Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

docx - Урок на тему "Письменность и знания древних египтян". Письменность и знания древних египтян

1. Проверка знаний по пройденным темам:

А) разминка – «Я знаю, что в Древнем Египте…» (ученики по очереди произносят по одному предложению, заканчивая указанную фразу, повторяться нельзя. Учитель выдвигает закладку и начинает: «Я знаю, что Древний Египет расположен по берегам Нила».

Б) работа с картой – на интерактивной доске карта «Древний Египет » и ученики по очереди выходят к доске и открывают задании на доске (нажимают на желтые прямоугольники) и выполняют задания с картой:

Где располагается страна Египет?

Что такое «дельта»?

Почему на карте земли вдоль Нила окрашены зеленым цветом? Что на карте обозначено желтым цветом?

Покажите две столицы Египта?

В каком направлении были совершены военные походы фараонов?

В случае, если необходимо увеличить карту при ответе ученики используют свойство «Волшебного пера» (панель управления).

2. Организационный момент:

Учитель сообщает тему урока и просит их сформулировать задачи на урок. Тема урока записывается в тетради.

3. Изучение нового материала:

1. Школы в Древнем Египте

Учитель открывает шторку на доске и начинает рассказ: Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).

Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? Там готовили чиновников-писцов (открывается шторка и показывается изображение писца ). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.

В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15-ти лет. Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. (Там могли учиться только дети состоятельных родителей).

2. Письменность

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?

(Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”).

Учитель выдвигает закладку (!) и ученики записывают в тетради новый термин «ИЕРОГЛИФЫ».

Учитель продолжает рассказ: Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

    Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750 .

    Многие слова изображались рисунками.

Учитель нажимает на прямоугольник и предлагает ученикам выполнить задание: предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать”(ученики на маркерной доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов и демонстрируют учителю). Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения?

    В египетском письме не было гласных букв . Давайте подумаем, чем это было неудобно.Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать?(Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).

Ученик выходит к доске и выбирает гласные буквы для составления слов (метод множественного клонирования).

Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах).

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность?(Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой).

А как был раскрыт секрет египетских иероглифов?

У доски сообщение ученика о Франсуа Шампольоне: Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном . В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Ученик нажимает на плиту и надпись под ней, все исчезает.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона.

На слайде увеличивается картинка иероглифов, ученик маркером подписывает буквы маркерами.

Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Попробуем разгадать друг другую надпись.

Увеличивается другой рисунок.

Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос).

Учитель продолжает: Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы.

Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки.

3. Знания египтян:

Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету). На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике). Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы).

У доски ученик выполняет задание расположить жителей: фараон, воины, ремесленники, земледельцы, вельможи в соответствии с занимаемым в обществе положением). Название жителей перемещаются.

Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? (Сколько?) Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос.

Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.

Д
авайте вместе с вами определим, какое число здесь записано. Учитель открывает шторку и показывает иероглифы. Ученики отгадывает и записывают число на маркерной доске.

Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:


Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая).

Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия . Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)

Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники но для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь , она состояла из 4 пальцев .

З
адания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).

4. Итог урока:

П
роговариваются задачи урока.

Ребятам по очереди предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Домашнее задание.

Современный урок – это такой урок, когда учащиеся должны уметь добывать и усваивать новые знания, сами воспринимать и исследовать новые факты, сведения и делать соответствующие выводы. Иными словами, высокая эффективность учебного занятия достигается тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность учащегося и педагога.
Эффективное обучение-это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность ученика. Моделирование урока с использованием новой информации в новой учебной ситуации, вызывает определённый интерес у учащихся к уроку. Это помогает активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность школьника.
Учащиеся 5 класса – это дети ещё не отошедшие от игровых форм проведения урока и ещё не готовые к новым формам усвоения знаний, которые применяют учителя среднего звена. Они ещё находятся на переходном этапе учения, поэтому наравне с прежними формами работы нужно вводить и использовать новые, повышая их интеллектуальный потенциал. И хотя проведение такого урока связано с погружением в историческую ситуацию, всё же это игровая форма, в которой дети активно участвуют и причём все.

Тема. Письменность и научные знания в Древнем Египте.

Цели:

  • Познакомить учащихся с письменностью и научными знаниями в Древнем Египте, способами их получения и передачи следующим поколениям.
  • Продолжить формирование у учащихся умений отбора необходимого учебного материала для усвоения знаний по теме.
  • Воспитывать у учащихся уважение к людям, внёсшим вклад в цивилизованное развитие человечества.

Оборудование урока. Раздаточный материал в конвертах, новые слова, реквизит (фигурки бога солнца РА, условные головные уборы для учителей-египтян), карта «Древний Восток», оценочный лист работы в группе.

Форма проведения. Урок-ситуация: «Один день в школе Древнего Египта». В классе выбрать, для проведения условных, занятий 3-х «учителей-жрецов» и одного архивариуса, который готовит сообщение. Класс разделить на 3 группы, которые будут представлять египетских учеников, назначить из числа хорошо успевающих учеников группоргов. (желательно материал для «учителей-жрецов» и архивариуса раздать заранее, чтобы не было непредвиденных заминок в ходе урока, ко-торые могут отнять время)

Условия для ведения урока: на перемене с помощью дежурных по классу создать необходимую обстановку – расставить столы для работы групп, поместить на них фигурки бога РА, разложить оценочные листы следующего образца:

определить место, где будут находиться «древние учителя» в условных арабских костюмах.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: для работы на уроке вам необходимо вести краткие записи в тетрадях-новых сведений, слов, понятий, необходимых для выполнения заданий.

Собеседование учителя с учащимися по теме «Древний Египет»

1. Скажите дети, что мы знаем по истории Древнего Египта?

Предполагаемый ответ:

1. Его местоположение.
2. Население и его занятия.
3. Управление в государстве.
4. Военные походы.
5. Пирамиды и другие сооружения.

2. Скажите дети, а как удалось об этом узнать, ведь все эти события происходили очень давно?

Что послужило источником наших знаний о жизни древних египтян?
Предполагаемый ответ: 1. Из письменных источников. 2. Из предметов, найденных при раскопках.
Давайте рассмотрим рисунки из дворца вельможи, которые сопровождаются надписями. Сможете ли Вы прочитать их, чтобы узнать что-то о жизни в Древнем Египте. (Показывает на доске рисунок и аналогичный дети рассматривают на местах, розданный им в конверте).

Да, его невозможно прочитать, потому что мы не знаем, что обозначают эти надписи.
Поэтому предлагаю вам сообщение о человеке, сумевшем прочитать египетскую письменность, давшем миру возможность раскрытия истории Древнего Египта – это французский учёный Жан Франсуа Шампольон . (Учащийся, исполняющий роль архивариуса, делает сообщение, располагая на доске и портрет ученого и разгаданные им египетские иероглифы).

Текст архивариусу для сообщения

Шампольон Жан Франсуа жил в грозное, наполненное грозными событиями время: Великая Французская революция, казнь короля, интриги, заговоры, казни.
Когда другие дети с его улицы играли в войну и революцию, он сидел над книгами. С утра до ночи он торчал в книжной лавке своего отца и в 5 лет самостоятельно выучился читать. В 11 лет он знал уже греческий и латинский. Его интересовала древняя история. Библия была самой достоверной книгой по этому вопросу и он принялся изучать древнееврейский, чтобы читать её в подлиннике.
Жозеф Фурье – знаменитый французский математик познакомился с Франсуа и показал ему египетские папирусы, которые не мог прочесть никто. Почти 2000 лет прошло с тех пор, как вымерли последние люди, говорившие на древнеегипетском и владевшие этой письменностью.
– Я прочту! – сказал Франсуа. И он отдал этому всю жизнь и, в конце концов выполнил обещание.
Но прежде чем браться за это он окончил лицей в Гренобле, затем поступил в школу восточных языков в Париже, посещал лекции в Университете, работал с книгами Национальной библиотеки.
Выучил арабский, персидский, халдейсикй, и ещё несколько других древних языков… Одолел китайскую письменность… Составил словарь и грамматику полузабытого коптского языка, на котором говорили первые египетские христиане. В этом языке, как оказалось, сохранились корни древнеегипетских слов… Накопленные знания помогли ему понять, что: В египетских надписях иероглифы могли писаться хоть слева – направо, хоть справа – налево, а если надо, то и один под другим…очень многие иероглифы в различных случаях могли обозначать как целое слово, так и его часть-слог, и даже один только звук-букву…царские имена, в знак особого уважения, обводились овальной рамкой (показывает изображение и объясняет) :
В первой рамке имя царя – «ПТОЛОМЕЙ», во второй имя царицы – «КЛЕОПАТРА» (так получилось у Шампольона в сравнении с греческим текстом)

После сообщения учитель вводит учащихся в историческую ситуацию: «Один день в древней египетской школе».

Учащиеся разделены на 3 группы представляющие египетских учеников. У них на столах стоят фигурки имитирующие бога РА.

Вопрос 1 . Как вы думаете, дети всех ли египтян могли учиться? Почему?

Учитель, заслушав ответы учащихся поясняет: Действительно, дети не всех египтян ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Родители учеников обычно были людьми состоятельными и знавшими грамоту.
Представьте, что вы находитесь в древней египетской школе. В отдалении сидят жрецы-учителя, которые будут у вас вести уроки. Почему жрецы? Можете удивиться вы. Да потому, что школы в Древнем Египте находились при храмах, а учителями там были жрецы-служители богов.
На столах, за которыми вы сидите, находятся фигурки бога солнца РА. Прежде, чем начать наши учебные занятия давайте выразим ему своё почтение, ведь все египтяне поклонялись ему, будь то дети или взрослые, простые земледельцы или вельможи, фараон или его слуги. (по указанию учителя ученики выполняют условный ритуал, после чего приступают к уроку в древнеегипетской школе).

Урок 1-й – урок письма проводит, назначенный заранее ученик

Материалы для учителя письма.

Уже в 4-3 тысячелетиях до н.э. знаний у нас египтян было больше, чем мы могли удержать в памяти и устно передавать их другим. Поэтому появилась потребность в письменности. Сначала мы просто рисовали то о чём хотели сказать (учитель показывает и объясняет прикреплённые на доске знаки).

Затем знаками стали обозначать не только целые слова, но и один или несколько согласных звуков. Гласные звуки при письме пропускали. Знаки-рисунки назвали иероглифами «ИЕРОГЛИФЫ»). (Учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).В нашей письменности около 750 иероглифов. Их вырезали, как правило, на камне и дереве, но основным материалом для письма служит папирус. Но вы вначале, чтобы научиться писать,будете писать на черепках битой посуды. Поэтому приносите черепки с собой. Дома у вас наверняка они есть. И просите родителей, чтобы они их не выбрасывали.
Когда хорошо освоите письменность будете писать на папирусе острой тростинкой, обмакивая её в чёрную краску. Но вам нужно иметь ещё и красную краску, которой вы будете начинать новый абзац или выводить имя фараона. А сейчас прошу выполнить задание № 1, в котором показать свои знания о том, что вы от меня узнали. Время выполнения 3 мин., после чего сдать мне на проверку.

(Учащиеся в группах выполняют задание № 1)

Задание № 1

1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки-рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».

Для выполнения задания используется таблица с древнеегипетскими иероглифами, которая должна быть у каждой группы.

После выполнения «Учитель письма» собирает работы и проверяет по образцу приготовленному учителем.

Урок 2-й, математика проводит заранее назначенный ученик

Материал для учителя математики

Ученики запомните, что для того, чтобы знать сколько собрано зерна, как будешь обеспечен ты, твоя семья и твой скот, сколько нужно зерна для посева, нужно уметь считать и вычислять. Запомните, эти знаки помогут вам в ваших расчётах. (Прикрепляет на доску таблицу со знаками, показывает на таблице знаки и поясняет их).

Вы знаете, как обозначить миллион? Нужно нарисовать человека поднявшего руки вверх от удивления перед таким большим числом.
Вы так же должны знать, что при постройке дамб, при разливе Нила, при постройке пирамид для нашего фараона и зданий для государства необходимо будет высчитать число работников, чтобы закончить строительство в срок, и количество нужных для строительства материалов.
Все вычисления, которые вы будете производить называются АРИФМЕТИКА (прикрепляет табличку АРИФМЕТИКА). (Учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).
Вы, будущие писцы и жрецы, должны знать, что для рытья каналов, деления поля на участки, постройки зданий нужно измерять линии, площади и объёмы. Для этого вы должны знать ГЕОМЕТРИЮ (прикрепляет табличку ГЕОМЕТРИЯ). (Учащиеся записывают в тетрадь новое
слово с его пояснением).

Учитель письма сообщает результаты, выполненного задания в группах.

Учитель математики: «А, сейчас все должны выполнить задание № 2. Время выполнения 3 мин.».

Задание №2

(решение выполнять египетскими знаками)

Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет ли храм иметь доход?

После выполнения «Учитель математики» собирает работы и проверяет по образцу приготов-ленному учителем.

Урок 3-й, астрономия. Его проводит заранее назначенный ученик

Материал для учителя астрономии

Ученики запомните, наука, о которой я вам буду говорить, называется астрономия (прикрепляет на доске табличку АСТРОНОМИЯ). (Это слово учащиеся записывают в тетрадь) Она зародилась из наблюдений за поведением Нила и положением звёзд на небе. Почему мы должны постоянно наблюдать за небом? (обращается к ученикам, если они не могут ответить, отвечает сам). Мы должны знать, что перед разливом нашего кормильца Нила звёзды занимают определённое положение, и чтобы к этому времени земледельцы могли подготовить каналы и дамбы. А зная положение звёзд на небе ночью, вы можете ориентироваться на местности, когда идёте с торговым караваном или, как военачальник, ведёте свое войско в завоевательный поход, чтобы пополнить богатства нашего яснобожественного фараона. Для этого вы можете использовать карту звёздного неба, составленную нашими жрецами-звездочётами.
А теперь познакомимся с календарём. Запомните: Годом считается время от разлива Нила до следующего его разлива и он составляет 365 суток и делится на 12 месяцев, каждый месяц имеет 30 дней, а в конце каждого года добавляется 5 дополнительных суток, которые празднуются как дни рождения наших главных богов. Запомните, день делится на 12 часов, ночь тоже. А для того, чтобы вы не могли ошибиться во времени есть солнечные и водяные часы.

Учитель математики сообщает результаты проверенных работ.

Учитель астрономии : «Всем ученикам приступить к выполнению 3 задания. Время выполнения 3 мин.

Задание № 3.

1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ______________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ___________________________________
6. Для чего нужны эти знания? _________________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? _________________________________________________

После выполнения «Учитель астрономии» собирает работы и проверяет по образцу приготовленному учителем.

Урок 4-й

Знакомство с правилами в древнеегипетской школе проводит сам учитель истории.

Учитель астрономии сообщает результаты выполнения задания.

Задание № 4

1.Согласен ли ты с правилами для учеников в школах Древнего Египта и почему?_______________
______________________________________________________________

____
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

2. Назови важнейшие науки которым учили будущих жрецов и писцов._____________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Выполнение задания проверяет сам учитель истории. Подводит итоги деятельности учащихся на уроке, просматривает оценочные листы, которые заполнял группорг. Объявляет оценки.

Домашнее задание: Повторить учебный материал по Древнему Египту. Глава 4. Подготовиться к обобщению учебного материала

Класс: 5.

Тема: Письменность и знания древних египтян.

Тип урока : освоение новых знаний.

Цели:

личностные – освоение социальных норм, правил поведения, ролей при работе в группах;

метапредметные – умение определять понятие, строить логическое рассуждение; умение работать в парах.

предметные - умение искать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о развитии письменности и научных знаний египтян.

Планируемый результат: осознание ценности знаний для развития культуры в разных государствах.

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

1. Проверка домашнего задания в парах.

На карточках написаны вопросы, дети по очереди задают вопросы друг другу, оценивают ответы, ставят оценку на карточках.

1. Что такое пирамиды? (гробница фараона)

2. Какова высота пирамиды Хеопса?

3. Что такое мумия? (тело умершего обмотанное бинтами)

1. Назовите самую большую пирамиду? (Хеопса)

2. Что строили египтяне для богов? (храмы)

3. Как выглядел сфинкс? (тело льва, голова человека)

2. Новая тема: «Письменность и знания древних египтян».

Предположите, какие вопросы будем рассматривать?

Ответы учащихся.

Работать будем по плану:

1. Письменность древних египтян.

2. Египетские папирусы.

3. Школа и научные знания.

Дети работают в рабочих листах.

Задание на урок:

1 . Письменность древних египтян. На земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Это в Двуречье и в Египте. Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад .

Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Первоначально знаками для письма служили рисунки. Знаки для письма называются иероглифами . Древнеегипетское письмо было очень сложным: в нем было около 750 иероглифов.

Напишите предложения: «Воин идет к колодцу»,

«Воин плачет у колодца».

В Древнем Египте научиться читать и писать было очень трудно. Ведь каждый иероглиф мог обозначать не только слово, но и согласный звук. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой, обозначал в одном случае слово колодец , в другом – сочетание двух согласных хм , а в третьем – вообще не читался, а лишь подсказывал, что речь идет о прудах и болотах.

Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном. Французские солдаты нашли огромную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском. Плиту эту привезли во Францию, и многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать Шампольону через 23 года после того, как она была найдена. Главная причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, - отсутствие гласных в египетском письме.

Ученик: Знавший греческий язык Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом же камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. 100, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян, всю вселенную и 10 миллионов – самое большое число.

Напишите год, который у нас сегодня, пользуясь правилами написания чисел египтян: 1.Записывали сначала единицы, затем десятки, затем сотни и т. д. Как вы думаете, какой цифры у них не было?

Система счета была сложной и громоздкой, но, несмотря на это египтяне использовали четыре действия арифметики и умели решать уравнения с одним неизвестным.

Работа на листах в парах.

1. Как египтяне назвали знаки-рисунки? _______________________________
2. Сколько их насчитывалось? ________________________________________

3. Каких звуков не было у древних египтян? ____________________________

2 . Египетские папирусы. В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма - папирус. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям кладки обрезали - получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки ). До наших дней дошло много больших свитков с записями, один из них достигает длины 40 м.

Писцы часто занимали особое положение при дворе фараона, они гордились своей образованностью. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения краски и пенал с двумя углублениями для черной и красной краски. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка»). Основой черных чернил была сажа, а красных – красная глина. Папирус можно было использовать несколько раз: старые записи смывали и высушивали листок.

Работа на листах в парах.

4. Как назывался основной материал для письма? ________________________
5. Как назывались длинные полосы, которые сворачивали в трубки? ________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _____________________

3 . Школа и научные знания. Работа в парах.

Прочитайте фрагмент из книги Авдиева В.И. «История Древнего Востока» Выписать, какими знаниями обладали еще древние египтяне.

1) «…Некоторые знания имели древние египтяне и в области астрономии. Частые наблюдения над небесными светилами приучили их отличать планеты от звёзд и даже дали им возможность установить карту звёздного неба. Такие звёздные карты сохранились на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов. В центре северной части здесь можно различить созвездия Большой и Малой Медведицы с известной египтянам Полярной Звездой, в южной части неба изображены Орион и Сириус (Сотис) в виде символических фигур, как, впрочем, всегда изображали созвездия и звёзды древнеегипетские художники. Днём время определяли при помощи солнечных или водяных часов. Астрономические знания дали египтянам возможность установить особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый, причём к концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной 365 дням, т. е. одному году».

2) «…Значительное развитие получили в Египте медицина и ветеринария. В целом ряде текстов времени Среднего Царства даётся перечень рецептов для лечения различных болезней. Используя множество наблюдений, египетские врачи, однако, не могли ещё полностью отрешиться от древней магии. Так, например, один знахарский сборник заговоров, составленный специально для «лечения» больных детей, предназначен был для детских врачей, матерей и кормилиц. В этом сборнике наряду со множеством чисто магических текстов только изредка встречаются своеобразные диковинные рецепты, в частности средств для сохранения и увеличения количества материнского молока. Таким образом, лечение при помощи лекарств обычно соединялось с магическими заклинаниями и обрядами. Но изучение человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачам более или менее правильно подходить к вопросам строения и функционирования человеческого организма. Так, постепенно появляются первые знания в области анатомии (строения человека). Врачи специализируются по отдельным видам болезней. В одной гробнице Древнего Царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен).

В Египте существовала специализация врачей. Были врачи зубные: они, например, отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств египетские врачи использовали настои и отвары трав, различные соли.

3) Имелись в Египте и зачатки географической науки. Землю представляли в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной - север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной – Запад (где предполагалось обиталище умерших душ), а левой стороной – Восток («Страна бога, т.е. Ра). Сохранились географические карты Древнего Египта (движение небесных светил – астрономия; разлив Нила – календарь; время – водяные часы; медицина – хирурги, стоматологи, окулисты; география - представления о земле)

Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Работа по учебнику.

Согласны ли вы с правилами для учеников в школах?

Работа на листах в парах.

7. Какие науки были известны египтянам? ______________________________

8. Где находились школы? ___________________________________________

9. Кто были учителями? _____________________________________________

Задание на урок:

Докажите, что научные знания древних египтян были тесно связаны с повседневной жизнью.

Учащиеся приводят доказательства, опираясь на материал урока.

Закрепление материала.

Рефлексия

Что узнали нового?

Нового

Интересного

Полезного

Важного

Поразительного

Смешного


Тема урока: ПИСЬМЕННОСТЬ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН.

Задачи урока.

Личностные:
осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего Египта;
научиться понимать, что получение образования – это большой труд;
помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
воспитывать уважение к чужой культуре.

Метапредметные:
формировать логическое и историческое мышление учащихся;
формировать умение сравнивать различные явления;
научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

Предметные:
уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус»,
на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

Этапы урока

Действия учителя

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали исторические события и явления Древнего Египта. И не задумывались над тем, откуда пришла к нам информация о них. А между тем долгое время в мире ничего не было известно о Древнем Египте. Ведь эта цивилизация погибла накануне наступления новой эры.

Чуть больше, чем 200 лет назад, тогда ещё мало известный французский генерал Наполеон во главе войска отправился на завоевание Египта. Его военный поход потерпел поражение, но имел положительные результаты другого свойства, а именно – знакомство с древнеегипетской культурой. В составе экспедиции были не только воины, но и учёные, художники, архитекторы, которые тщательно исследовали находки, зарисовывали и записывали всё найденное. В результате было положено начало исследованиям погибшей древнееегипетской цивилизации. Особенно французских исследователей поразило обилие загадочных рисунков на стенах пирамид, каменных стелах, стенах храмов. (Демонстрация слайда с изображением памятников древнеегипетской культуры).

Но вот какая дилемма:
С одной стороны мы имеем обилие вещественных источников в виде пирамид, храмов, стел, скульптур, рисунков и надписей на стенах этих сооружений, папирусных рукописей, по которым можно было бы восстановить историю Древнего Египта. (Фиксируем 1-й факт: обилие вещественных и письменных источников по истории Древнего Египта ).

Но, в то же время, эти источники были безмолвны. Сами по себе они не сообщали ни имён фараонов, ни информации о конкретных войнах, походах, событиях. Фактическая история Древнего Египта оставалась неизвестной. Обычно такую информацию дают именно письменные источники. Но в данном случае они ничего не давали, потому что их невозможно было прочитать.

. (Фиксируем 2-й факт: история Др. Египта оставалась неизвестной).

Какое противоречие обнаруживается при сопоставлении двух сторон ситуации?

Какой возникает вопрос?

^ Обобщая ответы учеников, фиксируем на доске учебную проблему: Почему в Древнем Египте была создана столь сложная письменная система? Как она была разгадана и расшифрована? Какие научные данные стали доступны человечеству?

II. Актуализация знаний.

Записываем тему урока «Письменность и знания древних египтян»

Что мы уже знаем по этой проблеме? (Фиксирует ключевые слова на доске.)

III. Планирование деятельности.

Что нам надо узнать для решения проблемы? Опорными словами фиксирует план действий на доске.

Надо узнать:
1.Какой была письменность в Д.Е.?
2.Как она была разгадана и расшифрована?
3. Кто и как мог изучить письменность Д.Е.?
4. Какие научные данные стали доступны человечеству?
могут быть другие вопросы

I V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Почему именно Шампольон разгадал тайну египетской письменности. Что вас восхитило в этом человеке?

Свою одарённость Жан Франсуа Шампольон обрёл рано. В возрасте пяти лет он уже научился писать и читать. В 9 лет в совершенстве овладел греческим языком и латынью. В 11 лет он уже читал библию на древнееврейском языке. В этом же возрасте он написал книгу «История знаменитых собак». В 13 лет он начал изучать арабский и коптский языки. В 15 лет приступил к изучению древнеиндийского языка – санскрита. В этом же возрасте он занимался составлением хронологических таблиц «От Адама до Шампольона младшего». А для развлечения ещё и учил китайский.

В 11 летнем возрасте он впервые увидел иероглифы, правда взрослые сказали ему, что их никто не может прочитать. На что Шампольон ответил: «Я прочитаю. Обязательно прочитаю, когда выросту»

Работа по группам (смотри приложение)

– Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – «папир» (papier), по-английски – «пэйпе» (paper), по-французски – «папьё» (papier), по-испански – «папель» (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова.

Задания группе №1.

Параграф 12, пункт 1

Задание для группы №2

Задание группе №3

Задание для группы №4

V. Выражение решения проблемы.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

VII. Применение нового знания.

Защита – выступление групп

VIII. Домашнее задание.

§ 12, Придумать и записать в тетради несколько предложений иероглифами

Приложение 1

Задания группе №1.

Параграф 12, пункт 1

    Узнать, как Жану Франсуа Шампольону удалось расшифровать египетские иероглифы.

    Что из себя представляли иероглифы, и почему они такие сложные для расшифровки?

Долгие годы никто не мог прочитать иероглифические письмо. Многие хотели разгадать тайну египетской письменности.Удалось это сделать французскому ученому Жан-Франсуа Шампольону. Он исследовал знаменитый Розеттский камень - плиту с благодарственной надписью жрецов Птолемею V Эпифану, датируемой 196 до н. э. Одна часть записей на плите была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по-древнегречески. И в греческом, и в иероглифическом тексте имена правителей были обведены в овальные рамки, это и стало ключом к разгадке. Шампольону удалось прочитать обведённые картушем иероглифы, обозначавшие имена «Птолемей» и «Клеопатра».

Почему же было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Первоначально иероглифы были похожи на рисунки и обозначали целые понятия. Такое письмо не передавало звуков речи, и многие слова, например имена, просто нельзя было изобразить. Для того чтобы решить эту проблему, древнеегипетские писцы придумали слоговое письмо, при котором отдельные знаки обозначали слоги и буквы. В итоге Жан-Франсуа Шампольон доказал, что египетское письмо состоит из трех видов знаков: знаков, которые определяют понятия- пиктографическое письмо; знаков, которые обозначают согласные звуки, и значков-определителей, которые помогали прочесть слова, в которых были одинаковые согласные, например «дом» и «Дима». 14 сентября 1822 г. Шампальон выступил с докладом о своем научном открытии, эта дата стала официальным началом развития науки египтологии .


Задание для группы №2

    Выяснить, как обозначались цифры и числа в египетской письменности.

    Попробовать выполнить расчёты и сделать вывод об удобстве или неудобстве данных символов

    Сравнить с современной системой счёта

При помощи таблицы из обозначений чисел запишите год своего рождения

Расшифруй, какой пример здесь представлен и переведи в современную систему знаков

Задание группе №3

Источники информации: параграф 12, пункт 2. Видеофрагмент на ноутбуке

    Какие материалы использовались для письма в Древнем Египте?

    Рассказать и показать, как делают папирус (составить алгоритм действий создания папируса)

    Попробовать писать на других материалах


Бумагу египтяне не знали. Писали на папирусе, который изготавливали из стеблей болотного тростника. Папирус был в употреблении в качестве материала для письма в Египте уже с начала третьего тысячелетия до н.э.

Существовала особая техника изготовления папируса. Стебли папируса очищались от коры и разрезались вдоль. Затем эти нарезы стеблей папируса выкладывались на смоченный стол, они должны были плотно примыкать друг к другу, потом накладывали второй слой нарезов в направлении, перпендикулярном к направлению нарезов первого слоя (крест-накрест). Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс, а после этого просушивали на солнце. На заключительном этапе изготовления папируса листы выглаживали с помощью инструментов из слоновой кости и раковин и отбивали молотком. Потом уже готовые листы папируса склеивали, создавая длинные свитки. Длина свитков достигала нескольких метров. Листы склеивали таким образом, что край одного листа покрывал край следующего (место склейки равнялось 1–2 см.).

Задание для группы №4

Источники информации: учебник параграф 12, стр 64

    Оценить научный вклад египтян в развитии географии, математики и астрономии

    Рассказать об открытиях египтян

    Задания: измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях).

    Сравнить египетский и современный календарь

В Древнем Египте зародилась география – наука об изучении Земли (правда, знания египтян были неточными: Землю они представляли в виде прямоугольника, окруженного океаном).

Наибольших успехов египтяне достигли в математике, астрономии и медицине.

Астрономия : благодаря наблюдениям за звездами египетские жрецы смогли определить продолжительность года. Они заметили, что звезда Сириус восходит раз в 365 дней. Египтяне также умели предсказывать солнечные и лунные затмения, были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба.

Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов.

Математика: математика появилась и развивалась в связи с практическими потребностями египтян в вычислениях (измерение земельных участков после разливов Нила, учет и распределение собранного урожая, сложные расчеты при строительстве храмов, гробниц и дворцов). Древние египтяне умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях.

Как египтяне делали измерения ? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.

(Сколько в одном локте ладоней? Сколько пальцев в ладони? Сколько пальцев в локте? и т.д.)

Задание: сравните древнеегипетский календарь с современным

Черты сходства

Черты отличия

Египетский календарь

Наш календарь

    12 месяцев в году

  1. В нашем календаре также есть месяцы по 30 дней

1 неделя = 10 дней

1 сезон (время года) = 4 месяца

3 сезона (времени года)

1 неделя = 7 дней

1 сезон (время года) = 3 месяца

4 времени года

Есть месяцы по 28 и 31 дню

Задание для группы №5 Источник информации – документы, представленные ниже и видеофрагмент

    Оценить вклад египтян в развитие медицины

    Рассказать и показать как делали мумии (показать как наносили бинт)

Медицина: высокий для того времени уровень медицины связан с обычаем мумификации трупов, во время которой врачи могли изучать анатомию человеческого тела.

Одним из высших достижений египетской медицины было учение о кровообращении и о значении сердца в этих процессах.

Врачи в Древнем Египте имели специализацию. Кто-то лечил желудок, кто-то глаза, кто-то зубы и т.п. В Древнем Египте был отмечен довольно высокий уровень хирургии (об этом свидетельствуют найденные при раскопках гробниц хирургические инструменты).

Из предписания врачу относительно перелома черепа без повреждения мягких тканей головы

(из папируса Смита)

Если ты осматриваешь человека с переломом черепа под кожей его го­ловы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступаю­щую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и Что идет (он) и волочит подошву. Ты должен определить ее как травму, на­несенную извне, причем головка сустава его плеча не отделена, а вместе с ним ногти его пальцев скрючены в середину руки, он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг излечим.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.- С. 52.

Вопрос к документу:

Какие выводы можно сделать на основе этого документа?

«…Значительное развитие получили в Египте медицина и ветеринария. В целом ряде текстов времени Среднего Царства даётся перечень рецептов для лечения различных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи, однако, не могли ещё полностью отрешиться от древней магии. Так, например, один знахарский сборник заговоров, составленный специально для «лечения» больных детей, предназначен был для детских врачей, матерей и кормилиц. В этом сборнике наряду со множеством чисто магических текстов только изредка встречаются своеобразные диковинные рецепты, в частности средств для сохранения и увеличения количества материнского молока. Таким образом, лечение при помощи лекарств обычно соединялось с магическими заклинаниями и обрядами. Но изучение человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачам более или менее правильно подходить к вопросам строения и функционирования человеческого организма. Так, постепенно появляются первые знания в области анатомии (строения человека). Существовала, очевидно, и некоторая врачебная этика, требовавшая от врача, чтобы он открыто сказал больному относительно возможности его выздоровления, применив одну из трёх возможных формул: «1) Это болезнь, которую я могу вылечить. 2) Это болезнь, которую я может быть смогу вылечить. 3) Это болезнь, которую я не смогу вылечить». Врачи специализируются по отдельным видам болезней. В одной гробнице Древнего Царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен).

Как проводили мумификацию древние египтяне?

Мумия Древнего Египта

Как и большинство услуг в Древнем Египте , качество мумификации напрямую зависело от финансовой состоятельности умершего. Из тел членов семьи фараонов и высшим сановникам внутренние органы удалялись через небольшие надрезы. Отверстия заполнялись масляной смесью. Через несколько дней масло из тела сливалось.

Для чиновников низшего звена в Древнем Египте такая процедура при мумификации была недоступна.

После удаления внутренних органов из тела, они помещались в сосуды, заполненные специальными бальзамами, где и хранились в той же гробнице рядом с мумифицированным . Древние египтяне верили в том, что после смерти дух возвращался к телу умершего. А для последующей жизни в другом мире ему требовались все органы жизнедеятельности. Для того чтобы предотвратить быстрый распад тканей и завершить мумификацию тело подвергалось процессу сушки. Оно оставалось нетронутым 40 дней. После удаления всех органов, за исключением сердца, в тело, для поддержания его формы, заливалась смесь соединений натрия. Его состав добывался на берегах Нила. Натрием покрывалось также все тело фараона, жреца или мумифицируемого животного. Затем над телом работали парикмахеры и косметологи. Затем бальзамировщики наносили на тело слой влагостойкой смолы из натуральных веществ, таких как масла, пчелиный воск, смолы сосны. Затем мумию обматывали бинтами. как заключительный этап, на мумию наносили маску и помещали ее в саркофаг.

Весь процесс мумификации в Древнем Египте занимал 70 дней.

Мумификацией в Древнем Египте занимались только жрецы, владеющие определенными знаниями и имеющими соответствующий сан. Ее проведение требовало навыков в этом виде искусств.

Древние египтяне скрывали их метод проведения мумификации, и никаких записей об этом не было найдено в достоверных источника. Однако ученые выяснили, как выглядела применяемая ими технология. Они отметили, что песок сушит тело ине позволяет разлагаться тканям и тем самым способствует естественной мумификации в условиях засушливого климата Египта. В Долине Царей в Египте можно увидеть множество простых отверстий в песке и скалах. В них были обнаружены мумии граждан, которые могли позволить себе такую роскошь, как собственную гробницу во времена Древнего Египта .

Приложение 2

Лист самооценки работы в группе ________________________________________

Критерии

    Я был активен в группе

    Я сразу понял, как нужно выполнить задание

    Я предложил несколько вариантов выполнения работы

    Я не отвлекался от основной работы

    Я очень хотел успешно выполнить задание

    Я внимательно слушал, какие идеи предлагают участники группы

    Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

Я могу поставить себе оценку

Оцени выступления других групп:

Группа

Ваша отметка за работу группе

Ваш комментарий

Конспект урока по истории Древнего мира "Письменность и знания древних египтян"
Цель урока:
Познакомить учащихся с древнеегипетской письменностью и научными знаниями.
Формировать понятийный аппарат учащихся по теме;
Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты, анализировать текст и выделять главное
Формировать познавательный интерес учащихся через использование творческих заданий.
Воспитывать уважение к чужой культуре.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Самостоятельное повторение.
Ребята.давайте вспомним,что означает слово "цивилизация"
Какую цивилизацию мы сейчас проходим?
Что мы с вами узнали?Что хотим узнать?
2. Актуализация знаний учащихся.
1. Работа с картой «Древний Египет».Нанесите все географические названия, которые вы знаете.
2. Работа с терминами: расшифруйте анограммыЦивилизация- вилицизацияГосударство- даргосуствоФараон- онрафаВельможи- мовельжиЖрецы- ержцыПисцы- сипцыРабы-бары
Налоги- логина
Религия- лигиреяХрам-марх
3.Что это за божество:
1. Бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями (Гор)
2. Бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба (Сет)
3. Бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила (Себек)
4. Бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут (Геб)
5. Бог - покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов. Его изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки (Анубис)
6. Богиня – покровительница женщин и их красоты (Бастет)
7. Бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Его священным животным был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса (Тот)
4. Давно исчезли многие древние государства востока, засыпаны пеплом времени, на поверхности только небольшие фрагменты. Пирамиды, фрески, обелиски, заметьте,все они щедро исписаны. Что нам напоминает эта письменность – иероглифы. Где –то 3000 лет до нашей эры появилась письменность у египтян. В переводе с греческого – священные письмена, а сами египтяне называли свою письменность – божественная речь. Как вы думаете, почему? Они были уверены, что письменность даровал им бог мудрости –тот. Но прошли тысячелетия и письменность подзабыли и мы встали перед выбором – как же узнать, что хотели донести до нас египтяне? Ценой упорных трудов, ученые разгадали письмена многих древних восточных народов, но египетскую письменность долго не могли расшифровать. Но вот однажды… офицером армии наполеона в 1799 году в Египте была найдена плита – выбитый на ней текст был на двух языках: древнеегипетские иероглифы и древнегреческом языке. Камень был найден в местечке – розетт, поэтому получил название розетский камень. Наполеон понял всю важность находки и отправил камень в музей Каира, но французы потерпели поражение в Египте от англичан и отступая им, конечно же, было не до исторических находок. Древнегреческий язык был хорошо известен лингвистам, поэтому этот текст на древнегреческом достаточно быстро перевели, а сопоставление текстов, позволило французскому ученому Жану Шампольону расшифровать и древнеегипетские записи. Давайте же прочитаем в учебнике о расшифровке…
Язык древнего Египта достаточно сложен, поэтому далеко не все египтяне владели письмом. Это была прерогатива богатых и знатных людей,в первую очередь писцов, так ка они ведали всеми делами в стране. На подготовку лучших писцов тратились годы. Ведь в древне египетском письме более 700 знаков. Давай те посмотрим поучение писца – ученикам.
Иероглифы могли читаться как с права налево. так и слева на право. Буквы писались таким образом.что бы быть расположенными лицом к человеку. Многие слова имели 2 и более значения. На чем же писали египтяне – папирус, давайте прочитаем, что представляет собой папирус.
Давайте с вами попробуем написать свои имена на древнеегипетском, с помощью иероглифов. .В место гласных используйте схожие звуки…24 согласных в конце мужского имени рисуйте мужскую фигуру, в конце женского – женщину. Давайте посмотрим. У кого, что получилось. Выход к доске.
Физминутка…Один, два, три, четыре, пять - топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять - хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять - занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника
земляника голубика
Что бы ягоду сорвать
надо глубже приседать(приседания)
нагулялся в лесу
корзинку с ягодами несу(хотьба на месте)
,

Отдохнули,молодцы. Потребности в развитии знаний, развитии жизни и хозяйства, поэтому в школах обучались не только письму, но и математике, астрономии, медицине.
На земле существуют два государства, где письменность появилась раньше, чем в других странах. Одна- Двуречье, другая –Египет.
Письменность возникла более 5тыс. лет назад. Подумайте, приблизительно в каком году? Знаний у египтян накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти. Это привело к изобретению письма. Первыми знаками для письма были иероглифы(слайд + раздаточный материал). Ребята рассматривают иероглифы. Вопрос к классу:
-Как вы думаете, легко ли было овладеть иероглифами?
Всего было более 750 иероглифов. И расшифровали их только в XIX веке в 1822г. Имя человека,кому принадлежит эта заслуга, Шампольон. И прежде, чем мы с вами прочитаем документ о дешифровки иероглифов, ответьте на вопросы:
-Почему так важно было расшифровать иероглифы?
-Что дают нам письменные источники?
Разве возможно было бы узнать о жизни египтян только по рисункам?
Работа с документом на с.62 учебника. Как удалось расшифровать иероглифы?
Работа с раздаточным материалом. На каждой парте - листы с изображением иероглифов.
Один иероглиф мог обозначать один звук, другие - сочетание звуков, третьи – слово. Гласные не писались (ребята изучают раздаточный материал). Египтяне придумали определители, они не читались, а только подсказывали о чём шла речь.
Попробуем побывать с вами в роли учёных. Ребятам предлагается расшифровать предложения,отмеченные галочкой, используя листок-подсказку.
Проверка задания.
Цифры в Древнем Египте. Слайд. Производить математические действия было очень сложно(предлагается попробовать это сделать дома).
Вывод: учиться в Египте было очень трудно. Умеющий читать и писать считался настоящим мудрецом.
Материал для письма - папирус. Демонстрация слайдов о производстве материала для письма.
Обучение в школах. Учащиеся самостоятельно знакомятся с п.3.с.61 учебника. Вопросы:
-Чему обучали в школах?
-Кто обучался?
-Как поддерживалась дисциплина?
Благодаря расшифровке иероглифов мы узнали о научных знаниях в Древнем Египте.
Какие науки были развиты?
Делается вывод о высоком развитии науки. Что нового вы узнали сегодня
А в завершении нашего урока вам нужно решить кроссворд.(Рабочая тетрадь.№1.стр 34)
Домашнее задание: П.12(вопрос 3,4 устно).