Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Значение уроков технологии в начальной школе. Главные компоненты методики урока технологии


Ведущие виды деятельности Дошкольное детство – игра 7 – 9 классы – общение Начальная школа + 5, 6 кл. – учебная деятельность классы – учебная деятельность, самоопределение


Учебная деятельность Умения: Мыслить (наблюдать, сравнивать, анализировать, проводить аналогии синтезировать, обобщать) Планировать свою деятельность (искать возможные пути решения учебной задачи, выстраивать последовательность решения) Выполнять самоконтроль и итоговый контроль


Этапы формирования мышления предметное (до 3- х лет) образно (наглядно)-предметное (дошкольники) абстрактно-логическое (к 12-ти годам, +,-) НШ от предмета или образа к слову, понятию Ребенок начальной школы не имеет физиологической возможности мыслить абстрактно-логически, т.к. у него еще не сформированы соответствующие структуры мозга (Внимание! Математика, русский язык). Дошкольник словесно-логическое (сравнение, классификация, описание наблюдаемого процесса) образно-логическое (до 12-ти лет +,-)


Планируемые результаты ФГОС НОО Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: (управление своей деятельностью) принятие цели, планирование, контроль и коррекция;, оце нка Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символи- ческих средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие определение границ собственного знания и «незнания» Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат Ок М Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом ПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Программа формирования УУД самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен- ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью планирование контроль и коррекция оценка Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества М е т а п р е д м е т н ы е Л и ч н о с т н ы е наглядность


Методика реализации содержания ФГОС объяснение, наглядный показ, пошаговый диктант работа по инструкции создание ситуаций для открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Два пути в обучении Цель ФГОС – научить добывать знания Предметные результаты Предметные, метапредметные и личностные результаты Передача знаний (репродуктивный) Обучение умению добывать знания (продуктивный)


Цель Формирование ЗУН Основной дидактический подход Репродуктивный Содержание От готового правила, образца к упражнениям на закрепление Методика Объяснение учителя правила, способа Организационн ые формы Max фронтальные, min групповые Сравнение дидактических подходов Научить добывать ЗУ Продуктивный Нет готового знания - -предметная и иллюстративная среда; - вопросы для поиска ответа (правило или способ деятельности). После «открытия» упражнения на закрепление Поиск учащимися нового правила, способа Max групповые, min фронтальные


Механизм освоения нового понятия и способа действия: «Как без внешних предметов нельзя сформировать понятие, так и без внешнего действия (предметно-практической деятельности) не может быть сформировано мыслительное действие» (Талызина Н.Ф.) Предметдействие с нимспособ Технология


Уроки технологии - уникальная психологическая и дидактическая база – предметно-практическая деятельность, как основной путь (для дошкольников и младших школьников) познания окружающего мира, формирования универсальных учебных действий (УУД); на уроках технологии сочетаются устные рассуждения с продуктивными практическими действиями с реальными объектами; уроки технологии создают важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы Окружающий мир младший школьник познаёт, хочет и может познавать только в реальной предметно-практической деятельности Почему учебный предмет «технология» обладает мощным развивающим потенциалом?


Анализ задания (выделение известного и неизвест- ного) Затруд- нение (проблема) Само- контроль Само- оценка Мотивация, познавательная информация осозна ние форм улиро вание Практиче ский поиск решения проблемы Самостоятель ное выполне- ние задания Планирование практической деятельн-ти выбор решен ия «Не мыслям, а мыслить надо учить» Иммануил Кант Структура учебной деятельности на уроке технологии Самостоятельная поисковая деятельность


Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов Элементы материаловедения Технологические операции (знаю как) 1. Разметка деталей (по шаблону, с помощью чертежных инструментов, копирование и др.) 2. Выделение деталей из заготовки (разрывание, отрывание, резание и др.) 3. Формообразование (сминание, сгибание и др.) 4. Сборка изделия (склеивание, сшивание и др.) 5. Отделка деталей, изделия (окраши- вание, аппликация, вышивка и др.) Это изучается на уроках технологии. (примерные темы) Элементы конструирования Виды и свойства материалов Детали, их форма, вид соединения (подвиж- ный, неподвиж- ный)


Изучение основных технологических знаний и умений по классам (темы уроков) 1 класс Разметка: - свободным рисованием; - сгибанием, - по шаблону, трафарету. Выделение детали из заготовки: - отрывание; - резание ножницами. Сборка изделия: - склеивание. Отделка: - раскрашивание; - аппликация; - рисование и др. 4 класс Освоение новых технологий и художественны х техник на основе изученных. Использование освоенного для выполнения творческих проектов. Сборка изделия: - сшивание (петельная и крестообразная строчки). 2 класс Разметка: - с помощью чертежных инструментов (плоские формы), - копирование. Выделение детали из заготовки: Сборка изделия: - сшивание (прямая строчка). Отделка: - вышивка; -блестки; - бусины и др. 3 класс Разметка: -с помощью чертежных инструментов (объемные развертки). Выделение детали из заготовки: -резание канц.ножом. Сборка изделия: - проволока; -щелевые замки; - сшивание (косая и петлеобразная строчки).



Ключевые моменты сценария урока технологии (обучающий урок) Тема: Задачи: обучающие (предметные) 1. Научить … 2. Совершенствовать … развивающие (метапредметные) воспитательные (личностные) Анализ образца (см. след. слайд). 90% - известные способы, 1 % - неизвестное зн.,ум. Приемы открытия новых знаний и умений Обобщение Разметка деталей по шаблону приемам разметки деталей по шаблону умение резать ножницами, аккуратно наклеивать, подбирать цвет Координация, внимательность, логические операции, установление аналогий… Уверенность в себе, уважение к чужому труду… Что нового узнали, чему научились?



Методические приёмы открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Анализ источников информации (изделия, образцы, учебник, рабочая тетрадь, инструкционная карта, схема, информация на электронных носителях-CD, Интернет и др.). Демонстрация сложной конструкции в разборе (использование полуфабриката для разборки конструкции перед учащимися). Пробные поисковые, тренировочные упражнения (поиск способа выполнения технологического приёма). Перенос известного в схожую, новую ситуацию (изучение нового материала в сравнении с известными). Практическое исследование объекта (свойства материалов, конструктивные особенности…)


Критерии оценки деятельности учащихся на уроке Качество (отдельного нового изученного приема, операции и в целом работы). Творчество (оригинальные конструкторско- технологические решения, предложения). Самостоятельность (при открытии нового знания, и в целом в процессе всей работы): - вместе с учителем; - с помощью учителя, детей; - полностью самостоятельно (предметный) (метапредметный) (личностный, метапредметный - УУД)



Особенности уроков технологии

Подготовка и проведение уроков технологии в начальной школе

План:

1. Особенности уроков технологии.

2. Типы и структура урока технологии.

3. Планирование учебной работы. Подготовка учителя к уроку технологии.

Литература:

Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. М. Конышева. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 192 с. - 30000 экз. - ISBN 5-7695-03947.

Методика преподавания труда с практикумом [Текст]: курс лекций / Т. Н. Зотова; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. - 172 с. - 100 экз.

Педагогическая практика для студентов ОЗО факультета учителœей начальных классов по специальности ʼʼПедагогика и методика начального образованияʼʼ [Текст]: методическое пособие / Л. Я. Кульбякина, Т. А. Брагина, Л. Г. Колтакова, Е. В. Островская и др.; Под ред. Л. Я. Кульбякиной, Е. В. Островской; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. – 106 с. - 100 экз.

Контрольные вопросы:

1. Выделите особенности уроков технологии в начальной школе.

2. Назовите типы и опишите структуру урока технологии.

3. В чем заключается подготовка учителя к уроку?

5. Каковы возможности использования предмета ʼʼТехнологияʼʼ для кружковой работы в начальной школе?

Термины и понятия:

календарный план, перспективное планирование, репродуктивный урок, творческий урок, творчество, урок-опыт, урок-практикум.

Цели:

Раскрыть особенности подготовки и проведения уроков технологии в начальной школе.

Отличительная особенность уроков технологии состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, а практические действия с предметами обеспечивают ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. И именно уроки технологии предоставляют для этого уникальные возможности. Здесь ученики работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: тяжелые и легкие, гладкие и шероховатые, твердые, хрупкие и мягкие, пластичные и т.д. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической деятельности, когда ученик должен учитывать в каждом действии свойства материалов, более ценен.

Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее ʼʼувидетьʼʼ многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается ʼʼв умеʼʼ, мы стремимся по возможности смоделировать на предметах. Смысл этих действий состоит в том, что человек просто использует закономерность: мыслительная деятельность облегчается, в случае если она сопровождается моторной, практической деятельностью.

К особенностям урока технологии относится требование тратить основное время (до 80%) на практическую работу, иначе трудовые умения просто не будут сформированы.

Третья особенность, учитель постоянно вынужден считаться с тем, что всœе дети работают с разной скоростью и подтягивание их под общий ритм (делай, как я, делай вместе со мной) не дает желаемых результатов, учитель устает, дети шумят, изделия получаются плохими.

Четвертая особенность, несмотря на то, что авторитет учителя в младших классах высок, деловая обстановка на уроке технологии удерживается только тогда, когда он идет в плотном, насыщенном (но не быстром) темпе, на высоком уровне заинтересованности детей. Интерес же удерживается, в случае если у ребенка хорошо получается работа. А для этого он должен понять задание и путь его осуществления, запомнить план работы и без излишних затруднений его реализовать. По этой причине учителю крайне важно правильно строить урок, подкрепляя каждый его этап не просто отдельными средствами обучения, а их комплексами, которые обеспечат достижение цели, создадут условия для самостоятельной работы в индивидуальном ритме.

На уроках технологии большое значение имеет также обстановка психологической разгрузки. Созданию такой обстановки помогает неспешность в работе, спокойная, размеренная деятельность детей. При этом не следует смешивать её с вялостью и скукой, которые имеют в высшей степени отрицательное воздействие на ребёнка. На уроке должен быть психологический комфорт: нормальный эмоциональный тонус, продуманная смена видов деятельности. Это и обеспечивает органическую связь обучения с творчеством в ручном труде.

Еще одной особенностью является то, что большое значение имеет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Эта проблема не теряет своей актуальности. Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский (28.9.1918 – 2.9.1970) писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и др.), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), т.к. руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. Иван Михайлович Сеченов (13.8.1829 – 15.11.1905) был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределœенности развития движений ребенка, как результат созревания определœенных нервных структур.
Размещено на реф.рф
Он писал, что ʼʼдвижения руки человека наследственно не предопределœены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средойʼʼ.

Какой вывод из всœего этого следует? Уроки ручного труда, с их уникальными образовательными и развивающими возможностями, просто необходимы в современной школе, в т.ч. в школах самых серьезных образовательных ориентаций (скажем, в математических, языковых и пр.).

Особенности уроков технологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности уроков технологии" 2017, 2018.

Ребенок, становясь школьником, продолжает приобретать навыки на уроках технологии, или, как их называли в советское время, уроках труда. В начальной школе, в возрасте от 7 до 10 лет, учащиеся осваивают новые для них подручные материалы и совершенствуют приобретенные ранее (в детском саду) навыки. Предлагаем рассмотреть, как сделать для первого класса программу «Технологии» более увлекательной и интересной. Такие уроки точно понравятся младшим школьникам.

Предмет «Технология» в 1-м классе

Предмет «Технология» имеет практическую направленность в развитии ребенка. Данный предмет является опорным в формировании у школьника системы универсальных действий процесса обучения. В предмете «Технология» заложены все элементы образовательной деятельности (постановка задачи, ориентирование в ней, планирование, нахождение практического способа решения, наглядный результат). Ребенок, практикуясь на уроках технологии, выстраивает алгоритм верных действий процесса обучения и на других школьных предметах. Практическая работа на уроках технологии является средством всестороннего развития школьника и становления его личностных качеств, значимых в социуме.

Разработан курс предмета «Технология» (программа 1 класса) по ФГОС - Федеральному государственному образовательному стандарту. ФГОС действует в нашей стране с 2011 года. Предусмотрены уроки технологии (1 класс) в «Школе России» по ФГОСу, «Перспективе» и других традиционных видов программ обучения.

Основные задачи курса в начальной школе

Уроки технологии преследуют комплекс задач и целей. Среди них:

  • познание окружающего мира как целостной картины, осмысление единства человека и природы;
  • развитие эстетического и художественного вкуса, образного мышления, развитие творческого потенциала;
  • осознание многонациональности страны и патриотизма, в результате знакомства с народами России и их ремеслами;
  • освоение разных трудовых навыков и умений, осмысление технологического процесса, формирование базы конструкторско-технологических умений с применением технологической карты;
  • формирование ответственности за качество и результат своей работы;
  • умение работать в новых условиях и с новыми материалами, мотивация на положительный результат;
  • составление плана действий и способов его реализации;
  • формирование чувства сотрудничества, уважения чужого мнения, взаимодействие с другими детьми в рамках правил;
  • формирование собственной оценки изделия и работы, осознание ее недостатков и достоинств.

Примерная структура урока технологии в 1 классе

Теперь поговорим подробнее о структуре. Уроки технологии в 1 классе (по ФГОСу) подразумевают организаторскую деятельность учителя на уроке и установление им Структура уроков технологии может включать следующие моменты:

  • теоретические (вводная часть урока, сообщение и объяснение темы);
  • ознакомление с материалом, наблюдение и опыты (знакомство с новыми материалами и их свойствами, при необходимости проводится показ приемов технических моментов);
  • анализ образца изделия или отдельных его частей (осмысление формы изделия, его структуры и предназначения);
  • составление плана действий для изготовления изделия (проведение учителем краткого устного инструктажа, обсуждение с учениками последовательности действий);
  • практическая часть (освоение и выполнение учащимися технологических операций в соответствии с поставленной целью);
  • итоговая часть (подведение итогов по освоению теоретических и практических занятий, анализ результатов работы).

Примеры практических работ с природными материалами

В начале учебного года уроки технологии для 1-го класса целесообразно начинать с изучения природы в целом и природных материалов. Для проведения практических занятий по теме «Природа и мы» отводится от 5 до 7 часов. Первые 1-2 занятия по планам «Технологии» 1 класс посвящены направлениям:

  1. Городская природа и сельская природа. Рукотворный мир.
  2. Творчество и природные материалы.

Следующие часы отведены практическим работам с природным материалом. Содержание данных работ может включать в себя такие понятия, как виды и наименования природных материалов, способы и приемы работы с ними, сбор и организация правильного хранения, сушка, покраска природных материалов. Темы для проведения практических уроков на тему «Природа и мы», могут быть такими:

  1. Аппликации из осенних листьев и семян. В качестве художественного дополнения можно применять вырезанные элементы из цветной бумаги, а также художественное оформление с помощью
  2. Изготовление фигурок (животные, насекомые, человечки, грибочки) из веточек, шишек, каштанов, желудей. Вспомогательный материал - пластилин.
  3. Композиция из листьев и веточек. Составление орнамента из них.

Примеры практических работ с пластилином

Для уроков технологии в 1 классе, посвященных работе с пластилином можно выделить 4-5 учебных часа. Учителю рекомендуется рассказать первоклассникам о свойствах пластилина, о правильной, аккуратной работе с ним (использование специального ножа и дощечки) и показать основные приемы работы с этим материалом.

Варианты практических работ с пластилином весьма разнообразны. Например, для первых уроков подойдет изготовление Простые формы яблока или груши из пластилина соответствующего цвета под силам станет сделать каждому ребенку. Для этого необходимо продемонстрировать образец фрукта, затем рассказать, как отсечь нужное количество пластилина и какую форму (круг, овал, грушевидную) придать заготовке. Из коричневого цвета сделать плодоножку фрукту, и добавить плоский зеленый лист для красоты.

Более сложным станет изготовление пластилиновой гусеницы, так как звенья ее туловища дети должны скатать и сделать одинакового размера, а затем скрепить между собой. На голове должны быть глаза, рот, нос гусеницы, а также усики.

Интересным будет вариант урока в технике «рисования пластилином». Это скатывание жгутиков из пластилина, с последующим укладыванием этих жгутов на лист с прорисованным контуром (например, бабочка, гриб, снеговик и т. д.). Получается своего рода объемный рисунок.

Изготовление бумажных изделий

Большое место курса технология 1 класс «Школа России», около 15-16 часов, уделяется изготовлению разных видов бумажных изделий. Ребенок на этих уроках (с помощью учителя) должен уметь организовывать рабочее место, знать правила безопасного обращения с ножницами, осваивать новые навыки (вырезание, склеивание и т. д.).

К видам бумажных работ относится изготовление аппликаций, работа с использованием шаблонов, вырезание по ним, квиллинг, изготовление оригами и бумажных украшений на Новый год, изготовление объемных рисунков из скатанных шариков салфеток и многое другое.

Аппликации, мозаики и украшения из бумаги

Вариантов аппликации, изготовленных на технологии в 1 классе, может быть множество. От простых, где крупные детали не требуют филигранной вырезки (ваза с цветами, снеговик, домик) до сложных композиций (подводный мир, пейзаж, украшенная елка, цветочная поляна и др.). Перед изготовлением аппликаций важно сделать набросок, эскиз.

Объемные мозаики можно изготавливать в технике сминания с последующим приклеиванием однотонных салфеток нескольких цветов. Рисунок для таких мозаик должен быть достаточно крупным и схематичным (рыба, корабль, машина, цветок и др.) и также прорисован с видимыми для ребенка границами.

Знакомые с детства родителям бусы из звеньев цветной бумаги и снежинки на окна актуальны и сейчас. Аккуратно вырезанные полоски из цветной бумаги, склеенные в кольца между собой отлично развивают мелкую моторику. А вырезание снежинок учат терпению и усидчивости. Для удобства узор снежинки необходимо нарисовать заранее.

Работа с текстилем и фурнитурой

Раздел уроков технологии, связанных с текстилем, включает в себе 5-6 учебных часов. На этих занятиях ребенок изучает виды тканей, осваивает работу с ними, узнает о мерах безопасной работы с иглами и ножницами, постигает основные приемы кроя.

Среди текстильных занятий для 1 класса можно выделить изготовление тряпичной куклы, освоение простейших видов швов, пришивание пуговицы, простейшую вышивку, вышивку крупным бисером.

Куклы, пуговицы и швы

Для изготовления тряпичной куклы на уроке технологии потребуется светлая натуральная ткань или марля, цветные лоскутки ткани, наполнитель вата, ножницы и нитки. В центр квадратного отрезка светлой ткани необходимо положить небольшой кусочек ваты, и с помощью ниток сформировать голову и руки куклы. Нарисовать ей лицо. С помощью цветных лоскутов сделать наряд и головной убор кукле.

Основную работу на текстильных занятиях необходимо уделить освоению швов. Основные виды швов: простая строчка, строчка прямого стежка, строчка стежков с перевивом змейкой, строчка стежков с перевивом спиралью.

Если детьми уже освоено умение пришивать пуговицы, можно попробовать сделать с ними вышивку из пуговиц в виде медвежонка, цветка, гусеницы, человечка и т. д.

В методике преподавания технологии для классификации уроков используется различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по собственным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок. Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок: представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система, которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Структура комбинированного урока следующая: организационная часть, сообщение темы и целей занятия; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала и его закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущие инструктирование учителя; итоговая часть.

Теоретические уроки проводятся при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала. Они учатся чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии. Структура теоретического урока может включать в себя организационную часть, сообщение его темы и целей, изложение материала, закрепление его путем краткого опроса учащихся, работу по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.

Практический урок: ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими инструментами. Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры. Примерная структура практического урока следующая.

Организационная часть обычно несколько сложнее, чем у теоретического урока, поскольку на практическом занятии, кроме собственно учебного, организуется и трудовой процесс.

Итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке. На протяжении всего урока проводятся инструктажи, вводный, текущий и заключительный. Завершается урок уборкой рабочих мест.

Урок лабораторная работа. Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер.

Примерная структура урока-лабораторной работы следующая: организационная часть; сообщение темы, целей и задач, изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление; выдача заданий на лабораторную работу; ее выполнение; подведение итогов лабораторной работы и всего урока.

Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. На нем ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки производственных процессов.

Структура урока решения технических задач такова: сообщение темы и целей занятия; изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач и его закрепление.

Контрольно-проверочный урок: имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно по окончанию изученной темы, а также в конце четверти, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.

Примерная структура контрольно-проверочного урока: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; выдача задания на контрольную практическую работу; выполнение контрольной работы; подведение ее итогов и урока в целом.

Организация работы учащихся на уроке технология

Обучение технологии в общеобразовательных учреждениях носит в основном практический характер. Большая часть учебного времени отводится на самостоятельную учебно-трудовую деятельность учащихся. Поэтому на этих уроках очень важно правильно ее организовать, чтобы она была целесообразной и эффективной с учебно-познавательной, организационно-технической и экономической точек зрения, что позволит им успешно овладевать имеющимся опытом технической деятельности, на основе которого у них будет формироваться свой опыт в области технологии. В практике обучения технологии получили распространение следующие формы организации учебно-трудовой деятельности учащихся: фронтальная, бригадно-звеньевая, индивидуальная.

При фронтальной форме организации работы все ученики выполняют одинаковые учебно-трудовые задания, продвигаются по учебному процессу как бы единым фронтом. Инструктирование учащихся (вводное, текущее и заключительное) и контроль за их работой осуществляются учителем одновременно для них всех. Эта организация учебной работы используется обычно в начальный период освоения рабочих приемов и трудовых операций. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всей группы. Например, если в кабинете технологии 3-4 швейные машины или в учебной мастерской по деревообработке столько же токарных станков, то организовать фронтальную работу группы учащихся нельзя. В этом случае обычно их работа организуется звеньями или по графику.

Положительной стороной фронтальной организации труда учащихся на уроке является то, что каждый из них, работая в коллективе, в то же время выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца, осваивая при этом все трудовые операции, и видит конкретный результат. Вместе с тем фронтальная организация работы учащихся на уроке имеет свои недостатки. Как уже отмечалось, ее нельзя организовать, если нет возможности обеспечить всех необходимым оборудованием и инструментами. К тому же индивидуальные особенности и различные познавательные возможности учащихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий.

Бригадно-звеньевая организация работы предполагает деление группы занимающихся на уроке на отдельные звенья или бригады и выдачу каждому звену или бригаде своего задания. Внутри звена ученики обычно выполняют одинаковую работу. Например, на занятиях по технологии обработки тканей звено учеников в составе 3-4 человек работают за швейными машинами, а остальные учащиеся занимаются обработкой ткани вручную. В бригаде чаще всего выполняют работу с разделением труда, т.е. каждый делает только часть общей работы.

Наиболее распространена на занятиях по технологии индивидуальная форма организации учебной работы. Как правило, учащиеся при этом выполняют общее задание. Но если учитель хорошо изучил своих учеников, знает возможности каждого, то может давать им задания индивидуального характера. Индивидуализация технологического обучения создает благоприятные возможности для развития личности каждого ученика.

В помощь начинающему учителю по технологии прилагается словарь по тканям, из книги Ирины Журавлевой “Ткани” в Приложении 1 . Вам необходимо сделать только подборку тканей.

Урок технологии в начальной школе
(изготовление аппликации ко Дню защитника Отечества).
Цель: формирование эстетическо­нравственной направленности у младших
школьников, развитие регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
 формировать у детей знания о празднике «День защитника Отечества».

закрепить знание военных профессий: танкист, моряк, летчик,
пограничник, подводник;
 расширить практические навыки по изготовлению аппликаций;
 развивать внимание, воображения, творческие способности;
 развивать умение планировать свою деятельность;
 воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подарка своими
руками.
Оборудование:
Мультимедийный проектор для демонстрации презентации; аппликация ­
образец;
для каждого ребенка: распечатанное стихотворение, надпись
«Поздравляем!», эмблемка с якорем, треугольник – тельняшка, набор
шаблонов, картон, цветная бумага, альбомный лист, ножницы, карандаш, клей,
черный фломастер.
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Подготовительная часть занятия.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)
Мишка – моряк Николай Дик
Косолапым часто мишку
Называют ребятишки.
Вовсе это и не так ­
Мишка ходит как моряк.
Моряки в открытом море
Научились поневоле,
Чтоб за борт не угодить,

Вперевалочку ходить.
Вот и ходит мишка важно,
Как морской моряк отважный,
Вдаль внимательно глядит
И без толку не рычит.
Так что зря его ребята
Называют косолапым,
Вовсе это и не так ­
Мишка ходит как моряк.

III. Практическая часть.
1. Исследование:
­ Показ аппликации. Нравится ли вам аппликация? Как вы думаете, для чего
изготовлена данная работа?(Чтобы можно было подарить). Кому ее можно
подарить? На какой праздник?
Приближается мужской праздник – День Защитника Отечества.
­ Кого называют защитниками? Защитниками Отечества?
­ Какие роды войск вы знаете?
­ В каких войсках служили ваши папы? (если не знают, посоветовать дома
расспросить)
­ В праздник приятно получить подарок. Надо успеть приготовить подарки
папам и дедушкам. Конечно же, самым желанным и оригинальным станет
подарок, сделанный своими руками.
­ Внимательно рассмотрите готовую аппликацию. Какие материалы и
инструменты необходимы для ее изготовления?
(Для изготовления открытки понадобиться лист цветного картона, который
будет основой аппликации, цветная бумага, белый лист, простой карандаш,
клей и ножницы.)
­ Приятно ли получить в подарок работу, выполненную небрежно? Ваше
старание – залог аккуратной аппликации.
2. Подготовка к практической части. Техника безопасности:
Чтобы работа принесла радость вам и вашим близким, она должна быть
прежде всего безопасной. Вспомним правила безопасной работы с ножницами
и клеем. (Ответы детей)
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и
заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на
данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно
прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
3. Практическая работа
– А сейчас можно приступить к практической работе.
Презентация сопровождает этапы работы
­ Какой цвет картона предпочтительнее использовать для фона? Почему не
желательно синий? Коричневый?
­ Готовим основание­ на лист цветного картона приклеиваем белые полоски­
рамку.­слайд 3
­ С обратной стороны приклеиваем поздравление в стихах­ слайд 4

Спасибо, милый папочка,
Что ты достался мне!
Люблю улыбку ясную,
Она ­ как свет в окне!
Хочу, чтобы ты был счастлив,
Успешен и здоров!
Ты ­ самый замечательный
И лучший из отцов!
­ Обводим, вырезаем и приклеиваем мишку.­ Слайд 5
­ Из синей бумаги вырезаем рубашку и одеваем ее на мишку.­ Слайд 6
­ Приклеиваем уголок­ тельняшку. -Слайд 7

­ Приклеиваем ушки, нос, лапки из светло­розовой бумаги. -Слайд 8
­ Добавляем глазки, носик черного цвета.- Слайд 9
­ Одеваем белую шапку-Слайд 10

­ Добавляем лужицу и кораблик. Важно, чтобы кораблик не сливался с
фоном. Парус приклеиваем только за уголки, придав ему объемность.­ Слайд
11
­ Украшаем шапку якорем, приклеиваем надпись «Поздравляем!».­ Слайд 12