Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

"Голубой" развод Николая Баскова. Интервью с продюсером (фото)

Рашид Дайрабаев устал скрывать нетрадиционную сексуальную ориентацию своего подопечного. Чтобы не спать с женой, Басков убеждал ее, будто и до и после исполнения арии сексом нельзя заниматься двое суток... «Коля - самый закомплексованный гей, которого я когда-то встречал в жизни!», - заявил экс-продюсер певца.

Не так давно мы навещали в больнице бывшего продюсера Николая Баскова Рашида Дайрабаева. СМИ писали об уникальной методике, с помощью которой после перенесенного инсульта и гипертонического криза восстанавливается легенда шоу-бизнеса, и умолчали, что причиной болезни Рашида Якубжановича стало расставание с подопечным и реакция на гадости, которые певец вывалил в адрес своего продюсера.

РАШИД ЯКУБЖАНОВИЧ в больничной палате

Журналисты встретились с Рашидом в подмосковном санатории, где он продолжает приводить подорванное шоу-бизнесом здоровье в порядок, и попросили его рассказать о Николае правду. А не ту лапшу, что печатают в глянцевых журнальчиках.

Многие считают, что в ваших отношениях с Николаем роковую роль сыграло его скандальное интервью в музыкальном издании «Rolling Stone», где Басков называет вас вором, предателем и гомосексуалистом. В Интернете до сих пор при упоминании вашей фамилии вываливается весь этот мусор. Почему вы молчите? Почему не реагируете на хамство? Боитесь его могущественного тестя - сенатора Шпигеля?

После бреда Николая в «Rolling Stone» один известный инвестор, с которым у меня был подписан договор по раскрутке одной R&B команды, разорвал со мной 1,5-миллионный контракт. Родители ребят, прочитав интервью звезды российской эстрады, попросили инвестора увести их детей от меня, не разобравшись в сути вопроса. Просто для них Басков - это авторитет, Басков - звезда. Только они не подумали о тех, кто эту звезду зажег. Родители попросили вывести меня из контракта как генерального продюсера коллектива. Так что благодаря пьяным бредням Коли моей деловой репутации был нанесен ущерб минимум на 1 500 000 долларов.

Странно, ведь в шоу-бизнесе давно говорили, что Николай вроде бы сам гей. Про это не пишут только потому, что ни одному фотографу еще не удалось застукать его с любовником. Правда, после его свадьбы и рождения сына разговоры на эту тему прекратились.

Никто просто не старался сфотографировать. Мне надоело скрывать тот факт, что Басков самый настоящий гомосексуалист, но я никогда не обращал внимания на это. Я считаю, что в XXI веке кто как хочет, так и е…тся, простите, живет. Коля - самый закомплексованный гей, которого я когда-то встречал в жизни. Конечно, мне как человеку, стоявшему у истоков его карьеры, известно все, но кому какое до этого дело. Это личная жизнь каждого. Его комплексы, связанные с темой гомосексуализма, развились у него с первых шагов на сцене. Поэтому-то он стал усиленно проталкивать фотографии с женой в прессу, отсюда беспричинное и постоянное падание на одно колено перед любой женщиной, вышедшей на сцену дарить ему цветы. Отсюда эти призывы на концертах дарить не цветы, а памперсы для ребенка. Ура! Событие! Случилось-таки. После пяти лет совместной жизни стал отцом! Сподобился, наконец!

КОЛЯ: с другом, питерским антикваром Сашей

Отсюда и его интервью. Басков всем кричит, что, дескать, он не гей, что он любит женщин, что вот он отец-герой. Но давно известно, что на воре шапка горит. Хотя, откровенно говоря, я не понял молчание Светы, которую я знал еще октябренком и при которой это интервью давалось.

Конечно, я не боюсь Бориса Шпигеля. У меня с этой семьей за многие годы сложились очень теплые дружеские отношения. Я полмира изъездил с ними, был во всяких переделках, многому хорошему научился от главы семьи, человека уважаемого мною и доброго.

Мне не хотелось реагировать на выпады мальчишки, которого создал Борис Шпигель посредством своих финансовых возможностей, связей, таланта и дара предвидения. Да и мои друзья, люди уважаемые, говорили, что мне не стоит обращать внимание на PR-выходы бывшего подопечного. Но ведь так обидно, когда ты молчишь, а тебя продолжают мазать грязью. Эта идиотская интеллигентность, стремление держать все внутри себя и уложили меня на больничную койку.

- Вы почти все лето пролежали в больнице. Николай заходил вас навестить?

В жизни Басков идет «по трупам». Больной бывший друг ему не нужен.

Свадьба: когда-то Николай и Светлана чувствовали себя за спиной продюсера как за каменной стеной

- Почему Николай так глупо, по сути дела, ни с того ни с сего оскорбил вас?

Да просто так. Он и не думал оскорбить, ляпнул, что в голову пришло, а интеллект у него нулевой. Мы как-то летели в самолете четыре часа. Я в начале полета дал ему простейший сканворд. Он только им и занимался. Перед приземлением смотрю, что он отгадал, а там только пять слов в клеточках написано.

- Как вы познакомились с Бaсковым?

Утром 9 мая 1999 года я проснулся от звонка Бориса Шпигеля, который объявил мне о том, что мы сегодня все вместе идем в Театр Советской Армии на творческий вечер Александра Морозова, в котором принимают участие известные артисты Молдавии, Белоруссии и России.

Вечером мы приехали на концерт и, ознакомившись с составом участников, уселись в партер. Боря мне говорит о том, что скоро выйдет на сцену молодой парень по фамилии Басков, выступление которого ему нужно посмотреть по просьбе председателя Госдумы Геннадия Селезнева.

На сцену выплыло нечто бесполое, все в белом. Мы с Женей, женой Шпигеля, чуть от смеха не свалились со стульев. И вот оно запело «Памяти Карузо». Ничего не могу сказать, исполнено было хорошо. Нам понравилось. После концерта композитор Морозов пригласил гостей на фуршет, куда привели и Баскова. Он опять пришел во всем белом, поздоровался в позиции, подчеркивая, что он тенор. Сказал, что ему нельзя ничего есть, только теплую воду можно пить без газа. Мы долго еще смеялись с Женей. Борис после этого концерта все спрашивал у меня, человека из шоу-бизнеса, мнение относительно увиденного. Я был предельно лаконичен и сказал о том, что эта ниша свободная и он может ее занять при хорошем вложении денег, при хорошем менеджменте. Тогда Борис Исаакович предложил мне занять место исполнительного продюсера.

- Как из Коли делали звезду?

Первым делом пошли с Борисом Исааковичем его одевать. Николай приехал к бутику в каких-то коротких штанишках в обтяжку. Малы они ему были размера на два. Ну, набрали мы ворох костюмов, даем Коле - примеряй. Он просит выйти из кабинки и задернуть шторку. Мы в шоке. Ведь в магазине одни мужики. Не дождавшись, пока позовет, отодвинули шторку посмотреть, а он там без трусов. Сначала я подумал - извращенец, а после мы с Борисом догадались, что если б Коля надел трусы, то штаны, в которых он приехал, на него тогда точно бы не налезли.

Полгода ушло на подбор песен, костюмов, балета, аранжировщиков, клипмейкеров. Было все: и поездки на конкурсы, встречи с Образцовой, Казарновской, и уроки по сцен-движению, последнему так его и не научили. Одним словом, создавал ему имидж положительного героя-любовника. Создали...

ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ: Дайрабаев, Шпигель, Басков и Монтсеррат Кабалье...

Вскоре пошли головокружительные аншлаги, первые места в хит-парадах, гонорары, от которых мальчику голову сносило. Он не верил тому, что до встречи со Шпигелем, со мной он участвовал в утренних концертах в Большом и получал 200 долларов за месяц труда. Почему труда? Да потому, что там нужно арию Ленского спеть живьем. А тут проехал мимо концертного зала «Россия», аккурат в 20 часов вышел на сцену, потанцевал одну-две песни. Почему потанцевал? Да потому, что поет магнитофон, а тот, кто должен петь, лишь открывает рот. Положил за это в карман минимум 6000 баксов, поцеловал Рашида и привет. SPA-caлоны, маникюры, педикюры, маски, мелирование волос бесконечное, пиявки, массажи. Потом до четырех утра сплошной вертеп.

Домой приезжает, и начинается спектакль для родной матери Елены Николаевны. Один - для нее, другой - для жены, теши, тестя. А вся правда все эти годы у меня.

- Вы имеете в виду вторую - голубую жизнь?

Она началась не вдруг. В далеком Новосибирске он познакомился с господином, возглавлявшим тогда Клуб друзей Большого театра. Он познакомил его с дирижером Марком Эрмлером. Тот, переезжая в Москву, пригласил Баскова в ГАБТ на должность солиста-стажера. Тут и понеслось. Военный хор, знакомые голубые дяди, в том числе военные. Особенно Николай любил генералов, ну, и они его тоже. Басков всеми правдами и неправдами попадает в концертную группу композитора Александра Морозова, который знакомит его с дочерью ведущей питерской программы «Музыкальный ринг» Тамары Максимовой - Анастасией Максимовой.

Он начинает за ней ухлестывать, играть роль влюбленного юноши. Но, естественно, ничего не получается. У Николая другие интересы.

Помню, он рвался на гастроли на Рижское взморье, в Дзинтари. Я удивлялся - зачем, а оказалось, что кто-то ему рассказал, будто в Риге шикарный гей-клуб. Николай быстро отработал концерт, напоил свою охрану, чтоб бдительность потеряла, и, зевая, якобы лег в своем номере спать. Через десять минут напудренный заходит за мной, вместе идем на стоянку, берем такси и едем в Ригу искать Коле любовь.

- В Европе и Америке каждая вторая звезда так делает. Зачем скрываться?

Спросите у него. К Баскову как-то подошла одна итальянская оперная дива и сказала буквально следующее: «Коля, открываться нужно на пике популярности. В этот момент людям все равно, гей ты или не гей. Зато потом можно спокойно жить».

Николай Басков, Сергей Лазарев, Филипп Киркоров

Но я повторяю, гей, не гей - это действительно все равно. Дело в другом. Все упирается в деньги. Согласно договоренности Басков должен был получать 40 процентов от всей прибыли и получал их сразу с момента подписания договора. После этого он обольстил дочь Бориса и Евгении Шпигель, закружил ей голову и женился. Я был против этого брака и высказывался по этому поводу открыто. Говорил, что Басков - не тот, за кого себя выдает, что его интересуют только деньги. Так и оказалось. После свадьбы он просит меня о том, чтобы я уговорил Бориса Исааковича отказаться от причитающихся тому 40 процентов в его пользу. Мотивируется это тем, что он теперь зять, что деньги нужны для молодой семьи. Я поговорил с Борисом, и он согласился. Сказал, 20 процентов тебе, Рашид, а 80 - зятьку.

А он не догадывался, что зять - гей?

Да Борис Исаакович ладно. Как Света с ним живет? Вот что удивительно. Он же ей рассказывал, что двое суток - до и после концерта - ему категорически запрещено заниматься сексом. Я сидел с ним в студиях записи до четырех, пяти утра, мы просто смотрели телик, слушали музыку, смеялись. Я понимал - Коля ждет, чтобы приехать, когда Света заснет.

Одни его звонки из Испании, куда они на медовый месяц уезжали, чего стоят. «Рашидик, у меня праздник. Валяюсь у бассейна. Света наплавалась, пошла в номер, волосы будет два часа сушить, а я пойду в ресторан, отдохну от супружеского долга. Ты даже не представляешь, какие официанты тут - глаз не оторвешь».

Кстати, это правда, что Николай не сколько раз делал пластические операции и отсасывал жир?

Это выдумки газеты «Жизнь». Коля делал только зубы и волосы. Никаких отсасываний жира. Он сидел на жестких диетах, жил в спортзале, постоянные массажи и пиявки. Если надо, Николай всегда быстро приводил себя в хорошую форму. В этом плане он труженик и большой молодец.

Чувствуется, что, несмотря ни на что, вы не держите на него зла и относитесь как к своему ребенку.

Я перестал следить за его творчеством, потому что мне больно от того, что я вижу в его исполнении. Хочется спросить у него: Коля, а зачем я ночи не спал? Что бы видеть этот ужас? Знаю, что у него уже нет тех сборов, которые были. Его выпады в мой адрес - это тоже PR-ход для того, чтоб люди прочитали эти статьи и говорили, пусть плохо, но лишь бы говорили, лишь бы платили за билеты на его концерты.

- Так, значит, вы сейчас своим интервью помогаете ему собрать кассу?

Получается, да.

- Высокие отношения. Кстати, чем вы сейчас занимаетесь?

Выздоравливаю (смеется). А если серьезно, то собираюсь заняться новым проектом - певцом Максимом Катыревым. Человеком талантливым, обладающим великолепным голосом. Он лауреат всевозможных конкурсов вокалистов, баритон.

БАРИТОН МАКСИМ КАТЫРЕВ: новый протеже Дайрабаева

Более не хотелось бы говорить о нем. Не хочу, чтоб потом Басков сказал, что благодаря ему я раскручиваю нового артиста. Хотя, если б не было в жизни у Бориса Исааковича Шпигеля меня, он бы никогда не стал заниматься шоу-бизнесом и, соответственно, не было бы вообще у Баскова ничего. А когда говорят «талант всегда пробьет себе дорогу», это такая чепуха! Вон сколько талантливых поют у нас в переходах и ресторанах.

Окончил Московский заочный кредитно-финансовый институт по специальности экономист.

1988 - 1991 гг. - директор коллектива «Всесоюзная центральная творческая студия для одаренных детей «Ласковый май».

1991 -1992 гг. - директор Игоря Саруханова.

1992 -1993 гг. - директор Вики Цыгановой.

1999 - 2005 гг. - исполнительный продюсер Николая Баскова.

06 июля 2016 Николаю и Софи хорошо вместе, но в загс они не спешат.

Почти середина лета, а Басков еще толком не купался. Работа! В октябре велел ждать большие концерты в Кремле, так что теперь репетирует от зари до зари. А еще 40 лет же скоро — праздновать вроде не принято, но не думать про эти особые для мужчины цифры не получается…

«Ощущаю себя на 23»

— Николай, лето же на дворе. В отпуск-то собираетесь?

— В этом году отпуска как такового не получится. Разве что буду вырываться на несколько дней — у меня же грядут глобальные концерты. В Кремле пройдет мое шоу, которое называется «Игра». Все силы брошены туда, надо репетировать! Шоу будет основательное, яркое. Да и сентябрь плотный: и фестиваль юмора в Сочи, и «Новая волна» там же. А еще детская «Новая волна» в августе в Ялте. Даты все расписаны. Плюс мой проект на телевидении в новом формате — «Субботний вечер» — тоже заберет много съемочных дней.

— А я видел у вас в Инстаграме фотографию — у вас в руках рыбина здоровая. Вы рыбак, выходит?

— Да, я люблю рыбалку. И разные экстремальные виды отдыха тоже. И на лыжах, бывало, катался. Но это все спонтанно, когда друзья зовут: «Поехали с нами на дайвинг!» Если есть два-три свободных дня, почему бы не отвлечься от всего, что тебя окружает?

— На афише вашего нового шоу вы снимаете с себя маску. Какой же он, новый Николай?

— А это вы на концерте узнаете. В шоу я примеряю маски разных героев — людей, которые верят в любовь, разочаровываются в ней, сражаются за нее, приносят себя в жертву. Каждый из нас использует в жизни маски в зависимости от ситуации. Наверное, естественные мы только у себя дома, когда засыпаем в родной кровати. И когда просыпаемся.


На грядущих концертах артист обещает показать настоящего себя

— Вы раньше всегда с помпой праздновали свои юбилеи. А в этот раз, я слышал, накануне своего 40-летия планируете смыться подальше от всех. Поддерживаете суеверие?

— Это же рубеж. И физический, и психологический. Как большинство мужчин, 40 лет не хочу праздновать. Скорее всего, уеду куда-нибудь на несколько дней, чтобы просто побыть одному, провести это время наедине с собой. Без маски.

— Вы спокойно воспринимаете эту цифру или с некоторым ужасом?

— Не спокойно, но я же ничего не могу изменить. Остается только идти вперед. Назад дороги нет. Я себя ощущаю от силы на 23. Морщины, правда, чуть-чуть выдают.

«Мне нужна была пауза»

— Какое событие в жизни для вас главное — вот чтоб прямо пик счастья?

— Если бы мне предложили повторить тот путь, который я прошел к своим годам, я бы не согласился. Я бы выбрал то, что дальше. Невозможно в 40 лет сказать про свои главные достижения, потому что по-другому подходишь к поступкам, отношениям, пересматриваешь жизненные ситуации, поведение в них. Да, 40 лет — это багаж за плечами. А мне хочется в мои 40 половину этого багажа раскидать и взять с собой все только самое положительное. А все ненужное оставить.

— Вы кажетесь таким воздушным, успешным. Неужели много ненужного накопилось?

— Да нет на земле ни одного человека легкой и счастливой судьбы! Я таких не встречал. Может быть, поэтому мое шоу и называется «Игра». Играть счастливого намного приятнее, даже если это дается через трудности.


С самыми дорогими людьми: папой Виктором Владимировичем и мамой Еленой
Николаевной в детстве и сейчас

— Вам случалось испытывать чувство скуки от того, что все уже было и нечего желать?

— Я семь лет как не гастролировал! В 22 вышел на сцену Большого театра, в 24 дал первые концерты в концертном зале «Россия», у меня был плотный гастрольный график. А потом я понял, что мне нужен перерыв, чтобы подготовиться что-то другое сказать зрителю. Мне нужна была пауза. А сейчас, слава Богу, технологически есть возможность показать то шоу, которое хочется. Чтобы не просто артист стоял на сцене. В «Игру» вложены силы, деньги, большая режиссерская работа. И никакой скуки нет. Столько идей! Хватило бы, главное, на все здоровья.

— Много лет назад было у вас легендарное интервью журналу Rolling Stone, когда вы согласились употреблять алкоголь по ходу беседы. Вы еще способны на такое хулиганство?

— Я бы сказал, что это было не хулиганство.

— Может, перформанс?

— Глупость по молодости. От меня, как и от любого артиста, можно ожидать все что угодно — артист же всегда непредсказуем.

— Вы с детства живете в мире софитов, букетов от поклонников. С бытом, наверное, совсем не соприкасаетесь?

— На самом деле я в быту очень простой человек. Я, например, сам себе собираю чемоданы — потому что хочу знать, какие именно вещи беру. Не имею права требовать от людей ответственности за то, что является сугубо моим личным: одежда, еда, еще что-то. Да, я на сцене кажусь недосягаемым, напыщенным, пафосным. Пускай так меня воспринимают! Но я счастлив, что, когда люди меня узнают лично, говорят: «Боже мой, ты совершенно другой человек». И многие после встречи со мной по-другому ко мне относятся. Влюбляются, хотят дружить, быть почаще рядом. Я очень веселый в компаниях, люблю создавать атмосферу. Люблю радоваться жизни и хочу, чтобы люди рядом со мной радовались.

Я оттягиваю женитьбу, чтобы не натыкаться на грабли заново. Для меня мой брак стал открытой раной

— Когда все хотят дружить, это разве не утомляет?

— У любого артиста есть такая проблема: даже близкие друзья ждут от него праздника и фейерверка. Это заложено судьбой. Я понимаю, что не имею права выглядеть уставшим и замученным. Люди хотят солнечной энергетики. И, если я могу ее давать, я еду на встречи, праздники. Но если чувствую, что батарейки сели, лучше останусь дома и побуду один либо с близкими мне людьми.

— Чувство одиночества в толпе вам знакомо?

— Конечно. Если артист не будет себя иногда чувствовать одиноким и оставаться наедине с самим собой, он не сможет потом выходить к людям, жаждать встречи с ними. Мы должны быть голодными в общении.

— А вам приходилось выходить к публике, когда вообще не хочется?

— Это часто бывает. Ты можешь лежать в гримерке без сил. Но, как только переступаешь кулису, через 5 — 7 минут включается необыкновенный ресурс. Забываешь обо всем! Я много раз видел очень больших звезд — они стояли за кулисами, а я думал: «Надо же, какой уставший, еле стоит…» А на сцену выпархивали молодые женщины или мужчины! Хотя многим было по 80.

— Говорят, у вас в шоу-бизнесе все построено на лицемерии. Гонка за лидерство, битва за эфиры…

— Как-то меня увезли со съемок, я проснулся в больнице и месяц приходил в себя. У меня был перитонитный аппендицит. В тот момент я понял, что ничего не изменилось в моей жизни, ничего никуда не убежало. И что нет ничего важнее здоровья. Поэтому все это копошение… Это же просто амбиции творческого человека. Если их у артиста не будет, значит, не будет артиста. Это как спорт, к этому нужно подходить спокойно. Бывает победитель, а бывает серебряный или бронзовый призер. Зачем завидовать другому человеку? У каждого своя судьба.

— Вы довольно часто снимаетесь в кино. Не смущает, что обычно вас зовут на роли, которые пересекаются с вашим сценическим образом?

— Мне это очень нравится. Конечно, любому артисту хочется сыграть Гамлета. Но, значит, у меня самодостаточный яркий образ, раз его хотят эксплуатировать.

«От женитьбы не зарекаюсь»


Певец предпочитает быть счастливым сегодня и не думать о том, что будет завтра

— Последние годы вы всюду появляетесь с Софией. И не раз говорили, что у вас гостевой брак — видитесь часто, но живете раздельно. Вы допускаете, что когда-нибудь он перетечет в обычный — с загсом, свадьбой?

— Вот сейчас пройдем мой сорокалетний рубеж, а дальше жизнь покажет. До 40 мне нравятся мои .

— Ну да, обычно они мужчинам-то нравятся, а женщинам нет.

— Вы знаете, брак настолько изжил себя… Этот штамп в паспорте… Никто же не даст гарантию. Вы посмотрите, сколько пар женятся внезапно! А сколько людей разводятся после 15 — 20 лет брака?! Последнее, что потрясло, — . Никто ведь не думал, что они разведутся! Поэтому на примере многих своих знакомых и друзей я понимаю, что нужно быть счастливым сегодня и не думать, что будет завтра.

— Вы выросли в полной, традиционной семье. Как вам удалось уговорить родителей спокойно относиться к тому, что у вас гостевой брак? Или они привыкли к причудам сына-артиста?

— Им просто хватило моего первого брака в 7,5 года. Он у меня был. В нем были свои плюсы, свои минусы. Единственное, что я могу сказать: не нужно спешить в молодом возрасте жениться. Все-таки это накладывает на человека определенный отпечаток. Может быть, у кого-то и получается счастливый брак, и люди вместе всю жизнь. Но для меня мой брак стал открытой раной. Поэтому, может быть, я оттягиваю момент женитьбы, чтобы не натыкаться на грабли заново. Но я не зарекаюсь. Жениться можно в любой момент. Как и развестись.

— Вы бы хотели в ближайшем будущем детей?

— Я очень хочу детей, думаю об этом. В ближайшее время в любом случае они у меня будут. Я думаю, в течение года или двух лет обязательно.

— Что вам помогает прийти в норму, когда силы иссякают и не знаете, как быть дальше? Запираетесь с бутылкой водки, звоните Монтсеррат Кабалье?

— У меня есть духовник. Человек знает меня уже много лет. Близкий человек, с которым, если мне тяжело, я просто летаю, например, в Иерусалим. Когда я на Святой земле, мне есть о чем поговорить c Богом. Это тот самый момент, который мне дает возможность заново напитаться энергией.

— Так вы воцерковлены?

— Когда меня выгнали из ГИТИСа, я очень хотел поступить в Гнесинскую академию. Между консерваторией и Гнесинкой стояла церквушка. Там сидели бабушки, которые просили милостыню. Я проходил мимо, одной бабушке подал, а она мне сказала: «Сынок, зайди в церковь. Попроси того, что хочешь, и сбудется». «У кого просить?» — «Да вот у Николая Чудотворца». И я стал ходить каждый день до поступления в церковь и просить Спасителя и Николая Чудотворца, чтобы меня взяли в Гнесинскую академию. И, как только поступил, я понял, что вера стала неотъемлемой частью моей жизни, потому что я понял, что меня слышит Господь.

— И молитвы знаете, посты соблюдаете?

— Очень люблю читать Псалтирь, всегда соблюдаю Страстную неделю. Летаю на Корфу (остров в Греции, известный своими монастырями. — Авт.). Я очень люблю встречать там Пасху. Послушайте, душе тоже нужна пища — духовная! Очень люблю слушать акафисты (особые церковные песнопения во славу Спасителя, Богородицы и святых. — Авт.). Включаю в наушниках, когда лечу в самолете. У меня это вызывает умиротворение и придает сил.

Личное дело

Родился 15 октября 1976 года в подмосковной Балашихе в семье военного и педагога. С 3-го по 7-й класс учился в Новосибирске. С 11 лет выступал на сцене Детского музыкального театра юного актера. Окончил Российскую музыкальную академию имени Гнесиных по классу камерного и оперного пения, аспирантуру Московской консерватории, факультет управления МГУ. Был солистом труппы Большого театра, ученик Монтсеррат Кабалье. Лауреат множества премий, телеведущий. Народный артист РФ. В 2001 — 2008 годах был женат на Светлане Шпигель, дочери своего продюсера. В браке родился сын, по взаимной договоренности Басков не поддерживает с ним отношений. В разные годы у Николая были романы с Оксаной Федоровой, Анастасией Волочковой. С 2014 года артист встречается с певицей Софи Кальчевой.

«Игра». шоу Николая Баскова.
Государственный Кремлевский дворец
7 — 8 октября

О клипе «Ибица»

Несколько недель назад мы с Филиппом Киркоровым порвали интернет нашим совместным творением под названием «Ибица». Теперь еще и видео «Извинение за Ибицу» выпустили. Я вам так скажу: я не помню, чтобы меня так ругали когда-нибудь. Хотя я в своей жизни чего только ни творил и как только ни хулиганил.

Будучи оперным певцом и стажером Большого театра, выходя всегда на сцену только в смокингах, фраках и «бабочках» и исполняя на эстраде «Памяти Карузо», вдруг записал рэп с «Мурзилками» с «Авторадио». Стилисты тогда нарядили меня в мятую рубаху и рваные джинсы, это был шок для всех. Меня костерили на чем свет стоит. Семь лет назад на моем юбилее мы с Киркоровым спели песню «Нас не догонят». В зале было 500 гостей, весь цвет общества, а мы вышли к ним в шортиках, в пионерских галстуках. Мы понимали, что своим появлением в таком виде и с такой композицией нервы собравшимся пощекочем. Но случилось непредвиденное. Почему-то и у меня, и у Филиппа оказались расстегнуты ширинки на шортах. В эйфории выступления мы, конечно, внимания на это не обратили. «Е-мое, - сказали мы с Киркоровым, посмотрев потом видео, - чего ж штаны-то маловаты!» Что тогда началось - вспомнить страшно. Наши расстегнутые шорты обсуждали все и везде. И я уже думал, что это вершина, что сильнее мы людей не заденем и не раскачаем. Но я ошибался.

Нас после «Ибицы» ругали так, как не ругали никогда и нигде. На «Эхе Москвы», где про Баскова не говорят ничего с момента его создания, «Ибице» посвятили целый час и вылили на меня 18 ушатов дерьма.

Кадр из клипа «Извинение за Ибицу» (2018). Фото: instagram.com

Вообще с этим клипом произошла удивительная история. Общество раскололось на два лагеря. Половина зрителей (а их уже за четырнадцать миллионов перевалило) очень любит этот клип, половина бесится и брызгает слюной: «Зачем вы, Николай, - спрашивают, - такую гадость сняли вообще?!» А я вам скажу зачем. Моя миссия - развлекать людей. Отвлекать их от серых будней. Расшевелить их, если они загрустили. Я артист, это моя профессия. И когда мы клип снимали, я именно этого и добивался. И добился. Я не боюсь того, что меня будут ругать. За 20 лет моей карьеры чего только обо мне ни писали, и я ни разу не подал в суд ни на одно издание, это моя принципиальная позиция.

Телеканал Россия 1 тоже сильно рисковал, поставив «Ибицу» в эфир, но в результате программа Андрея Малахова, в которой клип был показан (не без купюр, конечно), получила самый высокий рейтинг. А на «Новой волне» мы спели песню со сцены, потом выходили на бис, и это был единственный бис за всю историю «Новой волны». И опять-таки руководство канала не побоялось показать наше выступление, хотя там было все, что можно: и провокационные декорации, и девочки с фиговыми листочками на причинном месте, и мальчики в откровенных костюмах. Но это сделано намеренно. Я такой человек - не могу всю жизнь петь в одном и том же костюме на фоне одного и того же черного задника. Я тогда сам себе перестану быть интересен.

И, кстати, в этом мы с Филиппом схожи. Мы оба ищем себя всю жизнь. Филипп как только не эпатировал людей - был рыжим, белым, зеленым, каким угодно - и не боялся ничего. И заметьте, интерес зрителей к нему не теряется вот уже много лет.

О дружбе с Киркоровым

Мы много лет дружим с Филиппом. Недавно были на эфире у Урганта, и он у нас допытывался, когда мы познакомились. Честно говоря, никто из нас уже и не вспомнит, когда это случилось. Филипп меня заприметил очень давно, это была программа «Музыкальный ринг», ну то есть прошлый век еще. И как-то само сложилось - начали общаться. А это наше противостояние, о котором так много говорят, - это тоже развлечение. Игра на публику. На самом деле Филипп - один из немногих людей, на которых я могу рассчитывать. И он знает, что это взаимно.

За время нашего общения мы не раз попадали в истории. Одна из них особенно запомнилась. Дело было в предновогоднюю страду, мы снимали какие-то бесконечные «елки», и после одной из съемок, которая закончилась как всегда за полночь, Филипп говорит: «Я все равно сегодня не усну, слишком много эмоций, надо как-то успокоиться. Давай в кино съездим?» Я согласился, и он сказал: «Жди, скоро за тобой заеду». Заезжает. Я спускаюсь и вижу - ни охраны, ни водителя, Киркоров сам сидит за рулем маленькой спортивной двухместной машины. Он ее обожает, хотя для меня до сих пор загадка, как он со своим ростом туда вообще помещается. В общем, сели в машину, доехали до кинотеатра, оставили ее на парковке на улице.

Посмотрели кино, вышли - машина не заводится. Ну, потому что мы фары не погасили и аккумулятор, естественно, сел. На дворе холодно, зима, снег, кругом никого, полчетвертого утра. Мы идем к дороге голосовать. Филипп стоит впереди, я рядом, чуть за ним, и с дороги меня не видно (он же все-таки сильно выше меня). Останавливается тачка, внутри несколько парней и девушка. Филипп своим фирменным голосом произносит: «Ребята, пожалуйста, помогите. У нас проблемы. Надо «прикурить» (завести аккумулятор. - Прим. «ТН»)». Водитель тачки смотрит на него, совершенно обалдев, и говорит: «Слушай, ты так на Киркорова похож!» - «Что значит «похож»?! Это я и есть!» - возмущается Киркоров. Девушка с заднего сиденья говорит с максимальным скептицизмом: «Ну да, ага, вы Киркоров! Только Баскова еще не хватает для полноты картины». И тут я понимаю, что настало время выйти на авансцену. Выхожу из-за спины Филиппа и говорю: «Так вот он я!» Человек в машине от удивления забыл, где у него зажигание находится. Они нас, конечно, спасли - «прикурили», завели, - но за все время спасательной операции никто из них не произнес ни слова, в таком шоке они были.

Об экстремальном детстве

О том, что я стану артистом, все вокруг начали подозревать с самого моего детства. Я всегда был очень контактным, и мне всегда нужна была публика - с самого раннего возраста. Когда мы шли в гости, хозяева дома родителям говорили: «Только вы Коленьку с собой возьмите, а то без него за столом будет скучно». Моя артистическая натура требовала выхода, не всегда безобидного, и я благодарен своим родителям за их бесконечное терпение. Меня никогда не ругали, что бы я ни творил. Я у бабушки на даче рвал ромашки, ставил их в бидончик, шел с ним к электричкам, делал жалостное лицо и продавал эти ромашки по рублю. В старших классах фарцевал около гостиницы «Интурист», знал по именам и в лицо всех тамошних проституток, они меня тоже знали и любили.

Я Абдулову, царствие ему небесное, умудрился продать духи «Фаренгейт». Ну кто тогда не знал в лицо артиста Абдулова? Все знали. И я знал. И считал, что артист автоматически означает «богатый человек». Это уже когда я стал старше, я понял, как я был прав! (Смеется.) В общем, артист шел мимо «Интуриста» по своим делам, а я к нему подбежал, изобразил юродивого, начал канючить: «Александр, ну, пожалуйста, ну очень денежки нужны!» Нас там много таких стояло, но внимание он обратил только на меня и купил духи в результате.

С отцом Виктором Владимировичем и мамой Еленой Николаевной (1982). Фото: Из личного архива Николая Баскова

У меня кличка была - Артист. Когда мне было 11 лет, я таки стал артистом - попал в Детский музыкальный театр юного актера, которым тогда руководил Саша Федоров (он и сейчас там, недавно отпраздновали 30-летний юбилей театра). Из этих стен выпустилось много замечательных ребят, и я с удовольствием вспоминаю то время. Так вот, едва я туда попал, Саша сразу сказал: «Коля, из тебя вый­дет артист. Я не знаю, кем ты станешь, может, певцом, может, актером драматическим, но талант у тебя точно есть».

В Театре юного актера (1988). Фото: Из личного архива Николая Баскова

Мы очень много ездили на гастроли - и по стране, и за рубеж. У меня эта кочевая жизнь не вызывала никаких вопросов: я сын офицера, и поскольку мой отец никогда не был паркетным офицером, мы прошли все гарнизоны от Германии до Тувы. Но Саша до сих пор со смехом вспоминает спектакли, которые я разыгрывал перед отъездом на гастроли. Мама провожает меня до поезда. Стоит на перроне. Я прислоняюсь лбом к стеклу и реву взахлеб, прямо от души. Мама за окошком, естественно, тоже плачет, Саша, на все это глядя, сам чуть не ревет. Поезд трогается, и, едва мама скрывается из вида, у меня тут же выключается поток слез, лицо мгновенно высыхает, и я, обращаясь к Саше уже совершенно спокойно, потираю радостно руки и говорю: «Саш, там конфеты мне мама положила, давай-ка приступим». Он удивлялся, как 11-летний ребенок так может сыграть скорбь расставания.

Однажды мой талант спас наши заграничные гастроли. Было это в 1980-х годах, нас было много детей в сопровождении Саши. Он, как всегда, пропустил всех вперед, а сам шел замыкающим. Все дети показали паспорта, прошли, а ему сказали: «Стоп, мы вас не пускаем!» Что-то у него оказалось не в порядке. Саша начинает метаться: «Товарищ майор, пустите, у меня там 25 детей, как они без меня уедут?!» Но пограничник непреклонен. И тогда я понимаю, что пора. Начался концерт. Я кидался на офицера, я кидался на пол, я рыдал, дрыгал всеми конечностями, завывал на весь аэропорт: «Пустите, пожалуйста, с нами нашего папу, мы без него умрем с голоду, мы без него пропадем». Вы не поверите, но нас пропустили! И как только мы оказались за пределами видимости пограничников, я, который за секунду до этого колотился в истерике, вдруг взял Сашу за руку и будничным тоном сказал: «Ну, так где здесь у них что-то вкусное дают?»

Об Ирине Аллегровой и ее холодильнике

Есть у меня дуэт с Ириной Аллегровой. Я ее очень люблю, недавно был вместе со своими родителями на ее концерте в Витебске. И меня восхитило, как зал ее встречал и как хором пел песню «Странник мой». Ирина не произнесла ни слова, она только дирижировала со сцены, а зал в едином порыве пел. И если меня спросят, что такое «хит», я скажу, что это песня «Странник», которую народ поет от начала до конца без участия самой певицы. Повторюсь, я очень высоко ценю ее профессионализм, но, когда вижу Ирину, вспоминается мне сразу только одно - ее холодильник.

Фото: Из личного архива Николая Баскова

Однажды я приехал к ней в гости на какую-то вечеринку, было много гостей. Ирина - потрясающая хозяйка и очень любит готовить. В ее доме шикарная кухня, дикое количество посуды, разных новомодных примочек. А ее холодильник - это полноценная комната с герметичной дверью и уходящими за горизонт полками. Что меня понесло в этот холодильник? Не спрашивайте! В общем, я туда вошел, и дверь закрылась. И нет никакой возможности открыть ее изнутри. Сижу я в этой ледяной комнате, кричу - естественно, никто меня не слышит. Мобильник там не берет. Где-то через полчаса народ за столом в гостиной заволновался: «Что-то больно тихо стало, кого-то не хватает». Стали выяснять: «А Басков где? Он же не прощался?» Пошли меня искать и совсем было решили, что я тихо по-английски свалил, но обнаружили мою обувь в прихожей. Начали уже более методично обходить весь дом и обнаружили меня в этом холодильнике. Как Ира ругалась на меня - не передать словами: «Как тебя угораздило?» Оказалось, что вообще-то изнутри можно дверь открыть, но именно в тот день что-то там сломалось и заело. Полчаса я, босой и легко одетый, просидел в этом холодильнике и до сих пор холодею при мысли, что было бы, не найди они мои ботинки в коридоре.

Об Алле Борисовне и бриллиантах

Еще один дуэт, о котором я долго мечтал и который мне удалось все-таки записать, - с Аллой Борисовной Пугачевой. На «Рождественских встречах» мы спели с ней песню «Давай с тобой дружить». Алла Борисовна была моей путеводной звездой, я в юности зарабатывал на жизнь, исполняя в ресторане ее песни. Так вот, однажды я искал подарок Алле на юбилей. Думал, что бы ей такое подарить оригинальное. А тогда в Москве появилась новинка - машинка для чистки бриллиантов. Все за ней гонялись, страшный дефицит. И я решил: вот достойный подарок для Аллы. Расшибся в лепешку - нашел! При­ехал на юбилей гордый - как же, такой оригинальный подарок! Алла его приняла, повертела в руках и говорит: «Надо же, Ротару он дарит бриллианты, а мне машинку для чистки бриллиантов. Надеюсь, на следующий юбилей ты мне подаришь то, что туда можно будет положить почистить».

Фото: Из личного архива Николая Баскова

Об Иосифе Кобзоне

Иосиф Давыдович был для меня эталоном, образцом того, как надо помогать людям. Второго такого человека уже никогда не будет. Он помогал во всем - от выхода на сцену до похорон. Я помню потрясающую историю. Меня пригласили выступить в каком-то сборном концерте. Я был еще совсем зеленый, у меня не было имени, денег мне за это выступление тоже никто не предложил, но мне было лестно просто выступить. Я стоял за кулисами и трясся от ужаса. Мимо меня прошел Иосиф Давыдович, похлопал меня по плечу и сказал: «То, что ты боишься, - это хорошо. Нет ничего хуже, чем выходить на сцену равнодушно». Мне было очень важно в тот момент это услышать. Я вышел, спел песню, весь мокрый от страха вернулся за кулисы, и Кобзон мне дает 200 долларов - большие тогда для меня деньги. Я изумился, спрашиваю: «Зачем?» А он отвечает: «Запомни, каждый труд должен быть оплачен. Бесплатно только птички поют». Я доллары тогда потратил, но если бы знал, как сложится дальше моя жизнь, сохранил бы эти две купюры как талисман.

О мистике и Монтсеррат Кабалье

Был еще один случай, который запомнился мне на всю жизнь. Мы с Сашей Федоровым и еще несколькими ребятами путешествовали по Европе и где-то на стыковке в одном из аэропортов спали на вещах в зале отлета, ожидая рейса. Саша потом рассказал, что мимо нас шла Монтсеррат Кабалье. А я с детства был ее фанатом. И вот она останавливается около меня. Кладет руку мне на голову и говорит: «Какой мальчик хороший!» Знак это был, иначе не скажешь.

А чуть позже мне приснился сон: я сижу в холле гостиницы «Савой» и держу в руках ноты. И вижу, по лестнице спускаются Монтсеррат и Хосе Каррерас. Она вдруг, ничего не говоря, берет мои ноты и начинает их править. Спустя много лет я познакомился с Монтсеррат: она искала тенора для дуэта в России, мой продюсер послал ей материалы, и она выбрала меня. Вслепую, просто услышав голос. На первой репетиции я подошел к ней познакомиться, и она… взяла у меня ноты и стала делать в них правку. У меня случился ступор! Она мне говорит что-то, а я не могу ответить, потому что это было уже со мной! Вот и скажите, что чудес не бывает…

С Монтсеррат Кабалье (2001). Фото: Global Look Press

Я очень многим обязан Монтсеррат. И не только тем, что с ней я выступал на лучших площадках Европы. Она научила меня вокальной технике, благодаря которой я могу работать по два с половиной часа вживую. Я помню ее мастер-класс в испанской Сарагосе. Одним из упражнений, например, было такое: надо было лечь на пол на спину, тебе клали на диафрагму 16-ки­лограммовый блин от штанги, и ты должен был с этим блином на груди определенным образом дышать. Это было очень тяжело. Но это позволяет мне сегодня отработать концерт, даже если я заболел или устал. И зрители не заметят, что я не в голосе.

О приключениях в пути

Однажды приземляемся мы в Мадриде. А аэропорт Мадрида - один из самых больших в мире. От точки прилета до места получения своего багажа вы 18 минут едете на электричке. Нам надо было на пересадку до Москвы, и мы бегом вместе со всей командой припустили по этому аэропорту. И вдруг за спиной крик: «Никола-а-ай!» Оглядываюсь - ко мне бежит женщина возраста моей мамы. «Я вас знаю! - кричит. - Вот вы-то точно русский и точно в Москву! Пожалуйста, я здесь пропаду! Я не понимаю, куда мне идти и где наш гейт. Возьмите меня с собой!» Она схватилась двумя руками за подол моей джинсовки и пробежала за мной все расстояние до московского рейса. Не мог же я ее бросить.

Но так на меня реагируют далеко не все. Помню, в 2009 году я получил звание народного артиста и поехал в народ - в тур по городам и весям. У меня было 13 концертов в крупнейших российских городах, и РЖД выделил мне VIP-именной вагон, который был весь расписан: «Николай Басков», «Корабль судьбы», «Всероссийский тур». Этот вагон перецепляли в каждом городе к другому поезду, мы доезжали до следующего города, давали там концерт, и мы таким образом докатили до Владивостока. Вернулись оттуда все плюс 9 кг. Потому что несколько недель мы только и делали, что сидели и ели. А что еще делать? Связи нет, перегоны долгие, твердой почвы под ногами тоже нет. Да еще и смена часовых поясов. Где-то к Омску мы уже перестали понимать, где мы и можно ли позвонить в Москву, не разбудив маму.

И вот как-то ночью где-то за Саянами долгая стоянка. И я предлагаю нашим выйти и хотя бы просто постоять на земле, не слыша стука колес. Я вышел в таком виде, что на какой-нибудь фешен-премии я непременно получил бы за этот лук звание «Персона года». На мне были белые одноразовые тапки (такие в отелях обычно дают), надетые на черные носки, шорты, футболка и пальто от Armani, накинутое на плечи. А на голове всклокоченные волосы. Стоим мы около вагона, видим - вдоль поезда идет женщина в оранжевой жилетке и простукивает колеса. Идет, низко наклонившись, доходит до нас, упирается головой в меня, видит мои отельные тапки. Медленно поднимает взгляд - шорты, пальто, волосы. А я при этом стою в свете фонаря, как на сцене. И она крестится размашисто и говорит: «Пора бросать пить!» Снова наклоняется к своим колесам и удаляется, простукивая их. Конечно, если бы она шла ровно, она бы обратила внимание на вагоны с моими фотографиями и поняла, что это я и есть, живой и настоящий, несмотря на тысячи километров от Москвы и странный внешний вид в три часа ночи. Но она была занята колесами, и кто знает, может быть, действительно потом, после этой встречи со мной, бросила пить…

Фото: Из личного архива Николая Баскова

Об альбоме «Верую»

В октябре состоится презентация на iTunes моего альбома под названием «Верую». Альбом «Верую» мы делали очень долго. Началось все с того, что я увидел стихи прекрасной поэтессы Ирины Лебедевой, которая пишет на религиозные темы, и несколько произведений меня тронули до глубины души. Я решил создать на них песни. Интересно, что музыку для симфонического оркестра писали модные авторы - Сережа Ревтов, Леша Романов - композиторы, чьи песни, кроме меня, поют Филипп Киркоров, Билан, Стас Михайлов, Алсу, Зара, Анна Семенович и другие, и чьи хиты сейчас крутятся на всех радиостанциях. Впрочем, к результату, который бы устроил всех, мы пришли далеко не сразу. Были произведения, которые я переписывал по нескольку раз, мне не нравилось, как это звучало, не нравилась аранжировка. Но в результате все сложилось.

Несколько лет назад даже мыслей о том, что у меня может получиться такой альбом, не было. Но все меняется. Я понял, что наша жизнь делится на периоды, и в каждый из этих периодов становится важным то, что раньше ты вообще не брал в голову. Я человек крещеный, я всегда был и остаюсь верующим, но мне тоже пришлось пройти определенный путь и проделать определенную душевную работу. И к этому 9 октября я шел очень долго. Знаете, бывают такие встречи, которые даны свыше. На твоем жизненном пути вдруг появляются люди, с которыми ты, может быть, больше никогда не встретишься, но они тебе даны, чтобы донести до тебя какую-то мысль, какое-то понимание. Так, однажды в церкви где-то в глубинке я познакомился с пожилым священником, и он сказал мне такие слова: «Люди не умеют ходить в церковь, они ходят туда, как в стол заказов, со списком: я хочу то, дай мне это. И хорошо еще, если под конец человек вообще вспомнит, что надо Богу свечку поставить и поблагодарить за все, что у него уже есть. Забывают люди о том, что в православии существует понятие - благодарственная свеча Господу за его благодеяния. Это когда человек приходит в церковь и ничего не просит, он просто пришел, чтобы поблагодарить за то, что у него есть крыша над головой, живы родители, есть работа, что его любят, что он нужен и востребован. И все. Поставил свечу и уходит, не говоря при этом ни одного слова: «Дай!»

Этот священник очень четко сформулировал то, что я давно чувствовал, но не мог выразить словами. Я много думал об этом. И, может быть, стал немного правильнее смотреть на жизнь. Мы же действительно так живем - все время ноем, нам всего мало, нам все время что-то недодали, обидели, не то сказали, куда-то не пустили, все не так и все не то. А я проснулся однажды и понял, что больше так не хочу. И вот уже несколько лет живу по-другому: просыпаюсь, встаю, благодарю Бога за то, что я встал и что этот день начался. Сейчас уже понимаю, что каждому возрасту соответствуют определенные мысли, и такое понимание жизни не могло прийти ко мне в 25, надо было пройти определенный путь, в том числе и потерь, и лишений, чтобы научиться ценить то, что ты имеешь. И я сейчас с этой мыслью живу.

Одновременно с презентацией альбома 9 октября в Кремле пройдет мой концерт. Это будет масштабное событие - на сцену выйдет 160 человек, симфонический оркестр под управлением дирижера Юрия Медяника и хор имени Свешникова. Это событие будет уникальным - я не планирую повторять его или возить по стране. Я мечтаю сыграть концерт один раз, сделать его съемку, и пусть он останется в истории. Это не коммерческое предприятие, я на нем не зарабатываю. Мне нужно спеть песни зрителям, и делаю я это, прежде всего, для себя, для своей души.

Признался, что целый месяц в январе он отдыхает в полном одиночестве.

Instagram Николая Баскова

В прессе часто появляются сообщения о роскошных подарках, которые тебе делают поклонники. Квартиры в Москве, особняк в Испании, апартаменты в Турции, роскошные автомобили. Правда ли это?

Правда, мне даже несколько лет назад подарили звезду, названную моим именем. Мне очень приятно внимание, я очень благодарен этим людям. Но комментировать подарки не буду, мне не хотелось бы обсуждать эту тему. Я сам очень люблю делать подарки, поднимать людям настроение, дарить им радость. Главные подарки самым моим близким людям - родителям.

В прошлом году я, например, преподнес маме и папе тур в Европу. Для них это было настоящее романтическое путешествие. На самом деле мне бы очень хотелось встретить женщину и прожить с ней не меньшее количество лет, чем мои родители. И чтобы после многих лет жизни мне захотелось бы с ней поехать в романтическое путешествие. Мне кажется, что найти свою женщину - большая удача для мужчины.

Конечно, я дарю подарки не только родителям, но и тем людям, которые меня окружают. Ведь у меня есть друзья, моя команда. И хотя мы уже не верим в Деда Мороза, все равно надеемся, что Новый год принесет счастье. Я вообще очень люблю этот отрезок времени - с 31 декабря по 7 января, сказочные рождественские дни, когда мы загадываем желания, ждем, что в следующем году будет лучше, чем в прошлом.

Концерты, встречи с поклонниками, народная любовь. А какие минусы у твоей профессии?

То, что я мало вижу своих родителей. Но у нас в семье есть традиция: если я возвращаюсь домой, они всегда едут встречать меня в аэропорт. Даже если я окажусь там на час или на два - такое тоже бывает, ведь зачастую попадаю в Москву только на стыковку. Мама и папа все равно приезжают, чтобы хоть это время со мной побыть. Даже Новый год я встречаю не дома, потому что в эту ночь я всегда работаю.

А что ты даришь на Новый год себе?

Ноябрь и декабрь - самые трудные месяцы года для всех артистов, очень много концертов, съемок. Настоящий марафон, поэтому у меня уже сложилась такая традиция 1 января улетать отдыхать. Я дарю себе целый месяц "ничегонеделания". Отдыхаю, восстанавливаюсь, готовлюсь к новой работе. В свой отпуск я всегда езжу один. В этом году хочу попасть на Карибы, где прекрасный климат, отличная погода, чистый пляж и теплое море.

Тебе 37 лет, ты не женат. Что мешает найти свою идеальную половинку?

В этом смысле я фаталист. Не нужно специально никого искать, судьба сама сведет вас. Можно идти по улице и встретить девушку своей мечты. И если это твое, то ты почувствуешь сразу, с первого взгляда.

Ты ревнив?

Я очень ревнив, как и все мужчины. И вроде знаешь, что это нездоровое чувство, но ничего поделать с собой не можешь, ревнуешь. Мы все одинаковые. Я бы сказал, что любить - это вообще огромный труд. А если тебе повезло и ты нашел свою женщину, то и взаимная любовь - это большой труд женщины и мужчины.

Любовь - это труд, а ненависть?

Не могу сказать, я это чувство никогда не испытывал. Мне ближе чувства милосердия и добра. Например, я восхищаюсь, какое благое дело сейчас делает . В рамках ее программы Волочкова - детям Настя дает десятки бесплатных концертов. Она еще записывает новый альбом. Я считаю, что человеку нужно реализовываться. У Насти сейчас такой этап, у нее сердце просит, душа поет. Ведь в балете она сделала все. Если выйти на улицу и спросить имя самой известной балерины, все ответят: "Волочкова".

Поздней осенью праздный телезритель, переключая каналы, не мог не наткнуться на этот клип, где юноша с персиковым цветом лица старательно выпевал итальянские слова. ╚Николай Басков ╚Памяти Карузо╩ √ гласила подпись. В околомузыкальных кругах разгорелись споры. Кто-то утверждал, что юноша поет не сам, кто-то обвинял его в слащавости и попсовости, а брутальные рокеры просто морщили носы.

За первым клипом последовал второй, потом третий, и вот 23 марта Николай Басков дает свой первый сольный концерт в ГЦКЗ ╚Россия╩. Концерт приурочен к выходу дебютного альбома певца ╚Посвящение╩, и силы в него вложены немалые: в концерте примут участие оперная прима Любовь Казарновская, ансамбль танца п/у Игоря Моисеева, Президентский оркестр и многие другие. К тому же, наш герой, оказывается, не так уж и прост: артист Большого театра, объездил с концертами полмира, учился у самых великих певцов ХХ века.

Все это, безусловно, дает повод для любопытства. Созваниваемся с певцом, договариваемся о встрече: ╚Хорошо, давайте встретимся в кафе, рядом с казино ╚Метелица╩. Там написано ╚Скачки╩ и что-то, связанное с кофе╩. В назначенное время подхожу к назначенному месту и обнаруживаю, что на двух соседних дверях в порядке очередности написаны ключевые слова, но двери ведут в совершенно разные заведения. Ни в одном, ни в другом ничего похожего на Николая Баскова не наблюдается. Злобно курю посередине √ на улице, под мокрым снегом, как вдруг вижу дивную картину: по Новому Арбату движется молодой человек в роскошной меховой шубе до пят и с мобильным телефоном в руке. Придя в себя от такого великолепия, окликаю √ действительно, он. Устраиваемся в кафе, я продолжаю его разглядывать: невысокого роста, очень светлые волосы, в чертах действительно есть нечто мягкое и женственное, одет в стильный и явно дорогой костюм. Расправившись с десертом, начинаем беседу:

- Для начала расскажи немного о себе. Где ты родился, когда начал заниматься музыкой┘

А это обязательно? Я родился в Москве, очень много ездил с родителями по стране, так как папа служил. Учился в обычной музыкальной школе, потом в музыкальной школе при консерватории в Новосибирске, потом, с одиннадцати до пятнадцати лет, в музыкальном театре Юного актера. В шестнадцать-семнадцать лет я учился в ГИТИСЕ, потом, так как мечтал петь, поступил в Российскую академию музыки им. Гнесиных. Сейчас я студент четвертого курса, потому что брал академический отпуск из-за концертных поездок.

- Ты сам захотел стать музыкантом или это воля твоих родителей?

Нет, ну, конечно, мама с самого раннего детства сажала меня за пианино √ думала, что я буду великим пианистом. Потом из меня делали спортсмена. Я профессиональный пловец, у меня второй разряд, занимался серфингом и подводным плаванием. Вокалом начал заниматься с шестнадцати лет. У меня есть свой педагог, с которым я занимаюсь постоянно, а те из великих мира сего, с кем я встречался, вносили какие-то свои поправки.

- С кем конкретно из ╚великих мира сего╩ ты знаком?

Со многими. С Хосе Каррерасом, с Евгением Светлановым, с западными дирижерами; с ╚нашими╩ оперными звездами √ с Любовью Казарновской, например, у нас даже есть совместный проект (кстати, дуэт Баскова и Казарновской прозвучит на концерте 23 марта √ Z.R) .

- А с Галиной Вишневской?

Лично мы не знакомы, но я присутствовал на ее мастер-классах. Больше всего меня поразила встреча с Каррерасом. Когда я пел в его честь, он стоя аплодировал, а потом, при встрече, общался очень просто и на равных. Сказал, что он начал с классической, а заканчивает эстрадной музыкой, а я могу начать с популярной эстрады, а закончить классикой √ это не повредит. Пригласил на свой мастер-класс в Испанию.

- А почему, собственно, ты решил заниматься эстрадной музыкой? Ты же оперный певец.

На Западе есть такая тенденция √ все оперные певцы, и тенора в частности, совмещают пение классическое с эстрадным шоу. В Нью-Йорке я попал на шоу Сары Брайтмэн, и меня поразило, что оперная певица исполняет и эстраду, и классику. Но пресса никогда не отпускает в ее адрес никаких колкостей, потому что она человек очень профессиональный. И я подумал: почему бы мне так не попробовать? Понял, что могу, и получается профессионально. Многие студии звукозаписи заинтересовались тем, что я делаю, и предложили сотрудничество.

Да, но специфика нашего шоу-бизнеса - в его делении на жанры. И артист, однажды заявивший о себе в ╚попсе╩, может потом от этого клейма просто не отмыться.

Все меняется в нашей жизни. Надо делать свое дело профессионально, а потом история покажет. Утесову тоже сначала доставалось, а потом его объявили гением. Я думаю, самое главное √ это здоровье и любимое дело. Мне хватает того, что я выхожу на оперную сцену и начинаю петь. Когда тебя семь раз вызывают на бис и устраивают овации, это о многом говорит. На последних концертах публика встречает не овациями, а молчанием, типа: ╚Ну давай посмотрим, что ты умеешь на самом деле. Клип √ это, конечно, хорошо, красиво, но давайте послушаем вживую╩. Но я сужу по тому, как меня провожают, и я доволен.

- Кто твои любимые композиторы?

Москани, Верди и Чайковский.

- Каков твой сегодняшний оперный репертуар, и что еще ты бы хотел спеть?

У меня сейчас готовы две партии √ Ленский в ╚Евгении Онегине╩ и Альфред в ╚Травиате╩. Еще я учу Пинкертона в ╚Мадам Баттерфляй╩ и планирую потом петь Каварадосси в ╚Тоске╩. Но так как я еще очень молод, то многие говорят, что самое главное √ чтобы я не спешил. То есть все в порядке, но все должно быть размеренно. Если ты чувствуешь, что готов петь, то ты должен петь. Мечтаю спеть Радамеса в ╚Аиде╩, Отелло, годам так к 32-33.

Карьера оперного певца начинается в двадцать семь-двадцать восемь лет, особенно у тенора. Западные артисты вообще удивлялись, как я пою в двадцать два.

Ты √ самый молодой исполнитель партии Ленского в Большом театре. Как ты считаешь, почему в российской опере создалась такая ситуация, что партии молодых персонажей поют люди весьма средних лет и отнюдь не первой свежести?

Сейчас в России упал уровень профессионализма. У нас очень много талантливых молодых оперных певцов, но все уезжают на Запад. И остаются допевать люди старой закалки. Опера √ такой жанр. На Западе считают, что если ты юн и талантлив, то какие-то технические проблемы с вокалом, которые у тебя есть, исчезнут и отшлифуются в течение жизни. Публика и пресса это понимают.

- А ты не стремишься на Запад?

Может быть, Россия бы и не увидела меня, потому что был период, когда я был готов уехать. После выступления в Президентском клубе в Америке предложения поступали. Но я патриот, а потом, у меня много друзей здесь, родители.

Я хочу представлять Россию на Западе, и, если люди не будут видеть во мне сноба, я буду счастлив.

- На каком языке тебе проще петь?

Конечно, на итальянском. Многие специалисты считают, что у меня итальянская школа √ я унаследовал манеру пения от своей преподавательницы. Итальянская публика √ самая требовательная, и хотя говорили, что я молод и мне нужно много работать, все были уверены, что я учился в Италии. На русском я тоже хорошо справляюсь.

- У тебя есть кумиры?

С одной стороны, Марио Ланца. С другой √ Паваротти. Мне нравится то, что он делает сейчас, это достойно восторга и преклонения. Человек в свои 65 лет в такой прекрасной вокальной форме! Он может петь лучше или хуже, но √ он Паваротти. Из наших √ Казарновская, Бородина, очень люблю Башмета.

- Почему в качестве дебюта была выбрана ╚Памяти Карузо?╩

Это была первая спетая и записанная мною песня. Я пел ее всегда и везде. А однажды, когда я пел ее, зал Чайковского не отпускал меня двадцать минут. Я подумал, что эта песня проникнет в сердца людей, но даже не предполагал, что она даст такой резонанс. Когда все начиналось, об этом даже никто не думал. Сначала мы хотели назвать альбом ╚Памяти Карузо╩, но, так как он очень разноплановый, остановились на названии ╚Посвящение╩. В альбом вошли очень интересные песни √ от ╚Good bye my love, good bye╩ Демиса Руссоса, русский текст для которой написал Дельфин, до песни на музыку Евгения Мартынова.

От автора: Билеты на концерт 23 марта разлетелись, не успев появиться в продаже. В связи с таким спросом, Николай Басков даст еще три концерта. 15-16-17 апреля все желающие смогут убедиться в том, что Басков поет сам, и поет хорошо.