Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

В чём была суть американской программы СОИ? Советские звездные войны глазами американцев Стратегическая оборонная инициатива.

Холодная война являлась не только крупнейшим геополитическим событием XX века, но и стала сильнейшим катализатором научного прорыва в области военных технологий. Соперничество двух сверхдержав породило виток гонки вооружений, которая вылилась в массу прорывных технологий и концепций.

Яркой военной концепцией стала программа, выдвинутая тогдашним президентом США Рональдом Рейганом «Стратегическая Оборонные Инициативы». Также такая программа получила яркое название в прессе - «Программа звездных войн» СОИ.

Стратегическая оборонная инициатива

Программа «Стратегическая оборонная инициатива» США предусматривала активное использование вооружений в космическом пространстве. Околоземная орбита Земли не была активно задействована в военных целях (кроме использования спутников шпионов).

США первыми задумались о выводе системы вооружений на орбиту.

Для отработки нападения либо защиты от нападения со стороны СССР. Кроме того, на программу «Звездные войны» возлагали большие надежды не только военные, но и частные компании, связанные с космосом, так как это сулило многомиллиардные контракты.

Сущность программы заключалась в уничтожении ядерных боеголовок противника на околоземной орбите, тем самым создавая надежную систему противоракетной обороны по периметру всей территории.

Ядерная доктрина США рассчитана и предполагает нанесение ядерного удара как ограниченной, так и полной мощности первыми, в случае угрозы национальным интересам даже за пределами собственной территории.

Советская доктрина предполагала массированный ответный удар.

Стремление полностью обезопасить территорию всей страны также имело немало политических выгод для администрации президента. Прежде всего программа «Звездных войн» связана с тем, что наличие подобной системы обороны позволило бы США уверенно диктовать свою волю не только Советскому Союзу, но и всему миру, что означало бы мировую гегемонию.

После разрядки между СССР и США в 70 годах наступил очередной виток враждебной конфронтации и еще большего вооружения обеих стран. Американцы, разрабатывая планы нанесения удара по территории СССР, боялись лишь ответных действий, так как ответный удар ядерным оружием со стороны СССР со 100% вероятностью полностью уничтожил бы США как государство. Именно поэтому в США и начали предпринимать шаги по созданию гарантированного средства защиты.

Проект предполагал наличие целого ряда средств поражения боеголовок.

Начало разработки в США программы СОИ осуществлялось еще в конце 70 годов, естественно, в режиме строгой секретности. Рейган, объявляя в своей знаменитой речи об империи зла и программе «Звездных войн», делал лишь рекламный ход - концепция ни тогда, ни сейчас не может быть реализована на нынешнем уровне развития технологий.

Разработка проходила также в режиме высокой секретности на протяжении всех 80-х годов и потребовала финансирования в несколько десятков миллиардов долларов.

Политическое руководство в лице Рейгана торопило ученых и работы по программе «Звездных войн» шли сразу в нескольких альтернативных направлениях. Проходили испытания электромагнитного, лазерного и оружия на иных физических принципах.

Над американской СОИ работали все оборонные предприятия.

Конечной целью проекта являлось полное покрытие территории Северной Америки и максимальная минимизация урона.

Планировалось закончить изготовление и внедрение комплекса до конца 90-х годов, в это время система ПРО охватывает большую часть территории страны. Однако, разработчики программы СОИ в 1983 году столкнулись с массой проблем, которые не позволили в итоге реализовать проект.

Эти проблемы носили как финансовый характер, так и чисто прикладной - невозможность реализации некоторых стадий СОИ в США при уровне технологического развития. Итогом стало полное фиаско программы «Звездные войны».


Разработка программы закончилась в конце 80-х годов. По некоторым данным, на нее было потрачено около 100 млрд долларов. Однако, несмотря на провал внедрения данной системы, наработки успешно применялись в иных оборонных областях. Нынешняя система ПРО, размещенная в Европе, является лишь маленькой частью нереализованных планов американцев.

Компоненты СОИ

Программа СОИ «Звездные войны» Рейгана представляла сочетание нескольких составных частей, в которые входили:

  • Наземная часть - составляла каркас системы.

С земли осуществляется управление автоматизированными процессами наведения и уничтожения боеголовок. Управление данными процессами осуществляется системами комплекса противоракетной обороны США - NORAD. Этот центр управления координирует действия космических объектов, отслеживать угрозу в виде одиночных или массированных пусков вражеских ракет и принимать окончательное решение об ответном ударе и использовании системы ПРО.

После получения сигнала из космоса или наземных РЛС о начале массового запуска система противоракетной обороны активирует пусковые шахты наземного базирования с ядерными боеголовками с помощью сигнала и подготовить ракеты к старту.

Сигнал об угрозе рассылался во все органы и военные части.

Кроме того, сигнал получали и спутники на орбите, которые должны были ретранслировать сигнал на орбитальные элементы системы ПРО об уничтожении подлетающих баллистических ракет. Орбитальные элементы должны определенным способом (электромагнитным, лазерным, волновым или же ракетами перехватчиками, расположенными на орбитальных боевых платформах).

  • Наземная система перехвата должна была стать вторым и последним эшелоном уничтожения вражеских ракет , после их прохождения космической ПРО.

Система по договору между США и СССР прикрывает оперативные районы - Вашингтон и база на горе Шайенн (NORAD). В действительности функционирует лишь вторая система ПРО.

Часть представляет собой пусковые установки со специализированными ракетами, которые способны перехватывать носители на низкой высоте. Такие боеприпасы сами снабжены ядерным зарядом (так как точность перехвата при огромной скорости боеголовки невысока и для уверенного перехвата требуется покрытие по площадям).

  • Главной составляющей должна была стать группировка космических аппаратов различного принципа действия.

Аппараты предполагалось разделить на два основных типа: спутники, которые сигнализируют о начале ядерной атаки и устройства, которые должны выводить из строя прилетающие боеголовки на околоземной орбите при помощи определенного вида излучения.

Тип уничтожение ядерных боеприпасов оставался открытым на повестке дня - проводились различные эксперименты с лазерным оружием, излучением электромагнитных волн и иными. В результате ни один из видов не гарантировал 100% уничтожения боеголовки, что послужило главной причиной отмены все программы.

Ни один из видов не гарантировал 100% уничтожения боеголовки.

Спутники должны сбивать ракеты еще на подлете, без причинения существенного урона территории США.


СОИ — это система уничтожения целей боевыми космическими аппаратами

После уничтожения боеголовок предполагалось направляющим ударом уничтожить стратегические объекты на территории СССР или же в случае нанесения удара первым и отражения остаточного удара советской армии. Также данные устройства должны были вывести из строя советскую космическую орбитальную группировку, тем самым ослепив противника.

После заявления Рейгана в 1983 году о начале работы над проектом «Звездные войны» советское руководство сильно обеспокоилось угрозой нейтрализации ответного ядерного удара и приняло решение о разработке ответных мер. В создании этой системы участвовали известные оборонные КБ страны.

Изменения касались разработки нового типа межконтинентальных ракет, способных преодолеть большинство компонентов ПРО. Также усовершенствования коснулись системы управления войсками в случае вывода основных узлов управления из строя.

в этом году на вооружение была принята новая ракета под индексом р-36М «Воевода»

Такие работы увенчались полным успехом. К 1985 году на вооружение была принята новая ракета под индексом р-36М «Воевода», получившая на западе название «Сатана» модернизированная с момента внедрения в 1970 году. Ядерный боеприпас наделен высокими скоростными характеристиками.

Ракета базируется в шахте и во время старта имеет минометный тип выброса, что позволяет развить стартовую скорость в 230 км/ч (благодаря конструкции двигателей ракета стартует даже в условиях ядерного облака).

После разгона ракета выходит на околоземную орбиту и отстреливает тепловые ловушки (проблему борьбы с ложными целями американцам решить не удалось). Спускаясь по орбите, боеголовка разделяется на 10 боевых частей, каждая из которых несет заряд мощностью в 1 мегатонну (эквивалента тротила хватит для уничтожения города миллионника).

Также разработана система управления стратегическим вооружением, получившая название «Периметр», а на западе «Мертвая рука». Принцип ее действия заключался в следующем: на орбите в режиме постоянного мониторинга барражируют две ракеты с аппаратной частью, которые сигнализируют о запуске ракет с территории противника.

В ракетах установлены датчики, которые проводят постоянный мониторинг ситуации на изменения атмосферного давления, погодных условий, изменение магнитного поля и другие параметры, которые указывают на начало массированной ядерной атаки. Информация передается на центр управления.

Также при отсутствии ответа из центра (при уничтожении командных пунктов противником) элементы комплекса сами направляют коды запуска боеголовок на шахты, стратегическим бомбардировщикам и атомным подводным лодкам, где запуск производится либо с помощью экипажей, либо автоматически.

Принцип работы заключается в неотвратимости ответного удара даже без участия человека, поэтому американская сторона после окончания холодной войны настояла на упразднении комплекса «Периметр».

Как показывает история, принятие программы СОИ на деле оказалось операцией по дезинформации противника с целью вовлечения СССР в гонку вооружений. Холодная война нанесла могучей державе сокрушительное поражение, уничтожив экономику и страну.

23 марта 1983 президент Р.Рейган выступил с телеобращением к стране из своего кабинета в Белом доме, в котором обрисовал захватывающий дух своей фантастичностью план космической защиты территории США от ядерных ударов со стороны противника – в то время Советского Союза. На следующий день газета «Нью-Йорк Пост» изложила сказанное Рейганом в статье под заголовком: «Звездные войны уничтожат красные ракеты», и с тех пор объявленная программа Стратегической оборонной инициативы (СОИ) стала известна в мире также как «Звёздные войны» - по названию популярной киноленты, 3-й фильм которой вышел на экраны в мае 1983.

Суть выступления Рейгана сводилась к тому, что необходимо отказаться от взаимного гарантированного уничтожения и перейти к новому формату обеспечения национальной и мировой безопасности – разместить в космосе оборонные системы.

Выступление Рейгана стало сюрпризом для всех – для американцев, для американских союзников, для Москвы, да вообще для всего мира. Более того, оно стало сюрпризом даже для собственного кабинета Рейгана, включая госсекретаря Шульца и руководство министерства обороны. Предварительно вся эта тема космической обороны в американском правительстве и его ведомствах не прорабатывалась. Не военные и дипломаты навязали Рейгану эту тему, а наоборот – он им навязал.

По свидетельству его ближайших сотрудников, Рейган на протяжении многих лет, ещё до того, как стать президентом, видел угрозу национальной безопасности США в самом наличии ядерного оружия и искал варианты уменьшения зависимости от него и даже его полной ликвидации. Большое впечатление на него, в частности, произвёл визит в 1979 в рамках предвыборной кампании в Центр объединённого командования воздушно-космической обороны Северной Америки NORAD в Колорадо-Спрингс. Во время ознакомительной экскурсии Рейган спросил, что будет с горой Шайенн, в которой располагался этот Центр, в случае попадания в неё тяжелой советской ракеты, на что сопровождавший его генерал ответил: «Снесёт к чёрту». Рейгана тогда поразило несоответствие масштаба и уровня совершенства военных технологий уровню защиты страны от ядерного уничтожения – она не была защищена, всё держалось на предполагаемом согласии обеих сторон – США и СССР – относительно того, что они обе воздерживаются от ядерного удара, опасаясь ответного разрушения. Но это была лишь концепция, не более того – никем формально не утверждённая и никогда не обсуждавшаяся на каких-либо переговорах.

Уже став президентом, Рейган с января 1982 начал своими вопросами и своей заинтересованностью стимулировать обсуждение прежде разрозненных военно-технических идей и вариантов. Он начал обсуждать с военными и научно-техническими специалистами идеи поражения баллистических ракет после их запуска со стартовых позиций практически на любом участке траектории их полёта. Рейган задавал вопрос: если со спутника можно засечь старт ракеты, то неужели нельзя никак её уничтожить в течение короткого времени поле этого старта?Ответом было разместить в космосе противорактные систеы и дополнить их также наземными и воздушными системами. Многие из этих систем основывались на применении принципиально новых технических решений, как, например, электромагнитные и лазерные пушки. Предполагалось также разместить в космосе много новых спутников, оптических отражателей, перехватчиков.

Осенью 1982 руководители Объединённого Комитета начальников штабов (аналог советского Генштаба) представили президенту обзорный доклад по космической обороне, в котором сводились воедино высказанные ранее идеи и предложения. Но в Комитете и предположить не могли, что вскоре президент публично объявит космическую оборону военно-политическим приоритетом своей администрации.

Появление таких систем оружия ломало логику концепции гарантированного взаимного уничтожения, на которой базировался послевоенный мир. Сам Рейган рассматривал СОИ как оборонительную по своему характеру программу и, более того, готов был позже привлечь к участию в ней и Советский Союз, заставив его тем самым ликвидировать свой ядерный потенциал.

Однако теоретически возникала возможность нанести удар по противнику и затем отразить его ответный удар, что нарушало сложившуюся в мире систему безопасности. Кстати, именно поэтому, начав в 1971 переговоры по ограничению стратегических вооружений США и СССР (ОСВ) одновременно ограничили системы противоракетной обороны – ПРО, - которые могли отразить или смягчить ответный ядерный удар.

Для работы на программой в рамках министерства обороны США была создана Организация Стратегической оборонной инициативы.

Несмотря на весь авторитет Рейгана, его программа СОИ с самого начала встретила в самом Вашингтоне сильное сопротивление , которое, в конце концов, эту программу и похоронило. Прогрессисты из числа демократов (в частности, сенаторы Т.Кеннеди и Дж. Керри, ставший госсекретарём при Обаме) указывали на опасность подрыва концепции взаимного гарантированного уничтожения, что, по их словам, лишь усиливало угрозу ядерного конфликта. В госдепартаменте и министерстве обороны США считали, что эта программа технически нереализуема, а кроме того нарушала Договор по ПРО с СССР и Договор об открытом космосе. Союзники США опасались того, что в случае её реализации СОИ «разъединит» совместную систему обороны США и Западной Европы.

Советский Союз сразу же обвинил Вашингтон в попытках создать для себя в одностороннем порядке стратегическое преимущество и добиться военного превосходства над СССР. Первоначально реакция Москвы носила в основном пропагандистский характер – осуждалось вообще всё, что исходило из Вашингтона. В Москве сочли, что программа СОИ рассчитана на то, чтобы запугать Советский Союз и оказать на него давление на разоруженческих переговорах, которые к тому времени зашли в тупик. Немаловажно и то, что объявление о начале программы СОИ Рейган сделал всего через 2 недели после того, как в беседе с американскими проповедниками-евангелистами назвал СССР «империей зла» .

Однако через некоторое время, по мере того, как американцы начали методично работать по СОИ, советские оценки перспектив этой программы становились всё более алармистскими – в СССР понимали, что Америка располагает научно-техническим, производственным и финансовым потенциалом для того, чтобы осуществить всё то, что было заявлено. Равным образом в СССР понимали, что не смогут противопоставить США ничего похожего, хотя сами определённые разработки по размещению оружия в космосе вели. В Москве СОИ вообще начали представлять в ещё более фантастическом виде, нежели сами её авторы, – мол, американцы планируют развернуть в космосе боевые станции наподобие тех, что были изображены в «Звёздных войнах» для ударов по СССР.

Общие расходы на развёртывание СОИ оценивались примерно в $150 млрд. ($400 млрд. в ценах 2017).

С уходом Рейгана с поста президента в начале 1989 программа СОИ постепенно сошла на нет , а в мае 1993 Б.Клинтон фактически её закрыл, хотя отдельные перспективные научно-технические работы продолжились. США потратили на неё с 1984 по 1993 порядка $40 млрд. ($100 млрд. 2017).

Достаточно сложно изложить программу СОИ как целостную систему в военно-техническом отношении

  • скорее, это эскиз возможных решений. Были различные варианты СОИ в зависимости от степени прорабтки различных составляющих её систем.

Влияние этой программы на советско-американские отношения не следует ни недооценивать, ни, вместе с тем, переоценивать. СОИ убедила советское военно-политическое руководство в бесперспективности гонки вооружений – СССР (ещё до Горбачёва) вернулся за стол прерванных Андроповым разоруженческих переговоров, начал обсуждать вариант реального сокращения, а не ограничения, как прежде, ядерного оружия. Придя к власти в марте 1985, Горбачёв не скрывал, что не верит в реалистичность СОИ, и призвал советских военных не пугать себя этой программой. Он считал необходимым нормализовать советско-американские отношения и сократить вооружения и без СОИ , однако, в последующем на переговорах он увязывал сокращения с отказом США от СОИ.

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

Тридцать лет назад президент США Рональд Рейган провозгласил "Стратегическую оборонную инициативу" (СОИ), известную также как "программа Звездных войн". Проект оказался в значительной степени дутым, заявленные результаты так и не были достигнуты.

Многослойного противоракетного зонтика США не создали. Однако легче от этого Советскому Союзу не стало: нагрузка военных расходов и структурные диспропорции в промышленности уверенно вели страну к кризису.

Советская "оборонка" жила широко: руководство страны давало практически все, что она просила по тем направлениям, которые всерьез беспокоили высшие сферы ЦК. К 1988 году до 75% всех расходов на НИОКР в СССР осуществлялись в рамках оборонной тематики.

Сошлемся на мнение Анатолия Басистова, конструктора московской системы ПРО А-135. В конце 1970-х ему в ЦК задали вопрос о том, можно ли создать надежную систему отражения массированного ракетно-ядерного нападения. И тут, по воспоминаниям Басистова, он понял одну вещь: если конструктор сейчас ответит партии "да, можно" — ему прямо на стол выложат любые затребованные ресурсы под эксперименты на решение этой задачи.

В тот раз Басистов сказал "нет, нельзя". Но отраслевой механизм было уже не переделать, он работал по своим законам. Тем более что вон, американцы говорят — можно…

И, самое главное, башня из слоновой кости, внутри которой в конце 1980-х постоянно работало не менее десяти миллионов человек (не считая эпизодически кормившихся с военных программ по договорам) — самых обыкновенных, но очень хорошо оплачиваемых людей — формировала ощущение стабильности. Того, что так и должно быть впредь.

А основания для этого становились все более призрачными.

Золотые слесари небогатой страны

Последний начальник советской внешней разведки Леонид Шебаршин вспоминал, как их, высшее руководство КГБ, на излете перестройки погнали на встречи с рабочими крупных заводов. Шебаршин приехал на московский авиастроительный завод "Знамя труда" —ведущее предприятие в кооперации МиГа.

"А вы сколько получаете, товарищ генерал?" — ядовито поинтересовались из зала после выступления. "1300 рублей", — честно признался Шебаршин. После некоторого оживления с галерки раздался голос: "Да у нас слесарь может столько заработать"…

Юрий Яременко, с конца 1980-х — директор Института народнохозяйственного прогнозирования, описывая эту ситуацию, подмечал, что основной "урон" от советской "оборонки" 1980-х годов был даже не в деньгах, которые в нее уходили. ВПК тянул на себя все лучшее, что было в небогатой стране. В первую очередь — квалифицированные кадры, но он также претендовал на качественные материалы, требовал самое передовое оборудование и технологии.

На втором месте в системе приоритетов стояли нужды сырьевиков и энергетиков. Гражданскому машиностроению и промышленности ТНП доставались объедки: из людей — кого не взяли военные, из оборудования — что удалось выбить, материалы — ну, берите, что есть… На качестве продукции это сказаться не замедлило, равно как и на усугубляющемся отставании технологического уровня промышленности от Запада и Японии.

Обеспечить трансфер высоких технологий советского оборонного машиностроения в гражданский сектор не позволяла не только укоренившаяся феодальная логика директората, привыкшего под предлогом решения задач государственной важности "вырубать" себе изолированные домены кооперации и сидеть на них полновластными баронами, ответственными только перед главками профильных министерств и партией. Дело в том, что главки и партия тоже ничего слышать не желали.

Тот же Яременко вспоминал, что целостные программы сокращения военных расходов с одновременной продуманной конверсией высокотехнологичных оборонных мощностей и подготовленных кадров на массовый выпуск гражданских товаров длительного пользования (качественной бытовой техники, проще говоря) подавались наверх с первой половины 1980-х. Там их демонстративно не замечали… а потом выделяли новые и новые ресурсы на ВПК.

Оборонные директора брали программы выпуска гражданской продукции на свои предприятия "в нагрузку", но не видели в них приоритета и работали с ними по остаточному принципу. Военные программы оплачивались лучше, и интересовали их больше.

Икона отечественной оборонки, Юрий Дмитриевич Маслюков, человек, который сделал для промышленности СССР и для экономики России немало хорошего, — и тот в 1987 году, по словам Яременко, заявил, что разговоры об избыточном выделении ресурсов военному производству пустопорожни, ибо советская "оборонка" отстала и, наоборот, требует дополнительных вливаний.

Это сказал глава Военно-промышленной комиссии Совмина — начальник штаба "девятки" оборонных министерств, главный отраслевой координатор и ответственный за определение направлений работ по оборонной тематике. В следующем году, не уходя с этой должности, Маслюков станет главой всего советского Госплана…

"В общем, он лопнул"…

Какая уж тут СОИ? Эффект расточительства от противодействия надуманным угрозам СОИ — комариный укус на фоне ресурсопоглощающего маховика, разогнанного еще во второй половине 1970-х солидарными усилиями оборонного комплекса и другой иконы ВПК, бывшего секретаря ЦК по оборонным вопросам, военного министра Дмитрия Федоровича Устинова.

Так что Рейган плохо знал советский директорат и руководство "девятки". Даже если бы программы СОИ не было провозглашено, ее бы тем или иным способом выдумали.

Сущность экономической катастрофы СССР крылась не в нефти, не в СОИ и не в американцах. Не в "предателях родины", "младореформаторах", "иудах Горбачеве и Ельцине" и т.п. Проблема была в том, что в экономике сформировался огромный самозамкнутый сектор, привыкший тянуть на себя одеяло и требовать больше, больше, больше…

Его надо было аккуратно разомкнуть, плавно перевести значительную часть его огромных возможностей на обеспечение повседневных нужд всей страны. Но те, кто понимал общую картину — руководители ВПК от заводов через министерства до Совмина и ЦК — молчали. Ибо их все устраивало, и пробиваться сквозь межведомственную грызню при структурной перестройке экономики не хотелось. Да и была ли такая возможность?

А принимать решения в той системе коллективной безответственности, что сложилась в позднем СССР, никто не хотел. И все боялись нового витка холодной войны, поэтому лавировали между жестким давлением "почуявшего кровь" Вашингтона на переговорах по разоружению и солидарным запросом собственного директората — уступали, уворачивались, откладывали в долгий ящик.

В итоге, если пользоваться военными аналогиями, вместо аккуратного разминирования "оборонки" получилась ликвидация методом подрыва, от которой разнесло не только ВПК, но и вообще всю советскую экономику — вместе со страной.

Рейган мог записывать себе победу. И кому какое дело, что совершенно незаслуженно?

Космическая деятельность как одно из направлений научно-технического прогресса объективно становится важнейшим средством решения общих проблем человечества - энергетических, продовольственных, экологических и других. В силу своего международного характера и глобальных масштабов возможных последствий она непосредственно затрагивает интересы практически всех государств земного шара. Это требует организации их тесного взаимодействия в вопросах мирного использования и предотвращения милитаризации космического пространства, являющегося «общим наследием человечества».

К настоящему времени благодаря настойчивым усилиям Советского Союза введены некоторые международно-правовые ограничения на военную деятельность стран в космосе, однако постоянная обструкционистская политика США препятствует заключению всеобъемлющих соглашений в данной области. Уже с конца 50-х годов Соединенные Штаты стремятся поставить уникальные возможности космической техники на службу своего военного ведомства. В результате этих усилий они имеют на орбитах до 100 функционирующих ИСЗ различных космических систем и ежегодно запускают 15-20 новых спутников военного назначения. Указанные системы, использующиеся для решения задач связи и управления войсками, навигации, картографии, метеообеспечения и ведения разведки, не считаются в прямом смысле космическим оружием и не создают угрозы прямого нападения.

Однако положение в данной области может существенно измениться в связи с намерением США приступить к созданию и развертыванию ударных средств, предназначаемых для поражения объектов в космосе или на земле из космоса. Практическая деятельность Пентагона по милитаризации космического пространства особенно активизировалась после объявления президентской директивы о национальной космической политике (1982 г.). Главными целями этой политики провозглашены обеспечение «национальной безопасности» и защита «жизненно важных интересов» США в космосе. Для достижения поставленных целей американское руководство в соответствии с директивой единолично оставляет за собой право предпринимать в космосе действия военного характера. Дальнейшие шаги милитаристских кругов США продемонстрировали их стремление не только добиваться превосходства над Советским Союзом в космосе, но и путем развертывания космического ударного оружия сломать сложившийся стратегический паритет, открыть еще один канал гонки вооружений. Ярким примером этого служит так называемая «стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), получившая даже в западной печати более точное название - «звездные войны».

Официально она была объявлена в марте 1983 года как долгосрочная программа создания многоэшелонной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования, направленной против Советского Союза. Как утверждает администрация США, эта программа преследует якобы цели полной ликвидации угрозы от баллистических ракет, укрепления стабильности и международной безопасности, а фактически нацелена на лишение СССР возможности для ответного удара. При этом тщательно умалчиваются факты, что исследования в этой области милитаристы США проводят на фоне дальнейшего наращивания американских стратегических наступательных вооружений и намерены их результаты использовать для создания ударного космического оружия, которое было бы способно практически внезапно появляться над территорией любого государства и создавать реальную угрозу для космических, воздушных и наземных объектов. Фактически, как четко охарактеризовал эту программу М. С. Горбачев в беседе с редактором газеты «Правда», «говорят об обороне - готовятся к нападению, рекламируют космический щит, а куют космический меч, обещают ликвидировать ядерное оружие - на практике наращивают, совершенствуют его. Сулят стабильность миру, а ведут дело к ломке военного равновесия». СССР предложил полностью запретить ударные космические вооружения. Как бы их ни именовали - «стратегической оборонной инициативой», космическим «щитом» и т. д., они представляют опасность для народов. Поэтому стержневой вопрос современности - предотвращение гонки вооружений в космосе и ее свертывание на Земле. На пути его решения сохраняется главное препятствие - американская программа «звездных войн».

Рис. 1. Замысел американской многоэшелонной системы ПРО с элементами космического базирования: 1 - активный участок траектории полета МБР; 2 - боевая космическая станция; 3 - спутник раннего предупреждения; 4 - ракета с рентгеновским лазером, запущенная с подводной лодки; 5 - разделение головной части МБР (разведение боеголовок и отделение ложных целей); 6 - мощная наземная лазерная установка; 7 - переотражающее орбитальное зеркало; 8 - средний участок траектории полета боеголовок; 9 - спутник сопровождения, распознавания и целеуназания; 10 - космическая платформа с ускорительным оружием; 11 - конечный участок траектории полета боеголовок; 12 - авиационный ракетный комплекс перехвата; 13 - противоракеты дальнего и ближнего действия

Новая «инициатива» в Соединенных Штатах означала полную переориентацию усилий, направляемых на милитаризацию космоса. Начиная с 1983 года срочными темпами были пересмотрены все планы НИОКР в области ПРО, разработана программа дальнейших исследований, определены конкретные направления и объем финансирования, проведена предварительная оценка возможностей практической реализации концепции многоэшелонной системы с элементами космического базирования. На данном этапе в планы включено изучение всех технических средств, которые потенциально могли бы найти применение в перспективной системе ПРО, в том числе средств перехвата оперативно-тактических и тактических ракет. В результате СОИ превратилась в крупнейшую программу НИОКР министерства обороны США, на которую в короткие сроки (1984-1986 финансовые годы) было выделено свыше 5 млрд. долларов.

По данным печати, структура и возможный боевой состав системы ПРО, создаваемой в рамках «звездных войн», окончательно еще не определены. Однако предполагается, что она будет включать не менее трех, эшелонов, предназначенных для уничтожения баллистических ракет на всех основных характерных участках траектории их полета (рис. 1).

Главная роль в такой системе отводится первому эшелону, средства которого должны поражать МБР сразу после старта в течение первых 3-5 мин полета, то есть до разведения боеголовок. Американские специалисты считают, что на этом участке траектории полета ракеты представляют собой крупные и достаточно уязвимые цели, которые проще обнаружить и уничтожить. При этом в результате их поражения будут выводиться из строя сразу все боеголовки, установленные на МБР с разделяющимися головными частями, и тем самым достигаться максимальная боевая эффективность. Второй эшелон предназначается для поражения боеголовок ракет на всем протяжении их полета за пределами плотных слоев атмосферы. Средства третьего эшелона должны перехватывать уцелевшие боеголовки после вхождения их в плотные слои атмосферы, где облегчается их распознавание в силу естественного торможения и отставания более легких ложных целей.

По замыслу авторов, основными компонентами многоэшелонной системы ПРО будут являться средства обнаружения, сопровождения и распознавания баллистических целей, оружие направленной энергии и кинетическое (обычное) оружие, средства боевого управления и связи.

Для обнаружения, сопровождения и распознавания целей в рамках программы СОИ разрабатываются радиолокационные и оптические (инфракрасные) средства, предназначенные главным образом для установки на космических платформах и самолетах, а также специальных ракетах-носителях, запускаемых навстречу приближающимся боеголовкам по сигналу от систем раннего предупреждения.


Рис. 2. Эскиз боевой космической станции

В области оружия направленной энергии исследования охватывают мощные лазеры (включая рентгеновские с ядерной накачкой), ускорители элементарных частиц и генераторы электромагнитного (СВЧ) излучения. Боевые космические станции (рис. 2) с лазерным и ускорительным оружием за исключением рентгеновских лазеров предназначаются для постоянного размещения на орбитах. Рентгеновские лазеры, в которых источником энергии служит ядерный взрыв, предполагается запускать в направлении целей специальными ракетами-носителями с подводных лодок по сигналу от систем раннего предупреждения. В случае размещения мощных лазеров на земле наведение их лучей на боеголовки МБР рассчитывают осуществлять с помощью крупных зеркал, установленных на космических платформах.

В качестве кинетического оружия разрабатываются наземные противоракеты дальнего и ближнего действия, а также электромагнитные пушки (рис. 3) и реактивные снаряды космического базирования.

Для централизованного управления указанными компонентами создаются сверхбыстродействующие вычислительные средства, ведутся исследования в области искусственного интеллекта, разрабатываются новые машинные языки и алгоритмы. Одновременно с целью оценки практических возможностей создания боевой системы ПРО определяются общие потребности в источниках энергии, живучесть отдельных компонентов, способы организации эксплуатации космических средств на орбитах.


Рис. 3. Эскиз космической электромагнитной пушки

В настоящее время работы по программе СОИ направлены пока на решение фундаментальных проблем, исследование возможных вариантов построения боевой системы ПРО и экспериментальную проверку отдельных технических решений.

Как сообщалось в зарубежной печати, по планам создания нового ударного оружия на полигоне в штате Невада продолжаются испытания рентгеновских лазеров. В 1984-1985 годах на американском полигоне ПРО Кваджелейн (Тихий океан) был осуществлен перехват на большой высоте боеголовки (мишени) МБР «Минитмен» с помощью самонаводящейся экспериментальной противоракеты дальнего действия (рис. 4), а на полигоне Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико произведены несколько пусков противоракет ближнего действия. На этом же полигоне американцы провели эксперимент по разрушению лучом испытательной лазерной установки корпуса МБР «Титан», установленного неподвижно на земле на расстоянии около 1 км. В районе Гавайских о-вов для отработки методов сопровождения лазерным лучом быстроперемещающихся объектов летом 1985 года была проведена серия экспериментов с использованием маломощной наземной лазерной установки. Лазерный луч этой установки направлялся на небольшие зеркальные отражатели, размещенные на орбитальной ступени «Дискавери» (18-й полет пилотируемых космических кораблей «Шаттл») и специальных ракетах, запускавшихся на большую высоту специально для этих целей. В лабораториях Техасского университета проходит испытания экспериментальная электромагнитная пушка и одновременно ведется разработка более совершенного ее образца со стволом (направляющими) длиной около 40 м.

Особое внимание в программе СОИ уделяется проектам создания оружия направленной энергии. Это оружие рассматривается американскими специалистами не только как основной компонент перспективной системы ПРО, но и как потенциальное средство поражения космических целей, стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет в полете. Достигнутый уровень мощности лазерного излучения позволил министерству обороны США еще в начале 80-х годов провести в полигонных условиях испытания по уничтожению в полете с помощью наземных и самолетных лазерных установок таких движущихся целей, как радиоуправляемые воздушные мишени, ракеты класса «воздух - воздух» и противотанковые ракеты. Ближайшей целью исследований является завершение программы «Космическая лазерная триада», предусматривающей проведение испытаний макета боевой лазерной установки сначала в наземных условиях, а затем на борту космического корабля «Шаттл».

Работы по принципиально новым видам оружия ведутся в таких крупнейших научно-исследовательских центрах США, как Ливерморская лаборатория им. Э. Лоуренса (численность персонала около 8 тыс. человек), Лос-Аламос-ская национальная лаборатория (7,5 тыс. высококвалифицированных специалистов) и лаборатория фирмы «Сандия» (6,9 тыс. сотрудников). Годовой бюджет Ливерморской лаборатории, например, составляет около 800 млн. долларов, из которых половина расходуется на СОИ и другие военные программы. В стенах этих организаций для проведения военных исследований используются мощные ускорители элементарных частиц, разрабатываются лазерные устройства различного типа, изучается механизм воздействия направленных потоков энергии на конструкционные материалы и радиоэлектронную аппаратуру.

Адвокаты военно-промышленного комплекса США всячески подчеркивают якобы сугубо исследовательский характер программы СОИ, однако, судя по сообщениям иностранной печати, наряду с проведением НИОКР она предусматривает также производство и развертывание боевой системы противоракетной обороны. Реализацию всей программы предполагается осуществить в четыре этапа. На первом этапе (до 90-х годов) планируется провести все основные исследования, на втором - испытать макеты, опытные образцы и отдельные компоненты, на третьем и четвертом - начать и завершить строительство многоэшелонной системы ПРО с элементами космического базирования. Уже на первый этап таких «исследований» предполагается выделить более 30 млрд. долларов, а за десять лет, по оценкам американских экспертов, может быть израсходовано до 70 млрд. долларов. Суммарные расходы на программу за 20-25 лет, включая развертывание многоэшелонной системы в полном составе, как полагают, могут достичь фантастической суммы - 1-1,5 трлн. долларов.

В связи с этим, чтобы успокоить американского налогоплательщика, официальные круги США заявляют, что развертывание боевой системы ПРО начнется только в том случае, если будут доказаны ее высокая эффективность и живучесть, а ожидаемые расходы окажутся меньшими, чем затраты Советского Союза на создание надежных средств преодоления такой системы. Стратеги из Пентагона не исключают также возможности развертывания некоторой «промежуточной» системы с использованием таких традиционных средств, как противоракеты и наземные РЛС, дополненные самолетными средствами обнаружения и целеуказания. Считается, что основной задачей такой ограниченной системы ПРО будет прикрытие важнейших объектов стратегических наступательных сил на территории страны.

Американское руководство намерено постоянно наращивать темпы и объем работ по программе СОИ до получения конкретных результатов. По неоднократным заявлениям официальных лиц Вашингтона, вероятность отказа от этой программы исключается как на этапе исследовательских работ, так и в случае развертывания многоэшелонной системы ПРО, если ее создание окажется возможным. Деятели военно-промышленного комплекса США связывают с программой планы не только создания такой системы, но и быстрого развития других видов наступательного оружия и военной техники. По мнению ряда американских специалистов, задуманные в рамках СОИ технические средства сами по себе могут оказаться эффективным ударным наступательным оружием и найти применение в различных областях военного дела. В этом отчетливо просматривается имперская направленность программы на достижение общего военного и технологического превосходства над СССР и другими странами социалистического содружества.

В соответствии с далеко идущими целями программы ей был предоставлен высший приоритет среди других программ развития вооруженных сил, а для координации всех работ при Пентагоне создано специальное управление. К работам в данной области привлечен целый ряд центральных управлений и основных командований, включая объединенное космическое, командования видов вооруженных сил, а также Министерство энергетики, другие ведомства и отдельные организации. На базе основных аэрокосмических фирм и научно-исследовательских организаций образованы консорциумы по отдельным направлениям работ. Для практической отработки отдельных компонентов ПРО в условиях космоса предполагается широко использовать пилотируемые космические корабли «Шаттл», официально принадлежащие НАСА, а фактически уже сейчас используемые Пентагоном без ограничений.

Наряду со своим научно-техническим потенциалом США стремятся вовлечь в программу «звездных войн» союзников по НАТО и Японию, оказывают на эти страны всестороннее давление и добиваются политического одобрения своего курса на правительственном уровне. Однако здравомыслящие политики высказали опасениэ, что с развертыванием такой системы еще больше возрастет роль Соединенных Штатов в НАТО, а при появлении аналогичной системы в Советском Союзе в случае возникновения вооруженного конфликта американское командование попытается ограничить его географическими рамками европейских театров военных действий. Кроме того, страны Запада усмотрели в предложениях США попытку одностороннего использования их научно-технических потенциалов в своих целях, результатом чего станет «утечка умов» и отвлечение их собственных ресурсов. Их также не устраивало намерение США ограничить передачу им результатов исследований и новейшей технологии.

Для преодоления возникших разногласий Вашингтон поспешил заверить союзников в том, что безопасность Западной Европы неотделима от безопасности США, и с целью повышения заинтересованности западноевропейских стран предложил разместить в них заказы не только на проведение исследований, но и на производство отдельных компонентов системы. Одновременно США согласились допустить их к участию в некоторых секретных исследованиях и предложили свою Помощь в создании европейской системы по уничтожению оперативно-тактических ракет противника, включив в программу СОИ соответствующие разработки. В результате нажима со стороны США программу «звездных войн» на данном этапе поддержали Великобритания, ФРГ, Италия, Бельгия и Португалия. Правительство Канады отказалось от официального участия в программе, однако решило не препятствовать привлечению к ней национальных промышленных компаний. Аналогичную позицию заняло правительство Японии, выразившее свое «понимание» американских целей. Против программы высказались Франция, Нидерланды, Дания, Норвегия, Греция и Австралия. Перспективы создания и практического развертывания многоэшелонной системы ПРО с элементами космического базирования оцениваются в США различным образом. По заявлениям представителей администрации, в осуществлении программы СОИ якобы достигнут «реальный прогресс», позволяющий значительно сократить общие сроки ее выполнения по сравнению с первоначальными. Как полагают, эти сроки будут определяться главным образом результатами исследований оружия направленной энергии, без которого создание эффективной системы обороны от массированного ракетно-ядерного удара считается невозможным. Некоторые американские специалисты, занятые в программе, высказывают мнение, что окончательное решение о создании боевых образцов такого оружия может быть принято через пять- шесть лет. В целом сторонники системы в правительстве и военно-промышленном комплексе США утверждают, что ее развертывание будет реальным уже в следующем десятилетии.

Вместе с тем существует и достаточно распространенное мнение, что такая система в конечном итоге окажется «линией Мажино XXI века». Как отмечает зарубежная печать, наиболее объективное исследование всех аспектов программы СОИ провела американская общественная организация «Союз обеспокоенных ученых», опубликовавшая в марте 1984 года специальный доклад. В результате тщательного анализа имеющихся данных авторы доклада, в том числе видные ученые-физики США, пришли к общему мнению, что создание эффективной системы ПРО территории страны на данном этапе практически невозможно. Основные выводы доклада, а также приведенные в зарубежной печати оценки других американских специалистов сводятся к тому, что в обозримом будущем не удастся создать лазерное и ускорительное оружие требуемой мощности, развернуть необходимые источники энергии, наладить серийное производство важнейших технических средств. Эти ученые считают, что наиболее сложной технической задачей является организация боевого управления средствами ПРО, разработка соответствующих программ и алгоритмов. Практическая отработка и испытания системы боевого управления в реальных условиях никогда не смогут быть осуществлены, в результате чего любая ошибка вызовет катастрофические последствия. Из-за необходимости немедленного приведения системы в действие сразу после обнаружения пусков ракет управление всеми средствами должно быть полностью автоматизировано. Это чрезвычайно ограничит роль человека в принятии решений на самом ответственном этапе и дополнительно повысит вероятность выхода из-под контроля и самопроизвольного срабатывания системы.

Кроме того, разработка, развертывание и последующая эксплуатация такой системы, особенно ее космических элементов, связаны не только с колоссальными финансовыми затратами, но и с расходованием огромных людских и материальных ресурсов. По оценкам американских специалистов, программу СОИ только на этапе исследований можно приравнять к восьми «манхэттенским проектам» создания атомной бомбы, а для ее осуществления понадобится привлечь более 40 тыс. ученых и инженерно-технических работников высшей квалификации. Чтобы обеспечить развертывание на орбитах необходимых средств системы, США должны будут разработать новые мощные ракеты-носители, осуществить сотни запусков пилотируемых космических кораблей «Шаттл» в год.

Как известно, в настоящее время максимальная грузоподъемность корабля «Шаттл» не превышает 30 т, один запуск обходится в 150-250 млн. долларов, а обеспечить ежегодно проведение 20-24 запусков США планируют только в середине 90-х годов. Катастрофа, происшедшая 28 января 1986 года при запуске орбитальной ступени «Чэлленджер» (25-й полет «Шаттл»), существенно осложнила эти планы и еще раз показала всю опасность переноса вооружений в космос, иллюзорность расчетов на абсолютно безошибочное функционирование космической техники.

Судя по сообщениям иностранной печати, программа СОИ встретила широкое сопротивление со стороны не только американской, но и мировой общественности. В самих Соединенных Штатах мрачная перспектива «звездных войн» вызвала резкое размежевание в научных кругах и стала предметом острых дискуссий, касающихся проблем обеспечения международной безопасности. Так, обращение к администрации с требованием отменить программу СОИ подписали 54 лауреата Нобелевской премии и более 700 членов Национальной академии наук США, а свыше 1000 ученых из 39 американских университетов отказались участвовать в развертывании нового витка гонки вооружений. Прогрессивную общественность беспокоят прежде всего возможные негативные последствия развертывания боевых систем противоракетной обороны. К таким последствиям относят разбазаривание огромных ресурсов, лихорадочное взвинчивание гонки вооружений, рост напряженности и значительное снижение международной безопасности.

По мнению американских военных специалистов, поскольку создание системы ПРО само по себе не решает проблемы полной защиты США от всех средств воздушно-космического нападения, оно неизбежно повлечет за собой осуществление других дорогостоящих проектов. В частности, уже в настоящее время Пентагон в связи с реализацией программы СОИ вынашивает планы полной модернизации системы ПВО Североамериканского континента, расходы на которую, как полагают специалисты, могут составить еще около 50 млрд. долларов. Эти планы, предусматривающие широкое привлечение Канады как партнера по совместной организации воздушно-космической обороны Североамериканского континента (НОРАД), обсуждались на встрече президента США и канадского премьер-министра М. Малруни, состоявшейся в марте 1985 года.

Продолжение работ по программе СОИ приведет, как полагают, к полной утрате перспектив на достижение взаимного доверия, к нарушению сложившегося стратегического равновесия, отказу от сдержанности в развитии стратегических наступательных вооружений. Главной задачей обеих сторон станет наращивание этих вооружений до уровня, который обеспечивал бы надежное преодоление оборонительных систем. Высказывается также мнение, что даже начало развертывания такой системы может спровоцировать конфликт, поскольку ни одна из сторон не захочет пассивно наблюдать за развертыванием над своей территорией ударного оружия, обладающего большой разрушительной силой. Первой наиболее вероятной жертвой космических амбиций Вашингтона, как ожидают, может стать процесс ограничения вооружений, в том числе один из важнейших элементов этого процесса - советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года.

Как известно, этот Договор содержит положения, запрещающие обеим сторонам создание основ для территориальных систем ПРО, развертывание компонентов ПРО вне пределов разрешенных ограниченных географических районов, передачу технологии и развертывание таких систем на территориях других стран. Запрещается также создание, испытание и развертывание систем морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, а также накладываются ограничения на разработку противоракетного оружия, основанного на новых физических принципах.

В целом дух и буква Договора свидетельствуют, что он составлен в расчете на отказ сторон от развертывания любых широкомасштабных систем ПРО как один из существенных факторов в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений.

Исследования и конечные цели программы СОИ идут вразрез с указанными положениями Договора, о чем неоднократно писалось в зарубежной печати. Несовместимость «звездных войн» с договорными обязательствами очевидна, однако в Белом доме стараются извратить существо дела, пытаются с помощью «игры в формулировки» или самочинного внесения поправок в смысл Договора доказать правомерность осуществляемых в США исследований и испытаний.

Советский Союз твердо придерживается заключенных соглашений и последовательно выступает за предотвращение милитаризации космического пространства, против развертывания в космосе нового ударного оружия под видом оборонительных систем. Утверждения Белого дома о стремлении укрепить международную безопасность путем перехода к обладанию таким оружием никого не могут ввести в заблуждение. Программу «звездных войн» нельзя рассматривать иначе, как попытку США увеличить свой наступательный потенциал, подорвать стратегическое равновесие, создать условия для постоянного вооруженного шантажа Советского Союза и других стран, а также безнаказанного ядерного нападения. Однако Вашингтон недооценивает возможностей Советского Союза, который не допустит американской монополии в космосе. На пресс-конференции в Женеве М. С. Горбачев со всей очевидностью заявил, что ответ на действия США «будет эффективным, менее дорогостоящим и может быть осуществлен в более короткие сроки».

Гонка вооружений и уровень развития военной техники уже сейчас в целом достигли критического рубежа, за которым ситуация может стать неконтролируемой. Американские планы насыщения космоса ударным оружием Советский Союз решительно критикует не из-за боязни, как представляют это некоторые на Западе. Его позиция в этом вопросе основывается на твердом убеждении, что полный запрет такого оружия окажет глубокое положительное влияние на весь процесс ограничения ядерных вооружений, явится прочным фундаментом стратегической стабильности и международной безопасности. Осознавая свою высокую ответственность за судьбы мира, Советское правительство призвало администрацию США вместо создания оружия, предназначенного якобы для противодействия ядерным вооружениям, приступить к ликвидации самих этих вооружений.

Главными препятствиями на пути мирного освоения космоса силами всего человечества являются планы ведения «звездных войн», программы дальнейшего наращивания в США стратегических ядерных и обычных вооружений. В этих условиях на Советских Вооруженных Силах лежит особая ответственность за обороноспособность Родины, защиту завоеваний социализма и охрану мирного труда нашего народа. Как было подчеркнуто на XXVII съезде КПСС, они должны проявлять высокую бдительность, находиться в постоянной готовности к пресечению враждебных происков империализма против СССР и его союзников, дать отпор любой агрессии, откуда бы она ни исходила.

Полковник И. Игнатьев

«Зарубежное военное обозрение» №4 1986 г