Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что такое Генеральная Ассамблея ООН и зачем она нужна? 70 сессия генеральной ассамблеи оон.

Вообще-то официально открылась еще 15 сентября, но только 28 сентября началась ее самая важная часть — общие прения, которые продлятся до 3 октября. Для чего в Нью-Йорк подтянулись все «политические тяжеловесы». Выступить намерены более 140 глав государств и правительств (при том, что сегодня членами ООН являются 193 государства).

Все последние дни мировой политикум жил в ожидании выступлений Барака Обамы, Си Цзиньпина и Владимира Путина — а выступать им выпало практически друг за другом. Смогут ли мировые лидеры предложить действенные шаги по ослаблению напряженности на планете, реально грозящей перерасти в большую войну? На наш взгляд, некоторая непродолжительная разрядка в отношениях США и России вполне возможна - прежде всего, на основе необходимости как-то противодействовать распространению ИГИЛ и разрушению Европы под напором беженцев. Но верить в «мир и дружбу» глупо и наивно: слишком глубоки противоречия. Претензии США на сохранение монопольного глобального лидерства и усиление России, Китая и их партнеров по БРИКС — моменты несовместимые. Новые столкновения неизбежны.

Между прочим 28 сентября китайцы отмечают день рождения Конфуция, что могло стать источником вдохновения для г-на Си, дебютирующего на такого рода форумах. Китай 3 сентября сполна продемонстрировал на грандиозном параде свою возросшую военно-политическую мощь, после чего — в частности, в ходе визита Председателя КНР в Соединенные Штаты — стал показывать готовность к мирному сотрудничеству и сглаживанию трений. Но что показательно, Барак Обама, прибыв в Нью-Йорк, не стал, как это было заведено по традиции, останавливаться в гостинице, которую недавно выкупили бизнесмены из Поднебесной.

Впрочем, китайцы хитры и терпеливы, что позволяет им добиваться своих целей, не обращая внимания на всякие мелкие уколы. Вот прочитал я недавно одно интересное высказывание российского китаеведа Сергея Тихвинского: «Китайская дипломатия с древнейших времен придерживается «доктрины шелковичного червя». Червь этот потихонечку, незаметно, но постоянно ест, ест, ест тутовый лист. А в результате обгладывает все дерево, и листьев на нем не остается. На Китай работает фактор времени — пять тысячелетий непрерывного развития культуры. Китай всех переварил — и гуннов, и уйгуров, и маньчжуров — всех». Да, и Америку он тоже «переварит»!

Впервые выступит на Генассамблее и Рауль Кастро, у которого также запланированы встречи с Обамой и Путиным. Яркие речи в ООН его брата и Че Гевары вошли в анналы истории. Так, выступление Фиделя Кастро на 15-й сессии 1960 г. (на той самой, во время которой Н. Хрущев обещал показать американцам «кузькину мать»!) под названием «Когда исчезнет философия грабежа, тогда исчезнет и философия войны» продлилась 4 часа 29 минут и вошла в Книгу рекордов Гиннеса.

Ныне роль неистового Фиделя взял на себя президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, выступивший с трибуны ООН 27 сентября. «Батька» яростно прошелся по американской политике, приведшей к кровавым войнам в Ираке и Сирии. Мир, по его словам, разобщен сегодня, как никогда раньше за последние 30 лет. «Нам до сих пор не удалось восстановить тот баланс сил, который был утерян с распадом Советского Союза. Нет баланса сил, нет мира, нет стабильности. Это системный кризис», — такой вывод сделал Александр Григорьевич.

Мировой кризис и перспективы реформирования ООН

В последнее время вбрасываются идеи глубокого реформирования ООН, в частности — Совета безопасности — вплоть до исключения оттуда некоторых его постоянных членов или отмены права вето. Скажем сторонникам таких идей сразу и прямо: это невозможно. Всегда нужно иметь в виду, что ООН — это продукт Второй мировой войны, что она была основана главными участниками антигитлеровской коалиции («Объединенными Нациями») для того, чтобы закрепить создавшийся в результате той войны status quo, что обеспечило б на Земле какой-никакой мир.

Поэтому для того, чтоб радикально изменить структуру ООН, для этого нужно провести еще одну мировую войну и по ее результатам изгнать из Совбеза всех проигравших. Или вообще ликвидировать ООН и учредить вместо нее что-нибудь другое — подобно тому, как Вторая мировая война покончила с порожденной Первой мировой войной Лигой наций. Естественно, ни одному человеку, находящемуся в здравом уме, не хочется таким способом перелопачивать систему международной коллективной безопасности, коей в первую голову призвана служить ООН.

Значение права вето для пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН («принцип единогласия») состоит в том, что это — основа механизма сдержек и противовесов, позволяющего пяти великим ядерным державам сугубо мирным и правовым путем реализовывать свои интересы. Если же вето отменить, боюсь, рано или поздно кому-то пришлось бы для отстаивания своих интересов пустить в ход другой убедительный аргумент в виде ядерной бомбы. А так России, США и другим постоянным членам приходится по всем критическим вопросам искать консенсус.

Уже сама попытка лишить кого-то из них права вето стала б чем-то сродни объявлению этой державе войны — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Теперь что касается претензий конкретных государств на получение места постоянного члена Совета безопасности. Вот, к слову, канцлер Германии Ангела Меркель на встрече с коллегами из Японии, Индии и Бразилии подняла вопрос о реформировании Совбеза. Но как раз Германия и Япония при их экономической силе и большом политическом влиянии (особенно Германии в Евросоюзе) не имеют морального права претендовать на постоянные места в Совбезе — ибо они проиграли Вторую мировую войну, ибо они были виновны в ее развязывании и без срока давности несут ответственность за десятки миллионов жертв той войны.

Бразилия на статус великой державы пока «не тянет», тем более что у нее нет ядерного оружия — а это, как ни крути, важное основание для заявки на обладание правом вето. Бразилия пока — не более чем влиятельная региональная субдержава.

Лично мне убедительными кажутся только претензии Индии. У нее есть весь набор весомых аргументов: эта страна — вторая по численности населения и одна из крупнейших экономик мира; она обладает ядерным оружием — хоть и без наличия полноценных стратегических средств доставки; у нее четыре тысячелетия развития цивилизации, немалые заслуги в победе во Второй мировой войне и лидирующая роль в движении неприсоединения начиная с Дж. Неру. Однако ее введение в клуб постоянных членов СБ ООН с наделением правом вето означало бы резкое усиление позиций БРИКС, с чем, конечно же, никогда не согласятся США и их союзники.

Тем не менее в обстановке глобального кризиса и кардинального изменения расстановки сил на мировой арене необходимость реформирования ООН явно назрела — и это понимают все. Скорее всего, реформа ограничится увеличением числа членов Совета безопасности вообще с увеличением квот для тех регионов планеты, вес которых в мировой экономике и политике растет (Латинская Америка, Юго-Восточная Азия и др.). Я бы предложил ввести особую категорию постоянных членов СБ ООН без права вето — по-моему, это было б хорошим компромиссом.

Благие намеренья саммитов

25-27 сентября ООН провела Саммит глобального развития, утвердивший «Цели устойчивого развития» человечества до 2030 г. Сей основополагающий документ согласовывался целых три года, и он заменил аналогичные цели («Цели развития тысячелетия», ЦРТ), которые были приняты на «Саммите тысячелетия» в 2000 г. По словам Пан Ги Муна, за эту новую программу «можно испытывать гордость». «Теперь мы должны сделать ее [согласованную повестку дня — К. Д.] реальностью для людей», — заявил Генеральный секретарь ООН. Правда, для реализации ее понадобятся триллионы долларов, причем ежегодно!

В документе определены 17 целей со 169 целевыми показателями. Главные цели — под номерами 1 и 2: «Покончить с нищетой во всех ее формах во всем мире» и «Покончить с голодом…». Схожими были и ЦРТ. В заключительном докладе об их выполнении отмечается прогресс в разрешении проблемы бедности: количество людей, живущих менее чем на 1,25 долл. в день, сократилось в мире с 1,9 млрд. чел. в 1990 г. до 836 млн. чел. ныне. Однако наибольший вклад в это дело внесли Китай и Индия, в то время как во многих африканских странах проблема совсем не решается. Более 800 млн. человек в мире по-прежнему живут в нищете и голодают. Детей до 15-ти лет, не посещающих школу, стало вдвое меньше, но таковых все еще 43 миллиона. Трудно идет борьба со СПИДом, туберкулезом, малярией.

Да и, вообще, сказать, что мир с 2000 г. стал благополучнее и безопаснее для простых людей, вряд ли можно. Все меры, предпринимаемые международными институтами для решения глобальных проблем человечества, приводят не более чем к «полурезультатам». Эти меры способны уменьшить масштабы нищеты и голода, но не способны искоренить их, покончить с ними, как это декларируют «Цели».

Причин этого коснулся в своем выступлении на Саммите Алексис Ципрас: с неолиберальным мышлением искоренить нищету невозможно. По его словам, «мы должны отойти от неолиберального мышления, что рынки являются единственным распределителем ресурсов в экономике. И мы не можем говорить о стабильной налоговой системе на основе мировой финансовой системы, которая поощряет налоговые убежища и создание офшорных компаний». Подытожил свою речь греческий премьер цитатой из Джона Мейнарда Кейнса: «Трудность заключается не столько в разработке новых идей, сколько в том, чтобы отойти от старых».

Post Scriptum. Выступления мировых лидеров — первые впечатления

Вкратце, тезисно, наиболее важные и показательные мысли выступавших.

Пан Ги Мун, понятное дело, много говорил о «Целях». Он отметил, что в мире триллионы долларов тратятся на вооружения, а не во благо людей. Ныне на планете 100 млн. чел., требующих срочной гуманитарной помощи, 60 млн. беженцев — и для них нужны 200 млрд. долл. помощи. Говоря о проблеме беженцев, генсек ООН сказал, что «в этом тысячелетии мы не должны строить стены и ограды».

Президент Бразилии Дилма Русефф также затронула проблему беженцев, заявив, что в мире, где декларируется свободное движение товаров и капиталов, абсурдно препятствовать перемещению также и людей. Бразилия — полиэтничная страна, «созданная беженцами», и она открыта для всех, кто нуждается в убежище.

Д. Русефф подтвердила требование расширить Совет безопасности по линии как постоянных, так и непостоянных членов, подчеркнула важную роль БРИКС в выполнении «Целей устойчивого развития», а также приветствовала возобновление дипотношений США и Кубы и выступила за отмену санкций США против Гаваны.

В выступлении Б. Обамы большое место заняли пространные рассуждения о демократии, правах человека и о народных выступлениях против «диктаторских режимов» и коррупции, которые обеспечиваются развитием коммуникационных технологий, но никак не связаны с деятельностью американских НКО. Президент США защищал существующий миропорядок, благодаря которому якобы «миллионы людей вышли из оков нищеты». При этом, однако, президент Соединенных Штатов признал поляризацию общества, пугал ростом «ультраправых и ультралевых».

Давил Барак Обама не только на Россию, но и на Китай, припомнив споры о принадлежности островов Южно-Китайского моря, — а, как известно, именно на этой почве американцы сколачивают «антикитайскую дугу», пытаясь завлечь туда не только Филиппины, Малайзию и Таиланд, но и социалистический Вьетнам.

Барак Обама высказал уверенность в том, что Конгресс отменит эмбарго против Кубы, которого «не должно существовать». Эти слова вызвали аплодисменты.

Си Цзиньпин начал с того, что вспомнил Победу во Второй мировой войне. Призвал отвергнуть «менталитет холодной войны». Отстаивал право всех стран — больших и маленьких — выбирать свою политическую систему и свой путь развития. Большие страны должны относиться к малым как к равным себе.

Китайский лидер напомнил кризис 2008 г.: когда капитал преследует лишь получение прибыли, это ведет к большим проблемам. Нельзя опираться только на «невидимую руку рынка» — нужна и твердая рука государственного регулирования! Увеличивающийся разрыв между богатством и бедностью — это несправедливо.

Как заявил Председатель КНР, его страна никогда не пойдет путем гегемонии, экспансии и насаждения сфер влияния. Необходимо увеличить представительство развивающихся стран, в т.ч. африканских, в руководящих органах ООН.

Выступление Владимира Путина можно охарактеризовать как сдержанно-жесткое. Он, как и Си Цзиньпин, начал речь с истоков ООН, ведущей свою историю с Победы и Ялтинской конференции. Ялтинская система оплачена десятками миллионов жизней. ООН — структура, равной которой нет. Ее суть — в выработке компромиссов. Все попытки подорвать легитимность этой организации (намек и на идеи отмены вето!) крайне опасны — это привело бы к скатыванию к «диктату силы».

Никто не обязан подстраиваться под ту модель общественного устройства, которую кто-то считает единственно правильной. В. Путин сравнил с «экспортом революции» во времена СССР нынешний экспорт теперь уже «демократических» революций. Никто, по его словам, не учится на ошибках, а только их повторяет.

Исламисты, какими б жестокими они ни были, отнюдь не глупее лидеров Запада, и еще не известно, кто кого использует в своих целях. Создание коалиции против ИГИЛ российский президент сравнил с антигитлеровской коалицией.

Украине Владимир Путин в своем выступлении уделил минимум времени — очевидно, что Москва стремится перенести центр внимания мирового сообщества с Украины на Сирию, и использовать ближневосточную проблематику для налаживания мостов с Западом. Причина войны на Украине: «конфронтационное мышление» Запада, ставящего постсоветские страны перед «ложным выбором»: «быть с Западом или с Россией». Владимир Путин подчеркнул необходимость сохранения целостности Украины.

Сопоставление выступлений трех мировых лидеров, опять же, говорит о том, что Россия и Китай ищут точки соприкосновения в противостоянии с Америкой. Многие мысли Си Цзиньпина и В. Путина отчетливо перекликались между собой и противополагались куда более «неуживчивой» риторике президента США. Хотя и Обама в своей речи все же оставил «окна» для переговоров и сотрудничества.

Выступления глав США, Китая и России задали тон упорной борьбе, которая наверняка развернется на открывшейся сессии Генассамблеи. В любом случае, жесткая дипломатическая борьба лучше открытой войны — если только дипломатия эту войну не подготавливает и в нее не перерастает. Вероятно, в ближайшие годы таки состоится реформа организационной структуры ООН.

Переговоры и договоренности вокруг этого крайне важны в плане того, кому из мировых держав удастся поставить на свою сторону страны Третьего мира. Си Цзиньпин, по-моему, совершенно отчетливо заявил о том, что его страна — лучший друг развивающихся наций, что она — в противоположность диктату Соединенных Штатов и насаждению ими посредством «цветных революций» своих марионеток — ориентирована на «мягкую экспансию». На то он и «шелковичный червь»!

Юбилейная, 70-я, сессия Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН начнет работу в штаб-квартире всемирной организации в Нью-Йорке. Старт годовому циклу, который обещает стать одним из самых насыщенных за все время существования Организации Объединенных Наций, даст генеральный секретарь Пан Ги Мун и австрийский дипломат Могенс Ликкетофт, избранный в июне председателем 70-й сессии.

Как сообщает ТАСС , официальная церемония открытия состоится в 15:00 по местному времени (21:00 по Киеву). Накануне в штаб-квартире ООН прошло последнее заседание текущей, 69-й, сессии. За прошедшие 12 месяцев 193 государства-члена Генассамблеи обсудили множество вопросов, а также приняли около 300 резолюций и решений по итогам голосования или на основе консенсуса.

В повестке 70-й сессии Генассамблеи – 170 тем, в том числе вопросы поддержания мира и безопасности, предотвращения вооруженных конфликтов, противодействия терроризму, расовой дискриминации и ксенофобии, защиты окружающей среды, содействия устойчивому развитию стран, соблюдения режима ядерного нераспространения, защиты прав человека и обеспечения верховенства права.

Также продолжится рассмотрение вопросов, касающихся реформирования Совета Безопасности. В последний день работы 69-я сессия Генассамблеи приняла резолюцию, которая “постановляет созвать рабочую группу открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава”.

Кроме того, в течение года официально стартует кампания по выбору генерального секретаря ООН. Полномочия Пан Ги Муна, занимающего этот пост с 1 января 2007 г., истекают 31 декабря 2016 г., и он не имеет права выдвигаться на третий пятилетний срок. 11 сентября ГА приняла резолюцию, призывающую к большей прозрачности в процессе выборов генсека.

На настоящий момент в список возможных претендентов входят исполнительный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, нынешний администратор Программы Развития ООН Хелен Кларк, президенты Чили и Литвы Мишель Бачелет и Даля Грибаускайте, а также бывший премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмидт.

Традиционно через неделю после открытия сессии в рамках Генассамблеи проходит общеполитическая дискуссия – дебаты, в ходе которых делегаты стран-членов ООН могут высказаться по любому вопросу.

Однако в этом году общие прения перенесены на более поздний этап, а первым по-настоящему большим мероприятием в рамках ГА будет саммит по вопросам развития, который пройдет 25-27 сентября. В ходе него будет утверждена повестка глобального социально-экономического развития на 2015-2030 гг., проект которой был одобрен странами-членами ООН несколько недель назад.

Особое внимание к саммиту будет приковано не только из- за того, что в нем примут участие десятки глав государств и правительств. В день открытия – 25 сентября – штаб-квартиру ООН впервые за 20 лет посетит Папа Римский Франциск.

На следующий день после завершения саммита по развитию в штаб-квартире стартует общеполитическая дискуссия, в которой в этом году ожидается участие свыше 150 глав государств и правительств, а также десятков министров иностранных дел государств-членов ООН. Выступления делегаций стран продлятся до 3 октября.

Ожидается, что участники общих прений затронут острейшие мировые проблемы, в том числе конфликты на Украине, в Сирии и Йемене, а также борьбу с терроризмом, ситуацию с мигрантами и глобальное изменение климата. Наиболее загруженным обещает стать первый день дебатов, в который с трибуны Генассамблеи выступят президенты России, Бразилии, Ирана, Казахстана, Польши, США и Франции.

Согласно Уставу Организации Объединённых Наций, Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия :

  • рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации;
  • обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;
  • организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;
  • рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между нациями;
  • получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;
  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединённых Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Как проходят сессии Генассамблеи?

Плановая сессия Генассамблеи ООН начинается с общих прений, на которых государства-члены организации имеют возможность выразить свои мнения по наиболее важным международным вопросам.

После завершения общих прений Генассамблея начинает рассмотрение стоящих в её повестке дня основных пунктов. Поскольку их число очень велико (так, например, повестка дня пятьдесят девятой сессии включала 163 пункта), Генассамблея распределяет пункты повестки в зависимости от их тематики между своими шестью главными комитетами, которые проводят их обсуждение, а затем представляют Генассамблее для рассмотрения на одном из пленарных заседаний проекты резолюций и решений.

Шесть главных комитетов Генассамблеи включают в себя :

  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет): занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет): занимается экономическими вопросами.
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет): занимается проблемами социального и гуманитарного характера.
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый комитет): занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет): занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединённых Наций.
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет): занимается международными правовыми вопросами.

Как принимаются решения на сессии Генассамблеии?

Каждое государство-член имеет на сессии в Генассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Состав и функции генерального комитета Генассамблеи

Генеральный комитет состоит из Председателя, 21 заместителя Председателя Ассамблеи и председателей шести главных комитетов. Комитет выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.

Согласно резолюции Генеральной ассамблеи «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года, в случае, если имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии и при этом Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за голосования против одного из постоянных членов, Генассамблея может принимать соответствующие меры. Также Генассамблея может немедленно рассмотреть этот вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

(организация запрещена в России), проблемы беженцев в Европе и ситуация на Украине. Во время Генассамблеи с речами выступят лидеры стран - основателей ООН, в том числе Владимир .

Российский президент, как отметил ранее глава МИД РФ , будет говорить о Сирии и Украине. Путин уже выступал с речью на юбилейной Генассамблее ООН в 2005 году, но тогда его речь была вполне дежурной: он поднимал тему адаптации ООН к новым историческим реалиям и делился планами о предстоящем председательстве России в «Большой восьмерке».

Политический блокбастер вместо «Мюнхенской речи»

Сегодня, когда Россия в связи с событиями в Крыму оказалась в международной изоляции, такую площадку, как ООН, российский лидер использует для более насыщенного выступления: «Путин давно не выступал на сессиях , а эта — еще и наиболее сложная для России. Поэтому нельзя исключать, что его речь будет содержательной и насыщенной и в ней будут содержаться «новые мирные инициативы», — говорит профессор-американист .

При этом те, кто ждет от Путина повторения «Мюнхенской речи», будут разочарованы. «Это не лучшая площадка для этого, поэтому здесь все будет мирно», — считает Зевелев, который ожидает услышать «что-то новое по поводу Сирии».

В свою очередь, эксперт Института ЕврАзЭС Надана Фридрихсон характеризует саму Генассамблею как «политический блокбастер», где Россия и США будут противостоять друг другу за влияние на страны Европы в сирийском кризисе. «США и Россия будут бороться за то, чтобы перетянуть как можно большее число европейских партнеров на свою позицию по разрешению сирийского кризиса», — говорит Фридрихсон.

Генассамблея сирийский кризис не разрешит — полномочия на решительные действия есть лишь у Совета Безопасности, однако выступления позволят услышать разные позиции сторон по вопросу кризиса в Сирии и его последствий в виде наплыва беженцев в Европу. «У этих двух тем есть нечто общее: они обе несут угрозу национальным государствам. Здесь задача — обозначить болевые точки, а не выработать конкретные сигналы», — говорит Зевелев.

Работа с беженцами в различных странах мира — это любимый конек различных ооновских организаций и главной из них — Управления верховного комиссара по делам беженцев. Правда, чиновники ООН признаются, что у организации нет денег на решение проблем сирийских беженцев. «В начале года мы обратились с просьбой помочь собрать $ 4,5 млрд для помощи 4 млн беженцам, находящимся в соседних странах. Сегодня уже сентябрь, а мы собрали не более 40% средств», — рассказала официальный представитель в недавнем интервью американскому радио NPR. Пожертвования от правительств стран и частных фондов — это единственная возможность получения средств. В связи с этим ожидается, что чиновники ООН и с высоких трибун, и в кулуарах саммита будут просить лидеров государств раскошелиться.

Что скажет Обама?

Американский президент расскажет об усилиях США по борьбе с террористической группировкой ИГИЛ — США возглавляет коалицию по борьбе с исламистами. В прошлом году Обама воспользовался площадкой ООН для того, чтобы поговорить об этой же угрозе. Он лично провел заседание а по этому вопросу, что редкость для американского президента. Правда, в той своей речи он упомянул ИГИЛ лишь пару раз, заявив, что идеология этой террористической группы «погибнет, стоит лишь вывести ее на чистую воду и встретиться с ней лицом к лицу при свете дня».

В отличие от высокопарных слов об ИГИЛ про роль России на Украине говорилось более конкретно. «Российская агрессия в Европе напоминает дни, когда большие нации с триумфом одолевали малые страны, руководствуясь территориальными амбициями», — заявил Обама.

Пока неясно, будет ли новая речь столь жесткой по отношению к России либо главное место в ней займет все же Сирия и ИГИЛ, а Россия будет упомянута лишь вскользь. Если это произойдет, это будет означать, что кризис на Украине будет уходить для США на второй план.

Стоит отметить, что для Обамы это последний шанс выступить на столь представительной сессии Генассамблеи. В следующем году он уходит со своего поста. «Важно, если Обама сможет выступить как мировой лидер, а не только как президент США», — говорит президент Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николай .

По мнению Злобина, эта Генассамблея покажет, можно ли будет «нащупать общую почву для дипломатии Запада, России США и Китая или она подчеркнет и усилит раскол мира и изоляцию России».

Встреча Путина и Обамы на полях Генассамблеи ООН может состояться, а может и нет. Обе стороны не подтвердили, что сделан запрос о такой встрече. В случае если она все-таки состоится, прорывов ждать не стоит, однако даже короткое рукопожатие или обмен мнениями очень важны, учитывая глубину кризиса в отношениях. Неясно пока, встретится ли Путин с президентом Украины . Пока точной информации об этом нет, а украинская сторона отмечает, что «идут согласования между столицами».

Совбез превращается, превращается Совбез...

Во время Генассамблеи много будут говорить и о реформе самой ООН. Политики и справа, и слева уже многие годы твердят, что реформа ООН назрела и одна из главных целей — изменить Совет Безопасности. В числе претендентов на постоянное членство в Совете Безопасности давно стоят такие страны, как Германия, Япония, Индия и Бразилия. Как отметил в интервью глава Сергей Лавров, сегодня по этому вопросу есть «две непримиримые позиции». «Одна группа стран абсолютно настаивает на том, чтобы были созданы новые постоянные места, а вторая считает, что категорически нельзя допускать создания новых постоянных мест и что нужно искать решения через расширение количества непостоянных членов», — обратил внимание глава российской дипломатии. «При этом обе группы выступают за расширение СБ ООН», — сказал Лавров.

В свою очередь, Злобин из Центра глобальных интересов ожидает, что одной из главных интриг Генассамблеи станет именно констатация факта: ООН и тем более СБ политически умерли. «Вряд ли все будут праздновать юбилей и не думать о том, как создать международную организацию, способную быть адекватным в нынешних условиях инструментом управления международной системой. ООН давно превратилась в гуманитарную организацию, неспособную решить толком ни один политический конфликт», — считает он.