Обучение грамоте (письмо) Л.Ф.Климановой
(УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)
КАДНАЙ Ирина Вакильевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 23 им.Б.А.Кучера
- Авторы УМК «Перспектива» - разработчики ФГОС, известные ученые–педагоги, методисты:
Л.Ф. Климанова, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, В.Г.Дорофеев и другие.
Людмила Федоровна
КЛИМАНОВА, к.п.н.
автор программы «Введение в словесность» и уникальной системы обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе, которая позволяет формировать элементарные представления о языке, как важнейшем средстве общения и познания окружающего мира. Именно эта система легла в основу учебников нового поколения по обучению грамоте, русскому языку и литературному чтению, которые выходят в рамках УМК «Перспектива».
Учебно-методический комплект «Обучение грамоте» (письмо) 1 класс авторы: Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов
- Курс обучения грамоте отличается коммуникативно-познавательной и духовно- нравственной направленностью.
- Основная цель курса - активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других.
Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай»
- предназначена для работы в подготовительный период обучения грамоте.
Работая с ней, дети имеют возможность рисовать, раскрашивать, штриховать и т. п.что помогает укрепить мелкую мускулатуру пальцев, развить координацию движений руки при письме и тем самым хорошо подготовиться к написанию букв русского алфавита, слов и предложений.
Прописи «Мой алфавит» (в 2х частях)
дают образцы печатной и письменной буквы, простейшие структурно-семантические модели слов, включают упражнения на написание слов, предложений и небольших текстов, формируют начальные орфографические навыки.
Рабочая тетрадь «Пиши красиво»
Служит дополнением к учебнику «Азбука. 1 класс». В пособии содержатся упражнения по обучению навыкам письма. Овладевая письменным шрифтом, первоклассники одновременно закрепляют каллиграфические навыки и развивают мелкую моторику руки. Материал способствует достижению учащимися
1 класса метапредметных и предметных результатов обучения.
Выводы
- УМК по-новому раскрывает возможности интегрировать познавательное и личностное развитие младших школьников;
- содержатся задания на разную степень сложности, давая возможность предлагать ученикам разные варианты в зависимости от подготовленности ребенка;
- задания предложены в форме, оживляющей интерес и активность к познанию и любознательности, направляя при этом активность в сферу свободного творчества;
- система заданий помогает развивать у школьников логику, образное мышление, воображение, интуицию, ценностное мировоззрение, нравственную позицию личности.
В раздел входят все решебники с готовыми домашними заданиями по программе Перспектива за 1,2,3,4 класс.
Тематическое планирование
№ п/п
Учебно-тематическое планирование
Содержание
Требования Федерального государственного образовательного стандарта
Универсальные учебные действия
Программное и учебно-методическое обеспечение
Обучение грамоте. Письмо (115 ч)
Подготовительный этап обучения. Письмо – 30 ч.
Пропись 1. «Рисуй, думай, рассказывай»
1.
«Твои новые друзья». «Дорога в школу».
«Первое задание»
Ориентировка на листе:в центре, слева, справа. Пространственное расположение в рабочей полосе (рабочей строке): выше, ниже, слева, справа; штриховка. Параллельные линии. Раскрашивание.
Прямые и наклонные линии. Обведение предметов по контуру (силуэту), бордюр. Элементы печатных и письменных букв. Петлеобразные линии. Безотрывные линии.
Сформировать умение ориентироваться на листе; штриховать, обводить фигуры по контуру; писать элементы печатных и письменных букв.
Личностные:
формировать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.
Регулятивные:
осваивать способы ориентировки в пространстве (учебника, тетради) и способов сравнения.
Познавательные: систематизировать знания о форме предметов, освоение элементов письменных букв.
Коммуникативные: формировать умения объяснить свой выбор.
3 – 5
2.
«На уроке», «Что в центре круга»
3.
«Большие и маленькие». «Сравни».
4.
«Сравни», «Каких цветов больше»
5.
«Направление», «Найди короткий путь»
6.
«Чем похожи», «Где чей домик?».
7.
«Лото» «Найди пару»
8.
«У речки» «Сколько? Столько»
9.
«На компьютере» «Целое и часть».
10.
«Часть и целое», «Целое из частей»
11.
«Головоломка». «Овал»
12.
«В квартире». «Веселые превращения».
13.
«Сравни дома». «В магазине одежды».
14.
«В походе». «На отдыхе».
15.
«На коньках». «Контуры и силуэты»
16.
«На волнах». «Морское путешествие».
17.
«На лугу». «Мы рисуем».
18.
«Под грибом». «Сравни и подумай»
19.
«Мы спортсмены». «Выбирай»
20.
«Кто построил домики?» «Сравни и подумай»
21.
«Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке»
22.
«Распиши посуду» «Наличники»
23.
«Расшитые полотенца» «Лоскутное одеяло»
24.
«Прогулка в парк». «Знаки в городе»
25.
«Подбери пару» «Разгадай секрет»
26.
«Подумай и сравни»
27.
«В спортивном зале» «Догадайся»
28.
«На велосипедах». «Собери машину»
29.
«Проверь себя» «Подумай и сравни»
30.
«Проверь себя»
Основной этап обучения. Письмо – 70 ч.
Пропись 2. «Мой алфавит», часть первая
«Письмо гласных букв Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ» (7 ч)
31.
Буква Аа
Элементы письменных букв – строчных и заглавных.
Слитное письмо: верхнее и нижнее соединение.
Умение правильно писать гласные буквы Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ, умение писать буквы слитно.
Личностные:
осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речи на внутренний план.
Познавательные: осмыслять соответствие звука букве; осмыслять разницу между печатным и письменным шрифтами.
Регулятивные:
осваивать способы написания и соединения письменных букв.
Коммуникативные:
3 – 5
32.
Буква Оо
33.
Буква Уу
34.
Буквы Ии; ы
35.
Письмо изученных букв
36.
Буква Ээ
37.
, «Пиши, да не спеши»
«Письмо букв, слогов, слов, предложений» (63 ч)
38.
Буква Мм
Письмо букв, обозначающих гласные звуки. Слитное соединение букв, безотрывное письмо с верхним и нижним соединением. Элементы букв русского алфавита – строчных и заглавных; слоговое письмо слов. Правила написания предложений. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Сформировать умение писать письменные буквы и правильно выполнять соединения букв.
Личностные:
осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
Регулятивные:
осваивать способы написания и соединения письменных букв русского алфавита.
Познавательные:
осваивать умения записывать и списывать слова и предложения письменным шрифтом.
Коммуникативные:
уметь объяснять свои действия (способ написания).
20 – 21
39.
Буква Сс
40.
Повторение строчных букв м, с. Письмо заглавных букв М, С
41.
Буква Нн
42.
Буква Лл
43.
Повторение изученных букв.
44.
Буква Т,т
45.
Повторение изученных букв.
46.
Буква К, к.
47.
Повторение изученных букв.
48.
49.
Письмо строчной буквы р.
50.
Письмо заглавной буквы Р.
51.
Буква В,в.
52.
Буква П,п.
53.
Письмо строчной буквы г.
54.
Письмо заглавной буквы Г.
55.
Закрепление изученных букв (р, п, г, к)
56.
Закрепление изученных букв (Р, П, Г, К)
57.
Письмо строчной буквы е и слов с ней.
58.
Письмо букв: строчной ё и заглавных Е, Ё
59.
Заглавные буквы Е, Ё.
60.
Повторение изученных букв е, ё
61.
Повторение изученных букв Е, Ё.
62.
Повторение изученных букв: Р, В, П, Г, Е, Ё.
63.
Письмо строчной буквы б.
Прописи
«Мой алфавит», часть вторая.
Стр. 4
64.
Буква З,з.
65.
Письмо заглавной буквы Б.
66.
Закрепление изученных букв З, Б.
67.
Закрепление изученных букв
68.
Письмо строчной буквы д.
69.
Письмо заглавной буквы Д.
70.
Письмо буквы Дд.
71.
Письмо строчной буквы ж.
72.
Письмо заглавной буквы Ж.
73.
Сочетание «жи»
74.
75.
Повторение. «Буквенная мозаика»
76.
Буква Я, я.
77.
Письмо слов с буквой я.
78.
Письмо предложений с буквой я.
79.
Буква Х,х
80.
Закрепление изученных букв
81.
Письмо слов с ь
82.
Буква Й,й.
83.
Закрепление написания буквы Й,й.
84.
Письмо строчной буквы ю.
85.
Письмо заглавной буквы Ю.
86.
Чудеса со словами
87.
Повторение. «Буквенная мозаика»
88.
Написание слов и предложений с изученными буквами.
89.
Письмо строчной буквы ш.
90.
Письмо заглавной буквы Ш.
91.
Сочетания «жи – ши»
92.
Буква Ч, ч. Сочетания «ча», «чу».
93.
Буква Щ, щ. Сочетания «ща», «щу».
94.
95.
Сочетания «чу – щу», «ча – ща»
96.
Буква Ц, ц.
97.
Буква Ф, ф.
98.
Письмо слов и предложений с буквой Ф, ф.
99.
100.
Разделительный мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки.
Обобщающий этап обучения. Письмо – 15 ч.
Рабочая тетрадь «Пиши красиво»
101.
Повторение. «Буквенная мозаика»
Каллиграфическое письмо изученных букв, слогов, слов.
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим.
Личностные:
формировать позитивное отношение к своей деятельности (уметь видеть достоинства в своей и в чужой работе).
Регулятивные:
осваивать способы сравнения своей работы с эталоном, способы нахождения и исправления ошибок.
Познавательные:
осваивать нормы и правила письма.
Коммуникативные:
уметь объяснить достоинства и недостатки в своей и в чужой работе.
102.
Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я показатели мягкости предшествующего согласного.
103.
Оформление предложений в тексте.
104.
Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание звонких и глухих согласных.
105.
Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова.
106.
Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?».
107.
Правописание слов с сочетаниями жи-ши.
108.
Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами.
109.
Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова.
110.
Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
111.
Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Что делать?», «Что сделать?»
112.
Правописание имён собственных.
113.
Правописание слов с сочетаниями чк, чн. Буквы е, ё, и, ю, я показатели мягкости предшествующего согласного.
114.
Правописание твёрдых и мягких согласных. Обозначение на письме мягкости согласного. Правописание шипящих согласных.
115.
Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Оформление предложений в тексте. Заглавная буква в именах собственных.
Русский язык (50 ч)
«В мире общения. Слово» (6 ч)
1.
Вводный урок по курсу русского языка.
Цель, формы, условия и результат общения (на конкретно-предметном уровне). Общение как умение говорить и слушать, читать и писать. Точные слова как средство выражения мысли.
Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Личностные:
формировать умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать.
Регулятивные:
осваивать способы речевого общения.
Познавательные: систематизировать знания о языке как средстве отражения действительности; о слове как двусторонней языковой единице.
Коммуникативные: формировать культуру речевого общения, речевого этикета.
Учеб. (раб. тет.)2 – 3 (2 – 3)
2.
В мире общения. Цели и формы общения.
4 – 6 (4 – 8)
3.
В мире общения. Родной язык – средство общения.
7 – 9 (4 – 8)
4.
В мире общения. Смысловая сторона русской речи.
10 – 11 (4 – 8)
5.
Слово, его роль в нашей речи.
6.
Слово и его значение.
15 – 17 (9 – 12)
«Имя собственное» (4 ч)
7.
Урок развития речи. Слово как средство создания образа.
Правописание имен собственных на примере имен и фамилий людей; названий городов, рек, поселков; кличек животных. Имя существительное (без определения); имя собственное; имя нарицательное; многозначные слова, омонимы (без определения); правила правописания имен собственных.
Формирование умения различать и правильно писать имена собственные и нарицательные.
Личностные:
осознавать алгоритм своего действия.
Регулятивные:
осваивать способы написания имен собственных.
Познавательные: осмысливать различия между именами собственными и нарицательными.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать.
18 – 20 (9 – 12)
8.
Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.
21 – 23 (13 – 18)
9.
24 – 25 (13 – 18)
10.
Имя собственное. Правописание имён собственных.
26 – 28 (13 – 18)
«Слово и его значение» (3 ч)
11.
Слова с несколькими значениями.
Слова с несколькими значениями. Слова, близкие и противоположные по значению.
Сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова. Обогатить словарный запас учащихся.
Личностные:
формировать словарный запас.
Регулятивные:
уметь регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму.
Познавательные: систематизировать знания о значении слов русского языка.
Коммуникативные: формировать ценностное отношение к русскому языку – как богатому и выразительному.
29 - 30
12.
Слова, близкие по значению (синонимы).
13.
Слова, противоположные по значению (антонимы).
«Группы слов» (4 ч)
14.
Распределение слов на группы: слова – названия предметов, их признаков и действий.
Сформировать умение различать предмет и слово как название предмета, слова – названия признаков и действий предметов.
Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешней речи на внутренний план.
Регулятивные: осваивать способы классификации слов по группам: слова – названия предметов, их признаков и действий.
Познавательные: осваивать умение ставить вопросы к словам.
35 – 36 (19 – 21)
15.
Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета.
37 – 38 (19 – 21)
16.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
39 – 41 (19 – 21)
17.
Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками.
«Звуки и буквы, слоги и перенос, ударение» (13 ч)
18.
Звуки и буквы.
Звук и буква (закрепление представления о букве как о значке звука). Согласные и гласные звуки и буквы. Деление слова на слоги. Перенос слова по слогам.
Сформировать умения различать звук и букву; находить в слове ударный слог и переносить слова по слогам; дать представление о практическом применении алфавита.
Расширить словарный запас учащихся.
Регулятивные: осваивать способы классификации слов по звукам и количеству слогов.
Познавательные: осваивать умения делить слова на слоги, находить ударный слог и делить слова для переноса.
Коммуникативные: уметь объяснять свои действия.
45 – 46
19.
Звуки и буквы.
47 – 49 (22 – 23)
20.
Алфавит.
21.
Гласные звуки. Обозначение их буквами.
52 – 55 (25 – 27)
22.
56 – 60 (28 – 29)
23.
Согласные звуки. Обозначение их буквами.
56 – 60 (28 – 29)
24.
Слоги.
61 – 63 (30 – 31)
25.
Деление слов на слоги.
64 – 66 (32 – 34)
26.
Перенос слов.
67 – 70 (30 – 34)
27.
Перенос слов.
67 – 70 (30 – 34)
28.
Ударение.
71 – 74 (35 – 38)
29.
Ударение.
71 – 74 (35 – 38)
30.
Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно».
«Орфограммы русского языка – наше первое знакомство» (13 ч)
31.
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
Расхождение между произношением и написанием слова. Твердые и мягкие согласные звуки в середине слова. Традиционное написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и слов с разделительным ь.
Сформировать умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной; писать слова с ь – показателем мягкости и разделительным.
Расширить словарный запас учащихся.
Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
Регулятивные: осваивать правила написания слов.
Познавательные: осваивать умения подбирать проверочные слова с нужной орфограммой.
Коммуникативные: уметь объяснять свои действия.
77 – 79 (39 – 42)
32.
80 – 82 (43 – 48)
33.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
83 – 84 (43 – 48)
34.
85 – 87 (43 – 48)
35.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я.
88 – 90 (43 – 48)
36.
Шипящие согласные звуки.
91 – 93 (49 – 51)
37.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
94 – 96 (49 – 51)
38.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
97 – 98 (49 – 51)
39.
Разделительный мягкий знак.
99 – 102 (52 – 54)
40.
Разделительный мягкий знак.
99 – 102 (52 – 54)
41.
Разделительный твёрдый знак.
103 – 105 (52 – 54)
42.
106 – 111 (55 – 57)
43.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.
106 – 111 (55 – 57)
«От слова к предложению, от предложения к тексту» (7 ч)
44.
Анализ предложений и текста. Соответствие между предложениями и целью высказывания. Оформление предложения на письме. Создание собственного текста.
Сформировать умения различать слово, предложение и текст; определять тему, главную мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце предложений.
Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
Регулятивные: осваивать способы классификации предложений в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски.
Познавательные: осваивать умения составлять предложения и текст.
Коммуникативные: уметь объяснять свои действия.
112 – 115 (58 – 59)
45.
Предложение. Отличие слова от предложения.
112 – 115 (58 – 59)
46.
Знаки препинания в конце предложения.
47.
120 – 124 (60 – 63)
48.
Текст. Отличие предложения от текста.
120 – 124 (60 – 63)
49.
50.
Обобщение и закрепление знаний
«Перспектива » - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информционно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Учебники для изучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива») :
ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
- ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы:
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
- ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы:
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
- ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
- ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
- ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.
Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»: