто еще и вслепую, с завязанными глазами), то при этом, в первую очередь демонстрируется именно его способность фиксировать удар. И если такой удар не пришелся в цель, то он уже не тянет за собой владельца, как в случае с европейским мечом, а дает ему возможность сменить направление или нанести следующий, тем более что короткий приставной шаг позволяет наносить мощные удары на каждом шагу - сегодняшний кэндока, имеющий черный пояс, может выполнить три вертикальных удара мечом в секунду. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на "блок-удар" почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар. Отступают при бое на катанах вперед. Уход с линии атаки с одновременным нанесением удара - одна из наиболее часто употребляющихся комбинаций. Ведь надо иметь в виду, что прямой удар катаной может разрубить практически все, и японский доспех просто не рассчитан на то, чтобы "держать" прямые удары. Поединок истинных мастеров самурайского меча сложно назвать поединком в европейском понимании этого слова, ибо он построен на принципе "одним ударом наповал". В кэндзюцу же есть "поединок сердец", когда два мастера просто неподвижно стоят или сидят и смотрят друг на друга, и проиграл тот, кто первым дернулся к оружию...

Школ кэндзюцу, как называется в Японии искусство боя на мечах, существовало и существует немало. Одни обращают особое внимание на мгновенный уход с линии атаки, сопровождающийся вертикальным ударом ("Синкагэ-рю"), другие уделяют большое внимание подставке левой руки под лезвие меча и боевым приемам, проводимым при помощи этой техники ("Синто-рю"), третьи практикуют работу двумя мечами одновременно - большой в правой руке, малый в левой ("Нито-рю") - таких бойцов называют "рето дзукай". Кто-то предпочитает подрезающие удары в горизонтальной плоскости с обходом вокруг противника - между техникой кэндзюцу и айкидо много общего. Можно бить рукояткой, можно перехватывать меч на обратный хват, можно использовать в ближнем бою подножки и подсечки. Особенности самурайского меча позволяют использовать практически все техники работы с длинным клинковым оружием.

В XVII в., после объединения страны под властью дома Токугава, началась тенденция превращения кэндзюцу в кэндо - способа боя на мечах в Путь меча. Кэндо уделяло много внимания нравственному самоусовершенствованию личности, а сейчас является одним из самых популярных в Японии видов спорта, в котором используется уже не настоящее боевое оружие, а его спортивные эквиваленты из дерева или бамбука. Впервые деревянный меч, повторяющий очертания настоящего (боккэн, или бокуто), ввел легендарный мастер XVII в. Миямото Мусаси. Правда, такой деревянный меч все равно был грозным оружием, которым запросто можно было расколоть череп. Самураи часто хранили боккэн дома, у изголовья. В случае внезапного нападения можно было с его помощью обезоружить и взять противника без пролития крови, просто, к примеру, перебив ему руки или сломав ключицу...

По сравнению с техникой боя длинным японским мечом, техника боя коротким известна меньше. Здесь встречаются и хлещущие удары кистью, построенные на том же принципе фиксированного удара, и подвешенное положение меча, которым так любят щеголять любители славяно-горицкой борьбы, и частые удары рукояткой в солнечное сплетение. Естественно, по сравнению с длинным мечом, тычковых ударов больше, поскольку это оружие все-таки предназначено для боя на близкой дистанции.

О месте меча в японском обществе и японской культуре написано очень много. Меч был и остается одним из символов императорской династии, предметом синтоистского культа, одним из символов воспитания национального духа. Перед тем, как приступить к изготовлению настоящего традиционного японского меча, японский кузнец совершал долгий подготовительный ритуал, напоминающий подготовку русского иконописца к росписи церкви или к созданию важной для него иконы: пост, очистительные омовения, долгие молитвы, облачение в чистые, церемониальные одежды, целибат.

Пожалуй, ни в одной стране мира не был так развит этикет меча. Как и в других регионах, заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя клинок означал доверие к собеседнику, ибо из этого положения меч было труднее привести в боевую готовность. При входе в дом длинный меч оставлялся у входа на специальной подставке, и войти внутрь с этим мечом означало демонстрацию крайнего неуважения. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение, можно было только рукоятью к себе - поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. При демонстрации оружия меч никогда не обнажался полностью, и касаться его можно было только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение меча, удар ножнами о ножны и, тем более, бряцание оружием было равносильно вызову, за которым мог последовать удар без всякого предупреждения. Как и в Европе, мечи могли иметь имена и передавались из поколения в поколение. А лучшие японские оружейники часто специально не клеймили свои мечи, считая, что оружие само рассказывает о то, кто его создал, а человеку, который не способен этого понять, и знать незачем, кем меч создан. Слово "меч" часто табуировалось, и, например, "вакидзаси" буквально означает "на боку воткнутое"...

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский - на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Японский меч - клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.

* Тати- длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). В музеях демонстрируются в положении лезвием вниз.
* Катана - длинный меч (длина клинка 61-73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях демонстрируются в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы, но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.
* Вакидзаси - короткий меч (длина клинка 30,3-60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.
* Танто (косигатана) - кинжал или нож (длина клинка < 30,3 см). В древности кинжалы называли не «танто», а «катана». Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто.
* Цуруги - прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином кэн для обозначения прямого меча.
* Нагината - промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека.
* Кото - букв. «старый меч». Мечи, произведённые до 1596 года. Считается, что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были утеряны.
* Синто - букв. «новый меч». Мечи, произведённые с 1596 до 1868 года, то есть до начала промышленной революции периода Мэйдзи. За редким исключением, мечи синто не рассматриваются как высокохудожественные творения кузнецов, хотя могут отличаться роскошной отделкой. По внешним признакам воспроизводят мечи кото, но по качеству металла уступают им.
* Гэндайто - букв. «современный меч». Мечи, произведённые после 1868 года и по настоящее время. Среди них присутствуют как массово выпускавшиеся для армии по упрощённой фабричной технологии сёвато (букв. «меч периода Сёва»), в том числе, син-гунто (яп. син гунто:?, букв. «новый армейский меч»), так и мечи, выкованные после возобновления в 1954 году производства современными кузнецами по традиционными технологиям, для которых предлагается использовать название син-сакуто (яп. син сакуто:?, «недавно сделанный меч») или син-гэндайто (букв. «новый современный меч»).
* Цуба - гарда характерной округлой формы, кроме функционального назначения (для защиты кисти) служила украшением меча.
* Хамон - линия узора на клинке, возникающая после его закалки между лезвием и обухом как результат формирования в металле мелкозернистых кристаллических структур.

В Японии было придумано немало боевых искусств. Многие из них требуют обращения с холодным оружием. На ум сразу же приходят самураи - воины, которые сражались преимущественно именно таким способом. И сегодня фехтование японским мечом довольно популярно, особенно в стране, где это искусство и появилось.

А вот на вопрос: «Как называется японский меч?» — однозначного ответа быть не может. Однако если задать его незнающему человеку, то в большинстве случаев ответ будет: «Катана». Это не совсем верно - японский меч не может ограничиваться одним названием. Необходимо понимать, что существует большое количество представителей этого холодного вида оружия. Виды японских мечей можно долго перечислять, их насчитываются десятки, далее будут приведены самые известные из них.

Изготовление

Традиция искусства фехтования уходит в далёкое прошлое, во времена самураев. Опасное оружие - японский меч. Изготовление его — это целая наука, которая передаётся от мастера к мастеру. Конечно, полностью рассказать о том, как создаётся настоящее произведение в руках кузнецов, практически невозможно, каждый использует различную технику и особые дополнения и хитрости. Однако в целом все придерживаются следующего.

Обязательным является использование многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Это придаёт мечу особую пластичность и одновременно прочность. Рафинированная сталь очищается под большими температурами, железо становится чистым.

Сори

Абсолютно у всех японских мечей есть характерный изгиб, который называется сори. Он может быть выполнен в различных вариантах. Вековая эволюция этого вида холодного оружия, а вместе с тем и экипировки самураев, позволили найти практически идеальный вариант.

Меч — продолжение руки, а у фехтовальщика она почти всегда немного согнута, поэтому есть изгиб и у оружия. Всё просто, но одновременно и мудро. Сори появляется отчасти благодаря особой обработке, в которой используются огромные температуры. Закалка не равномерная, а зональная, некоторые части меча подвергаются гораздо большему воздействию. Кстати, в Европе мастера использовали как раз этот способ. После всех процедур японский меч имеет разную твёрдость, лезвие — 60 единиц по Роквеллу, а обратная сторона — всего 40 единиц. Так как называется японский меч?

Боккэн

Для начала стоит обозначить самый простой из всех японских мечей. Боккэн — это деревянное оружие, его используют на тренировках, так как нанести серьёзные увечья им затруднительно, лишь мастера искусства способны им убить. Для примера можно обозначить айкидо. Меч создают из различных видов дерева: дуб, бук и граб. Они произрастают в Японии и обладают достаточной прочностью, поэтому выбор понятен. Для сохранности и внешнего вида часто применяется смола или лак. Длина боккэна составляет около 1 м, рукоятки — 25 см, клинка — 75 см.

Оружие должно быть достаточно крепким, поэтому изготовление также требует мастерства. Боккэн выдерживает сильные удары с таким же мечом и с дзё, деревянным шестом. Самым опасным является кончик, который может серьёзно навредить.

Как уже упоминалось, профессионал способен нанести смертельный удар, используя японский деревянный меч. Для примера достаточно взять фехтовальщика Миямото Мусаси, который часто использовал деревянный меч в поединках, чаще всего бой заканчивался смертью противника. Поэтому в Японии с огромным уважением относятся не только к настоящим клинкам, но и к боккэнам. Например, при входе в самолёт он обязательно сдаётся в багаж. А если не использовать чехол, то это приравнивается к ношению холодного оружия. Опасен этот японский меч. Название можно отнести ко всем мечам, выполненным из дерева.

Интересно, что существует три разновидности деревянного меча: мужской, женский и тренировочный. Однако не стоит думать, что лишь представительницы прекрасного пола используют второй. Женский самый популярный, так как обладает особой изогнутостью и лёгкостью. Мужской — толстым лезвием и прямотой. Тренировочный же имитирует стальной клинок, лезвие имеет особо большое утолщение, подразумевая вес железного. Какие же есть ещё виды японских мечей?

Дайсё

Дословно название переводится «большой-малый». Это основное оружие самураев. Длинный меч называется дайто. Его длина составляет порядка 66 см. Короткий японский меч (кинжал) — сёто (33-66 см), служащий второстепенным оружием самурая. Но ошибочно полагать, что это названия определённых мечей. На протяжении истории связка изменялась, использовались различные виды. Например, до раннего периода Муромати как длинный меч использовался тати. Затем его вытеснила катана, которая носилась в ножнах, закреплённых с помощью ленты. Если с тати использовали кинжал (короткий меч) танто, то с ней обычно брали вакидзаси - японские мечи, фото которых можно увидеть ниже.

В Европе и в России считается, что катана — длинный меч, но это не совсем так. Он действительно длительное время является таковым, однако применение его — дело вкуса. Интересно, что в Японии строго соблюдалось использование дайсё только самураями. Военные лидеры и сёгуны свято почитали это правило и издавали соответствующие указы. Сами самураи с особым трепетом относились к оружию, его держали подле себя даже во время сна. Длинный меч снимался при входе в дом, а короткий всегда был при себе.

Другие классы общества не имели права использовать дайсё, однако могли брать их по отдельности. Связка из мечей являлась главной частью костюма самурая. Именно она являлась подтверждением сословной принадлежности. Воинов с малых лет приучали бережно относиться к оружию их мастера.

Катана

И наконец, пожалуй, самый популярный из представляющих лучшие японские мечи. Катана на современном языке обозначает абсолютно любого представителя этого вида оружия. Как уже упоминалось выше, его использовали самураи как длинный меч, чаще всего она идёт в паре с вакадзи. Оружие всегда носят в ножнах, дабы избежать случайных ранений другим и себе. Интересно, что угол, под которым обычно располагается катана на поясе, позволяет скрыть её истинную длину от остальных. Хитрый и простой способ появился ещё в периоде Сэнгоку. В те времена оружие перестало быть необходимостью, его больше использовали ради традиции.

Изготовление

Как и любой японский меч, катана обладает сложной конструкцией. Процесс изготовления может занимать несколько месяцев, однако выходит настоящее произведение искусства. Вначале куски стали, сложенные вместе, заливаются раствором из глины и воды, а также посыпаются золой. Это необходимо для того, чтобы шлак, который образуется в процессе плавки, впитывался. После того как сталь раскалена, куски соединяют.

После начинается самый сложный процесс — ковка. Куски многократно расплющиваются и складываются, тем самым давая углероду равномерно распределиться по заготовке. Если сложить 10 раз, то получится 1024 слоя. И это не предел. Зачем же это нужно? Для того, чтобы твёрдость клинка была одинаковой. Если же будут значительные перепады, то в условиях больших нагрузок велика вероятность обламывания. Ковка длится несколько дней, за это время слои достигают воистину большого количества. Структура клинка создаётся благодаря композиции полос металла. Это и есть первоначальный его вид, впоследствии он станет частью меча.

Во избежание окисления наносится тот же слой глины. Затем начинается закалка. Меч разогревается до определённой температуры, которая зависит от вида металла. После этого происходит мгновенное охлаждение. Режущая кромка становится твёрдой. Затем производят заключительные работы: заточка, полировка. Мастер тщательно работает над клинком много времени. В конце, когда края стали плоскими, он работает маленькими камнями, которые удерживаются одним или двумя пальцами, некоторые используют дощечки. Сегодня стала популярна гравировка, которая обычно передаёт сцены с буддийской тематикой. Производятся работы над рукояткой, занимающие ещё несколько дней, и катана готова. Опасен этот японский меч. Название можно отнести к большому количеству представителей, которые отличаются друг от друга.

Вид

Настоящие японские мечи должны обладать не только острым лезвием и прочностью, но ещё и долговечностью. Они не должны ломаться при сильных ударах, а также долгое время обходится без заточки. Углерод даёт твёрдость, однако при этом меч теряет в эластичности, а значит, становится хрупким. Кузнецы в Японии изобретали различные формы, которые бы смогли обеспечить и эластичность, и стойкость.

В конечном счёте было решено, что многослойность решает проблему. Традиционная техника подразумевает изготовление сердцевины клинка из низкоуглеродной стали. Остальные слои обладают упругостью. Различные комбинации и способы помогают создать такой японский меч. Боевой клинок должен быть удобен определённому воину. Также кузнец может изменить вид стали, который сильно влияет на весь меч. В общем, катаны могут сильно отличаться друг от друга из-за вышеописанных причин.

Конструкции клинков из-за сложности в изготовлении стоят по-разному. Например, самый дешёвый подразумевает использование одного сорта стали. Обычно используется для создания танто. А вот сосю китаэ — наиболее сложная конструкция, она имеет семь слоёв стали. Образцовая работа, созданная с её применением, является произведением искусства. Одним из первых сосю китаэ начал использовать кузнец Масамунэ.

В доме и на улице

Как известно, в Японии существует огромное количество традиций, многие из которых непосредственно касаются холодного оружия. Например, входя в дом, воин никогда не снимал короткий японский самурайский меч. Вакадзи оставался в ножнах как напоминание о боевой готовности гостя. С катаной (длинным мечом) было по-другому. Его самурай держал в левой руке, если опасался за собственную жизнь. В знак доверия он мог переложить его в правую. Когда воин садился, он также не расставался с мечами.

На улице самурай носил катану в ножнах, которые называются сая. Монтаж для меча назывался косираэ. Если была необходимость, то воин вообще не расставался с катаной. Однако в мирное время длинный меч оставлялся дома. Там он хранился в специальном монтаже сирасая, который создавался из необработанной древесины магнолии. Она была способна защитить клинок от коррозии.

Если сравнивать катану с российскими аналогами, то она более всего напоминает шашку. Однако благодаря длинной рукоятке первая может быть использована двумя руками, что и является отличительной особенностью. Полезным свойством катаны можно назвать то, что с её помощью также легко наносить колющие удары, так как изгиб клинка небольшой, а лезвие острое.

Ношение

Катану всегда носили слева от корпуса в ножнах. Пояс оби надёжно закрепляет меч и не даёт ему выпасть. В обществе всегда лезвие должно быть выше рукоятки. Это традиция, а не военная необходимость. А вот в вооружённых конфликтах самурай держал катану в левой руке, то есть в состоянии боевой готовности. В знак доверия, как уже упоминалось, оружие переходило в правую руку. Японский меч катана вытеснил тати уже к концу XIV века.

Обычно все выбирали украшенную декоративными элементами рукоятку, а некрасивую и необработанную никто не выбирал. Однако в конце XIX века в Японии было запрещено ношение мечей, всех, кроме деревянного. А необработанная рукоятки стала набирать популярность, так как в ножнах лезвия видно не было, и меч можно было принять за боккэн. В России катана характеризуется как двуручная сабля с клинком более 60 см.

Однако не только катана использовалась самураями. Существуют менее известные и популярные виды японских мечей. О них написано далее.

Викадзаси

Это короткий японский меч. Традиционный вид холодного оружия был довольно популярен среди самураев. Часто его носили в паре как раз с катаной. Длина клинка фактически делала его не мечом, а скорее, кинжалом, она составляет порядка 30-60 см. Весь же вакидзаси был около 50-80 см, в зависимости от предыдущего показателя. Малая кривизна делала его похожим на катану. Заточка была односторонняя, как и у большинства японских мечей. Выпуклость сечения гораздо больше, чем у катаны, поэтому мягкие объекты резались резче. Отличительной особенностью является рукоять квадратного сечения.

Вакидзаси был очень популярен, многие школы по фехтованию учили своих воспитанников использовать его и катану одновременно. Меч называли хранителем своей чести и относились к нему с особым уважением.

Однако главным преимуществом катаны являлось свободное ношение вакидзаси абсолютно всем. Если лишь самураи имели право использовать длинный меч, то короткий часто брали с собой ремесленники, рабочие, купцы и другие. Благодаря немалой длине вакидзаси его часто использовали как полноценное оружие.

Тати

Длинный японский меч, который вытеснила катана, в своё время был довольно популярным. Фундаментальные отличия между ними можно было обозначить ещё на этапе создания клинка - использовалась различная конструкция. Катана обладает гораздо лучшими показателями, однако и тати заслуживает внимания. Носить длинный меч было принято лезвием вниз, на поясе его закрепляла специальная перевязка. Ножны чаще всего обматывались во избежание повреждений. Если катана была частью гражданской одежды, то тати — исключительно военной. В паре с ним шёл меч танто. Также тати часто использовался в качестве парадного оружия на различных мероприятиях и на дворах сёгунов и императоров (первых ещё можно назвать князьями).

Если сравнивать с той же катаной, то у тати клинок более изогнут, а также длиннее, около 75 см. Катана же прямая и относительно недлинная. Рукоятка тати, как и сам меч, довольно сильно изогнута, что и является главной отличительной стороной.

Тати имел и второе название — дайто. В Европе его обычно произносят «дайкатана». Ошибка из-за неправильного прочтения иероглифов.

Танто

В паре с тати шёл короткий меч, который также можно было отнести к кинжалам. Танто — словосочетание, поэтому в Японии его не считают ножом. Также есть и другая причина. Танто использовался как оружие. Однако нож кодзука носился в одних с ним ножнах. Длина лезвия в пределах 15-30 см. Чаще всего клинок был односторонним, однако иногда создавались обоюдоострые, но как исключение.

Интересно, что вакидзаси, катана и танто являются одними и теми же мечами, только отличающимися по длине. Существовала разновидность ёрои-доси, которая имела трёхгранный клинок. Он был нужен для прокалывания доспехов. Танто не был запрещён для использования обычными людьми, поэтому не только самураи носили его, но и доктора, торговцы и другие. По идее, танто, как и любой короткий меч, — кинжал. Ещё одной разновидностью была кайкэн, который отличался меньшей длиной. Его чаще всего носили дамы из высшего света в поясе оби и использовали для самозащиты. Танто не исчез, он остался в традиционных свадебных церемониях царских особ. А некоторые самураи носили его вместо вакидзаси в связке с катаной.

Одати

Кроме вышеперечисленных видов длинного меча, существовали менее известные и распространённые. Одним из таких является одати. Часто термин путают с нодати, о котором написано ниже, но это два разных меча.

Дословно одати переводится как "большой меч". Действительно, длина его лезвия превосходит 90,9 см. Однако точного определения не существует, что наблюдается и с остальными видами. Фактически каждый превосходящий указанную выше величину меч может называть одати. Длина составляет порядка 1,6 м, хотя часто превосходит её, рукоять японского меча была немалой.

Мечи не используются с войны 1615 г Осака-Нацуно-Дзин. После неё был издан специальный закон, запрещающий использование холодного оружия определённой длины. К сожалению, сегодня сохранилось мизерное количество одати. Причина этому - то, что владельцы обрезали собственное холодное оружие, дабы соответствовать нормам. После запрета мечи использовались в качестве дара, так как были довольно ценными. Это и стало их назначением. Дороговизна объяснялась тем, что изготовление было чрезвычайно сложным.

Нодати

Дословно название обозначает полевой меч. Нодати, как и одати, обладал огромной длиной. Из-за неё создание было затруднительно. Меч носили за спиной, так как только этот способ был возможен. Распространение нодати не получил как раз благодаря сложности изготовления. Кроме того, при битве он также требовал мастерства. Сложная техника владения обуславливалась большими размерами и огромным весом. Выхватить из-за спины меч в пылу сражения было практически невозможно. Но где же тогда его использовали?

Пожалуй, самым лучшим применением была борьба со всадниками. Большая длина и острый конец позволял использовать нодати как копьё, причём поражающее и человека, и лошадь. Также довольно действенным меч был при нанесении урона нескольким целям сразу. Но для ближнего боя нодати совершенно непригоден. Самураи в случае необходимости отбрасывали меч и брали в руки более удобную катану или тати.

Кодати

Название переводится как «маленький тати». Кодати — японское холодное оружие, которое нельзя отнести ни к длинным, ни к коротким мечам. Это, скорее, что-то среднее. Благодаря размерам его легко и быстро можно выхватить и прекрасно фехтовать. Универсальность меча, обусловленная размерами, позволяла использовать его и в ближнем бою, где движения стеснены и на расстоянии.

Лучше всего кодати сравнить с вакидзаси. Хотя их клинки сильно отличаются (у первого он шире), техника владения похожа. Длина одного и другого также схожа. Кодати был разрешён для ношения всем, так как не мог относиться к длинным мечам. Его часто путают с вакидзаси по причинам, описанным выше. Кодати носился, как и тати, то есть изгибом вниз. Самураи, использовавшие его, не брали второе холодное оружие в дайсё благодаря его универсальности. Японский меч боевой не требовался в связке.

В Японии было создано большое количество мечей, точного определения для которых не существовало. Некоторые, относящиеся к маленьким, могли носиться всеми людьми. Самурай обычно сам выбирал виды мечей, которые использовал в связке дайсё. Мечи вытесняли друг друга, так как новые обладали лучшими характеристиками, ярким примером служат тати и катана. Качественно изготовленные великими мастерами, эти мечи являлись настоящими произведениями искусства.