Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Новый царь сын михаила и евдокии стрешневой. Евдокия Стрешнева - откуда же родом? Жизнь в браке

Дочь можайского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева, повенчана с царем 5 февраля 1626 г. Родила 10 детей, из которых 6 умерло при ее жизни. Положение ее при дворе было сложное. По видимости, молодая царица попала в полную зависимость от свекрови инокини Марфы, твердая рука которой чувствуется во всем дворцовом обиходе. При свекрови и невестке состоял один и тот же духовник, а дела их вел один дьяк. В поездках по монастырям и на всех выходах мать царя сопровождала невестку. Воспитателей для внуков также выбирала бабушка. Но и после смерти свекрови не чувствуется никакого влияния царицы в делах Михаила Федоровича. Пережила мужа она на пять недель и умерла 18 августа 1645 г.

Евдокия Лукьяновна (урожд. Стрешнева) - царица, 2-я жена царя Михаила Фёдоровича, дочь незнатного дворянина Л. С. Стрешнева. В нач. 1626 царь Михаил Фёдорович, недавно перенёсший потерю молодой супруги, по желанию отца и матери, согласился на 2-й брак. В Москву со всего гос-ва собрали на смотрины девиц, «ростом, красотою и разумом исполненных». Михаил остановил свой взор на Евдокии Стрешневой, «отроковице доброзрачной», и отдал ей платок и кольцо - знак избрания её в супруги. 29 янв. 1626 С. сочеталась браком с царём от к-рого родились все её дети. Примечательно, что в цар. палатах она оказалась и была названа царицей лишь за 3 дня до венчания, видимо, из-за боязни родителей Михаила, что придворные сотворят с ней что-нибудь подобное, что случилось с предыдущими цар. невестами - М. Хлоповой и кнж. М. Долгорукой. Свадьба была отпразднована с большим торжеством, со всеми присущими ей обрядами. С первых же дней замужества молодая царица повела теремную, замкнутую жизнь в кругу приближённых боярынь и служанок. По словам И. Е. Забелина, «в XVII ст. в роду Романовых царицы, к их счастью, не испытали особенных печалей неплодия. Но заботы о чадах мужеска пола не покидали их. У второй супруги царя Михаила Фед. царицы Евдокии Лукьяновны (Стрешневых) первым плодом чрева была дочь, царевна Ирина Мих., родившаяся в 1627 г. вторым плодом в 1628 г. была тоже дочь, Пелагея, прожившая всего 9 месяцев, Это обстоятельство, что рождаются только дочери, очень опечалило и озаботило царственных супругов. Была печаль и беда не малая и царю; и еще более благоверной царице о “безродии сыновнем”, о безродии наследника царству, беда, обыкновенно развивавшая холодность царя к несчастливой царице. Супруги стали усердно молиться... Однажды в беседе с известным во дворце Соловецким иноком Александром Булатниковым, который впоследствии был келарем Троицкого монастыря, царь Михаил обратился к нему со словами: Ты не знаешь ли, кто у вас старец преподобный, который помолился бы о нашей печали? Александр ответил: Есть, государь, такой муж, и я уверен, что может испросить вам у Бога плод сыновства: это преподобный Елеазар, подвижник Анзерский. Александр рассказал подробно и святом его житии, и царь немедля послал Александра с люблением, дабы преподобный как можно скоро прибыл в Москву.

Прибыл святой старец в царские палаты и в беседе с горевавшими супругами утешил их благонадежными словесами: Не печалуйте, говорил. Силен бо есть Бог дать вам плод по вере вашей и это сбудется, яко день сей. Уповаю на Господа, что зачнется вам сын и родится и царствию по вас будет наследник. Слыша это, супруги исполнились неизреченной радости и упросили преподобного, чтобы остался до времени в Чудовом монастыре. Богу содействующу глаголам святого, не по многом времени зачатся и родися царю сын. Алексей Михайлович, который, впоследствии воцарившись, почитал св. старца, яко другого себе отца, богодарованного, осыпал его щедрыми дарами и повелел в его скиту соорудить церковь каменную. Царица Евдокия Лукьянова имела семь дочерей и три сына, из которых двое, Иван и Василий, скончались малолетними. Бог сохранил только Алексея, на счастье государству, как отца Великому Петру. Царица после не совсем благополучных родов царевичем Василием, который вскоре помер, в течении шести лет (1639- 1645 г.), до самой смерти царя, оставалась бесчадною. Она, по свидетельству современников, с того времени “была перед прежним скорбна и меж супругами в их государском здоровье и в любви стало не по-прежнему”. Супруги молились и великую веру показали к препод. Александру Чудотворцу Свирскому, коего св. мощи были обретены в течение тех же лет, в 1641 г. Царь в 1643 году устроил для мощей Чудотворца богатую серебряную раку, а царица “устроила швейным художеством своима рукама, со благородными своими чады (дочерьми), цветных сияет на плащанице образ св. Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца Александра, и украсила златом и сребром и бисером (жемчугом) со драгим камением, и повелела положити на многочудесныя мощи преподобнаго...” Но Бог не благословил этого благочестивого ходатайства». Михаил Фёдорович умер через 2 года (1645), а Е. Л. скончалась через месяц после смерти супруга.

фото Татьяны Ганичевой. 27мая 2011 года открыт памятник в городе Мещовском монастыре родоначальнице рода
Романовых - Евдокие Стрешневой и царевичу Алексею.
Очень часто можно слышать разговоры о знаменитом роде Романовых, о царской династии, которая началась с царя Михаила Фёдоровича Романова. Однако почти никто не говорит о женском начале царского рода, супруге царя Михаила - Евдокии Стрешневой. Её родиной была Калужская земля, старинный купеческий город Мещовск, а Мещовский монастырь святого Георгия Победоносца - некрополем, где были похоронены родители и родственники первой царицы, давшей начало всему царскому роду Романовых. Царь Михаил при обручении с Евдокией Стрешневой сказал, что Господь, в лице Евдокии, избирает матерь его народу.

Здесь раскрывается история, педагогика воспитания современной женщины на примере благодатной царицы - умной скромной благочестивой, глубоко верующей, любящей матери, заступницы и ходатаицы за свой народ перед мужем - царём и перед Богом, но при этом, слабой женщины. Но в этой слабости, в вере в Бога, в благочестии, скромности и нравственности каждой женщины сокрыта могучая сила, которая проявлялась в Великих женщинах, которым Бог дал сугубую благодать, и эти женщины оставили неизгладимый след в истории на века. Такой женщиной была великая княгиня Ольга. (Такой женщиной стала царица Евдокия. Физически слабый, болезненный и религиозный царь часто бросал все дела государства и отправлялся молиться. Царица Евдокия умной и трёрдой женскою рукой направляла дела государственные, не давая усомниться недоброжелателям в слабости власти царя. Прим. сисадмина.)Древний город Мещовск, Калужская обл. Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь.Наместник монастыря игумен Георгий (Ездачёв).

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ - РОДИНА ТРЁХ РУССКИХ ЦАРИЦ .
Мещовск - малый город большой русской судьбы.
Михаил Фёдорович Романов первый русский царь, избранный Земским собором, после свадьбы с княжной Марией Долгорукой, овдовел через четыре месяца. Возможно было отравление, так как некии влиятельные силы противились усилению влияния рода Романовых, путём их соединения с Долгорукими - природными Рюриковичами. Когда пришло время царю снова жениться, на смотрины собрались девицы богатых и знатных родов. Но Михаил Фёдорович выбрал "худородную" красавицу Евдокию Стрешневу. Она не участвовала в смотринах, а прибыла с одной из претенденток в качестве "напёрсницы" . Евдокия поразила царя "красотой, обходительностью и кротким нравом". Свадьба состоялась 5 февраля 1626 года.
Главным достоинством цариц было дать здорового сына - наследника. Евдокия родила десятерых детей - семь дочерей и трёх сыновей. Шестеро детей умерли в младенчестве. (Таковы были тогда суровые времена).Сын Алексей Михайлович стал будущим самодержцем и отцом Петра Первого. Царица Евдокия всего на пять недель пережила своего мужа, скончавшись 18 августа 1645 года, тридцати семи лет от роду.Современные исследования её останков показали наличие в костях свинца, мышьяка и ртути в количестве, многократно превышающем ПДК. Возможно это было отравление или результат применения косметики того времени. Евдокия Стрешнева была похоронена в усыпальнице женщин царского рода Воскресенского женского монастыря в Кремле. Ныне её саркофаг хранится в подвальной палате Архангельского собора. ТАРУСА - РОДИНА МАТЕРИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Калужская земля подарила России ещё одну царицу - Наталью Кирилловну Нарышкину, мать Петра Первого. Наталия Кирилловна родилась в семье мелкого дворянина, стольника и полковника рейтарского строя Кирилла Полиевктовича Нарышкина. Она воспитывалась в семье друга своего отца - Артамона Сергеевича Матвеева, возглавлявшего Малороссийский приказ, человека образованного и открытого всем новым веяниям. Наталья была воспитанной:умела владеть собой и не терялась со знаменитыми гостями своего наставника, среди которых бывал и государь Алексей Михайлович (Тишайший) - сын калужской "землячки" Наталии - Евдокии Стрешневой. А кроме того, девица Наталья была умна, любознательна и добра, чем и запала в душу монарха. После смерти первой жены Марии Ильиничны Милославской, с которой царь прожил 20 лет, Алексей Михайлович надумал жениться. Смотр невест длился пять месяцев - с ноября 1669 года по май 1670 году.Полюбовавшись сотней красавиц, сорокалетний Алексей Михайлович 22 января 1671 года обвенчался с давно примеченной незнатной Натальей Кирилловной Нарышкиной. А 30 мая 1672 года у них родился первенец - царевич Пётр. По свидетельству немецкого офицера, географа и разведчика на шведской службе Филиппа Страленберга, жившего при русском дворе, царица Наталья Кирилловна была хоть и набожна "по-старомосковски", но но весёлого нрава и весьма охотно предавалась разным увеселениям, в том числе и таким заморским "новинам", как театральные представления. Царь Алексей Михайлович, горячо любивший молодую царицу, старался доставлять ей эти радости. У Натальи Крилловны родились ещё две дочери - Наталья и Феодора, а в 1676 года. Царственный супруг неожиданно умер. Наталье Кирилловне было всего 26 лет и впереди её ждали суровые испытания: борьба с родственниками первой царицы - Милославскими, казни её собственных родичей - Нарышкиных. При царе Фёдоре Алексеевиче, будучи отлучена от двора, она жила с детьми в подмосковном Преображенском. Положение вдовой царицы ухудшилось при регентстве Софьи при младших братьях Петре и Иване. Её ещё ждали ужасы стрелецкого бунта, с которым "медведица", как уважительно звали Наталью Кирилловну стрельцы, успешно справилась. Заточив ненавистную Софью, она восстановила на престоле своего "Петрушу". Своенравным возмужанием юный царь успел доставить родидельнице немало хлопот.. В 1694 году сорока двух лет от роду- Наталия Кирилловна отдала Богу душу. Погребли её в том же Вознесенском монастыре рядом с первой женой Алексея Михайловича - Марией Ильиничной Милославской. Будущего императора всероссийского три дня не могли нигде отыскать - спрятавшись от всех он тосковал и горько плакал по своей матушке.
НЕСЧАСТНАЯ ЕВДОКИЯ
Следующей русской царицей из Мещовской земли, стала Евдокия Лопухина - первая жена Петра Первого, внука Евдокии Стрешневой. При крещении ей досталось "простонародное" имя Авдотья, но после бракосочетания его изменили на более приличествующее царице - Евдокия. Её отец Илларион Авраамович Лопухин после наречения дочери "царской невестой" также сменил имя и стал именоваться Фёдором.
Венчание Евдокии Лопухиной и Петра Алексеевича Романова состоялось 27 января 1689 года. Брак оказаля исключительно неудачным.Поскорее женить "Петрушу" на представительнице "верного", с её точки зрения, рода постаралась его мать "калужанка" Наталья Кирилловна Нарышкина. До свадьбы будущий монарх невесту даже не лицезрел - о какой уж тут любви говорить! Энергичный муж всё более отворачивался от воспитанной "по старине" Евдокии, которая не могла понять причину его увлечений" марсовыми делами" и "нептуновыми потехами" - всеми этими "солдатиками" и "корабликами". Вскоре добавилось увлечение Анной Монс - смазливой и весёлой дочкой немецкого коммерсанта. Даже рождение сыновей не могло сблизить супругов. Несколько раз Пётр убеждал нелюбимую Евдокию добровольно стать монахиней - та наотрез отказывалась. Тогда царь велел насильно постричь царицу в "ангельский чин" - под именем инокини Елены. Супруга содержалась в Суздальско - Покровском, а затем в Ладожском Успенском монастыре под строгим надзором. Это впрочем, не помешало ей
сбросив насильно навязаную монашескую скуфью, влюбиться в майора Степана Глебова, навестившего узницу в Суздале.Вскоре ей придётся с ужасом узнать, что её первенец Алексей казнён, а следом за ним и по тому же делу головы лишится и её возлюбленный Степан.
В 1725 году после смерти Петра Великого Екатерина I приказала заточить свою предшественницу в одиночную камеру в Шлиссеьбургскую крепость без права переписки, где та провела два страшных года. Судьба несчастной Евдокии - Елены изменилась с воцарением на престол Петра II. Её перевезли в Москву в Новодевичий, а затем в Вознесенский монастырь в Кремле, дали большое содержание и особый двор. Конец жизни бывшая царица провела в почёте и богатстве, пережив мужа, детей и даже внуков. После скоропостижной смерти Петра II ей даже намекали на возможность российской короны, но она сразу же отнеё отказалась, предпочтя остаться в памяти народа смиренной узницей.
Евдокия Лопухина скончалась 27 июля 1731 года и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Она стала последней царицей русского рода - впоследствии наши самодержцы женились только на иностранках.
НЕВЕСТА В БЕЛОМ ПЛАТЬЕ
"Невеста в белом платье" - так называл родину русской царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной известный русский художник Василий Ватагин. Он писал: "Весной, когда цветут яблони, Таруса красуется, как невеста в белом платье". Своё название она получила от реки Тарусы. Город жил бурной жизнью. В XV-XVII веках таруса была крепостью - защитницей, важным укреплённым пунктом на подступах к Москве. Постепенно она утратила ратную роль и стала жить жизнью тихого уездного города.
С конца XIXв. удивительно живописные виды Тарусы привлекли сюда множество художников. Вслед за ними потянулись поэты, писатели, музыканты, учёные. Город стал своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки. Здесь жили и творили Василий Поленов, Виктор Борисов - Мусатов, Василий Ватагин, Марина Цветаева, Константин Паустовский, Николай Заболоцкий, Иосиф Бродский, Святослав Рихтер, Андрей Тарковский и многие другие выдающиеся россияне.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшний день, братия, с каким приветствием я могу обратиться к вам, как не с рождественской песнью: Слава в вышних Богу! Мы привыкли к этим словам, и они уже, может быть, мало дают нашему уму, но в эти рождественские дни песнь эта должна звучать как торжественный гимн Неба, потому что это песнь Неба. Ее пели ангелы, как сообщает евангелист Лука (2, 14). В этот священный момент церковнаго воспоминания, в рождественские дни, хотя вы и отвлечены своими занятиями, на миг отдайте свои мысли яслям, сердце сделайте вертепом и слейтесь с небесным хором ангелов и скажите: Слава в вышних Богу!

Что же нужно для сретения сего высочайшаго Посетителя душ? Как приготовить душу свою к приятию сего дражайшаго Гостя? II. а) Прежде всего нужно, братие мои, очистить душу свою изгнанием из нея всех грубых и нечистых помыслов и вожделений сердечных, отвержением и попранием плотских похотей и страстей. Для того и пришел в мир Единородный Сын Божий, чтобы сотворить нас чадами Божиими, языком святым, царским священием, людьми обновления; как же будет для Него оскорбительно, если мы и теперь явимся пред Ним в древней нечистоте греховной, чадами тьмы, а не света?

«Христос рождается – славите, Христос снисходит с небес – встречайте, Христос на земли – возноситеся». Возноситеся умом, сердцем, волею. Пусть все помыслы наши будут заняты тем великим делом, которое совершил Господь Иисус Христос. Пусть и сердце наше, и воля наша устремятся навстречу грядущему Господу, а устремятся они тогда, когда сначала с принуждением, а потом и охотно, и с радостью будем мы носить в себе чудное, всесильное имя Господа Иисуса Христа, когда волею своею будем подавлять греховные помыслы, слова и дела, призывая имя Спасителя нашего. «Обышедше обыдоша мя (всякие скорби, искушения и пустые греховные помыслы, ощущения) и именем...

Любопытно, что из того же города Мещовска была родом последняя русская царица, жена её внука Петра Великого - Евдокия Лопухина , браку которой с юным царем способствовали помимо его родственников по материнской линии Нарышкиных, также дальний родственник Евдокии Стрешневой - Тихон Стрешнев , причем крестильное имя Лопухиной - «Прасковья», было поменяно при венчании на «Евдокию».

Упоминания о том, что Стрешневы происходили из Можайска , а не Мещевска, являются ошибкой.

Свадьба

Евдокия Лукьяновна была выбрана овдовевшим царем Михаилом Фёдоровичем на смотре невест , устроенном в 1626 году. Она не входила в число отобранных красавиц, а прибыла с одной из них, дочерью окольничего Григория Волконского в качестве наперсницы («подруги для собеседования»). Михаилу не понравилась ни одна из девиц, прошедших в «финал конкурса», но по просьбе родителей он осмотрел всех еще раз, и Евдокия понравилась ему «красотой, обходительностью и кротким нравом» . Родители царя были разочарованы этим выбором, но Михаил остался непреклонен. «Государь ссылался не только на возникшее у него чувство, но и на свой христианский долг помочь благородной не по крови, а по существу девице покинуть дом притеснявших ее родственников» .

При сем объяснении упомянуто было также и о том, что Евдокия Лукьяновна Стрешнева живеть под игом жестокаго своенравия гордых своих родственников; что она всем от них обижена и редкий день проходит, чтобы она не обливалась слезами; но что она скромная и добродетельная девица; что никто не токмо не слыхал от нея жалоб, даже недовольнаго взгляда от ея не видал. Таковое о девице Стрешневой известие проникло болезненным состраданием сердце Царево, уже любовию объятое. Невольный вздох вырвался из груди Государевой, и он сам того не приметил, как произнес: «Несчастная… Но ты должна быть счастливою.» Матерь Царя была недовольна сим выбором, и сь некоторым негодованием сказала сыну своему: «Государь! Таковым избранием ты оскорбляешь Бояр и Князей, знаменитых своими и предков своих заслугами; дочери их, ежели тебе и не по нраву, то, по крайнев мере, не менее Стрешневой добродетельны … А Стрешнев кто?… Человек неизвестный!»

Царские посыльные отправились в отдаленный Мещовский уезд (Калужская губерния), чтобы привезти ко двору отца, Лукьяна Степановича Стрешнева, который благословил дочь на брак. По легенде, весть о выборе царя застала его за полевыми работами, на что историк царствования Михаила резонно замечает: «Повествуют, что посланные застали Стрешнева возделывающим пашню под посев ржи; но едва ли это справедливо, ибо в феврале (когда они прибыли к нему) нельзя еще было пахать» .

Любопытно, что в царских палатах Евдокия оказалась и была названа царицей лишь за 3 дня до венчания, видимо, из-за боязни родителей Михаила, что с ней случится из-за козней неприятность, подобная тем, что случилось с предыдущими царскими невестами - Марией Хлоповой и княжной Марией Долгорукой , ставшей царицей, но умершей через несколько месяцев, заболев сразу после свадьбы (это связывали с происками тех, кто не желал династии Романовых утверждения на престоле через крепкую линию престолонаследия).

Брачный поезд царя Михаила Фёдоровича

Свадьба Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Весь ход брачного торжества был изложен в лицевой (иллюстрированной) рукописи под названием «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых» .

«Отец царицы Лукьян Стрешнев вскоре превратился в богатейшего землевладельца, обладавшего имениями в семи уездах, по количеству угодий он занял девятое место среди самых богатых людей государства. Некоторые его вотчины сохранились до наших дней. Например, деревня Орехово , в 1960 году включённая в черту Москвы, или усадьба в начале Божедомского переулка в Москве (ныне Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства). Лукьян Степанович также владел обширным двором в Московском Кремле, занимавшем половины улиц Житницкая и Троицкая» . Двоюродные родственники царицы благодаря улучшению своего положения смогли купить и начать отстраивать имение Узкое .

Еще одна легенда об отце Евдокии гласит , что в одной из комнат у Лукьяна Степановича была особая занавеска. Каждый день, оставшись наедине с собой, царский тесть отдергивал ее. За занавеской была аккуратно развешана его прежняя одежда, лежали орудия, с которыми Стрешнев работал в поле. И тогда бывший бедный дворянин говорил себе: «Лукьян! Помни, что ты был и что ты ныне. Помни, что все сие получил ты от Бога. Не забывай Его милосердия. Помни Его заповеди. Делись всем, что имеешь, с бедными: они твои братья. Не утесняй никого, ты сам был беден. Помни твердо, что все земное величие - суета, и что Бог одним словом может обратить тебя в ничто».

Жизнь в браке

Как указывают историки, жизнь юной царицы под крылом у властной свекрови была нелегкой: «Положение ее при дворе было сложное. По видимости, молодая царица попала в полную зависимость от свекрови инокини Марфы, твердая рука которой чувствуется во всем дворцовом обиходе. При свекрови и невестке состоял один и тот же духовник, а дела их вел один дьяк. В поездках по монастырям и на всех выходах мать царя сопровождала невестку. Воспитателей для внуков также выбирала бабушка. Но и после смерти свекрови не чувствуется никакого влияния царицы в делах Михаила Федоровича»

Царь Михаил Фёдорович

Главные заботы Евдокии были связаны с деторождением. Первые два ребенка оказались девочками, причем вторая умерла 9-месячной. И. Е. Забелин пишет : «Это обстоятельство, что рождаются только дочери, очень опечалило и озаботило царственных супругов. Была печаль и беда не малая и царю; и еще более благоверной царице о „безродии сыновнем“, о безродии наследника царству, беда, обыкновенно развивавшая холодность царя к несчастливой царице. Супруги стали усердно молиться… Однажды в беседе с известным во дворце Соловецким иноком Александром Булатниковым, который впоследствии был келарем Троицкого монастыря, царь Михаил обратился к нему со словами: Ты не знаешь ли, кто у вас старец преподобный, который помолился бы о нашей печали? Александр ответил: Есть, государь, такой муж, и я уверен, что может испросить вам у Бога плод сыновства: это преподобный Елеазар , подвижник Анзерский. Александр рассказал подробно и святом его житии, и царь немедля послал Александра с люблением, дабы преподобный как можно скоро прибыл в Москву. Прибыл святой старец в царские палаты и в беседе с горевавшими супругами утешил их благонадежными словесами Не печалуйте, говорил. Силен бо есть Бог дать вам плод по вере вашей и это сбудется, яко день сей. Уповаю на Господа, что зачнется вам сын и родится и царствию по вас будет наследник. Слыша это, супруги исполнились неизреченной радости и упросили преподобного, чтобы остался до времени в Чудовом монастыре . Богу содействующу глаголам святого, не по многом времени зачатся и родися царю сын Алексей Михайлович , который, впоследствии воцарившись, почитал св. старца, яко другого себе отца, богодарованного, осыпал его щедрыми дарами и повелел в его скиту соорудить церковь каменную».

Покров Александра Свирского, вышитый царицей Евдокией, 1644, Русский музей

После неблагополучных родов царевича Василия, который вскоре скончался, Евдокия в течение шести лет (1639-1645 г.), до самой смерти царя, больше не рожала и, по свидетельству современников, с того времени «была перед прежним скорбна и меж супругами в их государском здоровье и в любви стало не по-прежнему» .

Царь с царицей молились и великую веру показали к преподобному Александру Чудотворцу Свирскому , мощи которого были обретены в течение тех же лет (1641 год), а в 1643 году царь устроил для них богатую серебряную раку, а царица «устроила швейным художеством своима рукама, со благородными своими чады (дочерьми), цветных сияет на плащанице образ св. Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца Александра, и украсила златом и сребром и бисером (жемчугом) со драгим камением, и повелела положити на многочудесныя мощи преподобнаго…» . Но детей больше им даровано не было.

Евдокия стала основательницей многих богоугодных заведений, помогала нищим и церкви. Внесла большой вклад в восстановление Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря на своей родине , в некрополе которого находится семейная усыпальница Стрешневых (встречается информация, о том, что в нем её благословляли перед отъездом в Москву на смотр невест с пожеланием завоевать сердце царя, что не противоречит информации о том, что она не входила в число соискательниц). Навещала она и Московский Иоанно-Предтеченский монастырь , в особенности жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали и подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды об упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи .

Скончалась Евдокия 18 августа 1645, через 5 недель после смерти мужа, умершего 13 июля. Похоронена царица была в усыпальнице для женщин царского рода в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля у южной стены . С 1930 года саркофаг с останками царицы хранится в подвальной части Архангельского собора , так как Вознесенский монастырь был взорван в 1929 году . Надпись на его крышке сообщает: «Лета 7153 августа в 18 день… в шестом часу преставис… благоверная царица и великая княгиня Евдокея Лукяновна а погребена августа в 19 день ».

Дети

Родила 7 дочерей и 3 сыновей, 6 из ее детей умерло при её жизни.

  1. Ирина Михайловна (22 апреля - 8 апреля )
  2. Пелагея Михайловна ( - 25 января ) - умерла в младенчестве
  3. Царь Алексей Михайлович (19 марта - 29 января )
  4. Анна Михайловна (14 июля - 27 октября )
  5. Марфа Михайловна ( - 21 сентября ) - умерла в младенчестве
  6. Иоанн Михайлович (2 июня - 10 января ) - умер в 6 лет
  7. Софья Михайловна ( -23 июня ) - умерла в младенчестве
  8. Татьяна Михайловна (5 января - 24 августа )
  9. Евдокия Михайловна (10 февраля ) - умерла в младенчестве
  10. Василий Михайлович (25 марта 1639 - 25 марта 1639) - младший сын; погребён в

Первого русского царя из династии Романовых.

Всем известно, что браки совершаются на небесах, а династийные браки совершаются только из интересов государства и политики.

Венценосные особы почти никогда не вступают в брак по любви, но иногда бывает и наоборот. После смерти Ивана Грозного , не оставившего прямого наследника, в государстве Российском наступило Смутное время .

Необходимо было избрать русского царя, который бы, в первую очередь, соблюдал интересы государства и дал стране наследников по мужской линии.

Происхождение Евдокии

Евдокия родилась в 1608 году, в семье мещовского дворянина Стрешнева Лукьяна Степановича. Её мать - Анна Константиновна умерла после рождения дочери. Отец вступил в ополчение Пожарского и отдал девочку родственникам на воспитание.

История брака Михаила Романова

В 1613 году на царство был избран Михаил Федорович Романов, дед Великого императора Петра 1 . В 1626 году происходил смотр царских невест на предмет выбора молодой царицы для Михаила и матери будущего наследника Российского престола.

Евдокия Лукьяновна Стрешнева не была в числе отобранных красавиц, она прибыла в качестве подруги и наперсницы более богатой и знатной девицы Елены Шереметьевой. Но именно небогатая и незнатная Евдокия сразу же приглянулась царю своим кротким лицом, скромным поведением и благонравием. Так же тронуло его сердце и рассказ о ее положении на правах бедной родственницы в доме богатых и жестокосердых родственников.

В летописях сохранились данные о том, что когда посланные царем прибыли в поместье Стрешневых с известием о скорой свадьбе и новом счастливом уделе Евдокии, ее отец самолично занимался подготовкой орудий труда к весенней пахоте.

Родители царя не сразу согласились на этот, по всем параметрам, неравный и невыгодный брак. Но упорство и твердость молодого Михаила Федоровича победило все препоны, и 5 февраля 1626 года состоялось бракосочетание царя Михаила Романова и будущей царицы Евдокии.

Рождение наследника престола Алексея Михайловича

Молодая царица Евдокия, несмотря на ее скромность и благонравие, обладала достаточно твердым и решительным характером. Даже на свадьбе она сумела мягко, но достаточно твердо отказать родителям жениха, когда они предложили ей изменить имя на Анастасию.

Исторические хроники утверждают, что молодая супруга уверенно вела хозяйство, составляла сметы, управляла подаренными ей селами и всю себя отдавала заботам о муже и вскоре появившихся детям.

Вступив в брак, Евдокия страшно боялась остаться бесплодной и поэтому частенько совершала паломничества по святым местам и монастырям, щедро жертвуя им богатые дары. Но она напрасно боялась, Бог подарил молодым супругам три сына и семь дочерей.

Первой появилась на свет дочь Ирина, затем Пелагея, но она умерла в возрасте одного года, и только вслед за двумя сестрами пришел в мир будущий русский царь Алексей Михайлович. Из десяти детей, подаренных царской чете Создателем, пятеро умерли в младенчестве, и второй долгожданный сын Иоанн умер в возрасте 6 лет.

Семейная жизнь

Евдокии и Михаила Молодая царица была далека от закулисных интриг и не участвовала в борьбе политических партий, не держала ничью руку и не пыталась влиять на решения своего богоданного супруга. На много занималась благотворительностью, жертвовала на храмы и монастыри, дома призрения и больницы.

Свою жизнь она посвятила служению мужу и детям. После смерти Михаила Федоровича в 1645 году, овдовевшая царица поводила все дни и ночи в тоске, слезах и молитвах, и по прошествии всего пяти недель она ушла вслед за любимым супругом в цвете лет. На престол сел сын Михаила и Евдокии - Алексей, который благополучно правил государством Российским до 1676 года.