Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Благодарение после причастия. Благодарственные молитва после причастия

Благодарственные молитвы после святого причащения

(Стихи-увещание: ) Когда же удостоишься благодатного Причащения животворящих таинственных Даров, воспой тотчас, возблагодари усердно. И горячо от души так говори Богу :

Слава Тебе, Боже! (Трижды )

Молитва 1

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но удостоил меня приобщиться Святынь Твоих. Благодарю Тебя, что меня, недостойного, причаститься пречистых Твоих и небесных Даров Ты удостоил. Но, Владыка Человеколюбец, ради нас умерший, и воскресший, и даровавший нам эти страшные и животворящие Твои Таинства во благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай, чтобы они были и мне во исцеление души и тела, во отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру твёрдую, в любовь нелицемерную, в исполнение мудростью, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и Твоего Царства приобретение. Чтобы, сохраняемый ими в освящении Твоём, я всегда помнил милость Твою и жил уже не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, уйдя из здешней жизни в надежде на жизнь вечную, достиг я места вечного покоя, где непрестанный глас празднующих и бесконечное наслаждение взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты – истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение вовеки. Аминь.

Молитва 2, святого Василия Великого

Господи Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мiра ! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю же Тебя, Благой и Человеколюбивый, сохрани меня под покровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться святынь Твоих в прощение грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты – Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебе славу воссылаем с Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3, святого Симеона Метафраста

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сжигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрой меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

Молитва 4

Тело Твоё Святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и Кровь Твоя драгоценная – в прощение грехов. Да будет же мне это благодарение в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твоё сподоби меня, грешника, стать справа от славы Твоей, по ходатайствам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь.

Молитва 5, Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычица Богородица, свет помрачённой моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, стать причастником пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего. Но, Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Источник бессмертия Родившая, оживи меня, умерщвлённого грехом. Милостивого Бога любящая милосердие Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моём, и смирение в мыслях моих, и призвание к помыслам добрым , когда пленён бывает разум мой. И удостой меня до последнего моего вздоха не в осуждение принимать святыню пречистых Таинств во исцеление души и тела. И подай мне слёзы покаяния и благодарения, чтобы мне воспевать и славить Тебя во все дни жизни моей, ибо Ты благословенна и прославлена вовеки. Аминь.

Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля.

Трисвятое.

Слава, И ныне.

Пресвятая Троица.

Господи, помилуй. (Трижды )

Слава, И ныне.

Отче наш.

Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь.

И тропарь святому, чья Литургия совершалась.

Святому Иоанну Златоусту, Тропарь, глас 8

Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать вселенную просветила; нестяжания сокровище для мiра ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.

Слава :

Кондак, глас 6

Принял Ты с небес божественную благодать и устами Твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, по достоинству восхваляем тебя: ибо ты наставник наш, божественное изъясняющий.

И ныне : Защита христиан надёжная, Ходатайство к Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Господи, помилуй. (12 раз )

Слава, И ныне :

Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем.

Именем Господним благослови, отче.

Священник говорит отпуст малый:

Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилует и спасёт нас, как Благой и Человеколюбец.

Мы же: Аминь.

Если же совершалась Литургия Василия Великого, тогда читай:

Святому Василию Великому, Тропарь, глас 1

По всей земле прошёл голос твой, ибо приняла она слово твоё: им ты истины веры богодостойно изложил, природу всего существующего изъяснил, человеческие обычаи благоукрасил, – царственный священник, отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Слава :

Кондак, глас 4

Явился ты непоколебимым основанием Церкви, оделяя всех людей неприкосновенным достоянием, запечатлевая его твоими учениями, открывающий небесное Василий преподобный.

И ныне .

Если же совершалась Литургия Преждеосвящённых Даров, тогда читай:

Святому Григорию Двоеслову, Тропарь, глас 4

Благодать божественную свыше получив, славный Григорий, от Бога, и Его силою укрепляемый, шествовать путём Евангельским ты возжелал, – потому, всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, – Его моли да спасёт души наши.

Слава :

Кондак, глас 3

Подражателем Начальника пастырей Христа явился ты, отче Григорий, сонмы иноков во двор небесный направляя, потому и научил ты овец Христовых заповедям Его. Ныне же с ними ликуешь и радуешься в обителях небесных.

И ныне : Защита христиан надёжная: – см. выше.

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ОСЛАБЛЕНИЕ БЛАГОНАСТРОЕННОСТИ ПОСЛЕ ГОВЕНИЯ И ПРИЧАЩЕНИЯ Чем оно вызваноЖалеете, что благонастроение, приобретаемое говением, Исповедию и Причащением, скоро ослабевает. Это и достойно сожаления, и тем достойнее, что избежать сего в нашей власти… Не надо предавать себя

Из книги Миссионерский молитвослов на русском языке автора Автор неизвестен

МОЛИТВЫ ПОСЛЕ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Молитва благодарственная, первая.Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня,

Из книги 81 молитва на быструю помощь, которая защитит вас от беды, поможет в несчастье и укажет дорогу к лучшей жизни автора Чуднова Анна

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ Эти молитвы желательно читать каждый день.Благодарите Господа за каждый прожитый день, за ниспосланные вам блага, за великий дар – здоровье, за счастье детей. За все, что у вас есть на данный момент, даже если, с вашей точки зрения, этого не так уж и

Из книги Исцели свою жизнь молитвами автора Золотухина Зоя

Благодарственные молитвы, читаемые по выздоровлению от всякой болезни Молитва благодарственная святого Иоанна Кронштадтского «Не смешивай человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем, потому что зло есть случайное несчастье, болезнь, мечта бесовская, но

Из книги Чудо Святого Причащения автора Тулупов Вячеслав

Глава 11 КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо

Из книги Страстная Седмица автора Свт. Иннокентий Херсонский

После причащения Святых Таин I Спаситель и Господь наш, преподав апостолам на Тайной Вечери Тело и Кровь Свою, не присовокупил к тому никакого наставления. Преподанное было выше слова человеческого, и таинство говорило само за себя. Верую, что и ныне для тех из нас, кои не

Из книги Молитвослов автора Автор неизвестен

Благодарственные молитвы по Святом Причащении Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.Благодарственная молитва, 1-яБлагодарю тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПОСЛЕ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!«1 молитва: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня, недостойного,

Из книги Русский Православный Молитвослов автора

Молитвы после Причащения Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!Молитва 1Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и

Из книги Молитвы о любящих и любимых автора Лагутина Татьяна Владимировна

Благодарственные молитвы

Из книги Служебник (рус) автора

Благодарственные молитвы после Святого Причащения Когда же удостоишься благодатного Причащения / животворящих таинственных Даров, / воспой тотчас, возблагодари усердно. / И горячо от души так говори Богу:Слава Тебе, Боже! (3)Молитва 1Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

Благодарственные молитвы по Святом Причащении Молитвы, читаемые дома перед иконами после Таинства Причащения.Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже (осенив себя крестным знамением с земным или поясным поклоном).Благодарственная молитва, перваяБлагодарю Тя,

Из книги Молитвы на каждый день. Необходимые слова для любой жизненной ситуации автора Шевченко В.

Утреннее молитвенное правило Молитвы утренние Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.Затем немного подожди, пока все

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Благодарственные молитвы Молитва благодарственная великомученику и целителю Пантелеймону после исцеления от болезни Святый великомучениче, целителю и чудотворче Пантелеимоне, всеизрядный угодниче Божий и молитвенниче присный христиан православных! Достойно

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Самые сильные молитвы на исцеление автора Берестова Наталия

Благодарственные молитвы после исцеления Молитвы Пантелеймону целителю Святый великомучениче, целителю и чудотворче Пантелеимоне, всеизрядный угодниче Божий и молитвенниче присный христиан православных! Достойно наречен еси Пантелеимоном, еже есть всемилостивый,

Из книги 100 молитв на быструю помощь. С толкованиями и разъяснениями автора Волкова Ирина Олеговна

Благодарственные молитвы Мы привыкли часто обращаться к Богу с просьбами о чем-либо. Когда же Он отвечает на наши молитвы, мы порой забываем о благодарности. Это очень несправедливо. Каждый раз, когда исполняется ваша просьба, приходит решение проблемы или случается

Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков:

  • нельзя в этот день мыться,
  • нельзя есть рыбу, дабы не сплевывать кости, а также ягоду с косточками?
  • Нельзя сплевывать слюну, даже если это мокрота, и что делать если сплюнул?
  • Как быть в случае если младенец срыгнул в этот день?
  • Нельзя целовать причастника, и как быть, если это младенец, которого целуешь 100 раз за день?

иерей Николай Фатеев:
вот что рекомендуется и общепринято:
«Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением. Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо. Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь.По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.»

Как нужно вести себя в течение дня после причащения?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.

Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное — быть в радостном настроении и благодарить Бога.

При причастии надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?

Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта. Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е. Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.

иерей Димитрий Туркин

Говорят, после причастия нельзя христосоваться?

Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?

Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.

диакон Павел Миронов

Что делать с одеждой, испачканной после причастия?

Во время причащения четырёхмесячного сына, отойдя от Чаши, заметила, что у него течет Кровь Христова по щеке. Капелька попала на марлевую салфетку и на кофту. Что делать с кофтой и салфеткой? Галина

Дорогая Галина! Кофточку и салфетку надо сжечь, а пепел закопать в землю (дабы отвратить от попирания,осквернения), можно отнести вещи в храм и попросить, чтобы там сожгли, потому что на них попала Святая Кровь. В следующий раз, когда будете причащать маленького ребенка, постарайтесь быть предельно внимательной, не торопитесь, когда подносите его ко Святой Чаше. В этом необходимо покаяться на исповеди.

Храни Господь Вас и Вашу семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Посмотрите на видео правила поведение после Причастия.

Можно ли после причастия спать и делать поклоны?

Можно ли после причастия прикладываться к иконам?

Можно ли после причастия мыться?


Как поступить православному после причастия

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам.

Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения:

«Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.
Протоиерей Андрей Ткачев

Православные молитвы читаемые после Причастия

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

1-я православная молитва читаемая после причастия

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва святого Василия Великого читаемая после причастия

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты - хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.

​Молитва святого Симеона Метафраста читаемая после причастия

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

4-я православная молитва читаемая после причастия

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя - в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва к Пресвятой Богородице читаемая после причастия

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям - скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Слушать на видео православные молитвы читаемые после причастия


Благодарственные молитвы после Святого Причащения

Когда же удостоишься благодатного Причащения животворящих таинственных Даров, воспой тотчас, возблагодари усердно. И горячо от души так говори Богу:

Слава Тебе, Боже! (3)

Благодарственная молитва, 1-я

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но удостоил меня приобщиться Святынь Твоих. Благодарю Тебя, что меня, недостойного, причаститься пречистых Твоих и небесных Даров Ты
удостоил. Но, Владыка Человеколюбец, ради нас умерший, и воскресший, и даровавший нам эти страшные и животворящие Твои Таинства во благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай, чтобы они были и мне во исцеление души и тела, во отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в исполнение мудростью, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и Твоего Царства приобретение. Чтобы, сохраняемый ими в освящении Твоём, я всегда помнил милость Твою и жил уже не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, уйдя из здешней жизни в надежде на жизнь вечную, достиг я места вечного покоя, где непрестанный глас празднующих и бесконечное наслаждение взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты - истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение вовеки. Аминь.

Молитва святителя Василия Великого, 2-я

Владыка Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мира! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю же Тебя, Благой и Человеколюбивый, сохрани меня под покровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться святынь Твоих в прощение грехов и в жизнь вечную.
Ибо Ты - Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобного Симеона Магистра, 3-я

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты - огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в части тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня, украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их - Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, благосердный Христе мой, и сыном света соделай твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, и сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем во всякий день.

Молитва 4-я

Тело Твоё Святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и Кровь Твоя драгоценная - в прощение грехов. Да будет же мне это благодарение в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твоё сподоби меня, грешника, стать справа от славы Твоей, по ходатайствам всечистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь.

Молитва 5-я, ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, стать причастником пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего. Но, Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Источник бессмертия Родившая, оживи меня, умерщвленного грехом. Милостивого Бога любящая благосердие Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслях моих, и призвание к помыслам добрым, когда пленен бывает разум мой. И удостой меня до последнего моего вздоха не в осуждение принимать святыню пречистых Таинств во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы мне воспевать и прославлять Тебя во все дни жизни моей, ибо Ты благословенна и прославлена вовеки. Аминь.Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

Молитва прав. Симеона Богоприимца

Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (3)

Молитва Святой Троице

Всесвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!

Господи, помилуй. (3)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

.
Молитва Господня

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Тропарь святителю Иоанну Златоусту, архиепископу Константинопольскому, глас 8-й:

Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать/ вселенную просветила; /
нестяжания сокровище для мира ты собрал, / высоту смиренномудрия нам показал. / Но, словами твоими нас наставляя, / отче Иоанне Златоустый, / моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.

Кондак, глас 6-й

Слава: Принял Ты с небес божественную благодать / и устами Твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, / Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, / по достоинству восхваляем тебя: / ибо ты наставник наш, божественное изъясняющий.

И ныне:

[ Если совершалась литургия святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского, читай тропарь Василию Великому, глас 1-й:

По всей земле прошел голос твой, / ибо приняла она слово твоё: / им ты истины веры богодостойно изложил, / природу всего существующего изъяснил, / человеческие обычаи благоукрасил, - / царственный священниче, отче преподобный, / моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 4-й

Слава: Явился ты непоколебимым основанием Церкви, / оделяя всех людей
неприкосновенным достоянием, / запечатлевая его твоими учениями, /
открывающий небесное Василий преподобный.

И ныне: Предстательство христиан непостыдное, / Ходатайство ко Творцу неизменное, / не презри молитвенных голосов грешников, / но скоро приди, ибо Благая, на помощь нам, / с верою взывающим Тебе: / «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, / всегда оберегающая чтущих Тебя!» ]

[ Если совершалась литургия Преждеосвященных Даров, читай тропарь святому Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 4-й:

Благодать божественную свыше получив, / славный Григорий, от Бога, / и Его силою укрепляемый, / шествовать путем Евангельским ты возжелал, - / потому,
всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, - / Его моли, да спасёт души наши.

Кондак, глас 3-й

Слава: Подражателем Начальника пастырей Христа / явился ты, отче Григорие, / сонмы иноков во двор небесный направляя, / потому и научил ты овец Христовых заповедям Его. / Ныне же с ними ликуешь и радуешься / во обителях небесных.

И ныне: Предстательство христиан непостыдное, / Ходатайство ко Творцу неизменное, / не презри молитвенных голосов грешников, / но скоро приди, ибо Благая, на помощь нам, / с верою взывающим Тебе: / «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, / всегда оберегающая чтущих Тебя!» ]

Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога- Слово родившую, / истинную Богородицу - Тебя величаем.

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается::
« Светись, светись, новый Иерусалим, / ибо слава Господня над тобою взошла! / Ликуй ныне и красуйся, Сион! / Ты же радуйся, Чистая Богородица, / о воскресении Рожденного Тобой.»

После причащения да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе Христа принятого.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

Благодарственная молитва, 1-я

Благодарю Тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися Пречистых Твоих и Небесных Даров сподобил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати и Твоего Царствия присвоение; да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не к тому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития исшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость, зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь.

Молитва 2-я, святого Василия Великого

Владыко Христе Боже, Царю веков, и Содетелю всех, Благодарю Тя о всех, яже ми подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим, и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3-я, Симеона Метафраста

Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый и опаляяй недостойныя, да не опалиши мене, Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго. Очисти и омый, и украси мя; удобри, вразуми, и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа, и не ктому селение греха. Да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть. Молитвенники Тебе приношу вся святыя, чиноначалия же безплотных, Предтечу Твоего, премудрыя Апостолы, к сим же Твою нескверную чистую Матерь, ихже мольбы Благоутробне приими, Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ты бо еси освящение и единый наших, Блаже, душ и светлость; и Тебе лепоподобно, яко Богу и Владыце, славу вси возсылаем на всяк день.

Молитва 4-я

Тело Твое Святое, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя Честная во оставление грехов: буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие; в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя грешнаго стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех святых.

Молитва 5-я, ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице Богородице, свете помраченныя моея души, надеждо, покрове, прибежище, утешение, радование мое, благодарю Тя, яко сподобила мя еси недостойнаго, причастника быти Пречистаго Тела и Честныя Крове Сына Твоего. Но Рождшая истинный Свет, просвети моя умныя очи сердца; Яже Источник безсмертия рождшая, оживотвори мя умерщвленнаго грехом; Яже милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих, и воззвание в пленениих помышлений моих; и сподоби мя до последняго издыхания, неосужденно приимати пречистых Таин освящение, во исцеление души же и тела. И подаждь ми слезы покаяния и исповедания, во еже пети и славити Тя во вся дни живота моего, яко благословенна и препрoславленна еси во веки. Аминь.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропарь св. Иоанну Златоустому, глас 8-й:

Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6-й:

От небес приял еси Божественную благодать, и твоими устнама вся учиши покланятися в Троице единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко божественная являя.

Богородичен:

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если совершалась литургия святого Василия Великого, читай тропарь Василию Великому, глас 1-й:

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 4-й:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Явился еси основание непоколебимое церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.

Богородичен:

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Если совершалась Литургия Преждеосвященных Даров, читай тропарь святому Григорию Двоеслову, глас 4-й:

Иже от Бога свыше божественную благодать восприем, славне Григорие, и Того силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси, отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси всеблаженне: Егоже моли, да спасет души наша.

Кондак, глас 3-й:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его: ныне же с ними радуешися, и ликуеши в небесных кровех.

Богородичен:

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует. После причащения принято пить «теплоту» - теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить. Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам. Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью. «С момента причастия Святых Христовых Тайн, - наставлял преподобный Никон Оптинский, - до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет». Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили: - Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех? - Нельзя, - ответил старец Сампсон. - Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия. - Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения? - Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие! Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое. И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал. Несродные стихии не могут существовать вместе. Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами. После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца. Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал: - Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением. «Подмечено, - писал митрополит Вениамин (Федченков), - что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. ОБОБЩЕНИЕ: 1. Мы должны пребывать в размышлении о том, какой страшный в своем величии дар нами получен. Нам нужно благодарить за это Господа и духовно трезвиться, чтобы чем-либо не оскорбить Божественную благодать, которую мы сподобились принять в таинстве Евхаристии. 2. Имея в себе Самого Господа, мы должны употребить время после причастия для углубления нашей духовной жизни, приобретения добродетелей, борьбы со страстями и греховными привычками. 3. Обитающий в нас Господь неизмеримо усиливает наши духовные силы. Поэтому период времени, следующий за принятием Святых Даров, бесценен. Им надо дорожить и его необходимо использовать разумно.