Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что природа дает человеку. Природные ресурсы земли Основные виды природных ресурсов мира

Это все возможности живой и неживой природы на Земле, которые могут быть применены для жизнедеятельности человека в развитии и улучшении благоприятных условий в жизни общества.

Ещё с самых ранних исторических времен человек использовал природные ресурсы. Тогда по большей части это была охота и рыболовство, в меньшей использование минеральных ресурсов. В дальнейшем с процессами роста земледелия и животноводства использовались в значительной степени почвенные ресурсы и вода. Затем при развитии архитектуры и культуры стали использоваться ресурсы металлов и сплавов, керамики, естественного камня.

С началом века индустриализации началась активная добыча и использование разных видов полезных ископаемых для использования их в энергетике, техническом и экономическом развитии, что, к сожалению, стало негативно сказываться на окружающей среде. Сейчас все больше человечество стремится использовать ресурсы солнца и ветра, не причиняющие разрушительного воздействия на экологию.

Основные виды природных ресурсов мира

Минеральные ресурсы
Разнообразие минеральных веществ находящихся в земной коре делает возможность добычи и разработке их в виде сырья для различных типов промышленности. Потребление минерального сырья обеспечивает рост экономики и благосостояния добывающей его страны, но наличие и запасы минерально-сырьевых ресурсов не становится фактором социально-экономического развития той или иной страны мира...

Чем богата природа России?

Уроки № 3–4.

Тема занятия : чем богата природа России? Как влияют природные ресурсы на развитие экономики?

Главной образовательной задачей и методической особенностью уроков является подведение учащихся к осознанию актуальных вопросов:

1. В какой мере Россия обеспечена природными ресурсами?

2. Являются ли богатые природные ресурсы гарантией хорошо развитой экономики, и высокого уровня жизни в стране?

3. Не способствует ли богатство ресурсов формированию расточительности в экономике?

4. В чем главная проблема использования ресурсов и как надо ее решать в интересах всего общества?

Занятие целесообразно организовать в форме беседы, обсуждения проблем в сочетании с практической работой по картам и статистическими данными.

Актуализация знаний сочетается с мотивацией учения: школьники вспоминают виды ресурсов, их использование, ресурсы своей местности.

Главный природный ресурс – это территория, которая рассматривается и оценивается с разных сторон, в том числе и экономически. Территория – ресурс комплексный. Географические особенности территории оказывают влияние на все стороны материальной и духовной жизни человека и общества.

Сравним обеспеченность земельными ресурсами в России и Китае. Что вынуждены делать китайцы при такой землеобеспеченности?

Важно обратить внимание, как используется в стране самый ценный вид земельных ресурсов – пашня.

В 1991 г. пашня составляла 131 млн. га, в 1995 г. – 128 млн. га, в 2000 г. – 120 млн. га. Как можно оценить такую динамику? Чем она объясняется? К каким последствиям – экономическим и социальным – приводит?

Учитель предлагает вспомнить, какие виды природных ресурсов используются также издавна, как и пашня, какова их роль в жизни людей и экономике?

Это – лесные ресурсы. Запасы древесины составляют 82 млрд. м 3 . Где сосредоточены основные запасы леса? Вспомним, когда Россия начала продавать лес в другие страны? Приведите примеры.

Что приносит огромный ущерб лесному хозяйству? Эффективно ли использует страна свои лесные ресурсы?

По статистическим справочникам выясните, какую продукцию лесного хозяйства продают за рубеж, в каких объемах, за какую цену и др. Есть ли леса в вашей местности? Как они используются?

Водные ресурсы. В России 13% территории занимают поверхностные воды и болота.

Водные ресурсы – важнейший источник жизнеобеспечения. Вода ничем незаменима. Годовой речной сток составляет 4270 м 3 /год – это менее 10% мирового ежегодного стока. Водообеспеченность России высока в целом, но в Центральной России, на юге страны ощущается дефицит водных ресурсов, что является тормозом дальнейшего экономического развития.

Основная часть водных ресурсов сосредоточена в реках Сибири, на Севере, в озере Байкал. Велики запасы подземных вод. Более 60% городов России используют артезианскую воду. Часть подземных вод подвержена загрязнениям.

Обеспечена ли водными ресурсами Ваша местность? Какую воду использует населения для питья? Есть ли на местных предприятиях водоочистительные сооружения? В каком состоянии находятся водоемы вашей местности? Какие меры необходимо принимать для сохранения качества и объема пресной воды?

Учащиеся с опорой на имеющиеся знания могут оценить значение ресурсов морей в экономике и в обеспечении морскими продуктами населения страны.

1. Какими биоресурсами обладают моря, омывающие берега России?

2. Где ведется промысел краба и креветок?

3. Какое значение имеет морской промысел для коренных народов Севера и Дальнего Востока?

4. В каких случаях наносится ущерб биоресурсам наших морей?

5. В чем заключается рациональное и наиболее эффективное использование ресурсов морей в нашей экономике?

6. Как далеко находится море от вашей местности? Какие морепродукты вы потребляете?

Изучение минеральных ресурсов организуется на основе работы с картами, статистическими данными, дополнительной литературой. Основные знания – степень обеспеченности ресурсами, особенности их размещения, условия добычи и транспортировки, проблемы исчерпаемости ресурсов и рационального использования.

Учитель подчеркивает, что в современном мире используется около 200 видов минерального сырья, и почти все они выявлены в недрах нашей страны.

Выше среднего мирового уровня Россия обеспечена запасами нефти, газа, угля, алмазов; на среднемировом уровне – запасами золота, серебра, молибдена. Дефицитными являются марганец, хром, титан, уран, высококачественные бокситы.

Из комплексных минералов мы извлекаем только 1–2 компонента. При добыче полезных ископаемых сильно нарушается природная среда, велики экономические потери и экологический ущерб.

Задания учащимся: определить основные топливные базы, обозначить их на контурной карте или рисунке.

По запасам нефти Россия занимает 2-ое место в мире (после Саудовской Аравии). Открыто 1900 месторождений, разрабатывается более 1000. В Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции открыто 300 нефтяных и газовых месторождений. Здесь расположены крупнейшие месторождения. Они дают 70% нефти для страны. Старые нефтяные провинции – Северо-Кавказская и Волго-Уральская уже значительно выработаны. Перспективны северные провинции – Тимано-Печорская и шельфы Баренцева моря, Печорской губы, Охотского моря и др.

По запасам газа – 40% мировых – Россия занимает 1-е место в мире. Разведано более 700 месторождений, в т.ч. месторождения-гиганты. Более 80% всех запасов газа сосредоточены в северной части Западной Сибири. Значительные запасы газа в Тимано-Печорской провинции, Прикаспийской, в Оренбуржье и др.

Где расположены основные потребители нефти и газа? Где сосредотачивается основная масса потребителей нефтепродуктов? Какое направление имеют нефте- и газопроводы? Какие из них идут на восток? Газифицированы ли все населенные пункты России? Почему? Правильно ли это? Обеспечены ли газом жилые дома вашей местности? Испытывают ли в вашей местности трудности с бензином, мазутом?

Для того, чтобы осмыслить проблему преодоления расстояний, учащиеся решают задачу: определить среднее расстояние от основных мест добычи нефти и газа к основной массе потребителей.

Самостоятельно учащиеся определяют основные угольные базы и их потребителей.

Россия обладает 1/3 угольных запасов мира. Из них 50% находится в Западной Сибири, 30% – в Восточной Сибири. Здесь находятся гигантские бассейны – Тунгусский и Канско-Ачинский. По качеству углей первенство принадлежит Кузнецкому бассейну. В Европейской части России находится всего 7% угольных запасов страны. Кузнецкий уголь везут на металлургические заводы.

Атомное топливо – уран – добывается в Восточной Сибири, Карелии, Курганской области и др.

Таким образом, основная часть топливных ресурсов сосредоточена в Сибири, а основные потребители находятся за сотни и тысячи километров от них. Как отражается доставка на цене топлива?

Вспомним, где размещаются месторождения руд черных и цветных металлов. Выполним задание: обозначить на карте рудные базы – КМА, в Западной Сибири, Карелии и др. Обозначить размещение руд цветных металлов.

Сделать вывод : где добывают руды цветных металлов и в каких районах больше всего используют цветные металлы?

Где добывают и используют драгоценные металлы?

Что мы относим к нерудным полезным ископаемым.

Неметаллические полезные ископаемые разнообразны.

Для производства удобрений используются фосфатные руды, апатиты (Хибины, Центральная Россия, Урал), калийные руды (Западная и Восточная Сибирь, Урал).

Для экономики важны добыча алмазов (Якутия, в перспективе Архангельская область), слюды (Якутия, Карелия, Иркутская область), серы самородной (Самарская область, Камчатка), цементного сырья (Западная Сибирь, Центр), асбеста, каолина, облицовочного камня и др. Расширяется добыча нового минерала – цеолита – способного поглощать вредные примеси из воды и воздуха (месторождения Западной Сибири, Приморья, Чукотки и др.).

Драгоценные камни добывают в Якутии (алмазы, гранаты, аметисты), на Урале (яшма, агат, рубины, изумруды, топаз и др.), на Алтае, в Забайкалье, Приморье и др.

На коллективное обсуждение ставится вопрос: гарантируют ли ресурсные богатства высокий уровень развития экономики и жизнеобеспечения населения? Значительная часть ресурсов продается за границу. Например, статистике известно, что в 2000 г. было продано минеральных продуктов в страны СНГ на 6,8 млрд. долл., в другие страны – на 48,7 млрд. долл.; металлов, драгоценных камней и изделий из них соответственно на 1,4 млрд. руб. и 21 млрд. руб.

Однако известно и то, что использование топливных ресурсов у себя в стране приносит экономической выгоды в 10 раз больше, чем продажа за рубеж. Продавая нефть и газ, мы гораздо больше обогащаем западные страны, чем себя.

Нашу экономику называют ресурсной. Богатство ресурсов не означает богатство страны и высокого уровня жизни. Почему?

Итак, обладая богатыми природными ресурсами, Россия остается фактически бедной страной. Как можно решить эту проблему? В Учебной дискуссии учащиеся пытаются осмыслить противоречие между имеющимися богатствами, уровнем развития экономики и жизни народа.

Все учебные достижения учащихся оцениваются при подведении итогов урока.

Как освоена территория России?

Тема занятия : освоение территории и развитие экономики России, геоэкономическое пространство страны.

Главная образовательная задача – сформировать четкие представления о значительной разнице в освоении территории страны, неравномерности экономического и социального развития, показать, как складывалась дифференциация геоэкономического пространства, которую необходимо учитывать при организации хозяйства и жизни общества.

Важно продолжить формирование умений преобразовывать словесную информацию в картографическую, т.е. картосхемы.

Мотивация учения сочетается с актуализацией имеющихся знаний.

1. Равномерно ли освоена территория страны? Почему?

2. Какие факторы влияют на освоение территории?

3. Какие показатели характеризуют освоенность территории?

4. Как освоена территория вашей местности?

По картам определите:

а) регионы с наибольшей плотностью населения;

б) регионы с наиболее высоким уровнем экономического развития;

в) регионы с наименьшей плотностью населения и низким уровнем развития экономики.

Наиболее населенными регионами являются Московская область (350 чел./км 2), Санкт-Петербург и область (75 чел./км 2), Краснодарский край (66 чел./км 2), Самарская область (62 чел./км 2), Республика Татарстан (55 чел./км 2) и др.

Больше всего промышленной продукции (доля ВВП) дают Москва и Московская область – 14 %, Тюменская область – 7 %, Санкт-Петербург и область – 4%, Свердловская область – 5%, Самарская область – 4%, Республика Татарстан – 3% и др.

Слабо развита промышленность в Дагестане, Калмыкии, Тыве, Хакасии и других регионах РФ. Это – отрицательный фактор, и его следует преодолевать.

Выделим на картосхеме (рисунке) районы старого освоения, нового освоения и неосвоенных территорий. Определим районы очагового освоения.

Обобщение полученной информации:

а) территория страны освоена неравномерно в пространстве и времени;

б) экономически наиболее развиты территория старого освоения;

в) новое освоение связано с добычей природных ресурсов, в основном минеральных.

Далее целесообразно обсудить вопрос – как влияет неравномерность освоения пространства на развитие экономики? Например, во сколько обходится прокладка путей сообщения и линий связи через болота, горы, тайгу от города до города в Сибири, на Дальнем Востоке? Оправдываются ли издержки по организации новых предприятий и городов в отдаленных районах? В каких случаях нужно ограничиваться вахтовыми поселками?

Слабое освоение и экономическое развитие регионов отражается на социальной сфере: недостатке современных школ, больниц, учреждений культуры, предприятий бытового обслуживания и др.

Рассмотрение всех предыдущих вопросов логично подводит учащихся к формированию представления о геоэкономическом пространстве России. Оно основывается на знаниях о различии природных условий, размещении ресурсных баз, плотности населения, размещения городов.

Природное географическое пространство по мере освоения человеком насыщалось плодами его трудов – городами, селами, транспортными путями, техническими сооружениями, линиями связи и электроэнергоснабжения и т. д.

Кроме того, в каждой части географического пространства исторически складывалась определенная хозяйственная культура, система ведения хозяйства, как личного, так и общественного. Система хозяйствования складывалась под влиянием комплекса природных условий, к которым приспосабливался человек.

Проживая на территории, в тех или иных природных условиях, столетиями люди вырабатывали способы приспособления и выживания в этих условиях. Северные народы научились вести хозяйство в суровых природных условиях, максимально используя северного оленя и собак. На арктическом побережье люди выживали за счет промысла морского зверя. В лесной зоне почти все давало человеку использование дерева. Земледельцы умело сочетали возможности использования почв различного качества с животноводством и удобрением почв навозом. В сухих степях и полупустынях разводили скот. У каждого народа складывалась своя система хозяйствования, образ жизни, трудовой ритм, характерные жилища, постройки, одежда, питание, обычаи, традиции.

Постепенно, в соответствии со способами освоения территории, складывалось разнообразное геоэкономическое пространство, многократно усложняющееся в эпоху индустриализации и технического прогресса.

Тысячи промышленных предприятий, железные и автомобильные дороги, линии связи, перевозки миллионов тонн грузов, пассажиропотоки, миграции, финансовые потоки, мощные информационные системы с каждым днем усложняют геоэкономическое пространство и жизнь человека в нем.

В настоящее время процессы информатизации вносят новые элементы в геоэкономическое пространство. Электронная связь соединяет отдаленные населенные пункты, предоставляет жителям возможности дистанционного обучения, медицинских консультаций и т. д. Осуществление программы «Электронная Россия» дает новый стимул развития геоэкономического пространства России.

Практическая работа

На контурных картах или рисунках обозначить города-миллионеры и регионы с наиболее высоким уровнем экономического развития. Определить местоположение своего района в геоэкономическом пространстве страны.

Вся работа учащихся оценивается при подведении итогов занятия.

Человеческий капитал – главный ресурс современной экономики

Образовательная задача : раскрыть сущность нового понятия человеческого капитала, показать его значение в экономике XXI века.

Мотивация осуществляется путем постановки проблемного вопроса - какие факторы, ресурсы являются решающими в современной экономике?

Рассматривая известные факторы развития хозяйства, приходим к выводу, что ни один из них в современных условиях не имеет решающего значения. Обобщение и объяснение учителя направлено на раскрытие понятия человеческого капитала.

XXI век – век информационной экономики, постиндустриального общества. Наиболее ценным ресурсом, важнее природных ресурсов и накопленного богатства, является человеческий капитал. Главное богатство любого общества – люди. Человек – живой носитель творческих качеств, сил, созидательных способностей. И это – главный элемент современной экономики.

Символом прогресса является не индустриальное производство и тысячи исполнителей, а творческие, одаренные люди, способные к производству новых идей. Это – личность, индивидуальность, способная к открытиям, умеющая предвидеть, прогнозировать, предвосхищать и совершать открытия.

Человеческий капитал – это запас здоровья, знаний, навыков, опыта, который целесообразно используется человеком с целью получения высоких заработков и способствует росту общественного воспроизводства. Это главная ценность общества, главный фактор экономического роста. Но создание человеческого капитала требует усилий и затрат от самого человека и общества. Это образование, которое должно отвечать потребностям развивающегося постиндустриального общества и учитывать реальные условия состояния российской экономики, это физическое и духовное здоровье.

Человеческий капитал истрачивается, и требуется специальная политика государства и стремление общества к его воспроизводству. Важно вкладывать деньги в человека – его образование, здоровье, что является конкурентными преимуществами на рынке труда.

Человеческий капитал образуется в течение длительного времени. На его формирование влияют исторические факторы.

Для России характерны большие потери населения в годы войн, революций, социальных потрясений. Погибшие на фронтах войны, эмигрировавшие из страны, беженцы, погибшие в ходе репрессий, умершие от голода, эпидемий составляют огромное число – до 60 млн. человек. Если учесть и число не родившихся, то эти потери станут еще больше. Наиболее пострадали самые активные, молодые творческие слои населения – кадровые офицеры, лучшие крестьяне, квалифицированные рабочие, инженеры, предприниматели, интеллигенция. Потери населения были не только количественные, но и качественные. «Перестроечные» годы привели к резкому ухудшению жизни большинства населения, криминализации, снижению продолжительности жизни, особенно мужчин, которая составляет сейчас 57–58 лет.

Как повлияли «качественные» потери населения на развитие экономики?

Оказались утраченными такие качества как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, вера в собственные силы и др. В новых рыночных условиях многие люди сейчас ведут себя пассивно, не умея и даже не желая как-то осваивать новые экономические условия.

За последние годы утрачен и уровень подготовки рабочих и специалистов. В Российской Федерации только 5% рабочих производства относят к высококвалифицированным рабочим, 78% – к рабочим средней квалификации, и более 16% – низкой квалификации. В США рабочий средней квалификации имеет за плечами 14 лет обучения. У нас только 65% молодежи получают среднее образование, не все молодые специалисты востребованы. Половина молодежи работает не по специальности.

Для России характерен вывоз человеческого капитала – уезжают молодые одаренные ученые и специалисты. В то же время ученые, оставшиеся в стране, вынуждены уходить из науки в бизнес: более 30% руководителей новых коммерческих структур – бывшие ученые.

Интеллектуальный потенциал страны пока что высок, но плохо используется в своей стране.

Современная экономика становится все более интеллектуальной. Современное производство требует высококвалифицированных работников. Чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке, необходимо научиться работать во всех отраслях на уровне мировых достижений. В XXI веке главный фактор развития – человеческий капитал.

Попытаемся оценить, какой человеческий капитал накоплен в нашей местности? Какие специалисты востребованы? Кто не может найти работу? Как относится к образованию и здоровью молодежь?

В условиях рынка и конкуренции каждый человек должен сам максимально прикладывать усилия для сохранения здоровья, как части капитала.

Можно обсудить вопросы :

1. Характеризуется ли долгожителями населения вашей местности?

2. Много ли молодежи занимается спортом?

3. Понимают ли школьники вред курения, алкоголя?

4. Кто может достичь большего успеха в жизни – больной человек или здоровый?

Учитель подводит итоги обсуждения и всего занятия.

Предприятие – основное звено экономики

Уроки № 7–8.

Тема занятия : изучение предприятия, как основного звена хозяйства (экскурсия на предприятие).

Структура занятий включает вводную беседу и экскурсию на предприятие. В беседе выясняется:

Каким образом, за счет чего удовлетворяются материальные и духовные потребности людей?

Что такое производство?

После беседы учитель систематизирует, дополняет и обобщает знания, формирует понятие производства.

Производство – это процесс создания благ путем переработки ресурсов в продукты и услуги, необходимые людям.

Любой продукт или услуга, предлагаемые для удовлетворения потребностей и предназначенные для купли-продажи, называется товаром. Люди, потребляющие товары и услуги, становятся потребителями.

Товары, предназначенные для индивидуального пользования, называют потребительскими. Какие потребительские товары приобретает ваша семья? Кроме материальных благ, существуют и нематериальные, играющие важную роль в жизни человека и общества.

Где создаются нематериальные блага?

Нематериальные блага и услуги создаются в непроизводственной сфере – культуре, образовании, науке, здравоохранении, управлении, сфере отдыха, физкультуры и спорта. Приведите примеры нематериальных благ и услуг, которыми Вы пользуетесь.

Все блага создаются трудом. Из предметов природы человек создает все, что ему необходимо для жизни. Поэтому человек, общество является и производителем, и потребителем. За 10 тысяч лет развития общества создало множество производств, производящих блага и услуги.

Деятельность людей, направленная на создание благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей, называется экономической. Но труд человека имеет еще и нравственную сторону. Человек – труженик, умелец, мастер своего дела, профессионал – всегда ценится в любом обществе.

Основным звеном производства, всей экономики является предприятие, так как здесь создаются товары и услуги.

Беседа ориентирована на выяснение вопросов:

1. Какие предприятия производят материальные блага, товары, а какие – услуги?

2. Что производят предприятия вашей местности?

3. Где работают ваши родители, родственники?

4. Какие товары местного производства вы приобретаете?

5. Как изменилось производство за годы перестройки в вашей местности:

а) какие предприятия закрылись, какие продолжают работать;

б) какие новые предприятия открылись, что они производят – товары или услуги;

в) чем отличаются предприятия государственные от акционерных и частных;

г) на каких предприятиях существует дефицит рабочей силы, на каких вакансии отсутствуют.

Подготовка к экскурсии включает ознакомление учащихся с видами предприятий, их структурой, организацией работы. Если промышленное предприятие крупное, с несколькими цехами, то учащиеся делятся на группы, каждая из которых более детально опишет отдельные звенья производства.

Следует отметить, что экскурсию можно провести не только на промышленные предприятия, но и сферы обслуживания, например, автобусный парк, почтовое отделение и др. Важно обращать внимание и на социальные аспекты.

При подготовке к экскурсии учащиеся записывают основные вопросы для изучения:

1. Где расположено предприятие? Чем объясняется его размещение?

2. Что производит предприятие?

3. Кто является его собственником?

4. Какова структура предприятия. Какие подразделения в нем имеются?

5. Опишите основные этапы технологического процесса производства.

6. Как организовано снабжение предприятия? Кто его смежники?

7. Составьте схему энерго- и водоснабжения предприятия. Существуют ли на предприятии очистные сооружения?

8. Сколько рабочих мест имеет предприятие?

9. Какова рентабельность предприятия?

10. Изучите, какие социальные гарантии предоставляет предприятие своим рабочим и специалистам: отпуск, выходные дни, медицинское обслуживание, детский сад и др.

Посетив Крым, чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда восторженно написал: «Крым - это орден на груди планеты Земля!» И действительно, если посмотреть на него с высоты птичьего полета, вы увидите, что ромбовидной формы Крымский полуостров и впрямь напоминает орден, прицепленный к европейскому материку узкой цепочкой Перекопского перешейка и Арабатской косы. Историк Нил Ашерсон именовал Крым «большим коричневым алмазом»; климатом и природой полуострова восхищались все посетившие Тавриду ученые, писатели, поэты и художники. Попытаемся в нескольких словах рассказать о богатстве крымской природы и ее особенностях.

Положение: между географией и геополитикой

Географически находящийся на стыке Европы и Азии, Крым взял понемногу от каждой из этих частей света: на севере полуострова находятся азиатские степи, а на юге - горы и субтропики, напоминающие собой курортные зоны Греции и Италии. Степная зона, захватывающая бóльшую часть центрального, западного и восточного Крыма, начинается в Крыму - и тянется далеко на восток, вплоть до Монголии и Северного Китая. Недаром в Среднике Века эту гигантскую территорию называли Диким Полем - именно оттуда в Европу приходили бесчисленные орды скифов, сарматов, гуннов, хазар, монголов и прочих кочевников. С континентом Крым соединяется лишь несколькими узкими полосками перешейков и песчаных отмелей, водными путями сквозь сивашские соляные озера на севере и востоке, а также длинной полоской Арабатской стрелки. Нил Ашерсон делил Крым на три исторические зоны: степной север, заселенный кочевниками (зону тела); юг, с его городами и цивилизациями (зону разума); находящиеся между ними горы - зону духа, где находились горные княжества и монастыри. По его мнению, степная зона тела всегда атаковала южнобережную цивилизационную зону разума, а буферной территорией между ними была горная зона духа. С мая 2018 года на востоке Крым с континентом соединила знаменитая «стройка ХХI века» - Керченский (или Крымский) мост.

От теплого и влажного Южного берега Крыма степную зону отражают три гряды Крымских гор: Внешняя, Внутренняя и Главная. Каждая из них выглядит типологически одинаково: пологие с севера, эти гряды круты с южной стороны. Внешняя (северная) гряда - самая низкая (до 350 м); Внутренняя (иначе - вторая) гряда - высотой до 750 м. Самой живописной является Главная (третья, или южная) гряда с вершинами, высотой более километра: Чатыр-Даг (1527 м), Демерджи (1356 м) и Роман-кош (1545 м). Еще одной любопытной чертой крымских гор является тот факт, что практически все из них завершаются не острыми пиками, а, напротив, волнистыми плато, называемыми тюркским термином «яйла» (в переводе - «летнее пастбище для скота»). Общая площадь зон яйлы - 1565 км². В советское время выдвигались различные прожекты мелиорации этих высокогорных плато для последующего использования в сельскохозяйственных целях. По разным причинам, они не были реализованы, и сейчас большая часть яйл представляет собой природные заповедники.

Водные ресурсы

Крымский полуостров омывается водами двух морей - Черного и Азовского. Продолжительность береговой линии Крыма достаточно велика - 2500 км, однако, около половины этого пространства приходится на зону Присивашья, практически не годного для отдыха и купания. Вообще, водные ресурсы Тавриды более чем разнообразны: здесь есть и горные реки, и озера, и лиманы, и водопады, и водохранилища, и многое другое. К сожалению, всего этого многообразия совершенно недостаточно для обеспечения жителей и посетителей полуострова пресной водой. Ситуация стала вдвойне напряженной в 2014 году в связи с прекращением работы Северо-крымского канала, отрезанного от Крыма по указу властей Украины. Самой продолжительной рекой полуострова является Салгир, протянувшийся на 232 км от горы Чатырдаг до Сиваша, однако, самыми полноводными реками являются Черная и Бельбек. В летнее время многие крымские реки практически полностью пересыхают. Еще одной любопытной специфической чертой Крыма является обилие соляных озер с лечебной грязью; особенно много их на севере Крыма. Несмотря на то, что здесь можно развить лечебную и туристическую индустрию, подобную израильской, пока этот ресурс используется недостаточно.

Удивительна и разнообразна флора Крыма: всего здесь произрастает около 2500 видов дикорастущих высших растений, многие их которых занесены в Красную книгу. Чем особенно выделяется и отличается крымская растительность? Во-первых, в Крыму произрастает около 250 видов так называемых эндемиков - т.е. растений, которые встречаются только в Крыму и более нигде. Во-вторых, в Крыму также немало реликтов, т.е. видов растительности, не изменявшихся в течение многих миллионов лет и сохранившихся в своем первоначальном виде. В-третьих, крымская растительность имеет аналоги среди растений других причерноморских и средиземноморских регионов - из-за схожего климата, а также по той причине, что около 1000 видов растений были завезены в Крым колонистами с места их проживания. Именно по этой причине флора Крыма имеет свой нынешний, разнообразный и удивительный характер. Из наиболее примечательных растений Крыма стоит выделить клен Стевена, сосну Станкевича, тис ягодный, можжевельник, кипарис пирамидальный, чабрец крымский, боярышник Поярковой, полынь, ковыль и многие другие. [С-BLOCK]

Крымскую флору, равно как и фауну, также можно подразделить на степную, горную и южнобережную. В северном Крыму и на Керченском полуострове преобладает степная растительность и чахлые кустарники. Далее, в предгорьях, степи сменяет лесостепь: здесь уже появляются не только кустарники, но и такие деревья как дуб, можжевельник, грабинник и груша. Еще южнее, в зоне Внутренней гряды, древесное разнообразие становится более богатым, появляются дубовые и буковые леса, боярышник, скумпия, кизил, ясень и липа. На высоте 1000 м, уже в районе Главной гряды, деревья сходят на нет: величественные пространства яйлы практически безлесы и напоминают собой высокогорные степные просторы. Именно там растет около 25% крымских эндемиков. На Южном берегу Крыма можно встретить пояс сосновых лесов, что, в целом, не слишком характерно для полуострова. Помимо естественных лесов, значительную часть Крыма занимают также искусственные посадки, парки и ботанические сады. Самые известные из них - Алупкинский и Массандровский парки, а также основанный Х. Х. Стевеном еще в XIX веке Никитский ботанический сад.

Не менее уникален и животный мир Крыма. Так как полуостров фактически изолирован от материка, на нем сформировался уникальный комплекс видов животных, отличный от видового состава близлежащей Украины и материковой России. Специфической чертой крымской фауны является высокий уровень эндемизма, т.е. наличие видов, присущих только Крыму. С другой стороны, крайне любопытно, что в Крыму нет многих животных, живущих на соседних территориях. В общем, в Крыму обитает более 60 видов млекопитающих. Самые крупные из них - крымский олень благородный, лань и кабан. В течение длительного времени в Крыму вообще не было волков, однако, в последние годы наблюдается перемещение серых хищников в Крым с территории южной Украины. Как животное политически неграмотное, волк не обращает внимания на проведенную между Крымом и Украиной в 2014 году государственную границу. В Черном и Азовском море встречаются три вида дельфинов и - крайне редко - тюлень-монах. Птиц в Крыму более 300 видов. Самыми крупными являются журавль, дрофа, лебеди, гуси и крупные хищники: степной орел, черный гриф, беркут, сапсан и филин. Лучшим местом для наблюдения за птицами в Крыму является заповедник «Лебяжьи острова» на северо-западе полуострова.

Насекомые

Энтомофауна (насекомые) Крыма насчитывает, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч видов. Одних только бабочек в Крыму около 2000 видов! Недаром в Крыму так хорошо чувствовал себя любитель чешуекрылых - Владимир Набоков - первая статья которого на английском языке как раз и была посвящена крымским бабочкам. Из наиболее примечательных эндемичных видов насекомых стоит выделить жужелицу крымскую, бабочку бархатницу черноморскую, стрекозу блестящую красотку и слепня Смирнова. Особенно приятно, что как среди животных, так и среди насекомых Крыма практически нет ядовитых, а те из них, которые обитают там (например, сколопендра, скорпион, тарантул, сольпуга, гадюка степная), настолько редки, что случаи нападения на людей единичны.

Так вкратце выглядят природные красоты Крымского полуострова. Тут есть все для самого взыскательного путешественника: горы, море, бухты, водопады, степи, соляные и пресные озера, естественные и искусственные пещеры, заповедники и парки, уникальные эндемичные растения, деревья, животные и насекомые. Чтобы убедиться в этом - собирайте багаж, откладывайте дела, покупайте билеты - и исследуйте наш полуостров сокровищ самостоятельно. Крым ждет вас!

1. Какие природные богатства использовал первобытный человек?

Первобытный человек использовал лишь то, что было близко от него на поверхности земли или в небольшой глубине водоёмов. Исследовать недра или большие глубины, разрабатывать ископаемые они ещё не умели.

Собирали растительность для еды, использовали деревья для костров и строительства жилищ, из камней делали орудия труда и те же стройматериалы.

Без воды обходиться никак нельзя, особенно пресной. Также водных обитателей и земных зверей использовали для пищи, изготовления одежды и домашней утвари.

2. Какие природные богатства используют люди для поддержания жизни?

Для жизни и развития человечество использует много богатств природы: ресурсы мирового океана; дары лесов, полей; плодородие почвы; минеральные вещества из недр.

Все природные богатства нуждаются в бережном использовании и охране. Следует не допустить полного исчезновения, а также занесения в Красную книгу как исчезающих, многих видов растений и животных. Следующие поколения людей должны не только увидеть все возможные дары природы, но и приумножить их.

3. Каковы различия между природными условиями и природными богатствами?

Между этими двумя понятиями есть существенные отличия, вот некоторые из них:

1. Вовлечение в хозяйственную деятельность. Природные ресурсы, в отличии от природных условий, почти всегда вовлечены в хозяйственную деятельность человечества.

2. Центральная характеристика в понятии. Для природных условий главной характеристикой является то, что они являются совокупностью факторов, а вот природных ресурсов, понимание термина строится через то, что это совокупность не антропогенных факторов производства.

То есть, природные богатства это результат деятельности в природных условиях.

4. Какой природный ресурс наиболее необходим человечеству?

Ответ на этот вопрос однозначен – вода. Это один из тех ресурсов, без которых просто невозможно существование человека, но при этом при его отсутствии он будет ни чем не заменим, в отличие от других жизненно необходимых ресурсов.

5. Опираясь на рис.218 учебника, определите, какие виды природных богатств есть в нашей местности. Приведите примеры.

Ресурсы могут быть исчерпаемыми (леса, реки и пр.) и неисчерпаемыми (солнце, воздух и пр.); возобновляемыми и невозобновляемыми.

Челябинская область располагает богатыми и разнообразными природными ресурсами.

Минеральные ресурсы сосредоточены в более чем 300 месторождениях полезных ископаемых, наибольшее значение среди которых имеют месторождения железных и медно-цинковых руд, золота, огнеупорного сырья, талька, графита и кварца.

Челябинская область является монополистом в России по добыче и переработке графита (95%), магнезита (95%), талька (70%), металлургического доломита (71%).

Область обладает неограниченными запасами облицовочного камня с широкой цветовой гаммой и разнообразным рисунком.

6. Перечислите материки богатые: нефтью и газом, цветными металлами, водными ресурсами, биологическими ресурсами.

К наиболее богатым материкам, по месторождениям нефти и газа можно отнести: Северную Америку и Евразию.

Больше всего цветных металлов содержится на территории Евразии, а также, не смотря на маленькие размеры, Австралии.

Безусловно, наиболее богата водными ресурсами Южная Америку, на второй месте после этого материка идет Евразия.

По критерию количества биологических ресурсов лидерами также являются Евразия и Южная Америка, только в другом порядке.

7. Перечислите ресурсы Мирового океана, которые человек в состоянии использовать сегодня и в будущем.

В будущем человечество сможет использовать лишь неисчерпаемые и возобновляемые ресурсы океана, так как исчерпаемые могут быть полностью израсходованы. Закончатся запасы нефти и газа, минералов, добываемых на шельфе. Биологические ресурсы могут быть использованы в будущем только при рациональном использовании сегодня, т.е. нужно не допустить полного истребления многих видов жителей океана. Без ограничений можно будет применять энергию приливов, волн и течений, разницы температур, а также морскую воду и вещества, которые в ней содержатся.

9. Установите соответствие между типом использования природных богатств и отраслями хозяйства.

Непосредственно используют природные ресурсы – 1,2,3,4,5,8

Переработка и обработка природных богатств – 4,5,6,12,13

Не используют природные богатства – 7,9,10,11,14

Школа географа-страноведа

Составьте прогноз изменения природы Земли при условии исчезновения покровных ледников Гренландии и Антарктиды.

Будет затоплено большинство материков нашей планеты, останется на поверхности лишь небольшая часть Евразии.

Наш разговор пойдет о нашем здоровье. Самое дорогое, что есть в нашей жизни, в нашем Мире. С рождения мы думаем, как предупредить, как обезопасить, как сохранить то, что имеем – наше здоровье. В походе эта необходимость увеличивается в разы. Безответственность, отсутствие культуры, халатность и самое главное отсутствие знаний как теоретических, так и практических приводят человека к проблемам со здоровьем.
Ваша задача – вооружиться знаниями и обезопасить наше присутствие в таком огромном Мире как природа.

В самом начале похода у вас не возникают вопросы по поводу действий в сложившихся ситуациях. Они возникают и очень часто создают трудности, которые необходимо преодолевать. Ушибы, натертости, мозоли всех стадий, порезы, воспаление полости рта - вот краткий перечень, который можно ликвидировать без применения медикаментозных препаратов.
С древнейших времен местные жители Горной Шории, Кузнецкого Алатау, Хакасии применяли продукты окружающей природы, так и хвойных деревьев для лечения своего организма. Деревья, произрастающие в горной системе, являются целебным источником, природной аптекой, как для человека, так и для животного мира. Используя знания в применении природной аптеки, в многодневном походе, мы сможем защитить себя от многих проблем.
Мы с вами приходим на промежуточный или конечный привал, который выявляет все наши изъяны в туристической подготовке. Вот тут нам и необходимо вспомнить нашу пихту, а именно ее смолу. Вдоль ствола, по коре, струится разных цветов (от светлой, прозрачной, до темно коричневой) смолка или как ее еще называют – живица. Эти смолянистые выделения пихты и есть самое настоящее природное богатство для здоровья человека.

Живицу - смолу хвойных деревьев - можно найти в лесу на стволах сосен, елей, кедров, пихт, лиственниц, лечебных целях лучше всего использовать прозрачную живицу, можно собирать и застывшую смолу, но в этом случае перед использованием ее надо некоторое время подержать на водяной бане, чтобы она стала мягкой.
Наш разговор пойдет о живице, которую мы находим на стволах пихты, т.к. в регионе, где мы ведем туристический образ жизни, в основном произрастает, из хвойных пород деревьев, пихта и в редких случаях кедр.

Целебная сила пихты

Пихта – дерево хвойной породы, обладающее огромным целебным потенциалом, произрастает в экологически чистых районах. Впитывая в себя соки земли – это дерево стремится все вокруг себя очистить, выделяя специфические эфирные масла. Человек, находясь в пихтовом лесу, вдыхает, насыщенный хвойным запахом, воздух. Его легкие наполняются эликсиром хвойного леса, вычищая организм от приобретенной грязи цивилизации.
Пихта - одно из наиболее полезных хвойных деревьев. В медицине довольно часто применяется пихтовое масло - прозрачная жидкость, бесцветная или светло-желтая, очень летучая, с характерным смолистым запахом.
В фармацевтической промышленности пихтовое масло используется для получения синтетической камфары. Ее препараты применяются при воспалительных процессах, ревматизме, при острой и хронической сердечной недостаточности, при коллапсе, для возбуждения дыхания и кровообращения при крупозной пневмонии и других инфекционных заболеваниях.
В народной медицине чистое пихтовое масло часто используется для лечения ревматизма, радикулита, миозитов, невралгии и простудных заболеваний. Для ускорения заживления ран и остановки кровотечений применяют и смолу, собранную с коры деревьев. Смешанную с желчью медведя или кабана смолу применяют при заболеваниях желудка.
Для растирания суставов при артритах используют масло пихтовой живицы (аптечный препарат). С этой же целью делают компрессы из отвара хвои пихты: 10г сырья кипятят в течение 30 минут в 1/2 стакана воды, процеживают и доводят до первоначального объема.

Лесорубы и охотники давно подметили способность живицы заживлять раны. Если нет под рукой аптечки, то вместо бинта или пластыря они накладывали на рану чистую живицу. Кстати, в пластырь, который мы покупаем в аптеке, тоже входит сосновая живица. Люди, наблюдая за природой, давно заметили: как у человека кровь, так у дерева - живица. Вероятно, отсюда берет свое начало олицетворение живицы с некой жизненной силой. Поэтому ее действие, по народным представлениям, направлено не столько на оздоровление тела, сколько на поддержание жизненных сил человека. Т.к. с живицей, т.е. кровью дерева, человеку передается часть его души.
На Руси издавна было принято жевать смолу сосны для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта. Смола содержит много витаминов и минеральных веществ. Живица восстанавливает состав зубной эмали, защищает зубы от бактерий, вызывающих пародонтоз и кариес. Жевание живицы усиливает выделение слюны, которая помогает очистить полость рта, укрепляет десны и корни зубов. Живица помогает снять зубную боль.
Живицу принимают малыми дозами внутрь при катаре, язве желудка. Живица полезна при колитах, гастрите, гепатитах, холециститах и энтероколитах. Живица улучшает микрофлору кишечника, помогает справиться с дисбактериозом.
Живицы по составу и основному действию очень похожи, для всех живиц характерно выраженное антисептическое, обезболивающее, сосудонормализующее, заживляющее действие. Но, тем не менее, есть и некоторые различия:

Живица кедра сибирского - это прекрасное средство для стимуляции и восстановления обменных процессов и кровообращения в головном мозге, улучшает интегральную деятельность мозга, особенно, при атеросклерозе, травмах и других заболеваниях с явным нарушением мозгового кровообращения (нарушение памяти, внимания, речи, головокружения). Может быть использовано при депрессивных состояниях, в геронтологической практике, старческих деменций, в том числе болезни Альцгеймера. Нормализует сердечную деятельность, в том числе при инфаркте миокарда. Целесообразно применение при гипоксии мозга, вызванной острыми вирусными и микроплазменными инфекциями, например, вирусом клещевого энцефалита. Имеются данные о профилактическом действии при опухолевых заболеваниях: усиливает чувствительность опухолей к лучевой и химиотерапии.

Живица пихты сибирской - это природное средство для борьбы с различными инфекциями. Прекрасно может заменить часть современных антибиотиков. Незаменимо при инфекционных и неинфекционных поражениях слизистых оболочек полости рта, пищевода, желудка, кишечника, носоглотки и влагалища (гастриты, язвы желудка и кишечника, ангина, грипп, гайморит). Очищает кожу от угревой сыпи, фурункулов и карбункулов. Может быть рекомендовано при обработке слизистой влагалища при молочнице. Обладает выраженной противоопухолевой активностью.

Рецепты
На коре пихты есть небольшие бугорки, это ёмкости с пихтовой смолой. Их аккуратно прокалывают толстой иглой, и ей же собирают из каждой по несколько капель смолы в темную, плотно закрывающуюся баночку. Пихтовая смола затвердевает на воздухе, поэтому в неё имеет смысл сразу добавить растительное масло и плотно закрыть. Такая штука не идёт ни в какое сравнение с аптечной. Её используют для обезболивания и обеззараживания ранок, при насморке, она очень хорошо помогает от болей в дёснах, флюсов. Ещё одно замечательное свойство живицы – она очень легко проникает через кожу и способствует проникновению туда других веществ. Поэтому она незаменима при различных травяных компрессах.
Герпес: Обычно перед появлением герпесных язвочек на губах возникают легкое покраснение и зуд. Возьмите ватный тампон, пропи¬танный смесью живи¬цы с любым расти¬тельным маслом в пропорции 1:1, и при¬ложите к этому месту на 20-25 минут.
Полиартрит: После похода надо ходить в баньку, чтоб все косточки пропарить, а в воду добавлять хвойный отвар с живицей (2-3 столовые ложки измельченных сухих почек и ветвей и 2 чайные ложки живицы заварить литром крутого кипятка, кипятить на медленном огне 15-20 минут). Дезинфицируются дыхательные пути, уходит бронхит, насморк, простудные заболевания.
Хронические фурункулы: пропитайте живицей бинт, положите на фурункул, покройте сверху бумагой для компрессов и зафиксируйте бинтом на 25-30 минут. На ранних стадиях фурункулеза для излечения бывает достаточно одной процедуры.
Остеохондроз, радикулит: смешать 50г живицы, 50г водки и 50г оливкового масла. Все настоять неделю и натирать больное место (предложенный вариант рецепта желательно иметь уже готовый в походе).
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, изжога: 3-4 капли на кусочек хлеба перед едой.
Для профилактики простудных заболеваний: достаточно ежедневно раз в день после еды сосать треть чайной ложки живицы. Этот же метод поможет прекратить ангину за 1 -2 дня.
При сильной простуде: живицу растворяют в горячей воде и перемешивают её с сахарным песком. Делают из этой смеси шарики величиной с горошину и рассасывают после еды.