Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Основы консультативной психологии. Виды психологического консультирования


1 вопрос

    • Что такое психологическое консультирование

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.

У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.

Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

    • Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть. Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

Те, кто обращаются в психологическую консультацию, – это обычно не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для того, чтобы получить обстоятельную консультацию психолога, необходимо время. Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вынуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Когда же эти и другие люди активно начинают искать помощь у психолога? Это, как правило, происходит не сразу при возникновении у них проблем, а в самые тяжелые периоды их жизни. Человек приходит к психологу-консультанту тогда, когда не знает, как поступить, или когда исчерпаны его возможности самостоятельно справиться со своей проблемой. За консультативной помощью к психологу человек может обратиться тогда, когда находится в состоянии

душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или с близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями.

Что же ищут люди у психолога-консультанта? Зачем они обращаются к нему? На эти вопросы можно ответить следующим образом. Некоторые клиенты в общем знают, как решать свою проблему, и ищут у психолога-консультанта лишь эмоциональной поддержки. Другие не знают, как справиться с проблемой, и идут к психологу за советом. Третьи не вполне уверены в себе или не знают, что конкретно выбрать из имеющихся у них возможностей для решения своей проблемы. Их необходимо убедить и направить их активность в нужное русло. Четвертым - это в большинстве своем одинокие люди -просто надо с кем-то поговорить по душам. У них обычно нет серьезных психологических проблем, но время от времени они остро нуждаются во внимательном и доброжелательном собеседнике. Среди клиентов психологической консультации встречаются и такие, кого к психологу-консультанту приводит праздное любопытство или желание просто бросить ему вызов. Некоторые искренне хотят узнать, кто такой психолог-консультант и чем он занимается, другие заранее убеждены, что он занимается несерьезным делом, и пытаются это ему доказать, поставив психолога-консультанта в неловкое положение.

Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью для профессионального психолога сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично.

2 вопрос

§1 Особенности подросткового возраста

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения развития самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и к суицидальным попыткам.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне .

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды .

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, - это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, как правило, в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста .

В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.

Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте

В отечественной психологической литературе нет четкого разделения понятий «консультативная психология» и «психологическое консультирование». Иногда они используются как синонимы. На наш взгляд, такое разделение необходимо. «Консультативная психология» является термином для описания отдельной отрасли психологии, тогда как «психологическое консультирование» более правильно использовать при разговоре о наиболее общих аспектах консультативного процесса и его субъектах - психологе и клиенте.

Для четкой дифференциации предмета нужно определить, какое именно консультирование имеется в виду: индивидуальное психологическое, семейное, психолого-педагогическое. Далее по тексту под термином «психологическое консультирование» мы будем подразумевать индивидуальное психологическое консультирование как один из разделов консультативной психологии.

На сегодняшний день индивидуальное психологическое консультирование является одной из наиболее разработанных областей консультативной психологии. Становление консультанта любой специализации начинается с основ, т.е. с изучения теории и практики индивидуального психологического консультирования. Как уже отмечалось, для этого необходимо выяснить, что является предметом психологического консультирования.

О широком предметном поле психологического консультирования свидетельствуют его разнообразные определения. Психологическое консультирование рассматривается как:

  • совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений (лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США);
  • отрасль науки и практики, основными функциями которой являются, во-первых, оказание помощи людям, которые испытывают какие-либо трудности в настоящий момент; во-вторых, профилактика трудностей, которые могут возникнуть в будущем; в-третьих, содействие людям в открытии и реализации их потенциала;
  • профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно осуществляется в системе личность-личность (хотя иногда в нем участвуют более двух человек), для помощи последнему в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера (H.Burks, В. Stefflre);
  • процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, выступающим временно в роли его клиентов (устав Британской Ассоциации Консультирования);
  • помощь индивидууму в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих между собой точек; поиск новых, альтернативных способов совладения с ситуацией, «помощь людям в их помощи самим себе» (М.А. Гулина);
  • восстановление логики индивидуальной жизни клиента и оказание профессионального воздействия, не нарушающего эту логику (Г.С. Абрамова).

Наиболее часто встречающимися в этих определениях являются слова «консультант», «клиент» (как человек, личность), «проблема», «взаимодействие», «помощь», «(раз)решение».

Таким образом, консультирование предоставляет клиенту помощь, направленную на выполнение следующих задач:

  • разрешение актуальных жизненных проблем;
  • развитие, социализацию и самореализацию личности;
  • достижение более полной внутриличностной интеграции путем согласования личных и социальных интересов;
  • выработку альтернативных способов поведения, адекватных определенным жизненным ситуациям;
  • осуществление выбора и принятие ответственности за этот выбор.

Анализ различных понятий консультирования позволяет разделить их на две большие группы, стоящие на позициях: 1) воздействия на клиента; 2) взаимодействия с клиентом. Определения консультирования, ориентированные на воздействие, чаще всего отражают позицию «Психолог лучше знает, что и как вам, пациент, лучше...», хотя и не в такой сильной степени, как в медицине. На наш взгляд, сущностью консультирования как личностно-ориентированной практики является консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии (К. Роджерс), диалогичное (М.М. Бахтин), специфических взаимоотношениях между психологом и клиентом («Я-Ты отношения» в терминологии М. Бубера).

Далее мы будем придерживаться следующего определения. Психологическое консультирование как форма оказания профессиональной психологической помощи - это процесс взаимодействия между профессионально компетентным консультантом и клиентом, ориентированный на научение и личностный рост последнего, в ходе которого консультант с помощью адекватных методов и средств стремится способствовать клиенту узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания со своими целями, чтобы достигнуть более полного и гармоничного «бытия-в-мире».

  • 1.1.2. Поведенческое направление
  • 1.1.2.1. Необихевиоризм
  • 1.1.2.2. Когнитивный подход
  • Когнитивная терапия а. Бека
  • Рационально-эмоциональная терапия а. Эллиса
  • 1.1.3. Гуманистическое направление
  • Клиент-центрированная терапия к. Роджерса
  • 1.2. Понятие психотерапии, психологической коррекции и психологического консультирования
  • 1.2.1. Психотерапия
  • 1.2.2. Психотерапевтическое вмешательство
  • 1.2.3. Психологическая коррекция
  • 1.2.4. Психологическое консультирование.
  • 1.2.5. Интеграция в консультировании и психотерапии
  • Глава 2. Теория консультирования
  • 2.1. Философия консультирования
  • 2.1.1. Безусловное и безоценочное принятие клиента
  • 2.1.2. Дозированная эмпатия
  • 2.1.3. Жизненный опыт, жизненная философия и работа над собой
  • 2.1.4. Клиническое консультирование
  • 2.2. Методология консультирования
  • Принцип детерминизма применительно к природе человека
  • Уважение свободы личности
  • Принцип индивидуальности
  • 2.2.4. Целостность подхода
  • 2.3. Цели психологического консультирования
  • 2.3.1. Основные цели и задачи психологического консультирования в рамках когнитивного направления
  • 2.3.2. Основные цели и задачи психологического консультирования в рамках рационально-эмоционально-поведенческого направления психологического воздействия
  • 2.3.3. Цели и задачи психологического консультирования в отечественной психологии
  • 2.3.4. Ориентиры психологического консультирования
  • 2.3.5. Норма и патология
  • Глава 3. Практика консультирования
  • 3.1. Принципы психологического консультирования
  • 6). Включенность клиента в процесс консультирования
  • Условия проведения консультирования
  • 3.2. Модель консультативного интервью
  • 3.3. Клиент
  • 3.4. Консультант
  • Глава 4. Консультативная помощь родителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (доу)
  • 4.1. Рекомендации по оказанию психологической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста
  • 4.2. Основные причины обращения родителей к психологу-консультанту
  • 4.2.1. Нарушения сна
  • 4.2.2. Плач
  • 4.2.3. Упрямство
  • 4.2.4. Детские страхи
  • 4.2.5. Локальные проблемы в умственном развитии
  • 4.2.6. Повышенная тревожность
  • 4.2.7. Сниженное настроение
  • 4.2.8. Гипертрофированная демонстративность
  • 4.2.9. Локальные поведенческие проблемы
  • 4.3. Рекомендации воспитателям детских образовательных учреждений по использованию игр для коррекции поведения
  • 4.3.1. Основные принципы игровой коррекции поведения
  • 4.3.2. Игровая коррекция страхов
  • Глава 5. Направления и тактика консультативной помощи людям с синдромом «эмоционального выгорания» (сэв)
  • 5.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
  • 5.2. Психологические модели «выгорания»
  • 5.3. Фазы и содержание синдрома «эмоционального выгорания»
  • 5.4. Профилактика и консультативная помощь при сэв
  • 5.5. Методы саморегуляции психических состояний
  • 5.6. Профилактика сэв
  • Глава 6. Дистантная форма оказания психологической помощи
  • 6.1. Телефоны экстренной психологической помощи («телефоны доверия»)
  • 6.1.1.Особенности психологического консультирования на «телефоне доверия»
  • 6.1.2. Основные нормы и требования при оказании экстренной психологической помощи
  • 6.1.3. Структура и классификации контингента лиц, обращающихся за психологической помощью
  • II. Эндогенные проблемы (человек сам с собой)
  • III. Непосредственное использование тд клиентом.
  • 6.1.4. Основные кризисные состояния в практике службы телефона доверия
  • Шкала выраженности психотравмирующих воздействий
  • 6.2. Методика работы. Правила и техника телефонного консультирования
  • 6.2.1. Основные правила проведения телефонной беседы
  • 6.2.2. Ролевые позиции консультанта телефона доверия
  • 6.2.3. Оформление результатов телефонной беседы
  • 6.3. Скриботерапия, как форма дистантного консультирования
  • 6.4. Суицидальное поведение в практике дистантного консультирования
  • 6.4.1. Суицид как форма девиантного поведения
  • 6.4.2. Самоубийство как проявление личностной дезадаптации
  • 6.4.3. Типологии суицидов
  • 6.4.4. Виды и стадии суицидального поведения
  • 6.4.5.Общие черты суицидентов
  • 6.4.6. Основные задачи и тактика телефонного консультанта в общении с абонентом-суицидентом
  • 6.5. Насилие в практике дистантного консультирования
  • 6.5.1. Виды насилия
  • 6.5.2. Помощь жертвам насилия, обращающимся на телефоны доверия
  • Приложения
  • Сравнительные особенности поведения во время консультации «успешного» и «неуспешного» психолога-консультанта
  • Игры, рекомендуемые воспитателям для занятий с гиперактивными детьми
  • Игры, рекомендуемые воспитателям для занятий с детьми, испытывающими страхи
  • Рекомендации воспитателям и родителям по рисованию детских страхов
  • Сократический диалог
  • Методики релаксации
  • «Пассивная мышечная релаксация»
  • Дыхательные упражнения
  • Психотерапия по электронной почте
  • Истории из практики службы телефона доверия Суицид
  • Физическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • 1.2.4. Психологическое консультирование.

    Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими психологическими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое (психокоррекционное, психотерапевтическое) воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи (Елизаров А.Н.).

    Под психологическим консультированием понимается профессиональная психологическая помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. При этом в качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, страдающие самыми разнообразными как соматическими, так и нервно-психическими заболеваниями. Эти лица становятся пациентами для консультанта, если они предъявляют проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае, как отмечает Б. Д. Карвасарский (1998), пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. В этом и заключается основное отличие психологического консультирования от психотерапии.

    Психологическим консультированием, по мнению другого автора, называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций (Немов, 1999). Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы, возможности и жизненный опыт. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. В этом и заключается основная задача психологического консультирования, считает Немов (1999).

    Психологическое консультирование, как отмечает большинство современных авторов, включает в себя диагностику и коррекцию.

    Значимость психологической диагностики и психологической коррекции как двух основных составляющих психологического консультировании отмечается, в частности, в определении В.Д.Менделевича. Под психологическим консультированием, пишет автор, подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментально-психологического исследования) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых представлений о различных подходах к их решению, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также повышению его психологической культуры и личностному росту (В.Д. Менделевич, 1998). Таким образом, считает автор, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния (Менделевич В.Д., 1998).

    В качестве пациентов могут выступать здоровые люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. От так называемой «дружеской беседы» психологическое консультирование в этом случае отличается нейтральной позицией консультанта. Широкий круг проблем, которые невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии, проблем, связанных с трудностями формирования, развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных взаимоотношений, социальными девиациями, возрастными кризисами, составляет в этой связи предмет психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

    Существующее многообразие разнообразных определений психологического консультирования содержит все же пять основных положений, позволяющих очертить предмет этой дисциплины: 1) Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению; 2) Консультирование помогает обучаться новому поведению; 3) Консультирование способствует развитию личности; 4) В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента; 5) Основой консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии. К основным принципам этой философии относятся следующие три положения: а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

    Таким образом, в процессе консультирования, в отличие, например, от психотерапии, консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно, в соответствии с собственными ценностями и целями, потребностями и стремлениями, решать свои проблемы. В широком смысле, в консультировании принимается тезис о том, что эффективное сегодняшнее существование и положительное отношение есть цель психологической помощи. Отдельные теории подчеркивают значение для кардинальных целей оказания психологической помощи таких ключевых психологических терминов, как самоактуализация (Маслоу), самоэффективность (Бандура), о,кейность (Берн, Харрис).

    Существует точка зрения, в соответствии с которой психологическое консультирование проводится и в отношении соматически или психически больных. Хотя психологи-консультанты могут работать с лицами, имеющими какие-либо психические расстройства, предполагается, что при консультировании по личностным проблемам, проводимом с отдельными клиентами или с группами клиентов, в центре внимания находятся текущие проблемы и личностный рост, адаптация и вопросы взаимоотношений, ситуационные кризисы и кризисы развития нормально функционирующих людей. При этом имеется в виду, что при наличии какого-либо психического расстройства личность, страдающая таким расстройством, может параллельно испытывать определенные психологические трудности, иметь определенные психологические проблемы, которые могут быть связаны или не связаны с сопутствующим психическим заболеванием. Консультирование адресуется не патопсихологической или психопатологической симптоматике, а личности, которая может иметь эту симптоматику. Цель консультирования в этом случае состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

    При этом психологическое воздействие, не затрагивая непосредственно патологический процесс, направлено на изменение психологических установок, отношения к заболеванию. По мнению Елизарова, спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Автор полагает, что термин «Психологическое консультирование» более применим к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъект-субъектного общения, в то время как термин «Психологическая коррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характер откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Елизаров А.Н. считает также, что психологическое консультирование более может быть ориентированно на урегулирование отношений клиента с другими людьми, а психокоррекция – на решение внутренних проблем клиента.

    Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:

    Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, преимущественная обращенность к проблемам психически здоровых людей . Психологическое консультирование, в частности, стало широко использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.

      Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.

      Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.

      Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент – здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.

      Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.

      Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.

      Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии (Елизаров А.Н.).

    Таким образом, в самом общем виде, выделяются следующие специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: консультирование ориентировано преимущественно на клинически здоровую личность; в качестве консультируемых выступают лица, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также лица, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности; консультирование ориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на убеждении в том, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста; консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов, чем на их прошлое; консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь; консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимоотношениях личности и среды; в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя и отклоняется навязывание клиентам его ценностей; консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

    Процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии:

        Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

        Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного – исследуются сны, ассоциации.

        Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом – склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

        Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5 – 6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

        Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.

        Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не столь привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, гораздо более далеких от психологии). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии (для того, чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя (Алешина Ю.Е.,1994).

    Психологическая помощь область практического применения психологии ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей. Согласно определению принятому Советом Правления АСА США в октябре 1997 года профессиональное консультирование представляет собой применение принципов психической гигиены психологии развития человека в ходе когнитивных аффективных


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    3225. Гранты как один из видов дополнительного финансирования учреждений социально-культурной сферы 171.72 KB
    Целью работы является исследование понятия «грант» и социологическое исследование степени участия учреждений культуры Республики Бурятия в грантовых конкурсах.
    2472. Медико-социальные проблемы охраны детства. Организация медицинской помощи детям. Принципы оказания медицинской помощи детскому населению. Функции, задачи детской городской поликлиники 18.54 KB
    Охрана детства – это система мер государственного муниципального общественного и частного характера направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. VI этап охрана здоровья школьника Организация обследования и лечебнооздоровительных мероприятий детям поступающим в школы; медицинский контроль за санитарногигиеническими условиями внешней среды: медицинский контроль за состоянием здоровья детей проведение плановой диспансеризации организация санитарнопросветительной работы среди родителей школьников...
    20458. Консультирование в управлении современной организации 30.25 KB
    Развитие консультирования в России Говоря о том что управленческое консультирование является новым видом деятельности для России некоторые авторы отмечают наличие необходимого но недостаточного в сравнении с западным уровнем опыта у российских консультантов. Акцент нужно сделать на том что как такового опыта консультационной поддержки...
    5576. Клинико-психосоматическое консультирование и принципы взаимоотношений 16.01 KB
    С одной стороны это классическое консультирование психосоматических пациентов и пациентов с психическими проблемами а с другой стороны специализированное обсуждение проблем пациентов и психотерапевтическое сопровождение их дальнейшего обслуживания. Целенаправленное требование междисциплинарной кооперации как опорного пункта службы консультаций и взаимодействия направлено...
    676. Кадровое консультирование как элемент развития кадровой службы 262.09 KB
    При этом в современных условиях проблема управления персоналом является ключевой в перестройке системы управления любого предприятия организации фирмы т. В настоящее время прослеживается тенденция к усложнению структурного и функционального состава организаций что неизбежно формирует запрос на внедрение более эффективных форм и методов управления персоналом. Появилась потребность в качественно новых задачах развития персонала при этом обнаруживается недостаточный уровень подготовки службы управления персоналом к этой работе.2 ...
    11276. Психологическое здоровье учащихся 9.83 KB
    Программы психологического здоровья: Вместе не страшно для учащихся первых и вторых классов. Линия роста для учащихся среднего звена Программа Изменения Программа Мы против наркотиков Линия жизни для учащихся старших классов МЫ для детей инвалидов Психологическая программа Вместе не страшно Программа психологического содействия...
    21165. Психологическое манипулирование сознанием избирателя 18.29 KB
    Психологическое манипулирование сознанием избирателя Рудаков Леонид Владимирович Государственный морской университет имени адмирала Ф. В статье рассмотрены проблемы психологической сущности манипулирования сознанием избирателя через призму законов манипулирования сознанием системы психологического манипулирования сознанием масс посредством различных форм и методов побуждения избирателей к голосованию. В условиях идеологической неоднородности и использования властью психологических технологий манипулирования социумом актуальность темы...
    11020. Влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка 159.43 KB
    Теоретическая основа влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка. Роль отца в формировании личности ребенка. Эмпирическое исследование влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка...
    13375. Психологическое развитие и особенности личности в подростковом возрасте 7.92 KB
    Характерной чертой этого возраста является любознательность пытливость ума стремление к познанию и информации подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний но не обращая порой внимания что знания надо систематизировать. Как правило подростки направляют умственную деятельность на ту сферу которая больше всего их увлекает. Когда говорят что ребёнок взрослеет имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей причём как равноправного участника этой жизни. Все так же в семье к ребенку относятся...
    101. Омонимы (homos – один) 7.67 KB
    Классификация омонимов: Лексические собственно омонимы – слова имеющие одинаковую форму звучание написание но разные по лексическому значению. Полные лексические омонимы – слова которые совпадают во всех грамматических формах гриф – птица гриф – музыкальный инструмент гриф – печать гриф – штанга. Неполные частичные – слова принадлежащие к одной части речи но у которых система грамматических форм совпадает не полностью лук – овощ лук – оружие; зреть – спеть зреть видеть.

    Психологическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности психолога практика, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Психологическое консультирование, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки для специалиста оказывающего подобные психологические услуги, которые нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях.

    Психологическое консультирование это вид профессиональной деятельности психолога ориентирован на психически здоровых, нормальных людей, у которых возникли сложные жизненные психологические обстоятельства, требующие психологической помощи в разъяснении и преодолении этих обстоятельств. Если человек самостоятельно не может справиться с навалившейся психологической проблемой, он обращается к частному психологу - психоаналитику Помазкину Антону Сергеевичу.

    Чем психологическое консультирование отличается от психиатрии?

    У некоторых наших соотечественников, еще не привыкших к принципам работы капиталистического общества, может сформироваться ложное представление о сути психологических услуг. Сразу возникают страхи по поводу постановки на учет психиатрического диспансера и вытекающих отсюда ограничений. На самом деле, все совсем не так, и индивидуальное психологическое консультирование серьезно отличается от медицинского лабиринта.

    Во-первых, психологическое консультирование может носить краткосрочный характер (достаточно нескольких очных или по телефону консультаций с психологом, чтобы человек осознал проблему и самостоятельно с ней справился, руководствуясь информацией, полученной от специалиста)!

    Очный или по телефону сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся ровно 50 минут. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, старается вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время психологической консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему. Поэтому вам нужно уже сейчас позвонить мне, частному психологу, психоаналитику и записаться на психологическую консультацию!

    Во-вторых, в психологическом консультировании различается подходы к работе, как у психиатров, так и как у психологов-консультантов. Первые дают клиенту, который, скорее, является пациентом, учитывая длительность взаимоотношений, строго медикаментозное лечение.

    Психологическое же консультирование - это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода внутренних психологических проблем, а так же связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. И суть психологического консультирования состоит в том, что психолог консультант, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресован исключительно психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития и душевного спокойствия.

    Цель психологического консультирования?

    Психологическое консультирование зависящее от конкретной психологической задачи и его целей состоит в том, чтобы объяснить клиенту психологическую основу его проблем. Оказываемая психологом консультантом клиенту консультация нацелена на поиск последним собственного направления в жизни с использованием так называемых инсайтов. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни. Обязательно позвоните мне и вы тогда сделаете правильный выбор.

    Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Человек, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и оказывает помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

    Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — это психологическая помощь человеку в решении его психологических проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

    Психологическое консультирование проходит в определенных пространственных и временных условиях, условия которых были изначально обговорены между клиентом и психологом, что считается для повышения эффективности психологического консультирования существенное значение. В качестве наиболее подходящего места для проведения психологического консультирования, является специально оборудованный кабинет позволяющий обеспечить уединённость, удобство и комфорт, в котором отсутствуют элементы, которые могут привлечь излишнее внимание клиента, и отвлекающие его от терапевтического процесса.

    Время и пространство, так же имеет большое значение для эффективности и успешности психологического консультирования. Во-первых, у клиента и психолога-консультанта должно быть достаточно времени, и выбор этого времени должен быть сделан правильно, то есть должны быть обеспечены возможности спокойно, не спеша, и «на свежую голову» участвовать в консультативном сеансе. Во-вторых, время самой консультации должно быть правильно организовано, под чем подразумевается чёткое обозначение начала и конца консультативного сеанса, а также наличие этапов консультативного сеанса. Часы на стене или на столе, как важный атрибут кабинета консультанта позволят напоминать всем участникам психологического консультирования о том, что время идёт и им обоим необходимо работать активно и динамично. Идеальная среда для очной психологической консультации является психологический центр на Цветном бульваре. Так же подойдет родная и домашняя обстановка для консультации с психологом по телефону. А вы уже решили когда будете звонить мне?

    Задачи психологического консультирования?

    Во всех практических случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

    1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся обратившейся человек.
    2. Информирование клиента о сути возникшей у него психологической проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)
    3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой или для этого потребуется дополнительный психологический анализ.
    4. Четкое формулирование рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его психологическую проблему.
    5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических рекомендаций, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.
    6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем, т.е. задача психопрофилактики личности.
    7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. Психолого-просветительское информирование клиента.