Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что представляют собой подсознание, сознание и сверхсознание? Секреты сознания, подсознания и сверхсознания.

В 1975 году П.В. Симонов предложил классификацию неосознаваемых явлений:

«Что касается неосознаваемой деятельности мозга, то её необходимо разделить по крайней мере на три группы принципиально отличных друг от друга явлений.

1. Бессознательное (досознательное) - витальные (биологические) потребности в пище, воде, продолжении рода, в избегании вредных факторов и побуждаемые ими врождённые поведенческие акты - безусловные рефлексы, по И.П. Павлову , в том числе сложнейшие (инстинкты); генетически заданные черты темперамента, особенности телесной конституции, влияющие на психику и поведение. В системе 3. Фрейда эта группа явлений близка к понятию Оно, к «стремлению удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия».

2. Подсознание - всё то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определённых условиях. Это не только хорошо автоматизированные и поэтому переставшие осознаваться навыки, но и глубоко усвоенные субъектом, ставшие его убеждением социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «веление долга», «зов сердца», «чувство вины» и т.п. Наряду с ранее осознававшимся опытом, наполняющим подсознание конкретным, внешним по своему происхождению содержанием, имеется и прямой канал воздействия на подсознание в виде подражательного поведения. Так, ребёнок за счет имитации неосознанно фиксирует эталоны поведения, находимые в своем ближайшем окружении, которые со временем становятся внутренними регуляторами его поступков. Процесс приобретения «личностного знания» рассмотрен М. Полани на примере освоения искусных действий. «Наблюдая учителя и стремясь превзойти его ученик бессознательно осваивает нормы искусства, включая и те, которые неизвестны самому учителю».

Требования социального окружения, перешедшие в сферу неосознаваемого психического, 3. Фрейд обозначил терминами «сверх-Я» и «Я-идеал». Первым источником этих требований являются родители. «В дальнейшее ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам; их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале... Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала».

Консерватизм подсознания - одна из наиболее характерных его черт. […]
Мы приходим к выводу об отсутствии в подсознательном творческого начала, предполагающего преодоление ранее сложившихся норм.

Очень точно об этом сказал уже цитировавшийся нами Полани . «От категории личности, несущей ответственность, Фрейд избавился, объясняя эту личность, как результат интериоризованного социального давления, действующего изнутри сознания посредством сверх-Я... Сверх-Я не может быть свободным, да и смешно было бы требовать для него свободы».

3. Творческое начало в деятельности мозга представлено механизмами сверхсознания.

Сверхсознание - неосознаваемое рекомбинирование ранее накопленного опыта, которое побуждается и направляется доминирующей потребностью в поиске средств её удовлетворения.

Неосознаваемость этих первоначальных этапов всякого творчества представляет защиту рождающихся гипотез и замыслов от консерватизма сознания, от чрезмерного давления очевидности непосредственных наблюдений, от догматизма прочно усвоенных норм. За сознанием остаются функции формулировки проблемы, её постановки перед познающим умом, a так же вторичный отбор порождаемых сверхсознанием гипотез сперва путём логической оценки, а затем в горниле экспериментальной, производственной и общественной практики.

Будучи вероятностным по природе, сверхсознание отнюдь не сводится к чисто случайному рекомбинированию хранящихся в памяти следов. Его деятельность трижды канализирована:

1) ранее накопленным опытом, включая присвоенный опыт предшествующих поколений;
2) задачей, которую перед сверхсознанием ставит сознание, натолкнувшееся на проблемную ситуацию;
3) доминирующей потребностью.

«Бесплодные комбинации, - утверждал математик А. Пуанкаре , - даже не придут в голову изобретателю. В поле зрения его сознания попадают лишь действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые затем он отбросит». Примером непосредственного взаимодействия сверхсознания с подсознанием без участия сознания, по-видимому, могут быть сновидения, где отсутствует критическая селекция рекомбинируемых следов памяти. В этом мы видим принципиальное отличие сновидений от результатов творческой деятельности бодрствующего мозга.

Несмотря на все сделанные выше оговорки, вновь и вновь приходится сталкиваться с попытками отождествить сверхсознание с представлениями 3. Фрейда о сверх-Я. […] Заметим, что Фрейд нигде не употребляет в своих трудах ни термин, ни понятие о «сверхсознании». Проникшие в сознание побуждения Фрейд называет предсознательными. Они могут стать и сознательными «если им удастся привлечь к себе взоры сознания... наши названия отношений - бессознательное, предсознательное, сознательное». Фрейдовское «сверх-Я» целиком принадлежит подсознанию. Сходство между сверхсознанием и сверх-Я сводится лишь к тому, что оба эти феномена относятся к сфере неосознаваемого психического.

Отличны от сверхсознания и в то же время близки сверх-Я (т.е. подсознанию) так называемые надсознательные явления, ибо они «представляют собой усвоенные субъектом как членом той или иной группы, образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется им» (Асмолов , 1985). Близкий смысл в термин «надсознательное» вкладывает и М.Г. Ярошевский (1985), согласно которому надсознательность есть «подключение» субъекта «к не зависящим от его сознания формам логики развития науки».

Симонов П.В., Избранные труды в 2-х томах, Мозг: эмоции, потребности, поведение, Том 1, М., «Наука», 2004 г., с. 363-365.

В подсознании хранятся знания, которые не требуют объяснений. Они восприняты мозгом как нечто "само собой разумеющееся" и лежат там "до востребования". Это - инстинкты, рефлексы, хорошо автоматизированные навыки, наследственная предрасположенность к чему-то (ремеслу, искусству, науке, каким-то автоматизированным действиям, привычкам).

В сознании собираются знания, которые мы получаем от всякой новой информации. Их можно получить от кого-то или чего-то (газеты, радио, телевидение, учебный процесс, опыт) и даже передать кому-то. Это как бы совокупные, совместные знания (вдумайтесь в слово - "СО-знание" и сравните его со словами "СО-чувствие", "СО-переживание", "СО-действие"). Однако сознание по своей природе очень консервативно, оно впускает в мозг человека лишь ту информацию, которая для него привычна, апробирована и закреплена уже существующими нормами. Сознание никогда не, рискует принять что-то совершенно новое сразу и поверить ему. Оно работает как исправный чиновник ("не пускать!", "не разрешать!"). В этом его охранительная функция для организма. Оно оберегает организм от "лишней" информации - той, что в данный момент человеку не требуется.

При всей своей безусловной необходимости сознание обладает многими недостатками чиновничества: оно ограничено в способности воспринять новое; оно угодливо перед хозяином. Не надейтесь, что ваше сознание когда-нибудь может быть абсолютно объективным и справедливым в оценке ваших поступков (увы!), оно станет оправдывать любые неблаговидные ваши решения, умозаключения или, что еще хуже, умолчит о ваших промахах. Оно даже оправдает вас и взвалит вину на другого. Если все же вы искренне ищете Истину, пусть ориентиром для вас станет мера Нравственности и Добра по отношению к другим, а иск себе, тогда и сознание, угождая вам станет совестливым, добрым и мудрым советчиком.

Для совершенствования существа, каким должен быть человек, одного сознания мало, и Жизни потребовалось существо, которое обладало бы сверхсознанием.

А что же такое сверхсознание?

Сверхсознание - то великая сила человеческого разума. Это то, -что резко отделило человека от животного. Это знания, которых у человека нет и никогда не было ни в подсознании, ни в сознании, которые при необходимости он должен создать сам.

Возникают эти знания, когда человеку очень важно выйти из безвыходного положения, когда ему крайне необходимо получить (узнать или создать) что-то. Например, человек болен, как говорят ему специалисты, неизлечимой болезнью. Если он смиряется с таким приговором, значит, он решил жить на животном (и даже на растительном) уровне (поел, поспал, выполнил посильную работу> позаботился о продолжении рода, о близких и умер). Природе такое существо не нужно, у нее уже есть цветы, куропатки, львы, крокодилы. От человека требуется большее - он должен уметь думать, размышлять, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Для этого ему и дан особый мозг. Для этого он и награжден особым - ассоциативным мышлением, эмоциональной памятью, целенаправленной волей, а не просто "свободой выбора", чувствами, вниманием, воображением.


В любых ситуациях, самых крайних, человек обязан искать выход, пробовать, размышлять, делать выбор, только тогда ему будет сопутствовать удача в жизни. Если человек сосредоточен на цели, если он не маньяк и не идиот, он неизбежно этой целью овладеет.

Как это происходит? Допустим, человеку надо во что бы то ни стало выздороветь. Он начинает собирать информацию, пробовать, размышлять, искать и находить новое, находить и пробовать, пробовать и добиваться, то есть он проявляет волю, чтобы овладеть своей информацией до автоматизма. А в это время по капельке в мозгу человека идет потрясающая работа: отбираются, всплывают в памяти, сортируются и "собираются в кучку" все знания, которые хранились "до востребования" в подсознании, все знания и весь опыт человека с момента его рождения по настоящий день, - и вдруг!.. Всегда это происходит вдруг! В какой-то совершенно неожиданный момент в мозгу человека совершается взрыв, словно удар молнии, будто озарение, и все разрозненное приобретает целостность, открывается новое знание. Новое! Создание нового! Вот зачем понадобилось существо, наделенное сверхсознанием. Сверхсознание - это способность к работе, которую мы называем творчеством.

Мне иногда представляется, что Создатель Жизни в своем беспредельном творчестве устал от одиночества и задумал однажды создать существо, с которым можно было бы порассуждать, подумать, создать что-то вместе, например, музыку из шума ветра, шепота листвы, шорохов трав и плеска волн, или поэзию, или творение из камня, стекла, дерева, глины, или философию, религию, разные ремесла, искусство, науки. И вот тогда он наградил свое создание - человека - аппаратом, который должен был помочь ему выполнять возложенные на него функции. Этот аппарат и есть сверхсознание.

Можно догадаться, что если в доме плохо работает телевизор или пылесос, если эти приборы невозможно исправить, то их выбрасывают и приобретают новые, более совершенные. Точно так же Жизнь поступает с человеком. Зачем ей человек, которого легко можно заменить любым растением или животным? Жизни необходимо от человека другое: он обязан думать, размышлять, создавать новое, более совершенное, совершенствовать себя и все, что его окружает и, главное, созидая, укреплять, а не разрушать Жизнь.

Каждый человек обязан реализовать свои способности, обогатить себя знаниями, умениями, новыми навыками, передать свой опыт человечеству, раздвинув границы его знаний о мире и Жизни, глубже постичь уже достигнутое. Человек ответствен перед самим собой* перед своим потомством, перед человечеством в целом и перед самой Жизнью и ее Создателем.

Он сам должен делать выбор между Добром и Злом. Он может выбрать путь созидания, труда, совести, нравственности, ответственности, долга, путь знаний, поиска мудрости и смысла жизни или другой путь - путь невежества, варварства, омраченности, путь животного существования, путь потери своей человеческой сути.

"Наука и жизнь" № 12, 1975 г., С. 45-51.

Люди давно обратили внимание на тот факт, что многие проявления жизнедеятельности их организма, многие разновидности деятельности мозга проходят без вмешательства сознания. Мы не осознаем процессы, ежеминутно протекающие в наших внутренних органах, мы не замечаем слабых или неясных, "замаскированных" воздействий на зрение и слух, хотя они воспринимаются, мозгом, об этом свидетельствуют регистрируемые прибором биоэлектрические реакции. Более того, зачастую мы не можем объяснить себе и другим, каким образом у нас возникла интересна научная идея, остроумное решение технической проблемы, над которой мы бились много дней.

К сожалению, термином "подсознание" принято обозначать почти все, что не осознается. В результате подсознание превратилось в хранилище явлений, чрезвычайно далеких друг от друга При таком положении вещей возникает иллюзия внутреннего родства этих явлений, и высочайшие проявления человеческого духа начинают рассматривать в качестве прямого следствия элементарных биологических побуждений, - ошибка, которой не избежал выдающийся австрийский психолог Зигмунд Фрейд.

Очевидно, что продуктивность анализа "бессознательного" большей мере зависит от того, сколь четко мы сможем определить природу самого сознания, не только в философском аспекте, то есть как отражение мозгом объективной, первично существующей действительности, но и в естественном плане, с позиций объяснения высшей нервной деятельности человека.

Сознание - обобществленное знание, которое можно передать.

Важным условием успешного анализа физиологических основ того или иного психического феномена является уточнение сущности этого феномена. Мы полагаем, что ключ к уяснению природы интересующего нас свойства человеческого мозга содержится в его названии: "сознание". Прежде всего это знание о чем-то, истинность которого можно проверить практикой. "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это-"знание",- заметил К. Маркс (Маркс К., Энгельс Ф.- Соч.-2-е изд.- Т. 3). Впрочем, сам термин "Знание" нуждается в уточнении. Знание не есть след события (объекта), пассивно запечатленный структурами мозга. Знание является знанием лишь в мере, в какой оно может служить средством удовлетворения потребностей, средством достижения целей.

Скажем, во сне или при кратковременном показе мой мозг запомнил сигнал, который я способен опознать среди других в случае их предъявления. До этого момента, то есть до напоминанн след сигнала хранится в моей памяти, но не стал еще знанием, поскольку я не могу им воспользоваться в своем целенаправленном поведении для удовлетворения существующих у меня потребностей.

Впрочем, качество знаний как средства достижения целей-это только одна, важная, но не единственная характеристика знания. В конце концов масса неосознаваемых оборонительны рефлексов, процессов регуляции деятельности внутренних органов является средством удовлетворения потребностей организма в сохранении постоянства его внутренней среды, в защите от нежелательных воздействий окружающего мира. Сознание предполагает именно со-знание (сравни с сочувствием, состраданием, сопереживанием, со-трудничеством и т. п.), то есть такое знание, которое может быть передано, может стать достоянием других членов общества. Осознать - значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свое знание другому. Сознание носит изначально социальный характер, причем социальность этой формы отражательной деятельности мозга включена в ее внутреннюю структуру.

Итак, сознание есть такое знание о мире, закрепленное в "нервных моделях" мозга, которое: 1) может быть использовано человеком для организации действий, направленных на удовлетворение имеющихся у него потребностей; 2) может быть передано другим членам сообщества посредством второй (речевой) сигнальной системы.

Под- и сверхсознание

Вне сферы сознания оказываются две категории, два класса явлений. Прежде всего это приспособительные реакции, имеющие сугубо личное, индивидуальное назначение: процессы регуляции внутренних органов, неосознаваемые детали движений (в том числе вторично неосознаваемые, автоматизированные навыки), оттенки эмоций и их внешнего выражения. Природа разгрузила мозг, освободила сознание от черновой работы, протекающей тем эффективнее, чем более она саморегулируема.

Наш мозг несет в себе напластования миллионов лет биологической эволюции и тысячелетий общественного развития в виде генетической и "социальной наследственности" (последнее выражение принадлежит академику Н. П. Дубинину). Далеко не все атрибуты этого "багажа" представляют социальную ценность для современного человека, заслуживают передачи современникам. Вот почему они тоже не подлежат осознанию, не включаются в организацию общественного поведения, обнаруживаясь чаще всего лишь в случаях патологии, болезненных расстройств деятельности мозга. Все перечисленные и подобные им явления целесообразно отнести к "подсознанию".

Вторую группу неосознаваемых форм деятельности мозга составляют механизмы творчества, формирования гипотез, догадок, предположений. "Творческая личность,- утверждает американский психолог Л. С. Кьюби,- это такая, которая некоторым, сегодня еще случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере одаренными". Проницательно уловив недопустимость объединения термином "подсознание" всего, что не осознается - от деятельности внутренних органов до творческих озарений, - великий и глубокий мыслитель К. С. Станиславский ощутил настоятельную нужду в каком-то другом понятии, которое обозначало бы только высшие и наиболее сложные механизмы творчества. Последнюю категорию неосознаваемых процессов он назвал "сверхсознанием".

Он начал с "мужественного отказа от попыток прямого волевого вмешательства в те стороны творческого процесса, которые протекают в сфере под- или сверхсознания и принципиально не подлежат какой-либо формализации. Вместе с тем Станиславский настаивал на существовании косвенных путей сознательного влияния на механизмы творчества. Инструментом подобного влияния служит профессиональная психотехника артиста, призванная решать две задачи, готовить почву для деятельности под - и сверхсознания, но не мешать им. "Предоставим же все подсознательное волшебнице природе,- призывал К- С. Станиславский,- а сами обратимся к тому, что нам доступно,- к сознательным подходам к творчеству и к сознательным приемам психотехники. Они прежде всего учат нас, что, когда в работу вступает подсознание, надо уметь не мешать ему" (Собр. соч.- Т. 2.- С. 24).

Признание объективной невозможности прямого волевого вмешательства в механизмы подсознания и сверхсознания, признание дополнительности осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности мозга имеет для психологии не меньшее значение, чем принципы неопределенности и дополнительности для современной физики. Девиз Станиславского утверждает объективную возможность косвенного влияния на механизмы творчества, возможность содействия этим механизмам. Одним из примеров такого содействия и служит творческий метод К. С. Станиславского, применительный к профессии актера.

Сейчас мы подходим к вопросу, .пожалуй, наиболее интригующему исследователя мозга: почему все-таки чуть ли не самое главное в творчестве (и не только художественном!) относится к под- и сверхсознанию, не контролируется сознанием, неподвластно прямому волевому усилию?

О пользе психологических барьеров: защита сознания и защита от него

Определенный запас знаний совершенно необходим для открытия в области науки: трижды гений не смог бы открыть периодический закон Менделеева, не обладая обширнейшими познаниями свойств химических элементов. Однако знания сами по себе не гарантируют возникновения принципиально новой идеи, догадки, творческого озарения. Первоначальным зародышем будущего открытия служат гипотезы, предположения, справедливость которых еще только предстоит установить. Создание гипотез капризно и не терпит насилия: бессмысленно сесть к столу с твердым намерением открыть нечто новое. Скорее наоборот, иногда необходимо временно оставить трудную задачу с тем, чтобы ее решение позднее возникло непроизвольно, как бы само собой. В чем же секрет под- (или лучше: сверх-) сознательного рождения гипотез?

Мы полагаем, что неосознаваемость определенных этапов творческой деятельности мозга возникла в процессе эволюции как необходимость противостоять консерватизму сознания. Диалектика развития психики такова, что коллективный опыт человечества, сконцентрированный в сознании, должен быть защищен от случайного, сомнительного, не подтвержденного практикой. Мозг бережет фонд знаний от причудливого смешения следов полученных ранее впечатлений, подобно тому, как природа оберегает генетический фонд наследственности от превратностей внешних влияний. Это достоинство сознания диалектически оборачивается его недостатком - препятствием для формирования гипотез, для возникновения совершенно новых, зачастую парадоксальных точек зрения. В первый момент сознание, как правило, отказывается примириться с тем, что противоречит ранее накопленному опыту, например с предложением о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вращается вокруг Земли. Вот почему процесс формирования гипотез освобожден эволюцией от контроля сознания, готового отвергнуть гипотезу в самом ее зародыше. Сознанию представлена другая важнейшая роль: функция отбора только тех гипотез, которые правильно отражают объективную действительность.

Подобно творчеству природы

Выдающийся дарвинист К. А. Тимирязев одним из первых указал на сходство механизмов творческого мышления с механизмами возникновения новых видов в процессе эволюции живых существ. Именно неопределенность приспособительного значения новых признаков, возникающих благодаря изменчивости наследственных задатков (мутаций), делает возможным отбор наиболее ценных из них. Изменчивость - это активный поиск процесса саморазвития и самодвижения живой природы, лимитируемый условиями окружающей среды.

Нечто подобное мы наблюдаем при формировании и отборе гипотез. Первоначальным толчком для открытия Д. И. Менделеевым периодического закона явилась совершенно утилитарная задача: необходимость решить вопрос о последовательности изложения материала в "Основах химии". Требования задачи, еще никоим образом не содержавшие и не предполагавшие финального "искомого", привели к мысли использовать атомный вес элементов как отправной принцип построения материалов.

Вес возник как один из возможных вариантов, продиктованных и ранее накопленными знаниями выдающегося химика. Момент озарения оказался связан с подсказкой, аналогией в виде пасьянса, причем первоначально Менделеев разложил элементы в порядке убывания атомного веса. Затем во сне он увидел все наоборот, то есть элементы, разложенные в порядке нарастания их атомного веса.

Совершенно очевидно, что открытие не могло быть прямым непосредственным отражением действительности, потому что где в природе химические элементы не располагаются в порядке возрастания их атомного веса, а связь между карточной игро пасьянс и химией способна поставить в тупик самое смелое воображение. Значит, творческое мышление работает не по принципу воспроизведения связей и отношений, очевидных для сознания наблюдателя, но по принципу отбора нервных связей между следами ранее накопленных впечатлений, первично уже замкнувшихся в мозгу.

Какой механизм, по каким законам создает "психические мутации" в качестве исходного материала для построения гипотез подлежащих дальнейшему отбору? Невозможно поверить, что "психический мутагенез" представляет калейдоскоп чисто случайных комбинаций ранее накопленных нервных следов. Математический анализ игры в шахматы показал нереальность последовательного перебора вариантов. Ясно, что здесь существуют закомерности, неведомые ученым сегодняшнего дня. Впрочем, один из механизмов творческой деятельности мозга нам известен, идет о принципе доминанты, открытом академиком А. А. Ухтомским.

Продемонстрируем этот принцип на примере ситуации, которую мы нередко видим в приключенческих фильмах.

Человек, преследующий врага, попадает в огромное полутемное помещение: подземный гараж, тоннель, катакомбы. Там слышатся какие-то шорохи, мелькают тени, что-то хрустнуло, упало. Что делает мозг? Благодаря возникновению "оборонительной доминанты" (терминология А. А. Ухтомского) мозг реагирует на эти стимулы как на сигналы опасности: человек замирает, направляет оружие, даже стреляет. Обратите внимание: подавляющее большинство стимулов (шорохов, теней и т. д.) объективно не связано с врагом, не имеет к нему отношения. Это мозг делает их предположительными сигналами опасности. А преследующий, продвигаясь к цели, уточняет значение раздражителей, отбирает действительные признаки притаившегося врага среди множества ложных сигналов. Мы видим, что в конце концов в мозгу формируется модель, отражающая объективную реальность, но путь к этому отражению шел через отсев связей "сигнал - враг", в действительности не существовавших, замкнувшихся в мозгу влиянием чисто внутреннего механизма.

Другой пример. И. П. Павлов установил, что при определенных состояниях мозга, связанных с его торможением, со сном возникают причудливые нарушения реакций на внешние раздражители - так называемые парадоксальная и ультрапарадоксальная фазы. На слабый раздражитель мозг реагирует как на сильный и, наоборот, на сигнал, сопровождавшийся подкреплением (пищей, электрическим током и т. п.), не отвечает, а на стимул который давно перестали подкреплять, дает пищевую, оборотельную и т. п. реакцию. Иными словами, мозг искажает peaльную картину мира, но именно эта способность к искажению иногда приближает к правильному решению задачи. Вспомните Д. И. Менделеева, который увидел во сне "перевернутую" картину составленной им таблицы элементов, причем только последний вариант лег в основу периодического закона.

Доминанта - господствующий очаг возбуждения в мозгу - властно преобразует следы получаемых впечатлений, формирует из них самые невероятные комбинации. Следы других воздействий внешней среды оказываются в "тени" торможения, окружающего доминантный очаг, и подвергаются обработке механизмами парадоксальной и ультрапарадоксальной фаз. Такое манипулирование образами реального мира иногда приводит к его ложному отражению - к мифам, предрассудкам, заблуждениям. Но оно же совершенно необходимо для творчества, для прорыва сквозь рутину здравого смысла. От очевидного к невероятному, которое в случае его подтверждения практикой станет новым очевидным, - такова диалектика творчества.

"В высшей психической жизни инертность господствующего возбуждения, то есть доминанта переживаемого момента, может служить источником "предубеждения", "навязчивых образов", "галлюцинаций"; но она же дает ученому то маховое колесо, "руководящую идею", "основную гипотезу", которые избавляют мысль от толчков и пестроты и содействуют сцеплению фактов в единый опыт" (А. А. Ухтомский).

Принцип радара

Психика есть отражение мозгом окружающей его действитель-ности, которая, как это много раз подчеркивали Маркс, Энгельс и Ленин, объективно существует вне и помимо живых существ. Материалистическая психология нашла естественнонаучное подт-верждение философской теории отражения в рефлекторной дея-тельности мозга - деятельности чрезвычайно многообразной: от элементарных защитных рефлексов типа мигания до сложнейших рефлекторных систем речевого общения.

На протяжении всей своей истории физиология мозга опиралась на аналогии, которые она заимствовала у современной ей техники. Достаточно вспомнить "мысль о машинности мозга" И. М. Сеченова, "коммутаторную телефонную станцию" И. П. Павлова, кибернетические "кольца" с положительными и отрицательными обратными связями, предложенные в наше время Н. А. Бернштейном, П. К. Анохиным и другими.

Если продолжить эту традицию, то технической схемой, наиболее соответствующей современным представлениям о деятельности мозга, пожалуй, может служить принцип радара (радиолокатора). Ведь радар тоже содержит в себе рефлекс, но отражению внешнего объекта предшествует "прощупывание" пространства лучом активного поиска.

В условиях лабораторного эксперимента исследователь дает животному сигнал (свет, звонок и т. д.), а затем подкрепляет пищей, водой и т. п. В естественной среде обитания поведение животного, и человека начинается с поиска объектов, способ удовлетворить потребность в пище, воде и т. д., с поиска сигналов - предвестников будущего удовлетворения. Животное становится голодным, жаждущим, стремящимся к особи другого пола, не потому, что на него подействовал внешний стимул, а потому что в организме развертывается циклический процесс, сформированный длительной эволюцией мира живых существ.

Этот поиск только в редчайших случаях носит характер слепых, наудачу, двигательных проб и ошибок. В мозгу хранятся следы (модели) тех сигналов, которые могут направить поиск жизненно необходимым объектам. Одни из этих следов заложен в мозг от рождения, например модель запаха, исходящего от соска матери-кошки. Другие следы приобретаются в процессе личного опыта, путем выработки условных рефлексов. Следуе только не забывать, что все эти внешние сигналы начнут направлять поведение только в том случае, когда возникшая потребность инициирует поиск средств ее удовлетворения, сделает воспринимающие внешний мир приборы чувствительными к действию именно этих, а не других стимулов. Пища, лежащая перед животньм, ее вид, вкус, запах всегда имеет одно и то же значение средства удовлетворения голода. Но влияние этой пищи на поведение будет совершенно различным в зависимости от наличия или от сутствия пищевой потребности: у сытого животного попытка кормления вызовет реакцию избегания.

Поиск (доминанта) и ответ на сигнал (рефлекс) не только сосуществуют, дополняют друг друга, но вступают в сложные диалектические отношения. Например, в поисках пищи новорожденный котенок первый раз находит один из сосков. Когда он снова станет голодным, он поползет уже не к любому, а к знакомому соску. Здесь действует механизм "обратной условной связи", существование которого предположил И. П. Павлов, а систематически исследовал ученик Павлова - Э. А. Асратян.

Взаимодействие доминанты с условными рефлексами мы встречаем и на высших уровнях деятельности человеческого мозга, где это взаимодействие, разумеется, приобретает неизмеримо более сложный характер, чем в примере с поиском соска. На предыдущих страницах мы пытались показать, что психика есть динамическое сосуществование механизмов творчества (высшие доминанты) с обучением (сложнейшие условные рефлексы). Принцип радарного отражения действительности, включающий в себя рефлекс в качестве необходимого, но не единственного элемента, представляет структурное оформление идеи о потребностях как движущей силе поведения. В науке о высшей нервной (психической) деятельности человека проблема потребностей занимает ключевое положение. Вместе с тем она относится к числу наименее разработанных.

Вопрос Сократа

Иногда мы слишком прямолинейно понимаем привычные выражения, образность которых не вполне соответствует их реальному содержанию. "Разум возобладал над чувствами", "рассудок управляет желаниями", "сознательность есть умение владеть своими потребностями" - в таких заявлениях разум предстает в виде некоего сверхрегулятора, водруженного над потребностями, стремлениями и желаниями. На самом деле, говоря о победе разумного начала, мы говорим о победе одних потребностей над другими. Если я, оценив недостаточность своих навыков вождения автомобиля, отказался от намерения поехать без инструктора, то это к означает, что потребность сохранить других людей, себя и машину возобладала над желанием немедленно овладеть рулем. Если я сознательно ухожу от конфликта с неприятным мне сотрудником, то дело тут не в разуме самом по себе, а в победе более важных для меня целей (выполнить план, закончить работу, сохранить деловую атмосферу) над потребностью вступить в борьбу по личьным мотивам.

Ясное понимание этой закономерности очень важно для педагогической практики.

Апелляция к "рассудку" часто приобретает форму нравоучений, бесплодных объяснений, что такое хорошо и что такое плохо. Для того чтобы устранить нежелательные тенденции в поведении воспитуемого, следует противопоставить дурным побуждениям иную систему потребностей, переключить воспитуемого на иные, общественно ценные мотивы. Под влиянием воспитания, жизненного опыта, текущих событий у человека складывается определенная система его потребностей, составляющая "ядро" личности. Хорошей пробой на обнаружение главенствующей потребности является предоставление свободы выбора поступка. В момент выбора становится очевидным, какой мотив, какая потребность занимает ведущее положение в структуре личности. Отдавая распоряжение другому, я тем самым за него определяю главенствующую для него потребность. Жизнь показала, что опора на мотивы, долговременно господствующие в структуре данной личности, более продуктивна и надежна, чем экстренная перестройка существующих потребностей в пользу побуждений, общественно необходимых в данный момент. Вот почему в наиболее ответственных ситуациях мы прибегаем к принципу добровольности.Таким образом, представление о потребностях как движущих силах человеческого поведения и ядре личности диалектически снимает тысячелетний спор о "свободе воли" и "свободе выбора", и в свете этих новых концепций устраняются две крайние точки зрения: как идеалистический миф о недетерминированной свободе воли", так и вульгаризаторская трактовка человека в виде марионетки, целиком подчиненной внешней ситуации и потому ни за что не отвечающей перед собой и обществом. Последний взгляд недавно был воскрешен в книге известного американского pефлексолога Б. Ф. Скиннера "По ту сторону свободы и достоинства".

Мыслители и великие художники слова заметили, что человек легче осознает средства удовлетворения потребностей, чем сами потребности, формирующие цели его действий. "Люди только по той причине считают себя свободными, что свои действия они сознают, а причины, которыми они определяются, не знают..."-писал Спиноза (Этика,- М., 1932). Действительно, выяснить подлинные мотивы поступков бывает исключительно трудно. При изучении потребностей одновременно отказали оба испытанных метода классической психологии: наблюдение за поведением другого человека и анализ собственного духовного мира. В сфере исследования потребностей действие перестает быть объективным критерием, поскольку один и тот же поступок может быть продиктован самыми разными побуждениями. С другой стороны, мы далеко не в полной мере осознаем истинные мотивы наших собственных поступков и принимаемых нами решений. <...>

Перед комплексом наук о человеке, включающим психологик и физиологию мозга, эта историческая цель ставит задачу углуб ленного изучения сферы человеческих потребностей. Повседневная практика, будь то научная организация труда, педагогика или профилактика правонарушений, крайне нуждается в такого рода исследованиях.

"Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо", - этот вопрос Сократа во многом сохраняет значение для наших дней. Как часто мы слышим, например, о так называемой "немотивированной" агрессивности подростков, хулиганские действия которых не связаны ни с корыстью, ни с материальными трудностями, ни с лишениями, неведомыми для молодых людей.

Поиск ответа на эти вопросы уходит за пределы науки о выв шей нервной деятельности человека, в сферу социологии, педагогики, исторического материализма. Но определенные аспекты проблемы нуждаются и в естественнонаучном анализе. Здесь мы снова сталкиваемся с тончайшей и противоречивой диалектикой осознаваемого и неосознаваемого. Если человек будет полностью осознавать все мотивы, все движущие силы своего поведения, превратится в идеально "правильный" автомат, неспособный к саморазвитию, потому что развитие - это поиск, а поиск невозмо жен без ошибок. Что же это: мы выступаем против сознательности поведения, провозглашаем неискоренимое (и даже необходимое - вот ужас-то!) несовершенство человеческой природы? Разумеется, нет. Такой вывод был бы пародией на суть проблемы. важно подчеркнуть сложность, неоднозначность, противоречивост человеческой личности. <...>. Руководитель, педагог, врач, кри миналист должны помнить, что наряду с сознанием в психике человека существует неосознаваемое. Впрочем, оптимистический лозунг К. С. Станиславского: "Через сознательную психотехнику к влиянию на подсознание" - справедлив не только для театральной педагогики. Вот почему я хочу ответить на вопрос Сократа прекрасными словами Маркса - из тезисов о Фейербахе: "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и измененного воспитания,- это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан" (Соч.-Изд. 2-е.- Т. 3.- С. 2).

Сверхсознание, говоря просто – это связь с Высшими Силами (с и ). Сверхсознание представлено в человеке двумя главнейшими чакрами, это и . Связь с Богом осуществляется через центральный энергоинформационный канал, который проходит в центре потока Духа через Сахасрару, прямо в центр Атмана (в Духовное Существо к божьей искре).

Развитие Сверхсознания даёт возможность достижения высших сверхсознательных состояний, образа мысли 7 и 8 уровня развития (это Миссии, Учителя, Посвящённые, Жрецы), понимание и Служение Ему, безошибочность, огромная энергетическая Сила, Сверхспособности (левитация, трансмутация, синтез и т.д.) и наивысшее покровительство Сил Света (неуязвимость для Зла и др.).

Сверхсознательность предполагает вручение себя Воле Бога – это выбор жизненного пути, целей и методов их достижения с Его согласия.

Сверхсознательность – это способность человека соединяться с Богом на уровне веры, чувств, идей, мыслей, а в идеале всех действий внешних (поступки) и внутренних (решения, чувства и эмоции). Достижение сверхсознательности и сверхсознательных состояний – даёт человеку наивысшие состояния Счастья и Силы, а также раскрытие сверхспособсностей (способности и ), как уже было сказано выше.

Полноценная сверхознательность возможна при выполнении трёх условий:

Но развивать сверхсознательность в начальной степени может абсолютно каждый человек. При постоянной тренировке своего сверхсознания каждый может достичь постоянно растущего состояние радости и счастья (огонь в груди, благодарность за жизнь, чувства), способности черпать плодотворные светлые Идеи из высоких информационных пространств, способности вызывать у других позитивные ощущения радости при общении и любом взаимодействии.

Другие люди очень любят людей с работающим сверхознанием, то есть светлых и сияющих, с открытым сердцем.

Тренировка сверхсознания и развитие сверхсознательности предполагает:

  1. Усиление и любви к Нему
  2. Искреннее стремление понять Волю Бога и действовать в соответствие с ней
  3. Культивирование любви к миру, как к творению Создателя, отношение с огромным уважением и благодарностью
  4. Медитация на стремления, принципы и ценности Атмана и Сахасрары
  5. Принятие высшей справедливости и желание учиться у Бога, как у Наставника всех великих Учителей
  6. Культивирование состояния Радости

Самое мощное ускорение в развитии Сверхсознания даёт целенаправленное развитие в какой-либо позитивной Системе, в светлой духовной школе или в процессе индивидуальной работы с

В последнее время психологи говорят о том, что все, что бы человек ни делал, продиктовано его благими намерениями. Специалисты интернет-журнала сайт связывают это со сверхсознанием человека, о понятии и развитии которого пойдет речь в статье.

Обычно люди делят поступки на хорошие и плохие. Первые приносят пользу всем, кто с ними столкнулся (человеку и окружающим, на которых они были направлены), а вторые, наоборот, причиняют вред. Человек, совершивший поступки, тоже может говорить о том, что поступил плохо, неправильно, после чего испытывать угрызение совести или чувство вины. Однако мудрецы говорят о том, что ничего не было сделано случайно, у всего есть мотив для свершения. Если человек что-то неправильное или плохое сделал, у этого поступка были предрасполагающие факторы, которые были в первую очередь трансформированы и направлены на благое дело.

О том, как плохие поступки, даже самые ужасные и неправильные, являются благими, расскажет рассмотрение темы о сверхсознании, которым обладает каждый человек.

Что такое сверхсознание?

Что такое сверхсознание? Чтобы определиться с понятием, следует разобраться с тем, что такое . Термин состоит из двух дефиниций: «со» и «знание». «Со» означается «совместное», а «знание» предполагает информацию. Таким образом, человек получает информацию вместе с кем-то или от кого-то. Осознать – значит осмыслить ту информацию, которую человек получил из внешнего мира.

Однако сознание является лишь частью психической деятельности человека. Здесь еще выделяют подсознание и сверхсознание.

Подсознание примечательно тем, что является багажом того опыта, через который прошел человек. Здесь есть все, с чем человек сталкивался, что когда-либо изучал, что когда-либо испытывал, какие несознаваемые выводы делал, привычки, которые были сформированы по или без его воли, а также все то, что человеком было не замечено, не воспринято осознанно, однако он это пережил, увидел или испытал.

В подсознании хранится вся память человеческой жизни. Его главной функцией является разработка автоматических действий, решений и эмоциональных реакций, чтобы освободить сознание от мыслительных нагрузок. Другими словами, если человек многократно сталкивается со злыми собаками, то уже после первых встреч он разрабатывает такую модель поведения, которую потом начинает использовать, и она вскоре становится его привычной, если дает более или менее желаемый результат.

При достижении целей многие люди сталкиваются с тем, что у них ничего не получается сделать. Часто цели так и остаются нереализованными мечтами, о которых человек грезит и не может понять, почему он их не достигает. Причиной тому является его подсознание, которое уже имеет определенный набор автоматических действий, которые должен совершать человек, не задумываясь, чтобы разгрузить сознание перед новой информацией, которую нужно обдумывать.

Приведем очевидный пример: человек хочет бросить курить. В первый день он может приложить все усилия, чтобы не притрагиваться к сигаретам. Но тут на работе происходит форс-мажор: какие-то рабочие проблемы непредвиденного характера захватывают весь ум человека, который начинает думать над ними. Сознание занято обдумыванием проблем и их решением, при этом оно не контролирует те подсознательные посылы, которые диктуют человеку, как себя успокоить, стабилизировать в с . И здесь человек не замечает, как снова закуривает. Он не может остановить свою привычку, которая уже закреплена в , пока находится в стрессе и сознание занято обдумыванием проблемы.

Но когда все рабочие вопросы решатся, человек снова сможет посвятить свое сознание тому, чтобы контролировать посылы подсознания, пока вновь не будет охвачено какими-то проблемами или новой информацией.

Подсознание хорошо тем, что оно сохраняет весь опыт и наработанные навыки, знания, выводы. Под его влиянием человек действует автоматически, не задумываясь, что позволяет ему быстро реагировать на привычные и ранее знакомые внешние раздражители. Сознание освобождено, отсутствует психическое напряжение, человек действует на автомате, даже если это не дает ему возможности достичь целей, он по крайней мере сохраняет спокойствие.

Подсознание позволяет человеку сохранять спокойствие, поскольку всегда ведет его в те места, где он привык быть, и совершать те поступки, которые дают предсказуемый результат. Это может быть минусом, поскольку привычные поступки не позволяют человеку достичь целей (это то, чего человек еще не имеет, поскольку его привычные действия его к этому не приводят). Подсознание консервативное – оно хранит все то, что человеку понятно и привычно, полностью отвергая все новое. А ведь для достижения целей человек должен совершать непривычные и новые для себя действия.

Еще одной формой психики является сверхсознание. Под ним понимается творческое начало, нераскрытый потенциал человека. Сверхсознание можно назвать генератором новых идей, которые включают в себя необычную информацию, эмоциональные переживания, желание удовлетворить свои потребности.

Сверхсознание является таким же неосознаваемым, как и подсознание. Его задачей является поиск новых решений, идей, выходов из трудных ситуаций. Это так называемые инсайт, интуиция, озарение и прочее, что предполагает осознание человеком новой какой-то идеи, которой он ранее не знал либо не придерживался.

Сверхсознание можно назвать источником эволюции человека, который начинает становиться лучше, универсальнее, совершеннее. Сверхсознание предполагает выход человека за пределы привычной обстановки. Если, к примеру, человек не знает, что находится за дверьми его квартиры, тогда подсознанием можно назвать жизнь в пределах квартиры, где спокойно и все знакомо, а сверхсознанием – выход за пределы квартиры, когда человек начинает сталкиваться с новой информацией, осознавать ее, делать частью своего опыта.

Сверхсознание – это творческая интуиция, когда человек в трудной и даже обычной ситуации находит такой выход, которым никогда не пользовался. Это новое видение мира, это желание совершить необычные для себя действия, это создание, творение.

Минусом сверхсознания является то, что оно способствует разрушению привычного, в том числе традиций, ценностей, былых взглядов на мир и пр. Это то, что так не любит общество, которое подчиняется одним принципам и законам жизни, а теперь должно принимать новые идеи. Это можно сравнить с тем, как люди привычно верили в плоскость планеты Земля и не могли поверить в то, что она круглая.

Сверхсознание – это гипотеза. Человек выдает некую идею в конечном результате, но не может проследить пути ее зарождения и корректировки. Психологи не могут ее до конца изучить из-за неосознаваемости процессов формирования новых идей, которые человек выдает.

Известно, что сверхсознание базируется на эмоциональной сфере человека. Эмоции являются реакциями человека, которые говорят лишь об одном, удовлетворены его основные потребности или нет. Если потребности удовлетворены, тогда человек испытывает радость или счастье. Обычно в такой ситуации сверхсознание не работает. Однако оно становится активным под действием негативных эмоций, когда человек недоволен теми результатами, которые получил. Он начинает естественным образом искать способы удовлетворения своих желаний, чтобы дать себе желаемое спокойствие и счастье. Именно здесь включается сверхсознание, которое направлено на поиск новых путей решения ситуации, в которой человек пока не видит выгодного для себя выхода.

Понятие сверхсознания

Сверхсознание и подсознание являются частями несознаваемой деятельности психики. Сознание является сознательной ее частью. Интерес неосознаваемая часть представляет, поскольку она значительным образом влияет на жизнь человека.

Подсознание является хранилищем опыта, информации, автоматических действий и пр. Так, человек разгружает свой мозг от того, чтобы постоянно обдумывать одну и ту же информацию. Единожды ее познав или сделав вывод, приучив себя к определенной модели поведения, он уже не должен задумываться над этим.

Подсознание хранит все, что человек вобрал в себя: страхи, положительные и отрицательные модели поведения, конфликты, противоречивые понятия и пр. Подсознанию все равно, как человек относится к своим негативным выводам или привычкам. Если он продолжает ими пользоваться, не меняет их, не программирует себя на новые убеждения или модели поведения, значит, эти негативные паттерны являются ему выгодными.

Подсознание хорошо еще и тем, что человек быстро ориентируется в знакомом пространстве. Он не думает, а быстро анализирует, кто и что его окружает и как себя в такой обстановке вести.

Если рассматривать понятие сверхсознания, то оно не контролируется человеком, как и подсознание, и еще менее изучено психологами. Дело в том, что человек сталкивается с конечным результатом деятельности своего сверхсознания – инсайт, гипотеза, новая идея.

Сверхсознание является ситуационным явлением, которое выдает лишь некую идею, корректирующую или незначительно внедряющую что-то необычное. Значительным образом сверхсознание не работает. Оно направлено лишь на выявление нового варианта, модели поведения или идеи, которое можно использовать в ситуации либо отказаться.

Сверхсознание основывается на желании человека удовлетворять свои доминирующие потребности. Вот почему в начале статьи говорилось о том, что человек всегда действует из благих намерений:

  1. Он движим своими базовыми потребностями достичь равновесия, спокойствия и счастья.
  2. При этом он использует те модели поведения, которые обычно привык совершать в конкретной ситуации и при достижении определенной цели (подсознание).
  3. Если человек разовьет свое сверхсознание, тогда он сможет распознать иные способы достижения своих целей с учетом желаний и интересов окружающих, которым он своими поступками не навредит и себе принесет пользу.

Развитие сверхсознания

Самым интересным остается вопрос, как развить в себе сверхсознание. Достаточно трудно на него ответить, если нет четкого понимания того, как протекает процесс формирования новых идей. Однако можно дать рекомендации по созданию способствующих ситуаций, которые могут вызвать инсайты:

  • Игра. Попробуйте поиграть, смоделировав возникшую ситуацию. Побудьте собой, другим человеком, своим оппонентом и т. д. Увидьте ситуацию с разных сторон, чтобы быть способными что-то новое для себя понять.
  • Избавьтесь от убеждений, принципов, установок и пр. Не делите мир на плохое и хорошее, черное и белое, правильное и неправильное. Воспринимайте все в целом, не давая оценок.

Выйдите за ограничения и «заборы» своего сознания. Поставьте цель, которую хотите достичь, и увидьте, что для этого нужно сделать, чтобы прямо к ней прийти.

Итог

Сверхсознание лишь корректирует человеческое поведение. Оно помогает найти новые решения и идеи, которые окажутся более эффективными при удовлетворении своих желаний. Не следует его игнорировать, а лучше развивать.