Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

О дислокации авиашкол. История бывшей канской школы воздушных стрелков-радистов 47 школа воздушных стрелков радистов 1941 года

БУРМИСТРОВ Владимир Иванович

Воздушный стрелок-радист

Гвардии сержант

В 1941 году окончил среднюю школу.

Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Записавшись добровольцем, отправлен на Дальний Восток, где зачислен в 9-ю Дальневосточную кавалерийскую бригаду, находившуюся на Советско-Маньчжурской границе в близи озера Ханка.

В Действующей Красной Армии с 1943 года, его кавалерийский полк перебрасывают из под Уссурийска на Орловско-Курское направление. Принимая участие в боях на Курской дуге, 27 августа 1943 года получает тяжелое ранение во время минометного обстрела. Более полугода находится на лечении в Казанском военном госпитале.

Летом 1944 года, после выздоровления, направлен на обучение в Школу воздушных стрелков-радистов в городе Уральске.

В конце 1944 года зачислен 101 АП в состав 3АЭ, боевую работу выполнял в должности воздушного стрелка-радиста, летал в экипаже командира корабля лейтенанта Тхора. Совершил 15 успешных боевых вылетов (13 ночных и 2 дневных), из них 1 ночной вылет по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлину, 2 дневных вылета по уничтожению оборонительных укреплений в городе Кенигсберге, а также бомбардировочные вылеты по железнодорожным узлам, портовым сооружениям и судам в портах, скоплениям живой силы и техники, переднему краю обороны противника на территории Восточной Пруссии, в том числе, в районах городов Пиллау, Данциг, Либава, Ленч, Свинемюнде, Мюнхенберг.

Службу в Вооруженных Силах закончил через полтора года после передислокации 101 АП из города Вышкува (Польша) на аэродром Смоленск Северный, в день Советской Армии 23 февраля 1948 года.

После демобилизации вернулся домой в Воронежскую область, окончил Хреновский лесной техникум (сейчас Лесной колледж им.Г.Ф.Морозова) по специальности лесовод и по распределению был направлен в Кемеровскую область. 32 года проработал в лесном хозяйстве Кузбасса, за это время посадил более трех тысяч гектар лесных культур, в том числе 240 ценной породы сибирского кедра. Но самой значимой посадкой для Владимира Ивановича все - таки была и остается кедровая аллея героев в Звездном городке, посаженная в 1977 году.

Его вклад в сохранение лесного богатства Родины отмечен многочисленными наградами: медалью «За доблестный труд», двумя медалями участника ВДНХ, знаками министерства лесного хозяйства РСФСР «За сбережение и приумножение лесных богатств РСФСР», «10 лет службы в государственной лесной охране СССР» (бронзовый знак), », «20 лет службы в государственной лесной охране СССР» (серебряный знак), », «30 лет службы в государственной лесной охране СССР» (золотой знак). В 1982 году было присвоено звание «Заслуженный лесовод РСФСР». Его имя внесено в книгу «Летопись Кузбасса», а также его именем назван участок леса в Краснинском лесничестве, долгие годы которым он руководил.

«……

Владимир Иванович Бурмистров, житель Беловского района, в 18 лет ушел на фронт добровольцем. В составе кавалерийского полка участвовал в боях на Курской дуге, был тяжело ранен. После госпиталя попал в полк авиации дальнего действия под командованием прославленной Валентины Степановны Гризодубовой. Так бывший кавалерист стал стрелком-радистом 101-го авиационного полка. Участвовал в боевых действиях под Пилау, Кенигсбергом, Берлином. После окончания войны поступил в лесной техникум. По распределению оказался в Кузбассе, отработал около 40 лет в лесном хозяйстве региона. С 1967 года до самой пенсии работал лесничим Краснинского ле-сничества Промышленновского лес-хоза, создал лесной питомник - один из лучших в Кемеровской области. Владимир Иванович вырастил 600 гектаров лесных культур, 200 из них - кедровые насаждения. За трудовые заслуги удостоен звания Заслуженный лесовод России. Его супруга Галина Еремеевна отработала около 40 лет в лесном хозяйстве, 13 сентября отметила 75-летие. Бурмистровы прожили в любви и согласии более 50 лет. Юбилярам вручены поздравительные открытки от президента России В.В.Путина и губернатора А.Г.Тулеева и целевые денежные выплаты из областного бюджета. ……»


Стрелки-радисты на одной из ставших традиционными встреч гвардейцев однополчан 101 АП ДД

проходивших 25 мая (день образования авиаполка) на ВДНХ в г.Москве,

Владимира Ивановича легко узнать, его выдает высокий рост. А так же с этой страницы сайта на фотографии в верхнем ряду 1-й с права

Никогосов Николай Григорьевич и 3-й - Алексеев Владимир Михайлович.

Активно помогал в создании школьного музея Боевой Славы 101 АП распологавшегося в школе №491 города Москвы, сейчас школа №333 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В.С. Гризодубовой. 9 мая 2010 года был среди приглашенных фронтовиков от Кемеровской области на Параде в честь 65-я Победы в Великой Отечественной войне на Красной Площади в Москве.
Скончался 11 декабря 2017 года.

За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые Заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «Медаль Жукова» и другими государственными наградами.

Здравствуйте!
Иногда возникает вопрос у ищущих, какая школа или училище летчиков, механников находилось, в таком то городе. Может кому пригодится.
Используемые термины и сокращения:
ШМАС - школа младших авиационных специалистов.
ОШМАС - отдельная, окружная или объединенная ШМАС.
ВАШМ - военная авиационная школа механиков.
ВШАМ - военная школа авиационных механиков.
ВАШАМ - военно-авиационная школа авиамехаников.
ШМСС - школа механиков спецслужб или школа младших специалистов связи.
ВШМС - военная школа механиков спецслужб или военная школа младших специалистов.
ВАШМСС - военно-авиационная школа механиков спецслужб.
ВАШ ВСР - военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов.
ВАШ СБ - военная авиационная школа стрелков-бомбардиров.
ШМАСС - школа младших авиационных специалистов связи.
ВАШС - военно-авиационная школа связи.

Абакан (Республика Хакасия) 52–я ОШМАС, 1944
Актюбинск (Казахстан) ШМАС, 1956. В 1941 база Киевского авиационного института была эвакуирована в г. Актюбинск Казахской ССР, где была сформирована 46-ая учебно-техническая эскадрилья ГВФ, готовившая младших авиационных специалистов. В 1960 на базе Актюбинской школы авиамехаников была организовано Актюбинское авиационно-техническое училище ГВФ.
Алсуфьево (Брянская область) ШМАС 5-й тяжёлой авиационной бомбардировочной бригады, 1938
Арзамас (Горьковской, ныне Нижегородской области) ШМАС, 1943
Ардатов (Мордовской АССР) ШМАС, 1942
Армавир (Северо-Кавказский ВО), ШМАС, 1937
Астрахань ВАШМ, Астраханская военная авиационная школа механиков в 1941 года была эвакуирована в Усть-Каменогорск, 1945
Баку (п. Бина, Азербайджан) ОШМАС, 1939
Балашов (Саратовской области), ШМАС, в/ч 21369
Барановский (разъезд пригород Уссурийска?, Приморский край) ОШМАС ЗАБВО, 1939
Белая Церковь (Киевская область,Украина) 22-я дивизионная ШМАС, 1935. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов». В 1941 голу передислоцирована в Уральск (ныне Орал, западный Казахстан). С февраля 1942 - ВАШ СР (Канск).
Белгород ШМАС (ПВО) ОБАТО. Передислоцирована в ? году в Керчь, после развала СССР в 199? году переведена в Подольск
Бобруйск (Беларусь) ОШМАС, 1939
Борисов (Минской области, Беларусь) ШМАС
Борисоглебск (Воронежская область) ШМАС, 1941-1952?
Брянск ОШМАС, 1939
Быково (Московской области) ШМАС, 1944
Ванино (п. Октябрьский Хабаровского края) в/ч 03140, ШМАС расформирована в 1991 году
Васильков (Украина) Васильковская ВАШМ, в 1941 была эвакуирована и с июля 1941-го по октябрь 44-го - школа находилась в Миассе.
Винница (Украина) 50-я ШМАС в/ч 33770
Витебск (Беларусь) ОШМАС, 1939, 15-я дивизионная ШМАС, 1941
Владивосток (о.Русский), в/ч 95125, Школа связи КТОФ, 1944 - расформирована в?
Владивосток (6 км), в/ч 34278, 123-я ВШМС(а) КТОФ, расформирована в 1997 году
Владимир ШМАС, 1944-1945
Воздвиженка (Уссурийский район Приморского края) ОШМАС КТОФ, 1935
Возжаевка (Белогорский район Амурская область) ОШМАС, 1939
Вольск (Саратовской области) - Военная школа летчиков и авиатехников (1928) сформирована в Ленинграде при военно-технической школе ВВС РККА, с 1931 - 2-ая военная школа авиационных техников (2-я ВШАТ), с 1938 - Вольское военное авиационно-техническое училище (ВВАТУ), с 1941 переименована в 1-ю Вольскую военную авиационную школу авиамехаников, и в 1951 году переименована в 1-е Вольское ВАТУ.
Волчанск (Харьковской области, Украина) Волчанская военная школа авиационных механиков ВВС РККА (1940) в 1941 году была передислоцирована в г. Сталинабад (ТаджССР), ныне Душанбе
Воронеж ШМАС, 1935, ВАШ ВСР
Выборг ШМАС, в/ч 95109. ВШМС(а) ДКБФ преобразована в 148-й Учебный отряд ВМФ в 199? году
Вышний Волочек (Тверская, ранее Калининская, область) 5-я ВАШМ была организована в 1943 г. в Нижнеудинске.
Гайсин (Винницкая область, Украина) ШМАС, в/ч 33770, спецы ОБАТО
Гамбори (иногда пишут Гомбори, Грузия) 49-я ШМАС, 1943
Гатчина (Красногвардейск) ШМАС при военной школе лётчиков. Школа готовила аэрофотографов. 1937
Геленджик (Краснодарского края) ШМАС, 1941-1944
Глухов (Сумская область, Украина) ШМАС ВВС, в/ч 06737, 1989
Гомель (Беларусь) ОШМАС, 1939, 13-я дивизионная ШМАС, 1941
Гомель (Беларусь) Гомельское военное аэрофотограмметрическое училище летом 1941 года переезжает в город Давлеканово, находящийся в Башкирии. 2 августа 1941 года оно было переименовано в Давлекановскую военную авиационную аэрофотограмметрическую школу , затем снова в Гомельскую, а 15 мая 1942 года была расформирована. На базе Гомельской военной авиационной аэрофотограмметрической школы и Таганрогской авиашколы было сформировано Военное авиационное училище разведчиков (ВАУР), которое просуществовало до победы. В мае 1945 года училище возвращается на запад в город Кировоград Киевского военного округа, а в апреле 1946 года переезжает в город Красноярск.
Горелово (Ленинградская область), ОШМАС, 1939
Грозный Грозненская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941
Даугавпилс (бывший Двинск, Латвия) ШМАС, 1941, ПВО
Днепродзержинск (Украина) - ШМАС, в/ч 78436
Едрово (Валдайский район Новгородской области) ОШМАС, 1939
Ейск (Краснодарский край) ШМАС, 1942 ?
Житомир (Украина) ОШМАС, 1939
Запорожье (станция Мокрое, Украина) ШМАС ВСР, 1939. Впоследствии готовила спецов для ОБАТО
Зеленая Поляна (Дальний Восток), ШМАС, 1939
Иваново ШМАС, 1944
Ижевск ШМАС, 1943
Иркутск - 4-я Иркутская военная школа авиационных техников (ВШАТ) 1931-1938, Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ) 1939-1941, с 1941 года - Иркутская военная школа авиационных механиков (ИВШАМ), с 1949 по 1975 снова ИВАТУ, и с 1975 г. - Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ)
Ишим (Тюменская область), 2-я Ленинградская ВАШАМ им. Краснознаменного Ленинского Комсомола, 1941. В 1944 году школа вновь переименована во 2-ое ЛВАТУ и затем было выведено в Ригу.
Кабулети (Грузия) ШМАС, 1942
Казань (Татарстан) ШМАС ПВО, в/ч 03205
Камышин (Волгоградская область) 71-я ШМАС, в/ч 23590 готовила специалистов по обслуживанию авиационной и аэродромной техники и оборудованию, метеонаблюдателей.
Канск (Красноярский край), 118-я ШМАС, ВАШ СБ, 1940, 22-я Краснознамённая военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов (22-я ВАШ ВСР), в/ч 30185 расформирована в 1997 году
Каунас (Литва) 8-я ШМАС, 1940. Есть сведения, что в 1941 году школа передислоцировалась в г. Вольск Саратовской области.
Кемерово 66-я окружная ШМАС и 16-я дивизионная школа младших авиаспециалистов, эвакуированная из Смоленска 1941
Киев (Украина) ОШМАС, 1939. Киевскую школу младших авиаспециалистов в начале ВОВ эвакуировали в город Красноярск.
Киров 75-я ШМАС (в/ч 48239) преобразована в? году в Кировское ВАТУ
Кировабад ВАШ ВСР, 1938
Кировоград (Кировоградской области, Украина), ОШМАС, 1939
Козельск (Смоленской области) 18-я дивизионная ШМАС и 19-я окружная школа воздушных стрелков-радистов, 1941
Конотоп (Сумской области, Украина) ОШМАС, 1939
Кострома ШМАС
Котовск (Одесской области, Украина) В июне 1946 года на базе расформированной 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса была сформирована 8-я школа младших авиационных специалистов. Основу школы составляли офицеры-выпускники Вольской военной школы авиационных механиков ВВС.
Красногвардейск (Крым, Украина) ОШМАС, 1939
Краснодар ВАШ СБ, 1940
Красноярск 52-я Красноярская окружная школа младших авиаспециалистов, ОШМАС, 1939, в/ч 74394 расформирована в? году
Кременчуг Кременчугская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1940. В начале 1941 школу (училище) перевели сначала в Харьков, затем в Актюбинск, а потом в Чирчик Узбекской ССР
Кречевицы (ныне Новгородской области), ШМАС, 1934, C 1939 года ОШМАС.
Куйбышев 160-я ШМАС, 1938. 67-я школа авиационных стрелков-радистов, ВАШ ВСР, 1943. Школа позже была переведена в г. Сарапул (Удмуртия)
Курган (Курганской области), Лугинская ВАШМ, бывшая Слободская ВАШМ эвакуирована в 1941 из г.Слободской Кировской области
Курск ШМАС, 1942
Кусары (Азербайджан) 51-я ВАШМ, в/ч 54815
Кутаиси (Грузия, ЗакВО) 47-я школа воздушных стрелков-радистов (ШВСР), 1941
Лебедин (Сумской области, Украина) ШМАС, 1939
Лебяжье (Ломоносов, Ленинградская область) 61-я ВАШМ, в/ч 26260 в 1980 преобразована в ЛВАТУ?
Ленинград (ныне Санкт-Петербург, Васильевский остров) 105-я ШМАС ВВС КБФ, 1936. С 1939 года - Объединенная ШМАС ВВС КБФ
Ленинград 24 мая 1919 года в Киеве открылась Школа авиационных техников-механиков. Затем из Киева Школа была эвакуирована в Москву, а в 1921 году - в Петроград. В мае 1938 года Школа была переименована в 1-е Ленинградское авиационно-техническое училище, а в ноябре 1939 года - в Ленинградские Авиационно-Технические Курсы Усовершенствования ВВС КА, а в 1946 году - в 1-е Ленинградское высшее военное авиационное инженерное училище. В августе 1941 года курсы (1-ое ЛВВАТУ) эвакуируются из Ленинграда в Троицк.
Ленинград 2 -ое Ленинградское Военное авиационно-техническое училище имени Ленинского комсомола в 1941 году было эвакуировано в Ишим и переименовано во 2-ю Ленинградскую ВАШАМ, а в 1944 году снова во 2-ое ЛВАТУ и затем переведено в Ригу. 1919-1945
Лиепая (Либава, Латвия) 529-й УО Морской авиации ДКБФ
Ломоносов (в прошлом Ораниенбаум) 2-я ШМАС (ВСР) ДКБФ, 1940. В 1941 эвакуирована в Рузаевку Мордовской республики
Луганск (Ворошиловград, Украина) ВШАМ, 1941
Магнитогорск ШМАС, 1944
Медвежки (Ленинградской области), ШМАС?
Мелитополь (Запорожская область, Украина) ВАШ СБ, 1940
Могилев (Беларусь) 223-я ШМАС в/ч 23422 в 1991 частично передислоцирована в Россию, частично - в Щучин (Республика Белорусь)
Могилев-Подольский (Винницкая область, Украина) 21-я ВАШМ, ШМАС в/ч 47695 или в/ч 94036 14-ой ВА?
Монино (Московская область) ШМАС, 1930-1940
Москва 29 апреля 1919 года приказом Реввоенсовета на базе фотографического авиационного отряда Московского окружного съемочно–фотографического отделения и школы фотолаборантов аэрофотографического парка была создана Аэросъемочно-фотограмметрическая школа КВФ. Сначала школа располагалась в небольшом подмосковном поселке Тушино (ныне один из районов Москвы), где находился аэродром. С 1923 года школа готовит специалистов по радио: радиотехников, радиотелеграфистов и параллельно - военных аэрофотограмметристов, фотолаборантов и аэронавигаторов. С 1931 года стала Военной авиационной школой специальных служб Военно-Воздушных Сил РККА (ВАШ спецслужб ВВС РККА). С 1938 года Высшая Аэрофотограмметрическая школа Красного Воздушного Флота стала называться Московским военным авиационно-техническим училищем.
Москва (Никулино, Солнцево) 1-я Московская военная авиационная школа механиков, в/ч 03139. Для авиации войск ПВО она была основным подразделением, обучающим механиков в ранге учебного центра, так как там была ещё школа прапорщиков.
Москва Московское Краснознаменное военно-авиационное техническое училище. В декабре 1940 г. училище было преобразовано в 1-ю Московскую Краснознаменную военно-авиационную школу связи. Курсанты этого набора были выпущены в мае 1941 г. радиомеханиками с воинским званием "сержант технической службы". В мае 1942 года школа была эвакуирована в г.Сызрань. В 1944 году школа была переименована в Московское краснознаменное ордена Ленина военно-авиационное училище связи. В 1954–1957 годах - Первое Московское ордена Ленина Краснознаменное военно-авиационное техническое училище связи им. Дзержинского.
Морозовск (Ростовской области) ШМАС
Нежин (Черниговская область, Украина) ШМАС готовила ВСР, после 1945
Нижнеудинск (Иркутская область) 5-я ШМАС, в/ч 74326. 5-я ШМАС была организована в 1943 г. в Нижнеудинске. В марте 1967 г. школу начали перебазировать в Вышний Волочек.
Николаев (Украина) ШМАС ЧФ, в/ч 90446
Новгород ШМАС, 1940
Новоград-Волынский (Житомирской области, Украина) 64-я ВАШМ, в/ч 87358
Новоселицы (Новгородская область) ШМАС, в/ч 22558
Новосибирск (Толмачево) ШМАС, 1941-1943
Новочеркасск ШМАС, 1937
Овруч (Житомирская область, Украина) ОШМАС, 1939
Олсуфьево (ст. Олсуфьево, Орловская область) Олсуфьевская военная авиашкола стрелков-бомбардиров, ВАШ СБ, 1940
Омск ОШМАС, 1939. Есть данные о 52-й ШМАС при Омской военной авиационной школе лётчиков.
Оренбург 2-е Чкаловское ВАУ переименовывается во 2-ю Чкаловскую ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941. 35-я ШМАС, 1941. В/Ч 15542(б).
Орск (Чкаловской, ныне Оренбургской обл) Южно-Уральский ВО, 11-я ШМАС, 1943
Орша (Витебская обл) ОШМАС, 1939. 12-я и 17-я дивизионные ШМАС, 1941
Остров (Псковской области) Школа мотористов при 10-й авиационной бригаде 1926, 32-я ШМАС, 1944.
Паплака (Лиепайский район, Латвия) ШМАС в/ч 59251 расформирована в 1991 году.
Павлоград (Днепропетровская область, Украина) Павлоградская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941
Пенза (1944). В 1946 68-я ШМАС была преобразована в военную школу авиационных механиков (ВШАМ), а в апреле 1947 переведена в Ульяновск, потом в Полесск (1950), потом в Калининград (1957) и в 1966 преобразована в Калининградское ВАТУ!
Переславль-Залесский (Ярославская область) Окружная школа младших авиаспециалистов Московского военного округа (ОШМАС), 1939. 32-я дивизионная ШМАС, 1941.
Пермь (Молотовская, ныне Пермская область) Военно-Морское авиационно-техническое училище им. Молотова в 1941 году было переименовано в Молотовскую ВАШМ, 1934-1945. В 1945 году ВАШМ расформировали, а на базе школы авиамехаников, передислоцированной из Троицка, создано Пермское военное авиационно-техническое училище имени Ленинского комсомола.
Петергоф ШМАС ДКБФ, 1939 ?
Подольск (Московская область) ШМАС, ?
Поляна? (возможно это уже упомянутая Зеленая Поляна?), ОШМАС ЗАБВО, 1939
Прохладное (Надеждинский район Приморского края) АТБ КТОФ, в/ч 95157
Пушкин (бывшее Царское Село) ОШМАС, 1940, в/ч 21906 расформирована в 1992 году
Резекне (Латвия) ШМАС, 1944-1970
Ржев ШМАС, 1935
Рузаевка (Рузаевского района Мордовии, 25 км от Саранска), ШМАС ВСР, 1941
Рыльск (Курской области) ШМАС, 1937-1960. На основе расформированной ШМАС в 1960 г. было основано Рыльское авиационное училище специальных служб Гражданского Воздушного флота (РАУСС ГВФ).
Рязань ШМАС, 1941
Савватиево (Соловецкие острова, Архангельская область) ШМАС Северного Флота, 1941-1958
Самарканд (Узбекистан) ШМАС, в/ч 21816
Свободный (Амурская область) ШМАС, 1942-1973
Севастополь (Украина) ШМАС ЧФ, 1929
Селищи (Ленинградской области), Селищенская ВАШАМ, 1940, в 1941году эвакуирована в Петропавловск (Казахстан) и в 1944 была выведена в?
Семипалатинск 229-я ВАШМ, в/ч 21921, 1942. Есть сведения о передислокации школы в Энгельс, затем в Вайнёде (1988), позже в Энгельс (1992), впоследствии в Камышин. В школе готовили специалистов наземных служб для ДА, по некоторым специальностям - для ВВС и по разнарядке генштаба.
Серпухов (Московской области) Серпуховская военная авиационная школа механиков берет свое начало от Московского технического училища Гражданского воздушного флота, находившегося в 1940 году в Тушино (Московской области, ныне район Москвы), которое в феврале 1941 было преобразовано в ВАШМ и потом передислоцирована в Серпухов. В 1942 году школу эвакуировали из Серпухова в Кзыл-Орду (Казахстан), а в 1949 расформировали.
Серпухов (Московской области) Серпуховская объединенная ВАШ пилотов и авиамехаников в 194(?) году эвакуировали под Фергану (Узбекистан), 1957.
Сеща (Дубровский район Брянская область) ШМАС в/ч 2625 (п/я 2590») при 9-й тяжёлой бомбардировочной авиационной бригаде, 1935, Сещинская ОШМАС, 1939
Симферополь ШМАС ЧФ, 1939?
Славгород ШМАС, 1941
Смоленск ОШМАС, 1930. 14-я и 16-я дивизионные ШМАС, 1941
Смоляниново ШМАС, 1943
Сокаль (Львовской области, Украина) ШМАС
Солянка (Красноярской ж/д) 16-я окружная ШМАС, 1942?
Спасск (Спасский район Пензенской области) 58-я ОШМАС?, 1939
Спасск-Дальний ОШМАС, 1939, 15-я ВАШМ, 1959, в/ч 62546
Старая Русса (Новгородской области), ОШМАС, 1938
Сухуми (Новый Афон, Абхазия) - ШМАС ЧФ, 1943-1954
Сысоевка (Яковлевский район, Приморский край) ОШМАС ЗАБВО, 1939
Таллин (Эстония) ШМАС ДКБФ, метео для морской авиации
Таганрог (ст. Марцево) Таганрогская военно-авиационная школа, 1940. В 1941 эвакуирована в Омск.
Тамбов (ст. Пушкари) ШМАС, 1941, 1982
Тарту (Эстония) 10-я ШМАС, 1941
Ташкент (Узбекистан) ОШМАС, 1939. ВАШ СБ (г.Чирчик), 1941, ШМАС, в/ч 22002, 1973
Троицк (Челябинской области) 1-е Ленинградское высшее авиационно-техническое училище в 1941 году было эвакуировано Троицк, а в 1943 году часть его переобразовано в Троицкую военную авиационную школу авиамехаников, В сентябре 1945 года школа была переведена в Пермь. Решением командования ВВС её передислоцировали на базу расформированной Молотовской военной школы авиамехаников, а на оставшейся базе в 1947 году создано Троицкое АТУ ГФР.
Тушино (Московской области, ныне район Москвы) В 1940 году в г. Тушино была создана 2-я Московская военная авиационная школа механиков спецслужб. В октябре 41-ого школу эвакуировали в Оренбургскую область, а по возвращении в 1943 ее обустроили в Серпухове. В декабре 1948 года школа реорганизуется в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС (СВАТУСС), которое готовило техников-механиков для подразделений ВВС, принимавших участие в испытаниях первых советских ракет.
Усть-Абакан (Республика Хакасия) ШМАС, 1945
Уфа 20-я ШМАС в 1984 году преобразовано в Уфимское ВВАУЛ
Фрунзе (ныне Бишкек, Киргизия) ШМАС, 1942-1972
Хабаровск ШМАС, 1939
Харьков (Украина) Харьковское училище летчиков и летчиков-наблюдателей (ХВАУ г.Харьков-Рогань) в 1941 переименовали в авиационную школу стрелков-бомбардиров (ХВАШСБ) и эвакуировали в Красноярск
Херсон (Украина) 3-я ШМАС, 1941
Хороль (Приморский Край), Хорольская ОШМАС, 1939
Чарджоу (Туркменистан) 27-я ШМАС в/ч 13729
Чебоксары ШМАС, ?
Челябинск ВАШМ (ВАШ СБ), 1938. 15 апреля 1944 года школа была переименована в Челябинское ВАТУ ДА. ВАШМ (в/ч 78424) при училище в октябре 1956 года переброшена в город Веспрем (Венгрия, ЮГВ), а в декабре того же года выведена в Одессу.
Чердаклы (под Ульяновском) 65-я Окружная ШМАС, 1942
Черняховск (Калининградской области) 33-я ШМАС, в/ч 32940
Чернышевка (Анучинский район, Приморский край) ОШМАС, 1939
Чита ОШМАС, 1938
Чугуев (Харьковской области, Украина), ШМАС при Чугуевском летном училище, 1940
Шадринск (Курганской области) ВШАМ, 1943
Энгельск ? ШМАС ПРИВО, 1939
Янов (Киевской области) Яновская военная школа авиационных механиков (1940). 6 июля 1941 года перебазирована в г.Котельнич Кировской области. В октябре 1944 года Яновская школа была перебазирована к городу Киев.
Ярославль Ярославская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров сформирована в 1940 году, ЯВАШСБ. В мае 1941 года школу перевели на станцию Чердаклы Ульяновской области.
С форума, там же и полный подробный список:

С учетом опыта боевых действий, накопленного в Испании, Китае, на Халхин-Голе, у озера Хасан необходимо было производить повышение качества обучения авиационных специалистов, в короткие сроки увеличить число летного и инженерно-технического состава Военно-воздушных сил (ВВС). В связи с этим в СССР стала активно расширяться сеть военно-учебных заведений по подготовке кадров. Приказом Сибирского военного округа (СибВО) № 061 от 17.05.40 г. на базе 52-й авиационной бригады образуется «Омская военная авиационная школа пилотов» (ОВАШП) в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом школы стрелков-радистов.
Командиру, 52 бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы в количестве 320-ти человек, для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов. Из состава указанной бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке - капитан Муратович, комиссар курсов - старший батальонный комиссар Святковский, командиры учебных рот - старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Федоров. 12 Апреля 1940 года в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП - полковник Е.С. Пристром.
Общее количество личного состава было определено следующее:
1. начальствующего состава - 280 человек;
2. младшего начальствующего состава - 157 человек;
3. рядового состава - 166 человек;
4. курсантов - 830 человек.
Итого: 1433 человека.
Основой для формирования являлись:
а) по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска;
б) по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса;
в) по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы.
Начальником авиашколы был назначен полковник Пристром Евгений Степанович, военным комиссаром - бригадный комиссар Кобякин Иван, начальником штаба - полковник Лонский Александр Павлович, помощником начальника школы по технической эксплуатации - военинженер 2-го ранга Добровольский Георгий Петрович.
От 52-й авиационной бригады школе остались трехэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того железнодорожная ветка, подведенная к аэродрому. Авиационный парк школы состоял из 47 бипланов-разведчиков Р-5, 32 бомбардировщиков СБ и 47 У-2. Большинство самолетов требовали капитального ремонта, поэтому командованием ВВС было принято решение об организации передвижных авиационных ремонтных мастерских.
Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков, одной запасной роты, группы стрелков-радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый - на бомбардировщиках СБ, второй − на разведчиках Р-5. После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ. Запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку. Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко.
Курсантские отряды летчиков были скомплектованы из выпускников аэроклубов Омска, Красноярска, Барнаула, Бийска и Тюмени.
В конце 1940 года состоялся первый выпуск стрелков-радистов, которые были направлены в Ленинградский военный округ. Через несколько месяцев были выпущены две группы пилотов. До начала Великой Отечественной войны школа сделала еще два выпуска военных летчиков на самолетах СБ.

В первые дни Великой Отечественной войны началась оперативная эвакуация военных авиационных школ из Европейской части СССР в глубокий советский тыл. Школы, передислоцированные на территорию Сибири, входили в состав уже действующих авиационных школ и училищ. Так, в частности, в Омскую военную авиационную школу пилотов (ВАШП) вошли:
- Борисовская военная авиационная школа пилотов (ВАШП), организована в Борисове Минской области 24 августа 1940 г. В первые дни Великой Отечественной войны оперативно была эвакуирована в глубокий советский тыл в Омск (Прибыла 8 июля 1941 г.) и впоследствии там переформирована.
- Коростеньская ВАШП, была передислоцирована в августе 1941 года.
Она была создана в апреле 1940 года на базе 41-й отдельной авиационной эскадрильи, находившейся в г. Коростень Житомирской области. Школа осуществляла подготовку пилотов на самолетах марки - СБ.
Начальником школы был майор Ф. С. Самойлов.
- Роганьская ВАШП, была передислоцирована в сентябре 1941 года.
Была создана в апреле 1940 года в г. Волганске на базе 3-го отдельного авиационного отряда Волганской окружной авиационной школы пилотов. В октябре 1940 года она была перебазирована в Харьков и получила наименование Харьковской школы. В конце октября 1940 года школа была передислоцирована в г. Рогань и переименована в Роганьскую военную авиационную школу пилотов. В период с 12 июня по 30 августа 1941 г. школа находилась в г. Красноград Харьковской области. Оттуда была направлена в Омск. Начальником школы был майор А. Н. Малиновский.
- Таганрогская ВАШП им. В. П. Чкалова, одна из крупнейших школ Красной Армии. Таганрогская школа пилотов была сформирована в 1937 г. и получила свое наименование на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1939 года и приказа НКО 34 от 13 февраля 1939 года.
В октябре 1941 г прямо из прифронтовой полосы, полностью сохранив личный состав и технику в составе 4 эскадрилий эвакуировалась в Омск, прибыла в ноябре 1941 года. Местом постоянной дислокации стал поселок Марьяновка Омской области.
Начальником школы был полковник И. Г. Куреленко.

Вспоминает Пшенко Владимир Арсентьевич:
(воспоминания полностью: http://elib.org.ua/warcraft/special/remember.ru/pilots/pshenko/pshenko_r.htm)
"2 июня 1941 года я был зачислен курсантом в Борисовскую авиационную школу пилотов. Через 20 дней началась Великая Отечественная война. Мы были в лагере, пошли отдыхать на речку, воскресенье. В 8 часов утра прилетел По-2, стал кружиться над аэродромом, стреляет красными ракетами. Потом сирена загудела. Побежали бегом. Батальонный комиссар училища, две шпалы. Стоит, плачет. Говорит: "Началась война". Рассказал все, что произошло в это утро. Мы, конечно, еще ничему не научились, но были курсанты, которые летали на СБ и Р-5, разные группы были. Тут же нас стали учить, как стрелять из пулемета, ручного и станкового, на случай если будут нападать на аэродром. Учеба - смех один: "Заряжай, разряжай. Все понял? Молодец! Кто следующий?" А потом нас послали возить бомбы со склада. Да, наши инструктора стали выполнять боевые задачи. Вот для них и стали возить бомбы. Подвешивали их на самолеты Р-5 и СБ. Склады на окраине города Борисов. Приехали туда первый раз ночью на машине. Всего 5 машин, на каждой по 15 человек курсантов, потому что бомбы тяжелые. Начали грузить. И вдруг налет. САБы (Светящиеся авиабомбы) загорелись. Зенитки стреляют. А мы бомбы нагружаем на автомашины. Сотка нам показалась перышком, так мы их быстро грузили. И вот мы возили почти сутки без перерыва. А потом надо же и поесть. Привезли: "Давайте еще один рейс и в столовую, а то ребята, вы так с голоду упадете". На седьмой день команда: "Вечером построиться. Сейчас ужинаем. Ничего не брать. Ваши вещи привезут. С собой взять только противогаз". Лагерь был в Крупке, небольшом районном центре. Мы пошли пешком через Могилев, почти 300 км до Брянска. И пришли на аэродром Алсуфьево. Шли три дня. Идем ночью. Днем лежим. Потому что нельзя было показываться на открытом месте. Самолеты летали низко, и обстреливали. Идем же колонной. Ночью тяжело идти.
Нам сказали, что в Сибирь перебазируемся. Инструктора, на оставшихся не сгоревших самолетах Р-5 и СБ улетели. А те самолеты, которые остались мы подожгли. Остались - 4 неисправных самолета СБ и два самолета Р-5. Сожгли эти самолеты, чтобы ничего не оставалось. Было и страшно, и не знали, что будет дальше. Когда пришли на аэродром Алсуфьево, сели ужинать. Немец налетел. Сирена. Видим, что бомбы близко от нас рвутся. Паника. Мы все из столовой бежать. Подошел поезд-товарняк. Эвакуировали скот в Подмосковье. Подогнали нам: "Садитесь в эти вагоны" - Вагоны грязные. - "Ломайте ветки, и берите траву в копнах". В основном ломали березы, устилали пол. И тут же гудок, поезд отошел километра на 2 от аэродрома и остановился. Потом уже спокойненько поехали. Спрашиваем у своего командира Сенкевича, очень хороший был командир: "Куда нас повезут?" - Он говорит: "В Сибирь". Подъехали к Москве. Трое суток были на окраине Москвы, на окружной дороге. Правда, тут нас кормили заказами какой-то воинской части. Ходили завтракать, обедать и ужинать. Пока не получили распоряжение. Поезд повез нас дальше, и привезли нас в Омск. В Омскую авиационную школу пилотов. Стали летать на Р-5. Закончил в декабре месяце. И сразу перевели в Новосибирск в Бежскую (Бердскую?) авиационную школу пилотов летать на СБ. Весь 1942 год мы занимались сельским хозяйством. Полетов никаких. Горючего нет. Питание слабенькое. Все, что могли, мы отдали, даже свои шинели, хорошие из синего сукна и сапоги сдали. Дали нам обмотки. А это все отправили на фронт. Всю весну сажали, летом убирали, косили. 1942-й год закончился. В конце 1942-го года пришли инструктора. Пять инструкторов на каждого по 2 курсанта. Будем летать. Начали полеты. В течение 3 месяцев на СБ я закончил всю программу. 8 марта 1943 года я получаю звание младший лейтенант. Присвоили приказом командующего СибВО. Стал офицером…"

За счет прибывших школ по приказу командующего ВВС СибВО от 14.08.41 г школа перешла на штат семи эскадрильного состава. Возникли проблемы с размещением личного состава и техники прибывающих подразделений, налаживании учебного процесса. Были задействованы все имеющиеся возможности: часть курсантов разместили в готовых уже летних лагерях, часть изыскивала и оборудовала новые площадки, строили землянки и переводили подразделения в лагеря. Одним из первых был построен лагерь в Калачево, который начинал строиться 14 мая 1941 г.

Из дневника Ведерникова Ивана Корнеевича:
Дневник полностью: (http://planetavvs.ru/sokol-rossii/isptateli/vedernikov-ivan-korneevitch.html)
" В 1940 г. в школу № 2 г. Рубежного на Украине, приехали представители из Лисичанского аэроклуба и пригласили в него нас десятиклассников. В этот аэроклуб из школы поступило человек шесть. Туда ходил пригородный поезд, это примерно километров 25-30. Занятия начались в январе месяце, сначала изучали теорию, самолет, а в конце мая начали летать. Летали на учебном самолете По-2 , он назывался тогда У-2. Был июнь 1941 года. О том, что началась война, узнали, когда возвращались на пригородном поезде с аэродрома домой. Зашли в вагон и увидели, что проводник убирает керосиновые светильники из вагонов. Удивились - зачем? Он отвечает: «Есть приказ о затемнении, война началась».
Сразу же через аэроклуб подали заявление в военкомат. Их зачислили в Роганьскую летную школу, которая находилась недалеко от Днепропетровска. (Расстояние между поселком городского типа Рогань Харьковской области и городом Днепропетровск Днепропетровской области: напрямую - 190 км; расстояние автодорогами - 233 км.) Туда приехали в июле месяце, а в сентябре уже эвакуировались со школой в Омск. Начались долгие, томительные из-за горячего стремления скорей начать воевать, месяцы учебы, растянувшиеся аж до 1944 года.
Почему так затянулось обучение? Он объясняет: «Я мог окончить школу в октябре 1941 года. А получилось так. Перед тем как летать уже на самолете СБ - скоростном бомбардировщике - ударил мороз, масло замерзло и мы не могли начать летать. Пока научились, как его разогревать, пришел приказ - все самолеты, пригодные для боевых действий, отправить на фронт. Всё. У нас даже забрали шинели на фронт, а нам выдали куртки. А мы продолжали заниматься теорией, через день ходили в караул, строили землянки. И учились, учились…».
1941 год
"22 сентября 1941 года. 7 дней уж прошло, как мы приехали в город Омск и находимся в лагере. Живем в палатках.
Город Омск очень большой, но я видел только его окраины. 19 сентября был на реке Иртыш - я помыл свою гимнастерку и пр. Река сама - вроде Волги, только с абсолютно голыми берегами. Вода мутноватая. Судоходная.
Полетов до этих пор нет, за отсутствием бензина. Нам ужасно хочется летать.
Живем в лагере Черемушки южнее от Омска на 13 км.
26 сентября. Я вылетел самостоятельно на самолете Р-5.
25 октября я окончил программу летной практики на самолете Р-5. За отличное окончание получил благодарность от командира отряда. Живем в палатках. Нам выдали еще по палатке и в палатках мы построили печки. Если печку топить, то в палатке тепло. Заниматься теорией очень холодно. На лекциях мы делаем перерыв, чтобы постукать ногами, попрыгать-погреться.
2 ноября Погода стоит очень хорошая вот уже дней 10; тихо, солнце, тепло. Ожидаем переезда на зимние квартиры.
8 ноября. Живем по-прежнему в лагере.
Сегодня я распрощался с Р-5 - сдал зачет по полетной практике (весьма неважно). Имею налету.
9 ноября. Мы, наконец, ушли из лагеря в Кировск. Переправлялись через Иртыш на поезде, что сделать группой нелегко, потому что поезда очень перегружены.
Сразу по прибытию нас, окончивших программу на Р-5, перевели на наземную подготовку на СБ. До этих пор мы не летаем, потому что мы не сдавали зачет по матчасти СБ. Ожидаем с нетерпением полетов, несмотря на холод.
17 ноября. Нахожусь в Омске - Кировске на зимних квартирах.
29 ноября. Жизнь моя сейчас слишком бесплодная и однообразная. Живем в тесном помещении, занимаемся теорией. Подъем в 6.30, потом завтрак, в 8.30 занятия и до 9 часов вечера с двухчасовым перерывом. Всего занимаемся 11 часов, но много лекций мы сидим без преподавателей, ввиду того, что многие из них уехали на фронт. Короче говоря: мы много сачкуем. Лень развивается. Сегодня, например, у нашей группы летный день, но я сачкую.
10 декабря. Жизнь прежняя. Много сачкуем. К нам в эскадрилью прислан командовать майор. Буквально все хочет перевернуть. Хочет наладить дисциплину, которая у нашей эскадрильи, да и в остальных, очень разболтана. Причина разболтанности - это мало внимания со стороны командования на нас и не очень хорошее материальное обеспечение. Все идет на фронт, все идут на фронт. Я тоже хотел идти на самолете У-2 добровольцем, но таких, как я, не берут.
22 декабря. Живу по-прежнему. Занимаемся теорией. Полетов и не предвидится, все время проводим в казарме или же в корпусе УЛО.
1942 год
1 января. Сегодня мы встречаем Новый 1942 год. День сегодня не рабочий. Целый день болтаемся без дела по казарме.
9 января. С 8-го января у нашей 71 группы по расписанию полеты, но их нету. Сачкуем. Живем от завтрака к обеду, а от обеда к ужину.
19 января. 2-й отряд 6-й авиаэскадрильи, т.е. мы, переведены в запасной батальон. Жить перешли из здания в землянки. В землянке очень тесно. Летать будем не скоро, а летать так хочется! С сегодняшнего дня начинаем заниматься теорией и ходить в караул.
10 и 14 января. Последний вечер в общежитии 6-й авиаэскадрильи. Прощальный.
Хотя еще никто приказа о переформировке не зачитывал нам, но мы уже знали, что нас переселяют в землянки в запасной батальон. Но кому хочется покинуть эскадрилью! Кому хочется отдаляться от полетов, а, следовательно, и от фронта! И, наконец, кому хочется из светлого помещения переходить в землянки!
26 января. Живем в землянках. Очень, очень тесно спать. Курить нету, но мы миримся со всем. Нам бы только полеты!
Занимаемся теорией по 6 часов в день. 3 часа самоподготовки, 2 часа культмассовая работа, 2 часа строевой подготовки.
28 февраля. Живем в землянках, продолжаем курс теоретической летной подготовки. Занимаемся по программе почти полной годичной школы.
11 марта. Жизнь прежняя. В воскресенье был на субботнике. Работали на кожевенном заводе; убирали кожи, привезенные из Аргентины. 8 марта у нас забрали шинели на фронт, а нам выдали легенькие фуфаечки. Погода очень холодная. Мороз градусов 18 и сильный ветер.
5 апреля. Днем под действием солнца снег растает, а ночью опять замерзает. Живем в землянках. Сдаем зачеты по мотору М-103, самолету СБ, топографии. Из дому письма получаю.
С 1-го апреля у нас новый распорядок дня. В основном занимаемся почти 4 часа в день, а остальное время идет на строевую, самоподготовку и пр.
2 мая. Наконец-то пришел долгожданный день: мы перешли в эскадрилью №4. Живем в здании УЛО. Занимаемся уже с утра по 6 часов.
26 мая. Живем по-прежнему в зимних квартирах. Сегодня погода хорошая, но на днях было очень холодно и даже выпал снег в ночь с 21 на 22 мая. Половина нашего отряда иногда летает, одна группа уехала готовить лагеря, а мы, знаменитая 71 кл.о. занимаемся теорией.
15 июня. Живем в лагерях с 31-го мая. Лагерь Густафьево расположен восточнее Омска километрах в тридцати, Аэродром очень большой, окружен березовыми балками (колками?), в одной из которых помещается наш лагерь. Южнее от лагеря проходит железная дорога, а вокруг небольшие села. Лагерь мы хорошо почистили и комаров теперь гораздо меньше. Устроились очень хорошо. Имеем хорошо оборудованную спортплощадку, ленинскую комнату, открытый театр, умывальник, душ, хорошую столовую, ветряную водокачку. В общем, все хорошо, плохо только, что нет полетов на Р-5 - нет горючего. Мы занимаемся теорией. Классы на открытом воздухе и частенько во время занятий разводим костры, спасаясь от комаров. В караул ходим через 5 дней на шестой. Питание, как и было, в натяжку, не худаем, но и не наедаемся. Самочувствие неважное. Хочется поскорее окончить нашу школу, да уехать с этой школы. Некоторым моим товарищам не удалось стать летчиками. 300 человек со школы забрали в артиллерийское училище. От них получаю письма. Я уже окончательно потерял надежду на то, что когда-нибудь попаду на фронт летчиком.
2 сентября. Живем в лагере Каланчовка (Калачевка?) в 5 эскадрилье. Сюда мы были переведены 26 августа. 4 авиоэскадрилья расформирована и как таковая не существует. Славно мы пожили в лагере Густафьево. Последнее время жизни там мы частично занимались теорией, а по воскресеньям работали в колхозах.
Сейчас меня окружает обстановка куда хуже. Живем в землянках, везде грязно, столовая в землянке и там очень грязно и с потолка на столы сыплется песок. В караул ходим через день, работаем по постройке дорог и оборудованию лагеря. Здесь будем жить и зимой. Полетов не предвидится, теорией не занимаемся.
Настроение мое неважное. Конца пребыванию в школе не видно, а жизнь то не очень хорошая.
20 сентября. Живем там же в лагере Калачево. Работаем по оборудованию лагеря, через день ходим в наряд. Настроение неважное…"

В то же время никто не отменял основной задачи училища - подготовки пилотов. Все шло своим чередом. Несмотря на трудности, занятия не прекращались ни на день. Уже в сентябре были подготовлены и отправлены на фронт 310 пилотов, в октябре - 252. Выпуски проходили каждый месяц. За 1941 год она подготовила и послала на фронт 1162 пилота.
Омская школа быстро стала мощным комбинатом по обучению курсантов и переподготовки летчиков фронтовых частей на новый самолет ПЕ-2. Курсантов сначала обучали на самолетах СБ и Р5, С конца 1942 г. перешли на обучение пилотированию на самолетах ПЕ-2.

Инструкция по технике пилотирования самолета ПЕ-2, ОВАШП, 1942 г. (Из семейного архива Скибо А.В.)


Героическая страница истории Омского военного училища связана сотрудничеством с конструкторским бюро А.Н. Туполева и омским авиационным заводом № 166. На личный состав Омского училища была возложена задача - переучивать лётчиков, прибывающих с фронта, на новый самолёт Ту-2, создаваемый в городе Омске. Первые полки ТУ-2 формировались на территории школы, личный состав жил в школьных казармах, самолеты стояли на школьной линейке, на аэродроме была создана летно-испытательная станция авиазавода и КБ.

А.Н. Туполев и ТУ-2 1943 г. г.Омск

Лучшие пилоты-инструкторы стали испытателями самолётов А.Н. Туполева. Среди них А.Д. Перелет, который стал основным испытателем туполевских самолетов. За высокое летное мастерство ему было присвоено звание Героя Советского Союза, мемориальная доска в память о нём укреплена на здании колледжа.
Для обучения в годы войны были задействованы 12 полевых аэродромов, многие из которых были построены в спешном порядке. Одними из первых вошли в работу полевые лагеря в Калачевке и Герасимовке.
Весной 1942 г. был организован еще один филиал школы - гарнизон в Ново-Любино (Любино). Его основой стал личный состав Коростеньской школы пилотов.
ОВАШП в 1943 г состояла из одной эскадрильи ПЕ-2, двух эскадрилий СБ, двух смешанных эскадрилий, одной эскадрильи Р-5. Два запасных батальона обеспечивали потребности в курсантском пополнении и несении караульной службы.
Самолетный парк училища состоял из 93-х ПЕ-2, 83-х СБ и 54-х Р-5.
С 1941-го по 1945 год школа подготовила 2338 пилотов для бомбардировочной авиации, примерно столько же боевых летчиков было переучено пилотированию на новых типах самолетов. Курсанты летали на самолетах СБ, ПЕ-2, РСБ, ТУ-2, а всего за годы войны подготовлено более 2500 летчиков на самолеты СБ, ПЕ-2 и ТУ-2. После войны школа была переименована в Омское авиационное училище летчиков в составе трех учебных полков. После сокращения развернутых в войну полевых баз училище приобрело более компактный вид: остались гарнизоны в Кировском округе Омска, райцентрах Марьяновка, Любино. На смену ПЕ-2 пришли более современные самолеты - сначала Як-18, а потом Ил-28.
В начале 50-х в жизни училища наступили перемены. Произошел переход на новый штат численностью 4394 человек. Были сформированы три новых учебных авиаполка.
- 717 полк на учебных самолетах с базой на аэродроме Омск - центральный (командир полка полковник Защеренский).
- 719 учебный полк на боевых машинах в г. Купино Новосибирской области (командир - майор Бельцов).
- 724 учебный полк боевого применения в расположении с. Марьяновка (командир полка полковник Андреев).
Для технического обеспечения работы этих полков были созданы 873, 874, 875 батальоны технического обслуживания.
В ходе реформы вооруженных сил в 1960 году училище было расформировано. 100 самолетов Ил-28 были разрезаны на металлолом, а 59 переданы в другие соединения. Учебное заведение было преобразовано в Омское авиационное училище спецслужб гражданского воздушного флота и стало заниматься подготовкой техников по радио-оборудованию и электроприборам. В 1969 году в нем вновь появилась летная специальность. Здесь стали готовить пилотов на самолет Ан-2, а затем на вертолеты Ми-8. В 1991 году училище переименовали в Омский летно-технический колледж имени Анатолия Ляпидевского. Сегодня это единственное учебное заведение в стране, которое готовит пилотов вертолетов для гражданской авиации.

В соответствии с планом мероприятий по Военно-Воздушным Силам Киевского военного округа в 1935 году при скоростной бомбардировочной бригаде начала формироваться Школа воздушных стрелков-радистов, которая к марту 1936 года была окончательно укомплектована. Место первоначальной дислокации - г. Белая Церковь Киевской области.

Вопросами комплектования школы занимались: начальник школы - майор Куропятников, комиссар школы ст. политрук Кулик и начальник учебной части капитан Башлыков. С 1937 по 1939 год школа находилась в подчинении Авиационной базы ВВС Киевского Особого военного округа. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов».

С марта 1941 года она переводится на штат, по которому постоянный состав школы состоял из 106 человек. Из них: офицеров - 53, сержантов и рядовых - 68 и переменного состава - 500 человек.

С февраля 1942 года школа стала именоваться «Школой воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии». Кроме ВСР предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.

С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль - ВСР в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище. Особая ответственность за подготовку авиационных специалистов легла на часть в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в части подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов. 698 - воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радио-, телеграфиста. За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945 года школа стала именоваться «Военной авиационной школой воздушных стрелков-радистов ВВС». В это время здесь был создан политический отдел, учебно-летная часть и одна авиационная эскадрилья, состоящая из самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-10 и Ли-2. С 1946 года проведение летной практики курсантов было организовано непосредственно в школе.

С ноября 1948 года школе присвоено условное наименование «Войсковая часть 30185».

С января 1949 года в учебно-летной части школы вместо классов введены циклы: ВСП, СБВ, радиосвязи, РТО и СЭД. В авиаэскадрилье увеличены звенья самолетов-лабораторий Ли-2 и боевых самолетов Ту-2, а также самолетов-буксировщиков конусов Ил-10. Всего увеличено на 22 самолета. Расширена ТЭЧ авиаэскадрилий и увеличено количество курсантов до 830 человек.

С июня 1952 года школа состояла из: учебного смешанного авиационного полка в составе двух авиаэскадрилий самолетов-лабораторий Ли-2 и одной эскадрильи боевых самолетов Ил-28 и МиГ-15; отдела учебно-летной подготовки; трех батальонов курсантов воздушных стрелков-радистов; батальона аэродромно-технического обеспечения.

С марта 1953 года в школе образовано 4 учебных батальона курсантов. С августа 1954 года из штата части исключен цикл СЭД.

В октябре 1956 года образован 662-й учебный авиационный полк (войсковая часть 15435) со своим штабом, партполитаппаратом и службами в составе 4 учебных авиаэскадрилий, самолетов-лабораторий Ли-2 и двух звеньев самолетов Як-11.

В этом же году образован батальон аэродромно-технического обеспечения (войсковая часть 15481) со своим штабом, партполитаппаратом и службами тыла.

В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 ноября 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил» с 1961 года подготовка воздушных стрелков-радистов для транспортной авиации и командиров огневых установок -старших воздушных радистов для дальней авиации возложена на Военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов.

Самоотверженный труд офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по подготовке младших авиационных специалистов, как во время войны, так и в послевоенное время, был высоко оценен правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 года «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием СА и ВМФ» часть награждена орденом Боевого Красного Знамени.

С 15 января 1964 года, в соответствии с Директивой Главного штаба ВВС от 31 октября 1963 года, школа переведена на новую организационно-

штатную структуру. Курсантские подразделения стали именоваться циклами-батальонами курсантов. Введены штатные должности инструкторов - зам. командиров взводов. Командование учебными подразделениями возложено: батальонами - на начальников циклов, учебными ротами - на старших преподавателей, учебными взводами – на преподавателей.

В сентябре 1978 года сформирован дивизион связи и РТО.

Личный состав школы (в основном, в/ч 15435 - полк) принимал участие в афганской войне. Награждены: орденом Красной Звезды - майор А. В. Макеев, капитан А. Б. Кульков, капитан В. А. Евсюков, майор А. П. Спиридонов; орденом «За службу Родине в ВС» III степени - капитан Ю. М. Шаповалов, майор П. Е. Косарев, капитан А. А. Ельницкий; медалью «За боевые заслуги» - капитан С. М. Юрченко, ст. прапорщик В. И. Зиля и многие другие. Погиб экипаж майора В.В. Косоловича. В память воинам, не вернувшимся с афганской войны, построен первый в Сибири мемориал.

В соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 28 февраля 1989 года военная авиационная Краснознаменная школа воздушных стрелков-радистов с 29 марта 1990 года переформирована в учебный Краснознаменный центр ВВС, школа прапорщиков расформирована и включена в этот же центр. В штат центра входят части обеспечения: учебный авиаполк, ОБАТО, ОБС и РТО.

В соответствии с директивой штаба ВВС от 10 марта 1990 года учебный Краснознаменный центр ВВС, ОБАВТО ОБС и РТО выведены из состава ВВС СибВО и переданы в центр боевого применения и переучивания летного состава ДА (Рязань).

Сокращения коснулись и учебного авиацентра. С 1995 года остался только полк, ОБАТО, ОБС и РТО.

Командование школы;

с 1935 по 1937 гг. - майор Куропятников;

с 1937 по 1940 гг. - воентехник I ранга Томилин;

с 1941 по 1946 гг. - капитан Иван Васильевич Сергеев;

с 1946 по 1954 гг. - генерал-майор авиации Павел Егорович Багаев;

с 1954 по 1960 гг. - гвардии полковник Николай Андреевич Тортор;

с 1960 по 1966 гг. - полковник Иван Алексеевич Воробьев, дважды Герой Советского Союза;

с 1966 по 1974 гг. - полковник Михаил Георгиевич Рокицкий;

с 1974 по 1976 гг. - подполковник, затем полковник Владимир Петрович Стрельцов;

с 1976 по 1979 гг. - майор, затем подполковник Валентин Алексеевич Челышев;

с 1979 по 1985 гг. - полковник Анатолий Петрович Слезка;

с 1985 по 1990 гг. - полковник Владимир Алексеевич Рогулин;

с 1990 по настоящее время - полковник Богдан Степанович Мартынишин.

«Я, Кулаков Николай Григорьевич, родился 22 мая 1922 года в деревне Веревкино Заокского района Тульской области, где у меня жили дед и бабка. …В Туле… поступил в железнодорожную школу ФЗУ, которую и закончил в марте 1939 г.. Кстати сказать, в этой школе ФЗУ ранее учился известный летчик-истребитель дважды ГСС Борис Сафонов.
После окончания ФЗУ я работал на Калужском электромеханическом заводе токарем в цехе №1. В Калуге было организовано обучение летчиков с отрывом от производства. Как и все я тоже мечтал и бредил совершить кокой нибудь подвиг. Я так же подал заявление в аэроклуб, но по каким-то причинам я отстал от своих товарищей. Вскоре аэроклубе были организованы курсы десантников-парашютистов и меня, как и многих других зачислили на них.
Начались занятия. Они включали в себя строевую подготовку, укладку парашюта, изучение винтовки и саму теорию. Весной 1941 г. на аэродроме Ромоданово мы стали прыгать с парашютом. Для выброски нас приехал специальный человек из Тулы. Между прочим, этого человека я видел летом 1946 г. в Новозыбкове. Он был в составе какой-то комиссии у нас в полку. Он узнал меня, и мы долго беседовали.
В начале июня, за две недели до войны, меня призвали в армию. Попал я в 34 окружную школу воздушных стрелков-радистов в Торжке Калининской обл. По мере приближения фронта школу эвакуировали в Орск. После окончания ее направили в 7 запасной авиаполк в г. Бузулук. В Бузулуке по экипажно мы прошли дневную подготовку, кое-кого отправили на фронт, а остальных оставили обучать по ночной программе. В их число попал и я.
Наш экипаж: летчик Кибальник Роман Афанасьевич, штурман Кравченко Владимир, стрелок-радист Кулаков Николай, стрелок Щемилин Николай после подготовки в 7 ЗАП был направлен на фронт. Помню нас было 12 экипажей.
Мы прибыли в Москву в академию имени Жуковского, где тогда находился штаб АДД, отсюда нас направили в Ярославль в штаб 36 авиадивизии. После беседы с ее командиром Дряниным, мы поехали в Рыбинск - Якушево к месту своей дальнейшей службы в 42 АП. Это было в сентябре 1942 г.
На вокзале нас ждал автобус, и первый кто встретил нас, был Михаил Алексеевич Диесперов. Дело было ночью, он усадил нас в автобус и привез прямо… в столовую, где нас ждали и где для нас был готов ужин. Должен сказать Михаил Алексеевич был чуткий, отзывчивый, прекрасной души человек. Вскоре он стал заместителем командира полка по политчасти.
В 42-ом АП мы опять стали усиленно тренироваться.
Помню первый боевой вылет на бомбардировку ж.д. узла Рославль, где было много эшелонов с вражескими войсками и техникой. При полете я увидел слева по борту пылающий город. На мой вопрос: что это такое? Штурман Кравченко ответил:
- Вязьма горит.
С Кибальником мы сделали 15 боевых вылетов. На 15 вылете после бомбардировки аэродрома Балбасово он погиб. При перелетев линии фронта, самолет загорелся, и мы все по его команде выбросились на парашютах. Это было, когда мы действовали с аэродрома Тупошное, место базирования 455 полка. У них была бетонированная полоса, а у нас в Якушево ее не было.
Помню, с Тупошного мне пришлось лететь на Данциг в экипаже лейтенанта Новожилова. Подскок у нас был в Мигалово. Это в 7 км от Калинина. Самолетов там село очень много, и командир дивизии вел беседу в окружении летного состава.
В ночь, когда погиб Кибальник у капитана Васильева погиб весь экипаж и нас, меня и штурмана Кравченко назначили в экипаж Васильева. С ним мы сделали более 80 боевых вылетов. Васильев ранее начал боевую деятельность и вот в мою бытность его стрелка-радиста он сделал 150 боевых вылетов. По его указанию я послал командиру полка Бабенко Андрею Дементьевичу радиограмму: «Сделал 150 боевых вылетов». При подачи этой радиограммы по указанию командира я ее не стал зашифровывать, а когда начальник связи сделал замечание, Васильев вмешался и сказал:
-Это сделано по моему указанию, пусть фрицы знают, что я их 150 раз бомбил.
Дома командира поздравил Бабенко. Андрей Дементьевич пригласил к себе в столовую, где мы покушали в непринужденной товарищеской обстановке.
Пришлось мне неоднократно летать с известными летчиками Баукиным, Уржунцевым, Бирюковым, Федоровым, Колягиным.
Помню, бомбили с Баукиным ж.д. мост в 20 км от Гомеля. В этот раз с нами за стрелка летел майор. После говорили, что он писатель или журналист. В 1944 г. с командиром полка Бирюковым бомбили Ригу-порт. Штурманом у нас был полковник Липовка. Это штурман корпуса.
Пришлось много активно поработать вокруг Ленинграда, в Заполярье. Целей было много. В Заполярье был такой случай. Вылетели бомбить Луостари. Командир Уржунцев, штурман Коновалов, радист я, стрелок Козлов. Когда садились в самолет я заметил - Уржунцев очень спешит. Взлетели, стали набирать высоту. Хочу сразу заметить, что средства ПВО немцев на севере действовали очень точно.. Подходим к Луостари, по нам открыли сильный зенитный огонь, и мы заметили, что Луостари закрывает облачность. Уржунцев принимает решение идти бомбить никелевые рудники Салмиярви. Подходим к ним, а Коновалов не может отыскать цель. Слышу - Уржунцев недовольно бурчит, а Коновалов говорит:
- Сейчас, сейчас, командир, давай выйдем к берегу и от фиорда пойдем на цель.
Так и сделали. Цель найдена, бомбы сброшены. В этот момент мы оказались в пучке 15 прожекторов очень мощных. Немцы открыли по нам такой сильный огонь, такого я никогда не видел. Самолет раскалывало, под ногами как будто кто-то колотил молотком, потом слышу прямое попадание, самолет сильно кренит и немцы… нас бросают, т.к. подошли другие наши самолеты. У нас оказался разбит правый мотор. По команде командира передаю радиограмму о выполнении задания, а затем радиограммы такого содержания: «Иду на высоте 2000 метров в ворота №2», «Подбит правый мотор» и «Зажгите прожектор». При подходе к аэродрому Ваенга -II я передал С.К. (связь кончаю) и настроился на телефонную связь со стартом. Слышу:
- Внимание, внимание! Посадку всем запрещаю! Уржунцев! Только вы садитесь!
Говорю командиру:
- Вы слышите?
- Да, да! - отвечает он, и дает команду штурману: - Коновалов, дай красную ракету!
Коновалов выполняет команду командира. С земли:
- Вижу, вижу! Спокойно, спокойно! Подтяни, хватит!
И мы сели. Нас оттащил трактор и тогда уже и все сели.
Вспоминаю, как нас с Васильевым атаковал МЕ-109 в районе Сещи, как мы уходили от двух МЕ-110 в районе Брянска. МЕ-109 раз 15 в нас попал.
В 1943 г. осенью ездил в Тулу, где в госпитале лежал наш раненный летчик Сидоров. Он тогда был сержант, и его сбили над станцией Оптуха. Сейчас он полковник, и по словам Плюща (нашего летчика) находится в Тикси.
12 октября мы: Диесперов, Уржунцев, Шуев и я с аэродрома Выдропужск сели в транспортный самолет и через час были в Москве. Зашли в академию Жуковского, где нас кормили и где нам дали место в гостинице в Чапаевском переулке. Вечером сходили в кинотеатр, смотрели фильм «Два бойца». Переночевали и с утра, позавтракав, пошли в Кремль к назначенному времени. В бюро пропусков у Спасской башни мы получили пропуска и по одному прошли в здание Президиума Верховного Совета. Собрались в фойе. Тут же оказалась и делегация 455 полка. Народ собрался разный: ученые, генералы, адмиралы, военнослужащие, учащиеся ремесленных училищ. Нас пригласили в зал, где мы сели в кресла. Через некоторое время вошел Председатель Верховного Совета М.И. Калинин. Мы все встали, приветствуя его. Поздоровавшись, он сказал:
- Садитесь, товарищи!
После короткого выступления, а говорил Михаил Иванович мало, началось вручение наград. Первыми вызвали нас. Вручив орден Красного знамени Диесперову, Михаил Иванович пожал руку каждому из нас и пожелал дальнейших успехов в разгроме немецко-фашистских захватчиков. Затем выступил Диесперов со словами благодарности и заверения, что личный состав полка не пожалеет ничего в выполнении заданий командования. После окончания вручения наград мы сфотографировались, и народ стал расходиться. Мы стояли недалеко от Калинина и вот я слышу, как он обратился к какому-то товарищу:
- Ну, а где полки-то? (дословно точно)
Диесперов, услышав это оказался рядом:
- Мы тут, Михаил Иванович!
- А где же второй полк? - мы ответить не могли. И, по-видимому, товарищи из 455 полка такого снимка лишились».